Теракт в японии 1995. Двадцать лет трагедии в токийском метро

Террористы пронесли с собой в общей сложности 11 герметичных пакетов с нервно-паралитическим отравляющим веществом - зарином. Незадолго до прибытия поездов к станциям они незаметно опускали пакет на пол вагона, после открытия дверей протыкали пакеты специально заточенными наконечниками зонтов и выбегали на платформу. В одном из случаев террорист сам получил отравление, но успел принять противоядие.

Теракт в токийском метро стал самым крупным в современной истории Японии - погибли 12 человек (еще один пострадавший умер спустя год), серьезно пострадали 50, временное расстройство зрения получили почти 1 тыс. человек. Всего за медицинской помощью обратились порядка 5,5 тыс. пострадавших.

Непосредственными исполнителями теракта были пятеро членов секты "Аум Синрикё" - Икуо Хаяси, Кэнъити Хиросэ, Тору Тоёда, Масато Ёкояма, Ясуо Хаяси. Их сообщниками были Томомицу Ниими, Коити Китамура, Кацуя Такахаси, Киётака Тонодзаки, Сигэо Сугимото, которые ожидали террористов у станций метро и вывезли их на автомобилях в безопасные места.

Расследование и суд

Организаторов теракта выдал один из его исполнителей, Икуо Хаяси. 22 марта токийская полиция провела обыски в зданиях, принадлежащих "Аум Синрикё". Вскоре после этого СМИ опубликовали информацию, что следствие нашло у секты запасы зарина и взрывчатки и установило ее причастность к ряду других нападений, в том числе зариновой атаке 27 июня 1994 года в Мацумото (префектура Нагано). Тогда погибли девять человек, полиция первоначально подозревала местного жителя, который не был связан с "Аум Синрикё".

16 мая 1995 года руководство секты было арестовано в ее штаб-квартире близ Токио, в деревне Камикуисики (ныне входит в состав города Кофу, префектура Яманаси). Там же был обнаружен завод по производству зарина.

Организатором теракта был признан основатель и руководитель "Аум Синрике" - Сёко Асахара (настоящее имя - Тидзуо Мацумото). Процесс над ним начался 24 апреля 1996 года. Лидеру секты предъявили 17 обвинений, включая организацию террористического акта в метро, а также другие убийства, похищения, вымогательства. По данным следствия, Асахара был виновен в смерти 27 человек.

С помощью теракта в метро он хотел "свергнуть правительство" и утвердиться в качестве "нового императора Японии". Кроме того, Асахара надеялся таким образом отвлечь внимание правоохранительных органов от других преступлений секты. Никаких заявлений самого Асахары о целях теракта в СМИ не публиковалось - сам он отказался признавать себя виновным, давать показания и хранил молчание на протяжении всего судебного разбирательства.

Процессы над членами "Аум Синрикё" растянулись более чем на 16 лет. Их судили не только по делу о зариновой атаке в Токио, но и по другим преступлениям. 27 февраля 2004 года окружной суд Токио вынес Асахаре смертный приговор, признав лидера секты виновным по 13 обвинениям. Четырем непосредственным исполнителям теракта были также вынесены смертные приговоры: исключение было сделано для Икуо Хаяси, за помощь полиции он был приговорен только к пожизненному заключению. Всего смертные приговоры получили 13 членов "Аум Синрикё". Последний из организаторов теракта в Токио, Кацуя Такахаси, был арестован только в 2012 году и приговорен к пожизненному заключению в 2016 году.

20 марта 1995 года члены секты «Аум Синрике» распылили зарин в токийском метро. Погибли десятки человек, тысячи - пострадали, многие из них лишились здоровья на всю жизнь. Непосредственно в атаке принимали участие 10 человек, но за участие в подготовке было арестовано около двухсот.

У нас в России эта секта тоже была чрезвычайно заметна в 90-ые годы, имела тысячи адептов, ее программы шли по Радио Маяк. Лидер секты, Секо Асахара, говорил о себе в выражениях, характерных для тяжелой мании величия. Что же, не он один такой - секты, лидеры которых обирают и эксплуатируют своих адептов, или даже втягивают их в тяжкие преступления, дело обычное.

Но как такое может быть? Как люди могут вестись на столь грубый обман, идти за лидером, у которого, кажется, только что на лбу не написано «бегите от меня скорее?»

Этому может быть много причин, не будем забывать и реальности духовных сил зла и обмана. Но на одну из них хочется обратить особенное внимание.

Это неспособность к покаянию в прошлых ошибках. Само слово «покаяться» буквально значит «передумать», «вернуться» или «переменить путь». Это, как если бы мы свернули не на ту дорогу и шли по ней какое-то время, а потом обнаружили, что идем не туда. Тогда - если у нас хватает рассудительности - мы возвращаемся к тому перекрестку, где сделали неправильный выбор, и наодим правильный путь. Конечно, для этого надо признать, что мы сделали ошибку, и зря потеряли много времени и сил, и это нелегко - никто не любит признавать свои ошибки.

И это особенно трудно, когда мы уже вложились - материально или эмоционально, потратили время и усилия, понесли какие-то жертвы.

Мы склонны отстаивать тот выбор, который сделали - даже если он оказался, как выяснилось, очевидно неверным. Эту особенность человеческой психологии используют пропагандисты, и, не в последнюю очередь, лидеры сект.

Чем дальше человек идет по ложному пути, чем больше он трудится и страдает, чем больше он терпит обид и непонимания, тем труднее ему свернуть. И люди усиленно внушают себе, что они выбрали - и продолжают выбирать - верно, что лидер секты вовсе не опасный душевнобольной, каким он представляется внешним, а выдающийся духовный лидер, а они сами - вовсе не обманутые слепцы, а носители высшей духовной мудрости.

И чтобы только удержать эту иллюзию, люди бывают готовы на все - даже на явное преступление.

Церковь, зная об этой нашей несчастной склонности, непрестанно проповедует покаяние. Мы все падаем, мы все сворачиваем не в ту сторону. Мы можем довольно долго - а иногда почти всю жизнь - идти по ложному пути. Но мы можем вернуться к ситуации выбора - и выбрать правильно. И тогда Бог обратит даже наши потерянные годы к чему-то доброму.

Мы взяли интервью у преподавателя МГУ, историка‐япониста Александр Раевского о феномене запрещенной в РФ организации "Аум Синрике" и событиях двадцатилетней давности

20 марта 1995 года в токийском метро произошел террористический акт с применением отравляющего газа зарин. В результате, по разным данным, погибли от 10 до 12 человек, более пяти тысяч получили отравления различной степени тяжести. Атаку организовала секта Аум Синрике, которой руководил Тидзуо Мацумото (Секо Асахара). В годовщину трагедии "360 Подмосковье" решил узнать больше о причинах и последствиях теракта. О том, почему произошел теракт, когда и как появилась секта Аум Синрике, рассказал историк-японист, преподаватель МГУ Александр Раевский.

Завтра годовщина атаки токийского метро, хотелось бы понять, как так получилось, что эта ситуация стала возможной? В Японии такого рода происшествий массовых раньше не было.

Да, никогда не был, ни до, ни после, эта ситуация почти невероятна для Японии. Там несколько есть факторов. Первый фактор – социально-экономический. Дело в том, что там был небольшой разрыв поколений, мироощущений разных поколений, потому что поколение, которое пережило войну, пережило оккупацию, очень сильно работало, работало, работало, своим детям внушало, что нужно всю жизнь продолжать работать. И вот эти вот дети на период юности, молодости которых пришелся этот теракт Синрике и как раз попали в эту секту, они понимали, что нужно работать, но не очень понимали, зачем. Им это все было не очень интересно, и традиционные японские ценности их, скажем так, не сильно волновали. Они куда-то хотели двинуться в сторону, так как современная модель общества их очень сильно не устраивала. Поэтому для них эта новая религиозная история, которая обещала им не какое-то материальное богатство, а гарантировала духовное просветление. Это так редко было в их жизни, что они на это купились. Вторая причина – религиозная. У японцев как таковой религии в стране не очень много, у них есть ритуалы, обряды либо буддистские, либо синтоистские, когда люди просто действуют в рамках традиции, но какой-то внутренней веры в высшее божество, в божественную справедливость, такого в Японии вообще никогда не было. И на этом тоже сыграл Асахара в своей религии, потому что он понял, что людям недостает стремления к чему-то прекрасному, к чему-то высокому, к чему-то божественному. Тем более нужно помнить, что это 90-е годы, люди думали, что в 2000-х придет конец света. Асахара сам по себе тоже очень талантливый пиарщик, грамотно придумал, как раскрутить свою секту. И все это сработало так, что японцы даже не поняли, как погрязли в этой жестокой, как потом оказалось, террористической секте.

Получается, что по большому счету Аум Синрике объединила в себе и религиозные начала, и какие-то моменты современные, например, использование массовых коммуникационных технологий и пиара. Можно ли сказать, что это дитя нового века? Были ли последователи?

Сект новой религии их много. Кто-то сильно отличается, кто-то не сильно, но японцы спокойнее относятся к религиям и к такого рода сектам. Тут важно то, что Аум Синрике отличалась своим подходом, она была веселым интерактивным развлечением, в котором молодые люди могли найти себе занятие по душе. Туда приходили и художники, чтобы рисовать комиксы, туда приходили биологи, чтобы что-то выращивать. Там разным людям по их специальностям давалась возможность работать. Они работали не на корпорацию, а на благо всего общества. Это потом она трансформировалась.

- Что значит Аум Синрике?

Аум – буддистское Ом, Синрике – учение об абсолютной истине.

- Что они вкладывали в это?

Наверное, имелось ввиду, что учение Асахары – это учение абсолютной истины. Когда в 1984 году появилась эта секта, она называлась по-другому, потом было название "Клуб горных волшебников Аум". Синрике появляется в 1987 году, все это стандартные иероглифы, которые во всех течениях бывают. А "абсолютная истина" значит, что Асахара говорит абсолютную истину. И даже если мы чего-то не понимаем, или мы с чем-то не согласны, как заметил один из подсудимых в зале суда, один из тех, кто протыкал пакет с зарином: "Я так был уверен, что Асахара прав, потому что он сверхчеловек немного, что, даже если мы считали, что он в чем-то ошибается, то он-то видит и прошлое, и настоящее, и будущее, поэтому его точка зрения правильная". Я думаю, что так в это все и верили.

Бывший член секты "Аум Синрике" Макото Хирата

- А не кажется это немного странным, и как получилось, что у такой прагматичной нации - такая слепая вера?

Нация, с одной стороны, прагматичная, с другой стороны, она в той же степени любит в едином порыве следовать за чем-то. Поэтому я в этом, конечно, вижу странность, потому что для Японии такая ситуация, которая сложилась, нетипична. Но тут нужно помнить, что это было движение, направленное в первую очередь на молодежь, молодежь в то время увлекалась всякими сверхъестественными вещами ближе к предполагаемому концу света, она читала мангу, потому что она любила комиксы, и тут появилась альтернатива обычной жизни, которая предлагала им яркое путешествие внутрь себя вместе с харизматичным бородатым молодым человеком. Здесь нужно личностный фактор тоже учитывать. Поэтому в увлечении Аум я вижу именно стремление японского народа увлекаться чем-либо.

Газовая атака в токийском метро

Какие принципы лежали в основе этой религии? Что это за течение и почему оно было привлекательным, если не брать в расчет социально-экономический фактор?

Асахара, когда в первый раз поехал в Индию, он там выдумал главное божество аумского пантеона – это бог Шива. Уже в этом ученые видят предупреждение, потому что Шива – это бог-разрушитель, он должен разрушить этот мир, чтобы он потом возродился в новом качестве. А дальше Асахара, по меткому выражению одного из исследователей, как покупатель с большой тележкой, брал из разных религий то, что ему нравится, то, что красиво лежит. Там были и буддистские, и индуистские истории. Потом в 1987 году ему кто-то дал Библию, после этого он написал сразу двухтомник чуть ли не "Объявляю себя Христом". Потом он взял ваджраяну, единственное из направлений буддизма, которое оправдывает убийство во имя гуру. Потому что тогда уже произошли первые убийства, это был 1989 год, и он искал, как их оправдать. Поэтому Аум Синрике – это детище мыслей, фантазий одного человека. И когда этот человек начал сходить с ума, и когда он немного обиделся на Японию, которая не объявила его единогласно божеством, поэтому он переключает Синрике к агрессивным действиям. Искать какого-то глубокого смысла, следить, как меняется религиозная концепция, смысла нет. Это все действовало в зависимости от ситуации в стране в то время и от личного восприятия Асахары.

"АУМ синрике" в России

Можно ли сказать, что атака 20 марта в токийском метро была порождением болезненного самолюбия этого человека?

Конечно. Тут просто нужно помнить, о чем не все знают, что на самом деле Аум Синрике через СССР приобрели вертолет, который поставили на свою базу рядом с горой Фудзи и хотели произвести около 300 тонн зарина и распылить его над Токио. Такой был финальный план, который должен был состояться то ли летом, то ли осенью 1995 года. И в марте, люди Асахары, которые работали в полиции, они сказали ему, что 21 числа полиция планирует рейд на убежище Аум Синрике. А там было понятно, что заводы с химическим оружием найдут. И Асахара принимает решение, что единственный способ как-то ему прославиться, чтобы люди узнали о том, что он был, - это сделать все быстро. А еще ученый, который изготовил этот состав, был не очень профессионалом, потому что профессионал в это время сидел в двух дневной медитации и поэтому не смог приготовить газ. Когда Асахаре доложили, что приготовили зарин, но он не очень чистый (всего 30%), он махнул рукой и сказал, что и так пойдет. Потому что важно было сделать хоть что-то. Поэтому судьба уберегла Японию от большой трагедии.

Последний подозреваемый по делу секты "Аум Синрике" арестован в Токио в 2012

Сохранились какие-то материалы личных бесед с Асахарой, благодаря которым можно провести анализ личности этого человека?

Говорят, что есть психическое исследование Асахары, но эти данные остались секретными, их не афишируют. С ним общались, когда его судили, там есть материалы из зала суда, вначале он вообще не отвечал на вопросы. Стоит помнить, что, когда его в мае 1995 года нашли, он был в пещере – в одной руке у него был чемодан с деньгами, в другой – автомат Калашникова. И когда ему сказали: "Пойдем", он ответил: "Вы не имеете права прикасаться к гуру". Действительно какие-то материалы существовали, но они, к сожалению, засекречены.

Действительное объяснение — даты календаря 20-22.

  • Символ гороскопа людей родившихся 20.22.95 года ›› Рыбы (с 20 февраля по 20 марта).
  • Восточный календарь, 1995 год — Синей Деревянной Свиньи.
  • Стихия астрологического символа гороскопа Рыб, рожденных 20.22.95г. ~ Вода.
  • Планета управитель людей с датой рождения в эту дату – Нептун.
  • Эта дата пришлась на 12 неделю.
  • По календарю в данном месяце марте 31 день.
  • Длительность светового дня 20 марта – 12 часов 07 минут (долгота светового дня указана – по среднеевропейской широте Москвы, Минска, Киева.).
  • Первопрестольный праздник православной пасхи ›› Двадцать третьего апреля.
  • По календарю сезон — весна.
  • По современному календарю ~ не високосный год.
  • Удачные по зодиаку цвета, для людей с датой рождения 20 марта 1995 года #› Оранжевый, Каштановый, Умеренно-бирюзовый и Очень темный зеленовато-синий.
  • Растения подходящие к сочетанию знака гороскопа Рыбы и 1995 года по китайскому календарю ››› Береза, Облепиха и Тис.
  • Камни – оберегающие талисманы, для людей с днем рождения сегодня > Гелиодор, Сардоникс, Морион.
  • Весьма удачные цифры для людей с днем рождения 20 марта 95 года Восемь .
  • Весьма удачные дни недели для людей с днем рождения 20 марта 1995 года ~› пятница и суббота.
  • Существенные черты характера, людей астрологического знака зодиак Рыбы, которые родились в это число —›› неукротимый и сладострастный.

Информация для понимания мужчин родившихся в день 20 марта.

Вам придется учить мужчин по календарю на двадцатого марта 1995 г. рождения, быть экономными и осторожными с деньгами. Им трудно разобраться в себе, но при желании, их интуиция помогает им прекрасно разбираться в других людях. Эти люди, могут быть преданными, поэтому друзья так охотно поверяют им свои сокровенные тайны. Семья будет удачный только в том случае, если парень, уже имеет постоянную работу и состоялся, как личность. Ими могут двигать привычка или сопереживание близким.
Мужчина по календарю на 20 марта 1995 года рождения, слишком восприимчив и легко поддается чужому влиянию. Дети очень любят их, потому что они, обладая богатой фантазией, постоянно что-то придумывают. Детям с ним будет очень весело. Им, нравится ни за что не отвечать.
У мужчины по календарю на двадцатого марта 1995 г. рождения, масса возможностей. Редко выходят из себя, но и такое бывает.

Какие они женщины рожденые сегодня, 20.22.1995 г., по восточному гороскопу год.

Никто не может с уверенностью сказать, какой шаг она сделает. Изящные и утонченные девушки знак гороскопа Рыбы, обожают находиться в изысканных и респектабельных обществах, где чувствуют себя как рыба в воде. Ей позволительно быть слабой и нерешительной, ведь она — женщина 20-22-1995г. рождения. Ей постоянно необходимо повторять, что она любима. У нее, много требований, бывает настроение поскандалить, как и у всех девушки, но в основном будет нежной и спокойной. Характеристика женщины Рыбы, иногда ее охватывает депрессия.
Женщина о которой можно посмотреть календарь на двадцатого марта 1995 год, полна обаяния и очарования. Она будет заботливой и покорной женой, но вот работать или быть вашим советчиком она вряд ли сможет. У нее, часто меняется настроение, и они очень сентиментальны. Ласковая и послушная супруга, хорошая мать и отличная хозяйка.
Женщина восточный символ 20.22-1995г. рождения в Китае – Синей Деревянной Свиньи, не стремится к власти и лидерству, не пытается командовать и управлять своим мужчиной. Уютная, спокойная, тихая гавань для гордого мужчины.

Когда у меня был финансовый кризис, мне помог притянуть удачу Денежный Амулет . Талисман Удачи активирует у человека энергию достатка, ГЛАВНОЕ чтобы он был настроен только на вас. Амулет который помог, я заказывала на официальном сайте .

Под знаком зодиака Рыбы, родились нашумевшие люди:

Синди Кроуфорд, Шэрон Стоун, Чак Норрис, политик Джордж Вашингтон, ученый Николай Коперник, художник Огюст Ренуар, Юрий Гагарин, патриарх Алексий II, политик Михаил Горбачев, Артур Шопенгауэр, композитор Фредерик Шопен, художник Казимир Малевич, художник Михаил Врубель, актер Брюс Уиллис, скульптор Сандро Ботичелли, художник Микеланджело Буонаротти, ученый Альберт Эйнштейн, Генрик Ибсен, Давид Ливингстон, ученый Рудольф Дизель, Леон Шиллер, путешественник Америго Веспуччи, Морис Равель, художник Микеланджело, Герард Меркатор, Кароль Эстрейхер, музыкант Антонио Вивальди, Морарджи Десаи, Джоаккино Россини, Энрико Карузо, писатель Виктор Гюго, Георг Гендель, Фредерик Шопен.

Календарь на месяц Март 1995 года с днями недели

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Химическая атака в токийском метро с применением отравляющего вещества зарина произошла 20 марта 1995 на станциях Касумигасэки и Нагататё. Погибло 12 человек, 54 получили тяжёлое отравление, повлекшее долгосрочное расстройство здоровья, около 1000 имели после теракта кратковременные нарушения зрения. Атака организована религиозной организацией Аум Синрикё.

В пяти скоординированных атаках преступники проткнули пакеты с зарином, обернутые в газеты, и газ немедленно начал испаряться.

Суд признал лидера группы Сёко Асахара виновным по 13 из 17 обвинений, и в 2004 году приговорил его к смертной казни через повешение. В целом суд вынес 12 смертных приговоров руководителям организации и причастным лицам.

После инцидента Аум Синрикё пересмотрела ряд своих доктрин, в том числе доктрину узаконенного убийства и принесла извинения по поводу совершённого семьям жертв.

Механизм атаки

Непосредственно в атаке участвовали пять пар, состоящих из исполнителя и водителя. Основной обязанностью исполнителя было войти в вагон метро, проехать сколько-то станций, опустить пакеты с зарином на пол вагона и перед выходом проткнуть их специально заточенным концом зонта. Водители же ждали на указанной станции и должны были увезти исполнителей в безопасное место. Таким образом, хотя водители и не участвовали в отравление людей, они полностью сознавали, на что идут, поэтому впоследствии их приговоры были не мягче.

Несмотря на то, что зарин не самое летальное вещество, достаточно капли размером с булавочную головку, чтобы убить взрослого человека. Каждый исполнитель, кроме Хаяси, имел при себе два пакета ёмкостью литр - у Хаяси было три.

Участники

Икуо Хаяси

До вступления в «Аум», Хаяси был доктором в японском министерстве науки и техники. Сын доктора, Хаяси учился в Университете Кейо, и позже работал в Госпитале Кейо. В 1990 году он ушел с работы для того чтобы присоединиться к секте «Аум» и стать «министром исцеления» Асахары. Был ответственен за некоторые «лечения» членов «Аум», которые подозревались в нелояльности, электрошоком и пентоталом натрия. «Лечение» закончились смертью. Теракт проводил на линии Тиода. Хаяси был приговорен к пожизненному заключению. Распылял зарин на линии Тиёда, станция Син-Отяно-мидзу. В результате его действий погибло два человека, 231 получили увечья.

Его водитель Томомицу Ниими был приговорен к смертной казни через повешение.

Кэнъити Хиросэ

Окончил старшую школу и университет Васэда, специализировался на прикладной физике. В организации был причислен к Министерству науки и техники, считался главным специалистом в области химии. Вместе с Масато Йокояма стоял во главе секретного плана создания автоматического пистолета. Несмотря на сильные колебания, 20 марта проткнул оба пакета с зарином на станции Отяно-Мидзу. В результате погиб один человек, 358 получили травмы различной степени тяжести. Приговорен к смертной казни через повешение.

Его водителем был Коити Китамура.

Тору Тойода

Учился в Токийском университете, специализировался по прикладной физике, добился выдающихся успехов. Защитил кандидатскую диссертацию в элитной лаборатории. В секте принадлежал к Министерству науки и техники и действовал в бригаде химиков. Долго занимался «сёриндзи» («сёрин-рю»). Был ответственным за производство в 7-м павильоне секретного зарина. Несмотря на то, что полностью представлял последствия, не мог себе позволить пойти вопреки приказу сенсея. Проткнул пакеты между станциями Нака-Мэгуро и Эбису. Погиб один человек, 532 получили травмы. Приговорен к смертной казни через повешение.

Водителем был Кацуя Такахаси, до сих пор не пойман.

Масато Йокояма

Окончил отделение прикладной физики политехнического факультета университета Токай. Один из заместителей начальника Министерства науки секты. Стоял во главе разработки автоматического пистолета. Проткнул пакеты на подъезде к станции Йоцуя. Около 200 человек получили травмы разной степени. Приговорен к смертной казни через повешение.

Водитель - Киётака Тонодзаки, приговорен к пожизненному заключению.

Ясуо Хаяси

Хаяси родился в Токио и не является родственником Икуо Хаяси. Окончив токийскую вечернюю школу, он поступил в институт Когакуин, где изучал искусственный интеллект. После выпуска на постоянную работу не устроился, много путешествовал. В Индии увлекся религией. Вскоре после начала занятий йогой повстречался с «Аум Сенрикё», вступил в секту, ушёл из дома. Занимал третье место в Министерстве науки и техники. Сел в поезд на линии Хибия, отходивший от станции Кита-Сендзю, на станции Уэно. На подъезде к станции Акихабара многократно проткнул все три взятых пакета. Скончались 8 человек, травмы разной степени тяжести получили 2 475 человек. Ясуо Хаяси за количество жертв прозвали «Машиной убийств». Приговорен к смертной казни через повешение.

Водитель - Сигэо Сугимото, приговорен к смертной казни через повешение.

Источник - документальный роман «Подземка» известного японского новеллиста Харуки Мураками. Посвящен событиям зариновой атаки в токийском метро осуществлённой 20 марта 1995 года последователями секты «Аум Синрикё». В романе изложены рассказы 62 очевидцев этого события. Все публикуемые воспоминания не имеют каких-либо литературных прикрас, все они вошли в эту книгу с согласия авторов

Материал из Википедии - свободной энциклопедии