Романтический конфликт в поэме цыганы. «Естественный и цивилизованный мир в поэме А.С

Основной конфликт поэмы «Цыганы» заключается в про-тивостоянии представлений о жизни двух миров — мира горо-да, цивилизации и мира кочевой первобытности, не обреме-нённой сложными условиями выживания. Цивилизация даёт человеку определённую стабильность и внешнее многообразие жизни, но в значительной мере уменьшает изначальную сво-боду человека сложными правилами — не только написанны-ми законами, но и ритуалами, выйти за пределы которых тоже фактически нельзя. Жизнь цыган в поэме незамысловата и ненапряжённа, ко-личество событий в ней на единицу времени существенно меньше. Простая кочевая жизнь на лоне природы с минималь-ными затратами сил на выживание (вокруг цивилизованные соседи, готовые платить за цыганскую экзотику) предъявляет минимальные требования к ответственности каждого члена та-кого сообщества. Мотив бегства Алеко из города и приход к цыганам Алеко бежит из города, потому что для его пылкого сердца с мощными страстями непереносима жизнь в искусственных огра-ничениях, где всё проникнуто фальшью и лицемерием и где суть человека скрывается, драпируется множеством условностей. Он понимает, что со своей искренностью обречён на непонимание и гонение в мире, полном обмана и роскоши, которая во все време-на являлась синонимом душевной пустоты. Говоря предельно ко-ротко, Алеко выбирает содержание, презрев форму. Вольность цыган. Несвобода человека в цивилизован-ном обществе Вольность цыган обеспечена тем, что они востребованы ци-вилизованными соседями. Песнями, плясками и играми цыгане зарабатывают себе на пропитание, поэтому эти стороны жизни так хорошо у них развиты. В противном случае им пришлось бы серьёзно заниматься скотоводством и тщательно беречься от на-падения таких же соседей, что потребовало бы создания военной организации и жёсткой дисциплины, которой на самом деле от-личались все кочевые народы. Пушкин, конечно, говорил несколько об ином. Он исполь-зовал экзотических тогда в России цыган для того» чтобы вы-сказать мысль о том, что нельзя гармонию и мечту о Золотом веке искать в прошлом. Несмотря на кажущуюся бескон-фликтность и простоту нравов, та жизнь тоже была полна раз-очарований, а желанная воля одного становилась причиной драмы для другого. Ещё больше Пушкин критиковал современное ему цивилизо-ванное общество. Он хорошо понимал, что люди в нём за мнимые внешние блага отдают даже свободу излить свои чувства и вооб-ще теряют себя, будучи вынужденными сложными ритуалами обставлять почти каждое их проявление. Это предвосхищение го-голевских личин, сросшихся намертво с человеком. Он также понимал, что роскошь цивилизованного мира не-избежно несёт цепи, в которые человек заковывает себя сам, а цыганская вольность столь же неизбежно подразумевает собой бедность. Цыгане гораздо более цельны, потому что их немудрёные желания не сковываются правилами и законами, а реализуются сразу же. Минусом же можно считать невысокий уровень созна-ния таких людей, который не позволяет управлять своими жела-ниями, вследствие чего они примитивны и чреваты конфликтами. То есть дело в отсутствии сознательной общественной дисципли-ны у цыган. У цивилизованных народов такая дисциплина при-сутствует, но только снаружи — в виде законов. Идеально же было бы совместить внутреннюю дисциплину чувств с внешней свободой.

Основной конфликт поэмы «Цыганы» заключается в про-тивостоянии представлений о жизни двух миров — мира горо-да, цивилизации и мира кочевой первобытности, не обреме-нённой сложными условиями выживания. Цивилизация даёт человеку определённую стабильность и внешнее многообразие жизни, но в значительной мере уменьшает изначальную сво-боду человека сложными правилами — не только написанны-ми законами, но и ритуалами, выйти за пределы которых тоже фактически нельзя. Жизнь цыган в поэме незамысловата и ненапряжённа, ко-личество событий в ней на единицу времени существенно меньше. Простая кочевая жизнь на лоне природы с минималь-ными затратами сил на выживание (вокруг цивилизованные соседи, готовые платить за цыганскую экзотику) предъявляет минимальные требования к ответственности каждого члена та-кого сообщества. Мотив бегства Алеко из города и приход к цыганам Алеко бежит из города, потому что для его пылкого сердца с мощными страстями непереносима жизнь в искусственных огра-ничениях, где всё проникнуто фальшью и лицемерием и где суть человека скрывается, драпируется множеством условностей. Он понимает, что со своей искренностью обречён на непонимание и гонение в мире, полном обмана и роскоши, которая во все време-на являлась синонимом душевной пустоты. Говоря предельно ко-ротко, Алеко выбирает содержание, презрев форму. Вольность цыган. Несвобода человека в цивилизован-ном обществе Вольность цыган обеспечена тем, что они востребованы ци-вилизованными соседями. Песнями, плясками и играми цыгане зарабатывают себе на пропитание, поэтому эти стороны жизни так хорошо у них развиты. В противном случае им пришлось бы серьёзно заниматься скотоводством и тщательно беречься от на-падения таких же соседей, что потребовало бы создания военной организации и жёсткой дисциплины, которой на самом деле от-личались все кочевые народы. Пушкин, конечно, говорил несколько об ином. Он исполь-зовал экзотических тогда в России цыган для того» чтобы вы-сказать мысль о том, что нельзя гармонию и мечту о Золотом веке искать в прошлом. Несмотря на кажущуюся бескон-фликтность и простоту нравов, та жизнь тоже была полна раз-очарований, а желанная воля одного становилась причиной драмы для другого. Ещё больше Пушкин критиковал современное ему цивилизо-ванное общество. Он хорошо понимал, что люди в нём за мнимые внешние блага отдают даже свободу излить свои чувства и вооб-ще теряют себя, будучи вынужденными сложными ритуалами обставлять почти каждое их проявление. Это предвосхищение го-голевских личин, сросшихся намертво с человеком. Он также понимал, что роскошь цивилизованного мира не-избежно несёт цепи, в которые человек заковывает себя сам, а цыганская вольность столь же неизбежно подразумевает собой бедность. Цыгане гораздо более цельны, потому что их немудрёные желания не сковываются правилами и законами, а реализуются сразу же. Минусом же можно считать невысокий уровень созна-ния таких людей, который не позволяет управлять своими жела-ниями, вследствие чего они примитивны и чреваты конфликтами. То есть дело в отсутствии сознательной общественной дисципли-ны у цыган. У цивилизованных народов такая дисциплина при-сутствует, но только снаружи — в виде законов. Идеально же было бы совместить внутреннюю дисциплину чувств с внешней свободой.

"Цыганы" – последняя, как считается, романтическая поэма Пушкина. Цикл поэм, написанных в период южной ссылки, наряду с поэмами «Братья разбойники», «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан», еще называют "байроническим". Но романтическая ли поэма «Цыганы», и уж тем более "байроническая" поэма, – вопрос дискуссионный.


По официальной версии Пушкин начал писать эту поэму после того, как пробыл несколько дней в таборе у бессарабских цыган. Трудно сказать, правда ли это или же очередной полулитературный анекдот из его жизни. Во всяком случае, в большинстве биографий об этом говорится вскользь, без подробностей. Еще любопытно то, что в отличие от остальных южных поэм, "Цыганы" дописаны не на юге, а уже в Михайловском. Невольное одиночество и точка роста, связанная с жизненным кризисом, безусловно помогли сделать эту поэму мудрее.


Сюжет, вернее внешняя его сторона, на первый взгляд, так же проста, как, например, в "Кавказском пленнике". Если в эту поэму не вчитываться, а просто пересказать фабулу, то это будет казаться еще одним романтическим произведением в ряду множества подобных: герой убегает от цивилизации к "детям природы", принять они его не могут, да и он сам не может жить в этом обществе. Но в "Цыганах" не все так просто, как может показаться на первый взгляд.


Вспомним, какими крупными мазками Пушкин набрасывает внутренний портрет главного героя в "Кавказском пленнике":

Людей и свет изведал он


И знал неверной жизни цену,


В сердцах друзей нашед измену,


В мечтах любви - безумный сон.


В "Цыганах" Пушкин уже не изображает Алеко такими густыми и неточными красками. Более того, описание Алеко отдельно никак не выведено в поэме, а сам он раскрывается через диалоги и сюжет, поэтому он совершенно живой персонаж, не литературный. Как цитируется во всех школьных сочинениях, он сбежал "из неволи душных городов", но этот побег результат поиска, рефлексии, а не позы, как в том же "Кавказском пленнике".


Отдельного внимания заслуживает Земфира. Часто ее позиционируют как свободную дикарку. Насчет ее внутренней свободы возникают серьезные сомнения. Вот что она с таким восторгом говорит:

Но там огромные палаты,


Там разноцветные ковры,


Там игры, шумные пиры,


Уборы дев там так богаты.


Складывается впечатление, что, предложи ей Алеко в эти самые душные города сбежать, то она тут же бы согласилась, только бы пожить в палатах среди разноцветных ковров. Алеко не замечает этого, а врет себе и идеализирует Земфиру. От такой классической ошибки не застрахованы даже самые умные люди (как тут не вспомнить личную драму поэта, связанную с Натальей Гончаровой). Пытаясь удержать романтический фантом, Алеко взывает к возлюбленной: "Не изменись, мой нежный друг!". Раз он так говорит, значит, на это есть основания. Словно Пушкину и самому жалко разочаровываться в героине, но и художественная и жизненная правда берут свое. Стоит ли говорить, что он и сам пойдет по пути Алеко, женившись на Гончаровой.


Зачем Пушкин водит в поэму эпизод об Овидии? Известно, что, находясь на юге, Пушкин любил сравнивать себя с ним. Овидий, как Алеко, как и Пушкин, – сын цивилизации. Их роднит общая тоска по той естественной для них среде. Наверно, этот рассказ – переломный момент для Алеко, хоть после этого он еще два года бродит с табором: химера о счастье в якобы свободе еще живет в нем, но развязка уже неминуема.

Старый муж, грозный муж,


Режь меня, жги меня!


Вот какие песни запела Земфира. Да и Алеко говорит: "Я диких песен не люблю". Видимо, и не любил никогда. Сразу же после их перепалки следует очень интригующая сцена ночного бреда Алеко. Сначала во сне он произносит имя Земфиры, но через некоторое время начинает произносить другое имя. Чье? Трудно сказать, но это имя, очевидно, из той, прошлой жизни. Очень многозначный и таинственный эпизод.

Дата: 25.12.13

Урок русской литературы в 8 классе

Тема: Романтический конфликт в поэме А. С. Пушкина «Цыганы»

Цели:

- обучающая: актуализировать знания учащихся о романтизме как о литературном направлении;

выявить черты романтизма в поэме «Цыганы»; проанализировать систему образов и

конфликт поэмы;

- развивающая: развивать умение учащихся давать характеристику героям, сопоставлять, воспринимать и

интерпретировать поэтическое произведение;

- воспитательная: способствовать формированию понимания личной свободы.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: доска, компьютер, фильм «Алеко», презентация.

Ход урока

I .Организационный момент.

Приветствие. Запись числа и тем урока. Целеполагание.

II . Повторение.

Вспомним, что такое романтизм?

Когда он возник и где?

Каковы основные принципы романтизма?

Каких представителей романтизма вы уже знаете?

Вспомним термины, которые мы изучили на прошлом уроке. К доске 2 человека. Один ученик пишет определение термина «баллада», другой – «элегия». Проверяем все вместе.

III . Слово учителя о писателе.

Сегодня мы поговорим о поэме А. Пушкина «Цыганы». Мы окунемся в мир этого свободолюбивого народа и попытаемся выяснить, почему именно в этой поэме Пушкин поднимает тему человеческой свободы.

Презентация

    Сегодня речь пойдет о Пушкине как о поэте-романтике. Романтический период в творчестве Пушкина был коротким, но плодотворным. Этот период – период Южной ссылки 1820-1824 гг. Сослали его из-за вольнолюбивых стихов, которые были не по душе властителям.

Поэма – крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом.

    У Пушкина были особые отношения с цыганами. Находясь в ссылке, Пушкин изучил историю, фольклор, литературу этого народа, знал их язык и песни.

    Поэма «Цыганы» достаточно автобиографична. Действительно, летом 1821 года Пушкин странствовал с цыганским табором, о чем он и написал в эпилоге поэмы. Пушкин был влюблен в цыганку, брошенную матерью. Затем эта цыганка сбежала из табора и была зарезана ревнивым цыганом. Автобиографичность можно проследить и в именах. Алеко – Александр, Мариула – жена старого цыгана, возлюбленная Пушкина.

Ребята, о чем эта поэма? Кто кратко перескажет сюжет поэмы?

Сюжет поэмы мы можем отобразить в нескольких словах: приход Алеко – любовь – ревность – убийство.

Где происходит действие поэмы? (в цыганском таборе). Я предлагаю посмотреть отрывки из фильма «Алеко» по одноименной опере Рахманинова. Давайте посмотрим, как же жили цыганы. (смотрим отрывок из фильма)

Итак, какова жизнь цыган? Какое качество можно выделить в их характере? Что для них превыше всего? (свобода, вольность)

IV . Беседа по тексту произведения.

    Работа над образами

Алеко

    Как появляется Алеко в таборе? Что заставляет его присоединиться к табору? Найдите в тексте слова Алеко и зачитайте («О чем жалеть? Когда б ты знала…»).

    Какая черта романтизма проявляется в этих словах Алеко? (герой бежит от действительности, он не удовлетворен ею)

Земфира

    Охарактеризуйте Земфиру.

    Что привлекло ее в молодом цыгане?

Когда проявляется характер Алеко? Его настрой? Найдите в тексте этот момент («Я не таков…»).

Почем у него такой характер? (он считает Земфиру своей собственностью)

К чему все это привело? (к убийству). Давайте посмотрим сцену убийства. (смотрим отрывок)

Итак, какова основная идея поэмы? Какой конфликт?

Алеко и Земфира воплощают общественные характеры людей, сложившиеся в цыганском таборе и светском обществе; разные характеры

Вольная жизнь цивилизация

Алеко несовместим с жизнью табора!!!

Какова роль старого цыгана в поэме?

Как понимает свободу старый цыган и Алеко?

Любит только себя

собственническое понимание свободы

Признает право на свободу выбора

гуманистическое понимание свободы

Какой приговор выносит цыган Алеко? Зачитайте. («Оставь нас, гордый человек…») (смотрим отрывок)

Итак, ребята, давайте выделим основные черты романтизма в поэме «Цыганы»

    Двоемирие

    Герой не удовлетворён действительностью

    Стремление к безграничной свободе

    Герой одинок

    Необычный характер в необычных обстоятельствах

    V . Домашнее задание. Выучить наизусть слова старого цыгана.

    VI . Подведение итогов.

    Почему поэма «Цыганы» - романтическая?

    Какой основной романтический конфликт в поэме?

Цыганы» как романтическая поэма (тип героя, среда, конфликт). Проблематика поэмы.

Пушкин работал над поэмой с января 1824 года до октября, то есть закончил уже в Михайловском. Герои и события во многом напоминают «Кавказский пленник». Такой же герой-европеец, попадающий в среду почти первобытного племени. И здесь вторжение его в жизнь этого племени влечёт за собой гибель героини. И здесь страсти героя - источник катастрофы. Алеко показан с весьма неясным прошлым, зато точно известно, что он весь во власти страстей:

Но боже! Как играли страсти

Его послушною душой!

С каким волнением кипели

В его измученной груди!

В поэме противопоставлены мир страстей и идеальный первобытный уклад жизни. Представление о первобытном обществе строились более по поэтическому мифу о золотом веке. Эпоха просвещения, напротив, понималась как порочное общество людей. В просвещенном обществе человек предаётся своим страстям, которые извращают здоровые инстинкты первобытных людей. Пушкин предлагает решение проблемы страстей - всё спасение в разуме, в мудрости, которая в поэме является в образе старого цыгана (ограничить безудержные страсти ясностью ума). Так Пушкин показал трагическое положение современного человека, которому невозможно жить в обществе «образованного разврата» и невозможно бежать из этого общества, так как нигде он не сможет прижиться со своими необузданными страстями. «Цыганы» - не только последняя из «южных» поэм Пушкина, но и завершающая, самая зрелая. В «Цыганах» Пушкин ставит своего героя в идеальные условия: бежав от гнета рабства, сковывающего все культурное европейское общество, он попадает в абсолютно свободную среду. Пушкин создает в поэме картины идеально свободного общества, черты которого далеко не совпадают с подлинными чертами знакомых Пушкину кочующих бессарабских цыган. Недаром исследователями подчеркиваются отступления Пушкина в «Цыганах» от реальной этнографической правды. Однако и упреки Пушкину в нарушении жизненной правды, и защита его от этих упреков одинаково неверны. Нельзя судить поэму «Цыганы» с позиций реализма. Пушкин не ставил в ней задачи дать реалистическую, верную картину жизни цыганского племени. Его задача была в том, чтобы поместить своего героя в такую среду, где он мог бы вполне утолить свою страстную жажду свободы. Пушкин выбрал цыганский табор как среду, ближе всего подходящую к нужному ему идеалу вполне свободного общества. В цыганском таборе Алеко попадает в обстановку полной свободы; он не встречает никакого препятствия своим желаньям и действиям. Покинув «неволю душных городов», «презрев оковы просвещенья», Алеко встречает в степи Земфиру и влюбляется в нее. Она приводит его в табор, в свой шатер. Старик-отец нисколько не возражает против сближения Земфиры с Алеко и ни о чем его не спрашивает:

Я рад. Останься до утра
Под сенью нашего шатра
Или пробудь у нас и доле,
Как ты захочешь...

Принимая Алеко в свой табор, старый цыган не требует от него ничего и в отношении общества:

Примись за промысел любой:
Железо куй иль песни пой
И селы обходи с медведем.

Алеко у цыган наслаждается полной свободой. Даже когда он совершает двойное убийство, и то цыгане ничем не посягают на его свободу. Они даже не изгоняют его из своего табора, а просто уходят от него. Для испытания сущности страстной любви Алеко к свободе Пушкин противопоставил свободе Алеко свободу его любимой женщины. Романтический герой - свободолюбец оказался эгоистом и насильником. Свобода была его «кумиром» до тех пор, пока он был лишен ее. Добившись свободы для себя, он не способен признавать ее для других, если чужая свобода нарушает его личные интересы. Идейная линия поэмы «Цыганы» - глубокое разоблачение эгоистической сущности романтического героя. Обычно предполагается, что разоблачение романтического героя в «Цыганах» ведется Пушкиным с более высоких позиций, как морально-общественных, так и литературных, то есть с позиций реализма и народности. Обеспечивает ли свобода человеку счастие? Этот важнейший для романтика вопрос Пушкин ставит в «Цыганах» - и разрешает его отрицательно. Полная «свобода», полное отсутствие препятствий для осуществления своих желаний возможно только ценой подавления чужой свободы, нарушения свободного проявления желаний и потребностей другого. Свобода и счастье Алеко сталкиваются со свободой и счастьем Земфиры. Жестоко наказав нарушителей своего счастья, Алеко не возвращает его себе. Он даже, как видно из поэмы, не испытывает наслаждения от осуществленной мести. Алеко несчастлив. Сама по себе свобода не обеспечивает счастия - вот что хочет сказать Пушкин в поэме «Цыганы». Пушкинские цыгане вольны, дики, то есть свободны от «оков просвещенья», они ленивы, не трудятся. Пушкин рисует их трусливыми, робкими. Когда утром цыгане узнали, что пришедший в их табор чужой человек убил Земфиру и молодого цыгана, они почти никак не реагируют на это страшное преступление: они только встревожились и оробели. Робость - характерная черта пушкинских цыган. Эту характеристику их Пушкин повторяет еще раз устами старого цыгана, прямо противопоставляющего робких и добрых цыган смелому, гордому и злому Алеко. У пушкинских цыган нет законов, поэтому они не организуют суда над Алеко. Но если они «дики», им было бы естественно просто, без суда расправиться с ним. Однако они не только не убивают Алеко, они пальцем не касаются его, они даже не бранят, не упрекают его... И это вовсе не по каким-нибудь высоким принципиальным соображениям, а просто потому, что они «робки и добры душою». Им до такой степени чуждо насилие, что они даже не изгоняют Алеко из своей среды, а просто сами уходят от него . Дважды повторяющиеся слова старого цыгана - «Оставь нас, гордый человек» и «оставь же нас» - обозначают, очевидно, не требование к Алеко уйти из табора, а просьбу не следовать за ними, когда они уйдут от него. «Цыганы» были окончены в октябре 1824 года, а напечатаны впервые только через три года, в 1827 году.