Варяги и викинги в истории древней руси. Роль варягов (викингов) в истории Древней Руси

На родине викингов недолюбливали. Ведь так называли тех людей, которые не желали жить в племени и подчиняться его законам. Слово "викинг" носило оскорбительный оттенок, вроде современного "пират" или "бандит". Когда юноша покидал семью и уходил в дружину викингов, его оплакивали как погибшего. Действительно, уцелеть в далёких походах и постоянных боях было нелегко. Чтобы не бояться смерти, викинги наедались перед битвой опьяняющими мухоморами. Неукротимые в своём опьянении, они сминали любого врага: и арабов, и франков, и кельтов. Особенно ценили они берсерков - "подобных медведю", то есть людей, способных перед боем доходить до невменяемого состояния и с огромной силой крушить врага. После припадков ярости берсерки впадали в глубокую депрессию, вплоть до следующего нервного срыва. В нормальных условиях берсерков не терпели. Их заставляли покидать сёла и удаляться в горные пещеры, к которым остерегались ходить. Но в отрядах викингов берсерки находили себе достойное применение.

Зато с викингами охотно творили общие дела скандинавские аристократы. Честные норвежцы предпочитали сидеть на берегах шхер и ловить селёдку. Честные шведы - пахать землю. Поэтому в военных начинаниях аристократам всегда было удобнее взаимодействовать с командами этих сорвиголов. Иноземные владыки охотно нанимали викингов на службу. Они сражались и за интересы византийских императоров, и английских королей, и русских князей.

Не исключено, что само слово "Русь" имеет скандинавское происхождение. Некоторые историки придерживаются мнения, что легендарный князь Рюрик, приглашённый править новгородцами, происходил из местности Рослаген, находящейся к югу от современного Стокгольма. Ещё в шестом-седьмом веках скандинавы исследовали течение Западной Двины, а затем от её верховьев дошли до среднерусского междуречья, то есть района верхней Волги и Оки. Нанеся поражение мадьярской орде, они, по мнению выдающегося историка Георгия Владимировича Вернадского, захватили город Верхний Салтов. Оттуда они пошли вниз по течению Донца и Дона, в конце концов добравшись до Азовского и Северокавказского регионов. В первой половине девятого века в низовьях Кубани организовалось русско-шведское государство - Русский каганат, занимавшееся главным образом торговлей мехами. Численность его населения достигала ста тысяч человек, но со временем оно пришло в упадок. Причиной тому стало перекрытие донецко-донского речного пути хазарами. Но скандинавы к тому времени проторили дорогу "из варяг в греки" по Днепру и стали ко всеобщей выгоде торговать с Византийской империей.

Скандинавские саги рассказывают о четырёх норвежских конунгах - членах королевских родов, - длительное время живших при дворах русских князей. Олава Трюгвассона выкупил из рабства его дядя по матери Сигурд, приехавший в Эстландию собирать дань для русского князя, и привёз ко двору Владимира Красное Солнышко. Олав Харальдссон бежал из Норвегии от своих политических противников к князю Ярославу Мудрому и княгине Ингигерд. Магнус Олавссон был оставлен в шестилетнем возрасте князю Ярославу его отцом, Олавом Харальдссоном, вернувшемся в Норвегию и погибшем там в 1030 году. Харальд Сигурдарсон бежал из Норвегии после поражения Олава Харальдссона, и Русь заменила ему на время дом, и явилась отправным пунктом для всех его дальнейших странствий. На Русь он отсылал все награбленные в Африке и Византии богатства.

Появление на Руси Олава Трюгвассона было предсказано заранее. Согласно скандинавским сагам, мать князя Владимира была великой пророчицей. Однажды Владимир спросил её, не видит или не знает она какой-либо угрозы или урона, нависших над его государством, или приближения какого-либо немирья, опасности или покушения на его владения. Она ответила: "Не вижу я ничего такого, сын мой, что я знала бы, могло принести вред тебе или твоему государству, а равно и такого, что спугнуло бы твоё счастье. И всё же вижу я видение великое и прекрасное. Родился в это время сын конунга в Нореге, и в этом году он будет воспитываться здесь, в этой стране, и он станет знаменитым мужем и славным хёвдингом, и не причинит никакого вреда твоему государству, напротив, он многое даст вам".

В двенадцатилетнем возрасте Олав спросил князя, нет ли каких-нибудь городов или округов, которые были бы отняты у него язычниками, присвоившими себе его владения и честь. Князь ответил на вопрос положительно. Юный Олав сказал: "Дай мне тогда какой-нибудь отряд в распоряжение и корабли, и посмотрим, смогу ли я назад вернуть то государство, которое потеряно, потому что я очень хочу воевать и биться с теми, которые вас обесчестили; хочу я положиться в этом на ваше счастье и свою собственную удачу. И будет либо так, что я их убью, либо что они побегут от моей силы". Владимир дал ему войско и корабли, и юный Трюгвассон начал череду своих воинских подвигов. Повелось, что каждое лето он вёл войны и совершал разного рода подвиги, а в зимнее время был при дворе у князя. Возвращаясь после одного из походов с небывалой добычей, Олав приказал сшить для кораблей паруса из драгоценной материи. Саги даже утверждают, что крещение Руси во многом состоялось благодаря влиянию Олава на князя и княгиню. Олав часто призывал их отказаться от идолопоклонства и повторял: "Я никогда не перестану проповедовать вам истинную веру и слово Божие, чтобы вы могли дать плоды для истинного Бога".

Другой Олав - Харальдссон - в молодости много сражался в землях финнов, в Дании, Франции и Испании. Позже, изгнав из Норвегии шведских и датских ярлов, он стал единовластным правителем своей страны. Правил он пятнадцать лет, но был потеснён на престоле Кнутом Великим. Харальдссон бежал на Русь. Ярослав хорошо принял его, предложив остаться и взять столько земли, сколько будет нужно, чтобы содержать своё войско.

После смерти норвежская церковь причислила Олава Харальдссона к лику святых. Некоторые чудеса Олав явил на Руси. Саги повествуют, что у сына одной знатной вдовы образовалась опухоль в горле и мучила его столь сильно, что мальчик не мог глотать пищу, и его считали смертельно больным. Княгиня Ингигерд - жена Ярослава Мудрого - посоветовала ей пойти к конунгу Олаву. Тот не сразу, но согласился помочь. Он провёл руками по горлу мальчика и долго ощупывал опухоль, до тех пор, пока мальчик не открыл рот. Тогда конунг взял хлеб и отломил несколько кусочков, разместил из крестом у себя на ладони, затем положил в рот мальчику, и тот проглотил. И с этого момента прошла вся боль в горле. Через несколько дней мальчик был полностью здоров.

После смерти конунга в Новгороде существовала норманнская церковь святого Олава. Однажды в городе случился такой пожар, что, казалось, ему грозит полное уничтожение. Жители города, теряя самообладание, толпами стекались к священнику Стефану, служившему в церкви Блаженного Олава. Они надеялись в крайней нужде воспользоваться помощью блаженного мученика. Священнослужитель немедля пошёл навстречу их пожеланиям, взял в руки образ и выставил его против огня. Пожар не стал распространяться дальше. Город был спасён.

Саги также рассказывают о романтической любви Ингигерд и Олава Харальдссона. Именно для того, чтобы замириться с супругой после ссоры, князь Ярослав согласился взять на воспитание Магнуса - одного из сыновей Олава. При дворе Ярослава было много скандинавских наёмников. Согласно договору, князь велел построить для варягов "каменный дом и хорошо убрать драгоценной тканью. И было дано им всё, что надо, из самых лучших припасов". Одним из предводителей наёмников был викинг Эймунд, который тоже стал героем саг. О самом Ярославе саги говорят, что "Ярицлейв-конунг не слыл щедрым, но был хорошим правителем и властным". Эймунд же весь состоит из одних достоинств. В "Пряди об Эймунде" все победы достаются князю лишь благодаря энергии и находчивости его скандинавского наёмника. Что же, таков закон этого литературного жанра. Реальные и вымышленные недостатки господина используются для подчёркивания достоинств главного героя. Совершенно иной образ Ярослава, решительного, активного, целеустремлённого и изобретательного в проведении своей политической линии правителя Руси рисуют древнерусские летописи и другие саги, когда он не связан с ситуативными стереотипами.

Виктор БУМАГИН

#радуга#бумагин#викинги#русь

НА ГЛАВНУЮ ГАЗЕТА РАДУГА

На страницах западноевропейских анналов имя Рюрика впервые упомянуто в 850 году в связи с захватом им богатейшего торгового порта Дорестад во Фризии.

Временное возвращение наследственных земель во Фризии было лишь эпизодом в полной событий жизни Рюрика из рода Скьольдунгов. Историки строят схемы его возможного родословия, но одна легенда лишь сменяется другой, а для установления истины ученым недостаточно сведений.

Отважный дед Рюрика. Полагаем, что Рюрик принадлежал к династии, которая находилась в тесных родственных связях с датскими и норвежскими конунгами. Вероятно, дедом Рюрика был "богатый и решительный" конунг Эйстейн, женившийся на дочери Сигурда Оленя Асе. В конце VIII века Аса умерла. После этого Эйстейн пиратствовал на Балтике и однажды подошел к Альдейгюборгу (Ладоге).

Местный конунг Хергейр не смог защитить город и был убит неукротимым Эйстейном в схватке. Эйстейн стал править Ладогой, а Исгерд, вдову покойного конунга, сделал своей женой.

Хальвдан - отец Рюрика. От первого брака у Эйстейна остался сын Хальвдан. Он с малолетства участвовал в разбойных вылазках отца. После его гибели Хальвдан стал конунгом Альдейгюборга, женившись на красавице Ингигерд, дочери Исгерд от первого брака. "Она единственная законная наследница этой земли, - заявила вдовствующая Исгерд народу. - И поэтому объявляю я здесь, что отдаю себя и свою дочь, и это государство Хальвдану в полную собственность". Конунг Хальвдан имел, по крайней мере, семь сыновей от разных жен. Полагают, что Рюрик являлся одним из его самых младших сыновей. Он родился, вероятно, около 817 года.

Какой веры выл Рюрик Ютландский? В 826 году, как отмечали многие западные хронисты, Рюрик прибыл в столицу франков Ингельгейм на Рейне в свите своего брата Харальда Клака, готового принять святое крещение от императора Людовика Благочестивого в обмен на лен в Рустрингии и покровительство монарха. Возможно, малолетний Рюрик также перешел в католичество вместе с семейством Харальда. Однако возмужав, он за свои пиратские набеги на богатые монастыри Британии получил прозвище - «язва христианства» . В последствии варяжеский конунг вернулся к язычеству.

Рождение викинга. Рюрик родился в семье ютландского конунга, каких было несколько сотен на просторах распавшейся империи Карла Великого. Будучи одним из младших сыновей своего отца, он не мог рассчитывать на фамильные земли. По обычаю, новорожденного немедленно взяли от матери и положили на пол. Никто не мог прикоснуться к младенцу, пока отец не решил, признать ли его членом рода или отказаться от него. Глава семейства взял сына на руки, окропил водой и дал ему имя Рюрик, означавшее на древнескандинавском "владеющий славой". Имя указывало на происхождение человека, определяло его предназначение. Скандинавы часто давали мальчикам имена в честь славных предков. В роду Скьольдунгов легендарной славой был овеян победоносный конунг Рёрик Метатель Колец, прозванный так за свою щедрость.

"Сидящий на коленях". Воспитание детей конунги поручали умудренным опытом и рассудительным ярлам из других родов. Этот обычай был введен с целью сплотить разные кланы. Человек, принимавший отцовские обязанности, прилюдно сажал ребенка себе на колени, почему приемные дети назывались "сидящими на коленях". С самого юного возраста мальчик воспитывался как воин. Он постоянно находился в мужском окружении, имел дело с оружием, вместе со взрослыми принимал участие в охоте. В случае военного похода его брали с собой.

Овладение воинским искусством. Сыну викинга следовало в совершенстве овладеть навыками морского и сухопутного боя. Чтобы обрести силу и ловкость, мальчики с малолетства учились бесстрашно прыгать со скал, перескакивать через ручьи и неширокие речки, которых в Ютландии было великое множество. С юных лет они умели перемахнуть через коня и без страха взобраться на отвесные скалы. Хороший викинг метал два копья одновременно обеими руками, мог ловить летящее навстречу копье врага и бросать его обратно, драться мечом и копьем одновременно, действовать секирой и боевым топором. В результате длительной тренировки скандинавам удавалось держать равновесие, когда надо было пробежать по вздымавшимся и опускавшимся веслам драккара во время его движения.

Вертинские анналы за 850 год сообщают, что Рюрик во времена императора Людовика вместе с братом Харальдом держал в качестве бенефиция город Дорестад. После кончины императора, ложно обвиненный в предательстве Рюрик был брошен в темницу во владениях Лотаря. Совершив побег, он собрал значительный отряд данов и занимался морским разбоем, опустошая те области государства Лотаря, которые прилегали к побережью Северного океана. Он проплыл через устье Рейна к Дорестаду и захватил его.

Взгляд на Восток. Начав свою деятельность на политической арене как морской разбойник, Рюрик Ютландский приобрел широкую известность не только благодаря своим разорительным вторжениям в страны Северо-Западной Европы. Он сумел заставить франкских королей считаться с собой. Как представляется, Рюрик был предприимчив и настойчив в достижении поставленной цели. Отличный стратег и отважный воин, он был не лишен дипломатических способностей и умел получить желаемое путем переговоров. За ним в опасные походы следовало несколько сотен викингов, которые были уверены в своем славном и щедром вожде. Человека такого масштаба, опытного и искушенного в политике и военном деле, да к тому же имевшего славянские корни по линии матери, славяно-финская знать вполне могла пригласить для защиты своих земель от варяжских набегов.

На пути к империи. Решение Рюрика принять предложение послов Гостомысла могло быть обусловлено экономическими интересами Фрисландии. Дорестад, захваченный Рюриком, специализировался на восточно-европейской торговле, но, начиная с 830-х годов, его значение как международного порта почти сошло на нет, вследствие того что Старый Рейн изменил свое русло. Господство на Балтике, за которое ранее боролся Рюрик, теперь теряло смысл. Вот почему призвание в страну славян было воспринято им как шанс создания своей империи.

Наиболее яркими событиями в истории можно по праву считать походы викингов, как и их самих справедливо будет назвать весьма интересными фигурами в период с IX по XI век. Само слово «викинг» приблизительно означает «плывущий в море». На родном же языке норманнов «вик» означает «фиорд», что по-нашему будет «бухта». Поэтому многие источники истолковывают слово «викинг» как «человек из бухты». Распространенный вопрос «Где жили викинги?» будет так же неуместен, как и утверждение, что «викинг» и «скандинав» - это одно и то же. В первом случае речь идет о человека, во втором - о принадлежности к определенному народу.

Что касаемо принадлежности к определенному этносу, то выявить его можно с трудом, так как викинги обживались на захваченных территориях, пропитываясь всеми местными «благами», а также насыщаясь культурой данных земель. То же самое можно сказать и о названиях, которыми награждали «людей форта» различные народы. Все зависело от места, где жили викинги. Норманны, варяги, датчане, русы - такие имена получало «морское воинство» на все новых и новых берегах, где оно высаживалось.

Множество мифов и заблуждений витает вокруг ярких исторических персонажей, коими являлись викинги. Где жили норманны-захватчики, что делали, кроме своих походов и набегов, и занимались ли чем-либо кроме них вообще - весьма щекотливые вопросы, терзающие головы историков по сей день. Однако на сегодняшний день можно вывести как минимум семь заблуждений касаемо «скандинавских варваров».

Жестокость и жажда завоеваний

В большинстве фильмов, книг и прочих развлекательных ресурсов викинги предстают перед нами как кровожадные варвары, не представляющие свою жизнь без повседневного втыкания своего топора в чей-то череп.

Изначальной причиной военных походов у норманнов послужила перенаселенность скандинавских земель, где жили викинги. Плюс постоянные междоусобицы кланов. И то и другое вынуждало немалую часть населения отправляться в поиске лучшей жизни. А речной грабеж стал ничем иным, как бонусом их нелегкого пути. Естественно, что плохо укрепленные европейские города становились легкой добычей для мореплавателей. Впрочем, как и для других народов - французов, англичан, арабов и прочих, что также не брезговали кровопролитием во благо своих карманов. Достаточно напомнить, что все это происходило в средневековье, и данный способ наживы был одинаково привлекателен для представителей различных держав. И национальная склонность к кровопролитию здесь была ни при чём.

Враждебность

Еще одно утверждение, что викинги враждебно относились ко всем, кроме себя, - также заблуждение. На самом деле чужестранцы могли как воспользоваться гостеприимством норманнов, так и вступить в их ряды. Многие исторические записи подтверждают, что среди викингов могли встретиться французы, итальянцы и русские. Пример пребывания в Скандинавских владениях Ансгария - посланника Людовика Благочестивого - это еще одно доказательство гостеприимства викингов. Также можно вспомнить и арабского посла ибн Фадлана - по этой истории был снят фильм «13-й воин».

Выходцы из Скандинавии

Хоть и, вопреки вышеупомянутому замечанию, викингов приравнивают к скандинавам - это глубокое заблуждение, которое объясняется тем, что викинги жили на территории Гренландии, Исландии, а также Франции и даже Древней Руси. Само по себе утверждение, что все «люди фиорда» являются выходцами из Скандинавии - это ошибка.

Где жили викинги в начале средневековья - вопрос неуместный, так как сама «морская общность» могла включать в себя различные национальности, из различных земель. Помимо всего прочего, стоит отметить и тот факт, что французский король непринужденно отдал часть земель викингам, а те в благодарность стали на стражу Франции, когда на нее нападал враг «извне». Нередкий случай, что этим врагом были и викинги из других земель. Кстати, именно так и появилось название «Нормандия».

Грязные дикари-язычники

Еще одной оплошностью многих деятелей-повествователей былых лет - это изображение викингов как людей грязных, нечистоплотных и диких. И это опять же неправда. И доказательство тому - находки, которые были извлечены при раскопках в различных местах, где жили викинги.

Зеркала, гребни, купальни - все эти остатки древней культуры, найденные при раскопах, подтверждали, что норманны были народом чистоплотным. И данные находки были извлечены не только в Швеции, Дании, но и Гренландии, Исландии и прочих землях, включая Сарское городище, где жили викинги на берегу Волги, что находилось на территории Древней Руси. Плюс ко всему прочему, нередок случай, когда находили и остатки мыла, изготовленного руками самих же норманнов. Лишний раз доказывает их чистоплотность и шутка англичан, приблизительно звучавшая так: «Викинги такие чистюли, что даже в баню ходят раз в неделю». Не помешает напомнить о том, что сами европейцы баню посещали куда реже.

Двухметровые блондины

Еще одно неверное утверждение, так как остатки тел викингов говорят об обратном. Те, кого представляют высокими воинами со светлыми волосами, на самом деле в росте достигали не более 170 сантиметров. Растительность же на голове этих людей была разного цвета. Единственное, что неоспоримо - это предпочтение данного типа волос у самих норманнов. Этому способствовало использование специального красящего мыла.

Викинги и Древняя Русь

С одной стороны, считается, что викинги имели прямое отношение к становлению Руси как великой державы. С другой, находятся источники, отрицающие их причастие к какому-либо событию в истории Особенно спорно воспринимают историки принадлежность Рюрика к скандинавам, и наоборот. Тем не менее, имя Рюрик близко к норманнскому Ререк - так называли многих мальчиков в Скандинавии. То же самое можно сказать и об Олеге, Игоре - его родственнике и сыне. И жене Ольге. Достаточно взглянуть на их норманнские аналоги - Хельге, Ингвар, Хельга.

Многие источники (практически все) единогласно заявляют, что владения викингов распространялись до Каспийского и Черного морей. Кроме того, чтобы доплыть до Халифата, норманны использовали переправы через Днепр, Волгу и многие другие реки, протекающих на территории Древней Руси. Неоднократно отмечалось и наличие торговых сделок в области Сарского городища, где жили викинги на Волге. Кроме того, часто упоминались и набеги, сопровождающиеся грабежами в области Старой Ладоги, Гнездовских курганов, что также подтверждает наличие поселений норманнов на территории Древней Руси. Кстати говоря, слово «Русь» также принадлежит викингам. Еще в «Повести временных лет» говорилось, что «Пришел Рюрик со всей своей русью».

Точное местоположение, где жили викинги, - на берегу Волги или нет - вопросы спорные. Одни источники упоминают, что они базировались прямо возле своих фортов. Другие утверждают, что норманны предпочитали нейтральное пространство между водой и крупными поселениями.

Рога на шлемах

И еще одним заблуждением является наличие рогов на верхней части военного облачения норманнов. За все время раскопок и исследований в местах, где жили викинги, не было найдено шлемов с рогами, за исключением одного-единственного, который обнаружили в одном из могильников норманнов.

Но единичный случай не дает оснований для такого обобщения. Хотя этот образ можно истолковать по-другому. Именно так было выгодно представлять викингов христианскому миру, причисляющему их к отпрыскам дьявола. А все то, что имеет отношение к сатане, у христиан почему-то обязательно имеет рога.

Роль варягов (викингов) в истории Древней Руси

Период с VIII по XI в. называется в Северной и Центрально-Восточной Европе "эпохой викингов". В это время скандинавы создают особый тип культуры , основой которой были отряды воинов, вторгавшихся на своих кораблях в другие страны за военной добычей.

Набегам варягов (викингов) в раннем Средневековье подвергалось все побережье Балтики, Северного моря и даже европейское побережье Атлантического океана (викинги осаждали Париж и Лиссабон). Задолго до Колумба, в конце X в., они побывали в Америке, открыли и колонизовали Исландию и Гренландию. Их корабли выходили в Средиземное море и дошли до Константинополя. "Храни нас Бог от нашествия норманнов" – так стандартно начинались многие молитвы в европейских церквях того времени.

Викинги сыграли большую роль в развитии государственности у народов средневековой Европы. Здесь можно выделить три фактора. Во-первых, викинги кое-где выступили завоевателями, оказавшими влияние на возникновение государств (имя норманнов отразилось в названии герцогства Нормандии на севере Франции; войны викингов с англосаксами имели большое значение для формирования британской государственности и т.д.). Во-вторых, сама по себе угроза нашествия викингов заставляла сплачиваться и мобилизоваться местную аристократию, укреплять собственную власть. В-третьих, во многих европейских государствах скандинавы привлекались в качестве военных наемников, особенно в королевскую и императорскую гвардию. Тем самым, входя в элитные войска, будучи опорой высшей власти, варяги часто участвовали в осуществлении этой власти, назначались на важные военные посты и могли даже составлять костяк служилой аристократии.

Для Руси значимыми оказались все три выделенных фактора, которые с разной степенью интенсивности проявились в отечественной истории. Отряды Рюрика и Олега, появившиеся в Восточной Европе в IX в., сначала сыграли важную роль в создании Северного центра Руси (862), а затем в объединении Севера и Юга (882). Роль варягов, а также военных вождей, чьи имена нам известны как Рюрик и Олег, отрицать здесь невозможно. Этническая принадлежность пришедших в Восточную Европу варягов и степень их участия в объединительном процессе местной славянской знати при этом остаются предметом научных дискуссий. Варяжские отряды в IX–XI вв. составляли основу княжеского наемного войска и его дружины. Варяжские имена стоят под договорами Руси с Византией в 911 и 944 гг. Мы знаем о роли варягов в сражениях, об исполнении ими функций наемных убийц (они убили Ярополка Святославича в 978 г., добивали Бориса Владимировича в 1015 г.). Причем среди варягов попадались и именитые: в дружине Владимира служил будущий король Норвегии (995–1000) Олав Трюггвасон.

Что же касается такого фактора, как сопротивления набегам, то, согласно летописи, сама ситуация с "призванием" Рюрика обусловлена изгнанием варягов за море и наступившей после этого дестабилизацией.

Летописец писал: "Изъгнаша Варяги за море, и не дата им дани, и почата сами в собе володети, и не бе в них правды, и въста род на род, и почаша воевати сами на ся. И реша сами в себе: “Поищем собе князя, иже бы володел нами и судил по праву”".

Таким образом, именно противостояние с варягами способствовало мобилизации местной славянской и финно-угорской знати и подтолкнуло ее к принятию судьбоносных для Руси решений.

Что влекло варягов на земли будущей Древней Руси? Ведь здесь не было городов и монастырей, как в Западной Европе, путем грабежа которых можно получить богатую добычу. Восточная Европа интересовала викингов в первую очередь как зона транзита. Здесь пролегало два важных торговых пути. Первый – Волжский торговый путы, через Неву в Ладогу, в Волхов и озеро Ильмень, далее по Ловати, затем суда перетаскивались волоком в Волгу, но которой через Волжскую Булгарию спускались до Каспийского моря. Таким образом, путь, сформировавшийся во второй половине VIII в., соединял Скандинавию и страны Востока, прежде всего Арабский халифат.

Как показал А. Н. Кирпичников, караванное движение кораблей из Скандинавии (например, от г. Бирка) до Каспия (к примеру, до Дербента) занимало около двух месяцев, за которые корабли проходили 5500 км. Средняя скорость дневного перехода составляла 25 км. Эго означало, что за летний сезон корабль мог совершить только одно такое плавание. Но прибыль за счет разницы цен достигала 1000% – было для чего пускаться в далекий путь за тридевять земель!

Волжский торговый путь для средневековых скандинавов был главным источником серебра. Северная Европа в Средневековье не разрабатывала собственных месторождений серебра, которое составляло основу денежного обращения. Викинги плыли на Восток за серебром, а попутно, естественно, шла торговля пушниной, рабами, тканями, украшениями, оружием и пр.

"Серебро в Скандинавии эпохи викингов было предметом страсти. Где бы ни оказывались даны, норвежцы или шведы в то время, они высоко ценили этот драгоценный металл, и его приобретение было одной из их главных целей, будь то в качестве пиратов, купцов, или наемников. Часто у них бывали и другие желания, поскольку многие нуждались в земле, чтобы на ней обосноваться, а другие искали приключений и возможности завоевать себе славное имя, но все были рады любой возможности захватить или отобрать серебро. Именно за мусульманским серебром скандинавские купцы пускались на Волгу, и именно серебром платили скандинавским наемникам за их службу английские короли и византийские императоры. Для некоторых приобретение серебра для того, чтобы копить его или носить в виде украшений, было самоцелью, другие же видели в этом средство получить другие желаемые вещи – еду, вино или верность. Иные искусно превращали его в прекрасные предметы... в то время как иные, мало заботясь о мастерстве исполнения и художественности, интересовались лишь весом металла и рубили свое серебро на куски".

В 760–780-е гг. начинается так называемая дирхемная торговля (дирхемы – арабские серебряные монеты). Через Русь в Скандинавию шел огромный поток серебра. Сегодня археологами в кладах и захоронениях в Северной и Восточной Европе найдено 160 000 арабских дирхемов VIII– XI вв. Это очень много: ведь в клады попадала лишь малая часть монет, имевших повседневное хождение.

По словам Т. Джаксон, "восточноевропейская речная система была идеальной дорогой для дальней международной торговли". Варяги двинулись по ней на Восток. И здесь они сразу же столкнулись с проблемой: чтобы путь успешно функционировал, его должна была контролировать какая-то значимая сила, которая могла бы гарантировать безопасность купцам, охрану торговых факторий, создать условия для торговли и т.д.

"Образование крупного трансконтинентального торгового пути объективно послужило одним из важных факторов (если не решающей предпосылкой) зарождения государственности на севере Восточной Европы. Естественным завершением этих процессов становится возникновение в этом регионе раннегосударственного образования, во главе которого в 860-е годы становится – по соглашению с местной знатью – скандинавский военный вождь".

Процессы в Восточной Европе, связанные с варягами, были очень динамичными. Викинги приходят сюда во второй половине VIII в., налаживают движение по Волжскому торговому пути, при их участии на Севере будущей Руси создается Северный центр русской государственности, столицей которого стала Ладога. Но уже в конце IX – начале X в. ситуация существенно меняется. Виновником, судя по всему, был Хазарский каганат, блокировавший нижнюю, южную часть Волжского пути: хазары не хотели пускать скандинавов на Каспий и претендовали на роль посредников в торговле. К тому же на Нижней Волге было неспокойно. Здесь шла активная миграция воинственных кочевых племен: свой путь на Запад совершали венгры, мигрировали печенеги и т.д. Волжский путь в своей нижней части утратил стабильность и безопасность.

Разумеется, скандинавам все это было не выгодно, так как прибыль существенно падала, а риск возрастал. Они сосредоточивают свою торговлю на Средней Волге, где главным их партнером оказывается Волжская Булгария. Однако тем самым теряется трансконтинентальность пути с Балтики на Восток. В IX в. (даты называются разные: по Г. С. Лебедеву, в 820–830-е гг., по мнению других исследователей, немного позже, в конце IX – начале X в.) скандинавы нащупывают новый путь – уже не через Волгу, а через Днепр (в 882 г. (дата условна) Олег берет Киев и объединяет Север и Юг Руси). Новый путь, который вошел в историю как путь "из варяг в греки", вел с берегов Балтики в Черное море и далее в Византию и Средиземноморье.

Путь "из варяг в греки" , по словам Г. С. Лебедева, "не только объединивший восточное славянство с внешним миром, но прежде всего связавший соседствующие различные и взаимозависимые эконом-географические зоны земледельческого хозяйства (древнего высокопродуктивного – на юге, стабильного – в днепро-двинском междуречье, нестабильного и дополняемого неаграрными формами деятельности – в северных землях), предопределил исторические судьбы восточнославянских племен и народов и на последовавшие за скоротечной “эпохой Дира” десятилетия IX в., и на тысячелетия вперед. “Русь Дира”, вероятно, была исторической предшественницей в равной мере “Руси Аскольда”, и “Руси Рюрика”, а затем и собственно Киевской Руси на этом пути “от северного варварства к эллинистически-христианской духовности”. Летописное предание осознавало его как апостольский путь и вслед за Крещением Руси великокняжеская власть закрепила это осознание постройкой храмов Софии Премудрости Божией в главных городах на пути из варяг в греки – Киеве, Полоцке, Новгороде. Эта манифестация духовного единства Руси, осуществленная Ярославом Мудрым, завершала дело его предшественников, объединявших и действовавших во главе дохристианской, языческой, архаической “руси” IX–X вв.".

Между тем открытие нового пути не спасло варяжскую трансконтинентальную торговлю. Серебро шло из Ирана и Средней Азии, через Каспий, а путь "из варяг в греки" по Днепру вел только в Черное море. Для торговли с Азией викинги все равно должны были либо прибегать к посредничеству Хазарского каганата или Византии, либо пытаться проникнуть через их земли. В отсутствие прямого водного пути это оказывалось невыгодным.

В течение X–XI вв. роль варягов неуклонно падает. Вокруг киевских князей формируется собственный слой аристократов и дружинников, в котором роль выходцев из Скандинавии уменьшается. Их вытесняют славяне – бояре и воины. Варяги превращаются в прослойку военных наемников и купцов. В условиях междоусобиц наемникам обычно не доверяют: ведь их легко перекупить, они предают, переходят на сторону противника. Поэтому князья предпочитали свои, местные военные кадры, прибегая к наемничеству все реже и реже – в основном для решения узкоконкретных задач. Скандинавы-купцы на фоне падения значимости трансконтинентального пути "из варяг в греки" и роста внутрирусской торговли также утрачивали свои исключительные позиции. В результате к XII в. варяги полностью сошли со страниц русской истории.

Варяги оставили большой комплекс источников – так называемых саг, художественных сочинений о подвигах викингов, написанных по законам жанра. Саги являются специфическим историческим источником, тем не менее из них можно многое узнать об истории Гардарики, как скандинавы называли Русь, – и в этом мы тоже видим крупный вклад варягов в русскую историю.

Благотворительная стенгазета «Коротко и ясно о самом интересном». Выпуск 110, август 2017 года.

Викинги и Древняя Русь

Рассказ ведущего специалиста по эпохе викингов в Восточной Европе доктора исторических наук Елены Александровны Мельниковой

Стенгазеты благотворительного образовательного проекта «Коротко и ясно о самом интересном» предназначены для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга. Наша цель: школьникам – показать, что получение знаний может стать простым и увлекательным занятием, научить отличать достоверную информацию от мифов и домыслов, рассказать, что мы живём в очень интересное время в очень интересном мире; родителям – помочь в выборе тем для совместного обсуждения с детьми и планирования семейных культурных мероприятий; учителям – предложить яркий наглядный материал, насыщенный интересной и достоверной информацией, для оживления уроков и внеурочной деятельности.

Мы выбираем важную тему , ищем специалиста , который может её раскрыть и подготовить материал, адаптируем его текст для школьной аудитории, компонуем это всё в формате стенгазеты, печатаем тираж и отвозим в ряд организаций Петербурга (районные отделы образования, библиотеки, больницы, детские дома, и т. д.) для бесплатного распространения. Наш ресурс в интернете – сайт стенгазет сайт, где наши стенгазеты представлены в двух видах : для самостоятельной распечатки на плоттере в натуральную величину и для комфортного чтения на экранах планшетов и телефонов. Есть также группа Вконтакте и ветка на сайте питерских родителей Литтлван, где мы обсуждаем выход новых газет. Отзывы и пожелания направляйте, пожалуйста, по адресу: [email protected] .

Михаил Родин – научный журналист, автор и ведущий научно-популярной программы «Родина слонов» (фото antropogenez.ru) и Елена Александровна Мельникова – доктор исторических наук, руководитель Центра «Восточная Европа в античном и средневековом мире» Института всеобщей истории РАН (фото iks.gaugn.ru).

Увы, редко случается так, что известный учёный является также и популяризатором. Ведь надо не просто максимально точно «перевести» сухую научную информацию на язык, понятный широкой публике. А сделать это ещё и увлекательно, образно, с яркими примерами и иллюстрациями. Подобные самостоятельные и весьма трудоёмкие задачи решает научный журналист – посредник между учёными и обществом. Как правило, у него высшее профильное образование, собственная аудитория заинтересованных читателей (слушателей или зрителей) и, главное, – безукоризненная репутация в научном сообществе (иначе учёные с ним просто не станут разговаривать).

Мы с радостью начинаем сотрудничество с таким профессионалом своего дела – научным журналистом Михаилом Родиным и его научно-популярной программой «Родина слонов » на радио «Говорит Москва». Здесь «развенчивают исторические мифы и рассказывают о фактах, которые очевидны для учёных, но по разным причинам неизвестны обывателю». Этот выпуск нашей стенгазеты подготовлен по материалам двух передач: «Норманнский вопрос» и «Предыстория Руси».

Собеседником Михаила Родина была Елена Александровна Мельникова – доктор исторических наук, руководитель Центра «Восточная Европа в античном и средневековом мире» Института всеобщей истории РАН, ведущий в отечественной науке (и признанный мировым учёным сообществом) исследователь русско-скандинавских отношений в раннесредневековый период.

История «Норманнского вопроса»

1. Екатерина I (1684–1727) – российская императрица, вторая жена Петра I. Художник Жан-Марк Натье, 1717 год (Государственный Эрмитаж).

2. Участники первого спора «норманистов» и «антинорманистов»: Готлиб Байер – немецкий историк, филолог, один из первых академиков Петербургской академии наук, исследователь русских древностей. Герард Миллер – российский историограф немецкого происхождения. Действительный член Императорской Академии наук и художеств, руководитель Второй Камчатской экспедиции, организатор Московского главного архива. Михаил Васильевич Ломоносов – русский учёный-естествоиспытатель, энциклопедист, химик и физик, действительный член Петербургской и почётный член Шведской академий наук.

3. Екатерина II в мастерской у Ломоносова. Картина Алексея Кившенко, ок. 1890 года.

4. Николай Михайлович Карамзин. Писатель, историк, автор «Истории государства Российского». Портрет работы Алексея Венецианова, 1828 год.

«Норманнским вопросом» называют двухвековую дискуссию «норманистов» и «антинорманистов». Первые утверждают, что Древнерусское государство создали «норманны» (выходцы из Скандинавии), а вторые с этим не согласны и считают, что славяне справились сами. Забегая вперёд, отметим, что современные учёные при оценке роли скандинавов в образовании Древнерусского государства занимают «умеренную» позицию. Впрочем, обо всём по порядку.

«Норманнский вопрос» впервые стал обсуждаться в России в XVIII веке. В 1726 году Екатерина I пригласила крупных немецких учёных-историков: Готлиба Байера, Герхарда Миллера и ряд других. Их труды основывались на изучении древнерусской письменности, в первую очередь – «Повести временных лет». Миллер написал обзор ранней русской истории, который обсуждался в Академии Наук.

Образование государства в то время понимали как единовременный акт. Более того, тогда думали, что это под силу одному человеку. И весь вопрос состоял лишь в том, кто именно это сделал. Из «Повести временных лет» прямо следовало, что пришёл скандинав Рюрик и единолично организовал государство. И Миллер всё это и изложил в своём обзоре. Резко против такой концепции выступил Ломоносов. Его патриотические чувства были оскорблены: что же, русский народ сам не может организовать государство? При чём здесь какой-то скандинав? Разгорелась очень бурная полемика по этому вопросу, которая хорошо иллюстрировала процесс становления национального самосознания. Постепенно этот спор заглох, и Карамзин (получивший в 1803 году от императора Александра I звание официального историографа) писал о приходе скандинавов и участии их в образовании государства совершенно спокойно.

Новая вспышка антинорманизма была связана со «славянофильством». Это течение русской общественной мысли, оформившееся в 40-х годах XIX века, обосновывало особый, самобытный путь России. В рамках этой концепции признание скандинавов участниками процессов образования государства было неприемлемо.

В конце XIX века начались обширные археологические исследования, которые показали присутствие скандинавов в очень многих местах. Менялись и теоретические основы происхождения государства: стало ясно, что это длительный процесс, а совсем не одномоментный акт. Что славянские племена долго и интенсивно развивались, а приход скандинавов лишь усилил процессы образования государства, которые и так шли в восточно-славянском мире полным ходом. Независимо от того, какова была этническая принадлежность Рюрика, государство всё равно образовалось бы. В конце XIX – первой половине XX века о присутствии скандинавов и их активной роли в формировании древнерусского государства, скандинавской элите, которая возглавила эти процессы, говорили спокойно.

Но в конце 1940-х годов разыгралась трагическая борьба с космополитизмом: всякое упоминание об иностранном влиянии было запрещено. Некоторые из историков начали искать иные варианты объяснения древнерусской истории, и возобладало представление о самостоятельности развития восточных славян. Естественно, развитие, полностью изолированное от внешнего мира, невозможно в принципе. Развитие идёт только тогда, когда происходит взаимовлияние, взаимодействие разных народов. Однако в то сложное время во главу угла ставилась «линия партии». Норманны были изгнаны из русской истории. В книгах 1950-х годов скандинавы, как правило, не упоминаются вообще. Хотя раскопки продолжались и в тех местах, где скандинавы составляли едва ли не основную массу населения.

Сейчас в научной среде опять установилось согласие. Большинство учёных считает и «норманизм», и «антинорманизм» глубоко устаревшими и абсолютно не продуктивными с научной точки зрения понятиями. Историки, археологи, лингвисты (как западные – английские, немецкие, шведские, – так и российские) в этом прекрасно понимают друг друга. Вопросов чрезвычайно много, но они носят сугубо научный характер. Например, на каком языке говорили скандинавы в Восточной Европе? Как язык скандинавов смешивался со славянским? Как происходило знакомство с христианством тех скандинавов, которые добирались до Византии? Как это отражалось в культуре самой Скандинавии? Это очень интересные вопросы культурного взаимообмена разных народов на обширных пространствах Восточной Европы времени зарождения и становления Древней Руси.

Проблема источников

5. Портреты Рюриковичей (иллюстрация из книги «Костюм старинный и современный» Джульо Феррариу, 1831 год).

6. Олег показывает маленького Игоря Аскольду и Диру (миниатюра из Радзивилловской летописи, XV век).

7. Поход Олега с дружиной на Царьград. Миниатюра из Радзивилловской летописи, XV век.

8. «Тризна на могиле Вещего Олега». Картина В. М. Васнецова, 1899 год.

9. «Олег прибивает щит свой к вратам Царьграда». Гравюра Ф. А. Бруни, 1839 год.

10. «Олег у костей коня». Картина Виктора Васнецова, 1899 год.

11. «Ярослав Мудрый и шведская принцесса Ингигерда». Картина Алексея Транковского, начало XX века.

12. Дочери Ярослава Мудрого и Ингигерды: Анна, Анастасия, Елизавета и Агата (фреска в Софийском соборе в Киеве).

13. Ярослав Мудрый. Рисунок Ивана Билибина.

Ни на Руси, ни в Скандинавии в IX – начале XI века развитой письменности не было. В Скандинавии было руническое письмо, но оно очень мало использовалось. На Русь письменность пришла вместе с христианством в конце Х века. Древнерусские письменные памятники были написаны в лучшем случае в 30-е годы XI века. А то, что дошло до нас – «Повесть временных лет» – составлено в начале XII века. Получается, что на протяжении IX – первой половины XI века существовали лишь рассказы, эпические повествования, песни о событиях, которые дошли до летописца. Рассказы обрастали разнообразными фольклорными мотивами. Поход Олега на Константинополь насыщен ими – он и отравленное вино отвергает (за что его и прозвали Вещим), и ставит корабли на колёса. Летописец имеет своё собственное представление об истории, основанное на византийских образцах. И, соответственно, тоже трансформирует эти мифы. Например, о Кие, основателе Киева, ходило несколько легенд: он был и охотником, и перевозчиком, но летописец из него делает князя.

Наряду с «Повестью временных лет» мы имеем целый ряд памятников, которые были созданы в тех регионах мира, где письменность существовала давно. Это, в первую очередь, Византия с античным наследием, арабский мир, западная Европа. Эти письменные источники позволяют нам посмотреть на себя «со стороны» и восполняют многие лакуны в нашем знании истории. Например, известно, что Ярослав Мудрый был связан родством чуть ли не со всеми правящими домами Европы. Один из его сыновей, Изяслав, был женат на сестре польского короля Казимира I. Другой, Всеволод, на византийской принцессе, родственнице, может быть дочери, императора Константина IX Мономаха. Елизавета, Анастасия и Анна были выданы замуж за королей. Елизавета – за норвежского Харальда Сурового, Анастасия – за венгерского Андрея I, и Анна – за французского Генриха I. Вероятно, сын Ярослава Илья был женат на сестре датского и английского короля Кнута Великого. Ярослав, как мы знаем из скандинавских источников, был женат на шведской принцессе Ингигерде, которая и получила, очевидно, на Руси имя Ирина.

А в наших летописях об этом не говорится практически ничего. Вот почему так важно изучать все доступные источники. И критически их оценивать. Например, учёный не имеет права дословно прочитать «Повесть временных лет» и поверить всему, что там написано. Надо понимать: кто это написал, зачем, в каких условиях, откуда брал информацию, что у него творилось в голове, и только с учётом этого делать выводы.

«Головная боль» Европы

14. Карта основных походов викингов и мест их поселений (илл. Bogdangiusca).

15. Одноглазый Óдин (верховный бог в германо-скандинавской мифологии, хозяин Вальхаллы и повелитель валькирий) и его вóроны Хугин и Мунин («думающий» и «помнящий»). Иллюстрация из исландской рукописи XVIII века (medievalists.net). По представлениям викингов, после каждой битвы на поле боя прилетали валькирии, которые забирали погибших воинов в Вальхаллу. Там они занимаются военной подготовкой в ожидании конца света, в котором они будут сражаться на стороне богов.

16. Титульная страница «Младшей Эдды» с изображением Одина, Хеймдалля, Слейпнира и других героев скандинавской мифологии. Рукопись XVIII века (Исландская национальная библиотека).

17. Шлемы начала эпохи викингов из погребений в ладьях. Вендель­ский шлем VII века (Швеция, илл. readtiger.com), зрелищная реконструкция шлема англосаксонского короля рубежа VI и VII веков (British Museum, илл. Gernot Keller), и прекрасной сохранности Йоркский шлем VIII века (Англия, илл. yorkmuseumstrust.org.uk). Простые викинги носили шлемы попроще или кожаные шапки из толстой бычьей кожи. Вопреки расхожему мнению, викинги никогда не носили рогатые шлемы. Известны старинные рогатые шлемы, но носили их кельты довикингского времени (IV–VI век).

18. «Варяжское море». Картина Николая Рериха, 1910 год.

19. Рунический камень, поставленный в память о Харальде, брате Ингвара Путешественника. Государственное управление по охране памятников культуры (илл. kulturologia.ru).

20. Статуя викинга на берегу Тронхеймского фьорда в Норвегии (фото Janter).

В середине первого тысячелетия нашей эры наиболее воинственная часть племён, живших на территории современных Швеции, Дании и Норвегии, стала предпринимать морские набеги на соседей. Причин такого поведения много – и перенаселённость, и истощение пахотных земель, и изменение климата. Немалую роль сыграла воинственность самих скандинавов, а также их успехи в кораблестроении и навигации. Не всегда, кстати, вылазки носили характер грабительских – если ценности не удавалось отнять, их выменивали или покупали.

Скандинавских морских разбойников латинские источники называли «норманны» («северные люди»). Также они были известны под именем «викинги» (по одной из версий – «люди заливов» с древненорвежского). В русских летописях они описывались как «варяги» (с древненорвежского – «те, кто приносит присягу», «наёмники»; от слова «клятва»). «Спаси нас, Господи, от чумы и нашествия норманнов!» – этими словами в эпоху викингов (конец VIII – середина XI века) традиционно начинались молитвы по всей Западной Европе, от Северного до Средиземного моря.

Первая волна экспансии скандинавов началась ещё в V веке, когда англы и юты (племена, которые жили на Ютландском полуострове) и саксы (жившие в основании Ютландского полуострова) совершают набеги на Англию и расселяются на захваченной территории. Скандинавы специализируются в военной деятельности и становятся лучшими воинами в Европе. Ни мощное Франкское государство потомков Карла Великого, ни Английское государство не могло им противодействовать. Лондон осаждён. Захвачена вся центральная и восточная Англия. Там образуется область датского права. «Большое языческое войско, – говорит англосаксонская хроника, – сначала разграбило земли, а потом некоторая его часть отделилась и решила здесь поселиться».

В 885 году огромный флот викингов на протяжении целого года удерживал в осаде Париж. Город спасает лишь огромная сумма – 8 тысяч фунтов серебра (фунт – 400 грамм), – выплаченная скандинавам, чтобы они ушли от Парижа. Территория северо-западной Франции у викингов с самого начала IX века была излюбленным местом для грабежа. Город Руан был разрушен, разорена вся окрестная территория.

Корабли викингов

21. Корабль из Осеберга (южная Норвегия, первая треть IX века). Раскопки 1904–1905 годов (илл. Viking Ship Museum, Norway).

22. Корабль из Осеберга в музее после реставрации (илл. Viking Ship Museum, Norway).

23. Одна из пяти голов мифических животных, найденных при раскопках Осебергского корабля (Museum of Cultural History, University of Oslo, Norway / Sonty567).

24. Маска, найденная при раскопках Осебергского корабля (Viking Ship Museum, Bygdoy).

25. «Гокстадский корабль» – драккар викингов, использованный в качестве погребального корабля в IX веке. Обнаружен в 1880 году в кургане на берегу Саннефьорда в Норвегии. Его размеры: длина 23 м, ширина 5 м. Длина гребного весла – 5,5 м. Модель (фото Softeis).

26. Драккар – боевой корабль норманнов. Деталь знаменитого «гобелена из Байё». Изображения, вышитые на 70-метровом льняном полотне, рассказывают историю нормандского завоевания Англии 1066 года.

27. Корабли викингов. Реконструкция внешнего облика по сохранившимся элементам. Информационный щит на берегу фиорда (илл. Муратов Витольд).

28. Изображение воинов в драккаре на Стура-хаммарском камне на острове Готланд, фрагмент (Berig)

29. Византийский флот отражает нападение Руси на Константинополь в 941 году (миниатюра из «Хроники Иоанна Скилицы»).

Вся жизнь скандинавов была связана с мореплаванием, поэтому техника судостроения была очень развита. Причём это было не только у викингов, но и задолго до них – в бронзовом веке. В петроглифах в Южной Швеции – сотни изображений кораблей. С начала нашей эры есть находки кораблей и их остатков уже и в Дании. В основе конструкции корабля лежал брус, который представлял собой киль. Или выдалбливался ствол дерева очень большого размера.

Затем сверху нашивались борта, так, чтобы одна доска находила на другую. Эти доски скреплялись металлическими заклёпками. Наверху планширь, в нем делались углубления для уключин и вёсел, потому что корабли были парусно-гребными. Парус появился только в VI– VII веке, до этого были только вёсельные корабли, но гребцы сохранялись до самого конца эпохи викингов. В середине укреплялась мачта.

В эпоху викингов корабли уже различались по назначению. Корабли для военных действий (драккáры) были более узкие и длинные, они обладали большей скоростью. А корабли для торговых целей (кнорры) были более широкие и грузовместимые, но более медлительные и менее манёвренные. Особенность кораблей викингов - это то, что корма и нос делались одинаковыми по конфигурации (в современных кораблях корма тупая, а нос заострённый). Поэтому они могли подплыть к берегу носом, а отплывать кормой, не разворачиваясь. Это давало возможность делать молниеносные набеги - приплыли, разграбили, быстро погрузились на корабли и обратно.

Прекрасный отреставрированный образец – корабль из Осеберга – как раз такой. Кстати, его штевень, сделанный в виде завитка, – съёмный. И при нападениях для устрашения противника на штевень надевалась голова дракона.

Викинги на службе у местной знати

30. Герцогство Нормандия в X и XI веках (Vladimir Solovjev).

31. Роллон (Хрольф Пешеход) на гравюре XVIII века. Роллон - франко-латинское имя, под которым был известен во Франции один из предводителей викингов Хрольф. Он был прозван «Пешеходом», потому что ни одна лошадь не могла нести его, так он был велик и тяжёл. Первый герцог Нормандии, основоположник Нормандской династии.

32. Переговоры Роллона и архиепископа Руана (Библиотека искусств Бриджмена, гравюра XVIII века).

33. Крещение Роллона архиепископом Руана (Библиотека Тулузы, средневековый манускрипт).

34. Франкский король Карл Простоватый, отдающий свою дочь Роллону. Иллюстрация в рукописи XIV века из Британской библиотеки.

35. Голова статуи Роллона в Соборе Нотр-Дам де Руан (Giogo).

36. «Фракийская женщина убивает варяга» (миниатюра из «Хроники Иоанна Скилицы»).

37. Варяжский отряд в Византии. Рисунок-реконструкция конца XIX века (Нью-Йоркская публичная библиотека).

38. Наёмный отряд варяжской стражи в Византии (миниатюра из «Хроники Иоанна Скилицы»).

С конца IX века некоторые из отрядов викингов начинали поступать в качестве вассалов на службу франкским и английским королям. Иногда они потом уходили обратно, а иногда оставались при дворе навсегда. К началу X века фактически вся северная часть Сены была занята отдельными отрядами викингов. Вождём одного из них был Рольф «Пешеход» (его прозвали так потому, что он был настолько тяжёл, что ни одна лошадь не в силах была его везти). Французские источники его называли Роллон. В 911 году император Франкской империи Карл Простоватый заключил договор с Роллоном. Карл предоставлял Роллону территорию с центром в Руане, а Роллон за это обеспечивал охрану франкских территорий и Парижа, а в грабительские походы ходил на территории противников Карла. Так возникло будущее герцогство Нормандия («земля норманнов») – сейчас это регион на северо-западе Франции.

Известно, что уже в конце X века один нормандский герцог искал учителя датского языка для своего сына. То есть пришлые скандинавы к этому времени почти забыли родной язык. А всего лишь через 150 лет, во времена герцога Нормандии Вильгельма Завоевателя, норманны говорили только по-французски, освоили французскую культуру, – по сути, полностью смешались с местным населением, став французами. От завоевателей осталось только название. Франция была крупным государством со сложившимися традициями, и норманнам оказалось проще вписаться в уже готовые структуры, чем строить новые. Это и обеспечило их быстрое «растворение» или, как говорят учёные, – «ассимиляцию».

Похожая история, кстати, случилась с Болгарией. Территорию этой страны ранее заселяли славянские племена, на которых напали тюрки. Возникло Болгарское царство во главе с ханом Аспарухом. Постепенно захватчики растворились в славянской среде, усвоили славянский язык, культуру, приняли христианство, но оставили в память о себе тюркское наименование – Болгария.

Также можно упомянуть и германское племя франков, которое захватило Галлию. Вскоре франки полностью растворились там, оставив в наследство захваченной стране германское название – Франция.

«Из варяг – в арабы»

39. Основные торговые пути варягов (electionworld).

40. Волжский торговый путь: Балтийское море – Нева – Ладожское озеро – река Волхов – озеро Ильмень – река Мста – Волок по суше – Волга – Каспийское море (топоснова shadedrelief.com).

41. Арабские завоевания к середине VII века (Mohammad adil).

42. «Волокут волоком». Картина Николая Рериха, 1915 год.

43. «Похороны знатного руса». Картина Генриха Семирадского (1883 год) по мотивам рассказа Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу. В 921 году он встретил в Булгарии русов и присутствовал при их погребальном обряде (Государственный исторический музей).

В VII веке южное побережье Средиземного моря вплоть до Испании было завоёвано арабами. Издавна проходившие здесь торговые пути оказались перекрыты. Интенсивная торговля Центральной и Североморской Европы со странами Востока прекратилась. Начались поиски нового пути, и скандинавы оказались в самом центре его. Путь проходил через Балтийское море, через Неву, Ладогу, по реке Волхов в Ильмень, по Мсте на Волгу, откуда затем постепенно обнаруживался проход дальше в Арабский мир. Основная торговля происходила в городе Булгар при слиянии Волги и Камы.

Так установилась мощная новая трансъевропейская торговая магистраль. Участие в этой торговле было очень прибыльно. Арабское серебро и золото по Балтийско-Волжскому пути текло в Скандинавию, в первую очередь, на Готланд, доходило до Дании и дальше до Англии и Франции.

Установление этого торгового пути имело колоссальное значение и для самой Скандинавии. Активизировались процессы социального и имущественного расслоения, что привело к укреплению власти кóнунгов (верховных правителей). Соответственно, усилились процессы образования скандинавских государств. В VII-VIII веках побережье Северного моря (как Франкское, так и Английское) оказывается усеянным торговыми центрами.

На восточном побережье Прибалтики первые поселения скандинавов, очевидно с острова Готланд, появились в V веке. На территории Литвы было большое торгово-ремесленное поселение Гробиня. На острове Сааремаа обнаружен большой скандинавский могильник. В Финском заливе, на острове Большой Тютерс, также была стоянка скандинавов. Обнаружены следы их пребывания и на севере Ладожского озера.

В Восточную Европу скандинавов привлекала пушнина. Скажем, белка в Скандинавии водилась, а вот горностай и куница – нет. Только в нашей тайге.

Старая Ладога

44. «Заморские гости», картина Николая Рериха, 1901 год (Третьяковская галерея).

45. Крепость в Старой Ладоге (фото Андрей Лёвин).

46. Вещи из кургана в урочище Плакун: 1 – бусы серебряные; 2-13 – бусы стеклянные; 14 – оплавившаяся бронза; 15 – оплавившееся серебро; 16 – обломок железной пряжки; 7 – цепочка медная; 18-20 – болты; 21 – железная пластина; 22-25 – части железной оковки; 20 – сланцевый оселок (ladogamuseum.ru)

47. Рунический камень в память о викинге, павшем «на востоке в Гардах» (фото Berig).

48. Погребение викинга на берегу реки в Восточной Европе (Свен Улоф Эрeн, kulturologia.ru).

Проникновение скандинавов на берега Ладожского озера началось с VII века. В середине VIII века возникает Ладога – торговое поселение на Североморско-Балтийском пути. Здесь, в районе Ладожского озера, на реке Волхов, севернее озера Ильмень возникает центр, который сосредотачивает торговую деятельность, открывает скандинавам путь в Восточную Европу.

Точно так же, как и в Западной Европе, здесь идёт колоссальный поток ценностей. Объём торговли отражается в количестве кладов серебряных арабских монет. Первые два клада (из обнаруженных) на территории Восточной Европы в Ладоге датируются 780-ми годами. На рубеже VIII-IX веков клады образуются на территории современного Петергофа и на острове Готланд. На протяжении IX–X веков на одном только Готланде было спрятано около 80 тысяч арабских монет, а недавно там был обнаружен клад весом в 8 килограмм серебра.

Населяют этот район финны и пришедшие с юга славяне, а контролируют – скандинавы. Идёт взаимное слияние, синтез разнокультурных элементов. Финны охотятся на пушного зверя, а славяне занимаются земледелием и ремесленной деятельностью. Местная знать получает в виде дани пушнину и обменивает её у приезжих скандинавов на серебро, золото и предметы роскоши. И скандинавам удобнее получать тюки пушнины, собранные местной знатью.

Вдоль торговых путей формируются поселения, где купцы могут остановиться, отремонтировать суда, поторговать, запастись продовольствием. Для того, чтобы торговый путь нормально работал, нужно его контролировать: в первую очередь, обеспечивать безопасность. Так в регионе между Ладогой и Ильменем возникает «полития»: ещё не государство, но уже и не племенное образование. Первая полития на территории восточных славян.

Следы скандинавов здесь очень отчётливые: строительство домов, керамика, украшения, оружие, бытовые предметы и, конечно же, захоронения по скандинавскому погребальному обряду, который отражал их верования и представления о загробном мире. В Старой Ладоге, в урочище Плакун, известен крупный могильник IX века. Там в погребениях всё – и погребальный обряд, и все предметы – действительно скандинавские. Ладога, крупнейший центр раннего средневековья, хорошо исследован археологами, и исследования ещё продолжаются.

Древнейшие напластования датируются 750-ми годами, причём очень помогает дендрохронология (определение времени по древесным кольцам). Одна из древнейших построек была ремесленной мастерской скандинава. Найденные там ювелирные и кузнечные инструменты имеют явно скандинавское происхождение. С середины VIII до середины IX века Ладога – единственный крупный центр в этом регионе. Вокруг неё и формируется полития, в которой заправляют скандинавы, но которая включает в себя и славянское, и финское население. Та самая полития, в которой устанавливается власть легендарного Рюрика. Здесь возникает общая финно-славяно-скандинавская зона, здесь же возникает наименование «Русь».

Слово «Русь»

49. Лодки викингов (миниатюра XII века из «Жития святого Эдмунда», Bridgeman Images)

Слово «Русь» происходит от древнескандинавского слова «рóзер» или «рóдсмен», что значит «гребцы». Скандинавы, которые прибывали сюда, называли себя гребцами. Это самоназвание тех ватаг, которые отправлялись в путешествие. Слово отразилось в финском языке как «роотсе», в эстонском – «ротсе», оно существует во всех прибалтийско-финских языках. В современном финском так называют шведов. Долгое скандинавское «о» в слове «родс» передаётся в финском языке как «оо»: «роотсе». Есть целая серия таких слов. Точно так же мы говорим о закономерности передачи финского «роотсе» в древнерусское слово «русь».

Этимология названия Русь из финского (а в финском – из скандинавского) наиболее обоснована и принята большинством исследователей.

Надо отметить, что лингвистика, наука о языке, – вполне строгая дисциплина. Она исследует чёткие законы изменения языка, которые сравнимы с математическими. Поэтому ошибочны такие рассуждения, как: «прототипом слова «Русь» является название реки Рось в Среднем Поднепровье». Такой иранский корень («светлый», «блестящий») действительно существовал. Но это иранское «о» никоим образом не может перейти в древнерусское «у», потому что они восходят к разным индоевропейским гласным.

«Из варяг – в греки»

50. Днепровский торговый путь: Балтийское море – Нева – Ладожское озеро – река Волхов – озеро Ильмень – река Ловать – Волок по суше – река Западная Двина – Волок по суше – Днепр – Чёрное море (топоснова shadedrelief.com).

51. «Варяжская сага – путь из варяг в греки». Картина Ивана Айвазовского, 1876 год.

52. Один из трёх мечей «Ульфберт», найденных на территории Волжской Булгарии (Dbachmann).

Торговля по Волжскому пути была очень прибыльна. Однако она осложнялась тем, что в низовьях Волги существовал Хазарский каганат, который не хотел иметь конкурентов в виде скандинавских торговцев. И, соответственно, в IX веке открываются другие пути на юг. Идёт постепенное освоение Днепровского пути «из варяг в греки». В Х веке Днепровский путь (из Балтики по Неве, Ладоге и Волхову до озера Ильмень, по реке Ловать с волоком в Днепр и далее в Чёрное море) начинает играть бóльшую роль, нежели Волжский. Потому что к концу Х века исчерпываются серебряные рудники в восточной части Халифата, и поток серебра иссякает.

Поскольку в таких смешанных поселениях идёт культурный взаимообмен, они интенсивно развиваются. На протяжении IX-Х веков сеть поселений продвигается на восток. В крупнейшем торгово-ремесленном комплексе Гнёздово около Смоленска известны погребения по скандинавскому обряду, но горшки славянские и украшения частично скандинавские, частично славянские. В Ярославском Поволжье, в крупном центре Тимирёво, финские вещи в погребениях находятся вместе со скандинавскими.

В это же время рядом возникали и другие подобные сообщества, о которых мы меньше знаем. Это в первую очередь среднее Поднепровье: на правобережье – древлянская полития со своими князьями; на левом берегу – северяне, тоже высокоразвитая в социально-политическом отношении славянская группировка. На торговом пути из Балтики на Днепр по Двине находился и Полоцк. В Полоцке в 70-е годы Х века сидел скандинавский правитель по имени Рогволод, дочь которого стала женой князя Владимира.

В них тоже развились бы свои государства, если бы в Поднепровье не распространилась скандинавская экспансия с севера во главе с Олегом, и затем на протяжении Х века началось систематическое подчинение славянских политий. Скандинавы по торговым путям начали постепенно переселяться в сторону Киева.

Возникновение Древнерусского государства подавляющее большинство современных историков связывает с объединением двух предгосударственных образований: северного с центром в Ладоге и южного с центром в Киеве.

Поначалу источники чётко разделяют русов и славян. Ибн-Русте, арабский автор, так описал ситуацию IX века: «Что касается русов, у них есть царь, называемый хакáн-рус. Они подъезжают к славянским поселениям на кораблях, высаживаются и забирают их в плен. У них нет пашен, а живут они лишь тем, что привозят из земли славян. Единственное их занятие – торговля соболями, белками и прочей пушниной… Когда у них рождается сын, то он, рус, дарит новорождённому обнажённый меч, кладёт его перед ним и говорит: «Я не оставляю тебе в наследство никакого имущества, и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретёшь ты этим мечом»». А вот что Ибн-Русте пишет о славянах: «Страна славян равнинная и лесистая. Сеют они больше всего просо… Когда наступает срок жатвы, берут они зёрна проса в ковш, поднимают его к небу и говорят: «Ты, Господи, который даёшь нам пищу, давай её нам в изобилии!»». Это противопоставление чётко осознавали арабские путешественники и писатели.

На берегах Днепра

53. Патриарх Константинополя опускает в воды Босфора ризу Богородицы, усмиряя воинственность русов (860 год). Радзивилловская летопись.

54. Курганы в Гнёздово. Гнёздовский археологический комплекс – крупнейший в Восточной Европе курганный могильник эпохи викингов, ключевой пункт на торговом пути «из варяг в греки». Когда-то здесь было около 4000 курганов и несколько укреплённых поселений. В 1868 году при строительстве железной дороги здесь был обнаружен большой клад, предметы которого можно увидеть в Эрмитаже (фото gnezdovo-museum.ru).

55. Рукоятка меча «каролингского типа» середины X века из Гнёздово (gnezdovo-museum.ru).

56. Изображение каролингского меча (Штутгартская псалтырь, ок. 830 года). Каролингский меч, или меч каролингского типа (также нередко обозначается, как «меч викингов») - современное обозначение типа меча, широко распространённого в Европе в период раннего Средневековья.

57. Клад X–XI века, найденный в Гнёздово в 1993 году (kulturologia.ru).

58. Клад X века, найденный в 2001 году в Гнёздово. В глиняном горшке были спрятаны серебряные украшения и восточные монеты – дирхемы (из собрания Исторического музея).

59. Клад X–XI века, найденный на берегу Днепра (kulturologia.ru).

Появление скандинавов в Среднем Поднепровье сразу было замечено западными и южными соседями. Первое упоминание имени «Рус» («Рос» в византийском звучании) происходит из западноевропейского источника «Бертинские анналы». Под 839 годом Пруденций, историограф императора Германской Империи Людовика Благочестивого написал о том, что к Людовику пришли послы от византийского императора Феофила, и вместе с ними появились некие люди, которых Феофил просил Людовика пропустить, чтобы они могли вернуться благополучно домой; они были в Константинополе, а вернуться обратно тем же путём не могли, потому что свирепые племена их не пускают. Народ их называется «рос», и король их, именуемый хакáном, направил их к Феофилу, как они уверяли, ради дружбы. Но что-то не понравилось Людовику в этих росах. Поэтому, расследовав ситуацию, император узнал, что они из народа свеонов (шведов) и, сочтя их скорее разведчиками и в Византии, и в Германии, чем послами дружбы, решил задержать их, пока не удастся доподлинно выяснить, явились они с чистыми намерениями или нет. Каковы были результаты расследования, неизвестно. Это первая фиксация в письменных источниках наименования «рос».

Потом они упоминаются многократно в византийских источниках. Одно из важнейших упоминаний – это 860 год, когда ладьи «безбожных росов» оказались у стен Константинополя. И только «чудо Богородицы», ризу которой патриарх Фотий опустил в Золотой Рог, спасло его. Это была огромная флотилия, которая разграбила окрестности Константинополя и произвела фурор в южной Европе. Европейцы впервые столкнулись с этим крайне опасным народом.

В середине Х века византийский император Константин VII Багрянородный описывает поход в Константинополь на лодках-однодеревках из Руси. Это 9 глава трактата «Об управлении империей», одного из важнейших источников по образованию древнерусского государства. Он описывает росов, которые концентрируются в Киеве. Это военная элита, которая торгует с Константинополем, привозит туда товары – дань, которую они собирают со славянских племён – «славиний», как называет их Константин. Он перечисляет эти славинии. То есть, мы знаем, что на середину века киевским росам были подвластны древляне, северяне, дреговичи, кривичи. Это Среднее и Верхнее Поднепровье – полоса, которая соединяет Ладожско-Ильменский регион со Среднеднепровским.

Это уже формирующееся государство с определённой территорией и структурой. По словам Константина, в Киеве есть несколько архóнтов (среди которых выделяется один), которые разъезжаются, чтобы собирать дань.

Есть ещё один замечательный источник – русско-византийские договоры. И на Западе, и на Востоке скандинавы, оседающие на этих территориях, заключают договоры с правителями. Мы говорили о договоре Роллона с Карлом Простоватым. Такой же немного раньше был заключён в Англии между правителем Уэссекса и предводителем скандинавов.

Русы, которые оседают в Киеве, после походов на Византию переходят к установлению дипломатических отношений. В 907 или 911 году (интересно, что договор с Роллоном – тоже 911 год) после успешного похода киевского князя Олега, заключается торговый договор с Византией. Он содержит много статей, посвящённых тому, как следует торговать, куда приезжают купцы, где они останавливаются. Их поселяют в квартале Святого Мамы на другой стороне Золотого Рога. Они могут выходить из этого самого квартала в количестве не более 50 человек: боятся византийцы, что их будет слишком большой военный отряд. Следующим договором 944 года, заключённым при князе Игоре, оговаривается, что князь должен давать им охранные грамоты, из которых византийские власти могут узнавать, что они законным образом прибыли и не собираются заниматься разбойной деятельностью. В договоре Игорь именуется великим князем, у него под рукой светлые князья, те, кого Константин называет архонтами. Иерархия внутри элиты – важный показатель формирования государства.

Слияние культур

60. Идол (предположительно скандинавский), держащий себя за бороду. Курган «Чёрная могила» в Чернигове, X век (историк.рф).

61. Серебряная оковка рога для питья. Курган «Чёрная могила» в Чернигове, X век (studfiles.net)

62. Клад XI века весом 12,5 кг, найденный в Смоленске в 1988 году. Монетная часть его состоит из более 5400 западноевропейских денариев и 146 восточных дирхемов (muzeydeneg.ru).

63. Торговые переговоры в стране восточных славян. Картина Сергея Иванова, 1909 год (Севастопольский художественный музей).

В договоре 907-911 годов мы видим только скандинавские имена, никаких других. А в договоре 944 года выделяются три группы людей. Это, в первую очередь, сами князья, от имени которых заключается договор. При них послы и гости (купцы), которые договор свидетельствуют. Среди послов есть финские имена, но нет славянских. А среди купцов появляются славянские имена. И среди правителей, родственников Игоря, появляются славянские имена: Игорь называет сына Святославом, известна также некая женщина по имени Предслава. Славянские имена появляются в княжеском роде.

То же самое в материальной культуре. Формируется так называемая элитная дружинная культура, в которой смешиваются элементы и скандинавские, и славянские, и кочевнические. Замечательное огромное захоронение Чёрная могила в Чернигове. Мужчина-воин и юноша похоронены по скандинавскому обряду. Там целый ряд скандинавских предметов, например, котёл с козлиными или бараньими шкурами, черепом, вооружение, конь в ногах по скандинавскому обычаю. Но обнаружена, например, сумка с венгерским орнаментом. Венгры в это время были кочевниками. Замечательные два турьих питьевых рога, которые украшены накладками также с кочевническими мотивами.

Идёт смешение культур. В дружины начинают вливаться и славяне, и финны, и кочевники. И к середине Х века эта общая, уже не только скандинавская, элита начинает называться русью. И русские князья – уже не совсем скандинавы. Если на начальном этапе, в Ладоге, роотсе, русь – это гребцы-скандинавы, то здесь это новая военная элита, которая управляет государством. Территория, подвластная русским князьям в Киеве, в договорах с греками называется Русской землёй, в современной терминологии – Древнерусским государством. Те, кто находится под властью русских князей, называются русскими.

Кстати, в Новгороде и Пскове жители очень долго не называли себя русскими. Они были новгородцами или словенами. В новгородских летописях читаем, что кто-нибудь «идёт в русскую землю», – то есть, на юг, в Киев. В начале Х века возникает название варяг – от скандинавского слова «вар», клятва. Тот, кто приносит присягу, наёмник. Это многочисленные отряды, которые приходят, нанимаются на службу, уходят обратно, кто-то оседает, торгует… Ни одного случая нет в летописи или в другом источнике, чтобы князья были названы варяжскими. Они всегда русские. Видимо, уже в Х веке и в традиции, которая дошла до летописца, русь и варяги принципиально различны.

Скандинавы довольно быстро усваивали славянский язык, потому что им в первую очередь надо было общаться с местным населением, например, чтобы собирать дань. В Х веке скандинавская знать была, вероятно, двуязычна. Знаем мы об этом из того же Константина Багрянородного. Он подробно описывает путь росов в Константинополь. Они отплывают от Киева, проходят Витичев, где оснащают суда, и доходят до днепровских порогов. Теперь днепровских порогов нет, ДнепроГЭС закрыла их. Константин подробно описывает эти пороги: как разгружаются, протаскивают суда и т.д. Одни пороги он называет по-русски, другие по-славянски и объясняет, что то или иное название означает. Все русские имена бесспорно скандинавские. Информатором Константина, вероятнее всего, был рос, но он хорошо знает славянские наименования, говорит на обоих языках. С начала XI века очевидно, что славянский язык становится единственным.

Легендарный Рюрик

64. «Прибытие Рюрика в Ладогу». Картина Виктора Васнецова, 1913 год.

65. «Призвание князя – встреча князя с дружиной, старшинами и народом славянского города, IX век». Акварель Алексея Кившенко, 1880 год.

66. «Рюрик разрешает Аскольду и Диру отправиться с походом на Царьград». Радзивилловская летопись.

67. Рюрик (Миниатюра XVII века из «Царского титулярника»).

68. Памятник Рюрику и Вещему Олегу в Старой Ладоге (фото Михаила Друга, my-travels.club).

69. Рюрик на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Попробуете расшифровать надпись на щите?

Как мы, в итоге, благодаря совокупности большого количества источников (и археологических, и лингвистических, и письменных) должны относиться к легенде о призвании варягов? Конечно, воспринимать её буквально ни в коем случае нельзя. Это сказание, очевидно, возникло в IX веке и отражает некую историческую реальность. Реальность присутствия скандинавов, их контроля над торговым путём, политией в Ладоге.
Мотив призвания вообще очень распространён в династических легендах. Скорее всего, таких «Рюриков» был не один десяток, и каждый на какое-то время устанавливал здесь свою власть. Вероятно, действительно существовал «ряд» (договор) с местной знатью, который был важен как для дружин скандинавской «руси», так и для местных племенных образований. Ведь не случайно в Новгороде потом была традиция призвания князей и заключения с ними договоров.

Создание «Повести временных лет», первого официального летописного свода, было связано с необходимостью «привести в порядок» раннюю историю Руси. Летописец стремился утвердить единство княжеского рода, призывая русских князей к объединению. Кроме того, Владимиру, который в конце Х века стал единым правителем, было необходимо сформировать «общественное мнение» о том, что Рюрик, его предок, не захватил власть, а добился её справедливым путём, по «ряду». Так, постепенно, «приглашение варягов» становится официально признанным началом истории Руси, а Рюрик – основателем Древнерусского государства и династии русских правителей.

Источники и литература

Елена Александровна Мельникова – автор свыше 250 научных публикаций, в том числе 7 монографий. Приведём здесь основные из них.

Мельникова Е. А. Древнескандинавские географические сочинения: Тексты, перевод, комментарий / Под ред. В. Л. Янина. - М.: Наука, 1986. - Серия «Древнейшие источники по истории народов СССР».

Мельникова Е. А. Меч и лира. Англосаксонское общество в истории и эпосе. - М.: Мысль, 1987. - 208 с.: ил. - 50 000 экз.

Мельникова Е. А. Образ мира: географические представления в Западной и Северной Европе. V-XIV века. - М., Янус-К, 1998. - 256 с. - ISBN 5-86218-270-5.

Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под ред. Е. А. Мельниковой. М.: Логос, 1999.

Мельникова Е. А. Скандинавские рунические надписи: новые находки и интерпретации. Тексты, перевод, комментарий. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. - Серия «Древнейшие источники по истории Восточной Европы».

Мельникова Е. А. Рюрик, Синеус и Трувор в древнерусской историографической традиции. Древнейшие государства Восточной Европы. – М.: Восточная литература, РАН, 2000.