Фипи огэ демоверсия русский язык сжатые изложения. Тексты изложений огэ по русскому языку

Сжатое изложение — одна из составляющих . Этот вид работы только на первый взгляд кажется простым. На самом деле написать сжатое изложение не так уж и легко.

Текст для изложения прослушивается всего дважды, читает его не школьный учитель, к голосу которого выпускники давно привыкли, а диктор. Дикция профессионала, читающего текст для сжатого изложения, несомненно, безупречна. Однако темп чтения довольно быстрый — и это лишь одна из трудностей, с которой придётся столкнуться девятиклассникам на ОГЭ.

Помимо всего прочего от выпускника потребуется изложить в сжатом виде , которая содержится в читаемом тексте, грамотно используя способы сжатия и правильно разделяя текст на абзацы.

Без предварительной тренировки не обойтись! Как тренироваться? Слушайте аудиозаписи текстов и пишите изложения самостоятельно. Предлагаем несколько аудиозаписей текстов для сжатого изложения.

Аудиозапись 1 (Текст о дружбе)

Сжатое изложение

Испытания ждут дружбу всегда. Сегодня главное из них – изменение уклада и темпа жизни. Люди осознали ценность времени. В результате потеряли значимость совместный отдых и гостеприимство – составляющие дружбы в прошлом.

Сейчас человека угнетает избыточность вынужденного общения, что особенно заметно в больших городах. Люди предпочитают проводить свободное время в уединённых местах.

Однако избыточность обязательного общения и стремление к обособлению не свели к минимуму потребность в дружбе. Дружеские отношения ещё ценятся, и это даёт нам уверенность в возможности понимания и поддержки.

Аудиозапись 2 (Текст об утрате семейных уз)

Сжатое изложение

Мы часто говорим о сложностях воспитания подрастающего человека. Самой большой проблемой здесь становится ослабление семейных уз, играющих немаловажную роль в воспитании. У общества будет немало трудностей с гражданином, не получившим в семье прочной нравственной опоры.

Другим следствием ослабления семейного начала в воспитании становится чрезмерная родительская опека. Родители, вовремя недодавшие детям душевного тепла, пытаются восполнить его теперь уже излишней опекой и материальными ценностями.

1.Сосредоточьтесь перед первым прослушиванием текста. Приготовьте черновик, проверьте, как пишет ручка. Можно записывать текст хорошо заточенным карандашом.

2.Настройтесь на то, что записывать текст необходимо с большими пробелами. Не жалейте бумаги: в пропущенные пробелы вы при втором прослушивании текста вставите то, что не успели записать в первый раз.

3. Записывайте все, что успели, сокращайте слова. Если что-то не успели записать, не расстраивайтесь: при втором чтении дополните.

4.Эффективно используйте те минуты, которые вам дают для осмысления текста между двумя чтениями. Постарайтесь дописать сокращенные слова. Но главное: пробежав по всем записям глазами, постарайтесь осознать, о чем этот текст.

5. При втором чтении текста вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Если останется место, не беда: это же черновик.

6. После прочтения текста постарайтесь соединить все, что вы записали, прочитайте то, что у вас получилось. Если мысль при чтении « не прыгает», все читается легко, значит, вы хорошо записали текст.

7.Приступайте к сокращению текста. Постарайтесь при этом учесть все три способа сокращения:

Способ замены . Например, у вас в тексте идет предложение: «Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города». Выделенные слова вы заменяете так: «Все жители вышли на охрану родного города».

Способ исключения. В этом случае вы можете исключить лексические повторы, некоторые однородные члены, фрагменты предложения, имеющие менее существенное значение. Например: «Камни Кремля могут звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля». Исключив ряд слов, вы можете создать такое предложение: «Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию».

Способ слияния . Это образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же. Например: «Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню». Из двух предложений делаем одно: «Призвание – это маленький росточек таланта, который без трудолюбия может засохнуть».

8. Сократив текст, перечитайте его. Если все читается на одном дыхании, если вы нигде не запнулись, значит, создали хорошее изложение. Проверьте, где вы написали с красной строки. Наличие абзацев – важный элемент работы.

9. Подчеркните все слова, написание которых вызывает у вас сомнение. Возьмите орфографический словарь и проверьте правильность написания этих слов.

10. После этого можете переписывать работу в чистовик.

1 слайд - Мастер-класс «Система работы по обучению сжатому изложению с целью развития связной речи обучающихся»

Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №61 п. Персиановского Поломошнова Наталья

- Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вам мастер-класс по обозначенной теме.

А именно я хочу вам продемонстрировать некоторые приемы работы с текстом, которые помогают нашим ученикам выполнить первую часть экзамена ОГЭ.

Как ни странно я не изобретаю велосипед, а всего лишь следую за авторами учебника (в данном случае Львова, Львов), в котором очень четко продумана и реализована эта подготовка в виде стройной системы упражнений в разделе «Развитие речи». Честно сказать, меня всегда умиляли возгласы некоторых наших педагогов, которые любят рассказывать, что ЕГЭ и ОГЭ, это что-то недосягаемое, что многого нет в программе. Я хочу подчеркнуть, что на каждом уроке у нас есть возможность работать над текстом, а значит, целенаправленная подготовка идет постоянно!

2 слайд Цели мастер-класса:

1. продолжить подготовку к ОГЭ по русскому языку;

2. актуализировать знания об особенностях сжатого изложения;

3. обобщить знания о способах сжатия текста;

4. формировать общеучебные навыки работы с текстом;

5. развивать точность и лаконичность речи.

Что же такое сжатое изложение?

3 слайд - Сжатое изложение – это письменный пересказ текста, основу которого составляет воспроизведение главного, основного содержания . ("максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств" (Валгина Н.С.)

В формате ОГЭ это способ проверки таких содержательных разделов предмета «Русский язык», как: Речь. Слушание. Адекватное понимание устной речи. Изложение.

Коммуникативная компетенция проверяется в работе на уровне владения обучающимися продуктивными и рецептивными навыками речевой деятельности – так написано в спецификации к контрольно-измерительным материалам. Это первая часть экзаменационной работы, на выполнение которой отводится 90 минут. Объем – не менее 70 слов.

4 слайд Запомните!!!

Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но НЕ бедным по содержанию.

При обучении сжатому изложению мы вырабатываем навыки точной и лаконичной речи, то есть формируются следующие

5 слайд - К оммуникативно-речевые умения:

1.умение вычленять главное в информации;

2.сокращать текст разными способами;

3.правильно, логично и лаконично излагать свои мысли;

4.находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Вместе с тем, этот вид изложений способствует совершенствованию и общих коммуникативных умений: раскрывать тему и основную

мысль текста; планировать высказывание; улучшать созданный текст и др.

Надо сказать, что на каждом уроке развития речи, на котором мы пишем сжатое изложение, на парте у ребят всегда под рукой памятки - они перед вами:

Я разделила систему обучения детей написанию сжатого изложения на несколько шагов, ну или по-другому этапов.

6 слайд Четыре части памятки нацеливают учащихся на эти этапы работы над изложением.

7 слайд - Первый этап – слушание и осмысление

  • Прослушайте текст. Определите тему.
  • Выделите главную информацию в тексте.
  • На сколько смысловых частей делится текст (композиция, микротемы)?
  • В каком предложении заключена основная мысль текста?
  • Определите тип речи и стиль текста.

8 -9 слайд - Второй этап – разграничение главного и второстепенного, формирование умения сокращать текст разными способами.

Это отработка навыков компрессии текста. При этом школьники должны уметь разделять информацию на главную и второстепенную, уметь использовать приёмы исключения несущественной и второстепенной информации, сворачивать исходную информацию за счёт обобщения.

10 слайд - Я предлагаю вам небольшую практическую работу , которая позволит закрепить навыки сжатия текста. Мы работаем в парах. Перед вами листы с заданиями, которые вы будете выполнять по ходу объяснения, а затем мы проверим ответы.

Итак, какие же способы сжатия текста мы будем применять?

Исключение – первый способ.

11 слайд - Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ:

  1. исключаем несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте. слайд 12-13,
  2. 2. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов простых предложений

Второй способ – Обобщение

При ОБОБЩЕНИИ необходимо: Слайды 14 –

  • вычленить единичные факты;
  • подобрать языковые средства их обобщённой передачи;
  • составить новый текст.

Третий способ - упрощение

При УПРОЩЕНИИ необходимо: слайды 15

  • заменить сложное предложение простым;
  • заменить предложение или его часть указательным местоимением;
  • объединить два или три предложения в одно;
  • разбить сложное предложение на сокращённые простые;
  • перевести прямую речь в косвенную.

слайд 16-17-18 Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.

слайд 19 – Давайте проверим ответы в Практической работе

20 слайд - 3 этап

  • - Написание сжатого изложения каждой части,
  • Свяжи их между собой , чтобы получился текст.

слайд 21

4 этап

  • . редактирование написанного на черновике.
  • Переписывание начисто, проверка написанного.

слайд 22 – Напоминаю учащимся о главных УСЛОВИЯХ в написании изложения:

  • необходимо передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом;
  • не объединять микротемы в один абзац;
  • каждый абзац начинать с красной строки;
  • объём изложения – 70-90 слов;
  • пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Я предлагаю вашему вниманию Практическую работу №2.

Приёмы сжатия текста можно отрабатывать на обычных уроках русского языка. Предлагаю участникам мастер-класса разбиться на четыре группы. Каждой группе предлагается произвести компрессию 1, 2, 3, 4 части текста, используя обозначенные выше приёмы сжатия и руководствуясь таблицей «Приёмы сжатия (компрессии) текста» .

Предлагаю проверить полученный в результате групповой работы продукт.

Выполненный вариант.

Выводы: Таким образом, следует отметить, что при сжатии исходного текста выпускник создаёт новое речевое произведение, в котором предложения должны быть объединены общим смыслом, а содержание передано последовательно без нарушения абзацного членения и без логических ошибок.

Уважаемые коллеги! От того, как мы будем готовиться, зависит успешность сдачи экзамена по русскому языку. Неважно, какими методами мы будем действовать, главное, чтобы они работали на результат. Всем нам хочу пожелать удачи на экзаменах!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Как писать сжатое изложение

(подробная инструкция для учащихся )

1.После первого чтения :

Определите его тему ,

Сформулируйте основную мысль ,

Определите стиль текста , тип речи ,

Выясните значение непонятных слов.

Составьте план , выделяя микротемы.

2. После второго чтения .

Работая с планом текста, отметьте в нем опорные слова , наиболее яркие выражения, которые связаны с передачей основной информации текста.

Обдумайте содержание текста, определите, какая информация является основной, а какая - второстепенной.

Определи способ сокращения текста (исключение, обобщение, упрощение);

Напиши сжатое изложение каждой части, свяжи их между собой , чтобы получился текст.

3. Отредактируйте черновик , обращая внимание на:

А) точность передачи сюжета, фактов, логики развертывания текста, связь между предложениями и микротемами (последовательность), членение на абзацы;

Б) соблюдение требования сжатия текста при передаче его содержания, нет ли лишних деталей, ухода от темы;

1.У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

2. Удалите из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.

2.Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.

2. Обобщение - Задание: Вычлените единичные факты и подберите языковые средства для их обобщённой передачи;

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.

3.Упрощение –

1. Замените придаточное определительное предложение синонимичным определением.

Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.


Хотя перспектива увеличения количества обязательных испытаний ОГЭ более чем реальна и активно обсуждается, в 2017-2018 учебном году их количество останется неизменным. Выпускникам 9-х классов предстоит сдать 5 экзаменов, 2 из которых будут обязательными (математика и русский язык), а 3 можно будет выбрать из широкого круга предметов.

Первый и основной экзамен ОГЭ 2018 – русский язык, при сдаче которого школьникам предстоит: ответить на вопросы тестовой части билета, написать краткое изложение, а также сочинение на морально-этическую тему. Обязательной с этого года станет и устная часть, которую выпускники будут сдавать отдельно в начале февраля.

В этом году экзамены по русскому языку для 9-х классов пройдут по такому расписанию:

Структура письменной части ОГЭ по русскому языку в предстоящем 2018 году не получит существенных изменений и будет включать в себя: изложение, тестовые задания и написание сочинения.

  • Изложение – это сжатый пересказ услышанного текста. Учитель дважды прочитает текст, объем которого не превышает 200 слов, а экзаменуемым необходимо будет в письменном виде пересказать текст, уложившись при этом в 70-100 слов.
  • Тестовые задания будут с кратким ответом и потребуют от девятиклассников уверенного владения правилами из области лексики, грамматики, морфологии и других тем, изученных на уроках языка.
  • Итоговое сочинение на морально-этическую тему в 2017-2018 году станет наиболее сложным испытанием для школьников, ведь если 1 задание (изложение) позволяет передать чужую мысль, то в сочинении необходимо грамотно оформить собственные взгляды на непростые для подростка вопросы.

Как писать сжатое изложение?

Изложение станет первой задачей для всех девятиклассников, сдающих ОГЭ по русскому языку в 2018 году. За первое задание можно набрать максимум 7 баллов.

Оценивается изложение по специальным критериям, которые были разработаны ФИПИ для ОГЭ 2018 года:

Критерии

Критерий №1

Содержание передано точно.

Отражены все микротемы.

Содержание передано точно.

Пропущена либо добавлена 1 микротема.

Критерий №2

Сжатие исходного текста

Сжатие присутствует по всех микротемах.

Применены приемов сжатия (1 или более).

Сжатие присутствует только в 2 микротемах.

Применены приемов сжатия (1 или более).

Сжатие присутствует только в 1 микротеме.

Критерий №3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Текст целостный, связный, изложен последовательно. Правильно разделен на абзацы. Логические ошибки в тексте отсутствуют.
Текст целостный, связный, изложен последовательно.

Есть 1 ошибка в делении на абзацы или 1 логическая ошибка.

Как видите, а отличие от изложений, которые ребятам приходилось писать на уроках в средней школе, экзаменационное задание имеет ряд особенностей, на которые стоит обратить внимание. В процессе написания изложения необходимо:

  • Выделить важную и второстепенную информацию.
  • Разделить текст на три логических блока.
  • Применить различные приемы сжатия.
  • Грамотно написать новый текст.

В результате сжатия текст получится несколько сухим, ведь из него придется убрать большую часть сложных конструкций, придающих эмоциональную окраску.

Важно! Сжатие должно быть равномерным по всем блокам текста. Необходимо сладить, что бы в процессе преобразования в тексте не появилась новая информация, которой не было у автора.

В ходе написания изложения используют такие приемы сжатия:

Суть приема

Исключение

Метод предполагает удаление из текста компонентов и конструкций, без которых не пострадает смысловая нагрузка. Убрать можно:
  • повторы;
  • однородные члены предложения;
  • вводные слова;
  • рассуждения и пояснения;
  • цитаты.

Обобщение

Обобщить можно:
  • различные факты, выделив у них общее;
  • части одного предложения;
  • несколько предложений в одно.
Заменить можно:
  • сложное предложение коротким простым;
  • прямую речь в тексте косвенной;
  • однородные члены предложения (обобщающим словом);
  • часть текста одним предложением.
  • Слушая текст первый раз важно выделить основные блоки (микротемы), а также выписать ключевые слова и фразы, по которым после будет просто построить новый текст.
  • Слушая текст повторно необходимо обозначить участки сжатия, записав в черновике обобщающие слова или предложения, которыми можно заменить фрагменты текста.

Как писать итоговое сочинение?

Третьим задание ОГЭ по русскому языку будет написание короткого сочинения на морально-этическую тематику.

В 2017-2018 учебном году на ОГЭ выносятся такие темы:

  • Язык человека – это его мировоззрение.
  • Доброта.
  • Во благо народа.
  • Будущее на нашей планете зависит от каждого из нас.
  • Внешность человека как состояние его души.
  • Жизненно необходимая цель.
  • Исправить человечество нельзя.
  • Ода языку. Есть много прекрасных языков.
  • Предпочитаемый вид искусства.
  • Какие книги будут цениться в будущем.
  • Книжная культура.
  • Какие книги не стареют.
  • Если бы вы были художником.
  • Мир увлечений.
  • Мы и музыка.
  • Память.
  • Удивительный уголок природы.

Требования к сочинению хорошо известны каждому школьнику – это грамотность, раскрытие темы, а также связное и логичное изложение мыслей.

Алгоритм написания сочинения-рассуждения для ОГЭ 2018:

  • Внимательно прочитать и вникнуть в предложенную тему.
  • Выделить ключевое слово и определить его лексическое значение.
  • Сформулировать тезисы.
  • Вспомнить произведения, которые могут послужить опорой для дальнейших рассуждений.
  • Составить вступление, используя типовые клише.
  • Привести 1-й аргумент, подкрепляя его примерами из истории и литературы.
  • Привести 2-й аргумент, подобрав к нему примеры.
  • Сформулировать вывод.
  • Вычитать текст и исправить возможны ошибки.
  • Аккуратно переписать чистовик.

Формат проведения устной части

С 2018 года говорение станет обязательным компонентом ОГЭ и неким допуском к выпускным экзаменам для выпускников 9-х классов. Пройдет это первое и достаточно важное испытание во вторую среду февраля.

В 2017 году устная часть успешно прошла апробацию в Татарстане, Чеченской республике и Москве. Тестировались два формата проведения экзамена:

  • Полностью соответствующий устной части экзамена по иностранным языкам (с использованием технических средств).
  • Экзамен в формате «вопрос – ответ» и живое общение с экспертом.

Также смотрите видео о нововведениях ОГЭ 2018:

Сжатое изложение – вид работы, с которым учащимся предстоит встретиться при сдаче ОГЭ по русскому языку, поэтому необходимо готовиться к нему заблаговременно. Хорошо, если учащиеся на протяжении учёбы в 5-9 классах постепенно осваивали этот вид изложения. Если же нет, то учеников следует ознакомить с основными правилами написания таких видов работы, показать им приёмы сжатия текста, отработать на практике весь процесс написания сжатого изложения.

Данный вид работы позволяет проверить глубину понимания текста, умение выделять главную и второстепенную информацию, строить связное высказывание на основе сокращенного текста.

Основные требования к сжатому изложению:

  • Информацию исходного текста нужно сократить и обобщить;
  • Необходимо отразить основные мысли автора, искажение авторских суждений не допускается;
  • Должна быть сохранена последовательность изложения содержания;
  • Нужно передать микротемы исходного текста, их три; пропуск микротемы или нарушение абзацного членения ведёт к снижению оценки.

Кратко изложить прослушанный текст гораздо сложнее, чем текст прочитанный, поэтому при подготовке к написанию сжатого изложения имеет смысл потренироваться сокращать прочитанный текст, то есть тот, который вы восприняли визуально. Следующим этапом будет уже сокращение текста, воспринятого на слух, здесь можно воспользоваться аудиозаписями текстов.

Виды компрессии текста

При работе с текстом, воспринятым визуально, можно потренироваться сокращать текст различными способами. Существует несколько приёмов компрессии (то есть сжатия) текста:

Исключение.

В этом случае мы убираем из предложения несущественные подробности, второстепенную информацию. Исключаем повторы, синонимы, вводные и вставные конструкции, уточнения и пояснения. Например: Вчера вечером, на закате дня, я сидел на автобусной остановке, ожидая рейсовый автобус, на котором должны были приехать гости. – Вчера вечером я ждал на остановке автобус, чтобы встретить гостей.

Можно заменить однородные члены предложения обобщающим словом, прямую речь косвенной, сложного предложения простым, предложения или его части указательным местоимением и т. д. Например: Мария сказала: «Простите меня, я не хотела вас обидеть. Проходите к столу».– Мария извинилась и пригласила гостей к столу.

Объединение двух простых предложений или сложного и простого, сопровождающееся зачастую заменой или исключением. Например: Мы вместе ходили на рыбалку. Там, забросив удочки, мы подолгу разговаривали обо всём: о школе, о новом составе редакции газеты, о последних прочитанных книгах.– Мы вместе ходили на рыбалку и подолгу разговаривали обо всём.

Основные принципы сжатия текста:

  • В результате сокращения должен получиться связный, логичный текст, а не его план или подробный пересказ.
  • В новом тексте должны быть сохранены все микротемы, основная мысль исходного текста.

    При первом чтении текста постарайтесь сосредоточиться на восприятии текста, определении основной темы, микротем, идеи (основной мысли) текста. Можно ограничиться только прослушиванием, но можно и начать делать записи, тогда нужно обратить внимание на первые предложения каждого из трёх абзацев (между ними при чтении заметная пауза) и кратко записать их. Первое предложение – это абзацный зачин, часто именно в нём заключается смысл микротемы. Записи следует делать, оставляя места между строками, чтобы потом вписать туда необходимую информацию.

    Между первым и вторым чтением отводится 5-7 минут для осмысления текста. В это время нужно кратко записать последовательность событий, восстановить ход рассуждений автора. Можно составить план, в котором определить микротемы.

    При втором прослушивании проверьте правильность выделения абзацев, дополните и откорректируйте записанные материалы. Обратите особое внимание на даты, собственные наименования, цитаты, важные для передачи основной мысли текста. Зафиксируйте последовательность: в повествовании – начало события, его ход, кульминация, конец; в описании – предмет и его существенные признаки; в рассуждении – тезис, доказательства, вывод.

    Выберите способы компрессии для каждой части текста и затем, используя эти способы, сократите текст, сохраняя главную информацию и все микротемы. После записи сжатого изложения проверьте, удалось ли сохранить связь между частями, авторский замысел. Перечитайте текст и посчитайте количество слов. Если их меньше 70-ти, подумайте, какую часть можно расширить.

    После проверки содержания тщательно проверьте грамотность (наличие грамматических, речевых, орфографических, пунктуационных ошибок), перепишите сжатое изложение в чистовик.

Пример сжатия текста

Рассмотрим в качестве текста для сжатого изложения фрагмент статьи Д. С. Лихачёва «Цель и самооценка».

Исходный текст:

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные жизненные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура… Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Он ставит перед собой цель, достойную человека.

Только сверхличная цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, – какие неудачи могут его постигнуть! Не тому помог, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи. Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает и у самых лучших врачей. Но в сумме ты помог все-таки больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности – огорченье. У кого-то лучшая мебель или лучшая машина – тоже огорченье, и еще какое!

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от сердца, а не только от головы, не было бы «принципом», лишенным чувства доброты. Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача сверхличностная, а не эгоистичная. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, к своей стране, к ее великому прошлому, ко всему человечеству.

Использование приемов компрессии

Фрагмент состоит из трёх абзацев-микротем, которые можно озаглавить следующим образом:

  • Жизненная цель – самооценка человека.
  • Сверхличная цель позволяет человеку прожить жизнь достойно.
  • Главной жизненной задачей должна быть сверхличностная, диктуемая добротой и любовью.

1-ый абзац: Используя исключение и замену, получаем:

2-ой абзац: В результате компрессии методом исключения получаем:

3-ий абзац: В этом абзаце самая важная информация, поэтому большую часть оставляем, в начале абзаца используем слияние, последнее предложение сокращаем путём замены и исключения:

Сжатое изложение:

Когда человек выбирает себе в жизни цель, он вместе с тем дает себе оценку. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные жизненные блага, он и оценивает себя на их уровне. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Это цель, достойная человека.

Только сверхличная цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством. Если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, какие неудачи могут его постигнуть? От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка – неправильно выбранная главная задача в жизни.

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает больше огорчений, чем радостей, в отличие от человека, который радовался каждому своему доброму делу. Важно только, чтобы добро, которое человек делает, шло от сердца. Поэтому главной жизненной задачей должна быть задача сверхличностная, а не эгоистичная. Она должна диктоваться добротой и любовью.

Оценивание результата

Приёмы сжатия оцениваются тоже по отношению к микротемам: если один или несколько приёмов сжатия были использованы во всех микротемах, то это даёт максимальные 3 балла, соответственно в двух микротемах – 2 балла, в одной микротеме – 1 балл. Если приёмы компрессии не использовались вообще – 0 баллов.

Третий критерий – оценивание смысловой цельности, связности и последовательности получившегося текста. Здесь учитывается правильность деления текста на абзацы, отсутствие логических ошибок. Максимальное количество баллов – 2. Одна логическая ошибка или одно нарушение деления на абзацы позволяет получить один балл, если нарушений больше – 0 баллов.

Таким образом за содержание сжатого изложения максимальное количество баллов равняется 7.


Грамотность оценивается по критериям, указывающим допустимое количество орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых ошибок. Кроме того, оценивается фактическая точность высказывания. Если в работе не больше двух орфографических, двух пунктуационных, двух речевых, одной грамматической и нет ошибок в понимании и употреблении терминов, а также отсутствуют фактические ошибки, то по этим критериям ученик получает максимальные 10 баллов.

В общем, в сумме, учащийся может получить за написание изложения максимально 17 баллов.