Биография фридриха шиллера. Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер

Шиллер, Иоганн Кристоф Фридрих – популярнейший и наиболее прославленный немецкий поэт, род. 10.11.1759, ум. 9.05.1805. Отец его, военный врач, отличался глубокой честностью и строгой преданностью лютеранству. Первые уроки мальчик получил у местного пастора, потом посещал латинскую школу, пока 1773 герцог Карл Вюртембергский не зачислил его воспитанником в основанную им военную школу, впоследствии преобразованную в военную академию («Karlsschule»). Этому заведению обязан Шиллер своим широким, всесторонним образованием. Сначала он думал заняться теологией, но потом увлекся юридическими науками и медициной. Влечение к поэзии пробудил в нем Клопшток своим «Мессией», но самое сильное влияние на его развитие и направление оказали Плутарх и Ж. Ж. Руссо .

Начиная с 1776, в «Schwäbisches Magazin» стали появляться первые пробы его лирики. Желая на свободе заниматься литературой и разработкой задуманной трагедии «Разбойники » («Die Räuber»), Шиллер решил выйти из академии, но удалось это ему лишь после того, как он представил два сочинения: на темы медицинскую и по естественным наукам. Выпущенный медиком в гренадерский полк, он с любовью занялся своим первым поистине гениальным произведением, и 1782 на сцене придворного театра в Мангейме были поставлены «Разбойники» с огромным, дотоле невиданным успехом. Тогда Шиллер решил посвятить себя драматургии и начал работать над трагедией «Заговор Фиеско в Генуе».

Но в то время, как талант молодого поэта стал все шире и шире развиваться, его постигло несчастье в виде запрещения писать «комедию» со стороны герцога, которому не понравились его самовольные отлучки в Мангейм. Не предвидя конца такому запрету и не выдержав этого гнета, Шиллер решил бежать в Мангейм. Бегство удалось, но в Мангейме ждало разочарование. «Фиеско» не был принят на сцену и только через год издан Шваном (Мангейм, 1783).

Фридрих Шиллер. Романтический бунтарь

В этом же году была окончена трагедия «Коварство и любовь » («Kabale und Liebe») и начат «Дон Карлос ». В июле 1783 Шиллеру удалось пристроиться у Дальберга, директора мангеймского театра. Поставленная на его сцене пьеса «Коварство и любовь» вызвала общий восторг и подняла упавший было дух писателя. Эта трагедия являет собою лучшее юношеское произведение Шиллера. Печальные явления современной жизни очерчены в ней очень ярко, с истинно поэтической страстью, соединенной с сильной характеристикой. Однако материальные невзгоды продолжали удручать поэта, к этому присоединилась еще сильнейшая лихорадка. Едва выздоровев, он начал издавать журнал «Рейнская Талия» (1785), где поместил первый акт «Дона Карлоса». Трагедия эта закончена была им далеко не так быстро, как первые. Тут он впервые стал употреблять речь в стихах, соблюдая всюду пятистопный ямб.

К этому времени относится знакомство и начало дружбы Шиллера с мадам Шарлоттой фон Кальб, имевшее большое влияние на всю его дальнейшую жизнь. В 1789 друзья его в Лейпциге, Кёрнер и Губер, убедили его покинуть Мангейм и приехать к ним, чтобы в тишине, среди друзей, заняться развитием своего таланта. Действительно, жизнь Шиллера в Лейпциге сложилась так хорошо и покойно, что свое чувство удовлетворения и счастья он ярко выразил в дифирамбе «Ода к радости». Он окончил «Дона Карлоса», набросал рассказ «Преступник из-за потерянной чести» и роман «Духовидец» (напечатан в 1789), продолжал издание своего журнала «Талия», где помещал все свои сочинения. Тогда же возникло в нем стремление к изучению истории. Уже в «Доне Карлосе» видно было, как далеко шагнул вперед поэт в своем развитии. Высокая основная идея проходит через все, богатое сентенциями, прекрасное по языку сочинение, и главное действующее лицо его, маркиз Поза, является как бы олицетворением благородной натуры самого Шиллера.

В 1787 он покинул своих друзей и отправился в Веймар, куда уже давно призывала его госпожа фон Кальб. Тут, в этом городе муз, встретил он самый радушный прием со стороны великих талантов, окружавших герцога Карла Августа. Поселившись в деревне, он начал писать «Историю отпадения Нидерландов », вышедшую 1788. К сожалению, материальная нужда заставляла его работать спешно, что не могло не отразиться на его труде, хотя все источники изучал очень тщательно. В то же время он написал несколько стихотворений, между прочим «Боги Греции» и «Письма о Доне Карлосе». Некоторым, хотя и слабым облегчением в материальной нужде было для него получение кафедры истории в Йене. К своей профессуре готовился поэт очень старательно, и первая лекция – «Что такое всемирная история и для какой цели её изучают» – имела шумный успех. С 1790 г. Шиллер издавал сборник исторических мемуаров и для календаря Гёшена написал «Историю Тридцатилетней войны ». В этом труде внимание самого автора привлекли величественные фигуры Валленштейна и короля Густава Адольфа , очерченные им поэтому с особенной силой.

Женитьба на Шарлотте Лангенфельд дала поэту давно искомое счастье и душевный покой. Жизнь его текла оживленно и счастливо среди друзей, но начавшаяся у него болезнь (туберкулёз), сразу и навсегда разрушила его здоровье. Кое-как оправившись при хорошем уходе и лечении, он вынужден был для поправления своих финансов усиленно работать. Вспыхнувшая французская революция нашла в нем горячего сторонника и защитника, пока казнь короля не нанесла глубокий и чувствительный удар его симпатиям к этому народному движению. Для поправления здоровья и измученных нервов он отправился на родину в Швабию и в Тюбингене завел сношения с известным в то время книгоиздателем Котта.

В последующие годы, после болезни, в развитии Шиллера замечается новый поворот, – влечение к философии и эстетике. Уже летом 1790 он читал лекции о трагедии, а год спустя углубился в изучение только что появившегося тогда сочинения Канта «Критика чистого разума », увлекаясь его теорией эстетики. Влияние великого философа не замедлило сказаться на сочинениях «Удовольствие от трагического» и «О трагическом искусстве» (1792). Кульминационной точкой в этом направлении является сочинение «Письма об эстетическом воспитании человека», в котором он указывает, какое огромное влияние имеет красота (прекрасное) на развитие и облагораживание не только отдельной личности, но всего государства и общества. Письма эти были напечатаны в 1795 в журнале «Оры». В целом ряде сочинений Шиллера, вышедших 1800 под заглавием «О наивной и сентиментальной поэзии», философ снова становится в соприкосновение с поэтом. Приобретенные теоретические познания вызывают суждения о выдающихся произведениях поэзии, и Шиллер начинает группировать поэтов согласно их различным настроениям и положению в свете. В эту эпоху развития идеального взгляда на призвание поэта, он пишет много рецензий, между прочим о стихотворениях Бюргера , указывая на их эстетические недостатки.

Другим важным событием в жизни поэта было ближайшее знакомство и неразрывная дружба с Гёте . Под влиянием её Шиллер снова обратился к чистой поэзии. Вместе с Гёте, Шиллер издавал журнал «Оры», сумев привлечь к этому делу лучшие литературные силы, подготовил издание «Альманаха муз», написал стихотворение «Идеал и жизнь», «Власть песнопения», «Достоинства женщины», элегию «Прогулка» и др. С конца 1795 оба великих поэта составили знаменитый сборник эпиграмм «Ксении», появившийся в «Альманахе муз» (1797) и направленный против литературных филистеров того времени. Успех эпиграмм был необычайный. Они вызвали массу возражений, но тем лишь доказывали, что стрелы, пущенные поэтами, попали в цель. Теперь им оставалось лишь своими творениями доказать нации, как серьезно понимали они истинное искусство. Прекратив чтение университетских лекций, охваченный жаром творчества, Шиллер всецело посвятил себя писательству и создал за этот период свои лучшие баллады: «Кубок», «Кольцо Поликрата», «Ивиковы журавли» и др., а также «Валленштейна», эту великую трилогию, бесспорно величайшее и лучшее произведение великого поэта (1799). Успех трилогии дошел до энтузиазма. Шиллер окончательно решил посвятить себя одной драматургии, прекратил даже издание «Альманаха муз», напечатав там в последний год «Песнь о колоколе». Он начал писать «Марию Стюарт», которую закончил 1800. Пьеса эта наиболее сценична из всех трагедий Шиллера.

Поселившись снова в Веймаре, он, вместе с Гёте, принялся за создание нового образцового репертуара для немецкого театра и 1801 выпустил трагедию «Орлеанская дева », а для веймарского театра специально обработал сказку Гоцци «Турандот». В 1802 герцог веймарский пожаловал поэту дворянское достоинство. Спустя год после того он напечатал трагедию «Мессинская невеста», где впервые сделал попытку ввести античный хор в современную драму. Следующим крупным творением Шиллера был «Вильгельм Телль », для которого он ревностно изучал историю и географию Швейцарии (1804). Это была уже как бы лебединая песнь поэта. Болезнь его быстро прогрессировала. Он еще нашел в себе силу написать по просьбе Гёте, для приветствия веймарской кронпринцессе, пьесу «Прославление искусств», но это далось ему уже с большим трудом. Весною 1805 поэт тихо скончался, окруженный друзьями.

Для более полной характеристики великого Шиллера надо отметить, что вместе с сильным дарованием к реалистическому повествованию в нем всегда уживалась черта субъективной рефлексии и абстрактного выражения идей. Настойчивая мысль о том, что поэзия должна служить нравственным примером, была, в сущности, ему чужда, но при свойственном Шиллеру пафосе идеальные мечтания о благе человечества постоянно в нем преобладали, а потому произведения его легко вырастали за пределы чистой эстетики, и поэт становился философом. То, что у других выходило лишь абстракцией и чистой дидактикой, – под пером Шиллера становилось поэзией. Возвышенность и благородство натуры поэта соединялись с тем особым очарованием, которое всегда отличает идеалистов. Шиллер по справедливости остается любимым поэтом юношества.

Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер (нем. Johann Christoph Friedrich von Schiller; 10 ноября 1759, Марбах-на-Неккаре — 9 мая 1805, Веймар) — немецкий поэт, философ, теоретик искусства и драматург, профессор истории и военный врач, представитель направлений Буря и натиск и романтизма в литературе, автор «Оды к радости», изменённая версия которой стала текстом гимна Европейского союза. Вошёл в историю мировой литературы как пламенный защитник человеческой личности. В течение последних семнадцати лет своей жизни (1788—1805) дружил с Иоганном Гёте, которого он вдохновлял на завершение его произведений, оставшихся в черновом варианте. Этот период дружбы двух поэтов и их литературоведческая полемика вошла в немецкую литературу под названием «веймарский классицизм».

Родился Иоганн Кристоф Фридрих в г. Марбахе-на-Неккаре 10 ноября 1759 г. в семье офицера, полкового фельдшера. Семья жила небогато; мальчик воспитывался в атмосфере религиозности. Начальное образование он получил благодаря пастору местечка Лорх, куда в 1764 г. переехала их семья, а позднее учился в латинской школе Людвигсбурга. В 1772 г. Шиллер оказывается среди учащихся военной академии: туда он был определен по распоряжению герцога Вюртемберского. И если с детских лет он мечтал о службе священника, то здесь стал изучать юриспруденцию, а с 1776 г., после перехода на соответствующий факультет - медицину. Еще в первые годы пребывания в этом учебном заведении Шиллер не на шутку увлекся поэтами «Бури и натиска» и сам немного начал сочинять, решив посвятить себя поэзии. Его первое произведение - ода «Завоеватель» - появилась в журнале «Немецкие хроники» весной 1777 г.

Горе наступившее легче, нежели ожидаемое: нагрянувшему горю есть конец, страх же перед грядущим горем не знает границ.

Шиллер Фридрих

После получения в 1780 г. диплома его определяют войсковым врачом и направляют в Штутгарт. Здесь увидела свет его первая книга - стихотворный сборник «Антология на 1782 г.». В 1781 г. он за свои деньги издает драму «Разбойники». Чтобы попасть на поставленный по ней спектакль, Шиллер в 1783 г. уехал в Мангейм, за что был впоследствии арестован и получил запрет на написание литературных произведений. Впервые поставленная в январе 1782 г. драма «Разбойники» пользовалась серьезным успехом и ознаменовала собой приход в драматургию нового талантливого автора. Впоследствии за это произведение в революционные годы Шиллеру дадут звание почетного гражданина Французской республики.

Суровое наказание заставило Шиллера покинуть пределы Вюртемберга и осесть в небольшой деревне Оггерсейм. С декабря 1782 г. до июля 1783 г. Шиллер жил в Бауербахе под чужим именем в поместье старинной знакомой. Летом 1783 г. Фридрих возвратился в Мангейм для подготовки постановки своих пьес, и уже 15 апреля 1784 г. его «Коварство и любовь» принесла ему славу первого немецкого драматурга. Вскоре его нахождение в Мангейме было легализовано, однако в последующие годы Шиллер жил в Лейпциге, а затем с начала осени 1785 г. по лето 1787 г. - в расположенной недалеко от Дрездена деревеньке Лошвиц.

21 августа 1787 г. ознаменовало новую важнейшую веху в биографии Шиллера, связанную с его переездом в центр национальной литературы - Веймар. Туда он прибыл по приглашению К. М. Вилонда для того, чтобы сотрудничать с литературным журналом «Немецкий Меркурий». Параллельно в 1787-1788 гг. Шиллер выступал издателем журнала «Талия».

Знакомство с крупными фигурами из мира литературы и науки заставило драматурга переоценить свои способности и достижения, посмотреть на них более критично, ощутить дефицит познаний. Это привело к тому, что почти на десяток лет он отказался от собственно литературного творчества в пользу углубленного изучения философии, истории, эстетики. Летом 1788 г. был опубликован первый том работы «История отпадения Нидерландов», благодаря которой Шиллер заслужил репутацию блестящего исследователя.

Хлопотами друзей он получил в Йенском университете звание экстраординарного профессора философии и истории, в связи с чем 11 мая 1789 г. переехал в Йену. В 1799 г., в феврале, Шиллер женился и параллельно работал над «Историей Тридцатилетней войны», опубликованной в 1793 г.

Обнаруженный в 1791 г. туберкулез мешал Шиллеру работать в полную силу. В связи с болезнью он должен был на какое-то время отказаться от чтения лекций - это сильно пошатнуло его материальное положение, и, если бы не своевременные хлопоты приятелей, он оказался бы в нищете. В этот не простой для себя период он проникся философией И Канта и под влиянием его идей написал целый ряд работ, посвященных эстетике.

Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер (10.11.1759 - 9.05.1805) - выдающийся немецкий поэт, драматург, историк, автор ряда теоретических работ по искусству, один из создателей литературы нового времени в Германии. Его перу принадлежат такие известные произведения как трагедия "Разбойники" (1781-82), "Валленштейн" (1800), драмы "Коварство и любовь" (1784), "Дон Карлос", "Вильгельм Телль" (1804), романтическая трагедия "Орлеанская дева" (1801).

Жизнь Шиллера была тесно связана с армией. Отцом Фридриха Кристофа был Иоганн Каспар Шиллер - фельдшер, офицер, находящийся на службе у вюртембергского герцога; после окончания в 1772 году латинской школы в Людвигсбурге Шиллер был зачислен именно в военную школу (там писатель изучал медицину и юриспруденцию), позднее получившую статус академии; по окончании последней в 1780 году Шиллер получил назначение в Штутгарт на должность полкового врача.

Шиллеру запрещали писать. Отлучившемуся из полка в Мангейм на представление своей первой трагедии "Разбойники", Шиллеру выдали запрет на написание чего-либо, кроме сочинений на медицинскую тему. Подобный выпад против его литературного творчества заставил Шиллер предпочесть владениям герцога, в которых он на тот момент находился, другие немецкие земли.

Шиллер писал пьесы специально для театров. Летом 1783 года интендант Мангеймского театра заключил с Шиллером контракт, по которому драматург должен быть писать пьесы специально для постановки на мангеймской сцене. Начатые до заключения этого театрального договора драмы "Коварство и любовь" и "Заговор Фиеско в Генуе" как раз и были поставлены в Мангейме. После них контракт с Шиллером, несмотря на оглушительный успех "Коварства и любви", возобновлён не был.

Шиллер занимался историей. В 1787 году Шиллер переехал в Веймар, а в 1788 занялся редакцией "Истории замечательных восстаний и заговоров", серии книг, посвящённых разнообразным историческим пертурбациям в обществе. В рамках своей работы Шиллер раскрыл тему самоопределения Нидерландов, получивших свободу от испанского владычества. В 1793 году писатель выпустил в свет "Историю Тридцатилетней войны". Кроме того, историческими темами так и пестрит вся его многообразная драматургия. Шиллер пишет и о Жанне Д"Арк, и о Марии Стюарт, не обходит своим вниманием легендарного швейцарского героя Вильгельма Телля и многих-многих других.

Шиллер был знаком с Гёте. Знакомство двух классиков немецкой литературы произошло в 1788 году, а уже в 1789 при помощи Гёте Шиллер получил должность профессора истории в Йенском университете. Впоследствии писатели вели друг с другом переписку литературно-эстетического характера, выступили соавторами в цикле эпиграмм "Ксении". Дружба с Гёте сподвигла Шиллера на создание таких знаменитых лирических произведений как "Перчатка", "Поликратовов перстнь", "Ивиковы журавли".

Шиллер восторженно встретил Великую французскую революцию. Несмотря на одобрение писателем падения феодального строя, к произошедшему во Франции Шиллер отнёсся с некоторой долей опасения: ему не понравилась и казнь Людовика XVI, и поднимающая голову якобинская диктатура.

Шиллеру помогал деньгами наследный принц. Несмотря на профессуру в Йенском университете, доходы Шиллера были крайне малы, денег не хватало даже на самое необходимое. Наследный принц Фр.Кр. фон Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Августенбург решил оказать помощь поэту и три года (с 1791 по 1794) выплачивал ему стипендию. С 1799 года она была увеличена в два раза.

За жизнь Шиллер много раз влюблялся. В юности идеалами поэта были Лаура Петрарки и Франциска фон Гогенгей, метресса виртембергского герцога, впоследствии жена Карла и новая герцогиня. Семнадцатилетний Шиллер был в полном восторге от прелестной и знатной Франциски, в ней он видел сосредоточение всех добродетелей и именно её он вывел в своей знаменитой драме "Коварство и любовь" под именем леди Мильфорд. Позднее Шиллер стал испытывать чувства к более реальным женщинам, с которыми вполне мог связать себя узами брака, но по ряду причин этого не сделал. В имении Генриетты Вольцоген, где поэт укрывался от преследования герцога, он влюбился в дочь приютившей его женщины - Шарлоту, однако ни сама девушка, ни её мать не проявили к Шиллеру достаточной пылкости: девушка любила другого, а матери не нравилось шаткое положение поэта в обществе. Одну из главных ролей в жизни и литературной деятельности Шиллера было суждено сыграть ещё одной Шарлотте - замужней даме по фамилии Маршальк фон Остгейм, по мужу Кальб. Однако любовь к Шарлотте не мешала Шиллеру увлекаться и другими женщинами, такими как актрисы, играющие в спектаклях, поставленных по его пьесам, или просто красивые девушки, любящие литературу и искусство. На одной из последних - Маргарите Шванн, Шиллер чуть было не женился. Остановило поэта то, что он при этом хотел бы жениться ещё и на Шарлотте, да и отец Маргариты не дал своего согласия на брак. Отношения с Шарлоттой закончились совсем прозаично - поэт охладел к женщине, не решившейся ради него на развод с мужем. Женой Шиллера стала Шарлота фон Ленгфельд, с которой поэт познакомился в 1784 году в Мангейме, но реально обратил на неё внимание только спустя три года. Интересно, что любовь к Шарлотте какое-то время граничила в душе Шиллера вместе с любовью к её старшей сестре Каролине, которая ради счастья сестры и любимого Фридриха вышла замуж за нелюбимого человека и ушла с их дороги. Свадьба Шиллера состоялась 20 февраля 1790 года.

В зрелом творчестве Шиллера отразился конфликт между просветительским идеалом и реальной действительностью. Наиболее показательно в этом плане стихотворение 1795-го года "Идеал и жизнь", а также поздние трагедии немецкого драматурга, в которых ставится проблема свободного мироустройства на фоне ужасающей по своей жесткости общественной жизни.

Шиллер был дворянином. Дворянство Шиллеру было пожаловано императором Священной римской империи германской нации Франциском II в 1802 году.

У Шиллера было слабое здоровье. На протяжении почти всей жизни поэт часто болел. Под конец жизни у Шиллера развился туберкулёз. Умер писатель 9 мая 1805 года в Веймаре.

Творчество Шиллера высоко ценили в России. Классическими переводами Шиллера в русской литературе считаются переводы Жуковского. Кроме того произведения Шиллера переводили Державин, Пушкин, Лермонтов, Тютчев и Фет. Высоко ценили творчество немецкого драматурга Тургенев, Лев Толстой, Достоевский.

Иоганн Фридрих Шиллер прожил довольно краткую жизнь, однако за те 45 лет, что были ему отпущены, он сумел сделать для мировой литературы и культуры столько, на что иным не хватило и тысячелетия. Как же складывалась судьба этого гениального человека и что пришлось преодолеть ему на пути к признанию?

Происхождение

Предки Шиллера почти 200 лет жили и трудились в Вюртембергском герцогстве. Как правило, они были людьми работящими, но не особо выдающимися, поэтому за все эти годы так и остались ремесленниками или крестьянами. Однако отцу будущего писателя Иоганну Каспару Шиллеру посчастливилось пойти по военной линии - стать офицером и попасть на службу к самому Вюртембергскому герцогу. В качестве супруги он выбрал Элизабет-Доротею Кодвайс - дочку местного трактирщика.

Несмотря на неплохую военную карьеру главы, семейство Шиллеров всегда жило весьма скромно, поэтому единственному их сыну Иоганну Кристофу Фридриху Шиллеру, родившемуся в начале ноября 1759 г., предстояло рассчитывать только на свои таланты, если он хотел чего-то добиться в жизни.

Фридрих Шиллер: краткая биография ранних лет

Когда мальчику исполнилось 4 года, из-за работы отца семья переехала в Лорх. Здесь им жилось неплохо, но качество начального образования в этом городке оставляло желать лучшего, поэтому Фридрих Шиллер был отправлен учиться не в школу, а к пастору местной церкви - Мозеру.

Именно под руководством этого добродушного священника юный Фридрих не только овладел грамотой, но и начал изучать латынь. Из-за нового переезда в Людвигсбург Фридрих Шиллер вынужден был прекратить обучение у Мозера и пойти в обычную латинскую школу.

Благодаря тщательному изучению языка гордых римлян он смог прочитать произведения классиков в оригинале (Овидий, Вергилий, Гораций и другие), идеи которых повлияли на его творчество в будущем.

От юриста до доктора

Изначально Шиллеры рассчитывали, что Фридрих станет священником, поэтому его увлечение латынью приветствовалось. Но успехи в изучении этого предмета и отличные оценки юноши привлекли внимание Вюртембергского герцога, который в приказном порядке отправил талантливого мальчика учиться на юридический факультет военной академии Hohe Karlsschule.

Карьера юриста совсем не манила Шиллера, поэтому он перестал стараться, а его отметки постепенно стали самыми низкими в классе.

Через 2 года парню удалось добиться перевода на медицинский факультет, который был ему ближе. Здесь Фридрих Шиллер попал в среду студентов и преподавателей с прогрессивным мышлением. Среди них был известный немецкий философ Яков Фридрих Абель. Именно он не только раскрыл талант юного Шиллера, но и помог ему сформироваться. В эти годы юноша решает стать поэтом и начинает создавать собственные поэтические произведения, которые были высоко оценены окружающими. Также он пробует свои силы и в написании драм: из-под его пера выходит трагедия о братской вражде - «Космус фон Медичи».

В 1779 г. студент Шиллер Фридрих пишет весьма занятную диссертацию: «Философия физиологии», но, по велению герцога ее не принимают, а самого автора оставляют в академии еще на год.

В 1780 г. Шиллер наконец-то заканчивает учебу, однако из-за враждебного отношения герцога ему отказывают в присвоении офицерского чина, что, однако, не помешало выпускнику устроиться врачом в местном полку.

«Разбойники»: история первой публикации и постановки

За год повторного обучения в академии у Фридриха было много свободного времени, которое он употребил на то, чтобы начать работу над собственной пьесой - «Разбойники». Еще год понадобилось, чтобы довести ее до ума. Вот только когда драматург закончил произведение, он столкнулся с тем, что местные издатели, хотя и хвалили «Разбойников», не рисковали печатать ее.

Веря в свою талант, Фридрих Шиллер занял денег у друга и опубликовал свою пьесу. Она была встречена читателями хорошо, но для лучшего эффекта необходимо было ее поставить.

Один из читателей - барон фон Дальберг - согласился поставить произведение Шиллера в Мангеймском театре, директором которого он был. При этом вельможа потребовал внести правки. Скрепя сердце, молодой драматург согласился, но после премьеры «Разбойников» (в январе 1782 г.) ее автор стал известен на все герцогство.

Но за самовольный уход со службы (который он совершил, чтобы попасть на премьеру), его не только на 2 недели отправили на гауптвахту, но и, по приказу герцога, запретили писать любые художественные сочинения.

На вольных хлебах

После запрета стал перед сложным выбором Фридрих Шиллер: произведения писать или служить врачом? Осознав, что из-за неприязни герцога ему не удастся добиться успеха на поэтической ниве на родине, Шиллер подговорил своего друга-композитора Штрейхера сбежать. И через несколько месяцев они тайно покинули родные места и перебрались в маркграфство Пфальц. Здесь драматург поселился в небольшой деревушке Оггерсгейме под выдуманным именем - Шмидт.

Сбережений писателя хватило ненадолго, и он практически за бесценок продал издателю свою драму «Заговор Фиеско в Генуе». Однако и гонорар быстро закончился.

Чтобы выжить, Фридрих вынужден был попросить помощи у благородной знакомой - Генриетты фон Вальцоген, которая позволила ему поселиться в одном из своих поместий в Бауербахе под вымышленным именем доктор Риттер.

Получив крышу над головой, драматург принялся творить. Он дорабатывал трагедию «Луиза Миллер», а также решился создать масштабную историческую драму. Выбирая между судьбой испанской инфанты и королевы Марии Шотландской, автор склоняется к первому варианту и пишет пьесу «Дон Карлос».

Между тем, барон фон Дальберг, узнав, что герцог более не разыскивает беглого поэта, предлагает Шиллеру поставить в своем театре его новые пьесы «Заговор Фиеско в Генуе» и «Луиза Миллер».

Однако «Заговор Фиеско в Генуе» неожиданно был воспринят зрителями холодно и сочтен слишком морализаторским. Учтя эту особенность, доработал «Луизу Миллер» Фридрих Шиллер. Идеи, которые он хотел донести до зрителя через это произведение, пришлось сделать более доступными для понимания, а также разбавить морализаторские диалоги персонажей, дабы новый спектакль не повторил судьбу предыдущего. Кроме того, с легкой руки исполнителя одной из главных ролей - Августа Иффланда, название пьесы было изменено на «Коварство и любовь».

Эта постановка своим успехом превзошла даже "Разбойников" и превратила своего создателя в одного из самых известных драматургов Германии. Это помогло беглому писателю получить официальный статус в маркграфстве Пфальц.

Шиллер-издатель

Став известным на всю страну драматургом, Шиллер начал издавать собственный журнал «Рейнская Талия», в котором публиковал свои труды о теории театра, излагая в них свои идеи. Однако это предприятие не принесло ему особых заработков. Стараясь найти средства на жизнь, писатель просил помощи его у Веймарского герцога, однако пожалованная ему должность советника не особо улучшила его финансовое положение.

Стараясь вырваться из лап нищеты, поэт принял предложение от общества поклонников его творчества переехать в Лейпциг. На новом месте он подружился с писателем Христианом Готфридом Кернер, с которым они поддерживали близкие отношения до конца дней.

В этот же период наконец-то заканчивает свою пьесу «Дон Карлос» Фридрих Шиллер.

Книги, написанные им в этот период, находятся на более высоком уровне, нежели ранние произведения писателя и свидетельствуют о формировании собственного стиля и эстетики. Так, после «Дона Карлоса», он берется за написание своего единственного романа - «Духовидец». Также Фридрих не оставляет и поэзию - он сочиняет свое самое известное поэтическое произведение - «Ода к радости», которое впоследствии Бетховен положит на музыку.

Приостановив выпуск «Рейнской Талии» из-за отсутствия средств, писатель получает место в редакции журнала «Немецкий Меркурий». Постепенно он снова получает возможность выпускать собственное периодическое издание - «Талия». Там он печатает уже не только свои теоретические и философские труды, но и свой роман.

Попытки найти заработок приводят к тому, что писатель переселяется в Веймар, где впервые оказывается в обществе известнейших литераторов своего времени. Под их влиянием он принимает решение на время оставить написание художественных произведений и восполнить пробелы в своем образовании.

Шиллер-преподаватель

Сосредоточившись на самообразовании, Шиллер расширил собственный кругозор и взялся за написание исторического труда. В 1788 г. он опубликовал первый том «Истории отпадения Нидерландов». В нем Фридрих Шиллер кратко, но весьма обстоятельно рассказал о произошедшем разделении, заслужив тем самым славу ученого-историка. Этот труд помог своему автору получить место преподавателя истории и философии в Йенском университете.

На курс к прославленному литератору записалось рекордное количество студентов - 800 человек. А после первой же лекции слушатели устроили ему грандиозную овацию.

В следующем году Шиллер взялся вести курс лекций по трагической поэзии, а также проводил индивидуальные занятия по всемирной истории. Кроме того, он начал писать «Историю Тридцатилетней войны». Также Фридрих возобновил публикацию «Рейнской Талии», где печатал собственный перевод «Энеиды» Вергилия.

Казалось бы, жизнь наладилась, но как гром среди ясного дня, прозвучал диагноз врачей - туберкулез легких. Из-за него на третьем году работы Шиллер вынужден был оставить преподавание. К счастью, больному драматургу была выделена ежегодная финансовая субсидия в 1000 талеров, которую ему выплачивали на протяжении 2 лет. По их истечении писатель был приглашен на пост издателя в журнал «Оры».

Личная жизнь

Как уже было сказано выше, Фридрих Шиллер не имел братьев, зато у него было 3 сестры. Из-за своих частых переездов и конфликтов с герцогом драматург не особо поддерживал с ними отношения. Только смертельная болезнь отца заставила его блудного сына на время вернуться на родину, где он не был 11 лет.

Что касается женщин, то писатель, как натура романтическая, был довольно влюбчивым мужчиной и несколько раз намеревался жениться, но в большинстве случаев его отвергали из-за бедности.

Первой известной возлюбленной поэта была Шарлотта - дочка его покровительницы Генриетты фон Вальцоген. Несмотря на восхищение талантом Шиллера, ее мать отказала драматургу, когда он посватался к ее дочери.

Второй Шарлоттой в судьбе писателя стала вдова фон Кальб, которая была безумно влюблена в него, однако не нашла в нем ответа на свои чувства.

Ухаживал Шиллер и за юной дочерью торговца книгами Швана - Маргаритой. Он намеревался жениться на ней. Вот только девушка не относилась к своему поклоннику серьезно и лишь дразнила его. Когда же последовало прямое объяснение в любви и предложение пожениться, она ответила отказом.

Третья женщина в судьбе поэта по имени Шарлотта ответила взаимностью на его чувства. И как в только он устроился преподавателем и стал получать стабильный доход, влюбленные смогли пожениться. От этого союза родилось четверо детей. Несмотря на то что Шиллер всячески хвалил ум своей жены, окружающие отмечали ее как женщину хозяйственную и деловитую, но очень недалекую.

Творческий тандем Гете и Шиллера

После начала Французской революции вся пресвященная Европа разделилась на ее поклонников и противников. Шиллер (удостоенный звания почетного гражданина Французской республики за свое творчество), относился к ней неоднозначно, однако понимал, что смена закостеневших устоев в стране только пойдет ей на пользу. Но многие деятели культуры были не согласны с ним. Чтобы заинтересовать читателей журнала «Оры», писатель пригласил Гете вступить в полемику о Французской революции на страницах издания. Тот согласился, и это положило начало великой дружбе двух гениев.

Имея общие взгляды и наследуя в своем творчестве идеалы античности, писатели пытались создать качественно новую литературу, свободную от клерикализма, но при этом способную воспитать в читателях высокую нравственность. Оба гения публиковали свои теоретические литературоведческие труды, а также стихи на страницах «Оры», чем часто вызывали негодование публики, что, однако, шло на пользу продажам журнала.

Этот творческий тандем совместно создал сборник едких эпиграмм, которые, несмотря на свою воинственность, были невероятно популярными.

В конце XVIII в. Гете и Шиллер вместе открывают театр в Веймаре, который, благодаря их стараниям, стал одним из лучших в стране. В нем впервые были поставлены такие известные пьесы Фридриха Шиллера, как «Мария Стюарт», «Мессинская невеста» и «Вильгельм Телль». Сегодня возле этого театра стоит памятник его славным основателям.

Фридрих Шиллер: биография последних лет и смерть поэта

За 3 года до смерти писателю неожиданно был дарован дворянский титул. Сам он довольно скептически отнесся к этой милости, однако принял ее, дабы жена и дети после его кончины были обеспечены.

А меж тем здоровье великого драматурга с каждым годом все ухудшалось. Туберкулез прогрессировал, и Шиллер медленно угасал. И в мае 1805 г. в возрасте 45 лет он скончался, так и не дописав свою последнюю пьесу «Димитрий».

Тайна могилы писателя

Несмотря на все попытки, так и не смог разбогатеть Фридрих Шиллер. Поэтому после смерти его похоронили в склепе Кассенгевёльбе, организованном для дворян, не имеющих собственной семейной усыпальницы.

Через 20 лет останки великого писателя хотели отдельно захоронить, однако найти их среди множества других оказалось проблематичным. Тогда наугад был выбран скелет и объявлен телом Шиллера. Его похоронили в княжеской усыпальнице на новом кладбище, рядом с могилой его близкого друга Гете.

Однако в будущие годы у историков и литературоведов возникли сомнения в подлинности тела драматурга. И в 2008 г. была проведена эксгумация, которая выявила удивительный факт: останки поэта принадлежали совсем другому человеку, точнее, целым трем. На сегодняшний день найти настоящее тело Фридриха Шиллера невозможно, поэтому его могила пустует.

За свою недолгую, но весьма продуктивную жизнь писатель создал 10 пьес, две исторических монографии, множество философских трудов и прекрасных стихотворений. Однако, несмотря на свое прижизненное признание, Шиллер так и не смог разбогатеть и львиную долю своего времени тратил на попытки заработать денег, что угнетало его и подорвало здоровье. Но зато его творчество вывело немецкую литературу (и драматургию в частности) на новый уровень.

Хотя прошло более 250 лет, и сменилась не только политическая ситуация в мире, но и мышление людей, по сей день большинство произведений писателя остаются актуальными и многие читатели по всему миру находят их весьма занимательными - это ли не лучшая похвала гению Фридриха Шиллера?

Йоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер родился в Марбахе-на-Некаре, Вюртемберг, Священная Римская империя. Его родителями были Йоганн Каспар Шиллер - военный фельдшер и Элизабет Доротея Кодвайс.

В 1763 году его отца назначили вербовщиком в немецком городе Швебиш-Гмюнд, из-за чего вся семья Шиллера переехала в Германию, поселившись в маленьком городке Лорх.

В Лорхе Шиллер посещал начальную школу, но из-за недовольства качеством образования он часто прогуливал занятия. Так как его родители хотели, чтобы он стал священником, они наняли местного священника, который и обучал Шиллера латинскому и греческому языкам.

В 1766 году семья Шиллера вернулась в Людвигсбург, куда перевели его отца. В Людвигсбурге на Шиллера обратил внимание Карл Евгений Вюртембергский. А через несколько лет Шиллер закончил медицинский факультет в учреждённой Карлом Вюртембергским академии - «Высшей школе Карла».

Его первое произведение, драма «Разбойники», была написана во время его учёбы в академии. Опубликована она была в 1781 году, а уже на следующий год в Германии по ней был поставлен спектакль. В драме рассказывалось о конфликте двух братьев.

Карьера

В 1780 году Шиллера назначили на должность полкового врача в Штутгарте, Баден-Вюртемберг, Германия. Он не был рад этому назначению, и поэтому однажды оставил службу без разрешения, чтобы посмотреть на первую постановку своей пьесы «Разбойники».

Так как он оставил расположение части без разрешения, Шиллер был арестован и приговорён к 14 суткам ареста. Ему также запретили публиковать свои работы в будущем.

В 1782 году Шиллер через Франкфурт, Мангейм, Лейпциг и Дрезден сбежал в Веймар. А в 1783 году в Бонне, Германия, была представлена следующая постановка Шиллера с названием «Заговор Фиеско в Генуе».

В 1784 году в театре «Schauspiel Frankfurt» была представлена пьеса из пяти частей «Коварство и любовь». А через несколько лет пьеса была переведена на французский и английский.

В 1785 году Шиллер представил пьесу «Ода к радости».

В 1786 году он представил новеллу «Преступление из-за потерянной чести», которая была написана в виде криминального отчёта.

В 1787 году в Гамбурге была представлена его драматическая пьеса в пяти частях «Дон Карлос» в Гамбурге. В пьесе речь идёт о конфликте между Доном Карлосом и его отцом - испанским королём Филиппом II.

В 1789 году Шиллер начал работать преподавателем истории и философии в Йене. Там же он начинает писать свои исторические работы, одна из которых - «История отпадения Нидерландов».

В 1794 году выходит его произведение «Письма об эстетическом воспитании человека». Работа была написана на основе событий во время Французской революции.

В 1797 году Шиллер написал балладу «Поликратов перстень», которая была опубликована в следующем году. В том же году он также представила следующие баллады: «Ивиковы журавли» и «Дайвер».

В 1799 году Шиллер завершил написание трилогии «Валленштейн», которая состояла из пьес «Лагерь Валленштейна», «Пикколомини» и «Смерть Валленштейна».

В 1800 году Шиллер представил такие работы: «Мария Стюарт» и «Орлеанская дева».

В 1801 году Шиллер представил переведённые им пьесы «Карло Гоции, Турандот» и «Турандот, принцесса Китая».

В 1803 году Шиллер представил свою драматическую работу «Мессинская невеста», которая впервые была показана в Веймаре, Германия.

В 1804 году он представил драматическую работу «Вильгельм Телль», основанную на швейцарской легенде об искусном стрелке по имени Вильгельм Телль.

Основные работы

Пьеса Шиллера с названием «Разбойники» считается одной из первых европейских мелодрам. В пьесе зрителю показывается перспектива на порочность общества и предлагается взгляд на классовые, религиозные и экономические различия между людьми.

Награды и достижения

В 1802 году Шиллеру был жалован дворянский статус герцога Веймарского, который добавил к его имени приставку «фон» свидетельствующую о его дворянском статусе.

Личная жизнь и наследие

В 1790 году Шиллер женился на Шарлотте фон Ленгефельд. У пары родилось четверо детей.

В возрасте 45 лет Шиллер умер от туберкулёза.

В 1839 году в Штутгарте был установлен памятник в его честь. Площадь, на которой он был установлен назвали в честь Шиллера.
Существует мнение, что Фридрих Шиллер был франкмасоном.

В 2008 году учёные провели тест ДНК, который показал, что находящийся в гробу Фридриха Шиллера череп ему не принадлежит и поэтому сейчас его могила пуста.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку