Современные узбекские имена.

Узбекские имена

Современная антропонимическая модель у узбеков трехчлена: личное (индивидуальное) имя , отчество , фамилия . Но имена, соответствующие полной модели, употребляются только в официальных документах и только в некоторых случаях; чаще даже в документах первые два элемента заменяются инициалами, а в быту употребляется только имя плюс окончание ака для мужчин и опа для женщин

Имя

Антропонимия как элемент культуры различных народов развивается на протяжении всей их истории. У узбеков как и у других народов антропонимия также изменялась на протяжении веков, но особенно этот процесс происходит в последнии сто лет, охватывая как именник, так и саму структуру антропонимической модели.

Личное (индивидуальное) имя с древности вплоть до недавнего времени служила фактически единственным антропонимом узбеков; лишь иногда оно сопровождалось именем отца или названием места происхождения.

Арабские имена

С VIII в. безраздельное господство ислама на территории Средней Азии принесло массу мусульманских имен, преимущественно арабских, а также много иранских, греческих (Александр - Искандер ) и через арабский язык древнееврейских:

  • Авраам - Ибрагим (Иброҳим, Ibrohim)
  • Иосиф - Юсуф (Yusuf)
  • Измаил - Исмаил (Ismayil)
  • Исаак - Исхак (Исҳак, Is"hak)
  • Яков - Якуб (Ёқуб, Yoqub)
  • Иона - Юнус (Yunus)

Ислам оттеснил имена тюркского происхождения, но уничтожить их не мог: в начале прошлого столетия их носило около 5 % узбеков. Многие из пришедших с исламом имен были связаны с религиозными идеями, героями коранических сюжетов. Самыми частыми стали имена Мухаммад (имя основателя мусульманской религии), Фатыма (имя дочери Мухаммада). Распространились составные имена:

  • Мухаммадкарим (Мўҳаммадкарим, Mo‘hammadkarim)
  • Турсунмурад (Тўрсунмўрад, To‘rsunmo‘rad)

Особенно часто встречались имена с первым компонентом абд- (араб. «раб») с многочисленными эпитетами Аллаха:

  • Абдурашид (Абдурошид, Abduroshid) - раб Мудрого
  • Абдурахим (Абдураҳим, Abdurahim) - раб Милосердного
  • Абдулла (Абдулло, Abdullo) - раб Аллаха
  • Абдурахман (Абдураҳмон, Abdurahmon) - раб Милостливого

Со вторым компонентом -дин «религия, вера» или -улла «Аллах»:

  • Нурдин (Нуруддин, Nuruddin) - свет веры
  • Садруддин (Саъдруддин, Sa’druddin) -Грудь веры
  • Сайфуддин (Сайфуддин, Sayfuddin) - меч религии
  • Инаятулла (Иноётулло, Inoyotullo) - милость Аллаха
  • Фатхулла (Фатҳулло, Fathullo) - победа Аллаха

Изначально все эти имена были привилегией духовенства и знати.

Кроме религиозных имен, также употребляются имена с конкретной смысловой нагрузкой:

  • Карим (а) (Карим(а), Karim(a)) - щедрый
  • Маджид (а) (Мажид (а), Majid (a)) - славный
  • Умид (а) (Ўмид(а), O‘mid) - надежда

Возвышенные понятия и чувства:

  • Адолат (Adolat) - справедливость
  • Мухаббат (Мўҳаббот, Mo‘habbot) - любовь и др.

Национальные имена

У большей части узбеков, однако сохранилось значительное количество традиционно национальных имен, подразделяющихся на многочисленные группы:

1. Имена, символизирующие пожелания силы, храбрости, красоты и др.

  • Батыр (Ботир, Botir) - Богатырь
  • Арслан (Арслон, Arslon) - Лев
  • Пулат (Пулот, Pulot) - Сталь
  • Темир (Temir) - Железо
  • Клыч (Клич, Klich) - Сабля
  • Гульчехра (Ғўльчҳера, G‘o‘lchhera) - Облик цветка
  • Алтынгуль (Олтингуль, Oltingul) - Золотой цветок

2. Имена (разного происхождения) героев восточных легенд и сказок, исторических личностей:

  • Рустам (Рўстом, Ro‘stom)
  • Юсуф (Юсуф, Yusuf)
  • Фархад (Фарҳад, Farhad)
  • Тахир (Тоҳир, Tohir)
  • Ширин (Shirin)
  • Зухра (Зўҳро, Zo‘hro)
  • Искандер (Исқандар, Isqandar) (Александр Македонский),

3. Имена, данные по названию растений, зверей птиц, домашних животных и т. д., которые являются наиболее древними по происхождению:

  • Олма (Olma) - Яблоко
  • Чинара (Chinara) - Чинара
  • Урман (Урмон, Urmon) - Лес
  • Саримсок (Sarimsok) - Чеснок
  • Бури (Buri) - Волк

4. Имена, обозначающие разные предметы быта и орудия:

  • Болта (Bolta) - топор (Болтабай )
  • Теша (Tesha) - тяпка (Тешабай )
  • Килич (Kilich) - сабля
  • Кетмон (Ketmon) - кетмень

5. Имена, происходящие от терминов, обозначающих степень родства

  • Жиянбой (Жиёнбой, Jiyonboy) - племянник
  • Тогай (Тўғой, To‘g‘oy) - дядя по матери
  • Бобожон (Bobojon) - дедушка
  • Онахон (Onaxon) - мать

6. Имена, происходящие от топонимов, этнонимов

Бывает, что новорожденный имеет какие-либо ярко выраженные национальные черты. В этом видели особый знак, который и запечатлевали в имени.

  • Алтай (Олтой, Oltoy)
  • Каратой (Қоратой, Qoratoy)
  • Ташкентбой (Тошкентбўй, Toshkentbo‘y)
  • Киргизбой (Қирғизбўй, Qirg‘izbo‘y)
  • Козокбой (Қозоқбўй, Qozoqbo‘y)
  • Барлас (Barlas)
  • Найман (Наймон, Naymon)

Имена в пунктах 3,4,5,6 давно вышли из обихода, в данное время они практически не используется.

У узбеков светловолосого ребёнка часто называли именем Урус - русский.

Однако мотивы наречения этими именами могут быть и иными. Например, желание обмануть злых духов, враждебных данной семье, роду и племени.

7. В семьях, где часто умирали дети, родители, бессильные в своём неведении, искали спасения в именах-заклинаниях и родившемуся ребёнку давали следующие имена:

  • Ульмас (Улмос, Ulmos) - «не умрет»
  • Турсун (Тўрсун, To‘rsun) - «пусть останется»
  • Тургун (Тўрғон, To‘rg‘on) - «пусть останется»
  • Тохта (Тўхто, To‘xto) - «стой», «остановись»

В семьях, где рождались одни девочки, новорожденную, по поверью, следовало называть Угил или Угилхон - сын, Угилбулсин - «пусть будет сын» и др. Также к супруге и старшей дочери обращались именем мужского рода (доселе практикуется!) в надежде на рождение мальчика.

8. Давались имена и по разным личным признакам. Любой ребёнок имеет какие-то особенности, иногда поражающие глаз. Это могут быть родинки. У узбеков немало имен с компонентом хол - родинка:

  • Холдар (Ҳолдор, Holdor)
  • Хол (Xol)
  • Холмурод
  • Холбек

По народным поверьям родинка - это счастливаая примета, а имя Хол как бы гарантирует ребёнку счастливое будущее.

Иногда и родимые пятна - тоджи могут служить поводом для имени:

  • Тоджибек (Тожибек, Tojibek)
  • Тоджихон (Тожихон, Tojixon)

При этом иногда прибегают к метафоре, соотнося красное родимое пятно с гранатом - анор :

  • Нормат
  • Норбой
  • Норкул

Рождение ребёнка со светлыми или рыжими волосами - относительно редкий случай у узбеков. Это может отразиться в имени:

  • Акбай - Белый
  • Сарыбек - Жёлтый

Детям имеющих лишние пальцы на руках или на ногах, давали имя, в состав которого входило слово «ортик» или зиед" (лишний):

  • Ортикали
  • Ортигуль
  • Зиёд
  • Зиёда

Слабенькому младенцу узбеки давали имя Очил . Родители дали ему такое имя, надеясь, что оно послужит избавлением от болезни. Очил значит «откройся», «освободись», то есть освободись, избавься от недуга.

9. Имя Бури (волк) давали ребёнку, родившемуся с зубом; имена Болта (топор), Теша (тяпка), Урак (серп) - детям, которым пуповину обрезали (когда ещё не были роддомы и женщины рожали дома) этими предметами. Впрочем, эти же имена давали детям, желая им крепкого здоровья.

Имеются также имена, данные по названия различных природных явлений и объектов, профессий, числительных и др.

Мы перечислили лишь основные группы узбекского именника. Отметим, что большинство имен употреблялись с различными компонентами. Например, у мужчин:

  • бой - бай
  • дост - друг
  • ёр - милый ,возлюбленный , партнер , спутник
  • берди - дал
  • тош - камень
  • турдым - остался
  • келди - пришёл
  • жон - душа

У женщин:

  • гуль - цветок
  • ой - месяц
  • ок - белый
  • нур - луч
  • оим - моя красавица
  • буви - бабушка
  • ниса - благозвучное окончание арабского происхождения.

Большинство из названных выше компонентов в узбекской антропонимии широко использовались всеми слоями населения. Крестьянские дети могли носить имена с прибавкой -бай, -бек, -мирза, -султан и др. В то же время к имени представителя знати, как правило, не прибавляли компонента «жан», ибо его считали признаком простонародья. Наряду с именами и компонентами, общими для всех узбеков, имелись и особенности, характерные для различных областей Узбекистана. Но сейчас эти особенности постепенно исчезают.

  • Имя Мансур - это арабская калька древнеримского (латинского) имени Виктор , которое в свою очередь является калькой греческого имени Никита - «победитель»
  • Имя второго хорезмшаха Атсыз в переводе с тюркских языков означает буквально «без имени». Очевидно, родители шаха, чтобы уберечь его от вмешательства тайных сил, дали ребёнку это странное имя, вернее, «неимя», потому что имя представлялось им в виде своеобразной мишени, на которую нацеливаются действия злых духов
  • В связи с победой в Великой Отечественной войне , чуть ли не каждый десятый новорожденный мальчик в Таджикистане и Узбекистане получал имя Зафар - «победа»
  • Тюркских рабов - гулямов очень часто называли Айаз , что в переводе с древнетюркского языка означало «чистое, ясное небо»
  • Женское имя Наргиз(а) пошло из Ирана, который заимствовал его из греческого названия цветка Нарцисс
  • В узбекских семьях новорожденных близнецов мужского пола обычно называют Хасан - Хусан , а женского пола - Фатима - Зухра
  • Женское и мужское имя Замир(а) ошибочно переосмысливают по звуковому сходству с русскими словами «за мир», к которым оно никакого значения не имеет. С арабского слово замир переводится как «затаенная мечта, сокровенная мысль»
  • В Кашкадарьинской области документировано имя мальчика Ахмед-Заготскот , данное в честь учреждение, где работает отец
  • В другом области ребенку дали имя Туфли , в честь сладости иногда дают имена Шакар (что в переводе на русский "Сахар"), либо в честь председателя Раис (перевод: Председатель колхоза или совхоза)

Литература

  • Гафуров А. Г. «Лев и Кипарис (о восточных именах)»,Изд-во Наука, М.,1971
  • Никонов В. А. «Современный именник узбеков», Труды САГУ им. Алишера Навои, Новая Серия, выпуск № 214, Вопросы ономастики, Самарканд, 1971
  • Никонов В. А. «Среднеазиатские материалы для словаря личных имен», Ономастика Средней Азии, Изд-во Наука, М.,1978
  • Ройзензон Л. И., Бобоходжаев «Антропонимические серии у узбеков Нураты (Самаркандская область)», Ономастика Средней Азии, Изд-во Наука, М.,1978
  • Система личных имен у народов мира,Изд-во Наука, М.,1986

Узбеки - древний тюркоязычный народ, формирование которого относится к II-III вв . нашей эры . Вобрал в себя языки и культуру хорезмийцев, согдийцев, бактрийцев, ферганцев, саков, иранцев, массагетов и других племён. А вот узбекские фамилии появились только в 30−40-х гг. XIX века, период установления на территории современного Узбекистана Советской власти.

Влияние на узбекистанский этногенез азиатов оказали арабские завоеватели в VIII веке и монгольские орды в XIII веке. Некоторые виды культур и языков исчезли. Например, бактрийский и хорезмский. Прекратила существование руническая письменность. В обиход вошли таджикский, персидский и тюркские языки карлукской группы.

Формирование узбекских фамилий

Сам термин «узбек» появился в XIV веке, после завершения процесса ассимиляции монголоидов с местным населением. Именно они принесли в эти края дошедшее до наших дней название народа. Сегодня узбеки составляют многочисленную этническую группу в регионе. В самом Узбекистане их 27 млн из 32-миллионного населения страны, а всего в мире насчитывается 40 млн представителей народа. Распространены они на юге Казахстана, западе Таджикистана, севере Афганистана, юге Киргизии, востоке Туркмении. Много миграционных групп в России, США, Украине, Турции. Всего насчитывается 92 рода узбеков.

Из-за особенностей региона исторически сложилось так, что узбеки обзавелись фамилиями в период новейшего этапа современной истории. До этого времени фамилий у них не было, только имя. Иногда к собственному имени прибавляли имя отца, родственника, название района проживания. Представители знати, люди искусства и учёные брали себе прозвище, которое отражало характерные черты владельца. Оно не являлось названием рода, не передавалось по наследству. Документально прозвища нигде не фиксировались, кроме литературных произведений.

Формула создания и примеры

С появлением в Азии УзССР конструирование фамилий происходило по схеме «имя плюс русское окончание». Например, человек с именем Ахуп становился Ахуповым. Такой процесс привёл к тому, что население республики в скором времени стало состоять практически из однофамильцев. По данным учёных-этнологов, 99% фамилий населения Узбекистана образовано именно таким способом. Нет смысла искать каких-либо загадок в современных фамилиях узбеков мужских и женских. У них главную смысловую нагрузку несёт только имя.

Мужские фамилии:

  • Алимов.
  • Арилов.
  • Азамов.
  • Абзалов.
  • Бабаев.
  • Бикмаев.
  • Вахидов.
  • Гарипов.
  • Каримов.
  • Махкамов.
  • Мирзаев.
  • Орипов.
  • Рашидов.
  • Усманов.
  • Халилов.

Женские узбекские фамилии:

  • Аббосова.
  • Арилова.
  • Аскарова.
  • Бурканова.
  • Галиулина.
  • Дибарова.
  • Зарипова.
  • Кабаева.
  • Махкамова.
  • Набиева.
  • Насимова.
  • Надирова.
  • Рахимова.
  • Улдашева.
  • Фургатова.

Интересно, что фамилия Узбеков тоже есть. Часто встречается на азиатской территории повсеместно, кроме самого Узбекистана. Налицо последствия советизации Узбекистана.

Современные национальные имена

В отличие от фамилий, имена обладают вековой историей. Основой являются иранские и тюркские корни. Свою лепту внёс переход к исламу. Часть имён образовалась под влиянием героев Корана. Например, Мухаммед, Фатхулла, Абдулла. Имя должно состоять из одной основы, к ней не добавляют имён отцов, родственников, каких-либо символов и т. п. Имя должно звучать как мантра, приносить своему носителю качества, задуманные родителями.

Имена с арабскими корнями:

  • Абдурашид - раб Мудрого;
  • Абдурахим - раб Милосердного;
  • Нурдин - свет веры;
  • Сайфуддин - меч религии;
  • Фатхуллах - победа Аллаха.

Имена с пожеланиями:

  • Арслон - лев.
  • Батыр - богатырь.
  • Мурод - цель.
  • Орзу - мечта.

Связанные с природой:

  • Урман - лес.
  • Саримсок - чеснок.

Орудия войны и мира:

  • Болта - топор.
  • Теша - тяпка.
  • Калкон - щит.

От степени родства:

  • Тога - дядя по матери.
  • Хола - тётя по матери.
  • Жиян - племянник.
  • Бобо - дедушка.

По географическим признакам:

  • Алтай.
  • Ташкентбой.
  • Барлас.
  • Найман.

Имена-заклинания:

  • Ульмас - не умрёт.
  • Турсун - пусть останется.
  • Тохта - стой.

По цвету волос:

  • Акбай - белый.
  • Сарыбек - жёлтый.

Имя исправляет ошибки природы

Если младенец появлялся на свет уже с зубами, ему давали имя Бури, что означает «Волк». Часто называли детей тем предметом, которым его мать перерезала себе пуповину. Это такие имена, как Болта - Топор, Урак - Серп, Теша - Тяпка. Смысл состоял в том, чтобы наделить ребёнка таким же крепким здоровьем, как сталь у того орудия труда, благодаря которому дитя выжило при родах.

Мечтая о великом будущем своих детей, узбекские родители к их именам прибавляли окончания: -бай, -мурза, -бек, -хан. Они подражали представителям богатых слоёв общества своего времени.

В тех семьях, где рождались только девочки, одну из них называли Угилхон, что переводится как «пусть родится сын». Слабого ребёнка называли Очил, что в переводе означало «избавление от заболевания».

Очень интересное имя Атсыз, буквальный перевод - «без имени». Имя давалось с целью обмануть злых духов, охотящихся за чадом.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Узбекские имена

Современная антропонимическая модель у узбеков трехчлена: личное (индивидуальное) имя , отчество , фамилия . Но имена, соответствующие полной модели, употребляются только в официальных документах и только в некоторых случаях; чаще даже в документах первые два элемента заменяются инициалами, а в быту употребляется только имя плюс окончание ака для мужчин и опа для женщин

Имя

Антропонимия как элемент культуры различных народов развивается на протяжении всей их истории. У узбеков как и у других народов антропонимия также изменялась на протяжении веков, но особенно этот процесс происходит в последнии сто лет, охватывая как именник, так и саму структуру антропонимической модели.

Личное (индивидуальное) имя с древности вплоть до недавнего времени служила фактически единственным антропонимом узбеков; лишь иногда оно сопровождалось именем отца или названием места происхождения.

Арабские имена

С VIII в. безраздельное господство ислама на территории Средней Азии принесло массу мусульманских имен, преимущественно арабских, а также много иранских, греческих (Александр - Искандер ) и через арабский язык древнееврейских:

  • Авраам - Ибрагим (Иброҳим, Ibrohim)
  • Иосиф - Юсуф (Yusuf)
  • Измаил - Исмаил (Ismayil)
  • Исаак - Исхак (Исҳак, Is"hak)
  • Яков - Якуб (Ёқуб, Yoqub)
  • Иона - Юнус (Yunus)

Ислам оттеснил имена тюркского происхождения, но уничтожить их не мог: в начале прошлого столетия их носило около 5 % узбеков. Многие из пришедших с исламом имен были связаны с религиозными идеями, героями коранических сюжетов. Самыми частыми стали имена Мухаммад (имя основателя мусульманской религии), Фатыма (имя дочери Мухаммада). Распространились составные имена:

  • Мухаммадкарим (Мўҳаммадкарим, Mo‘hammadkarim)
  • Турсунмурад (Тўрсунмўрад, To‘rsunmo‘rad)

Особенно часто встречались имена с первым компонентом абд- (араб. «раб») с многочисленными эпитетами Аллаха:

  • Абдурашид (Абдурошид, Abduroshid) - раб Мудрого
  • Абдурахим (Абдураҳим, Abdurahim) - раб Милосердного
  • Абдулла (Абдулло, Abdullo) - раб Аллаха
  • Абдурахман (Абдураҳмон, Abdurahmon) - раб Милостливого

Со вторым компонентом -дин «религия, вера» или -улла «Аллах»:

  • Нурдин (Нуруддин, Nuruddin) - свет веры
  • Садруддин (Саъдруддин, Sa’druddin) -Грудь веры
  • Сайфуддин (Сайфуддин, Sayfuddin) - меч религии
  • Инаятулла (Иноётулло, Inoyotullo) - милость Аллаха
  • Фатхулла (Фатҳулло, Fathullo) - победа Аллаха

Изначально все эти имена были привилегией духовенства и знати.

Кроме религиозных имен, также употребляются имена с конкретной смысловой нагрузкой:

  • Карим (а) (Карим(а), Karim(a)) - щедрый
  • Маджид (а) (Мажид (а), Majid (a)) - славный
  • Умид (а) (Ўмид(а), O‘mid) - надежда

Возвышенные понятия и чувства:

  • Адолат (Adolat) - справедливость
  • Мухаббат (Мўҳаббот, Mo‘habbot) - любовь и др.

Национальные имена

У большей части узбеков, однако сохранилось значительное количество традиционно национальных имен, подразделяющихся на многочисленные группы:

1. Имена, символизирующие пожелания силы, храбрости, красоты и др.

  • Батыр (Ботир, Botir) - Богатырь
  • Арслан (Арслон, Arslon) - Лев
  • Пулат (Пулот, Pulot) - Сталь
  • Темир (Temir) - Железо
  • Клыч (Клич, Klich) - Сабля
  • Гульчехра (Ғўльчҳера, G‘o‘lchhera) - Облик цветка
  • Алтынгуль (Олтингуль, Oltingul) - Золотой цветок

2. Имена (разного происхождения) героев восточных легенд и сказок, исторических личностей:

  • Рустам (Рўстом, Ro‘stom)
  • Юсуф (Юсуф, Yusuf)
  • Фархад (Фарҳад, Farhad)
  • Тахир (Тоҳир, Tohir)
  • Ширин (Shirin)
  • Зухра (Зўҳро, Zo‘hro)
  • Искандер (Исқандар, Isqandar) (Александр Македонский),

3. Имена, данные по названию растений, зверей птиц, домашних животных и т. д., которые являются наиболее древними по происхождению:

  • Олма (Olma) - Яблоко
  • Чинара (Chinara) - Чинара
  • Урман (Урмон, Urmon) - Лес
  • Саримсок (Sarimsok) - Чеснок
  • Бури (Buri) - Волк

4. Имена, обозначающие разные предметы быта и орудия:

  • Болта (Bolta) - топор (Болтабай )
  • Теша (Tesha) - тяпка (Тешабай )
  • Килич (Kilich) - сабля
  • Кетмон (Ketmon) - кетмень

5. Имена, происходящие от терминов, обозначающих степень родства

  • Жиянбой (Жиёнбой, Jiyonboy) - племянник
  • Тогай (Тўғой, To‘g‘oy) - дядя по матери
  • Бобожон (Bobojon) - дедушка
  • Онахон (Onaxon) - мать

6. Имена, происходящие от топонимов, этнонимов

Бывает, что новорожденный имеет какие-либо ярко выраженные национальные черты. В этом видели особый знак, который и запечатлевали в имени.

  • Алтай (Олтой, Oltoy)
  • Каратой (Қоратой, Qoratoy)
  • Ташкентбой (Тошкентбўй, Toshkentbo‘y)
  • Киргизбой (Қирғизбўй, Qirg‘izbo‘y)
  • Козокбой (Қозоқбўй, Qozoqbo‘y)
  • Барлас (Barlas)
  • Найман (Наймон, Naymon)

Имена в пунктах 3,4,5,6 давно вышли из обихода, в данное время они практически не используется.

У узбеков светловолосого ребёнка часто называли именем Урус - русский.

Однако мотивы наречения этими именами могут быть и иными. Например, желание обмануть злых духов, враждебных данной семье, роду и племени.

7. В семьях, где часто умирали дети, родители, бессильные в своём неведении, искали спасения в именах-заклинаниях и родившемуся ребёнку давали следующие имена:

  • Ульмас (Улмос, Ulmos) - «не умрет»
  • Турсун (Тўрсун, To‘rsun) - «пусть останется»
  • Тургун (Тўрғон, To‘rg‘on) - «пусть останется»
  • Тохта (Тўхто, To‘xto) - «стой», «остановись»

В семьях, где рождались одни девочки, новорожденную, по поверью, следовало называть Угил или Угилхон - сын, Угилбулсин - «пусть будет сын» и др. Также к супруге и старшей дочери обращались именем мужского рода (доселе практикуется!) в надежде на рождение мальчика.

8. Давались имена и по разным личным признакам. Любой ребёнок имеет какие-то особенности, иногда поражающие глаз. Это могут быть родинки. У узбеков немало имен с компонентом хол - родинка:

  • Холдар (Ҳолдор, Holdor)
  • Хол (Xol)
  • Холмурод
  • Холбек

По народным поверьям родинка - это счастливаая примета, а имя Хол как бы гарантирует ребёнку счастливое будущее.

Иногда и родимые пятна - тоджи могут служить поводом для имени:

  • Тоджибек (Тожибек, Tojibek)
  • Тоджихон (Тожихон, Tojixon)

При этом иногда прибегают к метафоре, соотнося красное родимое пятно с гранатом - анор :

  • Нормат
  • Норбой
  • Норкул

Рождение ребёнка со светлыми или рыжими волосами - относительно редкий случай у узбеков. Это может отразиться в имени:

  • Акбай - Белый
  • Сарыбек - Жёлтый

Детям имеющих лишние пальцы на руках или на ногах, давали имя, в состав которого входило слово «ортик» или зиед" (лишний):

  • Ортикали
  • Ортигуль
  • Зиёд
  • Зиёда

Слабенькому младенцу узбеки давали имя Очил . Родители дали ему такое имя, надеясь, что оно послужит избавлением от болезни. Очил значит «откройся», «освободись», то есть освободись, избавься от недуга.

9. Имя Бури (волк) давали ребёнку, родившемуся с зубом; имена Болта (топор), Теша (тяпка), Урак (серп) - детям, которым пуповину обрезали (когда ещё не были роддомы и женщины рожали дома) этими предметами. Впрочем, эти же имена давали детям, желая им крепкого здоровья.

Имеются также имена, данные по названия различных природных явлений и объектов, профессий, числительных и др.

Мы перечислили лишь основные группы узбекского именника. Отметим, что большинство имен употреблялись с различными компонентами. Например, у мужчин:

  • бой - бай
  • дост - друг
  • ёр - милый ,возлюбленный , партнер , спутник
  • берди - дал
  • тош - камень
  • турдым - остался
  • келди - пришёл
  • жон - душа

У женщин:

  • гуль - цветок
  • ой - месяц
  • ок - белый
  • нур - луч
  • оим - моя красавица
  • буви - бабушка
  • ниса - благозвучное окончание арабского происхождения.

Большинство из названных выше компонентов в узбекской антропонимии широко использовались всеми слоями населения. Крестьянские дети могли носить имена с прибавкой -бай, -бек, -мирза, -султан и др. В то же время к имени представителя знати, как правило, не прибавляли компонента «жан», ибо его считали признаком простонародья. Наряду с именами и компонентами, общими для всех узбеков, имелись и особенности, характерные для различных областей Узбекистана. Но сейчас эти особенности постепенно исчезают.

  • Имя Мансур - это арабская калька древнеримского (латинского) имени Виктор , которое в свою очередь является калькой греческого имени Никита - «победитель»
  • Имя второго хорезмшаха Атсыз в переводе с тюркских языков означает буквально «без имени». Очевидно, родители шаха, чтобы уберечь его от вмешательства тайных сил, дали ребёнку это странное имя, вернее, «неимя», потому что имя представлялось им в виде своеобразной мишени, на которую нацеливаются действия злых духов
  • В связи с победой в Великой Отечественной войне , чуть ли не каждый десятый новорожденный мальчик в Таджикистане и Узбекистане получал имя Зафар - «победа»
  • Тюркских рабов - гулямов очень часто называли Айаз , что в переводе с древнетюркского языка означало «чистое, ясное небо»
  • Женское имя Наргиз(а) пошло из Ирана, который заимствовал его из греческого названия цветка Нарцисс
  • В узбекских семьях новорожденных близнецов мужского пола обычно называют Хасан - Хусан , а женского пола - Фатима - Зухра
  • Женское и мужское имя Замир(а) ошибочно переосмысливают по звуковому сходству с русскими словами «за мир», к которым оно никакого значения не имеет. С арабского слово замир переводится как «затаенная мечта, сокровенная мысль»
  • В Кашкадарьинской области документировано имя мальчика Ахмед-Заготскот , данное в честь учреждение, где работает отец
  • В другом области ребенку дали имя Туфли , в честь сладости иногда дают имена Шакар (что в переводе на русский "Сахар"), либо в честь председателя Раис (перевод: Председатель колхоза или совхоза)

Литература

  • Гафуров А. Г. «Лев и Кипарис (о восточных именах)»,Изд-во Наука, М.,1971
  • Никонов В. А. «Современный именник узбеков», Труды САГУ им. Алишера Навои, Новая Серия, выпуск № 214, Вопросы ономастики, Самарканд, 1971
  • Никонов В. А. «Среднеазиатские материалы для словаря личных имен», Ономастика Средней Азии, Изд-во Наука, М.,1978
  • Ройзензон Л. И., Бобоходжаев «Антропонимические серии у узбеков Нураты (Самаркандская область)», Ономастика Средней Азии, Изд-во Наука, М.,1978
  • Система личных имен у народов мира,Изд-во Наука, М.,1986

Узбекские имена способны поразить своей пестротой кого угодно. Они очень разнообразны, причудливы по строению и отличаются глубоким смыслом. Для русского уха, они, конечно, несколько экзотичны, поскольку происходят совершенно из другой культуры. Ниже мы кратко коснемся темы узбекского имянаречения на примере мужских имен, которые распространены в Узбекистане.

Традиционные узбекские имена

Народ Узбекистана верит, что имена, это не просто слова, по которым люди узнают друг друга, но что это некое пророчество о человеке, даваемое ему при имянаречении. Оттого к этому вопросу всегда подходили внимательно, осознанно, со всей ответственностью. Узбекские имена мужские, как, в общем-то, и женские, потому и отличаются такой глубиной смысла, что призваны сопровождать человека в течение всей жизни и направлять его судьбу. Нередко в этом проявлялось желание привнести в характер ребенка какое-либо положительное качество. К примеру, от этого получило хождение имя Карим, которое означает "благородный". Женщинам, понятное дело, таким образом в основном пытались привить красоту, изящество, грацию и нежность. А вот узбекские имена мужские чаще всего связываются с понятиями силы, ловкости, мужества, храбрости и тому подобными, сугубо мужскими качествами. Порою они имеют и аллегорическое истолкование. Ярким примером этого может служить имя Темур, означающее железо. Также популярны имена, производные от названий зверей. Например, если мальчика хотят уподобить льву, то называют его Арсланом.

Факторы выбора имени

Узбекские имена мужские, как ни странно, периодически давались и девочкам. Это было связано с тем обстоятельством, что родители ожидали наследника, а в семье рождались одни девочки. В таком случае их могли назвать, например, так: Угилой, что означает «сын» или Улжан, что переводится как «мальчик вслед за девочкой». Есть даже такое имя, как Кизларбас, в котором слышится негодование и мольба родителей, потому что буквально на русский язык имя переводится фразой «хватит девочек». Еще один фактор, который оказал влияние на традиции имянаречения в Узбекистане, это высокая смертность среди детей. Чтобы предохранить ребенка от ранней смерти, его могли назвать именем-заклинанием. Следующие узбекские имена мужские, вроде Турди и Турсун происходят как раз от этой традиции. Означают они «остался» и «пусть останется», соответственно. К ним примыкает и такое имя, как Улмас, что означает «не умрет». Также интересно, что если в семье рождались близнецы, их называли Хасаном и Хусаном.

Мусульманские узбекские мужские имена и их значения

В Средней Азии, где расположен Узбекистан, ислам становится господствующей религией уже с VIII века. Исламизация региона, конечно же, означала не только перемену вероучения, но и активное проникновение арабских культурных маркеров из которых имена играли огромную роль. Так, среди узбеков получили хождение арабские, персидские и некоторые другие имена, прежде неизвестные в этих краях и изрядно потеснившие местные, исконные узбекские мужские имена. Список их можно открыть ярким именем Ибрагим, являющимся арабизированной формой древнееврейского имени пророка Авраама. Вслед за ним, конечно же, стоит упомянуть такие варианты, как Юсуф (Иосиф) и греческое Александр в арабизированной форме Искандер. Шло время и эти привнесенные, чужеродные элементы практически вытеснили прежние традиции. Самое популярное имя среди узбеков - это Мухаммед. Данное имя принадлежало пророку, основателю ислама и в среде его последователей считается престижным. Кроме него, заслуживают также упоминания имя Абдулла, которое означает раба Аллаха и имя Нурдин, которое переводится, как "свет". Изначально эти и им подобные варианты брали себе служители культа, а также знатные жители, но затем они широко распространились в народе.

Имена в современности

В современной жизни Узбекистана в области имянаречения наблюдается дрейф от религиозной тематики в сторону более приземленных идей. Все чаще детей называют исконными именами. К примеру, Бахтияр (счастливый) и Баходир (силач), это очень популярные сегодня узбекские мужские имена. Современные тенденции имянаречения ориентированы на популярность имени больше, чем на его значение. Часто также детей называют в честь успешных, знаменитых людей, не имеющих отношения к религии.

Изначально личное имя у узбеков являлось единственным, фамилии появились сравнительно недавно, лишь в начале прошлого века. Соответственно, личное имя должно было отличаться от всех остальных, его тщательно выбирали и вкладывали в него особый смысл.

Узбекский язык принадлежит к тюркской группе языков, многие узбекские имена имеют тюркское происхождение. Однако, как и многие государства в Средней Азии, Узбекистан испытал сильное влияние арабских стран и завоеваний Александра Македонского на свою культуру. В настоящее время узбекские имена могут иметь как тюркские, так и арабские или иранские и даже греческие корни, хотя они, конечно, и изменились по мере распространения в узбекском языке.

Часто родители давали своим детям имена-заклинания, вкладывали в них особый смысл, пожелание на будущее , к примеру, имя Кувват обозначает «мощь». Подобным образом распространились многие имена, несущие в себе значение какого-либо важного для человека качества, в основном это сила, храбрость, доброта и ум. Ещё родители нередко называли своего ребёнка в честь его внешних отличий (например, родинок, имена Холбек и Холмамат относятся к этому типу) или места, где он родился.

Также ребёнок мог получить имя, уберегающее его от злых духов, предполагающее счастье и успех. Есть множество имён, относящихся к религиозной тематике. Такие имена, как Исмоил, Ибрагим, Абдуррахман и многие другие связанны с Исламом, они призваны предрекать детям праведный жизненный путь.

Некоторые имена означают названия животных и растений, как бы придавая детям свойства определённых элементов природы. Можно дать мальчику имя в связи с знаменитой исторической личностью или событием, например, после Великой Отечественной Войны многие мальчики в Узбекистане были названы Зафар, что значит «победа».

Как выбрать?

При выборе современного мужского имени в Узбекистане учитывается много факторов: значение, сочетаемость с фамилией и отчеством, отдаётся дань традициям.

Впрочем, в последнее время некоторые старые имена начали постепенно забываться . Если вы хотели для своего ребёнка оригинальное имя, возможно, вам стоит задуматься о таком варианте.

Для многих важным условием при выборе будет религиозный подтекст, и, поскольку большое количество узбекских имён имеет мусульманское значение, это не будет проблемой. Считается, что имя может определить судьбу человека, повлиять на его характер. Так это или нет, в любом случае, выбор имени – ответственный шаг, к которому нужно ответственно подойти.

Список вариантов наречения детей мужского пола у узбеков по алфавиту

В целом, все имена несут в себе положительный смысл, нужно лишь выбрать, что больше подходит именно вашему ребёнку.