Нет в силе бог а правде. Святой Александр Невский

И вновь игрокам в программе "Кто хочет стать миллионером?" Дмитрием Дибровым был задан довольно сложный вопрос, ведь это уже самый разгар игры. В такое время вопросы отнюдь не лёгкие и ответы могут быть самые невероятные. Ниже сам вопрос в оригинале, а также варианты ответа, правильный из которых традиционно выделен синим цветом.

Где впервые произнесена фраза "Не в силе Бог, а в правде", ставшей впоследствии крылатой?

В 1240 году войско шведов на кораблях под командованием зятя шведского короля Биргера вторглось в Неву. Швед прислал в Новгород к князю Александру гонцов со словами: «Если можешь, сопротивляйся - я уже здесь и пленяю твою землю». Александр, несмотря на то, что он был с малочисленной дружиной решил дать бой шведам. По русской традиции, перед важным сражением Александр пришел в Софийский собор, где он вместе со святителем и новгородским народом совершил молитву. Окончив молитву и приняв благословение от святителя Спиридона, князь Александр вышел к своей дружине и новгородскому народу и сказал: «Братья! Не в силе Бог, а в правде!».

  • в Новгороде
  • в фильме "Брат 2"
  • в Белом море
  • в соборе Парижской Богоматери

Правильный ответ на вопрос: в Новгороде.

Эссе

ученицы 10 класса Мустайкиной Анжелики

«Не в силе Бог, а в правде».

Издавна люди обращаются к Богу. Чаще всего они упоминают его имя в те моменты, когда им нужна помощь, когда не хватает сил доказать свою правоту. Просьбы людей бывают услышаны, происходят чудеса.

В одном знаменитом изречении князя Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде» противопоставляются правда с силой, а не как принято с ложью. А есть ли сила в правде, которую в нас воспитывают с детства? Ведь именно с детства в нашем сознании вместе с понятием «правда» формируется и вера в Бога.

Верить в Бога или нет – дело каждого, отдельно взятого человека. Но ещё в давние времена вера вдохновляла русских воинов на полях ратных сражений. Практически все воины верили в Бога, и в минуты самых серьёзных сражений обращались к нему за помощью. Даже великие полководцы перед военными походами всегда просили благословения у Бога.

Одним из наиболее почитаемых и любимых в народе героев-защитников Земли Русской является Александр Невский. Мы знаем его как одного из самых успешных правителей Руси, причиной тому были его многочисленные военные успехи, а самый главный его успех – это, пожалуй, победа в «Ледовом побоище». Исходя из вышеупомянутого нами изречения Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде» невольно задумываешься о существовании Бога, ведь немногочисленное войско Александра побило огромную армию тевтонских рыцарей. Может быть именно поэтому, зачастую, побеждает не сила, а справедливость. В сердцах людей живёт вера на которую люди опираются даже в самые тяжёлые моменты своего жизненного пути.

Одним из примеров может служить фильм известного режиссёра Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», снятый в 1938 году. Этот фильм был создан для того, чтобы вселить в людей веру, вдохновить на защиту Отечества от нависшей угрозы фашизма.

Слышится героическая музыка композитора Сергея Прокофьева, которая усиливает эмоциональное воздействие на зрителя.

Два великих художника, С. Эйзенштейн и С. Прокофьев, сумели добиться впечатляющей связи между зрительными и музыкальными образами.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что изречение Александра Невского «Не в силе Бог, а в правде» затронуло не только военную тему, но и области искусства, в частности кино и музыку. Например, в опере Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин» мы встречаемся с такими понятиями как «сила» и « правда». Сила была на стороне польских захватчиков, а правда на стороне русского героя Ивана Сусанина. Определённо в этом произведении мы наблюдаем победу правды над силой, а это свидетельствует о том, что Бог на стороне справедливости и правды.

В современном мире наблюдается тот факт, что правда всегда оказывается в меньшинстве, но, практически, всегда побеждает. Мне кажется, что это вселяет в каждого человека надежду на то, что не столь важно есть ли у тебя сподвижники или ты один в своих убеждениях, но если ты прав, то справедливость всё равно будет на твоей стороне.

Кадетский Президиум установил девизом XIX Кадетского Съезда известное изречение Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского: "Не в силе Бог, а в правде! ".

Так гласило первое изречение на арках храмового свода в Первом Русском Великого Князя Константина Константиновича кадетском корпусе, в Белой Церкви, в Югославии.

Каждая исторически значительная страна отличается от других стран не только своей территорией, населением и собственным суверенным правительством, но также и своими отличительными духовными, культурными и бытовыми характеристиками. Именно в этом заключается подлинный "плюрализм", в хорошем понимании этого слова. Да и сама демократия, склонением каковой на все лады сегодня прикрываются многие пороки, абсолютно немыслима без реальной возможности для всех стран свободно выбирать себе свой собственный исторический профиль .

Этот исторический профиль формулируется во всех странах главным образом их выдающимися историческими лидерами . Одним из основных признаков такого "лидерства" является несомненное, очевидное и практически единодушное соборное согласие ряда поколений данного народа в безоговорочном признании своих определённых великих людей такими выразителями общей народной исторической воли . Пользуясь современной терминологией, можно сказать, что такое соборное согласие является высшей формой "консенсуса ", "консенсуса" устойчивого , выходящего за рамки сиюминутных высказыаний во время демографических опросов и простирающегося на многие поколения народа. Значит, это не партийный, а общенародный консенсус. Например, никто в США не сомневается в таком лидерстве Вашингтона, Джефферсона, Мэдисона и Линкольна. Их высказывания и определения являются важной составной частью мировоззрения этой страны.

Национальное и государственное мировоззрение России тоже формулировалось и определялось, в течение более чем тысячи лет, её великими людьми и вождями: Святым Владимиром, Ярославом Мудрым, Владимиром Мономахом, Святым Александром Невским, Святым Димитрием Донским, Святым Сергием Радонежским. Уже в современную эпоху этот список наших исторических национальных лидеров можно дополнить такими именами, как генералиссимус князь А. В. Суворов, Святой Феодор Ушаков, адмирал П. С. Нахимов, Великий Князь Константин Константинович, и так далее. Нельзя также забывать и наших многочисленных великих деятелей русской культуры и русской науки, несметно обогативших своим творчеством мировую цивилизацию. Например, сегодняшняя наука немыслима без путеводных достижений таких великих русских гениев, как Ломоносова, Лобачевского, Циолковского и Менделеева. Также и в мировых литературе, музыке и в остальных отраслях искусства Россия имеет своих не менее достойных и не менее выдающихся представителей. Причём весьма знаменательно, что все они творили в общих рамках нашей великой русской культуры , в согласии с нашим русским мировоззрением .

Святой Александр Невский занимает ключевую позицию в русской истории и в русском мировоззрении. Хронологически его жизнь проходила не только на стыке двух великих периодов русской истории, когда заканчивалась её славная Новгородско-Киевская эпоха, длившаяся ровно четыре века (от основания Русского Государства в Новгороде в 862 году до смерти самого Святого Александра Невского, Великого Князя Киевского, в 1263 году). Именно от него, через его сына Даниила, первого Князя Московского, началась та ветвь русских государей, которая снова воссоединила всю Русь, после её тогдашнего первого расчленения. Кроме того, Святой Александр Невский оставил России навсегда свое духовно-политическое завещание , в основном состоящее из двух заветов, бывших для неё фундаментальными с самого начала Русского Государства: сохранение Россией своей самобытности и своей правды .

При Святом Александре Невском самобытность наша оказалась одновременно подверженной двум смертельным опасностям, с Востока и с Запада. Как видно, именно тогда, уже при Святом Александре Невском, наступила для нас та же самая геополитическая современность, которая продолжает угрожать нам и сегодня. Так что тогдашняя удачная политика этого нашего великого государственного деятеля является в этом отношении для нас и сегодня направляющей. Особенно это касается его категорического отказа от нашего духовного самоубийства перед Западом, с ошибочной надеждой обеспечить себе этим лучшие позиции перед Востоком.

Идея русской правды присутствовала неизменно в Русском Государстве с самого его основания. Сегодня, в русском языке понятие "правды " зачастую приравнивается к понятию "истины ". Однако, это понятие истины, в свою очередь, тесно связано с понятиями права и закона . Например, греческий термин "dikaiosune", соответствующий латинскому "justitia", в четвертой евангельской заповеди блаженства переводится как "правда ". (Это слово встречается в Новом Завете более восьмидесяти раз).

Поэтому "русская правда" - это скорее "русское право", чем "русская истина", что и подтверждается названием первого русского Свода законов, составленного Великим Князем Киевским Ярославом Мудрым в XI веке. В свою очередь, латинские слова veritas, verus и немецкое слово Wahrheit, обозначающие "истину", этимологически родственны русскому слову "вера", что указывает на тесную смысловую связь между этими понятиями.

Если принять во внимание, что в ветхозаветном и в христианском пониманиях право, в конечном итоге, восходит к Закону, данному Богом, то в обоих этих понятиях "истины" и "права" мы находим объективную и даже абсолютную основу. Абсолютный характер правды подтверждается в русском языке в области музыки выражением "не врите", в смысле: "вы взяли неправильную ноту". В данном случае, истина одна , так как в музыке правильную ноту можно точно определить и выразить точным числом колебаний звука. Таким образом, "правильная нота" одна, абсолютна, то есть не относительна. Только отклонения от этой одной определенной частоты (т. е. "враньё") могут быть множественными (плюралистичными) и относительными по отношению к ней.

Таким образом, изречение Святого Александра Невского "не в силе Бог, а в правде!" имеет не только политический, но и гораздо более глубокий историософский и философский смысл.

Хронологически - первое упоминание о праве в нашей истории находится в описании самого учреждения нашего Государства. Летопись отмечает под 862 годом первое учредительное суверенное решение нашего народа: "Реша сами в себе: поищем себе князя, иже бы володел нами и судил по праву ".

В то же самое время соседние викинги утверждали: "Мы не признаем другого права, кроме права меча , у нас нет иной цели, кроме умерщвления врагов и грабежа". Им отвечал первый русский новгородский епископ Лука: "Имейте любовь ко всякому человеку... Люби правду и за правду, за Божий закон , будь готов умереть".

(При епископе Луке строилась новгородская Святая София, как завершение трёхсегментной духовно-геополитической оси Константинополя, Киева и Новгорода, с одноименными храмами, посвященными Премудрости Божией).

Наш народ всегда сознавал жизненную необходимость правды и права . Это сознание проходит красной нитью через всю нашу историю и связывает собой легитимную власть с народом. Именно отсутствие этого нашего высшего принципа у временщиков, самозванцев и воров всегда обличало их власть как нелегитимную.

Уже киевляне говорили князю Игорю: "Аще кому будет из нас обида, то ты прави". Его правнук, Великий Князь Киевский Ярослав Мудрый, составляет "Русскую правду ", первый Свод русских законов. Летописец видит высший беспорядок в том, что во время болезни сына Ярослава Мудрого, Князя Всеволода, "людям не доходити княжей правды ". Сын Всеволода, Великий Князь Владимир Мономах, в своем Завещании указывает своим детям-воинам: "Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю... Всего же более, убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не позволяйте сильным погубить человека... Ни невинного, ни преступного не убивайте ни велите убивать; хотя и будет достоин смерти, не губите никакой христианской души". Летописец говорит про Владимира Мономаха: "Милостив же бяше паче меры, поминая слово Господне".

Легитимный носитель Верховной Власти в России должен быть Удерживающим от беззакония , "устрояющим словеса на суде, хранящим истину в веки, творящим суд и правду по среде земли" , как говорит митрополит Никифор в своем послании Владимиру Мономаху.

Легитимность власти оправдывается, во-первых, её не узурпаторским (сиречь не революционным) происхождением (при своей смерти, отец Владимира Мономаха, Князь Всеволод, говорит сыну: "Аще ты подасть Бог прияти власть стола моего, по братьи своей, с правдою, а не с насильем ") и, во-вторых, своим полным подчинением тем целям, которые весь русский народ соборне считает для себя высшими. Всё это и было резюмировано Святым Александром Невским семью словами: "Не в силе Бог, а в правде!".

Однако сегодня этот наш девиз приобретает еще одну весьма важную, доселе мало замечавшуюся проекцию. Ведь это сегодня, как и тогда, как и всегда, подлинная альтернатива по отношению к другой, выше отмеченной программе, выраженной словами: "Мы не признаем другого права, кроме права меча !".

Согласно этому нашему девизу, только право и правда являются подлинной альтернативой для меча. Вернее, меч вообще только и допустим и оправдан, если он служит инструментом права.

Сегодня весь мир жадно жаждет такой альтернативы права и правды. Другой альтернативы у мира нет, тем более после позорного провала всех космополитических идеологий, пытавшихся подменить своими мифами коренные нравственные принципы человечества, в том числе и права.

Весь мир сегодня знает, иногда подспудно, а зачастую и сознательно, что только Россия, если она вернётся на свой собственный правильный путь, может быть глобальным катализатором такой альтернативы правды, истины, права и справедливости. "Якоже чада света ходите: плод бо духовный есть во всякой благостыни и правде и истине ". (Еф. 5, 8-9).

Кроме того, именно сегодня одновременное требование истины и справедливости стало особенно актуальным после систематических злодеяний разных человеконенавистнических диктатур ХХ века. В Латинской Америке все левые течения, включая даже и коммунистов, давно выдвинули требование: "Verdad y Justicia " (истина и справедливость). Ведь, после многих злодеяний, сегодня уже невозможно судить всех виновных, но необходимо хотя бы, чтобы истина об этих злодеяниях была недвусмысленно установлена.

В этом заключается минимальная справедливость, от которой никто не имеет права отрекаться.

Сегодня часто подымается и вопрос о необходимости объединений, в том числе кадет и суворовцев. Однако, подлинное объединение, как и подлинная свобода, возможны только лишь в истине и правде , или, как говорят по-испански сегодня в Латинской Америке: "en verdad y justicia ". "И познаете истину, и истина сделает вас свободными " . (От Иоанна, 8, 32). Объединение требует также и устранения разъединяющей символики, ибо оно возможно только лишь под символикой наших общих предков.

В рамках именно таких всеобщих надежд на конечное торжество истины и правды, и с целью их подтверждения, немногие еще живые русские зарубежные кадеты и выдвинули сегодня снова этот наш общий старый непобедимый русский девиз:

Не в силе Бог, а в правде!

(Передовица журнала "Кадетская перекличка" N 78, который должен выйти из печати в мае 2007 г.).

Впервые опубликовано в издании "Электронное кадетское письмо", Электронный вестник "Объединения Кадет Российских Кадетских Корпусов в Аргентине".N 43. Буэнос Айрес, апрель 2007.
Электронный адрес: [email protected]
Почтовый адрес: Casilla de correo 51, 1653 Villa Ballester, Argentina.

Правда, не в силе. Тогда как сила, действительно, в ПРАВДЕ!

Пояснение: Ты думаешь если ты такой сильный, то значит ты всегда прав?! Ты думаешь, что на твоей стороне в таком случае всегда стоит ПРАВДА?! Ошибаешься! Тогда как только подлинная, /другими словами настоящая/ СИЛА, в ПРАВДЕ! Кроме того, ТУПАЯ СИЛА иногда ассоциируется, причем не с ПРАВДОЙ, единственно, а только катастрофой, ужасом, АПОКАЛИПСИСОМ.

Та же мысль просматривается и в народной мудрости: " Не По-Милу хорош, а по-хорошему, - мил".

Другими словами, НА ПЕРВОМ МЕСТЕ, первична, всегда, правда! Стремление к правде, стремление быть хорошим, праведным. Результаты, как говорят в таком случае, - не заставят себя ждать. Другими словами, вместе с ПРАВДОЙ, вслед за правдой, рано или позже, но всегда приходит БОЛЬШАЯ, КРАСИВАЯ СИЛА, так как СИЛА вторична по отношению к ПРАВДЕ.

ПРОДОЛЖЕНИЕ, Добавить замечание. Дмитрий Тальковский 03.03.2018 16:20. Видите Ольга! Вопрос: "Бить или не бить"! Простите, могут решить сегодня уже исключительно только два человека, причем индивидуально. Пока два. А потом уже будет все, как в той песне о Метелице. Припев, конец действий:

А у кафе "Метелица", толпа с толпой метелится.

И просит, хоть и жмурится, давай, давай ещё.
Давай, давай ещё
Давай, давай ещё.

А могли, если бы действовали с умом, решить между собой все полюбовно! Припев, начало действий:

А у кафе "Метелица", два мужика метелятся.
И пыль туманом стелется, аж не видать ничё.
В столпотвореньи улица, народ глядит, любуется.
И просит, хоть и жмурится, давай, давай, побей его ещё. Дмитрий Тальковский.

А начиналось все так, цитирую:

Аксиома №1. Правда, не в силе!

Аксиома №2. Сила, в Правде!

«Правда, не в силе»! Подтвердим эту аксиому на примере Истории. Я имею в виду в первую очередь силу немецко-фашистской армады, сосредоточенной на границе с СССР. Этот пример, в силу его очевидности, я привел исключительно для тех, кто и сегодня продолжает делать ставку на Силу. Причем безразлично кто это конкретно! Или это Блок НАТО, приближающийся с угрозами к границам России! Или это ответная реакция Владимира Путина, например, по отношению к провокационным действиям все такого же агрессивного Запада! Речь идет об аксиоме! Речь идет о Законе, который в силу очевидности, не требует доказательств!

«Сила, в правде»! Эту аксиому подтвердим также на историческом примере! Для чего вполне достаточно рассмотреть ответные действия СССР на тупую, грубую обрушившуюся на нас силу, которая как оказалось, всегда вторичная по отношению к ПРАВДЕ. Таким образом, за нами была тогда ПРАВДА, которая плавно так, естественным путем и волевым решением Сталина, превратилась в мощную СИЛУ, сломавшую в конце-концов хребет несокрушимой, казалось бы, силе фашизма!

А вот если мы теперь посмотрим на день сегодняшний, то мы просто не можем не заметить, что против нас, я имею в виду Россию, снова выстроилась тупая, грубая сила, которая, как мы уже знаем, всегда вторичная по отношению к ПРАВДЕ. Осталось совсем немного! Осталось только что бы наша ВЛАСТЬ, а это в первую очередь ВВП и назначенное им правительство, со всей ясностью и определенностью, знали и понимали ДАЖЕ, в чем заключается НАША ПРАВДА! Наша, ПРАВДА, которая одна единственно только способна противостоять тупой, грубой СИЛЕ, всегда вторичной по отношению к ПОДЛИННОЙ ИСТИННОЙ ПРАВДЕ.

Подтвердим сказанное выше на конкретных примерах. Вот идет война, причем гражданская война, во-первых, на Украине! И, во-вторых, в Сирии! В чем заключается ПРАВДА по отношению к этим, как минимум, двум гражданским войнам, в двух, казалось бы, разных, регионах? Начнем со следующих рассуждений:

Во-первых, экономика, как известно – это концентрированное выражение политики!

Во-вторых, ВОЙНА! Как известно, есть не что иное, как продолжение политики, а именно, концентрированного выражения той же экономики, но только уже всеми доступными государствам средствами.

И что тогда получается? Вот если политика России, /в данном конкретном случае не станем уточнять почему/, привела к гражданской войне на Украине, то здравый смысл подсказывает, что такую политику надо срочно менять. В частности надо менять экономические отношения России со всеми без исключения государствами! Нам надо заново выстраивать Новую Экономическую Политику, Новые Экономические Отношения со всеми без исключения странами, на чем настаивает Блок Левых Сил, во главе с коммунистом Зюгановым. Если же России будет и дальше, как ни в чем не бывало проводить прежнюю экономическую политику. Политику, апологетом которой является Дмитрий Анатольевич Медведев, то все это будет на практике означать кровную заинтересованность властных кругов РФ, в лице Путина и Медведева, в продолжение военных действий сначала в Украине, потом в Сирии, и вообще везде.

Нравятся кому-то такие выводы? Или нет! Вопрос, конечно интересный, но эти выводы вытекают из практического подхода ВВП, к решению современных проблем! О чем речь? Речь идет о том, что в современной РФ нет внятной, а самое главное, честной, а именно граничащей с ПРАВДОЙ политики, которая могла бы единственно только противостоять агрессивному Западу. Более того, Владимир Путин вместо ПРАВДЫ, способной единственно утихомирить ВЕСЬ Запад, идет на поводу у тупой СИЛЫ! Идет на поводу у того же самого агрессивного Запада, делая при этом упор на строительстве у нас, естественно в угоду олигархам только, КАПИТАЛИЗМА.

Во-первых, применение Силы, особенно в Сирии и на Украине, никаких наших проблем там не решает. Так как подлинные наши проблемы кроются в нас самих единственно! А именно в демонстративном отказе ПРАВЯЩЕЙ ВЕРХУШКИ РФ строить у нас СОЦИАЛИЗМ, простите, что воспринимается всеми без исключения народами МИРА, как предательство интересов НАРОДА!

Во-вторых, вместо того, что бы самим научиться жить! А для этого у нас есть все без исключения возможности! Мы, вместо всего этого, учим жить тех, кто в наших советах, в силу лживости и продажности нашей политики, в таком случае, абсолютно не нуждаются!

Другими словами, мы пытаемся, с одной стороны выглядеть праведниками! А с другой стороны продолжаем экспортировать в Сирию и на Украину, например, затхлый товар капитализма, которого и так в избытке, у лицемерно критикуемого нами Запада. Вот почему, выходом из трагически создавшегося в мире положения, могут стать исключительно только такие ТРИ события:

Во-первых. Импичмент Президенту США Дональду Трампу до конца 2018 года!

Во-вторых. Проигрыш Владимира Владимировича Путина на выборах Президента РФ 18 марта 2018 года.

В-третьих. В противном случае к концу 2018 года в США и России, практически одновременно свершится ВЕЛИКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ!

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.