Орфографический разбор под цифрой 6. Памятка "орфографический разбор"

Слово "орфография" пришло к нам из греческого языка. Orthos значит "правильный", а grapho - "пишу". Поэтому, когда мы делаем орфографический разбор слова, мы просто учимся грамотно передавать речь на письме. Проще говоря - правильно писать слова. Из этой статьи вы узнаете о том, как нужно делать орфографический разбор, какие существуют правила правописания, а также получите некоторые советы, которые помогут вам допускать меньше ошибок при письме.

В школьных учебниках по русскому языку орфографический разбор обычно обозначается цифрой 6. Чтобы сделать сам анализ, сначала нужно определить орфограмму, которую вы и будете проверять. Чаще всего люди совершают когда буквенное написание слова не совпадает со звуковым составом. Например, "этаж", "часы", "телефон", "тетрадь", "компот", "пенал" и так далее. Но обилие подобных примеров еще не означает, что вам придется заучивать все подобные слова. На самом деле нужно лишь выбрать подходящее правило, с помощью которого вы сможете проверить орфограмму.

Схема любого орфографического правила основана на двух главных составляющих: на и части речи. Чтобы нужно отметить морфемы (сделать морфемный разбор), а для определения части речи достаточно разобраться в том, на что указывает искомое слово. Существительное будет указывать на предмет, глагол - на действие предмета, прилагательное - на свойство предмета, числительное - на количество предметов и так далее.

Все орфографические правила можно разделить на несколько определенных групп по типу морфем, а именно:

  1. Орфограмма на основе морфемного принципа (морфема в приставке, корне, суффиксе или окончании).
  2. Слитное или дефисное написание.
  3. Разделительный "ъ" и "ь".

Определив тип орфограммы, вы можете приступать к самому анализу. Делать орфографический разбор нужно по данной схеме:

  1. Напишите слово для орфографического разбора.
  2. Вставьте пропущенную орфограмму.
  3. Подчеркните орфограмму.
  4. Объясните свой выбор и докажите правильность написания.
  5. Напишите или же слова с похожими орфограммами.

Для наглядности мы приведем пример - сделаем орфографический разбор слова "скошенную" из предложения: "Дедушка собирает скош...(н/нн)ую траву."

Именно так проверяется орфография. Проверить слово на правописание, как видите, можно легко и просто, следуя несложной схеме. Безусловно, всегда существуют исключения и не везде можно применить такой орфографический словосочетания и слова могут быть разными. Русский язык неисчерпаемо богат и обогащается с поражающей быстротой. Поэтому всю жизнь учитесь, узнавайте каждый день что-то новое и не забывайте совершенствовать свои знания!

Орфографический разбор (разбор под цифрой 5)

Первая задача - опознать орфограмму .
Подавляющее большинство орфографических ошибок случаются по причине расхождения звукового и буквенного состава слова. Один и тот же гласный звук может обозначаться на письме разными буквами, например: звук [и]- и миры [м"и]ры, е менять [м"и]нять, я пятак [п"и]так, а [и] часы [ч"и]сы, э этаж [и]таж; согласные уподобляются друг другу (пруд [прут], с другом [здругам], с чем-то [щ’эмта], мыться [мыца])...
Распечатайте файл "Фонетический разбор", пусть он постоянно будет перед глазами.
Опознать орфограмму поможет файл "Орфограммы" (см в документах ).

Вторая задача - выбрать нужное правило .
Алгоритм любого орфографического правила базируется на двух "китах": состав слова и часть речи .
Научиться быстро самостоятельно разбирать слова по составу поможет презентация "Морфемный разбор" (см в документах ).
Определить часть речи можно по общему грамматическому значению и вопросу из таблицы (см. ниже ).
Правила сгруппированные по морфемному принципу (приставка, корень, суффикс, окончания; остальные касаются слитного и дефисного написания, разделительного Ъ и Ь ) есть в файле "Орфограммы" (см в документах ).

Схема орфографического разбора слова

1. Выписать контрольное слово.
2. Вставить пропущенные буквы или раскрыть скобки.
3. Подчеркнуть в слове место орфограммы.
4. Назвать орфограмму и объяснить (устно или письменно) условия правильного написания.
5. Указать проверочное слово (если возможно) и привести примеры слов с данной орфограммой.

Образцы орфографического разбора слова

Скош..(н,нн)ая тр..ва лежит ровными р..дами .

Скош енн ая - правописание суффиксов причастий.
1)две буквы «н » пишутся в суффиксах страдательных причастий прошедшего вре­мени, если слово образовано от глагола совершенного вида (что сде­лать? - скосить): выкрашенный, прочитанный;
2) суффикс -енн -пишется в причастиях, образованных от глаголов на -ить, -еть или глаголов с основой на согласный: выкрасить - выкрашенный; увидеть - увиденный.

Тр а ва, р я дами - безударная проверяемая гласная в корне слова; проверяется ударением:
трава - травы, рядами - ряд; вода - воды, леса - лес.

Апрельский дождь прошел впервые и освежил все вокруг. (Найти слова с орфограммами)

дож д ь - правописание непроизносимых согласных проверяется путем изменения формы слова так, чтобы согласный звучал четко: дождь – дожди, местный – место.

пр о ш е л - правописание приставок; правописание о - ё после шипящих в корне

про есть, приставки пра нет

2) если в корне под ударением после шипящих слышится о, пишется ё (проше дший); зажег, чёрный

о свеж и л - правописание приставок; сочетания жи, ши в корне

1) гласные и согласные в приставках не изменяются независимо от произношения, приставка о есть, приставки а нет

2) после шипящих не пишутся ы, я, ю, пишутся и, а, у; житель, час, чудо

в о кру г - правописание приставок; звонкие и глухие согласные

1) гласные и согласные в приставках не изменяются независимо от произношения, приставка во есть, приставки ва нет

2) в абсолютном конце слова или перед согласным парные согласные проверяются путем изменения формы слова так, чтобы согласный звучал четко: вокруг – в круге; берег – берега.

что такое орфографический разбор слова?

  1. быстрого
  2. как зделать орфограыический разбор счастливые дни героический подвиг окуратное работа и большого окна
  3. Устный или письменный анализ орфограмм в слове
  4. Орфографический разбор слова

    Орфографический разбор предполагает устный или письменный анализ орфограмм в слове. При выполнении орфографического разбора нужно правильно записать слово, данное с пропуском буквы, или раскрыть скобки, подчеркнуть в слове место орфограммы, назвать орфограмму и определить условия е выбора. При необходимости указать проверочное слово и привести примеры на данную орфограмму.

    Схема орфографического разбора слова

    1. Выписать контрольное слово.

    2. Вставить пропущенные буквы или раскрыть скобки.

    3. Подчеркнуть в слове место орфограммы.

    4. Назвать орфограмму и объяснить (устно или письменно) условия правильного написания.

    5. Указать проверочное слово (если возможно) и привести примеры слов с данной орфограммой.

    Образец орфографического разбора слова

    Скош.. (н, нн) ая тр.. ва лежит ровными р.. дами.

    Скошенная правописание суффиксов причастий. 1)две буквы н пишутся в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, если слово образовано от глагола совершенного вида (что сделать? скосить) : выкрашенный, прочитанный; 2) суффикс -енн-пишется в причастиях, образованных от глаголов на -ить, -еть или глаголов с основой на согласный: выкрасить выкрашенный; увидеть увиденный, сберечь сбережнный.

  5. Орфографический разбор
    Орфографический разбор предполагает устный или письменный анализ орфограмм в слове. При выполнении орфографического разбора нужно правильно записать слово, данное с пропуском буквы, или раскрыть скобки, подчеркнуть в слове место орфограммы, назвать орфограмму и определить условия е выбора. При необходимости указать проверочное слово и привести примеры на данную орфограмму.

    Схема орфографического разбора слова

    1. Выписать контрольное слово.

    2. Вставить пропущенные буквы или раскрыть скобки.

    3. Подчеркнуть в слове место орфограммы.

    4. Назвать орфограмму и объяснить (устно или письменно) условия правильного написания.

    5. Указать проверочное слово (если возможно) и привести примеры слов с данной орфограммой.

    Образец орфографического разбора слова
    Скош.. (н, нн) ая тр.. ва лежит ровными р.. дами.

    Скошенная правописание суффиксов причастий.

    две буквы н пишутся в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, если слово образовано от глагола совершенного вида (что сделать? скосить) : выкрашенный, прочитанный;
    суффикс -енн-пишется в причастиях, образованных от глаголов на -ить, -еть или глаголов с основой на согласный: выкрасить выкрашенный; увидеть увиденный, сберечь сбережнный.
    Трава, рядами безударная проверяемая гласная в корне слова; проверяется ударением: трава травы, рядами ряд; вода воды, леса лес.
    Соответственно: блещут - правописание личных окончаний глагола
    Личные окончания глаголов I спряжения: -у (-ю) , -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют) ; II спряжения: -у (-ю) , -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят) :
    блещут - глагол I спряжения (начальная форма - блестеть) , окончание -ут

В этом году у меня появился новый класс – 5-й, в котором работаю по программе М.В. Панова. Безусловно, осваивать новый учебник сложно: отчасти он меняет наши представления о преподавании русского языка, к тому же учебнику пока явно не хватает заданий на отработку правил, – но вместе с тем и интересно (Сборник упражнений И.А. Громова к этому учебнику уже в печати. Прим. ред. ).

Для программы Панова характерно то, что она требует от учащихся осмысленного, а не механического написания слова, то есть ребенок должен в первую очередь научиться видеть, распознавать орфограмму, уметь ее объяснять и только потом выполнять упражнения, традиционные в нашем понимании, например: “Вставить пропущенные буквы”. Поэтому к каждому уроку я подобрала задания, позволяющие отрабатывать те или иные правила, развивающие орфографическую зоркость. В начале года дети получили памятки для так называемого орфографического анализа текста, по этим памяткам мы и работали первую и вторую четверти, пока не выучили понятия “сильная и слабая позиция”.

Мой класс самый обычный, скорее слабый, чем сильный, и орфографический анализ многим детям помогает увидеть свои ошибки. Мне кажется, что подобную работу можно проводить в любом классе с любым учеником.

Бесспорным достоинством программы Панова является фонемный принцип написания слов. Мне нравится, как вводится правописание приставок. После объяснения сильной и слабой позиции звуков разбирается правописание согласных в корне и приставках, затем – гласных.

Задания могут варьироваться: сделать орфографический анализ или вставить пропущенные буквы.

Подобранные задания могут пригодиться и при повторении орфографии в старших классах, при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Орфографический анализ текста

ПАМЯТКА,
как правильно выполнить орфографический разбор слова

1. Перепишите предложения через строчку.

2. Найдите и объясните орфограммы во всех словах.

Например:

Над безударными гласными – проверочное слово;

Над непроизносимыми и парными согласными – проверочное слово;

Над словом с ь указать часть речи: у глагола ь пишется всегда, у существительных – только в 3-м склонении;

Над глаголом с -тся или -ться – вопрос, на который он отвечает;

Чтобы проверить окончание прилагательного, поставьте вопрос от существительного;

Чтобы проверить окончание глагола, поставьте его в начальную форму (что делать, что сделать);

Чтобы проверить окончание существительного, определите его склонение и падеж;

Слитно–раздельно: условия выбора;

Прилагательное, существительное, местоимение, глагол поставьте в начальную форму (у веселого – веселый, у леса – лес, у него – он, зашипело – зашипеть), над наречием пишем, что это наречие;

Если в предложении есть имена собственные, подпишите, что это – имя или название (имя пишется просто с большой буквы, название еще и в кавычках).

Мишка взял бутылку, в которой было подсолнечное масло. Налил масла на сковородку и сунул в печь прямо на горячие угли... Масло зашипело, затрещало и вдруг вспыхнуло на сковороде пламенем. (Н.Носов)

Выполните орфографический анализ (безударные гласные).

Мы пошли к тете Наташе, рассказали ей все, обещали, что мы с Мишкой все сорняки у нее на огороде выполем. Только пусть она нам кашу сварит. Тетя Наташа пожалела нас: напоила нас молоком, а потом усадила завтракать. (Н.Носов)

Выполните орфографический анализ (глагол).

На даче было раздолье! Делай, что хочешь, иди куда хочешь! Можешь в лес за грибами ходить или за ягодами или купаться в реке, а не хочешь купаться – так лови рыбу! Когда у мамы закончился отпуск и нужно было собираться домой, мы даже загрустили. (Н.Носов)

Выполните орфографический анализ (-тся у глаголов), объясните постановку знаков препинания.

Неужели они не собираются отдыхать? – в ужасе думал Юстас. Он решил немного размяться. Но насладиться покоем ему не удалось. Юстас вскочил в панике и стал спускаться вниз. (К.С. Льюис)

Сильная – слабая позиция согласных по звонкости – глухости

1. В корне

Эти правила не позволяли заменять мытье пола поверхностным маханьем тряпкой.

Пахло недавним дождиком, сырым асфальтом и мокрыми увядшими лопухами.

Переулок был древний, с покосившимися домишками и старинным колодцем.

Мишка ответил все тем же грустным шепотом.

2. В приставке

Больше всех растерян был сам Коптилка: его смутил Кирилкин вскрик.

Не понимал он, что это бесполезно.

Вселенная бесконечна, в ней раздувайся хоть до каких размеров, все равно с Бесконечностью не сравнишься.

Локки взлетел на спинку стула, сделал стойку на руках и от восторга заболтал ногами.

Из речки Голован выбрался и даже раскисшую книжку не потерял.

Зло, к сожалению, рассеяно по всему свету, поэтому с ним так трудно бороться.

“Про это вообще бессмысленно говорить”, – вставил Голован.

Жители здешних кварталов давно не обращали внимания на ребят из “Эспады”.

Начальник этот, исходя из мореходного опыта, рассуждал так.

Дувший с озера ветер вскидывал дым над огненной круговертью.

За это они был назван бессовестным эксплуататором.

Школа в тупике, за которым раскинулся пустырь с остатками разобранных домов.

Этим летом его сделалось не меньше, чем желтого осота и лилового иван-чая.

И цветочек благородно раскидал вокруг созревшие семена.

Коптилка сперва растерялся.

Бурей разнесло фигурное ограждение полубака, расщепило тонкую приставную мачту у грота.

Кирилка закричал звонко и бесстрашно: “Все по местам боевого расписания!”.

Остались над синей водой лишь расщепленные обломки мачт.

Сильная – слабая позиция гласных
(по произведениям В.Крапивина)

1. Чередование гласных в корне

Найдите слова с чередованием гласных, определите условие выбора буквы. Объясните постановку знаков препинания.

1. Прежняя штурманская нашивка Словко блестела с золотыми ткаными полосками.

2. Раньше он горшков не обжигал.

3. Мы понемногу набирали скорость.

4. Мы часто собирались кружком на носу корабля.

5. Прожектор высветил ряд блестящих бортовых орудий.

6. Они сделаны из такого же твердого пространства, как прижигательные линзы.

7. Ствол заблестел желтой медью.

8. Когда он учился в школе, порядков не нарушал, успехами в учении не блистал.

9. Мы ничем не болели, не обдирались, не расшибались.

1. Он шел среди зарослей и радовался поздним бабочкам и теплу.

2. Митька посеял и вырастил на своей планете высокую траву.

3. “Венерин башмачок” – это большое, не ниже репейника, растение.

4. И вот из космической почвы полез росток.

5. Я за несколько минут залатал парусину и срастил поломанный рангоут.

1. Все подскочили, а Дон поморщился.

2. Утром я заскочил к Миньке на заросшую цветами планету.

3. Там Рыкко вскочил и завопил страшные слова.

4. Про таких, как Аленка, говорят: “Загорала сквозь решето”.

5. Я и правда начал там загорать, только неровно.

6. Доня наморщил лоб и сотворил над своею планетой небесную голубизну.

7. Коптилка наклонил ствол, выкатил оттуда снаряд.

1. Аленкины веснушки сидели на лице равномерно, однако не очень часто.

2. Вероника промокала глаза кончиком тощей косы.

3. На Веронику глянули так, что ее глаза сразу начали намокать.

2. В приставке

Найдите слова с приставками, в которых и – е находятся в слабой позиции, определите условие выбора буквы. Объясните постановку знаков препинания.

1. К этому имени он привык так же, как ко всей отрядной жизни.

2. Жизнь приучила их, что добросовестно дежурить надо только под присмотром.

3. Ольга велела ему снять рубашку и принялась тонкими стежками рукодельницы пришивать к черному сукну третий треугольник.

4. Пришлось поднапрячься.

5. Теперь надо было приподнять колесо.

6. К багажнику “Камы” было что-то приторочено.

7. В начале сентября ребятам прислали на практику студентку.

8. Чего мне придумывать, если я и так могу.

9. Минька закопал семечко, все полили его из пригоршни.

10. Вот тогда Минька пригласил соседей.

11. Он орал, что обязательно поймает малолетних преступников.

12. А Локки даже пританцовывать стал.

13. Рыкко мог принимать любой облик, мог превратиться в комара или осьминога.

14. Все потерянно и виновато примолкли.

15. Он привык, что по своим придумкам можно строить и мастерить как угодно сражения.

16. Голован придумал большой орден и прицепил мне на рубашку.

17. Вероника стояла на палубе и прислонилась к мачте.

18. Был еще припев, его срифмовала Аленка.

19. Ровный пассат превратился в бешеные вихри космических излучений.

20. За пределами этого шара буря бесновалась по-прежнему.

21. Над площадью поднялся ветер, который пригибал пыльные цветы.

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

1. Он пр_жимал его к груди и что-то пр_говаривал.

2. Тебе пр_снилось убежденно сказал я.

3. Мы сидели рядом у Кирилки на щеке трепетала от тепла пр_клеившаяся ленточка бересты.

4. Оказалось что пр_ключения еще не кончились.

5. Когда мы пр_чалили к обломку мачты никакого корабля уже не было.

6. Собаки были добродушные поиграли с нами поласкались но не пр_ставали к нам.

7. Я несколько часов пр_лаживал обратно реи пр_тягивал к ним новые тросы и канаты.

8. Я сипло закричал Пр_готовиться к постановке парусов!

9. Все поняли что он хотел сказать о пр_дательстве.

10. Первое время не оставляли его одного чтобы не плакал по ночам а потом он пр_жился.

Работа с текстом

“Чудеса не понарошку”

2) – Мама, а я придумал, как сделать так, чтобы ты все успела! – радостно сообщил он.

3) – Я тоже, – сказала мама, – для этого нужно, чтобы ты не вертелся у меня под ногами, когда я занята, и убрал бы за собой игрушки.

4) “Вот всегда так с этими взрослыми. 5) Нельзя поговорить ни о чем серьезном. 6) Сразу им в голову лезут всякие пустяки вроде неубранных игрушек”, – с досадой подумал Митя, но решил предпринять еще одну попытку.

7) – Я научное открытие сделал.

8) – И какое же?

9) – Оказывается, время не одно, а их много.

10) – Кого много?

11) – Времен. 12) Ведь бывает же время быстрое, так что не успеешь оглянуться, а оно уже пролетело, а бывает медленное, что тянется и тянется?

13) – Бывает, – согласилась мама.

14) Вот я и придумал, что надо просто сделать такой прибор, чтобы можно было включать время, какое захочешь. 15) Например, включишь медленное время и все успеешь сделать!

16) – Вот если бы сделать такой прибор, чтобы ты хотя бы на уроках от своих фантазий отключался, – сказала мама.

17) Вдруг она принюхалась и бросилась к духовке:

18) – Ой! У меня все горит! 19) Пошел бы ты погулять!

(Т.Крюкова)

1. Выпишите предложения с прямой речью.

2. Предложения, выделенные курсивом, переделайте в предложения с прямой речью.

3. Из предложения 1 выпишите слова с гласными, которые стоят в слабой позиции, поставьте их в сильную.

4. Из предложений 1, 2 выпишите слова, в которых согласные стоят в слабой позиции по звонкости–глухости.

5. Из предложений 14, 15 выпишите слова, в которых согласные стоят в слабой позиции по твердости–мягкости.

Е.В. ДАВЫДОВА,
г. Сочи

«, « «, « »

Орфографический разбор (разбор под цифрой 6)

Первая задача - опознать орфограмму .
Подавляющее большинство орфографических ошибок случаются по причине расхождения звукового и буквенного состава слова. Один и тот же гласный звук может обозначаться на письме разными буквами, например: звук [и]- и миры [м’и]ры, е менять [м’и]нять, я пятак [п’и]так, а [и] часы [ч’и]сы, э этаж [и]таж; согласные уподобляются друг другу (пруд [прут], с другом [здругам], с чем-то [щ’эмта], мыться [мыца])…
Распечатайте « «, пусть он постоянно будет перед глазами.
Опознать орфограмму поможет стр. « «.

Вторая задача - выбрать нужное правило .
Алгоритм любого орфографического правила базируется на двух «китах»: состав слова и часть речи .
Научиться быстро самостоятельно разбирать слова по составу поможет файл « «.
Определить часть речи можно по общему грамматическому значению и вопросу из таблицы (см. ниже ).

Схема орфографического разбора слова

1. Выписать контрольное слово.
2. Вставить пропущенные буквы или раскрыть скобки.
3. Подчеркнуть в слове место орфограммы.
4. Назвать орфограмму и объяснить (устно или письменно) условия правильного написания.
5. Указать проверочное слово (если возможно) и привести примеры слов с данной орфограммой.

Образцы орфографического разбора слова
Скош..(н,нн)ая тр..ва лежит ровными р..дами .
Скошенн ая - правописание суффиксов причастий.
1)две буквы «н » пишутся в суффиксах страдательных причастий прошедшего вре­мени, если слово образовано от глагола совершенного вида (что сде­лать? - скосить): выкрашенный, прочитанный;
2) суффикс —енн -пишется в причастиях, образованных от глаголов на -ить, -еть или глаголов с основой на согласный: выкрасить - выкрашенный; увидеть - увиденный.
Тра ва, ря дами - безударная проверяемая гласная в корне слова; проверяется ударением:
трава - травы, рядами - ряд; вода - воды, леса - лес.
Апрельский дождь прошел впервые и освежил все вокруг. (Найти слова с орфограммами)
дожд ь - правописание непроизносимых согласных проверяется путем изменения формы слова так, чтобы согласный звучал четко: дождь – дожди, местный – место.
про ше л - правописание приставок; правописание о — ё после шипящих в корне
про есть, приставки пра нет
2) если в корне под ударением после шипящих слышится о, пишется ё (проше дший); зажег, чёрный
о свежи л - правописание приставок; сочетания жи, ши в корне
1) гласные и согласные в приставках не изменяются независимо от произношения, приставка о есть, приставки а нет
2) после шипящих не пишутся ы, я, ю, пишутся и, а, у; житель, час, чудо
во круг - правописание приставок; звонкие и глухие согласные
1) гласные и согласные в приставках не изменяются независимо от произношения, приставка во есть, приставки ва нет
2) в абсолютном конце слова или перед согласным парные согласные проверяются путем изменения формы слова так, чтобы согласный звучал четко: вокруг – в круге; берег – берега.