Что изображено на картине не ждали. Илья Репин

Холст, масло. 160,5x167,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

В своей статье, посвященной XII выставке Товарищества передвижников, Стасов писал:
«Я кончу обозрение выставки картиной Репина «Не ждали». Я считаю эту картину одним из самых великих произведений новой русской живописи. Здесь выражены трагические типы и сцены нынешней жизни, как еще никто у нас не выражал. Посмотрите на главное действующее лицо: у него на лице и во всей фигуре выражены энергия и не сокрушенная никаким несчастием сила, но, сверх того, в глазах и во всем лице нарисовано то, чего не попробовал выразить в картине ни один еще наш живописец, в какой бы то ни было своей картине: это могучая интеллигентность, ум, мысль... Все вместе делает эту картину одним из самых необыкновенных созданий нового искусства».

Вся семья в сборе. Сидя за столом, готовят уроки дети, мальчик и девочка. У рояля молодая женщина. Здесь же пожилая дама в черном платье.

И вот в комнату входит кто-то посторонний. В первое мгновение его не узнают. Не верят себе, неужели это он? Не может быть!.. Но это он, он!

Кто же он? Кем он приходится вот этой замершей в полусогнутом положении престарелой даме, этой испугавшейся девочке и ее брату, первым, кажется, узнавшему пришельца, этой застывшей в недоумении молодой женщине у рояля? На лицах присутствующих – удивление, радость, любовь, целая гамма сложнейших душевных переживаний, внезапно охвативших каждого из членов этого маленького семейного мирка и представленных художником с необычайной, почти физиологической ощутимостью.

Все элементы картины правдиво и точно характеризуют среду, людей, их душевное состояние. Пусть в картине Репина запечатлен только один момент, только одно краткое мгновение, вызвавшее у всех участников сцены глубочайшее смятение чувств, – любому зрителю ясно: в свою семью из далекой ссылки, а может быть, и с каторги неожиданно возвратился сын, муж, отец.

Вся сцена полна необычайного напряжения, готового вот-вот разрядиться в шуме счастливых, радостных возгласов. Кажется, еще миг и вошедшего узнают все. И бросятся навстречу тому, кого, быть может, считали уже погибшим. Не случайно Репин написал женщин, старушку-мать и сидящую у рояля молодую женщину, в темных траурных платьях. Ведь возвращения с царской каторги не ждали, попавший туда обычно не возвращался. В «Не ждали» правдиво запечатлена яркая страница жизни и быта демократической интеллигенции семидесятых-восьмидесятых годов. Типичны характеры, обстановка, все детали, вплоть до портретов Шевченко и Некрасова на стене над роялем. Конечно, не случайно художник поместил рядом на стене две литографии, одна из которых изображает Александра II на смертном одре, а вторая воспроизводит картину Штейбена «Голгофа». Первая литография призвана подчеркнуть, что действие происходит уже после убийства народовольцами Александра II, а вторая как бы указывает зрителю на высокий, мученический подвиг тех, кто борется за правое дело.
Хотя картина и писалась быстро, почти без этюдов (натура была перед глазами и работа спорилась), никак не удавался центральный образ. Фигура входящего и особенно его голова неоднократно подвергались переработке, лицо по нескольку раз переписывалось, менялась общая характеристика.

В процессе работы Репин многое менял в первоначальном облике картины. По-разному варьировалось число действующих лиц и компоновка всей сцены. Больше того, если поначалу из ссылки возвращалась в родную семью женщина-революционерка, которой художник придал черты типичной курсистки, то впоследствии он отказался от этого образа и в окончательном варианте картины изобразил революционера, сильного и гордого, не сломленного никакими тяжкими испытаниями.

В самом деле, во всем облике входящего, этого мужественного человека, истомленного годами каторги, чувствуется несломленная внутренняя сила, бесстрашие и благородство борца за народное счастье. Невольно вспоминаются стихи Некрасова:

Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника.
Чахотку и Сибирь.

Художник сумел тонко передать в своей картине сложнейшее переплетение человеческих чувств, отразив множество эмоциональных оттенков в выражении лиц, в жестах, в естественных, непроизвольных движениях каждого персонажа. Только великий художник мог так убедительно передать душевное состояние этой сгорбившейся женщины, стоящей вполоборота к зрителю, почти в оцепенении ищущей рукой опору. А как тонко художник высмотрел в самой жизни реакцию страха у ребенка, - втянув голову в шею, поджав ногу, испуганно смотрит девочка на этого чужого для нее человека (она ведь была совсем маленькой, когда он исчез из дома, и, конечно, забыла его); как спокойно, безучастно и в то же время недоверчиво, держа руку на скобе дверей, наблюдает за происходящим горничная, с большой опаской впустившая в дом пришельца. Во всем – реальность, правда, естественность, удивительно непосредственное чувство жизни.

Верность психологических наблюдений художника, точность в подыскании конкретных реальных образов, передающих человеческие эмоции, уже в свое время были отмечены специалистами-психологами, обратившими внимание на поразительное совпадение художественных открытий Репина с данными психологии как науки.

В «Не ждали» Репин наметил для русского искусства и утвердил в нем новые живописные возможности. Такой реальности изображения до Репина еще не достигал никто. Объемность и материальность предметов, пространство, в котором расположены фигуры, – все это с предельной выразительностью передано художником.

Еще в «Крестном ходе» Репин сумел построить свободную композицию, лишенную условностей и нарочитой «построенности», как бы перенеся ее на холст целиком из жизни. В том, как в «Не ждали» художник расставил своих действующих лиц, также нет ничего театрального, ни малейшей игры и позирования. Стены комнаты намеренно срезаны рамой, и зритель как бы сам оказывается в этой комнате, вовлеченный художником в развитие действия и в переживания семьи. Взоры всех персонажей направлены в сторону вошедшего. Линиями рисунка, расположением фигур, цветовыми контрастами Репин сосредоточивает наше внимание на центральном моменте: глаз зрителя прежде всего останавливается на возвратившемся. От него расходятся и к нему же протягиваются нити сложных и многообразных чувств, охвативших всех персонажей картины.

Репин и на этот раз проявил себя удивительным колористом, мастером, умеющим выявить звучность цвета, в совершенстве владеющим палитрой. В картине изумительно переданы яркие солнечные лучи, зеленые рефлексы на стенах и на полу комнаты, и воздух, как бы вибрирующий, насыщенный светом. Этот солнечный, живительный свет, льющийся через стеклянные двери террасы и заполняющий всю комнату, насыщает картину бодрым жизнеощущением, верой в счастливый исход событий, надеждой на лучшее будущее, светлое и радостное.

Появление «Не ждали» вызвало в консервативной печати много нападок на Репина, который был объявлен «крамольным художником». Понимая революционное значение картины, борзописцы из «Нового времени», «Гражданина» и «Московских ведомостей» всячески пытались дискредитировать ее как произведение искусства. Они твердили на все лады, что Репин совершил еще один «скачок вниз», что талант художника неуклонно «падает в бездну». Но зато с каким восторгом встретили эту картину демократические зрители, особенно молодежь!
«Не ждали» – лучшая из работ Репина на темы революционной борьбы. Этой картиной художник еще раз показал, чьи интересы отстаивает его кисть. Он был неизменно на стороне тех, кто вступал в смелое единоборство с самодержавием, и в целой серии проникновенных картин выразил свое горячее сочувствие приниженному трудовому народу и борцам-революционерам, жертвовавшим жизнью во имя освобождения родного народа из-под власти его вековых угнетателей.

Возможно, что, работая над «Не ждали», Репин стремился сделать революционный сюжет картины в какой-то мере скрытым. Картине придан характер семейно-бытовой сцены, однако передовой зритель не мог не увидеть в ней страстного протеста против существующего строя. Политическое звучание темы, ее острота расширяли рамки бытовой семейной сцены до сложной социально-психологической драмы, сделали ее подлинно исторической картиной о революционной борьбе с самодержавием. В этой яркой повести о возвратившемся из ссылки революционере тысячи передовых демократических семейств увидели живое выражение своих переживаний; бытовая жанровая картина прозвучала как боевое революционное произведение.

«Я был прав, и до сих пор остаюсь правым, придавая великое историческое значение трем вашим картинам, – писал Репину Стасов. – Кроме слов «Не ждали», у картины не было никаких пояснений, а все поняли сразу, и одни обрадовались, другие возненавидели. Видно, что-то в самом дело было важное, и сразу всех затронувшее. Точно так и другая картина «Исповедь». Никаких объяснений, и все сразу поняли, как, что, где, когда... Вот это – история, вот это современность, вот это настоящее нынешнее искусство, за которое вас впоследствии особенно высоко поставят»

Знаете ли вы что, что картина Репина «Приплыли» – вовсе не Репиным

написана, да и называется иначе - "Монахи (Не туда заехали)" . Обитает картина на Украине, в Сумском художественном музее им. Никанора Онацкого , а написал ее современник Репина, воронежский художник и педагог Лев Соловьев , который также много занимался иконописью.

Впрочем, сюжет картины, несмотря на другое название, вполне укладывается в смысл, который вкладывают, вспоминая якобы произведение Репина. Когда ситуация приводит к конфузу участников, когда смешно и немножко стыдно, когда за поворотом (буквальным или аллегорическим) оказывается совсем не то, что предполагалось, мы выдыхаем и говорим: «Ну вот, картина Репина «Приплыли!» . И улыбаемся – весело или саркастически в зависимости от ситуации.

Глядя на картину, к которой намертво пристало это название, сложно сохранить серьезность. Речка на околице, туманная погода, плохая видимость. На лодке – монахи. Уж неведомо, куда они направлялись, но явно в какое-то другое место. Но в тумане их лодку вынесло к берегу, на котором деревенские бабы моются. Эдакая женская баня на реке. Небось, монахам, когда туман прояснился и они оказались в окружении множества голых барышень, только и оставалось резюмировать: картина Репина «Приплыли»!

Забавности сюжету придает тот факт, что монахи отнюдь не отводят очи от искушений дьявольских, напротив, не сводят с девиц глаз. Особое обаяние в картину привносят двое озорных ребятишек, которые единственные смотрят, кажется, зрителю прямо в глаза. Кажется, они и нас поймали на совсем не монашеском разглядывании голых барышень, и сейчас захохочут: попались, мол. А нам останется только согласиться и кивнуть: «Картина Репина «Приплыли», не отрицаем, мол».

По всей вероятности, на одной из выставок не туда заехавшие «Монахи» соседствовали с работами Ильи Репина. По ассоциации с афористичным названием другой его работы – «Не ждали» – могло возникнуть это «картина Репина «Приплыли».


"Монахи (Не туда заехали)" автор Лев Соловьев. Сумской художественный музей им. Никанора Онацкого, Украина, Сумы

Описание картины «Не ждали»

Картина Репина «Не ждали» изображает внезапное возвращение ссыльного революционера. Позировали для картины жена Репина Вера Шевцова, их дочь, теща, друзья дома. Ссыльный написан с Всеволода Гаршина.


Примечательно, что обстановку Репин изначально определил, и комната в эскизах практически не изменяется, а вот персонажи в процессе работы подвергались значительным пертурбациям. Особенно долго художник бился над образом вернувшегося, мучительно подбирая нужные интонации. В Третьяковской галерее хранится эскиз, на котором «не ждали» девушку. Вероятно, это курсистка, попавшая за политическую деятельность в ссылку. Настроение этого варианта – радость от возвращения, радость встречи и даже ощущение сюрприза, почти новогоднего подарка. Совсем иным стал окончательный вариант.

Картина Репина «Не ждали» 1884 (художник будет дорабатывать ее до 1888-го) года показывает нам вернувшегося мужчину. Неожиданность, шок, который вскоре сменится радостью, – есть. Ощущения сюрприза нет и в помине. Изначально автор предполагал показать несломленного героя, борца за свободу. Но окончательный вариант – о другом. В нем сильны мотивы возвращения блудного сына и воскрешения. Герой напряженно и мучительно всматривается в лица родных: примут ли они его? Не вынесут ли и свой обвинительный приговор? Лицо вошедшего большей частью в тени, но настороженный взгляд огромных глаз нам виден. В них – вопрос и попытка оправдаться, в них дилемма между велением совести, которому он последовал, и тем фактом, что он покинул семью. Ждут ли его здесь? Как его встретят?

Рассмотрим обстановку: голый деревянный пол, скромные обои, всё очень чисто и довольно бедно – здесь явно нет лишних средств. На стене - фотографические портреты Шевченко и Некрасова, репродукция картины Карла Штейбена, посвященной Страстям Христовым, и убитый народовольцами Александр II (портрет кисти Константина Маковского). Портреты не оставляют сомнений в том, что ссылка имела политический подтекст. А библейские аллюзии дают понять, что возращение героя, претерпевшего множество мучений, подобно воскрешению из мертвых.

Мастерство Репина в полной мере отражено в выборе момента – пикового, самого острого: сын, муж, отец вернулся и уже вошел в комнату, испуганная впустившая его горничная и еще кто-то из прислуги стоят у двери и смотрят, как дальше будут развиваться события. А вот его родные осознают возвращение дорогого человека именно сию секунду. Старуха-мать и жена революционера в черных траурных одеждах. Мать привстала с кресла, протягивает вперед ослабевшую руку, мы не видим ее глаз, но догадываемся, что в них надежда, страх, радость и, скорее всего, слезы. Она пристально всматривается в мужчину, вошедшего в одежде каторжника, и сейчас окончательно узнает в нем сына.

Жена, сидевшая за пианино, встрепенулась, замерла, готовая в следующее мгновение вскочить и броситься на шею вошедшему. Глаза ее расширены, робкая радость пробивается сквозь недоверие и испуг, рука судорожно сжимает подлокотник. Девочка, вероятно, была совсем маленькой, когда отца сослали, она его не узнаёт, ссутулилась и смотрит настороженно, она взволнована непонятным ей напряжением, вызванным появлением этого странного человека. А вот мальчик постарше, он, напротив, весь вытянулся в направлении отца, приоткрыл рот, глаза его сияют и, вероятно, в следующее мгновение он радостно завизжит. В следующее мгновение будет всё: слезы вперемешку со смехом, объятия. А сейчас – миг, предшествующий этому, и в нём с невероятным мастерством отражены чаяния, страхи и надежды. Кисть Репина вывела происходящее из бытового контекста и придала монументальность, общечеловеческий фактор – речь не о конкретном вернувшемся ссыльном, речь о вере, любви, страхе, совести и надежде.

Впервые картина была показана на XII передвижной выставке. Равнодушным она мало кого оставила, мнения разделились на два противоположных лагеря. Близкий друг Репина критик Владимир Стасов говорил, что это «самое крупное, самое важное, самое совершенное его создание» . А реакционная критика, не удовлетворенная сюжетом, разнесла картину в пух и прах, язвительно обыграв название. В «Московских ведомостях» вышла рецензия, заканчивавшаяся словами «жалкая гениальность, покупаемая ценой художественных ошибок, путем подыгрывания к любопытству публики, посредством «рабьего языка». Это хуже, чем преступление, это - ошибка... Не ждали! Какая фальшь...».

Претензии к картине были даже у Павла Третьякова, что не помешало ему купить полотно в свою коллекцию.

А вот это первый вариант-эскиз картины «Не ждали»:


Вероятно, это курсистка, попавшая за политическую деятельность в ссылку.

Собран материал на базе статей Алены Эсауловой (с сайта

Не ждали (картина)

Не ждали
(картина)



«Не жда́ли»
- картина русского художника Ильи Репина (1844-1930), написанная в 1884-1888 годах. Она является частью собрания Государственной Третьяковской галереи (инв. 740). Размер картины - 160,5 × 167,5 см.


Илья Репин
Не ждали. 1884-1888
Холст, масло. 160,5 × 167,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Репин начал работу над основным вариантом картины в 1884 году на даче в Мартышкино под Петербургом.

В том же году картина экспонировалась на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая проходила в Петербурге, после чего это полотно входило в состав выставки, которая путешествовала по другим городам России.

Момент, изображённый на картине, показывает первую реакцию членов семьи на возвращение из ссылки революционера-народовольца. Это произведение считается «самым значительным и монументальным из полотен Репина на революционные темы».

Картина «Не ждали» относится к так называемой «народовольческой серии» Репина, в которую, кроме неё, включают картины «Арест пропагандиста» (1880-1889, 1892, ГТГ), «Перед исповедью» (или «Отказ от исповеди», 1879-1885, ГТГ), «Сходка» (1883, ГТГ) и другие.

Репин начал работать над картиной «Не ждали» в начале 1880-х годов, находясь под впечатлением от убийства императора Александра II, совершённого 1 марта 1881, а также от публичной казни принимавших в нём участие народовольцев-первомартовцев, которая состоялась 3 апреля 1881 и на которой он сам присутствовал.




«Не ждали» (первый вариант картины, начат в 1883)


У картины «Не ждали» есть два варианта. Первый из них был начат в 1883 году, и на нём возвращающейся в семью была изображена девушка-курсистка. Эта картина, написанная маслом по дереву, была относительно небольшого размера, 45,8 × 37 см.

Пятнадцать лет спустя, в 1898 году, Репин взялся за доработку этого варианта картины, несколько изменив образ входящей девушки, которая своим лицом напоминает его дочь Надю. В настоящее время этот вариант картины также является частью собрания Третьяковской галереи (инв. 11162).

В 1884 году Репин начинает писать второй, основной вариант картины, существенно больший по размеру, на котором в комнату входит не девушка, а мужчина. Работа над картиной была начата на даче в Мартышкино под Санкт-Петербургом, а позировали художнику члены его семьи и другие знакомые.

В частности, жена возвратившегося мужчины была написана с Веры Алексеевны, жены Репина, и Варвары Дмитриевны Стасовой, мать - с Евгении Дмитриевны Шевцовой, тёщи художника, мальчик - с Серёжи Костычева, сына соседей по даче (в будущем - известного биохимика, профессора и академика), девочка - с Веры Репиной, дочери художника, а горничная - с прислуги Репиных.

Предполагается, что лицо входящего мужчины могло быть написано с Всеволода Гаршина, над портретом которого Репин работал в 1884 году.
Есть указания, что наибольшее сходство с Гаршиным было в одном из промежуточных вариантов картины.




Портрет В. М. Гаршина (1884, Музей Метрополитен)


В одном из ранних вариантов на картине был изображён отец ссыльного, предупреждающий всех остальных о его прибытии. Кроме этого, критик Владимир Стасов вспоминал, что была ещё фигура «какого-то старика».

В окончательном варианте картины Репин оставил только тех персонажей, которые, с его точки зрения, были необходимы для психологического раскрытия избранной им темы, а также для «сохранения действенности сцены».

В том же 1884 году картина была представлена на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая проходила в Петербурге. Поначалу Павел Третьяков не торопился покупать эту картину. Он сообщил Репину:

«В картине Вашей много достоинств, но есть и недостатки; содержание её меня не интересует, но на публику она, кажется, очень действует».

Репин и сам был не вполне удовлетворён тем, как в картине решалась художественная идея, в частности - концепцией главного героя, возвратившегося ссыльного.

После этого картина «Не ждали» была в составе выставки, которая путешествовала по другим городам России. По окончании этого путешествия Павел Третьяков, наконец, сообщил художнику о том, что он хотел бы купить эту картину.

Репин, однако, отказался продавать её, сказав, что, во-первых, Фёдор Терещенко уже высказал желание приобрести это полотно, а во-вторых, он сам собирается переписать главного героя картины.

Когда эта работа была закончена, Павлу Третьякову всё же удалось заполучить картину в свою коллекцию, хотя для этого ему пришлось увеличить цену с 5 тысяч до 7 тысяч рублей.

После этого Репин дорабатывал картину в 1885, 1887 и, наконец, в 1888 году. В основном эти более поздние изменения коснулись выражения лица входящего мужчины. Картина в том виде, в котором она была до изменений 1885 года, была сфотографирована Андреем Деньером, который в октябре 1884 года подарил эту фотографию художественному критику Владимиру Стасову.

По воспоминаниям хранителя Третьяковской галереи Николая Мудрогеля, одну из поправок к лицу возвратившегося ссыльного Илья Репин совершил в отсутствие Павла Третьякова, сказав работникам галереи: «Вы не беспокойтесь. Я говорил с Павлом Михайловичем о поправке лица на картине „Не ждали“. Он знает, что я собираюсь сделать». Третьякову же эта поправка не понравилась: он считал, что она портит картину.

Описание

На картине изображён момент, когда в комнату неожиданно для присутствующих заходит мужчина - возвратившийся из далёких краёв политический ссыльный. Очевидно, его не ожидали, и поэтому различна первая реакция членов семьи на его возвращение.

Несомненна радость женщины за фортепьяно (его жены) и мальчика, сидящего за столом. Девочка смотрит настороженно - возможно, она вообще ещё не поняла, кто этот мужчина. Во взгляде горничной, стоящей в дверях, чувствуется недоверчивое удивление. На переднем плане - пожилая женщина, мать возвратившегося мужчины. Её согбенная фигура передаёт глубокое потрясение от происходящего.

Основной задачей художника было показать неожиданность возвращения ссыльного народовольца, а также всю гамму связанных с этим переживаний, как его самого, так и членов его семьи.



Лицо ссыльного (деталь картины)


Выражение лица возвратившегося мужчины, а также наклон его головы Репин переписывал по крайней мере трижды, как бы выбирая между возвышенно-героическим и страдальчески-усталым вариантами и в конце концов остановившись на вопросительно-неуверенном выражении, которое одновременно сочетало в себе и героизм, и страдание. В окончательном варианте облик возвратившегося мужчины ассоциировался с сюжетом «возвращения блудного сына».

Главным психологическим узлом композиции картины является динамика фигур ссыльного и его матери, а также пересечение их взглядов. В этот первый момент возвращения фигура матери служит связующим звеном между её сыном, который пока ещё кажется чужим в этом светлом интерьере, и остальными членами семьи.

Движение матери, связанное с неожиданным возвращением сына, подчёркнуто сдвинутым креслом, находящимся на переднем плане картины. Убедительно написаны руки матери, а также руки жены ссыльного, сидящей за роялем.

В период, когда многие революционеры-народовольцы были в длительной ссылке, возвращение одного из них в родной дом могло рассматриваться как «неожиданное чудесное явление» или даже как «воскресение».

Искусствоведами отмечалось, что композиция картины - в частности, фигура матери, встающей с кресла навстречу возвратившемуся сыну, - имеет аналогию с евангельскими сюжетами воскрешения Лазаря и ужина в Эммаусе, а также с картиной Александра Иванова «Явление Христа народу».

Многие «мелочи» - такие, как фигуры детей, сидящих за столом в правой части полотна, а также детали интерьера комнаты, - придают картине жизненность, жанровую убедительность и лирическую теплоту.

К таким деталям относится образ девочки с характерно скрещёнными под столом ножками, а также вся с любовью написанная обстановка типичной квартиры интеллигентной семьи того времени.




Портрет Т. Г. Шевченко


Карл Штейбен «На Голгофе» (1841)


Константин Маковский
«Портрет Александра II на смертном одре» (1881, ГТГ)


Интерьер квартиры украшен репродукциями, которые имеют значение для оценки политических настроений в этой семье и символики картины. Это портреты писателей-демократов Николая Некрасова и Тараса Шевченко, изображение императора Александра II, убитого народовольцами, на смертном одре, а также Христос на Голгофе - символ страдания и искупления, соотносившегося интеллигентами-революционерами со своей миссией.

Среди прочих достоинств критики особо отмечали композицию и колорит картины. В частности, искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что совокупность композиционного и колористического решений этого произведения «представляет столь удачно найденное, ясное построение, что оно кажется само собой разумеющимся, непосредственно натуральным». Продолжая эту мысль, он писал:

Впоследствии похожая композиция использовалась в некоторых произведениях других художников - например, в картине «Опять двойка» Фёдора Решетникова (1952, ГТГ).

«Картина Репина "Не ждали"» — это выражение давно стало мемом. «Вокруг света» разобрался, кого и чего на самом деле не ждали герои, автор и владелец картины.

Картина «Не ждали»
Холст, масло. 160,5 х 167,5 см
Годы создания: 1884-1888
Ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее

Один из главных сюрпризов достался меценату Павлу Третьякову. Он купил за 7000 рублей превозносимую критиками картину известного художника, посетители Третьяковки с нетерпением ждали ее прибытия с XII выставки передвижников. Привлекал публику и злободневный сюжет: политический, выпущенный досрочно, не успевает предупредить домашних об освобождении и ошеломляет их своим появлением. В начале 1880-х выходили на свободу по амнистии осужденные в 1870-е годы народники.

Два года картина мирно висела в Третьяковке, но в 1887-м случился скандал. Когда Третьяков отсутствовал в Москве, в галерею наведался Репин с ящиком красок и быстро переписал голову входящего. Герой полотна, по свидетельствам очевидцев, стал выглядеть моложе, но гордость убежденного революционера в его чертах сменилась безволием и растерянностью. Увидев картину, Третьяков пришел в ярость от самоуправства Репина и, кроме того, решил, что она исправлена некачественно. Думал уволить смотревших за галереей слуг, которые никак не ожидали его гнева: им и в голову не пришло помешать художнику, давнему другу и советчику хозяина галереи.

И Репин удивился возмущению Третьякова, но, когда тот на следующий год прислал картину для исправления, доработал ее. Полученный результат устроил обоих. «Этот третий ссыльный — скорее чудесный, славный русский интеллигент, нежели революционер», — писал классик искусствоведения Игорь Грабарь. «Картина запела», — подытожил наконец-то довольный Репин.

1. Бывший арестант. Историк Игорь Ерохов определил, что из народников в начале 1880-х по царскому помилованию мог быть досрочно освобожден не революционер, а сочувствующий, из тех, кто присутствовал на сходках, но в акциях не участвовал: серьезных заговорщиков того периода если и амнистировали, то не раньше 1896 года. Героя могли осудить по статье 318 Уложения о наказаниях за членство в запрещенном кружке (каралось заключением в крепости, ссылкой либо каторгой). Моделью Репину послужил друг, писатель Всеволод Гаршин. Страдая от депрессии, Гаршин покончил с собой в год завершения картины, в 1888-м.

2. Армяк. Крестьянская одежда героя, пишет Ерохов, означает, что мужчина отбывал наказание в исправительных арестантских ротах далеко от дома: за отправленными по этапу не возили одежду, в которой их взяли, а по освобождении выдавали тряпье, купленное на пожертвования Обществом попечительным о тюрьмах.


3. Старуха. Мать героя, которую Репин писал с тещи, Евгении Шевцовой. «Вошедший, — пишет искусствовед Татьяна Юденкова, — видит только то, что не видит зритель: глаза матери».

4. Дама. Супруга героя. Репин писал ее с жены Веры и с племянницы критика Стасова Варвары. И мать, и жена в трауре — знак того, что в семье кто-то умер недавно, в пределах года.

5. Горничная. Девушка неохотно впускает в комнату бедно одетого человека, не признав в нем главу семьи: видимо, ее наняли уже после его ареста.

6. Мальчик. Сын героя, мальчик в мундире гимназиста, узнал вошедшего отца и обрадовался. Репин писал мальчика с Сережи Костычева, сына соседей по даче, будущего академика РАН, изучавшего дыхание растений.

7. Девочка. Дочь героя, напротив, испугана: вероятно, она была слишком мала, когда отца арестовали, чтобы помнить его. Репину позировала его старшая дочь Вера.


8. Мебель. «Обстановка по-дачному скудная», — отмечал искусствовед Лазарь Розенталь. Интерьер художник писал с обстановки дома в Мартышкине, который Репины снимали в качестве дачи, как многие петербургские семьи, селившиеся на лето за городом у Финского залива.

9. Фотография. На ней — убитый в 1881 году народовольцем Гриневицким Александр II в гробу. Фотография — примета времени, указывающая на политизированность сюжета картины. Убийство царя было рубежом для народнического движения: вопреки надеждам революционеров, устранение монарха не вызвало прогрессивных перемен в Российской империи. 1880-е стали временем раздумий, когда многие разочаровались в терроре как методе и в готовности общества к преобразованиям.


10. Портреты Николая Некрасова и Тараса Шевченко , писателей и публицистов, которых народники считали идейными вдохновителями, — знак того, что члены семьи ссыльного разделяют его убеждения.

11. «На Голгофе» Карла Штейбена — очень популярная репродукция и в то же время намек на страдания, которые пришлось пережить герою, и своего рода воскресение его для семьи после нескольких лет заключения.

Художник
Илья Репин

1844 — Родился в семье военного поселянина в Харьковской губернии на Украине.
1864-1871 — Учился в Академии художеств в Петербурге.
1870-1873 — Писал картину «Бурлаки на Волге».
1872 — Женился на Вере Шевцовой, дочери архитектора. В браке родились три дочери и сын.
1874 — Начал выставляться с Товариществом передвижных художественных выставок.
1876 — Написал «Под конвоем. По грязной дороге», первую картину на революционно-историческую тему.
1880-1889, 1892 — Работал над вторым, наиболее известным вариантом картины «Арест пропагандиста».
1887 — Развелся с женой.
1899 — Купил усадьбу, которую назвал «Пенаты», и съехался с Наталией Нордман — суфражисткой, писательницей (псевдоним — Северова).
1907-1911 — Работал над картиной «Манифестация 17 октября 1905 года».
1930 — Умер в «Пенатах» (тогда усадьба была на территории Финляндии, теперь — в России).

http://www.vokrugsveta.ru/article/246306/

«Картина Репина "Не ждали"» - это выражение давно стало мемом. «Вокруг света» разобрался, кого и чего на самом деле не ждали герои, автор и владелец картины.

Картина «Не ждали»
Холст, масло. 160,5 х 167,5 см
Годы создания: 1884–1888
Ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее

Один из главных сюрпризов достался меценату Павлу Третьякову. Он купил за 7000 рублей превозносимую критиками картину известного художника, посетители Третьяковки с нетерпением ждали ее прибытия с XII выставки передвижников. Привлекал публику и злободневный сюжет: политический, выпущенный досрочно, не успевает предупредить домашних об освобождении и ошеломляет их своим появлением. В начале 1880-х выходили на свободу по амнистии осужденные в 1870-е годы народники.

Два года картина мирно висела в Третьяковке, но в 1887-м случился скандал. Когда Третьяков отсутствовал в Москве, в галерею наведался Репин с ящиком красок и быстро переписал голову входящего. Герой полотна, по свидетельствам очевидцев, стал выглядеть моложе, но гордость убежденного революционера в его чертах сменилась безволием и растерянностью. Увидев картину, Третьяков пришел в ярость от самоуправства Репина и, кроме того, решил, что она исправлена некачественно. Думал уволить смотревших за галереей слуг, которые никак не ожидали его гнева: им и в голову не пришло помешать художнику, давнему другу и советчику хозяина галереи.

И Репин удивился возмущению Третьякова, но, когда тот на следующий год прислал картину для исправления, доработал ее. Полученный результат устроил обоих. «Этот третий ссыльный - скорее чудесный, славный русский интеллигент, нежели революционер», - писал классик искусствоведения Игорь Грабарь. «Картина запела», - подытожил наконец-то довольный Репин.

1. Бывший арестант. Историк Игорь Ерохов определил, что из народников в начале 1880-х по царскому помилованию мог быть досрочно освобожден не революционер, а сочувствующий, из тех, кто присутствовал на сходках, но в акциях не участвовал: серьезных заговорщиков того периода если и амнистировали, то не раньше 1896 года. Героя могли осудить по статье 318 Уложения о наказаниях за членство в запрещенном кружке (каралось заключением в крепости, ссылкой либо каторгой). Моделью Репину послужил друг, писатель Всеволод Гаршин. Страдая от депрессии, Гаршин покончил с собой в год завершения картины, в 1888-м.

2. Армяк. Крестьянская одежда героя, пишет Ерохов, означает, что мужчина отбывал наказание в исправительных арестантских ротах далеко от дома: за отправленными по этапу не возили одежду, в которой их взяли, а по освобождении выдавали тряпье, купленное на пожертвования Обществом попечительным о тюрьмах.


3. Старуха. Мать героя, которую Репин писал с тещи, Евгении Шевцовой. «Вошедший, - пишет искусствовед Татьяна Юденкова, - видит только то, что не видит зритель: глаза матери».


4. Дама. Супруга героя. Репин писал ее с жены Веры и с племянницы критика Стасова Варвары. И мать, и жена в трауре - знак того, что в семье кто-то умер недавно, в пределах года.

5. Горничная. Девушка неохотно впускает в комнату бедно одетого человека, не признав в нем главу семьи: видимо, ее наняли уже после его ареста.


6. Мальчик. Сын героя, мальчик в мундире гимназиста, узнал вошедшего отца и обрадовался. Репин писал мальчика с Сережи Костычева, сына соседей по даче, будущего академика РАН, изучавшего дыхание растений.


7. Девочка. Дочь героя, напротив, испугана: вероятно, она была слишком мала, когда отца арестовали, чтобы помнить его. Репину позировала его старшая дочь Вера.


8. Мебель. «Обстановка по-дачному скудная», - отмечал искусствовед Лазарь Розенталь. Интерьер художник писал с обстановки дома в Мартышкине, который Репины снимали в качестве дачи, как многие петербургские семьи, селившиеся на лето за городом у Финского залива.


9. Фотография. На ней - убитый в 1881 году народовольцем Гриневицким Александр II в гробу. Фотография - примета времени, указывающая на политизированность сюжета картины. Убийство царя было рубежом для народнического движения: вопреки надеждам революционеров, устранение монарха не вызвало прогрессивных перемен в Российской империи. 1880-е стали временем раздумий, когда многие разочаровались в терроре как методе и в готовности общества к преобразованиям.


10. Портреты Николая Некрасова и Тараса Шевченко , писателей и публицистов, которых народники считали идейными вдохновителями, - знак того, что члены семьи ссыльного разделяют его убеждения.


11. «На Голгофе» Карла Штейбена - очень популярная репродукция и в то же время намек на страдания, которые пришлось пережить герою, и своего рода воскресение его для семьи после нескольких лет заключения.

Художник
Илья Репин

1844 - Родился в семье военного поселянина в Харьковской губернии на Украине.
1864–1871 - Учился в Академии художеств в Петербурге.
1870–1873 - Писал картину .
1872 - Женился на Вере Шевцовой, дочери архитектора. В браке родились три дочери и сын.
1874 - Начал выставляться с Товариществом передвижных художественных выставок.
1876 - Написал «Под конвоем. По грязной дороге», первую картину на революционно-историческую тему.
1880–1889, 1892 - Работал над вторым, наиболее известным вариантом картины «Арест пропагандиста».
1887 - Развелся с женой.
1899 - Купил усадьбу, которую назвал «Пенаты», и съехался с Наталией Нордман - суфражисткой, писательницей (псевдоним - Северова).
1907–1911 - Работал над картиной «Манифестация 17 октября 1905 года».
1930 - Умер в «Пенатах» (тогда усадьба была на территории Финляндии, теперь - в России).