Классики русской литературы о праве и правосудии в пореформенной России. Сочинение на тему "Справедливость"

  1. (60 слов) В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» совесть предстаёт перед читателями, как атрибут духовной культуры человека. Так, Чацкий не приемлет службу «не по делу, а по лицам», точно так же, как и ущемление прав крестьян. Именно чувство справедливости заставляет его бороться с фамустовским обществом, показывая его изъяны — это и говорит о том, что «чувство совести» в герое не дремлет.
  2. (47 слов) Подобный пример можно увидеть на страницах романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна — человек совести. Несмотря на признание Евгения и свои чувства к нему, она выбирает не любовь, а долг, оставаясь преданной женой. В ней говорит совесть, которая подразумевает верность своим принципам и уважение к близким людям.
  3. (57 слов) В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» главный герой — Г.А. Печорин — «страдающий эгоист». Совесть мучает его, но он всячески пытается противостоять ей, доказывая самому себе, что это всего лишь скука. На самом же деле, это осознание собственной несправедливости печалит Григория. Совесть становится не только «мерилом» нравственности, но и настоящим «орудием» души против охватившего ее порока.
  4. (56 слов) Совесть – это, прежде всего, честь и достоинство, которые отсутствуют у главного героя произведения Н.В. Гоголя «Мертвые души» — Чичикова. Человек, у которого нет «угрызения совести», не способен быть честным. Об этом и говорит авантюра Чичикова. Он привык обманывать людей, заставляя их поверить в благородство «душевных порывов», однако все его действия говорят лишь о низости его души.
  5. (50 слов) А. И. Солженицын в рассказе «Материн двор» тоже говорит о нравственных качествах. Главная героиня — Матрёна — является человеком, чьё отношение к жизни говорит о чистоте души, сопереживании людям и настоящем самопожертвовании — это и есть чувство совести. Именно оно руководит Матреной и не позволяет ей пройти мимо чужой беды.
  6. (45 слов) Герой повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» страдал от нападок совести до конца жизни. Несмотря на искреннюю любовь Лизы, Эраст все же выбирает богатую женщину, дабы улучшить своё финансовое положение. Вероломство привело девушку к самоубийству, и виновник казнил себя за это до самой смерти.
  7. (58 слов) И.А. Бунин в сборнике «Темные аллеи» тоже поднимает данную проблему. «Все проходит, да не все забывается», — говорит бывшая крепостная крестьянка случайно повстречавшемуся барину, который бросил ее когда-то. Совесть не заставляла его страдать, наверное, поэтому судьба покарала его, разрушив его семью. Бессовестный человек ничему не учится и не чувствует своей ответственности, поэтому в его жизни все складывается печально.
  8. (58 слов) Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль» раскрывает понятие совести на примере одной из главных героинь — госпожи Простаковой. Она всячески пытается обокрасть свою родственницу, — Софью — чтобы, наконец, «прибрать к рукам» её наследство, заставляя ее выйти замуж за Митофанушку — это говорит о том, что у Простаковой не развито чувство нравственной ответственности перед людьми, чем и является совесть.
  9. (59 слов) М. А. Шолохов в рассказе «Судьба человека» говорит о том, что совесть — это честь и нравственная ответственность, доказывая это на примере главного героя — Андрея Соколова, который совладал с искушением спасти свою жизнь ценой предательства. В честный бой за родину его направляло ощущение своей причастности к судьбе страны, благодаря нему он и выстоял в борьбе за свободу отечества.
  10. (45 слов) Нередко совесть является залогом доверия. Так, например, в произведении М. Горького «Челкаш» главный герой берет в дело крестьянского парня, надеясь на его порядочность. Однако у Гаврилы ее нет: он предает товарища. Тогда вор бросает деньги и уходит от напарника: если нет совести, нет и доверия.
  11. Примеры из личной жизни, кино, СМИ

    1. (58 слов) Совесть является внутренним самоконтролем, она не позволяет поступать плохо. Так, например, мой папа никогда не нагрубит и не обидит «недобрым словом», потому что он понимает, что к людям нужно относиться так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Это золотое правило морали из курса обществознания. Но оно работает только тогда, когда у личности есть совесть.
    2. (49 слов) В фильме Мела Гибсона «По соображениям совести» поднимается проблема самопожертвования, которая является одной из главных черт совестливой натуры. Главный герой — Дезмонд Досс — рисковал собственной жизнью для того, чтобы «подлатать» мир, который «погряз» в бесконечных войнах. Он, невзирая ни на что, спасал людей из горячей точки, руководствуясь совестью.
    3. (43 слова) Совесть – это обострённое чувство справедливости. Как-то раз подруга сестры рассказала ее секрет всему классу. Мне захотелось «проучить» ее, но в ходе разговора выяснилось, что обе девочки поступили нехорошо. Поняв это, они помирились. Таким образом, в человеке должна говорить совесть, а не месть.
    4. (58 слов) Достаточно всего лишь раз увидеть ущемление прав другого человека, и сразу становится понятно, что означает слово «совесть». Однажды, проходя мимо детской площадки, я увидел (а) плачущую маленькую девочку, которая просила мальчика не трогать её куклу. Я подошел (подошла) к ним и попыталась разобраться, в чем дело. В итоге они продолжили мирно играть. Люди не должны проходить мимо чужих бед.
    5. (50 слов) Совесть не позволяет человеку бросить в беде существо, которое нуждается в помощи. Эту историю рассказывал мой друг: во время морозных вечеров все бездомные животные страдают от голода, а он каждый день выходит на улицу, несмотря на непогоду, чтобы покормить их. Чувствовать любовь и жить ею – это значит быть совестливым человеком!
    6. (50 слов) В фильме Марка Хермана «Мальчик в полосатой пижаме» проблема совести затрагивается особенно остро. Внутренние переживания, которые терзают душу главного героя, заставляют его попасть в настоящий взрослый мир — мир жестокости и боли. И только маленький еврейский мальчик способен показать ему то, что называется «совестью»: оставаться человеком, несмотря на внешние обстоятельства.
    7. (54 слова) Наши предки говорили: «Пусть чистая совесть будет мерилом Ваших деяний». Так, например, порядочный человек никогда не возьмёт чужое, поэтому окружающие ему доверяют. Что нельзя сказать о воре, который уже никогда не обретёт уважение в обществе. Таким образом, совесть, прежде всего, формирует наш облик в глазах окружения, без нее личности никак не состояться среди людей.
    8. (58 слов) «Совесть пусть и без зубов, а сгрызть может», — гласит народная пословица, и это чистая правда. Так, например, в художественном фильме Джонатана Теплицки, основанном на реальных событиях, рассказывается о судьбе Эрика Ломакса, который попал в плен к японским войскам во время войны, и его «карателе», который на протяжении всей жизни сожалел о случившемся: пытках и моральном унижении Ломакса.
    9. (58 слов) Однажды в детстве я разбила мамину вазу, и передо мной стоял тяжелый выбор: признаться и быть наказанным (ой) или промолчать. Однако ощущение того, что я сделал (а) что-то плохое по отношению к другому человеку заставило меня извиниться перед мамой и осознать собственную ошибку. Благодаря честности, мама простила меня, а я понял (а), что не надо бояться поступать по совести.
    10. (62 слова) В кинофильме «Афоня» режиссёр Георгий Данелия представляет нам «бессовестного» человека, который, несмотря на чужие нужды, перекрыл в доме воду во время аварийной ситуации. На вопрос жильцов, есть ли у него совесть, он ответил, что советь у него есть, а времени — нет. Эта ситуация говорит о том, что главный герой думает только о себе. Видимо, порядочность в нем все ещё дремлет.
    11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Считаю, надо сделать все, чтоб сохранить бессмертный дар природы. Во-первых, Правительство РФ должно заботиться о том, чтобы грамотно говорить по-русски стало престижно и выгодно. Во-вторых, ввести цензуру на отечественном телевидении, чтобы оно перестало тиражировать бескультурье. В третьих, наложить вето на издания, которые разрушают великий русский язык. В-четвертых, в семье, в детском саду и в школе воспитывать внимание, уважение к слову.

Слова К. Д. Ушинского: Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое.

В заключение обращаюсь к своим сверстникам: «Говорите по-русски, пожалуйста!»

Искусство

Леонардо до Винчи сказал, что хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представления его души. Думаю, оба мастера блестяще справились с данной задачей, вложив в портреты «Синтаксическая мадонна» и «Джоконда» весь свой опыт, всю свою мудрость. В этих шедеврах говорят не почерк, не удар кисти, а сердца великих художников. Они бессмертны, как бессмертны литературные герои: лучезарная Беатрисс, лучистая Джульетта и светоносная Татьяна Ларина…

Богатство

Отрадно то, что в истории России есть люди, которые запомнились не нажитом богатством, а истраченным. Это Савва Мамонтов, Третьяков, Щукин. Они жили не по принципу «кто кого переплюнет», их не распирало самодовольство. Все свое состояние они вложили в искусство. «Мое идея…-наживать для того, чтобы нажитое об общества вернулось бы также обществу (народу) в каких0либо полезных учреждениях…» - писал П. Третьяков. Разве это не пример, достойный для подражания для живущих «напоказ», для правителей, «напыщенных собой»?!

Одна из ведущих тем в повести О. де Бальзака «Гобсек» - власть денег над людьми. Располагая миллионами, не имея семьи, детей, Гобсек ведет аскетический образ жизни. Старому ростовщику деньги нужны не как средство приобретения а как способ проявить власть над окружающим

Ответственность

Проблеме ответственности родителей за своих детей много внимания уделяет ведущий телешоу «Пусть говорят» А. Малахов. Так, в одной из передач он озвучил историю трагической гибели двухлетней малышки. Девочка замерзла по вине родителей – пьяниц, по той же причине в другой семье повесился сын. Разве можно после этого их назвать родителями?!

Проблема ответственности нашла отражение и в русской литературе: в рассказе А. Платонова «Усомнившийся Макар», в повестях М. Булгакова «Собачье сердце» и «Роковые яйца». Чувство ответственности за монстра, созданного в результате операции на бездомную собаку, заставляет профессора Преображенского предпринимать все, чтобы вернуть Шарика в прежнее состояние.

Очень ответственным человеком, настоящим хозяином леса был старший Минниханов, отец Президента РТ Рустама Минниханова. В ознаменование заслуг ему поставлен памятник (единственный в России!), сложена песня.

«Ты всегда в ответе за всех…» - напоминает нам из далекого прошлого и А. де Сент – Экзюпери в повести – сказке «Маленький принц». Не забывайте эту истину!

1. "Слово о полку Игореве".

Князь Игорь, его брат Всеволод, Ярославна, киевский князь Святослав и его "золотое слово" о необходимости объединения русских княжеств для защиты перед внешними врагами.

Проблематика: доблесть и мужество русских воинов, защита своей земли, трагические последствия междоусобиц русских князей, верность, нежность русских женщин, предопределённость событий (затмение солнца), помощь природы русским людям.

2. Михаил Васильевич Ломоносов

Ода "На день восшествия на престол Елисаветы Петровны", 1747

Проблематика: наука, постижение разумом тайн природы, способность человека к творческому преобразованию мира.

3. Гавриил Романович Державин

"Властителям и судиям"

Проблематика: сатирическое обличение порочных вельмож, создание образа достойного гражданина, утверждение идеала мудрого, просвещённого правителя.

4. Денис Иванович Фонвизин

"Недоросль"

Госпожа Простакова, её муж, сын Митрофан, брат Скотинин, учителя, кормилица, портной Тришка, Софья, Милон, Стародум, Правдин.

Проблематика: крепостничество, противостояние прогрессивно мыслящих дворян и реакционных дворян-крепостников, воспитание и образование детей, служение своему Отечеству, невежество, бесчеловечность, способность совершить подлый, бесчестный поступок, мудрость и справедливость правителя.

5. Александр Сергееевич Грибоедов

Комедия "Горе от ума"

Фамусов, Чацкий, Софья, Молчалин, Скалозуб, Лиза, Горичи, Тугоуховские, Хрюмины, Хлёстова, Загорецкий, Репетилов.

Проблематика: борьба нового со старым, противостояние вольнолюбивых, прогрессивно мыслящих дворян реакционному лагерю крепостников, отношение к крепостничеству, карьеризму, преклонению перед общественным мнением, оценка личности в зависимости от богатства, чина, положения в обществе, соблюдение внешних форм жизни, несмотря на их содержание, карьеризм, мелочность интересов, духовная пустота, идеал праздной жизни, отношение к воспитанию, образованию молодёжи, смысл жизни, нравственный выбор человека.

6. Александр Сергеевич Пушкин

Роман "Евгений Онегин"

Онегин, Татьяна Ларина, Ленский, Ольга

Проблематика: воспитание, образование человека, социальная среда как основа формирования характера, пути просвещённой передовой дворянской интеллигенции, противопоставление романтического и реалистического восприятия жизни, внешняя и внутренняя красота человека, глубина, сила и искренность чувств, праздная жизнь и духовная пустота представителей поместного дворянства, а также московского барства, отношение к светским предрассудкам, жизнь и смерть человека, выбор между любовью и долгом, русский национальный характер..

"Повести Белкина"

"Барышня-крестьянка" - Лиза Муромская, Алексей Берестов, их отцы.

Проблематика: взаимоотношения отцов и детей, любовь героев вопреки мнимым социальным преградам, обман, заканчивающийся счастьем.

"Станционный смотритель" - Самсон Вырин, дочь Дуня, гусар.

Проблематика: взаимоотношения отцов и детей, социальное неравенство, судьба "маленького человека", раскаяние, прощение.

"Дубровский"

Андрей Гаврилович Дубровский, сын Владимир, Кирилла Петрович Троекуров, дочь Маша, князь Верейский.

Проблематика: крестьянское восстание, внутрисословный конфликт, самоуправство помещиков, бюрократические злоупотребления местных властей, любовь "благородного" разбойника-мстителя.

"Пиковая дама"

Офицер Германн, старая графиня, воспитанница Лизавета Ивановна.

Проблематика: неутолимая жажда денег, наживы, обогащения как стремление к личной независимости и власти, проникновение денежных отношений во все сферы жизни общества, обличение жестокого, хищного эгоизма и необычайного честолюбия.

"Медный всадник"

Бедный чиновник Евгений, Петербургское наводнение, памятник Петру I.

Проблематика: трагичность отношений государственной власти и "маленького человека", безжалостность стихии, Петербург как "рукотворный" памятник Петру I , "Кумир на бронзовом коне" как воплощение бесчеловечной власти, карающей даже за робкий протест.

"Капитанская дочка"

Пётр Гринёв, Пугачёв, капитан Миронов, Маша, Швабрин.

Проблематика: семьи Мироновых и Гринёвых как воплощение честности, прямоты, простоты в быту, чувства собственного достоинства

"Береги платье снову, а честь смолоду", противопоставление старинного "коренного "дворянства (Гринёвы) "новой знати" (Швабрин), черты национального характера в образе Савельича, верность, преданность, любовь, милосердие, прощение, причины, последствия народной войны под предводительством Пугачёва.

7. Михаил Юрьевич Лермонтов

"Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

Царь Иван Грозный, опричник Кирибеевич, Калашников, Алёна Дмитриевна.

Проблематика: конфликт между справедливостью, правдой-матушкой (Калашников) и эгоизмом, необузданными страстями (Кирибеевич), защита чести, права, достоинства человека в условиях самодержавной власти.

Поэма "Мцыри"

Проблематика: протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация борьбы, призыв к свободе, утверждение любви к родине и героического ей служения, страстная жажда жизни.

Роман "Герой нашего времени"

Печорин, Максим Максимыч, Бэла, Казбич, ундина, Янко, слепой мальчик, старуха, Грушницкий, княжна Мери, драгунский капитан, Вернер, Вулич.

Проблематика: герой и общество, "лишний человек", "портрет, но не одного человека, а портрет, составленный из пороков всего поколения", трагическое мироощущение и философские искания личности, осознание своего места в мире, активная или пассивная жизненная позиция, удачные или неудачные попытки реализовать свои желания и таланты, проблемы бытия - смерти, добра - зла, выбор цели жизни, отношение человека к окружающим людям, любовь и дружба, подлость и предательство, ответственность человека за его поступки..

8. Николай Васильевич Гоголь

Сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки"

Проблематика: красота духовной сущности народа, характеры, духовные свойства, моральные правила, нравы, обычаи, быт, поверья украинского крестьянства, победа добра над злом, великодушия над корыстолюбием, гуманизма над эгоизмом, отваги над трусостью, энергии над ленью и праздностью, благородства над низменностью и подлостью, одухотворённой любовью над грубой чувственностью; власть денег губительна, счастье достигается не преступлением, а добром, человеческие, земные силы побеждают дьявольские, нарушение естественных, народно-нравственных законов, предательство родины заслуживает самой тягчайшей кары.

Повесть "Тарас Бульба"

Тарас, Остап, Андрий, Запорожская Сечь

Проблематика: героическая борьба украинского народа за своё национальное освобождение, вольнолюбивый характер казачества, утверждение демократических основ Запорожской Сечи, прославление её, чувства товарищества и коллективизма, стремление запорожцев к воле и свободе, их преданность отечеству, нравственный выбор человека между долгом и любовью.

Повесть "Шинель"

Акакий Акакиевич Башмачкин, Значительное лицо

Проблематика: жизнь "маленького человека", духовное и физическое подавление, измельчание человеческой личности в условиях антагонистического общества.

Комедия "Ревизор"

Городничий, его жена, дочь, судья Ляпкин-Тяпкин, попечитель богоугодных заведений Земляника, смотритель училищ Хлопов, почмейстер, Добчинский и Бобчинский, Иван Александрович Хлестаков.

Проблематика: социальная сущность, нравы и быт дворянства, показанного в условиях уездного города: злоупотребления чиновников (взяточничество, казнокрадство, грубый произвол), праздная жизнь помещиков, притеснения купцов со стороны власти и их собственный обман покупателей, тяжёлая жизнь мещан, обличение бездельников, сплетников, лгунов, комический характер любовной интриги.

Поэма "Мёртвые души"

Павел Иванович Чичиков, помещики Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин, чиновники губернатор, прокурор. Председатель палаты, полицмейстер, служащий канцелярии Иван Антонович Кувшинное Рыло, "приятная дама" и "дама приятная во всех отношениях".

9. Александр Николаевич Островский

Драма "Гроза"

Кабанова (Кабаниха), Тихон, Катерина, Варвара, Борис, Дикой, Кулигин, Кудряш.

Проблематика: противоречия между старыми социально-бытовыми принципами и прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности, мир самодурства, основанный на семейной и имущественной тирании, диком произволе и деспотизме, обличение мертвящих условий "тёмного царства", пробуждение самобытной, цельной личности, нравственная чистота, душевная красота русской женщины.

Драма "Бесприданница"

Лариса Огудалова, Паратов, Кнуров, Вожеватов

Проблематика: утверждение власти бессердечного чистогана, превращающего неимущего, зависимого от него человека в предмет купли и продажи, в вещь, а имущего - в одержимого ненасытной жаждой наживы, обогащения, трагедия возвышенной, одухотворённой души в мире стяжательства и холодного эгоизма.

10. Иван Сергеевич Тургенев

Роман "Отцы и дети"

Евгений Базаров, Павел Петрович, Николай Петрович и Аркадий Кирсановы, Одинцова и Катя, Ситников и Кукшина, родители Базарова

Проблематика: взаимоотношения "отцов" и "детей", споры об отношении к культурному наследию, об искусстве и науке, о системе поведения человека, о нравственных принципах, о воспитании, общественном долге, вопрос о судьбах России, русского народа, о путях его дальнейшего развития, опасность нигилистического отношения к жизни, прогрессивность научного мышления, стремления к практической деятельности и т.д.

11. Иван Александрович Гончаров

Роман "Обломов"

Илья Ильич Обломов, Андрей Штольц, Ольга Ильинская

Проблематика: социальная косность и инертность, апатия и безволие как результат влияния помещичьего быта, угасание в человеке лучших качеств характера: живого ума, доброты, правдивости, кротости, склонности к самоанализу, истинная дружба и любовь, настоящее счастье, равноправие женщин, узость практицизма, стремление к деятельному счастью.

12. Николай Алексеевич Некрасов. Лирика

Проблематика: родина и русский народ, духовный мир крестьянина, его нужды, стремления, доля русской женщины, высота её нравственных принципов, душевная простота, талантливость, назначение поэта и поэзии, гражданственность, народность творчества, обличение власть имущих, позор крепостничества,

идеал общественного деятеля, вера в могучие силы народа..

13. Николай Семёнович Лесков

"Очарованный странник"

Иван Северьяныч Флягин, князь, Груша.

Проблематика: мятежный дух, неутомимость в поисках истины, неповторимые черты русского национального характера, странничество как элемент русского самосознания, вера в могучие силы народа.

14. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

"История одного города", "Сказки"

Проблематика: обобщение порочной сущности представителей государственной власти, несовершенство системы монархического правления, язвы общественной жизни, галерея нравственных уродов (Перехват-Залихватский ":въехал в город на белом коне, сжёг гимназию, упразднил науки", майор Прыщ - обладатель фаршированной головы, служака Брудастый с "органчиком" вместо головы, проигрывающим всего две фразы: "Разорю!" и "Не потерплю!").

15. Фёдор Михайлович Достоевский

Роман "Преступление и наказание"

Родион Романович Раскольников, его мать, сестра Дуня, старуха-процентщица Алёна Ивановна, её сестра Лизавета, Разумихин, Лужин, Мармеладов, Соня, Катерина Ивановна, Поленька, Порфирий Петрович, Свидригайлов, Миколка.

Проблематика: индивидуалистический бунт против порядков окружающей жизни, жизнь "униженных и оскорблённых", социальная несправедливость, безысходность, стремление стать "высшим", "сильным мира сего", кому "всё дозволено", муки совести как наказание за преступление, несостоятельность "наполеоновской теории", страдание, милосердие, вера в Бога как главные ценности, стремление к добру и человечности..

16. Лев Николаевич Толстой

Роман-эпопея "Война и мир"

Ростовы: Наташа, Николай, Петя, князь Андрей Болконский, княжна Марья, Пьер Безухов, Элен, Анатоль, Василий Курагин, Кутузов, Наполеон, Александр I, Борис Друбецкой, Анна Павловна Шерер, Лиза Болконская, Берг, Долохов, Василий Денисов, капитан Тушин, капитан Тимохин, Тихон Щербатый, купец Ферапонтов, Платон Каратаев и др.

Проблематика: изображение войны в тяжёлых трудах, крови, страданиях, смерти, справедливость Отечественной войны 1812 года, русский народ как единое, неделимое целое, готовность русских людей встать на защиту Родины, любовь народа к своему Отечеству, вклад в победу "дубины народной войны" - партизанского движения, героизм участников Бородинского сражения, единство русской армии, чувство "солдатского братства", нравственная победа русских воинов, дух войска как главный двигатель войны, роль народного полководца Кутузова в невероятно тяжёлой победе русской армии над вероломным и сильным врагом, единство разных слоёв населения перед лицом общей опасности, нравственные критерии событий частной и исторической жизни общества (добро, бескорыстие, душевная ясность, простота, духовная связь с народом), Кутузов и Наполеон как психологические и нравственно-философские полюса романа, любовь, труд, красота как основы семьи, истинная красота человека, умение "любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых её проявлениях", нравственные категории: бескорыстие, верность долгу, гордость, человечность, достоинство, ответственность, патриотизм, скромность, совесть, товарищество, честь, мужество, любовь, милосердие, а также позёрство, соперничество, индивидуализм, ненависть, трусость, тщеславие, ханжество, честолюбие, эгоизм, высокомерие, карьеризм, лжепатриотизм, лицемерие.

17. Антон Павлович Чехов. Ранние рассказы

Проблематика: особенности изображения "маленького человека" ("Тонкий и толстый", "Смерть чиновника" - Иван Дмитриевич Червяков), смешное и серьёзное в новеллах Чехова ("Хамелеон", "Унтер Пришибеев") - в основе чеховского юмора комизм ситуаций, но и обличение тупости, бескультурья людей, пошлости окружающей жизни.

Рассказ "Ионыч"

Дмитрий Ионыч Старцев, Туркины Иван Петрович, Вера Иосифовна, Екатерина Ивановна (Котик)

Проблематика: духовная деградация личности, монотонность жизни семьи Туркиных, среда как фактор, вынуждающий героя жить по законам уездного городка, страшное зло омертвления человеческих душ, погружённых в тину обывательщины.

Рассказ "Человек в футляре"

Учитель греческого языка Беликов, рассказчик Иван Иванович Буркин, Варенька

Проблематика: "футлярность" личности, страх "Как бы чего не вышло", социальные последствия "беликовщины".

Рассказ "Дама с собачкой"

Дмитрий Гуров, Анна Сергеевна

Проблематика: настоящая любовь ("То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может, есть нормальное состояние человека. Влюблённость показывает человеку, каким он должен быть"), столкновение застенчивой любви с миром нестерпимой пошлости (" Осетрина-то с душком")

Рассказ "Попрыгунья"

Ольга, её муж врач Дымов, артистическое окружение героини

Проблематика: истинные и ложные ценности жизни, трудолюбие, самоотверженность человека дела и праздность и духовная деградация скучающей барыни, запоздалое раскаяние.

Рассказ "Невеста"

Надя Шумина, её жених, Саша

Проблематика: духовная пустота, ничтожность интересов людей, стремление героини вырваться из душного мира обывательщины.

Пьеса "Вишнёвый сад"

Любовь Андреевна Раевская, дочери Аня, Варя, её брат Гаев, купец Лопахин, Петя Трофимов, Епиходов, Яша, Фирс.

Проблематика: атмосфера всеобщего неблагополучия, ощущение одиночества героев, драматизма жизни, расстановка социальных сил в русском обществе: уходящее дворянство, поднимающаяся буржуазия и новые революционные силы, распад старых основ жизни, ожидание надвигающегося рокового конца, смутное предчувствие лучшего грядущего молодыми героями.

18. Иван Алексеевич Бунин

"Господин из Сан-Франциско"

Пароход "Атлантида", господин

Проблематика: Жизнь и смерть, их неотступное, великое противостояние, катастрофичность человеческого бытия, модель цивилизованного капиталистического мира, паутина лицемерия и лжи, истинные и ложные ценности, критическое отношение к бездуховности капиталистического общества, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию.

19. Александр Иванович Куприн

Повесть "Олеся"

Иван Тимофеевич, Олеся, бабушка

Проблематика: любовь и разлука, счастье в единении с природой, неизбежность трагического конца короткого счастья героев, созвучие природы чувствам человека.

20. Максим Горький

Рассказ "Макар Чудра"

Лойко Зобар, Рада

Проблематика: максималистское стремление к свободе, высшее, исключительное проявление гордости, конфликт между любовью и гордостью.

Рассказ "Старуха Изергиль"

Проблематика: герои легенд воплощают собой единственную черту: Ларра - крайний индивидуализм, Данко - крайнюю степень самопожертвования ради любви к людям. Сама Изергиль - жизнь для себя. Самоотверженное служение людям противопоставлено индивидуализму Ларры и выражает идеал самого писателя.

Пьеса "На дне"

Сатин, Лука, Актер, дворянин, Барон, Клещ, Анна, Бубнов, Настя, Васька Пепел, Костылев, Василиса, Наташа.

Проблематика: социальный конфликт содержателей ночлежки и ночлежников. Античеловеческие условия калечат человека и даже любовь не спасает его, а ведет к трагедии: к смерти, увечью, убийству, каторге. Соотношение правды и лжи. Правда-истина и правда-мечта.

21. Евгений Иванович Замятин

Роман "Мы"

Благодетель, Бюро Хранителей, Зеленая стена,

Д - 503,О - 90

Проблематика: ответственность науки и ученых перед обществом, вмешательство человека в строение личности, в ход ее творческой деятельности, подчинение социальной сферы. Что будет с человеком и человечеством, если его насильно загонять в счастливое будущее?

22. Михаил Афанасьевич Булгаков

Повесть "Собачье сердце"

Профессор Преображенский, Борменталь, Клим Чугункин, Швондер.

Проблематика: идея создания нового человека, ответственность науки перед обществом, мотив превращения и мотив оборотничества. Интеллигенция и революция.

Роман "Мастер и Маргарита"

Воланд, Берлиоз, Бездомный, Азазелло, Коровьев, Кот Бегемот, Понтий Пилат, Иешуа Га - Ноцри, Мастер, Маргарита, Никанор Иванович Босой, Алоизий Могарыч, барон Майгель, Стёпа Лиходеев.

Проблематика: смысл жизни, что есть истина, проблема совести, проблема власти, любви и преданности, проблема творчества, добра и зла, прощения, понимания, ответственности, истинной гармонии, творчества.

23. Анна Андреевна Ахматова

Поэма "Реквием"

Проблематика: память, горечь забвения, немыслимость жизни и невозможность смерти, мотив распятия, евангельской жертвы, креста. Идея великого заступничества за людей.

24. Михаил Александрович Шолохов

Роман-эпопея "Тихий Дон"

Григорий Мелехов, Аксинья, Наталья, Петр, Дуняша, Дарья, Ильинична и Пантелей, Михаил Кошевой, Митька Коршунов, Листницкий, Подтелков.

Проблематика: роман-эпопея, эпическое воплощение жизни народа, его культуры, казачество как особое сословие, отличающееся стремлением к независимостью, замкнутостью, дисциплиной, трудолюбием, почитанием к старшим, изображение Гражданской войны как трагедии всего народа, правдиво, без прикрас, во всей ее бесчеловечности, трагические поиски правды, общечеловеческие ценности.


Что же такое справедливость и какова ее природа? Именно на эти вопросы, волнующие человечество испокон веков, Ильин предлагает нам свои ответы.

Философские рассуждения автор начинает с размышления о французской революции, которая провозгласила идею справедливости и равенства. Но как полагает автор справедливость, которая дана для всех – это «предрассудок». Философ допускает мысль, что люди все равны. «Тогда справедливость можно было бы находить арифметически и осуществлять механически.»

Однако люди не всегда равны от природы, иначе все вокруг было бы чрезвычайно просто и однообразно.

Постигая и изучая скрытую глубину души человека, люди должны рассматривать каждую индивидуально.

Таким образом, по мнению Ивана Ильина: «Справедливость есть искусство неравенства, которая требует предметно-обоснованного неравенства...»

Данную проблему мы можем рассматривать на примере произведения американского питателя Дэниела Киза «Цветы для Элджернона». Главный герой, перенеся операцию, делающую его обладателем высокого интеллекта, становится в некоторой степени эгоистичным по отношению к окружающим. До сих пор мужчина не чувствовал к себе справедливого отношения. .Ему казалось, что люди унижали и не ценили его. Став высокоинтеллектуальным он начинает относиться без справедливого, должного внимания к окружающим. В конечном итоге, Чарли Гордон возвращается в свое первоначальное состояние.

Проблема справедливости особо остро чувствуется в переломные моменты истории. Например, за все время существования крепостного права в нашем государстве, к крестьянам относились без должной справедливости: не как к людям, а как к животным, а порой даже хуже. Крестьян считали в некоторой степени рабами, ведь помещик мог распоряжаться судьбой своего рабочего.

Итак, данные аргументы убеждают нас, что истинная справедливость не может основываться на равенстве. Для справедливого отношения к людям мы должны учитывать индивидуальные особенности каждой личности.

Обновлено: 2017-08-27

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Эпоха Возрождения в большинстве европейских стран охватывает ХV и ХVI века. Это было время, когда народ начал выступать против феодалов, стремясь получить свободу, время роста больших городов и зарождение буржуазии, время оживления торговли и далеких путешествий, которые требовали от людей смелости. Сложились новые взгляды на смысл бытия: появилось убеждение, что наибольшую ценность на Земле составляет человек. Гуманисты - писатели и художники - изучали человека и стремились правдиво ее изобразить. Подтверждение своим идеям они нашли в античном искусстве, которое изображало сильного и прекрасного человека. Таким образом, гуманисты возродили античные традиции. Отсюда и название эпохи - Возрождение.

Дон Кихот воплощает справедливость, человечность, настоящее рыцарство - но живет в эпоху, когда все эти гуманистические ценности испытывают осмеяние. Жизнь оказывается вовсе не такой, какой она представляется Дон Кихоту, потому-то многие благородные стремления героя помочь приводят к прямо противоположным результатам. Но как же привлекательно это его стремление к исправлению мира! Дон Кихот борется не за собственные интересы - он захвачен идеей исправления изувеченной действительности. И в этом служении Добру он всегда активен, мужественен и бескорыстен.

Санчо Панса - так же, как и внешне - полная противоположность своему господину: он реально смотрит на жизнь, достаточно меркантильно. Сытая, свободная жизнь - вот его идеал (в отличие от «рыцаря грустного образа», который, по словам С. Бродского, «не смог дышать воздухом сытой скуки»). Но, читая роман, мы видим, как Санчо Панса постепенно проникается стремлениями, энтузиазмом и благородством своего господина. Главное, чем привлекает его фигуру - это чуткость, человечность, желание служить добру.

Деятель английского Возрождения, В. Шекспир, тоже изображал человеческую личность, которая ступает к борьбе с феодальным миром. Его «Ромео и Джульетта» - самый выдающийся гимн любви. Юноша и девушка из враждующих богатых итальянских семей Монтекки и Капулетти полюбили друг друга. Их любовь - это не только страстное чувство, которое не признает никаких препятствий, но и, как всякая высокая любовь, - чувство, которое бесконечно обогащает душу.
Гуманисты Возрождения утверждали, что реальность - сам человек, а не какой-то искусственно наклеенный ярлык (в соответствии с происхождением или местом в обществе). Как раз в самом человеке - ее позитивные качества и изъяны, все же другое, включая семейные переводы и семейные обязанности, - второстепенное. «Что есть Монтекки?» - раздумывает тринадцатилетняя Джульетта, которая благодаря своему чувству, поднялась к пониманию важных, непреходящих истин.

Любовь Ромео и Джульетты - безудержное, чистое и героическое - длится лишь несколько дней. Власть и сила не на боку влюбленных, а на боку старых форм жизни, где судьбу человека обусловливают не чувство, а деньги, состояние, фальшивые понятия о чести семьи. Но, невзирая на то, что герои погибают, в трагедии торжествуют светло и правда, добро и любовь.

В героях произведений М. Сервантеса и В. Шекспира мы видим черты, присущие эпохе Возрождения. Герои действуют в полном соответствии с собственными представлениями об истине, отвечая за каждый свой поступок, соответствующим образом реагируя на противодействие враждебного им мира.

В борьбе за утверждение идеала жизни принуждает их преодолевать множество препятствий. Это люди деятельные и активные, что имеют гуманное мышление, а это уже черты новой, в сравнении с предыдущей эпохой, человека - истинного героя Возрождения.

    Горожанин эпохи Сайкаку в своем стремлении к личной свободе естественно становился противником тех феодальных законов, которые его ограничивали. Вместе с тем в своей семейной жизни он желал сохранить безграничную власть над младшими членами семьи, неограниченное...

    Столь же важную роль играла древняя литература Китая в III-IV, VII веках. Она оказала влияние на корейскую и японскую культуру. Поэтому за индийскими памятниками древней литературы и сказками следует раздел о китайских сказках. Затем рассматриваются...

    История литературы знает немало случаев, когда произведения писателя были очень популярны при его жизни, но проходило время, и их забывали почти навсегда. Есть и другие примеры: писателя не признавали современники, а настоящую ценность его произведений...

    Американская литература подарила миру много замечательных писателей, книгами которых зачитываются и взрослые и дети. Почему она заняла достойное место среди других литератур лишь в начале XIX в.? Ответ на этот вопрос дает сама история США. До конца...