Скульптура эпохи возрождения никколо и джованни пизано италия. Школьная энциклопедия Жизнеописание андреа пизано скульптора и архитектора

Pisano, Giovanni) Ок. 1245 - после 1317. Итальянский скульптор, сын Никколо Пизано, один из ведущих мастеров т. н. "эпохи Данте и Джотто". Вплоть до смерти Никколо Пизано (1278/1284) работал в мастерской своего отца, участвовал в создании скульптурного декора кафедры Никколо Пизано в соборе Сиены (1265-1268) и Большого фонтана в Перудже (1278). После смерти Никколо Пизано возглавил собственную мастерскую. Работал в Пизе (1280-1290-е и 1302-1310), Сиене (1280-1290-е), Пистойе (1300-1301), Падуе (1302-1306) и др. городах Италии. Творческий путь Джованни Пизано совпадает с драматическим и сложным периодом истории Италии, ожесточенной борьбой за власть в итальянских городах - сначала между представителями дворянства - гибеллинами и горожанами - гвельфами, а затем и между расколовшимися на две партии гвельфами. Во Флоренции эта борьба завершилась изгнанием из города в 1302 великого Данте Алигьери и его сторонников. Джованни Пизано, так же как и его великий современник Данте, особенно остро ощутил драматический пафос этой новой эпохи, чуждый его предшественникам - Никколо Пизано и Арнольфо ди Камбио. Этим, видимо, и объясняется его интерес к готике, уже проникшей в то время в Италию, особенно в ее северные регионы. Одной из первых замечательных работ Джованни Пизано является цикл монументальных, частично неоконченных скульптур, выполненный им вместе с помощниками для фасада собора в Сиене в 1280-1290 (ныне - Сиена, Музей собора). Нарочито угловатые, изображенные в сложных, напряженных позах, задрапированные одеяниями с глубокими, ломающимися под острыми углами складками, пронизанные резким, иногда почти неистовым движением, они полны драматического пафоса и одухотворенности. Пластической мощью и патетикой наделены и выполненные Джованни Пизано с помощниками полуфигуры пророков для пизанского баптистерия (1280-1290-е, Пиза, баптистерий). Вслед за отцом Джованни Пизано обращался и к такому излюбленному в его время архитектурно-скульптурному ансамблю, как церковная кафедра. В кафедре церкви Сант Андреа в Пистойе (1300-1301) Джованни Пизано, сохраняя композиционные принципы пизанской кафедры своего отца - шестигранник, украшенный рельефами, трехлопастные арки с фигурами пророков и сивилл, мраморных львов, на которых опираются три из шести колонн, поддерживающих кафедру, наделяет скульптурные элементы кафедры напряженностью пластической энергии и силой эмоций. Величественные фигуры сивилл на углах кафедры изображены в сложных, динамических позах, окутаны водопадом тяжелых, ломающихся складок. Как бы сгибается под тяжестью коленопреклоненный атлант, рельефы кафедры плотно заполняют переплетающиеся фигуры (Страшный Суд), полны ярости рычащие львы, терзающие добычу, на которые опираются три из шести колонн кафедры. Экспрессия пластического языка, драматическая патетика еще в большей мере свойственна более поздней кафедре собора в Пизе (1302-1310). С именем Джованни Пизано связано несколько статуй Мадонны с Младенцем. Одна из самых ранних - Мадонна с Младенцем, созданная мастером для фасада баптистерия в Пизе (1284, ныне - Пиза, Кампосанто). Строгость и величие облика Мадонны, торжественность ритма крупных ниспадающих складок, монументальное начало уже соединяются здесь с необычным мотивом - пристальным, выразительным взглядом, которым обмениваются Мать и Дитя. В более поздних работах мастера - Мадонне с Младенцем в капелле дель Арена, расписанной Джотто (ок. 1304-1306, Падуя), и прелестной Мадонне делла Чинтола (ок. 1312, Прато, собор, капелла дела Чинтола) во взглядах, которыми обмениваются Мария и маленький Христос, - нежность и доверие, в статуе из Прато ребенок нежно касается головы матери. В то же время в этих статуях в гораздо большей степени, чем в других работах Джованни Пизано, проступают элементы готической стилистики, достаточно активно проникавшей в Италию из других европейских стран. К числу самых примечательных работ Джованни Пизано относится сохранившийся до наших дней фрагмент надгробия Маргариты Брабантской (ок. 1312, Генуя, палаццо Бьянко). В образе встающей из мертвых молодой женщины есть некое триумфальное начало, ее волевое, прекрасное лицо полно волнения, стремительным движением пронизано сильное, обрисованное плотно прилегающей одеждой тело. В этой последней работе Джованни Пизано в гораздо большей степени, чем его современники, предвосхищает стиль и дух ренессансной скульптуры.

В статье пойдет о жизни и творчестве итальянского скульптора и архитектора Никколо Пизано. Он признан родоначальником итальянской школы архитектуры, которая оказала влияние на художественное развитие всей Италии.

Происхождение

Никколо Пизано по праву считается основателем школы итальянской скульптуры и является отцом известного талантливого скульптора Джованни Пизано. Также его признают основоположником культуры Проторенессанса. Точная дата рождения мастера неизвестна. Исследователи его творчества говорят о том, что наиболее вероятной датой можно считать 1219 год.

Скульптор родился в городе Апулии, что на юге Италии. Если обратиться к сиенским архивам, то можно обнаружить, что его называют сыном Пьетро. «Пизано» - это не настоящая фамилия, а лишь прозвище, которое архитектор получил, долго время проработав в Пизе.

Учеба

Никколо Пизано, творчество которого демонстрирует явно высокий уровень мастерства, учился у обычных мастеров в родном городе. Есть также предположение, что он обучался в мастерских, которые работали с браского плеча императора Фридриха II и были средоточием классической традиции. Следует сказать, что в Пизу он приехал уже довольно сформированным скульптором. Как показало время, он принял верное решение, отказавшись от византийской традиции ради возращения к пластике античного мира. Считается, что примерно в 1245-м Никколо Пизано уеахал в Тоскану, где трудился в Кастелло дель Императоре в Прато.


Через некоторое время скульптор снова меняет место жительства: он осваивает Лукку, где продолжает заниматься скульптурой. Чуть позже он переезжает в Пизу (между 1245 и 1250 годами). Именно в этом городе Никколо Пизано встретил будущую жену и стал отцом. О его возлюбленной неизвестно совершенно ничего. Сына Пизано очень любил и обучал своему мастерству с ранних лет. С момента переезда в Пизу, он начинает появляться во всех документах под именем Никколо Пизано.

Творчество

Исследователи не могут точно сказать, какие именно работы принадлежали руке скульптора Пизано. Считается, что украшением замка в Кастелло дель Императоре занимался именно он. Наиболее вероятно, что и автором львов, изображенных на портале замка, тоже является он. К его работе тосканского периода относят «Голову девушки», которая показывается в Риме (Палаццо Венеция). В Лукке он занимается украшением фасада собора Святого Мартина.

Первый шедевр

Никколо Пизано, скульптуры которого уже встречались по всей Италии, в 1255 году получает конкретный заказ в Пизе, согласно которому должен был создать кафедру баптистерия. Над этим проектом скульптор трудился со своими друзьями Лапо ди Ричевуто и Арнольфо ди Камбио. Это была первая работа, которую Пизано подписал. Она считается его первым шедевром, поскольку мастеру удалось соединить классику и позднеримский стиль.

Считается, что до этого Пизано активно изучал скульптурное дело времен Августа, поэтому многое из него отразилось на кафедре баптистерия. Она представляла собой 6-угольно сооружение, выполненное из белого, розового и темно-зеленого мрамора, которое опирается на арки. Последние были сделаны в готическом стиле в виде трилистника. Арки поддерживались высокими колоннами. По углам каждой арки размещалась фигура какой-либо из 4 главных добродетелей (самая популярная фигура - образ Силы в виде Геркулеса). Считается, что на создание именно такой баптистерии мастера вдохновили триумфальные арки Рима, которыми он любовался, когда ездил в Остию.

Давайте вспомним, что также украшена колоннами и рельефами. На последних изображаются разные сцены из жизни Иисуса Христа: "Страшный Суд", "Поклонение Волхвов", "Принесение в храм", "Распятие" и т. д. Также в работе над баптистерием нельзя не заметить явных классических влияний, которым Пизано обучался при дворе императора Фридриха II. Считается, что лучшие творения Никколо - это рельеф "Благовещение", "Поклонение пастухов" и "Рождество Христа". В работе скульптор удачно сочетал технологии античных мастеров и современный сакральный смысл христианских обычаев. При этом изображение святых также напоминают работы античных мастеров: они величавы, возвышенны и сдержанны.

Завершение работы вместе с сыном

Около 1264 года Пизано заканчивал работу надо куполом баптистерия. Изначально им занимался архитектор Диотисальви, но потом работа была отдана Никколо. Скульптор решил сделать баптистерий выше и украсить его двумя куполами. Около 1278 года на помощь Никколо пришёл его сын Джованни, который помог завершить работу над баптистерием, украшая фасад скульптурами. Чуть позже Никколо начал работать над проектом ковчега для мощей святого Доминика. Разработку Пизано одобрили, но в дальнейшей работе было отказано. Немного позже он всё-таки приложил руку к созданию гробницы для св. Доминика в Болонье совместно с Фра Гульельмо.

Кафедра для Сиенского собора

Примерно в 1265 году он начинает работать над кафедрой для Сиенского собора. Всего он потратил на неё около трёх лет. Кафедра была очень похожа на его первый шедевр - баптистерию. Однако здесь он изменил размах и сделал сооружение большим по размеру. Также следует отметить декорирование, ведь оно было намного роскошней, чем в первой работе. Над проектом он работал со своими верными друзьями - сыном Джованни, Арнольфо ди Камбио и Лапо ди Ричевуто. Если анализировать объёмные фигурные барельефы, то можно сказать, что в них очень заметно влияние французской готики.


Последняя работа Никколо и Джованни Пизано - это фонтан, который предназначался для украшения главной площади в Перудже. Письменные свидетельства утверждают, что Никколо построил церковь Санта Тринита во Флоренции, как напоминание о цистерцианской готике, которая продолжила своё развитие в Италии.

Подводя итоги можно сказать о том, что Никколо стал праотцом итальянской школы скульптуры, которая просуществовала вплоть до XIV века, а её влияние распространилось на всю Италию. Многое в работах Пизано относится к прошлому: остались устаревшие символы и образы, пространство заполнялось полностью, не давая места полету фантазии. Но работы Никколо Пизано (его картины) подготовили общество к большим переменам в сфере скульптуры и архитектуры. Они стали неким трамплином для высокого прыжка. 1260-1270 годы были очень насыщенны для мастера, поскольку он получал заказы со всей Италии.


(Pisano, Giovanni)
(ок. 1245/1250 - после 1320), итальянский скульптор и архитектор эпохи проторенессанса; сын, ученик и помощник Никколо Пизано. Родился в Пизе ок. 1245. В 1265-1278 работал вместе с отцом. Около 1270-1276 посетил Францию; в его произведениях заметно влияние французской готической пластики. Около 1284 Джованни получил заказ на создание скульптурной композиции фасада Сиенского собора, а в 1290 возглавил работы по его строительству и украшению. В конце столетия он вернулся в Пизу и работал как архитектор и скульптор на строительстве церковных зданий. В 1301 Джованни Пизано закончил работу над кафедрой для церкви Сант Андреа в Пистойе, которая по форме напоминает кафедры, созданные его отцом. Однако стиль рельефов у Джованни отличается большей свободой и непринужденностью; он показывает фигуры в движении и использует различные средства драматизации.

С 1302 по 1320 Джованни Пизано работал над кафедрой, предназначавшейся для Пизанского собора (1302-1310), фрагменты которой хранятся сейчас в Берлине и Нью-Йорке. Он выполнил также несколько статуй Мадонны и начал работу над надгробием императрицы Маргариты Люксембургской в Генуе (1313).

  • - , прозвище ряда итальянских скульпторов и архитекторов XIII-XIV вв. Никколо, скульптор. Один из основоположников Проторенессанса. Испытал воздействие позднеримской, южно-итальянской и тосканской скульптуры...

    Художественная энциклопедия

  • - наст. имя Андреа да Понтедера Сведения с 1330 по 1348...
  • - Ок. 1245 - после 1317. Итальянский скульптор, сын Никколо Пизано, один из ведущих мастеров т. н. "эпохи Данте и Джотто"...

    Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • - итальянский ювелир, скульптор и архитектор, настоящее имя Андреа да Понтедера...

    Энциклопедия Кольера

  • - итальянский скульптор и архитектор эпохи проторенессанса; сын, ученик и помощник Никколо Пизано. Родился в Пизе ок. 1245. В 1265-1278 работал вместе с отцом. Около 1270-1276 посетил Францию...

    Энциклопедия Кольера

  • - итальянский скульптор и архитектор, основоположник скульптуры проторенессанса. Родился в Апулии. Самая ранняя из ныне известных работ скульптора - шестиугольная мраморная кафедра для баптистерия в Пизе...

    Энциклопедия Кольера

  • - итальянский архитектор и ваятель; жил в конце XIII и в начале XIV века, следовательно, в готическую эпоху искусства...
  • - итал. математик; в своем сочинении "Liber Abad" в изложении арифметики и алгебры арабов П. ввел инд. или араб. цифры; П. оставил еще работы по математике "Liber quadratorum", "Practica geometriae" и "Flos"...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - четыре итальянских художника: 1) Николо П. - знаменитый скульптор, родом из Апулии, прибыл в Пизу уже вполне зрелым художником...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - итальянский скульптор и архитектор 14 в., см. Пизано...
  • - , итальянский скульптор Проторенессанса. См. Пизано...

    Большая Советская энциклопедия

  • - , итальянский скульптор, архитектор и ювелир; см. Пизано...

    Большая Советская энциклопедия

  • - прозвище ряда итальянских скульпторов и архитекторов 13-14 вв. Никколо П. , скульптор. Один из основоположников Проторенессанса...

    Большая Советская энциклопедия

  • - прозвище ряда итальянских скульпторов и архитекторов 13-14 вв.: 1) Никколо, один из основоположников Проторенессанса, создавал пластически осязаемые образы, полные могучей силы.2) Джованни, сын Никколо...

    Большой энциклопедический словарь

  • - писатель, теолог и моралист Во всем, что радуется в природе своему изяществу, изобилует плодородием и блещет красой, проявляется любовь, печать же ее нарушения несет то, что изнемогает от вялости, бледности, слабости...

    Сводная энциклопедия афоризмов

  • - Болезнь на о-ве Сан Доминго, появляющаяся преимущественно между белыми, состоит в отвердении и сжимании сухожилий и сгущении крови...

    Словарь иностранных слов русского языка

"ПИЗАНО Джованни" в книгах

Кариани, Джованни

Из книги Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа автора Бенуа Александр Николаевич

Кариани, Джованни Достоверных произведений Кариани мы также не имеем. Ближе же всего к его стилю приближается “Мадонна с двумя жертвователями” - картина, относящаяся к началу XVI в., очень красивая по сопоставлению густых и цветистых красок на Мадонне и в пейзаже с

IX - Джованни Беллини

автора Бенуа Александр Николаевич

IX - Джованни Беллини Беллини и Монтенья Джованни Беллини. Моление о чаше. Лондонская галерея.Чарующий мастер Карпаччио, и нельзя придумать более прелестных декораций, нежели те, которые он развертывает позади толпы своих нарядных и элегантных фигур. Но нужно помнить,

Джованни Буонконсильо

Из книги История живописи. Том 1 автора Бенуа Александр Николаевич

Джованни Буонконсильо Джованни Буонконсильо. Плач над телом господним. Музей в Винченце.Видно, сильно переменилось время, если такому мощному художнику, каким, несомненно, был Монтанья, не удавалось уже всецело передавать того, что он себе ставил задачей. Сами условия

ЖИЗНЕОПИСАНИЯ НИККОЛА И ДЖОВАННИ ПИЗАНО СКУЛЬПТОРОВ И АРХИТЕКТОРОВ

автора Вазари Джорджо

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ АНДРЕА ПИЗАНО СКУЛЬПТОРА И АРХИТЕКТОРА

Из книги Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих автора Вазари Джорджо

68. Динамические характеристики (Тис, Пизано и Шуэн)

Из книги Ключевые стратегические инструменты автора Эванс Воган

68. Динамические характеристики (Тис, Пизано и Шуэн) ИнструментНасколько динамично меняющимися являются характеристики вашей фирмы? Насколько хорошо они соответствуют ситуациям с быстрыми изменениями?В 1997 г. команда ученых из Университета Беркли в составе Дэвида

ДЖОВАННИ - ЛЕВ X (1476–1521) ДЖУЛИАНО (1479–1516) ЛОРЕНЦО МЕДИЧИ (1492–1519) ДЖОВАННИ БАНДЕ НЕРЕ (1498–1526)

Из книги Вокруг трона Медичи автора Майорова Елена Ивановна

ДЖОВАННИ - ЛЕВ X (1476–1521) ДЖУЛИАНО (1479–1516) ЛОРЕНЦО МЕДИЧИ (1492–1519) ДЖОВАННИ БАНДЕ НЕРЕ (1498–1526) Джованни вернулся в Италию в мае 1500 года. События во Флоренции сделали целесообразным для него поселиться в Риме. Здесь он жил во дворце Сант-Эустакьо, (теперь палаццо Мадама),

Никколо Пизано (между 1220 и 1225 - после 1278)

Из книги 100 великих скульпторов автора Мусский Сергей Анатольевич

Никколо Пизано (между 1220 и 1225 - после 1278) Во второй половине XIII века появился итальянский скульптор, который, по примеру французских мастеров, обратился к изучению античной пластики и приёмов натуроподобного изображения. Это был Никколо Пизано, работавший в крупном

Лоренцо Пизано

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Лоренцо Пизано (1395-1470 гг.) писатель, теолог и моралист Во всем, что радуется в природе своему изяществу, изобилует плодородием и блещет красой, проявляется любовь, печать же ее нарушения несет то, что изнемогает от вялости, бледности, слабости и близости смерти.Лучше

Нино Пизано

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НИ) автора БСЭ

Пизано

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПИ) автора БСЭ Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура Проторенессанса Опубликовано 15.09.2016 14:03 Просмотров: 2144

Искусство Проторенессанса характеризуется стремлением художников к реальному отражению действительности, которая всегда наполнена чувствами и переживаниями людей.

Деятели искусства Проторенессанса продолжили традиции Средневекового искусства, возникшего из синтеза художественного наследия Римской империи и иконографических традиций ранней христианской церкви.

Другой важной чертой проторенессансного искусства является интерес к искусству античности.
В архитектуре уже в XI-XIII вв. появились признаки Проторенессанса, особенно это касается итальянской Тосканы. Архитектуре Проторенессанса свойственны уравновешенность и спокойствие, а скульптура этого периода являет собой образцы позднеантичного искусства с сильным акцентом в пластике. Наиболее яркими представителями архитектуры и скульптуры этого периода были Арнольфо ди Камбио , Никколо и Джованни Пизано.
Основателем школы итальянской скульптуры был Никколо Пизано.

Никколо Пизано (около 1225-1278/1284)

Пио Феди. Итальянский скульптор Никколо Пизано
Никколо Пизано – итальянский скульптор и архитектор. Родился в Апулии. Подробности его биографии мало известны. Жил и работал в Тоскане, а затем переехал в Лукку – город в итальянском регионе Тоскана. Позже скульптор обосновался в Пизе, где и родился его сын Джованни.
Первой подписанной работой Н. Пизано является кафедра для баптистерия, заказ на которую он получил около 1255 г. Среди его помощников был и Арнольфо ди Камбио. Эта работа считается шедевром: в ней Пизано сумел соединить традиционные сюжеты и мотивы классического позднеримского стиля.
Как сообщает Вазари, Пизано хорошо изучил римскую скульптуру времён Октавиана Августа, и её влияние проявилось в кафедре пизанского баптистерия (пристройка к церкви или отдельное здание, предназначенное для совершения крещения). Баптистерий Пизано – шестиугольное строение из белого, розово-красного и темно-зеленого мрамора. Кафедра опирается на арки, поддерживаемые высокими колоннами. В её рельефах изображены евангельские сцены из жизни Христа: Благовещение и Рождество, Поклонение волхвов, Принесение во храм, Распятие, Страшный Суд. При работе Пизано использовал технологии античных мастеров, но переосмыслил классические образы в христианском мировоззрении.

Н. Пизано. Кафедра баптистерия в Пизе (деталь)
Аналогичную, но бо́льшего размера (восьмиугольную) кафедру Никколо Пизано создал для Сиенского собора в 1265-1269 гг. В работе ему помогал его сын Джованни и ученики Арнольдо Донато и ди Камбио. Рельефы этой кафедры содержат ещё больше фигур, изображённых с большой экспрессией. Здесь же Пизано создал гробницу св. Доминика для одноименной церкви в Болонье (1264-1267).

Последней работой скульптора стал фонтан для украшения соборной площади в Перудже (1278), в создании которого участвовал и сын Никколо – Джованни.

Отец и сын Пизано. Фонтана Маджоре
Никколо Пизано построил церковь Санта Тринита во Флоренции (1258-1280) – образец итальянской готики.

Н. Пизано. Фасад церкви Санта Тринита
Первоначальный и меньший по размерам комплекс был создан флорентийским дворянином Иоанном Гуальбертом в 1092 г. В период после 1250 г. комплекс был перестроен в готическом стиле и расширен архитектором Никколо Пизано.

Джованни Пизано (около 1245/1250-после 1320)

Итальянский скульптор и архитектор эпохи Проторенессанса; сын, ученик и помощник Никколо Пизано. Родился в Пизе около 1245 г. В 1265-1278 гг. работал вместе с отцом.
Первой самостоятельной работой Пизано была скульптурная декорация фасада пизанского баптистерия, и это было новаторством: впервые в Тоскане скульптура была включена в архитектурный дизайн. Уже тогда была отмечена живость пизанских скульптурных изображений Джованни, что отличало его творчество от скульптур отца.

Д. Пизано. Скульптурная декорация фасада пизанского баптистерия

После посещения Франции в 1270-1276 гг. в его произведениях стало заметно влияние французской готической пластики. Примерно в 1284 г. Джованни получил заказ на создание скульптурной композиции фасада Сиенского собора, а в 1290 г. возглавил работы по его строительству и украшению.

Д. Пизано. Фасад кафедрального собора в Сиене
Автор фото: Myrabella / Wikimedia Commons
Сиенский собор отличается роскошным скульптурным убранством. В Сиене Джованни был назначен на должность главного архитектора кафедрального собора. Позже он вернулся в Пизу и работал архитектором и скульптором церквей. В 1301 г. он закончил работу над кафедрой для церкви Сант-Андреа в Пистойе, которая по форме напоминает кафедры, созданные его отцом. Но стиль рельефов у Джованни отличается бóльшей свободой и непринужденностью; в созданных им фигурах больше движения и драматизма. Известностью Джованни превзошёл своего отца.

Джованни Пизано родился в Пизе между 1245 и 1250 гг. Сын Никколо Пизано , его ученик и помощник, стал гораздо более известным скульптором, чем его знаменитый отец.
В 1265-78 гг. Джованни работал вместе с отцом, в частности при его непосредственном участии была создана кафедра для городского собора в Сиене, а также фонтан Фонте Маджоре в Перудже.

Первая самостоятельная работа Джованни - скульптурная декорация фасада пизанского баптистерия, над которой он трудился в 1278-84 гг. Впервые в Тоскане монументальная скульптура была органично включена в архитектурный дизайн. Необычайная живость пизанских скульптурных изображений являет собой полную противоположность спокойной безмятежности персонажей Никколо Пизано.
В 1285 г. Джованни переехал на жительство в Сиену, где с 1287 по 1296 гг. исполнял должность главного архитектора кафедрального собора. Полные динамики и острого драматизма фигуры скульптурной композиции фасада собора («Мириам» ) свидетельствуют о значительном влиянии на искусство Джованни Пизано французской готической пластики (предполагается, что между 1268 и 1278 гг. скульптор посетил Францию). Из всех готических итальянских фасадов сиенский собор имеет самое роскошное скульптурное убранство («Платон» , «Исайя» ). В дальнейшем именно он послужил образцом при декорации готических храмов Центральной Италии.

Мириам . Джованни Пизано 1285-97 гг.


Платон . Джованни Пизано . Около 1280 г.


Исайя. Джованни Пизано. 1285-97 гг.


Моисей . Джованни Пизано . 1285-97 гг.

В 1299 г ., после того как работы в Сиене были закончены, Джованни вернулся в Пизу, где работал как архитектор и скульптор на строительстве церковных зданий.

Одно из величайших достижений творчества Джованни Пизано - кафедра для церкви Сант-Андреа в Пистойе (1297-1301 ). В этом творении мастера влияние французской готической пластики проявилось особенно сильно. Сант-Андреа - небольшая церквушка в романском стиле; возможно, поэтому скульптор остановил свой выбор на форме шестигранника - такую же форму сорок лет назад выбрал его отец для кафедры пизанского баптистерия. Тематика украшающих кафедру рельефов также сходна с пизанскими. Однако стиль Джованни отличается большей свободой и непринужденностью, большей динамикой; его образы проникнуты страстной эмоциональной напряженностью и духовной силой. Лица персонажей выразительны, позы и жесты полны драматизма. Особенной экспрессией отличаются сцены «Распятие» и «Избиение младенцев». В последней эмоциональность и драматизм достигают своего апогея. Люди, животные, драпировки, элементы пейзажа - все смешалось в каких-то причудливых, необычных конфигурациях. Такого откровенного «буйства» движений и чувств уже нет в последующих работах мастера.


Кафедра церкви Сант-Андреа в Пистойе . Джованни Пизано. 1301 г.


Избиение младенцев. Рельеф кафедры церкви Сант-Андреа в Пистойе. Джованни Пизано. 1301

Джованни Пизано является автором многочисленных статуй Мадонн, пророков и святых. Его скульптурам присущи резкие повороты, угловатые очертания. Вслед за французскими мастерами он обратился к образу Мадонны с Младенцем на руках, наиболее известный из них находится в алтаре капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе (ок. 1305).

Мадонна с Младенцем. Капелла Скровеньи (капелла дель Арена), Падуя. Пизано Джованни. 1305-06 гг.

С 1302 по 1320 гг. Джованни Пизано работал над кафедрой, предназначавшейся для пизанского собора. После пожара 1599 г. кафедра была разобрана (на время ремонта), однако вновь восстановлена только в 1926 г. Реконструкция считается не слишком удачной. Оставшиеся «лишними» фрагменты хранятся в нескольких музеях мира. В этой работе мастер в значительной мере возвращается к классическим мотивам, влияние французской готики здесь заметно слабее («Стойкость и Благоразумие», «Геркулес»).
В 1313 г. Джованни начал работу над надгробием императрицы Маргариты Люксембургской в Генуе (не закончена).


Фрагменты надгробия Маргариты Люксембургской . Джованни Пизано. Мрамор. 1313 г.

Последнее упоминание о Джованни Пизано относится к 1314 г .; считается, что вскоре после этого он умер.

1. * Мариам (ивр. מירים‎, Мириам; в Септуагинте Μαριάμ, в Вульгате Maria) - дочь Амрама и Иохаведы - Мариам-пророчица, старшая сестра Аарона и Моисея.