Гитлерюгенд в фотографиях. Гитлерюгенд на фронтах второй мировой

История гитлерюгенда Васильченко Андрей Вячеславович

«Гитлерюгенд» в годы Второй Мировой войны (1939 - 1945 гг.)

Начало Второй Мировой войны означало падение уровня жизни всех социальных групп Третьего рейха - с началом войны сократилось жилищное строительство, уменьшились расходы на образование, здравоохранение. После 1942 года стали сокращаться многие социальные выплаты молодым людям, постепенно сокращается выдача ссуд молодоженам, организация поездок в отпуск и отмена льготных цен на проезд на конец недели. Пансионаты и санатории оказались забиты беженцами из районов, подвергшихся бомбардировкам. Недостаток рабочих рук вызвал к жизни еще до войны закон о годичной трудовой повинности девушек и молодых женщин, не имеющих детей. Однако до начала войны лишь 50 тысяч из них исполнили это предписание закона. Санкции в отношении тех, кто не участвовал в выполнении трудовой повинности, не применялись нацистким государством в первые годы войны, что было связано с ростом дешевой рабочей силы военнопленных, а так же жителей оккупированных стран. В 1939–1941 годах наблюдается даже отток женщин из сферы производства.

Лишь после коренного перелома в ходе Второй Мировой войны, связанного с поражением гитлеровских войск под Сталинградом, Гитлер подписал указ о широком вовлечении мужчин и женщин Германии «в решение задачи защиты рейха». Согласно ему все женщины в возрасте от 17 до 45 лет могли быть принудительно привлечены к труду. Под действием указа попали около 3 миллионов девушек и женщин, свыше 900 тысяч из них работали на военных предприятиях.

В последние военные годы рабочая молодёжь, как и все рабочие, была фактически прикреплена к предприятиям, производящим вооружение, ограничены были возможности смены работы.

Главным направление работы «гитлерюгенда» во время войны становится всестороннее вовлечение молодёжи в военные усилия государства. В 1940 году имперское руководство «гитлерюгенда» возглавил Артур Аксман, бывший заместитель Бальдур фон Шираха, назначенного гауляйтером Вены, что явилось результатом закулисной борьбы. В отличие от последнего известного в кругах нацистского руководства склонностью к романтическим ритуалам, помпезным массовым мероприятиям, Аксман характеризовался как трезвый прагматик, наделенный недюжими организационными способностями.

По инициативе Аксмана руководство «гитлюрюгенда» проводило кампанию за кампанией, в ходе которых на молодёжь возлагались все новые и новые обязанности. Сохранились и традиционные ежегодные кампании, так 1940 год был провозглашен «Годом проверки на прочность», 1941 - прошел под девизом «Наша жизнь - путь к фюреру», 1942 - «Освоение Востока и сельская служба», 1943 - «Вклад молодёжи в войну», 1944 - «Год добровольцев».

Число различных молодёжных акций во всей Германии не поддается учету. Они были приспособлены ко всем возрастным группам. Так, пимфы должны были участвовать в сборе утильсырья, металлолома. Количество собранного отмечалось каждому в отдельной специальной карточке. Сырье шло преимущественно на военные цели, полученные за него средства - в различные фонды для помощи детям погибших солдат. Девушки и девочки из подразделений «гитлерюгенда» участвовали в сборе подарков и денег для раненых, участвовали в концертах, проводимых силами подразделений «гитлерюгенда» в госпиталях. Кроме этого, подростки использовались организациями НСДАП и «гитлерюгенда» в качестве вахтеров и курьеров, распространителей пропагандистских материалов. Они работали в качестве почтальонов, помогали разносить продуктовые карточки, выступали в качестве проводников по затемненным городам. Члены «гитлерюгенда» могли использоваться в магазинах для распределения и доставки продуктов, убирали снег и мусор. «Почетной службой» для девушек было объявлено оказание помощи семьям погибших на войне в уходе за детьми, в ведении домашнего хозяйства. Они работали в детских садах, лазаретах, санпропускниках, домах престарелых и инвалидов. Организовывались культурные десанты молодёжи из «гитлерюгенда» в сельскую местность, где велась таким образом пропагандисткая работа.

Подобная деятельность «гитлерюгенда» должна была способствовать формированию «народного сообщества», сплачивающегося в борьбе с врагами в ходе войны. В благородство и возвышенность этой цели верило большинство молодёжи, оказывавшее нелегкую, нередко социальную помощь своими взрослым согражданам, обеспечивая тем самым прочность тыла гитлеровской армии. Можно привести немало примеров самоотречения, бескорыстия и даже самопожертвования, проявленных в ходе этих акций; оказание помощи семьям погибших, инвалидам, пожилым в трудных условиях военных лет отвечало нормам и ценностям нацистской гуманности, но использовались они нацистской верхушкой в своих преступных целях, для продления её господства в условиях становившейся все более безнадёжной для Германии войны.

Наряду с повседневными акциями, характер и направленность которых нередко менялись, молодёжь оказалась втянутой и в более масштабные и долгосрочные кампании. Одной из них было участие в освоении земель, оккупированных гитлеровскими войсками на Востоке. В феврале 1940 года при молодёжном руководстве рейха было учреждено специальное бюро по переселению молодёжи «Восток». Оно имело тесные контакты с СС и лично Гимлером, который кроме всего прочего являлся ещё и рейхскрмиссаром «по укреплению немецкого духа» на захваченных территориях Польши и Чехословакии. Ряд территорий был объявлен «областями гитлерюгенда», в том числе области на севере и северо-западе Польши - по течению реки Варты и в «польском коридоре». В них были назначены специальные руководители «гитлерюгенда» для создания на местах организаций «фольксдойче» «гитлерюгенд», целью которых должна была стать колонизация этих районов. В результате деятельности этой программы на «восточных территориях» было создано 300 лагерей «гитлерюгенда». В «освоении востока» и «насаждении духа немецкой народности» принимала участие и «сельская служба» молодёжи. В 1942 году в этой акции было занято 30 тысяч немецких девушек и юношей. В том же году в «восточных землях» действовало 28 учебных заведений «гитлерюгенда», готовивших из местного населения контингент, способный сотрудничать с нацистами.

Поскольку в связи с войной в самой Германии стала ощущаться острая нехватка учителей, в школы «восточных районов» стали привлекаться «школьные помощники» из «Союза Немецких Девушек». В 1944 году в школах Вартеланда и Данцига - Восточной Пруссии работало 700 девушек из членов «гитлерюгенда». Уровень их квалифицированности, как правило, был невысок. Их педагогическая подготовка ограничивалась в большинстве случаев 4-месячными курсами; только 20 % из них окончили среднюю школу, большинство же было выпускницами «народных школ» (8–9 классов обучения). В их обязанности входило так же обучение немецкому языку взрослого населения, проведение «мировоззренческих бесед» с ним, консультация крестьянок по уходу за детьми, домашнему хозяйству и т. д..

В добавок ко всему в сельском хозяйстве за период 1 июня 1939 года по сентябрь 1944 года численность кадровых рабочих уменьшилась на 2297 тысяч человек или почти на 30 %. Из них 1926 тысяч человек были призваны в вооруженные силы, а остальные были переведены в другие отрасли экономики. Чтобы восполнить эти потери, нацистский режим пытался вовлечь в аграрное производство широкие слои сельского и городского населения, а так же направлял в деревню в больших количествах иностранных рабочих и военнопленных. По законам военного времени каждый юноша и девушка были обязаны после окончания школы отработать один год в сельском хозяйстве. Во многих районах Германии были созданы лагеря трудовой повинности, в которых десятки тысяч молодых людей без заработной платы, только за пансионат, вынуждены были трудиться на полях.

Как уже говорилось выше, в нацистской Германии существовала целая сеть организаций, призванных направлять молодёжь на работу в деревню - «Сельский год», «Сельская служба» и другие. Кроме того в деревню на воспитание посылали своих питомцев многочисленные школы штурмовых и охранных отрядов. О масштабах их деятельности во время войны можно судить по данных о работе «Сельской службы» в этот период. Эта организация представила деревне в 1939 году - 26 тысяч человек, в 1940 году- 18 тысяч, 1941–20 тысяч, 1942–30 тысяч, 1943- 40тысяч. Другая же организация - «Сельский год» ежегодно направляла на работы в сельское хозяйство до 17 тысяч подростков.

По совместному решению руководителя «гитлерюгенда» Артура Аксмана и министра по делам воспитания Руст с 1942 года для проведения весенне-осенних работ стали широко привлекаться учащиеся младших классов в возрасте до 10 лет включительно. В итоге каждый год село стало получать дополнительно около 1 миллиона рабочих рук.

Все эти контингенты молодёжи направлялись в деревню в контексте «сельских помощников». Социальное законодательство (даже в урезанном виде, в котором оно существовало в национал-социалистической Германии) на них не распространялось. Крупные землевладельцы использовали «сельских помощников» в качестве дешевой рабочей силы, что сильно сказалось на позициях сельских рабочих. Вообще в годы войны произошло глубочайшее изменение в составе рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве. Квалифицированный труд заменялся полупрофессиональным или вообще неквалифицированным. Социальный состав на уровне отдельных деревень выглядел приблизительно следующим образом. Так в деревне Бад Фрейнвальд (около Франкфурта - на - Одере) в августе 1940 года вместо призванных в армию сельских рабочих трудилось 536 солдат вермахта, 155 членов «гитлерюгенда», 60 студентов, 299 итальянских рабочих, 600 польских батраков и 1320 военнопленных.

Нередко, особенно в конце войны, посланные для работы на оккупированных территориях юноши и девушки из «гитлерюгенда» становились жертвами возмездия со стороны местного населения. Некоторые из них, особенно фанатично внедрявшие здесь «новый порядок», причастные к проводившимися нацистской администрацией репрессиям, подверглись позже судебному наказанию. Такова была плата за участие в преступной политике гитлеровского рейха.

Крупномасштабные военные действия требовали все нового пополнения вермахта. В течение всей войны через систему «гитлерюгенда» проводилась подготовка кадров для вооруженных сил. В 1942–1944 годах практически вся молодёжь допризывного возраста прошла обучение в специально подготовленных лагерях. В отличие от предвоенных лет занятия в них в основном проводили не инспекторы «гитлерюгенда», а офицеры вермахта из частей, расквартированных на территории страны, или уволенные из армии по ранению. Как правило, школьники проходили в них военную подготовку целыми классами. Работающая молодёжь обучалась военному делу в отпусконое время.

В широких масштабах через систему «гитлерюгенда» проводилось размещение детей и подростков из подвергавшихся интенсивным бомбардировкам городов в сельской местности. В подобные лагеря подростки выводились из крупных промышленных центров с целью «оздоровления». Всего в 1941–1944 годах в сельских лагерях было размещено 800 тысяч человек. Нацистская пропаганда широко рекламировала оздоровительный эффект сельских лагерей для перемещенной молодёжи. Действительно, они были расположены в экологически чистых, нередко курортных местах, под них отдавались пансионаты, гостиницы, туристические базы и приюты. В них обеспечивалось хорошее питание. Однако, устройство этих лагерей преследовало не только оздоровительный эффект, должный свидетельствовать о заботе нацистского государства о молодом поколении. В значительной мере создание сельских лагерей было обусловлено желанием испытать на практике нацисткую систему воспитания, исключающую из неё все «посторонние влияния», в том числе и влияние семьи. Подобные лагеря создавали абсолютно благоприятные условия для «тотального» воспитания юношества в духе «национального сообщества». При перемещении детей в лагеря родителям запрещалось их сопровождать, вводились ограничения даже на свидания. Дети и подростки находились под полным контролем инспекторов членов национал-социалистического союза учителей, руководителей «гитлерюгенда» и «школьных помощниц» из «Союза Немецких Девушек». Таким образом достигалась изоляция юношества от «посторонних» влияний.

На заключительном этапе войны участь многих из перемещенных детей, особенно на территории оккупированной гитлеровскими войсками, оказалась печальной. Часть лагерей оказалась в зоне военных действий, и дети, нередко брошенные своими наставниками попадали в этот водоворот. Многие из вывезенных детей и подростков не нашли родительского дома, разрушенного войной, столкнулись с непреодолимыми трудностями, вызванными послевоенной разрухой. Часть погибла.

По мере того, как военное положение нацистской Германии ухудшалось, молодёжь все шире привлекалась к участию в различных работах в тылу. Данные работы стали фактически всеобъемлющими лишь после того, как в 1943 году Германия провозгласила «тотальную войну». в сентябре 1944 года руководство «гитлерюгенда» объявило «Сбор молодёжи» - все молодые люди должны были сообщить о себе подробные данные с целью последующего привлечения их к тем или иным связанным с войной делам. так же немедленно они должны были сообщать о всех своих перемещениях.

В январе 1943 года была установлена служба молодёжи допризывного возраста. Как правило, это были школьники старших классов, привлекавшиеся к службе в зенитно - артиллерийских частях целыми подразделениями «гитлерюгенда», под командованием своих «югендфюреров». Они считались исполняющими «молодёжную службу», а не солдатами, но фактически служили в вермахте; делая возможным отправку взрослых зенитчиков на фронт. Это были, по видимому, самые «дешёвые» солдаты гитлеровской армии - до достижения 16 лет им платили 50 пфеннигов за день службы: а после этого возраста - по 20 марок в месяц. На заключительном этапе войны к службе в частях ПВО начали привлекаться даже девушки. Привлекались подростки к службе и в военно-воздушных силах (в 1944 году здесь служило 92 тысячи юношей, направленных сюда из «гитлерюгенда»), привлекались подростки так же и во флот.

В конце войны был объявлен набор молодёжи в народное ополчение «фольксштурм». Несмотря на сокрушительные поражения и огромные потери гитлеровской армии, многие члены «гитлерюгенда» сохраняли культивируемые нацистской пропагандой иллюзии относительно возможности победы Германии в войне, верили в легенду о «чудо-оружии». Часть их проявила готовность к бессмысленному самопожертвованию «ради Родины», а на деле для того, чтобы продлить агонию гитлеровского режима.

Немалую роль в этом играло «Дойче вохеншау» (Еженедельное немецкое обозрение). Именно эти небольшие киноролики сыграли ведущую роль в создании нацистского мифа о героическом самопожертвовании. В конце 1944 года в одном из выпусков Обозрения можно было увидеть огромные толпы членов «гитлерюгенда», добровольцами уходившими на фронт. Класс 1928 года рождения особенно отличился своей преданностью фюреру и нации. В одной из своих наиболее мощных по воздействию сцен Обозрение верно уловило юношеский идеализм и пафос. Тысячи юношей стояли в строю, а громкоговорители над площадью бесстрастно сообщались статистические данные об огромном числе подростков, изъявивших готовность сражаться за фюрера и Фатерланд. Эта готовность стоять до конца стала наглядным доказательством заявлению, сделанному одним из рассказчиков обозрения: «Я могу умереть, но чтобы стать рабом, чтобы видеть Германию порабощенной - этого мне не вынести!» И пока над площадью звучал бравурный марш, камера сосредоточилась на одном юном лице, символе национал-социализма и готовности пожертвовать собой. Эти кадры фильма были особо проникновенными: оркестр играл «Наши знамена веют впереди нас» - трогательный гимн «гитлерюгенда», память о светлых днях.

Подобные группы юных добровольцев натолкнули Гитлера на мысль продиктовать широко распространенное затем воззвание, навевающее воспоминания о более ранних, пугающе пророческих заявлениях Гитлера, заверявшего немецкую молодежь в своей преданности. В 1934 году он сказал членам «гитлерюгенда»: чтобы не случилось, они навечно связали свою судьбу с ним и Германией, ибо это поколение, по его словам, было «плотью от плоти и кровью от крови нации». Гитлер предупреждал молодых людей, что не стоит сдаваться перед лицом врага. На съезде НСДАП в Нюрнберге в 1936 году фюрер заявил «Мы привыкли к борьбе, ибо мы из неё вышли. Мы будем непоколебимо стоять на земле и выстоим перед любой бурей. А вы будете стоять рядом со мной, если суждено настать такому часу». Такой час настал 7 октября 1944 года. И снова на свет извлекли старую риторику, изображая преданность «гитлерюгенда» делу победы в цветистых выражениях, присущих нацистской пропаганде. Вот этот документ:

«Мой «гитлерюгенд»!

Я с радостью и гордостью узнал о вашем желании уйти на фронт добровольцами всем классом 1928 года рождения. В этот решающий час для рейха, когда над нами нависла угроза ненавистного врага, вы дали нам всем вдохновляющий пример боевого духа и безоглядной преданности делу победы, каких бы жертв от вас этого не потребовало. Юношество нашего национал-социалистического движения как в тылу, так и на фронте, оправдало все ожидания нации. Ваши добровольцы дали нам нагляднейшее доказательство своей преданности и непоколебимой воли к победе тем, что служат в подразделениях «Гитлерюгенд», «Великая Германия» и фольксгренадеров, а так же как бойцы во всех рядах войск вооруженных сил. Понимание необходимости этой борьбы переполняет сегодня умы и сердца всей немецкой нации, и в особенности - молодёжь. Нам известны планы врагов, направленные на безжалостное уничтожение Германии. Именно по этой причине мы будем сражаться ещё более преданно во имя рейха, в котором вы сможете с честью трудиться и жить. однако будучи юными бойцами национал-социализма, вы должны проявить даже в большей степени, чем остальная часть нации, свою выдержку, упорство и непоколебимость. Жертвы, принесенные нашим героическим юным поколением, найдут своё воплощение в победе, которая обеспечит нашему народу, национал-социалистическому рейху гордое и свободное развитие.

Адольф Гитлер.

С 1943 года проводились кампании вербовки добровольцев из числа подростков для службы в основных частях вермахта. 1944 год был, как уже говорилось, объявлен «годом добровольца». В январе 1945 года руководство «гитлерюгенда» объявило «имперский призыв» в ряды вооруженных сил. Свыше 70 % юношей 1928 года рождения должны были заявить о готовности служить в вермахте. Девушки призывались во вспомогательные корпуса. С сентября 1944 года по январь 1945 года на службу в гитлеровскую армию было привлечено 150 тысяч девушек.

Уже в условиях крушения нацистской империи стал проходить призыв «добровольцев» 15–16 летнего возраста. Из этих солдат-школьников формировались отряды «вервольф» (оборотни). Они должны были сражаться до последнего дыхания. Им поручалось прикрывать отход частей вермахта, совершать диверсионные акты в тылу войск антигитлеровской коалиции. Даже после капитуляции гитлеровской Германии некоторые «вервольфы», среди которых встречались даже 14-летние подростки, продолжали выполнять свои боевые задания, поскольку не получили приказа об их отмене. Один из таких боев описал известный советский журналист М. Мержанов, бывший в те дни корреспондентом газеты «Правда»: «Вдруг на КП командира полка раздался звонок. Комбат докладывал, что по Колоненштрассе движется в стройном порядке около 400 юнцов, одетых в черные школьнык кителя с золотыми пуговицами и в черные брюки. Мальчики выросли в богомольном трепете перед танками, самолётами, фаустпатронами. Они произносили имена Гитлера, Геббельса, Геринга, как произносят имена святых, воздев руки к небу. они шли отбивая шаг и держа наготове фаустпатроны… Это смертники Артура Аксмана, фанатики, решившие отдать жизнь за фюрера, шли в «психическую атаку», полагая, что они напугают советских солдат.

Как быть? - спрашивает комбат. - Пропустить их в тыл или открыть по ним огонь?

Воздержитесь, - ответил командир полка, - найдите способ обезоружить..

Тем временем юнцы приблежались. Комбат выпустил несколько желтых ракет - сигнал, обозначающий передний край фронта. Но в ответ юнцы, подойдя вплотную, начали бросать фаустпатроны (стрелять из них по советских позициям? - А. В.) Появились раненые, убитые. Мальчишки с обезумевшими глазами бросились в рукопашный бой. Пришлось открыть огонь. Несколько минут из-за дыма и беспорядочной стрельбы ничего нельзя было понять, а затем юнцы, метнув фаустпатроны, пустились бежать в свой тыл.

Раненые школьники, плача, на допросе рассказали, как их вел в бой руководитель районного комитета, который уверял, что Темпельхоф легко взять обратно…»

Терпя уже окончательно поражение, нацистский режим увлек с собой в небытие и тысячи жизней обманутых им подростков и детей.

Опознавательный знак дивизии СС «Гитлерюгенд .

Солдаты и офицеры дивизии СС «Гитлерюгенд » в Нормандии

В конце войны нацистское руководство даже сформировало особую танковую дивизию СС «Гитлерюгенд», укомплектованную в основном 17–18 летними добровольцами, прошедшие предварительно подготовку в в лагерях «гитлерюгенда», а затем в военно-спортивных центрах СС. Дивизия впервые приняла участие в боевых действиях 6 июня 1944 года во время высадки союзников в Нормандии, где она понесла значительные потери.

Конечно, не вся немецкая молодёжь сохраняла веру в химеры, создававшиеся нацистской пропагандой. В период нацистской диктатуры наблюдалось пассивное сопротивление части молодёжи, которое выражалось в уклонении от вступления в «гитлерюгенд»: не охваченными членством в «гитлерюгенде» оставалось 8–9 % молодых людей соответствующего возраста. Распространенным было и нежелание участвовать в акциях и кампаниях «гитлерюгенда» и нацистского руководства. Часть молодёжи старалась избежать трудовой и молодёжной повинности. Не редко в этом им помогали родители, ссылаясь на нехватку средств для покупки униформы «гитлерюгенда», обуви, спортивной формы, на необходимось помощи семье, ухода за младшими детьми. Нежелание вступать в «гитлерюгенд» отчетливо проявилось в годы войны, когда все более очевидным становилось противоречие между реальным миром и его искаженным пропагандистским отображением. Так в донесении службы безопасности Берлина в августе 1943 года констатировалось, что лишь незначительная часть молодых людей стремилась вступить в НСДАП из идейных соображений. Большая же часть молодёжи недостаточно проявляет внутреннюю готовность и равнодушие к вступлению в НСДАП. В лучшем случае пребывание партии рассматривалось как «неизбежное зло» или трамплин для профессиональной карьеры. Некоторые, отмечалось, в донесении вступают в НСДАП, чтобы освободиться от молодёжной повинности и членства в «гитлерюгенде», надеясь, что в партии они не будут столь интенсивно привлекаться к участию в различных акциях и находиться под столь неусыпным контролем, как в «гитлерюгенде» Констатировался и рост числа молодых немцев, сознательно отвергающих вступление в НСДАП.

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора

СССР во Второй мировой войне (1939-1945) 23 августа 1939 – Пакт Молотова-Риббентропа К концу 1930-х гг. в Европе сложилась весьма напряженная обстановка. Многие страны были встревожены агрессивными действиями фашистской Германии. Кроме того, СССР волновала активность Японии на

Из книги Россия. Век XX-й (1939-1964) автора Кожинов Вадим Валерианович

Часть первая ИСТИННЫЙ СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 1939–1945

Из книги Великая война России [Почему непобедим русский народ] автора Кожинов Вадим Валерианович

Истинный смысл и значение мировой войны 1939–1945 Г

Из книги История Швеции автора МЕЛИН и др. Ян

Период подготовки к войне, Швеция во время второй мировой войны, правление коалиционного правительства (1939–1945) /248/ В своей известной речи в Скансене 27 августа 1939 года премьер-министр Пер Альбин Ханссон заявил: «Нашу готовность к войне следует признать хорошей». Он имел в

Из книги История Германии. Том 2. От создания Германской империи до начала XXI века автора Бонвеч Бернд

ГЛАВА V ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГЕРМАНСКОГО ВОПРОСА В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И РАСКОЛ ГЕРМАНИИ (1939-1949 гг.) Десятилетие 1939-1949 гг. - одно из самых драматических десятилетий XX в. - для Германии имело особое значение. После начала Второй мировой войны нацистский режим и его политика

Из книги Франсиско Франко и его время автора Пожарская Светлана

В годы второй мировой войны. По дороге в Эндай 15 октября 1938 г., когда уже не было сомнения в том, что Франко выиграет войну, Берлин в меморандуме британскому министерству иностранных дел выразил свою позицию: «Мы заинтересованы в создании сильной Испании, тяготеющей к оси

Из книги География, История и Культура Англии автора Кертман Лев Ефимович

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1939, 1 сентября Нападение Германии на Польшу, начало Второй мировой войны О готовящемся нападении немцев в Польше знали, но надеялись на союзнические договоры с Англией и Францией, которые с началом нападения вермахта так и не оказали полякам обещанной военной помощи,

Из книги История Индии. XX век. автора Юрлов Феликс Николаевич

Глава 16 ИНДИЯ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Объявление Индии воюющей стороной3 сентября 1939 г. Индия без согласия ее политических партий, представленных в Центральном законодательном собрании, была объявлена британским правительством воюющей стороной. Сразу же после этого

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Тема 11. Украина в период Второй мировой и Великой Отечественной войны

Из книги Стоунхендж Третьего рейха автора Васильченко Андрей Вячеславович

Глава 5. Экстернштайн в годы Второй мировой войны Начало Второй мировой войны отнюдь не положило конец многочисленным противоречиям, которые касались не только Экстернштайна. Напротив, оккупация Германией части европейских территорий привела к тому, что между

Из книги История Филиппин [Краткий очерк] автора Левтонова Юлия Олеговна

Глава XI ФИЛИППИНЫ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Захват Филиппин был одним из звеньев военно-стратегических планов японских милитаристов в Юго-Восточной Азии. С оккупацией Филиппин Япония приобретала плацдарм для овладения Индонезией и Малайей, привлекавших особое

автора Девлетов Олег Усманович

Глава 7 СССР в годы Второй мировой войны. 1939–1945 гг. При рассмотрении данного раздела в исторической литературе и публицистике существует немало различных точек зрения. Они касаются прежде всего следующих проблем: причины возникновенияВторой мировой войны и главные ее

Из книги Курс отечественной истории автора Девлетов Олег Усманович

7.1. Начальный период Второй мировой войны. 1939–1941 гг. В марте 1939 г. Германия, нарушив договоренности в Мюнхене, оккупировала всю Чехословакию. Это заставило Англию и Францию активизировать переговоры с СССР о военном союзе против Германии. В августе 1939 г. в Москву прибыли

Из книги История государства и права Украины: Учеб, пособие автора Музыченко Петр Павлович

Глава 16. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО УКРАИНЫ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1939-1945

Из книги Американские подводные лодки от начала XX века до Второй Мировой войны автора Кащеев Л Б

Документальных подтверждений преступлений, совершенных несовершеннолетними солдатами Вермахта из числа Гитлерюгенд (дети Гитлера - молодежная нацистская организация) в годы Великой Отечественной войны сохранилось немного. Этому есть два объяснения - сами малолетние преступники никогда не хвастались в своих воспоминаниях «подвигами», совершенными ими на службе у Гитлера. А кроме этого, наверное, существовало и существует негласное табу на информацию о том, как 10-15-летние гитлерюгендцы заживо сжигали в танках наших солдат, сбивали наши самолеты, расстреливали невооруженных пленных, и, наконец, уже после 9 мая 1945 года целились через снайперские прицелы в праздновавших Победу фронтовиков.

Воспоминание подполковника союзнических войск Роберта Даниеля об освобождении концентрационного лагеря Берген-Бельзен - чуть ли не единственное документальное свидетельство преступлений несовершеннолетних нацистов: «Я услышал хлопки выстрелов и пошел к ограде. Там стояли четверо, молодые эсесовцы, может даже Гитлерюгенд; выглядели они очень молодо. Они стреляли по трупам и по живым людям, старательно метили мужчинам и женщинам в промежность, чтобы причинить максимум боли. Я пристрелил троих из них, а четвертый убежал». Что стало с тем «четвертым» теперь уже, вряд ли когда-нибудь будет установлено. Как сложилась судьба этого человека, кем он стал и как прожил жизнь - неизвестно. В современной истории существуют лишь несколько достоверно известных биографий бывших членов Гитлерюгенд.
Бенедикт XVI Папа Римский


Настоящее имя Папы Римского Бенедикта ХVI - Йозеф Алоис Рацингер. В 1941 Йозеф Рацингер-младший в возрасте 14 лет вступает в Гитлерюгенд, позже служит в отрядах противовоздушной, противотанковой обороны, в пехоте. За несколько дней до капитуляции Германии дезертирует, некоторое время после войны находится в американском лагере для военнопленных. После своего освобождения Иозеф Рацингер поступает учиться в духовную семинарию; рукоположен в 1951. В 1977 становится кардиналом, далее - главой Конгрегации доктрины веры, в 2005, после смерти Иоанна Павла II, становится Папой Римским.

В эксклюзивном интервью телеканалу «Звезда» прокомментировать историю Гитлерюгента взялся военный историк, сотрудник Российского института стратегических исследований Константин Александрович Залесский: «Конечно, судьба Иозефа Рацингера уникальна, но она в чем-то и типична! Немецкие дети, одурманенные нацистской пропагандой в Гитлерюгенде, участвуя в вооруженном сопротивлении, по сути, сами стали жертвами той войны. Повзрослев, многие из них пересмотрели свои взгляды на «Великую Германию».

Альберт Чех, немец, родился в 1933 году, - член Юнгфолька (подразделение Гитлерюгенд, включающего подростков до 14 лет), 20 апреля 1945 в возрасте 12 лет был награжден самим Гитлером Железным Крестом за спасение раненых немецких солдат из-под огня советской армии. После награждения был сразу же отправлен на ускоренные курсы обращения с оружием, позже - на фронт. Не провоевав и месяца, был ранен и оказался в лагере для военнопленных, где провел два года. По возвращении домой обнаружил, что жить теперь будет не в Германии - Голденау, его родной город, перешел к Польше. Став старше, вступил в польскую коммунистическую партию, чтобы получить разрешение на эмиграцию в Западную Германию, где и живет по сей день.
«Закаляйся, как сталь!»

Малоизвестный факт - Адольф Гитлер так и не сумел за всю свою жизнь научиться кататься на велосипеде. При этом руководитель Третьего Рейха предъявлял особенные требования к физическому здоровью членов Гитлерюгенд. «Воспитанники этой организации должны были доказывать свою храбрость. Например, тех, кто не умел плавать, заставляли прыгать в воду с трехметрового трамплина. Их вытаскивали на землю только после того, как несчастные прыгуны пару раз успевали погрузиться под воду и снова всплыть на поверхность», - рассказывает историк Залесский.
Бывший ученик школы Адольфа Гитлера в городе Зонтхофен Харди Крюгер описывает еще более рискованное испытание: «Как-то зимой мой взвод проделал две большие проруби в толстом льду замерзшего озера. Расстояние между прорубями - почти 10 метров. Задача - прыгнуть в прорубь и подо льдом доплыть до другой полыньи». Все эти испытания соответствовали отношению в фашистской Германии к подрастающему поколению. Задачу, перед родителями «настоящих арийцев» Гитлер сформулировал еще в 1933 году: «Твой ребенок уже сегодня принадлежит нам. А ты? Ты пока не решился, но твои отпрыски уже в новом лагере».
1943 год. Гитлерюгенд берет в руки оружие


Проигрыш Сталинградской битвы стал одной из причин привлечения членов Гитлерюгенда к вооруженному сопротивлению наступающих войск Красной Армии и ее союзников - Великобритании и США.

«В январе 1943 года была установлена служба молодёжи допризывного возраста. Как правило, это были школьники старших классов, привлекавшиеся к службе в зенитно- артиллерийских частях целыми подразделениями Гитлерюгенда, под командованием своих «югендфюреров». Они считались исполняющими «молодёжную службу», а не солдатами, но фактически служили в вермахте; делая возможным отправку взрослых зенитчиков на фронт. Это были, по-видимому, самые «дешёвые» солдаты гитлеровской армии - до достижения 16 лет им платили 50 пфеннигов за день службы: а после этого возраста - по 20 марок в месяц. На заключительном этапе войны к службе в частях ПВО начали привлекаться даже девушки. Привлекались подростки к службе и в военно-воздушных силах (в 1944 году здесь служило 92 тысячи юношей, направленных сюда из Гитлерюгенда), привлекались подростки так же и во флот» - рассказывает военный историк Залесский

Даже бывалые русские фронтовики были удивлены воинственностью немецкой молодежи. «Они бесстрашно бросались под танки. Это было неописуемо. Они, действительно были детьми», - рассказывает ветеран Великой Отечественной войны Александр Семенович Мартышко. «Мне было тогда 17 лет, но среди нас были и пятнадцатилетние, и ещё моложе. Без оглядки они шли навстречу смерти. И на многих улицах им удавалось отбить атаки русских. После боя на мостовых оставались лежать дети в своей форме Гитлерюгенда», - вспоминал потом один из членов этой нацистской организации Герд Хефнер.

Ганс-Дитрих Николайзен помнит, как и его отправили в бой: «Нас вооружили французскими винтовками невероятной длины. Патроны пришлось рассовать по карманам пальто. У нас не было патронташей. У каждого был гранатомет. Заряды к нему запихали в карманы штанов. Ручные гранаты мы засунули за пояс. В таком виде мы отправились на позиции». Но Гитлерюгенд, несмотря на все это, рвался в бой, и сражались «дети Гитлера», судя по воспоминаниям ветеранов, с отчаянной жестокостью. Бывший красноармеец Василий Мантуров на себе ощутил опасность, исходящую от них во время боя на Анхальтском вокзале в Берлине: «Один из них выстрелил из фаустпатрона и ранил меня. Это был маленький мальчик в форме Гитлерюгенда».

12-я танковая дивизия СС - «Гитлерюгенд»

Идея создать дивизию Ваффен СС из членов Гитлерюгенда появилась в начале 1943. Гиммлер, глава СС, пришел от нее в восторг; фюрер оказался с ним полностью солидарен, и 10 февраля 1943 был издан официальный указ о создании 12-ой танковой дивизии СС-"Гитлерюгенд". «Летом 1943 более 10 тысяч человек уже собралось в специально созданные для этого тренировочные лагеря, чтобы пройти обучение и попасть в дивизию. Набирались туда ребята в основном 1926 года рождения», - говорит военный историк Константин Залесский.

6 июня 1943 года началась совместная англо-американская операция "Оверлорд". В первые же дни 12-я танковая дивизия СС - «Гитлерюгенд» очень ярко себя проявила, нанося Союзникам большой урон с минимальным для себя ущербом и заработав репутацию безжалостных фанатиков не только среди противников, но и среди германских войск. «Жестокость царила и с той, и с другой стороны, и те и другие редко брали пленных», - утверждает военный историк. За 1 месяц службы дивизия потеряла убитыми, ранеными и пропавшими без вести 60% своих людей. Сразу же после этого подразделение бросили в район Фалез, где "Гитлерюгенд" снова целый месяц сдерживала союзные войска, позволяя немецким войскам выйти из окружения. Потери составили 80%.

«После этого дивизию наскоро пополнили - теми, кто попался под руку - летчиками, моряками, выписавшимися из госпиталей ранеными - и младшими гитлерюгендовцами, которых сразу бросили в бой: в Арденнскую битву, в неудачную попытку снова захватить Бухарест...», - говорит историк Залесский. Некоторые члены Гитлерюгенда были обвинены в военных преступлениях, но это были дети - потому никто не прикладывал особых усилий, чтобы те предстали перед судом.

Фото «на память»

На хорошо сохранившихся фотодокументах - те самые бойцы Гитлерюгенда, не только танкисты. Вот английский солдат охраняет двух, так называемых, «истребителей танков». Он вооружен пистолетом-пулеметом STEN Mk.III, на его плече видна «конфискованная» у подростков немецкая штурмовая винтовка StG 44. На переднем плане и справа видны велосипеды с закрепленными на них парами «фаустпатронов» (Panzerfaust). Подобные велосипедные подразделения истребителей танков широко применялись в последние месяцы войны в Германии.

На этих фотографиях - уже малолетние эсесовцы, - танкисты 12-ой дивизии «Гитлерюгенд». Снимки были сделаны в окрестностях французской деревни Ро. Ни страха, ни тем более раскаяния, ни в их позах, ни в глаз - нет.

Мой друг - полковник Войцеховский, атвор многих книг о преступлениях украинских националистов, рассказывал мне, как он был поражен, когда в предместьях Берлина увидел минометную батарею с трупами подростков, почти детей...


Гитлерюгенд (нем. Hitler-Jugend, старая орфография Hitlerjugend, сокращение HJ) — юношеская военизированная нацистская организация, которую возглавлял Рейхсюгендфюрер.

Организация «Гитлерюгенд» была основана 3—4 июля 1926 в Веймаре как национал-социалистическое молодёжное движение.




В последние годы Веймарской республики гитлерюгенд внёс свой вклад в эскалацию насилия на улицах немецких городов. Организованные группы гитлерюгенда нападали на кинотеатры, где шли показы антивоенного фильма «На Западном фронте без перемен». Насилие против владельцев кинотеатров и зрителей привело к тому, что фильм был изъят из проката на территории многих регионов Германии.


Иногда чиновники пытались утихомирить разбушевавшуюся молодежь запретительными мерами. Так, в январе 1930 года городской глава Ганновера и бывший военный министр Густав Носке (социал-демократ) запретил школьникам вступать в гитлерюгенд. Его примеру последовали и в других землях страны. Однако подобными мерами с гитлерюгендом невозможно было справиться. Нацисты использовали репутацию гонимых властями народных борцов для пропаганды и привлечения новых членов в молодёжную организацию. Подвергнутые наказанию активисты коричневого движения выдавали себя за «жертв», пострадавших за правду. Едва власти запрещали какую-нибудь ячейку гитлерюгенда, как та возрождалась под другим названием, например, «Друзья природы» или «Юные народные филателисты». Фантазия не знала границ. В Киле, например, по улицам маршировала группа учеников из мясных лавок в своих заляпанных кровью фартуках, когда власти запретили ношение формы гитлерюгенда. «Враги трепетали при появлении этой группы. Они знали — у каждого под фартуком здоровенный нож», — вспоминал один из очевидцев


Гитлерюгенд повсеместно участвовал в предвыборной кампании. Они распространяли листовки и брошюры, приклеивали плакаты и писали на стенах лозунги. Многие родители беспокоились за здоровье своих детей, так как их участие в агитационной работе на улице было небезопасным делом. С 1931 до конца января 1933 года в стычках при исполнении «служебного долга во имя фюрера» было убито больше 20 членов гитлерюгенда (здесь следует отметить, что гибли юноши и из прокоммунистических молодёжных объединений).
Члены Гитлерюгенда. 1933


Имя гитлерюгендца из Берлина, павшего от рук «красной молодёжи» в районе Моабит, быстро стало известно — Герберт Норкус. В своё время его овдовевший отец в результате экономического кризиса был вынужден продать маленькую продовольственную лавку. Вскоре он вступил в НСДАП. Утром 24 января 1932 года пятнадцатилетний Герберт с товарищами раздавал прохожим листовки. На них напала группа таких же подростков из коммунистической организации. Члены гитлерюгенда бросились бежать, но преследователи догнали Норкуса и несколько раз ударили ножом. Юноша скончался от потери крови. Убийцы скрылись.
Церемонию похорон на кладбище Плетцензее нацисты превратили в пропагандистскую акцию. Пастор Венцль, служивший на похоронах, заявил в прощальном слове, что «Герберт Норкус есть пример для всей немецкой молодёжи». Тогдашний нацистский гауляйтер Берлина Йозеф Геббельс призвал собравшихся к мщению:
"Никто не отнимет у нас надежду на то, что наступит день мести. И тогда те, кто болтает о гуманности и любви к ближнему, но убили нашего товарища без суда, узнают силу новой Германии. Тогда они будут молить о пощаде. Слишком поздно. Новая Германия требует искупления".
Похороны члена гитлерюгенда


Во время съездов НСДАП проводился День Гитлерюгенда. Во время этого дня проходили партийные митинги на Франкенштадионе, который расположен на территории съездов НСДАП.
Эрнст Рем обходит шеренги гитлерюгендцев во время парада в Дортмунде 08.07.1933


Руководство гитлерюгенда старалось любыми способами привлечь молодежь. Организовывались торжественные шествия, пропагандистские марши и парады, военные игры, спортивные соревнования, туристические походы, молодежные слеты, международные встречи с членами молодежных фашистских объединений Италии и других стран. Совместная жизнь делала гитлерюгенд очень привлекательной для молодежи. Проводились регулярные паломничества в Браунау-на-Инне, на родину Гитлера. Любой юноша мог найти в деятельности гитлерюгенда что-нибудь интересное для себя: занятия искусством или народными промыслами, авиамоделирование, журналистика, музыка, спорт и т. д.
Члены Гитлерюгенда учатся ориентироваться на местности. 1936

Кроме военизированных действ, по воскресеньям организовывались вечера, на которых собирались небольшие группки гитлерюгенда, чтобы выработать планы дальнейших действий, послушать пропагандистские радиопередачи. С другой стороны, юноша, не бывший членом гитлерюгенд, как бы отделялся от своих товарищей, которые таковыми были.
Плакат, пропагандирующий вступление в гитлерюгенд (Снизу надпись «Все десятилетние — в Гитлерюгенд», сверху — «Молодёжь служит фюреру»)

Участие в гитлерюгенд начиналось с 10 лет. Ежегодно 15 марта каждый достигший десятилетнего возраста мальчик обязан был зарегистрироваться в Имперской молодёжной штаб-квартире. После тщательного изучения сведений о ребёнке и его семье, где особое внимание уделялось его «расовой чистоте», он считался «свободным от позора». Чтобы быть принятым, необходимо было пройти так называемые «Испытания мальчиков» и врачебное обследование. Затем следовала торжественная церемония приема в младшую возрастную группу — юнгфольк.
Член гитлерюгенда. 09.1934

Церемония проводилась в день рождения фюрера (20 апреля), в присутствии высокого партийного руководства. Переход в следующую возрастную группу происходил также торжественно и помпезно.
В гитлерюгенде важнейшее внимание уделялось таким темам, как расовая теория, политика народонаселения, немецкая история и политическое страноведение. На первом плане стояли «Господствующая раса» и политика по отношению к евреям, по истории — биография Гитлера, история НСДАП, политическое страноведение, причем, наибольшее внимание уделялось странам фашизма.
Удостоверение члена гитлерюгенда


Эмблема организации «Гитлерюгенд»

Флаг гитлерюгенда


Но намного важнее, чем умственное воспитание, было воспитание физическое. В основу спортивного развития ставились соревнования. С 1935 года ежегодно стали проводиться спортивные состязания рейха. Проводились соревнования по лёгкой атлетике, рукопашному бою и командному спорту.
Футбольная команда Гитлерюгенда 1936 года


С 1937 года была введена стрельба из огнестрельного оружия.
Одиннадцатилетние члены гитлерюгенда тренируются в стрельбе из винтовки


Каждый час членов гитлерюгенда был занят до предела, и у молодежи едва оставалось времени для своих семей. Большинство родителей не возражало против подобного распорядка.
Член Гитлерюгенда с барабаном. 1936

Аккордеонист из гитлерюгенда выступает перед публикой


Член гитлерюгенда на стажировке в Кригсмарине


1 декабря 1936 года, по принятии «Закона о гитлерюгенде» (Gesetz über die Hitler-Jugend), а затем в 25 марта 1939 года — по принятии «Молодёжного служебного долга» (Jugenddienstpflicht) прежде формально добровольное участие в движении стало обязательным. С вступлением в должность руководителя организации Бальдура фон Шираха гитлерюгенд стала частью НСДАП.
Заявление о вступлении в гитлерюгенд 1938 года


Роберт Лей, лидер гитлерюгенда Бальдур фон Ширах и секретарь министерства пропаганды Карл Ханке инспектирует отряд гитлерюгенда


Роберт Лей, Франц Ксавьер Шварц и Бальдур фон Ширах проверяют знания студентов -членов гитлерюгенда


После Бальдура фон Шираха этот пост занял А. Аксман. Организация была распущена после поражения Третьего рейха.
Митинг гитлерюгенда 13.02.1939 в Берлинском Дворце Спорта. Справа налево: Лидер национальной женской организации Гертруда Шольц-Клинк, рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер, Рудольфа Гесс, молодежный лидер и гауляйтер Вены Бальдур фон Ширах, региональный лидер гитлерюгенда Артур Аксман, полковник Рудольф фон Альвенслебен, адъютант Гиммлера.


Гитлер, выступая с речью в Рейхенберге (присоединенный к Германии город чешских Судет, ныне Либерец) в начале 1938 г., следующим образом высказывался по поводу судьбы немецкой молодежи:
Эта молодежь — она не учится ничему другому, кроме как думать по-немецки, поступать по-немецки. И когда эти мальчики и девочки в десять лет приходят в наши организации и зачастую только там впервые получают и ощущают свежий воздух, через четыре года они попадают из Юнгфолька в гитлерюгенд, где мы их оставляем еще на четыре года, а затем мы отдаем их не в руки старых родителей и школьных воспитателей, но сразу же принимаем в партию или Рабочий фронт, в СА или СС, в НСКК и т. д. А если они там пробудут полтора или два года и не станут совершенными национал-социалистами, тогда их призовут в «Трудовую повинность» и будут шлифовать в течение шести-семи месяцев с помощью кое-какого символа — немецкой лопаты. А тем, что останется через шесть или семь месяцев от классового сознания или сословного высокомерия, в последующие два года займется вермахт. А когда они вернутся через два, или три, или четыре года, мы их тотчас же возьмем в СА, СС и т. д., чтобы они ни в коем случае не взялись за старое. И они больше никогда не будут свободными — всю свою жизнь.
Гитлерюгенд. 1938


Лагерь гитлерюгенда в горах 22.08.1938.


Разное


Организация была распущена после поражения Третьего рейха.

Делегация Гитлерюгенда посетила Японию в августе-сентябре 1938 года


Делегация Гитлерюгенда прибыла в Йокогаму на пассажирском судне "Гнейзенау" 16 августа 1938 г. Во время прибытия они кричали "Дай Ниппон банзай" (大日本万歳! Да здравствует Великая Японии!)


Толпы японцев приветствуют делегацию Гитлерюгенда на железнодорожной станции в Токио

Делегация Гитлерюгенда марширует по одной из улиц Токио

Японские девочки приветствуют немцев

Торжественный обед в Германском посольстве в первый день пребывания делегации Гитлерюгенда в Японии 16 августа 1938


Члены Гитлерюгенда встречаются с японскими руководителями 5 сентября 1938


Делегация Гитлерюгенда в замке Эдо во время проведения символической церемонии встречи с императором Хирохито


Делегация Гитлерюгенда посещает Храм Мэйдзи в сентябре 1938 года


Синтоистский священник во главе делегации Гитлерюгенда посещает Ясукуни


Групповое фото членов делегации Гитлерюгенда и японских офицеров во время визита в Японию


Японки, состоящие в «Гитлерюгенде»


Фрагменты мероприятий с участием немецкой делегации


Памятные значки

В середине 30-х годов XX века нацистская Германия стала единственной страной в мире, подчинившей всю систему государственного образования и воспитания подрастающего поколения достижению целей получить из немецких молодых людей «юных бойцов», готовых к военной службе, ведению разведывательной и диверсионной работы.

Это не преувеличение. Бывший опытный военный разведчик генерал Геймейер создал «окружные немецкие отечественные школы», которые называли еще «школами Гитлера»; обучение в них проходили более сорока тысяч подростков. Генерал часто говорил:

Мы должны подготовить молодых людей к опасной и суровой жизни и научить их приносить самые тяжелые жертвы во имя фюрера.

Кроме «школ Гитлера», очень активно действовал Национал-социалистический моторизованный корпус, представлявший собой военно-спортивную молодежную организацию национал-социалистической рабочей партии Германии. Там молодые люди проходили допризывную подготовку и могли получить военную специальность.

1 декабря 1936 года была создана молодежная нацистская военизированная организация «Гитлерюгенд», должная стать, по замыслу вождей национал-социалистического движения, основным кадровым резервом НСДАП. Во главе «Гитлерюгенда» встал рейхсюгендфюрер Бальдур фон Ширах - он подчинялся непосредственно фюреру, а принадлежность всех подростков к этой организации стала обязательной. Все существовавшие ранее в Германии молодежные союзы и клубы вошли в состав «Гитлерюгенда», а закон 1936 года прямо предписывал необходимость воспитания молодежи в физическом, моральном и духовном отношении в духе национал-социализма, служения народу и национальному обществу.

25 марта 1938 года «Гитлерюгенд» получил тщательно отрегулированную новую структуру и стал охватывать немецкую молодежь в возрасте от 10 до 18 лет включительно, причем в составе организации специально выделялись младшие и старшие группы мальчиков и девочек,

имевшие собственные названия. При вступлении в организацию проверялась расовая чистота, и если проверяющие не находили ничего предосудительного, десятилетний ребенок официально считался «свободным от позора» и мог вступать в ряды «Гитлерюгенда».

Гитлер стремился убедить в своих идеях молодежь

Основы военных и шпионских знаний прививались немецкой молодежи и специально издаваемыми и рекомендуемыми для изучения книгами, пропагандировавшими практику игр в разведчиков, основы топографии и чтение различных карт. Другие издания описывали различные способы передачи донесений, основы ориентирования на местности, сигнализацию и азбуку Морзе, разведывательную, сторожевую и патрульную службу, основные приемы конспирации и методы психологического разложения противника.

Немецкая молодежь

Летом немецкая молодежь обязательно выезжала в лагеря, где на летней практике осваивала полученные зимой теоретические знания, почерпнутые из популярных книг. Одним из хороших методов воспитания считалось поручить заботам мальчиков каких-нибудь маленьких животных, например, кроликов или морских свинок, за которыми они ухаживали, кормили и растили, а перед отъездом из лагерей детям приназывали... убить своих питомцев. Так воспитывалась жестокость и привычка подчиняться приказу вышестоящего начальника.

Серьезное внимание уделялось овладению массовыми профессиями, которые могли помочь замаскировать истинную профессию шпиона, и изучению языков, в том числе различных диалектов немецкого.

В одном из своих выступлений Адольф Гитлер прямо заявлял о своих намерениях:

Активная, властная, жестокая молодежь - вот, что я оставлю после себя! В наших рыцарских замках мы вырастим молодежь, перед которой содрогнется мир...

В Германии

Вскоре в Германии приступили к созданию сети специальных разведшкол, размещенных в старинных замках, которые получили общее название «Орденсбург» или «Орденсбурген» - «Рыцарские замки». В принципе они являлись закрытыми учебными заведениями полувоенного типа для подготовки нацистской элиты. Одним из первых открыли такое заведение в 1935 году в замке Фогельзанг, в Рейнской области. Этот замок-школа служил типичным образцом такого заведения - на склонах горы, поднимавшейся над широким голубым озером, находились сложенные из бурых каменных глыб строения с террасами, кольцом охватывавшими озелененную территорию, на которой стояли дворцовые строения. Между ними раскинулся парк с аллеями, украшенными фонтанами и каменными скульптурными изображениями орлов и конных рыцарей. В подвалах таилась сеть запутанных подземных переходов, а весь комплекс занимал больше сотни гектаров.

Попасть учиться в таинственные замки быстро стало заветной мечтой всех членов «Гитлерюгенда», носивших кинжал с надписью на клинке: «Будь лучше, чем ты кажешься». Они надеялись когда-нибудь пройти под воротами, над которыми во всех замках красовалась одинаковая надпись: «Слепое повиновение». Всего, по некоторым данным, учредили четыре «Орденсбурген», находившихся под патронажем НСДАП: «Фогельзанг», «Зонтхофен» в Баварии, «Фалькенбург» в Померании и школа в Мариенбурге. Возможно, существовали и другие секретные школы в замках, но о них нет достоверных данных.

Орденсбурген

Учебный процесс в «Орденсбурген» старательно стилизовался под мистический обряд средневековых рыцарских орденов, располагавших свои гарнизоны в крепостях, охранявших отдаленные границы германских земель. Одновременно это заведение являлось и нацистской партийной школой, охраняемой по внешнему периметру подразделениями СС.

Кандидатов на обучение в «Орденсбурген» отбирали под контролем нацистских чиновников. Чтобы стать юнкером, - так именовались учащиеся, - требовалось сначала пройти шестилетний курс обучения в «школе Адольфа Гитлера», затем отработать два года в службе «Труда рейха», либо четыре года заниматься активной партийной работой. Таким образом, возраст абитуриентов колебался от двадцати одного до двадцати трех лет. В анкете и автобиографии они сообщали о себе самые исчерпывающие данные, указывая все о родственниках до третьего колена, включая деда, его родственников, всех двоюродных и троюродных сестер и братьев. Независимо от любых предыдущих проверок, все сообщенные сведения вновь скрупулезно проверялись нацистской службой безопасности.

В каждом из замков одновременно обучалось около тысячи человек. Они проводили в одном из учебных заведений год, а затем переезжали в другое и так, пока не проходили все четыре ступени. Обучение осуществляли пять сотен инструкторов и преподавателей, не считая администрации, охраны, конюхов и прочей обслуги.

Сначала юнкеров обучали боксу, верховой езде и планеризму, затем скалолазанию и лыжам, общей физической подготовке и постоянно обрабатывали в духе национал-социалистической идеологии. Строгая дисциплина являлась обязательной, всячески поощрялись послушание и вежливость, а за нарушения устава следовали суровые наказания. В обязательном порядке с юнкерами проводились военные занятия, на которых использовалось боевое оружие. Однако все усилия нацистов в конечном итоге оказались тщетны - интеллектуальный уровень юнкеров оставлял желать лучшего. Очень немногие из них могли после окончания «Орденсбурга» поступить в университеты, а заканчивали их и получали дипломы о высшем образовании примерно только по одному юнкеру из ста. Поэтому большинство выпускников специфических учебных заведений «Орденсбургов» направлялись в армию, люфтваффе, военно-морской флот, или занимали различные партийные должности.

Нацисты, несомненно, сделали бы необходимые выводы и внесли коррективы в процесс набора и обучения юнкеров, но начались военные действия Второй мировой и закрытые учебные заведения решили переориентировать для нужд разведки и карательных органов - это стало более приоритетным направлением. Предельный возраст абитуриентов повысили сразу до сорока пяти лет, и предпочтение отдавалось лицам, уже имеющим высшее образование: приоритетом пользовались юристы, журналисты, врачи и актеры. Особую группу составляли глухонемые - они были давней «слабостью» адмирала Канариса. Он считал, что использование глухонемых является перспективным шагом в развитии разведки. Их обучали читать по губам слова различных европейских языков и стенографировать прочтенное.

Мистический туман

Мистический туман в «Орденсбургах» еще более сгустили, и там ввели «Блюттауфе» - «кровавое крещение», в ходе которого кандидат

на обучение реально доказывал верность вождям национал-социализма, рейху и своим новым товарищам. Подробности этого ритуала не удалось установить даже сотрудникам спецслужб стран антигитлеровской коалиции. Выяснено только, что при посвящении давали клятву на верность в обстановке, приближенной к средневековому ритуалу, и каждый знал, что за нарушение клятвы он подлежит уничтожению вместе с семьей и детьми. В программу обучения входило и личное участие «курсантов» в убийствах. Возможно, это составляло часть ритуала посвящения.

Война разгоралась, спецслужбы несли серьезные потери, и сроки обучения старались сжать, но все равно менее года никак не получалось. За эти двенадцать месяцев «курсант» должен был пройти курс обучения по специальным разведдисциплинам, изучить страну, где ему предстояло работать, - ее быт, язык, нравы и обычаи населения, экономику, географию, вооруженные силы, систему управления, внутреннюю и внешнюю политику, законодательство, методы работы контрразведки и т.д. предстояло освоить в совершенстве профессию, которая послужит прикрытием, и получить необходимую военную и физическую подготовку.

Особое внимание при подготовке уделялось активной разведке - диверсиям, саботажу, террору и ведению бактериологической войны. Курсантов учили самостоятельно изготавливать взрывчатку, различные яды и горючие смеси, а также способам распознавания ядов и поиску мин. Кроме того, в период подготовки слушатели осваивали шифровальное дело, работу на шифровальной технике, фотокопировальные машины, приемопередаточную радиоаппаратуру, способы перлюстрации почты и многое другое. Одновременно курсанты познавали приемы тайнописи, изготовления фальшивых документов, технику грима, изменения внешности и правила поведения в различном обществе.

Физическая подготовка

Физическая подготовка требовала немалой выносливости. Учили прыжкам с парашютом, плаванию и прыжкам в воду с вышки, боксу, стрельбе и верховой езде. Но особенно жестоким испытанием считалось «тиркампф» -жуткая схватка с овчаркой-людоедом. Примерно за две-три минуты обученный курсант должен был сломать собаке хребет, разорвать пасть или любым другим способом вывести ее из строя. Считалось, что тот, кто вышел победителем из «тиркампф», хладнокровно голыми руками расправится с любым противником. Преподавалось также летное искусство - умение управлять самолетом. По мнению ряда независимых экспертов, немцы сумели создать систему обучения, при которой давали за год такую подготовку, какую современные офицеры спецназа получают примерно в течение пяти-семи лет. Естественно, количество обучающихся было куда меньше, чем в годы «партийных» наборов. Однако, как явствовало из трофейных документов, только за 1944 год через секретную школу в замке Фогельзанг прошло порядка двух тысяч человек.

После поражения под Сталинградом в 1943 году секретные школы перевели на подготовку кадров, должных руководить нацистским подпольем по всему миру, и существенно пополнили справочные фонды.

В феврале 1945 года части 9-й американской пехотной дивизии в ходе наступления в Рейнской области Германии взяли штурмом замок Фогельзанг, охраняемый отборным подразделением СС. Но никаких данных на обучавшихся в спецшколе СС курсантов американцам не досталось: все документы исчезли. Уничтожили их или вывезли и надежно спрятали, осталось тайной. Сведения о спецшколе собрали буквально по крупицам.

Где теперь хранится документация Фогельзанга и ему подобных заведений? И, главное, где осели его выпускники, специально подготовленные для руководства нацистским подпольем по всему миру? Это так и осталось тайной.


Гитлерюгенд (нем. Hitler-Jugend, старая орфография Hitlerjugend, сокращение HJ) - юношеская военизированная нацистская организация, которую возглавлял Рейхсюгендфюрер.
Организация «Гитлерюгенд» была основана 3-4 июля 1926 в Веймаре как национал-социалистическое молодёжное движение.
Рекламная открытка гитлерюгенда


В последние годы Веймарской республики гитлерюгенд внёс свой вклад в эскалацию насилия на улицах немецких городов. Организованные группы гитлерюгенда нападали на кинотеатры, где шли показы антивоенного фильма «На Западном фронте без перемен». Насилие против владельцев кинотеатров и зрителей привело к тому, что фильм был изъят из проката на территории многих регионов Германии.

Иногда чиновники пытались утихомирить разбушевавшуюся молодежь запретительными мерами. Так, в январе 1930 года городской глава Ганновера и бывший военный министр Густав Носке (социал-демократ) запретил школьникам вступать в гитлерюгенд. Его примеру последовали и в других землях страны. Однако подобными мерами с гитлерюгендом невозможно было справиться. Нацисты использовали репутацию гонимых властями народных борцов для пропаганды и привлечения новых членов в молодёжную организацию. Подвергнутые наказанию активисты коричневого движения выдавали себя за «жертв», пострадавших за правду. Едва власти запрещали какую-нибудь ячейку гитлерюгенда, как та возрождалась под другим названием, например, «Друзья природы» или «Юные народные филателисты». Фантазия не знала границ. В Киле, например, по улицам маршировала группа учеников из мясных лавок в своих заляпанных кровью фартуках, когда власти запретили ношение формы гитлерюгенда. «Враги трепетали при появлении этой группы. Они знали - у каждого под фартуком здоровенный нож», - вспоминал один из очевидцев

Гитлерюгенд повсеместно участвовал в предвыборной кампании. Они распространяли листовки и брошюры, приклеивали плакаты и писали на стенах лозунги. Многие родители беспокоились за здоровье своих детей, так как их участие в агитационной работе на улице было небезопасным делом. С 1931 до конца января 1933 года в стычках при исполнении «служебного долга во имя фюрера» было убито больше 20 членов гитлерюгенда (здесь следует отметить, что гибли юноши и из прокоммунистических молодёжных объединений).
Члены Гитлерюгенда. 1933

Имя гитлерюгендца из Берлина, павшего от рук «красной молодёжи» в районе Моабит, быстро стало известно - Герберт Норкус. В своё время его овдовевший отец в результате экономического кризиса был вынужден продать маленькую продовольственную лавку. Вскоре он вступил в НСДАП. Утром 24 января 1932 года пятнадцатилетний Герберт с товарищами раздавал прохожим листовки. На них напала группа таких же подростков из коммунистической организации. Члены гитлерюгенда бросились бежать, но преследователи догнали Норкуса и несколько раз ударили ножом. Юноша скончался от потери крови. Убийцы скрылись.
Церемонию похорон на кладбище Плетцензее нацисты превратили в пропагандистскую акцию. Пастор Венцль, служивший на похоронах, заявил в прощальном слове, что «Герберт Норкус есть пример для всей немецкой молодёжи». Тогдашний нацистский гауляйтер Берлина Йозеф Геббельс призвал собравшихся к мщению:
"Никто не отнимет у нас надежду на то, что наступит день мести. И тогда те, кто болтает о гуманности и любви к ближнему, но убили нашего товарища без суда, узнают силу новой Германии. Тогда они будут молить о пощаде. Слишком поздно. Новая Германия требует искупления".
Похороны члена гитлерюгенда

Во время съездов НСДАП проводился День Гитлерюгенда. Во время этого дня проходили партийные митинги на Франкенштадионе, который расположен на территории съездов НСДАП.
Эрнст Рем обходит шеренги гитлерюгендцев во время парада в Дортмунде 08.07.1933

Руководство гитлерюгенда старалось любыми способами привлечь молодежь. Организовывались торжественные шествия, пропагандистские марши и парады, военные игры, спортивные соревнования, туристические походы, молодежные слеты, международные встречи с членами молодежных фашистских объединений Италии и других стран. Совместная жизнь делала гитлерюгенд очень привлекательной для молодежи. Проводились регулярные паломничества в Браунау-на-Инне, на родину Гитлера. Любой юноша мог найти в деятельности гитлерюгенда что-нибудь интересное для себя: занятия искусством или народными промыслами, авиамоделирование, журналистика, музыка, спорт и т. д.
Члены Гитлерюгенда учатся ориентироваться на местности. 1936

Кроме военизированных действ, по воскресеньям организовывались вечера, на которых собирались небольшие группки гитлерюгенда, чтобы выработать планы дальнейших действий, послушать пропагандистские радиопередачи. С другой стороны, юноша, не бывший членом гитлерюгенд, как бы отделялся от своих товарищей, которые таковыми были.
Плакат, пропагандирующий вступление в гитлерюгенд (Снизу надпись «Все десятилетние - в Гитлерюгенд», сверху - «Молодёжь служит фюреру»)

Участие в гитлерюгенд начиналось с 10 лет. Ежегодно 15 марта каждый достигший десятилетнего возраста мальчик обязан был зарегистрироваться в Имперской молодёжной штаб-квартире. После тщательного изучения сведений о ребёнке и его семье, где особое внимание уделялось его «расовой чистоте», он считался «свободным от позора». Чтобы быть принятым, необходимо было пройти так называемые «Испытания мальчиков» и врачебное обследование. Затем следовала торжественная церемония приема в младшую возрастную группу - юнгфольк.
Член гитлерюгенда. 09.1934

Церемония проводилась в день рождения фюрера (20 апреля), в присутствии высокого партийного руководства. Переход в следующую возрастную группу происходил также торжественно и помпезно.
В гитлерюгенде важнейшее внимание уделялось таким темам, как расовая теория, политика народонаселения, немецкая история и политическое страноведение. На первом плане стояли «Господствующая раса» и политика по отношению к евреям, по истории - биография Гитлера, история НСДАП, политическое страноведение, причем, наибольшее внимание уделялось странам фашизма.
Удостоверение члена гитлерюгенда

Эмблема организации «Гитлерюгенд»

Флаг гитлерюгенда

Но намного важнее, чем умственное воспитание, было воспитание физическое. В основу спортивного развития ставились соревнования. С 1935 года ежегодно стали проводиться спортивные состязания рейха. Проводились соревнования по лёгкой атлетике, рукопашному бою и командному спорту.
Футбольная команда Гитлерюгенда 1936 года

С 1937 года была введена стрельба из огнестрельного оружия.
Одиннадцатилетние члены гитлерюгенда тренируются в стрельбе из винтовки

Каждый час членов гитлерюгенда был занят до предела, и у молодежи едва оставалось времени для своих семей. Большинство родителей не возражало против подобного распорядка.
Член Гитлерюгенда с барабаном. 1936

Аккордеонист из гитлерюгенда выступает перед публикой

Член гитлерюгенда на стажировке в Кригсмарине

1 декабря 1936 года, по принятии «Закона о гитлерюгенде» (Gesetz über die Hitler-Jugend), а затем в 25 марта 1939 года - по принятии «Молодёжного служебного долга» (Jugenddienstpflicht) прежде формально добровольное участие в движении стало обязательным. С вступлением в должность руководителя организации Бальдура фон Шираха гитлерюгенд стала частью НСДАП.
Заявление о вступлении в гитлерюгенд 1938 года

Роберт Лей, лидер гитлерюгенда Бальдур фон Ширах и секретарь министерства пропаганды Карл Ханке инспектирует отряд гитлерюгенда

Роберт Лей, Франц Ксавьер Шварц и Бальдур фон Ширах проверяют знания студентов -членов гитлерюгенда

После Бальдура фон Шираха этот пост занял А. Аксман. Организация была распущена после поражения Третьего рейха.
Митинг гитлерюгенда 13.02.1939 в Берлинском Дворце Спорта. Справа налево: Лидер национальной женской организации Гертруда Шольц-Клинк, рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер, Рудольфа Гесс, молодежный лидер и гауляйтер Вены Бальдур фон Ширах, региональный лидер гитлерюгенда Артур Аксман, полковник Рудольф фон Альвенслебен, адъютант Гиммлера.

Гитлер, выступая с речью в Рейхенберге (присоединенный к Германии город чешских Судет, ныне Либерец) в начале 1938 г., следующим образом высказывался по поводу судьбы немецкой молодежи:
Эта молодежь - она не учится ничему другому, кроме как думать по-немецки, поступать по-немецки. И когда эти мальчики и девочки в десять лет приходят в наши организации и зачастую только там впервые получают и ощущают свежий воздух, через четыре года они попадают из Юнгфолька в гитлерюгенд, где мы их оставляем еще на четыре года, а затем мы отдаем их не в руки старых родителей и школьных воспитателей, но сразу же принимаем в партию или Рабочий фронт, в СА или СС, в НСКК и т. д. А если они там пробудут полтора или два года и не станут совершенными национал-социалистами, тогда их призовут в «Трудовую повинность» и будут шлифовать в течение шести-семи месяцев с помощью кое-какого символа - немецкой лопаты. А тем, что останется через шесть или семь месяцев от классового сознания или сословного высокомерия, в последующие два года займется вермахт. А когда они вернутся через два, или три, или четыре года, мы их тотчас же возьмем в СА, СС и т. д., чтобы они ни в коем случае не взялись за старое. И они больше никогда не будут свободными - всю свою жизнь.
Гитлерюгенд. 1938

Лагерь гитлерюгенда в горах 22.08.1938.

Разное

Организация была распущена после поражения Третьего рейха.