Как по другому называется комсомольская. Комсомольская площадь

Возможно, нет в Москве другой такой площади, которая видит столько пассажиров из разных концов России, как Комсомольская. Три вокзала, встречающие поезда из Северной столицы, с берегов Тихого океана и Средней Азии, стали одним из главных логистических центров Москвы. При этом ансамбль сохранил архитектурную стройность. Что было на месте площади до появления трёх вокзалов и как она превращалась в важнейший транспортный узел столицы, читайте в очередном из серии материалов «Йода» об истории столичных площадей.

ПОЛЕ НА МЕСТЕ ВОКЗАЛОВ

До XIX века нынешняя площадь трёх вокзалов была известна, прежде всего, огромным прудом, равным площади московского Кремля. Пруд, образованный от ручья Ольховец, называли сначала Великим, потом Красным. Рядом с ним было большое поле, отделявшее село Красное от московских окраин. С него виднелись Ново-Алексеевский монастырь и башня путевого дворца царя Алексея Михайловича. Башню по-татарски называли «каланчёй». Отсюда и появилось название будущей площади - Каланчёвская.

Другая версия происхождения названия касается празднования Петром I в этом месте окончания Азовского похода. Во время них были выстроены башни-каланчи, которые штурмовали солдаты, воссоздавая реальные бои. Первый русский император использовал Красный пруд и поле для торжеств неоднократно.

На месте Комсомольской (до 1933 года - Каланчёвской) площади были поля, а чуть дальше к северу располагался Красный пруд

Здесь же проходила старинная Стромынская дорога, менявшая со временем названия, но не направление. По ней через село Стромынь на границе современных Московской и Владимирской областей можно доехать до Суздаля, Владимира и Юрьева-Польского. Западнее от пруда с конца XVII века располагались артиллерийские склады, взорвавшиеся в 1812 году. А вокруг них - поле c болотами.

Денис Ромодин

МОСКВОВЕД

Долгое время это пространство находилось в царском ведомстве, не было застроено до 1840-х годов и находилось недалеко от центра. Рядом была Мясницкая улица - одна из основных торговых магистралей. Возможно, логичнее было бы подвести железную дорогу к нынешней Белорусской площади, но тогда уже был построен Петровский парк, другие застроенные территории.

Именно такое пустынное место за пределами города и было удобно для строительства железнодорожных вокзалов.

СТРОИТЕЛЬСТВО ПЕТЕРБУРГСКОГО ВОКЗАЛА

В середине XIX века стало ясно, что Россия с её территорией должна развивать железнодорожный транспорт. Первая «железка» была пущена между Петербургом и Царским селом, но большого транспортного значения не имела. Настоящим прогрессом должна была стать трасса между двумя столицами - Москвой и Петербургом. Возникло несколько предложений и проектов. В итоге в 1842 году началось строительство под руководством Павла Мельникова и Николая Крафта. Ранее они лично изучали опыт западных стран и США. Путь получился почти прямой, без заезда в Великий Новгород, что было в одном из планов.

Будущий министр путей сообщений Мельников обосновывал необходимость в железной дороге с экономической точки зрения. Этот путь был бы короче и быстрее, чем водный или сухопутный. Затраты на дорогу окупились бы достаточно быстро. Помогли бы они и предотвратить возможный голод в Москве или Петербурге, доставить войска.

Наконец, 1 ноября 1851 года движение по дороге открылось. На следующее утро, спустя почти 22 часа пути, поезд с шестью вагонами и 180 пассажирами прибыл в Москву. Вагоны для поездов изготовили на Александровском заводе. Пассажиры вышли на перрон вокзала, здание которого спроектировали архитекторы К. А. Тон и Р. А. Желязевич. Оно было братом-близнецом вокзала в Петербурге, поэтому могли сразу не понять, точно ли они уехали из Северной столицы.

В 1855 году Петербургский вокзал в Москве переименовывают в Николаевский, потому что так стала называться железная дорога между двух столиц, в честь императора Николая I. Это первое переименование вокзалов на Каланчёвке, которых будет ещё много.

В те же годы к западу от путей строятся здания таможни. Она пропишется на Каланчёвке так же основательно, как и вокзалы.

СТРОИТЕЛЬСТВО ЕЩЁ ДВУХ ВОКЗАЛОВ

В 1858 году группа купцов, среди которых был известный Иван Мамонтов, по инициативе профессора-математика МГУ Фёдора Чижова начинает организацию строительства новой дороги на север. В отличие от петербургской, эта стала частной. Она должна была соединить Москву с Сергиевым Посадом. Мотивы строителей - в будущей прибыли. Мамонтов перед решением войти в проект лично подсчитывал, насколько востребована будет дорога.

Воспоминания Саввы Ивановича Мамонтова

Когда жили на 1-ой Мещанской, то, если он (прим. - Иван Мамонтов) свободен, стоял у окна и считал: сколько телег проезжало к Троице, сколько возвращается обратно, сколько идет паломников, сколько груза везут. А когда сменили квартиру, то выезжал за город сам или с кем-нибудь из сыновей и там опять считал паломников, едущих и идущих к Троице и от Троицы. Эти наблюдения подтвердили его намерения - построить железную дорогу до Троицы.

Около Первой Мещанской изначально и хотели построить тупик с вокзалом. Но Московский университет решил не отдавать под это свои земли с ботаническим садом. Поэтому 18 августа 1862 дорогу и вокзал работы опытных архитекторов Романа Кузьмина и Смарагда Шустова торжественно открыли и освятили на Каланчёвке. Правда, освящавший её митрополит Московский и Коломенский Филарет был критичен - ведь путешествие пешком до лавры считалось сродни очищающему подвигу. Кроме православного центра, по дороге первоначально можно было доехать до станций Мытищи, Пушкинская, Талицкая, и Хотьков.

По соседству в эти же годы реализуется ещё один проект железной дороги - до Рязани. Первый её участок откроют в 1862 году, но без каменного московского вокзала. Он распахнёт свои двери в 1864 году. Здание Рязанского вокзала (поскольку о дороге до Казани речи пока не было) проекта архитектора М.Ю. Левестама было маленьким. Несравнимо с тем путём, который вокзал принял в XX веке - Транссибирской магистрали.

В 1870 году Троицкий вокзал стал Ярославским, а через 27 лет его потрясла крупная авария. Пассажирский состав врезался в тупик под крышей вокзала. Причиной послужил отказ тормозов. В результате ЧП получили ранения несколько человек, но не было ни одного погибшего.

«Московские ведомости»

Поезд следовал в составе 13 вагонов, снабженных автотормозами Вестингауза, которые по неизвестной причине в данный момент не действовали. Тогда машинист начал давать тревожные свистки для поездной прислуги, чтобы пустить в ход ручные тормоза, что ими тут же было исполнено. Но так как это было слишком поздно, уже в конце платформы вокзала, то удержать поезд не было никакой возможности - он с силой ударился в стоявший в конце пути, у отбойного бруса, порожний багажный вагон. Причем паровоз вошел в него наполовину и разрушил упорный брус, укрепленный довольно прочно на нескольких рельсах. Затем вся эта масса устремилась через деревянный переход в здание пассажирского вокзала и ударилась в оконный переплет. Багажным вагоном была разбита стена вокзала до потолка в помещении конторы, где, к счастью, никого не было в это время. Следующие за паровозом вагоны стали напирать, багажный вагон взгромоздился на тендер, который ударило о стену здания Правления дороги.

ПЕРЕСТРОЙКА ВОКЗАЛОВ

В начале XX века из-за роста нагрузки встал вопрос о перестройке Ярославского вокзала. Занялся этим архитектор Фёдор Шехтель. К 1904 году появился знакомый нам фасад здания с башенками. Над главным входом повесили гербы тех регионов, которые соединяла в тот момент дорога - московский Георгий Победоносец, ярославский медведь с секирой и архангельский Михаил Архангел. Внутри - картины Константина Коровина и барельефы про русский север: рыбалка, северное сияние, олени, моржи.

В это время Каланчёвская была уже крупным транспортным узлом. В 1906 году здесь пустили трамваи, которые ходят до сих пор. В первые годы они ходили по шести маршрутам, сейчас - по четырём.

Фото:

Вокзалы становятся центром многих общественных событий, связанных с приездом или отъездом известных персон, живых и скончавшихся. Так, в 1910 году тут встречали и провожали тело актрисы и сторонницы революционеров Веры Комиссаржевской. Оно было отправлено в Александро-Невскую лавру из Ташкента, где умерла актриса.

«Новое время»

Сегодня прибыло в Москву тело В.Ф. Комиссаржевской. Огромная толпа, в которой преобладала учащаяся молодежь, ждала прибытия поезда на Казанском вокзале. Благодаря принятым мерам, как на площади, так и на вокзалах, встреча и проводы прошли в образцовом порядке. […] На Казанском вокзале была отслужена краткая лития, а затем молодежь, распоряжавшаяся всей церемонией, подняла гроб и понесла его на руках через площадь на Николаевский вокзал […] На всем пути от Казанского до Николаевского вокзала студенческий хор пел вечную память и «Святый Боже». Когда гроб был поставлен в траурный вагон, была совершена торжественная панихида, затем депутации возлагали венки.

В декабре 1905 года у Николаевского вокзала расположились войска с пятью орудьями и пулемётами. Они не допустили захвата вокзала революционными рабочими-железнодорожниками, которые смогли занять Казанский и Ярославский вокзалы.

Первый вокзальный таксофон был в 1906 году установлен шведско-датским телефонным обществом на Казанском вокзале. Для соединения с телефонной станцией требовалось опустить монетку. Это уже уходящие для нас в историю устройство, но довольно привычное. В отличие, например, от портретов транспортных воров и разбойников, которые на трёх вокзалах провожали пассажиров. Или от традиции постоянной жизни начальников вокзала в самом здании.

До начала Первой мировой войны транспортный узел планировали масштабно перестроить. По проекту Алексея Щусева в 1912 году западнее площади построили виадук, действующий и в наши дни. По нему проходят пути, соединяющие Петербургское направление, Белорусское и Рижское с Курским вокзалом. Затем началась перестройка Казанского вокзала, которая продлится больше 20 лет. Старое здание не выдерживало потока пассажиров даже при увеличении залов двумя годами ранее.

Кинохроника Дзиги Вертова «Кино-неделя», июнь 1918 года:

Кстати, большой Красный пруд зарыли в 1911 году. В наши дни о нём напоминает лишь Краснопрудный тупик. Топонимика осталась и за Красным селом - название станции метро и несколько улиц и переулков.

Газета «Раннее утро»

По полученным в Москве известиям, строительная комиссия уже внесла на обсуждение инженерного совета при министерстве путей сообщения проект постройки нового Николаевского вокзала в Москве. Стоимость всего сооружения исчислена в 3 миллиона рублей. Имеющийся при существующем вокзале двор будет совершенно уничтожен и слит с Каланчевской площадью, что даст возможность устроить подъезд с трёх сторон. Правая часть здания будет совершенно изолирована и отделена под пригородное движение. Между прочим, проектируется также устроить подземный ход для пешеходов, соединяющий между собою Николаевский, Казанский и Ярославский вокзалы.

В 1917-1918 годах Николаевский вокзал стал особо важным политико-стратегическим пунктом. Во время столкновений в октябре 1917 его взяли под контроль сторонники большевиков, в марте 1918 сюда приехали поезда с эвакуированным из Петрограда правительством, привезя с собой столичный статус для Москвы и новые именования для Каланчёвки.

СТРОИТЕЛЬСТВО ДОМА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКА И НОВОГО КАЗАНСКОГО ВОКЗАЛА

При власти большевиков «Николаевской» железная дорога называться никак не могла. Руки до переименования доходят в 1923 году. Распоряжением Феликса Дзержинского, возглавлявшего тогда Народный комиссариат путей сообщения РСФСР, дорога и вокзал становятся «Октябрьскими». «Ленинградским» он станет в 1937 году.

Ильф и Петров

«МНЕ ХОЧЕТСЯ ЕХАТЬ»

Сидя на кровати, он улыбается. Он полон решимости, он смел и предприимчив, сейчас ему сам черт не брат. Пассажир - это звучит гордо и необыкновенно!

А посмотреть на него месяца через два, когда он трусливой рысью пересекает Каланчевскую площадь, стремясь к Рязанскому вокзалу. Тот ли это гордый орел, которому сам черт не брат!

Он до тошноты осторожен. На вокзал пассажир прибегает за два часа до отхода поезда, хотя в мировой практике не было случая, чтобы поезд ушел раньше времени. […]

На вокзале он ко всем относится с предубеждением. Железнодорожного начальства он боится, а остальной люд подозревает. Он убежден, что кассир дал ему неправильный билет, что носильщик убежит с вещами, что станционные часы врут и что его самого спутают с поездным вором и перед самым отъездом задержат.

В 1927 году по проекту архитектора Щусева к востоку от Казанского вокзала был построен Центральный дом железнодорожников. Клуб и концертный зал, по одной из версий, начали строить на средства купца Николая Стахеева, пойманного в 1918 году ОГПУ. По сделке с органами он отдал свои драгоценности в обмен на свободу.

Стоит отметить, что само здание заложили в 1925 году, а у купца была дача в Алуште, которую после национализации отдали под клуб железнодорожников. Но история о драгоценностях Стахеева была напечатана в газете «Гудок», где работали Ильф и Петров, возможно, позднее пересказавшие её на страницах «12 стульев».

Ильф и Петров

«12 СТУЛЬЕВ»

Где же драгоценности? - закричал предводитель.
- Где, где, - передразнил старик. - Тут, солдатик, соображение надо иметь. Вот они!
- Где? Где?
- Да вот они! - закричал румяный старик, радуясь произведенному эффекту. - Вот они! Очки протри! Клуб на них построили, солдатик! Видишь? Вот он, клуб! Паровое отопление, шахматы с часами, буфет, театр, в галошах не пускают. […]

Бриллианты превратились в сплошные фасадные стекла и железобетонные перекрытия, прохладные гимнастические залы были сделаны из жемчуга. Алмазная диадема превратилась в театральный зал с вертящейся сценой, рубиновые подвески разрослись в целые люстры, золотые змеиные браслетки с изумрудами обернулись прекрасной библиотекой, а фермуар перевоплотился в детские ясли, планерную мастерскую, шахматный клуб и биллиардную.

Основная часть долгостроя нового здания Казанского вокзала была закончена в 1926 году. Пятью годами ранее сгорело его деревянное здание. Отметим, что в эти же годы на Каланчёвке поселилась швейная фабрика «Большевичка». Её, правда, с самой площади видно плохо. Строение бывшей чаеразвесочной фабрики Перловых на Каланчёвской улице находится за виадуком.

Здание Казанского вокзала приобрело современный вид с окончанием отделки в 1940 году: башни, главная из которых квадратная, крупные часы, обширная крыша дебаркадера, который продолжает принимать поезда. Щусев создал облик не только надземных строений площади, но и подземных - станции метро кольцевой линии.

Денис Ромодин

МОСКВОВЕД

В тридцатые годы по новому генплану Москвы планировали снести все эти три вокзала и внесто них построить один центральный огромный вокзал, куда перевели бы направления и с Курского вокзала, и с Савёловского, с Рижского вокзалов. Даже в 70-е годы существовали планы построить единый вокзал - правда, в 70-е старые здания планировали сохранить.

СТАНЦИЯ МЕТРО ПЕРВОЙ ЛИНИИ

Через три вокзала прошла первая линия московского метрополитена. Здесь она, идя от Сокольников, пересекала границу густонаселённых районов города. Во время строительства в 1932 году площадь решили переименовать в «Комсомольскую» в честь комсомольцев-метростроевцев и грядущего 15-летия ВЛКСМ.

Площадь ради метро перекапывали. Строительство вели открытым способом, и осложнялось оно не только традиционными для Москвы плавунами, но и проводами с кабелями, успевшие проползти под землей в этом оживлённом месте. На месте бывшего Красного пруда выросло первое электродепо для метрополитена. Из-за сложной почвы фундамент сделали сплошным из бетона, выкачивая воду насосами.

Станцию метро «Каланчёвской площадью» называли ещё 1934 году, но открылась она в 1935 году как «Комсомольская». Пассажирам сразу же бросалась в глаза необычная конструкция подземного зала, проект группы архитекторов: вторым ярусом по бокам шли пешеходные галереи. По замыслу, они должны были оттянуть часть людского потока. Оформление станции было «комсомольское» - в красных цветах, с украшением из плиточных панно о партийной молодёжи и метростроевцах. На земле, тем временем, площадь полностью закатали в асфальт.

Война затормозила планы по перестройке Москвы. Во время Великой Отечественной по Казанской железной дороге можно было отправиться во временную вторую столицу страны Куйбышев (Самару), Сибирь, Среднюю Азию. С вокзалом связана таинственная легенда о Сталине, который то ли приезжал сюда, чтобы сесть в поезд и покинуть столицу в октябре 1941 года, то ли нет. Но на самом деле эвакуация предприятий и населения тогда не проводилась через городские вокзалы. Главными точками для этого были станции Москва-Товарная (в Марьяной роще), Николаевка (рядом с ней) и Митьково (на северо-востоке от Комсомольской).

НОВАЯ «КАЛАНЧА»

После войны в Москве продолжили воплощать планы по созданию новых советских «храмов». Одним из них стала высотка на Комсомольской площади, другим - станция метро кольцевой линии.

Кольцевая «Комсомольская» глубокого заложения открылась в 1952 году. Её центральный зал стал самым большим среди всех колонных станций. Но поразительно и оформление. На потолке 8 огромных мозаичных панно на тему великих побед. Невский, Донской, Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, солдаты у рейхстага и Сталин. Последнего на двух полотнах убрали в 1963 году. Выступающего на фоне Кремля Ленина вместо вручающего знамя Сталина мостил в мозаику лично автор картин художник Павел Корин. Своды остальных залов также оформлены в военном ампирном стиле.

У станции метро «Комсомольская», 1969 Фото: Наум Грановский / ТАСС

Высотка же была построена второй из очереди московских небоскрёбов, но оказалось самой низкой - 136 метров или 17 этажей. Здания оформили в стиле московского барокко, сочетая строгие формы с элементами русской архитектуры.

Открылась в высотке в 1954 году гостиница «Ленинградская». Внутри - богатые интерьеры в древнерусском стиле, барельефы с изображением Александра Невского и Дмитрия Донского. Говорят, что впервые в СССР здесь санузлы сделали для каждого отдельного гостиничного номера. Убранство и само здание проекта архитекторов Леонида Полякова и Александра Борецкого было одним из объектов критики за неоправданное удорожание строительства и декоративные излишества. Из-за чего их даже лишили Сталинской премии.

«Об устроении излишеств в проектировании и строительстве»

Крупные излишества были допущены при проектировании строительства высотных зданий. Так, например, на строительство гостиницы «Ленинградская» на 354 номера на Каланчевской площади в г. Москве (архитекторы Поляков и Борецкий) затрачено столько же средств, сколько понадобилось бы на строительство экономично запроектированной гостиницы на 1000 номеров. Площадь номеров этой гостиницы составляет всего лишь 22 процента общей площади. Во внутренней отделке помещений допущена чрезмерная, ничем не оправданная роскошь (позолота и роспись потолков, карнизов, дорогостоящие панели и ценные породы дерева, декоративные позолоченные решетки и т. д.). Эксплуатационные расходы на содержание одного места в этой гостинице в полтора раза превышают аналогичные расходы по гостинице «Москва».

Денис Ромодин

МОСКВОВЕД

Гостиница должна была композиционно объединять казённый классицизм с элементами русского стиля архитектора Тона, северный модерн Шехтеля и щусевское русское зарочье. Так появилась сталинская высотка с элементами нарышкинского барокко.

Помимо гостиничного комплекса на площадь должен был выходить огромный Новокировский проспект. Идея Новокировского проспекта угасла в 60-е годы. Улицу Маши Порываевой, бывшую Домниковскую улицу, проложили исключительно для строительства комплекса административных зданий. Сама Домниковка в основном была застроена деревянными зданиями. В годы активного строительства жилых зданий район расселили и полностью реконструировали.

Бывшие главные архитекторы г. Москвы тт. Чечулин и Власов не только не вели должной борьбы с расточительством государственных средств при проектировании и строительстве, но и сами допускали в разрабатываемых ими проектах излишества.

1965 Фото: РИА Новости

ЦЕНТР ИНФОРМАЦИИ И УНИВЕРМАГ

В 1970-х перестраивается Ленинградский вокзал. Если раньше поезда по двум путям въезжали в здание, то теперь они все стали останавливаться перед крышей, или дебаркадером. За счёт этого расширили главный зал, установив там бюст Ленину по примеру Московского вокзала в Ленинграде.

1976 Фото: ТАСС

В те же годы радикально меняется облик района к юго-западу от Каланчёвки, так называемая Домниковка. Под снос попадают несколько кварталов, а улица Маши Парываевой (имени погибшей партизанки) по размерам становится проспектом. На ней в 1980-х возводят комплекс международных банков, а затем улица сливается с проспектом Сахарова (до 1990 года - Новокировский). Причём где её конец, а где начало проспекта, понять сложно - граница очень условна.

Строительство универмага «Московский», 1979 Фото: ТАСС

Центр обработки информации железных дорог в 1980 году разместили в построенном 20-этажным коричневом здании на Краснопрудной улице. Облицованное листами анодированного алюминия оно стало возвышаться на восточной панораме площади.

В 1983 году Комсомольская обзаводится торговой «меккой» для приезжих и проезжих - универмагом «Московский». Его четырёхэтажное широкое здание построили восточнее Дома железнодорожников. Во времена дефицита пассажирам гостям столицы можно было не отдаляться от вокзалов, чтобы попытаться купить заветный товар.

Денис Ромодин

МОСКВОВЕД

В тридцатые годы возникла идея строительства нового универмага. На Комсомольскую площадь должны были перевести ГУМ, поскольку в старом здании ГУМа планировали устроить музей Ленина. Универмаг «Московский» должен был стать этим новым зданием ГУМа. В 1983 году «Московский» открыли просто как универмаг. Проект неоднократно перекраивался, в результате планировка здания получилась неудобной. Магазин должен был стать местом, куда отправились бы за покупками люди, приехавшие в Москву, или, наоборот, скоротать время перед поездом.

Странно, что здание проектировала организация, которая не специализировалась на универмагах - архитектор Розанов проектировал крупные административные комплексы, здания обкомов в Туле и Калуге. Это отразилось и на нетипичном для универмага внешнем облике здания, и на внутренней планировке. Там огромное число разноуровневых залов, маленький шаг колонн в торговых залах. Очень странное здание.

В перестройку торговля из государственных магазинов переходила на улицу. Палатки и ларьки устанавливались около вокзалов, образуя небольшие рынки. Новые времена характеризовались и открытием казино в гостинице «Ленинградская» - сначала только для иностранцев (местные пробирались туда тайком). Оно стало одно из первых легальных послевоенных игорных домов в Москве под названием «Модерн Геймс».

СОВРЕМЕННЫЕ БЕЗДОМНЫЕ И КРИМИНАЛ

В новое время обязательным атрибутом московских вокзалов стали бездомные. На площади трёх вокзалов их было особенно много. Они встречали и провожали пассажиров, пугали их по ночам, подружились с милицией. В нулевых с наводнением Москвы мигрантами из Средней Азии национальный окрас нелегальных «жителей» Комсомольской стал разнообразнее. А на станциях метро к карманникам и попрошайкам добавились продавцы незаконного товара. Своеобразная биржа образовалась в залах «Комсомольской» с торговлей и передачей документов, наркотиков, обменом денег. У «работников» биржи есть свои опознавательные знаки, манера общения и «крыша». Говорят, что биржа закрывается не только на ночь, но и когда на станции дежурят «неместные» полицейские или приезжают футбольные фанаты. Последние иногда тревожат три вокзала шумом и стычками.

Примерно то же самое ожидается и в Москве. Состав с Ким Чен Иром и более чем сотней сопровождающих должен прибыть на Ярославский вокзал около 21.40. Но подступы к нему планируется закрыть усиленными милицейскими нарядами уже около 19.00. Каждый час стражам порядка предстоит делать обходы платформ и залов в поисках возможных взрывных устройств (кстати, уже сегодня утром его здесь искали после звонка анонима, но так и не нашли), а перед самым прибытием поезда вся территория еще раз будет проверена кинологами с собаками. Из-за этого вплоть до 22.45 на вокзале придется отменить 13 электричек, следующих в Александров, Сергиев Посад, Монино и другие населенные пункты. Приезд сына легендарного Ким Ир Сена может не отразиться только на расписании поездов дальнего следования, хотя и их могут задержать.

Из-за угрозы терроризма, криминала и усиления контроля над пассажирами в 2003 году под Казанским вокзалом закрывают переход, соединявший перрон с площадью и Новорязанской улицей. Его длина составляла почти полкилометра. Говорят, что ликвидировали, залив бетоном и важный стратегический объект - бункер под площадью.

В «нулевых» подверглась реконструкции гостиница «Ленинградская». В ней заменили почти все внутренности. Она открылась заново в 2008 году, большей частью уже принадлежа сети отелей «Хилтон». Новое название - «Hilton Moscow Ленинградская».

Михаил Блинкин

С годами менялся облик площади, который был откровенно плох. За последние годы её привели в порядок. Окрестности Казанского вокзала были ужасны. Сегодня Комсомольская площадь по сравнению с тем, что было лет 10–15 назад стала чуть-чуть цивилизованнее, это факт. Вокруг вокзалов более-менее упорядочен парковочный режим. Вместо какого-то грязного караван-сарая, вот этого проезда, выходящего на Новорязанскую улицу, он цивилизовался. Всё, чего можно было достичь организационными, планировочными мерами, вложениями в благоустройство, - это было сделано.

Кардинальное решение здесь - сооружение удалённых вокзалов. Надо понимать: согласно транспортной социологии, очень немногим людям, прибывшим на Комсомольскую площадь, нужно сразу же попасть в центр Москвы. Сейчас перевалочным пунктом становится большая площадь в самом центре города. Сейчас обсуждается (пока на уровне экспертов) вопрос о выносе вокзалов поближе к МКАД. Скорее всего, рано или поздно Москве придётся это сделать. Огромное число людей: кому нужно в Митино, кому - в Нарофоминск, кому и вовсе в Балашиху. Мы всех их в центр привезли - хорошо ли это? Вряд ли.

Есть такой поезд - Брюссель-Лондон или Париж-Лондон, он приходит прямо в центр Лондона. Но там основная масса пассажиров - это туристы. Наши пассажиры поездов дальнего следования - не туристический транзит. Это быт, это социальные связи, это совсем другое.

НОВЫЕ ПАМЯТНИКИ

Переименований Комсомольская площадь в новой России избежала. «Каланчёвская» не вернулась, а вокзал остался Ленинградским. Но без Ленина. При ремонте здания в 2008-2013 годах бюст Ильича убрали из большого зала. И не вернули, перевезя в Музей московской железной дороги. Теперь на его месте проход на второй этаж, а надпись про Ленина, которая красовалась на фоне бюста, заменена на «Добро пожаловать в Москву!». Другое монументальное изменение рядом с Ленинградским - фонтан 2011 года к востоку от вокзала со скульптурой Георгия Победоносца.

Идеологически не завершённой выглядит переделка Ярославского вокзала. В 2002 году в нём открыли часовню Сергия Радонежского. Но при последующих реконструкциях с крыши, где находится кованый гребешок, не убрали серп и молот, а над главным входом оставили герб СССР.

На площади трёх вокзалов в 2003 году открыли памятник работы Салавата Щербакова уже упоминавшемуся нами первому министру путей сообщения Павлу Мельникову. Спустя 10 лет рядом, около Казанского вокзала, поставили скульптурную композицию того же Щербакова создателям российских железных дорог: Николаю I, инженерам отцу и сыну Черепановым, Францу фон Герстнеру, министрам путей сообщения Михаилу Хилкову, Сергея Витте и Мельникову.

Тем самым площадь спустя 150 лет обрела изображения людей, которые её и прославили.

Кроме того, в непосредственной близости от площади находится большой транспортный узел – железнодорожная станция Каланчевская. Собственно своим возникновением площадь обязана активному железнодорожному строительству в середине XIX века.

Ленинградский вокзал

А в XVIII веке это место называлось Каланчевским полем. Поле было обширным – от Земляного вала и до Красного пруда. На южной окраине его стояло болото, откуда вытекал ручей, а на северо-западном краю, ближе к Спасской улице, возвышалась высокая каланча над деревянным зданием царского путевого дворца Алексея Михайловича, который так и назывался – Каланчевский. Вслед за ним и поле стали называть Каланчевским, а потом и площадь получила то же название.

После постройки в XVIII веке Камер-Коллежского вала эта территория вошла в состав Москвы. По южному краю поля проходила дорога от Мясницкой, мимо Красного пруда, к селу Стромынь и во Владимирскую землю, а в северной части поля находился Артиллерийский полевой двор, где хранились орудия и проходили учения артиллеристов. Улица, бывшая частью прежней дороги, ближайшая к Земляному валу, так же как и площадь, получила название Каланчевской. Она образовалась, когда в конце XVIII века перевели с Чистых прудов лесной ряд и построили лавки для торговли стройматериалом. Лесной ряд начал исчезать лишь с появлением Николаевского (ныне Ленинградского) вокзала, и улицу начали застраивать жилыми домами.

Архитектурная застройка просторной Каланчевской площади тесно связана со строительством вокзала для железной дороги, которая в 40–50-х годах XIX века должна была соединить Петербург и Москву. Указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург – Москва был подписан Николаем I в феврале 1842 года. Петербуржско-Московская железная дорога была самой длинной в мире двухпутной дорогой.

Проект строительства обоих вокзалов и в Москве, и в Петербурге был поручен придворному архитектору и любимцу императора Николая I Константину Тону , создателю русско-византийского стиля. Тон в то время вел активное строительство в Кремле – Кремлевский дворец , воссоздание колокольни Ивана Великого, Оружейная палата. Он также был автором проекта храма Христа Спасителя. Строить два практически одинаковых вокзала в Москве и Петербурге ему помогал архитектор Рудольф Желязевич.

В Москве Тон разработал архитектурный план Каланчевской площади, согласно которому на ее северной границе планировалось строительство вокзала, с башней с часами и богатым декором, а по бокам должны были расположиться еще два здания с более скромной отделкой – таможня и жилой дом, который так и не построили. Строительство здания вокзала было окончено в 1849 году, а дорогу, которая обошлась бюджету в 67 млн рублей, открыли 16 августа 1851 года. В этот день первый поезд с императором, свитой и двумя батальонами гвардейцев Семеновского и Преображенского полков проехал от Петербурга до Москвы.

С 1855 года, после смерти императора, и железная дорога, и вокзал стали называться Николаевскими в его честь. Дорогу переименовали в 1923 году, она стала называться Октябрьской, а вскоре переименовали вокзал, уже в Ленинградский.

Когда Россия вступила в период индустриализации, которой способствовало масштабное строительство железных дорог, везде появлялись вокзалы, и рядом с Николаевским вокзалом вскоре появилось еще два.

Ярославский вокзал

Ярославский вокзал, или, как его тогда называли, вокзал Троицкой железной дороги, ибо путь протянули сначала только до Сергиева Посада, где находилась Троице-Сергиева лавра , был построен рядом с Николаевским примерно десять лет спустя. Первоначально вокзал предполагалось выстроить на 1-й Мещанской, на месте университетского Ботанического сада. Но университет не согласился отдать это место, и тогда решили сосредоточить все вокзалы на Каланчевском поле. Московский митрополит Филарет 18 августа 1862 года совершил молебен и освятил вокзал, здание которого было поначалу неприметным.

Позднее дорога достигла Архангельска и соединила Москву с огромными территориями Русского Севера, и вокзал, вернее его фасад, в 1902 году полностью перестроили. Автором этого, весьма необычного здания был Федор Шехтель, который делал проект для тогдашнего владельца дороги – Саввы Мамонтова, но строил уже для государства (Мамонтов к тому моменту разорился). И если Николаевский вокзал – это однофасадное здание и обход его по периметру не дает новых впечатлений, то Ярославский – это уже всефасадность, многообразие, которое принесла эпоха модерна. Автором проекта вокзала, в котором считывается силуэт русского храма, главный акцент был сделан на входе, напоминающем открытые крепостные ворота в нижнем ярусе могучей башни. На здании вокзала помещены лепные гербы Москвы, Ярославля и Архангельска.

Казанский вокзал

И, наконец, последним на Каланчевской площади выстроили вокзал Рязанской дороги, первый участок которой – до Коломны – открыли 20 июля 1862 года. Вокзал так и назвали – Рязанский. Длинное одноэтажное здание с центром, выделенным башенкой, построил архитектор А.П. Попов, но со временем вокзал оказался тесным. В 1864 году деревянный вокзал заменили каменным, построенным по проекту архитектора М.Ю. Левестама. Здание было не очень большим, дебаркадер и платформы с путями имели общую крышу с вокзалом. Над входом высилась башенка с часами. Новое здание было не очень функциональным, и до нашего времени от этой постройки сохранилось лишь ажурное здание веерного депо, построенное в итальянском стиле.

В 1893–1894 годах, когда железнодорожные пути продлили до Казани, железную дорогу переименовали в Московско-Казанскую, а вокзал, соответственно, стал Казанским. В связи с продлением дороги пассажирский поток значительно возрос, и встал вопрос о строительстве нового здания вокзала. В правление железной дороги поступило несколько проектов, но все они имели недостатки и были отвергнуты.

В итоге в 1914 году стали строить новый вокзал по проекту архитектора Алексея Щусева , с 1901 года занимавшего должность главного архитектора Святейшего Синода. Новый комплекс Казанского вокзала он строил в романтическом стиле русской версии модерна, в котором работал и ранее, при создании храмов. Центральный вход вокзала архитектор решил увенчать стилизацией казанской башни княжны Сююмбике высотой 73 метра, а еще одну, промежуточную башню украсить оригинальными часами со знаками зодиака. Циферблат этих часов расписывал сам Щусев. Архитектор внимательно исследовал многие русские постройки XVII века, заимствуя и творчески перерабатывая их детали, например, мотивы декоративной обработки портала большого арочного проема башни вокзала со входом в вестибюль заимствованы у ворот здания женского отделения Преображенской старообрядческой общины, полукруглые гребешки – у собора в Астрахани.

Завершить строительство планировалось в 1916 году, однако Первая мировая война и революции 1917 года самым печальным образом сказались на финансировании проекта. Щусев, однако, не бросил свое детище и продолжал руководить строительством вокзала и его отделкой в течение почти 30 лет. Отделку вокзального ресторана и вестибюля выполнил художник Евгений Лансере. Архитектор покинул стройку лишь в 1940 году, так и не реализовав ряд своих идей. Перед войной вокзальное здание решили сделать роскошным и поэтому облицевали его ценным уральским мрамором «уфалей», не гармонирующим с внешним обликом всего сооружения.

С левой стороны к вокзалу примыкает массивный полукруг здания, которого не было в оригинальном проекте. Это клуб рабочих Казанской железной дороги (КОР), также спроектированный Щусевым и выстроенный к 10-й годовщине Октябрьской революции. Именно здесь находился стул мадам Петуховой, тот самый, где и были запрятаны бриллианты, из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев».

На самом деле на Каланчевской площади было не три вокзала – Николаевский, Ярославский, Казанский, а четыре. В 1896 году, вскоре после открытия царской ветки, по которой царские поезда передавали с Николаевской дороги на Смоленский (Белорусский) вокзал, ближайший к Петровскому дворцу, был построен Царский павильон. Теперь это станция Каланчевская на ветке железной дороги, проходящей над площадью по эстакаде. Она соединяет Комсомольскую площадь с другими тремя московскими вокзалами: Белорусским, Курским и Рижским.

Площадь трех вокзалов

В советское время площадь решили соединить с центром города линией метро.

Было построено две станции: радиальная в 1935 году по проекту архитектора Дмитрия Чечулина и кольцевая в 1952-м по проекту Щусева, который в ее оформлении вернулся к теме Казанского вокзала. В 1949–1954 годах на площади было возведено высотное здание гостиницы «Ленинградская». Возле здания Ярославского вокзала находится памятник В.И. Ленину, открытый в 1967 году. В районе площади, недалеко от Ленинградского вокзала, есть еще один, менее известный памятник Ленину. Это серебряная скульптура вождя пролетариата, которая стоит на железнодорожных колесах, – один из первых памятников Ленину. Он был воздвигнут рабочими паровозных и вагонных мастерских пятого участка тяги Октябрьской железной дороги 5 ноября 1925 года. Еще один памятник Ильичу в 1975 году был поставлен внутри Ленинградского вокзала.

В 1983 году на Комсомольской площади появилось здание универмага «Московский», ставшего одним из самых крупных магазинов Москвы. В 2000-х годах Комсомольская площадь была реконструирована. В 2003 году на ней был установлен памятник министру путей сообщения России и одному из создателей проекта Николаевской железной дороги П.П. Мельникову. А 1 августа 2013 года перед Казанским вокзалом открыли памятник создателям российских железных дорог работы народного художника России Салавата Щербакова.

История названия
Согласно наиболее распространённому мнению, изначальное название площади - «Каланчёвская» - по дворцу Алексея Михайловича с деревянной вышкой - «каланчой» (см. ниже). Каланчёвская площадь была переименована в «Комсомольскую» в 1933 году в честь комсомольцев - строителей метрополитена (под площадью прошла первая очередь первой линии московского метро) как подарок к 15-летию ВЛКСМ.

В обиходе она известна как «Площадь Трёх вокзалов» или просто «Три вокзала». В 2003 году в некоторых газетах было опубликовано сообщение о переименовании площади в «Площадь Трёх вокзалов». В действительности, однако, такого переименования не было, площадь сохраняет название «Комсомольская площадь».

В XVII веке на месте нынешней площади находились луга и болота, известные как Каланчёвское поле. С южной стороны, то есть стороны современного Казанского вокзала, находилось болото, по которому протекал ручей Ольховец. С востока, между нынешним Ярославским вокзалом и Верхней Красносельской улицей, поле ограничивал крупный пруд, созданный благодаря запруде на Ольховце и известный с 1423 г. как Великий, а впоследствии - как Красный.

Размерами он был равен Московскому Кремлю (23 га). К югу из пруда вытекала речка Чечёра, через которую был перекинут деревянный мост. По мосту проходила Стромынская дорога (на село Стромынь и далее в Суздаль), по линии западной части Комсомольской площади, Краснопрудной улицы и далее улицы Стромынки.

На северной стороне пруда (по другим источникам на месте Большой Спасской улицы) Алексей Михайлович выстроил себе путевой дворец, как считается с деревянной вышкой (по-татарски «каланчой»), откуда и поле перед дворцом и получило название Каланчёвского. На противоположной от поля стороне пруда находилось дворцовое Красное село, ставшее со временем крупной ремесленной слободой.

На западе поле доходило до середины нынешней Большой Спасской улицы (названа по Спасской церкви, которая стояла на краю поля). Впоследствии, в конце XVII в, на западном берегу пруда - со стороны Николаевского (Ленинградского) и Ярославского вокзалов (на земле ямщиков Переяславской слободы) был построен Новый полевой артиллерийский двор - завод и склад пушек и ядер со стрельбищем.

Его составлял целый ряд деревянных строений, раскинувшихся на площади 20 га. и окружённых каменной стеной. Благодаря этому, поле и оставалось незастроенным.

Красное село вошло в историю Смутного времени: 1 июня 1605 г., там появились посланцы Лжедмитрия I Гаврила Пушкин и Наум Плещеев, и их появление стало толчком к восстанию, перекинувшемуся на Москву и положившему конец династии Годуновых.

Петр I любил устраивать на Красном пруду праздники с пушечной пальбой и фейерверками: в честь взятия Азова (1697) и в честь мира с Турцией (1699), и в честь мира со Швецией (1722). Академик И. Е. Забелин в статье «Древности Москвы и их исследование» (1867) полагает, что (вопреки распространенному ныне мнению) именно от празднеств в честь взятия Азова поле получило название, так как на нем были выстроены две вышки - «каланчи», копии азовских, которые показательно штурмовали русские солдаты.

Артиллерийский двор сгорел и взорвался в 1812 году, причём взрыв потряс всю восточную часть Москвы. В 1849 году на месте Артиллерийского двора и западнее архитектором А. К. Тоном был построен вокзал (с 1856 - Николаевский, впоследствии Ленинградский).

К западу от вокзала находится большое (по тем временам) здание, в которое в 60-х гг. была переведена с Пятницкой улицы таможня. По противоположной стороне площади располагались лесные ряды (напоминанием о чем - нынешний Леснорядский переулок).

В 1862 г. между Николаевским вокзалом и Красным прудом был построен небольшой Ярославский вокзал, в 1907 г. замененный современным, в стиле модерн с элементами древнерусской архитектуры (арх. Ф. О. Шехтель).

С проведением Рязанской (ныне Казанской) железной дороги, началось строительство вокзала на месте лесных рядов: в 1860 г. болото было осушено, речка Ольховец заключена в трубу, а лесные ряды удалены; само здание Рязанского (Казанского) вокзала было построено в 1862-64 гг. В 1911-1926 это здание было заменено современным по проекту А. В. Щусева.

В конце XIX в. была заключена в трубу речка Чечора, а на месте древянного моста через нее и дальше к востоку прошла Краснопрудная улица. Затем, в 1901-1910 гг., был засыпан и сам Красный пруд, а на его месте устроены лесные склады.

В 1933-34 гг. на площади было открытым способом проложено метро. В 1933 году Каланчёвская площадь была переименована в Комсомольскую площадь. Между Ленинградским и Ярославским вокзалами сооружен павильон станции «Комсомольская», замененный в 1952 г. новым, общим для «Комсомольской» и вновь построенной «Комсомольской-кольцевой».

Комсомольская площадь (до 1933 Каланчёвская площадь) - площадь в Москве, на которой расположены сразу три вокзала: Ленинградский, Ярославский и Казанский.Также в народе называется Площадь Трёх вокзалов.

История названия
Согласно наиболее распространённому мнению, изначальное название площади - «Каланчёвская» - по дворцу Алексея Михайловича с деревянной вышкой - «каланчой» (см. ниже). Каланчёвская площадь была переименована в «Комсомольскую» в 1933 году в честь комсомольцев - строителей метрополитена (под площадью прошла первая очередь первой линии московского метро) как подарок к 15-летию ВЛКСМ.

В обиходе она известна как «Площадь Трёх вокзалов» или просто «Три вокзала». В 2003 году в некоторых газетах было опубликовано сообщение о переименовании площади в «Площадь Трёх вокзалов». В действительности, однако, такого переименования не было, площадь сохраняет название «Комсомольская площадь».

В XVII веке на месте нынешней площади находились луга и болота, известные как Каланчёвское поле. С южной стороны, то есть стороны современного Казанского вокзала, находилось болото, по которому протекал ручей Ольховец. С востока, между нынешним Ярославским вокзалом и Верхней Красносельской улицей, поле ограничивал крупный пруд, созданный благодаря запруде на Ольховце и известный с 1423 г. как Великий, а впоследствии - как Красный.

Размерами он был равен Московскому Кремлю (23 га). К югу из пруда вытекала речка Чечёра, через которую был перекинут деревянный мост. По мосту проходила Стромынская дорога (на село Стромынь и далее в Суздаль), по линии западной части Комсомольской площади, Краснопрудной улицы и далее улицы Стромынки.

На северной стороне пруда (по другим источникам на месте Большой Спасской улицы) Алексей Михайлович выстроил себе путевой дворец, как считается с деревянной вышкой (по-татарски «каланчой»), откуда и поле перед дворцом и получило название Каланчёвского. На противоположной от поля стороне пруда находилось дворцовое Красное село, ставшее со временем крупной ремесленной слободой.

На западе поле доходило до середины нынешней Большой Спасской улицы (названа по Спасской церкви, которая стояла на краю поля). Впоследствии, в конце XVII в, на западном берегу пруда - со стороны Николаевского (Ленинградского) и Ярославского вокзалов (на земле ямщиков Переяславской слободы) был построен Новый полевой артиллерийский двор - завод и склад пушек и ядер со стрельбищем.

Его составлял целый ряд деревянных строений, раскинувшихся на площади 20 га. и окружённых каменной стеной. Благодаря этому, поле и оставалось незастроенным.

Красное село вошло в историю Смутного времени: 1 июня 1605 г., там появились посланцы Лжедмитрия I Гаврила Пушкин и Наум Плещеев, и их появление стало толчком к восстанию, перекинувшемуся на Москву и положившему конец династии Годуновых.

Петр I любил устраивать на Красном пруду праздники с пушечной пальбой и фейерверками: в честь взятия Азова (1697) и в честь мира с Турцией (1699), и в честь мира со Швецией (1722). Академик И. Е. Забелин в статье «Древности Москвы и их исследование» (1867) полагает, что (вопреки распространенному ныне мнению) именно от празднеств в честь взятия Азова поле получило название, так как на нем были выстроены две вышки - «каланчи», копии азовских, которые показательно штурмовали русские солдаты.

Артиллерийский двор сгорел и взорвался в 1812 году, причём взрыв потряс всю восточную часть Москвы. В 1849 году на месте Артиллерийского двора и западнее архитектором А. К. Тоном был построен вокзал (с 1856 - Николаевский, впоследствии Ленинградский).

К западу от вокзала находится большое (по тем временам) здание, в которое в 60-х гг. была переведена с Пятницкой улицы таможня. По противоположной стороне площади располагались лесные ряды (напоминанием о чем - нынешний Леснорядский переулок).

В 1862 г. между Николаевским вокзалом и Красным прудом был построен небольшой Ярославский вокзал, в 1907 г. замененный современным, в стиле модерн с элементами древнерусской архитектуры (арх. Ф. О. Шехтель).

С проведением Рязанской (ныне Казанской) железной дороги, началось строительство вокзала на месте лесных рядов: в 1860 г. болото было осушено, речка Ольховец заключена в трубу, а лесные ряды удалены; само здание Рязанского (Казанского) вокзала было построено в 1862-64 гг. В 1911-1926 это здание было заменено современным по проекту А. В. Щусева.

В конце XIX в. была заключена в трубу речка Чечора, а на месте древянного моста через нее и дальше к востоку прошла Краснопрудная улица. Затем, в 1901-1910 гг., был засыпан и сам Красный пруд, а на его месте устроены лесные склады.

В 1933-34 гг. на площади было открытым способом проложено метро. В 1933 году Каланчёвская площадь была переименована в Комсомольскую площадь. Между Ленинградским и Ярославским вокзалами сооружен павильон станции «Комсомольская», замененный в 1952 г. новым, общим для «Комсомольской» и вновь построенной «Комсомольской-кольцевой».

Одним из самых оживленных и посещаемых мест в Москве является Комсомольская площадь. И это совсем не удивительно, если вспомнить, что тут стоят сразу три вокзала. Вот откуда прижившееся в народе название «Площадь трех вокзалов».

История

Долгое время площадь называлась Каланчевской, так как на ней стояла пожарная каланча, и располагался деревянный императорский дворец, а рядом Николай I повелел построить первый в столице железнодорожный вокзал. Поначалу он назывался Николаевским, но сейчас именуется Ленинградским. Позднее возвели Казанский и Ярославский вокзалы.

Когда думали, как прокладывать первую в Москве коножелезную дорогу, то решение было одноголосным: от центра к трем вокзалам. По этому пути пустили и первый троллейбус. На Каланчевой площади построили трамвайное кольцо, а рядом, на Краснопрудной улице, возвели электрическую подстанцию. В тридцатые годы XX столетия возле трех вокзалов появилась первая линия Московского метрополитена, и площадь с 1933 года стали называть Комсомольской, в честь трудящейся молодежи.

Интересно, что все три вокзала на Площади трех вокзалов соединяются друг с другом подземными переходами, с каждого вокзала можно пройти на станцию метро «Комсомольская». Такое взаиморасположение вокзалов очень выгодно для транзитных пассажиров, которых в Москве ожидает пересадка.

На Комсомольской площади расположен Центральный дом железнодорожников. По своему архитектурному стилю он напоминает Казанский вокзал.

Краснопрудная подстанция – главное украшение этого места, она до сих пор выполняет свои функциональные обязанности, ради которых ее и построили.

Легенды Комсомольской площади

Среди людей, изучающих аномальные зоны, Комсомольская площадь известна как место с особой энергетикой. Эта теория подтверждается не только высоким числом криминальной публики, которая собирается на вокзалах (аферисты и жулики, попрошайки и бомжы, проститутки и карманные воры). В истории площади тоже хватает зловещих случаев, которые за столетия успели обрасти легендами.

Предания гласят, что в XIV веке здесь высился мужской монастырь. В одну ненастную ночь, когда хлестал страшный ливень, одинокий путник попросил в монастыре приюта, но испуганные монахи отказали ему в крове. Странник в гневе проклял монастырь, и вскоре здание разрушилось. Место стали обзывать проклятым и обходили его десятой дорогой (скептики утверждают, что жители избегали этой местности из-за ее болотистости).

Триста лет на этих местах не строили ничего, хотя пытались по-соседству разрабатывать песчаные карьеры, но рабочие покрылись непонятными язвами, и разработки пришлось прекратить. Царь Алексей Михайлович построил тут путевой дворец, но останавливался в нем всего один раз, а в XIX веке здание сгорело. Пожар также уничтожил в 1812 году стоявший здесь Артелерийский двор, на котором по непонятной причине взорвались снаряды. Все эти несчастные случаи народ приписал действию проклятия.

Итальянский антрепренер посмеялся над суеверными москвичами и с широким размахом возвел на проклятом месте театр, который сгорал дотла целых три раза. В наше время в районе трех вокзалов периодически происходят хрональные аномалии, время то замедляется, то происходит скачок на несколько часов, без вести исчезают люди.

Парапсихологи все эти чудеса объясняют тем, что здесь в одну точку сходится много железнодорожных дорог, трамвайных путей и линий метро – это и порождает энергетические аномалии. Так это или нет, пока доподлинно неизвестно. Но верно, что Комсомольская площадь – крупнейший транспортный узел столицы. Кроме того, это место славится зданиями самых разных стилей, каждое из которых – архитектурный памятник.

Видео: