Военная галерея 1812 года в зимнем дворце. Презентация к уроку на тему: Военная галерея Зимнего дворца

Военная галерея Зимнего дворца, Г. Г. Чернецов, 1827

Военная галерея — одна из галерей Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Галерея состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Портреты написаны Джорджем Доу и его ассистентами А. В. Поляковым и Голике (нем. Wilhelm August Golike).

Посмертный портрет Джорджа Доу (сидит), написанный его учеником Вильгельмом Голике (стоит) в окружении семьи Голике

Джордж Доу (англ. George Dawe; 8 февраля 1781, Лондон — 15 октября 1829, Кентиш-Таун) — английский художник. В 1819—1829 годах работал в Санкт-Петербурге, где написал (с помощью русских живописцев Вильгельма Августа Голике и Александра Полякова) 329 погрудных портретов генералов — участников Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813—1814, большие портреты Михаила Кутузова и Михаила Барклая де Толли (1829), 4 портрета солдат-ветеранов (1828), составивших Военную галерею в Зимнем дворце.

Джордж Доу пользовался покровительством герцога и герцогини Кентских. В 1819 году отправился вместе с герцогом Кентским в путешествие по Европе, в ходе которого привлёк внимание Александра I. Император заказал художнику портреты русских генералов, участвовавших в войне с Наполеоном I. В 1826 году Николай I пригласил Доу на свою коронацию, а в 1828 году Джордж был официально назначен Первым художником Императорского двора.

Портрет Джорджа Доу. Деталь картины В. А. Голике. 1834 г.

Джордж Доу был упомянут в историческом романе Глинки В. М. "Судьба дворцового гренадера" и показан с крайне негативной стороны. Выходил он как эксплуататор молодого русского художника, выходца из деревни, талант которого сгубил заставляя юношу копировать чужие портреты; его работу выдавал за свою, с чего выходило, что большинство работ мастера исполнены его подчиненными.

Александр Васильевич Поляков (1801 — 7 января 1835) — русский художник. Крепостной генерaла П. Я. Корнилова был отдан в 1822 году в помощники Джорджу Доу. По договору Поляков поступaл «в ученье и рaботу» к Доу вплоть до его отъездa в Англию с условием отпускaть крепостного живописцa в вечерние клaссы в Акaдемию художеств. Жалованья ему было положено 800 рублей в год. «Но из сей суммы господин Доу дает ему только 350 рублей, остальные 450 оставляет в уплату за квартиру и за стол, хотя сей последний он имеет с его лакеями», - писал Комитет Общества поощрения художников. Доу писал портреты для Военной галереи героев Отечественной войны 1812 года. Некоторые из этих портретов писал Поляков, но подписывался под ними сам Доу. Многие десятилетия спустя специалисты пришли к выводу, что Поляков ещё и реставрировал большое число почерневших портретов, небрежно выполненных Доу.

В 1833 году, уже после освобождения Полякова от крепостной зависимости, президент Российской академии художеств А. Оленин подписал постановление о возведении Александра Полякова в ранг свободного художника. Из собственных работ известны: «Петр I на корабельной верфи с видом на Амстердам» (1819) и «Портрет Императора Николая I» (1829). Имеются его работы также в Государственном историческом музее в Москве и Костромском художественном музее: «Портрет близнецов Аркадия и Ивана Корниловых», «Портрет М. Ф. Корниловой и М. Л. Куломзиной», «Портрет Е. П. Корнилова».

Кроме портретов, написанных Доу, Поляковым и Голике, в галерее уже в 1830-х годах были помещены большие конные портреты Александра I и его союзников — короля прусского Фридриха-Вильгельма III и императора австрийского Франца I. Два первых написаны берлинским придворным художником Ф. Крюгером, третий — венским живописцем П. Крафтом.

Портрет Александра I (1838). Художник Ф. Крюгер

Прусский король Фридрих-Вильгельм III. Художник Ф. Крюгер

Австрийский император Франц I. Художник П. Крафт

В советское время галерею дополнили четырьмя портретами дворцовых гренадер, специальных войск, созданных в 1827 году для охраны дома ветеранов Отечественной войны. Эти портреты также выполнил Джордж Доу. Позднее галерея была дополнена двумя работами Петера фон Гесса — «Бородинское сражение» и «Отступление французов через реку Березину».

Э. П. Гау, 1862

Зал, в котором разместилась галерея, был спроектирован архитектором Карло Росси и строился с июня по ноябрь 1826 года. Он заменил несколько маленьких комнат в середине главного блока зимнего дворца — между Белым Тронным залом и Большим Тронным залом, в нескольких шагах от дворцовой церкви.

Карл Ива́нович Ро́сси (итал. Carlo di Giovanni Rossi; 1775—1849) — российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях.

Потолок с тремя световыми фонарями был расписан по эскизам Дж. Скотти. Торжественная церемония открытия зала состоялась 25 декабря 1826 года. К открытию галереи многие портреты ещё не были написаны и на стенах были размещены рамы, затянутые зелёным репсом, с именными табличками. По мере написания картины размещались на своих местах. Большинство портретов писалось с натуры, а для уже погибших или умерших персонажей использовались портреты, написанные ранее. Однако изображения тринадцати героев войны 1812 года не нашли; в связи с этим отведённые для них места затянуты зелёным шёлком.

Пожар, начавшийся в Зимнем дворце 17 декабря 1837 года уничтожил убранство всех залов, в том числе и Военной галереи. Но ни один портрет не пострадал. Новая отделка галереи была выполнена по чертежам В. П. Стасова.

Васи́лий Петро́вич Ста́сов (24 июля 1769, Москва — 24 августа 1848, Санкт-Петербург) — русский архитектор.

Архитектор внёс некоторые изменения, придавшие галерее торжественно-строгий и более внушительный облик: длина галереи была увеличена почти на 6 м, а над карнизом разместились хоры — обходная галерея.

К. К. Пиратский, 1861

Великий князь Константин Павлович

Фельдмаршал М. И. Кутузов

Фельдмаршал Барклай де Толли

А. С. Пушкин в своём стихотворении «Полководец», посвящённом Барклаю де Толли, в первых строках описывает Военную галерею:

У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом:
Но сверху до низу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадон,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен,
Ни плясок, ни охот, — а всё плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил


И вечной памятью двенадцатого года.
Нередко медленно меж ими я брожу
И на знакомые их образы гляжу,
И, мнится, слышу их воинственные клики...

С портретов прославленных полководцев Отечественной войны 1812 года, виртуозно написанных Джорджем Доу, на нас смотрят красивые мужественные лица, "полные воинственной отваги", как сказал о них Пушкин. На темной ткани их мундиров горят воинские награды, переливается муар орденских лент, блестит золотое шитье, аксельбанты и эполеты...

Император Александр I лично утверждал составленные Главным штабом списки генералов, чьи портреты должны были украсить Военную галерею. Это были 349 участников Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 гг., которые состояли в генеральском чине или были произведены в генералы вскоре после окончания войны.

За 10 лет работы Джордж Доу и его русские помощники В. А. Голике и А. В. Поляков создали 333 портрета, которые размещены в пять рядов на стенах галереи. Тринадцать портретов по разным причинам так и остались невыполненными. Вместо них в галерее находятся рамы с именами генералов.

Вся Россия знала имена людей, чьи портреты были помещены в Военной галерее. О каждом из них можно было бы написать героическую оду.

Михаил Богданович Барклай де Толли и Михаил Илларионович Кутузов

Генерал-фельдмаршал Михаил Богданович Барклай-де-Толли (1761-1818) - главнокомандующий русскими войсками в начале войны. Он выработал план отступления русской армии в глубь страны и руководил операциями по отступлению до 17 августа 1812 г. После его отставки командование принял генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов (1745-1813), который был вынужден продолжать отступление и принял нелегкое решение об оставлении Москвы. Все последовавшие за этим победы - от Бородина до Березины - связаны с именем Кутузова, проявившего себя блестящим стратегом.

Николай Николаевич Раевский

Генерал Николай Николаевич Раевский (1771-1829) - талантливый и мужественный военачальник. Во время Бородинского сражения корпус Раевского оборонял Курганную высоту, расположенную в центре позиции русских войск. Там были установлены 18 орудий батареи, получившей имя Раевского и отразившей все атаки французов.

Петр Иванович Багратион

Генерал Петр Иванович Багратион (1765-1812) - "Бог рати он" - так произносили его фамилию современники. За 30 лет службы князь Багратион принял участие в 20 походах и 150 сражениях. В Бородинском сражении он возглавлял левый фланг, по которому пришелся первый удар противника. Французы дважды овладевали земляными укреплениями - Багратионовыми флешами и дважды были выбиты оттуда. Во время очередной атаки противника генерал Багратион поднял свои войска в контратаку и в этот момент был тяжело ранен.

Алексей Петрович Ермолов

Генерал Алексей Петрович Ермолов (1777-1861) - выдающийся военный деятель и один из самых популярных людей своей эпохи. В Отечественной войне 1812 г. Ермолов участвовал во всех крупных сражениях. В разгар битвы на Бородинском поле М. И. Кутузов направил его на левый фланг, во 2-ю армию, заменить тяжело раненного Багратиона, и Ермолов помог преодолеть там смятение войск. Увидев, что центральная батарея Раевского взята французами, он организовал контратаку, отбил батарею и руководил ее обороной, пока не был контужен картечью.

Денис Васильевич Давыдов

Имя Дениса Васильевича Давыдова (1784-1839) неотделимо от Отечественной войны 1812 года как имя зачинателя и одного из руководителей партизанского движения. Боевые таланты Дениса Давыдова высоко ценили М. И. Кутузов и П. И. Багратион, а о его поэтическом даре поэт Н. М. Языков писал:

"Не умрет твой стих могучий,
Достопамятно-живой,
Упоительный, кипучий,
И воинственно-летучий,
И разгульно-удалой".

В 1949 г., к 150-летию со дня рождения А. С. Пушкина, в Военной галерее была установлена мраморная доска со строками из стихотворения великого русского поэта "Полководец":

"...Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной славою Двенадцатого года...".

В 1820-е годы память о войне была еще свежа. В обществе появилась идея запечатлеть всех участников Отечественной войны 1812 года. Герои войны должны были «ожить», чтобы навсегда занять прочное место в памяти русских людей. Эта идея вылилась в создание своеобразного памятника войне 1812 года - Военной галереи Зимнего дворца.

Утверждение списков

Сам император Александр I лично утверждал списки генералов, чьи портреты должны были быть помещены в Военной галерее. Портрет офицера мог быть размещен в Военной галерее только при условии, что он либо участвовал в боевых действиях против наполеоновских войск в 1812—1814 годах в генеральском чине, либо был произведен в генералы вскоре после окончания войны за отличия, проявленные в боях.

Инспекторский департамент Главного штаба Российской империи составил предварительные списки генералов, которые могли быть удостоены права попасть в Военную галерею. В декабре 1819 года эти списки были предоставлены специально созданному в августе 1814 года комитету для аттестации генералов, достойных включения в Военную галерею. Свою работу этот комитет проводил до августа 1820 года. Однако отнюдь все генералы, соответствующие критериям включения в Военную галерею, удостоились права быть представленными в ней. Император и Главный штаб остановились на 349 героях войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 гг.

Выбор императора: Джордж Доу

Вопрос о том, кому поручить написание стольких портретов был решен так же не без участия императора Александра I . Во время пребывания императора в Ахене осенью 1818 года начальник Главного штаба князь П.М. Волконский заказал тогда еще малоизвестному английскому художнику Джорджу Доу свой портрет. Александр вошел в комнату как раз во время сеанса и был поражен сходством портрета и быстротой, с которой работал мастер. Вскоре Доу получил приглашение в Петербург, где ему было заказано написание большого количества портретов героев войны 1812 года.

Джордж Доу работал над созданием этих портретов в течение 10 лет. Но для одного человека такой объем работы выполнить очень тяжело. Поэтому в России к нему на помощь были приставлены русские художники Василий Александрович Голике и Александр Васильевич Поляков. Всего они написали 332 портрета, в то время как оставшиеся портреты по тем или иным причинам остались невыполненными. Так, например, в галерее нет портретов кн. Д.И. Лобанова-Ростовского и А.С. Кологривова, руководивших в 1812 году подготовкой резервов.

Интересна история портрета декабриста С.Г. Волконского. Выполнен он был еще в 1823 году. Однако после всем известных событий 14 (26) декабря 1825 года решение о размещении портрета этого «государственного преступника», изначально даже приговоренного к смертной казни, которая затем была заменена ссылкой, было отменено. Таким образом, уже изготовленный портрет пролежал в запасниках Зимнего дворца многие годы и был обнаружен только в начале XX века, когда отношение общества и даже правящих кругов к декабристам изменилось. И только в 1903 года портрет Волконского был помещён в галерее и занял в ней свое достойное место.

Вокруг качества портретов, выполненных Доу, до сих пор ходят большие споры. Многие исследователи отмечают, что Доу и его помощники допустили целый ряд исторических неточностей. Многие герои войны к тому моменту уже погибли, и их портреты не могли писаться с натуры. Художники допустили ошибки в мундирах, погонах, орденах и лентах, иногда изображая те награды, которыми этот генерал никогда не обладал, а иногда не писали обязательные для ношения наградные знаки. Однако все эти неточности не могут изменить того впечатления, которое создается при входе в галерею.

Г.Г. Чернецов, 1827 г.

Открытие галереи

Зал, в котором разместилась будущая галерея, был спроектирован известным архитектором Карло Росси и строился в спешном порядке с июня по ноябрь 1826 года.

Торжественное открытие галереи, посвященной героям войны 1812 года, состоялось 25 декабря (7 января) 1826 года - в день, ознаменовавший победоносное окончание войны. В этот день в Зимнем дворце собрались те самые герои войны, чьи портреты находились на стенах галереи, и простые офицеры и солдаты гвардейских полков - но все они были ветеранами войны 1812 года, награжденные медалями и орденами за участие в этой кампании.

Пожар 1837 года


Портрет Александра I работы Ф. Крюгера

Уже в 30-е годы XIX века зал Военной галереи был поставлен парадный портрет императора Александра I (исполненный Францем Крюгером). Рядом находились парадные портреты, монархов союзных государств - короля прусского Фридриха-Вильгельма III и императора австрийского Франца-Иосифа I. Портреты фельдмаршала М.И. Кутузова и М.Б. Барклая де Толли находятся по сторонам двери, ведущей в Георгиевский (Большой тронный) зал. По стенам расположены пять горизонтальных рядов нагрудных портретов героев войны 1812 года в золоченых рамах. Они разделены колоннами, портретами в рост и дверьми в соседние помещения. Над этими дверьми находились двенадцать лепных лавровых венков, окружающих названия мест, где происходили наиболее значительные сражения 1812-1814 годов, начиная с Клястиц, Бородина и Тарутина до Бриена, Лаона и Парижа.

Но 17 декабря 1837 года в Зимнем дворце начался пожар, который продолжался три дня. В результате очень сильно пострадало декоративное убранство всех залов, не пощадил он и Военную галерею. Но благодаря мужеству гвардейских солдат ни один портрет герою войны 1812 года не пострадал: все они были спасены и вынесены из горевшего зала. В 1838-1839 годах галерея была восстановлена с некоторыми изменениями, внесенными архитектором В.П. Стасовым. В этом виде она сохранилась доныне.

Александр Сергеевич Пушкин, часто бывавший во дворце, очень любил эту галерею и посвятил ей замечательные строки в своем стихотворении о Барклае-де-Толли «Полководец»:

У русского царя в чертогах есть палата:

Она не золотом, не бархатом богата;

Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;

Но сверху донизу, во всю длину, кругом,

Своею кистию свободной и широкой

Ее разрисовал художник быстроокой.

Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадон,

Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жён,

Ни плясок, ни охот, — а всё плащи, да шпаги,

Да лица, полные воинственной отваги.

Толпою тесною художник поместил

Сюда начальников народных наших сил,

Покрытых славою чудесного похода

И вечной памятью двенадцатого года…

Нередко медленно меж ими я брожу

И на знакомые их образы гляжу,

И, мнится, слышу их воинственные клики.

Из них уж многих нет; другие, коих лики

Еще так молоды на ярком полотне,

Уже состарелись и никнут в тишине

Главою лавровой...

Хроника дня: Русские атакуют отряд Гранжана

Седьмая пехотная дивизия из 10-го армейского корпуса отступала к границе с Восточной Пруссией. У Шавлей и Кельма отряд генерала Гранжана был атакован русским авангардом, однако французы продолжили отступление.

Отряд генерала Паулуччи продолжал преследовать неприятеля и занял Шрунден.

Персона: Джорж Доу

Джорж Доу (1781-1829)

Джордж Доу родился 8 февраля 1781 г. в приходе Сент-Джеймс. Его отец Филипп Доу был художником и гравером в меццо-тинто, работал вместе с Хоггартом и Тёрнером, также писал политические карикатуры о жизни в Америке.

Первоначально Джордж тренировался с отцом как гравер, но позднее он заинтересовался живописью. Он стал учиться в лондонской Академии художеств, которую окончил в двадцатидвухлетнем возрасте с золотой медалью. Он был прекрасно образован, владел четырьмя европейскими языками. В 1809 г. Доу стал членом Академии художеств, а в 1814 г. - академиком.

Он пользовался покровительством герцога и герцогини Кентских. В 1819 г. он отправился вместе с герцогом Кентским в путешествие по Европе, в ходе которого в Ахене познакомился с Александром I и произвел на него впечатление. Эта встреча стала очень важной в жизни английского художника. Российский император заказал Джорджу Доу написать портреты русских генералов, участвовавших в войне с Наполеоном I. В течение 10 лет художник работал над этими портретами.

В 1826 г. новый император Николай I пригласил Доу на свою коронацию, а в 1828 г. он был официально назначен Первым художником Императорского двора.

В 1828 г. он вернулся в Англию, где оставался в течение нескольких месяцев. В 1829 г. Доу вернулся в Санкт-Петербург, но вскоре у него возникли серьезные проблемы со здоровьем. У художника была лёгочная недостаточность на протяжении всей жизни из-за перенесённой в детстве болезни. В августе 1829 г. Доу вернулся в Лондон, и 15 октября он скончался.

7 (19) декабря 1812 года

Военная галерея Зимнего дворца – пожалуй, один из выдающихся и грандиозных памятников, созданных в честь победы русской армии в Отечественной войне 1812 года с Наполеоном.

Идея создания мемориальной галереи с портретами более чем 329 участников Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов 1812-1814 годов приписывается самому Александру I. Во всяком случае, именно он пригласил писать портреты английского художника Джорджа Доу (1781-1829). Портреты написаны Джорджем Доу и его ассистентами А. В. Поляковым и В.А. Голике (нем. Wilhelm August Golike), а уже в 1830-х годах были дополнены большими конными портретами Александра I и его союзников - короля прусского Фридриха-Вильгельма III и императора австрийского Франца I. Два первых написаны берлинским придворным художником Ф. Крюгером, третий - венским живописцем П. Крафтом.

Стены галереи, находящейся в самом сердце императорского дворца рядом с Тронным залом, покрыты пятью рядами погрудных портретов. Монотонность длинных рядов одинаковых по размеру изображений прерывается семью огромными портретами, обрамлёнными торжественными коринфскими колоннами и проходом в соседние залы. На трёх из них представлены конные изображения глав государств – союзников российского императора Александра I: прусского короля Фридриха-Вильгельма III и австрийского императора Франца I. На четырёх других – портреты в рост главнокомандующих: великого князя Константина Павловича, М. И. Кутузова, М. Б. Барклая-де-Толли, герцога Веллингтона.

Рис.1 Вид военной галереи Зимнего дворца.

Военные на погрудных портретах изображены в мундирах своих полков с полным набором орденов и знаков отличия. Запечатлённые в разных ракурсах генералы на фоне облаков или деревьев, на нейтральном тёмном или светлом фоне, с горным пейзажем или красной драпировкой не кажутся однообразными. Более того, они удивляют ярко выраженной индивидуальностью. Сохранились многочисленные свидетельства современников о поразительной схожести портретов с оригиналами.

Военная галерея в Зимнем дворце уникальна. Она даёт нам визуальное представление о целом срезе российского общества пушкинского времени. В отличие от других памятников, увековечивающих славные боевые победы, галерея не только прославляет нескольких военачальников, но демонстрирует понимание той роли, которую играла армия в целом, армия, опиравшаяся на народ, сплотившийся для отпора неприятелю. Длинные ряды портретов рождают ассоциации с выстроившимися плечом к плечу воинами, вставшими на защиту Отечества.

У русского царя в чертогах есть палата: Она не золотом, не бархатом богата; Не в ней алмаз венца хранится за стеклом: Но сверху донизу, во всю длину, кругом, Своею кистию свободной и широкой Её разрисовал художник быстроокий. Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн, Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен, Ни плясок, ни охот, а всё плащи, да шпаги, Да лица, полные воинственной отваги. Толпою тесною художник поместил Сюда начальников народных наших сил, Покрытых славою чудесного похода И вечной памятью Двенадцатого года. Нередко медленно меж ими я брожу И на знакомые их образы гляжу, И, мнится, слышу их воинственные клики.

(А.С.Пушкин)

Галерея благополучно пережила революцию 1917 года и Великую Отечественную войну 1941–1945 годов, когда портреты вместе с другими произведениями искусства были эвакуированы за Урал, в город Свердловск. К 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга её отреставрировали, стенам возвратили первоначальный цвет, восстановили росписи потолка, старые стеклянные плафоны заменили на новые с современной подсветкой, все портреты прошли консервацию. Торжественное открытие состоялось в День рождения города 27 мая 2003 года, и теперь, как и прежде, галерея сохраняет для нас облик и имена тех, кто вписал одну из самых героических страниц в русскую историю.

Газина Алина Дмитриевна

Творческая работа Газиной Алины высоко оценена жюри Всероссийского ежегодного фестиваля творчества кадет “ЮНЫЕ ТАЛАНТЫ ОТЧИЗНЫ” в номинации "Журналистика".

(фестиваль проводился в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 года». Творческой темой фестиваля

2012 года стало 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года) и Дипломом II степенина Пятом межрегиональном филологическом мегапроекте «Листая календарь. Война 1812 года»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Галерея героев 1812 года

Эссе

Выполнила воспитанница 31 взвода

МБОУ «Уваровский кадетский корпус

Им. Святого Георгия Победоносца»

ГАЗИНА АЛИНА ДМИТРИЕВНА

Руководитель:

Учитель русского языка и литературы

Агеева Марина Викторовна

Уварово

2013

Галерея героев 1812 года

(Военная галерея Зимнего дворца)

Эссе

Толпою тесною художник поместил

Сюда начальников народных наших сил

Покрытых славою чудесного похода

И вечной памятью двенадцатого года.

А.С.Пушкин

В 2012 году исполняется 200 лет Победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Это было величайшее испытание для русского народа. И простые мужики, и армия проявили высокий героизм и мужество и развеяли миф о непобедимости Наполеона, освободив своё Отечество от иноземных захватчиков. Эта война раскрыла могучие народные силы, показала лучшие качества русской нации, любовь к Родине, мужество, самопожертвование. Отечественная война явила славную плеяду выдающихся полководцев и военачальников.

Мне захотелось посетить Галерею Героев Отечественной войны 1812 года, размещённую в Эрмитаже. Именно она является своеобразным отголоском тех героических дней. Военная галерея 1812 года стала памятником подвигу русской армии и военачальников. На стенах галереи – портреты участников войны с Наполеоном 1812-1814 годов, исполненные Джорджем Доу и его петербургскими помощниками А.В. Поляковым и В.А. Голике.

Вот передо мной, в средней части галереи, находятся два портрета в полный рост. На них изображены прославленные фельдмаршалы М. И. Кутузов и Барклай де Толли. Как величественен Кутузов в генеральском мундире и шинели, с лентой и орденами на груди - звездой ордена св. Андрея Первозванного, со звездами орденов св. Георгия, св. Владимира, Марии-Терезии и с портретом Александра I!

Портрет Барклая де Толли, как и портрет Кутузова, относится к числу лучших произведений художника. Высокая, затянутая в узкий мундир фигура, одиноко вырисовывается на фоне лагеря русских войск под Парижем. А небо над ним ещё затемнено тяжелой тучей - последним отзвуком отшумевшей военной грозы.

А вот Багратион… Талантливый военачальник, отважный генерал, один из самых славных и любимых народом героев Отечественной войны. «Князь Петр» - так ласково называл Суворов Багратиона. На портрете Военной галереи Багратион изображен одетым в генеральский мундир с золотым шитьем в виде дубовых листьев на воротнике. Именно таким, каким изобразил его художник, - с голубой Андреевской лентой, с тремя звездами орденов Андрея, Георгия и Владимира и многими орденскими крестами - видели Багратиона в Бородинском сражении. Его лицо выражает спокойствие и непреклонность, свойственные ему во время боя.

А это знаменитый гусар и поэт – Денис Васильевич Давыдов, герой Отечественной войны 1812 года, командир партизанского отряда из гусар и казаков. Он наводил ужас на врага. Слава о боевых подвигах Давыдова вышла за пределы России, о нем писали во многих европейских журналах и газетах. На портрете мы видим, что лицо Давыдова прямо обращено на зрителя, а плечи повёрнуты почти в профиль. Он уверен в себе и чувствует себя раскованно и непринуждённо. Глаза Д. Давыдова широко раскрыты и внимательно смотрят вдаль. Чувствуется, что этот человек не только храбрый воин, но и глубоко чувствующий, умный человек. Ярким пятном на картине выделяется ментик героя, расшитый золотыми шнурками и опушённый чёрным батиком.

Только почему для Военной галереи выбрали именно этот портрет? Ведь многим известен портрет Давыдова кисти Ореста Кипренского: бравый гусар в красном ментике, расшитом золотыми галунами, в белых лосинах, стоит горделиво, опираясь на колонну. В его левой руке – сабля. Главное внимание ХУДОЖНИК уделяет лицу воина и мыслителя, в котором есть одухотворенность, мечтательная задумчивость, лирическая приподнятость. Подчеркнуто непринужденная поза Давыдова создает образ, полный энергии и личностного достоинства, слитого с чувством воинской чести. Подобная интерпретация образа полковника выражает сложившееся в русском обществе начала века представление об идеальном воине - защитнике отечества. Высоко оценивал этот портрет современный искусствовед М.В.Алпатов: «В фигуре его есть гусарская молодцеватость и русская удаль и вместе с тем угадывается, что он способен и к живому, страстному чувству, и к раздумьям. Давыдов стоит, чуть прислонившись к каменной плите, его спокойствия не нарушает быстрый взгляд черных глаз. Яркий луч падает на белые лосины гусара, и это светлое пятно в сочетании с красным цветом ментика смягчает блеск золотых позументов».

Может, есть какое-то объяснение тому, что в Эрмитаж помещена работа Джорджа Доу, а не Ореста Кипренского? Поиск по каталогам меня удивил! Оказывается, портрет нарядного гусара с задумчивым взором изображает не Дениса Давыдова, а его двоюродного брата – Евграфа Давыдова! И этой ошибке сто сорок лет! Судьба Евграфа Давыдова сложилась и счастливо и трагично. Вызывает восхищение военная карьера Евграфа Давыдова: в 1797 г. - корнет, а к 1807-му уже полковник! Лейб-гвардейский гусарский полк, в котором служил, Евграф снарядил на свои деньги. В 1805 г. он сражается под Аустерлицем, в 1812-м - под Островном пуля пробивает ему руку, и Евграфа отправляют на лечение: Бородинское сражение проходит без него. В 1813 г. полковник возвращается в строй и после сражения под Лютценом восхищенный его храбростью император Александр I дарит ему золотую шпагу с бриллиантами, на которой было высечены слова "За храбрость". Он отличается в боях под Баутценом и под Пирном, а в Богемии (Кульмское сражение) гусары Евграфа Давыдова полностью истребляют 1-й армейский корпус французского генерала Доминика Вандама. И 38-летний Евграф становится генералом! «Битва народов» под Лейпцигом в августе 1813 г. превратила Евграфа Давыдова в калеку: он лишился левой ноги и правой руки ниже локтя. За это сражение он получил орден Георгия 3-й степени, австрийский командорский крест ордена Леопольда и прусский орден Красного орла 2-го класса. При отставке его произвели в генерал-майоры. Евграф Давыдов умер на сорок восьмом году жизни, и только на портрете кисти Кипренского он навсегда остался красавцем гусаром, любимцем женщин и баловнем судьбы…

Вот портрет мужчины средних лет в генеральском мундире. Его мягкая улыбка и внимательный взгляд заставляют остановиться. Это Алексей Васильевич Воейков, генерал, поэт и переводчик. Воейков - потомственный дворянин, уроженец села Рассказово Тамбовской губернии. В Бородинском сражении он командовал бригадой в боях за деревню Шевардино, участвовал в сражениях под Тарутиным, Малоярославцем и Красным, кавалер орденов святой Анны и святого Владимира, награжден двумя золотыми шпагами «За храбрость». Полученные на войне раны подорвали здоровье героя. Он уходит в отставку и поселяется в имении жены Старая Ольшанка (ныне д. Красное Знамя Уваровского района). В память о муже Вера Николаевна Воейкова построила храм Воскресения Христова, который считался одной из ярчайших жемчужин тамбовского православия. Имение Старая Ольшанка разрушили время и люди, но храм сохранился. Этот архитектурный памятник хоть и медленно, но восстанавливается, и это, я думаю, будет замечательная дань памяти генералу Воейкову, чей портрет по праву занимает достойное место в Галерее героев Отечественной войны 1812 года…

К сожалению, я никогда не была в Санкт-Петербурге, воочию не любовалась шедеврами Эрмитажа, но виртуальная экскурсия в галерею Героев Отечественной войны 1812 года позволила мне познакомиться не только с портретной живописью, но и с несколькими яркими страницами славной военной истории нашего Отечества.

Сразу же после окончания Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русских войск 1813-1814 годов были предприняты шаги для того, чтобы увековечить подвиг русской армии.

По всей стране, в городах и при монастырях, в память подвига 1812 года строились колокольни. Появились конные скульптуры Барклая де Толли и Кутузова перед Казанским собором, триумфальные арки в Москве и Петербурге, а также Александровская колонна на Дворцовой площади.

Галерея войны 1812 года в Эрмитаже относится к числу подобных памятников. Но по своему замыслу и исполнению она не имеет аналогов в европейской культуре. В Англии, в Виндзорском дворце, был создан Зал памяти Ватерлоо, где были выставлены всего 28 портретов монархов, полководцев и дипломатов, имеющих отношение к данной битве. Задача Галереи была намного значительнее: оставить в памяти потомков всех русских генералов-участников войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 годов.

История создания

История создания Галереи началась в 1818 году, в Ахене, где проходил один из конгрессов Священного союза, призванного установить новый европейский порядок по окончании наполеоновских войн. На конгрессе присутствовали не только монархи, но и их многочисленные свиты. Со свитой герцога Эдуарда Кентского прибыл английский художник Джордж Доу, который к тому времени не только закончил с золотой медалью Академию художеств в Лондоне, но и успел приобрести популярность как портретист, удачно передававший сходство с оригиналом. Здесь, в Ахене, Доу получил свой первый русский заказ от начальника Главного штаба русской армии князя П.М. Волконского, который входил в ближайшее окружение императора Александра I. Император случайно зашел к своему приближенному в тот момент, когда он позировал художнику, и поразился быстроте работы Доу и точности передачи черт оригинала. В результате Джордж Доу был приглашен для работы в Петербург, куда и приехал в 1819 году. Ему было поручено запечатлеть облик русских генералов. Художнику предстояла грандиозная работа более 300 портретов. Его работа продолжалась в течение 10 лет с 1819 по 1828 годы. Практически ему приходилось ежемесячно писать для Галереи по 2-3 портрета. Несмотря на напряженную работу, к открытию Галереи все портреты не были готовы. Место недостающего портрета занимала соответствующая картинная рама с табличкой, на которой указывалось имя того генерала, чей портрет должен был здесь находиться. В работе художнику помогали А.В. Поляков и В.А. Голике. Они делали копии с портретов тех генералов, которые по тем или иным причинам не могли прибыть в Петербург для личного позирования и присылали Доу уже имевшиеся у них изображения. Позже, в связи со спросом, возникшем в русском обществе, Джордж Доу пригласил из Англии граверов, которые воспроизводили и тиражировали гравюрные копии портретов героев Отечественной войны. Эти гравюры были весьма популярны в России.

Император решил, что необходимо написать портреты всех тех, кто были генералами в 1812 году или получили это звание за отличия, проявленные в боях 1812-1814 годов. Несмотря на тщательную работу по подготовке списков генералов, портреты некоторых из них так и не были размещены в Галерее. По ряду причин в Галерее не оказалось портретов М.А. Дмитриева-Мамонова, М.Ф. Орлова, П.П. Пассека и других. Портрет декабриста генерала С.Г. Волконского был готов еще до декабрьского восстания 1825 года, но он тоже не выставлялся в Галерее по политическим причинам вплоть до 1903 года, когда отношение к декабристам изменилось.

Открытие Галереи

Зал Галереи было решено было разместить между Белым Тронным и Большим Тронным залами, где ранее находился ряд небольших комнат. Зал был спроектирован архитектором Карлом Росси и строился с июня по ноябрь 1826-го. Открытие Галереи состоялось 25 декабря 1826 года. В этот день отмечалось избавление России от наполеоновских войск. На церемонии открытия в Галерее присутствовал император, его двор, а также ветераны Отечественной войны и части гвардейских полков. Во время торжественного богослужения гвардейцы были построены в Тронных залах, а затем маршем прошли по Галерее мимо портретов генералов Отечественной войны.

В 1830-е годы Галерея была пополнилась большими портретами императора Александра I, австрийского императора Франца I и прусского короля Фридриха Вильгельма III, которые были союзниками России в заграничных походах. В 1837 году в Зимнем дворце произошел большой пожар, в результате которого убранство Галереи полностью погибло. Но гвардейцы вынесли портреты героев Отечественной войны, и они не пострадали от огня. Впоследствии Галерея была восстановлена по чертежам В.П. Стасова. Уже в советское время экспозицию дополнили портретами дворцовых гренадеров, которым было поручено охранять Дом ветеранов Отечественной войны, и двумя картинами художника Петера фон Гесса: ««Бородинское сражение» и «Отступление французов через Березину»».