Художественный мир и с тургенева. Художественное сознание и художественный мир И

необычайная чуткость к актуальным проблемам российской действительности и зарождению новых социально-психологических типов; «монографический» характер романов, предполагающий, что в центре изображения находится судьба одного человека, раскрывающего свой внутренний мир прежде всего через идейные столкновения и споры; связанный с этой особенностью идейно-мировоззренческий характер конфликтов; «концентрированное» изображение действительности, локализация действия в коротком промежутке времени (от нескольких недель до нескольких месяцев), наличие отступлений и эпилогов, проливающих свет на прошлое или будущее главного героя; внешняя простота композиции; отсутствие каких-либо внешних эффектов; реалистическая мотивировка поступков персонажей; любовная интрига, посредством которой герои проходят испытание на нравственную зрелость и духовное соответствие проповедуемым идеям; особый тип героини - так называемая «тургеневская девушка», наделенная внутренней цельностью, бескомпромиссностью, высокими нравственными запросами, а также правом морального суда над героем и его способностью воплотить на практике собственные убеждения;
«тайный психологизм» , т. е. передача изменений в душевной жизни не с помощью детального психологического анализа, а через внешние ее проявления - мимику, жесты, портрет, пейзаж; пейзаж, не только образующий лирический фон, но и подчеркивающий душевное состояние героев; «психологический параллелизм» между тем, что совершается в природе, и тем, что происходит в сознании действующих лиц.

летопись смены разных^умственных течений в культурном слое русского общества: идеалист-мечтатель, «лишний человек» 30-40-х годов в романе «Рудин»; стремящийся к слиянию с народом дворянин Лаврецкий в «Дворянском гнезде»; «новый человек», революционер- разночинец- сначала Дмитрий Инсаров в «Накануне», а потом 44

Евгений Базаров в «Отцах и детях»; эпоха идейного бездорожья в «Дыме»; новая волна общественного подъема 70-х годов в «Нови». «Физиономия русских людей культурного слоя» в эпоху Турге- нева менялась очень быстро - и это вносило особый оттенок драма- тизма в романы писателя, отличающиеся стремительной завязкой и неожиданной развязкой, «трагическими, как правило, финалами»4. Романы Тургенева строго приурочены к узкому отрезку историческо- го времени, точная хронология играет в них существенную роль. Жизнь тургеневского героя крайне ограничена по сравнению с ге- роями романов Пушкина, Лермонтова, Гончарова. В характерах Онегина, Печорина, Обломова «отразился век», в Рудине, Лаврец- ком или Базарове - умственные течения нескольких лет. Жизнь тургеневских героев подобна ярко вспыхивающей, но быстро уга- сающей искре. История в своем неумолимом движении отмеряет им напряженную, но слишком короткую по времени судьбу. Все тургеневские романы подчиняются жестокому ритму годового при- родного цикла. Действие в них завязывается, как правило, ран- ней весной, достигает кульминации в знойные дни лета, а завер- шается под «свист осеннего ветра» или «в безоблачной тишине январских морозов». Тургенев показывает своих героев в счастли- вые минуты максимального подъема и расцвета их жизненных сил. Но минуты эти оказываются трагическими: гибнет на париж- ских баррикадах Рудин, на героическом взлете, неожиданно обры- вается жизнь Инсарова, а потом Базарова, Нежданова. С Тургеневым не только в литературу, но и в жизнь вошел поэти- ческий образ спутницы русского героя, тургеневской девушки - Натальи Ласунской, Лизы Калитиной, Елены Стаховой, Марианны. Писатель изображает в своих романах и повестях наиболее цве- тущий период в женской судьбе, когда в ожидании избранника расцветает женская душа, пробуждаются к временному торжеству все потенциальные ее возможности. Вместе с образом тургеневской девушки входит в произведе- ние писателя образ «тургеневской любви». Это чувство сродни революции: «...однообразно-правильный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновенье, молодость стоит на баррика- де, высоко вьется ее яркое знамя, и что бы там впереди ее ни жда- ло - смерть или новая жизнь,- всему она шлет свой восторженный привет» (XI, 87). Все тургеневские герои проходят испытание лю- бовью - своего рода проверку на жизнеспособность не только в ин- тимных, но и в общественных убеждениях. Любящий герой прекрасен, духовно окрылен, но чем выше взле- тает он на крыльях любви, тем ближе трагическая развязка и - падение. Любовь, по Тургеневу, трагична потому, что перед ее стихийной властью беззащитен как слабый, так и сильный человек. Своенравная, роковая, неуправляемая, любовь прихотливо распо- ряжается человеческой судьбой. Это чувство трагично еще и потому, что идеальная мечта, которой отдается влюбленная душа, не может полностью осуществиться в пределах" земного природного круга. 45


И однако драматические ноты в творчестве Тургенева не явля- ются следствием усталости или разочарования в смысле жизни и истории. Скорее наоборот. Они порождаются страстной влюблен- ностью в жизнь, доходящей до жажды бессмертия, до желания, чтобы человеческая индивидуальность не угасала, чтобы красота явления превратилась в вечно пребывающую на земле, нетленную красоту. Сиюминутные события, живые характеры и конфликты раскрываются в романах и повестях Тургенева перед лицом веч- ности. Философский фон укрупняет характеры и выводит проблема- тику произведений за пределы узковременных интересов. Устанав- ливается напряженная диалогическая взаимосвязь между философ- скими рассуждениями писателя и непосредственным изображе- нием героев времени в. кульминационные моменты их жизни. Тур- генев любит замыкать мгновения на вечность и придавать прехо- дящим явлением вневременной интерес и смысл. «Стой! Какою я те- перь тебя вижу - останься навсегда такою в моей памяти! - восклицает писатель в стихотворении в прозе «Стой!».- Вот она - открытая тайна, тайна поэзии, жизни, любви! Вот оно, вот оно, бессмертие! Другого бессмертия нет - и не надо. В это мгновение ты бессмертна. Оно пройдет - и ты снова щепотка пепла, женщина, дитя... Но что тебе за дело! В это мгновенье - ты стала выше, ты стала вне всего преходящего, временного. Это твое мгновение не кончится никогда» (XIII, 195, 196). По складу своего характера Тургенев был сомневающимся в се- бе и во всем «Гамлетом», а по политическим убеждениям - либе- ралом-постепеновцем, сторонником медленных экономических и по- литических реформ. Но на протяжении всего творческого пути он питал «влеченье - род недуга» к революционерам-демократам. В либерализме Тургенева были очень сильны демократические симпа- тии, окрепшие еще в юности благодаря дружескому общению с В. Г. Белинским. Неизменное преклонение вызывали у Тургенева «сознательно-героические натуры». К их числу он относил «новых людей», революционеров-демократов круга Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, а потом и революционных народников. Тур- генева привлекала в них цельность характеров, отсутствие проти- воречий между словом и делом, волевой темперамент, окрыленный идеей революционных борцов. Он восхищался их героическими порывами, но в то же время полагал, что они слишком торопят русскую историю. А потому он считал их деятельность трагически обреченной: это верные и доблестные рыцари революционной идеи, но история своим неумолимым ходом превращает их в рыцарей на час. С умеренными общественно-политическими убеждениями Турге- нева органически связаны его эстетические взгляды. В условиях дисгармонического века социальных потрясений и революционных катаклизмов он пытался удержать в своем творчестве эстетический идеал пушкинского, гармонического мироощущения. Искусство 46

Тургенева пробивается к гармонической полноте изображения жиз- ни, но она непосредственно не выявлена в его романах, читатель лишь приближается к ее постижению. Здесь обнаруживается неведомый Пушкину, но неизбежный в послепушкинскую эпоху драматизм в развитии самого искусства. Гармонию в условиях дисгармонического времени оно отвоевывает у жизни с большим трудом, с известного рода напряжением. Но постоянная и упорная погоня Тургенева за ускользающей из рук полнотой и гармонич- ностью мира составляет существенную черту его художественной индивидуальности, придает его искусству неповторимый облик, от- личает Тургенева в кругу его литературных соратников.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова»

Многопрофильный колледж

Методическая разработка

открытого урока

по дисциплине Русский язык и литература

"Художественный мир И.С. Тургенева"

Магнитогорск, 2016

Методическая разработка открытого урока составлена на основе календарного плана и рабочей программы учебной дисциплины

Методическая разработка одобрена:

методистом ФГБОУ ВО «МГТУ» Многопрофильного колледжа,

к.ф.н. Е.Ю. Котуковой ____________________

председателем ПК Гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВО «МГТУ» Многопрофильного колледжа Ю.А. Риве ___________________________

Составитель: И.А. Якунина, к.ф.н., преподаватель ФГБОУ ВО «МГТУ» Многопрофильного колледжа.

Содержание

1. Введение..................................................................................................4

2. Открытый урок на тему: Художественный мир И.С. Тургенева.......8

3.Список литературы...................................................................................16

4. Приложение..............................................................................................17

Введение

Сегодня профессиональное образование претерпевает глобальные изменения, связанные с переходом к высокотехнологичному производству. Задачи, стоящие перед системой образования, достаточно четко сформулированы в Государственной Программе РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы». Государство предъявило принципиально иные требования к качеству и содержанию профессиональной подготовки специалистов. В связи с этими обстоятельствами стали активно реализовываться структурно-содержательные изменения в учреждениях среднего профессионального образования. Появились инновационные образовательные учреждения, такие как: многопрофильные, многоуровневые колледжи, отвечающие потребностям территориально-отраслевого назначения. Кроме этого реализуются Федеральные Государственные образовательные стандарты, основанные на компетентностном подходе к обучению и его результатам. Как следствие происходит изменение роли преподавателей учреждений среднего профессионального образования. Помимо высокого уровня профессиональной компетентности в своей предметной сфере ему следует быть готовым к деятельности в новых педагогических условиях.

Преподаватель должен быть нацелен на овладение технологиями развития компетенций обучающихся, уметь осваивать необходимые для этого методики используемой педагогической технологии, владеть основными её понятиями. Компетенция для студента – это образ его будущего, ориентир для активного освоения. Умения и навыки, приобретаемые учащимися на уроках, должны быть необходимыми в дальнейшей жизни, мотивировать на самостоятельное приобретение новых знаний. Умение взаимодействовать в реальных жизненных условиях, а не сумма фактических знаний - таков сегодня результат процесса обучения.

Уроки литературы и русского языка - важное звено в современном образовании, в формировании компетенций студентов. Основные цели обучения на уроках русского языка и литературы:

    формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка и русской литературы;

    развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию в соответствии с нормами речевого поведения в различных сферах общения, социальной и профессиональной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

    развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления; умения применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, художественной, специальной и научно-популярной литературы.

Поэтому на уроках литературы и русского языка целесообразно использовать технологию "Развития критического мышления через чтение и письмо" (РКМЧП). РЧКМП (critical thinkin) разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, сотрудничества, развивающего обучения. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие.

Данная технология позволяет разрабатывать уроки, основанные на проявлении активности учащихся, направленные на развитие творческого потенциала, индивидуальных качеств, пробуждающие интерес к изучаемой проблеме. В процессе урока преподаватель может сразу решить несколько учебных задач и научить:

Выделять причинно-следственные связи;

Рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

Отвергать ненужную или неверную информацию;

Понимать, как различные части информации связаны между собой;

Выделять ошибки в рассуждениях;

Делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

Избегать категоричности в утверждениях;

Быть честным в своих рассуждениях;

Определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

Выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;

Уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

Подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

Отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.

Также формируется культура чтения, включающая в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Происходит стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запускаются механизмы самообразования и самоорганизации.

Подготовка к такому уроку предполагает не только продумывание конспекта урока учителем, но и подготовку модели "продвинутой лекции". В начале занятия учащимся предлагается "модель лекции" - специальный бланк с заданиями для учащихся и материалом, необходимым для работы над выдвигаемой гипотезой (отрывки художественных текстов, выписки из справочной литературы, высказывания критиков, деятелей науки и искусства). В процессе урока "модель лекции" заполняется и является "продуктом", показателем осознания проблемы учеником.

"Продвинутая лекция" позволяет учителю использовать нетрадиционные приемы, такие как: "кластер", "синквейн", "двухчастный дневник", "песочные часы", "даймонд", "зигзаг" и т.д.. Что способствует активизации внимания учащихся, знакомит их с разнообразными способами интегрирования новой информации.

Урок, построенный в соответствии с технологией РКМЧП, должен включать в себя три основных этапа:

«вызов», во время которого у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

«осмысление» - содержательный, в ходе которого происходит направленная, осмысленная работа ученика с текстом. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

«рефлексия» - размышление. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Следует отметить, что тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Учащемуся следует освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.

Живой обмен идеями между учащимися в процессе групповой работы дает возможность расширить свой словарный запас, а также познакомиться с различными представлениями. Преподаватель дает возможность учащимся увидеть и рассмотреть различные варианты мнений по одному и тому же вопросу.

Таким образом, в условиях реализации компетентностного подхода технология "Развития критического мышления через чтение и письмо" открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся, помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым наиболее эффективно формировать общие компетенции.

Открытый урок на тему: Художественный мир И.С. Тургенева.

Тип урока : продвинутая лекция (открытие нового знания).

Обучающая цель : формирование знаний об особенностях творческого пути И.С. Тургенева и специфике его художественной манеры.

Развивающая цель : развивать логические мыслительные операции (анализ, обобщение), ассоциативное мышление, совершенствовать умение выделять главное.

Воспитывающая цель: воспитывать активную жизненную позицию.

Методическая цель : продемонстрировать использование приемов современной образовательной технологии "Развития критического мышления через чтение и письмо" для изучения нового материала и формирования и оценивания универсальных учебных действий (компетентностный подход).

Оборудование урока : модель лекции, компьютер, проектор, экран.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Стадия вызова

На экране фотография И.Тургенева и звучит романс "В дороге"

Вступительное слово учителя, работа с эпиграфом, постановка проблемного вопроса, определение цели урока.

Если вы спросите родителей, знакомых, просто взрослых людей, кто такой Тургенев, вам непременно скажут, что это великий русский писатель, романист, книги которого раскупались с молниеносной быстротой, перечислят его романы: «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», повести «Ася», «Первая любовь», рассказ "Муму". И только немногие скажут вам, что автором строк звучащего романса является Иван Сергеевич Тургенев.

Дмитрий Мережковский - поэт, писатель, литературный критик - сказал о Тургеневе так:

(Д. Мережковский)

Слова Мережковского я предлагаю взять в качестве эпиграфа к теме нашего сегодняшнего занятия: "Художественный мир И.С. Тургенева" (перед вами модель лекции, с которой мы будем работать на протяжении всего занятия. Тема и эпиграф уже записаны).

Вы, наверное, обратили внимание на то, что Мережковский сближает и даже уравнивает имена Пушкина и Тургенева. Как вы думаете, какие черты личности и творчества Тургенева позволили ему провести эту параллель, а также назвать его единственным после Пушкина «гением меры», «гением культуры»?

Прием "Мозговой штурм" (студенты предлагают свои варианты ответа на поставленный вопрос)

Наши предположения без сомнения имеют право на существование, но это лишь предположения. Я предлагаю ответить на поставленный вопрос в конце занятия, когда мы в познакомимся с личностью И.С.Тургенева - блестящего прозаика и поэта, публициста и переводчика, открывшего Европе русскую литературу (это и есть цель нашего занятия).

Однако мы проведём не традиционный экскурс в жизнь и творчество писателя в виде лекции учителя или работы со статьей учебника. Мы изучим монографию Якушина Николая Ивановича - известного исследователя истории русской литературы - "И.С. Тургенев в жизни и творчестве". (Николай Иванович Якушин – заведующий кафедрой истории журналистики и литературы Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, профессор кафедры литературы в Московском государственном открытом педагогическом университете имени М.А. Шолохова.)

3. Стадия осмысления

3.1. Поиск новых знаний

Изучение монографии Якушина Николая Ивановича "И.С. Тургенев в жизни и творчестве". Представление результатов выполнения о пережающего задания: доклады и презентации студентов по монографии Н.И. Якушина "Детство и годы учения", "Университетские годы. Первые литературные опыты", "Начало литературной деятельности", "Современник". Арест и ссылка. Духовный кризис", "Новый творческий подъем. Разрыв с "Современником", "Идейный творческий кризис. Последние годы". Заполнение таблицы "И.С. Тургенев в жизни и творчестве " (прием кластер).

Ребята вашей группы получили опережающее задание: изучили отдельные главы монографии Якушина и подготовили доклады. Задача всех сидящих на местах внимательно слушать докладчиков и заполнять таблицу "Тургенев в жизни и творчестве". В таблице указаны отдельные главы монографии в соответствии с ними нужно заполнить пустующие столбцы: исторические и общественные явления, биография и мировоззрение Тургенева, творчество (прием кластер).

И.С. Тургенев в жизни и творчестве

Главы

книги

Н.И. Якушина

Биография и

мировоззрение И.С. Тургенева

Творчество

Детство.

Годы учения

Крепостное право

Мать Варвара Петровна -богатая и жестокая, отец - офицер Сергей Николаевич, красив, умен. С 1821 семья живет в род.имен. Спасское-Лутовиново. Иван много читал, учился легко. С 1827 семья переезжает в Москву - поступление в учебные заведения. В 15 лет Иван стал студентом Московского университета

Университетские годы.

Первые литературные

Опыты.

Июльская революция 1830

во Франции, Восстание в Польше (1830-31),

холерные бунты (1830-31) (антикрепостнические восстания во время эпидемии)

Московский университет- центр передовой русской мысли (Герцен, Огарев, Белинский, Лермонтов, Гончаров). Учился в университете Тургенев 1 год, перевелся в Петербург вслед за братом Николаем (философский факультет Петербургского университета). Смерть отца.. 1837 окончил университет со степенью кандидата 1838 - Берлин - продолжать образование (центр немец. Философии). Знакомство со Станкевичем, который верил в великую, преобразующую силу искусства.1841 в России мечтал стать профессором философии.1842-45 чиновник в министерстве внутренних дел.

Лирические стихотворения

1830-е,

поэма "Стено" 1834 -

традиции романтизма

Полемика между западниками и славянофилами

Знакомство с Белинским, который увидел в молодом авторе наблюдательность и талант. Б. убедил Т. , что литературное творчество в условиях самодержавия - единственный род деятельности, позволяющий решать злободневные проблемы. Тургенев - западник. Активный деятель натуральной школы.

Знакомство с Полиной Виардо.

1843 - поэма "Параша". Повесть "Андрей Колосов"," Три портрета" (1844-45), участие в сборнике "Физиология Петербурга"

"Современник"

Духовный кризис.

1840- 50 подъем в освободительном движении.

"Мрачное семилетие" (последние годы царствования Николая 1 (1848-1855) - эпоха цензурного террора).

Крымская война (1853-1856 , против Франции и империи). 1855 2 марта - умер Николай 1

1847-50 Тургенев безвыездно жил за границей. 1850- летом вернулся в Россию. Умерла мать, сразу выполнил клятву, данную в детстве - отпустил дворовых на волю. 21 февраля 1852 умер Гоголь - Тургенев откликнулся некрологом. Николай 1 арестовал Тургенева, с лета 1852 - ссылка в Спасское -Лутовиново. Тургенев много работает, ищет новые жанры. Внимание к жизни дворянкой интеллигенции.

1853 возвращение из ссылки. Встает вопрос о дальнейшем пути развития России. Тургенев пытается ответить на этот вопрос в повестях и романах о "лишних людях". 1856 - Тургенев выехал за границу. Тургенев болен, сомневается в своем призвании писателя.

1847 - Стихотворения, рецензии, "Хорь и Калиныч" (начало "Записок охотника" 1840-50).1845-50 драматургия (Месяц в деревне 1850)

"Муму" (1852), "Дневник лишнего человека" (50), "Ася" (58), "Фауст" (56).

Роман "Рудин" 1855

Новый творческий подъем.

Разрыв с "Современ

ником".

Кризис самодержавно-крепостнической системы.

Правление Александра 2.

19 февраля 1861 - отмена крепостного права. Земля по-прежнему в руках помещиков - революционная ситуация

В июне 1856 Тургенев вернулся в Россию, сначала жил в Петербурге, затем - Спасское -Лутовиново. Сторонник постепенных реформ. После выхода "Дворянского гнезда" имя Тургенева становится одним из самых почитаемых. Статья Добролюбова об открытом призыве Тургенева к революции в романе "Накануне" стала поводом к разрыву с "Современником".

С 1860 Тургенев постоянно живет в Европе.

Роман "Дворянское гнездо" (56-58), 1859- "Накануне"

1861- "Отцы и дети"

Идейный творческий кризис.

Последние годы.

Наступление реакции (Александр 2 открыто выступает против демократических сил).

Франко-прусская война 1870-71 - поражение Франции и образование Германской империи).

Парижская коммуна 1871 (установление диктатуры пролетариата). Движение революционеров-народников.

Весной 1862 в Лондоне встреча с Герценом, Огаревым, Бакуниным. У Тургенева серьезные осложнения с правительством. В 1865 Тургенев давал показания в Петербурге о своей встрече в Лондоне. Тургенева обвинили в доносах на друзей. Он тяжело переживает ситуацию, пишет мало.

Тургенев ежегодно приезжает в Россию, везде он желанный гость. С 1860-х его имя широко известно на Западе, он знаком с Мериме, Ж.Санд, Флобером, Золя, Ги де Мопассаном. Он являлся активным пропагандистом русской литературы и культуры на Западе.

В 1882 Тургенев Тяжел заболел. Умер во Франции 3 сентября 1883.

1865-67 - "Дым", повесть "Вешние воды"(68),

Рассказы из "Записок охотника" - "Стучит", Конец Чертопханова","Живые мощи".

"Новь" 1877

"Стихотворения в прозе (1880-е)

После каждого доклада преподаватель предлагает обсудить заполнение таблицы в паре, отметить ключевые моменты вместе со всей аудиторией

3.2 Обогащение представлений о качественных характеристиках понятия, проблемы

Знакомство с новым жанром - "Стихотворения в прозе". Чтение наизусть стихотворений Тургенева: "Русский язык", "Когда меня не будет...", "Мне жаль...". Определение основных черт "Стихотворений в прозе". Заполнение таблицы (прием кластер).

Последний докладчик прерывает свое выступление на этапе "Стихотворения в прозе".

"Стихи" и "проза" - на первый взгляд, совершенно несовместимые понятия. Но получилось, что И.С.Тургенев создал совершенно новый литературный жанр.

Одно из его стихотворений вы несомненно знаете (чтение наизусть преподавателем):

«Русский язык» - лирический гимн, в который автор вложил свою веру в великое предназначение своей страны.

Давайте послушаем еще несколько стихотворений и подумаем, в чем их особенность, почему эти миниатюры названы стихотворениями?

Чтение студентами наизусть стихотворений в прозе:

1) Когда меня не будет, когда всё, что было мною, рассыплется прахом, - о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня, - не ходи на мою могилу... Тебе там делать нечего.

Не забывай меня... но и не вспоминай обо мне среди ежедневных забот, удовольствий и нужд... Я не хочу мешать твоей жизни, не хочу затруднять ее спокойное течение.

Но в часы уединения, когда найдет на тебя та застенчивая и беспричинная грусть, столь знакомая добрым сердцам, возьми одну из наших любимых книг и отыщи в ней те страницы, те строки, те слова, от которых, бывало, - помнишь? - у нас обоих разом выступали сладкие и безмолвные слезы.

Прочти, закрой глаза и протяни мне руку... Отсутствующему другу протяни руку твою.

Я не буду в состоянии пожать ее моей рукой - она будет лежать неподвижно под землею... но мне теперь отрадно думать, что, быть может, ты на твоей руке почувствуешь легкое прикосновение.

И образ мой предстанет тебе - и из-под закрытых век твоих глаз польются слезы, подобные тем слезам, которые мы, умиленные Красотою, проливали некогда с тобою вдвоем, о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно!

Это стихотворение писатель посвятил Полине Виардо, которую любил всю свою жизнь - 40 лет. Несомненно это чувство не могло не отразиться и в других его произведениях. При чем это не обязательно произведения о любви - ""Ася", "Первая любовь", "Вешние воды". Любовь у Тургенева - это первостихия бытия. Герой каждого романа, каждой повести Тургенева обязательно подвергается испытанию любовью. Именно так проверятся человек в художественном мире Тургенева. И если герой не выдерживает его, то он не имеет право на существование.

2)Мне жаль самого себя, других, всех людей, зверей, птиц… всего живущего.

Мне жаль детей и стариков, несчастных и счастливых… счастливых более, чем несчастных.

Мне жаль победоносных, торжествующих вождей, великих художников, мыслителей, поэтов…

Мне жаль убийцы и его жертвы, безобразия и красоты, притесненных и притеснителей.

Как мне освободиться от этой жалости? Она мне жить не дает… Она - да вот еще скука.

О скука, скука, вся растворенная жалостью! Ниже спуститься человеку нельзя.

Уж лучше бы я завидовал… право!

Да я и завидую - камням.

Какие же черты имеет стихотворение в прозе? Подумайте и заполните таблицу (прием кластер):

Стихотворения в прозе

Повышенная выразительность

Характер исповеди.

Острая наблюдательность

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Музыкальность

Ритмическая организация

Философские раздумья над основными вопросами бытия

сокровенность

Обсуждение получившегося кластера

Стихотворения в прозе " стали лебединой песней стареющего писателя. Перед нами как бы итог его многолетних раздумий. Не случайно писатель назвал этот цикл " senilia " - старческое.

Завершение доклада "Идейный творческий кризис. Последние годы" - заполнение таблицы о творчестве Тургенева

4. Рефлексия

Работа с таблицей "И.С. Тургенев в жизни и творчестве". Заполнение "Двухчастного дневника" на основе получившихся выводов.

Посмотрите на заполненную таблицу "И.С. Тургенев в жизни и творчестве". Свидетелем каких исторических событий был Тургенев? Посмотрите на столбик "творчество" - каково жанрово-видовое разнообразие его творчества?

На основе сделанных выводов заполните "Двухчастный дневник" (прием двухчастный дневник):

Двухчастный дневник

Отражение общественных явлений и событий

Талантливый многогранный писатель, патриот.

Критерий оценки героя - умение любить

Вместилась в нем:

Россия с красным флагом

Западник по своим убеждениям, неравнодушен к судьбе России

(А. Григорьев).

Писатель реалист, приверженец натуральной школы и в то же время - любовь к человеку, родине, природе, красоте, искусству.

Обсуждение дневника

Тургенев был одним из лучших прогрессивных представителей своего бурного и сложного «переходного» времени. В его сочинениях всегда звучат открытая, искренняя мысль и подлинная, умная любовь к человеку, родине, природе, красоте, искусству.

Имя Ивана Тургенева без сомнения стоит одним из первых в ряду классиков русской и мировой литературы. Давайте все-таки ответим на вопрос, поставленный в начале нашей лекции: "Почему Д.Мережковский называет Тургенева единственным после Пушкина «гением меры», «гением культуры»?"

Письменное осмысление проблемы. Эссе в виде ответа на вопрос, поставленный в начале лекции (см. эпиграф).

5.Домашнее задание

Список литературы:

1. Петрова Г.Б. Современные технологии в обучении литературе: учебно-методическое пособие к спецкурсу - Магнитогорск: МаГУ, 2006. - 201 с.

2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.

Приложение

Фамилия ___________ Художественный мир И.С. Тургенева

В России, в стране всяческого революционного

и религиозного максимализма, стране самосожжения,

стране самых неистовых чрезмерностей, Тургенев едва

ли не единственный после Пушкина, гений меры и, сле-

довательно, гений культуры. Ибо что такое культура,

как не измерение, накопление и сохранение ценностей.

(Д. Мережковский)

1. И.С. Тургенев в жизни и творчестве

Главы

книги

Н.И. Якушина

Исторические и общественные явления

Биография и

мировоззрение И.С. Тургенева

Творчество

Детство.

Годы учения

Университетские годы.

Первые литературные

Опыты.

Начало литературной деятельности.

"Современник".

Духовный кризис.

Новый творческий подъем.

Разрыв с "Современником".

Идейный творческий кризис.

Последние годы.

2. Стихотворения в прозе

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

3. Двухчастный дневник

Цитата

Собственный комментарий

Главное в нем - это его правдивость (Л.Толстой)

По силе своего поэтического таланта Тургенев не уступает никому из ныне живущих писателей Европы. Нация, которая породила такого писателя – и не его одного, – поистине может оправдать любые надежды (Ю.Шмидт).

Все тургеневские герои проходят испытание любовью – своего рода проверку на жизнеспособность не только в интимных, но и в общественных убеждениях (Ю.Лебедев).

Вместилась в нем:

Россия с красным флагом

И Франция с Полиной Виардо (В. Черепков).

Прежде всего у Тургенева выдается ярко отношение его богатой поэтической личности к природе. Эта поэзия не ловит в природе ярких оттенков, крупных явлений: напротив, она как будто с умыслом избегает их. Это – поэзия страны чернозема, потового труда земледельца (А. Григорьев).

4. Почему Д.Мережковский называет Тургенева единственным после Пушкина «гением меры», «гением культуры»? (см. эпиграф)

___________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В одном из писем к Полине Виардо Тургенев говорит об особом вол­нении, которое вызывает у него хрупкая зеленая веточка на фоне голубого далекого неба. Писателя беспокоит контраст между тоненькой веточкой, в которой трепетно бьется живая жизнь, и холодной бесконечностью равнодушного к ней неба. «Я не выношу неба, - говорит он, - но жизнь, действительность, ее капризы, ее случай­ности, ее привычки, ее мимолетную красоту... все это я обожаю».

Острее многих русских писателей-современников Тургенев чувствовал кратковременность и непрочность человеческой жизни, неумолимость и необратимость стре­мительного бега исторического времени. Он обладал удиви­тельным талантом бескорыстного, ничем относительным и преходящим не ограниченного художнического созерца­ния. Однажды Тургенев сказал: «Я чувствую себя как бы давно умершим, как бы принадлежащим к давно минув­шему, но сохранившим живую любовь к Добру и Красоте. Только в этой любви уже нет ничего личного, и я, глядя на какое-нибудь прекрасное лицо, мало думаю при этом о себе, о возможных отношениях между этим лицом и мною... Возможность пережить в самом себе смерть само­го себя есть, может быть, одно из самых несомненных до­казательств бессмертия души. Вот - я умер - и все-таки жив - и даже, может быть, лучше стал и чище».

Необычайно чуткий ко всему злободневному и сиюми­нутному, умеющий схватывать жизнь в ее прекрасных мгновениях, Тургенев был наделен одновременно редчай­шим чувством свободы от всего временного, конечного, личного и эгоистического, от всего субъективно-пристраст­ного, замутняющего остроту зрения, широту взгляда, пол­ноту художественного восприятия. Его влюбленность в жизнь, в ее капризы и случайности, в ее мимолетную кра­соту была благоговейной и самоотверженной, совершенно свободной от всякой примеси самолюбивого «я».

Художественная зоркость Тургенева исключительна. Но чем полнее он схватывает красоту преходящих мгновений, тем больнее переживает их кратковременность. «Наше вре­мя, - говорит он, - требует уловить современность в ее преходящих образах; слишком запаздывать нельзя». И он не запаздывает. Все шесть его романов не столько попада­ют в «настоящий момент» общественной жизни России, сколько его опережают, предвосхищают. Тургенев особен­но чуток к тому, что стоит «накануне», что еще только но­сится в воздухе. По словам Добролюбова, Тургенев быстро угадывает «новые потребности, новые идеи, вносимые в об­щественное сознание, и в своих произведениях непременно обращает внимание на вопрос, стоящий на очереди и уже смутно начинающий волновать общество».

Беспристрастная, духовная любовь к жизни позволяет Тургеневу видеть ее во всем многообразии, в движении и развитии. Его называли порой летописцем, создавшим серией своих романов историю русской интеллигенции. Но такое определение не отвечает природе дарования писате­ля. Летописца-хроникера ведут исторические события, он следует за ними по пятам, он описывает факты, уже совер­шившиеся. Тургенев не держит дистанции. В своих произ­ведениях он постоянно забегает вперед. Редкое художест­венное чутье и бескорыстная свобода восприятия позво­ляют ему по неясным, смутным еще штрихам настоящего уловить грядущее и воссоздать его, опережая время, в не­ожиданной конкретности и живой полноте. Этот дар Тур­генев нес всю жизнь как тяжкий крест: он вызывал пос­тоянное раздражение у современников. Но таков удел любого художника, наделенного даром «предвидений и предчувствий», любого пророка в своем Отечестве. Когда затихала борьба, наступало затишье, те же гонители шли к нему на поклон с повинной головой.

Забегая вперед, Тургенев определял пути, перспективы развития литературы второй половины девятнадцатого столетия. В «Записках охотника» уже предчувствуется эпос Толстого, «мысль народная». Духовные искания Анд­рея Болконского и Пьера Безухова пунктиром намечены в Лаврецком из «Дворянского гнезда». В «Отцах и детях» предвосхищается Достоевский, характеры его героев от Ро­диона Раскольникова до Ивана Карамазова.

В отличие от писателей-эпиков, Тургенев изображал жизнь не в повседневном и растянутом во времени тече­нии, а в острых и драматических ее ситуациях. К тому же духовный облик людей культурного слоя общества в эпоху Тургенева изменялся очень быстро. Это вносило драмати­ческую ноту в романы писателя: их отличает стремитель­ная завязка, яркая, огненная кульминация и резкий, неожиданный спад с трагическим, как правило, финалом. Они охватывают небольшой отрезок времени, поэтому точ­ная хронология играет в них существенную роль. Жизнь Тургеневского героя крайне ограничена в пространстве и времени. Если в характерах Онегина и Печорина «отразил­ся век», то в Рудине, Лаврецком, Инсарове и Базарове - духовные поиски десятилетия. Жизнь тургеневских героев подобна ярко вспыхивающей, но быстро угасающей искре океане времени. История отмеряет им напряженную, но слишком короткую судьбу. Все его романы включены в жесткие ритмы годового природного цикла. Действие в них завязывается весной, достигает кульминации в знойные дни лета, а завершается под «свист осеннего ветра» или в «безоблачной тишине январских морозов». Тургенев пока­зывает своих героев в счастливые минуты полного разви­тия и расцвета их жизненных сил. Но именно здесь обна­руживаются с катастрофической силой свойственные им противоречия. Потому и минуты эти оказываются траги­ческими: гибнет на парижских баррикадах Рудин, на геро­ическом взлете, неожиданно обрывается жизнь Инсарова, а потом Базарова, Нежданова...

И однако трагические финалы в романах Тургенева не следствие усталости или разочарования писателя в смысле жизни, в ходе истории. Скорее наоборот: они свидетельствуют о такой любви к жизни, которая доходит до жаж­ды бессмертия, до дерзкого желания, чтобы человеческая индивидуальность не исчезала, чтобы красота явления, достигнув полноты, не угасала, но превращалась в вечно пребывающую на Земле красоту. В его романах сквозь зло­бодневные события, за спиной героев времени ощутимо дыхание вечности. Его Базаров, например, говорит: «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не бы­ло и не будет... А в этом атоме, в этой математической точ­ке, кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже... Что за безобразие, что за пустяки!» Нигилист Базаров скептичен. Но заметим, что на пределе отрицания смысла жизни в нем просыпается тайное смущение, даже какая-то растерянность перед парадоксальной силой человеческого духа, опровергающего его вульгарный материализм. Ведь если Базаров сознает биологическое несовершенство чело­века с его смертной природой, если он возмущается этим несовершенством, значит, и ему дана одухотворенная точ­ка отсчета, возвышающая его «я» над «равнодушной при­родой». А значит, и он неосознанно носит в себе частицу иного, более совершенного существа, имеет Царство Божиетельство истины, что и бунтующие против высшего миро­порядка по-своему, от противного, доказывают его сущест­вование.

Да и «Накануне» - это не только роман о порыве Рос­сии к новым общественным отношениям, о сознательно-ге­роических натурах, толкающих жизнь вперед, но это еще и роман о вечном поиске и вечном вызове, который броса­ет дерзкая человеческая личность слепым и равнодушным законам несовершенной природы. Внезапно заболевает Ин­саров, не успев осуществить великое дело освобождения Болгарии. Любящая его русская девушка Елена никак не может смириться с тем, что это конец, что эта болезнь не­излечима. «О Боже! - думала Елена, - зачем смерть, за­чем разлука, болезнь и слезы? или зачем эта красота, это сладостное чувство надежды, зачем успокоительное созна­ние прочного убежища, неизменной защиты, бессмертного покровительства? Что же значит это улыбающееся, благо­словляющее небо, эта счастливая, отдыхающая земля? Ужели это все только в нас, а вне нас вечный холод и без­молвие? Ужели мы одни... одни... а там, повсюду, во всех этих недосягаемых безднах и глубинах, - все, все нам чуждо? К чему же тогда эта жажда и радость молитвы?..»

В отличие от Достоевского и Толстого Тургенев не дает прямого ответа на вечный вопрос. Он лишь приоткрывает тайну, склонив колени перед обнимающей мир красотой: «О как тиха и ласкова была ночь, какой голубиною кро­тостью дышал лазурный воздух, как всякое страдание, вся­кое горе должно было замолкнуть и заснуть перед этим ясным небом, под этими святыми, невинными лучами!» Тургенев не сформулирует крылатую мысль Достоевского: «Красота спасет мир». Но все его романы утверждают веру в преобразующую мир силу красоты, в творчески-созидательную силу искусства. Они питают надежду на неуклонное освобождение жизни от власти слепого мате­риального процесса, великую надежду человечества на превращение смертного в бессмертное, временного в вечное.

Именно к ней, к обещающей спасение миру красоте, простирает Тургенев свои руки. С Тургеневым не только в литературу, но и в жизнь вошел поэтический образ спут­ницы русского героя, «тургеневской девушки» - Натальи Ласунской, Лизы Калитиной, Елены Стаховой, Мариан­ны... Писатель избирает цветущий период в женской судь­бе, когда в ожидании избранника встрепенется девичья ду­ша, проснутся к временному торжеству все дремлющие ее возможности. В эти мгновения одухотворенное женское су­щество прекрасно тем, что оно превосходит само себя. Появляется такой преизбыток жизненных сил, какой не получит отклика и земного воплощения, но останется заман­чивым обещанием чего-то бесконечного, более высокого и Совершенного, чем материальный мир, - залогом вечности. «Человек на земле - существо переходное, находящее-ОЯ в состоянии общегенетического роста», - утверждает Достоевский. Тургенев молчит. Но напряженным внимани­ем к необыкновенным взлетам человеческой души он подтверждает истину этой мысли.

Вместе с образом «тургеневской девушки» входит в про­изведения писателя образ «тургеневской любви». Как пра­вило, это первая любовь, одухотворенная и целомудренно чистая: «Однообразно-правильный строй сложившейся Жизни разбит и разрушен в одно мгновенье, молодость сто­ит на баррикаде, высоко вьется ее яркое знамя, и что бы там впереди ее ни ждало - смерть или новая жизнь, - всему она шлет свой восторженный привет». Все герои Тургенева проходят испытание любовью - своего рода проверку на жизнеспособность.

Любящий человек прекрасен, духовно окрылен. Но чем выше он взлетает на крыльях любви, тем ближе трагиче­ская развязка и - падение... Любовь, по Тургеневу, тра­гична потому, что перед ее стихийной властью беззащитен как слабый, так и сильный человек. Своенравная, роковая, неуправляемая, любовь прихотливо распоряжается челове­ческой судьбой. Никому не дано предугадать, когда это чувство, как вихрь, налетит и подхватит человека на сво­их могучих крыльях и когда оно эти крылья сложит.

Любовь трагична еще и потому, что идеальная мечта, которая окрыляет душу влюбленного человека, не осуще­ствима в пределах земного, природного круга. Тургеневу более, чем кому-либо из русских писателей, был открыт идеальный смысл любви.

Свет любви для Тургенева никогда не ограничивался чувственными желаниями. Он был для него путеводной звездой к торжеству красоты и бессмертия. Потому он так чутко присматривался к духовной сущности первой любви, чистой, огненно-целомудренной. Той любви, которая обе­щает человеку в своих прекрасных мгновениях торжество над смертью. Того чувства, где временное сливается с веч­ным в высшем синтезе. Здесь секрет облагораживающего влияния тургеневских книг на человеческие сердца.

    \"Эти деревья... укрывали нас от всего остального мира...\" Когда Ване Тургеневу исполнилось три года, его отец Сергей Николаевич оставил военную службу в чине полковника и вместе с семьей поселился в Спасском-Лутовинове. Это огромное...

    Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 года в Орле в дворянской семье. Детские годы он провел в богатой материнской усадьбе Спасское-Лутовиново Мценского уезда Орловской губернии. По матери- Варваре Петровне - Тургенев принадлежал...

  1. Новое!

    Творчество русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева принадлежит к лучшим страницам мировой литературы. Он написал много романов, повестей, рассказов, но особо выдающимся стал его стихотворный цикл «Стихотворения в прозе». Это собрание небольших лирических...

  2. И. С. Тургенев принадлежит к тем писателям, которые внесли особенно заметный вклад в развитие русской классической литературы второй половины XIX в. Неуклонное следование «правде жизни» помогло ему создать замечательные художественные произведения, сыгравшие...

  3. Новое!

    Какие черты Тургенева-человека вам запом­нились? Каким вам представлялся писатель, когда вы впервые прочли его рассказ «Муму» или другие произведения? Что изменилось сейчас в этом пред­ставлении? Когда мы читали «Муму», «Бежин луг», «Русский язык»,...

  4. Главными для героев не только повестей, но в конечном счете и романов Тургенева становятся коллизии и драмы не социальные, а онтологические, и в их числе драматическое взаимоотношение с Природой. Дело в том, что в качестве представителя новой истории...