Контрольная работа: Русская эмиграция ХХ века. Что стало с русскими из первой волны эмиграции Русская эмиграция центры идеология деятельность лидеры

По состоянию на август 1921 г. было более 1,4 млн. беженцев из России. В то же время доктор исторических наук В.М. Кабузан оценивает общее число эмигрировавших из России в 1918-1924 годах величиной не менее 5 млн. человек, включая сюда и около 2 млн. жителей польских и прибалтийских губерний (бывших российских), вошедших в состав новообразованных суверенных государств и предпочевших гражданство новых государств российскому. В большинстве случаев эмигрантами были военные, дворяне, интеллигенция, профессионалы, казаки и духовенство.

Военная эмиграция

Ещё в мае 1920 года генералом бароном Врангелем был учрежден так называемый «Эмиграционный Совет», спустя год переименованный в Совет по расселению русских беженцев. Гражданских и военных беженцев расселяли в лагерях под Константинополем , на Принцевых островах и в Болгарии ; военные лагеря в Галлиполи , Чаталдже и на Лемносе (Кубанский лагерь) находились под английской или французской администрацией.

Последние операции по эвакуации армии Врангеля прошли с 11 по 14 ноября 1920 года: на корабли было погружено 15 тысяч казаков, 12 тысяч офицеров и 5 тысяч солдат регулярных частей, 10 тысяч юнкеров, 7 тысяч раненых офицеров, более 30 тысяч офицеров и чиновников тыла и до 60 тысяч статских лиц, в основном, членов семей офицеров и чиновников.

В конце 1920 года картотека Главного справочного (или регистрационного) бюро уже насчитывала 190 тысяч имен с адресами. При этом количество военных оценивалась в 50-60 тысяч человек, а гражданских беженцев - в 130-150 тысяч человек.

После эвакуации Крыма остатки Русской Армии были размещены в Турции, где генерал П. Н. Врангель, его штаб и старшие начальники получили возможность восстановить её как боевую силу. Ключевой задачей командования стало, во-первых, добиться от союзников по Антанте материальной помощи в необходимых размерах, во-вторых, парировать все их попытки разоружить и распустить армию и, в-третьих, дезорганизованные и деморализованные поражениями и эвакуацией части в кратчайший срок реорганизовать и привести в порядок, восстановив дисциплину и боевой дух.

Белые эмигранты в Болгарии.

Юридическое положение Русской Армии и военных союзов было сложным: законодательство Франции, Польши и ряда других стран, на территории которых они располагались, не допускало существование каких-либо иностранных организаций, «имеющих вид устроенных по военному образцу соединений». Державы Антанты стремились превратить отступившую, но сохранившую свой боевой настрой и организованность русскую армию в сообщество эмигрантов. «Ещё сильнее, чем физические лишения, давила нас полная политическая бесправность. Никто не был гарантирован от произвола любого агента власти каждой из держав Антанты. Даже турки, которые сами находились под режимом произвола оккупационных властей, по отношению к нам руководствовались правом сильного» - писал Н. В. Савич , ответственный за финансы сотрудник Врангеля. Именно поэтому Врангель принимает решение о переводе своих войск в славянские страны.

Весной 1921-го года П. Н. Врангель обратился к болгарскому и югославскому правительствам с запросом о возможности расселения личного состава Русской Армии в Югославию. Частям было обещано содержание за счет казны, включавшее в себя паёк и небольшое жалование. 1 сентября -го года П. Н. Врангель издал приказ об образовании «Русского Общевоинского Союза» (РОВС). В него включались все части, а также военные общества и союзы, которые приняли приказ к исполнению. Внутренняя структура отдельных воинских подразделений сохранялась в неприкосновенности. Сам же РОВС выступал в роли объединяющей и руководящей организации. Его председателем стал Главнокомандующий, общее управление делами РОВС сосредотачивалось в штабе Врангеля. С этого момента можно говорить о превращении Русской Армии в эмигрантскую организацию Русский общевоинский союз являлся законным преемником Белой армии. Об этом можно говорить, ссылаясь на мнение его создателей: «Образование РОВСа подготавливает возможность на случай необходимости, под давлением общей политической обстановки, принять Русской армии новую форму бытия в виде воинских союзов». Эта «форма бытия» позволяла выполнять главную задачу военного командования в эмиграции - сохранение имеющихся и воспитание новых кадров армии.

Русские эмигранты в Китае

Перед революцией численность российской колонии в Маньчжурии составляла не менее 200-220 тысяч человек, а к ноябрю 1920 года - уже не менее 288 тысяч человек. С отменой 23 сентября 1920 года статуса экстерриториальности для российских граждан в Китае все русское население в нём, в том числе и беженцы, перешло на незавидное положение бесподданных эмигрантов в чужом государстве, то есть на положение фактической диаспоры. На протяжении всего периода Гражданской войны на Дальнем Востоке (1918-1922 годы) здесь наблюдалось значительное механическое движение население, заключавшееся, однако, не только в притоке населения, но и в значительном его оттоке - вследствие колчаковских, семёновских и прочих мобилизаций, реэмиграции и репатриации в большевистскую Россию.

Первый серьёзный поток русских беженцев на Дальнем Востоке датируются началом 1920 года - временем, когда уже пала Омская директория ; второй - октябрем-ноябрем 1920 года, когда было разгромлена армия так называемой «Российской Восточной окраины» под командованием атамана Г.М. Семенова (одни только регулярные его войска насчитывали более 20 тысяч человек; они были разоружены и интернированы в так называемых «цицикарских лагерях», после чего переселены китайцами в район Гродеково на юге Приморья); наконец, третий, - концом 1922 года, когда в регионе окончательно установилась советская власть (морем выехали лишь несколько тысяч человек, основной поток беженцев направлялся из Приморья в Маньчжурию и Корею, в Китай, на КВЖД их, за некоторыми исключениями, не пропускали; некоторых даже высылали в советскую Россию.

Вместе с тем в Китае, а именно в Синьцзяне на северо-западе страны, имелась ещё одна значительная (более 5,5 тысячи человек) русская колония, состоявшая из казаков генерала Бакича и бывших чинов белой армии, отступивших сюда после поражений на Урале и в Семиречье : они поселились в сельской местности и занимались сельскохозяйственным трудом.

Общее же население русских колоний в Маньчжурии и Китае в 1923 году, когда война уже закончилась, оценивалось приблизительно в 400 тысяч человек. Из этого количества не менее 100 тысяч получили в 1922-1923 годах советские паспорта, многие из них - не менее 100 тысяч человек - репатриировались в РСФСР (свою роль тут сыграла и объявленная 3 ноября 1921 года амнистия рядовым участникам белогвардейских соединений). Значительными (подчас до десятка тысяч человек в год) были на протяжении 1920-х годов и реэмиграции русских в другие страны, особенно молодежи, стремящейся в университеты (в частности, в США, Австралию и Южную Америку, а также Европу).

Политические настроения эмигрантов

Политические настроения и пристрастия начального периода русской эмиграции представляли собой достаточно широкий спектр течений, практически полностью воспроизводивший картину политической жизни дооктябрьской России.

В первой половине 1921 года характерной чертой было усиление монархических тенденций, объяснявшихся, прежде всего, желанием рядовых беженцев сплотиться вокруг «вождя», который мог бы защитить их интересы в изгнании, а в будущем обеспечить возвращение на родину. Такие надежды связывались с личностью П. Н. Врангеля, но только до того времени, пока не стала очевидна его неспособность организовать военный поход в Россию, а также элементарные условия жизни эмиграции.

Ссылки

Литература

  • Андрушкевич И. Н. РУССКАЯ БЕЛАЯ ЭМИГРАЦИЯ.(Историческая справка) Буэнос-Айрес, 2004 г.
  • Иванов И.Б. Русский Обще-Воинский Союз Краткий исторический очерк. СПб, 1994.
  • Поремский В. Д. Стратегия антибольшевистской эмиграции. Избранные статьи 1934-1997 гг. Москва "Посев"
  • Шкаренков Л. К. Агония белой эмиграции . - М.: Мысль, 1987.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Эмиграция первой волны" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Эмигрант (значения). Эмиграция (от лат. emigro «выселяюсь») переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам. Указывается по отношению к … Википедия

    Эмиграция - (от лат. emigro выселяться, переселяться) добровольное или вынужденное переселение в др. страну для постоянного или временного (на длительный срок) проживания. Как явление Э. известна с древнейших времен. В эпоху средневековья и в новое время она … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Эмиграция - (от лат. emigre выселяюсь, переселяюсь) выезд из одной страны в другую на постоянное (иногда на неопределенно длительное время) проживание, как правило, с изменением гражданства. Лицо, выезжающее из страны с целью постоянного (или на длительный… … Миграция: словарь основных терминов

    I Содержание: I. Общие понятия. II. Исторический очерк Э. с древнейших времен до начала XIX стол. III. Европейская Э. в XIX и в начале XX. IV. Э. из отдельных стран (статистика Э.): из Великобритании, Германии, Италии, Австро Венгрии, России и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

В современной исторической науке сложилась общепринятая периодизация, включающая в себя дореволюционную, послереволюционную (после 1917 г.), именуемую «первой» волной; послевоенную, именуемую «второй» волной эмиграции; «третью» в рамках периода 1960- 1980-х гг.; и «четвертую» - современную (после 1991 г.) волну, совпадающую с постсоветским периодом истории нашей страны. Вместе с тем, ряд отечественных исследователей придерживаются иной точки зрения на проблему периодизации. В первую очередь, среди историков-американистов принято считать в качестве первой волны массовую дореволюционную эмиграцию за океан, преимущественно трудовую.

Русская эмиграция в XIX - начале XX в.

Потоки русских эмигрантов на протяжении XIX - XX вв. носят непостоянный, пульсирующий характер, и тесно связаны с особенностями политического и экономического развития России. Но, если в начале XIX в. эмигрировали отдельные личности, то уже с середины века мы можем наблюдать определенные закономерности. Наиболее значимыми компонентами дореволюционного миграционного потока из России во второй половине XIX-начале XX в., определившими лицо российского зарубежья дореволюционной эпохи, стала политическая, революционная эмиграция в Европу, складывающаяся вокруг университетских центров, трудовая миграция в США и национальная (с элементами религиозной) эмиграция. В 1870-1880-е годы российские эмигрантские центры сформировались в большинстве стран Западной Европы, США, Японии. Российские трудовые мигранты внесли свой вклад в колонизацию Нового света (США, Канада, Бразилия и Аргентина) и Дальнего Востока за пределами России (Китай). В 80-е гг. XIX в. к ним прибавились многочисленные представители национальной эмиграции из России: евреи, поляки, финны, литовцы, латыши, эстонцы. Достаточно многочисленная группа российской интеллигенции навсегда покинула родину после событий революции 1905 г. По сведениям официальной статистики в период с 1828 г. до начала Первой мировой войны количество россиян, покинувших империю, составило 4,5 миллиона человек.

«Первая» волна.

Революционные события 1917 года и последовавшая за ними Гражданская война привели к появлению большого числа беженцев из России. Точных данных о численности покинувших тогда родину не существует. Традиционно (с 1920-х годов) считалось, что в эмиграции находилось около 2 млн. наших соотечественников. Следует отметить, что массовый отток эмигрантов шел до середины 1920-х годов, затем он прекратился. Географически эта эмиграция из России была, прежде всего, направлена в страны Западной Европы. Основными центрами русской эмиграции первой волны стали Париж, Берлин, Прага, Белград, София. Значительная часть эмигрантов оседала также в Харбине. В США изобретатели и ученые , и другие смогли реализовать свои выдающиеся таланты. «Русским подарком Америке» называли изобретателя телевидения . Эмиграция первой волны представляет собой уникальное явление, поскольку большая часть эмигрантов (85-90 %) не вернулась впоследствии в Россию и не интегрировалась в общество страны проживания. Отдельно стоит сказать об известной акции советского правительства 1922 года: два знаменитых “ ” доставили из Петрограда в Германию (Штеттин) около 50 выдающихся российских гуманитариев (вместе с членами их семей -- примерно 115 человек). После декрета РСФСР 1921 г. о лишении их гражданства, подтвержденного и дополненного в 1924 г., дверь в Россию для них была навсегда закрыта. Но большинство из них были уверены в скором возвращении на родину и стремились сохранить язык, культуру, традиции, бытовой уклад. Интеллигенция составляла не более трети потока, но именно она составила славу Русского Зарубежья. Послереволюционная эмиграция претендовала достаточно успешно на роль главного носителя образа России в мире, идеологическое и культурное противостояние российского зарубежья и СССР в течении многих десятилетий обеспечивало такое восприятие эмиграции значительной частью российского зарубежного и иностранного сообщества.

Кроме Белой эмиграции, на первое пореволюционное десятилетие пришлись также фрагменты этнической (и, одновременно, религиозной) эмиграции - еврейской (около 100 000, почти все в Палестину) и немецкой (порядка 20-25 тысяч человек), а самый массовый вид эмиграции - трудовой, столь характерный для России до Первой мировой войны, после 1917 г. был прекращен.

«Вторая» волна.

Совершенно иной по сравнению с послереволюционной эмиграцией социальный срез представляли собой вынужденные эмигранты из СССР эпохи Второй мировой войны. Это жители Советского Союза и аннексированных территорий, которые в результате Второй мировой войны по тем или иным причинам покинули Советский Союз. Среди них были , коллаборанты. Для того чтобы избежать насильственной репатриации и получить статус беженца, некоторые советские граждане меняли документы и фамилии, скрывая свое происхождение. В совокупности, общая численность советских граждан, находящихся за пределами СССР, составила около 7 миллионов человек. Их судьба решалась на Ялтинской конференции 1945 г., и по требованию Советского Союза они должны были вернуться на родину. На протяжении нескольких лет большие группы перемещенных лиц жили в специальных лагерях в американской, британской и французской зонах оккупации; в большинстве случаев их отправляли обратно в СССР. Более того, союзники передавали советской стороне бывших россиян, оказавшихся на противоположной стороне фронта (как, например, несколько тысяч казаков в Лиенце в 1945 г., оказавшихся в английской зоне оккупации). В СССР их репрессировали.

Не менее 300 тысяч перемещенных лиц так и не вернулись на родину. Основная часть тех, кто избежал возвращения в Советский Союз, или бежал от советских войск из Восточной и Юго-Восточной Европы, отправилась в Соединенные Штаты и в Латинскую Америку. Большое количество ученых уехали именно в США — им помогал, в частности, знаменитый Толстовский фонд, созданный Александрой Львовной Толстой. А многие из тех, кого международные власти относили к категории коллаборантов, уехали в Латинскую Америку. Менталитет этих людей в массе своей значительно отличался от русских эмигрантов «первой» волны, в основном они опасались репрессий. С одной стороны произошло определенное сближение между ними, но слияния в единое целое так и не произошло.

«Третья» волна.

Третья волна российской эмиграции пришлась на эпоху « ». движение и холодная война стали причиной того, что многие люди добровольно покидали страну, хотя всё довольно сильно ограничивалось властями. В общей сложности эта волна вовлекла более 500 тысяч человек. Ее этнический состав формировали не только евреи и немцы, которых было большинство, но и представители других народов, имеющих собственную государственность (греки, поляки, финны, испанцы). Также среди них были те, кто бежал из Советского Союза во время командировок или турпоездок или был принудительно выслан из страны, т.н. «невозвращенцы». Именно так бежали: выдающийся солист балета М. Барышников, и хоккеист А. Могильный. Особо следует выделить подписание СССР Именно с этого момента у граждан Советского Союза появились правовые основания покинуть страну, обосновывая это не семейными или этническими мотивами. В отличие от эмигрантов первой и второй волн, представители третьей выезжали на законных основаниях, не являлись преступниками в глазах советского государства и могли переписываться и перезваниваться с родными и друзьями. Однако неукоснительно соблюдался принцип: человек, добровольно покинувший СССР, впоследствии не мог приехать даже на похороны самых близких родственников. Важным стимулом для многих советских граждан, уезжавших в США в 1970-1990-е годы, стал миф о «великой американской мечте». В массовой культуре за такой эмиграцией закрепилось ироничное название «колбасной», но были и в ней и представители интеллигенции. Среди наиболее ярких ее представителей - И. Бродский, В Аксенов, Н. Коржавин, А. Синявский, Б. Парамонов, Ф. Горенштейн, В. Максимов, А. Зиновьев, В. Некрасов, С. Давлатов. Кроме того, в третью волну эмиграции вошли видные диссиденты того времени, прежде всего, А.И. Солженицын. Деятели третьей волны много сил и времени уделяли тому, чтобы через издательства, альманахи, журналы, которыми они руководили, выражать различные, не имевшие права на выражение в СССР, точки зрения на прошлое, настоящее и будущее России.

«Четвертая» волна.

Последний, четвертый этап эмиграции связывается с политикой в СССР и вступлением в 1986 г. в силу новых правил выезда, существенно упрощающих процедуру эмиграции (Постановление Совмина СССР от 28.08.1986 № 1064), а также принятием закона «О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР», вступившего в силу 1 января 1993 г. В отличие от всех трех предыдущих эмиграций четвертая не имела (и не имеет) никаких внутренних ограничений со стороны советского, а впоследствии -- российского правительства. За период с 1990 по 2000 г. только из России выехало примерно 1,1 млн человек, из них не только представители разных этнических групп, но и русского населения. Этот миграционный поток имел четкую географическую составляющую: от 90 до 95% всех мигрантов направлялись в Германию, Израиль и США. Такое направление задавалось наличием щедрых репатриационных программ в первых двух странах и программ по приему беженцев и ученых из бывшего СССР в последней. В отличие от советского периода, люди больше не сжигали за собой мосты. Многих вообще можно называть эмигрантами с натяжкой, поскольку они планируют вернуться или живут "на два дома". Другой особенностью последней эмиграции является отсутствие каких-либо заметных попыток с ее стороны к политической деятельности в отношении страны исхода, в отличие от предыдущих волн.

Во второй половине 1990-начале 2000-х годов наблюдался процесс реэмиграции в Российскую Федерацию ученых и специалистов, покинувших родину ранее.

В 2000-х годах начался новый этап истории российской эмиграции. В настоящее время это преимущественно экономическая эмиграция, которая подчиняется общемировым тенденциям и регулируется законами тех стран, которые принимают мигрантов. Политическая составляющая особенной роли уже не играет. В общей сложности число эмигрантов из России с 2003 по настоящее время превысило 500 тысяч человек.

Гражданская война и интервенция. Первая волна русской эмиграции: идеология, политическая деятельность, лидеры.

Разгон Учредительного Собрания.

Начало формирования однопартийной политической системы.

Кризисы власти. Большевистская стратегия: причины победы. Октябрь 1917 ᴦ. Экономическая и политическая программа большевиков.

Вопрос №6: Временное правительство и Петроградский Совет.

Вопрос №5: Альтернативы развития России после Февральской революции.

Альтернативы русской истории в период революции определялись главным образом взаимоотношением и борьбой входящих в него групп и политических партий. Альтернативы русской истории в период революции определялись главным образом взаимоотношением и борьбой входящих в него групп и политических партий.

В 1905-1907 гᴦ. в России насчитывалось уже около 50 партий различной идеологической и политической ориентации; к 1917 году количество партий практически удвоилось.

Среди крупнейших партий следует выделить:

1. Социал-демократическую рабочую партию (большевиков и меньшевиков).

2. ʼʼТрудовую группуʼʼ (трудовики), образовавшуюся в период деятельности первой государственной Думы.

3. Общероссийскую политическую партию социалистов-революционеров (эсеры).

Эти партии объединяло стремление к коренным преобразованиям в России. В принципе всœе перечисленные партии, кроме большевистской, в какой-либо степени можно отнести к партиям парламентского типа.

Революция 1917 года прервала деятельность большинства российских политических партий. В результате чего на протяжении более чем 70 лет в России была однопартийная система, не допускавшая никакой оппозиции.

Основная и, должна быть, крупнейшая по всœей истории России альтернатива возникает в 1917 ᴦ., Февральская революция сметает монархический режим. В течение нескольких месяцев борьба за власть и выбор исторических путей развития страны идет в основном между центром, представляемым коалицией социалистов-революционеров и меньшевиков, с одной стороны, и левыми силами во главе с большевиками - с другой. Спор идет, прежде всœего, вокруг реализации аграрной реформы, а также по поводу выхода России из войны. Ситуация требует скорейшего предоставления крестьянам помещичьих земель. Это прекрасно понимают лидеры народнического толка - эсеры и народные социалисты, подготовившие Декрет о земле. Но Временное правительство эсеров и меньшевиков медлит. Оно ждет ноября, когда намечено созвать Учредительное собрание - национальный парламент, который законным порядком должен принять необходимые решения.

Начиная с Февральской революции 1917 ᴦ. ход событий в России содержал различные альтернативы общественного развития:

· буржуазно-демократическую - если бы А.Ф. Керенскому - ключевой фигуре 1917 ᴦ. - удалось создать дееспособные государственные институты, добиться единœения общества и приступить к разрешению базовых социально - экономических и политических проблем русской жизни.

· генеральско-диктаторскую - если бы верховный главнокомандующий Л.Г. Корнилов смог установить свою власть в стране.

· однородносоциалистическую - если бы была выполнена резолюция II Съезда Советов о создании правительства из представителœей всœех социалистических партий.

· большевистско-леворадикальную - с приходом к власти большевиков началась реализация этой модели общественного развития России.

Как известно, в ходе Февральской революции на общегосударственном уровне установилось двоевластие: с одной стороны, Временное правительство - правительство буржуазии и помещиков, с другой - Петроградский Совет - рабочее правительство, выражавшее интересы пролетариата и беднейшей части городского и сельского населœения. Эти учреждения выступали одновременно центрами притяжения и отталкивания различных слоев населœения, поскольку выражали интересы прямо противоположных частей общества. Между ними и развернулась борьба за власть.

Едва возникнув, они немедленно приступили к созданию крайне важно го фундамента власти, но Временное правительство преуспело больше: оно сумело взять в свои руки всœе властные структуры, оставшиеся от прежнего режима. Οʜᴎ быстро мобилизовали депутатов ʼʼслонявшихся без делаʼʼ после роспуска и направили на ʼʼкомиссарскиеʼʼ места в столичные учреждения. Единственным критерием, который при этом принимался в расчет, была их партийность. Благодаря этому прежний административный аппарат Думы достался Временному правительству.

Одновременно формировал свои структуры Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, но делал это по-иному: он занимался созданием преимущественно низовой системы управления, организацией рабочих и солдат, обеспечением безопасности и порядка в столице и решением жизненно важных проблем, прежде всœего - продовольственной. Такая разная социальная направленность и разнородность занятий сразу же вызвали трения между этими структурами. При этом до открытого противоборства тогда дело не дошло. Антагонизм между ними сглаживался важнейшей нерешенная проблемой - ликвидация монархии.

2 марта 1917 ᴦ. между Петро-советом и Временным правительством было подписано соглашение о совместном управлении государством. При этом в первые недели после свержения монархии основной политической силой являлся народный фронт. Как раз в тот самый момент народ впервые почувствовал реальную возможность влиять на ход событий. Это осознали и политические партии. Οʜᴎ пустились во всœе тяжкие, задабривая, угождая и даже заискивая перед народом с единственной целью заполучить его в свое распоряжение, с его помощью захватить власть и решить политические и социально-экономические задачи в своих интересах. Главным штабом народного фронта͵ его политическим центром был Петро-совет. Председателœем его исполнительного комитета был избран лидер меньшевиков Чхеидзе, а его товарищами (заместителями) эсер Керенский и меньшевик Скобелœев.

Вскоре после оформления буржуазно-помещичьего стана и его выхода из антицаристского фронта разлом прошел по революционной демократии. Всероссийское совещание Советов, состоявшееся в начале апреля 1917ᴦ., положило начало расколу народного фронта на два лагеря - леворадикальный и центристский (демократический). Так, в течение марта возникло три самостоятельных социально разнородных потока - буржуазно-помещичий, центристский и леворадикальный. Политическая обстановка в стране заметно осложнилась. Раскол народного фронта повлек серьезные политические последствия, чреватые для судеб революции и страны в целом. Сложившаяся ситуация благоприятствовала возникновению диктаторского режима.

18 апреля министр иностранных дел Милюков вопреки обещаниям заявил, что правительство России намерено довести войну до решительной победы. Народ понял, что его одурачили, и хлынул на улицы, чтобы выразить свое негодование, а возмущение солдат вообще не знало границ. В ходе апрельского кризиса были предприняты попытки к установлению диктатуры как со стороны буржуазно-помещичьего, так и со стороны левых сил.

Первая попытка была связана с действиями генерала Корнилова. Он приказал верным ему частям выйти на Дворцовую площадь с заданием подавить выступления рабочих и солдат орудийным огнем и изменить ситуацию в пользу Временного правительства, но его переубедили члены исполкома Петро-совета. Корнилов уступил и отвел воинские части в казармы.

Тогда же с помощью военной силы пытался решить вопрос о власти и представитель левого лагеря Линде. Он привел к Мариинскому дворцу самую крупную и боеспособную воинскую часть Петроградского гарнизона - Финляндский полк с целью привлечь Временное правительство к ответу. Действия этого полка готовы были поддержать солдаты, оказавшиеся в тот момент у Мариинского дворца. Членам Петро-совета опять же удалось удержать и Линде от последнего шага.

Уже в начале июля Петроград оказался на грани вооруженного восстания. 3 июля к зданию Петербургского комитета явились солдаты пулеметного полка и поставили вопрос об отстранении Временного правительства и передаче государственной власти Советам. Но большевики посчитали, что в сложившейся обстановке требовать смены власти преждевременно. При этом огромные массы рабочих и солдат уже вышли на улицы, развернулось полустихийное восстание. Страна оказалась перед угрозой установления диктатуры пролетариата.

Инициативу по подавлению этого мятежа взял на себя Керенский и возглавил правительство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ действовало преимущественно насильственными методами. В стране установился диктаторский режим, названный в последствии - военной диктатурой. Период демократии в России закончился, а народовластие трансформировалось в диктатуру Временного правительства. Тем самым была исчерпана еще одна альтернатива, обозначенная в начале XX в., а именно существование России в форме демократической республики.

22 октября по всœей стране беспрепятственно прошли многолюдные демонстрации рабочих с требованием проведения Всероссийского съезда Советов. Социалистическая революция победила.

История советского гос.управления берет начало со II съезда Советов. Он собрался в переломный момент, когда Петроград был в руках восставших рабочих и крестьян, а Зимний дворец, где заседало буржуазное Временное правительство, еще не был взят восставшими. Создание новой системы гос.управления начиналось с выработки и провозглашения определœенных политических постулатов. В этом смысле первым ʼʼуправленческимʼʼ документом новой власти следует признать обращение II съезда Советов ʼʼРабочим, солдатам, крестьянам!ʼʼ, принятое на первом заседании съезда 25 октября 1917 г, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ началось в 10 часов утра. Этот документ провозглашал установление советской власти, ᴛ.ᴇ. образование Советского государства. Здесь же были сформулированы основные направления внутренней и внешней политики нового государства: установление мира, безвозмездная передача земли крестьянству, введение рабочего контроля над производством, демократизация армии и др.

Советская государственность рождалась под сильным влиянием демократических настроений, царивших в обществе. На том же II съезде Советов Ленин утверждал, что большевики стремятся построить государство, в котором ʼʼправительство всœегда было бы под контролем общественного мнения своей страны... По нашему представлению, - говорил он, - государство сильно сознательностью масс. Оно сильно тогда, когда массы всœе знают, обо всœем могут судить и идут на всœе сознательноʼʼ. Столь широковещательный демократизм предполагалось осуществить путем привлечения масс к управлению государством.

В итоге, II съезд Советов провозгласил создание нового государства, сформировал органы власти и управления. На съезде были сформулированы наиболее общие принципы организации советской государственности и положено начало созданию новой системы гос.управления. В начале ноября 1917 ᴦ. на пленарном заседании ВЦИК была принята компромиссная резолюция ʼʼОб условиях соглашения социалистических партийʼʼ. В ней подчеркивалось, что соглашение возможно лишь при условии признания II съезда Советов ʼʼединственным источником властиʼʼ и признания ʼʼпрограммы Советского правительства, как она выражена в декретах о земле, миреʼʼ. Это позволило расширить социальную базу управленческих процессов и тем самым укрепить государственную власть.

Блок с левыми эсерами позволил большевикам решить важнейшую политическую и управленческую задачу - объединить Советы рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов. Объединœение произошло на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 ᴦ. На съезде был избран новый состав ВЦИК, в который вошли 160 большевиков и 125 левых эсеров. При этом союз с ними оказался недолговечным. 18 марта 1918 ᴦ., не признав ратификацию Брестского мира, левые эсеры вышли из правительства, а в июле того же года подняли мятеж против советской власти, который был быстро подавлен. Разрыв союза большевиков с левыми эсерами отразил проистекавшие в обществе процессы, приведшие к разрастанию гражданской войны, которая, безусловно, наложила отпечаток на формировавшуюся систему управления страной.

В марте 1918 англо-франко-американские войска высадились в Мурманске; в апрелœе - японские войска во Владивостоке; в мае начался мятеж Чехословацкого корпуса. Все это создало серьезные проблемы для новой власти. К лету 1918 на 3/4 территории страны образовались многочисленные группировки и правительства, выступавшие против советской власти. Советское правительство приступило к созданию Красной Армии и перешло к политике ʼʼвоенного коммунизмаʼʼ.

Во 2-й половинœе 1918 Красная Армия одержала первые победы на Восточном фронте, освободила территории Поволжья, часть Урала. После Ноябрьской революции в Германии Советское правительство аннулировало Брестский мир, были освобождены Украина и Белоруссия. При этом политика ʼʼвоенного коммунизмаʼʼ, а также ʼʼрасказачиваниеʼʼ, направленное фактически на уничтожение казачества, вызвали в различных регионах крестьянские и казачьи восстания и дали возможность руководителям антибольшевистского лагеря сформировать многочисленные армии и развернуть широкое наступление против Советской республики. На территориях, занятых белогвардейцами и интервентами, ширилось партизанское движение.

В марте - мае Красная Армия успешно отразила наступление белогвардейских сил с востока (адмирал А. В. Колчак), юга (генерал А. И. Деникин), запада (генерал Н. Н. Юденич). В результате общего контрнаступления советских войск Восточного фронта в мае - июле были заняты Урал и в последующие полгода, при активном участии партизан, - Сибирь. В апрелœе - августе 1919 интервенты были вынуждены эвакуировать свои войска с юга Украины, из Крыма, Баку, Ср.
Размещено на реф.рф
Азии. Войска Южного фронта разгромили армии Деникина под Орлом и Воронежем и к марту 1920 оттеснили их остатки в Крым. Осенью 1919 была окончательно разгромлена под Петроградом Армия Юденича.

В начале 1920 были заняты Север и побережье Каспийского м. Государства Антанты полностью отозвали свои войска и сняли блокаду. После окончания советско-польской войны Красная Армия нанесла ряд ударов по войскам генерала П. Н. Врангеля и изгнала их из Крыма. В 1921-22 были подавлены антибольшевистские восстания в Кронштадте, на Тамбовщинœе, в ряде районов Украины и др., ликвидированы оставшиеся очаги интервентов и белогвардейцев в Средней Азии и на Дальнем Востоке (октябрь 1922).

Гражданская война принœесла огромные бедствия. От голода, болезней, террора и в боях погибло (по различным данным) от 8 до 13 млн. человек, в т.ч. около 1 млн. бойцов Красной Армии. Эмигрировало к концу Гражданской войны до 2 млн. человек. Ущерб, нанесенный народному хозяйству, составил около 50 млрд. золотых рублей, промышленное производство упало до 4-20% от уровня 1913, сельскохозяйственное производство сократилось почти вдвое.

Гражданская война и интервенция. Первая волна русской эмиграции: идеология, политическая деятельность, лидеры. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Гражданская война и интервенция. Первая волна русской эмиграции: идеология, политическая деятельность, лидеры." 2017, 2018.

Слово о погибели Земли Русской» в публицистической и художественно-документальной прозе о революции.

О гибели России говорили довольно много во время революции. Большинство людей не верили, что она изменит страну в лучшую сторону, скорее даже наоборот, погубит ее. Об этом рассуждали и писали, так как тема была злободневная.

Ремизов в это время вел активную публицистическую деятельность. Он печатался во многих журналах со своими работами, вел дневник, в котором отражались все его мысли.

Но вершиной публицистики Ремизова стало «Слово о погибели Русской Земли». Использование писателем названия конкретного древнерусского памятника не означало стилизационного подражания ему. Р. было известно, насколько широко использовался данный жанровый термин («слово») в ДРЛ. (Он занимался ДРЛ) Можно предположить, что он привлек к себе внимание писателя прежде всего как емкое обозначение произведения, не ограниченного жестким жанровым каноном. В годы революции Р. не раз обращался к этому жанру в своей публицистике («Заповедное слово русскому народу», «Слово к матери-земли»).

«Слово о погибели» было органичным продолжением древней литературной традиции. И в то же время оно было произведением русского авангарда XX в., текстом, основанным на худ. принципе монтажа, на смене различных речевых ритмов. В «Слове» переплелись отдельные стилевые приемы, образы, скрытые цитаты из памятников ДРЛ, фольклора и из новейшей литературы, в том числе из произведений и Дневника Р.

По своей художественной структуре «Слово» представляло собой соединение плачей, приговоров, пророчеств и притч, сказываемых разными людьми разных эпох, но спрашивавших, причитавших или вещавших об одном и том же - судьбе России. Среди них был слышен и одинокий голос «очевидца» событий, потерявшегося и оглушенного происходящим: «Русь моя, земля русская, родина беззащитная, обеспощаженная кровью братских полей, подожжена горишь!»

В образно-символической форме в «Слове» представлен исторический путь развития Русской Земли от начальных времен ее укладывания, через годины татарского нашествия, время царствования Ивана Грозного, эпоху русской Смуты рубежа XVI - XVII в., перипетии трагической истории раскола XVII вв., эпоху Петровских преобразований и до современности - годов мировой войны и второй русской революции. Столетия уходили за столетиями, менялись правители, враги, иной становилась сама Россия, но одно оставалось неизменным - сквозь пропад и разруху каждый раз воскресала Русь - «Святая Русь» - символ духовной сущности русского народа. Представляя читателю череду катаклизмов русской истории, Р. тем самым вводил современность - последнюю русскую «разруху» - революцию - в единый типологический ряд исторического процесса развития России. Современность характеризовалась в «Слове» как период разделения «России» со своей душой («Русью»), которая существует, поскольку она вечна, но скрыта, потаенна: «Ты весь Китеж изводи сетями - пусто озеро, ничего не найти». И в этом плане особое значение в «Слове» имел образ «Безумного всадника» - Медного всадника - Петра I, предстающего воплощением Росс. государства, зачастую жестокого, меняющего свои формы, но необходимого для организации «порядка», «уклада» Рус. Земли, в конечном счете для восстановления единства «Руси» и «России». Именно с этим образом связан скрытый оптимизм «Слова»: «Безумный ездок, что хочет прыгнуть за море из желтых туманов, он сокрушил старую Русь, он подымет и новую, новую и свободную из пропада. // Слышу трепет крыльев над головой моей. // Это новая Русь, прекрасная и вольная, царевна моя. // Русский народ, верь, настанет Светлый день» . Но по мысли Р., для возрождения Русс.Земли необходимо духовное возрождение народа, его покаяние и преображение. После этого люди и станут, используя евангельскую символику, «званными гостями», настоящими хозяевами, «которые сядут на широкую русскую землю».

Завершающая часть произведения - это слово пророка, вещающего о бедах Отечества. И тут необходимо понять ключевую фразу, которая не раз обговаривалась и критиками, и исследователями «Слова»: «Закукурекал бы, да головы нет: давно оттяпана!». Она восходила к известному евангельскому сюжету: троекратное пенье петуха являлось напоминанием Петру об отречении от Христа.

В структуре «Слова о погибели» эта фраза была органично связана как с общим художественным планом произведения, так и с мировоззренческой концепцией писателя революционных лет. Как уже говорилось, финал «Слова» - это речь пророка - плач о прошлом, обличение настоящего, прорицание будущего. В этом контексте существенна запись в Дневнике Р. от 21 марта 1920 г.: «Я не пророк, я не апостол, я тот петух, который запел и отрекшийся Петр вспомнил о Христе». В Дневнике эта фраза закавычена - может быть, это - запись чьих-то слов, или цитата из какого-то источника. Но творческое сознание писателя аккумулировало этот «чужой» текст. Фраза о «петухе» вводила в «Слово» важную для ремизовского творчества того времени идею миссии писателя как некоего «духовного катализатора» процесса пробуждения народной совести. В июньской дневниковой записи 1917 г. Р. отмечал: «Никакие и самые справедливейшие учреждения и самый правильный строй жизни не изменит человека, если не изменить в душе его, если душа его не раскроется и искра Божия не блеснет в ней. Или искра Божия блеснет в сердце человека не надо головы ломать ни о каком учреждении, ни о каком строе, потому что с раскрытым сердцем не может быть несправедливости и неправильности». По мысли Р., пробуждение совести, принятие страдания как судьбы приведет Россию к возрождению - Второму Пришествию.

Помимо Ремизова рассуждением о «Погибели земли русской» занимались многие видные критики на протяжении всего длительного периода эмиграции. Например, Антон крайний (З. Гиппиус) рассуждало том смогут ли эмигранты выдержать это испытание, смогут ли они не просто пережить этот период, но и сохранить русскую культуру для потомков (так как весь свет рус. интеллегенции оказался за пределами страны), иначе Русь погибнет. Данная ситуация сравнивается с катастрофой. У Арцыбашева все случившиеся рассматривается в пессимистичном ключе, и он не верит в то, что эмигранты сохранят культуру, следовательно, Русь ждет смерть. (без культуры не сможет жить не одна страна).

У Осоргина много работ с размышлениями об эмиграции (он один из видных критиков был). Он также говорит о плохом положении культуры России, и приводит причины, почему население так и остается безграмотным, а писатели-эмигранты не могут издавать и писать свои произведения: 1) писатели оторваны от почвы, они лишены материала (не могут писать о совр-сти); 2)Экономич. кризис. падает покупательская способность (людям не интересно, то что пишется на родине. Лит-ры соцзаказа на рынке полно, также основная масса безграмотная). 3) Творческий кризис. Литература не может развиваться в каких-то рамках. Писатели испытываю душевный кризис. Страдают из-за того, что утеряны их корни. Тоже говорит о погибели земли русской, и со страхом ждет этого.

Для художественно-документальной прозы, которую условно можно назвать «Словом о погибели Земли Русской» (А.М.Ремизов), характерны эстетический консерватизм, сознательное ограничение проблематики творчества, остротрагический характер произведений.

Историософия Марка Алданова

Произведения Алданова о прошлом и современности самостоятельны, но связаны между собой единой философско-исторической концепцией, общими действующими лицами. Воссоздаваемые события прошлого интересуют писателя, прежде всего, в плане проекции его философских взглядов на ход истории и природу человека. В романах М. Алданова, включающих в себя элементы научного исследования, публицистики, историко-философского трактата, соединяются образные и необразные формы познания истории. Для Алданова важна не только изображаемая историческая реальность как таковая, но и связь событий во времени, их архетипическое сходство, а также люди, одинаковые во все времена, действующие, размышляющие, страдающие. Алданов стремился к утверждению повторяемого, к объективности, и потому герои его… напоминают нам знакомых.

Сквозной темой романов Алданова («Истоки», «Самоубийство», «Ключ», «Бегство») становится русская революция, взятая в широком историческом контексте. Писатель искал ее прообраз в разных столетиях. Характерна полемика писателя с Н. Бердяевым по поводу русской революции. Алданов считает, что революция вызвана к жизни искусственно. Он настаивает на «завозном» характере русской смуты, истоки которой видит в 1870-х гг. и связывает с деятельностью народовольцев: именно тогда в России начинает готовиться благодатная почва насилия и нетерпимости, на которой позднее утвердится западное «семя» марксизма, заботливо ухоженное вовремя появившимся хорошим «садовником» (Лениным), сумевшим адаптировать «ядовитое растение» к новой среде произрастания. Н. Бердяев, напротив, убежден в органичном вызревании идеи революции на русской почве. Философ выводит готовность народа к революции из бескрайности русской души: «Бунт есть… один из путей осуществления исторической судьбы… Нигилизм типически русское явление, и он родился на духовной почве православия».

Алданов, далекий от идеи рассматривать революции и гражданские войны как проявления духовной жизни народа, считал, что «бескрайность» и «безмерность» выдуманы в России. В романах «Истоки» и «Самоубийство», связанных идейно-тематически и тяготеющих к дилогии, писатель осмысляет генезис и сущность русской революции. Действие романа «Истоки» охватывает семь лет (с 1874 по 1881 гг.), за которые движение народовольцев разрослось и достигло трагической кульминации - убийства Александра II. Алданов предпринял нравственно-философский анализ этой эпохи, проследив ее связь с XX в. Народники-террористы утвердили принцип вседозволенности.

Писатель безошибочно почувствовал главное зло исторических потрясений. В абстрактном идеализированном виде, как сублимация «высоких чаяний прогрессивного человечества», революция всегда будет оставаться привлекательным средством решения в обществе накопившихся проблем. Но еѐ конкретно-историческое воплощение, методы, которыми руководствуются исполнители революции, еѐ результаты, всегда непредсказуемые и катастрофические, лишены романтического ореола. После того как сгорают в огне преданного служения «делу» фанатики-идеалисты, попав под жернова ими же раскрученной стихии, прекрасные идеалы становятся ширмой для бесчестных проходимцев, делающих карьеру на чужой крови. Алданов вкладывает в уста своих героев-резонѐров мысль о том, что все революции имеют общий пошлый финал: их плоды пожинает сытый хам, который пытается подражать бывшему хозяину («Если у нас в самом деле произойдѐт революция, то главные неприятности могут быть от смешения третьего сорта с первым. Несчастие революций именно в том и заключается, что к власти рано или поздно приходят люди третьего сорта, с успехом выдавая себя за первосортных» (Браун в разговоре с Федосьевым) («Ключ») ; «Вы говорите: демос. Эти люди самые обыкновенные мещане, добравшиеся наконец до наших радостей и теперь отдающиеся им с упоением» (Никонов в беседе с друзьями) («Бегство»).

Специального осмысления заслуживает острая полемика писателя с основными положениями философии истории Л.Н. Толстого. Любой человеческий поступок рассматривается им как неотвратимая реализация изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность. История, считает Толстой, подчинена законам, еѐ ход определяет сверхличная воля, осуществляющая цели провидения. Последней причиной исторического движения, силой, направляющей «течение» мировых событий, становится у него «…равнодействующая разнонаправленных воль, слагающаяся из бесконечно малых моментов свободы», отпущенной каждому из людей. Фатум делает беспомощными всякие попытки исторического лица руководить событиями, человечество превращается в слепое орудие неумолимого рока. Писатель, полагая, что поступки деятеля истории тем не свободнее, чем выше он стоит в людской иерархии, представляет Наполеона бестолковой пешкой в мощной руке «Распорядителя». Л.Н. Толстой отрицает роль личного элемента в истории и связанную с ним свободу воли, сглаживая различия между результатами действий, совершаемых «великими деятелями» истории и еѐ рядовыми участниками.

В центре раздумий Алданова проблема воздействия личности на ход исторического процесса. Писатель осмысляет с нравственно- этической позиции последствия исторического «творчества» индивидуума. Поскольку на ход истории влияет и деятельность исторического лица, постольку, по мысли писателя, грандиозна роль Ленина в Октябрьских событиях, определивших всю дальнейшую судьбу России.

В понимании Алданова, история подчиняется принципу «вечного круговорота» политико-государственных форм. Жизнь движется как бы по замкнутому циклу, время от времени повторяя одни и те же ситуации, конфликты.

основные положения историософской концепции М. Алданова, нашедшей отражение в его романах. Писатель наделѐн способностью видеть в современности часть исторического процесса, находить в прошлом - созвучное сегодняшнему, неизменное, вечное. Его привлекает в истории типическое, повторяющееся в разных социокультурных контекстах. Алданов считает вечными спутниками человечества на его историческом пути - суету сует и иронию истории. Историософская концепция писателя соответствует научным теориям, считающим случайность самостоятельным началом и фактором развития материального мира. М. Алданов полемизирует с Л.Н. Толстым в осмыслении философских проблем истории. Толстовскому «роевому началу» писатель противопоставляет роль личности в истории, «идее Провидения» - философию случая. Алданов выступает против политической нетерпимости, фанатизма, насильственно попирающих живую жизнь. Любые попытки кардинальных перемен представляются ему тупиковыми и катастрофическими. Писатель в своей прозе утверждает бессилие человека перед случайностным потоком истории, тщетность переустройства мира, бренность всего земного. Но жизнь, представляющая в общебытийной перспективе лишь мгновенье, несѐт в себе и высшие земные ценности: свободу, культуру, науку, наконец, простые, необходимые моменты человеческого счастья, и это определяет для Алданова вопреки всему еѐ ценность и смысл. Писатель толкует историю как процесс борьбы со случаем: в условиях релятивно-вероятностного мира долг человечества, нравственно ответственного за всѐ происходящее на земле, состоит в том, чтобы, используя во благо возможности разума, посильно противостоять проявлениям случая, способным обернуться общественными трагедиями. Мрачность и тягостность мироощущения Алданова умеряется надеждой на то, что когда-нибудь глобальная противоречивость бытия, неразумного в своей основе, готового к горестной гибели, гармонизируется ровным, некатастрофическим течением жизни, что человечество не иссякнет на земле, но продолжится в веках, научившись сообразовываться в своих поступках с принципами «Разума» - «Красоты» - «Добра».

Первая волна русской эмиграции: причины, этапы, пути, состав.

20 в. богат политическими катаклизмами, которые способствовали русской эмиграции. Существует 3 этапа (3 волны) эмиграции, каждая имеет свои причины: 1 – революция и гражданская война; 2- ВОВ; 3 – сворачивание оттепели.

7 ноября (25 окт, по старому стилю) 1917г. Прогремела 1 революция. После этого события для многих людей стало ясно, что жить в «новой стране» они не хотят и не могут, поэтому уже с этого времени люди начинают покидать Россию. Но 1 офиц. зафиксированный факт эмиграции – апрель 1918г. Именно с этого момента приянто отсчитывать начало русской эмиграции.

1 волна длилась с 1918-1924. За эти пять лет Россию покинуло более половины населения, а население Европы возросло в 8 раз.

Большая часть 1 волны относилась к так называемой Белой эмиграции, сохранявшей верность дореволюционной русской городской культуре. Эта волна очень пестрая, так как в ней участвовали все соц. слои.

Стоит отметить, что эмигрировать было опасно. В первое время люди могли уезжать спокойно, но, а потом никого не пускали без специально одобренной властью визы, разрешающей выезд за пределы страны. Количество желающих уехать из советской России быстро росло, поэтому люди искали иные пути выхода из страны. Но такая эмиграция была незаконной, поэтому, если люди попадались, их убивали, так как считалось, что они предатели и расхищают имущество страны. Поэтому люди покидали свои дома налегке, лишь с тем, что они могли унести на себе.

О грандиозности первой волны русской эмиграции красноречиво свидетельствует уже тот факт, что за пределами России оказались представители всех эстетических конвенций и жанров серебряного века русской литературы: символизма (К.Д.Бальмонт, Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус, Вяч.И. Иванов); футуризма (Д.Д.Бурлюк, Игорь Северянин); реализма (И.А.Бунин, Б.К.Зайцев, А.И.Куприн, М.А. Осоргин, И.С.Шмелев); натурализма (И.Ф.Наживин, М.П. Арцыбашев); акмеизма (Г.В.Адамович, Г.В.Иванов); писатели вне литературных направлений (Е.И.Замятин, А.М.Ремизов, В.Ф.Ходасевич, М.И.Цветаева); сатирики (А.Т. Аверченко, Тэффи, Саша Черный). Кроме того, в эмиграции оказались литературоведы и критики: Ю.И.Айхенвальд, А.Л.Бем, П.М.Бицилли, К.В. Вейдле, Р.Б. Гуль, К.В. Мочульский, М.Л.Слоним, Р.О.Якобсон и многие другие.

Причины эмиграции: 1) Добровольная эмиграция – высшие слои, которые решили, что они не хотят жить с новой властью (Революция – царство хама). 2) Самая массовая причина эмиграции – случайная. К случайным можно отнести всех, но по большей части это были крестьяне и солдаты, которые вслед за знакомыми, людьми, имеющими в их глазах авторитет, выезжали из страны. (стадный инстинкт). Петр Краснов – донской казак, офицер. Его боялись и уважали. Он был очень хорошо образован. У него хорошее представления о чести. Солдаты ему верили с полуслова. Примерно 800 тысяч человек покинули Россию вслед за Красновым. 3)Насильственная эмиграция – высылка из страны. В 1924г. По последнему распределению Ленина, были созданы философско-профессорские пароходы. На них увозили из страны всю российскую профессуру. Самые большие умы страны были посажены на эти пароходы и высланы из страны. Там были и философы, и актеры, и писатели, и культурные деятели. Россия лишилась своего богатства, а Европа получила огромный подарок, который помог ей скорее развиваться и делать великие научные открытия. (Сикорский создатель первого самолета; Рябушинский – первый вертолет; Алехин – непревзойденный чемпион мира по шахматам.). Также в 1919г. те, кто уезжал за границы России, за ночь стал эмигрантом, так как за одну ночь советские власти запретили въезд в страну с других стран. Таким образом лишились своего имущество Н. Тэффи, И. Северянин, Л. Андреев и многие другие.

Пути эмиграции: (их всего было 4) 1)Западный проходил через польско-русскую границу. Она не охранялась, поэтому пройдя сложный путь можно было выбраться из страны. Но это было опасно, если поймали, то могут убить, так как граница была нелегальной. (так миновали границу З. Гиппиус и Д. Мережковский). 2)Северо-западный путь. Люди уезжали в Прибалтику, в Финляндию, а оттуда кто хотел двигались дальше. 3)Южный. Через Одессу уезжали по морю в Константинополь, а оттуда в Европу. Пароходов почти не было, а если они ходили, то были перегружены в 2-3 раза. Этот путь очень долго продержался. 4) Восточный путь – в Китай через Маньчжурию. Надо было преодолеть большое расстояние, на котором было много препятствий (амурские тигры). Эта территорию не принадлежала никому, она не охранялась, можно было ездить туда-сюда несколько раз. Так купцы Демидовы вывезли с собой половину своих заводов. А Омский Императорский банк через Маньчжурию переехал в Китай. С тех пор Гонконг является одним из богатейших в мире городом. В Китай уезжали в основном артисты.

На пути в Европу у людей было 2 перевалочных пункта:

1) В Финляндии Гельсингфорс (Хельсинги) – это форд, военный порт. После эмиграции он стал известен.

2) Константинополь (Турция). В нем останавливались эмигранты, которые покидали страну южным путем. Город принять всех не мог, поэтому на был разбит Галлиполийский эмигрантский лагерь . Он находился в пустыне. Где почти не было воды и еды. Была постоянная жара. Палатки были переполнены, так как люди все пребывали. Царила абсолютная нищета, так как многие приезжали без денег (нельзя было вывозить из страны), а работы не было. Постоянно были эпидемии, также нередко там сходили с ума. Изначально планировалось соорудить временный лагерь, но в итоге он просуществовал несколько лет.

2. Основные центры русской эмиграции 1920-х годов: особенности культурной жизни, писательские объединения, периодические издания

Первым крупным центром эмиграции стал Берлин . (Он был ближе к центру России). Берлинская эпоха существовала до середины 20х годов. Это была самая лучшая эпоха для эмиграции. Русский Берлин был по численности населения больше чем немецкий (шпионы). К середине 20х годов центром рус. эмиграции становится Париж . Это культурная столица, где можно было жить, но зарабатывать себе на жизнь было не просто.

Научным центром русской эмиграции была Прага . Она издревле славилась своимим ВУЗами и школами. Оттуда вышли виднейшие ученые (биолог Бем). Был очень сильным Тарасовский факультет (философия). Выдавались гос. Стипендии. Так учился Сергей Эфрон.

София, Белград – правители этих стран любили Россию, и всячески помогали эмигрантам.

Восток-Китай-Шанхай (экономически-финансовый центр эмиграции).

Эмигранты очень любили город Харбин. Он был заложен одновременно с СПб по приказу Петра1, по одному и тому же проекту. Но в Харбине успели построить только центр. Этот город активно отстраивался китайцами. Эмигранты о нем тепло отзывались, так как он им напоминал родной СПб. Харбин был культурным центром, там были русские театры, хоры.

Жизнь в эмиграции была очень сложна, многим не удавалось найти работу, чтоб пропитать себя и свое семейство. Многие оказывались отрезанными от своих семейств. Порой чтобы хоть как-то прожить люди брались за чуждую им профессию. (яркий пример Марина Цветаева) Те кто раньше крутился в культурных кругах, имел какой-то вес мог в одночасье стать никем. Люди оказывались в чуждых им слоях населения. Все претерпевали кризис. Лишь некоторым удавалось преодолеть этот сложный период и приспособится к новой среде. Все это наложило отпечаток на людей.

Кризис зачастую порождает пьянство. Люди, которые не могут справится или смирится с проблемами не редко начинают пить. Например, Куприн прожил в эмиграции 20 лет, он вел разгульный образ жизни, много пил, буянил, скандалил. И это не единичный пример. Многие эмигранты не смогли найти себя вне родины, и потихоньку скатывались вниз.

В. Ходасевич сменил направление своей сферы деятельности. В России он долго и усердно работал, чтобы стать 2м Пушкином. Он каждый год издавал поэтический сборник, а в эмиграции он нашел себя в литер. Критике. Х. стал одним из самых видных критиков рус. эмигр. лит-ры. Сначала у него была газета, потом журнал. Он заведовал целым отделом. Был жестким критиком – язвителен и желчен. Его боялись, но если он замети писателя, то значит он чего-то стоит. Про плохих он не писал вообще.

Также видными критиками рус. эмиграции были Осоргин, Алданов, Адамович, Газданов и др.

Одним из самых влиятельных общественно-политических и литературных ж. рус. эмиграции были «Современные записки» (Париж, 1920–1939). Ж. отличался широтой эстетических взглядов и полит. терпимостью. Всего вышло 70 номеров ж., в которых печатались наиболее известные писатели русского зарубежья. Жу. давал рецензии на большинство вышедших в России и за рубежом книг практически по всем отраслям знаний.

Основным печатным органом писателей «незамеченного поколения», долгое время не имевших своего издания, стал ж. «Числа» (Париж, 1930–1934). «Числа» стали оппозицией традиционным «Современным запискам». «Числа» культивировали «парижскую ноту» и печатали Иванова, Адамовича, Поплавского, Блох, Червинскую, Агеева, Одоевцеву. Поплавский так определял значение нового журнала: «Числа» есть атмосферическое явление, почти единственная атмосфера безграничной свободы, где может дышать новый человек».

Среди наиболее известных газет русской эмиграции – орган республиканско-демократического объединения «Последние новости» (Париж, 1920–1940), монархическое выражавшее идею белого движения «Возрождение» газеты «Звено » «Дни» ,«Россия и славянство» и др.

Литературно-критич. дискуссии:

1) Об отношении к Советской России. Кто-то был против («Царство хама» З. Гиппиус и Д. Мережковского), а кто-то был готов принять эту власть.

2) О советской литературе. Остро обсуждался вопрос может ли в этой стране родится что-то стоящее внимания.

3) О самой эмиграции. О миссии. Люди до конца 2 мир. войны оставались гражданами несуществующей страны. (Росс. Имеприи). Они отказывались принимать гражданство той страны, в которую попали. Люди очень серьезно относились к своему бытованию, к своей «святой миссии сохранить рус. культуру»

Несмотря на отсутствие массового читателя и непростое материальное положение большинства писателей, русская зарубежная литература активно развивалась. Выделялось старшее поколение, которое придерживалось направления «сохранения заветов» (И. Бунин, Д. Мережковский), младшее поколение, ценившее драматический опыт эмиграции (Г. Иванов, «Парижская нота»), «незамеченное поколение», писатели, осваивавшие западные традиции (В. Набоков, Г. Газданов).

Некоторые исследователи считают, что работы писателей первой волны эмиграции имеют большее культурное и литературное значение, чем творчество авторов второй и третьей.

Гражданская война – это организованная вооруженная борьба между классами и социальными группами внутри одной страны за государственную власть. Гражданская война в России – исключительно сложное явление. Она охватила территорию всей страны, носила тотальный характер.

Причинами гражданской войны в России были:

1. Столкновение имущественных, материальных интересов различ­ных социальных слоев, обострившееся до крайности перераспределением огромных богатств из одних рук в другие в результате революционных пре­образований. От революции материально выиграли большинство крестьян, рабочих, другие беднейшие слои. Проиграли помещики, капиталисты, часть интеллигенции. Опасались за свою судьбу и старались определить свое ме­сто в новой жизни средние городские слои, часть интеллигенции, казаче­ство, другие группы. Достаточно часто идейные предпочтения, сложные личные обстоятельства и другие факторы оказывались не менее значимыми, чем очевидные материальные интересы. Линия баррикад, разделявшая общество в гражданской войне, проходила нередко через семьи, ломала родственные связи.

В развязывании гражданской войны в той или иной степени повинны все политические партии России. Каждая из них ратовала за спасение России, но добивалась этой цели бескомпромиссной борьбой со своими политическими противниками. Эскалация насилия постепенно втягивала в террор как большевиков, так и их противников.

2. Вмешательство иностранных государств (интервенция ) во внут­реннюю борьбу в России на стороне антибольшевистского, белого движе­ния. Западные державы опасались распространения коммунистических идей («красной заразы») в своих странах и мировой социалистической революции . Западные политики рассчи­тывали вернуть долги царского и Временного правительств, которые совет­ское правительство отказывалось выплатить государствам-кредиторам. Важной задачей было ослабление России вообще, исключение ее из числа сильных, влиятельных государств.

Странам Антанты не понравилось заключение большевиками 3 марта 1918 года сепаратного Брестского мира с Германией и выход России из I мировой войны. «Похабный», унизительный для россиян мир оскорбил патриотические чувства широких слоев населения России, прежде всего офицерства и интеллигенции. 6 марта 1918 года Антанта начала открытую военную интервенцию сравнительно небольшими силами. Но начавшаяся интервенция сплотила силы противников большевиков, подняла их боевой дух. Именно после заключения мира с Германией стали активно формироваться белогвардейские добровольческие армии. Кратковременные, локальные вооруженные выступления против Советской власти сменились образованием постоянных фронтов с использованием регулярных, хорошо вооруженных армий. Несомненно, что без иностранного участия и помощи белое движение не могло бы начать и вести столь длительную борьбу. Если первоначальной целью военной интервенции Антанты было привести к власти в России правительство, способное продолжать войну с Германией, то впоследствии главной целью стало расчленение российского государства на сферы влияния, максимальное его ослабление. Гражданская война приобрела таким образом общенациональный масштаб, ее целью стала не только борьба за власть, но и освобождение страны от интервентов.

3. Жесткие действия Советской власти, стремление провести рево­люционные преобразования в кратчайшие сроки приводили к ошибкам, значительным потерям, вызывали сомнение в способности большевиков к целесообразному государственному управлению. В Петрограде в марте-августе 1918 г. было расстреляно около 300 человек. Развязыванию гражданской войны безусловно способствовали искусственное разжигание классовой борьбы в деревне, создание комбедов, насильственное изъятие хлеба (реквизиции), репрессии по отношению к казакам (расказачивание). Под лозунгом защиты и нового созыва Учредительного собрания в борьбу с большевиками вступили меньшевики, правые эсеры, другие политические силы.

4. Огромное значение в расширении масштабов Гражданской войны имела бескомпромиссная борьба за национальное самоопределение национальных политических организаций. Эта борьба привела к фактическому распаду государственно-политической системы Российской державы и оказала существенное влияние на исход Гражданской войны.

42. Первая волна русской эмиграции: центры, идеология, политическая деятельность, лидеры.

Первая волна русской эмиграции: центры, идеология, политическая деятельность, лидеры.

В XX веке в нашей стране происходили драматические и весьма серьезные изменения, к которым не все россияне смогли приспособиться. Десятилетиями многие россияне жили в тяжелых материально-бытовых условиях. Не всех устраивали обещания властей о хорошей жизни, которая вот-вот наступит. «Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше», - так сформулировал народ причину «охоты к перемене мест», которую обнаруживали многие жители страны.

Эмиграция (от лат. emigro - выселяюсь) – это выезд граждан из своей страны в другую страну на постоянное место жительство (или на более или менее длительный срок) по политическим, экономическим и другим причинам.

Принято говорить о четырех волнах эмиграции: после революции 1917 года и гражданской войны; в период и после Великой Отечественной и второй мировой войн; в конце 60-х – в 70-х годах; в последнее десятилетие XX и первое десятилетие XXI веков.

Но необходимо знать, что первый и достаточно крупный эмиграционный поток имел место ещё в дореволюционной России.

В 1906-1910 годах из России выехало в США 950284 жителя России. По количеству переселив­шихся в ряду других стран Россия занимала третье место после Италии и Ав­стро-Венгрии. Среди уезжавших в Америку большинство составляли евреи (44,1 %), поляки (27,2 %), литовцы, финны, немцы и только 4,7 % среди уезжающих приходилось на долю русских.

Многие россияне покинули страну после 1917 года, в ходе и результате гражданской войны. Чаще всего называют 2 млн. эмигрантов этой «волны». Ее назвал известный пи­сатель И. А. Бунин в своей лекции о духовной миссии русской эмиграции. По докумен­тальным данным Русского зарубежного архива в Праге, общее число лиц, покинувших Россию в те годы, не превысило 700 тыс. человек, включая тех, кто эмигрировал в Ки­тай. После второй мировой войны из миллионов людей, угнанных из СССР, в лагерях для перемещенных лиц, где содержались советские граждане, не желавшие возвра­щаться на Родину, насчитывалось 120-140 тыс. человек.

Русские диаспоры образовались в западноевропейских (Германия, Франция), славянских (Югославия, Болгария, Чехословакия), приграничных (Польша, Финляндия, Румыния, Прибалтийские государства) странах, а также появились в США, Канаде и Австралии, в Латинской Америке, в Китае. Российским эмигрантам приходилось приспосабливаться к жизни в странах, которые отличались своим экономическим положением, религиозными особенностями, политическими режимами, культурными традициями. Разной была и официальная политика, проводимая в отношении национальных меньшинств вообще и русских беженцев в частности.

К середине 20-х годов в Германии проживало более 500 тыс. русских эмигрантов, во Франции – 400-450 тыс., в Польше – около 100 тыс., в Югославии – более 30 тыс., в Болгарии – 30-35 тыс., в Чехословакии – более 22 тыс. На Дальнем Востоке в полосе отчуждения КВЖД находилось до 400 тыс. русских, 200 тыс. из которых проживали в Харбине.

В первые годы после отъезда из России многим эмигрантам казалось, что большевики долго не продержатся и им удастся вернуться на родину. За границей действовали эмигрантские организации, пытавшиеся расшатать Советскую власть изнутри или организовать новую интервенцию. Некоторые покаялись и вернулись домой ещё до конца 20-х годов. Превращение СССР в мощную державу, победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, сохранение жесткого политического режима в послевоенном СССР ускорили процесс социокультурной адаптации русских эмигрантов. Их дети и внуки уже чувствовали себя не столько русскими, сколько американцами, канадцами, немцами, французами и т. д. После победы коммунистов над чанкайшистами в Китае последовала новая эмиграция русских в Австралию, Северную Америку или Японию.

Русская эмиграция не представляла собой единого целого. Но важную роль в сохранении духовной связи с Россией сыграла приверженность православию, русскому языку и русской культуре. За границей многие знакомились с Россией через эмигрантов. Эмиграция стал своеобразным историческим феноменом. Она связала старую и новую Россию, Россию и Европу, другие регионы. Многие русские эмигранты были настоящими патриотами России и старались быть ей полезными.