Идейные особенности и философские мысли в пьесе антона павловича чехова "вишневый сад". Сочинение Чехов А.П

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1» р.п. Чамзинка Чамзинского района Республики Мордовия

Тесты по пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад»

подготовила учитель русского языка и литературы Печказова Светлана Петровна

Чамзинка

Пояснительная записка

Тест по пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад» содержит вопросы о жизни и творчестве писателя.

К каждому вопросу даётся четыре варианта ответа.

Представленный ресурс можно использовать на заключительном уроке литературы по творчеству писателя в 10 классе.

Критерии оценивания:

«5» (отлично) – работа выполнена безошибочно,

«4» (хорошо) – в работе допущено не более 2-х ошибок,

«3» (удовлетворительно) – в работе допущено более 2-х ошибок,

«2» (неудовлетворительно) – в работе допущено более 5-ти ошибок,

Тест. А.П.Чехов «Вишнёвый сад». 10 класс (Вариант 1)

а) трагикомедия; б) драма; в) трагедия; г) лирическая комедия; д) социальная комедия.

2. В чём особенность диалога в пьесе «Вишнёвый сад»?

а) построен как диалог-монолог; б) классический диалог - реплика является ответом на предыдущую; в) неупорядоченный разговор - персонажи не слышат друга.

3. Назовите основной конфликт в пьесе «Вишнёвый сад»:

а) конфликт между поколениями (Раневская - Аня, Петя - Трофимов); 6) нет никакой внешней интриги, борьбы; в) борьба вокруг продажи имения; г) столкновение между различными социальными группами (помещица Раневская - купец Лопахин);

д) конфликт внутрисемейный (Раневская - Варя, Лопахин).

4. Укажите внесценических персонажей пьесы «Вишнёвый сад»:

а) ярославская тётушка; б) Симеонов-Пищик; в) Шарлота Ивановна; г) Даша, дочь Симеонова-Пищика; д) любовник Раневской; е) «двадцать два несчастья».

5. Чьи это слова: «О, мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!.. Прощай!..»?

а) Ани; б) Раневской; в) Вари; г) шарлоты Ивановны.

6. Кому принадлежат слова: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами...»?

а ) Лопахину; б) Гаеву; в) Трофимову; г) лакею Яше; д) Фирсу.

7. Назовите основную любовную линию пьесы:

а) Аня - Трофимов; б) Лопахин - Раневская; в) Лопахин - Варя; г) Яша - Дуняша;

д) Епиходов - Дуняша.

8. Пьеса «Вишнёвый сад» насыщена символами: вишнёвый сад, город, угадывающийся вдали, прохожий... Дополните этот ряд:

а) брошка в виде пчелки; б) звук лопнувшей струны, в) леденцы; г) бильярд; д) звук топора.

9. Первая постановка пьесы “Вишнёвый сад” была осуществлена Художественным театром в:

а) 1901 году; б) 1910 году; в) 1900 году; г) 1904 году; д) 1899 году.

10. Как в Художественном театре назвали характерное для чеховских пьес развитие действия?

а) “бурный поток”; б) “подводное течение”; в) “невидимая жизнь”; г) “буря и натиск”.

Ключ

Тест. А.П.Чехов «Вишнёвый сад». 10 класс (Вариант 2)

1. Когда заканчивается действие «Вишнёвого сада»:

а) весной; б) летом; в) осенью; г) зимой.

2. О ком идёт речь: «Я развитой человек, читаю разные замечательные книги, но никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться, собственно говоря»: а) Епиходов; б) Петя Трофимов; в) Лопахин; г) Гаев.

3. Кто купил вишнёвый сад: а) Гаев; б) Лопахин; в) Петя Трофимов; г) Симеонов-Пищик.

4. Откуда приехала Раневская: а) из Парижа; б) из Лондона; в) из Рима; г) из Берлина.

5. Сколько действий в «Вишнёвом саде»: а) 2; б) 3; в) 4; г) 5.

6. Кому принадлежит реплика: «Мужики при господах, господа при мужиках, а теперь всё враздробь, не поймёшь ничего»: а) Фирсу; б) Лопахину; в) Гаеву; г) Симеонову-Пищику.

7. Что называет Фирс «несчастьем»: а) продажу вишнёвого сада; б) отъезд Раневской;

в) гибель сына Раневской; г) освобождение крестьян от крепостной зависимости.

8. К чему обращается Гаев: «Приветствую твоё существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания»: а) к саду; б) к столу; в) к шкафу; г) к бильярдному кию.

9. Кому принадлежит реплика: «Детская, милая моя, прекрасная комната... Я тут спала, когда была маленькой... И теперь я как маленькая»:

а) Раневской; б) Варе; в) Ане; г) Шарлотте Ивановне

10. Что в конце пьесы потерял Петя Трофимов: а) валенки; б) туфли; в) калоши; г) сапоги.

11. Отчество Фирса: а) Степанович; б) Николаевич; в) Андреевич; г) Иванович.

12. Как называет Фирс других персонажей пьесы:

а) неряхи; б) недотёпы; в) неумехи; г) нечестивцы.

Ключ

Тест. А.П.Чехов «Вишнёвый сад». 10 класс (Вариант 3)

1. Первая постановка «Вишнёвого сада» была осуществлена МХАТ в: 1) 1900 г., 2) 1901 г., 3) 1904 г., 4) 1906 г.

2. Укажите основной конфликт в пьесе «Вишнёвый сад»: 1) конфликт между поколениями (Раневская – Аня, Петя Трофимов), 2) нет внешней интриги, борьбы, 3) борьба вокруг продажи имения, 4) столкновение между различными социальными группами (помещица Раневская – купец Лопахин)

3. Епиходов в пьесе является «символом»: 1) всеобщего неблагополучия, 2) всеобщего одиночества, 3) психологической глухоты, 4) исключительной судьбы

1) за Гаевым, 2) за Трофимовым, 3) за Лопахиным, 4) за Фирсом

5. Назовите девичью фамилию Раневской:

1) Епиходова, 2) Трофимова, 3) Лопахина, 4) Гаева

6. Укажите имя героя пьесы «Вишнёвый сад», который просит Раневскую взять его с собой в Париж, так как Россия для него «страна необразованная», «народ безнравственный, притом скука…»: 1) Яша, 2) Фирс, 3) Петя, 4) Ермолай

7. Кто из персонажей пересыпает свою речь «бильярдной» лексикой: 1) Лопахин, 2) Гаев, 3) Трофимов, 4) Епиходов

8. Укажите имя героини, которая мечтает о такой судьбе: «Если бы были деньги, хоть немного, хоть бы сто рублей, бросила бы я всё, ушла бы подальше. В монастырь ушла»:

1) Любовь Андреевна, 2) Аня, 3) Варя, 4) Шарлотта

9. Кого Петя Трофимов называет «хищным зверем»: 1)Епиходов , 2) Гаев, 3) Трофимов, 4) Лопахин

10. Кому принадлежит реплика: «Вся Россия – наш сад…»:

1) Лопахин, 2) Трофимов, 3) Гаев, 4) Епиходов

11. В чём особенность диалогов в пьесе «Вишнёвый сад»: 1) они построены как диалоги – монологи, 2) они построены как классические диалоги – реплика является ответом на предыдущую, 3) они построены как неупорядоченный разговор (персонажи не слышат друг друга), 4) один монолог сменяется другим

12. Идеи какого политического движения разделял А. П.Чехов:

1) социализм, 2) либерализм, 3) «почвенничество» , 4) вне политики

Ключ

Использованная литература:

    Коршунова И.Н., Липин Е.Ю. Тесты по русской литературе. – М.: Дрофа, 2015 г.

    Ромашина Н.Ф. Тесты по литературе для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2014 г.

    Бережная И.Д. Текущий контроль знаний по литературе. – Волгоград: Учитель, 2014 г.

    Миронова Н.А. Тесты по литературе в 11 классе. - М.: Экзамен, 2015.

Место образа Лопахина в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад» 1. Расстановка социальных сил в пьесе. 2. Лопахин как «хозяин жизни». 3. Особенности характера Лопахина.


Одной из самых знаменитых пьес А. П. Чехова является комедия «Вишневый сад». В ее сюжет положен абсолютно бытовой материал - продажа старого дворянского имения, достоянием которого является вишневый сад. Но не сам вишневый сад интересует Чехова, сад - это лишь символ, означающий всю Росси. Поэтому именно судьба Родины, ее прошлое, настоящее и будущее, становятся для Чехова главными. Прошлое в пьесе символизируют Раневская и Гаев, настоящее -Лопахин, а будущее - Аня и Петя Трофимов. На первый взгляд, в пьесе дана четкая расстановка социальных сил в русском обществе и обозначена перспектива борьбы между ними, уходит в прошлое русское дворянство, ему на смену идет буржуазия.

Эти мотивы просматриваются и в характерах главных героев. Гаев и Раневская беспечны и беспомощны, а Лопахин деловит и предприимчив, но душевно ограничен. Но хотя конфликт и основан на противоборстве социальных сил, в пьесе он приглушен. Русский буржуа Лопахин лишен хищнической хватки и агрессивности по отношению к дворянам Раневской и Гаеву, а дворяне нисколько не сопротивляются ему. Получается так, словно имение с вишневым садом само плывет Лопахйну в руки, а он как бы нехотя покупает его.
Идейный пафос пьесы состоит в отрицании дворянско-помещичьего строя, как отжившего себя. Но вместе с тем Чехов утверждает, что новый класс буржуазия, несмотря на свою активность и силу, несет за собой разрушение.
Капиталисты типа Лопахина и в самом деле приходят на смену дворянству и становятся хозяевами жизни. Но их господство недолговечно, потому что они являются разрушителями красоты. После них придут новые, молодые силы, которые и превратят Россию в цветущий сад. Чехов придавал образу Лопахина особое значение. Он писал: «Роль Лопахина - центральная. Если она не удастся, то значит и пьеса вся провалилась». Лопахин как «хозяин жизни» приходит па смену Раневской и Гаеву. Если бывшие хозяева жизни никчемны и беспомощны, то Лопахин энергичен, деловит, умен. Ой относится к тому типу людей, которые работают с утра до вечера. По социальному происхождению Лопахин стоит намного ниже дворян. Его отец был крестьянином и работал на предков Раневской и Гаева. Он знает о том, как тяжело было его семье, поэтому делает все для того, чтобы занять более высокое положение в обществе, заработать больше денег, потому что именно с их помощью можно было добиться многого.
Лопахин понимает это, поэтому работает, не покладая рук. У него есть та, деловая хватка, которая отличает новых людей от уходящих в прошлое помещиков, которые привыкли жить за счет крестьян. Все, чего достиг Лопахин, он достиг только благодаря своему уму, работоспособности и честолюбию, которых лишены бывшие хозяева жизни. Лопахин дает Раневской дельные и практические советы, следуя которым Любовь Андреевна могла бы спасти свое имение и вишневый сад. При этом Лопахин действует совершенно бескорыстно. Он, конечно, делец, и в его выгоде выкупить вишневый сад, но, все-таки, он относится с уважением к Раневской и ее семье, поэтому старается помочь, чем может.
Чехов пишет, что у Лопахина «тонкая, нежная душа», тонкие пальцы, как у артиста. Но при этом он настоящий делец, думающий о своей выгоде и деньгах.
В этом и состоит противоречие образа Лопахина, которое усиливается в сцене, когда он сообщает о покупке им вишневого сада. Он гордится тем, что смог купить имение, куда его предки не смели проходить дальше порога. В его поведении слиты и обида за вековое крепостничество, и радость победы над бывшими хозяевами жизни, и вера в свое будущее. Он вырубает прекрасный вишневый сад, чтобы на его месте построить дачи. Но здесь есть явное несоответствие. Лопахин собирается строить будущее, уничтожив красоту. Но он строит дачи - временные сооружения, поэтому становится ясно, что Лопахин и сам временщик. Ему навстречу придет новое поколение, которое создаст прекрасное будущее России. Но пока именно он владелец и хозяин. Недаром Петя Трофимов называет его «хищным зверем», который воображает, что можно все купить и все продать. И этого «хищного зверя» пока нельзя остановить. Его радость побеждает все остальные чувства. Но торжество Лопахина кратковременно, оно быстро сменяется чувством уныния и грусти. Вскоре он обращается к Раневской со словами укора и упрека: «Отчего же, отчего же вы меня не послушали? Бедная моя, хорошая, не вернешь теперь». И как бы в унисон со всеми героями пьесы Лопахин произносит: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».
Как и другие герои, Лопахин чувствует недовольство жизнью, он понимает, что она идет как-то не так, не по тому руслу. Она не приносит ни радости, ни ощущения счастья. Лопахин сознает это и потому переживает. Он как бы чувствует, что власть подобных ему людей недолговечна, что им на смену в скором времени придут новые люди, ичони-то и станут настоящими хозяевами жизни.

Тест. А.П. Чехов. «Вишнёвый сад».

1. Пьеса – это:

А) один из литературных родов, предполагающий создание художественного мира литературного произведения в форме сценического воплощения;

Б) любое драматическое произведение без указания жанра, предназначенное для постановки на сцене;

В) драматический жанр, который строится на трагическом конфликте между героями и обстоятельствами.

2. С каким театром тесно сотрудничал А. П. Чехов?

А) Малый театр

Б) «Современник»

В) Художественный театр

Г) Театр имени Станиславского

3. Темой пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад» является:

А) судьба России, её будущее

Б) судьба Раневской и Гаева

В) вторжение в жизнь поместного дворянства капиталиста Лопахина

4. Идейным пафосом комедии является:

А) отражение изжившего себя дворянско-поместного строя

Б) роль буржуазии, пришедшей на смену и несущей разрушение и власть денег

В) ожидание настоящих «хозяев жизни», которые превратят Россию в цветущий сад

5. Символ – один из тропов, скрытое сравнение. Определите значение символов, используемых в пьесе автором:

1) вишнёвый сад

2) удары топора, звуки лопнувшей струны

3) одежда старого лакея: ливрея, белый жилет, белые перчатки, фрак, заколоченный дом –

А) символ прощлого

Б) символ красоты России и жизни

В) символ конца старой жизни

6. О возрасте Петра Сергеевича Трофимова можно судить по репликам действующих лиц пьесы. Кто из героев ближе к истине:

А) Лопахин: «Ему пятьдесят скоро, а он всё ещё студент»

Б) Раневская: «Вам двадцать шесть или двадцать семь, а вы всё ещё гимназист второго класса

7. Найдите несоответствие:

А) Раневская Любовь Андреевна, помещица

Б) Варя, её приёмная дочь, 24 года

В) действие происходит в усадьбе Гаева

8. Кто обращался к шкафу с торжественной речью?

А) Яша

Б) Гаев

В) Лопахин

9. Кто съел сразу полведра огурцов?

А) помещик Симеонов-Пищик

Б) Фирс

В) Петя Трофимов

10. Кто имел прозвище «двадцать два несчастья»?

А) Фирс

Б) Епиходов

В) Гаев

11. Кто с презрением относился к своей матери-крестьянке, так как побывал в Париже и считал себя образованным?

А) Лопахин

Б) Симеонов-Пищик

В) Яша

12. Кто хорошо умела показывать фокусы?

А) Аня

Б) Шарлотта Ивановна

В) Варя

13. Отдала золотой случайному прохожему, тогда как дома нечего было есть.

А) Раневская

Б) Шарлотта Ивановна

В) Варя

14. Кто назвал раскрепощение крестьян несчастьем?

А) Фирс

Б) Гаев

В) Яша

15. Кто говорил о себе, что у него отец мужик был, а сам он теперь в белой жилетке, жёлтых ботинках?

А) Гаев

Б) Лопахин

В) Епиходов

16. Кто, прощаясь с прежней жизнью, восклицает: «Здравствуй, новая жизнь!»?

А) Петя Трофимов

Б) Аня

В) Раневская

17. Кто говорит: «Вся Россия – наш сад!»?

А) Варя

Б) Петя Трофимов

В) Аня

18. Как назвал А. П. Чехов своё последнее драматическое произведение?

А) «Вишнёвый сад»

Б) «Дядя Ваня»

В) «Чайка»

19. Кем был Лопахин Ермолай Алексеевич?

А) конторщиком

Б) слугой

В) купцом

20. Кто назвал Петю Трофимова «облезлым барином»?

А) Гаев

Б) одна баба в вагоне

В) Яша

Фамилия_____________________________имя________________ _

В пьесе «Вишневый сад» показана историческая смена социальных укладов: кончается период «вишневых садов», с элегической красотой уходящего усадебного быта, с поэзией воспоминаний о былой жизни. Владельцы вишневого сада нерешительны, не приспособлены к жизни, непрактичны и пассивны, у них тот же паралич воли, который Чехов усматривал и у прежних своих героев (см. выше), но теперь эти личные черты наполняются историческим смыслом: эти люди терпят крах, потому что ушло их время. Герои Чехова подчиняются велению истории больше, чем личным чувствам.

Раневскую сменяет Лопахин, но она ни в чем не винит его, он же испытывает к ней искреннюю и сердечную привязанность. Петя Трофимов, торжествено возвещающий наступление новой жизни, произносящий страстные тирады против старой несправедливости, также нежно любит Раневскую и в ночь ее приезда приветствует ее с трогательной и робкой деликатностью: «Я только поклонюсь вам и тотчас же уйду». Но и эта атмосфера всеобщего расположения ничего изменить не может. Покидая свою усадьбу навсегда, Раневская и Гаев на минуту случайно остаются одни. «Они точно ждали этого, бросаются на шею друг другу и рыдают сдержанно, тихо, боясь, чтобы их не услышали».

В пьесе Чехова «век шествует путем своим железным». Наступает период Лопахина, вишневый сад трещит под его топором, хотя как личность Лопахин тоньше и человечнее, чем роль, навязанная ему историей. Он не может не радоваться тому, что стал хозяином усадьбы, где его отец был крепостным, и его радость естественна и понятна. В победе Лопахина чувствуется даже некоторая историческая справедливость. Вместе с тем общий колорит жизни, как и в других чеховских пьесах, останется прежним. Лопахиных, в свою очередь, сменят новые люди, и это будет следующий шаг истории, о котором с радостью говорит Петя Трофимов. Он сам не воплощает будущего, но чувствует и приветствует его приближение. Каким бы «облезлым барином» и недотепой Трофимов ни казался, душа его «полна неизъяснимых предчувствий», он восклицает: «Вся Россия - наш сад». Аня также понимает, что жить «как мама» больше нельзя, и поддерживает позицию Пети. Жизненные трагедии еще далеко не изжиты, но трагической неизменности жизни в последней пьесе Чехова уже нет. Общая картина мира изменилась. Русская жизнь, казалось бы, застывшая на века в своей фантастической искаженности, пришла в движение.

1. Тема прошлого, настоящего и будущего России

2. Конфликт и особенности сценического действия

К. С. Станиславский и В. Д. Немирович-Данченко отмечали необычность драматического конфликта и наличие в пьесе Чехова «подводных течений - интимно-лирических потоков, которые чувствуются за внешними бытовыми деталями».

По жанру пьесу «Вишневый сад» принято считать комедией, хотя сатирический пафос пьесы сильно ослаблен. Чехов продолжал традиции Островского (изображение в пьесах быта). Однако, как уже отмечалось, у Островского быт - фон, основа для собственно драматических событий. У Чехова события лишь внешне организуют сюжет. Драму переживает каждый герой - и Раневская, и Гаев, и Варя, и Шарлотта. При этом драма заключается не в утрате вишневого сада, а в безнадежной повседневности. Герои Чехова переживают конфликт «между данным и желанным» - между суетностью и мечтой об истинном назначении человека.. В душах большинства героев этот конфликт не разрешается.

3. Значение «подводных течений»

Смысл отдельных реплик персонажей пьесы «Вишневый сад* на первый взгляд никак не связан с происходящими событиями. Эти реплики важны лишь в контексте понимания конфликта «между данным и желанным». (Раневская: «Я все жду чего-то, как будто над нами должен обвалиться дом», «бильярдные» термины Гаева и т. д.).

4. Роль детали

Деталь для Чехова является важнейшим изобразительным средством в передаче психологии героев пьесы, конфликта и пр.

  1. Реплики героев, не помогающие в развитии сюжета, но иллюстрирующие разорванность сознания, отчужденность героев друг от друга, их не органичность с окружающим миром.

    «Все сидят, задумались. Вдруг раздается отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный.

    Любовь Андреевна. Это что?

    Лопахин. Не знаю. Где-нибудь далеко в шахтах сорвалась бадья. Но где-нибудь очень далеко.

    Гаев. А может быть, птица какая-нибудь... Вроде цапли.

    Трофимов. Или филин...

    Любовь Андреевна (вздрагивает). Неприятно почему-то. (Пауза).

    Фирс. Перед несчастьем то же было. И сова кричала, и самовар гудел безперечь.

    Гаев. Перед каким несчастьем?

    Фирс. Перед волей. (Пауза).

    Любовь Андреевна. Знаете, друзья, пойдемте, уже вечереет. (Ане). У тебя на глазах слезы... Что ты, девочка? (Обнимает ее).

    Аня. Это так, мама. Ничего.

  2. Звуковые эффекты.

    Звук лопнувшей струны («озвученная тоска*).

    Стук топора, вырубающего вишневый сад.

  3. Пейзаж.

    Любовь Андреевна (глядит в окно на сад). О, мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось. (Смеется от радости). Весь, весь белый! О, сад мой! После темной, ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя... Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!

    Гаев. Да. И сад продадут за долги, как это ни странно...

    Любовь Андреевна. Посмотрите, покойная мама идет по саду... в белом платье! (Смеется от радости). Это она.

    Гаев. Где?

    Варя. Господь с вами, мамочка.

    Любовь Андреевна. Никого нет. Мне показалось. Направо, на повороте к беседке, белое деревцо склонилось, похожее на женщину».

  4. Обстановка.

    Шкаф, к которому то Раневская, то Гаев обращают свои монологи.

  5. Авторские ремарки.

    Яша всегда говорит едва удерживаясь от смеха. Лопахин обращается к Варе всегда насмешливо.

  6. Речевые характеристики героев.

Речь Гаева насыщена бильярдными терминами («желтого в угол» и пр.).

5. Символы, в пьесе

В «Вишневом саде» многие образы героев несут на себе такую смысловую нагрузку, что вырастают до уровня символов.

Символом утраченной духовности является вырубаемый вишневый сад, символом бездарно разбазаренного богатства - проданное имение. Вина за гибель «сада» и «имения» лежит не только на гаевых, раневских и прочих персонажах, представляемых непосредственно в пьесе Чеховым. Они - лишь закономерный итог, плачевный результат всех поколений «крепостников», привыкших к праздности и жизни на чужой счет. Та жизнь, в которую погружены все персонажи и которая проходит безнадежно-фаталистическим фоном через всю пьесу, - неизбежный итог всего пути, пройденного их предками, пути рабства и духовной несвободы. Не случайно Петя Трофимов говорит именно об этом.

Пьеса символична сама по себе, так как судьба имения Раневской и ее вишневого сада - это аллегорическая судьба России.

Долги - это еще один важный символ у Чехова. Многие поколения гаевых и раневских жили в долг, не замечая того вырождения, которое претерпевают их души, а также тех опустошений, которые производят их бездушные действия вокруг, не видя той мертвечины, которую они несут в мир. Теперь настало время платить по счетам. Но стать «прекрасным садом», по мнению Чехова, Россия сможет лишь тогда, когда все долги будут уплачены, когда будет полностью искуплен грех векового рабства, грех всех фирсов перед своей вечной, бессмертной душой.

Тест по пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад».

А) трагикомедия б) драма в)лирическая комедия д) социальная комедия

2.В чём особенности диалога в пьесе « Вишнёвый сад» ?

А) построен как диалог-монолог б) классический диалог – реплика является ответом на предыдущую в)неупорядоченный разговор – персонажи не слышат друг друга

3.Назовите основной конфликт в пьесе « Вишнёвый сад»

А) конфликт между поколениями (Раневская- Аня, Петя Трофимов)

Б)нет никакой внешней интриги, борьбы в) борьба вокруг продажи имения

Г) столкновения между различными социальными группами (помещица Раневская – купец Гаев)

Д) конфликт внутрисемейный (Раневская – Варя, Лопахин)

4. Укажите внесценических персонажей пьесы

А) ярославская тётушка б) Симеонов – Пищик в) Даша, дочь Симеонова - Пищика

Д) любовник Раневской е) « двадцать два несчастья»

5.Как в Художественном театре назвали характерное для чеховских пьес развитие действия?

А) « бурный поток» б) «подводное течение» В) « невидимая жизнь» г) « буря и натиск»

6.Пьеса «Вишнёвый сад» наполнена символами: вишнёвый сад, город, угадывающийся вдали, прохожий … Дополните этот ряд:

А) брошка в виде пчёлки б) звук лопнувшей струны в) леденцы г) бильярд д)звук топора

7.Первая постановка пьесы « Вишнёвый сад» была осуществлена Художественным театром в:

А)1901 г. Б) 1910 г. В) 1900 г. Г) 1904 г. Д) 1899 г.

8.Темой пьесы « Вишнёвый сад» является

А) судьба России, её будущее б) судьба Раневской и Гаева В) вторжение в жизнь поместного дворянства капиталиста Лопахина

9.Идейным пафосом пьесы является

А) отражение изжившего себя дворянско- поместного строя

Б) роль буржуазии, пришедшей на смену и несущей разрушение и власть денег

В) ожидание настоящих « хозяев жизни», которые превратят Россию в цветущий сад

10.Найдите соответствующие героям речевые характеристики

А) чувствительная искренность, манерность,речевые характеристики

Б) просторечие с либеральными разглагольствованиями, биллиардная лексика

В) наукообразная речь, насыщенная политическими терминами


  1. Трофимов 2. Гаев 3. Раневская 11.Речь героев пьесы отражает характеры героев.Кому принадлежат следующие слова

    «Человечество идёт вперёд, совершенствуя свои силы.Всё , что недосягаемо для него теперь, когда- нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину..»

    а) Лопахин б) Пётр Трофимов В) Гаев Г)Симеонов-Пищик

    12.Финальная сцена - своего рода подведение итогов жизни. «Жизнь прошла, словно и не жил». К кому из других героев пьесы можно также отнести это высказывание Фирса (возможно несколько ответов)

    а) Гаеву б)Раневской в)Лопахину г) Трофимову д)Симеонову-Пищику