Поведение героев в романе война и мир. "Война и мир": персонажи

В этой статье мы представим вам главных персонажей произведения Льва Николаевича Толстого "Война и мир". Характеристики героев включают основные черты внешности и внутреннего мира. Все персонажи произведения весьма любопытны. Очень большим по объему является роман "Война и мир". Характеристики героев даны лишь кратко, а между тем, по каждому из них можно написать отдельную работу. Начнем наш анализ с описания семьи Ростовых.

Илья Андреевич Ростов

Семья Ростовых в произведении - типичные московские представители дворянства. Глава ее, Илья Андреевич, известен щедростью и хлебосольством. Это граф, отец Пети, Веры, Николая и Наташи Ростовых, богач и московский барин. Он мотоват, добродушен, любит пожить. Вообще, говоря о семье Ростовых, следует заметить, что искренность, доброжелательность, живой контакт и непринужденность в общении были свойственны всем ее представителям.

Некоторые эпизоды из жизни деда писателя были использованы им при создании образа Ростова. Судьба этого человека отягощается осознанием разорения, которое он не сразу понимает и не в силах остановить. В его внешнем облике также имеются некоторые черты сходства с прототипом. Этим приемом пользовался автор не только в отношении Ильи Андреевича. Некоторые внутренние и внешние черты родных и близких Льва Толстого угадываются и в других персонажах, что подтверждает характеристика героев. "Война и мир" - масштабное произведение с огромным количеством действующих лиц.

Николай Ростов

Николай Ростов - сын Ильи Андреевича, брат Пети, Наташи и Веры, гусар, офицер. В конце романа он предстает как муж Марьи Болконской, княжны. В облике этого человека виднелись "восторженность" и "стремительность". В нем отразились некоторые особенности отца писателя, который участвовал в войне 1812 года. Отличается этот герой такими чертами, как веселость, открытость, доброжелательность и самопожертвование. Будучи убежденным в том, что он не дипломат и не чиновник, Николай оставляет университет в начале романа и поступает в гусарский полк. Здесь он участвует в Отечественной войне 1812 года, в военных кампаниях. Николай принимает первое боевое крещение, когда происходит переправа через Энс. В Шенграбенском сражении он ранен в руку. Пройдя испытания, этот человек становится настоящим гусаром, храбрым офицером.

Петя Ростов

Петя Ростов - младший ребенок в семье Ростовых, брат Наташи, Николая и Веры. Он предстает в начале произведения еще маленьким мальчиком. Петя, как и все Ростовы, весел и добр, музыкален. Он хочет подражать брату и тоже желает в армию. После отъезда Николая Петя становится основной заботой матери, которая только осознает в то время глубину своей любви к этому ребенку. Во время войны он случайно попадает в отряд Денисова с поручением, где остается, так как хочет принять участие в деле. Петя гибнет по стечению обстоятельств, проявляя перед смертью лучшие черты Ростовых в отношениях с товарищами.

Графиня Ростова

Ростова - это героиня, при создании образа которой были использованы автором а также некоторые обстоятельства жизни Л. А. Берс, тещи Льва Николаевича, а также П. Н. Толстой, бабушки писателя по отцу. Графиня привыкла жить в атмосфере доброты и любви, в роскоши. Доверием и дружбой своих детей она гордится, балует их, переживает за их судьбы. Несмотря на внешнюю слабость, даже некоторое героиня в отношении своих детей принимает разумные и взвешенные решения. Продиктовано любовью к детям и ее стремление любой ценой женить Николая на обеспеченной невесте, а также придирки к Соне.

Наташа Ростова

Наташа Ростова - это одна из главных героинь произведения. Она является дочерью Ростова, сестрой Пети, Веры и Николая. В конце романа становится женой Пьера Безухова. Эта девушка представлена как "некрасивая, но живая", с большим ртом, черноглазая. Прототипом этому образу послужили жена Толстого, а также ее сестра Берс Т. А. Наташа очень чутка и эмоциональна, она может интуитивно угадывать характеры людей, в проявлениях чувств иногда эгоистична, но чаще всего способна на самопожертвование и самозабвение. Это мы видим, например, при вывозе из Москвы раненых, а также в эпизоде выхаживания матери после того, как скончался Петя.

Одно из главных достоинств Наташи - ее музыкальность, красивый голос. Пением своим она может пробудить все лучшее, что есть в человеке. Именно это спасает Николая от отчаяния после того, как он проиграл большую сумму.

Наташа, постоянно увлекаясь, живет в атмосфере счастья и влюбленности. После знакомства с князем Андреем в ее судьбе происходит перемена. Оскорбление, нанесенное Болконским (старым князем), подталкивает эту героиню к увлечению Курагиным и к отказу князю Андрею. Лишь многое перечувствовав и пережив, она осознает свою вину перед Болконским. Но настоящую любовь эта девушка испытывает лишь к Пьеру, женой которого становится в конце романа.

Соня

Соня - воспитанница и племянница графа Ростова, которая выросла в его семье. В начале произведения ей 15 лет. Эта девушка полностью вписывается в семью Ростовых, она необыкновенно дружна и близка с Наташей, влюблена с детства в Николая. Соня молчалива, сдержанна, осторожна, рассудительна, в ней развита в высшей степени способность к самопожертвованию. Она привлекает внимание нравственной чистотой и красотой, однако в ней нет той прелести и непосредственности, которыми обладает Наташа.

Пьер Безухов

Пьер Безухов в романе является одним из главных персонажей. Поэтому без него была бы неполной характеристика героев ("Война и мир"). Кратко опишем Пьера Безухова. Он является незаконнорожденным сыном графа, известного вельможи, который стал наследником огромного состояния и титула. В произведении изображается толстым, массивным молодым человеком, в очках. Отличают этого героя робкий, умный, естественный и наблюдательный взгляд. Он воспитывался за границей, в России появился незадолго до начала кампании 1805 года и смерти отца. Пьер склонен к философским размышлениям, умен, добросердечен и мягок, к другим сострадателен. Он также непрактичен, порой подвержен страстям. Андрей Болконский, его ближайший друг, характеризует этого героя как единственного "живого человека" среди всех представителей света.

Анатоль Курагин

Анатоль Курагин - офицер, брат Ипполита и Элен, сын князя Василия. В отличие от Ипполита, "спокойного дурака", на Анатоля его отец смотрит как на дурака "беспокойного", которого надо всегда выручать из различных неприятностей. Этот герой глуп, нагл, щеголеват, в разговорах не красноречив, развращен, не находчив, однако обладает уверенностью. На жизнь смотрит как на постоянное увеселение и удовольствие.

Андрей Болконский

Андрей Болконский - один из главных героев в произведении, князь, брат княжны Марьи, сын Н. А. Болконского. Описан как "весьма красивый" молодой человек "небольшого роста". Он гордый, умный, ищет в жизни большого духовного и интеллектуального содержания. Андрей образован, сдержан, практичен, имеет сильную волю. Его кумир в начале романа - Наполеон, которого также представит читателям чуть ниже наша характеристика героев ("Война и мир"). Андрей Балконский мечтает ему подражать. После участия в войне живет в деревне, растит сына, занимается хозяйством. Затем возвращается в армию, в Бородинском сражении погибает.

Платон Каратаев

Представим и этого героя произведения "Война и мир". Платон Каратаев - солдат, встретившийся в плену Пьеру Безухову. На службе он прозван Соколиком. Заметим, что в первоначальной редакции произведения не было этого персонажа. Появление его было вызвано окончательным оформлением в философской концепции "Войны и мира" образа Пьера.

При первом знакомстве с этим добродушным ласковым человеком Пьер был поражен ощущением чего-то спокойного, исходящего от него. Этот персонаж привлекает других своим спокойствием, добротой, уверенностью, а также улыбчивостью. После смерти Каратаева благодаря его мудрости, народной философии, выражавшейся неосознанно в его поведении, Пьер Безухов понимает смысл бытия.

Но не только изображаются в произведении "Война и мир". Характеристики героев включают и реальных исторических лиц. Основные из них - Кутузов и Наполеон. Их образы довольно подробно описаны в произведении "Война и мир". Характеристики героев, которых мы упомянули, приведены ниже.

Кутузов

Кутузов в романе, как и в действительности, - главнокомандующий русской армией. Описывается как человек с пухлым лицом, изуродованным раной, с Он тяжело ступает, полный, седой. Впервые на страницах романа появляется в эпизоде, когда изображается смотр войск под Бранау. Производит впечатление на всех знанием дела, а также вниманием, которое скрыто за внешней рассеянностью. Кутузов способен быть дипломатичным, он довольно хитер. Перед Шенграбенским сражением благословляет Багратиона со слезами на глазах. Любимец боевых офицеров и солдат. Считает, что для победы в кампании против Наполеона необходимо время и терпение, что дело решить могут не знания, не ум и не планы, а что-то другое, не зависящее от них, что личность по-настоящему влиять на ход истории не в состоянии. Кутузов более созерцает ход событий, чем вмешивается в них. Однако он умеет все запомнить, выслушать, увидеть, не помешать ничему полезному и не позволить вредного. Это скромная, простая и потому величественная фигура.

Наполеон

Наполеон - реальное историческое лицо, французский император. Накануне основных событий романа является кумиром Андрея Болконского. Перед величием этого человека преклоняется даже Пьер Безухов. Уверенность и самодовольство его выражаются во мнении, что присутствие его повергает в самозабвение и восторг людей, что в мире все зависит лишь от его воли.

Такова краткая характеристика героев в романе "Война и мир". Она может послужить основой для более детального анализа. Обратившись к произведению, вы можете дополнить ее, если нужна подробная характеристика героев. "Война и мир" (1 том - представление главных героев, последующие - развитие характеров) детально описывает каждого из указанных персонажей. Внутренний мир многих из них меняется со временем. Поэтому Львом Толстым представлена в динамике характеристика героев ("Война и мир"). 2 том, например, отражает их жизнь в период между 1806-м и 1812 годом. Последующие два тома описывают дальнейшие события, их отражение в судьбе персонажей.

Большое значение имеют для понимания такого творения Льва Толстого, как произведение "Война и мир" характеристики героев. Через них отражается философия романа, передаются авторские идеи и мысли.

), вторжение французов в Россию , Бородинское сражение и взятие Москвы, вступление союзных войск в Париж; конец романа отнесен к 1820 году. Автор перечитал множество исторических книг и мемуаров современников; он понимал, что задача художника не совпадает с задачей историка и, не стремясь к полнейшей точности, хотел создать дух эпохи, своеобразие ее жизни, живописность ее стиля.

Лев Толстой. Война и мир. Главные герои и темы романа

Конечно, исторические лица Толстого несколько модернизированы: часто они говорят и думают, как современники автора. Но это подновление старо неизбежно при творческом восприятии историке кого процесса как непрерывного, жизненного потока. В противном случае получается не художественное произведение, а мертвая археология. Автор ничего не придумывал – он только выбирал то, что ему казалось наиболее показательным. «Везде, – пишет Толстой, – где только в моем романе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалами, из которых у меня во время моей работы образовалась целая библиотека книг».

Для «семейных хроник», помещенных в исторические рамки наполеоновских войн , он пользовался фамильными воспоминаниями, письмами, дневниками, неопубликованными записками. Сложность и богатство «человеческого мира», изображенного в романе, можно сравнить только с галереей портретов многотомной «Человеческой комедии» Бальзака . Толстой дает более 70 подробных характеристик, намечает несколькими штрихами множество второстепенных лиц – и все они живут, не сливаются друг с другом, остаются в памяти. Одной остро схваченной деталью определяется фигура человека, его характер и поведение. В приемной умирающего графа Безухова один из наследников – князь Василий в растерянности ходит на цыпочках. «Он не умел ходить на цыпочках и неловко подпрыгивал всем телом». И в этом подпрыгивании сказывается вся натура сановного и властного князя.

Внешняя черта приобретает у Толстого глубокое психологическое и символическое звучание. У него несравненная острота зрения, гениальная наблюдательность, почти ясновидение. По одному повороту головы или движению пальцев он угадывает человека. Каждое чувство, даже самое мимолетное, немедленно воплощается для него в телесном знаке; Движение, поза, жест, выраженье глаз, линия плеч, дрожание губ читаются им как символ души. Отсюда – то впечатление душевно-телесной цельности и полноты, которое производят его герои. В искусстве создания живых людей с плотью и кровью, дышащих, движущихся, отбрасывающих тень, Толстой не имеет себе равных.

Княжна Марья

В центре действия романа поставлены две дворянские семьи – Болконских и Ростовых. Старший князь Болконский, генерал-аншеф екатерининских времен, вольтерьянец и умный барин, живет в имении Лысые Горы с дочерью Марьей, некрасивой и уже немолодой. Отец страстно ее любит, но воспитывает сурово и мучит уроками алгебры. Княжна Марья «с прекрасными лучистыми глазами», с застенчивой улыбкой – образ высокой духовной красоты. Она безропотно несет крест своей жизни, молится, принимает «Божьих людей» и мечтает сделаться странницей… «Все сложные законы человечества сосредоточивались для нее в одном простом и ясном законе любви и самоотвержения, преподанном ей Тем, Который с любовью страдал за человечество, когда Сам Он – Бог. Что ей было за дело до справедливости или несправедливости других людей? Ей надо было самой страдать и любить, и она это делала».

И все же ее иногда волнует надежда на личное счастье; ей хочется иметь семью, детей. Когда надежда эта осуществляется и она выходит замуж за Николая Ростова, душа ее продолжает стремиться к «бесконечному, вечному совершенному».

Князь Андрей Болконский

Брат княжны Марьи, князь Андрей не похож на сестру. Это – сильный, умный, гордый и разочарованный человек, чувствующий свое превосходство над окружающими, тяготящийся своей щебечущей, легкомысленной женой и ищущий практически полезной деятельности. Он сотрудничает со Сперанским в комиссии по составлению законов , но скоро устает от этой отвлеченной кабинетной работы. Его охватывает жажда славы, он отправляется в поход 1805 года и, как Наполеон, ожидает своего «Тулона» – возвышения, величия, «людской любви». Но вместо «Тулона» его ждет поле Аустерлица, на котором он лежит раненый и смотрит в бездонное небо. «Все пусто, – думает он, – все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения».

Андрей Болконский

Вернувшись в Россию, он поселяется в своем имении и погружается в «тоску жизни». Смерть жены, измена Наташи Ростовой, которая казалась ему идеалом девичьей прелести и чистоты, повергают его в мрачное отчаянье. И только медленно умирая от раны, полученной в Бородинском бою, перед лицом смерти он находит ту «правду жизни», которую всегда так безуспешно искал: «Любовь есть жизнь, – думает он. – Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Любовь есть Бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику».

Николай Ростов

Сложные отношения связывают семью Болконских с семейством Ростовых. Николай Ростов – цельная, непосредственная натура, вроде Ерошки в «Казаках » или брата Володи в «Детстве ». Он живет без вопросов и сомнений, у него «здравый смысл посредственности». Прямой, благородный, храбрый, веселый, он удивительно привлекателен, несмотря на свою ограниченность. Конечно, ему не понять мистической души своей жены Марьи, но он умеет создать счастливую семью, воспитать добрых и честных детей.

Наташа Ростова

Его сестра Наташа Ростова – один из самых обаятельных женских образов Толстого. В жизнь каждого из нас она входит как любимый и близкий друг. От ее оживленного, радостного и одухотворенного лица исходит сияние, освещающее все вокруг нее. Когда она появляется, всем становится весело, все начинают улыбаться. Наташа полна таким избытком жизненной силы, таким «талантом жизни», что ее капризы, легкомысленные увлечения, эгоизм молодости и жажда «наслаждений жизни» – все кажется очаровательным.

Она постоянно в движении, опьянена радостью, вдохновлена чувством; она не рассуждает, «не удостаивает себя быть умной», как говорит о ней Пьер, но ясновидение сердца заменяет ей ум. Она сразу же «видит» человека и метко его определяет. Когда ее жених Андрей Болконский уезжает на войну, Наташа увлекается блестящим и пустым Анатолем Курагиным. Но разрыв с князем Андреем и затем смерть его переворачивают всю ее душу. Ее благородная и правдивая натура не может простить себе этой вины. Наташа впадает в безысходное отчаяние и хочет умереть. В это время приходит весть о гибели на войне ее младшего брата Пети. Наташа забывает о своем горе и самоотверженно ухаживает за матерью – и это спасает ее.

«Наташа думала, – пишет Толстой, – что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь и проснулась жизнь». Наконец она выходит замуж за Пьера Безухова и превращается в чадолюбивую мать и преданную жену: отказывается от всех «наслаждений жизни», которые так страстно любила раньше, и всей душой отдается своим новым, сложным обязанностям. Для Толстого – Наташа есть сама жизнь, инстинктивная, таинственная и святая в своей природной мудрости.

Пьер Безухов

Идеологическим и композиционным центром романа является граф Пьер Безухов. К нему стягиваются все сложные и многочисленные линии действия, идущие от двух «семейных хроник» – Болконских и Ростовых; он явно пользуется наибольшей симпатией автора и наиболее близок ему по душевному складу. Пьер принадлежит к людям «ищущим», напоминает Николеньку , Нехлюдова , Оленина , но более всего самого Толстого. Перед нами проходят не только внешние события жизни, но и последовательная история его духовного развития.

Путь исканий Пьера Безухова

Пьер воспитан в атмосфере идей Руссо , он живет чувством и склонен к «мечтательному философствованию». Он ищет «правду», но по слабоволию продолжает вести пустую светскую жизнь, кутить, играет в карты, ездит на балы; нелепая женитьба на бездушной красавице Элен Курагиной, разрыв с ней и дуэль с бывшим приятелем Долоховым производят в нем глубокий переворот. Он увлекается масонством , думает найти в нем «внутреннее успокоение и согласие с самим собой». Но скоро наступает разочарование: филантропическая деятельность масонов кажется ему недостаточной, их пристрастие к мундирам и пышным церемониям возмущает его. На него находит нравственное оцепенение, панический страх жизни.

«Запутанный и страшный узел жизни» душит его. И вот на Бородинском поле он знакомится с русским народом – новый мир открывается ему. Духовный кризис подготовлен потрясающими впечатлениями, внезапно на него обрушившимися: он видит пожар Москвы, попадает в плен, проводит несколько дней в ожидании смертного приговора, присутствует при казни. И тут он встречает «русского, доброго, круглого Каратаева». Радостный и светлый, он спасает Пьера от духовной смерти и приводит его к Богу.

«Прежде он искал Бога в целях, которые он ставил себе, – пишет Толстой, и вдруг он узнал в своем плену не словами, не рассуждениями, но непосредственным чувством то, что ему давно уже говорила нянюшка; что Бог – вот Он, тут, везде. Он в плену узнал, что Бог в Каратаеве более велик, бесконечен и непостижим, чем в признаваемом масонами Архитектоне вселенной».

Религиозное вдохновение охватывает Пьера, все вопросы и сомнения исчезают, он не думает больше о «смысле жизни», ибо смысл уже найден: любовь к Богу и самоотверженное служение людям. Роман завершается картиной полного счастья Пьера, женившегося на Наташе Ростовой и ставшего преданным мужем и любящим отцом.

Платон Каратаев

Солдат Платон Каратаев, встреча с которым в занятой французами Москве произвела переворот в ищущем правды Пьере Безухове, задуман автором как параллель к «народному герою» Кутузову; он тоже человек без личности, пассивно отдающийся событиям. Таким видит его Пьер, т. е. сам автор, но читателю он представляется иным. Не безличность, а необыкновенное своеобразие его личности поражает нас. Его меткие словечки, прибаутки и поговорки, его постоянная деятельность, его светлое веселие духа и чувство красоты («благообразие»), его деятельная любовь к ближним, смирение, жизнерадостность и религиозность складываются в нашем представлении не в образ безличной «части целого», а в изумительное по цельности лицо народного праведника.

Платон Каратаев – такой же «великий христианин», как и юродивый Гриша в «Детстве». Толстой интуитивно почувствовал его духовное своеобразие, но его рационалистическое объяснение скользнуло по поверхности этой мистической души.

Любимые герои Толстого в романе «Война и мир» – Пьер Безухов и Андрей Болконский. Их объединяет качество, которое больше всего ценил в людях сам писатель. По его мнению, чтобы быть настоящим человеком, нужно всю жизнь «рваться, биться, путаться, ошибаться, начинать и бросать», а «спокойствие – душевная подлость». То есть человек не должен успокаиваться и останавливаться, он всю жизнь должен искать смысл и стремиться найти применение своим силам, талантам, уму.

В этой статье мы рассмотрим, какие по характеристике главные герои романа «Война и мир» Толстого. Обратите внимание на то, почему Толстой наделили этих героев такими чертами и что он хотел этим сказать своим читателям.

Пьер Безухов в романе «Война и мир»

Как мы уже отметили, говоря о главных героях романа «Война и мир» Толстого, обязательно стоит обсудить образ Пьера Безухова. Впервые читатель видит Пьера в аристократическом петербургском салоне Анны Павловны Шерер. Хозяйка относится к нему несколько свысока, ведь он всего лишь незаконный сын богатого вельможи екатерининских времён, только что вернувшийся из-за границы, где получал образование.

Пьер Безухов отличается от остальных гостей своей непосредственностью и искренностью. Рисуя психологический портрет своего главного героя, Толстой указывает, что Пьер был толстым, рассеянным человеком, но всё это искупалось «выражением добродушия, простоты и скромности». Хозяйка салона опасалась, что Пьер скажет что-то не то, и действительно, Безухов горячо высказывает своё мнение, спорит с виконтом и не умеет соблюсти этикетные правила. При этом он добродушен и умён. Качества Пьера, показанные в первых главах романа, будут присущи ему на протяжении всего повествования, хотя сам герой пройдёт сложный путь духовной эволюции. Почему же Пьера Безухова можно смело отнести к главным героям романа «Война и мир» Толстого? Рассмотрение образа Пьера Безухова помогает эт понять.

Пьер Безухов столь любим Толстым, потому что этот главный герой романа неустанно ищет смысл жизни, задаёт себе мучительные вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?»

Пьер Безухов проходит сложный путь духовных исканий. Его не удовлетворяют петербургские кутежи золотой молодёжи. Получив наследство и став одним из самых богатых людей в России, герой женится на Элен, но в неудачах семейной жизни и даже изменах жены обвиняет себя, так как сделал предложение, не испытывая любви.

На какое-то время он находит смысл в масонстве. Ему близка идея духовных братьев о необходимости жить ради других, отдавать ближним как можно больше. Пьер Безухов пытается измениться и улучшить положение своих крестьян. Но вскоре наступает разочарование: главный герой романа «Война и мир» Толстого понимает, что большая часть масонов пытается таким путём завести знакомства с влиятельными людьми. Дальше образ и характеристика Пьера Безухова раскрывается в интересном аспекте.

Важнейшим этапом на пути духовного становления Пьера Безухова является война 1812 года и плен. На Бородинском поле он понимает, что правда во всеобщем единении людей. В плену крестьянский философ Платон Каратаев открывает главному герою осознание того, как важно «жить с людьми» и стоически принимать всё, что преподносит судьба.

Пьеру Безухову присущ пытливый ум, вдумчивый и зачастую безжалостный самоанализ. Он порядочный человек, добрый и немного наивный. Он задаёт себе и миру философские вопросы о смысле жизни, Боге, цели существования, не находя ответа, он не отмахивается от мучительных раздумий, а пытается нащупать правильный путь.

В эпилоге Пьер счастлив с Наташей Ростовой, но ему недостаточно личного счастья. Он становится членом тайного общества, готовящего преобразования в России. Итак, обсуждая, кто же является главными героями романа «Война и мир» Толстого, мы сосредоточились на образе Пьера Безухова и его характеристике. Перейдем к следующему ключевому персонажу романа - Андрею Болконскому.

Андрей Болконский в романе «Война и мир»

Семью Болконских объединяют общие родовые черты: острый аналитический ум, благородство, высочайшее чувство чести, понимание своего долга в служении Отечеству. Неслучайно, провожая сына на войну, отец, напутствуя его, говорит: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно!» Несомненно, Андрей Болконский яркий персонаж и один из главных героев романа «Война и мир» Толстого.

Во время военной службы Болконский руководствуется соображениями общей пользы, а не собственной карьеры. Он героически бросается вперёд со знаменем в руках, потому что ему больно видеть бегство русского войска на Аустерлицком поле.

Андрея, как и Пьера, ждёт тяжёлый путь поиска смысла жизни и разочарований. Вначале он мечтает о славе Наполеона. Но после Аустерлицкого неба, в котором князь увидел что-то бесконечно высокое, прекрасное и спокойное, прежний кумир кажется ему маленьким, ничтожным со своими суетными стремлениями.

Постигает главного героя романа «Война и мир» Толстого и разочарование в любви (Наташа предаёт его, решив бежать с глупцом Анатолем Курагиным), в жизни ради семьи (он понимает, что этого недостаточно), в государственной службе (деятельность Сперанского оказывается бессмысленной суетой, не приносящей истинной пользы).

Все мы читали или слышали о романе Война и мир, но не все сможем с первого раза вспомнить действующих лиц романа. Главные герои романа Война и мир — любят, страдают, проживают жизнь в воображении каждого читателя.

Главные герои Война и мир

Главные герои романа Война и мир — Наташа Ростова, Пьер Безухов, Андрей Болконский.

Довольно сложно говорить, какой главный, так как у Толстого персонажи описываются как бы параллельно.

Главные персонажи разные, у них разные взгляды на жизнь, разные стремления, но беда общая, война. И Толстой показывает в романе не одну, а множество судеб. История каждого из них уникально. Нет самой лучшей, нет самой плохой. И наиболее лучшее и плохое мы понимаем в сравнении.

Наташа Ростова — одна из главных героинь со своей историей и бедами, Болконский тоже один из лучших персонажей, чья история, увы, дожна была иметь конец. Он сам исчерпал свой жизненный лимит.

Безухов немного странный, потерянный, неуверенный, но его судьба причудливо преподнесла ему Наташу.

Главный герой тот, который ближе всего Вам.

Характеристика героев Война и мир

Ахросимова Марья Дмитриевна - московская барыня, известная всему городу «не богатством, не почестями, но прямотой ума и откровенною простотой обращения». Про нее рассказывали анекдотические случаи, тихонько посмеивались над ее грубостью, но боялись и искренне уважали. А. знали обе столицы и даже царская семья. Прототип героини - известная в Москве А. Д. Офросимова, описанная С. П. Жихаревым в «Дневнике студента».

Обычный образ жизни героини состоит в занятиях дома по хозяйству, поездках к обедне, посещении острогов, приеме просителей и выездах в город по делам. Четыре сына служат в армии, чем она очень гордится; свою тревогу за них умеет скрывать от посторонних.

А. говорит всегда по-русски, громко, у нее «густой голос», тучное тело, она высоко держит «свою с седыми буклями пятидесятилетнюю голову». А. близка к семье Ростовых, более всех любя Наташу. На именинах Наташи и старой графини именно она танцует с графом Ростовым, приводя в восторг все собравшееся общество. Она же смело выговаривает Пьеру за случай, из-за которого он в 1805 г. был выслан из Петербурга; она дает отповедь старому князю Болконскому за неучтивость, сделанную Наташе во время визита; она же расстраивает план Наташи бежать с Анатолем.

Багратион - один из известнейших русских военачальников, герой Отечественной войны 1812 г., князь. В романе выступает как реальное историческое лицо и участник сюжетного действия. Б. «невысокий, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухой, еще не старый человек». В романе он участвует главным образом как командующий Шенграбенским сражением. Перед операцией Кутузов’благословил его «на великий подвиг» спасения армии. Одно присутствие князя на поле боя многое изменяет в его ходе, хотя он не дает никаких видимых приказаний, но в решительный момент спешивается и сам идет в атаку впереди солдат. Он любим и уважаем всеми, о нем известно, что за храбрость еще в Италии сам Суворов подарил ему шпагу. Во время Аустерлицкого сражения один Б. целый день отбивал вдвое сильнейшего неприятеля и при отступлении вывел с поля боя свою колонну нерасстроенной. Именно поэтому Москва избрала его своим героем, в честь Б. дан обед в английском клубе, в его лице «отдавалась должная честь боевому, простому, без связей и интриг, русскому солдату…».

Безухов Пьер - один из главных героев романа; вначале герой повести о декабристе, из замысла которой возникло произведение.

П. - незаконный сын графа Безухова, известного екатерининского вельможи, ставший наследником титула и огромного состояния, «массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках», его отличает умный, робкий, «наблюдательный и естественный» взгляд П. воспитывался за границей и появился в России незадолго до смерти отца и начала кампании 1805 г. Он умен, склонен к философским рассуждениям, мягок и добросердечен, сострадателен к другим, добр, непрактичен и подвержен страстям. Его ближайший друг - Андрей Болконский характеризует П. как единственного «живого человека» среди всего света.

В начале романа П. считает Наполеона величайшим человеком в мире, но постепенно разочаровывается, доходя до ненависти к нему и желания убить. Став богатым наследником и попав под влияние князя Василия и Элен, П. женится на последней. Очень скоро разобравшись в характере жены и осознав ее испорченность, он порывает с нею. В поисках содержания и смысла своей жизни П. увлекается масонством, пытаясь найти в этом учении ответы на мучающие его вопросы и избавиться от страстей, терзающих его. Поняв фальшь масонов, герой порывает с ними, пытается переустроить жизнь своих крестьян, но терпит неудачу из-за своей непрактичности и доверчивости.

Самые большие испытания приходятся на долю П. накануне и во время войны, недаром «его глазами» читатели видят знаменитую комету 1812 г., предвещавшую, по общему убеждению, страшные несчастья. Это знамение следует за объяснением П. в любви Наташе Ростовой. Во время войны герой, решив посмотреть на сражение и пока еще не очень ясно осознавая силу народного единства и значимость происходящего события, попадает на Бородинское поле. В этот день ему очень много дает последний разговор с князем Андреем, понявшим, что истина там, где «они», то есть простые солдаты. Оставшись в горящей и опустевшей Москве, чтобы убить Наполеона, П. пытается как может бороться с обрушившимся на людей несчастьем, но попадает в плен и переживает страшные минуты во время казни пленных.

Встреча с Платоном Каратаевым открывает для П. истину о том, что надо любить жизнь, даже невинно страдая, видя смысл и назначение каждого человека в том, чтобы быть частью и отражением всего мира. После встречи с Каратаевым П. выучился видеть «вечное и бесконечное во всем». По окончании войны, после смерти Андрея Болконского и возрождения Наташи к жизни, П. женится на ней. В эпилоге он счастливый муж и отец, человек, высказывающий в споре с Николаем Ростовым убеждения, позволяющие видеть в нем будущего декабриста.

Берг - немец, «свежий, розовый гвардейский офицер, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный». В начале романа поручик, в конце - полковник, сделавший неплохую карьеру, имеющий награды. Б. точен, спокоен, учтив, эгоистичен и скуп. Окружающие посмеиваются над ним. Говорить Б. мог только о себе и своих интересах, главным из которых был успех. Об этом предмете он мог говорить часами, с видимым удовольствием для себя и одновременно поучая других. Во время похода 1805 г. Б. - ротный командир, гордящийся тем, что он исполнителен, аккуратен, пользуется доверием начальства и выгодно устроил свои материальные дела. При встрече в армии Николай Ростов относится к нему с легким презрением.

Б. сначала предполагаемый и желаемый жених Веры Ростовой, а затем и ее муж. Предложение будущей супруге герой делает в то время, когда отказ ему исключен, - Б. верно учитывает материальные затруднения Ростовых, что не мешает ему потребовать от старого графа части обещанного приданого. Достигнув известного положения, дохода, женившись на Вере, которая соответствует его требованиям, полковник Б. чувствует себя довольным и счастливым, даже в оставляемой жителями Москве заботясь о приобретении мебели.

Болконская Лиза - жена князя Андрея, за которой в свете закрепилось имя «маленькой княгини». «Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это всегда бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток ее - короткость губы и полуоткрытый рот - казались ее особенною, собственно ее красотой. Всем было весело смотреть на эту полную здоровья и живости, хорошенькую будущую мать, так легко переносившую свое положение».

Образ Л. сложился у Толстого в первой редакции и оставался без изменений. В качестве прототипа маленькой княгини послужила жена троюродного брата писателя княгиня Л. И. Волконская, урожденная Трузсон, некоторые черты которой и были использованы Толстым. «Маленькая княгиня» пользовалась всеобщей любовью из-за своей всегдашней оживленности и любезности светской женщины, которая и не мыслила своей жизни вне света. Во взаимоотношениях с мужем ее отличает полное непонимание его устремлений и характера. Во время споров с мужем ее лицо из-за поднятой губки принимало «зверское, беличье выражение», однако князь Андрей, раскаиваясь в женитьбе на Л., в разговоре с Пьером и отцом отмечает, что это одна из редких женщин, с которыми «можно быть спокойным за свою честь».

После отъезда Болконского на войну Л. живет в Лысых Горах, испытывая постоянный страх и антипатию к свекру и дружески сходясь не с золовкой, а с пуст’ой и легкомысленной компаньонкой княжны Марьи, мадемуазель Бурьенн. Л. умирает, как и предчувствовала, во время родов, в день возвращения считавшегося убитым князя Андрея. Выражение ее лица перед самой смертью и после как будто говорит о том, что она всех любит, никому не делает зла и не может понять, за что страдает. Ее смерть оставляет чувство непоправимой вины у князя Андрея и искреннюю жалость у старого князя.

Болконская Марья - княжна, дочь старого князя Болконского, сестра князя Андрея, впоследствии жена Николая Ростова. У М. «некрасивое слабое тело и худое лицо… глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты».

М. очень религиозна, принимает богомольцев и странников, терпя насмешки отца и брата. У нее нет друзей, с которыми она могла бы делиться своими мыслями. Ее жизнь сосредоточена на любви к отцу, часто несправедливому по отношению к ней, к брату и его сыну Николеньке (после смерти «маленькой княгини»), которому она, как может, заменяет мать, М. - умная, кроткая, образованная женщина, не надеющаяся на личное счастье. Из-за несправедливых упреков отца и невозможности более терпеть она хотела даже уйти в странствование. Ее жизнь изменяется после встречи с Николаем Ростовым, сумевшим угадать богатство ее души. Выйдя замуж, героиня счастлива, совершенно разделяя все взгляды мужа «на долг и присягу».

Болконский Андрей - один из главных героев романа, князь, сын Н. А. Болконского, брат княжны Марьи. «…Небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами». Это умный, гордый, ищущий большого интеллектуального и духовного содержания в жизни человек. Сестра отмечает в нем какую-то «гордость мысли», он сдержан, образован, практичен и обладает сильной волей.

Б. по происхождению занимает одно из самых завидных мест в обществе, но несчастлив в семейной жизни и не удовлетворен пустотой света. В начале романа его герой - Наполеон. Желая подражать Наполеону, мечтая о «своем Тулоне», он уезжает в действующую армию, где проявляет храбрость, хладнокровие, обостренные чувства чести, долга, справедливости. Участвует в Шенграбенском сражении. Тяжело раненный в Аустерлицком сражении, Б. понимает тщетность своих мечтаний и ничтожество своего кумира. Герой возвращается домой, где его считали погибшим, в день рождения сына и смерти жены. Эти события еще более потрясают его, оставляя ощущение вины перед умершей женой. Решив после Аустерлица больше не служить, Б. живет в Богучаро-ве, занимаясь хозяйством, воспитывая сына и много читая. Во время приезда Пьера он признается в том, что живет для одного себя, но что-то на миг просыпается в его душе, когда он видит впервые после ранения небо над собою. С этого времени при сохранении прежних обстоятельств началась «во внутреннем мире его новая жизнь».

За два года жизни в деревне Б. много занимается разбором последних военных кампаний, что побуждает его под воздействием поездки в Отрадное и проснувшихся жизненных сил ехать в Петербург, где он работает под началом Сперанского, руководящего подготовкой законодательных изменений.

В Петербурге происходит вторая встреча Б. с Наташей, в душе героя зарождается глубокое чувство и надежда на счастье. Отложив свадьбу на год под влиянием отца, не согласившегося с решением сына, Б. уезжает за границу. После измены невесты, чтобы забыть об этом, успокоить нахлынувшие на него чувства, он вновь возвращается в армию под начало Кутузова. Участвуя в Отечественной войне, Б. желает быть на фронте, а не при штабе, сближается с солдатами и постигает властную силу «духа войска», сражающегося за освобождение своей родины. Перед участием в последнем в его жизни Бородинском сражении герой встречается и разговаривает с Пьером. Получив смертельное ранение, Б. по случайному стечению обстоятельств покидает Москву в обозе Ростовых, по дороге примиряясь с Наташей, прощая ее и понимая перед смертью истинный смысл силы любви, соединяющей людей.

Болконский Николай Андреевич - князь, генерал-аншеф, отставленный от службы при Павле I и сосланный в деревню. Отец княжны Марьи и князя Андрея. В образе старого князя Толстой восстановил многие черты своего деда по матери, князя Н. С. Волконского, «умного, гордого и даровитого человека».

Н. А. живет в деревне, педантично распределяя свое время, более всего не вынося праздности, глупости, суеверия и нарушения раз установленного порядка; со всеми требователен и резок, часто изводит свою дочь придирками, в глубине души любя ее. Всеми почитаемый князь «ходил по-старинному, в кафтане и пудре», был невысок, «в напудренном паричке… с маленькими сухими ручками и седыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз». Он очень горд, умен, сдержан в проявлении чувства; едва ли не главной его заботой является сохранение фамильной чести и достоинства. До последних дней жизни старый князь сохраняет интерес к политическим и военным событиям, лишь перед самой смертью теряя реальные представления о масштабах случившегося с Россией несчастья. Именно им воспитаны чувства гордости, долга, патриотизма и щепетильной честности в сыне Андрее.

Болконский Николенька - сын князя Андрея и «маленькой княгини», родившийся в день смерти матери и возвращения отца, считавшегося погибшим. Воспитывался вначале в доме деда, затем княжной Марьей. Внешне очень походит на покойную мать: у него такая же вздернутая губка и вьющиеся темные волосы. Н. растет умным, впечатлительным и нервным мальчиком. В эпилоге романа ему 15 лет, он становится свидетелем спора Николая Ростова с Пьером Безуховым. Под этим впечатлением Н. видит сон, которым Толстой завершает события романа и в котором герой видит славу, себя, покойного отца и дядю Пьера во главе большого «правого» войска.

Денисов Василий Дмитриевич - боевой гусарский офицер, игрок, азартный, шумный «маленький человек с красным лицом, блестящими черными глазами, черными взлохмаченными усами и волосами ». Д. - командир и друг Николая Ростова, человек, для которого выше всего в жизни честь полка, в котором он служит. Он храбр, способен на дерзкие и необдуманные поступки, как в случае с захватом продовольственного транспорта, участвует во всех кампаниях, командуя в 1812 г. партизанским отрядом, освободившим пленных и в том числе Пьера.

Прототипом Д. во многом послужил герой войны 1812 г. Д. В. Давыдов, упоминаемый в романе и как историческое лицо. Долохов Федор - «семеновский офицер, известный игрок и бретер». «Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его.лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В. середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и все вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица». Прототипы образа Д. - Р. И. Дорохов, кутила и храбрец, которого Толстой знал на Кавказе; родственник писателя, известный в начале XIX в. граф Ф. И. Толстой-Американец, послуживший также прототипом героев А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова; партизан времен Отечественной войны 1812 г. А. С. Фигнер.

Д. небогат, но умеет поставить себя в обществе так, что все уважают и даже боятся его. Он скучает в условиях обычной жизни и избавляется от скуки странным, даже жестоким образом, совершая невероятные поступки. В 1805 г. за проделки с квартальным он выслан из Петербурга, разжалован в рядовые, однако во время военной кампании возвращает себе офицерское звание.

Д. умен, храбр, хладнокровен, безразличен к смерти. Он тщательно скрывает от. посторонних свою нежную привязанность к матери, признаваясь Ростову в том, что все считают его злым человеком, а на самом деле он знать не хочет никого, кроме тех, кого любит.

Разделяя всех людей на полезных и вредных, он видит вокруг себя в основном вредных, нелюбимых, которых готов «передавить, коли станут на дороге». Д. дерзок, жесток и коварен. Будучи любовником Элен, он провоцирует на дуэль Пьера; хладнокровно и нечестно обыгрывает Николая Ростова, мстя за отказ Сони на его предложение; помогает Анатолю Курагину готовить побег с Наташей, Друбецкой Борис - сын княгини Анны Михайловны Друбецкой; с детства воспитывался и подолгу жил в семье Ростовых, которым через мать приходится родственником, был влюблен в Наташу. «Высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного и красивого лица». Прототипы героя - А. М. Кузминский и М. Д. Поливанов.

Д. с юности мечтает о карьере, очень горд, но принимает хлопоты матери и попустительствует ее унижениям, если это идет ему на пользу. А. М. Друбецкая через князя Василия достает сыну место в гвардии. Попав в военную службу, Д. мечтает именно в этой области сделать блестящую карьеру.

Участвуя в походе 1805 г., приобретает много полезных знакомств и уясняет себе «неписаную субординацию», желая дальше служить только в соответствии с ней. В 1806 г. А. П. Шерер «угощает» им, приехавшим из прусской армии курьером, своих гостей. В свете Д. стремится завязать полезные знакомства и употребляет последние деньги, чтобы производить впечатление богатого и преуспевающего человека. Он становится близким человеком в доме Элен и ее любовником. Во время свидания императоров в Тильзите Д. находится там же, и с этого времени его положение утверждается особенно прочно. В 1809 г. Д., вновь увидев Наташу, увлекается ею и некоторое время не знает, что предпочесть, так как брак с Наташей означал бы конец карьеры. Д. ищет себе богатую невесту, выбирая одно время между княжной Марьей и Жюли Карагиной, ставшей в конце концов его женой.

Каратаев Платон - солдат Апшеронского полка, встретившийся Пьеру Безухову в плену. Прозван на службе Соколиком. В первой редакции романа этого персонажа не было. Его появление обусловлено, видимо, развитием и окончательным оформлением образа Пьера и философской концепции романа.

При первой встрече с этим маленьким, ласковым и добродушным человеком Пьера поражает ощущение чего-то круглого и спокойного, что исходит от К. Он привлекает всех к себе спокойствием, уверенностью, добротой и улыбчивостью своего круглого лица. Однажды К. рассказывает историю невинно осужденного купца, смирившегося и страдающего «за свои, да за людские грехи». Этот рассказ производит впечатление в среде пленных как что-то очень важное. Ослабев от лихорадки, К. начинает отставать на переходах; его пристреливают конвоиры-французы.

После смерти К. благодаря его мудрости и неосознанно выражавшейся во всем его поведении народной философии жизни Пьер приходит к пониманию смысла бытия.

Курагин Анатоль - сын князя Василия, брат Элен и Ипполита, офицер. В отличие от «спокойного дурака» Ипполита князь Василий смотрит на А. как на «беспокойного дурака», которого всегда надо выручать из неприятностей. А. - высокий красавец с добродушным и «победительным видом», «прекрасными большими» глазами и русыми волосами. Он щеголеват, нагл, глуп, не находчив, не красноречив в разговорах, развращен, но «зато у него была и драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность». Будучи другом Доло-хова и участником его кутежей, на свою жизнь А. смотрит как на постоянное удовольствие и увеселение, которое должно было быть кем-то устроено для него, он не заботится о своих взаимоотношениях с другими людьми. К женщинам А. относится презрительно и с сознанием своего превосходства, привыкнув нравиться и не испытывая ни к,кому серьезных чувств.

После увлечения Наташей Ростовой и попытки увезти ее А. принужден скрыться из Москвы, а затем и от князя Андрея, намеревавшегося вызвать обидчика на дуэль. Их последняя встреча состоится в лазарете после Бородинского сражения: А. ранен, ему ампутируют ногу.

Курагин Василий - князь, отец Элен, Анатоля и Ипполита; известный и влиятельный в петербургском свете человек, занимающий важные придворные посты.

Князь В. относится ко всем окружающим снисходительно-покровительственно, говорит тихо, всегда пригибая за руку своего собеседника. Он появляется «в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках, при звездах, с светлым выражением плоского лица», с «надушенной и сияющей лысиной». Когда он улыбается, в морщинах его рта складывается «что-то неожиданно грубое и неприятное». Князь В. не желает никому зла, не обдумывает заранее своих планов, но, как светский человек, пользуется обстоятельствами и связями, чтобы привести в исполнение планы, которые сами собою возникают в его сознании. Он всегда стремится к сближению с людьми, которые богаче и выше его по положению.

Герой считает себя образцовым отцом, сделавшим все возможное для воспитания детей и продолжающим заботиться об их будущем. Узнав о княжне Марье, князь В. везет Анатоля в Лысые Горы, желая женить его на богатой наследнице. Родственник старого графа Безухова, он едет в Москву и затевает вместе с княжной Катишь перед смертью графа интригу, чтобы помешать Пьеру Безухову стать наследником. Не преуспев в этом деле, он затевает новую интригу и женит Пьера и Элен.

Курагина Элен - дочь князя Василия, а затем жена Пьера Безухова. Блестящая петербургская красавица с «неизменяющейся улыбкой», белыми полными плечами, глянцевитыми волосами и прекрасным станом. В ней не было заметно кокетства, как будто ей совестно было «за свою несомненно и слишком сильно и победи? тельно действующую красоту». Э. невозмутима, предоставляя всем право любоваться собою, отчего на ней чувствуется как бы лоск от множества чужих взглядов. Она умеет быть молчаливо-достойна в свете, производя впечатление тактичной и умной женщины, что в соединении с красотой обеспечивает ей постоянный успех.

Выйдя замуж за Пьера Безухова, героиня обнаруживает перед своим мужем не только ограниченность ума, грубость мысли и вульгарность, но и циничную развращенность. После разрыва с Пьером и получения от него по доверенности большой части состояния, она живет то в Петербурге, то за границей, то возвращается к мужу. Несмотря на семейный разрыв, постоянную смену любовников, в числе которых Дол охов и Друбецкой, Э. продолжает оставаться одной из самых известных и обласканных петербургским светом дам. В свете она делает очень большие успехи; живя одна, она становится хозяйкой дипломатического и политического салона, приобретает репутацию умной женщины. Решив перейти в католичество и обдумывая возможность развода и нового брака, запутавшись между двумя очень влиятельными, высокопоставленными любовниками и покровителями, Э. умирает в 1812 г.

Кутузов - главнокомандующий русской армией. Участник реальных исторических событий, описанных Толстым, и одновременно сюжета произведения. У него «пухлое, изуродованное раной лицо» с орлиным носом; он седой, полный, тяжело ступает. На страницах романа К. впервые появляется в эпизоде смотра под Браунау, производя на всех впечатление знанием дела и вниманием, скрытым за кажущейся рассеянностью. К. умеет быть дипломатичным; он достаточно хитер и говорит «с изяществом выражений и интонаций», «с аффектацией почтительности» подначальственного и нерассуждающего человека, когда дело не касается безопасности родины, как перед Аустерлицким сражением. Перед Шенграбенским сражением К., плача, благословляет Багратиона.

В 1812 г. К., вопреки мнению светских кругов, получает княжеское достоинство и назначается главнокомандующим русской армией. Он любимец солдат и боевых офицеров. С начала своей деятельности в качестве главнокомандующего К. считает, что для победы в кампании «нужно терпение и время», что решить все дело могут не знания, не планы, не ум, а «что-то другое, независимое от ума и знания». Согласно толстовской историко-философской концепции, личность не в состоянии по-настоящему влиять на ход исторических событий. К. обладает способностью «спокойного созерцания хода событий», однако умеет все увидеть, выслушать, запомнить, ничему полезному не помешать и не позволить ничего вредного. Накануне и во время Бородинского сражения командующий следит за подготовкой к бою, вместе со всеми солдатами и ополченцами молится перед иконой Смоленской Божией матери и во время боя управляет «неуловимой силой», называемой «духом войска». Мучительные чувства испытывает К., принимая решение об оставлении Москвы, но «всем русским существом своим» знает, что французы будут побеждены. Направив все свои силы на освобождение родины, К. умирает тогда, когда роль его исполнена, а враг вытеснен за границы России. «Простая, скромная и потому истинно величественная фигура эта не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история».

Наполеон - французский император; реальное историческое лицо, выведенное в романе, герой, с изображением которого связана историко-философская концепция Л. Н. Толстого.

В начале произведения Н. - кумир Андрея Болконского, человек, перед величием которого преклоняется Пьер Безухов, политик, чьи действия и личность обсуждаются в великосветском салоне А. П, Шерер. Как действующее лицо романа появляется в Аустерлицком сражении, после которого раненый князь Андрей видит «сияние самодовольства и счастья» на лице Н., любующегося видом поля битвы.

Фигура Н. «потолстевшая, короткая… с широкими, толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью, имела тот представительный, осанистый вид, который имеют в холе живущие сорокалетние люди»; лицо его моложаво, полно, с выступающим подбородком, короткими волосами, а «белая пухлая шея его резко выступала из-за черного воротника мундира». Самодовольство и уверенность Н. в себе выражаются в убеждении, что его присутствие повергает людей в восторг и самозабвение, что все в мире зависит только от его воли. Иногда он бывает подвержен взрывам гнева.

Еще до приказа о переходе границ России воображению героя не дает покоя Москва, а во время войны он не предвидит ее общего хода. Давая Бородинское сражение, Н. поступает «непроизвольно и бессмысленно», не имея возможности хоть как-то влиять на его ход, хотя не делает ничего вредного для дела. Впервые во время Бородинского сражения он испытывает недоумение и колебания, а после него вид убитых и раненых «победил ту душевную силу, в которой он полагал свою заслугу и величие». По мысли автора, Н. была уготована нечеловеческая роль, ум и совесть его были помрачены, а поступки были «слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого».

Ростов Илья Андреевич - граф, отец Наташи, Николая, Веры и Пети Ростовых, известный московский барин, богач, хлебосол. Р. умеет и любит пожить, добродушен, щедр и мотоват. Многие черты характера и некоторые эпизоды жизни своего деда с отцовской стороны, графа И. А. Толстого, писатель использовал при создании образа старого графа Ростова, отметив в его внешнем облике те черты, которые известны по портрету деда: полное тело, «редкие седые волосы на лысине».

Р. известен в Москве не только как гостеприимный хозяин и прекрасный семьянин, но и как человек, умеющий лучше других устроить бал, прием, обед, а если надо, то приложить для этого и свои деньги. Он член и старшина английского клуба со дня основания. Именно на него возлагают хлопоты по устроению обеда в честь Багратиона.

Жизнь графа Р. отягощается лишь постоянным сознанием своего постепенного разорения, которое он не в силах остановить, позволяя управляющим грабить себя, не умея отказать просителям, не будучи в силах изменить раз заведенный порядок жизни. Более всего он страдает от сознания, что разоряет детей, однако все более запутывается в делах. Чтобы поправить имущественные дела, Ростйвы живут два года в деревне, граф выходит из предводителей, ищет место в Петербурге, перевозя туда семью и со своими привычками и кругом общения производя там впечатление провинциала.

Р. отличает нежная глубокая любовь и сердечная доброта по отношению к жене и детям. При выезде из Москвы после Бородинского сражения именно старый граф начинает потихоньку отдавать подводы под раненых, нанося тем самым один из последних ударов своему состоянию. События 1812-1813 гг. и потеря Пети окончательно сломили душевные и физические силы героя. Последнее событие, которым он по старой привычке руководит, производя прежнее деятельное впечатление, - свадьба Наташи и Пьера; в том же году граф умирает «именно в то время, когда дела… так запутались, что нельзя было себе представить, чем все это кончится», и оставляет по себе добрую память.

Ростов Николай - сын графа Ростова, брат Веры, Наташи и Пети, офицер, гусар; в конце романа муж княжны Марьи Волконской. «Невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица», в котором виделись «стремительность и восторженность». Н. писателем приданы некоторые черты отца, Н. И. -Толстого, участника войны 1812 г. Герой отличается во многом теми же чертами открытости, веселости, доброжелательности, самопожертвования, музыкальности и эмоциональности, что и все Ростовы. Будучи уверен в том, что он не чиновник и не дипломат, Н. в начале романа оставляет университет и поступает в Павлоград-ский гусарский полк, в котором на долгое время сосредоточивается вся его жизнь. Он участвует в военных кампаниях и Отечественной войне 1812 г. Первое боевое крещение Н. принимает при переправе через Энс, не будучи в состоянии соединить в себе «страх смерти и носилок и любовь к солнцу и жизни». В Шенграбенском сражении он идет в атаку слишком храбро, но, будучи ранен в руку, теряется и покидает поле боя с мыслью о нелепости смерти того, «кого так любят все». Пройдя эти испытания, Н. становится храбрым офицером, настоящим гусаром; он сохраняет чувство обожания государя и верности своему долгу. Чувствуя себя в родном полку как дома, как в некоем особом мире, где все просто и ясно, Н. оказывается и там несвободным от решения сложных моральных проблем, как, например, в случае с офицером Теляниным. В полку Н. становится «вполне загрубелым» добрым малым, но остается чутким и открытым для тонкого чувства. В мирной жизни он ведет себя как настоящий гусар.

Его долго длящийся роман с Соней завершается благородным решением Н. жениться на бесприданнице даже вопреки воле матери, однако он получает от Сони письмо с возвращением ему свободы. В 1812 г. во время одной из поездок Н. знакомится с княжной Марьей и помогает ей выехать из Богучарова. Княжна Марья поражает его своей кротостью и одухотворенностью. После смерти отца Н. выходит в отставку, принимая на себя все обязательства и долги покойного, заботясь о матери и Соне. При встрече с княжной Волконской он из благородных побуждений старается избегать ее, одну из самых богатых невест, однако их взаимное чувство не ослабевает и увенчивается счастливым браком.

Ростов Петя - младший сын графов Ростовых, брат Веры, Николая, Наташи. В начале романа П. еще маленький мальчик, с увлечением поддающийся общей атмосфере жизни в ростовском доме. Он музыкален, как все Ростовы, добр и весел. После вступления Николая в армию П. желает подражать брату, а в 1812 г., увлеченный патриотическим порывом и восторженным отношением к государю, отпрашивается в армию. «Курносый Петя, с своими веселыми черными глазами, свежим румянцем и чуть пробивающимся пушком на щеках» становится после отъезда главной заботой матери, осознающей только в это время всю глубину своей любви к младшему ребенку. Во время войны П. случайно попадает с поручением в отряд Денисова, где остается, желая принимать участие в настоящем деле. Он случайно гибнет, проявляя накануне смерти в отношениях с товарищами все лучшие черты «ростовской породы», унаследованные им в родном доме.

Ростова - графиня, «женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми… Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушающий уважение». При создании образа графини Р. Толстым были использованы черты характера и некоторые обстоятельства жизни его бабушки по отцу П. Н. Толстой и тещи Л. А. Берс.

Р. привыкла жить в роскоши, в атмосфере любви и доброты. Она гордится дружбой и доверием своих детей, балует их, волнуется за их судьбы. Несмотря на кажущуюся слабость и даже безволие, графиня принимает в отношении судеб детей взвешенные и разумные решения. Любовью к детям продиктовано и ее стремление во что бы то ни стало женить Николая на богатой невесте, придирки к Соне. Известие о смерти Пети едва не приводит ее к умопомешательству. Единственный предмет неудовольствия графини - неумение старого графа управлять делами и небольшие ссоры с ним из-за растраты состояния детей. При этом героиня не может понять ни положения мужа, ни положения сына, с которым остается после смерти графа, требуя привычной роскоши и исполнения всех своих капризов и желаний.

Ростова Наташа - одна из главных героинь романа, дочь графа Ростова, сестра Николая, Веры и Пети; в конце романа жена Пьера Безухова. Н. - «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая…». В качестве ее прототипа Толстому послужили его жена и ее сестра Т. А. Берс, в замужестве Кузминская. По признанию писателя, он «взял Таню, перетолок с Соней, и получилась Наташа». Образ героини складывался постепенно с самого зарождения замысла, когда писателю рядом с его героем, бывшим декабристом, представляется и его жена.

Н. очень эмоциональна и чутка, она интуитивно угадывает людей, «не удостаивая» быть умной, иногда в проявлениях своих чувств эгоистична, но чаще способна на самозабвение и самопожертвование, как в случае с вывозом раненых из Москвы или выхаживанием матери после гибели Пети.

Одно из определяющих качеств и достоинств Н. - ее музыкальность и редкий по красоте голос. Своим пением она способна воздействовать на лучшее в человеке: именно пение Н. спасает от отчаяния после проигрыша 43 тысяч Николая. Старый граф Ростов говорит о Н., что она вся в него, «порох», Ахросимова же называет ее «казак» и «зелье девка».

Постоянно увлекаясь, Н. живет в атмосфере влюбленности и счастья. Перемена в ее судьбе происходит после встречи с князем Андреем, ставшим ее женихом. Нетерпеливое чувство, переполняющее Н., оскорбление, нанесенное старым князем Болконским, подталкивают ее к увлечению Анатолем Курагиным, к отказу князю Андрею. Лишь многое пережив и перечувствовав, она осознает свою вину перед Болконским, примиряясь с ним и оставаясь возле умирающего князя Андрея вплоть до,его кончины. Настоящую любовь Н. испытывает лишь к Пьеру Безухову, с которым находит полное взаимопонимание и женой которого становится, погружаясь в мир семейных и материнских забот.

Соня - племянница и воспитанница старого графа Ростова, выросшая в его семье. В основу сюжетной линии С. положены судьба Т. А. Ергольской, родственницы, близкого друга и воспитательницы писателя, прожившей до конца своих дней в Ясной Поляне и во многом побудившей Толстого к занятиям литературным трудом. Однако духовный облик Ергольской достаточно далек от характера и внутреннего мира героини. В начале романа С. 15 лет, она «тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, оттененным длинными ресницами взглядом, густой черной косой, два раза обвивавшею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных руках и шее. Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминает красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой».

С. прекрасно вписывается в семью Ростовых, необыкновенно близка и дружна с Наташей, с детства влюблена в Николая. Она сдержанна, молчалива, рассудительна, осторожна, в ней в высшей степени развита способность к самопожертвованию. С. привлекает к себе внимание красотой и нравственной чистотой, но в ней нет той непосредственности и необъяснимо-неотразимой прелести, которая есть в Наташе. Чувство С. к Николаю настолько постоянно и глубоко, что она хочет «любить всегда, а он пусть будет свободен». Это чувство заставляет ее отказать завидному в ее зависимом положении жениху - Долохову.

Содержание жизни героини полностью зависит от ее любви: она счастлива, будучи связанной словом с Николаем Ростовым, особенно после святок и его отказа в просьбе матери ехать в Москву, чтобы жениться на богатой Жюли Карагиной. Свою судьбу С. окончательно решает под влиянием пристрастных укоров и упреков старой графини, не желая платить неблагодарностью за все, что было сделано для нее в семье Ростовых, а главное, желая счастья Николаю. Она пишет ему письмо, в котором освобождает от данного слова, однако втайне надеется, что его брак с княжной Марьей будет невозможен после выздоровления князя Андрея. После смерти старого графа остается вместе с графиней жить на попечении вышедшего в отставку Николая Ростова.

Тушин - штабс-капитан, герой Шенграбен-ского сражения, «маленький, грязный, худой артиллерийский офицер с большими, умными и добрыми глазами. В этом человеке было что-то «невоенное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное». Т. робеет при встречах с начальством, и всегда находится какая-то его вина. Накануне сражения он говорит о страхе перед смертью и неизвестностью того, что ожидает после нее.

В бою Т. совершенно изменяется, представляя себя героем фантастической картины, богатырем, швыряющим в неприятеля ядрами, а неприятельские пушки представляются ему такими же попыхивающими курительными трубочками, как его собственная. Батарея Т. забыта в ходе боя, оставлена без прикрытия. Во время боя у Т. нет чувства страха и мыслей о смерти и ранении. Ему становится все веселее и веселее, солдаты слушают его, как дети,’он же делает все, что может, и благодаря своей смекалке поджигает деревню Шенграбен. Из очередной неприятности (оставленные на поле боя пушки) героя выручает Андрей Болконский, объявляющий Багратиону о том, что именно этому человеку отряд во многом обязан своим успехом.

Шерер Анна Павловна - фрейлина и приближенная императрицы Марии Федоровны, хозяйка модного в Петербурге великосветского «политического» салона, описанием вечера в котором Толстой начинает свой роман. А. П. 40 лет, у нее «отжившие черты лица», всякий раз при упоминании об императрице выражающего соединение грусти, преданности и уважения. Героиня ловка, тактична, влиятельна при дворе, склонна к интригам. Ее отношение к какому-либо человеку или событию всегда продиктовано самыми последними политическими, придворными или светскими соображениями, она близка к семье Курагиных и дружна с князем Василием. А. П. постоянно «преисполнена оживления и порыва», «быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением», а в своем салоне, помимо обсуждения последних придворных и политических новостей, она всегда «угощает» гостей какой-нибудь новинкой или знаменитостью, а в 1812 г. ее кружок демонстрирует в петербургском свете салонный патриотизм.

Щербатый Тихон - мужик из Покровского под Гжатью, приставший к партизанскому отряду Денисова. Прозвище свое получил из-за недостатка одного зуба. Он ловок, ходит на «плоских, вывернутых ногах». В отряде Т. самый необходимый человек, никто ловчее его не может привести «языка» и выполнить любую неудобную и грязную работу. К французам Т. ходит с удовольствием, принося трофеи и приводя пленных, но после своего ранения он начинает без нужды убивать французов, со смехом ссылаясь на то, что они были «плохонькие». За это его не любят в отряде.

Теперь вы знаете главных героев Война и мир, а также их краткую характеристику.

Каждая прочитанная книга - это еще одна прожитая жизнь, особенно когда так проработаны сюжет и персонажи. «Война и мир» - это уникальный роман-эпопея, подобного нет ни в русской, ни в мировой литературе. Описываемые в нем события происходят в Петербурге, Москве, зарубежных поместьях дворян и в Австрии на протяжении целых 15 лет. Поражают своим масштабом и персонажи.

«Война и мир» - это роман, в котором упоминается более 600 действующих лиц. Лев Николаевич Толстой настолько метко их описывает, что тех нескольких метких характеристик, которыми удостаиваются сквозные персонажи, достаточно, чтобы сложить о них представление. Поэтому «Война и мир» - это целая жизнь во всей полноте красок, звуков и ощущений. Она стоит того, чтобы ее прожить.

Зарождение идеи и творческие искания

В 1856 году Лев Николаевич Толстой приступил к написанию повести о жизни декабриста, возвратившегося после ссылки. Временем действия должны были стать 1810-1820 годы. Постепенно период расширился до 1825 г. Но к этому времени главный герой уже возмужал и стал семейным человеком. И чтобы лучше понять его, автору пришлось вернуться в период его молодости. И она совпала со славной для России эпохой.

Но Толстой не мог написать о торжестве над бонапартовской Францией без упоминания неудач и ошибок. Теперь роман уже состоял из трех частей. Первая (по задумке автора) должна была описывать молодость будущего декабриста и его участие в войне 1812 года. Это первый период жизни героя. Вторую часть Толстой хотел посвятить восстанию декабристов. Третью - возвращению героя из ссылки и его дальнейшей жизни. Однако Толстой быстро отказался от этой идеи: слишком масштабной и кропотливой оказалась работа над романом.

Первоначально Толстой ограничил время действия своего произведения 1805-1812 годами. Эпилог, датированный 1920-м, появился значительно позже. Но волновали автора не только сюжет, но и персонажи. «Война и мир» - это не описание жизни одного героя. Центральными фигурами являются сразу несколько персонажей. А главным действующим лицом - народ, что намного масштабнее, чем возвратившийся из ссылки тридцатилетний декабрист Петр Иванович Лабазов.

Работа над романом заняла у Толстого шесть лет - с 1863 по 1869 годы. И это, не учитывая те шесть, что ушли на разработку идеи о декабристе, ставшей его основой.

Система персонажей в романе «Война и мир»

Главным действующим лицом у Толстого является народ. Но в его понимании он представляет собой не просто социальную категорию, а созидающую силу. По Толстому, народ - это все то лучшее, что есть в русской нации. Причем к нему относятся не только представители низших сословий, но и те из дворян, кому свойственно желание жить ради других.

Представителям народа Толстой противопоставляет Наполеона, Курагиных и других аристократов - завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер. Это отрицательные персонажи романа «Война и мир». Уже в описании их внешности Толстой подчеркивает механистичность их существования, бездуховность, «животность» поступков, безжизненность улыбок, эгоистичность и неспособность к состраданию. Они не способны к изменениям. Толстой не видит возможности их духовного развития, поэтому они так и остаются навсегда застывшими, отдаленными от настоящего понимания жизни.

Часто исследователи выделяют две подгруппы «народных» персонажей:

  • Те, которые наделены «простым сознанием». Они с легкость отличают правильное от дурного, руководствуясь «умом сердца». К этой подгруппе относятся такие персонажи, как Наташа Ростова, Кутузов, Платон Каратаев, Алпатыч, офицеры Тимохин и Тушин, солдаты и партизаны.
  • Те, кто «ищут себя». Воспитание и сословные барьеры мешают им соединиться с народом, однако им удается их преодолеть. К этой подгруппе относятся такие персонажи, как Пьер Безухов и Андрей Болконский. Именно эти герои показаны способными к развитию, внутренним изменения. Они не лишены недостатков, не раз ошибаются в своих жизненных исканиях, но с достоинством проходят все испытания. Иногда к этой группе относят и Наташу Ростову. Ведь и она когда-то увлеклась Анатолем, забыв о любимом князе Болконском. Война 1812 года становится для всей этой подгруппы своеобразным катарсисом, который заставляет их по-другому посмотреть на жизнь и отбросить сословные условности, которые до этого мешали им жить по велению сердца, как это и делает народ.

Самая простая классификация

Иногда персонажей «Войны и мира» разделяют еще по более простому принципу - по умению жить ради других. Возможна и такая система персонажей. «Война и мир», как и любое другое произведение - это видение автора. Поэтому все в романе происходит в соответствии с мироощущением Льва Николаевича. Народ, в понимании Толстого - это олицетворение всего лучшего, что есть в русской нации. Такие персонажи, как семья Курагиных, Наполеон, многие завсегдатаи салона Шерер, умеют жить только для себя.

По Архангельскому и Баку

  • «Прожигатели жизни», с точки зрения Толстого, дальше всего стоят от правильного понимания бытия. Эта группа живет только для себя, эгоистично пренебрегая окружающими.
  • «Вожди». Так Архангельский и Бак называет тех, кто думает, что управляют историей. К этой группе, например, авторы относят Наполеона.
  • «Мудрецы» - это те, кто понял истинное мироустройство и смог довериться провидению.
  • «Обычные люди». К этой группе, по мнению Архангельского и Бака, относятся те, кто умеет слушать свое сердце, но особо никуда не стремится.
  • «Правдоискатели» - это Пьер Безухов и Андрей Болконский. Они весь роман мучительно ищут истину, стремятся понять, в чем состоит смысл жизни.
  • В отдельную группу авторы учебника выделяют Наташу Ростова. Они считают, что она одновременно близка и к «обычным людям», и к «мудрецам». Девушка с легкостью постигает жизнь эмпирическим путем и умеет слушать голос своего сердца, но самое главное для нее - это семья и дети, как и должно быть, по мнению Толстого, у идеальной женщины.

Можно рассмотреть еще множество классификаций персонажей «Войны и мира», однако все они в конечном счете сводятся к самой простой, которая полностью отображает миропонимание автора романа. Ведь он видел истинное счастье в служении другим. Поэтому положительные («народные») герои умеют и хотят это делать, а отрицательные - нет.

Л.Н. Толстой «Война и мир»: персонажи женские

Любое произведение является отображением авторского видения жизни. По Толстому, высшим предназначение женщины является забота о муже и детях. Именно хранительницей очага читатель и видит Наташу Ростову в эпилоге романа.

Все положительные женские образы персонажей «Война и мир» выполняют свое высшее предназначение. Счастьем материнства и семейной жизни наделяет автор и Марию Болконскую. Интересно, что она, пожалуй, является самым положительным героем романа. Княжна Марья практически не имеет недостатков. Несмотря на разностороннее образование, она все равно находит свое предназначение, как это и полагается толстовской героине, в заботе о муже и детях.

Совсем другая судьба уготована Элен Курагиной и маленькой княгине, которые не видели радости в материнстве.

Пьер Безухов

Это самый любимый персонаж Толстого. «Война и мир» описывает его человеком, который от природы обладает высокоблагородным нравом, поэтому с легкостью понимает народ. Все его ошибки обусловлены аристократическими условностями, внушенными ему воспитанием.

На протяжении романа Пьер переживает множество душевных травм, однако не озлобляется и не становится менее добродушным. Он предан и отзывчив, часто забывает о себе в стремлении служить другим. Женившись на Наташе Ростовой, Пьер обрел ту благодать и истинное счастье, которых ему так не хватало в первом браке с насквозь фальшивой Элен Курагиной.

Лев Николаевич очень любит своего героя. Он детально описывает его становление и духовное развитие с самого начала и до конца. Пример Пьера показывает, что главным для Толстого представляется отзывчивость и преданность. Автор вознаграждает его счастьем со своей любимой женской героиней - Наташей Ростовой.

Из эпилога можно понять будущее Пьера. Изменив себя, он стремится трансформировать общество. Он не приемлет современных ему политических устоев России. Можно предположить, что Пьер будет участвовать в декабристском восстание или, по крайней мере, его активно поддерживать.

Андрей Болконский

Впервые читатель встречается с этим героем в салоне Анны Павловны Шерер. Он женат на Лизе - маленькой княгине, как ее называют, и в скором времени станет отцом. Ведет себя Андрей Болконский со всеми завсегдатаями Шерер крайне высокомерно. Но вскоре читатель замечает, что это только маска. Болконский понимает, что окружающим не понять его духовных исканий. Совсем по-другому он разговаривает с Пьером. Но Болконскому в начале романа не чуждо амбициозное стремление к достижению высот на военном поприще. Ему кажется, что он стоит выше аристократических условностей, но оказывается, что его глаза так же зашорены, как и у остальных. Андрей Болконский слишком поздно понял, что зря отказался от своих чувств к Наташе. Но это озарение приходит к нему только перед самой смертью.

Как и другие «ищущие» персонажи романа «Война и мир» Толстого, Болконский всю свою жизнь пытается найти ответ на вопрос, в чем состоит смысл существования человека. Но понимает высшую ценность семьи слишком поздно.

Наташа Ростова

Это любимый женский персонаж Толстого. Впрочем, вся семья Ростовых представляется автору идеалом дворян, живущих в единстве с народом. Наташу нельзя назвать красивой, но она живая и привлекательная. Девушка хорошо чувствует настроение и характеры людей.

По Толстому, внутренняя красота не сочетается с внешней. Наташа привлекательна за счет своего характера, но главными ее качествами являются простота и близость к народу. Однако в начале романа она живет в собственной иллюзии. Разочарование в Анатоле делают ее взрослой, способствуют взрослению героини. Наташа начинает посещать церковь и в конечном счете находит свое счастье в семейной жизни с Пьером.

Марья Болконская

Прототипом этой героини выступила мать Льва Николаевича. Неудивительно, что она практически полностью лишена недостатков. Она, как и Наташа, некрасива, но обладает очень богатым внутренним миром. Как и другие положительные персонажи романа «Война и мир», в конце она так же становится счастливой, став хранительницей очага в собственной семье.

Элен Курагина

У Толстого многогранна характеристика персонажей. «Война и мир» описывает Элен как жеманную женщину с фальшивой улыбкой. Читателю сразу становится ясно, что за внешней красотой нет никакого внутреннего наполнения. Женитьба на ней становится для Пьера испытанием и не приносит счастья.

Николай Ростов

Основа любого романа - это персонажи. «Война и мир» описывает Николая Ростова как любящего брата и сына, а также настоящего патриота. Лев Николаевич видел в этом герое прототип своего отца. Пройдя тяготы войны, Николай Ростов выходит в отставку, чтобы оплатить долги своей семьи, и находит свою истинную любовь в лице Марьи Болконской.