Лавренев 41 читать онлайн. Сорок первый

Сверкающее кольцо казачьих сабель под утро распалось на мгновение на севере, подрезанное горячими струйками пулемета, и в щель прорвался лихорадочным последним упором малиновый комиссар Евсюков.

Всего вырвались из смертного круга в бархатной котловине малиновый Евсюков, двадцать три и Марютка.

Сто девятнадцать и почти все верблюды остались распластанными на промерзлой осыпи песка, меж змеиных саксауловых петель и красных прутиков тамариска.

Когда доложили есаулу Бурыге, что остатки противника прорвались, повертел он звериной лапищей мохнатые свои усы, зевнул, растянув рот, схожий с дырой чугунной пепельницы, и рыкнул лениво:

– А хай их! Не гоняться, бо коней морить не треба, Сами в песке подохнут. Бара-бир!

А малиновый Евсюков с двадцатью тремя и Марюткой увертливым махом степной разъяренной чекалки убегали в зернь-пески бесконечные.

Уже не терпится читателю знать, почему «малиновый Евсюков»?

Все по порядку.

Когда заткнул Колчак ощеренным винтовками человечьем месивом, как тугой пробкой, Оренбургскую линию, посадив на зады обомлелые паровозы – ржаветь в глухих тупиках, – не стало в Туркестанской республике черной краски для выкраски кож.

А время пришло грохотное, смутное, кожаное.

Брошенному из милого уюта домовых стен в жар и ледынь, в дождь и ведро, в пронзительный пулевой свист человечьему телу нужна прочная покрышка.

Оттого и пошли на человечестве кожаные куртки.

Красились куртки повсюду в черный, отливающий сизью стали, суровый и твердый, как владельцы курток, цвет.

И не стало в Туркестане такой краски.

Пришлось ревштабу реквизировать у местного населения запасы немецких анилиновых порошков, которыми расцвечивали в жар-птичьи сполохи воздушные шелка своих шалей ферганские узбечки и мохнатые узорочья текинских ковров сухогубые туркменские жены.

Стали этими порошками красить бараньи свежие кожи, и заполыхала туркестанская Красная Армия всеми отливами радуги – малиновыми, апельсиновыми, лимонными, изумрудными, бирюзовыми, лиловыми.

Комиссару Евсюкову судьба в лице рябого вахтера вещсклада отпустила по наряду штаба штаны и куртку ярко-малиновые.

Лицо у Евсюкова сызмалетства тоже малиновое, в рыжих веснушках, а на голове вместо волоса нежный утиный пух.

Если добавить, что росту Евсюков малого, сложения сбитого и представляет всей фигурою правильный овал, то в малиновой куртке и штанах похож – две капли воды – на пасхальное крашеное яйцо.

На спине у Евсюкова перекрещиваются ремни боевого снаряжения буквой «X», и кажется, если повернется комиссар передом, должна появиться буква «В».

Христос воскресе!

Но этого нет. В пасху и Христа Евсюков не верит.

Верует в Совет, в Интернационал, Чеку и в тяжелый вороненый наган в узловатых и крепких пальцах.

Двадцать три, что ушли с Евсюковым на север из смертного сабельного круга, красноармейцы как красноармейцы. Самые обыкновенные люди.

А особая между ними Марютка.

Круглая рыбачья сирота Марютка, из рыбачьего поселка, что в волжской, распухшей камыш-травой, широководной дельте под Астраханью.

С семилетнего возраста двенадцать годов просидела верхом на жирной от рыбьих потрохов скамье, в брезентовых негнущихся штанах, вспарывая ножом серебряно-скользкие сельдяные брюха.

А когда объявили по всем городам и селам набор добровольцев в Красную, тогда еще гвардию, воткнула вдруг Марютка нож в скамью, встала и пошла в негнущихся штанах своих записываться в красные гвардейцы.

Сперва выгнали, после, видя неотступно ходящей каждый день, погоготали и приняли красногвардейкой, на равных с прочими правах, но взяли подписку об отказе от бабьего образа жизни и, между прочим, деторождения до окончательной победы труда над капиталом.

Марютка – тоненькая тростиночка прибрежная, рыжие косы заплетает венком под текинскую бурую папаху, а глаза Марюткины шалые, косо прорезанные, с желтым кошачьим огнем.

Главное в жизни Марюткиной – мечтание. Очень мечтать склонна и еще любит огрызком карандаша на любом бумажном клоке, где ни попадется, выводить косо клонящимися в падучей буквами стихи.

Это всему отряду известно. Как только приходили куда-нибудь в город, где была газета, выпрашивала Марютка в канцелярии лист бумаги.

Облизывая языком сохнущие от волнения губы, тщательно переписывала стихи, над каждым ставила заглавие, а внизу подпись: стих Марии Басовой.

Стихи были разные. О революции, о борьбе, о вождях. Между другими о Ленине.

Ленин герой наш пролетарский,

Поставим статуй твой на площаде.

Ты низвергнул дворец тот царский

И стал ногою на труде.

Несла стихи в редакцию. В редакции пялили глаза на тоненькую девушку в кожушке, с кавалерийским карабином, удивленно брали стихи, обещали прочитать.

Спокойно оглядев всех, Марютка уходила.

Заинтересованный секретарь редакции вчитывался в стихи. Плечи его подымались и начинали дрожать, рот расползался от несдерживаемого гогота. Собирались сотрудники, и секретарь, захлебываясь, читал стихи.

Сотрудники катались по подоконникам: мебели в редакции в те времена не было.

Марютка снова появлялась утром. Упорно глядя в дергающееся судорогами лицо секретаря немигающими зрачками, собирала листки и говорила нараспев:

– Значит, невозможно народовать? Необделанные? Уж я их из самой середки, ровно как топором, обрубаю, а все плохо. Ну, еще потрудюсь, ничего не поделаешь! И с чего это они такие трудные, рыбья холера? А?

И уходила, пожимая плечами, нахлобучив на лоб туркменскую свою папаху.

Стихи Марютке не удавались, но из винтовки в цель садила она с замечательной меткостью. Была в евсюковском отряде лучшим стрелком и в боях всегда находилась при малиновом комиссаре.

Евсюков показывал пальцем:

– Марютка! Гляди! Офицер!

Марютка прищуривалась, облизывала губы и не спеша вела стволом. Бухал выстрел всегда без промаха.

Она опускала винтовку и говорила каждый раз:

– Тридцать девятый, рыбья холера. Сороковой, рыбья холера.

«Рыбья холера» – любимое словцо у Марютки.

А матерных слов она не любила. Когда ругались при ней, супилась, молчала и краснела.

Данную в штабе подписку Марютка держала крепко. Никто в отряде не мог похвастать Марюткиной благосклонностью.

Однажды ночью сунулся к ней только что попавший в отряд мадьяр Гуча, несколько дней поливавший ее жирными взглядами. Скверно кончилось. Еле уполз мадьяр, без трех зубов и с расшибленным виском. Отделала рукояткой револьвера.

Красноармейцы над Марюткой любовно посмеивались, но в боях берегли пуще себя.

Говорила в них бессознательная нежность, глубоко запрятанная под твердую ярко-цветную скорлупу курток, тоска по покинутым дома жарким, уютным бабьим телам.

Такими были ушедшие на север, в беспросветную зернь мерзлых песков, двадцать три, малиновый Евсюков и Марютка.

Пел серебряными вьюжными трелями буранный февраль. Заносил мягкими коврами, ледянистым пухом увалы между песчаными взгорбьями, и над уходящими в муть и буран свистало небо – то ли ветром диким, то ли назойливым визгом крестящих воздух вдогонку вражеских пуль.

Трудно вытаскивались из снега и песка отяжелевшие ноги в разбитых ботах, хрипели, выли и плевались голодные шершавые верблюды.

Выдутые ветрами такыры блестели соляными кристаллами, и на сотни верст кругом небо было отрезано от земли, как мясничьим ножом, по ровной и мутной линии низкого горизонта.

Эта глава, собственно, совершенно лишняя в моем рассказе.

После боя с белыми в живых остался только небольшой отряд, который состоит из комиссара Евсюкова, 23 красноармейцев и Марютки. Они прорвали фронт, но остались одни в холодной незнакомой пустыне Туркменистана, пару верблюдов, чуть-чуть пищи и воды, вот и все что у них было. Особенной была среди них снайпер Марютка, круглая сирота. С семи лет она работала, проработав на рыбьих предприятиях 12 лет, и когда пришла гражданская война она пошла воевать за красных. Образования у нее не было, но была очень тонкая душа, потому она писала безграмотные и бездарные, но очень эмоциональные стихи. И если стихи её были не очень хороши, то стреляла она без промаха. Вот такая была Марютка, что шла вместе с двадцать тремя и Евсюковым по холодной пустыне.

Переход был тяжелый, еда и вода заканчивались, боевой дух и силы угасали. Вечером всем отрядом было решено идти до Киргизии. А утром Марютка разбудила Евсюкова с докладом о разведке. Недалеко от них шел караван. Все были в одночасье подняты, они пошли каравану навстречу. При подходе к каравану их обстреляли, среди торговцев было несколько белогвардейцев, но красные захватили караван и взяли в плен поручика белогвардейца Говорух-Отрока, который должен был передать в штаб важное донесение. Марютка промазала, её сорок первый остался жив. И именно Марютке и поручили охранять поручика. Связав его веревками, она привязала поручика к себе. Верблюдов киргизы у них украли, потому переход отряд продолжил пешими ходом. Холод-голод истощали силы людей, но они таки добрались до Киргизии, где их приняли, накормили и напоили, дали отдохнуть. В это время на берег выбросило лодку и комиссар решает отправить Марютку, поручика и еще двоих в штаб.

Во время плаванья сильный ветер во время шторма выносит небольшое судно на берег маленького рыбацкого острова, красноармейцы погибают и Марютка остается с поручиком вдвоем. Спасаясь от грозы и дождя, они прячутся в небольшом рыбацком сарае. Поручик заболел, и Марютка его взялась выхаживать, именно в это время у Марютки просыпается нежное чувство к своему пленнику. Когда поручик идет на поправку, они перебираются в другое строение, где Марютка нашла брошенные хозяевами запасы продовольствия. Там они решили ждать до весны, тогда начнут ходить корабли и спасут их. В Марютке все больше крепнут чувства к поручику, который тоже полюбил её.

Говорух-Отрок предлагает Марютке бросить войну и уехать с ним, но она считает, что должна помочь свершиться пролетарской революции. На этой почве у них происходили ссоры и после одной такой, они увидели проплывающий корабль. Их спасителями были белые и, Марютка, помня приказ Евсюкова, выстрелила в поручика. Он упал в воду и только после, Марютка осознала, что же она наделала.

Гражданская война. После сражения с белыми в живых остались лишь малиновый комиссар Евсюков(малиновый- из-за цвета куртки и лица), двадцать три и Марютка. Они прорвали фронт, но оказались одни в холодной пустыне. Несколько верблюдов, немного пищи- вот все, что было у красноармейцев.
«Особая между ними была Марютка. Круглая рыбачья сирота Марютка… С семилетнего возраста двенадцать годов просидела верхом на жирной от рыбьих потрохов скамье, в брезентовых негнущихся штанах, вспарывая ножом серебряно-скользкие сельдяные брюха». Когда грянула Гражданская война она добровольно ушла воевать за красных.
«Марютка- тоненькая тростиночка прибрежная, рыжие косы заплетает венком под текинскую бурую папаху, а глаза Марюткины шалые, косо прорезанные, с желтым кошачьим огнем. » Она мечтательная девушка, пишущая бездарные, но от чистого сердца, стихи. Их не принимают в печать, но она с упорством строчит новые. Если ее стихи не были хороши, то стреляла Марютка без промаха «и говорила каждый раз: - Тридцать девятый, рыбья холера. Сороковой, рыбья холера. »
Такая была Марютка, шедшая вместе с двадцатью тремя и Евсюковым через холодную пустыню. Переход был сложен, еда заканчивалась, боевой дух все больше угасал. На совете было решено идти до Арала, в киргизские земли. Наутро Марютка разбудила Евсюкова- она разведала, что недалеко проходит караван. Комиссар поднимает людей, и они идут навстречу киргизскому каравану. При подходе их обстреляли- среди торговцев оказалось несколько белогвардейцев. Но караван был захвачен красными. Один из белых сдался- это был поручик Говоруха-Отрок, который должен был передать в штаб белых важное донесение. Марютка стреляла в него- но промазала. 41-й остался жив.
Охрану пленного поручили Марютке. Она связала его и привязала к себе веревку. Верблюдов у красных украли киргизы, так что они продолжили свой дальнейший переход пешими. Холод и голод истощали силы людей. Но они смогли добраться до киргизских земель.
Там красных приняли, накормили, дали отдохнуть. Марютка обсуждала с поручиком свои стихи. Евсюков узнал, что на берег выбросило бот. Он решает отправить пленного, Марютку и еще двух красноармейцев в штаб. Во время плавания шторм выносит бот на берег небольшого рыбацкого острова. Товарищи Марютки погибают, Ей и Говорухе-Отроку удается спастись. Чтобы спрятаться от грозы, они прячутся в одном из рыбных сараев. Ночью бот уносит в море. Поручик заболевает. Марютка его выхаживает. В это время в ней посыпаются нежные чувства у нему. Когда наконец Говоруха-Отрок выздоравливает, они перебираются в другой сарай, где Марютка нашла оставленные хозяевами небольшие запасы муки. Там они остались, выжидая весны, когда начнут ходить по Аралу корабли и спасут их. В Марютке все больше крепнут чувства к поручику, тот тоже полюбил ее за простоту и искренность. Каждый вечер Говоруха-Отрок рассказывает девушки истории, которые когда-то читал. Он говорит, что устал, и не хочет больше бороться. Поручик предлагает Марютке бросить все и уехать с ним. Но девушка твердо считает, что должна помочь свершиться пролетарской революции. Она за победу красных. Марютка возмущена конформистским отношением Говорухи-Отрока к творящимся в стране событиям: «Другие горбом землю под новь распахивают, а ты? Ах и сукин же сын!»
«Три дня после ссоры не разговаривали поручик и Марютка». Но все же он признал правоту девушки: «Поумнел, голубушка! Поумнел! Спасибо - научила! Если мы за книги теперь сядем, а вам землю оставим в полное владение, вы на ней такого натворите, что пять поколений кровавыми слезами выть будут. Нет, дура ты моя дорогая. Раз культура против культуры, так тут уже до конца.

Разделы: Литература

Эпиграф урока:


Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие годы!
Безумье ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы
Кровавый отсвет в лицах есть.

Звучит музыка ("Времена года" Вивальди). Зажигается свеча. Читаются стихи:

Мы – дети страшных дней России-
Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие годы!
Безумье ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы
Кровавый отсвет в лицах есть.

Любовь и долг,
Достоинство и честь,
Как много есть понятий,
Их всех не перечесть.

Но вот нагрянула
Гражданская война,
И нет уже понятия
Ни чести, ни добра.

Здесь принципы дороже
Жизни человека.
Идеи братства, равенства
Купаются в крови.
Так было век от века.

И нет любви, нет красоты, добра,
Пока идет гражданская война.
Ты мне не друг, не брат-
Товарищ боевой.
И нет нам больше счастья,
Чем вихрь атаки боевой.

И уж потом, когда потомим мир в крови,
Тогда, потом,
Мы будем отмываться
И почему-то удивляться,
Что нет у нас ни чести, ни любви,
И что идеи наши не поймут потомки
И нас запишут в палачи.

Учитель: Сегодня мы с вами обратимся к одному из самых ярких произведений 20-х годов XX столетия о гражданской войне – к повести " Сорок первый" Бориса Лавренева. Мне хотелось бы, чтобы на нашем уроке мы не только познакомились и попытались проанализировать данное произведение, но и попробовали через слово писателя понять трагедию этого времени, трагедию любви.

Слово о писателе

(Звучит музыка " Лунная соната" Бетховена)

2 ученика: Перенесемся с вами на много лет назад, в далекую весну 1957 года. Вечер. Квартира в центре Москвы. Сейчас вернется хозяин, а пока осмотримся. Старинные – Павловские – кресла и диван. На стенах – миниатюры придворных красавиц в изящных рамках; этюды, пейзажи, портреты современной кисти. Рояль, над ним изумительный портрет Петра I – похоже 18 век. Кто здесь живет? Художник? Историк? Но в таком случае, зачем же и откуда здесь маленькая копия одесского портового маяка, корабельная рында? На столе портативная пишущая машинка. Журналист? Писатель?

Да, он и художник, и историк, и моряк, и над всем этим – писатель, Борис Андреевич Лавренев.

Он не вошел в литературу – ворвался, поразив всех, вызывая горячую приверженность одних, негодование других, никого не оставляя равнодушным.

Он сам, годы его молодости становятся историей. Лавренев писал: " Мне посчастливилось жить в эпоху великих социальных сдвигов, наблюдать крушение старого мира и рождение нового. Вспоминая пережитое, я всегда повторяю чудесные строки Тютчева:

" Блажен, кто посетил сей мир
В минуты роковые".

Я всегда буду любить революцию. Все виденное и пережитое отстоялось в памяти, пришло в стройную систему".

Если бы не было побега Бориса Сергеева в Одессу (Сергеев – настоящая фамилия писателя, Лавренев – псевдоним, фамилия одного из родственников) не было бы службы на пароходе, скитаний, участия (после окончания университета) в военных действиях, не было бы и писателя Лавренева.

Из времени, ветреного и кровавого, радостного и трагического, вырастала писательская программа. "Литература должна быть короткой, четкой, правдоподобной. Литература должна взвинчивать и захватывать. Читаться запоем".

Учитель: Читалось ли запоем, захватила ли вас повесть Лавренева? Какое ваше первое впечатление о произведении?

  • Необычно и невероятно всё: место действия, облик героев, их поведение, взаимоотношения, название.
  • Поражает символика, детали, пейзажные и портретные зарисовки, цветопись повести, художественная смелость Лавренева, его мудрость и проницательность, умение постичь глубину человеческих отношений.
  • Интересен сюжет, его развитие. Необычна обстановка на острове: никого нет, сплошная гармония с природой, и вдруг – любовь. Необычно и то, что у двух, ненавидящих друг друга людей, вспыхивают взаимные чувства любви и признательности…
  • Такое ощущение, что сам Господь Бог помогал им и в пустыне, и в море, и на острове – настолько четко видно, что судьба их сводит в любой ситуации.
  • Все необычно – экзотика пустыни и таинственного острова. Даже жанр необычен: повесть, рассказ, роман, новелла? Скорее всего, это революционно-романтическая новелла. Тема актуальна для 20-х годов – любовь и революция. Полюбить своего классового врага! Как страшно звучала эта мысль в те далекие годы!
  • Марютку нельзя обвинять в убийстве любимого человека, она не виновата в том, что ей пришлось убить того, за которого она бы сама отдала жизнь. Виной же трагедии является то, что они – “дети страшных лет России”, и читатель должен понять это.
  • Композиция четко обозначена: основное действие укладывается в промежуток времени от выстрела до выстрела.
  • Как начинается произведение? Какое это время?

    - “А время пришло грохотное, смутное, кожаное”. По желтым пескам Туркестана идет отряд красного комиссара Евсюкова. Разбит, голоден, обмерз отряд. “ Всего вырвались из смертного круга в бархатной котловине малиновый Евсюков, двадцать три и Марютка.

    Каким вам представляется Арсентий Евсюков?

    В малиновой куртке и штанах, “ лицо у Евсюкова тоже малиновое, в рыжих веснушках, а на голове вместо волоса нежный утиный пух… Росту малого, сложения крепкого” и как две капли воды похож на пасхальное крашеное яйцо. Но в Бога он не верит-“ верует в Совет, в Интернационал, чеку и в тяжелый наган”

    Каковы остальные красноармейцы?

    Самые обыкновенные.

    Кто же особенный? И чем?

    Марютка – боец Красной Армии. “ Тоненькая тростиночка прибрежная”. Жизнь Марютки, начавшаяся вполне заурядно, чем дальше, тем сильнее выявляла человеческое своеобразие малограмотной рыбачки.

    Назовите основные черты её характера?

    Беспощадность к врагам сочетается в Марютке с нежной поэтической душой, лиризм с решительностью, неуступчивость с мягкостью, грубость с душевной чистотой, жестокость с жалостью... Она всегда разная, непредсказуемая, способная на все, что угодно. Парадоксальна....

    У бесстрашной в бою Марютки главное в жизни- мечтания. Наивные, целомудренные. Но сочиняет не лирические стихи, а о революции, сражениях, Ленине. Не мужчины, а она лучше всех стреляет в отряде. Выстрелит – и назовет цифру. Сорок (!) врагов уничтожила Марютка и вдруг промахнулась. Сорок первый попал в плен.

    Впервые мы встречаемся с новым героем. Сорок первым должен был стать Говоруха-Отрок. Что же это за человек? Как он себя повел?

    Вадим Говоруха-Отрок – гвардии поручик, дворянин. Позади университет, домашняя библиотека, увлечение филологией. Молодой, красивый, образованный, умный, где-то тактичный, где-то ироничный, где-то просто огрубевший от ударов революции. Само имя “Вадим” звучит романтично, по-лермонтовски. Недаром лейтмотивом образа отрока становится одиночество. Один стрелял, один шел, не сгибаясь под ветром, он одинок к жизни вообще. Увидев парус, он выкрикнул: “ Белеет парус одинокий…” – эта строка является метафорой судьбы героя, судьбы дворянской России… Он не отказывает себе в удовольствии съязвить "мсье" Евсюкову, проехаться по адресу Марютки. Классовая неприязнь обезличивает фигуры в стане врага. Для Говорухи-Отрока красноармейцы – серая скотинка, он для них – гад недобитый. Где же изнеженному Говорухе-Отроку снести голодный марш по барханам? А он – к всеобщему удивлению – шагает тверже других. Евсюков диву дается, откуда у барина взялась выдержка? Не уловил Евсюков самодовольных ноток сверхчеловека.

    Что заставило Вадима по – новому взглянуть на "амазонку", обнаружить в ней внутреннюю жизнь? Ожидал ли этого поручик? О чем дискуссия Марютки и её пленника?

    Почему Марютка пишет стихи?

    - “Стихи у меня с люльки в середке закладены. Так и горит душа, чтоб натискали в книжке и подпись везде поставили: “Стих Марии Басовой”. Значит, для Марютки стихи – не только самовыражение, но способ прославиться.

    Лавренев не издевается над стихами Марютки. Душа героини хотела бы прорваться к прекрасному, высокому, и это стремление уважает автор.

    Как называется остров, на который попали герои? Какой последний приказ отдает Евсюков Марютке?

    Остров на Арале Барса-Кельмес, что означает “человеческая гибель”. Название не случайно.

    Евсюков приказал Марютке доставить поручика в штаб. “ Если на белых нарветесь ненароком, живым его не сдавай”.

    Как повели себя герои? Чем стал для них остров? (Инсценировка сцены ссоры героев – 9 глава)

    Люди не рождаются врагами, но становятся ими. Это не изначально заложенное чувство, но приобретенное. Однако настолько властное, что одолевает неодолимую, казалось бы, любовь.

    На острове осуществляется естественное разделение труда и обязанностей, подготовленное прежней жизнью. Самонадеянный Робинзон беспомощнее Пятницы. Марютка практична, умела, цепка. Впрочем, и Вадим не белоручка.

    Марютка полюбила офицера, перестав в нем видеть врага. Она видела только молодого синеглазого красавца, нуждающегося в ее помощи. Приказ Евсюкова доставить кадета в штаб живым либо мертвым утратил силу. Вместо беспощадных приказов, враждебного недоверия – самозабвенная женская бабья жалость. Ею и начинается любовь. Вадим потрясен не меньше Марютки. Незыбленные представления и категории разрушаются. У рыбачки меняется отношение к одному человеку, у Говорухи-Отрока – вся философия.

    В чем видит Говоруха-Отрок выход?

    Говоруха-Отрок, разочаровавшись в войне, в революции, в родине, цепляется за призрачную надежду на укромное пристанище, книги. Разочарование обернулось роковой опустошенностью. А выход – забиться с Марюткой в тихий угол, отгородившись книгами, а там – хоть трава не расти. Рай в шалаше с книжными полками. Но все вернулось на свои места, беспощадно указанной историей. В Говорухе-Отроке заговорила "голубая кровь", взыграла офицерская спесь. “ Поумнел, голубушка! Поумнел! Спасибо – научила. Если мы теперь за книги сядем, а вам землю оставим в полное владение, вы на ней такого натворите, что пять поколений кровавыми слезами выть будут. Раз культура против культуры, так уж до конца”.

    Как заканчивается произведение? Почему так поступила Марютка?

    Нельзя не обратить внимания на развязку, ради которой и выстроено всё здание повествования. Мелькнувший на горизонте парус оборвал злобную речь. Рай в шалаше рухнул. Выстрел – просто исполнение приказа, это собственный порыв. Но любовь жива, смертельная тоска рвала ее сердце. Украденное счастье родилось из беды и бедой завершилось…

    Любовь, от века побеждающая смерть, терпела поражение.

    Оба главных героя – жертвы страшного мира, и выстрел Марютки, раздробивший голову Говорухе-Отроку, направлен в её сердце.

    Финал произведения

    (Выразительное чтение учителем конца десятой главы)

    "Гибнувшая в огне и буре планета". "Грохот гибели мира". О чем заставляет задуматься автор?

    Эти слова характеризуют не только предсмертные ощущения поручика, но и тот Апокалипсис, который наступил для всей страны, разорванной не только на красных и белых, а на розовые нити нервов.

    Если возможна такая ситуация, когда женщина убивает свою единственную любовь, свое будущее, это значит, возможно, и все дальнейшее – расстрелы, лагеря, геноцид.

    Необычна ассоциация смерти Вадима с “грохотом гибнущей в огне и буре планеты”. “ В воде на розовой нити нерва колыхался выбитый из орбиты глаз. Синий, как море, шарик смотрел на нее недоуменно – жалостно”. Быть может, глаз, как земной шар, который охватила страшная война – революция, а розовая нить нерва – та интеллигенция, способная еще спасти мир от этой катастрофы, но которой становится все меньше и меньше и вскоре эта ниточка оборвется, оставив неизгладимый след страшных лет России и во всем мире. Планета гибнет, любовь уже больше не может существовать.

    Почему так названо произведение?

    Названо не "Марютка", не "Вадим", а по числу, обозначающему счет жертв. Это свидетельствует о сочувствии автора поручику, но: поручик, полюбивший дикарку-пятницу, не понял одного: отравленная идеологией "малинового" Евсюкова, собственноручно совершившая сорок (!) убийств, Марютка и не годилась для жизни на духовном материке поручика. Он – гуманист, она – убийца?

    Значит ли это, что революция противостоит любви?

    Сметая классовые границы, революция помогла родиться этой любви, она же убила её.

    Учитель: Борис Лавренев рассказал любовную историю, переплетая идиллию с трагедией, глубину психологизма со щемящей болью недоумения: "Что же я наделала?" Этот последний вопль обезумевшей Марютки впору было подхватить всей стране. Не это ли хотел сказать автор?

    Многие, прочитав повесть, ставят перед собой вопросы, – Почему так поступила Марютка? Как смогла убить любимого? А как бы поступил я на ее месте? И можно ли винить Марютку в случившемся? Ответ один – нет.

    Революция переворачивает все жизненные ценности с ног на голову, и человек становится просто пешкой в жестокой игре смерти.

    Что значит “ Сорок первый” для наших дней? Актуальна ли повесть?

    Не стоит говорить “нет, ведь революция осталась в прошлом..” При постоянной суматохе, творящейся в нашем государстве, не исключена возможность назревания новой революции. Опять будут ждать ее, как избавление от всех бед, как вихрь уносящий с собой все старое. От этого и пытается уберечь Лавренев: ведь не зря же Говоруха-Отрок услышал треск погибающей планеты – Россия погибла!

    Повесть эта актуальна для нашего времени, поэтому она нужна читателю не только как красивая новелла о любви, но и как предупреждение, что ничего не может быть страшнее, чем борьба против самих себя.

    (Звучит музыка Шопена "Революционный этюд", звучат слова Алексея Ремизова)

    “Русский народ, что ты сделал? Искал свое счастье, поверил, кому ты поверил? Землю ты свою забыл колыбельную? Где Россия твоя? Где твоя совесть, где мудрость, где твой крест? Я гордился, что я русский, берег и лелеял имя родины моей, молился "святой Руси". Теперь – несу кару, жалок, нищ и наг. Не смею глаз поднять! Господи, что я сделал! И одно утешение, одна у меня надежда: буду терпеливо нести бремя дней, очищу сердце и ум и, если суждено, восстану в Светлый день.

    Русский народ!
    Настанет Светлый день!”

    А вы, ребята, верите в Светлый день России?

    Без веры в свою страну жить на свете нельзя!

    Зажигается свеча, ученица читает стихотворение собственного сочинения.

    Зачем любовь ко мне пришла?
    Судьба тебя мне подарила,
    Минутой счастья подразнила
    И так жестоко отняла!

    Забыв про долг перед страной,
    В глазах твоих тонула синих,
    Какой же я была счастливой
    Под очарованной волной.

    Забыла я про гул стрельбы,
    Про смерть ребят в сухой пустыне,
    Смотря в глаза… как море сини –
    Как на бесценный дар судьбы.

    Луна и звезды с высоты
    Глядят так ласково, безмолвно,
    А берег нежно лижут волны…

    Все дышит, когда рядом ты…
    И вот настал час роковой,
    Вновь стал ты для меня кадетом.
    Не убегал ты от ответа,
    Как не ушел сороковой…

    Вот грянул выстрел… ты упал…
    Став для Марютки – сорок первым,
    Для женщины – такой потерей!
    Чего никто так не терял…

    Любовь, зачем ты к нам пришла,
    Очаровав волшебной силой?
    "Мы – дети страшных лет России".
    Зачем ты души нам сожгла?

    Учитель : Закрываем книгу Бориса Лавренева “ Сорок первый”…В душе остаются давящее чувство жалости к Вадиму, к Марютке, чувство тоски по потерянной России, яркие краски лавреневских пейзажей. Это произведение оставляет след в душе каждого читателя, оно стало классикой, а классика вечна! След этот будет всегда болеть в нашей душе за судьбы тех, кто оказался с Россией на изломе истории. А.А. Блок дал абсолютно точное определение своему поколению: “Мы – дети страшных лет России…”. Каждый народ достоин такой судьбы, которую он заслуживает. Русский народ – великий народ, ибо он сумел пережить то, что досталось стране. Россия. В этом слове заключено очень многое. Любовь, смысл жизни, родной дом. Но это еще и наше прошлое, наша трагедия. И наш долг – любить и беречь Россию, не разделяя ее народ на белых и красных.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. ГЕРОНИМУС Б.А. Б.А. Лавренев. - М., 1983.
    2. КАРДИН В. Обретение. –М., 1989.
    3. ЛАВРЕНЕВ Б. Сорок первый –М., 1989.
    4. СТАРИКОВА Е. Б.А. Лавренев(1891-1959) –М., 1982.


    Лавренев Б., Сорок первый.
    Гражданская война. После сражения с белыми в живых остались лишь малиновый комиссар Евсюков (малиновый - из-за цвета куртки и лица), двадцать три и Марютка. Они прорвали фронт, но оказались одни в холодной пустыне. Несколько верблюдов, немного пищи - вот все, что было у красноармейцев.
    "Особая между ними была Марютка. Круглая рыбачья сирота Марютка... С семилетнего возраста двенадцать годов просидела верхом на жирной от рыбьих потрохов скамье, в брезентовых негнущихся штанах, вспарывая ножом серебряно-скользкие сельдяные брюха". Когда грянула Гражданская война она добровольно ушла воевать за красных.
    "Марютка - тоненькая тростиночка прибрежная, рыжие косы заплетает венком под текинскую бурую папаху, а глаза Марюткины шалые, косо прорезанные, с желтым кошачьим огнем." Она мечтательная девушка, пишущая бездарные, но от чистого сердца, стихи. Их не принимают в печать, но она с упорством строчит новые. Если ее стихи не были хороши, то стреляла Марютка без промаха "и говорила каждый раз: - Тридцать девятый, рыбья холера. Сороковой, рыбья холера."
    Такая была Марютка, шедшая вместе с двадцатью тремя и Евсюковым через холодную пустыню. Переход был сложен, еда заканчивалась, боевой дух все больше угасал. На совете было решено идти до Арала, в киргизские земли. Наутро Марютка разбудила Евсюкова - она разведала, что недалеко проходит караван. Комиссар поднимает людей, и они идут навстречу киргизскому каравану. При подходе их обстреляли - среди торговцев оказалось несколько белогвардейцев. Но караван был захвачен красными. Один из белых сдался- это был поручик Говоруха-Отрок, который должен был передать в штаб белых важное донесение. Марютка стреляла в него - но промазала. 41-й остался жив.
    Охрану пленного поручили Марютке. Она связала его и привязала к себе веревку. Верблюдов у красных украли киргизы, так что они продолжили свой дальнейший переход пешими. Холод и голод истощали силы людей. Но они смогли добраться до киргизских земель.
    Там красных приняли, накормили, дали отдохнуть. Марютка обсуждала с поручиком свои стихи. Евсюков узнал, что на берег выбросило бот. Он решает отправить пленного, Марютку и еще двух красноармейцев в штаб. Во время плавания шторм выносит бот на берег небольшого рыбацкого острова. Товарищи Марютки погибают, Ей и Говорухе-Отроку удается спастись. Чтобы спрятаться от грозы, они прячутся в одном из рыбных сараев. Ночью бот уносит в море. Поручик заболевает. Марютка его выхаживает. В это время в ней посыпаются нежные чувства у нему. Когда наконец Говоруха-Отрок выздоравливает, они перебираются в другой сарай, где Марютка нашла оставленные хозяевами небольшие запасы муки. Там они остались, выжидая весны, когда начнут ходить по Аралу корабли и спасут их. В Марютке все больше крепнут чувства к поручику, тот тоже полюбил ее за простоту и искренность. Каждый вечер Говоруха-Отрок рассказывает девушки истории, которые когда-то читал. Он говорит, что устал, и не хочет больше бороться. Поручик предлагает Марютке бросить все и уехать с ним. Но девушка твердо считает, что должна помочь свершиться пролетарской революции. Она за победу красных. Марютка возмущена конформистским отношением Говорухи-Отрока к творящимся в стране событиям: "Другие горбом землю под новь распахивают, а ты? Ах и сукин же сын!"
    "Три дня после ссоры не разговаривали поручик и Марютка". Но все же он признал правоту девушки: "Поумнел, голубушка! Поумнел! Спасибо - научила! Если мы за книги теперь сядем, а вам землю оставим в полное владение, вы на ней такого натворите, что пять поколений кровавыми слезами выть будут. Нет, дура ты моя дорогая. Раз культура против культуры, так тут уже до конца. Пока..."
    В этот момент на горизонте появляется корабль. Но их спасителями были белые. Марютка строго помнила наказ Евсюкова: "На белых нарветесь ненароком, живым не сдавайся".
    Она стреляет в поручика.
    "Поручик упал головой в воду. В маслянистом стекле расходились красные струйки из раздробленного черепа.
    Марютка шагнула вперед, нагнулась. С воплем рванула гимнастерку на груди, выронив винтовку.
    В воде на розовой нити нерва колыхался выбитый из орбиты глаз. Синий, как море, шарик смотрел на нее недоуменно-жалостно.
    Она шлепнулась коленями в воду, попыталась приподнять мертвую, изуродованную голову и вдруг упала на труп, колотясь, пачкая лицо в багровых сгустках, и завыла низким, гнетущим воем:
    - Родненький мой! Что ж я наделала? Очнись, болезный мой! Синегла-азенький!
    С врезавшегося в песок баркаса смотрели остолбенелые люди."