Ф м достоевский был уроженцем. Краткая биография Ф.М

Детство, годы учебы

Родился Федор Михайлович в Москве, в семье штаб-лекаря Мариинской больницы для бедных. В семье было восемь детей. Жили очень небогато. Что такое нужда в деньгах, будущий писатель узнал очень рано, и в дальнейшем судьба никогда не позволяла ему это забыть. Однако родители прилагали все силы к тому, чтобы дети получили хорошее образование: сами занимались с ними, приглашали частных учителей.

Первой книгой маленького Феди были "Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета".

К семнадцати годам Достоевский прочел Державина, Жуковского, Карамзина, европейских классиков, а Пушкина уже "почти всего знал наизусть".

В 1837 г. отец отвез Федора и его старшего брата Михаила в Санкт-Петербург для поступления в военное учебное заведение – Главное инженерное училище. Михаила не допускают к приемным экзаменам по состоянию здоровья, а Федор поступает.

Михайловский (Инженерный) замок в Петербурге.

Брат вскоре уезжает учиться в Ревель (ныне Таллинн), отец возвращается в Москву, и Достоевский остается в столице один. Друзей среди соучеников у него было немного. Большую часть свободного времени, которое удавалось выкроить после напряженных занятий и строевой подготовки, он проводил за чтением. В училище он начал писать и сам.

После окончания учебы (1843 г.) Достоевский был зачислен в Инженерный корпус. Открывалась перспектива неплохой карьеры, но Федор Михайлович, почти не колеблясь, спустя несколько месяцев подает в отставку и целиком сосредоточивается на литературной работе.

Блистательный дебют и падение с вершин славы

Почти два года Достоевский напряженно работает над своей первой повестью "Бедные люди" – пишет, переписывает, добавляет, сокращает, снова переписывает. Это история в письмах, которыми обмениваются живущие в одном из мрачных районов Петербурга скромный чиновник Макар Девушкин и сирота Варенька Доброселова, зарабатывающая на жизнь шитьем.

Критика увидела в повести лишь горячее сочувствие "маленьким людям" и талантливое художественное обличение несправедливого устройства общества. Но повесть Достоевского сложнее, глубже. Одна из причин жизненного краха Макара и Вареньки в том, что они по-настоящему не слышат друг-друга.

"Бедные люди" еще до выхода в свет (1846 г.) принесли Достоевскому громкий успех (рукопись читалась и горячо обсуждалась в литературных кругах).

В том же 1846 г. появилась новая повесть Достоевского "Двойник". В ней тоже действует мелкий чиновник – Голядкин. Он тайно и тщетно мечтает сделать карьеру, жениться на дочери начальника. Эти долгие бесплодные мечтания приводят к тому, что в сознании героя (или наяву?) возникает его удачливый двойник. Ловкостью, наглостью и коварством он постепенно добивается всего, к чему так стремился сам Голядкин, который теперь оказывается полностью вытеснен из жизни, а главное, с ужасом понимает: двойник поступает именно так, как хотел бы, но не решался поступать он сам.

В этой повести писатель впервые подошел к самой серьезной, по его собственному признанию, идее своего творчества – противоречивости, непредсказуемости человеческой природы, существованию в самом неприметном человеке скрытых от него самого глубин, "двойных" мыслей и желаний. Правда, формы для воплощения своей идеи он тогда не нашел, в чем сам впоследствии признавался.

Третье крупное произведение молодого Достоевского – повесть "Хозяйка" (1847 г.). Ее герой, молодой ученый Ордынов, оказывается участником страшных и загадочных событий. Действие происходит на грани между таинственными снами и явью.

Кружок Петрашевцев. Арест

Весной 1846 г. к Достоевскому подошел на улице незнакомый человек и обратился с вопросом: "Какая идея вашей будущей повести, позвольте спросить?" Это был Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский (1821–1866), юрист, философ и литератор.

Вскоре молодой писатель становится частым посетителем "пятниц" – собраний у Петрашевского, где сходились молодежь из самых разных слоев общества и где говорили о литературе, политике, социальных вопросах. Более всего занимали умы модные тогда идеи французских социалистов-утопистов – Сен-Симона, Фурье и др.

Считалось, что человек ведет себя дурно и совершает преступления потому, что его к этому вынуждают окружающая среда и имущественное неравенство, а если устроить жизнь справедливо и разумно, все станут порядочными и добродетельными.

Скоро среди петрашевцев выделилась группа во главе с Николаем Александровичем Спешневым. Цель этой группы – уже не только обмен идеями и выработка проектов будущего общественного устройства, но и организация подпольной типографии, а в дальнейшем, возможно, и "переворот в России". В эту группу вошел и Достоевский.

23 апреля 1849 г. многих из петрашевцев арестовали по доносу и поместили в Петропавловскую крепость. Двадцать один человек, в том числе и Достоевский, были приговорены к смертной казни "расстрелянием". Но затем казнь заменили на каторжные работы (Достоевскому определили четыре года каторги – "и потом рядовым"). Однако поступило распоряжение провести процедуру подготовки к казни и лишь затем объявить окончательное решение.

Ранним утром 22 декабря 1849 года приговоренные были выведены на площадь (ныне Пионерская площадь в Петербурге перед ТЮЗом).

Пионерская площадь в Петербурге.

Из всех, кто ожидал через несколько мгновений смерти, только один подошел исповедаться к священнику (а без этого человек, считающий себя христианином, не мыслит перехода в иной мир). Достоевский сказал Спешневу по-французски: "Мы будем вместе с Христом". "Горстью праха", – ответил ему с усмешкой Спешнев. Тогда Достоевский не смог или не захотел возразить ему.

На осужденных были надеты белые балахоны – саваны. Троих подвели и привязали к столбам; на головы им надвинули белые колпаки. Солдаты подняли ружья и прицелились. Достоевский стоял во второй тройке, и жить ему, следовательно, оставалось не более минуты. Тут раздался барабанный бой: подъехавший офицер подал командовавшему казнью генералу приказ о смягчении приговора.

Прошло еще несколько дней, и петрашевцев отправили по этапу на каторгу в Сибирь. Путь Достоевского лежал через Тобольск. Там состоялась его встреча с женами декабристов – Натальей Дмитриевной Фонвизиной и Прасковьей Егоровной Анненковой. Вместе с едой и теплой одеждой они подарили каждому из арестантов Евангелие. Достоевский вспоминал потом, что долгие годы в остроге эта книга была его единственным дозволенным чтением. Он держал ее постоянно при себе и затем, освободившись, не расставался с нею всю дальнейшую жизнь.

Среди каторжников попадались, конечно, самые разные люди, но в основном это были осужденные за разбой и убийства. Начальство порой превосходило жестокостью многих арестантов.

На каторге Достоевский был лишен права не только заниматься творческой работой, но даже читать и писать, узнавать о том, что происходит в мире и в литературе. Однако все это способствовало невероятной духовной сосредоточенности. Обдумывая собственную жизнь, узнавая ужасные им трагические судьбы окружающих, Достоевский все яснее понимал, что, с одной стороны, "зло таится в человечестве глубже, чем предполагают лекаря-социалисты" и никакое устройство общества само по себе не исправит этого зла. С другой стороны, никакие условия жизни не могут оправдать совершенное человеком тяжкое преступление, избавить от ответственности за грех. Иначе придется признать, что люди – покорные рабы обстоятельств. А это значит отказаться от внутренней свободы, которая и делает человека личностью.

Понял Достоевский также, что пролитая чужая кровь никогда не приводит к добру, а ведет только к новой, еще большей крови.

Когда-то в детстве, в деревне, маленький Федя, гуляя за оврагом, был напуган криком "Волк бежит!" и в ужасе помчался прочь. Его остановил, успокоил и приласкал пахавший в поле мужик Марей.

Глядя на страшные лица каторжников, Достоевский понял, что одним из них вполне мог быть "тот же самый Марей". "Я вдруг почувствовал, что могу смотреть на этих несчастных совсем другим взглядом". В каждом человеке, если смотреть на него не сверху вниз, не со страхом, злобой или презрением, а с любовью, как на брата, можно увидеть образ Божий.

На протяжении нескольких лет Достоевский мог читать только Евангелие – то самое, подаренное женами декабристов в Тобольске. Конечно, Достоевский читал его и прежде, "чуть ли не с первого детства". Но на каторге, где приходится жить с максимальным напряжением всех духовных и физических сил, где добро и зло сталкиваются повседневно, евангельские истины понимаются глубже, чем на воле.

Все понятое и пережитое в эти четыре года во многом определило дальнейший творческий путь Достоевского. Действие всех его великих романов происходит в конкретной обстановке какого-то русского города, в определенном году (писатель обычно обозначал даже месяц и число). Но фоном, на котором разворачиваются события, становится вся мировая история и все то, о чем повествуется в Евангелии.

Однако до создания этих романов должно было пройти еще немало лет. Отбыв свой четырехлетний срок каторги, Достоевский вышел в январе 1854 г. за ворота Омской крепости (пережитое там он позже опишет в "Записках из Мёртвого дома"). Возвращение в столичные города было пока невозможно, предстояло служить простым солдатом в Семипалатинске, а затем пять долгих лет жить в Сибири.

В 1857 г. Достоевский женится на Марии Дмитриевне Исаевой, вдове семипалатинского чиновника. Сибирские и петербургские друзья и доброжелатели Достоевского хлопочут за него перед императором Александром II и добиваются разрешения печататься и переехать сначала в Тверь, а в конце 1859 г. – в Петербург.

Возвращение в литературу

В литературе и общественной жизни России за время почти десятилетнего отсутствия Достоевского произошло многое. Появились новые таланты. Предстояло опять завоевывать литературную репутацию, выразить в художественной форме пережитое и понятое на каторге и в Сибири.

В обществе шли жаркие споры о том, как и когда отменять крепостное право, какими путями должна развиваться страна. В революционно настроенных кругах – тон в них задавали Чернышевский и Добролюбов – считалось возможным и необходимым насильственно изменить общественный строй.

В одной из листовок Русь звали "к топору". Сторонники решительных действий не сомневались, что "новые люди", вооруженные "передовыми теориями", – подобные героям знаменитого романа Чернышевского "Что делать?" – вправе и обязаны вести массы к светлому будущему.

Достоевский увидел весь "мрак и ужас", который эти идеи принесут России и всему миру, раньше и явственнее остальных.

15 апреля 1864 г. от тяжелой болезни легких скончалась Мария Дмитриевна, жена Достоевского. Через три месяца умирает самый верный и близкий ему человек – брат Михаил.

"В один год моя жизнь как бы надломилась..." – пишет Федор Михайлович. Остается без кормильца семья брата. Достоевский принимает на себя все его долги и вынужден, по собственному признанию, работать тяжелее, чем на каторге, чтобы как-то свести концы с концами. При этом сам писатель уже тяжело болен.

В который раз ему пришлось столкнуться с тем, сколь убийственной, в буквальном смысле слова, может быть нехватка денег. В этих условиях Достоевский начинает работу над произведением, в основе которого – "психологический отчет одного преступления".

Преступление это совершено "молодым человеком... поддавшимся некоторым странным... идеям, которые носятся в воздухе" – так описывал сам автор свой замысел в письме к редактору журнала "Русский вестник" Михаилу Никифоровичу Каткову.

После выхода в свет романа "Преступление и наказание" (1866 г.) , который имел большой успех, материальное положение Достоевского остается тяжелым. Он по-прежнему вынужден работать на износ: взяв деньги вперед под замысел будущего произведения, спешит потом к сроку закончить его.

По совету друзей писатель решает для ускорения работы нанять стенографистку – Анну Григорьевну Сниткину. В то время ей было двадцать лет – она родилась в год выхода "Бедных людей". Вскоре Федор Михайлович делает ей предложение, и девушка принимает его. Достоевский находит то, чего ему всегда так не хватало – любимую, верную и надежную спутницу в жизни, обретает семью.

После женитьбы Достоевский уезжает с женой за границу – главным образом для того, чтобы хоть временно спастись от кредиторов и написать большой роман, расплатиться с долгами.

Следующий роман Достоевского – "Идиот" (1868 г.) – посвящен размышлениям над тайной воплощения Бога в человеке, совмещения Божественной и человеческой природы.

Писатель поставил перед собой задачу: создать образ "положительно прекрасного человека" и посмотреть, что с ним произойдет в людском сообществе, как сложатся его отношения с окружающими, как повлияет он на них и они на него.

Герой романа, князь Лев Николаевич Мышкин, в черновиках назван "Князь Христос". Так Достоевский обозначил для себя, что в роман предстояло ввести человека, насколько возможно схожего с Христом – добротой, человеколюбием, отсутствием эгоизма, незлобивостью, кротостью.

Предупреждение и завещание

В 1869 г. в Москве руководитель тайного общества "Народная расправа" Сергей Нечаев организовал убийство отказавшегося выполнить его задание студента Иванова. Достоевский воссоздал эту историю в романе "Бесы" (1871–1872 гг.), перенеся действие в провинциальный город.

Василий Перов. Портрет Ф.М. Достоевского. 1872 г.

В 1875 г. был написан роман "Подросток" . Главный его герой, Аркадий Долгорукий упорными накопительством и отшельнической жизнью соберет огромное состояние, насладится "уединенным и спокойным сознанием своей силы" и власти над миром, а потом отдаст свои миллионы людям – пусть "распределяют". Сам же Аркадий гордо удалится "в пустыню". Главное для героя не будущий дар людям, а именно сила, власть и превосходство над миллионами "обыкновенных".

Итоговый роман Достоевского – "Братья Карамазовы" (1879–1880 гг.). В нем писатель создал образ самого обаятельного своего героя – молодого монастырского послушника Алеши Карамазова.

Искренне верующему Алеше противостоит его брат Иван, восстающий против Бога, потому что в мире царит слишком много зла. Как же Бог допускает это? Будущее счастье всего человечества, утверждает Иван Карамазов, не стоит одной "слезинки ребенка".

Но всей системой образов романа Достоевский показывает: дети страдают от зла, порождаемого человеком, а не Богом. Бог наделил человека свободой, а значит, и ответственностью; и нет такого зла в мире, ответственность за которое можно с себя снять:

"ибо все как океан, все течет и соприкасается, в одном месте тронешь – в другом конце мира отдается"… "А потому ты-то и есть за всех и за вся виноват". (Часть вторая. Книга шестая. Гл. III. Из бесед и поучений старца Зосимы).

Но Иван не хочет принимать эту ответственность, возлагает вину и за совершающееся вокруг, и за творимое им самим зло на других людей, на Бога, на черта, являющегося ему в болезненных видениях.

В "Братьях Карамазовых" писатель показывает, насколько ответственен человек не только за свои греховные желания, но и за сочиненные им "теории".

Роман "Братья Карамазовы" был задуман в двух книгах. Во второй должна была разворачиваться деятельность Алеши среди людей, в миру, куда он уходит, покинув монастырь, по совету своего духовного наставника старца Зосимы. Однако Достоевский успел написать только первую книгу.

В конце января 1881 г. у писателя обострилась застарелая болезнь легких. Перед смертью он просил жену погадать ему на Евангелии, том самом, что привез с каторги. Книга открылась на третьей главе Евангелия от Матфея: "Иоанн же удерживал Его... Но Иисус ответил ему: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду". "Ты слышишь – не удерживай, – сказал жене Федор Михайлович. – Значит, я умру". Через несколько часов Достоевского не стало.

Домашнее задание

Подготовить сообщения /отобрать цитатный материал / составить план ответа (по выбору) на тему: "Бедные люди в русской литературе" .

Литература

Энциклопедия для детей. Аванта+. Том 09. Часть 1. Русская литература. От былин и летописей до классики XIX века. М., 1999.

В 1834 Фёдора с братом Михаилом, после подготовительных занятий вне дома, отдают в пансион Чермака, пользовавшийся в свое время известностью в Москве. Братья поступили туда полными пансионерами и только на праздники приезжали домой. Незадолго перед тем отец Фёдора Михайловича приобрёл небольшое имение в Тульской губернии, где семья проводила лето и где началось первое знакомство мальчиков с крестьянским людом. Эти каникулы в деревне всегда производили на Достоевского самое отрадное впечатление, но не отрывали его от чтения, которое, с поступлением его в пансион Чермака, под влиянием уроков словесности, приняло более систематический характер. Пушкин на первом плане, затем Вальтер Скотт , Загоскин, Лажечников, Нарежный, Карамзин , Жуковский – читались и перечитывались постоянно.

Фёдор Достоевский. Портрет работы В. Перова, 1872

К этому же времени относятся и ранние творческие попытки. «Бедные люди » писались Достоевским еще в училище по ночам. Влечение к литературе росло не по дням, а по часам, голова была полна самых разнообразных планов и литературных предприятий, которые, по мнению непрактичного в устройстве своих денежных дел Достоевского, должны были доставить ему славу, обеспеченное положение, гарантию от кредиторов и раздражающих мелочей жизни. Служба ему, как он пишет, «надоела как картофель», и осенью 1844 он вышел в отставку, рассчитывая «адски работать», но пока не имея ни копейки на штатское платье. Продолжая работать над «Бедными людьми» и переводить Жорж Санд, он писал брату: «я чрезвычайно доволен романом моим. Не нарадуюсь. С него-то я деньги наверное получу, а там»...

Весной 1845 роман, по указанию Д. В. Григоровича , был отдан Некрасову . Поэт был в восторге от произведения «нового Гоголя» и передал рукопись Белинскому . На критика она произвела весьма сильное впечатление. «Вам правда открыта и возвещена, как художнику, досталась, как дар – сказал он Фёдору Михайловичу. – Цените же ваш дар, и оставайтесь верны ей, и будете великим художником». Это был самый памятный момент всей юности Достоевского, о котором он с умилением вспоминал и на каторге. «Я вышел от него в упоении, – рассказывал позже писатель. – Я всем своим существом вспоминал, что в жизни моей произошел торжественный момент, перелом навеки»...

Федор Достоевский как зеркало русской души

В 1849 литературная деятельность неожиданно была прервана. 22 апреля 1849 Достоевский был арестован по делу Петрашевского , этому «заговору идей», о котором, по свидетельству барона Корфа, сама комиссия затруднялась судить: «ибо, если можно обнаруживать факты, то как же уличать в мыслях, когда они не осуществились еще никаким проявлением, никаким переходом в действие?». Тем не менее, Достоевскому было вменено в вину участие в собраниях у Петрашевского , где в одну из пятниц он читал письмо Белинского к Гоголю. Фёдор Михайлович был посажен в Петропавловскую крепость, а через 8 месяцев по выслушании смертного приговора и помилования, сослан в каторжные работы, откуда через 4 года отправлен рядовым в один из сибирских батальонов.

Как бы то ни было, Достоевский через 5 лет после ареста возвратился к литературе и оставался верен ей до самой смерти. Но обстоятельства были тяжелы и во вторую эпоху его жизни. В 1857 он женился на вдове и взял на себя воспитание её сына. Нужны были средства, а их не было; Достоевского поддерживала надежда на литературный талант, но некоторое время он томился неизвестностью, позволять ли ему печатать. «Если печатать не позволят еще год, я пропал, – пишет он по этому поводу. – Тогда лучше не жить»! Разрешение печатать было дано около 1858, и для Достоевского наступают новые терзания: он должен слишком много писать, постоянно торопиться, – не успев отделать одно произведение, приниматься за второе. (См. Достоевский в Семипалатинске .)

Пророчества Достоевского. Читает Людмила Сараскина

Около середины 1859 Достоевскому разрешено было выехать из Сибири, а затем, после нескольких месяцев пребывания в Твери , поселиться и в Петербурге. Здесь он нашел кружок близких людей, стал много работать и вскоре сделался фактическим редактором журнала «Время», основанного в 1861 его братом Михаилом. Журнальное дело кипело в его руках, и на третий год своего существования «Время» насчитывало четыре тысячи подписчиков – довольно крупную по тому времени цифру. Достоевский приободрился, но ненадолго. В апреле 1863 в журнале была помещена статья Страхова «Роковой вопрос», вызванная польским восстанием . По какому-то странному недоразумению, эта статья, проводившая мысль, что «следует бороться с поляками не одними вещественными, но и духовными орудиями», показалась неблагонамеренной, и «Время» было запрещено.

Запрет журнала тяжело отозвался на братьях Достоевских. Для Фёдора Михайловича начались прежние мытарства – хлопоты о займах, запродажа не начатой еще работы. Жена медленно умирала, сам он хворал, а приходилось писать, писать к сроку, вымучивая каждую страницу. «Положение мое, – писал он 5 апреля 1864, – до того тяжелое, что никогда не бывал я в таком». Жена вскоре умерла. Через восемь месяцев после прекращения «Времени» Михаилу Михайловичу Достоевскому разрешено было издавать новый журнал, под названием «Эпоха» (прежде предполагавшиеся заглавия «Правда» и «Дело» признаны были неудобными). Но подписка пошла вяло, и журнал едва дотянулся до февраля 1865, введя Фёдора Михайловича, за смертью брата, в значительные хлопоты и долги.

В том же году Достоевский создает одно из капитальнейших своих произведений. – «Преступление и наказание », которое сразу заняло одно из виднейших мест в русской литературе. Через 2 года он вступил во второй брак, доставивший ему семейное счастье, но вслед за тем, теснимый кредиторами, которые грозили посадить его в долговую тюрьму, Достоевский уехал за границу, где провёл четыре года тягостных скитаний, оканчившихся только в конце 1871 возвращением в Петербург. «Преступление и наказание» появилось в 1868 в «Русском Вестнике»; там же были напечатаны «Идиот » и «Бесы ». Как ему жилось в эти годы за границей, видно из его писем. «Неужели он (издатель «Зари») не мог сообразить после двух моих писем, что у меня ни копейки нет денег, буквально ни копейки! Если бы он только знал, как я достал два талера, чтобы ему телеграфировать. Разве я могу писать в эту минуту?»... «Я опять в такой нужде, что хоть повеситься», – пишет он в другом письме. Раздражительность и мнительность чередуются в его письмах; его мучит неуважение к его письмам редакторов и издателей, ему кажется, что полиция вскрывает его письма, что ей приказано ждать его на границе, чтобы строжайше обыскать.

С возвращением в Россию начинается для Достоевского самый спокойный период жизни; материальные дела значительно улучшаются, так как и издания сочинений, и продажа отдельных произведений идут чем далее, тем успешнее: последняя запродажа была сделана 1878 в редакции «Русского Вестника», и с тех пор явилась возможность не только жить без долгов, но и подумать об обеспечении детей. С 1873 публицистическая жилка снова заговорила в Достоевском: в этом году он по предложению кн. В. П. Мещерского с чрезвычайною заботливостью редактировал журнал «Гражданин», но затем, по неизвестным причинам, отказался. С 1876 стал выходить его «Дневник писателя», под предварительной цензурой (по неимению залога для бесцензурных изданий), начатый три года назад в «Гражданине». Он представлял собой ряд статей, где автор касался самых разных общественных и литературных вопросов. В течение двух лет издания «Дневник» имел большой успех у публики, затрагивая живым, горячим тоном важнейшие стороны русской жизни. Он обнаружил значительный поворот в миросозерцании Достоевского. В начале 1860-х годов писатель ещё высказывал уважение к Белинскому, который когда-то принял участие в молодом авторе. Теперь, в лице Белинского, пред Достоевским «было самое смрадное, тупое и позорное явление русской жизни», немощное и бессильное «талантишком», человек постоянно витавший в оторванных от жизни мечтах. Будущей настольной книгой всех русских Достоевский называл теперь «Россию и Европу » Н. Данилевского – и пророчествовал о грядущем взятии русскими Константинополя.

К 1880 относятся два крупных события жизни Достоевского: его страстная речь на Пушкинском празднике в Москве , вызвавшая восторг у публики и разошедшаяся в тысячах экземпляров – и появление «Братьев Карамазовых ». Литературная слава Достоевского достигла своего апогея. Пушкинский праздник, выдвинувший его на первое место среди тогдашних литераторов, скрасил закат его жизни, но дни Фёдора Михайловича были уже сочтены. В конце января следующего года его не стало. Могила Достоевского находится в Александро-Невской Лавре.

Кто-то называет его пророком, мрачным философом, кто-то - злым гением. Сам он называл себя «дитя века, дитя неверия, сомнения». Много сказано о Достоевском как о писателе, его личность же окружена ореолом загадочности. Многогранная натура классика позволила ему оставить след на страницах истории, вдохновить миллионы людей всего мира. Его способность обнажать пороки, не отворачиваясь от них, сделала героев такими живыми, а произведения - полными душевных страданий. Погружение в мир Достоевского может быть болезненным, сложным, но оно рождает в людях что-то новое, это именно та литература, которая воспитывает. Достоевский - это явление, изучать которое нужно долго и вдумчиво. Краткая биография Федора Михайловича Достоевского, некоторые интересные факты из его жизни, творчество будут представлены вашему вниманию в статье.

Краткая биография в датах

Главная задача жизни, как писал Федор Михайлович Достоевский, заключается в том, чтобы «не уныть, не пасть», несмотря на все испытания, посланные свыше. А их на его долю выпало множество.

11 ноября 1821 года - появление на свет. Где родился Федор Михайлович Достоевский? Появился он на свет в нашей славной столице - Москве. Отец - штаб-лекарь Михаил Андреевич, семья верующая, благочестивая. Назвали именем деда.

Учиться мальчик начал с малого возраста под руководством родителей, уже к 10 годам неплохо знал историю России, читать учила мать. Религиозному воспитанию также уделялось внимание: ежедневная молитва перед сном была семейной традицией.

В 1837 году умирает мать Федора Михайловича Мария, в 1839-м - отец Михаил.

1838 г. - Достоевский поступает в Главное инженерное училище Петербурга.

1841 г. - становится офицером.

1843 г. - зачислен в инженерный корпус. Учеба не радовала, была сильная тяга к литературе, первые творческие опыты писатель делал уже тогда.

1847 год - посещение пятниц Петрашевского.

23 апреля 1849-го - Достоевский Федор Михайлович арестован, заключен в Петропавловской крепости.

С января 1850 года по февраль 1854-го - Омская крепость, каторжные работы. Данный период оказал сильное влияние на творчество, мироощущение писателя.

1854-1859-й - период военной службы, город Семипалатинск.

1857-й - венчание с Марией Дмитриевной Исаевой.

7 июня 1862-го - первая поездка за границу, где Достоевский пребывает до октября. Надолго увлекся азартными играми.

1863-й - влюбленность, отношения с А. Сусловой.

1864-й - умирают жена писателя Мария, старший брат Михаил.

1867-й - женится на стенографистке А. Сниткиной.

До 1871-го много путешествуют вне России.

1877-й - проводит много времени с Некрасовым, затем произносит речь на его похоронах.

1881-й - Достоевский Федор Михайлович умирает, ему было 59 лет.

Биография подробно

Детство писателя Федора Михайловича Достоевского можно назвать благополучным: рожденный в дворянской семье в 1821 году, он получил отличное домашнее образование, воспитание. Родителям удалось привить любовь к языкам (латыни, французскому, немецкому), истории. После достижения 16 лет Федор был отправлен в частный пансион. Затем обучение продолжалось в военно-инженерном училище Петербурга. Интерес к литературе Достоевский проявлял уже тогда, посещал с братом литературные салоны, пробовал писать сам.

Как свидетельствует биография Федора Михайловича Достоевского, 1839 год уносит жизнь его отца. Внутренний протест ищет выхода, Достоевский начинает знакомиться с социалистами, посещает кружок Петрашевского. Роман «Бедные люди» написан под влиянием идей того периода. Это произведение позволило писателю, наконец, закончить ненавистную инженерную службу и заняться литературой. Из никому неизвестного студента Достоевский стал успешным писателем, пока не вмешалась цензура.

В 1849 году идеи петрашевцев признаны вредными, членов кружка арестовывают, отсылают на каторгу. Примечательно, что приговор изначально был смертным, но последние 10 минут изменили его. Уже стоявших на эшафоте петрашевцев помиловали, ограничив наказание четырехлетними каторжными работами. Михаил Петрашевский был приговорен к пожизненной каторге. Достоевского отправили в Омск.

Биография Федора Михайловича Достоевского рассказывает, что отбывание срока давалось литератору тяжело. Он сравнивает то время с погребением заживо. Тяжелая однообразная работа вроде обжигания кирпича, отвратительные условия, холод подорвали здоровье Федора Михайловича, но и дали ему пищу для размышлений, новые идеи, темы для творчества.

После отбывания срока Достоевский служит в Семипалатинске, где единственной отрадой стала первая влюбленность - Мария Дмитриевна Исаева. Отношения эти были нежными, чем-то напоминающими отношения матери с сыном. Останавливало писателя от того, чтобы сделать женщине предложение, лишь наличие у нее мужа. Чуть позднее он скончался. В 1857 году Достоевский, наконец, добивается Марии Исаевой, они венчаются. После заключения брака отношения несколько изменились, сам литератор отзывается о них как о «несчастных».

1859 год - возвращение в Петербург. Достоевский снова пишет, с братом открывает журнал «Время». Брат Михаил ведет бизнес неумело, влезает в долги, погибает. Разбираться с долгами приходится Федору Михайловичу. Ему приходится писать быстро, чтобы получить возможность оплатить все накопленные задолженности. Но даже в такой спешке были созданы сложнейшие произведения Федора Михайловича Достоевского.

В 1860 году Достоевский влюбляется в молодую Аполлинарию Суслову, совсем не похожую на жену Марию. Отношения сложились также иные - страстные, яркие, длились три года. Тогда же увлекается Федор Михайлович игрой в рулетку, много проигрывает. Этот период жизни нашел отражение в романе «Игрок».

1864 год унес жизни брата и жены. В писателе Федоре Михайловиче Достоевском будто что-то сломалось. Отношения с Сусловой сходят на нет, писатель чувствует себя потерянным, одиноким в мире. Он пытается бежать от самого себя за границу, отвлечься, но тоска не оставляет. Учащаются эпилептические припадки. Таким Достоевского узнала и полюбила Анна Сниткина, молодая стенографистка. Мужчина поделился с девушкой историей своей жизни, ему нужно было выговориться. Постепенно они сблизились, хотя разница в возрасте составляла 24 года. Анна приняла предложение Достоевского выйти за него искренне, ведь Федор Михайлович вызывал в ней самые светлые, восторженные чувства. Брак был воспринят негативно обществом, приемным сыном Достоевского Павлом. Молодожены уезжают в Германию.

Отношения со Сниткиной повлияли на писателя благотворно: он избавился от пристрастия к рулетке, стал спокойнее. В 1868 году рождается Софья, но умирает через три месяца. После сложного периода общих переживаний Анна и Федор Михайлович продолжают попытки зачать ребенка. Им это удается: рождаются Любовь (1869 год), Федор (1871 г.) и Алексей (1875 г.). Алексей унаследовал от отца болезнь, умер в возрасте трех лет. Жена стала для Федора Михайловича поддержкой и опорой, душевной отдушиной. Кроме того, она помогла улучшить финансовое положение. Семья переезжает в Старую Руссу, чтобы сбежать от нервной жизни в Петербурге. Благодаря Анне, мудрой не по годам девушке, Федор Михайлович становится счастлив, хотя бы ненадолго. Здесь они проводят время счастливо и безмятежно, пока здоровье Достоевского не вынуждает их вернуться в столицу.

В 1881 году писатель умирает.

Кнут или пряник: как Федор Михайлович воспитывал детей

Непререкаемость авторитета отца была основой воспитания Достоевского, которая перешла и в его собственную семью. Порядочность, ответственность - эти качества писателю удалось вложить в своих детей. Пусть они не выросли такими же гениями, как отец, некоторая тяга к литературе существовала в каждом из них.

Писатель считал главнейшими ошибками воспитания:

Преступлением против ребенка он называл подавление индивидуальности, жестокость, облегчение жизни. Главным инструментом воспитания Достоевский считал не телесные наказания, а родительскую любовь. Сам он невероятно любил своих детей, сильно переживал их болезни и потери.

Важное место в жизни ребенка, как считал Федор Михайлович, должно отводиться духовному свету, религии. Справедливо полагал писатель, что ребенок всегда берет пример с семьи, где рожден. Воспитательные меры Достоевского основывались на интуиции.

Литературные вечера были доброй традицией в семье Федора Михайловича Достоевского. Эти вечерние чтения шедевров литературы были традиционными и в детстве самого автора. Зачастую дети Достоевского Федора Михайловича засыпали, не понимали ничего из читаемого, но он продолжал воспитание литературного вкуса. Часто писатель читал с таким чувством, что в процессе начинал плакать. Любил послушать, какое впечатление произвел тот или иной роман на детей.

Еще один воспитательный элемент - посещение театра. Предпочтение отдавалось опере.

Любовь Достоевская

Попытки стать писателем не увенчались успехом у Любови Федоровны. Может быть, причина была в том, что ее творчество всегда неизбежно сравнивали с гениальными романами отца, может быть, она писала не о том. В итоге главный труд ее жизни был описанием биографии отца.

Потерявшая его в 11 лет девочка очень боялась, что на том свете грехи Федора Михайловича не будут прощены. Она верила, что после смерти жизнь продолжается, но и здесь, на земле, нужно искать счастья. Оно заключалось для дочери Достоевского прежде всего в чистой совести.

Дожила Любовь Федоровна до 56 лет, последние несколько лет провела в солнечной Италии. Наверное, там она была более счастлива, чем на родине.

Федор Достоевский

Федор Федорович стал коннозаводчиком. Проявлять интерес к лошадям мальчик начал еще в детстве. Пытался создавать литературные произведения, но не сложилось. Был тщеславен, стремился достичь успеха в жизни, эти качества достались ему от деда. Федор Федорович если не был уверен, что сможет быть в чем-то первым, предпочитал этим не заниматься, настолько выражено было его самолюбие. Был нервным и замкнутым, расточительным, склонным к азарту, как отец.

Потерял отца Федор в 9 лет, но тот успел вложить в него лучшие качества. Воспитание отца сильно помогло ему в жизни, он получил хорошее образование. В своем деле он добился большого успеха, возможно, потому что любил то, чем занимается.

Творческий путь в датах

Начало творческого пути Достоевского было ярким, он писал во многих жанрах.

Жанры раннего периода творчества Федора Михайловича Достоевского:

В 1840-1841 годах - создание исторических драм «Мария Стюарт», «Борис Годунов».

1844-й - перевод «Евгении Гранде» Бальзака напечатан.

1845-й - закончена повесть «Бедные люди», познакомился с Белинским, Некрасовым.

1846-й - вышел «Петербургский сборник», напечатаны «Бедные люди».

В феврале напечатан «Двойник», в октябре - «Господин Прохарчин».

В 1847 году Достоевский пишет «Хозяйку», печатается в «Санкт-Петербургских ведомостях».

В декабре 1848-го написаны «Белые ночи», в 1849-м - «Неточка Незванова».

1854-1859-й - служба в Семипалатинске, «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели».

В 1860 году в «Русском мире» напечатан фрагмент «Записок мертвого дома». Вышло первое собрание сочинений.

1861-й - начало издания журнала «Время», печать части романа «Униженные и оскорбленные», «Записок из мертвого дома».

В 1863-м созданы «Зимние заметки о летних впечатлениях».

Май этого же года - закрыт журнал «Время».

1864 год - начало издания журнала «Эпоха». «Записки из подполья».

1865-й — «Необыкновенное событие, или Пассаж в Пассаже» печатают в «Крокодиле».

1866-й - написаны Федором Михайловичем Достоевским «Преступление и наказание», «Игрок». Отъезд за границу с семьей. «Идиот».

В 1870 году Достоевский пишет повесть «Вечный муж».

1871-1872 гг. - «Бесы».

1875-й - печать «Подростка» в «Отечественных записках».

1876-й - возобновление деятельности «Дневника писателя».

С 1879-го по 1880-й написаны «Братья Карамазовы».

Места в Петербурге

Город хранит дух писателя, многие книги Федора Михайловича Достоевского были написаны именно здесь.

  1. В Инженерном Михайловском замке Достоевский учился.
  2. Серапинская гостиница на Московском проспекте стала местом жительства писателя в 1837 году, здесь он жил, впервые в жизни увидев Петербург.
  3. «Бедные люди» были написаны в доме почт-директора Пряничникова.
  4. «Господин Прохарчин» был создан в доме Кохендерфера на Казанской улице.
  5. В доходном доме Солошича на Васильевском острове Федор Михайлович жил в 1840-е годы.
  6. Доходный дом Котомина познакомил Достоевского с Петрашевским.
  7. На Вознесенском проспекте писатель жил во время ареста, написал «Белые ночи», «Честный вор» и другие рассказы.
  8. «Записки из Мертвого дома», «Униженные и оскорбленные» были написаны на 3-й Красноармейской улице.
  9. В доме А. Астафьевой жил писатель в 1861-1863 году.
  10. В доме Струбинского на Греческом проспекте - с 1875-го по 1878 год.

Символизм Достоевского

Анализировать книги Федора Михайловича Достоевского можно бесконечно, находя новые и новые символы. Достоевский владел искусством проникнуть в суть вещей, их душу. Именно благодаря возможности разгадывать эти символы один за другим путешествие по страницам романов становится таким увлекательным.

  • Топор.

Этот символ несет в себе смертоносный смысл, являясь своеобразной эмблемой творчества Достоевского. Топор символизирует убийство, преступление, решительный отчаянный шаг, переломный момент. Если человек произносит слово «топор», скорее всего, первое, что ему придет на ум - «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского.

  • Чистое белье.

Появление его в романах происходит в определенные похожие моменты, что позволяет говорить о символичности. Например, Раскольникову совершить убийство мешала вывешивающая чистое белье служанка. Похожая ситуация была у Ивана Карамазова. Символично не столько само белье, сколько его цвет - белый, обозначающий чистоту, правильность, непорочность.

  • Запахи.

Достаточно пробежаться глазами по любому из романов Достоевского, чтобы понять, как важны для него запахи. Один из них, встречающийся чаще других, - запах тлетворного духа.

  • Серебряный заклад.

Один из важнейших символов. Серебряный футляр для папирос был сделан вовсе не из серебра. Появляется мотив ложности, поддельности, подозрительности. Раскольников, сделав из дерева папиросочницу, похожую на серебряную, будто уже совершил обман, преступление.

  • Звон медного колокольчика.

Символ играет предупреждающую роль. Небольшая деталь заставляет читателя почувствовать настроение героя, представить события ярче. Мелкие предметы наделяются странными, необычными чертами, подчеркивая исключительность обстоятельств.

  • Дерево и железо.

В романах много вещей из этих материалов, каждый из них несет определенный смысл. Если дерево символизирует человека, жертву, телесные муки, то железо - преступление, убийство, зло.

Напоследок хотелось бы отметить некоторые интересные факты из жизни Федора Михайловича Достоевского.

  1. Больше всего написал Достоевский в последние 10 лет жизни.
  2. Достоевский любил секс, пользовался услугами проституток, даже будучи в браке.
  3. Лучшим психологом Достоевского называл Ницше.
  4. Много курил, любил крепкий чай.
  5. Ревновал своих женщин к каждому столбу, запрещал даже улыбаться прилюдно.
  6. Чаще работал ночью.
  7. Герой романа «Идиот» является автопортретом писателя.
  8. Есть много фильмов-экранизаций произведений Достоевского, а также посвященных ему.
  9. Первый ребенок появился у Федора Михайловича в 46 лет.
  10. Леонардо Ди Каприо тоже празднует день рождения 11 ноября.
  11. На похороны писателя пришло более 30000 человек.
  12. Зигмунд Фрейд считал роман «Братья Карамазовы» Достоевского величайшим из когда-либо написанных.

Представляем также вашему вниманию известные цитаты Федора Михайловича Достоевского:

  1. Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.
  2. Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой.
  3. Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно.
  4. Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.
  5. Никто не сделает первый шаг, потому что каждый думает, что это не взаимно.
  6. Страданием своим русский народ как бы наслаждается.
  7. Жизнь задыхается без цели.
  8. Перестать читать книги — значит перестать мыслить.
  9. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием.
  10. В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность.

Заключение

Итогом жизни каждого человека становятся его деяния. Федор Михайлович Достоевский (годы жизни - 1821-1881 гг.) оставил после себя гениальные романы, прожив сравнительно недолгую жизнь. Кто знает, родились бы эти романы, если бы жизнь автора была легкой, без препятствий и невзгод? Достоевский, которого знают и любят, невозможен без страданий, душевных метаний, внутреннего преодоления. Именно они делают произведения такими настоящими.

Фото 1879 года
К.А. Шапиро

Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) – русский писатель.
Отец – Михаил Андреевич Достоевский (1787-1839) – из семьи священника, военный врач, потом врач больницы для неимущих.
Мать – Мария Федоровна Нечаева (1800-1837) – из семьи купца, в 37 лет умерла от туберкулеза.
Первая жена – Мария Дмитриевна Исаева (1824-1864). После смерти первого мужа в 1855 году, повторно вышла замуж за Федора Михайловича в 1857 году. Детей от брака с Достоевским не было. В 1864 году умерла от туберкулеза.
Вторая жена – Анна Григорьевна Сниткина (1846-1918). Расписались с Федором Михайловичем в 1867 году. В браке с Достоевским было четверо детей. Первая дочка Софья умерла в трех месячном возрасте. Дети: Софья (22 февраля 1868 - 12 мая 1868), Любовь (1869-1926), Федор(1871-1922), Алексей(1875-1878).
Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября по новому стилю) в 1821 году в городе Москве. Детство писателя прошло в родном городе и в имении родителей, которое они приобрели в 1831 году. Родители с детства занимались образованием Федора Михайловича. Мать научила его читать, а отец обучал латыни. Потом обучение продолжил учитель одного из училищ со своими сыновьями. Они обучали Достоевского французскому, математике и словесности. С 1834 по 1837 году Федор Михайлович учился в престижном московском пансионе.
В 1837 году, после смерти матери, отец отправляет Федора с братом Михаилом на обучение в Санкт-Петербург, в Главное инженерное училище. В свободное от учебы время увлекался чтением. Прочитал многих авторов, а почти все произведения Пушкина знал наизусть. Здесь же, он делал первые литературные шаги.
В 1843 году, после окончания училища, был зачислен в Петербургскую инженерную команду. Но военная служба не прельщала его, и в 1844 получил увольнение, чтобы больше времени посвятить литературе.
В 1846 году Достоевский за свое произведение «Бедные люди» , был принят в литературный кружек Белинского. В том же году «Бедные люди» были напечатаны в «Современнике». К концу 1846 года из-за своего второго произведения «Двойник» из-за конфликта с Тургеневым покидает кружек Белинского и тогда же из-за ссоры с Некрасовым перестает печататься в «Современнике». И до 1849 года печатался в «Отечественных записках». За этот период Достоевский написал много произведений, но лучшим считается роман «Бедные люди».
В 1849 году был приговорен к смертной казни через расстрел по делу петрашевцев. Но в день казни приговор изменили на четыре года каторжных работ и в дальнейшем пребыванием в солдатах. С 1850 года по 1854 год Достоевский провел на каторге в Омске. После освобождения с каторги был отправлен рядовым в 7-й Сибирский линейный батальон в Семипалатинск (сейчас город Семей в Восточно-Казахстанской области в Респу́блике Казахста́н). Здесь он знакомится со своей будущей женой Марией Дмитриевной Исаевой (девичья фамилия Констант), которая в то время была замужем за местным чиновником Исаевым. В 1857 году Федор Михайлович и Мария Дмитриевна обвенчались. В 1857 году был помилован и к концу 1859 года вернулся в Санкт-Петербург.
С 1859 года помогал брату Михаилу издавать журнал «Время», а после его закрытия журнал «Эпоха». С 1862 года начинает часто бывать за рубежом. Сильно увлекся игрой в рулетку. Бывало так, что проигрывал все, что у него было, вплоть до вещей. С этой страстью Достоевский смог справится. С 1871 года Федор Михайлович больше никогда не играл в рулетку. В 1864 году умирает от чахотки его жена. После смерти брата в 1865 году Достоевский берет на себя все долговые обязательства по журналу «Эпоха». В этом же году начинает работу над романом «Преступление и наказание». В 1866 году для ускорения работы над романом «Игрок» Достоевский использовал стенографистку Анну Григорьевну Сниткину. В 1867 году Федор Михайлович и Анна Григорьевна обвенчались. С 1867 года по 1869 года работает над романом «Идиот», а 1872 году заканчивает работу над романом «Бесы». В 1880 году завершает свой последний роман «Братья Карамазовы».
Умер Федор Михайлович Достоевский в Санкт-Петербурге 28 января 1881 года от туберкулеза и хронического бронхита. 1 февраля 1881 года Федор Михайлович Достоевский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

В какой семье он родился, где был крещен, что за обстановка окружала будущего писателя, какие книги он читал и кто был его героем?

Достоевский в 26 лет, рисунок К. Трутовского, итальянский карандаш, бумага, (1847), (ГЛМ). Самый ранний портрет Достоевского

1. Достоевский родился и вырос в Москве

Достоевский - москвич в поведении, во вкусах, в языке. Идеология «почвенничества», выработанная им вместе с братом Михаилом в 1860-е годы, корнями своими уходит в московский мир, наполненный вековыми традициями и правилами, цельный, трудовой, динамичный. Достоевский любил Москву, прекрасно знал город и его историю. В московском журнале «Русский вестник» были опубликованы главные романы Достоевского - « » (частично роман написан в Москве), « », «Бесы» и « ».

2. Достоевский - родом из священнической семьи

Дед писателя, прадед и ряд других представителей рода Достоевских были священнослужителями. Учился в семинарии и его отец, Михаил Андреевич Достоевский. И хотя он не закончил курса обучения в семинарии, весь строй его личности был глубоко религиозным.

В соответствии с этим был организован и весь быт семьи Достоевских. Дневной обиход, как во всех православных семьях, сопровождала молитва. Регулярно соблюдались посты. «Всякое воскресенье и большой праздник, - вспоминал младший брат Достоевского Андрей, - мы обязательно ходили в церковь к обедне, а накануне - ко всенощной». Православие было впитано душой Достоевского с раннего детства в доме отца и оставалось неколебимым во все последующие годы его жизни, несмотря на испытания и искушения, с которыми ему пришлось столкнуться.

3. Достоевский с раннего детства видел страдающих людей

Квартира детства Достоевского располагалась во флигеле московской Мариинской больницы для бедных, где служил врачом отец писателя. Больница была основана вдовствующей императрицей Марией Федоровной в 1803 году и стала не только одним из первых бесплатных медицинских учреждений России, но и зримым воплощением идей христианского сострадания, милосердия, бескорыстной помощи ближнему, равно как и воспринятым от европейского Просвещения идей гуманизма и уважения к человеческому достоинству. В больнице бесплатную врачебную помощь могли получить представители всех сословий (кроме крепостных) вне зависимости от их имущественного состояния.

Родители не разрешали детям прямого общения с посетителями больницы, но невозможно было утаить от чуткого и наблюдательного ребенка, каким был Федор Достоевский, мир, который ежедневно, в течении пятнадцати лет, открывался из выходивших в больничный двор окон квартиры, который, без сомнения, возникал в разговорах родителей и домочадцев, соседей. Это был мир людей страждущих, ищущих помощи и поддержки, надеющихся и обреченных. Можно только представить, сколько лиц и судеб повидал в своем детстве Достоевский. Мир московской Мариинской больницы для бедных стал для него настоящим жизненным университетом. «Все забитое судьбою, несчастное, хворое и бедное находило в нем особое участие. Его совсем из ряда выдающаяся доброта известна всем близко знавшим его», - писал о Достоевском его друг А. Е. Врангель. Неподдельный демократизм Достоевского и его душевная отзывчивость к людям - воспитывались здесь. И неслучайно первое слово, которое услышал русский читатель от Достоевского, было слово «бедные» (в названии романа «Бедные люди») - слово из наименования Мариинской больницы.

4. Достоевского с детства приучали помогать ближним

Первые уроки благотворительности Достоевский получил еще в детстве. Так, во время ежедневных летних прогулок вместе с родителями, вспоминает А. М. Достоевский, «проходя мимо часового, стоявшего неизвестно для каких причин при ружье и в полной солдатской форме у ворот Алексан­дровского института, принято было за непременную обя­занность подавать этому часовому грош или копейку».

Деревянный дом (флигель), состоявший при Достоевских из господской
части и людской избы. Рядом обозначен археологический раскоп на месте
предполагаемой «мазанки», первого жилища Достоевских в 1832 году. .

А когда в имении Достоевских случился пожар, жившая в их доме няня Алёна Фроловна, вспоминал Федор Михайлович в 1876 году, видя в какое отчаяние пришли его родители, предложила его матери Марии Федоровне: «Коли надо вам будет денег, так уж возьмите мои, а мне что, мне не надо», (имея ввиду накопившиеся за годы службы и отложенные на старость средства - почти 500 рублей). Помогли тогда и родственники Куманины. В свою очередь Мария Федоровна каждому крестьянину-погорельцу выдала по 50 рублей на восстановление хозяйства. Позже, в 1839 году, те же Куманины проявили заботу об оставшихся сиротами младших детях Достоевских.

5. Достоевский был крещен в больничной церкви

При московской Мариинской больнице для бедных была домовая церковь святых апостолов Петра и Павла, освященная в 1806 году. В 1821 году в ней был крещен писатель. Вместе с родителями он посещал храм каждое воскресенье. Купол церкви хорошо виден с крыльца квартиры Достоевских. Впоследствии, всякий раз выбирая квартиру, Достоевский искал такую, чтобы из ее окон была видна церковь.

Дом-музей Достоевского в Москве расположен в левом флигеле бывшей Мариинской больницы для бедных. Фото Lesio, Википедия

6. Первая самостоятельно прочитанная Достоевским книга - пересказ Библии для детей

По воспоминаниям А. М. Достоевского, грамоте детей в семье Достоевских учили по книге «Сто четыре священные истории, выбранные из Ветхого и Нового завета в пользу юношества Иоанном Гибнером» (перевод с немецкого): «При ней было несколько довольно плохих литографий с изображением , Пребыва­ния Адама и Евы в , и прочих главных священных фактов. Помню, как в недавнее уже время, а именно в 1870-х годах, я, разговаривая с братом Федором Михайловичем про наше детство, упомянул об этой книге; и с каким он восторгом объявил мне, что ему удалось разыскать этот же самый экземпляр книги (то есть наш детский) и что он бережет его как святыню». Библейский и евангельский мир был для Достоевского вечно живым и актуальным, его отсвет лежит на всем его творчестве.

7. Самым близким человеком был для Достоевского его старший брат Михаил

Михаил (1820–1864) и Федор Достоевские были погодками. Но не только возраст сближал их. Оба они были страстными читателями и оба мечтали стать литераторами. В конечном итоге оба они пришли в литературу. Михаил Михайлович писал повести, рассказы, драмы, стихи, переводил с немецкого и французского языка. Его произведения печатались в столичных журналах и одобрительно отмечались критикой, пьеса с успехом шла в театрах Петербурга и Москвы, переводы поэмы Гёте «Райнике-Лис» и трагедий Шиллера неоднократно переиздавались.

Вместе с братом М. М. Достоевский издавал журналы «Время» (1861–1863) и «Эпоха» (1864). Именно в письме к брату Михаилу в 1839 году сформулировал шестнадцатилетний юноша Достоевский свое жизненное и писательское кредо: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

8. Достоевский хотел носить траур по Пушкину

Литературным образцом для братьев Достоевских был Александр Сергеевич . «Брат Федя более читал сочинения истори­ческие, серьезные, а также и попадавшиеся романы, - вспоминал А. М. Достоевский. - Брат же Михаил любил поэзию и сам пописывал стихи, бывши в старшем классе пансиона (чем брат Федор не занимался). Но на Пушкине они мирились, и оба, кажется, и тогда чуть не всего знали наизусть, конечно, только то, что попадалось им в руки, так как полного собрания сочинений Пушкина тогда еще не было. Надо припомнить, что Пушкин тогда был еще современник. Об нем, как о современном поэте, мало говорилось еще с кафедры; произведения его еще не заучивались наизусть по требованию преподавателей. Авторитетность Пушкина как поэта была тогда менее авторитетности Жуковского даже между преподавателями словесности; она была менее и во мнении наших родителей, что вызывало неоднократные горячие протесты со стороны обоих братьев».

Братьям Достоевским не пришлось встретиться с Пушкиным - в Петербурге они оказались спустя всего несколько месяцев после гибели поэта. Можно не сомневаться, что если бы обстоятельства сложились иначе, свои первые опыты молодые литераторы принесли бы на оценку Пушкину, как это делали в ту пору многие начинающие сочинители.

Тогда же, в 1837 году, смерть поэта стала для них потрясением. «Братья, - вспоминает А. М. Достоевский, - чуть с ума не сошли, услышав об этой смерти и о всех подробностях ее». Чтобы оценить всю меру их горя, нужно вспомнить тот факт, что известие о смерти Пушкина пришло в дом Достоевских, когда семья переживала один из самых трагических моментов - только-только, в возрасте 37 лет, скончалась после чахотки Мария Федоровна, любимая мать и душа дома. Михаил Андреевич и дети были охвачены горем, и тем не менее «Федор в разговорах со старшим братом несколько раз повторял, что ежели бы у нас не было семейного траура, то он просил бы позволения отца носить траур по Пушкину». А позже, в июне 1837, по дороге в Петербург, вместо того чтобы думать о вступительных экзаменах, братья мечтали о том, чтобы «тотчас же сходить на место поединка и пробраться в бывшую квартиру Пушкина, чтобы увидеть ту комнату, в которой он испустил дух».

Пушкин в течение всей жизни оставался живым собеседником Достоевского. К его наследию, его личности и биографии Достоевский обращался во все времена. Нет ни одного произведения Достоевского, в котором бы так или иначе не присутствовал Пушкин - цитатой, образом, упоминанием имени или изданием. Уже в «Бедных людях» герои Достоевского читают Пушкина. Замечателен комментарий Вареньки Доброселовой при посылке Макару Девушкину «Повестей Белкина», он носит несомненный автобиографический характер и отсылает нас к годам детства Достоевского: «Два года тому назад мы читали эти повести вместе с матушкой, и теперь мне так грустно было их перечитывать».

9. Ежегодно семья Достоевских посещала Троице-Сергиеву Лавру

Поездки в проходили обычно в начале лета и часто приходились на празднование Троицы. «Эти путешествия были, конечно, для нас важными происшест­виями, - сообщает А. М. Достоевский, - и, так сказать, эпохами в жизни. Ездили обык­новенно на долгих и останавливались по целым часам почти на тех же местах, где ныне поезда железной дороги останавливаются на две-три минуты. У Троицы проводи­ли дня два, посещали все церковные службы и, накупив игрушек, тем же порядком возвращались домой, упо­требив на все путешествие дней пять-шесть.

Отец по служебным занятиям в этих путешествиях не участвовал, а мы ездили только с маменькой и с кем-нибудь из знакомых». После покупки имения Даровое в 1831 году поездки прекратились, но в 1837 году, перед отъездом в Петербург, братья совершили еще раз паломничество уже вместе с теткой Александрой Федоровной Куманиной. Светлый образ праздничной Троицкой лавры, с ее особым молитвенным настроем, с торжественными службами, с просветленными лицами пришедших поклониться святому Сергию русских людей, стал для Достоевского той духовной опорой, которая дала ему силы выстоять в суровых условиях каторги и солдатчины, не потерять человеческого облика и не озлиться. Неслучайно в 1859 году, получив разрешение снова жить в центральной России, Достоевский по дороге из Семипалатинска в Тверь специально сделает крюк и на день заедет в Троицу - помолиться и получить от него духовную поддержку для новой жизни. Личность и подвиг святого Сергия дадут Достоевскому материал для создания серии образов «положительно прекрасных» русских людей в его творчестве - игумена Тихона (в «Бесах»), Макара Долгорукова (в «Подростке»), старца Зосимы и его брата Маркела (в «Братьях Карамазовых»).