Сунниты, алавиты и все-все-все: религиозная карта войны в Сирии. Кто такие сунниты, шииты и алавиты: в чем разница и каковы основные различия между ними

В течение продолжительного времени в Сирии идет гражданская война. Сначала она носила локальный характер, но постепенно в конфликт оказались вовлечены и другие страны. В конечном итоге к военным действиям подключилась даже давно не воевавшая столь далеко от своих границ Россия. «Телеграф» разобрался, кто и какие цели преследует в Сирии.

Шииты против суннитов

По словам известного российского арабиста и исламоведа, профессора Восточного факультета СПбГУ Ефима Резвана, в районе сирийского города Алеппо сейчас воюют 15 группировок. С одной стороны, это шииты — ливанские, иранские и некоторые другие, а с другой стороны — сунниты. К первым можно отнести Корпус стражей исламской революции (КСИР) из Ирана, представителей ливанской организации «Хезболла». А ко вторым, например, сирийских туркменов (туркоманов). Шииты выступают в поддержку действующего президента Башара Асада, а сунниты — против него и в поддержку демократии.

На самом деле, вражда между суннитами и шиитами зародилась еще на заре становления ислама и тянется с конца VII века. Если вкратце и поверхностно объяснять суть их противоречий, то можно охарактеризовать их как разногласия о преемственности в исламе. Сунниты признают первых четырех халифов после основоположника этой религии пророка Мухаммеда (Абу-Бакра, Умара, Усмана и Али), а шииты чтят только последнего из этой четверки — халифа Али, который является у них первым из 12 почитаемых имамов. Именно в этом конфликте и лежит корень всех остальных противоречий между двумя самыми крупными ветвями ислама.

Ефим Резван

Как считает профессор Ефим Резван, вся политическая конъюнктура западной цивилизации сейчас заточена под большую войну. «Без этого Запад прожить уже не может. Напрямую с Россией и Китаем воевать тяжело, а вот война на Ближнем Востоке как нельзя кстати подходит для этого. Это попытка сбросить долги, продать оружие и так далее», — подчеркнул эксперт.

По мнению Ефима Резвана, в Сирии фактически идет интернациональная внутриисламская война, поддерживаемая с двух сторон с той целью, чтобы она не прекратилась. «То, что мы видим сейчас в Сирии, можно сравнить, например, с гражданской войной в Испании 1936-1939 годов, Корейской войной 1950-1953 годов», - пояснил арабист.

Ефим Резван считает, что Россию вынудили в итоге поддержать шиитскую сторону. Кроме этого, по мнению эксперта, внутриисламский конфликт между шиитами и суннитами активно хотят переместить на территорию России, но основная масса российских мусульман — это сунниты, а шиитов совсем мало. Конфликта между ними нет. Для России гораздо больше актуальны противоречия внутри самих суннитов — допустим, между последователями суфизма и салафизма, о которых «Телеграф» писал ранее.

Кто за Асада, а кто против?

Как пояснил Ефим Резван, за Башара Асада воюют фактически частные военные компании из числа шиитов. «Причем особо отмечу, что бойцы Асада сейчас получают гораздо больше денег, чем воюющие на противоположной стороне. Они получают гигантские суммы. Сюда можно отнести и КСИР, и ливанских шиитов из "Хезболлы", и иракских шиитов. Отстаивают они интересы Ирана, Сирии и Ливана», — подчеркнул исламовед.

Что касается противников Башара Асада, то в их число входят монархии Персидского залива (Катар, Саудовская Аравия). Причем подпитывают эти страны оппозицию нынешнего сирийского президента в первую очередь финансово — покупают амуницию и оружие. «Части повстанцев, которые недавно прорвали оцепление в Алеппо, были вообще экипированы как западный спецназ», — добавил Ефим Резван.

Арабист считает, что оппозицию Башару Асаду поддерживают и США. «Но они делают это очень завуалированно. Они даже уходят от прямого ответа на вопрос о том, какие именно группировки получают их поддержку», — резюмировал Ефим Резван.

Особняком здесь стоит запрещенная в России террористическая группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ, ИГ). Эти люди никого не поддерживают и воюют со всеми, а целью ставят создание на части Сирии и Ирака авторитарного государства. Фактически это религиозные нацисты. Их задача — обращать население в радикальный ислам, а тех, кто не захочет этого сделать, уничтожать.

Курды

Еще одним воюющим в Сирии движением являются курды. Как рассказал «Телеграфу» сопредседатель Федеральной национально-культурной автономии курдов РФ Фархат Патиев, в Сирии проживает около 3,5 млн курдов, что составляет около 18% от общего числа населения страны. Большинство курдов живут на своих исторических землях — в Курдистане. До гражданской войны в Сирии треть курдов проживала в городах Алеппо, Дамаск, Хомс, Ракка, Хама. По мере углубления сирийского кризиса наметился отток части курдского населения с арабской части страны на территорию сирийского Курдистана. Географически под сирийским Курдистаном подразумевают три кантона (района) на севере страны, включая практически освобожденный район Манбидж и пока еще занятые боевиками районы Азаз, Баб и Джараблус с населением около 4,6 млн человек.

Фархат Патиев

«В Сирии курды находятся в состоянии войны с ИГИЛ, "Джабхат Фатш аш-Шам" (бывшая "Джабхат ан-Нусра") и другими террористическими организациями. За пять лет противостояния курдам удалось освободить практически всю северную Сирию, называемую курдами Западным Курдистаном, кроме трех районов — Джараблус, Азаз и Баб», — пояснил Патиев.

По его словам, единственное, что может сгладить существующие сейчас противоречия (и в Сирии, и в Турции) — это введение гибкой системы управления. «План по внедрению унитаризма в ближневосточном регионе потерпел крах. Федерализм — не идеальная, но лучшая модель для региона», — подчеркивает Патиев.

За минувшие годы в Западном Курдистане (называемом также Рожавой) были сформированы все институты, необходимые для полноценного функционирования автономии. 17 марта 2016 года здесь было провозглашено создание Федерации Рожава — Северная Сирия. Тем самым курды и другие этнические и конфессиональные группы региона провозгласили курс на федеративную Сирию. В то же время Башар Асад негативно воспринял эту инициативу. «Сирия слишком мала для федерализации», — заявил он.

«Если в целом оценивать отношения между курдами и сирийским правительством, то начиная с гражданской войны в 2011 году курды объявили нейтралитет и строго придерживались его. За пять лет между курдскими силами самообороны и правительственными силами иногда возникали столкновения, но не столь значимые, чтобы говорить о наличии серьезного конфликта. Отношение курдов к сирийскому режиму в настоящий момент держится на формуле: не трогай меня, не трону тебя», — резюмировал Патиев.

Саудовская Аравия

«Темной заинтересованной стороной» в сирийском конфликте является Саудовская Аравия с ваххабизмом в качестве государственной религии. А что нужно ей? Ефим Резван рассказал «Телеграфу», как он когда-то посетил религиозное учебное заведение под Эр-Риядом, где готовят богословов, причем прививая им достаточно радикальную форму ислама и нелюбовь к западной цивилизации. Он задал высокопоставленному чиновнику вопрос, зачем они это делают, готовя фактически будущих радикалов. «Знаете, если мы не направим это (радикальные идеи — прим. ред.) вовне, это вернется к нам», — ответил тот.

Саудовская Аравия заинтересована во внутренней стабильности. С одной стороны, они инвестируют в сирийский конфликт. Но с другой, есть огромная инерция, ведь заявленная цель боевиков ИГ — Мекка и Медина, расположенные на территории Саудовской Аравии.

По словам Резвана, эту страну также обижает обделенность. «Есть G7, есть Совбез ООН. А где там представлен исламский мир? Мусульман никто не спрашивает, хотя их огромное количество. В Саудовской Аравии считают, что когда возникнет огромное мусульманское государство с атомной бомбой, то тогда с мусульманами и начнут считаться», — подытожил исламовед.

По всей видимости, древний мудрец был прав, когда сказал, что всё имеет свое начало и свой конец. Режим Башара Асада постепенно сдает свои позиции. Многие западные страны открыто признают оппозицию в качестве легитимной власти. Но, самое главное, затянувшийся сирийский конфликт приобрел ярко выраженный межконфессиональный характер, что может вылиться в многочисленные беды для сирийского народа…

В настоящее время значительная часть шиитов Сирии являются алавитами. Алавизм был основан в IX веке шиитским богословом по имени Абу Шауиб Мухаммад Ибн Нусайр. Религия алавитов плохо изучена (в первую очередь по причине закрытости алавитской общины). Кроме того, алавиты (подобно друзам) используют тактику «такийя», которая позволяет соблюдать чужие религиозные обряды при условии сохранения в душе истинной веры. Однако, на основании доступной информации можно сделать вывод, что алавизм очень сильно отличается от шиитского ислама, не говоря уже об исламе суннитском.

Тем не менее, сами алавиты не раз заявляли о своей принадлежности к шиитской ветви ислама. Шейхи алавитов приняли несколько деклараций о принадлежности алавизма к шиитскому исламу еще в первой половине XX столетия. Президент Сирии Хафез аль-Асад, алавит, поддерживал курс на военно-политическое сближение Сирии с шиитским Ираном. С 1973 года шииты считают алавитов частью шиитского мира (фетва о распространении правил, определяющих гражданские правоотношения, на алавитов).

А вот сунниты, особенно салафиты, относятся к алавизму как к извращению истинной веры. Один из основателей салафизма Ибн Таймия утвержал, что алавиты наносят вред мусульманской общине и запрещал мусульманам вступать с алавитами в гражданские правоотношения по правилам, принятым среди мусульман.

В настоящее время в Сирии против законного правительства, во главе которого стоит алавит Башар аль-Асад, воюют мятежники-сунниты. Ситуация эта не нова – так, с 1976 по 1982 год правящая в Сирии партия БААС (генеральным секретарем партии являлся Хафез аль-Асад) уже вела вооруженную борьбу с исламистами-суннитами, которых возглавляли сирийские Братья-мусульмане.

*Наша справка:
Население Сирии составляет около 20 млн. человек. Более половины сирийцев - сунниты, однако в стране присутствуют значительные общины шиитов-двунадесятников, исмаилитов-низаритов и алавитов (16 %), разных направлений христианства (10 %) и исмаилитов.
Государственный язык - арабский. С 1963 года республика находится под управлением партии «Баас». Современная государственность Сирии насчитывает немногим более 60 лет, но цивилизация зародилась здесь ещё в 4-м тысячелетии до н. э. Столица - Дамаск, один из древнейших постоянно заселённых городов мира. По утверждениям некоторых историков, Дамаск - древнейшая из существующих сейчас столиц мира.

** иллюстрация - «Аллах хранит Сирию». Плакат с изображением президента в Дамаске.

(По материалам открытых СМИ).

Рецензии

В Сирии есть еще около миллиона друзов, религия которых есть ответвление ислама, возникшее еще в 11 веке. Друзы занимают нейтральную позицию в этой войне и сейчас, наверное, массово перейдут к нам на Голаны, являясь для нас дружественным народом, составляющим в том числе ядро пограничных войск на ливанской границе. Нейтралитет друзов и сгубил Асада.С Голан можно наблюдать в ясную погоду Дамаск, окутанный дымом от пожарищ, но пока граница на замке.Сергей

Спасибо, Сергей! Дельное дополнение! Друзы - особая тема!
"С Голан можно наблюдать в ясную погоду Дамаск, окутанный дымом от пожарищ, но пока граница на замке..."
Пусть будет на замке!
Мирного неба!
С уважением,

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Согласен с уважаемым Али Салимом Асадом в том, что позиции правительств и народов арабских стран стоит разделить, т.к. это два совершенно разных иногда мнения. Отношение элиты и обычных граждан к любого рода вопросам не только может кардинальным образом различаться, но и изучается по-разному.

Во-первых, сказать, что "Башара Асада не любят на Ближнем Востоке в целом", просто нельзя в принципе. Это некорректное утверждение из-за того, что среди ближневосточных государств (даже если мы отберем только арабские) никогда не было и нет единого отношения к тому или иному вопросу или проблеме. Слишком много подходов, взглядов и расколов, чтобы можно было договориться. Если Б. Асада не любит одна группа правителей и правительств, то другая, состоящая из оппонентов первой, всегда постарается найти с ним точки соприкосновения.

Во-вторых, давайте попробуем разобраться, кто и почему "не любит"/ "любит" Башара Асада, открыто заявляя об этом, а кто пытается и вовсе сохранить нейтралитет и остаться в стороне.

К "старым" противникам Б. Асада, выступавшим как против него самого, так и его отца задолго до событий 2011 г., можно отнести:

1) Израиль, с которым САР находится в сложных отношениях, на грани войны и мира, вот уже несколько десятилетий. Поддержка Асадом "Хамаса" и "Хезболлы" - это лишь вершина айсберга противоречий между Тель-Авивом и Дамаском.

2) Монархические режимы стран членов ССАГПЗ [Совет сотрудничества арабских государств Персидского Залива] (исключение может составлять Оман, у которого всегда есть свое собственное мнение). А в первую очередь - Королевство Саудовская Равия (КСА) и Катар. Остальные (Бахрейн, ОАЭ, Оман, Кувейт) куда менее активны в конфликте и озабочены скорее собственными проблемами, действуют "за компанию". Идеологические противоречия вкупе с геополитическими, конфессиональными, экономическими (борьба за Ливан в 2005-2011 гг. с КСА) составляют основу конфронтации ССАГПЗ и Асада.

3) Суннитские радикальные исламистские органзации, включая "Аль-Каиду" и "Братьев-мусульман" (БМ). суть конфликта, предполагаю, понятна и так.

"Новые враги"

1) Правительство Эрдогана и Давутоглу в Турции, разорвавшее все договоренности и совместные проекты с САР сразу после начала событий "Арабской весны" в 2011 г. Геополитические амбиции высшего руководства Партии справедливости и развития стали причиной не только отказа от обоюдовыгодного партнерства с Асадом, но и от основы внешней политики Турции - "доктрины "Ноль проблем с соседями". Эту игру турки уже проиграли, т.к. ни одна из их ставок не сыграла ни в Египте (правительство "БМ" М. Мурси), ни в Тунисе (правительство исламистской "Ан-Нахды" под эгидой Гануши), ни умеренные исламисты в Ливии. Сирия "без Асада", дружественная Турции и полностью зависисмая от нее экономически и политически, - это последний шанс для Эрдогана спасти свою репутацию и претензии на региональное лидерство.

"Нейтралы" - государства, чьи правительства стараются дистанцироваться от необходимости принять ту или иную крайнюю позицию, но сотрудничающие с Асадом и его оппонентами на Западе, т.к. это имеет выгоду для них:

1) Ирак, Ливан, Иордания, курдские объединения в Иракском и Сирийском Курдистане сотрудничают с режимом Асада, т.к. иначе проблем, вызванных ИГИЛ и существовавших в общем приграничье ранее, не решить.

2) Палестина в лице партии Фатх и национальной администрации М. Аббаса, имеющая тесные связи с режимом САР в рамках арабо-израильского конфликта.

3) Египет после переворота 2013 г. и прихода к власти Ас-Сиси и Алжир, прекрасно осознающие угрозу со стороны радикального исламизма и чья элита имеет столь же тесную связь с армией, что и сирийский режим Асада.

Союзниками Асада называют себя Иран и "Хезболла", представляющие т.н. "шиитскую ось", которую так любят современные политологи во всех странах мира.

В-третьих, если выше обозначены правительства государств, то что можно сказать о народе. А вот народы арабских государств (выберем их и не будем рассматривать Турцию, Иран, Израиль, где арабы составляют меньшинство) относятся к Асаду по-разному, и здесь на их мнение влияют их собственные установки:

1) Идеологические предпочтения. Арабские националисты, коммунисты, левые всех мастей, с ярко выраженной светской ориентацией, скорее симпатизируют Асаду, чем его оппонентам. Исламисты, монархисты, ориентированные на западные, европейские и американские, ценности "либералы" скорее будут против него, чем за.

2) Антиамериканизм и антисионизм. Не будучи идеологией, эти направления мысли крайне сильны в арабских обществах, и образ Асада как "главного врага США и Израиля" обеляют его в их глазах.

Немаловажным фактором, влияющим на отношение к Асаду, остается историческая память о его отце и партии "БААС". В арабском мире немало людей, кто разделяет теплые чувства к идеям панарабизма, носителями и проводниками которого те являлись, но, с другой стороны, баасисты вошли в историю региона и благодаря своим решительным, нередко крайне жестоким, действиям: этнические чистки и репрессии против национальных меньшинств и политических соперников, гонения против исламистов сопровождались кровью как в Ираке, так и в Сирии. Баасистов боялись и потому ненавидели не меньше, чем ранее ими же восхищались и вдохновлялись.

В общем, на мой взгляд, ситуация с Асадом не столь определенна, как может показаться сначала. Все довольно сложно и противоречиво, и лишь история, скорей всего, рассудит этот спор.

Многим современным людям, непосвященным в религиозные тонкости, ислам представляется самой монолитной религией. Действительно, на сегодняшний день под зеленым знаменем Пророка объединилось более полтора миллиарда человек. Соотносят себя с исламом граждане в 120 странах мира. Причем в 28 странах, эта религия является основным религиозным течением и считается государственной. На этом фоне нельзя сказать, что мусульманский мир представляет собой обитель спокойствия и умиротворения. Там, где место религии в обществе определяет сам человек, неизбежно возникают противоречия. Сначала это касается различий во взглядах на вопросы о толкования культа. Позже на этой благодатной почве вырастают побеги непримиримой вражды между ветвями одного народа и племени, со временем переходящей в ненависть.

Вековая вражда и ненависть, которую питают друг к другу сунниты и шииты – это яркий пример того, как различное толкование одних и тех же догм и постулатов может проложить пропасть между единоверцами. Причем корни этой вражды уходят в седую старину, во времена, когда ислам только набирал свою силу.

Религиозный аспект противоречий в мусульманском мире

Ближний и Средний Восток исторически является регионом планеты, который стал фундаментом для всего мусульманского мира. Именно здесь располагаются страны и государства, внешняя и внутренняя политика которых во все времена оказывала влияние на ислам. Здесь также проживали и продолжают жить народы, социально-общественная жизнь, традиции и обычаи которых заложили основы будущей мировой религии. Однако история внесла свои коррективы в общественно-политическое устройство этого региона планеты, создав едва ли не самый бессмысленный прецедент для внутреннего раскола в мусульманском мире.

Уже 13 веков сунниты и шииты, две самые ярко выраженные и мощные ветви ислама, являются непримиримыми антагонистами в вопросах трактовки ислама и разночтений в толковании его основных догматов. Если оценивать формат религиозных доктрин, на которых базируются суннизм и шиизм, то здесь можно обнаружить много общего. Базовые столпы ислама для двух течений практически одинаковы. И те, и другие одинаково трактуют свидетельства и молитвы. В Иране, в Иордании, в Ираке, в Саудовской Аравии и в Объединенных Эмиратах одинаково трактуют вопросы поста. Шииты Ирака и Бахрейна отправляются в паломничество в Мекку вместе с суннитами Ирана и Сирии. Так было в давние времена, такая же ситуация прослеживается в наши дни. Однако «дьявол кроется в деталях»!

Именно в деталях правления религиозного культа выявляются расхождения и противоречия между двумя религиозными течениями. Причем эти разночтения носят кардинально противоположный характер и охватывают многие позиции. Не секрет, что в любой религии всегда были и есть свои направления и течения. Многое зависит от этнического фактора и национальных традиций, сложившихся в данной местности, регионе. Ислам не избежал подобной участи, разделившись со временем на различные течения. У мусульман присутствуют как ортодоксальные и маргинальные течения, так и религиозные учения вполне лояльные к светскому образу жизни. Раскол между наиболее яркими ветками ислама, между суннизмом и шиизмом, произошел еще в далеком VII веке. Как и всегда, начало религиозным распрям положило банальное человеческое желание изменить существующий порядок формирования властной вертикали. Властные элиты использовали религию для внутриполитической борьбы.

Суть вопроса

Начавшийся раскол берет свои корни на территории современного Ирана — тогдашней Персии. После покорения Персии арабами, территория страны вошла в состав нового огромного государства – арабского Халифата, в котором государственной религией стал ислам. Уже тогда среди мусульман наметились направления раскола. После смерти последнего Халифа Али ибн Абу Талиба, которого некоторые считали родственником и сподвижником пророка Мухаммеда, остро встал вопрос о престолонаследии. В одних регионах Халифата появлялись политические группировки, считавшие, что новым Халифом должно быть лицо, являющееся потомком Пророка. Такое родство априори допускало наличие у нового правителя самых лучших духовных и человеческих качеств.

В противовес этому направлению в стране появились группировки, которые ратовали за то, что страной должен управлять выборный человек – лицо, обладающее авторитетом и достойное звания Халифа. Основная масса населения Халифата — представители малоимущих слоев, которые слабо разбирались в политической конъюнктуре. Народу больше пришлось по душе идея ставить главой государства лицо, имеющее непосредственное отношение к Пророку. Следовательно после смерти Халифа Али ибн Абу Талиба его место должен был занять человек из того же рода. Акцент делался на то, что сам Халиф Али был рожден в Мекке и стал первым из мужчин, принявших ислам. Тем, кто проповедовал эту идею, стали называться шиитами, от слова шийа — т.е. первый. В своем учении они опирались на Коран, как единственный и непререкаемый источник праведной мысли в исламе.

На заметку: в самой среде шиитов также существуют противоречия по поводу того, откуда следует считать первородство правителя. Одни предпочитают вести отчет от самого Пророка Мухаммеда. Другие считают вести отчет от сподвижников Пророка. Третья группа, самая многочисленная, считает первородство от халифа Али ибн Талиба.

Сунниты представляли собой другую прослойку гражданского общества арабского Халифата, которая придерживалась совершенно иных взглядов на вещи. Существенная разница между суннитами и шиитами заключалась в том, что первые отвергали исключительное право родства халифа Али с Пророком. В своих аргументах религиозные деятели из этого лагеря опирались на тексты, взятые из сунны, священной для всех мусульман книги. Отсюда и название нового религиозного течения — суннизм. Следует отметить, что именно разночтения и стали тем камнем преткновения, которое впоследствии стало красной полосой, разделившей ислам на два непримиримых лагеря.

Сунниты почитают только Пророка, шииты — причисляют к лику святых. Уже тогда противоречия на религиозной почве достигли наивысшего накала, который быстро перерос в кровопролитный гражданский конфликт, разорвавший халифат на части.

Однако времена меняются. Исчез арабский Халифат, появились Османская Империя и Персия. Территории расселения суннитов и шиитов то входили в состав одних государств, то становились территорией других стран. Менялись правители и политическое устройство, однако распри на религиозной почве между суннитами и шиитами продолжали сохраняться, не взирая на меняющиеся времена, иное политическое устройство.

Современное положение дел в мусульманском мире

Существующие противоречия между двумя религиозными течениями настолько глубоко укоренились в исламском мире, что продолжают до сих пор оказывать влияние на внутриполитические процессы и внешнюю политику государств на Ближнем Востоке.

И это при том, что на долю мусульман, исповедующих шиизм, приходится всего 10-15% от общего числа верующих, для которых Аллах является единым Богом. Сунниты, наоборот, составляют подавляющее большинство – 1,550 млн. человек. Такое огромное количественное преимущество не дает суннитам право первого голоса в мусульманском мире. Отсюда и постоянно возникающие противоречие и конфликты, возникающие между исламскими государствами.

Проблема в том, что шииты в основном составляющие население таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Азербайджан и Бахрейн окружены поясом государств, где государственной религией является суннизм. Исторически так сложилось, что современные границы государств этого огромного региона не являются четкой этнической границей для народов. В процессе мирового устройства на территории других стран Ближнего и Среднего Востока сформировались анклавы, в которых проживает население исповедующее шиизм. Сегодня шииты проживают в Саудовской Аравии, в Турции, в Йемене и на территории Афганистана. Немало шиитов проживает на территории современной Сирии, раздираемой гражданским конфликтом.

Основная сложность заключается в том, что все шииты из Сирии или из Йемена, из Саудовской Аравии или из Турции, считают своими духовными наставниками имамов. Если сунниты имамов считают просто духовными наставниками, то шииты почитают имама наравне с Пророком. По их мнению, глава шиитов – это лицо, которое обязательно состоит в родстве с легендарным халифом Али. Как в наши дни можно проследить родословную имама – вопрос, однако в шиизме на это делается особый акцент. Шииты считают, что появление каждого последующего правителя и духовного главы общины предначертано свыше. Авторитет имама непререкаемый, а его мнение становится для шиитов непреложной истиной. Это соответственно приводит к проявлениям двоевластия на тех территориях, где проживают шииты. Номинально шииты подчиняются законам того государства, в котором проживают, однако в общественно-политических вопросах и в вопросах веры для шиитов на первом месте стоит мнение имама.

На этой почве у мусульман отсутствует единство. Весь мусульманский мир условно разделен на сферы влияния, где правят не главы государств, а духовные лидеры.

Огромную роль у шиитов имамы играют в управлении государством. Теперь в их компетенции не только вопросы религиозного толка, но и управление светской жизнью шиитской общины. Эта особенность наиболее ярко проявилась в Иране, где имам, он же аятолла, является не только духовным лидером, но и выполняет порой негласные функции государственного лидера. В Иране долгое время шах сочетал в себе светскую и духовную власть. После исламской революции в Иране утвердилась светская власть во главе с Президентом Республики, однако негласным главной государства остается аятолла — он же глава шиитов. Его мнение и речи являются для всех шиитов непреложными, независимо от того где они проживают, в Иране или в Йемене, в Афганистане или в Саудовской Аравии.

Сунниты и шииты – вражда на политическом фоне

Говорить, что корень противоречий между двумя религиозными течения ислама лежит сугубо в трактовке вопросов веры будет неверным. Над отношениями между двумя конфессиями все время довлеет политический аспект. Исламский мир никогда не был монолитным и единым в своем духовном порыве. Всегда находились люди, которые в угоду собственным политическим амбициям или под внешним влиянием, использовали имеющиеся между суннитами и шиитами разногласия на религиозной почве.

Примеров конфликтов, которые возникали на религиозной почве между мусульманами, история знает не мало. Османская Империя, в которой большинство населения исповедуют суннизм, постоянно находилась в конфронтации с Персией, где шииты представляли подавляющее большинство. Современная история наглядно демонстрирует ту роль, которую играют противоречия между суннитами и шиитами в отношении между самыми крупными и влиятельными государствами Среднего Востока — Ираном и Саудовской Аравией.

Отличие суннитов в вопросах веры и исправление культа от своих единоверцев заключается в следующем:

  • сунниты почитают сунну в полном объеме (шииты сунну воспринимают как священное писание только в той части, где описывается жизнь Пророка);
  • сунниты считают день Ашура праздничным, шииты наоборот, считают этот день поминальным;
  • сунниты в отличие от шиитов по-другому относятся к институту брака. В их толковании брак должен быть одним, как завещал Пророк Мухаммед. У шиитов количество браков не ограничивается;
  • сунниты и шииты имеют свои отличные места паломничества. Для первых святыми местами являются Мекка и Медина. Шииты отправляются в паломничество в Эн-Наджаф и в Кербелу;
  • количество намазов (время для молитвы) у тех и других отличается. Сунниты обязаны совершать в день не менее пяти намазов. Шииты считают достаточным совершением трех намазов.

Такие разногласия не являются критичными и принципиальными, однако в большинстве случаев они до сих пор не могут быть принятыми ни теми, ни другими. Большинство конфликтов, которыми сегодня охвачен Ближний Восток и регион Персидского залива, имеет религиозные корни. Шиитский Иран всесторонне поддерживает шиитские общины в Йемене и в Сирии. Саудовская Аравия наоборот, всячески поддерживает режимы суннитского толка. Религия становится удобным орудием в руках политических деятелей, которые стремятся укрепить свое влияние в мусульманском мире, и не только.

Искусно манипулируя на религиозных чувствах мусульман, нынешние политические режимы в странах Ближнего и Среднего Востока остаются оплотом конфессионального раздора. В большинстве случаев современные теологи объясняют возникшие противоречия извечным противостоянием между арабами и персами. Арабы, которые в основном исповедуют ислам суннитского толка, склоняются к тесному переплетению вопросов религии со светскими законами. Шииты, которые являются потомками древних восточных династий, тяготеют больше к исламу ортодоксального толка. Нынешняя сложная военно-политическая обстановка в исламском мире создана искусственно, в угоду политических интересов правящих режимов.

В последний относительно мирный 2011 год в Сирии жили 20 миллионов 800 тысяч человек. В сентябре 2015 года 3,9 миллиона сирийцев покинули свою страну, еще 7,6 миллиона покинули свой город или свою деревню, ища в пределах Сирии более спокойного места обитания. 300 тысяч людей погибли за 2012‑й - сентябрь 2105 года, 200 тысяч томятся в застенках сирийских тюрем и лагерей по воле правящего в Сирии режима Башара аль-Асада. Война не просто коснулась, война жестоко расправилась почти с каждой сирийской семьей.

Трагедии такого масштаба даже Россия в Гражданскую войну 1917-1922 годов, пожалуй, не переживала. Но в чем причина этой колоссальной, по масштабам небольшой страны, трагедии, есть ли надежда на ее исчерпание, на восстановление мира и согласия на пропитанной кровью древней сирийской земле, земле, на которой тысячелетия листаются, как в России, - века?

Если народ жив, не важно, в Сирии ли, в изгнании, значит, надежда еще есть. Но чтобы наметить путь лечения, надо понимать, где истоки болезни. Они глубоки, очень глубоки, под стать самой сирийской истории. То, что происходит в последние годы и выглядит для одних как борьба народа за свободу и демократию, для других - как борьба законной власти против террористов и инсургентов, на самом деле есть лишь очередной пароксизм полуторатысячелетней борьбы между собой двух основных ветвей ислама - суннитов и шиитов.

В конце июля 657 года близ селения Сифино на Евфрате, разрушенного и обезлюдевшего незадолго до того во время победоносных войн Халифата с Византией, состоялось многодневное сражение между двумя арабскими армиями - армией наместника Сирии Муавийи ибн Абу Суфьяна и армией двоюродного брата Пророка Мухаммеда и его зятя - Али ибн абу-Талиба. Кстати, место это расположено в 40 километрах от того самого города Ракка, где ныне падают российские бомбы и ракеты.

Сражение завершилось безрезультатно, а шло оно за верховную власть над правоверными. Кто должен править уммой - собранием всех мусульман. Сторонники Али считали, что только Али и его прямые потомки и что халифа правоверных избирает Бог. Сторонники Муавийи были уверены, что любой достойный муж из племени Курайш - племени, к которому принадлежал Мухаммед, может быть халифом и что халифа избирает умма. Вспоминали слова Пророка - «моя община не сойдется на ошибке». В 661 году Али был убит. В 680 году близ Кербелы в сражении с сыном Муавийи погиб сын Али Хусейн. Две традиции власти среди мусульман - через Али и Божественное произволение (шииты - от шии ат Али - сторонники Али) и через всех родственников Мухаммеда - курайшитов и волю уммы (сунниты - от сунна - обычай, пример поведения - в данном случае - Пророка) - не прекращали борьбы с тех пор.

В X-XI веках это была жестокая война Фатимидских шиитских халифов Африки с Аббасидскими суннитскими халифами Сирии, Аравии и Египта, в начале XVI века - кровавое многолетнее соперничество шахиншаха Ирана Исмаила I Сефевида, провозгласившего шиитскую традицию обязательной государственной религией Ирана, и османского суннитского султана и халифа Селима I Явуза (Грозного), нещадно истреблявшего шиитов. В Чалдыранской битве близ озера Ван в августе 1514 года султан Селим одолел шахиншаха и отнял у него Ирак, Восточную Анатолию и Азербайджан. Но победа была хоть и убедительной, но не окончательной. Противоборство шиитов и суннитов продолжалось и внутри Османской империи, и между османами-суннитами и шиитским Ираном.

Продолжается эта война и ныне. Многим еще памятна война между иракским диктатором Саддамом Хусейном и вождем иранской джамахирии аятоллой Хомейни (1980-1988). Шиитский по большинству населения, но суннитский по правящей верхушке Ирак восемь лет сражался со ставшим после Исламской революции воинственно шиитским Ираном. Война закончилась перемирием и восстановлением status quo ante bellum, но на полях сражений осталось полтора миллиона погибших. Несравненно больше было искалеченных, отравленных газами, лишенных крова и имущества. Сирия, граждане которой преимущественно исповедуют суннизм, была на стороне Ирана в той войне.

Но почему же такое ожесточение полтора тысячелетия разделяет две ветви ислама, последователи которых равно чтут и Пророка Мухаммеда, и священный Коран?

Внешне спор идет о власти. Сторонники Али говорят, что последний праведный вождь общины (они их называют имамами), 12‑й имам - Мухаммед Аль-Махди ибн аль Ханафийа, пятилетним ребенком был скрыт от всех в 873 году, и он до сих пор пребывает в потаенном убежище, но он еще придет явно. Незримое общение с ним и есть то, что позволяет общине шиитов жить и управляет общиной.

На этом принципе основано современное иранское государство. Политически - демократия, с выборами президента и меджлиса, но над этой демократией стоит верховный правитель - рахбар, который общается со скрытым имамом и который выносит решения - фетвы, обязательные для президента страны, для меджлиса, от имени Мухаммеда аль-Махди. Вот этот 12‑й имам в шиизме - непререкаемая величина. Он, а соответственно и рахбар, обладают непогрешимостью (ишмах). Сейчас рахбаром Ирана является Али Хосейни Хаменеи (с 4 июня 1989 года). Рахбара избирает (и, если надо, смещает) совет из 86 муджтахидов - признанных народом людей, имеющих таинственное общение со скрытым двенадцатым имамом.

Итак, шиизм и суннизм - два разных мировидения. Суннитское мировидение в целом (хотя есть исключения в суфийских орденах) очень прагматично и позитивно. Оно сходно по отношению к человеку с лютеранством в христианстве. Любой образованный человек может толковать Коран, любой человек может высказывать свое мнение по тому, кого выбрать халифом.

Шииты же воспринимают мир как тайну, которая не может быть открыта любому, которую сам Бог открывает только избранным. Идея о том, что люди различны по степени откровения, очень сильна в шиизме. Есть вожди - и есть народ. Вожди не те, кто выдвинулся деньгами или хитростью, родовой знатностью, нет, вожди - это те, кто слышит голос скрытого имама, вожди - те, кто имеет видение тайного света, который исходит от него. Они должны управлять правоверными. Халифы, управлявшие уммой после Мухаммеда, даже те, кого сунниты именуют праведными - Абу Бакр, Омар и Отман, для большинства шиитов они - узурпаторы и самозванцы. Тем более узурпаторами являются для них все халифы суннитов после Али, вплоть до нынешнего и многими суннитами не признаваемого вождя ИГИЛ (организация, запрещенная на территории РФ) - Абу-Бакра аль Багдади. Так что раскол глубок.

Разумеется, на уровне мистиков, и суннитских, и шиитских, никакой вражды друг к другу нет. Мистики понимают, что пути разные, веры разные, но они видят одни высшие ценности, одни цели и в общем-то уважают друг друга: «Кто отшельник, кто мусульманин, кто шиит - почитатель имамов, но все они принадлежат к одному племени, племени людей», - гласит древняя поговорка Востока.

Но политики - всегда политики. И сила политика заключается в том, чтобы каким-то образом рекрутировать, как сейчас любят говорить политологи, себе сторонников. Конечно, это могут быть родственники, но их мало; это могут быть вассалы, но и их мало; нужны какие-то большие совокупности. Какие это совокупности? В первую очередь, конечно, религиозные. Потом появились национальные общности, этнические, расовые, социальные, классовые. Но эти разделения стали значимыми намного позже, в лучшем случае в конце XVIII века. А религиозные разделения весьма древние. Столкнуть адептов разных традиций, разделить их по принципу: свой-чужой, сверхчеловек-недочеловек, праведный-неправедный, ангел-свинья - для политика милое дело. Тогда при некотором умении и даре за тобой пойдут миллионы совершенно незнакомых тебе лично людей.

Тем более религиозные общности - это самое сильное, это то, что обнимает человека целиком. Когда призывают людей объединяться на уровне социальном, или классовом, или национальном, тогда многое в религии противоречит этим призывам. Для мусульман это вообще невозможная вещь, потому что все, что не в Боге, - это уклонение, это ширк, это ересь. И национализм, и социализм - это ересь для правоверного мусульманина, да, по большому счету, и для христианина.

И еще одно. Все движения, кроме религиозных, не обнимают человека целиком и не дают ему вечности. Да, здесь ты решаешь какие-то национальные проблемы, социальные проблемы, а как же с вечностью? Обычно все эти националистические и социалистические движения в плохих отношениях с религией и, значит, с вечностью. И поэтому эти движения оказались сравнительно слабыми. Два века, помутив мир, собрав свою жатву в виде десятков, если не сотен миллионов жизней погибших и пострадавших людей, они, в общем, более-менее сейчас ослабли. А на их место пришла опять извечная религиозная идентификация как главная политическая сила для рекрутирования сторонников. В этом смысле можно сказать, что 11 сентября 2001 года, когда были обрушены нью-йоркские небоскребы, это начало новой старой эры. Той новой старой эры, когда вновь религия явно и властно для всех стала доминирующим фактором политического процесса, и об этом все заговорили.

И полуторатысячелетняя распря шиитов и суннитов тоже сбросила свои модные идеологические покрывала и предстала в первозданном облике конфликта, в котором вожди используют религиозную идентификацию людей как главное средство политического рекрутирования. И хотя соотношение суннитов и шиитов в мире совсем не равное - суннитов среди мусульман 83%, а шиитов, соответственно, около 17%, на Переднем Востоке их силы сравнимы - огромный мощный Иран, большая часть Ирака (2/3 населения примерно - это шииты), Азербайджан, Бахрейн, Йемен, большие группы шиитов в Ливане, меньше в Сирии. В Афганистане и в Саудовской Аравии около 15% населения - шииты.

Но вернемся в Сирию, в созданное французами в 1919 году Государство алавитов. Кто такие алавиты? Сами алавиты говорят, что они - обычные шииты, такие же, как в Иране. Но это - абсолютная неправда. И надо сказать, что эта абсолютная неправда религиозно обусловлена. Дело в том, что все шииты применяют к себе такую категорию, как «такиях» - сокрытие истинной своей веры. Часто бывшие в меньшинстве, гонимые, они приспособились к тому, что иногда приходится скрывать свою истинную веру. И алавиты публично говорят не то, что есть на самом деле. Уже в 1973 году Совет 80 алавитских шейхов объявил, что они такие же шииты-двунадесятники, почитающие 12 имамов, как и все основные шииты, как шииты Ирана, как шииты Ливана, «а все, что еще приписывают нам, далеко от истины и придумано нашими врагами и врагами Аллаха».

Но на самом деле все совсем не так просто. Когда в конце 1960‑х годов Сами Джунди, сам шиит-исмаилит, министр информации у диктатора Сирии алавита генерала Салаха Джадида, предложил опубликовать священные книги алавитов - и тогда все поймут, что алавиты действительно нормальные шииты (а книги эти никогда не публиковались, и религиоведы спорят: одни говорят, что они есть, другие говорят, что их вовсе нет), всесильный военный диктатор Джадид ответил, что если он это сделает, «меня наши шейхи разорвут на части».

Но кто же такие алавиты? Алавиты - это те же арабы, но исповедующие особую религию, которая объединила в себе элементы ислама, христианства и очень ранних дохристианских верований арамейского населения Сирии. Важнейшим моментом, который делает эту религию абсолютно невозможной ни для суннитов, ни для шиитов, является Учение о вратах.

Признавая, как и двунадесятники, 12 имамов, алавиты говорят, что с каждым из них общаться можно только через особого человека, у каждого из этих имамов есть свои врата - баб по-арабски. И только через такого человека-врата можно обращаться к имаму. Бабом самого Али является Салман аль-Фариси. Основателем же этого религиозного движения является последний баб Абу Шуайб Мухаммад ибн Нусайр - это баб 11‑го имама аль Хасана аль Аскари, умершего в 874 году. По его имени мусульмане часто именуют алавитов нусайритами (поскольку самоназвание «алавиты» происходит от имени халифа Али, и мусульманам такое спряжение с «сектантами» кажется оскорбительным). У 12‑го «скрытого имама» своего баба нет. Мухаммад ибн Нусайр помогает верующим общаться и с 12‑м имамом.

Символ веры алавитов звучит так: «Верую и исповедую, что нет иного Бога, кроме Али ибн Абу Талиба, достопоклоняемого (аль мабуд), нет иного покрова (хиджаб), кроме Мухаммеда достохвального (аль махмуд), и нет иных врат (баб), кроме Салмана аль Фариси, предопределенного (аль максуд)».

Во‑первых, это прямое обожествление человека, чего, конечно, ни один нормальный шиит себе не позволяет. Во‑вторых, это - Троица. И они прямо говорят о Троице, о том, что Али - это сущность, Мухаммед - это имя, а Салман Аль-Фариси - это врата. Это, конечно, калька с христианства. Христос, с точки зрения мусульман, человек. А главный догмат ислама, который разделяют все мусульмане, - это догмат божественного единства, таухид. У алавитов очевидное нарушение этого догмата и, следовательно, многобожие, с точки зрения мусульман. Кроме того, алавиты верят в переселение души после смерти в иное тело. И только у алавитов это новое тело человеческое. Мусульмане же по их представлениям становятся ослами, христиане - свиньями, а евреи - обезьянами.

Что касается обрядов, то средневековые путешественники, сунниты, которые описывали алавитов в XIV веке (Ахмад ибн Таймия, Ибн Батута), в один голос говорят, что они не признают никаких мусульманских постов, ограничений и омовений, что они почитают Христа, апостолов, многих христианских мучеников, и в дни праздников мучеников именуют себя их именами, что они творят ночные мессы, на которых они причащаются вином и читают Евангелие, что они имеют два уровня посвящения: посвященные - хасса и простолюдины - амма, а женщины вообще не могут участвовать в их религиозных действиях ни в каком виде. Что они почитают Солнце, Луну и звезды, также и связывают их с Христом и Мухаммедом. Мухаммеда именуют Солнцем.

Очевидно, что это никакой не ислам. Французский ученый Жак Велерс, посвятивший в 1940‑е несколько фундаментальных книг алавитам, считал их верования «деформацией принесенного крестоносцами или раннего христианства, соединенного с пережитками древнего язычества». Эти люди именно потому, что они не мусульмане, не христиане, не иудеи, не имели своего миллета, то есть своей официальной религиозной общины в Османской империи, они были гонимы, их несколько раз хотели уничтожить полностью. И не уничтожали только потому, что если их уничтожить, кто бы обрабатывал в Латакии земли? А земля принадлежала богатым суннитским и православным землевладельцам, и они просили султанов оставить алавитов в покое.

Алавиты были очень бедными людьми, это были самые низы общества, они никогда не могли даже налог собрать. Они продавали своих дочерей для самого непотребного бизнеса в города еще в османское время, сами нанимались рабами на время, а то и на всю жизнь, чтобы просто иметь пропитание. Это было нищее земледельческое сословие, и даже их шейхи были людьми сравнительно бедными. Бедные, да еще иноверцы, да еще и язычники. Их называли кафирами и мушрикунами, то есть неверными и многобожниками. Они были презираемы и суннитами, и христианами. Они жили веками в этом жалком состоянии, но хранили свою веру. Ибн Батута говорит, что суннитские халифы заставили их построить мечети, но они в них делают стойла для своего скота.

Когда началось арабское национальное возрождение, наиболее образованные алавиты мечтали, что они, арабы по языку, станут равными суннитам и арабам-христианам. Но очень быстро они поняли, что богатые сунниты, их господа-землевладельцы, как презирали, так и продолжают гнушаться ими. И тут пришли французы. И если для арабов‑суннитов французы были обманщиками, подлецами и захватчиками, то для алавитов французская оккупационная администрация генерала Гуро была принята как манна небесная.

Сунниты практически полностью отказались сотрудничать с оккупационной администрацией, а алавиты, наоборот, с готовностью на это пошли. И французы в благодарность создали в Латакии Алавитское государство, в котором алавиты составили 2/3 населения. И во всей Сирии в войска, в местные, туземные сирийские войска, так называемые Troupes Spciales du Levant, набирались в основном именно алавиты. Другие, например, друзы, - тоже очень своеобразная религиозная группа, они себя считают отдельной религией, хотя у них есть отдаленные связи с шиизмом, - подняли в 1925 году восстание против французов, и их, естественно, в армию не брали. А вот алавиты никаких восстаний не поднимали, и их брали с удовольствием. Потом оказалось, еще когда алавиты не были у власти, в независимой Сирии в 1955 году, что алавиты, насчитывая 8 - максимум 11% населения Сирии, составляют 65% унтер-офицерского состава сирийской армии и более половины офицеров (57%). Их охотно брали в сирийскую армию потому, что они прошли современную военную выучку во французских туземных частях, а сами они охотно шли в военные школы, так как не имели денег учиться на гражданские профессии, а военное образование было за счет государства.