Должностная инструкция главного художника по свету. Новым курсом Что делает художник по сценическому свету

Художник-технолог по сценическому свету призван подчеркнуть общую идею спектакля через свето-цветовое решение, поэтому он работает в тесном сотрудничестве с режиссером-постановщиком и разрабатывает стилистику светового оформления спектакля.

В театре декорации и освещение играют особую роль. Сценический свет придаёт спектаклю особую выразительность, создаёт необходимый эмоциональный настрой и даже, как утверждал Дэвид Линч «Свет может ощутимо изменить восприятие спектакля, а иногда и характеры героев». Световые эффекты могут до неузнаваемости изменить и декорации: «Темные тучи превращаются в небесные цветы, если их поцелует свет», - говорил Рабиндранат Тагор.

Современное свето-сценическое оборудование предоставляет неограниченные возможности для этого. А в некоторых постановках свет является главной составляющей в декорациях. Художник-технолог по сценическому свету является полноправным участником творческой постановочной группы в театре.

Современная светотехническая аппаратура в театре разнообразна и сложна. Сценическое освещение обеспечивается осветительными приборами, установленными в самых разных местах:

  • верхний свет — прожекторы, подвешенные рядами над сценой (1 план, 2 план);
  • боковой свет — осветительные приборы, установленные на боковых галереях и портальных кулисах;
  • выносной свет — прожекторы на специальных балконах, рампа (у переднего края сцены);
  • горизонтальный свет — оборудование для освещения горизонта;
  • специальный свет — светильники в виде фонарей, свечей, факелов, встроенные в декорации.

Кроме того, используется дополнительное световое оборудование для спецэффектов: световой занавес, контражур, стробоскоп для мерцающего эффекта и т. п.

В старинных театрах сценическим светом управляла команда осветителей вручную, располагаясь в разных концах театра. В современном театре управление световым оборудованием осуществляется централизованно при помощи компьютерных программ из одного специального помещения. Чтобы управлять всем этим непростым оборудованием, необходимо получить соответствующее образование.

В ходе подготовки нового спектакля составляется световая партитура, в которой отражены:

  • перечень и количество осветительных приборов, используемых в спектакле;
  • номера световых программ;
  • режим освещения и затемнения;
  • сигналы для световых перемен (реплики, движения или фразы);
  • цвета светофильтров, сила света, направление лучей осветительных приборов и другие параметры.

Световые партитуры уточняются во время свето-монтировочных репетиций, в процессе которых отрабатываются позиции и режимы освещения, а также действия работников осветительного цеха. Световая партитура должна выполняться строго и без изменений.

Особенности профессии

Профессиональная деятельность художника-технолога по сценическому свету может быть реализована в трех аспектах:

Художественно-творческая деятельность - в ходе которой специалист:

  • занимается разработкой и оформлением светового обеспечения спектакля по проекту художника-постановщика;
  • разрабатывает световые эффекты;
  • создаёт необходимую документацию световой партитуры спектакля (в случае необходимости привлекая специалистов);
  • возглавляет процесс светового оформления сцены;
  • участвует в проведении световых репетиций, в ходе которых художественное освещение фиксируется на партитурах;
  • осуществляет постоянный контроль за точным выполнением освещения спектаклей в действующем репертуаре;
  • в ходе работы использует самые последние достижения науки в сфере театральной техники и технологии, а также новые материалы.

Организационно-управленческая - в процессе которой художник-технолог может руководить отделами театра, которые занимаются световым оформлением представлений или производят свето-техническое оборудование для театра. Кроме того, он контролирует правильность выполнения сотрудниками световой партитуры представления и правила техники безопасности и охраны труда при работе с подобным оборудованием (правил пожарной безопасности и санитарии). Проведение монтировочных световых репетиций и в ходе их необходимая корректировка светового оборудования также входит в обязанности художника-технолога по свету.

Педагогическая деятельность заключается в преподавании дисциплин по световому оформлению спектакля в учебных заведениях театрального искусства (технология светового оформления спектакля, проектирование постановочного освещения театрально-зрелищных предприятий, макетирование, основы светотехники и светотехническое оборудование для театра, театрально-техническая графика, технический расчет конструкций).

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Творческая интересная профессия, в которой можно развиваться технически в соответствии с новшествами в этой сфере.
  2. Профессия востребована не только в театре, но и на концертах, в кино и цирке.

Минусы

  1. Ненормированный рабочий день
  2. Ночной образ жизни
  3. Возможные разногласия с режиссером-постановщиком, который может придерживаться точки зрения К.С.Станиславского и недооценивать роль светового оформления спектакля: «Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Изъян в идее пьесы нельзя ничем закрыть. Никакая театральная мишура не поможет».

Место работы

Художники по сценическому свету могут работать в театрах, на киностудиях и телевидении, концертных залах, площадках, стадионах, в цирке.

Важные качества

  • богатое художественное воображение;
  • умение рисовать и работать руками;
  • хорошее цветовосприятие;
  • эмоциональность;
  • внимание к деталям;
  • постоянное стремление к профессиональному росту.

Где учиться на художника-технолога по сценическому свету. Образование

  • Факультет сценографии и технологий художественного оформления спектакля. При школе имеется мастерская «Художника по свету», в которой есть технические возможности для изучения самых разных современных способов освещения сцены. Здесь учат разработке концепции светового оформления сцены и зала. В ходе практики проводится ознакомление с устройством светотехнического оборудования в театрах Москвы.
  • Высшая школа сценических искусств («Театральная школа Константина Райкина»). В 2014 году открылся факультет «Технологии художественного оформления спектакля» со специализацией «Светотехника» и «Звукорежиссура».
  • Белгородский государственный институт культуры и искусств
  • Факультет «Технологии художественного оформления спектакля».
  • Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства
  • Факультет «Технологии художественного оформления спектакля»
  • Казанское Театральное Училище специальность "Светорежиссура"
  • Курсы в Театрально-художественном колледже № 60. Семинар «Художник по свету»

Оплата труда

Оплата труда специалистов данного профиля в российских театрах невелика: от 20 тысяч рублей. Но опытных специалистов часто приглашают на подработку в антрепризе, концертных организациях, ночных клубах, где можно достойно заработать — за 2 ночи работы от 25 тысяч рублей.

Зарплата на 28.10.2019

Россия 30000—630060 ₽

Ступеньки карьеры и перспективы

Выпускники учебных заведений могут начать свою карьеру в театре с простого осветителя, машиниста сцены, художника-оформителя. Для начинающего художника-технолога по свету - это необходимый этап, на котором приобретается бесценный практический опыт. Постепенно от рядового специалиста художник-технолог может расти от разряда к разряду и стать руководителем подразделения театра, отвечающего за световое оформление спектаклей. Также можно работать в концертных организациях, ночных клубах, цирке, заниматься освещением городских мероприятий, церковных праздников.

История возникновения сценического света

Сценический свет был создан в XVII веке, когда театральные постановки начали показывать в помещениях. В то время для освещения использовались свечи. То есть, театральное освещение развивалось вместе с появлением новых источников света. В XIX веке в качестве освещения сцены стали использовать масляные лампы, позднее - газовые горелки. С появлением электричества театральное освещение также модернизировалось и стало более подвижным, ярким и выразительным. В разработанных К.С.Станиславским световых партитурах того времени стало возможным передавать состояние природы и погоды: утро, день, сумерки, ночь, солнечная или пасмурная погода.

Но художественное световое оформление спектакля развивалось не только параллельно развитию световой техники. Многие режиссеры с помощью света визуально выражали звучание музыки (Аппиа), либо подчеркивали объем фигуры человека или архитектурные формы, либо выражали трагизм души героя (Крэг).

Великий Мейерхольд использовал световые проекции для изображения лозунгов, рекламы, названий эпизодов. То есть, свет становился выразителем пропагандистских, критических или сатирических позиций режиссера. Чешский сценограф Й.Свобода, используя современные технологии (лазеры и компьютеры), превратил свет в главное действующее лицо театра. Световое оформление создавало атмосферу, воздух, стены, коридоры, занавес. Эти принципы сценического освещения стали использоваться во всем мире. Й.Свободе принадлежит идея использования в театре видео.

Другие режиссеры, такие как Л.Мондзика и Р.Уилсон, считают силу воздействия света сильнее и выразительнее мастерства актеров. Л.Мондзик создавал свои камерные спектакли как противоборство тьмы и света. Р.Уилсон утверждал, что «свет имеет собственную роль, как актер». Такого рода режиссеры способствовали тому, что возникла профессия художника по сценическому свету. В России эту традицию продолжают и совершенствуют Д.Исмагилов в Москве и Г.Фильштинский в Санкт-Петербурге.

Современное световое оборудование

Управляемые (цифровые, интеллектуальные) световые приборы подразделяются на 2 вида: рисующие и заливающие.

Они представляют собой сканеры и головы с подвижными корпусами. У сканера управлением проекцией светового луча занимается подвижное зеркало, а у головы — движущийся во все стороны корпус. Оба прибора могут изменять цвет и рисунок луча. Управление световым оборудованием выполняется по цифровому протоколу DMX.

Аналоговое световое оборудование представляет собой световые пушки, излучающие следящий луч и приборы заливающего света.

В сегодняшнем театре имеется множество осветительных приборов, создающих великолепные эффекты:

  • лунный цветок (другие названия: туннель, веник или флауер) - осветительный прибор, излучающий пучок цветных или белых лучей, расходящихся под разным углом
  • стробоскоп-прибор, воспроизводящий световое мерцание в определенном ритме;
  • пушка-прожектор, излучающий яркий прямой луч, для следящей подсветки одиночного предмета или человека
  • лазерные лучи
  • световой пол
  • ультрафиолетовые светильники
  • генераторы дыма, тумана, снега
  • имитатор или генератор пламени и многое другое.

День художника по свету отмечается 11 июля. Люди этой профессии незаменимы в театре - во многом именно от них зависит, как зрители будут воспринимать спектакль. Художественный руководитель Королевского театра юного зрителя Ярослав Ермаков рассказал «РИАМО в Королеве» о тонкостях работы художника по свету, об экспериментах со светотенью и использовании на сцене световых проекций.

- Ярослав Игоревич, расскажите о своем опыте работы художником по свету.

Раньше я занимался электроникой, мое первое образование - техническое. Долгое время работал на телевидении - сначала простым ассистентом, потом вторым режиссером. Провел огромное количество прямых эфиров. Это было связанно с тем, что я хорошо разбираюсь в технике, быстро все схватываю и могу ориентироваться на месте. Постоянно учился чему-то новому. Это мне очень помогало.

Изначально, когда Королевский ТЮЗ только создавался, это был театр-студия, и все вкладывали в общее дело то, что могли. Здесь были профессиональные осветители, я просто смотрел на их работу, запоминал, учился. Мне было это интересно, и я постепенно пришел к тому, что и сам стал заниматься светом.

Я считаю, что художник по свету - это соавтор режиссера. Он должен очень хорошо представлять концепцию спектакля, понимать ее и при помощи технических средств добиваться ее воплощения на сцене. Могу заметить, что достаточно много режиссеров пришло именно из художников по свету. Можно сказать, что это смесь профессий. Хорошо, если ты рисуешь, хорошо, если у тебя есть пространственное воображение. А самое главное - нужно любить театр и шоу, которое создаешь.

- Как вы работаете над постановкой света для спектакля?

Если я знаю пьесу, примерно понимаю идею режиссера и то, что он хочет получить на выходе, то включаюсь в работу сразу. Смотрю репетиции, представляю себе стилистику будущего спектакля. Как правило, ощущение приходит сразу. А первое ощущение всегда самое верное! Потом подбираю оборудование из имеющегося в театре.

Все делается в зависимости от глубины концепции и выделенных на постановку средств. Также все зависит от желания режиссера. Можно использовать безумное количество приборов, а можно сделать хороший спектакль с одной-единственной лампочкой - играть все вокруг нее. Так что организация света очень сильно зависит договоренности с режиссером, от его идей и задумок.

Например, раньше, когда пожарные разрешали, мы играли «Гамлета» при свечах. Проводили различные эксперименты с тенями.

- Часто ли оборудование выходит из строя? Что вы делаете в этом случае?

Оборудование ломается в зависимости от сложности системы. У нас может «вылетать» один прибор каждые три-четыре спектакля. В целом можно сказать, что постоянно не работает примерно 2% всего оборудования. В больших театрах есть дублирующие системы, которые повторяют даже световой пульт. У нас такого нет.

Когда поломка случается во время спектакля, главное - не впадать в панику. А это зависит от соответствующих качеств человека. Чтобы справиться с форс-мажором, нужно очень хорошо знать свою систему и исправлять все рефлекторно. Руки должны быть быстрее мысли. Спектакль при этом никогда не останавливается.

© предоставлено Ярославом Ермаковым

- Расскажите пару интересных историй из практики.

У нас полно интересных историй! Одна из них произошла, когда я работал на телевидении. У нас были заливочные приборы, лампы в которых иногда взрывались. И однажды во время новостей, когда ведущий был в эфире, взорвалась одна из ламп контрового света. Это была яркая вспышка, а сверху позади ведущего посыпались искры! Все впали в некий ступор. Но зрителям, я думаю, показалось, что так и должно быть, так как выглядело довольно красиво. Хотя это было очень опасно.

В театре тоже хватает историй. Часто на сцене используется локальный свет - подсвечиваются разные места, между которыми передвигается актер. Бывает, что артист не попадает в луч света. Например, не доходит до нужной отметки полшага, останавливается в темноте и играет дальше. При этом на его лице света вообще нет! И ты мысленно кричишь: «Шагни же еще чуть-чуть, вот световое пятно на сцене!» А быстро подвинуть прибор нет никакой возможности, так как все запрограммированно и сопряжено со значительными трудностями. Остается только схватится за голову и надеяться, что в следующей точке актер не ошибется.

- Вы когда-нибудь делали свет для городских праздников?

На городских праздниках работают приглашенные профессионалы со своей аппаратурой, рассчитанной на использование на улице и, как правило, уже собранной под какое-то конкретное шоу. Такое оборудование намного мощнее нашего. Иногда, конечно, мы своими силами делаем подсветку сцены для вечерних мероприятий. Однако это случается довольно редко.

© предоставлено Ярославом Ермаковым

- Что делают режиссеры по свету в межсезонье?

Мы занимаемся профилактикой оборудования. Все моется, чистится, ремонтируется. Сцена - это очень пыльное место. Фактически, каждый прибор - как пылесос!

Кроме того, художники по свету, как правило, работают без выходных и праздников. Так что у них очень большой отпуск, и использовать его можно только в межсезонье.

Наконец, многие подрабатывают - например, в Москве. Там работа практически не прекращается, всегда работают те или иные площадки. Художники по свету ездят на фестивали, а также трудятся над профессиональным совершенствованием, посещают семинары.

- Что ждет Королевский ТЮЗ в новом сезоне?

В новом сезоне у нас будет новый художник по свету, сейчас занимаемся его обучением. Так что, я думаю, он принесет в театр что-то новое, свое.

Еще планируем использовать больше световых проекций. Можно будет попробовать делать несколько проекций одновременно на разные плоскости. Проекция и анимация сейчас намного дешевле, чем изготовление реальных декораций. Однако, на мой взгляд, настоящие театральные декорации ничто не заменит.

© предоставлено королевским ТЮЗом

- Что вы хотите пожелать начинающим художникам по свету?

Новичкам могу сказать: не ждите, что кто-то придет и всему вас научит! Никакой институт, никакие курсы ничего не дадут, если нет стремления разобраться в каждой мелочи выбранной специальности. Надо смотреть больше спектаклей, фестивалей, концертов - и отечественных, и зарубежных. Читать специальные журналы, общаться с профессионалами на форумах.

Если вам повезло работать с опытным коллегой, то нужно ходить за ним, смотреть, запоминать, спрашивать. Стараться «влезть» в профессию, «влезть» в замысел. Послушать, как он говорит с режиссером, как работает над постановкой света. Надо заболеть своим делом, только тогда что-то получится. В свое время я так и научился всему, мне посчастливилось работать вместе с настоящим профессионалом, имевшим огромный театральный опыт. И когда наставник понимает, что тебе действительно интересно это дело, то начинает общаться с тобой на равных.

На сегодняшний день художник по свету - это одна из самых редких, интересных и востребованных профессий. Я призываю молодежь не гнаться за прибылью, а проявлять инициативу, творить и креативить!

Мне не нравится как называется то, чем я занимаюсь. «Художник по свету» - звучит слишком претенциозно. Такое вычурное название искажает восприятие профессии не только у самого «художника», но и у его работодателей. Ведь так красиво и приятно, когда тебя называют художником уже за то, что ты врубил мадженту во время фуршета.

Статус художника обманчиво повышает осознание своей профессиональной значимости.

Я понимаю, что название сложилось исторически, но современная шоу-индустрия отдалила определение художника от понимания сути его работы.

Дизайн - куда точнее описывает это занятие. Не знаю, как лучше адаптировать английское название профессии lighting designer. Дизайнер по свету звучит коряво. Светодизайнер? Пусть будет пока просто дизайнер.

Спор о разнице между искусством и дизайном еще не закончился, но мне отчетливо видна разница если переложить это на свет.

Художник

В моем представлении художник действует независимо. Он создает самостоятельное произведение, чтобы разделить свои чувства. Автор может выплеснуть эмоции и показать отражение внутреннего мира через художественное произведение. Он занимается искусством, чтобы разделить с миром свои переживания или заставить им вдохновляться.

Художник не ограничен никакими законами и свободен выбирать любые средства для достижения творческих целей. При этом он не обязан никому объяснять свое творчество и использованные приемы. Произведение вообще может быть никем не понято или иметь множество трактовок.


Казимир Малевич. Чёрный супрематический квадрат. 1915. (Yuri Kadobnov/Agence France-Presse - Getty Images)

Художниками по свету в этом случае являются те, кто создают уникальные световые произведения без актеров, декораций, музыки. Произведения, которые существуют самостоятельно и трактуются публикой на их усмотрение.

Напустил дымку пыщ-пыщ, мигает разноцветными диодами и мотает головами под музыку - художник по свету, угу.

Дизайнер

Дизайн - это решение конкретных задач. В отличии от искусства, дизайн не может существовать сам по себе. Это вспомогательная деятельность. Дизайн должен быть понятен, а дизайнер способен объяснить и обосновать использованные приемы. Дизайнер обязан ответить на вопросы зачем и почему. «Я художник, я так вижу» не прокатит.

Я дизайнер, потому что с помощью света и шоу-технологий решаю задачи. Моя задача - усилить эмоции от музыки, визуализировать аранжировки и тексты песен. Ну, как минимум сделать так, чтобы группу на сцене было видно.

Световое шоу, созданное для концерта не может жить без сцены, группы и музыки.

Может ли получиться хороший концерт или спектакль без хорошего света? Конечно да, но не наоборот. Хороший свет никогда не спасет унылого артиста. Это даже хуже, чем нерешенная задача. Такое шоу перетягивает одеяло на себя и отвлекает от главного - музыки.

Театральный дизайнер решает в первую очередь задачу освещения актеров и декораций. Он переводит творческие задачи режиссера, художник-постановщика на язык световой партитуры.

Задача светодизайнера на корпоративе исполнить пожелания режиссера мероприятия. Дать людям комфортно поесть и весело поплясать.

На ТВ дизайнер слушает задачи оператора-постановщика и режиссера. Одна из его задач, чтобы люди выглядели лучше чем в жизни:). «Рисунок» чтобы был, заполнение, контровой. Там это важно. Пример, который мне рассказал Л. Позднянский: оператор-постановщик переместил спот, освещающий Градского на шоу «Голос» ближе к нему. Так, угол стал острее, и тень от подбородка стала скрывать недостатки шеи наставника.

Мне очень нравится цитата Колина Райта про разницу между искусством и дизайном:

«Art is like masturbation. It is selfish and introverted and done for you and you alone. Design is like sex. There is someone else involved, their needs are just as important as your own, and if everything goes right, both parties are happy in the end».

Такой разный художник по свету

Отсутствие отдельных специальностей и высокомерие специалистов, работающих со светом, обесценило всех художников по свету.

Ну и у нас еще так:

Художник по свету Художник по свету
Оператор пульта Художник по свету
Техник Художник по свету
Менеджер ивент-агентства Художник по свету
Ведущий Художник по свету
Режиссер на корпоративе Художник по свету
Владелец проката Художник по свету
Технический директор Художник по свету
Стажер Художник по свету
Парень с санлайтом Художник по свету
Диджей Художник по свету
Чувак, которому на базе проката показали как патчить и записывать кью Художник по свету
Я Художник по свету Дизайнер

Название профессии художник по свету обесценено и не отражает сути моей работы. Я дизайнер.

    О коллегах как о покойниках: хорошо или никак. Критика не может обижать, потому что делает вас лучше.

    Артист не видит, доверяет или не разбирается. Зритель не понимает. Что тогда дает мне энергию этим заниматься? Прежде всего я сам. Во вторую очередь вы, дорогие коллеги.

    От

    Художник по свету Bill Holshevnikoff, автор книги Arri Lighting Handbook, создал эту серию обучающих дисков, чтобы прояснить науку света. Эта серия состоит из 4 частей: "Освещение лица", "Освещение при интервью", "Цветокоррекция и фильтры" и "Освещение интерьеров". Каждая часть продолжается примерно 50 минут.

    Часть 1. Освещение лица.
    Эта часть позволит всеобъемлюще взглянуть на искусство освещения людей. Вы научитесь использовать мягкий и жесткий свет и простым методам подсветки людей с различным цветом кожи, людей в очках или людей с лысеющей головой. Узнайте, какой тип освещения позволит вам выглядеть так, как вы хотите, как определить степень контраста, и многое другое!

    1.1 Элементы освещения лица. Управления светом.

    1.2 Освещение лица. Размер источника света.

    1.3 Освещение лица. Расстояние от источника света.

    1.4 Освещение лица. Contrast Control.

    1.5 Освещение лица. Разделение света.

    1.6 Освещение лица. Особые ситуации.

    От

    В декабре в ЦНТИ “Прогресс” в очередной раз прошел
    Скрытое содержимое
    . Ведущим лектором, по традиции, стал Андрей Мельник - “человек-легенда”, как называют его слушатели семинара, известный художник по свету, в разное время работавший с группами “Алиса”, “Аквариум”, “ДДТ”, а также в театрах Петербурга.

    В декабре в ЦНТИ “Прогресс” в очередной раз прошел
    Скрытое содержимое
    Мы поговорили с Андреем о семинаре, о том, чему и зачем нужно учиться художникам по свету и чем отличается постановка света в театре и на концертах.
    Андрей, как сегодня становятся художниками по свету? Ведь этому практически нигде не учат.

    Есть театральные институты и специальность “художник-технолог”. Учат они, на мой взгляд, так себе. Практики нет, одна теория. Поэтому художниками по свету в театре зачастую становятся случайно.

    В рок-музыке - еще смешнее. Это либо музыканты, либо звукоинженеры, техники - что и хорошо, и плохо одновременно. Плохо - потому что достаточно много профессионалов приходит из технических областей. Но профессия называется “художник по свету”. Поэтому та часть, что “по свету” - она выполнима, со сложной техникой они работают хорошо. Но художественная часть выпадает. Музыканты же “смотрят ушами”. А художник должен “слушать глазами”.

    Хорошо, если приходит человек с художественным образованием. Но, например, у нас в роке только два художника с художественным образованием - это я и Андрей Столыпин, первый художник “Алисы”.

    Анна Пингина и группа «Минус Трели». Художник по свету – Андрей Мельник

    Насколько сильно отличается работа художника по свету в театре и на концертах?

    Нет отдельно театрального света и концертного. Законы искусства, творчества - они везде одинаковы. Другое дело, если брать “кондового” в ругательном смысле художника. На концерте у него - “дискотека”, постоянное мигание, а в театре свет - только на актера. У грамотного специалиста вариантов много: где-то мигаем, где-то нет, где-то жесткий свет, где-то, наоборот, мягкий, проникновенный.

    Какие новые тенденции в вашей профессии сейчас есть, новые технологии?

    Они появляются постоянно. Но подход, на мой взгляд, остается прежним. Лучшим учебником до сих пор является издание 1946-ого года – Н.П. Извеков, “Свет на сцене”. Законы остались те же самые.

    Не могу не спросить о семинаре. Чем сейчас интересуются слушатели, какие вопросы задают, с какими проблемами приезжают?

    Очень много частных вопросов, у каждого - свои. Но, насколько я вижу, не “воют”, не переживают. На семинаре я мало рассказываю о технике. Техника - само собой, это опора. Но так как про технику много литературы, статей в Интернете, а про художественные стороны информации маловато, то я в основном рассказываю о творческой составляющей. И они, кажется, совсем не против.

    Видео с практического занятия в Михайловском театре

    Что вы отрабатываете на практических занятиях? Например, завтра вы с группой занимаетесь в клубе “Космонавт” - что там будет?

    Световые этюды, световые перформансы. Каждый раз немного по-разному - в зависимости от площадки, от настроения и с поправкой на аудиторию.

    P.S. Очередной семинар “Художник по свету” пройдет в Петербурге с 10 по 14 февраля. Узнать подробности и зарегистрироваться можно на
    Скрытое содержимое
    Авторизуйтесь чтоб увидеть. .
    Просмотр полной запись

    От

    ЦНТИ «Прогресс» приглашает специалистов осветительского дела познакомиться с современными технологиями в управлении постановочным освещением на семинаре

    Бесценным опытом в постановке сценического освещения поделятся:

    Мельник Андрей Владимирович, художник по свету (опыт работы с коллективами "Алиса", "Аквариум", "ДДТ", "Пикник", "Сурганова и Оркестр", "Бутусов и Ю-Питер" и др., а также с ведущими театрами Санкт-Петербурга);
    Кибиткин Александр Андреевич, начальник осветительской службы Михайловского театра;
    Лукин Сергей Владимирович, главный художник по свету Мариинского театра;
    Песоцкий Дмитрий Юрьевич, начальник осветительского цеха Александринского театра;
    Исламгазин Шамиль, к.т.н., технический директор event-агентства «Гильдия мастеров».

    Участники семинара:
    познакомятся с профессиональными приемами и техниками постановки света;
    примут участие в практических занятиях в Михайловском, Мариинском и Александринском театрах;
    под руководством Андрея Мельника проведут освещение живого концерта группы «Минустрели»;
    посетят шоу-рум компании «Дока», где познакомятся с новинками рынка светового оборудования;

    Подробная информация и регистрация на семинар –
    Скрытое содержимое
    Авторизуйтесь чтоб увидеть. , по телефону 8-800-333-88-44 (звонок бесплатный по России) или по электронной почте [email protected]
    Просмотр полной запись

    От

    Как заставить освещение работать на реализацию вашего креативного замысла?

    Просмотреть вложение: 3.jpg Просмотреть вложение: 17.jpg

    Приглашаем Вас на семинар
    Скрытое содержимое
    Авторизуйтесь чтоб увидеть. 8 по 12 октября 2012, Санкт-Петербург

    Занятия ведут начальники осветительной службы и технические директора отраслевых предприятий, театров и event-агентств Санкт-Петербурга.

    Среди преподавателей – ведущий петербуржский сценограф и мультимедийный график Андрей Владимирович Мельник, выступавший художником по свету на концертах групп «Аквариум», «ДДТ», «Алиса» и др.
    В программе:
    Как правильно выбрать осветительное оборудование для концерта, балета, театра кукол, драматического театра и др.?
    Современные технологии и приборы для постановочного света. Занятие проходит на базе Михайловского театра под руководством начальника осветительской службы Кибиткина Александра Андреевича.
    Типы и приемы освещения. Компьютерное моделирование света.
    Совместная работа художника по свету и сценографа. Занятие проходит на базе Александринского театра под руководством начальника осветительского цеха Песоцкого Дмитрия Юрьевича.
    Как правильно составить райдер? Контакт с принимающей стороной. Аренда светоаппаратуры. Занятие ведет технический директор event-агентства «Гильдия мастеров» Исламгазин Шамиль.
    Световизуальная сценография концерта (на примере концерта «Бутусов. 50 лет»). Занятие ведет Андрей Владимирович Мельник.
    Обзор новинок на рынке светового оборудования. Занятие ведут специалисты ООО «Сценическая техника и технология».

    Скрытое содержимое
    Авторизуйтесь чтоб увидеть.
    «Семинар полезный. Отличная возможность увидеть работу цехов изнутри, узнать о применяемых на практике приборах и технологиях», - Дмитриев Александр, начальник светотехнического цеха ГАУК «Сахалинский международный театральный центр им. А.П. Чехова.

    --------
    Для тех, кто не сможет приехать осенью:

    Семинар "Художник по свету" также пройдет 10 - 14 декабря 2012
    Скрытое содержимое
    Авторизуйтесь чтоб увидеть.
    Просмотреть вложение: 12.jpg
    Просмотреть вложение: 22.jpg

    Просмотр полной запись

Профессия осветителя появилась в шекспировскую эпоху. Специальные слуги следили за тем, чтобы свечи не коптили и не гасли по ходу спектакля. Системы для освещения театров начали разрабатывать в Италии ещё во времена эпохи Возрождения. Сегодня, для того чтобы стать художником по свету, надо не только быть на «ты» с электротехникой, но и обладать хорошими организаторскими способностями, иметь художественный вкус и выверенное чувство света, а еще нужно знать физику, оптику, режиссуру и сценографию. Как видите, требований много, а потому художник по свету в нашей стране – редкий специалист.
Особенностями этой профессии делится Константин Герасимов – художник по свету и генеральный директор компании TDS , специализирующейся на комплексном техническом обеспечении мероприятий.

TDS Константин Герасимов за работой.


«Художник по свету – это удивительное сочетание одной из самых технических и в то же время творческих профессий. С помощью света мы передаем общую идею шоу, создаем атмосферу. Для каждого проекта мы разрабатываем уникальный дизайн, подбираем оборудование, способное решить конкретные задачи. И здесь важно не только знать законы освещения, современные приборы и технологии, но иметь неуёмную фантазию, чтобы снова и снова удивлять зрителя.

В нашем деле, так же как и в живописи, нельзя просто взять в руки кисть и сразу начать создавать шедевры. Этой профессии нужно учиться всю жизнь. Недостаточно просто освоить азы. Шоу-индустрия стремительно развивается, каждый день появляются новые технологии. Нужно четко понимать, какие из них сейчас в тренде, и искать то, что мировой зритель еще не видел. И здесь на помощь приходит симбиоз технологий, ведь любое шоу состоит из совокупности элементов - декораций, видеоряда, спецэффектов. Проработав много лет в шоу-индустрии, я понял, что секрет успешного шоу скрывается именно в комплексном подходе к созданию проекта. Совместная работа художника по свету с другими техническими специалистами позволяет создать тот самый эксклюзив и выводит шоу на принципиально новый уровень качества.
Эта идея легла в основу компании TDS, которая объединила профессионалов в области технического обеспечения мероприятий. Наша команда ведет проект на всех этапах его жизни – разрабатывает дизайн сцены и декораций, создает световые и видеоинсталляции и выполняет полный комплекс работ по техническому администрированию и сопровождению проекта.

Мы уверены, что качество любого проекта зависит от тщательности его подготовки, поэтому используем методы 3D-визуализации и предварительного программирования для проектирования и постановки шоу. Это позволяет еще до начала монтажа увидеть полную картину проекта и детально проработать его техническую составляющую.

Нажмите на фото, чтобы посмотреть следующий слайд.