Тарифная сетка надбавки за квалификации. Что такое тарифная ставка

ИНВЕСТИЦИОННО - СТРОИТЕЛЬНАЯ СФЕРА

Тарифы оплаты трупа в строительстве

1. Тарифное нормирование оплаты труда в строительстве

Основной задачей тарифного нормирования оплаты труда является установление оптимальных пропорций между мерой труда и мерой потребления. Тарифное нормирование обслуживает тарифную систему, представляющую собой совокупность правил и нормативов, обеспечивающих планирования фонда оплаты труда в сметах и дифференцирование заработной платы рабочих в подрядных организациях, в зависимости от качества и условий труда. Учет количества труда имеет целью отразить в заработной плате продолжительность труда во времени, а также интенсивность и напряженность труда в единицу времени. Количество труда учитывается посредством технического нормирования, предполагающего применение норм времени, норм выработки, норм обслуживания, от уровня выполнения которых, т.е. от степени интенсивности труда, зависит размер оплаты. Учет качества труда отражает его сложность и квалификацию работника, условия, в которых осуществляется трудовой процесс, в том числе тяжесть и вредность для здоровья. Учет качества труда, или качественных различий в труде, имеет своей конечной целью обеспечение равной оплаты за равный труд независимо от специфики содержания конкретных видов труда. Эта цель достигается с помощью тарифной системы как инструмента регулирования заработной платы на производственном и других уровнях управления персоналом. Одним из основополагающих принципов организации оплаты труда является ее дифференциация, т.е. установление необходимых различий в заработной плате работников, определяемых посредством учета количества и качества затраченного труда, эффективности и результатов трудовой деятельности. Тарифная система обеспечивает дифференцированную оплату труда работников в зависимости от следующих критериев: сложность выполняемой работы; условия труда; интенсивность труда; ответственности и значимости выполняемой работы; природно-климатических условий выполнения работы. Тарифная система представляет собой совокупность нормативных документов, с помощью которых осуществляется регулирование оплаты по различным направлениям: по категориям работников (рабочие, служащие, руководители, специалисты, технические исполнители); по профессиональным и квалификационным группам; по отраслям, подотраслям, производствам и видам деятельности; по уровням сложности и условий труда; по территориальным районам страны. Тарифная система включает основные элементы, с помощью которых формируются тарифные условия оплаты труда работников предприятий и организаций: тарифные сетки; тарифные ставки (ставки оплаты труда); тарифно-квалификационные справочники; должностные оклады; квалификационный справочник должностей служащих; а также коэффициенты районного регулирования заработной платы работников бюджетных отраслей. Тарифная сетка представляет собой шкалу, состоящую из определенного числа тарифных категорий, соответствующих им тарифных ставок и тарифных коэффициентов. Она характеризуется диапазоном тарифных коэффициентов - отношение тарифных ставок крайних категорий и тарифными коэффициентами - соотношением тарифных ставок всех категорий тарифной сетки, приведенных к низшей категории или к среднему уровню. Тарифная ставка - удельная заработная плата рабочего, которая полагается ему за выполнение установленных производственных заданий на работах, соответствующих его квалификации. В строительстве были установлены единые часовые тарифные ставки для рабочих-сдельщиков и рабочих-повременщиков. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и рабочих профессий (ЕТКС) - это систематизированный перечень работ и профессий рабочих, предназначенный для тарификации труда, включая тарификацию работ и тарификацию рабочих. Тарификация работ определяет соответствие работы профессиям и квалификации рабочих и отнесение ее к соответствующей группе оплаты в зависимости от ее сложности, характера, условий труда и особенностей данного производства, в которых она протекает. Тарификация рабочих - это присвоение рабочим каждой специальности определенного тарифного (квалификационного) разряда, соответствующего имеющейся у них квалификации. В систему дифференцирования оплаты труда на предприятиях входят различного рода доплаты и надбавки, в том числе компенсирующие дополнительные трудозатраты работников в условиях, отклоняющихся от нормальных, а также учитывающие повышенную интенсивность труда, доплаты за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, надбавки, связанные с особым характером выполняемой работы, за выслугу лет (непрерывный стаж работы), надбавки лицам, имеющим ученые степени, звания, особые заслуги, и др. Тарифная часть заработной платы работника сегодня в строительстве составляет 60-70 % от номинальной (начисленной) заработной платы. При определении остальной суммы заработной платы на предприятиях (премиальные, компенсационные и прочие выплаты) методы тарифного нормирования применяются в незначительном объеме и рассчитываются по другим основаниям. Вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями персонала конкретных предприятий (подрядных строительных организаций) государством не регулируется, определяются ими самостоятельно и фиксируются в коллективных договорах. Система тарифного нормирования в строительстве объединяет все уровни управления оплатой труда в строительстве: определение договорного (сметного) размера средств на оплату труда по объекту (строительному проекту); - формирование фонда оплаты труда работников строительной организации на годовую программу подрядных работ (на плановый период); - дифференцирование и организация заработной платы в подрядной организации по работникам (специальностям и квалификации), по периодам и объектам. Начальное планирование заработной платы осуществляется в сметных расчетах по объектам строительства на основе сметных тарифов и общих затрат труда рабочих по проекту:

3П см = Т см × 3 раб

Где: 3П см - заработная плата рабочих в сметной стоимости строительства объекта, рублей; Т см - средняя (сметная) тарифная ставка оплаты труда рабочих в сметном расчете по конкретному объекту, руб./ч.-час; 3 раб - затраты труда рабочих по сметному расчету, ч.-час. В настоящее время, трудозатраты по смете определяются в обобщенном виде, без деления по специальностям и квалификации рабочих Целью сметного планирования стоимости строительства является формирование полного фонда оплаты труда по строительному проекту, а тарифное нормирование в производственных условиях обеспечивает дифференцирование заработной платы рабочих в подрядных строительных организациях. Принципы непрерывного планирования и соответствия функций управления в строительстве увязывают эти задачи в единую систему посредством тарифных ставок оплаты труда рабочих-строителей. Правило единства функций управления предусматривает, что фактические затраты, отнесенные на оплату труда, должны быть равны (или близки) к запланированным объемам средств на эти цели. Административно-командные положения тарифного нормирования сохранены Госстроем РФ в Методических положениях по определению размера средств на оплату труда (МДС 83-1.99). Рекомендуемая Госстроем РФ сметная система основана на привязке сметных тарифов оплаты труда к уровню прожиточного минимума (уровне бедности) и к единой для всех строительных рабочих тарифной сетке 1986 г. (постановление № 115 ЦК КПСС, СМ СССР, ВЦСПС от 17.09.86 № 1115 «О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов»). До сих пор советская тарифная система оплаты труда в строительстве осталась без изменения, сохранился диапазон тарифной сетки, тарифные коэффициенты и разрядная классификация. Такое положение не только не отвечает задачам рыночного ценообразования, но и его применение на практике привело к серьезным негативным последствиям в развитии строительного комплекса страны, основным из которых являются значительные отклонения планируемой в сметах и фактической заработной платы рабочих в реальном строительстве. В результате внедрения административных рекомендаций в строительном комплексе часть заработной платы ушла в теневую, полукриминальную область экономики, потеряно доверия к сметным расчетам и усилилось коррупционное давление в отрасли. Проблемы тарифного нормирования следует рассматривать в единой системе оплаты труда но раздельно по двум уровням: дифференцирование заработной платы на предприятии и сметное планирования фонда оплаты труда в договорах подрядного строительства. На предприятиях тарифные системы устанавливаются в самой организации исходя из собственных интересов, мотиваций и возможностей. При этом используются общие научно-методические принципы и правила построения тарифных сеток, а также общеотраслевые и федеральные условия и ограничения по классификации работ и рабочих специальностей. В сметном нормировании тарифные ставки оплаты труда определяются договором сторон, а методы определения договорного уровня ставок должны учитывать как возможности заказчика, так и потребности подрядчика, т.е. должны использоваться современная методика мониторинга регионального рынка рабочей силы.

2. Тарифные сетки оплаты труда рабочих-строителей

Тарифное нормирование выделяет следующие факторы влияния (в порядке приоритетов) при построении тарифной системы оплаты труда: средний уровень заработной платы в системе (абсолютное значение); структура диапазона тарифных ставок работников отрасли; ранжирование ставок по профессиональному составу рабочих; дифференцирование ставок каждой специальности по квалификационным разрядам. На диаграмме 1 показаны основные характеристики тарифной системы: средний уровень и диапазон тарифных ставок; соотношение заработной платы по специальностям и разрядам. Все показатели увязаны в общую систему тарифного нормирования оплаты труда в строительстве, используемую как для целей планирования заработной платы в сметной стоимости, так и для распределения затрат на оплату труда по исполнителям в подрядной организации. Дифференцирование заработной платы на предприятиях производится в порядке установленном в справочнике (ЕТКС) - сначала, рабочие разделяются по специальностям и профессиям, а затем, внутри каждой специальности - по квалификационным разрядам. Тарифная система оплаты труда на предприятиях строительной отрасли включает вертикальную тарифную сетку, организующую дифференцирование оплаты труда по рабочим специальностям, и горизонтальную тарифную сетку, уточняющую уровень оплаты труда специалистов по квалификационным разрядам. В рыночных условиях строительство определяется как деятельность гражданско-правового характера, где единственно законным и легитимным основаниям для определения стоимости будущего строительства является согласованные сторонами положения и правила, закрепленные в договоре. В системе рыночных отношений условиях соглашение между заказчиком и подрядчиком о величине средней заработной платы для конкретного проекта (договорные тарифные ставки) являются необходимым и достаточным условием для решения основных сметных (плановых) и производственных проблем оплаты труда рабочих и служащих в строительстве данного объекта.

Диаграмма 1

Факторы влияния и приоритеты тарифной системы оплаты труда

Главным фактором влияния на уровень заработной платы является средний уровень тарифной системы. По значению абсолютной величины средней тарифной ставки (или средней заработной платы) можно, с одной стороны, определить сметную сумму оплаты труда рабочих по проекту, с другой стороны, расчетные характеристики (тарифные коэффициенты) позволяют получить однозначные значения плановой заработной платы для работников любой специальности и квалификационного разряда в пределах установленной тарифной системы. Следующим по влиянию на уровень заработной платы любого работника в строительстве оказывает форма и структура диапазона тарифной системы. Важнейшим параметром этого уровня влияния является определение соотношения между средним уровнем тарифов и пограничным показателями - минимальной и максимальной заработной платой. Градация заработной платы по рабочим специальностям, профессиям и должностям, в сегодняшних условиях, является основным параметром тарифной системы оплаты труда наиболее всего поверженным рыночному влиянию. Оценить труд работников разных специальностей возможно только на основе сравнения необходимости и полезности их труда на рынке рабочей силы. Это обстоятельство предопределяет обязательное проведение полноценного рыночного мониторинга заработной платы по профессиям работников. Наименьшее влияние на уровень заработной платы в тарифной системе оказывает дифференцирование оплаты труда по квалификационным разрядам. Возможности разрядной сетки в изменении уровня оплаты труда незначительны, находится в пределах стоимости труда по одной специальности и практически не влияют на сумму заработной платы по объекту строительства в целом. Однако в настоящее время разрядные тарифные ставки являются основной категорией при определении как размера оплаты труда в сметных расчетах стоимости строительства, так и в организации заработной платы в подрядной деятельности. Традиционная модель тарифной системы, действующая до настоящего времени, устанавливает единую для всех профессий рабочих в строительстве разрядную сетку оплаты труда с диапазоном равным 1,8 (отношение максимальной и минимальной ставок). Такой диапазон в оплате труда определяет эгалитарную модель дифференциации доходов населения, которая применятся в административно-командной системе государственного управления, и приводит к «уравниловке» в заработной плате, не стимулируя развитие экономики страны. Умеренная (рыночная) модель предполагает диапазон доходов населения в размере (6-8): 1, что можно рассматривать в качестве ориентира при определении диапазона современной тарифной системы оплаты труда в строительстве. В плановой экономике были установлены единые для всех отраслей народного хозяйства тарифные сетки оплаты труда. Тарифная система оплаты труда, указанная в постановлении ЦК КПСС, СМ СССР, ВЦСПС от 17.09.86 № 1115, действует и в настоящее время без изменения. В сметных расценках Госстроя РФ ФЕР-2001 и ТЕР-2001 тарифы оплаты труда рабочих-строителей приняты по данным этого постановления, в котором диапазон коэффициентов дифференцирования заработной платы равняется - 1,8. Сегодня в стране применяются тарифные сетки с большим количеством разрядов, например, 18-и разрядная Единая тарифно-квалификационная сетка для бюджетных организаций. Такие тарифные сетки объединяют в общую систему заработную плату рабочих, служащих, специалистов и руководителей. Такая система пригодна для централизованного распределения и управления заработной платой, но не допустима и не возможна в рыночных отношениях гражданско-правового характера, для подрядной деятельности в строительстве, хотя Госстрой РФ в МДС 83-1.99 настойчиво рекомендовал 18-и разрядную сетку для строительства. Идея унификации тарифов оплаты труда для бюджетной сферы и для гражданско-правовых отношений на предприятиях свободного предпринимательства по стране в целом не нова и возвращает строительный комплекс к системе административно-командного управления, не соответствует рыночной экономики и прямо противоречит Конституции, Гражданскому и Трудовому законодательству. Оптимальное количество разрядов в тарифной сетке, проверенное на практике в сегодняшних условиях и обеспеченное нормативной инфраструктурой, составляет 6-8 разрядов, традиционно принятых в строительстве. При разработке фирменных условий оплаты труда предприятия вправе сохранять ранее разработанные и действующие межразрядные соотношения тарифных ставок в 6-и разрядной тарифной сетке (таблица 1) или принимать любые другие тарифные условия оплаты труда.

Таблица 1

Тарифные разрядные сетки сметно-нормативных баз в строительстве

Показатели нормативных баз

Квалификационные разряды

Тарифные ставки (руб./ч.-час)

Тарифные коэффициенты

Тарифные ставки (руб./ч.-час)

Тарифные коэффициенты

Тарифные ставки (руб./ч.-час)

Тарифные коэффициенты

Предприятия вправе самостоятельно устанавливать любые виды и системы оплаты труда, их дифференцирование по категориям работников и назначение поощрительных выплат в зависимости от целей производства, мотивации персонала и финансовых возможностей предприятия. Проблема дифференцирования заработной платы на предприятии в значительной мере зависит от обоснованности применяемой тарифной системы и в первую очередь от тарифных коэффициентов. Качество тарифных коэффициентов определяется задачами фирменной системы оплаты труда, мотивацией персонала и объективными условиями труда. Количество и абсолютные значения коэффициентов в тарифных сетках оплаты труда зависит от следующих параметров: диапазона коэффициентов тарифной сетки; количества тарифных разрядов в сетке; формы изменения коэффициентов в диапазоне. Диапазон коэффициентов определяется как отношение между максимальной и минимальной ставкой оплаты труда в принятой на предприятии тарифной системе. Как правило, минимальная ставка в виде коэффициента принимается за единицу, отсюда значение диапазона равно максимальному коэффициенту в тарифной сетке. Диапазон коэффициентов тарифной сетки в основном устанавливает степень дифференциации заработной платы между работниками одной специальности (или группы профессий) на предприятии. Возможно и установление для всех рабочих специальностей единой тарифной сетки с общим диапазоном тарифных коэффициентов. Величины абсолютного и относительного возрастания тарифных коэффициентов приводятся в тарифной сетке в целях анализа ее внутренней структуры. При этом относительное возрастание каждого последующего тарифного коэффициента по сравнению с предыдущим показывает, на сколько процентов уровень оплаты работ (рабочих) данного разряда превышает уровень оплаты работ (рабочих) предшествующего разряда. Величина абсолютного и относительного возрастания тарифных коэффициентов имеет значение для обеспечения правильной дифференциации оплаты труда рабочих в зависимости от тарифно-квалификационного разряда выполняемых ими работ. Степень возрастания тарифных коэффициентов должна соответствовать степени повышения квалификационного уровня рабочих, отнесенных к вышестоящему разряду. Количество разрядов в тарифной сетке определяет количество категорий (уровней) по оплате труда между максимальной и минимальной заработной платой на предприятии. Большое количество разрядов в производственной сетке (более 10) затрудняет продвижение специалиста по иерархии оплаты труда, причем ее рост по разрядам незначителен. Это снижает мотивацию работников в повышении квалификации и мастерства. Небольшое число разрядов (менее 4) также не стимулирует работника и затрудняет повышение квалификационного уровня. Формы изменения коэффициентов в диапазоне зависит от задач, которые предприятие решает с помощью дифференцирования тарифных ставок и определяет типы тарифных сеток, различающиеся характером изменения тарифных коэффициентов от разряда к разряду. Наиболее характерными и представительными являются следующие типы тарифных сеток: с прогрессивным абсолютным и относительным возрастанием тарифных коэффициентов; с постоянным абсолютным и регрессивным относительным возрастанием тарифных коэффициентов; с регрессивным абсолютным и относительным возрастанием тарифных коэффициентов; с прогрессивным абсолютным и постоянным относительным возрастанием тарифных коэффициентов; Графическое представление изменения тарифных коэффициентов по вариантам тарифных сеток показано на диаграмме 2. Анализ типовых форм тарифных сеток показывает на невозможность практического применения сеток типа . Высокий прирост тарифных коэффициентов и, соответственно, тарифных ставок низших разрядов при снижении прироста заработной платы с достижением высшей квалификации не соответствует требованию постоянного повышения профессиональной подготовки персонала. В практической деятельности фирменные тарифные сетки принимаются с характеристиками эпюры между кривыми и . Параметры тарифных коэффициентов соответствует показателям тарифной сетки, принятой в сметно-нормативной базе строительства 1984г (постановление ЦК КПСС, СМ СССР, ВЦСПС от 26.12.68 № 1045), а параметры изменения коэффициентов соответствуют тарифной сетки, принятой в сметно-нормативной базе строительства 1991-2001г. (постановление от 17.09.86 № 1115).

Диаграмма 2

Типы тарифных сеток с коэффициентами в зависимости от основных параметров системы

Наиболее просты и понятны в разработке и применении тарифные сетки типа и , для которых приводим полную схему и формулы расчета параметров. Тип 2 - линейная зависимость изменения тарифных коэффициентов. Равномерный и постоянный рост абсолютных значений тарифных коэффициентов. Значение тарифных коэффициентов по разрядам (К ρ) рассчитывается по формулам:

К ρ = 1 + А × (Р-1), А = Р макс |Р мин -1,

Где: К ρ - тарифный коэффициент для разряда (р) в тарифной сетке; Р - номер текущего разряда в тарифной сетке; Р мин - номер минимального разряда (1); Р макс - номер максимального разряда в проектируемой тарифной сетке. Тип 4 - экспоненциальная зависимость изменения тарифных коэффициентов. Равномерный относительный прирост значений коэффициентов. Затраты на прирост квалификации на каждый последующий тарифный разряд исчисляются по принципу сложных процентов (показательная функция). Тарифный коэффициент для каждого разряда (р) в тарифной сетке исчисляется по формулам:

Рассчитанные таким образом тарифные коэффициенты, для принятого диапазона - 1,8 в 6-и разрядной сетке, соответствуют коэффициентам, принятым в сметно-нормативной базе 1984г.: К 6 = 1,125 5 = 1,8; К 5 = 1,6; К 4 = 1,424; К 3 = 1,266; К 2 = 1,125; К 1 = 1,00 Для практического применения тарифных сеток дифференцирования заработной платы на предприятиях важным показателем является понятие среднего разряда и средней тарифной ставки. На диаграмме 2 для середины диапазона в варианте уровень квалификации соответствует третьему тарифному разряду, в варианте тарифной сетки - четвертому разряду, а в тарифной сетке варианта середина диапазона коэффициентов соответствует середине тарифной сетки (разряд = 3,5). Таким образом, при сравнении различных тарифных систем и при формировании тарифных сеток для целей планирования заработной платы (сметные тарифные сетки), необходимо ориентироваться на середину диапазона, а не на среднюю тарифную ставку, как это ошибочно делается. Середина диапазона и средняя тарифная ставка (средний разряд) совпадают только в сетках с линейной зависимостью. В производственных тарифных сетках не может быть разрядов с дробными показателями. Это противоречит понятию деления на категории и дискретному изменению и измерению уровня квалификации персонала. В практической работе часто используются средние тарифные ставки оплаты труда, которые можно получить из тарифных коэффициентов проектируемых тарифных сеток с коэффициентами приведения. Коэффициент приведения принимается для среднего значение диапазона, а приведенная тарифная сетка для средних ставок оплаты труда рассчитывается делением тарифных коэффициентов на коэффициент приведения, рассчитанный как отношение тарифной ставки среднего тарификационного уровня строительных работ на тарифные ставки каждого разряда.

3. Тарифные ставки заработной платы рабочих

Тарифные ставки рабочих - это выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда различных групп и категорий рабочих в единицу времени за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей). Тарифные ставки можно использовать в измерителях: месяц, смена, час. Соотношение между этими показателями следует принимать по календарным данным за текущий год или по усредненным данным за ряд последних лет в размере: 1 месяц = 21.6 смен = 167 час (для 40-часовой рабочей недели). Размер заработной платы рабочих определяет именно тарифная ставка (у рабочих повременщиков - при определении размер оплаты за отработанное время, у рабочих-сдельщиков - при определении сдельных расценок). Соотношение заработной платы рабочих разных специальностей (по минимальной или средней ставке) устанавливаются только на самом предприятии. Порядок формирования тарифных ставок оплаты труда по специальностям и квалификации в обязательном порядке закрепляется в коллективном договоре. Тарифные ставки оплаты труда устанавливаются для всех категорий тарифной системы, принятой в организации: по специальностям - в профессиональной тарифной сетке и по квалификации - в разрядной тарифной сетке. Формирование тарифных ставок заработной платы по специальностям, профессиям и должностям (вертикальное тарифное нормирование) является основным элементом дифференцирования оплаты труда работников в строительстве. Тарифные коэффициенты вертикальной сетки оплаты труда - по профессиям, рассчитываются как отношение средней заработной платы на предприятии и средних ставок, принятых для рабочих соответствующих специальностей. В таблице 2 приводится вариант системы тарифных коэффициентов и соответствующих ставок заработной платы по отдельным специальностям рабочих-строителей. Тарифная сетка по профессиям рабочих разработана по публичным данным вакансий рабочих мест в Санкт-Петербурге за 2006 год.

Таблица 2

Таблица фирменных тарифных коэффициентов и ставок по специальностям рабочих-строителей

Наименование рабочих специальностей

Тарифные коэффициенты

Заработная плата,

Рабочие-строители - всего в среднем в том числе: Арматурщик Асфальтобетонщик Бетонщик Гидроизолировщик Гипрочник Грузчик Маляр Монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций Отделочник универсал Штукатур Электро и газосварщик Электромонтажник
Средняя заработная плата рабочих-строителей по специальностям принимается (условно) для средней заработной платы 1-го рабочего-строителя в организации (зафиксированной в коллективном договоре) в размере 12.5 тыс. рублей в месяц. Средняя заработная плата рабочего-строителя включает выплаты из всех системных источников оплаты труда (без налогов) в организации на начало планового периода. При наличии тарифной сетки по профессиям (вертикаль тарифных ставок) и установленной на любой момент времени средней (расчетной) ставки оплаты труда по организации, тарифные ставки по профессиям определяются автоматически перемножением средней ставки на тарифные коэффициенты. Определение ставок оплаты труда по разрядам (горизонталь тарифных ставок) в фирменной тарифной системе состоит в умножении величины тарифной ставки (минимальной или средней) по профессии на соответствующие тарифные коэффициенты по квалификационным разрядам. В таблице 3 рассчитаны текущие тарифные ставки заработной платы для разрядной системы сметной базы ГЭСН-2001 из расчета текущей средней заработной платы одного рабочего - 12.5 тыс. рублей в месяц.

Таблица 3

Тарифные ставки оплаты труда по разрядной сетке сметно-нормативной базы ГЭСН-2001

Показатели разрядной системы оплаты труда

Квалификационные разряды

Тарифные коэффициенты (к 1-му разряду) Тарифные коэффициенты (к среднему, 4-му разряду) Тарифные ставки (руб./ч.-час.) Тарифные ставки (руб./ч.-мес.)
Тарифные ставки устанавливаются по каждому тарифно-квалификационному разряду в среднем для всех рабочих-строителей или индивидуально для каждой строительной специальности. Размер тарифной ставки первого разряда не может быть ниже минимального размера оплаты труда, предусмотренного Федеральным законом. На предприятиях любых форм собственности величина тарифных ставок оплаты труда дифференцированных по профессиям и разрядам зависит, прежде всего, от финансового состояния предприятия и устанавливается индивидуально в соответствии с принятыми тарифами в коллективном договоре или в контрактах с работниками.

4. Порядок разработки фирменных тарифных условий оплаты труда рабочих

Разработка тарифных условий оплаты труда на конкретном предприятии состоит их нескольких взаимосвязанных этапов: 1. Определение уровня средней заработной платы в подрядной организации за планируемый период; 2. Формирование тарифных коэффициентов по специальностям (вертикаль ставок оплаты труда); 3. Разработка сетки тарифных коэффициентов по категориям квалификации - разрядам (горизонталь ставок); 4. Расчет базовых тарифных ставок оплаты труда; 5. Поверка и контроль разработанной фирменной системы тарифной оплаты труда. 1. Средний уровень оплаты труда рабочих строителей в подрядных организациях устанавливается на уровне достигнутом в предыдущем периоде и с учетом текущих и будущих возможностей организации в затратах на оплату труда. Средний уровень оплаты труда определяется на основе отчетных материалов о фактических данных, положений коллективного договора и перспективы развития предприятия, его экономического и финансового состояния. Средние текущие тарифные ставки, рассчитанные по фактическим данным об оплате труда за предыдущий период, включают затраты по всем системным видам оплаты труда в строительной организации. Текущие цены оплаты труда являются ставками фонда оплаты труда (ФОТ рабочих), объединяющими тарифные, премиальные и компенсационные выплаты заработной платы рабочих в строительстве. Средний уровень тарифных ставок в абсолютном размере принимается с учетом сложившейся в организации соотношений тарифной и надтарифной частей фирменной системы оплаты труда. При определении средней тарифной ставки по организации целесообразно ориентироваться на оптимальный для современного уровня удельный вес тарифа в заработной плате - примерно 60-80 % с последующим его повышением до общеевропейского стандарта (не менее 90 %). Тарифная часть средней заработной платы становится базовой ставкой дифференцирования оплаты труда рабочих в организации. В настоящем примере проектирования фирменной системы оплаты труда базовая тарифная ставка устанавливается в организации исходя из планируемой средней заработной платы рабочих на плановый период и уровня тарифной части в общей сумме оплаты труда. В примере расчета фирменной системы средняя заработная плата принята в размере 12,5 тыс. руб. в месяц, а отношение тарифной и премиальной частей заработной платы установлено как 80 и 20 %. Базовая ставка фирменной тарифной системы оплаты труда составляет 10,0 тыс. руб. в месяц (12,5 × 0,8 = 10,0). 2. Тарифные соотношение ставок оплаты труда по специальностям устанавливаются на предприятии по группам профессий. Перечень специальностей и их группировка индивидуальны по организациям и устанавливаются в системе управления персоналом исходя из основных задач производства. Тарифное соотношение ставок оплаты труда по специальностям рассчитывается отношением принятого размера этих ставок и средней заработной платы рабочих в организации (тарифной части) на планируемый период. В качестве расчетного примера принимаются данные профессиональной тарифной сетки представленной в таблице 2, по данным регионального мониторинга ранки труда. 3. Тарифные коэффициенты по уровню квалификации (разрядам) разрабатываются в фирменной тарифной сетке оплаты труда в соответствии с решаемыми задачами и требованиями к персоналу. В практической деятельности возможно расширение действующей 6-и разрядной сетки путем добавления новых категорий минимального и максимального уровня оплаты труда с формированием 8-и разрядной сетки. Рекомендуется также в фирменных тарифных сетках по разрядам увеличивать диапазон тарифных коэффициентов с 1,8 в традиционной сетке до 3,0-4,0 в реальных условиях дифференцирования оплаты труда в подрядных организациях. Варианты таких фирменных тарифных сеток представлены на диаграмме 3. Тарифная сетка отражает степенную зависимость роста тарифов по разрядам, сетка линейную зависимость. В фирменных тарифных системах рекомендуется применять тарифные сетки типа . Такое построение фирменной тарифной сетки - дополнение до 8 разрядов с сохранением 6-и разрядной части традиционного вида и диапазоном коэффициентов равным четырем, позволяет: сохранить действующую систему тарифно-квалификационных характеристик (по справочнику ЕТКС работ и рабочих профессий); сохранить порядок и методику расчета коэффициентов тарифной сетки; использовать общие правила расчета коэффициентов для неквалифицированных рабочих (не прошедших аттестацию); оплату повышенного мастерства специалиста возможно учитывать по ставкам тарифной системы, а не в субъективной премиальной форме. По расчетным данным разрабатывается фирменная сетка тарифных коэффициентов по квалификационным разрядам рабочих-строителей.

Таблица 4

Сетка фирменных тарифных коэффициентов по квалификационным разрядам рабочих-строителей

Показатели

6-и разрядная сетка 8-и разрядная сетка Тарифные коэффициенты 6-и разрядной системы (к минимальной ставке - 1 разряд) Тарифные коэффициенты 8-и разрядной системы (к средней ставке - 5 разряд)

Диаграмма 3

Фирменные тарифные сетки по квалификационным разрядам заработной платы

Средние разряды для тарифных сеток приняты для середины диапазона (по диаграмме 3) с округлением до ближайшего целого разряда, т.к. в производственном тарифном нормировании дробная величина разряда не имеет смысла. Разряды 2-7 фирменной тарифной сетки соответствуют разрядам I - IV традиционной сетки и действующим характеристикам работ и рабочих профессий в ЕТКС, что позволяет их применять без изменений. Разряд 1 фирменной 8-и разрядной сетки (для неквалифицированных рабочих) позволяет включить в систему тарифного регулирования заработной платы учеников, стажеров и, самое важное, «гастарбайтаров» - наемных рабочих из других регионов и иностранных строительных рабочих, не имеющих строительных лицензий. Уровень ставки неквалифицированного рабочего устанавливает самостоятельно предприятием и находится в пределах 0,5-0,7 от заработной платы квалифицированного рабочего I -го разряда по ЕТКС. Высший разряд в предлагаемой тарифной сетке присваивается индивидуально высококвалифицированным мастерам по специальности. Уровень таких тарифных ставок устанавливается вне формулы расчета коэффициентов для остальных разрядов. 4. Расчет тарифных ставок оплаты труда на текущий период для рабочего любой специальности (с) и любой квалификации (р) определяется в проектируемой фирменной тарифной системе по формуле:

Т с. Р. = Т баз × К с × К р × К д ,

Где: Т ср - тарифная ставка рабочего специальности (с) разряда (р), руб./ч.-мес; T баз - базовая ставка оплаты труда - средняя по организации заработная платы рабочих на плановый период, руб./ч.-мес; К с - коэффициент тарифный сетки по специальностям, принимается по данным таблицы 2; К р - коэффициент разрядной тарифной сетки, принимается по данным таблицы 4 (для 8-и разрядной сетки); К д - коэффициент, учитывающий дополнительную заработную плату по системным условиям оплаты труда (стимулирующие и компенсирующие выплаты). Коэффициент (К д ) позволяет откорректировать и включит в тарифные ставки фирменной системы дополнительные выплаты по специфичным условиям труда отдельных специалистов, для которых установлены надбавки администрацией предприятия. Например - рассчитанные ставки применяются для рабочих повременщиков, а для сдельщиков вводится повышающий коэффициент 1.07 (7 % - половина прироста коэффициентов тарифной сетки). В коэффициент (К д ) можно включать надбавки на работы в тяжелых и вредных условиях, работы на высоте, надбавки за передвижные и мобильные условия производства работ и т.п. В примере расчета фирменной тарифной системы оплаты труда принята базовая ставка в размере 10 тыс.руб. и использованы тарифные коэффициенты таблиц 2 и 4. Для 1-го разряда (неквалифицированные рабочие) и 8-го разряда (высококвалифицированные рабочие) тарифные ставки рассчитаны для всех специальностей в одинаковом уровне исходя из характеристик разрядной сетки по диаграмме 3. По принятым исходным данным разрабатывается фирменная тарифная система оплаты труда (таблица 5) для нормальных условий производства строительных работ без стимулирующих и компенсирующие выплат заработной платы.

Таблица 5

Пример фирменной тарифной системы оплаты труда рабочих-строителей

Наименование профессий

Коэффициенты

но профессиям

Квалификационные разряды

Коэффициенты по разрядам

Арматурщик Асфальтобетонщик Бетонщик Гидроизолировщик Гипрочник Грузчик Маляр Монтажник внутренних санитарно-технических систем Монтажник наружных трубопроводов Монтажник стальных и железобетонных конструкций Отделочник универсал Штукатур Электро и газосварщик Электромонтажник Электрослесарь строительный
5. Проверка разработанной фирменной тарифной системы регулирования заработной платы на предприятии включает следующие работы: - проверка минимальной ставки в фирменной тарифной системы на допустимый минимум оплаты труда на данной территории; - проверка соответствия нормативного фонда оплаты труда (по тарифной и премиальной системам) и суммарной заработной платой в сметах на программу подрядных работ планового периода. В соответствии с действующим законодательством минимальная заработная плата работника на предприятии не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения на данной территории. Нижний уровень тарифной заработной платы в фирменной сетке равен 2700 рублей в месяц. С учетом премиально-компенсационных выплат общая заработная плата низкооплачиваемого неквалифицированного работника составит 3375 рублей (2700/0,8 = 3375), что превышает прожиточный минимум трудоспособного населения в регионе на этот период - 3334 руб./ч.-мес. Принятый фирменный порядок дифференцирования заработной платы должен корреспондироваться с плановым фондом оплаты труда рабочих-строителей на предприятии, который определяется умножением базовой тарифной ставки на количество рабочих и фонд рабочего времени в плановом периоде. Нормативный фонд оплаты труда предприятия сравнивается со сметными показателями оплаты труда по объектам, входящим в программу подрядных работ планируемого периода.

Тарификация работ и работников позволяет установить сложность (разряд) работы и уровень квалификации работника. Но инструменты тарификации - ЕТКС и ЕКС - не устанавливают каких-либо количественных соотношений в оплате труда различной сложности. Эту функцию выполняет другой элемент тарифной системы - тарифная сетка.

Тарифная сетка шкала квалификационных (тарифных) разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов , определяющая соотношение размеров оплаты труда (величины тарифных ставок) в зависимости от его сложности. Тарифная сетка – инструмент дифференциации заработной платы в зависимости от сложности труда, квалификации работника.

Таблица 10.4

Тарифная сетка (пример условный)

Тарифный коэффициент показатель относительного (по отношению к простому труду, труду 1-го разряда) уровня оплаты труда. Он показывает, во сколько раз оплата труда данного разряда выше, чем оплата труда 1-го разряда.

Тарифные сетки характеризуются:

Числом тарифных разрядов;

Диапазоном – соотношением тарифных коэффициентов крайних (низшего и высшего) тарифных разрядов;

Характером возрастания тарифных коэффициентов.

В таблице 10.4 приведён пример шестиразрядной тарифной сетки с диапазоном 1:2 и прогрессивным абсолютным и относительным возрастанием тарифных коэффициентов.

Абсолютное возрастание (Ав) показывает, на сколько пунктов (или процентных пунктов) тарифный коэффициент каждого последующего разряда больше предыдущего. Оно определяется как разность между тарифным коэффициентом какого-либо разряда (Кт n) и тарифным коэффициентом предшествующего разряда (Кт n -1):

Ав = Кт n - Кт n -1 .

Так, например, в приведённой выше тарифной сетке абсолютное возрастание тарифного коэффициента 5-го разряда по сравнению с коэффициентом 4-го разряда составило 1,70-1,45=0,25 или 25 процентных пунктов.

Относительное возрастание (Ов) показывает, на сколько процентов тарифный коэффициент последующего разряда больше предыдущего и рассчитывается по формулам:



В нашем примере относительное возрастание тарифного коэффициента 5-го разряда составило 17,2% ().

Таблица 10.5

Варианты возрастания тарифных коэффициентов тарифной сетки

Варианты сеток Параметры сеток Квалификационные разряды Характер возрастания Кт
Кт 1,0 1,10 1,25 1,45 1,70 2,0
Ав - Прогрессивный
Ов, % - 13,6 16,0 17,2 17,6 Прогрессивный
Кт 1,0 1,20 1,40 1,60 1,80 2,0
Ав - Равномерный
Ов, % - 16,7 14,3 12,5 11,1 Регрессивный
Кт 1,0 1,30 1,55 1.75 1,90 2,0
Ав - Регрессивный
Ов, % - 19,2 12,9 8,6 5,3 Регрессивный
Кт 1,0 1,15 1,32 1,52 1,74 2,0
Ав - Прогрессивный
Ов, % - Равномерный
Кт 1,0 1,10 1,30 1,60 1,84 2,0
Ав - Комбинированный
Ов, % - 18,2 23,1 8,7 Комбинированный

Величина абсолютного и относительного возрастания тарифных коэффициентов от разряда к разряду может меняться. В зависимости от характера этого возрастания различают тарифные сетки с равномерным, прогрессивным (увеличивающимся), регрессивным (затухающим) и комбинированным (в определённой части тарифной сетки увеличивающимся, а в остальной - затухающим)возрастанием тарифных коэффициентов. При этом характеры абсолютного и относительного возрастания тарифных коэффициентов одной и той же сетки могут не совпадать (см. табл. 10.5).

Процедура построения внутрипроизводственных тарифных сеток включает в себя несколько этапов.

1. Принятие решения о том, для каких категорий персонала будет использоваться тарифная сетка.

Прежде всего, должен быть решён вопрос о том будет ли разрабатываться единая тарифная сетка (ЕТС), на основе которой будет организована оплата труда всех категорий работников (рабочих, служащих, специалистов, руководителей), или будет создаваться дифференцированная система: тарифные сетки для оплаты труда рабочих и схемы должностных окладов для руководителей, специалистов и служащих. Хотя в последние годы значительно расширилась сфера применения единых тарифных сеток, более широкое распространение имеет традиционная модель организации оплаты труда, основанная на дифференцированном подходе.

Последний предполагает разработку тарифных условий оплаты труда руководителей, специалистов и служащих в виде схем должностных окладов. Должностной оклад - это ежемесячный размер оплаты труда работника, зависящий от занимаемой должности и квалификации. Схема должностных окладов представляет собой группировку должностей по уровню оплаты, состоящую из перечня должностей и размеров месячных окладов по каждой из них. С целью более полного учёта деловых качеств, опыта и квалификации работников для каждой должности обычно предусматривается «вилка» окладов, т.е. минимальный и максимальный оклад с разницей в 10-30%. Для руководителей должностные оклады устанавливаются дифференцированно в зависимости от категории (группы по оплате труда) руководимого ими подразделения. Для специалистов оклады внутри должности дифференцированы по квалификационным категориям.

2. Установление количества разрядов.

Количество разрядов тарифной сетки будет зависеть от выбранного варианта построения тарифной системы, разнообразия номенклатуры работ по сложности, финансовых возможностей организации. Если разрабатывается тарифная сетка для оплаты труда рабочих, то число разрядов в ней устанавливается в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих и действующим ЕТКС работ и профессий рабочих и, как правило, не превышает 6-8. Если разрабатывается единая тарифная сетка, то число разрядов в ней может достигать 18-24.

3. Определение диапазона сетки.

Установление величины диапазона тарифной сетки тесно связано с количеством разрядов в ней и финансовыми возможностями организации. Ведь чем больше разрядов в одном и том же диапазоне тарифной сетки, тем меньше разница в оплате труда рабочих смежных разрядов, тем меньше их заинтересованность в повышении квалификации и выполнении работ более высокой сложности. Специалисты не рекомендуют использовать тарифные сетки, в которых средняя величина относительного возрастания тарифных коэффициентов менее 10%, так как это нижний предел ощущения роста материальной заинтересованности при квалификационном продвижении работника.

При определении величины диапазона тарифной сетки (Д) может быть использован метод времени подготовки , в основе которого лежит сопоставление времени (в годах), необходимого для подготовки работника самой высокой и самой низкой квалификации:

где Вкв – время подготовки работника высшей квалификации (лет);

Внкв – время подготовки работника неквалифицированного труда (лет);

Во – время общеобразовательной подготовки (лет);

Всп – время специальной профессиональной подготовки (лет);

Впр – время практической работы по специальности (лет).

Диапазон сетки может определяться и с учётом сложившегося уровня основной (без премий, доплат и надбавок) заработной платы по самым простым и сложным работам в организации. Так, если среднемесячная основная заработная плата у рабочих, выполняющих наиболее простые работы, составляет 4000 руб., а у выполняющих наиболее сложные - 8000 руб., диапазон ориентировочно может быть принят равным 1:2 (4000:8000).

4. Определение среднего абсолютного и относительного возрастания тарифных коэффициентов.

Размеры среднего абсолютного (САв) и относительного (СОв) возрастания тарифных коэффициентов прямо зависят от величины диапазона (Д) и количества разрядов (n) проектируемой тарифной сетки и рассчитываются по формулам:

И .

Для шестиразрядной тарифной сетки с диапазоном 2 (тарифный коэффициент первого разряда всегда равен 1) или 20 пунктов, а .

5.Выбор характера возрастания и определение величины тарифного коэффициента для каждого разряда.

На выбор варианта построения тарифной сетки могут оказать влияние разнообразные факторы: квалификационная структура работников, финансовые возможности организации, её обеспеченность кадрами нужной квалификации, необходимость стимулирования роста квалификации работников и т.п. Так, дефицит рабочих высокой квалификации может послужить основанием выбора варианта тарифной сетки с прогрессивным возрастанием коэффициентов; стремление обеспечить определённый гарантированный уровень заработной платы работникам низших разрядов при ограниченных финансовых возможностях может привести к выбору тарифной сетки с регрессивным возрастанием коэффициентов.

Учитывая многообразные факторы, следует, тем не менее, иметь в виду, что наиболее эффективными являются сетки с прогрессивным возрастанием тарифных коэффициентов. Они более точно отражают степень изменения затрат труда на приобретение более высокого уровня квалификации, лучше стимулируют повышение квалификации и являются более экономичными - при той же квалификационной структуре работников такие сетки требуют меньшего расхода фонда заработной платы, чем сетки с равномерным или регрессивным возрастанием тарифных коэффициентов. Это хорошо видно на графике (рис. 10.3). При одной и той же квалификационной структуре


Рис. 10.3. Зависимость величины фонда заработной платы

от характера возрастания тарифных коэффициентов тарифной сетки

работников в случае использования тарифной сетки с регрессивным возрастанием тарифных коэффициентов величина фонд заработной платы (ФЗП) может быть представлена площадью «треугольника», ограниченного пунктирной линией. В случае использования тарифной сетки с равномерным возрастанием тарифных коэффициентов - площадью, ограниченной точечной линией. При использовании сетки с прогрессивным возрастанием тарифных коэффициентов величине ФЗП будет соответствовать площадь, ограниченная сплошной линией.

Тарифные ставки

Определяя количественные соотношения в оплате труда различной сложности и работников разной квалификации, тарифные сетки не устанавливают абсолютных размеров оплаты труда. Эту функцию выполняют тарифные ставки.

Тарифная ставка - это выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда работника за единицу времени при условии выполнения им установленной нормы труда определённой сложности. В зависимости от принятой в организации системы нормирования, учёта и планирования труда могут использоваться различные единицы рабочего времени - час, день, месяц. В соответствии с эти различают часовые, дневные и месячные тарифные ставки.

Наиболее широкое практическое применение имеют часовые тарифные ставки, так как они часто являются основой исчисления различных доплат к заработной плате. Дневная ставка в этом случае рассчитывается путём умножения часовой ставки на количество часов в рабочей смене, месячная - на среднегодовое число рабочих часов в месяце. В тех случаях, когда в качестве базовых устанавливаются дневные или месячные тарифные ставки, часовая тарифная ставка может быть определена делением дневной на количество рабочих часов в рабочем дне (смене) или месячной - на среднегодовое число рабочих часов в месяце.

Минимальная тарифная ставка (ставка 1-го разряда) устанавливается коллективным договором организации или при его отсутствии Положением об оплате труда. Её величина определяется с учётом финансовых возможностей организации, целей и задач её социальной политики, условий отраслевого, регионального и территориального тарифных соглашений, сложившейся на рынке труда цены рабочей силы. В любом случае минимальная тарифная ставка должна обеспечивать получение работником низшего разряда, занятого в нормальных условиях труда и работающего с нормальной интенсивностью, при условии выполнения им норм труда и отработки полной месячной нормы времени, тарифного заработка не ниже установленного правительством минимального размера оплаты труда (МРОТ) в Российской Федерации.

Минимальная тарифная ставка 1-го разряда в отраслях, финансируемых из бюджетов различных уровней, устанавливается Правительством РФ на уровне не ниже гарантированного государством минимального размера оплаты труда.

Тарифные ставки всех последующих разрядов являются величинами расчётными. Ставка любого разряда (СТ i) может быть определена умножением ставки первого разряда (СТ 1) на тарифный коэффициент соответствующего разряда (КТ i):

СТ i =CТ 1 *КТ i .

Кроме того, что тарифные ставки устанавливают абсолютный размер оплаты труда за единицу времени, они могут выполнять функции инструмента дифференциации заработной платы как с учётом обстоятельств, предусмотренных трудовым законодательством, так и в соответствии со сложившейся производственной практикой. Основными факторами такой дифференциации могут являться условия и интенсивность труда, формы его оплаты, значимость отдельных профессий или видов работ (рис. 10.4).

Рис. 10.4. Основные направления внутрипроизводственной дифференциации тарифных ставок

Трудовым Кодексом Российской федерации (ст. 146 и 147) предусматривается, что оплата труда работников, занятых на тяжёлых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для работ с нормальными условиями труда. Это повышение размеров оплаты может осуществляться с помощью доплат и надбавок, системы повышающих коэффициентов, установления дифференцированных тарифных ставок первого разряда для работ с различными условиями труда. Аналогичным образом с помощью тарифных ставок дифференцируется оплата труда различной напряжённости, значимости и ответственности.

Так на многих промышленных предприятиях устанавливаются различные тарифные ставки 1-го разряда для оплаты работ в нормальных условиях труда, тяжёлых, вредных и особо тяжёлых и особо вредных работ, работ, осуществляемых в свободном или регламентированном ритме, оплачиваемых повременно или сдельно и т.п. В результате создаётся целая система тарифных ставок первого разряда (так называемая «тарифная вертикаль»), способствующая более полной дифференциации оплаты труда.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 14-10-92 785 (ред от 27-02-95) О ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В УРОВНЯХ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНОЙ… Актуально в 2018 году (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.02.95 N 189) Разряды оплаты труда 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Тарифные коэффициенты 1.0 1.30 1.69 1.91 2.16 2.44 2.76 3.12 3.53 3.99 4.51 5.10 5.76 6.51 7.36 8.17 9.07 10.07 Примечания. 1. Размер тарифной ставки (оклада) первого разряда устанавливается Правительством Российской Федерации. Ставки (оклады) работников остальных разрядов Единой тарифной сетки устанавливаются путем умножения тарифной ставки (оклада) первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент. 2. Профессии рабочих тарифицируются в соответствии с Единым тарифно — квалификационным справочником работ и профессий рабочих с 1 по 8-й разряды Единой тарифной сетки.

Тарифная сетка по разрядам на 2018 год

На практике оказалось, что у руководства вместе с обязанностью распределения средств появляется почти неконтролируемая возможность увеличивать собственный размер зарплаты. Это несложно сделать, уменьшая объем услуг, оказываемый учреждением, что естественно, негативно отражается на качестве работы.


Внимание

Можно манипулировать и базовой частью, установив «директорский» оклад значительно больше среднего по заведению, мотивируя тем, что многие сотрудники работают на 1,5 ставки. НСОТ невольно поставила руководство учреждений и его персонал в позиции бизнес-партнеров с противоборствующими интересами, что не может не создавать определенной социальной напряженности.

Тарификационная сетка для бюджетников на с 01 10 2018 год

На обеспечение указанных выплат должно идти приблизительно 30% от всего фонда заработной платы, то есть это как раз та доля, на которую увеличиваются дотации из государственного бюджета в рамках введения НСОТ. Для того, чтобы ввести новую систему оплаты, каждое бюджетное учреждение обязано внести изменения или принять новые нормативные акты, которые, по сути, регламентируют перемены в существенных условиях труда, а посему, требуют согласия самих сотрудников.

Если трактовать переход на НСОТ как изменение технологических условий или организации труда, тогда согласие работников получать не обязательно. Для этого работодатель должен совершить ряд предусмотренных законом шагов:1.


Важно

Письменно уведомить сотрудников об изменениях в двухмесячный срок. 2. Если работник согласен работать в новых условиях, он должен выразить это письменно.


3.

Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы

Если бюджетнику условия не подходят, ему нужно письменно предложить вакансии, если таковые имеются в наличии, в том числе и из оплачиваемых ниже текущих, а также в других региональных подразделениях. 4. При отсутствии вакансий или несогласия работника занять одну из них его увольняют по п.
7 ч. 1 ст. 77

ТК РФ. 5. С согласившимися сотрудниками заключается допсоглашения с прописанными в нем новыми условиями оплаты труда (они не должны быть хуже, чем старые): суммами выплат по окладу, компенсациям, надбавкам, стимулирующей части зарплаты. Весьма эффективная в теории, в процессе применения НСОТ обнаружила несколько крайне неприятных «подводных камней».

Задумывалось, что все средства, выделенные из бюджета, расходуются внутри самого учреждения, а те, что оказались сэкономленными, переходят в фонд оплаты труда, из которого и распределяются руководством в качестве стимулирующей части зарплаты.

Нюансы и правила использования тарифной сетки по разрядам

НСОТ расшифровывается как «новая система оплаты труда». Это инициатива, заменяющая принцип начисления трудового вознаграждения работникам образовательной отрасли с окладного (на основе Единой тарифной сетки) на дифференцированный подход.

При привычной системе зарплата работника бюджетной сферы рассчитывалась, исходя из оклада (тарифа), который соответствовал определенному квалификационному разряду по стажу и категории сотрудника. Результативность труда в каждый конкретный временной промежуток практически никак не влияла на размер заработной платы.
НСОТ декларирует иной принцип распределения зарплатных фондов: руководители получают единоличное право распоряжаться их распределением, назначая разные суммы в зависимости от количества и качества труда каждого сотрудника бюджетной сферы, поощряя более успешных и квалифицированных.

Новые оклады учителей в 2018 году тарифная сетка

После того как изменятся должностные оклады на 2018 год, таблица окладов тоже будет изменена. Однако возникают пени вопрос. Пока неизвестно, как на такие действия отреагирует МВФ и другие международные партнеры Украины.
Если учесть то, что Украина имеет большой внешний долг, который не прекращает расти, то, пожалуй, кредиторам это не понравится. Все это приводит к тому, что ситуация в Украине будет складываться не лучшим образом. Большое количество различных экспертов и специалистов пророчит государству дефолт уже в 2020 году. Это, конечно, только прогнозы, но чтобы избежать такого, властям нужно приложить немалых усилий, ибо изменить ситуацию к лучшему будет не так уж и легко.
Работники, которые остались в выигрыше Надо также упомянуть о том, что позитивные изменения все же коснулись некоторых.

Кому из бюджетников повысят зарплату с 1 мая 2018 года

В связи с такими данными все же можно утверждать, что должностные оклады государственных служащих на 2018 год должны претерпеть определенных изменений. Рост окладов и подводные камни О вышеупомянутую проблему также неоднократно заявлять представители Кабинета Министров Украины. Это очень важная проблема, которая практически уничтожает всякую мотивацию работать. Если обратить внимание на то, как росли показатели в течение прошлых лет, то можно понять, что такая тенденция имела свое начало еще в 2014 году. Именно тогда рост должностных окладов прекратило соответствовать росту прожиточного минимума. Как еще сильнее погрузиться в эту проблему, то при сравнении размера тарифных ставок становится известно, что представители первого разряда имеют заработную плату, что составляет примерно 1700 гривен.

Должностные оклады на 2018 год в украине. таблица

Средства на такие выплаты должны появиться за счет экономии фондов, а также путем расширения бюджетных ассигнований на федеральном уровне примерно на треть. Если временной объем работы бюджетника сохранялся на прежнем уровне, как и уровень его должностных обязанностей, то зарплата на основе НСОТ не может быть меньше, чем была по ЕТС.

Правительство РФ приняло Постановление, согласно которому работники бюджетной сферы, относящиеся к определенным отраслям, и прежде всего, к образовательной, переходят с ЕТС на НСОТ. В этом документе освещены общие вопросы, касающиеся нового подхода к системе трудового вознаграждения в бюджетных отраслях.
В ст.
Для этого надо просто узнать о коэффициент, который указывается в единой тарифной сетке. Этот коэффициент – это четко установленное понятие, которое регулируется только тарифной сеткой. Именно поэтому любые другие трудовые правки и нововведения не имеют никакого влияния на показатель. Как известно, для представителей первого тарифного разряда коэффициент составляет единицу, а для других разрядов он определенным образом растет. Вот на основе чего и составляется таблица должностных окладов. Надо также сказать о том, что сам тарифный разряд корректируется в зависимости от профессии лица.

Нетрудная работа обычно приравнивается к наименьших уровней. И работа, которая вообще требует минимума, относится к первому разряду.

А вот чем больше нужно профессиональных навыков и чем больше специализированных знаний нужно, тем больше будет тарифный разряд.

Разрядная сетка заработной платы бюджетникам в 2018 году

Тарифные разряды устанавливались в зависимости от сложности работ. Для того чтобы унифицировать распределение работников по тарифным разрядам, использовались 2 квалификационных справочника:

  • Единый тарифно-квалификационный справочник работ и рабочих профессий (ЕТКС);
  • Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС).

Оба справочника утверждены Правительством РФ. Они постоянно обновляются, поскольку уровень развития технологий повышается, вводятся новые стандарты работы. Новые системы оплаты труда в бюджетных организациях С 1 декабря 2008 года Единая тарифная сетка была заменена на несколько иной способ тарификации зарплаты бюджетников.
Если это тарифная система, правила использования которой в 2017-2018 годы регламентируются действующими нормами ТК РФ, то в локальном нормативном акте, например положении об оплате труда или коллективном договоре, прописываются все составляющие этой системы и принципы их применения. Так, работодатель должен расписать тарифную сетку, которая будет использоваться при начислении зарплаты сотрудникам.

В рамках тарифной сетки закрепляется привязка к тарифным разрядам. Так, все должности на предприятии разбиваются на определенные группы - разряды.

Обычно 1-й разряд присваивается наименее квалифицированным должностям, а с повышением уровня сложности работы повышается и разряд. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Естественно, что за более сложную работу, требующую определенных знаний и навыков, устанавливается более высокая оплата труда.

Единая тарифная сетка

В отраслях бюджетной сферы занято более 15 млн. человек. При этом основная часть работников занята в образовании.

Несмотря на имеющий место рост заработной платы, уровень оплаты труда в бюджетной сфере остаётся крайне низким. Размер ставки первого разряда Единой тарифной сетки в 2003 году составил 23 % от прожиточного минимума трудоспособного населения, а средняя заработная плата составила 2700 рублей и превышала прожиточный минимум лишь в 1.32 раза. Также неблагоприятно складывается соотношение между заработной платой работников бюджетной сферы и промышленности, которое с 70-80 % в дореформенный период снизилось до 48 % в 2000-2001 годах. В 2002 году это соотношение улучшилось и составило в 2003 году 55-60 %, что обусловлено повышением в декабре 2001 года тарифных ставок и окладов работников бюджетной сферы в среднем в 1,89 раза.

Основная причина такой ситуации в оплате труда работников бюджетной сферы, в первую очередь, обусловлена экономическими факторами, недостатком финансовых средств, направляемых на оплату труда. Вместе с тем существенные различия в динамике оплаты труда в отраслях промышленности и бюджетной сферы указывают на то, что подходы к организации оплаты труда в бюджетной сфере нуждаются в совершенствовании.

До 2008 года организация оплаты труда учреждений, финансируемых из бюджетов различных уровней, регулировалась на основе Единой тарифной сетки (ЕТС). Оплата труда работников этих организаций регулируется Федеральным законом "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы" и Федеральным законом "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" и осуществлялась в соответствии с Единой тарифной сеткой (ЕТС). Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы была введена в 1992 году для уменьшения трудоемкости перерасчета заработной платы в условиях инфляции (табл. 1).

Таблица 1 - Единая тарифная сетка

Разряды оплаты труда

Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки, установленные правительством РФ

Единая тарифная сетка по оплате труда работников организаций бюджетной сферы (ЕТС) была введена Указом Президента РФ от 19.08.1992 № 895. Таким образом, продолжительность ее действия составляет более 12 лет.

Единая тарифная сетка является удобной и понятной системой оплаты труда для работников бюджетной сферы. Она состоит из 18 разрядов, на которых в зависимости от сложности труда и квалификации работника, «располагаются» должности работников отраслей бюджетной сферы (от дворника до руководителя организации).

В условиях нестабильной экономики с высокой инфляцией Единая тарифная сетка обеспечивала механизм поддержания соотношений по уровням оплаты труда в различных отраслях, принятие согласованных решений по повышению заработной платы во всей бюджетной сфере одновременно и в одинаковой мере через механизм индексации тарифной ставки 1-го разряда ЕТС и установления межразрядных коэффициентов.

Кроме этого, Единая тарифная сетка являлась элементом формирования межбюджетных отношений, на ее основе определялись размеры финансовой помощи из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на оплату труда работников бюджетных организаций.

За период существования Единая тарифная сетка претерпела не одно изменение. В основном они касались пересмотра тарифной ставки 1-го разряда, соотношений между первым и последним разрядами и пересмотра отнесения должностей к разрядам.

Соотношение между первым и последними разрядами было самым важными вопросом в применении Единой тарифной сетки, и мероприятия по его изменению проводились неоднократно. Первоначально соотношение между 1-м и 18-м разрядами Единой тарифной сетки было установлено как 1:10,07, затем в течение существования ЕТС оно, из-за дефицита финансовых средств, сокращалось до 1:7,5 и 1:8,3, однако под давлением профсоюзов возвращалось к первоначальному значению.

Величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в Российской Федерации входит в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников и устанавливается федеральным законом. Постановлением Правительства Российской Федерации утверждаются тарифные ставки по всем разрядам Единой тарифной сетки. Межразрядные коэффициенты должны быть согласованы с представителями общероссийских объединений работодателей и профсоюзов. Соотношение между крайними разрядами ЕТС в соответствии с действующим ныне федеральным законом не может быть ниже, чем 1: 4,5. После принятия федерального закона о размере тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки, субъекты Российской Федерации принимают свои нормативные акты о размере заработной платы работников организаций бюджетной сферы.

Оклады работников всех разрядов ЕТС устанавливаются путем умножения оклада первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент. Поэтому было интересно узнать, какую же аналитическую зависимость между разрядом и тарифным коэффициентом использовали разработчики ЕТС. Графоаналитические методы исследования исходных данных показали, что они взяты произвольным образом и какой-то простой моделью описать их невозможно.

Действительно, чем можно объяснить то, что сначала разница между тарифными коэффициентами шкалы ЕТС, принятой в 1992 году, увеличивается (0.3; 0.39), затем уменьшается (0.22) и после этого снова начинает увеличиваться (0.25; 0.28; 0.32 и т.д.)?

Шкала ЕТС, принятая в 1999 году, также не была лишена недостатков, которые становятся видны, если графически изобразить связь между первыми шестью разрядами и тарифными коэффициентами. Графики, построенные по точкам, соответствующим значениям шкал ЕТС 1992 и 1999 годов, имеют точки перегиба, хотя они должны были быть только вогнутыми вверх.

Эта очевидная ошибка разработчиков шкалы ЕТС 1999 г. была исправлена Правительством РФ в 2000 году принятием решения о повышении тарифных ставок (окладов) первого-шестого разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы. Тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы были увеличены с 1 января 2001 г.: на 68 руб. - тарифная ставка (оклад) первого разряда; на 30,5 руб. - тарифная ставка второго разряда; на 10 руб. - тарифная ставка третьего разряда. С 1 июля 2001 г.: на 168 руб. - тарифная ставка (оклад) первого разряда; на 130,5 руб. - тарифная ставка второго разряда; на 96,9 руб. - тарифная ставка третьего разряда; на 77,9 руб. - тарифная ставка четвертого разряда; на 54,9 руб. - тарифная ставка пятого разряда; на 27,9 руб. - тарифная ставка шестого разряда.

После этого с 1 декабря 2001 г. была введена шкала ЕТС, которая действовала (с небольшими округлениями) до 1 мая 2006 г. Эта шкала лишена недостатков, присутствующих в шкалах ЕТС 1992 и 1999 годов, поэтому для её аппроксимации с погрешностью вычислений, не превосходящей 3 %, оказалось достаточно квадратной параболы y = 0.005774x2 + 0.0963519x + 0.8898039

Последнее изменение шкалы ЕТС (постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 г. № 256), действующее с 1 мая 2006 г., с математической точки зрения не выдерживает никакой критики. Ее невозможно описать гладкой кривой, потому что в окрестностях четвертого и семнадцатого разрядов проявляется её резкое изменение, которое можно объяснить только нежеланием обоснованно повысить зарплату работников бюджетной сферы, имеющих разряды ЕТС с 4 по 17.

При этом нарушилась вся логика реального повышения зарплаты. Реальный процент её повышения у работающих по этим разрядам был установлен хаотично без какого-либо обоснования и составил от 14,9 % до 15,85 % (табл.2). Максимальное увеличение зарплаты в 37,5 % коснулось только работающих по первому и последнему разрядам. То есть наиболее социально незащищенными в нашей стране наряду с неквалифицированным персоналом являются руководители бюджетных организаций, которым присвоен восемнадцатый разряд ЕТС.

Таблица 2 - Изменение шкалы ЕТС

Тарифные коэффициенты

Процент повышения

Тарифные коэффициенты

Процент повышения

Более продуманную политику в этом направлении ведет Правительство Москвы, которое своим постановлением от 18 апреля 2006 г. № 260-ПП Об увеличении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений города Москвы ввело ставку первого разряда в размере 2200 рублей, сохранив при этом действовавшую до 1 мая 2006 г. шкалу ЕТС.

Величина тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки в разные периоды была различной относительно величины минимального размера оплаты труда (табл. 3). С принятием Трудового кодекса Российской Федерации она не может быть ниже величины минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.

Таблица 3 - Зависимость тарифной ставки от величины минимального размера оплаты труда

Со времени введения ЕТС в 1992 году произошли существенные изменения в экономическом развитии и финансовой сфере.

Значительные территориальные различия в стоимости жизни населения обуславливают необходимость в различных уровнях заработной платы по регионам страны. Установленные на федеральном уровне единые для всех территорий тарифные ставки и оклады ЕТС далеко не в полной мере учитывают дифференциацию уровней стоимости жизни по регионам Российской Федерации.

В числе основных недостатков Единой тарифной сетки следует назвать:

· низкий уровень тарифной ставки 1-го разряда (за период существования ЕТС - иногда даже ниже минимального размера оплаты труда). Это связано с тем, что для обеспечения повышения тарифной ставки первого разряда даже на 10 -20 % необходимы значительные финансовые затраты бюджетов всех уровней, поскольку в тех же размерах необходимо увеличивать тарифные ставки (оклады) по всем другим разрядам;

· недостаточность 18 разрядов для отражения дифференциации условий и уровней оплаты труда во всех отраслях бюджетной сферы;

· недостаточный учет отраслевых особенностей в оплате труда. В основном отраслевые особенности отражены через систему доплат и надбавок.

Тарифная сетка нередко применяется для дифференциации зарплаты сотрудников, труд которых различается по сложности, а сами сотрудники обладают разными навыками и опытом. Как формируется тарифная сетка и какое влияние оказывает на размер итоговой зарплаты работника, расскажем в нашей статье.

Как используется в организациях тарифная сетка по разрядам на 2017-2018 годы

В каждой организации на локальном уровне закреплено, какая система оплаты труда в ней применяется. Если это тарифная система, правила использования которой в 2017-2018 годы регламентируются действующими нормами ТК РФ, то в локальном нормативном акте, например положении об оплате труда или коллективном договоре, прописываются все составляющие этой системы и принципы их применения. Так, работодатель должен расписать тарифную сетку, которая будет использоваться при начислении зарплаты сотрудникам.

В рамках тарифной сетки закрепляется привязка к тарифным разрядам. Так, все должности на предприятии разбиваются на определенные группы — разряды. Обычно 1-й разряд присваивается наименее квалифицированным должностям, а с повышением уровня сложности работы повышается и разряд.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Естественно, что за более сложную работу, требующую определенных знаний и навыков, устанавливается более высокая оплата труда. Чтобы не устанавливать отдельно суммы для каждой группы должностей, используют тарифные коэффициенты. С их помощью оклад, назначенный для должностей 1-го разряда, автоматически увеличивается на установленный коэффициент для 2-го, 3-го и т. д. разрядов.

Таким образом, формируется тарифная сетка, где каждому разряду присваивается свой коэффициент. Тарифная система применяется на многих предприятиях, а вот тарифные сетки у них могут различаться. В частных компаниях кадровые служащие самостоятельно разрабатывают тарифные сетки с учетом специфики деятельности, и количество разрядов в таких сетках варьируется.

В бюджетной системе больше единства, поскольку в данном случае вопросы оплаты труда регламентируются на государственном уровне, в том числе применяется Единаятарифная сетка, утвержденная ранее.

Единая тарифная сетка бюджетников

С конца 1992 года по 1 декабря 2008 года в России действовала Единая тарифная сетка, по которой рассчитывалась зарплата бюджетникам. Основные вопросы были урегулированы в постановлении Правительства РФ «О дифференциации в уровнях оплаты

труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» от 14.10.1992 № 785. В этом акте утверждалась сама ЕТС, а также она признавалась обязательной для применения во всех бюджетных учреждениях.

Изначально Единая тарифная сетка состояла из 18 разрядов, в ней присутствовали коэффициенты от 1 до 10,7. Чтобы рассчитать тарифную ставку, например, для 5-го разряда, нужно было умножить ставку 1-го разряда на коэффициент 5-го разряда. Вопрос заключался только в том, какую ставку применять для 1-го разряда. А решался он следующим образом: она принималась Правительством РФ.

Тарифные разряды устанавливались в зависимости от сложности работ. Для того чтобы унифицировать распределение работников по тарифным разрядам, использовались 2 квалификационных справочника:

  • Единый тарифно-квалификационный справочник работ и рабочих профессий (ЕТКС);
  • Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС).

Оба справочника утверждены Правительством РФ. Они постоянно обновляются, поскольку уровень развития технологий повышается, вводятся новые стандарты работы.

Новые системы оплаты труда в бюджетных организациях

С 1 декабря 2008 года Единая тарифная сетка была заменена на несколько иной способ тарификации зарплаты бюджетников. Это произошло после вступления в силу постановления Правительства РФ «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений» от 05.08.2008 № 583.