Валютные операции текущие с движение капитала. Валютные операции, связанные с движением капитала

"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 50, 2001

Согласно Закону Российской Федерации от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. от 31.05.2001 N 72-ФЗ) все валютные операции делятся на две группы: текущие валютные операции и операции, связанные с движением капитала (капитальные операции). К текущим валютным операциям отнесены такие, которые содержатся в закрытом перечне (п.9 ст.1 Закона); перечень же операций, связанных с движением капитала, является открытым - к этому разряду валютных операций относятся иные операции, не входящие в перечень текущих.

Четкое разграничение текущих и капитальных валютных операций имеет практическое значение для бухгалтеров и финансовых работников, так как режим осуществления этих операций разный. В соответствии с указанным Законом текущие валютные операции могут осуществляться предприятиями и организациями в свободном режиме (т.е. без ограничений), но в рамках действующего валютного законодательства Российской Федерации, а порядок совершения капитальных операций устанавливается Банком России.

Рассмотрим порядок проведения операций, связанных с движением капитала, определяемый Банком России.

До принятия Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" на территории Российской Федерации действовало Письмо Госбанка СССР от 24.05.1991 N 352 "Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР". В отношении операций, связанных с движением капитала, этим документом устанавливался разрешительный порядок: для их проведения необходимо было предварительно получить лицензию Госбанка СССР или центральных банков республик на каждую конкретную операцию.

После принятия Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" Банк России подтвердил действие упомянутого Письма Госбанка СССР на территории Российской Федерации в части, не противоречащей этому Закону, а также иным законодательным актам и изданным во исполнение их указаниям Банка России. Поскольку данный Закон не устанавливает конкретный порядок совершения капитальных операций, а иных законодательных актов по этому вопросу и указаний Банка России на тот момент не имелось, то подтверждение Банком России действия на территории Российской Федерации Письма Госбанка СССР N 352 означало и подтверждение установленного этим Письмом порядка осуществления в Российской Федерации операций, связанных с движением капитала.

При решении вопроса о выдаче разрешения на проведение конкретной валютной операции учитывается комплекс факторов: характер сделки, целесообразность ее проведения, финансовое положение организации, соблюдение ею валютного законодательства при осуществлении валютных операций, выполнение обязательств по расчетам с бюджетом и др.

В случае принятия положительного решения о выдаче разрешения Банк России устанавливает определенные условия, которые в обязательном порядке должны быть соблюдены организацией - резидентом при осуществлении операции. Например , может быть указан конкретный банк, через который должны быть произведены расчеты по данной операции, порядок платежей. В качестве условий могут быть указаны требования о получении гарантии от возможных потерь, об обязательной продаже полученных сумм иностранной валюты на внутреннем валютном рынке и др.

Исключительно разрешительный порядок проведения капитальных операций действовал до принятия Банком России Положения об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций от 24.04.1996 N 39, которое отменило разрешительный порядок на совершение ряда капитальных операций. Все перечисленные в этом документе операции, связанные с движением капитала, могли совершаться без специального разрешения Банка России.

В редакции Письма Банка России от 03.02.1997 N 403 (признано утратившим силу Приказом Банка России от 24.10.1997 N 02-469) данное Положение определяло порядок проведения указанных в нем капитальных операций, пока в него не были внесены изменения и дополнения Положением Банка России от 17.09.2001 N 152-П. Название документа имеет теперь следующую редакцию: "О порядке проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций и об учете и представлении отчетности по некоторым видам валютных операций". С учетом внесенных в документ изменений и дополнений в настоящее время операции, связанные с движением капитала, имеют следующие особенности.

  1. Расширен круг осуществляемых в свободном режиме валютных операций, связанных с приобретением и арендой движимого и недвижимого имущества. Так, резиденты могут переводить из Российской Федерации иностранную валюту в порядке авансовых платежей и предоплаты - по импорту воздушных, морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов при условии, что в течение срока, не превышающего один год со дня перевода валютных средств, указанные объекты будут переданы резиденту.

При аренде резидентами у нерезидентов и нерезидентами у резидентов воздушных, морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов и объектов космической инфраструктуры, а также любого движимого непотребляемого имущества (за исключением ценных бумаг) иностранная валюта может свободно переводиться из Российской Федерации и в Российскую Федерацию при условии, что не позднее 180 дней соответственно со дня перевода иностранной валюты из России или ее поступления перечисленные объекты будут переданы арендатору (соответственно резиденту или нерезиденту). При этом срок аренды не имеет значения.

Аналогичным образом в свободном режиме могут осуществляться переводы иностранной валюты в пользу юридических лиц - резидентов в оплату находящегося на территории Российской Федерации недвижимого имущества, признаваемого таковым по законодательству Российской Федерации, которое передается в собственность нерезидентам по договору купли - продажи или иным сделкам об отчуждении этого имущества.

Если недвижимое имущество (кроме воздушных, морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов и объектов космической инфраструктуры), признаваемое таковым по законодательству Российской Федерации и находящееся на территории Российской Федерации, передается нерезидентам в аренду, то переводы иностранной валюты нерезидентами в пользу юридических лиц - резидентов в качестве арендной платы за арендованное имущество также осуществляются в свободном порядке.

Без разрешения Банка России производится возврат резидентам и нерезидентам перечисленных ими авансов и предоплаты, задатков по неисполненным договорам, ошибочно перечисленных сумм.

  1. К числу операций, осуществление которых не требует разрешения Банка России, отнесены и операции, связанные с получением резидентами и нерезидентами кредитов в иностранной валюте от уполномоченных банков на срок, превышающий 180 дней, на основании заключенных с уполномоченными банками кредитных договоров, а также операции по возврату уполномоченным банкам полученных от них резидентами и нерезидентами кредитов в иностранной валюте, включая проценты по ним и неустойку за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по кредитным договорам.

Если в обеспечение исполнения своих обязательств по кредитному договору должник заключил договор поручительства с резидентом, то резидент - поручитель без разрешения Банка России может перевести иностранную валюту во исполнение своих обязательств по договору поручительства. Переводы резидентами иностранной валюты в пользу нерезидентов в порядке исполнения своих обязательств по договору поручительства в том случае, если должник - резидент не исполнил или ненадлежащим образом исполнил свои обязательства по кредитному договору с нерезидентом, также осуществляются в свободном режиме.

Если в качестве обеспечения по кредитному договору должник - резидент передает уполномоченному банку в залог ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, и на них обращается взыскание в соответствии с законодательством Российской Федерации, то на продажу и покупку этих ценных бумаг не требуется разрешения Банка России.

  1. Резиденты могут покупать за иностранную валюту у уполномоченных банков векселя, выписанные этими банками в иностранной валюте, предъявлять их к оплате и получать платеж в иностранной валюте или в валюте Российской Федерации.

Отчуждение резидентами векселей уполномоченным банкам, как выписавшим эти векселя, так и другим уполномоченным банкам, за иностранную валюту и за валюту Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном вексельным законодательством.

Резиденты могут приобретать и отчуждать через уполномоченные банки на организованном рынке ценных бумаг за иностранную валюту выпущенные резидентами эмиссионные ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте. Хранить указанные ценные бумаги и вести учет прав на них могут только резиденты - профессиональные участники рынка ценных бумаг, имеющие лицензию на осуществление депозитарной деятельности.

  1. Свободный режим осуществления валютных операций распространен и на расчеты по договорам морского агентирования.

Юридические лица - резиденты, являющиеся морскими агентами на основании договоров морского агентирования, заключенных с судовладельцами - нерезидентами, оказывают им услуги в морских портах Российской Федерации, в оплату за которые судовладельцы - нерезиденты переводят морским агентам иностранную валюту. В то же время морские агенты на основании посреднических договоров, заключенных ими с морскими администрациями портов, переводят им иностранную валюту в качестве портовых сборов за пребывание в российских портах иностранных судов.

  1. Расчеты, связанные с выплатами в иностранной валюте по страхованию и перестрахованию как в пользу резидентов в Российскую Федерацию, так и в пользу нерезидентов из Российской Федерации, осуществляются в свободном режиме только при условии, что срок действия договора не превышает пяти лет с даты его подписания.
  2. Физические лица - резиденты могут переводить за рубеж, в том числе на свои счета, открытые за пределами Российской Федерации в порядке, установленном Банком России, иностранную валюту на сумму, не превышающую 75 тыс. долл. в течение календарного года, для приобретения прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте.

В случае реализации физическим лицом - резидентом прав на ценные бумаги полученная иностранная валюта может переводиться в Российскую Федерацию. Физическое лицо - резидент может передать ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, по договору дарения. Кроме того, физические лица - резиденты могут переводить иностранную валюту из Российской Федерации на их счета, открытые в иностранных банках в порядке, установленном Банком России, а также с их счетов в иностранных банках в Российскую Федерацию.

Не требуют разрешения переводы физических лиц в иностранной валюте из Российской Федерации в пользу нерезидентов, деятельность которых связана с реализацией за рубежом физическим лицам товаров в розничной торговле, выполнением работ, оказанием услуг, в оплату за приобретаемые у этих нерезидентов товары, работы, услуги.

Физические лица - резиденты и нерезиденты могут покупать через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации иностранную валюту за счет средств на своих рублевых счетах в кредитных учреждениях, а также продавать иностранную валюту с банковских счетов в иностранной валюте, открытых на свое имя в уполномоченных банках.

  1. Как резиденты, так и нерезиденты могут покупать и продавать через уполномоченные банки иностранную валюту одного вида за иностранную валюту другого вида, курс которых к рублю котируется Банком России.
  2. Без разрешения Банка России могут осуществляться переводы из Российской Федерации иностранной валюты в оплату вступительных и членских взносов в международные неправительственные организации, а федеральными органами исполнительной власти - в оплату вступительных и членских взносов Российской Федерации в международные организации, членом которых она является; переводы нерезидентами иностранной валюты в качестве дара, пожертвований в пользу резидентов, причем в случае пожертвований, дара в пользу юридических лиц - резидентов им может быть передан чек, номинированный в иностранной валюте.

Из Российской Федерации резиденты могут переводить иностранную валюту в пользу нерезидентов в качестве оплаты за подписку на иностранные и иные периодические издания.

  1. Переводы неторгового характера, расширенный перечень которых дается в Положении Банка России N 152-П, также осуществляются в свободном режиме.

Следует иметь в виду, что все валютные операции осуществляются в безналичном порядке, должны иметь документальное подтверждение (перечень подтверждающих документов дается в Положении), подлежат учету в уполномоченных банках.

При осуществлении физическими лицами некоторых из перечисленных операций (в п.8.6 Положения), а также операций, сумма каждой из которых превышает в эквиваленте 10 000 долл. США, физические лица должны представлять свидетельство о постановке на налоговый учет.

а) прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;б) портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;в) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.Валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации (ст. 6 указанного выше закона). Порядок выдачи Банком России разрешений на проведение отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала, определен Положениями Банка России от 20.07.1999 N 82-П и от 21.12.2000 N 129-П.

При этом без ограничений осуществляются следующие валютные операции:- расчеты за экспорт товаров, указанных в разделах XVI, XVII, XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, при условии, что срок возврата валютной выручки от реализации этих товаров на экспорт не будет превышать три года с даты фактического пересечения этими товарами таможенной границы Российской Федерации;- расчеты за производимые резидентами за пределами территории Российской Федерации строительные и подрядные работы, сроки платежа за которые в соответствии с условиями заключенных договоров превышают 90 дней, при условии, что срок возврата валютной выручки за произведенные строительные и подрядные работы не будет превышать пять лет с даты заключения такого договора;- расчеты, связанные со взносами и выплатами по страхованию и перестрахованию, осуществляемыми в период срока действия соответствующего договора, при условии, что срок действия указанного договора не будет превышать пять лет с даты его заключения;- переводы физическим лицом - резидентом иностранной валюты в Российскую Федерацию и из Российской Федерации на сумму, не превышающую 75 тысяч долларов США, осуществляемые в течение календарного года в целях приобретения физическим лицом - резидентом прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, или в целях реализации физическим лицом - резидентом принадлежащих ему прав на указанные ценные бумаги. Указанные переводы осуществляются физическим лицом - резидентом через счет в уполномоченном банке, порядок открытия и ведения которого определяется законодательством Российской Федерации. При переводе физическим лицом - резидентом иностранной валюты для приобретения прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, указанное лицо и уполномоченный банк, через который был совершен указанный перевод, обязаны в течение 10 рабочих дней с даты осуществления такого перевода уведомить о состоявшемся переводе налоговый орган по месту учета осуществившего этот перевод физического лица - резидента, приложив банковские выписки по указанному счету.Основание - Закон РФ от 09.10.1992 № 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (ст. 1 п. 10, ст. 6).

  • 1) Прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием.
  • 2) Портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг.
  • 3) Переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость.
  • 4) Предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности).
  • 5) Предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней.
  • 6) Все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

В отношении других групп операций (по объекту) такое деление неприменимо, и Закон устанавливает специальные правила осуществления таких операций.

Классификация валютных операций имеет большое значение не только для понятия их сущности. Как свидетельствует судебно-арбитражная практика, «большинство споров, связанных с применением валютного законодательства, возникает по поводу определения валютной операции как текущей или капитальной и сводится к применению ответственности к лицу за совершение капитальной операции без соответствующего разрешения Банка России».

Ранее уже упоминалось о классификации валютных операций в зависимости от режима осуществления. Существуют некоторые ограничения на осуществление валютных операций резидентами и нерезидентами.

Резиденты:

  • - осуществляют текущие валютные операции без ограничений;
  • - осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала, в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ (на проведение отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала, требуется разрешение Банка России).

Нерезиденты:

  • - имеют право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил;
  • - имеют право продавать и покупать иностранную валюту за валюту Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ;
  • - имеют право беспрепятственно переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации валютные ценности при соблюдении таможенных правил, если эти валютные ценности были ранее переведены, ввезены или пересланы в Российскую Федерацию или приобретены в Российской Федерации на основаниях, указанных в предыдущем пункте, и в иных случаях в соответствии с законодательством РФ.

Приведенные выше классификации базируются на российском законодательстве и имеют юридическую основу. Они служат в большей степени для целей валютного регулирования и контроля. Приведем другую классификацию, которая по мнению автора более обоснована с экономической точки зрения. В соответствии с ней валютные операции коммерческих банков можно разделить на следующие группы:

  • 1) Открытие и ведение валютных счетов клиентуры;
  • 2) Купля-продажа валютных средств;
  • 3) Неторговые операции коммерческого банка;
  • 4) Установление корреспондентских отношений с иностранными банками и осуществление операций по международным расчетам, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг;
  • 5) Операции по привлечению и размещению банком валютных средств.

Рассмотрим подробнее каждую из этих групп валютных операций банка.

Валютные операции (лат. operato - действие) представляют собой, действия по организации и управлению денежными отношениями, возникающими при движении валюты и ценных бумаг в валюте.

В соответствии с действующим Законом (ч. 1 ст. 1 п. 9) к валютным операциям относятся:

· операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности (иностранная валюта и внешние ценные бумаги), в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

· ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей;

· осуществление международных денежных переводов.

Валютные операции осуществляют банки, имеющие статус уполномоченного банка.

Уполномоченный банк - это банк, получивший от Центрального банка Российской Федерации лицензию на право проведения операций с иностранной валютой. Юридические и физические лица, осуществляющие операции с иностранной валютой, и являются субъектами валютных операций на валютном рынке России подразделяются на резидентов и нерезидентов.

К резидентам относятся (ч. 1 ст. 1 п. 6):

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в»;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

К нерезидентам относятся (ч. 1 ст. 1 п. 7):

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта;

ж) иные лица, не указанные в пункте 6; Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ ст.1 п.6 и п.7

Валютные операции могут быть связаны как с денежными платежами (расчеты, трансферт и т.п.), так и с движением капитала (лизинг, кредит и др.). Капитал - это деньги, пущенные в оборот и приносящие доход от этого оборота. Движение валютного капитала означает вложение инвестором валюты в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли.

Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте можно разделить на две группы, согласно ст. 8 Соглашения МВФ:

1. Текущие валютные операции

2. Валютные операции, связанные с движением капитала

К «текущим валютным операциям» относятся:

А) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней;

Б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

В) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

Г) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.

Текущие валютные операции осуществляются резидентами, как правило, без каких-либо ограничений.

Банк России регулирует текущие операции двумя способами:

1. Путем ограничения применения таких форм расчетов, как чеки, векселя, а также требованием предоставления гарантий в форме аванса или предоплаты.

2. Жестким контролем за соблюдением периода времени по сделкам в 180 дней. При просрочке по текущим операциям срока в 180 дней применяются штрафные санкции.

К «валютным операциям, связанным с движением капитала», относятся :

А) прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участи в управлении предприятием;

Б) портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;

В) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

Г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;

Д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

Е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями

Другими словами, если валютная операция не может быть отнесена к текущей валютной операции, то для целей применения Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» она будет рассматриваться как валютная операция, связанная с движением капитала. Валютные операции, связанные с движением капитала, подлежат валютному контролю и валютному регулированию и осуществляются в соответствии с инструкциями, письмами и другими нормативными актами и оперативными документами Банка России. Этого требует валютная политика государства - система мер в области валютных отношений, осуществляемая государством в соответствии с выработанными политическими и экономическими ориентирами.

Различают:

Долговременную валютную политику, которая нацелена на модификацию валютной системы, валютного рынка

Текущую валютную политику, которая нацелена на определение валютного курса, валютных операций, регулирование деятельности валютного рынка и рынка золота.

Валютные ограничения способствуют временному выравниванию платежных балансов отдельных стран, но в конечном счете осложняют проблему их балансирования, так как возникает необходимость регулирования международных расчетов с каждой страной отдельно. Ограничение обратимости валют фактически аннулирует принцип наибольшего благоприятствования, усиливает дискриминацию торговых партнеров путем применения множественности валютных курсов.

Объективная необходимость снятия валютных барьеров в международных экономических отношениях порождает тенденцию к межгосударственному регулированию валютных ограничений. Однако этому фактору противостоит национальный протекционизм как средство конкуренции, направленной против торговых партнеров.

Валютные ограничения в РФ

В соответствии с предложениями Президента РФ ускорить процесс приобретения национальной валютой статуса свободно конвертируемой были внесены существенные изменения в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» Федеральный закон от 26.06.2006 № 131-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле”» решениями Государственной Думы. В соответствии с внесёнными изменениями были отменены статьи, содержащие те или иные валютные ограничения, касающиеся проведения валютных операций резидентами и нерезидентами на территории России и за её пределами. Отмена валютных ограничений означает, что валюта РФ в настоящее время формально соответствует всем требованиям МВФ, предъявленным к свободно конвертируемым валютам.

Резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учёта об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов». Федеральный закон от 30.10.2007 № 242-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле”» ч.2.ст.12

Внесённые изменения означают для резидентов РФ переход к уведомительному порядку открытия (закрытия) банковских счетов за пределами России, что соответствует практике, принятой в развитых странах. Действующее законодательство не содержит ограничений на осуществление нерезидентами валютных операций.

По мнению инициаторов либерализации валютного законодательства, снятие ограничений по финансовым операциям может привести к повышению инвестиционной привлекательности государства. Так Банк России снял последние ограничения на движение капитала через границу Российской Федерации, отменив требования о резервировании при проведении отдельных видов валютных операций, а также об обязательном использовании специальных счетов при осуществлении отдельных видов валютных операций. Кроме того, отменена обязательная продажа экспортерами части валютной выручки. Снятие ограничений на движение капитала через границу, отмена требований о резервировании при проведении отдельных видов валютных операций, а также об обязательном использовании специальных счетов при осуществлении валютных операций - все эти меры, по мнению экспертов, приведут к повышению инвестиционной привлекательности России.

Конечно, на сегодняшний день данные меры не смогут обеспечить полную конвертируемость рубля, так как для полной конвертируемости необходим ряд условий, например, таких, как осуществление нефтяных расчетов в рублях. Однако специалисты надеются, что при дальнейшем введении подобных мер российская валюта может занять такой статус.

Для инвестиционной привлекательности большое значение имеет возможность для инвестора не только вложить средства в экономику страны, но и возможность быстро отозвать эти средства. Поэтому снятие ограничений по движению капитала, безусловно, повысит инвестиционную привлекательность России. Есть также мнение, что в сложившихся макроэкономических условиях валютная либерализация не окажет серьезного влияния на курс национальной валюты. На самом деле ее проведение лишь создает предпосылки для того, чтобы в течение ближайших 3-5 лет национальная валюта начала завоевывать позиции на международных финансовых рынках.