Победитель всегда одинок. Тест по литературе на знание текста романа М








5. Кто из героев знает, что победитель всегда одинок, что у него есть только враги и завистники, ему нет равных, нет человека, с которым ему захотелось бы поговорить, его называют свирепым чудовищем, и он этим даже похваляется, ведь миром правит закон силы? 1) Понтий Пилат 2) Воланд 3) Берлиоз 4) Коровьев














12. Кто из персонажей описывается так: «Судороги то и дело проходили по его лицу. В глазах его плавал и метался страх и ярость. Рассказчик указывал рукою куда-то в сторону луны, которая давно уже ушла с балкона»? 1) Иешуа Га-Ноцри 2) доктор Стравинский 3) Левий Матвей 4) Мастер












18. «Я, Иешуа, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм Истины». В чём смысл этого изречения? 1) Иешуа – новый царь Иудейский, воздвигнувший новый Храм 2) речь идёт не о вере, а об Истине 3) автор передаёт смысл библейской притчи




20. Почему Иешуа представлен в романе как бродяга? 1) это соответствует библейскому сюжету 2) автор стремится противопоставить характер Иешуа библейскому образу 3) автор подчёркивает внутреннюю свободу героя, противопоставленную иерархическому миру 4) автор стремится показать Иешуа бедняком


Ответы 1) - 3 2) - 2 3) - 2 4) - 3 5) - 1 6) - 3 7) - 2 8) - 4 9)))))))))))) - 3


Использованная литература 1) Тесты, вопросы, задания по русской литературе XX века. 11 класс. В.Ф.Чертов. – М.: Просвещение,) Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс. Н.В.Егораева, И.В.Золотарёва. М.: Вако,) Тесты С.В.Боровлевой (презентация 2010 г.)

Тест по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
11 класс

1. В каком году был написан роман «Мастер и Маргарита»:
1) в 1930 2) в 1939 3) в 1940

2. Сколько лет работал Булгаков над романом «Мастер и Маргарита»?
8 лет 10 лет 12 лет

3. В романе фантастика является средством сатиры. В главе 17 костюм председателя комиссии самостоятельно подписывает резолюции. Чьи традиции продолжает здесь Булгаков?
Гоголя 2) Салтыкова-Щедрина 3) Достоевского

4. Как бы вы определили композицию произведения?
кольцевая композиция
«роман в романе»
последовательная сюжетная композиция, т.е. соблюдена хронологическая последовательность

5. Известно, что в романе литературоведы находят три основных мира. Найдите четвёртое лишнее.
древний иршелаимский
вечный потусторонний
фантастический
современный московский
6. Кто из героев знает, что победитель всегда одинок, что у него есть только враги и завистники, ему нет равных, нет человека, с которым ему захотелось бы поговорить, его называют свирепым чудовищем, и он этим даже похваляется, ведь миром правит закон силы?
Понтий Пилат 2) Воланд 3) Берлиоз 4) Коровьев

7. Во время допроса Иешуа Понтий Пилат обнаруживает, что его ум не слушается его больше. Он задаёт обвиняемому вопрос, который не нужно задавать на суде. Что это за вопрос?
Что есть власть? 2)Что есть жизнь? 3) Что есть истина? 4)Что есть талант?

8. Какой порок Воланд считает самым тяжким?
ложь 2)трусость 3)предательство 4)прелюбодеяние

9. Кому принадлежат слова «Рукописи не горят»?
Маргарите 2)Мастеру 3) Иешуа 4) Воланду

10. В романе есть герои-двойники (Мастер – Иешуа, Алоизий – Иуда, Иван – Левий Матвей) и даже предметы-двойники (гроза в Москве и Ершалаиме, джаз-оркестр в Грибоедове и на балу у Воланда). Есть ли двойники у Маргариты?
Да 2) Нет

11. Кто из персонажей характеризуется так: «По виду лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой»?
Воланд 2) Берлиоз 3) Стравинский 4) Азазелло

12. В ком увидел Мастер своего последователя? Кто из героев романа проникся теми же философскими идеями и нравственными категориями, что и он сам?
Стёпа Лиходеев 2) Иван Бездомный 3) Римский
13. Кто из персонажей описывается так: «Судороги то и дело проходили по его лицу. В глазах его плавал и метался страх и ярость. Рассказчик указывал рукою куда-то в сторону луны, которая давно уже ушла с балкона»?
Иешуа Га-Ноцри
доктор Стравинский
Левий Матвей
Мастер

14. Кто из персонажей описывается так: «Какой-то не то больной, не то не больной, а странный, бледный, обросший бородой, в чёрной шапочке и в каком-то халате спускался вниз нетвёрдыми шагами»?
Понтий Пилат
Иван Бездомный
Мастер
Римский

15. Кому из персонажей принадлежат слова: «И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых»?
Коровьеву
Берлиозу
Маргарите
Понтию Пилату

16. Кому из персонажей принадлежат слова: «Имейте в виду, что Иисус существовал Просто он существовал и больше ничего И доказательств никаких не требуется»?
Наташе
Воланду
Ивану Бездомному
Аннушке

17. О ком Левий Матвей сказал: «Он не заслужил света, он заслужил покой»?
о Понтие Пилате
о Берлиозе
о Мастере
об Иване Бездомном

18. Почему Иешуа представлен в романе как бродяга?
это соответствует библейскому сюжету
автор стремится противопоставить характер Иешуа библейскому образу
автор подчёркивает внутреннюю свободу героя, противопоставленную иерархическому миру
автор стремится показать Иешуа бедняком

19. Дайте развернутые ответы на вопросы:
Из каких реалий строится литературный мир Москвы? Как отразилась в романе «Мастер и Маргарита» реальная атмосфера идеологического преследования Булгакова, атмосфера жизни в Москве двадцатых-тридцатых годов?

Ответы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

3
3
2
2
3
1
3
2
4
2
1
2
4
3
2
2
3
3

Источники:
Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе ХХ века: 11 класс: Книга для учителя/ В.Ф. Чертов – М.: Просвещение, 2002
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Правильные ответы на вопросы смотрите в конце теста.

Тест по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

11 класс

1. В каком году был написан роман «Мастер и Маргарита»:

1) в 1930 2) в 1939 3) в 1940

2. Сколько лет работал Булгаков над романом «Мастер и Маргарита»?

  1. 8 лет 10 лет 12 лет

3. В романе фантастика является средством сатиры. В главе 17 костюм председателя комиссии самостоятельно подписывает резолюции. Чьи традиции продолжает здесь Булгаков?

  1. Гоголя 2) Салтыкова-Щедрина 3) Достоевского

4. Как бы вы определили композицию произведения?

  1. кольцевая композиция
  2. «роман в романе»
  3. последовательная сюжетная композиция, т.е. соблюдена хронологическая последовательность

5. Известно, что в романе литературоведы находят три основных мира. Найдите четвёртое лишнее.

  1. древний иршелаимский
  2. вечный потусторонний
  3. фантастический
  4. современный московский

6. Кто из героев знает, что победитель всегда одинок, что у него есть только враги и завистники, ему нет равных, нет человека, с которым ему захотелось бы поговорить, его называют свирепым чудовищем, и он этим даже похваляется, ведь миром правит закон силы?

  1. Понтий Пилат 2) Воланд 3) Берлиоз 4) Коровьев

7. Во время допроса Иешуа Понтий Пилат обнаруживает, что его ум не слушается его больше. Он задаёт обвиняемому вопрос, который не нужно задавать на суде. Что это за вопрос?

  1. Что есть власть? 2)Что есть жизнь? 3) Что есть истина? 4)Что есть талант?

8. Какой порок Воланд считает самым тяжким?

  1. ложь 2)трусость 3)предательство 4)прелюбодеяние

9. Кому принадлежат слова «Рукописи не горят»?

  1. Маргарите 2)Мастеру 3) Иешуа 4) Воланду

10. В романе есть герои-двойники (Мастер – Иешуа, Алоизий – Иуда, Иван – Левий Матвей) и даже предметы-двойники (гроза в Москве и Ершалаиме, джаз-оркестр в Грибоедове и на балу у Воланда). Есть ли двойники у Маргариты?

  1. Да 2) Нет

11. Кто из персонажей характеризуется так: «По виду лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой»?

  1. Воланд 2) Берлиоз 3) Стравинский 4) Азазелло

12. В ком увидел Мастер своего последователя? Кто из героев романа проникся теми же философскими идеями и нравственными категориями, что и он сам?

  1. Стёпа Лиходеев 2) Иван Бездомный 3) Римский

13. Кто из персонажей описывается так: «Судороги то и дело проходили по его лицу. В глазах его плавал и метался страх и ярость. Рассказчик указывал рукою куда-то в сторону луны, которая давно уже ушла с балкона»?

  1. Иешуа Га-Ноцри
  2. доктор Стравинский
  3. Левий Матвей
  4. Мастер

14. Кто из персонажей описывается так: «Какой-то не то больной, не то не больной, а странный, бледный, обросший бородой, в чёрной шапочке и в каком-то халате спускался вниз нетвёрдыми шагами»?

  1. Понтий Пилат
  2. Иван Бездомный
  3. Мастер
  4. Римский

15. Кому из персонажей принадлежат слова: «И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых»?

  1. Коровьеву
  2. Берлиозу
  3. Маргарите
  4. Понтию Пилату

16. Кому из персонажей принадлежат слова: «Имейте в виду, что Иисус существовал… Просто он существовал и больше ничего… И доказательств никаких не требуется»?

  1. Наташе
  2. Воланду
  3. Ивану Бездомному
  4. Аннушке

17. О ком Левий Матвей сказал: «Он не заслужил света, он заслужил покой»?

  1. о Понтие Пилате
  2. о Берлиозе
  3. о Мастере
  4. об Иване Бездомном

18. Почему Иешуа представлен в романе как бродяга?

  1. это соответствует библейскому сюжету
  2. автор стремится противопоставить характер Иешуа библейскому образу
  3. автор подчёркивает внутреннюю свободу героя, противопоставленную иерархическому миру
  4. автор стремится показать Иешуа бедняком

19. Дайте развернутые ответы на вопросы:

Из каких реалий строится литературный мир Москвы? Как отразилась в романе «Мастер и Маргарита» реальная атмосфера идеологического преследования Булгакова, атмосфера жизни в Москве двадцатых-тридцатых годов?

Ответы:

Источники:

Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе ХХ века: 11 класс: Книга для учителя/ В.Ф. Чертов – М.: Просвещение, 2002

© сайт



Тест по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 1. В каком году был написан роман «Мастер и Маргарита»: 1) в 1930 2) в 1939 3) в 1940 2. Сколько лет работал Булгаков над романом «Мастер и Маргарита»? 1) 8 лет 10 лет 12 лет 3. В романе фантастика является средством сатиры. В главе 17 костюм председателя комиссии самостоятельно подписывает резолюции. Чьи традиции продолжает здесь Булгаков? 1) Гоголя 2) Салтыкова­Щедрина 3) Достоевского 4. Как бы вы определили композицию произведения? 1) кольцевая композиция 2) «роман в романе» 3) последовательная сюжетная композиция, т.е. соблюдена хронологическая последовательность 5. Известно, что в романе литературоведы находят три основных мира. Найдите четвёртое лишнее. 1) древний иршелаимский 2) вечный потусторонний 3) фантастический 4) современный московский 6. Кто из героев знает, что победитель всегда одинок, что у него есть только враги и завистники, ему нет равных, нет человека, с которым ему захотелось бы поговорить, его называют свирепым чудовищем, и он этим даже похваляется, ведь миром правит закон силы? 1) Понтий Пилат 2) Воланд 3) Берлиоз 4) Коровьев 7. Во время допроса Иешуа Понтий Пилат обнаруживает, что его ум не слушается его больше. Он задаёт обвиняемому вопрос, который не нужно задавать на суде. Что это за вопрос? 1) Что есть власть? 2)Что есть жизнь? 3) Что есть истина? 4)Что есть талант? 8. Какой порок Воланд считает самым тяжким? 1) ложь 2)трусость 3)предательство 4)прелюбодеяние 9. Кому принадлежат слова «Рукописи не горят»? 1) Маргарите 2)Мастеру 3) Иешуа 4) Воланду 10. В романе есть герои­двойники (Мастер – Иешуа, Алоизий – Иуда, Иван – Левий Матвей) и даже предметы­двойники (гроза в Москве и Ершалаиме, джаз­оркестр в Грибоедове и на балу у Воланда). Есть ли двойники у Маргариты? 1) Да 2) Нет 11. Кто из персонажей характеризуется так: «По виду лет сорока с лишним. Рот какой­то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый почему­то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой»? 1) Воланд 2) Берлиоз 3) Стравинский 4) Азазелло 12. В ком увидел Мастер своего последователя? Кто из героев романа проникся теми же философскими идеями и нравственными категориями, что и он сам? 1) Стёпа Лиходеев 2) Иван Бездомный 3) Римский

13. Кто из персонажей описывается так: «Судороги то и дело проходили по его лицу. В глазах его плавал и метался страх и ярость. Рассказчик указывал рукою куда­то в сторону луны, которая давно уже ушла с балкона»? 1) Иешуа Га­Ноцри 2) доктор Стравинский 3) Левий Матвей 4) Мастер 14. Кто из персонажей описывается так: «Какой­то не то больной, не то не больной, а странный, бледный, обросший бородой, в чёрной шапочке и в каком­то халате спускался вниз нетвёрдыми шагами»? 1) Понтий Пилат 2) Иван Бездомный 3) Мастер 4) Римский 15. Кому из персонажей принадлежат слова: «И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых»? 1) Коровьеву 2) Берлиозу 3) Маргарите 4) Понтию Пилату 16. Кому из персонажей принадлежат слова: «Имейте в виду, что Иисус существовал… Просто он существовал и больше ничего… И доказательств никаких не требуется»? 1) Наташе 2) Воланду 3) Ивану Бездомному 4) Аннушке 17. О ком Левий Матвей сказал: «Он не заслужил света, он заслужил покой»? 1) о Понтие Пилате 2) о Берлиозе 3) о Мастере 4) об Иване Бездомном 18. Почему Иешуа представлен в романе как бродяга? 1) это соответствует библейскому сюжету 2) автор стремится противопоставить характер Иешуа библейскому образу 3) автор подчёркивает внутреннюю свободу героя, противопоставленную иерархическому миру 4) автор стремится показать Иешуа бедняком 19. Дайте развернутые ответы на вопросы: Из каких реалий строится литературный мир Москвы? Как отразилась в романе «Мастер и Маргарита» реальная атмосфера идеологического преследования Булгакова, атмосфера жизни в Москве двадцатых­тридцатых годов? Ответы: 1. 3 2. 3 3. 2 4. 2 5. 3 6. 1 7. 3 8. 2 9. 4 10. 2 11. 1 12. 2 13. 4 14. 3 15. 2 16. 2 17. 3 18. 3 Источники:

Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе ХХ века: 11 класс: Книга для учителя/ В.Ф. Чертов – М.: Просвещение, 2002 http://www.samsdam.net/rusliter/00086.php

ТЕМА УРОКА: САТИРИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЩЕСТВА В РОМАНЕ М. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Цель урока: на конкретных примерах и путем пересказа наиболее занимающихся эпизодов показать сатирическое изображение московского общества; раскрыть приемы создания писателем комических ситуаций и сатирических портретов.

Ход урока:

I . Проверка знаний

1. В каком году был написан роман «Мастер и Маргарита»:

1) в 1930 2) в 1939 3) в 1940

2. Сколько лет работал Булгаков над романом «Мастер и Маргарита»?

    8 лет 10 лет 12 лет

3. В романе фантастика является средством сатиры. В главе 17 костюм председателя комиссии самостоятельно подписывает резолюции. Чьи традиции продолжает здесь Булгаков?

    Гоголя 2) Салтыкова-Щедрина 3) Достоевского

4. Как бы вы определили композицию произведения?

    кольцевая композиция

    «роман в романе»

    последовательная сюжетная композиция, т.е. соблюдена хронологическая последовательность

5. Известно, что в романе литературоведы находят три основных мира. Найдите четвёртое лишнее.

    древний иршелаимский

    вечный потусторонний

    фантастический

    современный московский

6. Кто из героев знает, что победитель всегда одинок, что у него есть только враги и завистники, ему нет равных, нет человека, с которым ему захотелось бы поговорить, его называют свирепым чудовищем, и он этим даже похваляется, ведь миром правит закон силы?

    Понтий Пилат 2) Воланд 3) Берлиоз 4) Коровьев

7. Во время допроса Иешуа Понтий Пилат обнаруживает, что его ум не слушается его больше. Он задаёт обвиняемому вопрос, который не нужно задавать на суде. Что это за вопрос?

    Что есть власть? 2)Что есть жизнь? 3) Что есть истина? 4)Что есть талант?

8. Какой порок Воланд считает самым тяжким?

    ложь 2)трусость 3)предательство 4)прелюбодеяние

9. Кому принадлежат слова «Рукописи не горят»?

    Маргарите 2)Мастеру 3) Иешуа 4) Воланду

10. В романе есть герои-двойники (Мастер – Иешуа, Алоизий – Иуда, Иван – Левий Матвей) и даже предметы-двойники (гроза в Москве и Ершалаиме, джаз-оркестр в Грибоедове и на балу у Воланда). Есть ли двойники у Маргариты?

11. Кто из персонажей характеризуется так: «По виду лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой»?

    Воланд 2) Берлиоз 3) Стравинский 4) Азазелло

12. В ком увидел Мастер своего последователя? Кто из героев романа проникся теми же философскими идеями и нравственными категориями, что и он сам?

    Стёпа Лиходеев 2) Иван Бездомный 3) Римский

13. Кто из персонажей описывается так: «Судороги то и дело проходили по его лицу. В глазах его плавал и метался страх и ярость. Рассказчик указывал рукою куда-то в сторону луны, которая давно уже ушла с балкона»?

    Иешуа Га-Ноцри

    доктор Стравинский

    Левий Матвей

14. Кто из персонажей описывается так: «Какой-то не то больной, не то не больной, а странный, бледный, обросший бородой, в чёрной шапочке и в каком-то халате спускался вниз нетвёрдыми шагами»?

    Понтий Пилат

    Иван Бездомный

15. Кому из персонажей принадлежат слова: «И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых»?

    Коровьеву

    Берлиозу

    Маргарите

    Понтию Пилату

Ответы:

Источники:

Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе ХХ века: 11 класс: Книга для учителя/ В.Ф. Чертов – М.: Просвещение, 2002

http://www.samsdam.net/rusliter/00086.php

II . Беседа по содержанию «московских глав»

1. Какой изображает Булгаков Москву 30-х годов? Расскажите о москвичах, их интересах, занятиях, отношении к религии (трамвайная кондукторша, конферансье в Варьете, служащие Управления зрелищ, жильцы «нехорошей квартиры», Берлиоз, буфетчик и др.) Воланд грозой проносится над булгаковской Москвой, карая непорядочность. Страшно становится, если судить о человечестве по этим людям.

2. Что вы знаете о Воланде и его свите? Какова цель их визита в Москву? Чьи мысли и желания исполняет Воланд? Что интересует его в людях?

3. Какова сюжетно-композиционная роль Воланда? (Воланд помогает выразить общественную позицию автора. Иронический взгляд Воланда близок Булгакову.)

4. Чем похож и не похож булгаковский Воланд на своих литературных предшественников? (Сатана, Мефистофель, Асмодей, Демон.) Что означает имя Воланд? (Faland – нем. яз. – черт.)

5. Посмотрим на эпиграф к роману. Как он соотносится с образом и делами Волонда и его словами о себе?

6. Критик В. Лакшин считает Волонда «палачом порока», карающим мечом в руках правосудия». Согласны ли вы с этим мнением?

III. Чтение или краткий пересказ эпизодов «В ресторане Дома литераторов», «В театре Варьете»

Беседа по вопросам

1.Что высмеивает «нечистая сила», над чем потешается? Что за опыты проводит Воланд в театре? На кого обрушивает свою ненависть?

Воланд с презрением смотрит на людишек. При помощи своих помощников он высмеивает то, что изолгалось, развратилось, нравственно оскудело, утратило высокий идеал». Булгаков как бы определяет, есть ли в людях та нравственная опора, которая способна противостоять соблазну, негативным явлениям, порокам. По мнению Доманского, «меру зла, порока, корысти Воланд определяет мерой истины, красоты, бескорыстного добра. Он восстанавливает равновесие между Добром и Злом и этим служит добру».

2. Какие сатирические приемы использует писатель при создании комических ситуаций и сатирических портретов москвичей? (Прежде всего, шарж, ирония, гротеск, сарказм, Автор использует и фантастику.)

3. Все ли люди добры? Откуда происходит Зло? Можно ли мир переделать? Изменить?

4. Почему Воланд (сатана, по сути – символ Зла) выступает в романе как «источник» справедливости?

IV . Домашнее задание

1. Ответить на вопрос: Как развивается сюжетная линия Мастера и Маргариты?