Антон лосенко биография. "Ломоносов русской живописи": Антон Павлович Лосенко - художник исторического жанра второй половины XVIII в

Антон Павлович Лосенко (1737 – 1773)

Одним из первых учеников Академии стал талантливый юноша Антон Павлович Лосенко (1737 – 1773). Он родился в украинском городе Глухове в казачьей семье. Уже в детском возрасте у него проявились способности к пению и рисованию. Маленького Антона Лосенко отдали в местную певческую школу, а в 1744 году, когда ему было семь лет, отправили в Петербург вместе с другими маленькими певцами. В Петербурге он пел в придворной певческой капелле. Одновременно он брал частные уроки рисования, и, когда у подростка стал «ломаться» голос, его определили в ученики к художнику Ивану Аргунову, работы которого мы изучали на нашей экспозиции. Через пять лет обучения у Аргунова, в 1758 году, Антон Лосенко, показавший незаурядные способности, был отправлен в только что открытую Академию художеств. Там преподавали приглашённые И.И.Шуваловым Л. – Ж.Ф. Лагрене, Ж.-Л. де Велли и Л.Ж. Ле Лоррен – известные французские живописцы, оставившие – особенно Лагрене – заметный след в русском искусстве. Первые произведения Лосенко – портреты, распространённый жанр в то время. В нашем собрании – портреты И.И.Шувалова, поэта А.П.Сумарокова и актёров Я.Д.Шумского и Ф.Г.Волкова.Портрет И.И.Шувалова

Портрет небольшой, не отвечающий традициям парадного портрета, но всё же образ несколько приподнятый, торжественный. Художник стремится подчеркнуть значительность этого человека, и, наверное, своё вполне объяснимое уважение к нему. Фигура И.И. Шувалова дана в повороте, рукой он указывает на что-то за пределами картины. Как будто он общается с невидимым нам собеседником. И.И. Шувалов представлен в мундире, на груди его – звезда и лента, это орден Белого Орла, и крест, украшенный бриллиантами – орден св. Анны.Портрет Ф. Г. Волкова

Фёдор Григорьевич Волков (1729 – 1763) – актёр, основатель любительской театральной труппы в Ярославле в 1750 году. На основе этой труппы был создан в Петербурге первый русский профессиональный публичный театр. Ф. Волков изображён в парадном красном плаще, с короной, кинжалом и маской. Все эти атрибуты показывают, что он играл трагические и героические роли. Молодое миловидное лицо, обрамлённое тёмными кудрями, сразу вызывает симпатию своей приветливой улыбкой. Существует предание о его смерти, чем и вызвано разночтение в дате смерти артиста. Ко времени коронации Екатерины II Ф.Г. Волков подготовил пышное представление под названием «Торжествующая Минерва» (Минерва – римское название греческой богини мудрости Афины). В тот день было очень холодно, и артист, он же режиссёр, со всей ответственностью руководил празднеством, простудился и вскоре умер. Приподнятый, героический образ артиста, яркое сочетание зеленой одежды и красного плаща, как и включение в портрет аллегорических предметов, восходит к декоративным традициям барокко.Портрет Я. Д. Шумского. 1760 Портрет Якова Даниловича Шумского (? – 1812) представляет соратника Ф.Г. Волкова, также актёра. Он участвовал в создании любительской труппы в Ярославле и входил в состав первого русского профессионального театра в Петербурге. Изображён в какой-то роли.
Портрет А. П. Сумарокова

Александр Петрович Сумароков (1717 – 1777) – известный поэт и драматург. Его трагедии на темы из русской истории разыгрывались на подмостках петербургского театра и пользовались успехом. Под конец жизни был забыт.

В конце 1760 года А.П. Лосенко отправляется в качестве пенсионера в Париж. Там он продолжил своё профессиональное образование в мастерской художника Жана Ресту, приверженца стиля барокко. Поэтому в отчётной пенсионерской работе А Лосенко «Чудесный улов рыбы» так сильны черты этого уходящего в историю стиля.Чудесный улов рыбы. 1762 Как указано в Каталоге русской живописи XVIII века, эта картина представляет собой варьированную копию произведения на ту же тему художника Ж. Жувене.

Сюжет основан на евангельской истории, рассказанной апостолом Иоанном. После того, как Иисус Христос воскрес, он несколько раз появлялся перед своими учениками, но они не сразу узнавали его. Однажды ученики ловили рыбу на Генисаретском озере, но ничего не поймали. Вдруг перед ними появился воскресший Христос. Он велел им закинуть сеть с правой стороны, и они вытащили много рыбы. Подробней вы сами можете прочитать об этом в Библии: «Евангелие от Иоанна», глава 21. Похожую историю, относящуюся к более ранним событиям из жизни Христа, рассказал евангелист Лука: глава 5, абзацы 1-7.

В центре картины представлен Христос. Над его головой мы видим сияние. В круговой композиции показано множество народа – здесь и ученики, и разные другие люди. Все они возбужденно жестикулируют, удивляясь и восхищаясь при виде чуда. Картина, как мы видим, соответствует традициям барокко.

В это время пенсионеры, находившиеся в Париже, получают предписание срочно возвратиться в Петербург. Новая императрица, Екатерина II, желает получить отчёт об их работе. Лосенко представил Академическому совету свою картину «Чудесный улов рыбы» и получил всеобщее одобрение. Совет решил ходатайствовать о продлении ему пенсионерства. Двор в это время находился в Москве, где проходила коронация императрицы. Картину представил императрице сам И.И. Шувалов, гордый успехом своего воспитанника. Императрица распорядилась приобрести картину для Эрмитажа, откуда она и попала впоследствии в Русский музей.

По возвращении в Париж, Лосенко написал картину с изображением апостола Андрея Первозванного, представляющую собой штудию человеческого тела. В декабре 1765 года Лосенко уже находился в Италии. Совет Академии разрешил ему оставаться в Италии в течение трёх лет. Там он написал обнажённые фигуры натурщиков, которые назвал «Каин» и «Авель». Действительно, они достаточно экспрессивны и выразительны, чтобы можно было бы присвоить им эти имена. По заказу И.И. Шувалова Лосенко написал картину «Зевс и Фетида» на тему из «Илиады» Гомера.
Зевс и Фетида. 1769 Зевс – главный бог в Древней Греции, «отец богов». Фетида - нереида, речное божество, дочь морского божества Нерея (не путать с богом морей Посейдоном). Фетида была матерью знаменитого героя «Илиады» Ахилла. Она была женой царя Пелея, смертного человека, поэтому и сын её Ахилл был смертным, тогда как сама Фетида, хоть и небольшое божество - нереида, но была бессмертной. И она всячески оберегала своего сына, помогала ему, и он пользовался её помощью. Так, например, однажды в стане греков, к которому принадлежал и Ахилл, произошёл раскол из-за гнева Ахилла. На кого же он разгневался? – На царя Агамемнона, отобравшего у него пленницу, Ахилл так был разгневан, что отказался воевать, а вы помните, что шла война с троянцами. Поэма «Илиада» так и начинается: «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…» и так далее. Если вы почитаете «Илиаду» сами, то наверняка получите удовольствие. Перевёл эту поэму на русский язык поэт Николай Иванович Гнедич, современник А.С.Пушкина. На перевод поэмы Пушкин восторженно написал:

Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи:

Старца великого тень чую смущённой душой.

Какие последствия принёс «гнев Ахилла»? Ахилл не только перестал воевать, но и попросил свою мать заступиться за него перед Зевсом. И вот Фетида отправилась на гору Олимп, где жили боги, и обратилась к самому Зевсу с просьбой Ахилла наказать греков. Картина написана так, как будто перед нами ожившие античные статуи. Зевс в изображении Лосенко явно повторяет известные статуи, а Фетида имеет совершенно антикизированное лицо. Картина полностью соответствует зстетике классицизма. Интересно то, что художник придаёт лицу Зевса доброе, сочувствующее выражение, а Фетида даже осмеливается с лаской дотронуться до бороды «отца богов». Дальнейшие события, которые описаны в поэме, мы пересказывать не будем.Владимир и Рогнеда

А.П.Лосенко вскоре возвратился в Петербург и получил заказ от совета Академии написать картину на тему из русской истории. Была выбрана тема из книги М.В.Ломоносова «Древняя российская история». Дадим слово исследователю: тема «…в программном изложении звучала следующим образом: «Владимир, утвердясь на новгородском владении, посылает к полоцкому князю Рогвольду, чтоб ему отдал дочь свою Рогнеду в супружество; гордым ответом Рогнеды раздражённый, Владимир подвигнул все свои силы, столичный полоцкий город взял силою, Рогвольда с двумя сынами лишив жизни, с высокомысленною Рогнедою невольно сочетался» (Цит. по книге: Петинова Е.Ф. Русские живописцы XVIII века. Биографии. – СПБ.: «Искусство – СПб», 2002. – С. 220). Владимир не впервые совершал столь жестокие поступки. В борьбе за престол он когда-то убил своего брата, имел множество жён, как турецкий султан, то есть был не лучше других князей. Но впоследствии он ввёл на Руси христианство, покаялся в грехах и поэтому причислен к святым. Но это произошло позднее, а здесь он ещё язычник. Рогнеда, дочь князя полоцкого, не хотела выходить за него, так как он был сыном служанки, пленницы, хотя отец его был князь. Художник показывает, что Владимир раскаивается в своём жестоком поступке - войне и убийстве отца и братьев Рогнеды, он склонился перед Рогнедой, прижал руку к груди. Обратите внимание не его лицо: оно красиво и неподвижно, ничего не выражает. Согласно эстетике классицизма чувства героев, как мы уже говорили ранее, должны быть выражены жестами и позами, а лица оставаться прекрасными, переживания не должны нарушать красоту. Тема раскаяния, нравственности непременно звучала в произведениях академистов, так как искусство было призвано улучшать и совершенствовать нравы. Рогнеда отворачивается от Владимира, показывая своё пренебрежение. За ней стоит няня. Она прижимает платок к глазам, тем самым показывая своё горе. Молодая служанка на первом плане с почти античным профилем полна гнева. Обратите внимание на цвет и композицию: красный всегда используется для одежды главных героев. На Владимире и Рогнеде надеты красные плащи. Существует предание, что художнику позировали артисты в театральных костюмах. В то время русская история не была ещё достаточно изучена, и быт, костюмы, обстановка не были известны. Поэтому здесь мы видим греческие колонны и вазу. Композиция подчинена принципу треугольника, вершиной которого является голова Владимира. Такая композиция соответствует законам классицизма и основана на произведениях эпохи Возрождения, прежде всего, Рафаэля. Она вносит впечатление покоя и завершённости действия. Нельзя не заметить, что композиционно картина несколько перегружена – на втором плане помещены фигуры воина в шлеме и человека в мирской одежде. Этого спутника ассоциируют с дядей князя Владимира, Добрыней, который всюду его сопровождал и помогал ему. Он был братом матери Владимира, пленницы. Картина имела большой успех как первое произведение русского художника на тему из русской истории. Лосенко получил звание академика и буквально через несколько дней – профессора. Вскоре он был назначен директором Академии. Из-за непомерной занятости хозяйственными делами он не мог уделять времени творчеству. Скульптор Э.-М. Фальконе, работавший в это время над «Медным всадником», хорошо знал Лосенко и сочувствовал ему. Он писал императрице Екатерине II: «Уже дано я страдаю, не зная, к кому обратиться; я впрочем, говорил, но безрезультатно. Речь идёт о Лосенкове, искусном, честном и несчастном. /… /Вы думаете, что он пишет Ваши картины. О, совсем нет! Оглушённый, измученный, огорчённый, обременённый тьмою академических мелочей, ни в одной академии мира не касающихся профессора, Лосенко не может коснуться кисти. Его погубят несомненно. Он первый искусный художник нации. К этому нечувствительны, им жертвуют» (Цит. по указ книге Петиновой Е.Ф. с 222). Действительно, Фальконе оказался прав. А.П. Лосенко вскоре умер. «Ему не исполнилось тридцати семи лет, когда смерть прервала его блистательную деятельность. Настолько ярким было его дарование и как художника, и как педагога, что на время - на те четыре года, которые пробыл в Академии, - он затмил всех вокруг» (Глинка Н.И. Беседы о русском искусстве. XVIII век. - СПб.: «Книжный мир», 2001. - С.100).

В этом зале бывают представлены картины П.И. Соколова «Меркурий и Аргус»(1776), И.П. Чернова «Возвращение блудного сына»(1795) и другие. Они не выходят за пределы «штудий», демонстрирующих умение художника изображать обнажённое тело. Сюжеты, взятые из мифологии и Библии, известны.

Несмотря на развитие академического искусства и активное формирование стиля классицизма, интерес к портрету в обществе и среди художников не угасал. Наиболее выдающимися портретистами были живописцы Д.Г. Левицкий и В.Л. Боровиковский, а в скульптуре – Ф.И. Шубин.

Мастера исторической живописи Ляхова Кристина Александровна

Антон Павлович Лосенко (1737–1773)

Антон Павлович Лосенко

В 1770 году на выставке в Петербургской академии демонстрировалась картина А. П. Лосенко «Владимир и Рогнеда». Картина ошеломила зрителей, доселе не видевших подобных произведений. Автор композиции, известный художник, по праву считается основоположником русской исторической живописи.

Русский художник Антон Павлович Лосенко родился в городе Глухове Черниговской губернии. В шестнадцатилетнем возрасте он поступил в мастерскую к знаменитому портретисту И. П. Аргунову, а с 1758 по 1760 год учился в Петербургской академии художеств у Ж. Л. Де-Вильи, Л. Ж. Ле-Лоррена и Л. Ж. Ф. Лагрене (в те годы в Академии, основанной в 1757 году, преподавали практически одни иностранные живописцы).

В 1760 году талантливого молодого художника послали за границу, во Францию и Италию. В Париже Лосенко написал картину «Чудесный улов рыбы» (1762, Русский музей, Санкт-Петербург), в которой классицистические традиции сочетаются с необычной для того времени человечной трактовкой образа Христа. С 1766 по 1769 год Лосенко жил в Риме. Он изучал античное искусство, делал копии с полотен Рафаэля и других мастеров Возрождения, писал натурные этюды.

В 1769 году художник вернулся на родину. Ему предложили написать картину на звание академика исторической живописи. Сюжетной основой для будущей работы Лосенко стала старинная легенда о Владимире и Рогнеде, рассказывающая, что новгородский князь Владимир попросил полоцкого князя Рогвольда выдать за него свою дочь Рогнеду. Девушка отказалась, и Владимир, собрав войско, двинулся на полоцкое княжество. Он убил Рогвольда и двух его сыновей, а Рогнеду силой заставил стать его женой. История князя Владимира и Рогнеды была хорошо известна Лосенко, в XVIII веке о ней рассказывали все исторические труды, в том числе и «Древняя российская история» М. В. Ломоносова.

Художник показал на своем полотне тот драматический момент, когда Владимир, ворвавшийся в покои княжны, сообщает ей о смерти ее близких. С большим мастерством автор передает чувства и переживания героев. Глубокое горе и отчаяние застыло на лице Рогнеды, окруженной рыдающими служанками. Над ней склонился Владимир. Весь его облик (выражение лица, жесты рук, поза) передают горячее желание получить прощение и благосклонность девушки.

Черты прекрасного лица Рогнеды отличаются классицистической условностью, но князь Владимир написан с натуры. Моделью для его образа послужил современник Лосенко, известный драматический актер И. А. Дмитриевский. Идеализирована и молодая служанка, сидящая справа от Рогнеды. Она тоже страдает и сочувствует своей хозяйке, но горе ничуть не портит ее красивого лица.

Обратившись к историческому сюжету, Лосенко поднимал очень важные для своего времени проблемы. Деспотический произвол осуждали произведения художественной литературы, трагедии, которые ставились на театральных сценах в XVIII веке, но для живописи подобное явление было несколько неожиданным.

Осуждая своего героя, автор в то же время стремится облагородить его. С этой целью художник использует звучные цвета, одевая Владимира в одежду ярких красных, зеленых, оранжевых оттенков, контрастирующих с более холодными, приглушенными тонами костюма Рогнеды.

В 1770-х годах классицистический стиль еще только начинал проникать из Европы в Россию, и картина Лосенко с ее уравновешенной композицией и обращением к античности способствовала этому. Об античности напоминает не только трактовка образов, но и детали интерьера - колонна за спиной Владимира, греческая ваза, стоящая на полу. Но эти черты классицизма сочетаются с реалистичными элементами. Так, в фигурах воинов, пришедших с князем, нет ничего идеализированного и театрального, вероятно, художник писал их с натуры.

А. П. Лосенко. «Владимир и Рогнеда», 1770, Русский музей, Санкт-Петербург

В композиции нет традиционных для русской живописи того времени деталей: арок, драпировок, кулис. Лосенко не хотел изображать своих героев в античных одеяниях (на голове Владимира нет шлема с гребнем). Он пытался одеть персонажи в национальные костюмы, но уровень этнографических знаний об эпохе Древней Руси в XVIII столетии был невысок, поэтому мастеру пришлось довольствоваться театральными костюмами, поступившими в академию из придворного театра.

Вскоре после окончания работы над «Владимиром и Рогнедой» живописец представил свое творение на суд зрителей. Публика с восторгом встретила картину. Хотя произведения с исторической тематикой создавались многими художниками, до Лосенко никто не показывал так эмоционально и глубоко человеческие чувства и переживания. Картина принесла Лосенко звания академика и адъюнкт-профессора. В 1772 году он был назначен профессором и директором Петербургской академии художеств.

Исторические и мифологические сюжеты, которые являлись в стенах Академии приоритетными, должны были воспитывать у зрителей чувства патриотизма, любви к родине. Главным героем произведений многих художников был смелый и отважный воин, гражданин, готовый отдать жизнь во благо своей страны. Именно такого героя изобразил Лосенко в поздней работе «Прощание Гектора с Андромахой» (1773, Третьяковская галерея, Москва).

Художник поместил своих героев перед воротами Трои. Андромаха с маленьким сыном на руках уговаривает мужа отказаться от похода и остаться с ней, но Гектор непоколебим, он не может забыть о воинском долге. Лосенко запечатлел момент произнесения Гектором клятвы. Античный герой стоит, окруженный троянцами, в развевающемся алом плаще. Высоко поднятая голова и широкий жест руки выделяют его среди других человеческих фигур. Андромаха, чей тонкий профиль напоминает женские лики древнеримских барельефов, внимательно слушает речь мужа. Рядом с ней стоит плачущая служанка, чье горе кажется очень искренним и убедительным. В образе этой женщины гораздо больше задушевности и естественности, чем в идеализированном облике ее хозяйки.

В торжественной и величественной сцене прощания черты классицизма сочетаются с реалистичностью в изображении троянских воинов и с непосредственностью передачи человеческих переживаний.

Лосенко не успел завершить «Прощание Андромахи с Гектором», он скончался в возрасте 36 лет от болезни сердца. Автор прекрасных портретов (президента Академии художеств И. И. Шувалова, 1760; актера Ф. Г. Волкова, 1763 - оба в Русском музее, Санкт-Петербург), рисунков, выдающийся педагог, он много сделал для развития русского искусства. Современники называли художника «Ломоносовым русской живописи».

Из книги Про трех китов и про многое другое автора Кабалевский Дмитрий Борисович

Из книги Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. автора Коллектив авторов

Из книги Тайный русский календарь. Главные даты автора Быков Дмитрий Львович

Из книги Мастера исторической живописи автора Ляхова Кристина Александровна

Карл Павлович Брюллов (1799–1852) Однажды Николай I решил заказать Брюллову историческую картину. Самодержец велел художнику изобразить Ивана Грозного вместе с женой в избе, а за ее окном - сцену взятия Казани. Но мастер отказался. «Государь, если я займу первый план двумя

Из книги Шедевры европейских художников автора Морозова Ольга Владиславовна

Антон Рафаэль Менгс (1728–1779) Автопортрет Ок. 1773. Государственный Эрмитаж, Санкт-ПетербургАвтопортрет написан Менгсом на пике своей славы. В 1771 году он стал президентом Академии Св. Луки в Риме, а также членом многих других академий Европы. За год до написания этой работы

Из книги Эпоха становления русской живописи автора Бутромеев Владимир Владимирович

Богдан (Готфрид) Павлович Виллевальде 1818–1903 Виллевальде родился в Павловске. Первоначально обучался живописи частным порядком у приезжего художника Юнгштедта. В 1838 году поступил в Петербургскую Императорскую академию художеств. Занимался под руководством

Из книги 100 шедевров русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

Брюллов Карл Павлович (1799–1852) Итальянский полдень (итальянка, снимающая виноград) Эта картина создавалась как парная к «Итальянскому утру» (1823, Кунстхалле, Киль) и была отправлена в Россию в качестве отчетной во время пребывания художника в Италии.Брюллов

Художник-живописец, классицист, мастер исторической картины, рисовальщик. Профессор Петербургской Императорской Академии художеств.

Лосенко родился на Украине в крестьянской семье, рано осиротел. В юности пел в придворном хоре императрицы Екатерины II, подобно будущим графам крестьянским детям Разумовским. Позже был определен в Императорскую Академию художеств, где был одним из первых учеников в классе рисунка. После получения за конкурсную картину золотой медали в конце курса обучения, у него появилась возможность стажировки в Европе.

В Париже Лосенко обучается у Ж. Рету, представителя позднего французского академизма. Первым результатом его занятий явилось многофигурное полотно "Чудесный улов рыбы" (1762).

Достоинства и недостатки картины были соответственно оценены Академией художеств: "Во всем находим приобретенную им честь в рассуждении и его прилежности... и талантов, которые подают несравненно большую в нем надежду, есть ли дозволено ему будет упражняться". Явившийся в Академию вслед за своей картиной (она была отправлена в Петербург раньше), Лосенко был послан в Москву, где исполнил известный портрет "первого русского актера" Федора Волкова (1763).

Лосенко не только достигает портретного сходства (о чем можно судить по описаниям Н. И. Новикова), но создает достаточно глубокое для своего времени произведение, раскрывает призвание и духовное богатство Волкова, который, по словам Новикова, был "другом совершенным, великодушным, бескорыстным..."

Лосенко пишет ряд портретов близких ему деятелей культуры, стараясь отразить их характер и личность, не акцентируя внимания на костюме и атрибутах.

Соратники Лосенко, профессоры Угрюмов и Соколов, считали его наиболее совершенным мастером анатомического рисунка. На его произведениях учились поколения студентов Академии.

Летом 1763 года Лосенко вновь уезжает в Париж. Его рисунки на темы античной мифологии отмечены там золотыми медалями. Большое внимание в этот период уделяет художник работе с обнаженной натурой, а в 1764 году посылает в Петербург "одну картину, этюд с натуры колерами, эскиз..." Речь шла о картине "Венера и Адонис" или "Смерть Адониса", этюде "Апостол Андрей Первозванный" и эскизе "Изгнание из храма" (местонахождение неизвестно).

Осенью 1765 года Лосенко отправляет в Петербург картину "Авраам приносит в жертву сына своего Исаака", более выразительную в цвете, чем "Чудесный улов рыбы".

В декабре того же года художник переезжает в Рим, где живет более трех лет и работает над лучшими антиками для "совершенства рисунку" рисует "из славных... картин Рафаэлевых в Ватикане и других местах" "упражняется в колерах". Результатом упорного труда явились, как и называл Лосенко, "академические фигуры в величину натурального чело века" - "Авель" (1769, Харьковский художественный музей) и "Каин" (1768).

Лишенные "сюжетной привязки¦, эти произведения знаменовали большие достижения в творческом развитии Лосенко.

Весной 1769 года Лосенко возвращается в Россию. Высокая оценка ждет его лучшие произведения: "Каин", "Авель", "Правосудие" (рисунок с работы Рафаэля). В этой оценке - гордость успехами талантливого живописца.

С осени 1769 года Лосенко начинает работать над картиной "Владимир и Рогнеда", первым произведением, посвященным отечественной истории. Картина положила начало разработке национальной исторической темы, к чему призывали М. В. Ломоносов и А. П. Сумароков, обращаясь к Академии. Картина нашла живой отклик среди современников Лосенко, а Совет Академии избрал его в академики и удостоил профессорского звания.

Последняя картина Лосенко - "Прощание Гектора с Андромахой" (1773) - написана на сюжет "Илиады" и утверждает гражданственность, патриотизм на примере древних.

Василий Майков посвятил своему другу, первому русскому историческому живописцу стихи, в которых отразилась высокая оценка современниками деятельности художника:

Все живо, что твоя рука изобразила

И будет живо все. доколь продлится свет.

Единого тебя смерть в младости сразила

Единого тебя, Лосенко, с нами нет!

Лосенко Антон Павлович (1737-1773)

Антон Павлович Лосенко родился в семье украинского казака. Рано осиротел и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор. Однако в 1753 году, как "спавший с голоса", но проявлявший способности к искусству, был отдан к художнику И. П. Аргунову для обучения живописи. Пять с половиной лет, проведенных в мастерской Аргунова, послужили весьма основательной подготовке.

Зачисленный воспитанником в Академию художеств (АХ) (1758), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья. Оценив талант молодого живописца, в 1760 году его направили в Париж для совершенствования знаний и мастерства. Занимаясь под руководством Ж. Рету, Лосенко создал большую историческую картину на евангельский сюжет "Чудесный улов" (1762). В ней он сумел сочетать требования классицизма со смягченной, человеческой трактовкой образа Христа.

В 1766-1769 годах художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля, написал картину на античный сюжет "Зевс и Фетида" (1769). В этот период много внимания уделял он живописным этюдам обнаженного тела; в результате появились известные полотна "Авель" и "Каин" (оба 1768). В них сказалось не только умение точно передать анатомические особенности человеческого тела, но и способность сообщить им богатство живописных оттенков, свойственных живой натуре.

В 1769 году Лосенко возвратился в Петербург, где ему было предложено написать картину на звание академика исторической живописи. Художник создает произведение на тему из русской истории - "Владимир и Рогнеда" (1770). Согласно древней летописи, новгородский князь Владимир просил руки дочери полоцкого князя Рогвольда, но, получив отказ, напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды и силой взял ее в жены.
В картине представлен кульминационный момент "прежалостной судьбы" Рогнеды, когда Владимир вторгся в ее покои и с нею "неволею сочетался". Однако Лосенко изобразил Владимира не вероломным завоевателем, а человеком, раскаявшимся в своих поступках, - в этом выразились высокие идеалы нравственности и гуманизма века Просвещения. Новым было и содержание: национальное прошлое становилось сюжетом исторической картины, приравниваясь к общепринятым античным и библейским сюжетам по статусу иерархии жанра.

Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 года), а вскоре профессором и директором АХ (с 1772 года). До конца жизни Лосенко оставался на этом посту. К тому же он вел практические занятия и создал учебный и теоретический курс "Изъяснение краткой пропорции человека...", ставший пособием для нескольких поколений художников.

В 1773 году Лосенко начал, но не успел закончить вторую свою историческую картину - "Прощание Гектора с Андромахой"; этим отчасти объясняется некоторая эскизность в живописной трактовке образов. Античный сюжет из "Илиады" Гомера воспевал героев, их патриотические чувства, готовность принести себя в жертву служению родине. Эти идеалы просветительского классицизма, которым художник был верен в течение всей своей творческой жизни, получили яркое выражение в "Гекторовом прощании" (как называли картину современники). Сын троянского царя Приама прощается перед сражением со своей верной женой Андромахой, держащей на руках грудного ребенка. Предчувствие трагического исхода пронизывает патетическую сцену, представленную художником. Однако подлинно патетичен лишь главный герой - Гектор, в образах остальных персонажей Лосенко соединяет сдержанно-величавое и естественно-суровое начало, гармонически организуя композицию и жаркий колорит картины.

Помимо исторических полотен художник создал целую галерею портретных изображений современников: графа И. И. Шувалова, поэта А. П. Сумарокова, актеров Я. Д. Шумского (все 1760) и Ф. Г. Волкова (1763). Одухотворенностью и человеческим теплом пронизаны образы портретируемых.

Должность директора АХ, которую возложили на художника большого таланта, профессора, ежедневно преподававшего по многу часов в классах, была для Лосенко обременительна тем, что невольно вовлекала его в клубок академических и придворных интриг, которые ему были чужды по своей природе. Недаром скульптор Э. М. Фальконе, заступаясь за него, писал Екатерине II: "Преследуемый, утомленный, опечаленный, измученный тьмою академических пустяков, Лосенко не в состоянии коснуться кисти; его погубят несомненно. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны, им жертвуют..." Императрица обещала перевести Лосенко из АХ в Эрмитаж, но не сделала этого. Силы художника были подорваны, он не смог справиться с обрушившейся на него тяжелой болезнью, которая и унесла его в могилу.

Украина - 23 ноября (4 января) 1773, Петербург) - русский художник, основоположник русской исторической живописи. Выходец из казацкой семьи Антон Лосенко рано осиротел, был отправлен в Петербург, где в 1744-1753 годах учился певческому искусству и служил в придворной капелле. Затем как «спавший с голоса», но проявивший способности в сфере изобразительного икусства, он был определен в живописную мастерскую И. П. Аргунова . С 1758 занимался в Академии художеств. Как «пенсионер» Академии жил в 1760-65 в Париже, где посещал мастерские Ж. Рету и Ж. М. Вьена. Затем изучал искусство античности, Ренессанса и барокко в Риме (1766-69). В свой зарубежный период написал картины «Чудесный улов» (1762) и «Зевс и Фетида» (1769), в которых продвинулся от риторической патетики барокко к более строгой композиционной гармонии классицизма. По возвращении в Петербург выставил в Академии художеств большой рисунок-копию с «Аллегории Правосудия» Рафаэля , а также композиции «Каин» (1768) и «Авель» (1769). Хотя это были лишь копия и два этюда с обнаженных натурщиков, проявленное здесь мастерство вызвало восторг современников, назвавших Лосенко «русским Рафаэлем».

В историю изобразительного искусства Лосенко вошел полотном «Владимир перед Рогнедой» (1770), за которое он получил звание академика исторической живописи. Впервые русское национальное прошлое (эпизод с молодым новгородским князем Владимиром , будущим Владимиром Святым, добивающимся руки дочери полоцкого князя Рогволода) стало сюжетом столь выразительного, хотя и несколько наивно-мелодраматичного, но все же достаточно психологически сложного, картинного действа. В специальном «Изъяснении к картине» Лосенко выразил ключевой постулат классицизма о единстве места и времени («живопись может брать только один момент»). В качестве этого момента избран приход князя, захватившего Полоцк, к Рогнеде и проявляющего к ней не свирепость победителя, а нежное благородство (как бы предвещающее его будущую судьбу «крестителя Руси»). Именно благодаря вдохновляющему примеру этой картины отечественная история заняла позднее в системе академических программ (т.е. тех сюжетов, которые задавались учащимся) практически те же позиции, что греко-римская античность и Библия.

С 1770 Лосенко был профессором, а с 1772 - директором Академии художеств. Создал множество великолепных по технике рисунков с натурщиков, репродукции с которых до сих пор используются в качестве учебных пособий. Написал «Изъяснения краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй… для пользы юношества, упражняющегося в рисовании, изданное» (1772). В 1773 начал работу над «Прощанием Гектора с Андромахой», и здесь проявив талант патетически-пылкого компоновщика и колориста, но смерть помешала ему довести работу до конца. В состав его наследия входит также ряд выразительных классицистических портретов, среди которых наиболее известен портрет актера Ф. Г. Волкова (1763); основатель первого русского профессионального театра представлен тут в живой, «говорящей» позе: как бы рассуждая со зрителем о своем любимом искусстве, он держит в одной руке бутафорскую золоченую корону, а в другой маску.