Описание материала: Дорогие друзья, предлагаю Вашему вниманию отчёт по экскурсии для дошкольников в местный историко-краеведческий музей г. Сафоново. Данный материал будет полезен педагогам дошкольных учреждений.
Привлечение детей старшего дошкольного возраста в музеи в высшей степени целесообразно. Музей для дошкольников является средством формирований целостной личности, приобщения ребенка к культурным ценностям и традициям. При этом решаются важнейшие задачи по формированию:
- познавательной мотивации;
- потребности посещать музеи;
- культуры поведения в музее;
- эстетического вкуса.
Сотрудники сафоновского историко-краеведческого музея успешно сотрудничают со многими дошкольными учреждениями нашего города. Экскурсии для дошкольников в местный историко-краеведческий музей, как один из способов организации непосредственной образовательной деятельности с детьми в нашем дошкольном учреждении практикуются сейчас часто. Мы хорошо понимаем, что экскурсионная деятельность наилучшим образом позволяет познакомить детей с объектами и явлениями природы, с особенностями организации человеческой жизнедеятельности в естественной обстановке.
Неоценимо велика роль музея в приобщении детей к миру музейных ценностей. Музей, как огромный волшебный ларец, хранит необычную драгоценность – время, которое живет в виде музейных предметов, созданных человеком. Экскурсии по музею способствуют развитию познавательного интереса, связной речи дошкольников. Здесь же они получают патриотическое воспитание, суть которого состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей.
Совсем недавно для воспитанников нашей логопедической группы была проведена очередная обзорная экскурсия по залам сафоновского историко-краеведческого музея.Ребята получили представление о том, что такое музейный предмет, экспонат, экспозиция, научились правилам поведения в музее. В доступной для дошколят форме им рассказали об истории и культуре малой Родины. Для детей это было значимое событие, они с интересом восприняли новую информацию и прониклись новыми впечатлениями.
Я приглашаю всех на обзорную экскурсию по залам сафоновского историко-краеведческого музея!
"Сегодня день торжественен и строг.
Открыта дверь, музей гостей встречает,
В стенах своих входящих привечает,
Лишь стоит преступить его порог."
Вот такая ступа из позапрошлого века и телевизор из прошлого века встречают нас в музее.
Одежда наших бабушек.
Предметы обихода.
"Видел я предметы быта
Из ожившей старины.
Для меня теперь открыто
Прошлое моей страны!"
Крестьянская изба.
Хороши лапоточки!
"Взгляни на пару лыковых лаптей,
Они достойны взгляда между прочим.
В наш век среди затейливых вещей
Нет обуви бесхитростней и проще." Бурчак Михаил
Бабушкин "миксер".
Чудо утюжок.
Как необычно мелодично звучит музыка из граммофона.
Зал воинской славы.
Пулемет времён Великой Отечественной войны 1941-1945г.
Автомат времён Великой Отечественной войны 1941-1945г.
Винтовка времён Первой мировой войны.
Солдатская шинель.
"Со слезами гордости
В первый угол горницы
Мать повесит старую
Серую шинель."Юрий Михайленко
Литературный герой А.Т.Твардовского- легендарный Василий Тёркин.
"Только взял боец трехрядку,
Сразу видно - гармонист.
Для началу, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз.
Позабытый деревенский
Вдруг завел, глаза закрыв,
Стороны родной смоленской
Грустный памятный мотив..."
Портрет В.В.Грибоедовой- кузины поэта А.С.Грибоедова
Cкрипка советского военачальника,Маршала Советского Союза М.Н.Тухачевского
Старинный патефон.
"То, что было, то уходит
Забываясь, словно сон.
Жалко редко кто заводит,
Старый, добрый патефон…". Игнатов Александр
У портрета Ю.А.Гагарина.
"Тускнея, гаснет зарево заката.
Мерцая, шепчет первая звезда:
«Гагарин не ушел, поверьте мне, ребята.
Он с Вами, здесь, остался навсегда!» Ю. Говердовский
Знамя градообразующего предприятия завода "Авангард"
Наши знаменитые земляки.
Выставка топариев.
Синельная Рената
Конспект экскурсии в краеведческий музей
КОНСПЕКТ
ЭКСКУРСИЯ В КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Цели :
Дать знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных памятников;
материальной и духовной культуры нашего города;
Познакомить детей с жизнью наших предков;
Воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить
и приумножать его историю.
Предварительная работа :
Знакомство детей с историей возникновения города Барабинска;
Формировать "образ музея ", приобщать детей к народной культуре, активизировать словарь : экскурсовод , экспонаты, коллекция.
Разработка воспитателем маршрута. Беседа о правилах поведения на дороге, прогулке и в общественных местах, беседа о музее .
Условия : время проведения- октябрь.
Ход экскурсии
Сегодня я расскажу вам, что такое музей , и мы с вами побываем в самом настоящем музее .
Итак, музей - это то место , где хранятся и изучаются различные предметы. Они могут быть ценными и не очень. Но все эти предметы могут нам о многом «рассказать и поведать» : о своей истории, о происхождении и о том, для чего они нужны и как используются. И такие предметы называются экспонаты. Это слово для вас новое, давайте его все вместе повторим : «Экс-по-на-ты»
- Музеи могут быть разными и экспонаты в них тоже бывают разные. Например, посмотрите сюда (показывает тематический альбом, краеведческие музеи , в них собраны экспонаты, рассказывающие об истории, природе и культуре одного города или села. У нас с вами в Осе тоже есть такой музей .
В историческом музее будут представлены экспонаты, рассказывающие нам об истории города, края или даже целой страны.
Ребята, расскажите мне, вы собираете дома какие-нибудь предметы или игрушки?
Сбор таких предметов называют коллекцией.
Коллекции разных предметов очень часто выставляются в различных музеях . И это уже называется выставкой. Мы можем с вами прийти в музей на выставку и полюбоваться какой-нибудь коллекцией : картин, посуды, монет и т. д.
И как я вам уже обещала, сегодня мы с вами тоже посетим музей , но музей не обычный .
Я вас приглашаю на экскурсию в наш Барабинский краеведческий музей .
Ребята, а что такое экскурсия ?
-Экскурсия – это поход в музей для того , чтобы узнать что-то новое и интересное.
Вот и мы с вами будем узнавать что-то новое и интересное. А я буду вашим экскурсоводом .
Ребята, но прежде чем идти в музей , мы должны с вами узнать как можно себя вести в музее и как нельзя . Как вы думаете?
Вы абсолютно правы, ведь если вы будете шуметь и бегать, то будете мешать другим людям. Если вы рассматриваете экспонаты, то не загораживайте вид другим посетителям музея . Когда говорит экскурсовод , нельзя громко смеяться, разговаривать и перебивать его. Экспонаты нашего музея можно трогать и брать в руки, но только аккуратно, чтобы не разбить. Но если рядом с экспонатом вы видите такой знак (показывает знак «перечеркнутая ладошка» ,то это значит, что экспонат ценный и его брать в руки не надо.
Вам понятны правила поведения в музее ?
Надеюсь, вы будете их соблюдать.
А сейчас подходите поближе, я вам расскажу о нашем музее . (знакомит детей с мини, рассказывает об экспонатах, о коллекции, об истории экспонатов, пытается заинтересовать детей необычными экспонатами и т. д.)
На этом наша экскурсия заканчивается .
Давайте вспомним, что нового мы сегодня с вами узнали.
Надеюсь, вам понравилась наша экскурсия ?
Публикации по теме:
Цель: формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать.
г. Купино "Видел я предметы быта Из ожившей старины. Для меня теперь открыто Прошлое моей страны!" Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему.
Город Саки богат своей исторической культурой. В нем установлено большое количество памятников, есть музей. Существуют памятники архитектуры.
Непосредственное знакомство дошкольника с коллекциями музея- подлинными историческими экспонатами оказывает огромное эмоциональное воздействие.
Рыбакова Юлия
План-конспект экскурсии в Музей цветного камня им. В. Н. Дава
Подготовили Рыбкова Юлия Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории,
Воробьева Елена Валерьевна, воспитатель первой квалификационной категории, Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 18 общеразвивающего вида г. Мончегорска
План-конспект экскурсии в Музей цветного камня им . В. Н. Дава
Цель :
Дать детям знания о музее ,
Познакомить детей с камнями Кольского полуострова,
Воспитывать чувство уважения к людям, создающим красоту и дарящим ее людям. Предварительная работа :
Беседа о музеях ,
Рассматривание фотоальбомов,
Дидактические игры.
Ход экскурсии.
1-я часть - вступительная.
Беседа «Музей . Что это такое?» Воспитатель выслушивает мнения детей, а затем рассказывает о музее .
«Людям всегда хотелось сохранить что-то необычное, интересное, или красивое, чтобы показать своим детям, внукам. Некоторые люди очень любили картины; некоторые собирали книги, посуду, игрушки и другие предметы. Большое количество каких-то определенных предметов называется коллекцией. Есть коллекции марок, есть коллекции картин и т. д. Коллекции находились дома у тех, кто их собирал, и очень немногие люди могли их увидеть. Тогда люди стати размещать свои коллекции в специальных помещениях, куда могли придти все желающие и посмотреть на них. Помещение, где можно посмотреть на коллекции различных предметов и называется музей ». Вопросы :
Что такое коллекции?
Какое помещение называется музеем ?
Для чего нужны музеи ?
Рассматривание буклета «Музей цветного камня им . ВН. Дава »
Рассказ воспитателя о правилах поведения в музее . Воспитатель выслушивает предположения детей, а затем зачитывает правила.
1. В музее нельзя громко разговаривать, чтобы не мешать другим посетителям.
2. В музее нельзя бегать , прыгать, толкаться.
3. В музее следует внимательно слушать экскурсовода : тогда вы узнаете много интересного.
4. Нельзя трогать музейные экспонаты руками .
Воспитатель предлагает детям подумать, почему в музее нельзя бегать , трогать экспонаты руками и высказать свое мнение после посещения музея .
Педагог предлагает детям пойти на экскурсию в музей .
2- я часть - познавательная.
Проходя по улицам, вспомнить их названия (Ленинградская набережная, проспект Кирова, улица Металлургов, обратить внимание детей на здания (Средняя образовательная школа № 5 им, О. И. Семенова-Тян-Шанского, почта, Северный колледж физической культуры и спорта, детский сад «Солнышко» ); уточнить их назначение.
Рассказ экскурсовода о Музее цветного камня и его создателе горном инженере-геологе В. Н. Даве.
Рассматривание экспозиций минералов и изделий из цветных камней .
Игра «Хорошо - плохо» - камни .
3- я часть - заключительная.
Минутка общения - решение проблемных вопросов «Почему в музее нельзя бегать , прыгать, толкаться?» «Почему нельзя трогать музейные экспонаты руками ?» Предположения детей.
4- я часть - работа после экскурсии .
Просмотр слайдов.
Слушание отрывков из музыкального произведения Бориса Асафьева «Каменный цветок » , по одноименной сказке П. Бажова.
Рассматривание образцов пород и оформление коллекции камней .
Раскрашивание камней в различные цвета и составление художественных композиций.
Ирина Федорова
Цель :
Развивать у детей интерес к истории, краеведению , формировать первые представления о жизни крестьян на Бологовской земле. Прививать интерес к народной культуре, познакомить с предметами старинного русского быта : кухонной утварью, орудиями труда, одеждой, рукоделием.
Знакомить детей с устным народным творчеством - малыми жанрами народного фольклора : пословицами, поговорками, поговорками, загадками, крылатыми выражениями. Учить понимать воспитательное и познавательное значение пословиц и поговорок.
Материал :
Старинные предметы быта : самовар, деревянная миска, глиняные горшки, чугун, духовой 11111, керосиновая лампа, серп, липовый кузовок, лапти, прялка с льняной куделью, веретено, льняная рубашка с вышивкой, льняные полотенца с кружевом, льняные подзоры на кровать, половики.
Ход занятия.
В нашем музее собраны старинные вещи, которыми пользовались еще наши прабабушки и прадедушки : кухонная утварь, предметы быта, одежда, рукоделия. Русь в старину называли деревянной. Давным-давно на Руси крестьяне строи себе жилища из бревен. Называли их избами. Все в избе было сделано из дерева : и полы, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. В ней варили еду, пекли хлеб, на ней спали, она обогревала избу в холод.
Посуда в крестьянской избе была деревянная и глиняная : горшки, ложки, миски (их называли латками) позднее появилась металлическая посуда : чугун, самовар-батюшка и металлические предметы быта : ухват, утюг, серп, керосиновая лампа. Из липовой лучины изготовляли корзинки, кузовки, из лыка плеши лапти. (Показ воспитателем этих предметов)
Издавна на Руси и на Бологовской земле выращивали лен. Называли его ласково : миленьким ленком, беленьким. И каждый год с 14 октября лен начинали прясть. Пряли лен на таких прялках (показать) . Прялка была в каждом доме. Всем дочерям к свадьбе отец изготовлял в подарок такую прялку.
Прялка состоит из стояка с гребнем, лопастью, к которой прикрепляются кудель, и донца, на которое садится пряха. Прялочку украшали узорами.
Прядилыцица скручивала нить и сматывала ее на веретено. (Показ) Из полученных нитей на специальных ткацких станках ткали полотно. Из полотна шили одежду, полотенца, скатерти. Говорили : «Лен вымотает, лен и озолотит» . В нашем музее есть льняная рубаха с вышивкой, льняные полотенца с кружевом,
льняные подзоры на кровать.
На специальных станках ткали цветные половики, пестрые и нарядные. Наши прабабушки были мастерицы и рукодельницы. Из глубокой старины пришла к нам пословица : «Не учи безделью, а учи рукоделью» .
Умели наши предки работать, умели и любили повеселиться, пошутить. Говорила на Руси : «Песня-подруга, а шутка-сестра» . Много русские люди сложили разных шуток, прибауток, пословиц, крылатых выражений, загадок. Сейчас я загадаю вам старинные русские загадки, а отгадки на них есть в нашем музее .
1. Сверху дыра, снизу дыра,
А по средине огонь да вода.
(самовар)
Какое на Руси есть сравнение с самоваром? (Пузатый, важный, как самовар) Про толстого, глупого человека.
2. Был я копан, был я топтан,
Был я на пожаре, был на базаре.
Пока молод был - сто голов кормил,
А как упал, так и пропал.
(горшок)
Что варили в горшках? (щи, кашу) Говорили : «Щи да каша-пища наша.» . «Где щи-тут и нас ищи» .
3. Полно корыто людей набито.
(миска с ложками)
4. Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идет.
(ухват)
- .Говорят : «Парень хват, вырос с ухват» . Это какой парень? (хваткий, сильный.)
5. Из угла в угол
Железным плутом
Гладим все. что касается,
А дотронешься - кусается.
(утюг)
6. Маленький, горбатенький,
Все поле обыскал.
Домой прибежал - всю зиму пролежал.
(серп)
7. Сделаны из железа,
Умеют стричь и резать. .
Когда они встречаются-
Части разделяются.
(ножницы)
8. Висит гряда вся в заплатах.
(корзина)
Из лучины плели кузовки, короба.
Говорят : «Наговорил с три короба» , (наврал, наболтал)
9. В лес идут клетки.
Из лесу идут клетки.
(лапти)
- Почему говорят : «Лапти новы, да текут?»
Про кого говорят : «Эх ты, лапоть!» (про бестолкового, неумного человека.)
10. Чем больше я верчусь,
Тем толще становлюсь.
(веретено)
- Про кого говорили : «Тонкая, как веретено?» (про тоненькую, стройную девушку)
В какой сказке веретено сыграла роковую роль в жизни главной героини? («Спящая красавица» )
11. На стене висит, болтается,
Всяк за него хватается.
(полотенце)
12. Дуйся, не дуйся,
Через голову суйся.
Попляши день-деньской
И пойдешь на покой.
Один вход, два выхода.
(рубашка)
Пословица : «Рубашка износится, а доброе дело останется» .
13. Это что за простачок
Лег у двери на бочок,
На дороге, на пороге останавливает ноги?
(половик)
Вот наши прабабушки были какие умелые да веселые. Говорили : «Скучен день до вечера, коли делать нечего» .
А теперь поиграем в старинную игру «Кузовок» , в которую играли еще наши прабабушки и прадедушки.
Правила игры :
Выбирается водящий, у него в руках кузовок, обходит всех играющих со словами :
Положи в кузовок залог с окончанием на - ок!
Дети кладут со словами :
Я положу в кузовок платок (Ремешок, пятачок, лапоток, носок, кружок и др.)
Затем водящий по очереди достает из кузовка положенные предметы, дает им разные задания :
Чей будет залог, тот расскажет стихотворение (или потешку, или загадает загадку и Др.)
В конце повторяют пословицы :
«Конец - делу венец.»
«Сделал дело - гуляй смело.»
Публикации по теме:
В преддверии семидесятой годовщины Победы мы посетили местный краеведческий музей. Особенно много времени уделили залу Воинской Славы. Где.
В нашем посёлке есть краеведческий музей и мы с детьми отправились на экскурсию Уже при входе в музей мы увидели кадки (бочки) для засолки.
К 70-летию великой победеы в нашем саду МБДОУ №21 "Брусничка" силами педагогов и родителей наших воспитанников создан музей экспозиция "И.
К семидесятилетию Великой Победы дети нашего учреждения посетили музей, который был создан педагогами и родителями. День Победы занимает.
Одним из основных направлений патриотического воспитания в системе дошкольного образования является краеведение. Воспитание любви к природе,.
Тип проекта:
— по деятельности учащихся – творческий проект;
— по дидактической характеристике – групповая деятельность учащихся;
— по доминирующей деятельности учащихся – практико-ориентировочный проект;
— по продолжительности – трёхдневный.
Основная цель:
пробудить интерес учащихся к теме проекта, очертить круг проблем и обозначить пути их решения.
Задачи урока:
— образовательные:
продолжить работу над формированием умения применять полученные знания на практике;
— развивающие:
создать условия для расширения кругозора учащихся, пополнения их словарного запаса, развития речи, памяти и внимания;
— воспитательные:
продолжить работу над умением критично относиться к собственным достижениям, над воспитанием самостоятельности и творческой активности.
Оборудование урока:
набор открыток «Зоологический музей Санкт-Петербурга», толковые словари, журналы о животных, карточки с вопросами, тетради для творческих работ, папки для сбора материала по проекту, компьютер, экран, презентация,
План урока:
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Проверка знаний учащихся по теме (погружение в проект) – 3 мин.
3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности (организация деятельности) – 4 мин.
4. Физкультминутка –
1 мин.
5. Усвоение новых знаний (осуществление деятельности) – 15 мин.
6. Первичная проверка понимания учащимися нового материала (презентация, выступление творческих групп) – 15 мин.
7. Подведение итогов – 2 мин.
8. Рефлексия – 1 мин.
9. Объяснение домашнего задания – 2 мин.
10.Организационный конец урока – 1 мин.
Ход урока
1. Организационный момент — 1 мин.
— Добрый день! Рада вас видеть. Проверим готовность к уроку… Садитесь!
Ученики входят в кабинет и встают у своих мест. Проверяют наличие необходимых предметов на партах и садятся.
2. Проверка знаний учащихся по теме:
погружение в проект. 4 мин.
— Давайте вспомним нашу недавнюю экскурсию. Где мы побывали?
— В Зоологическом музее.
(Слайд презентации)
— Какие экспонаты представлены в этом музее?
— Чучела животных.
— Кому особенно может быть интересен этот музей?
— Людям, интересующимся жизнью животных.
— Какие сведения об этом музее вам особенно запомнились?
Вспоминают рассказ экскурсовода об истории возникновения музея.
— Какие места нашего города также могут быть интересны любителям животных?
— Океанариум, дельфинарий, зоопарк…
(Слайды презентации)
3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности:
организация деятельности. 4 мин.
— Некоторые из этих мест мы с вами уже посетили. Нам повезло, что мы живем в Санкт-Петербурге и имеем возможность всё это увидеть собственными глазами. Но люди, живущие далеко, лишены этой возможности. Что мы можем для них сделать?
— Написать об экспонатах, провести заочную экскурсию по музею.
— Как вы думаете, что для этого нужно сделать?
— Узнать об истории Зоологического музея, какие экспонаты там находятся, продумать маршрут, распределить выступления, подготовить рассказ об одном из экспонатов.
— Давайте станем экскурсоводами. Кто такой экскурсовод?
— Где можно уточнить значение этого слова?
Анализ значения слова «экскурсовод» на основе его состава и поиск значения в толковом словаре. (Слайд презентации)
— Мы начинаем проект «Экскурсия в Зоологический музей».
Сегодня на втором уроке каждому предстоит написать главу научно-популярной книги об одном из экспонатов Зоологического музея. В чем особенность научно-популярной литературы?
— Содержит точные сведения, но интересные для широкого круга читателей.
4. Физкультминутка. 1 мин.
— Перед началом работы немного отдохнём.
Ученики выполняют упражнения и расходятся по группам, выбирают руководителя группы.
5. Усвоение новых знаний:
осуществление деятельности. 15 мин.
Учитель предлагает руководителям групп выбрать задание из набора открыток «Зоологический музей Санкт-Петербурга». (Слайды презентации).
— Как вы думаете, сколько частей будет в вашем сочинении? Какие части?
— Три части: вступление, основная часть, заключение.
— О чем нужно написать в первой, второй, третьей части?
— О музее, описание экспоната (в помощь даётся карточка с вопросами), впечатление, где можно увидеть экспонат.
— Где можно взять информацию?
— Энциклопедии, журналы, взрослые, библиотека, интернет.
— Вам даётся 12 минут для подготовки устного сочинения-описания экспоната. Представьте, что вы экскурсоводы.
Учащиеся работают в группах. Весь собранный материал помещают в проектную папку. (Заключительный слайд презентации).
6. Первичная проверка понимания учащимися нового материала:
презентация, выступление групп. 16 мин.
— Итак, заслушаем подготовленные выступления.
Выступление групп, сдача проектных папок.
7. Подведение итогов. 1 мин.
— Итак, чему был посвящён наш сегодняшний урок?
— Проекту «Экскурсия в Зоологический музей».
— Какую цель поставили?
— Подготовить заочную экскурсию в Зоологический музей.
8. Рефлексия. 1 мин.
— Поднимите руку те, кто остался доволен своей работой на уроке?
— За что себя можешь похвалить?
— Поднимите руку те, кому тяжело было на уроке?
— Что именно тебе хотелось бы изменить?
— Чьё выступление особенно понравилось вам?
9. Объяснение домашнего задания. 1 мин.
— Мы прослушали все ваши выступления. На следующем уроке каждый напишет сочинение об экспонате в тетради для творческих работ. А потом мы составим план экскурсии и проанализируем ваши работы.
10. Организационный конец урока. 1 мин.
На уроке используется презентация. Она поможет провести данный урок: восстановить в памяти учащихся самые яркие моменты прошедшей недавно экскурсии, сделать выбор темы сочинения, дать положительный эмоциональный настрой на работу. На уроке она используется в течение 10 минут.