Словарь с разделительным твердым знаком по алфавиту. Примеры слов с разделительными мягким Ь и твердым Ъ знаками

Разделительный твердый знак (ъ).

1. Составь и напиши словосочетания. Подчеркни разделительный твердый знак.

Выйти (откуда?) подъезд.

Начать (что?) съёмка.

Слушать (что?) объяснение.

Подготовить (к чему?) подъём.

Остановиться (где?) разъезд.

Послать (куда?) съезд.

2. Спиши однокоренные слова. Обозначь безударную гласную в корне. Подчеркни проверочные слова.

1) Заявить, заявка, объявить, объявление, предъявить, заявка.

2) Объяснить, ясный, пояснение, разъяснить, ясно.

3) Выезд, разъезд, поезд, переезд, объезд, наездник.

4) Единый, объединить, соединить, разъединить, единица.

3. Спиши в два столбика: в левый – с разделительным мягким знаком, в правый – с разделительным твердым знаком.

Ш..ёт, в..ёт, п..ют, л..ют, б..ют, с..ел, обез..яна, об..явление, под..ём, из..ян, об..ятие, вороб..и, от..езжать, счаст..е, весел..е, пред..явить, об..единение, раз..яснение.

4. Выпиши из текста сначала предложения, в которых есть слова с разделительным твердым знаком, а затем – предложения со словами, в которых пишется разделительный мягкий знак.

Во всем мире знают русский самовар. Его родина Тула. На Руси издавна делали разные по форме и об..ему самовары. Были даже самовары со с..емными ручками. Русская сем..я любит посидеть у самовара. Много пословиц сложил народ о самоваре: «Самовар кипит – уходить не велит. Кто чай п..ет, сто лет проживет».

5. Спиши, заменяя выделенные слова близкими по значению сочетаниями слов.

Льет очень сильно; ползёт очень медленно; знал очень хорошо; был ленивым.

Слова для справок: как свои пять пальцев; черепашьим шагом; как из ведра; тяжёл на подъем.

6. вставь по две буквы в середину слов, чтобы получились слова с разделительным твердым знаком.

Поём, поезд, поехать.

7. Напиши слова в три столбика: существительное, прилагательное, глагол. Подчеркни безударные гласные в корне., проверяемые ударением.

1) Свет, светить, светлый;

2) Осилить, сила, силовой;

3) Говорить, разговорчивый, разговор;

4) Белок, белить, белый;

5) Готовить, готовый, заготовитель.

8. Спиши. Последнее предложение разбери по членам предложения.

Приметы осени.

Сентябрьский гром предвещает теплую осень, а октябрьский гром – бесснежную зиму. Ива ран.. серебр..стым инеем п..крылась – к долг..й, затяжной зиме. П..следний листопад обещает суровую и продолжительную зиму.

9.Спиши. Подчеркни имена существительные. Обозначь их число.

Настоящую песню скворца надо слушать ранним утром. Все скворцы расселись на высоких ветках и начали свой концерт. В песне скворца ты услышишь соловьиные трели, нежные гол..са малиновок, музыкальное лепетание пеночки. Скворцы изумит..льно подр..ажают другим птицам

10. Спиши, заменяя имена прилагательные противоположными по значению.

Ранний час, веселые песни, будничный наряд, лживый человек, солнечные дни, неизвестные стихи, письменное задание.

11. Спиши. Выдели слова, которые звучат одинаково.

1) Нам в избе сложили печь.

Хлеб в ней мама будет печь.

2) Белое покрывало поле покрывало.

3) Трава на лугах ещё росы пила, а в руках у меня уже пела пила.

12. Спиши, вставляя пропущенные гласные.

В д..лекие времена бумаги небыло. Первые рукописи по..вились на глиняных табличках. Потом п..сали на металле. На востоке бумагу зам..няла сл..новая кость. Для письма часто использовали кожу животных. Таких книг сохр..нилось много.

В Древней Руси писали на берёзовой коре, берёсте.

13. Выпиши в два столбика существительные, которые обозначают людей и животных. Записывай так, чтобы они отвечали на вопрос КТО?

Полдня рисовал я

Красавца коня,

И все за рисунок

Хвалили меня.

Сначала мне мама

Сказала словечко:

Чудесная, Мишенька,

Вышла овечка!

Но с тем же рисунком

Я к папе пошёл;

И папа сказал мне:

Отличный козёл!

Потом похвалила

Малышка-сестрёнка:

Ты очень хорошего

Сделал котёнка!

И братец мой старший

Меня похвалил –

Зевнул и сказал:

Неплохой крокодил.

14. Спиши, вставляя нужные названия.

Много больших рек в нашей стране: ………., ………., …………, …………. . Но особенно мы любим великую русскую реку ………. . Она начинается маленьким ручейком за деревней Волгино Верховье. Отсюда река направляется в далекий путь до самого ………… моря.

15. Спиши. Подчеркни слова. которые пишутся с большой буквы.

Жизнь и деятельность Владимира Ильича Ленина тесно связано с Москвой. Первый раз он заехал в Москву по дороге в Петербург, так назывался раньше город Ленинград.

В Москве В.И. Ленин много занимался в библиотеке. Теперь эта библиотека носит имя Владимира Ильича Ленина.

У р о к 79
Педагогические
цели
Способствовать развитию умения распознавать слова с разделительными твердым и мягким знаками; создать
условия для ознакомления с орфограммой «Правописание слов с разделительным твердым знаком»
Тип урока
Решение учебной задачи
Планируемые
результаты
(предметные)
Личностные
результаты
Универсальные
учебные действия
(метапредметные)
Основное
содержание темы,
понятия
и термины
Применяют изученные орфограммы; различают предлоги и приставки, правильно оформляют их на письме;
знают о месте в слове и роли разделительных мягкого и твердого знаков; знают правило, регулирующее
написание разделительного твердого знака
Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения
совместной деятельности на уроке
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; адекватно воспринимают
оценку своей работы учителем, сверстниками; учитывают правило в планировании и контроле способа
решения.
Познавательные: воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют существенную информацию; находят
языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; осуществляют анализ, сопоставление,
обобщение по самостоятельно выделенным основаниям.
Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи;
участвуют в диалоге, общей беседе; учитывают разные мнения, высказывают собственное мнение и
аргументируют его
Орфограмма и орфографическое правило «Написание слов с разделительным твердым знаком»; приставка,
корень, окончание; разделительный твердый знак, разделительный мягкий знак, мягкий знак для обозначения
мягкости согласного
Образовательные
ресурсы
1. Учебник, рабочая тетрадь.
2. Таблица «Разделительный твердый знак»

О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а (с ц е н а р и й) у р о к а
Этапы урока
Формы,
методы
методические
приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
осуществляемые
действия
формируемые умения
1
2
3
4
5
Л – проявляют
эмоциональную
отзывчивость на слова
учителя
Фронтальный.
Словесный.
Слово учителя
I.
Мотивирование
к учебной
деятельности
(организационн
ый момент)
II.
Чистописание
III. Проверка
домашнего
задания.
1. Проверка
выполнения
домашнего
упражнения.
Фронтальная,
индивидуальна
я.
Практический.
Письмо
Фронтальная.
Словесный.
Беседа.
Практический.
Комментирован
ное письмо
Приветствуют
учителя. Организуют
свое рабочее место,
проверяют наличие
индивидуальных
учебных
принадлежностей
на столе
Приветствие учащихся.
– Мы будем на уроке думать?
(Да.)
– А может, будем спать? (Нет.)
– Мы будем рассуждать? (Да.)
– А в облаках летать? (Нет.)
– Друг другу будем помогать?
(Да.)
– Проверим готовность к уроку
Прочитайте поговорку, объясните
ее смысл и запишите.
Н а д о с к е:
Ждать у моря погоды
Выполняют письмо
по образцу
Пр. – вырабатывают
каллиграфический почерк
– Если ждать у моря погоды,
никогда ничего не добьешься.
Поэтому мы не будем ничего
ждать и прямо сейчас проверим
домашнее задание.
– Запишите слова, выделите при­
ставки, подчеркните предлоги.
М а т е р и а л к з а д а н и ю:
Слушают учителя,
представляют
вниманию учителя и
одно­классников
домашнее задание.
Записывают слова,
предложенные
учителем.
Пр. – применяют изученные
орфограммы; различают
предлоги и приставки,
правильно оформляют их на
письме.
П – ориентируются на
возможность решения
Приемы
контроля
6
Правильное
напи­
сание
Фрон­
тальный
(устный
опрос),
индивидуаль
ный
(проверка
правиль­

сбежать с лестницы, написать
Комментируют выбор
написания слов
отдельных лингвистических
задач разными способами.
ности пись­

1
2
3
4
2. Словарно­
орфографическа
я минутка
на листке, позвонить по телефону,
прочитал про птиц, вошел
в комнату, осмотреть местность
5
Р – адекватно
воспринимают оценку своей
работы учителем,
сверстниками.
К – строят монологическое
высказывание с учетом
поставленной
коммуникативной задачи
Продолжение табл.
6
менного
выполнения
упражнения
).
Правильная
запись слов
из словарно­
орфографич
еского
диктанта
Фронтальны
й (беседа по
вопросам,
монологиче
ские
высказы­
вания)
IV. Постановка
учебной задачи
Фронтальная.
Словесный.
Чтение, беседа,
сообщение
учителя
V.
Актуализация
знаний
Фронтальный.
Словесный.
Чтение,
слушание,
беседа
Было «сели» – стало «съели».
Догадаться все сумели,
Почему случилось так?
Кто виновен?
– Почему одно слово
превратилось в другое? (Всё дело
в разде­
лительном твердом знаке.)
– Попробуйте сформулировать
цель нашего урока
– Послушайте стихотворение
о мягком и твердом знаке
(см. Приложение). Какое же
место для мягкого и твердого
знаков можно считать
правильным?
Прочитайте слова (пень, вьюга)
Слушают учителя,
ищут ответ на
поставленный в
шуточном
стихотворении
вопрос. Высказывают
свои предположения
о целях работы
на уроке
Пр. – знают сигналы орфо­
граммы, выделяют в словах
приставку, корень,
окончание; знают о месте
в слове разделительных
мягкого и твердого знаков.
Р – принимают учебную
задачу, сформулированную
вместе с учителем
Слушают стихотво­
рение, отвечают
на вопросы учителя,
анализируют слова,
предложенные
для наблюдения.
Делают выводы
Пр. – знают о месте в слове
разделительных мягкого и
твердого знаков.
П – воспринимают смысл
читаемых текстов,
выделяют существенную
инфор­
Устные
ответы на
поставленны
й учителем
вопрос

и ответьте, какую роль выполняет
мацию; находят языковые

1
2
3
мягкий знак. (Смягчает
согласный или служит для
разделения звуков.)
VI. Усвоение
новых знаний
и способов
действий
Фронтальный.
Словесный.
Чтение, беседа.
Работа с
теоретическим
материалом
учеб­ника
– Выполните упражнение 264
и ответьте на вопрос: какую роль
играет твердый знак?
– Попробуйте определить два
обязательных условия, при
соблюдении которых пишется
твердый знак.
– Прочитайте правило на с. 134
и проверьте правильность своего
предположения
Фронтальная.
Словесный,
практический.
Чтение, беседа,
письмо
Объясняет задание,
контролирует правильность
выполнения
работы
VII.
Закрепление
знаний
и способов
действий.
1. Работа
по учебнику
4
о роли мягкого
и твердого знаков
Выполняют упражне­
ние. Анализируют
данный материал
и делают вывод о
необходимых для
написания
разделительного
твердого знака
условиях (приставка,
оканчивающаяся
на согласную и буквы
е, ё, ю, я в начале
корня). Читают
правило
Отрабатывают
умения читать тран­
скрипцию слова
и грамотно
записывать слово по
тран­скрипции (упр.
266), образовывать
Продолжение табл.
5
6
примеры для иллюстрации
изучаемых понятий.
К – участвуют в диалоге,
общей беседе; учитывают
разные мнения,
высказывают собственное
Пр. – знают правило,
регулирующее написание
разделительного твердого
знака.
П – осуществляют анализ,
сопоставление, обобщение
по самостоятельно
выделенным основаниям.
К – участвуют в диалоге,
общей беседе; учитывают
разные мнения,
высказывают собственное
Пр. – знают правило,
регулирующее написание
разделительного твердого
знака.
П – овладевают общими
способами решения
конкретных
Правильное
выполнение
упражнения
в тет­
ради.
Знание
формулиров
ки
изучаемого
орфографич
еского
правила
Правильное
выполнение
письменных
упражнений.
Монологиче
ский

(упр. 266,
слова
лингвистических
задач.

1
267, 268)
2
3
4
5
Ф и з к у л ь т м и
н у т к а
Коллективная.
Практический
В огороде рос подсолнух
Вот такой, вот такой!
В огороде рос подсолнух
С ярко­жёлтой головой.
Головою он вертел,
Всё увидеть сам хотел.
Что подсолнух видел там,
Он сейчас расскажет нам
2. Работа
по учебнику
(сопоставление
слов с
разделительным
и мягким и
твердым
знаками,
упр. 269)
Коллективная.
Практический.
Письмо.
Словесный.
Чтение. Беседа
по вопросам
Объясняет задание,
контролирует правильность
выполнения
работы.
– Что общего между
разделительными твердым и
мягким знаками? Прочитайте, что
сказано об этом в учебнике (с.
136)
3. Упражнение
в правописании
слов с
Индивидуальна
я.
Практический.
– Выполните упражнение 270.
Почему в одних словах нужен
разделительный твердый знак,
с разделительным
твердым знаком
(упр. 267, 268)
Выполняют движения
по тексту под
руководством
учителя
Произносят слова
с учетом
транскрипции,
сравнивают
слова с
разделительными
твердым
и мягким знаками,
проводят опыт по
произношению
данных слов без
разделительных
знаков
Устно отвечают
на вопросы учителя.
Повторяют правило,
Продолжение табл.
6
развернутый
ответ
Правильное
выполнение
движений
Правильное
выполнение
упраж­
нения
Р – учитывают правило
в планировании и контроле
способа решения
Л – осуществляют
профилактику утомления,
ориентируются на здоровый
образ жизни,
придерживаются здорового
режима дня, активно
участвуют
в физкультминутке
Пр. – знают правило,
регулирующее написание
разделительного твердого
знака.
П – воспринимают смысл
читаемых текстов.
К – участвуют в диалоге,
общей беседе; учитывают
разные мнения,
высказывают собственное
Пр. – знают правило,
регулирующее написание
разделительного твердого
Индивидуал
ьный.
Правильное

разделительным
твердым знаком
Письмо
а в других – нет? Какие два
обязательных условия должны
соблю­
регулирующее напи­
сание разделитель­
знака; выделяют приставку,
корень слова; знают
выполнение

1
(учебник,
упр. 270)
2
3
4
5
даться для постановки

Контролирует правильность
выполнения работы
ного твердого знака.
Самостоятельно
выполняют
упражнение
Продолжение табл.
сигналы изучаемой орфо­
граммы и условия выбора
написания.
Р – учитывают правило
в планировании и контроле
способа решения
П – воспринимают смысл
читаемых текстов,
выделяют существенную
инфор­
мацию; находят языковые
примеры для иллюстра­ции
изучаемых языковых
понятий.
Р – принимают и сохраняют
учебную задачу.
К – участвуют в диалоге,
общей беседе, совместной
деятельности
Р – открыто осмысливают и
оценивают свою
деятельность на уроке
6
упраж­
нения
Фрон­
тальный
(устное
выполнение
условий
игры)
Беседа
по
вопросам.
Само­
регуляция
4. Устная орфо­
графическая
минутка
упр. 270, игра
«Найди слово»)
Коллективная.
Игровая.
Словесный.
Устные ответы
– Прочитайте выразительно
стихотворение (учебник, упр.
270). Объясните написание слов
с пропущенными буквами.
– Найдите слова с разделительным
твердым знаком в шуточном
тексте (см. ресурсный материал
к уроку: стихотворение
«Людоед»)
Устно выполняют
упражнение 270.
Слушают стихотво­
рение, называют
услышанные слова
с разделительным
твердым и мягким
знаками
VIII. Рефлексия
учебной
деятельности
на уроке (итог)
Фронтальная.
Словесный.
Беседа
Отвечают на вопросы
учителя
– Какая задача стояла перед нами?
– Что нужно знать о написании
разделительного твердого знака?
– Удалось ли достичь
поставленных целей?
– Кто справился с задачей
– Кто испытывал затруднения?
Почему?

1
2
3
4
5
6
Домашнее
задание
(учебник, упр.
272)
Фронтальная.
Словесный.
Объяснение
учителя
Объясняет содержание и
способы выполнения домашнего
задания. Проверяет
соответствующие записи
Слушают объяснение
учителя. Делают
соответствующие
записи
Р – принимают учебное
задание в соответствии
с уровнем своего развития
Окончание табл.
МЯГКИЙ ЗНАК И ТВЕРДЫЙ ЗНАК
– Не чересчур ли ты добряк? –
Так знаку Мягкому промолвил Твердый знак. –
Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
– Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –
Знак Мягкий Твердому на это отвечал. –
– Ты тверд и груб, как суковатый дуб.
Давным­давно пора, как букву Ять,
Тебя из азбуки изъять…
– Друзья! Ваш разговор – никчемные слова, –
Услыша этот спор, сказала буква А. –
Вы оба хороши, достойны оба чести,
Когда стоите в нужном месте.
Приложение
ЛЮДОЕД
Все кругом объято страхом
Разъяренный людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед.
В сверхъестественной тревоге
Всё зверье уносит ноги.
Даже несъедобный ёжик
Съежился от страха тоже.
Разъяренный людоед
Мигом съел мешок конфет.
Закусил печеньем плотно.
Он отъявленный злодей.
Но совсем не ест людей
И не трогает животных.
С. Бондаренко

Съёмка, подъезд, объятия, объявление, объезд, необъятный, взъерошенный, разъярённый, съехаться, подъехать, съёжиться, объединить, съел.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Записать предложения. Подчеркнуть слова с разделительным твёрдым знаком (ъ).

1. От мороза листья на деревьях съёжились. 2. Кусты шиповника словно объяты пламенем. 3. Летом я объехал с родителями весь Крым. 4. Мы заключили друг друга в крепкие объятия. 5. Тихо! Ведётся съёмка. 6. На конкурс съехались дети со всех концов Украины.

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

Прослушать слова. Записать слова с мягким знаком (ь) в один

столбик, с твёрдым знаком (ъ) - в другой.

Воробьи, перья, объезд, пьёт, съели, волчья, колья, подъехать, съедобный, объявление, здоровье, листья, съёмка, друзья, разъярённый, съестное, гроздья, радостью, вьюга.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Разделить выделенные слова для переноса.

Ночью в соседнем доме был пожар. Разыгралась огненная вьюга. Разъярённое пламя било из окон. Съехались несколько пожарных машин. Первая стояла у подъезда. Вторая объехала вокруг дома. Третья въехала во двор. Бьют фонтаны воды. Дым разъедает глаза. Огонь сдаётся. Слышны крики пожарных. Они спасли жизнь людей и жильё. Нельзя играть с огнём!

ГРИБНАЯ ПОЛЯНА

Хорошо побродить по осеннему лесу!

Вон краснеет шляпка мухомора. Это несъедобный гриб. А вот и мои любимые маслята. Вон красуется подосиновик. А вот и рыженькие лисички. Все эти грибы съедобные. Их любят и люди, и животные. Вы встречали объеденные ножки грибов? Это белочка готовит съестное на зиму. Уютно ей будет в тёплом дупле в холодную метель.

РАННЕЙ ОСЕНЬЮ

Ещё тепло, но уже вьётся в воздухе тонкая паутина. Ещё слышатся птичьи голоса. Лес задумался. Так задумывается человек перед отъездом в дальний путь. Скоро листья съёжатся , опадут. Вьюга заметёт тропинки. Так будет всю зиму. А потом весенний ветер объявит, что идёт тепло.

44 слова. (По Е. Гладченко)

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

СЛОВАРНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ 1. Перевести украинские слова на русский язык. 2.Поставить ударение в словах. Кропива, отаман, бесіда, блиснути...

  • Спишите. Выделите в словах приставки и подчеркните букву, которой заканчивается приставка.
  • После каких приставок пишется разделительный твёрдый знак? Перед какими буквами корня он стоит? Подчеркните их.
  • 265. Прочитайте.

        Волк ужасно разъярён -
        Съесть ежа не может он.
        Ёж, хотя он и съедобен,
        Для съеденья неудобен:
        Съёжась, выставил иголки -
        Объегорил злого волка.
        (В. Лунин)

    • Что обозначает выделенное слово? В какой речи оно чаще употребляется: разговорной или литературной?
    • Спишите. Найдите слова с разделительным твёрдым знаком, выделите в них приставки. Подчеркните разделительный твёрдый знак и букву после него.

    266. Прочитайте.

    Фона[р"], мале[н"]кий, ру[жй"о́], [сй"э]зд.

    • Запишите слова, обозначая звуки буквами. Подчеркните разделительный твёрдый знак.
    • Где в слове находится разделительный твёрдый знак? Выделите в этом слове приставку.
    • Скажите, в каких словах мягкий знак указывает на мягкость предшествующего согласного звука, а в каких - выполняет роль разделительного мягкого знака.

    267. Прочитайте приставки и части слов. Образуйте слова с данными приставками..

    (От-, под-, раз-, с-, в-)езд, (об-, предъявил, (раз-, об-)яснил, (об-, разъединить, (с-)юлил, (с-)ёжился, (раз-)ярённый, (с-)ябедничал.

    268. Прочитайте приставки и слова. Выберите приставки, с помощью которых можно образовать от данных слов другие слова.

    269. Прочитайте слова. Произнесите их.

    • Что общего в произношении слов с разделительными твёрдым и мягким знаками?
    • Проведите опыт: представьте, что в данных словах нет ни твёрдого, ни мягкого разделительных знаков. Как надо было бы произнести эти слова? Получились ли те слова, что здесь написаны?

    270. Прочитайте. Обсудите, нужно ли на месте вопросительного знака поставить твёрдый знак и почему.

    С(?)езд, с(?)есть, с(?)варить, с(?)уметь, в(?)ехать, в(?)лить, без(?)облачный, об(?)винить, об(?)яснить.

    • Запишите только слова с разделительным твёрдым знаком.

    271. Прочитайте. Назовите сказку.

        «Мы об..ехали весь свет ;
        За морем ж..т..ё не худо ,
        В свете ж вот какое ч..до :
        Остро.. на море л..ж..т,
        Град на острове ст..ит
        С златоглавыми ц..рквами,
        С т..ремами и с..дами;
        Ел.. растёт перед дв..рцом,
        А под ней хрустал..ный дом...»
        (А. Пушкин)

    • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите к выделенным словам синонимы.
    • Выпишите слово с разделительным твёрдым знаком. Подберите к нему однокоренные слова с другими приставками. Запишите их.

    272. Прочитайте. Какие буквы пропущены в словах?

    Маленький, обез..яна; ч..тыре, под..езд; серьёзный, девочка; под..ём, гора; необ..ятный, поле; взъерошенный, в..р..бей; с..езд, учит..ля; охотник, руж..ё; с..ёжился, м..роз; объяснить, задача; под..ехать, ш..ссе; с..ёмка, фил..м.

    • Составьте словосочетания с каждой парой слов и запишите их. Если нужно, изменяйте форму слов и используйте предлоги. Подчеркните разделительный твёрдый знак.

    Образец. Маленькая обезьяна, ...

    273. Прочитайте. Обратите внимание, как переносятся слова с разделительными твёрдым и мягким знаками.

    1. Кры-лья, вью-га, обезь-яна, обезья-на, льёт, фильм.
    2. Подъ-ехать, разъ-езд, объ-яснить, объяс-нить, съёжил-ся, съём-ка, съесть, въезд.
    • Какие слова с разделительными твёрдым и мягким знаками нельзя перенести с одной строки на другую?
    • Какие приставки вместе с твёрдым знаком можно оставить на одной строке при переносе?
    • Спишите слова, в которых поставлен знак переноса.
    • Обсудите, как перенести с одной строки на другую данные слова.

    Подъёмный, печенье, объезд.

    274. Прочитайте.

    1. Дружба крепка не лест..ю, а правдой и чест..ю.
    2. Чтобы рыбку с..ест.., надо в воду лезт.. .
    3. Всего света не из..ездит.. .
    4. Ужу и в пещере раздол..е, соколу и в поднебес..е тесно.
    5. Не гони коня плет..ю на под..ём в гору.
    6. Не привыкай к бездел..ю, учись рукодел..ю.
    • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните:

      а) одной чертой мягкий знак - показатель мягкости согласного звука;
      б) двумя - разделительный мягкий знак;
      в) тремя - разделительный твёрдый знак.

    275. Прочитайте.

    Объявление.

    В воскресенье, 20 января, в школе открывается выставка рисунков на тему «Планете нужен мир!».

    Открытие выставки состоится в 12 часов в актовом зале школы. Приглашаются все желающие.

    Участники кружка «Юный художник».

    • Прочитайте объявление ребят. Понятно ли из объявления, кому оно предназначено? когда произойдёт событие? для чего и зачем оно организуется?
    • Спишите объявление или составьте своё объявление и запишите его.

    276. Прочитайте. Озаглавьте текст.

    Зимний тёплый день. На земле мя..кий снег. Куропатки ле..ко проделали в снегу норки. Туда птицы нырнули на н..члег. Ноч..ю грянул мороз. Ре..кий хол..д з..м..розил снег. Появилась сколь..кая и жёс..кая л..дяная корка снега. Утром куропатки проснулись. Хотели взл..теть - над г..л..вой кре..кий, как стекло, л..док. Как птицам д..стать пищу? В кровь разбивают о лёд свои г..ловки серые куропаточки - только бы вырваться из л..дяного колпака.

    (В. Бианки)

    • Определите тип текста. Сколько частей можно выделить в данном тексте и почему?
    • Запишите заголовок и текст, вставляя пропущенные буквы. Каждую часть записывайте с красной строки.
    • Докажите, что вы правильно выполнили задания.

    277. Прочитайте.

    В..скресен..е, в..сёлое объявление, извес..ная п..еса, раз..ярённый звер.., вос..мой под..езд, об..ездная д..рога, с..ехал в овраж..к, в..южная п..года, щ..пал..ца ос..минога, с..ел пш..ничный калач..к.

    • Объясните друг другу по очереди правописание слов с пропущенными буквами.
    • Подготовьтесь писать под диктовку.

    278. Прочитайте. Можно ли назвать текстом то, что вы прочитали? Объясните свой ответ.

    Музыка затихла, а песня продолжала звучать. Скворец Лёва насвистывал новую мелодию. Он прыгал в клетке, выкрикивал известные ему слова, разговаривал и пел.

    Вот в павильон зашёл пианист. Сел за рояль и начал наигрывать мелодию. Вдруг музыкант услышал, что ему подпевают. Он оглянулся. Вокруг не было ни души. Заиграл снова, и опять зазвучал нежный голос.

    Однажды скворца привезли на телестудию. Он забился в угол клетки, нахохлился и сидел неподвижно.

    Скворец Лёва жил в зоопарке. Лёва умел говорить и насвистывать знакомые песенки.

    (М. Родионова)

    • Составьте текст. Объясните, как вы это сделали.
    • Выпишите глаголы из составленного текста. Выделите в них приставки. Подчеркните изученные орфограммы.
    • Найдите слова на другие правила. Выпишите трудные для написания слова.
    • Подготовьтесь написать изложение данного текста по самостоятельно составленному плану. Воспользуйтесь Памяткой 7 «Как подготовиться к изложению». Озаглавьте свой текст.
    • Запишите заголовок и подготовленный текст.

    279. Рассмотрите рисунок.

    • Составьте по рисунку текст на одну из тем:

        Хорошо зимой!
        Как мы лепили снеговика.
        Вот так покатался!

    • Подготовьтесь рассказать составленный текст. Запишите его.

    Цель: формировать навыки правописания слов с разделитель­ным твёрдым знаком.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Проверка домашнего задания

    Прочитайте текст.

    Как вы его озаглавили?

    Назовите слова с приставками и слова с предлогами.

    III. Актуализация знаний

    1. Индивидуальная работа

    Спишите. Разберите слова по составу. Перелесок, подставка, подружка.

    Выпишите из текста слова и распределите их в два столбика: 1) с приставками; 2) с предлогами. Подчеркните предло­ги, выделите приставки. Выпишите отдельно слова, перед которыми не может быть предлогов. На какой вопрос они отвечают?

    (По)стволу дерева можно сказать, где оно росло - (в)лесу или (на) поляне. Если дерево растёт (на)поляне, его ветви тянутся (во)все стороны и ствол (у)такого дерева толще. А (в)лесу деревья (за)щищают друг друга (от) ветра. Стволы (у)них ровные, стройные.

    2. Фронтальная работа

    Замените одним словом, запишите.

    Снежная буря (вьюга).

    Домики для пчёл (ульи).

    Мать, отец, дети (семья).

    - Что общего в правописании этих слов?

    Почему в этих словах написали разделительный мягкий знак?

    Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак?

    Запишите два слова с разделительным мягким знаком.

    IV. Самоопределение к деятельности

    Прочитайте слова.

    Сёмка, об..явление, об..езд.

    Какая буква пропущена в словах?

    Сформулируйте тему урока.

    V. Работа по теме урока

    1. Грамматическая сказка

    Сказка о разделительных твёрдом и мягкомзнаках

    Жил-был на свете мальчик Незнайкин. Он учился в 3 классе. Однажды Незнайкин писал диктант.

    «Сел кашу, пю воду, веду сёмку, забить коля», - старательно выво­дил, он.

    Ой, ой, ой! - испугались неправильно написанные слова. - В та­ком виде нельзя показаться в обществе: нас на смех поднимут!

    А что с вами случилось? - удивился Незнайкин.

    Ничего-то ты не знаешь! - горевали буквы е, ё, ю, я. - В этих сло­нах мы обозначаем по два звука: [йэ], [йо], [йу], [йа], но делаем это только с помощью твёрдого знака, который ставится перед нами после приста­вок, и мягкого знака, который ставится перед гласными е, ё, ю, я, и.

    Ты же наших помощников потерял, и теперь все думают, что мы обозначаем только один звук: [э], [о], [у], [а], и читают сел, пю, сёмку, коля вместо съел, пью, съёмку, колья]

    Незнайкин очень смутился, покраснел. Он бережно взял знаки и по­ставил их на место. С тех пор он очень внимательно стал относиться к тем буквам, которые ничего не значат, но другим помогают.

    2. Наблюдения над правописанием слов с разделительным твёр­дым знаком

    Образуйте имена существительные с корнем -езд-, исполь­зуя приставки вы-, пере-, про-, за-, и запишите их. Пристав­ки выделите.

    А теперь с этим же корнем образуйте слова, используя при­ставки с-, об-, в-, под-, и запишите их. Приставки выделите.

    Почему в этих словах вы написали разделительный твёрдый знак?

    На какие буквы заканчиваются приставки?

    Образуйте слова при помощи приставок от корней -ёж-, -ед-, -ясн- и запишите их. (Съёжился, съедобный, объяснить.)

    Перед какими гласными пишется разделительный твёрдый знак?

    2. Работа по учебнику

    Упр. 264 (с. 134).

    Назовите приставки в словах. На какие буквы заканчива­ются приставки?

    После каких приставок пишется разделительный твёрдый знак? (После приставок, которые оканчиваются на согласный.)

    - Перед какими буквами он стоит?

    Прочитайте ниже сведения о языке.

    Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расска­жите правило соседу по парте.

    VI. Физкультминутка

    VII. Продолжение работы по теме урока

    Работа по учебнику

    Упр. 265 (с. 135).

    Прочитайте стихотворение.

    Что значит объегорил! (Обманул.)

    Выполните письменные задания к упражнению.

    Назовите слова с разделительным твёрдым знаком. Назо­вите приставки в словах и буквы, перед которыми написан разделительный твёрдый знак.

    Упр. 267 (с. 135).

    (Самостоятельное выполнение. Проверка.)

    Прочитайте сведения о языке на с. 136.

    VIII. Рефлексия

    Выпишите слова с разделительным твёрдым знаком.

    Всё вокруг объято страхом -

    Разъярённый людоед

    Объявил, что съест сегодня

    Замечательный обед.

    В сверхъестественной тревоге

    Всё зверьё уносит ноги.

    Даже несъедобный ёжик

    Съёжился от страха тоже.

    Разъярённый людоед

    Мигом съел мешок конфет,

    Закусил печеньем плотно.

    Он отъявленный злодей,

    Но совсем не ест людей

    И не трогает животных.

    С. Бондаренко

    Когда пишется разделительный твёрдый знак?

    Перед какими буквами пишется разделительный твёрдый знак?

    IX. Подведение итогов урока

    Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    Домашнее задание