Испания народы населяющие страну. Испанцы

Общепринятое содержание термина «испанцы» - совокупность граждан страны, говорящих на каком-либо из местных языков. Испаноязычное население, составляющее подавляющее большинство жителей государства, не осознаёт себя единой общностью, противостоящей носителям баскского, галисийского и других языков, и не имеет общего этнического самоназвания. В пределах ареала испанского языка (романской группы индоевропейской семьи) и других языков страны (см. Баски , Каталонцы , Галисийцы) доминирует региональное самосознание, что отражает огромную роль в жизни Испании так называемых исторических областей или регионов. Словосочетание «народы Испании » на самом Пиренейском полуострове подразумевает областные (региональные) общности и относится не только к баскам, каталонцам и галисийцам (в пределах соответствующих областей), но и к арагонцам, канарцам, кастильцам, валенсийцам и др. Среди некоторых групп населения ряда областей региональное самосознание приобрело характер национального; его носители не считают себя испанцами, что связано с желанием добиться независимости для своей области.

В большинстве же случаев областное и общегосударственное самосознание сосуществуют как два уровня самоидентификации («баск и при этом испанец», «кастилец и при этом испанец», «андалусиец и при этом испанец» и т. д.).

Исторически и политически в Испании доминировал испанский язык (в самой стране называемый нередко кастильским) - как язык областей, ставших центром объединения различных регионов в единую державу. Вместе с тем диалекты испанского языка связаны с историческими областями: арагонский, астурийский, кастильский, леонский и др. Письменность на латинской графической основе.

Исторические области продолжали сохранять культурно-хозяйственные различия до середины XX века. С 1960-х годов наметились тенденции к возрождению некоторых местных наречий, бытовавших главным образом в сельской местности, и стремление превратить их в самостоятельные языки путём выработки литературной нормы и организации системы обучения. Это «возрождение», носящее несколько искусственный характер, находит сторонников, например, в Астурии (язык бабле) и Арагоне (язык арагонес). В рамках демократизации общественно-политической жизни в конце 1970-х - начале 1980-х гг. была предоставлена автономия всем историческим областям, общим числом 17, большая часть которых находится на территории проживания исконно испаноязычного населения.

Древнейшей основой населения исторически испаноязычных областей Испании были племена иберов, частично смешавшиеся с кельтами, вторгшимися на Пиренейский полуостров в 1-м тысячелетии до нашей эры. Римское господство (II век до нашей эры - V век нашей эры) привело к романизации обитателей Испании (исключая жителей некоторых северных районов). Германские племена, захватившие страну в V веке, постепенно были ассимилированы. Определённую роль в этническом развитии местного населения сыграли мусульмане-мавры (арабы и берберы), подчинившие значительную часть Испании в VIII веке, и евреи. По мере отвоевания (Реконкисты, VIII - конец XV вв.) захваченных арабами территорий из ряда независимых христианских государств к конце XV века образовалось единое испанское государство, что способствовало процессу консолидации местного населения. В эпоху Великих географических открытий и возникновения испанской колониальной империи (XV-XVII вв.) жители страны начали переселяться в Америку; они участвовали в формировании латино-американских народов.

Выделяются этнографические ареалы, включающие несколько исторических областей: Север страны, от Галисии до Наварры; Восток, где с Каталонией в единый ареал нередко включают Арагон и Мурсию; Юг - Андалусия и южная часть Эстремадуры, и т. д. В рамках этих ареалов существуют более мелкие районы (со своими особенностями), а также субэтнические группы - марагатос Леона, вакейрос Астурии, пасьегос Кантабрии и др. Вакейрос и пасьегос издавна занимаются пастушеским скотоводством. Объединённые в небольшие общины, их семьи имели по нескольку временных жилищ на зимних и летних пастбищах. Пастухи обменивали свою продукцию на хлеб, овощи и ремесленные изделия у оседлого населения. В прошлом они подвергались значительной дискриминации, дети их не учились в школах. Изоляции способствовала эндогамия.

Основное традиционное занятие - пашенное, в том числе поливное, земледелие. Сохраняется специфика возделывания сельскохозяйственных культур: зерновые (преимущественно пшеница) распространены главным образом на богарных землях Месеты, Арагона и Андалусии; кукуруза, рожь и картофель в северных районах; бобовые культуры повсеместно; виноград по всей стране, но особенно в Ла-Манче, Каталонии и др.; оливковые повсеместно, но более всего в районах крупных латифундий (в Андалусии, Новой Кастилии, Эстремадуре и Альбасете); цитрусовые на восточном побережье. Другие традиционные занятия - скотоводство, в том числе отгонное (крупный рогатый скот, овцы, свиньи, быки для корриды), и морское рыболовство (в основном сардины, тунец). Промышленность сосредоточена главным образом в Каталонии, Стране Басков, Астурии и в столичном районе Мадрид. Сохраняется большое количество мелких мастерских с кустарными промыслами. Из видов народного прикладного искусства наибольшего развития достигли керамика, резьба по дереву, художественная ковка, вышивка, плетение и ткачество, а также производство художественных изделий из стекла. На рубеже 50-60-х гг. XX века началась широкая модернизация экономики, миллионы крестьян, ремесленников и батраков мигрировали из сельской местности в города Испании и других стран Западной Европы. Бульшая часть трудоспособного населения Испании занята в промышленности и сфере услуг.

Сельские поселения испанцев различных типов: от однодворных хуторов до огромных селений с несколькими тысячами жителей. В целом с севера на юг и от побережья к центру увеличиваются размеры сельских поселений, их компактность и расстояния между ними.

Существенно разнятся формы традиционного сельского жилища. Наиболее архаичны пещеры и полупещеры-полуземлянки в ряде районов на юге Испании , а также круглые или овальные в плане дома (пальясо) на северо-западе из неотёсанного камня и крытые соломой. Для северной («влажной») части страны типичны дома так называемого баскско-наваррского и астуро-галисийского типа: они, как правило, двухэтажные; на верхнем этаже - спальня, столовая, кухня, на нижнем - хозяйственные помещения и стойла для скота. Такие дома целиком строили из камня, затем при постройке 2-го этажа стали использовать деревянный каркас. К югу, в границах так называемой сухой Испании , для скота и хозяйственных нужд строят отдельные сооружения; здесь больше одноэтажных домов. Многие районы бедны и лесом, и камнем, основной строительный материал - глина: обожжённый кирпич, сырец и так называемый тапиаль (смешанная с известью глина укладывается слоями и высушивается); из дерева делают лишь каркас здания. Для Андалусии характерны дома с замкнутыми двориками внутри жилых и хозяйственных помещений; на южном побережье строят кубические маленькие домики с плоскими крышами. Средоточием семейной жизни в сельском доме является кухня с открытым очагом. Очаг, наряду с каминами, жаровнями в южных районах и печами в северных, служит и для отапливания помещения.

Традиционная одежда населения исторически испаноязычных областей, из которой в повседневном употреблении сохранились лишь отдельные элементы, имеет множество разновидностей. У мужчин узкие штаны до колен (на Севере, в Мурсии и др., - широкие короткие; в Андалусии - длинные, дополнявшиеся гетрами), белые рубахи, жилеты и куртки различного покроя, широкие матерчатые пояса. Сверху надевали накидки, плащи или пледы (на юге). Головные уборы - шапочка со складкой посередине и двумя острыми концами; фетровая или соломенная шляпа, иногда с широкими полями; широко распространился баскский берет. Обувь кожаная или плетённая из эспарто (испанский дрок); на влажном севере в сырую или холодную погоду поверх обычной обуви надевают деревянные башмаки.

Женская одежда различных цветов, с богатой вышивкой. В центральных областях Испании - рубаха на лямках, широкая юбка с передником, блузка, короткая шерстяная куртка, шаль; в Андалусии - длинные узкие платья, в других местах сохранилась одежда архаического покроя, напоминающая сарафан. На ногах чулки, нередко украшенные вышивкой, кожаная или плетёная обувь. На голове накидка, обёртывающая причёску, или платок. На юге голову украшают высоким гребнем, часто - цветами. Сверху накидывают кружевную мантилью, чёрную или белую.

Традиционная кухня также отличается большим разнообразием, но имеет общие черты - обильное употребление свиного мяса (жареного и тушёного) и сала, оливкового масла и маслин, острых приправ из томатов, лука, чеснока и красного перца, а также других овощей и фруктов. Популярна тортилья - хорошо прожаренный омлет с добавлением картофеля, овощей и т. д. В Андалусии довольно много блюд из рыбы, на юго-востоке - из риса. Пьют кофе, молоко, прохладительные напитки из лимонов и апельсинов, виноградные вина, на севере - яблочный сидр.

Семейные отношения, в том числе положение женщин отдельных областей, также существенно различались. В Астурии, Кантабрии, Арагоне женщины нередко участвовали в работе и в решении семейных дел наравне с мужчинами, кое-где в Леоне трудились в поле, в то время как мужчины занимались домашним хозяйством. Напротив, в южных районах сфера деятельности женщины была ограничена преимущественно домом.

Для общественного быта населения Испании характерна приверженность католическим традициям. Каждое селение и город имеет своего святого покровителя, день которого торжественно отмечается. С особой пышностью эти празднества проходят на юге, где их организацией занимаются специальные братства-эрмандады, обычны процессии, несущие статуи святых, и пантомимы на религиозные сюжеты. На севере празднества скромнее, многочисленны и архаичны обряды, связанные со смертью. Весенние карнавалы и другие праздники, повсеместно сопровождающиеся ярмарками, включают корриду или театрализованые представления, присущие только данной местности (поединки между быками, «битва цветов», «битва мавров с христианами» и др.).

В устном народном творчестве наибольшее развитие получили предания и романсы лироэпического содержания. Широко известен андалусийский фламенко - уникальный танцевально-песенный стиль, с редким для народной культуры индивидуальным исполнением танца; в других областях, особенно на севере, танцы чаще групповые, состоящие из прыжков и перебежек; среди них много мужских, имитирующих сражения.

Отправляясь в Испанию, мы чаще всего задумываемся о том, что из достопримечательностей увидим, на какой пляж отправимся и что нового узнаем о культуре страны. При этом мало кто задумывается, что привлекательность туризма напрямую зависит от Пиренейского полуострова. Давайте проникнемся этническим происхождением испанской народности.

На сегодняшний день численность населения Испании составляет около 40 миллионов человек. За несколько последних столетий его рост был очень низок. Начиная с середины 16 столетия, когда население Испании - приблизительно 7,5 млн., за 300 лет оно удвоилось. После чего, за последующее столетие, увеличилось еще в два раза. К середине 20 века численность населения была около 30 млн. человек.

Временами прирост населения уходил в минус, что связано с большим потоком эмигрантов в начале 1900-х годов в связи с открытием Нового Света. Кроме того, в это время уровень смертности параллельно с уровнем рождаемости снижался.

Население Испании имеет самую низкую плотность в Европейском Союзе - в среднем 78 человек на квадратный километр. Но, как и в других странах, большая концентрация жителей сосредоточена в периферийных зонах и городах, что связано с экономической и социальной неравностью. Интересным является то, что женское население Испании больше, чем мужское.

Этнический состав и происхождение испанцев

Население Испании довольно разнообразное, что связано с многократными нашествиями на ее земли. Изначально населяли иберы (примерно с 3 тысячелетия до н.э.). Начиная с 7 ст. до н.э. юго-восточное и южное побережье было застроено греческими колониями, но через столетие они были вытеснены карфегянами. В этот же период северные и центральные регионы полуострова завоевали кельты. Вторая закончилась победой римлян, и они заселили большую часть территории. Их господство на Пиренейском полуострове затянулось более чем на 600 лет. После чего земли современной Испании начали заселять вестготы со своим государством с центром в городе Толедо. Просуществовало оно до вторжения из Северной Африки мавров в 711 году. Почти 800 лет арабы удерживали здесь свою власть. Помимо прочего, на протяжении 1500 лет в Испании проживали евреи (300-500 тыс. человек).

Расовое и этническое различие никак не препятствовало многочисленным смешанным бракам. В связи с этим большинство представителей второго поколения мусульман стали людьми смешанных кровей. Когда в Испании было официально то иудеи и мусульмане ощутили на себе дискриминацию. Поэтому им пришлось принять новую религию, чтобы не быть изгнанными.

Говоря о внешнем облике, среди испанцев часто встречаются люди с афросемитскими и арабскими чертами. Это послужило появлению крылатого выражения «Африка начинается на Пиренеях». В то же время многие северные жители страны унаследовали от кельтов и вестготов светлую кожу, голубые глаза и русые волосы. Южные районы, в основном, заселены темноглазыми смуглыми брюнетами.

На сегодняшний день население Испании состоит на 75% из испанцев, оставшаяся часть - это галисийцы, баски и каталоны. 95% жителей католики, остальные - протестанты (мусульмане и иудеи). Таково краткое этнологическое описание Испании.

Ежегодно Испания занимает лидирующие позиции в рейтинге самых популярных стран для отдыха среди россиян. Нужно отметить, что это обусловлено не только комфортным климатом: солнце, море, красивая растительность и пляжи - но и культурой, с которой знакомятся туристы, пребывающие в эту страну.

Своей культурой Испания обязана народностям, которые проживают на ее территории. По данным на 2017 год население составляет 46.5 миллионов человек. Причем официально народ страны называется испанцами, хотя как таковых испанцев на ее территории проживает не более 80% от всего населения, остальные - каталонцы, баски, галисийцы и цыгане, которые не считают себя единым целым, определяя свою национальность по признаку региона.

Внутри Испании национальные различия ощущаются очень остро. Отчасти сгладить их помогают обязательные региональные праздники, на которых можно познакомиться с традициями и устоями народностей.

Народности Испании

Испанцы

Испанцы - прямые потомки вестготов, римлян, мавров и кельтоиберийцев - составляют подавляющее большинство населения страны. Они живут в таких областях, как Кастилия, Кастилия-и-Леон, Астурия, Арагон, Эстремадура, Андалусия, Мурсия и Валенсия - то есть, испанцы расселены по всей территории страны, но в особенности в центре, на западе и юге (к слову, там проживает более половины населения Испании).

Можно сказать, что традиции испанцев полностью отражают внутренний мир этой народности. Если вспомнить их яркие и красивые танцы, ту же корриду, то может сложиться впечатление, что у этого народа энергия бьет ключом и любовь к активному образу жизни у него в крови. Так и есть. Правда, с пунктуальностью у многих испанцев есть проблемы, и нет ничего особенного в том, чтобы опоздать на запланированную встречу.

Мужская традиционная одежда этого народа состоит из нешироких штанов до колена в комплекте с белой рубашкой, жилета и матерчатой курткой, а также плаща и широкополой шляпы или небольшой шапочки со складкой, женский наряд включает широкую вышитую юбку, прикрытую передником, в сочетании с блузкой и шалью (в Андалусии также распространены узкие платья). Обязательны чулки и мантилья.

Большинство испанцев в силу особенностей регионов заняты в промышленности и сфере услуг, но кое-где сохраняется приверженность традициям сельского хозяйства. Довольно высоким, особенно в южных областях, является число эмигрантов.

Каталонцы

Каталонцы составляют около шестой части населения Испании. Региональный язык - каталанский - развился вместе с другими языками романской группы путем смешения латыни и языков древних народов. Каталанский является основным языком для валенсийцев, каталонцев и балеарцев, хотя национальным языком считается испанский.

Изначально испанские земли были населены иберами и кельтскими народами, затем колонизированы римлянами. В средневековые времена произошло смешение в той или иной степени с германскими, бургундскими и готскими племенами. Таким образом были образованы многие средиземноморские народности, среди которых и каталонцы.

У региона не только богатая история, но и интересное географическое расположение: Каталония расположена между Испанией и Францией. Именно благодаря этим факторам каталонцы унаследовали развитую культуру с большим количеством традиций, самой интересной из которых является «кастель» - построение башен из людей. Этот обычай берет свое начало от древних религиозных танцев. Со временем религиозность была утрачена и осталась только эффектность и желание построить как можно более высокую башню.

Традиционная одежда мужчин в Каталонии - это брюки до колен любой ширины в сочетании с рубашкой, жилетом и - часто - пледом с кистями, заменяющим плащ, женщин - короткая пестрая юбка, передник, блузка с короткими широкими рукавами, шаль с длинными концами, скрещивающимися на груди.

Каталонцы заняты как в промышленности (Каталония - развитая промышленная область), так и в сельском хозяйстве и ремесле: к художественным ремеслам края можно отнести филигранную ковку, резьбу по дереву и изготовление керамики.

Туристов в Каталонии привлекают замки в готическом стиле и стиле барокко, один из которых - знаменитый Саграда Фамилия - носит неофициальный статус символа Испании.

Этот регион является родиной таких известных мастеров, как Антонио Гауди и Сальвадор Дали.

Галисийцы

Национальное меньшинство галисийцы составляют более 10% населения Испании. Они населяют одноименную автономную область - Галисию.

Предки галисийцев - древние племена галаиков (смесь пришлых кельтов и автохтонных естримниив), романизированные в первые несколько веков нашей эры. Такое происхождение значительно повлияло на духовную культуру галисийцев. Традиционный музыкальный инструмент этой народности - гайта - та самая волынка; танцевальный фольклор отличается наличием мужских танцев-соревнований и оригинального танца муньейра.

Покрой традиционной одежды практически неотличим от нарядов других областей, но выбор ткани обусловлен климатическими условиями и спецификой работы: фланель, шерсть и простое сукно надежно защищают от прохлады и являются простой, незамысловатой одеждой.

Традиционно заняты в сельском хозяйстве, но эмиграция с целью заработка в промышленные районы страны или за границу распространена очень широко.

Баски

Численность басков - более полумиллиона человек, а проживают они в регионе под названием Страна Басков . Язык, распространенный на территории региона, заслуженно считается самым сложным из языков и диалектов Испании. То, что этот язык все еще существует и используется, пусть и на территории небольшой области - само по себе удивительно.

Тем не менее баски - один из самых (если не самый) патриотичных народов Испании. Повсюду в Стране размещены национальные флаги Страны Басков - зелено-красно-белые триколоры. Сам флаг, очевидно, сделан по образцу Великобританского Юнион Джека - баски уже давно хотят обрести независимость от Испании.

До середины 19 века баски были язычниками и это коренным образом повлияло на их традиции и обычаи, которые и по сей день носят религиозный оттенок. В культуре басков сочетаются как языческие, так и католические символы (здесь можно вспомнить празднование Масленицы православными верующими).

Традиционный наряд включает в себя облегающие штаны, широкую рубаху и куртку с серебряными пуговицами, пояс и пелерину, накрывающую плечи, а также баскский берет у мужчин; широкую юбку голубого цвета, покрытую нарядным чехлом, в сочетании с рубашкой и короткой, богато расшитой курткой и множеством украшений на шее у женщин.

На крайнем юге Страны Басков также проживают более 30 000 гитанос (самоназванных рома) - оседлых цыган.

Меня часто спрашивают: «Ну, расскажи нам, какие они – испанцы? Что это за народ такой? Это правда, что они такие? А что делают это? А что у них так? А что любят это?…..».

Даже не знаю, с чего начать. Народ Испании — какой он?… С одной стороны, обычные люди с ногами, руками, головой. С другой стороны, они совсем другие и отличаются от русского народа.

Как я уже отмечала в других статьях, Испания очень и очень разная. Невозможно четко сформулировать ответ на любой вопрос относительно Испании и испанцев. Всегда следует учитывать особенности территории и народа, на ней проживающего. Я попробую дать характеристику народа Валенсии. Это не значит, что все коренные испанцы такие, как я напишу. На севере они имеют свои особенности, на юге – свои. Однако, те характеристики, что я здесь перечислю, в той или иной степени, будут отражать испанский народ в целом (в большей степени для средней полосы Испании).

Итак, начнем. Типичные черты характера и поведения народа Валенсии и Испании в целом:

  1. Самая ярко выраженная и всем известная черта характера испанского народа в целом – это, конечно же, крикливость . Не для кого не секрет, что испанцы – народ очень шумный. Такое ощущение, что у них нет «звуковых» границ при общении. Когда я переехала на ПМЖ в Валенсию, я была крайне удивлена такому шумному поведению. Создавалось ощущение, что народ абсолютно не воспитан. Находиться в любом людном месте, будь-то бар, кафе, клуб и даже открытая терраса на улице, было просто невозможно. У меня закладывало уши от создаваемого народом гула. Причем, не важно — сколько людей находится в помещении. Трех испанцев на весь бар, сидящих в самом дальнем углу, вполне достаточно, чтобы вы не слышали своего собеседника, сидящего в 50см от вас и орущего вам в ухо. Манера говорить на повышенных тонах, вернее, на очень высоких тонах, создает ощущение, что находишься на рынке. Да какое там, у нас на самом шумном рынке тише.

Так же картина с разговорами на улице и/или по телефону. Даже проживая на 5-м этаже, вы будете знать в подробностях жизнь каждого прохожего, разговаривающего по мобильному или с другим собеседником. Складывается ощущение, что испанцы очень любят выяснять отношения по телефону и лучше на улице и так, чтобы как можно больше людей узнало об их проблеме и, наверно, посочувствовало. Они будут орать в трубку до посинения и хрипоты, жестикулируя и матерясь. Вообще, что касается мата, то здесь никто особо не сдерживается, в том числе, при детях. Хотя завит от воспитания, конечно. Однако, учитывая, что воспитание в Испании низкое, % матерящихся высокий. По моим наблюдениям таким поведением больше страдают молодежь или мужчины среднего возраста. Женщины все-таки поспокойнее, хотя и среди них есть экземпляры.

Сейчас речь шла о взрослых. А теперь представьте детей этих взрослых. Все то же самое, но в удвоенном режиме громкости и с кучей не угасающей энергии. Толпа вечно визжащих, абсолютно не контролируемых и не затыкаемых детишек, идущих в школу – поверьте, шоу не для слабонервных. Подробнее о воспитании и образовании испанцев в другой статье (готовится к публикации).

Безусловно, такое поведение негативно сказалось на моем отношении к испанскому народу, понизив в моих глазах их уровень воспитания до минимума. На сегодняшний день я не так сильно замечаю эту крикливость – то ли я привыкла, то ли сама стала «голосистее», то ли народ притих. Однако мое мнение по поводу их воспитания и образования осталось прежним, если не усилилось.

  1. Считается, что испанцы веселый народ – всегда приветливый и улыбчивый. В принципе, это правда, но такое поведение больше характерно при встрече с новыми людьми. Испанцы будут улыбаться и стараться ублажить нового знакомого, как могут. Но только при первой встрече. Если вы им не нравитесь, они будут вести себя также приветливо… Однако мысли будут другие. И это не приятно. Из этого факта вытекает другая характерная черта испанского и валенсийского народа..
  2. Эмоциональность или страстность испанцев известна всем. Я все же склоняюсь к первой черте, т.к. страстность — это больше об отношении полов. Эмоциональности по поводу и без испанцам не занимать. Причем, я бы ее разделила на 2 вида: положительная и отрицательная. Последняя выражается везде и всюду без особых причин: дома, на улице, в общественном транспорте и где только можно. Выражают ее испанцы громко, не заботясь, интересно ли кому их слушать или нет. Порой всем автобусом слушаем, как кто-то кого-то бросает или выясняет изменил второй или нет. И если да, то с кем, где, когда, во сколько, в какой позе — будет знать весь автобус. Очень раздражает. Конечно, это признак необразованности и невоспитанности. Вы скажите — культура другого народа… Я скажу — не настолько этот народ отличается от нас, чтобы так себя вести все же не племена майя они.

Что касается страстности с отношениях между мужчиной и женщиной, не могу много сказать, т.к. у меня опыт общения только с мужем. В отношениях с другими испанцами не была. Сказать, что муж у меня супер страстный — ну да, в начала отношений — так же, как и у всех, — страстный и активный. Потом, привыкаем друг к другу и успокаиваемся. Другое дело, что испанцы более нетерпеливые в отношения, может, поэтому иностранцы полагают, что они страстные.

  1. Лицемерие . С точки зрения русских людей можно сказать, что испанцы лицемерны. Хотя, я бы все-таки сказала не лицемерны, а чересчур вежливы, даже когда это не нужно. В любом случае до уровня лицемерия англичан им расти и расти. Однако по сравнению с русскими — лицемеры. Находясь в кругу испанцев очень сложно различить улыбку из предыдущего пункта (вас рады видеть) от фальшивой улыбки, за которой скрывается нежелание с вами общаться. Русский народ все-таки более прямолинейный и открытый в этом смысле, за что я его и уважаю. Испанцы же будут улыбаться, ненавидя. Это очень напрягает. Ну, не нравится тебе человек – не общайся. Зачем нужен этот цирк. Такое поведение допустимо при общении на работе с шефом или сотрудниками, но вне рабочей сферы считаю это неправильным. Ведь так можно всю жизнь провести, притворяясь, и никогда не быть самим собой, даже с друзьями и близкими людьми. Это, по-моему, характерная черта народа Европы – всю жизнь проводить в «маске».

Также в Валенсии (за всю Испанию не отвечаю), претендуя быть вежливым, принято смеяться над любой тупой, невоспитанной, обидной и оскорбительной шуткой какого-нибудь недалёкого умом дружка, вместо того, чтобы сказать ему, что шутка не просто не смешная, а оскорбительная и глупая, а он сам – недалек умом, если ему в голову приходят такие шутки. Ведь есть темы, например, интимные или о смерти/инвалидности, шутить на которые нужно с умом и очень осторожно, т.к. перейти границу в них очень легко. В моей жизни бывали случаи, когда просто хотелось подойти к «шутнику» и отбить у него желание шутить навсегда, но, как говорится, если общество принимает такое поведение…

  1. Испанцы – отзывчивы и добры . За редким исключением, они всегда придут на помощь, помогут и подскажут. Любой ваш вопрос на улице к прохожему будет воспринят на «ура». Он сочтет за честь, что вы обратились именно к нему, и ответит на ваш вопрос с такими подробностями, о которых вы предпочли бы не знать.
  2. Непунктуальность народа Испании известна, наверное, на весь мир. По возможности советую не иметь с ними никаких дел, особенно серьезного бизнеса. По-крайней мере, сначала узнайте человека, а потом решайте — стоит ли с ним связываться. Тот факт, что испанцы никогда не приходят вовремя на встречу – не новость. Но я вам скажу больше, они не только могут опоздать на встречу на час-два, а то и на три часа, но также могут в принципе «самостоятельно» отменить или «перенести» встречу, не известив вас об этом. Меня это выводило и выводит из себя до сих пор. Были случаи, которые сложно представить в принципе…

Например, однажды друзья мужа позвали нас на пляж играть в волейбол – в 11.00. Мы с мужем прекрасно знали, что в 11.00 ни один на пляж не явится и пришли туда… в 12.30…. никого… Звоним «другу-организатору», а он говорит: «А вы что пришли? Так мы же отменили игру». Я была в бешенстве, а муж посмеялся и направился к дому!

Или другой случай: вас приглашают летом на дачу за город отдохнуть в 12.00. «Неопытный» человек или, лучше сказать, воспитанный человек, приедет вовремя… И будет ждать под дверью добрых пару часов под палящим солнцем. Хозяину дома можно, конечно, позвонить и спросить, типа: «Друг, ты где? Я жду». А он ответит: «А ты уже приехал. Ну ладно, ты жди, я быстро. Сейчас встану, позавтракаю, заеду в магазин за продуктами, заберу друзей, которые без машины, и мы приедем». И вот что прикажете делать? Как реагировать? И главное послать их никак нельзя — иначе у вас просто не останется друзей!

Вы не представляете, как я злилась, глядя на все это. Говорила мужу: «Да какой же это друг!? Он тебя не уважает, не ценит твое время. Зачем вообще нужны такие друзья!». Муж, конечно, тоже злился, но объяснял все так: «Просто мы народ спокойный, мы не переживаем по пустякам, живем в удовольствие. Ну, проспал, ну приедет позже и что. В чем проблема? Расслабься». И далее следует коронная фраза всех валенсийцев: «Он сейчас позже (ahora luego ) приедет!». То есть когда-нибудь он приедет – сейчас, но неизвестно когда, т.е. потом, позже.

А вообще не понимаю, как они на работу приходят – через час после начала рабочего дня? Хотя могу сказать, как ходят в школу дети, т.к. наблюдаю за этим процессом из окна регулярно, ведь, к моему великому прискорбию, сие заведение (школа) находится прямо в жилом доме, в моем доме. Теоретически (подчеркиваю, теоретически) занятия начинаются в 9.00. Примерно в 8.50 начинают приходить первые дети с родителями…, последние — в 9.05 -9.10… ну и потом пока дети усядутся, успокоятся… Зато забирать детей из школы мамаши и папаши прибегают аж за полчаса до окончания занятий. Об образовании в школах — отдельная статья (готовится к публикации).

  1. Девиз испанцев – «жизнь в удовольствие » . Они очень любят «выходить в свет». При этом для них такой выход – вещь нормальная, ежедневная. Несчётное количество кафе, баров и ресторанов по всей Испании каждые выходные наполняется шумными испанцами, ну и туристами, конечно. Хотя, после кризиса 2008г, который в Испании все еще продолжается, ежедневный выход для многих сменился на еженедельный, а то и ежемесячный. А молодежь из баров перебралась выпивать на улицу.
  2. Опыт показывает, что испанцы очень и очень безответственны и несамостоятельны . Эти характерные черты взаимосвязаны: ведь несамостоятельность – это, по большому счёту, нежелание отвечать за свои поступки, нежелание принимать серьезные решения, нежелание быть ответственным за семью, за других людей. В чем же проявляются их безответственность и несамостоятельность? Да во всём! Начиная от постоянных опозданий и заканчивая невыполнением своих обязанностей. Что касается создания семьи, то тут вообще всё плохо. Панический страх перед ответственностью при создании семьи свойственен мужчинам всего мира, это не секрет. У испанцев же этот страх в крови. Хотя они это называют «надо встать на ноги, а потом уже семью заводить». Другое дело, что на ноги половина встает к 50 годам, а половина — никогда. О серьезных отношениях испанцы задумываются лет в 40-45, женятся перед выходом на пенсию, детей заводят уже будучи на пенсии, до женитьбы живут с мамой или отдельно, но кушать ходят к маме, работают, если мама им работу найдет, а если нет, то не работают. Такое поведение я бы связала с одним из предыдущих пунктов – «жизнь в удовольствие» — жить с родителями, не готовить, не убирать, ни за кого не отвечать, никому не быть должным – красота! Безусловно, это не относится к 100% населения Испании, но в большинстве случаев это так. У меня есть знакомые, которым под сорок, а они все с мамами живут. Причем, что удивительно: есть экземпляры, которые в свои 40 лет имеют спутницу жизни уже не первый год, и как только речь заходит о браке, расстаются с ней. Страх перед ответственностью – великая сила, способная разрушить всё и вся. В Валенсии в связи с кризисом, число самостоятельных резко уменьшилось. До кризиса молодежь (от 25 до 40 – для Испании это молодежь) жила отдельно, а после него все дружно переехали жить к родителям, чтобы сдавать свою квартиру и оплачивать расходы.
  3. Испанцы, как показывает практика, крайне ленивы . И сейчас в кризис это очень хорошо видно. Этот пункт тесно связан с предыдущим. Ленивы и еще раз безответственны. Я просто пока не поняла, какая черта преобладает. В чем выражается эта лень? Прежде всего в том, что не хотят работать. Чтобы они вам не говорили: «Это не моя вина, просто работы нет!» или «Я не буду работать за эти копейки, а нормальной работы нет» — не верьте, они просто не хотят работать. У них вечно праздник и повод для отдыха – то солнце сильно печет, то дождь пошёл, то время сиесты, то выходной скоро, то в законе написано, что работа – это зло и т.д. О том, как у испанцев (по крайне мере, у валенсийцев), организован рабочий день, я расскажу в другой статье (готовится к публикации).

Что далеко ходить — мой личный пример.В Испании я почти 4 года, из которых 1,5 не работала. Сначала привыкала, учила язык, затем искала работу, но не нашла. Естественно, сидеть дома я не могла по причине активного характера прежде всего, а также потому, что от сидящего образа жизни поедаемые мной хамоны и местные сладости стали откладываться в соответствующих места моего тела. Так вот. Поняв, что работу не найти, я решила развлекать людей и проводить экскурсии, затем занялась арендой недвижимости, затем продажей. Затем открыла фирму и даже плачу налоги! Среди моих знакомых есть пара человек, которые не работали до момента моего переезда в Валенсию и на момент написания данной статьи не работают. Как минимум 5 лет эти люди сидят без работы, жалуясь, что не могут ее найти. К слову, одной знакомой я предложила 5 идей, как заработать, познакомила с нужными людьми и ничего…. так и сидит. Ну, пусть сидит, что я могу поделать…

В чем еще проявляется лень и опять же безответственность? Например, в этом: не пытайтесь связаться с испанской компанией (я не имею ввиду крупные международные компании) по электронной почте. Вам НЕ ответят, скорее всего, никогда, в лучшем случае через пару месяцев. Ну, а если ответ пришел через пару недель, считайте, что вам крупно повезло либо, что более вероятно, тот, кто ответил – не испанец. За время проживания в Валенсии мне пришлось не раз столкнуться с подобным поведением:

Нужно было найти квартиру для друзей на месяц в аренду. Искала по интернету подходящие варианты – отослала около 20-30 писем с запросом по поводу дат заезда и в целом доступности жилья. Тишина… День, два, неделя, месяц. Иногда через пару недель я звонила хозяину и говорила, что писала раньше, но никто не ответил. А он отвечал: «А, да, да, я получал письмо, припоминаю. Да, квартира свободна на эти даты». И все. Ну, хоть бы соврал, что не получал. А то ведь говорит, что получил и не объясняет почему не ответил. Что это? Лень? Безответственность? Халатность? Пофигизм? Нежелание получать деньги даже, когда их несут на блюдце? Все вместе? Я не понимаю, если лень даже ответить на письмо потенциального клиента, зачем вообще размещать объявление?

Та же ситуация в бизнесе. По работе я старалась связываться с турагентствами из других городов Испании для сотрудничества. И что вы думаете? Не ответа, ни привета. В результате звонила и говорила: «Здравствуйте, у меня есть клиенты на вашу экскурсию. Вам это интересно? Вы получали мое письмо 3 недели назад?». Ответ: «Да, получали. Нам интересно ваше предложение». И все. Не понять мне все-таки испанской души. Лентяи. А потом кричат, что в Испании все плохо, денег нет, работы нет и, что рынок захватили китайцы и надо их выгонять, чтобы бедным испанцам было где работать. Хотя работа у многих есть, но они все равно зад от стула не отрывают и продолжают возмущаться, что денег нет.

Продолжение в . ..

Авторские права на статью принадлежат руководителю компании «ИСПАНИЯ ИНВЕСТ» и автору текста. Копирование статьи на другие сайты без согласования с автором категорически запрещено.

В данном обзоре информация о происхождении названия Испания, а также характеристика государств, на основе или обломках которых возникла современная Испания.

Происхождение названия Испания: кролики и дальний берег

Основатели Испании, окруженные святыми, на наброске испанского художника Федерико Мадрасо (1815-1894), с рисунка, хранящегося в музее Прадо, в Мадриде: Пелайо (стоит слева, преклонив колено), первый король Астурии, на осколках вестготского христианского королевства создавший крохотное государство на севере Иберийского полуострова, которое смогло помешать безраздельному господству арабов на территории современной Испании и постепенно начавшее отвоевание (реконкисту); Изабелла Кастильская и ее супруг Фердинанд Арагонский (стоят на коленях справа), часто называемые и сегодня титулом, полученным ими от Папы Римского - «Католические короли».

Основатели Испании, окруженные святыми, на наброске испанского художника Федерико Мадрасо (1815-1894), с рисунка, хранящегося в музее Прадо, в Мадриде:

Пелайо (стоит слева, преклонив колено), первый король Астурии, на осколках вестготского христианского королевства создавший крохотное государство на севере Иберийского полуострова, которое смогло помешать безраздельному господству арабов на территории современной Испании и постепенно начавшее отвоевание (реконкисту);

Изабелла Кастильская и ее супруг Фердинанд Арагонский (стоят на коленях справа), часто называемые и сегодня титулом, полученным ими от Папы Римского - «Католические короли».

Они, спустя 700 лет после Пелайо, завершили реконкисту, завоевав последнее исламское государство на территории полуострова - Гранадский эмират, и своим бракосочетанием объединили Кастилию и Арагон, что положило начало современной Испании.

Они же помогли организовать Колумбу открытие Нового Света;

Пелайо, с одной стороны, и католическая чета, с другой, жившие в разные эпохи, не могли встретиться.

Но художник изобразил их вместе в своем фантастическом рисунке, ведь именно этим трем персонажем Испания, в значительной степени, обязана своим происхождением.

Слово, от которого происходит современное название страны Испания (на испанском España, на английском Spain ) является римским наименованием Иберийского полуострова, на котором располагается современная Испания — Hispania .

В Период республики в Древнем Риме Hispania была разделена на две провинции: Hispania Citerior (Испания ближняя) и Hispania Ulterior (Дальняя Испания) .

Во время принципата Hispania Ulterior была разделена на две новые провинции: Baetica и Lusitania, а Hispania Citerior была переименована в Тарраконскую провинцию — Tarraconensis (В автономной сообществе Каталония, в современной Испании, до сих пор существует, располагающийся на средиземноморском побережье и неподалеку от Барселоны, крупный город Тарракона, который в римский период являлся столицей этой провинции).

Впоследствии западная часть Тарраконской провинции была отделена, сначала под наименованием Hispania Nova, а затем под названием Callaecia (или Gallaecia, откуда происходит название современной испанской области Галисия).

Происхождение римского латинского названия Испании — Hispania имеет множество толкований .

Самым распространенным толкованием является то, согласно которому название Hispania — это искаженное финикийское словосочетание . Древний Рим в свое время конкурировал с Карфагеном, а Карфаген (ныне его развалины на территории современного Туниса) как раз был основан финикийским поселенцами из города Тира (современный Ливан). Финикийцы имели колонии и на испанском побережье, еще до римлян, и, по версии в их пользу, слово Hispania идет от финикийского словообразования ishephaim, означающего «берег кроликов».

Также существует греческая версия происхождения названия Испании. Название Hispania якобы происходит от греческого слова. Его записывают латиницей как Hesperia. В переводе «западные земли» . У римских авторов это звучало как Hesperia Ultima (Гесперия Дальняя). Так как просто Hesperia называли Апеннинский полуостров.

Есть и баскская версия. В баскском языке, — языке одного из древнейших и, возможно, аутентичных народов Иберийского полуострова, существует слово e zpanna, которое означает «граница, край» . Отметим, что на баскском языке современная Испания называется Espainia. В свою очередь название Иберия происходит от древнего племени иберов, жившего здесь до завоевания Иберийского полуострова римлянами.

Происхождение

Испании и ее история в картах

Ниже приведены карты, в примерном хронологическом порядке показывающие, что происходило на Иберийском полуострове в период с римских времен и до освобождения и объединения Испании при Изабелле Кастильской и Фердинанде Арагонском. Период правления последних — это время, от которого ведет свое происхождение та Испания, которую мы знаем.

Карты приведены по Atlas de Historia de Espa ña и Wiki -сообществу.

Испания в период Римской империи - в 218 г.

Испания в период Римской империи - в 218 г. до н.э. - 400 г. н.э..

Тогда на Иберийском полуострове существовало сначала две - Hispania Citerior и Hispania Ulterior (подписаны красным цветом), а затем уже три провинции Римской империи.

На карте также показана история римского расширения на Иберийском полуострове.

Здесь римляне завоевали территории, где раньше проживали племена древнейшего населения острова - иберов, и пришедших позднее кельтов, а также существовали колонии карфагенян

(Напомним, что могущественный город-империя Карфаген (в Северной Африке, на территории современного Туниса) развился из финикийской колонии. Финикийцы, исчезнувший ныне народ мореплавателей и торговцев, чьей родиной являлся современный Ливан).

Испания как часть Римской империи.

Испания в римский период.

Испания ок.

Испания ок. 420 г. н.э.

Римляне еще контролируют ряд территорий полуострова, но Испания уже завоевана индоиранским племенем аланов и еще одним небезызвестным племенем - родственниками германских племен готов - вандалами (в честь них названа Андалузия), также германским племенем свевов (не путать со свеями).

Все три народа создали на территории Иберийского полуострова свои отдельные государственные образования.

На крайнем севере страны в тот период сохраняли свои племенные образования родственные друг другу древнейшие местные племена кантабров и басков.

Отметим, что аланы и вандалы не задержались в Испании, уже спустя несколько десятилетий перекочевав в Северную Африку, там их королевство было уже к 534 году разгромлено Византией, а сами племена растворились среди других народов.

Вестготская Испания около 570 г.

Вестготская Испания около 570 г. н.э.

К 456 году н.э. доминирующую позицию в Испании заняло откочевавшее сюда из Франции германское племя вестготов, создав свое королевство вестготов (исп. Reino Visigodo).

На карте показаны завоевательные походы короля вестготов Леовигильда (569 -586 гг. правления) против свевов, басков и кантабров.

Отметим, что территории на южном побережье Иберийского полуострова (обозначено светло-коричневым цветом) в то время захватила усиливающаяся Византийская империя (со столицей в Константинополе, совр. Стамбул), восточная часть бывшей разделившейся Римской империи.

Также отметим, что Западной Римской империи, к которой отошли при разделе римские территории в Испании, к тому времени уже не существовало более столетия, и в ее провинциях в Италии, Франции, Германии и Испании давно господствовали германские племена.

Иберийский полуостров с 460 по 711 гг.

Иберийский полуостров с 460 по 711 гг. н.э., в период перед арабским вторжением.

На карте показаны завоевательные походы королевства вестготов (исп. Reino Visigodo) против свевов, басков и кантабров (красными стрелками), а также наступательные походы на вестготские и баскские земли родственных вестготам франков (сиреневыми стрелками).

Отметим, что позднее франки, смешавшись с кельтским племенем галлов и римским населением территории, станут предками современных французов.

Также обозначены византийские территории Испании, которые вестготы заняли незадолго перед арабским вторжением.

И наконец, обозначено начало вторжения (зеленой стрелкой) арабов-мусульман из Северной Африки и проигранная вестготами мусульманам ключевая битва 711 года при реке Гвадалете, близ Кадиса.

Завоевание Испании арабами.

Завоевание Испании арабами. На карте показано завоевание Иберийского полуострова арабо-мусульманской армией, начиная с 711 г. н.э. и по 731 г н.э.

Темно-розовым цветом обозначено христианское зависимое от арабов государство Тудмир (гос-во вестготского князя Теодомира), которое до смены Омейадов Кордовским эмиратом несколько десятилетий сохраняло автономию, платя омейядскому наместнику дань.

Отметим, что в 732 году мусульмано-арабские армии, подчинив всю Испанию, за исключением крохотной горной области Астурия на самом севере, попытались дойти почти до Парижа.

Тогда состоялась битва под городом Туром, также известная по названию другого близлежащего города как битва при Пуатье.

В этой битве выиграли франки, остановившие продвижение мусульман в Западную Европу.

Франкская империя Каролингов в последующие годы стала переходить в контрнаступление и создавать у Пиренейских гор вассальные христианские государства, служащие буфером с халифатом в Испании.

Испания в 750-м году н.

Испания в 750-м году н.э. Всю территорию Иберийского полуострова (обозначено зеленым цветом) занимает провинция арабо-мусульманского государства Омейадов.

Только на крайнем севере, в Астурии, уцелело христианское государство. Там в 718 году было создано королевство Астурия во главе с вестготским военачальником Пелайо.

В свою очередь франкская империя Каролингов спустя некоторое время начнет создавать на границе с Испанией несколько буферных христианских княжеств.

Территория максимального расширения всемирного арабского мусульманского государства к 750-му году н.

Территория максимального расширения всемирного арабского мусульманского государства к 750-му году н.э.

Сиреневым цветом отмечена территория первоначального государства пророка Мухаммеда ко времени его кончины в 632-м-году н.э..

Розоватым цветом отмечена территория завоеваний первого халифа и и тестя Мухаммеда Абу Бакра в 632-634 гг.

И, наконец, оттенком светло-коричневого обозначены завоевания первой всемирной монархической арабской династии Омейядов, правивших из Дамаска.

Именно наместник североафриканской провинции Ифрикия (Африка), которая являлась частью первого арабского всемирного халифата Омейядов, завоевал Испанию.

Предгорья Пиренеев, граница халифата и империи франков ок.

Предгорья Пиренеев, граница халифата и империи франков ок. 810 г. н.э.

На карте показаны зависимые от франкской империи Каролингов, созданные ею на отвоеванных у мусульман землях буферные христианские княжества, располагавшиеся в предгорьях Пиренеев, т.н. «испанская марка» Каролингов.

Отметим среди них княжество Урхельское (Urgell), включавшее и население андоррской долины, которой Карл Великий, согласно преданиям, дал автономию за помощь в качестве горных проводников в ходе войн франков с мусульманской армией, при этом поместив андоррских пастухов под суверенитет урхельских князей (позже урхельских епископов). Тогда родилась Андорра.

На карте мы также видим баскское княжество. Отметим, что баски сопротивлялись Каролингам, стремясь оставаться независимыми как от франков, так и от мусульман.

Испания в 929-м г.

Испания в 929-м г. н.э.

Омейядов в Испании сменил Кордовский эмират. Кордовский эмират возник на территории Иберийского полуострова после того, как в 750 году н.э. новая династия Аббасидов свергла Омейядов, а затем стала истреблять представителей их фамилии, один из Омейядов, а это был 20-летнний Абдельрахман, бежал с Ближнего Востока в Северную Африку.

Затем он переправился Испанию и провозгласил здесь свой эмират в Кордове.

Таким образом, испанская провинция арабского халифата навсегда отделилась от единого арабского государства.

Аббасиды не смогли вернуть испанские территории, хотя посылали военную экспедицию.

При этом они еще несколько столетий продолжали править вторым всемирным арабским государством из Багдада.

На карте мы также видим существенное расширение христианских территорий на Иберийском полуострове.

Так как у христиан существовала традиция делить свои земли между сыновьями и отдавать земли вассалам, то со временем на отвоеванных землях Королевства Астурии возникли Леон, Кастилия, Галисия.

Они проводили независимую политику.

В ходе наследований среди родственников корона Леона поглотила корону Астурии, которая исчезает в качестве независимого государства.

Также на отвоеванных христианских землях существовало королевство Наварра с баскской династией, а еще графство Барселонское (прообраз нынешней Каталонии), постепенно становящееся независимым от франков.

На карте обозначено и крупное графство Рибакорса, созданное франками и позднее присоединенное Наваррой.

Иберийский полуостров ок.

Иберийский полуостров ок. 1030 г. Период множества небольших государств (тайфа) наступил на исламской части полуострова после распада Кордовского эмирата.

Мусульманские и христианские территории на карте разделены черно-белой линией, посреди полуострова коричневым цветом обозначена ничейная земля.

На христианской стороне Иберийского полуострова в тот период доминировали Леон, а также Наварра (еще называемое по столице - Королевство Памплона).

Последнее в тот период, при правлении Санчо III Наваррского, объединило, благодаря удачному стечению династических обстоятельств, Кастилию, при этом не выделив еще Арагон.

Также среди христианских государств находилось и Барселонское графство, которое с 988 года стало де-факто независимым от франкского государства, с прекращением династии Каролингов.

На территории королевства Леон мы видим впервые скромное графство Португалия, возникшее как пожалованный королем феод, правители которого с продвижением Леона на юг, отвоевывая бывшие христианские земли, постепенно все больше начнут идентифицировать себя с местным населением, продолжавшем говорить на местном галисийском диалекте. Позднее они решаться провозгласить независимость.

Иберийский полуостров в 1090-1147 гг.

После периода безвластия (тайфы), вызванного распадом Кордовского эмирата, с 1090 по 1147 гг. мусульманскими территориями нынешних Испании и Португалии правила берберская династия Альморавидов.

Центр ее государства находился в Северной Африке.

Отметим, что к распаду Кордовского эмирата приложила руку еще одна берберская династия Хаммудидов, представители которой имели наделы в Кордовском эмирате и после падения эмирата на некоторое время пришли к власти (североафриканские владения Хаммудидов, чьи предки правили во всем Марокко (известны как Идриссиды) и были вытеснены оттуда Альморавидами (обозначены на карте справа).

Сиреневым цветом на карте обозначены африканские королевства (на карте внизу).

К моменту прихода к власти в мусульманской части Испании Альморавидов на христианской стороне Иберийского полуострова уже существовали королевства Кастилия, Леон, выделившие из астурийской королевской семьи.

Также из королевства Наварры выделилось королевство Арагон.

Барселонское графство стало ассоциироваться с каталонской нацией.

В 1147 году другая берберская династия Альмохадов завоевала столицу Альморавидов Марракеш (в совр.

В 1147 году другая берберская династия Альмохадов завоевала столицу Альморавидов Марракеш (в совр. Марокко), и государство Альморавидов рухнуло, в том числе и в Испании.

К тому времени христианские государства отвоевали на Иберийском полуострове уже значительные территории.

Альмохады перенесли столицу мусульманских испанских владений из Кордовы в Севилью, при этом главной столицей Альмохадов был Марракеш.

На карте показано, что государство Альмохадов граничило с государством Айюбидов, правивших в Египте и фактически независимых, но формально признающих власть Абассидов.

Отметим, что еще после прихода к власти в Египте предшествующей Айюбидам египетской независимой династии Фатимидов от единой североафриканской арабской провинции уже не могло быть речи.

Иначе говоря, исламские государства в Северной Африке и Испании больше не граничили напрямую с всеарабским халифатом.

Иберийский полуостров в 1300 году.

От мусульманских владений на полуострове остается один Гранадский эмират (выделен зеленым цветом). Гранадский эмират платит дань Кастилии.

Кастилия в свою очередь уже присоединила отвоеванные у мусульман земли - т.н. Новую Кастилию, а также старые христианские королевства - Леон, Галисию и Астурию.

Другой влиятельной силой на территории полуострова является Арагон, который присоединил к себе земли Барселонского графства, территорию ставшую известной как Каталония.

Независимыми остаются христианские государства Наварра и Португалия.

Иберийский полуостров в 1472-1515 гг.

Какие события и государства обозначены на этой карте?

Кастилия и Арагон на тот момент остаются двумя основными христианским государствами Иберийского полуострова.

Их объединение под совместным правлением Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского в 1479-м отражено на карте двунаправленной стрелкой.

Это объединение уже навсегда, хотя только внук «Католических королей», как их называют в Испании, Карл V станет официально именоваться королем Испании.

Изабелла и Фердинанд в 1492 году завоевывают Гранадский эмират - последнее мусульманское государство Иберийского полуострова (на карте также обозначены годы нескольких предыдущих экспедиций против Гранады).

Уже после кончины Изабеллы, Фердинанд присоединяет в 1515 году к Арагону, а, фактически, уже и к Испании, небольшое христианское королевство Наварру, в последние годы своего существования находившееся под сильным французским влиянием.

В 1476 году (битва при Торо) Португалия неудачно воюет с Испанией, т. к. не считает Изабеллу законной наследницей престола Кастилии, желая посадить на кастильский престол дочь ее умершего брата, вышедшую замуж за португальского монарха.

Также показаны экспедиции на Канарские острова, которые Изабелла и Фердинанд окончательно присоединяют к Испании, подавив сопротивление местного населения и Португалии.

Отражена и экспедиция против арабов-мусульман 1509 года по завоеванию Орана (в современном Алжире), которую Фердинанд осуществил в качестве регента Кастилии и короля Арагона.

1469 и 1492 годы:

Ключевые даты в происхождении Испании

Первая ключевая дата — 1469 г. бракосочетание в Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского . Своим браком и заключенным брачным соглашением Изабелла и Фердинанд создали государственное образование, которое хотя еще целых восемьдесят лет формально состояло из двух отдельных территорий со своими коронами и сепаратными системами управления — Кастилии и Арагона, но, тем не менее, после свадьбы этих монархов стало единым целым. И, как оказалось, навсегда.

Отметим, что Кастилия и Арагон к тому времени представляли уже почти всю территорию нынешней Испании . В некоторых источниках годом объединения Испании называют 1479 г., когда Фердинанд после кончины своего отца стал королем Арагона, и таким образом смог стать реальным соправителем своей супруги, коронованной кастильской королевой после смерти ее брата в 1474 году.

Нынешняя провинция Гранада в автономном регионе Андалусия была последней из земель, находящихся под исламским правлением на территории Иберийского полуострова (на нем разместились современные Испания и Португалия), которая была отвоевана христианами. Это произошло 1492 году . Это одна из ключевых дат в процессе создания испанского государства.

Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский были теми людьми, которые не только завершили завоеванием Гранадского эмирата реконкисту («отвоевание», по исп. реконкиста (r econquista), т.е. процесс отвоевания земель Испании у мусульман, но и помогли Колумбу с организацией его экспедиции «по открытию пути в Индию». В результате Колумб открыл Америку .

Началось завоевание Америки, известное в Испании как «завоевание», конкиста, (исп. сonquista). И это произошло также в 1492 году .

Открытие Америки дало возникшей тогда Испании не только новые земли в Новом Свете, но и богатство — южноамериканское серебро, которые позволило стране на примерно столетие стать мировой сверхдержавой. В то же время новые ресурсы из Нового Света, придав стране размах, затормозило ее развитие, сохраняя феодальные институты .

Но вернемся к отвоеванию земель Иберийского полуострова у мусульман.

Процесс отвоевания, известный как реконкиста, продолжался почти 700 лет. Он наложил отпечаток на общественные нравы рождавшейся Испании . Ввиду постоянной борьбы и ощущения нахождения на переднем плане фронта, в Кастилии, например, самой беспощадной среди всех христианских стран была инквизиция.

Самым почетным титулом Изабеллы и Фердинанда был титул «Католический король и королева», который присвоил им Папа Александр VI в 1496 году за защиту католицизма и отвоевание территорий.

В современной Испании Изабеллу и Фердинанда в исторических публикациях часто не называют даже по имени, только используя титул «Католические короли».

Реконкиста

Христианское отвоевание реконкиста, которое положило начало происхождению Испании, фактически началась почти сразу после арабского завоевания .

Арабское завоевание Ибеийского полуострова произошло в 710-714 гг. , когда арабы под руководством выходца из Йеменца Мусы ибн Нусайры, наместника провинции Ифрикия (Африка) государства Омейадов и его полководца Тарика ибн Зияда (в честь него назван Гибралтар — от араб. Джабал аль-Тарик, т.е. гора Тарика), вторгшись из Северной Африки, очень быстро завоевали почти всю территорию Иберийского полуострова, разгромив существовавшее здесь на бывших землях Римской империи королевство вестготов, к тому времени давно ставших христианами.

Вестготы проиграли решающую битву при реке Гвадалете , в современной провинции Кадис (регион Андалузия, на самом юге Иберийского полуострова).

Напомним, что Омейяды — это первая всемирная арабская мусульманская династия, она правила из Дамаска.

В Средневековой Испании мусульман (современное исп. musulman ) называли маврами (Испанское слово moro («мавр») происходит от латинского m auri, и от греческого ma uros (значение «темный», загорелый«) .

В Римской империи существовали две африканские провинции — Mauritania Tingitana и Mauritania Caesariensis с берберским населением (они занимали соответственно территории нынешних Марокко и Алжира). Именно оттуда, спустя века, после мусульманского завоевания, началось арабское нашествие на Иберийский полуостров.

В исламском завоевании активную роль будут принимать исламизированные к тому времени берберы, а позднее территориями нынешней Испании будут правит две берберские династии . (См об этом ниже в этом обзоре).

Астурия — прародина

всех новых испанских

христианских государств

и последнее убежище от мавров

Именно вестготы считаются предками современных испанцев и португальцев .

После завоевания Иберийского полуострова арабами остатки вестготской знати и войск укрылись в горной области, на крайней севере Иберийского полуострова.

Там в 718 году было создано королевство Астурия во главе с военачальником (Отметим, что последний король единого государства вестготов Родерих погиб, предположительно, 711 году, в ходе упоминавшегося выше сражения при реке Гвадалете).

Королевство Астурия возрождает

христианские королевства и исчезает

В ходе медленной экспансии королей Астурии были постепенно отвоеваны земли старых вестготских областей на северном побережье Иберийского полуострова — Галисии (на западе) и Кантабрии (на востоке) .

В результате династических разделов правящей династии Астурии в Галисии возникает Королевство Леон .

Леон был создан как отдельное королевство, когда король Астурии, Альфонсо Великий, разделил свое государство между своими тремя сыновьями . Леон достался Гарсии I (911-914).

В 924 году н.э. король Астурии Фруэла II, воспользовавшись кончиной своего старшего брата — короля Галисии и Леона Ордоньо II, и проигнорировав наследственные права сыновей Ордоньо, объединил эти земли в единое государство со столицей в Леоне .

После этого Астурия уже не фигурирует в хрони ках в качестве самостоятельного королевства .

Отметим, что в современной Испании существует автономное сообщество Астурия, официально называемое Княжество Астурия (Principado de Asturias). Титул принца Астурийского носит наследник испанской короны.

Старинное название региона было восстановлено в 1977 году, до этого регион именовался провинция Овьедо (по названию главного города).

На сцене

истории появляется Кастилия

В 850 году н.э., еще при астурийском короле Ордоньо I, его брат Родриго был назначен первым графом Кастилии, которая включала также Кантабрию.

Таким образом Кастилия была выделена из королевства Леон в качестве марки, или зависимой территории.

Так возникает не существовшее до того новое феодальное образование, чье название, кстати происходит от исп. castillo — замок — «страна крепостей» по замкам вокруг Бургоса . Центр Кастилии первоначально располагался в Бургосе, а позже Вальядолиде.

Графы Кастилии первоначально не наследовали трон, а назначались королями Леона , а затем все больше усиливались, наконец провозгласив себя королями.

Первым королем Кастилии считается правивший в 1037-1065 Фердинанд I, король Леона, упразднивший титул графа Кастилии и принявший титул короля Кастилии . Он, как видно из титула, правил и в Леоне, однако после его кончины два престола были вновь разделены между старшим и вторым сыном Фердинанда I.

Только в 1230 году, после кончины короля Леона и Галисии Альфонсо IX, его сын король Фердинанд III, правивший в Кастилии, стал единым правителем двух королевств. Тогда Кастилия и Леон окончательно объединяются .

Отметим, что в ходе династических разделов королевской семьи Леона в отдельные моменты также существовало самостоятельное Галисийское королевство .

Интересно, что Кастилия и Леон иногда в своих спорах между собой обращались за военной помощью к мусульманским государствам Испании — мавра м.

Тем не менее, именно Кастилия была основной движущей силой борьбы за отвоевание, реконкисту .

Вот некоторые этапы войны Кастилии против мавров :

Бывшая вестготская столица Испании Толедо была отбита у мусульман в 1085 году, а в 1212 году, после очередного проигранного сражения при Лас-Навас-де-Толоса, исламские государства Иберийского полуострова лишились большей части южной Испании.

В 1230 году в результате династического брака к Кастилии присоединилось христианское королевство Леон.

В 1236 году к Кастилии была присоединена освобожденная от власти мавров Кордова, в 1243 году Мурсия и в 1248 году Севилья.

С 1460 года право собственности на Канарские острова было уступлено Португалией Кастилии.

Отметим, что графство Португалия возникло в 868 году с отвоеванием у мусульман Порту, как вассальная единица королевства Леон (Независима от Кастилии и Леона с 1143 года) .

Наварра и Арагон

К территории Леона примыкала, граничащая с франками область Наварра, горная часть которой сохраняла независимость и в самый пик расширения мусульманских завоеваний.

В королевство Наварры входила и нынешняя Страна Басков.

Наварра долгие годы управлялась местными баскскими христианскими династиями .

На мусульманской стороне к Наварре примыкало феодальное образование , буферное государство правителей из басков, в вестготские времена бывших христианами, но затем принявших ислам .

В первые период существования государства Омейядов Бану Каси, являвшиеся вассалами исламских правителей проводили совместные акции с баскской династией Наварры против франков, которые пытались поставить Наварру под свой контроль.

Позднее, однако, Наварра, где в 905 г. н.э. местная династия Ариста была свергнута королевством Астурия и заменена другими местной — Хименесами, начала проводить против мусульманским государств более воинственную политику.

В 800 г. н.э. франки основали на отвоеванной от мавров территории графство Арагон, которое в 933 году попало под влияние Наварры .

При Санчо III Наваррском его королевство кратковременно претендовало на власть над Кастилией.

В 1035 году, в результате династического раздела территорий между сыновьями Санчо, одному из его сыновей был выделен арагонский феод, и таким образом возникло королевство Арагон.

С 1164 года в Арагоне стал править дом Барселоны (бывших барселонских графов), а с 1334 года в Арагоне там стала правящей ветвь Бургундской династии Трастамара.

Один из двух правителей дуалистического, но объединенного королевства Кастилии и Арагон, представлявший в этой связке Арагон, король Фердинанд (годы пр.1479-1516) завоевал южную часть Наварры , в то время как другая часть отошла к Франции.

После кончины в 1504 году супруги Фердинанда Изабеллы Кастильской Кастилия и Арагон формально вновь разделились, но ненадолго. Фердинанда, женившегося к тому времени второй раз, призвали в Кастилию в качестве регента.

Что касается Арагона, то дочь Изабеллы и Фердинанда Хуана Безумная после смерти отца в 1516 году считалась формально монархиней Арагона до своей кончины в 1555 году, но реально была недееспособной и находилась в монастыре в Кастилии.

Корону Кастилии и Арагона наследовал ее сын Карл V , ставший не только королем всех испанских земель, но императором Священной Римской империи.

Этот монарх, а также его сын Филипп II стали первыми монархами, которые стали титуловаться титулом королей Испании , а не только исторических королевств — Кастилии, Леона и так далее.

Больше Испания уже не разделялась на различные королевства.

Барселонское

графство — нынешняя Каталония

Франкская империя после мусульманского завоевания территории нынешней Испании выступала союзником христианских государств Иберийского полуострова.

Так в 801 году сын Карла Великого, Людовик Благочестивый отвоевал у мусульман Барселону , известную в вестготский период как столицу области Готалония.

После освобождения от арабов под протекторатом франков здесь было основано графство Барселонское (т.н. испанская марка Marca Hispanica).

Отметим, что тогда же было основано существующее до сих пор карликовое государство чье тогдашнее вестготское христианское население (теперь каталонцы) таким образом было отблагодарено за помощь армии Карла Великого в борьбе с арабами.

Постепенно графство Барселонское стало независимо от империи франков. В 1137 году граф Барселонский женился на королеве Арагона, в результате чего было создано единое Королевство Араго н, позднее включавшее не только области Арагона и Каталонии, но и Валенсию (отвоевана у мусульман 1238 году, там было создано буферное королевство , затем вице-королевство), Балеарские острова (отвоеваны Арагоном у мусульман в 1229 году), а также в области в современной Италии (Неаполь, Сицилию).

После брака в 1469 году короля Арагона Фердинанда и Изабеллы Кастильской возникло объединенное государство Кастилия и Арагон, ставшее прообразом нынешней Испании .

С мусульманской стороны

Таким образом основными объединителями Испании выступили Кастилия (чье название, кстати, происходит от исп. castillo — замок — «страна крепостей», по замкам вокруг Бургоса, и Арагон.

А теперь кратко посмотрим на мусульманскую историю Испании .

Как уже говорилось, арабы завоевали Иберийский полуостров в 710-714 гг., когда сюда вторглись силы наместника провинции Ифрикия (Африка), которая являлась частью первого арабского всемирного халифата Омейядов .

Арабы называли свое испанское приобретение . Под термином Аль-Андалус понимают теперь все мусульманскую территорию и культуру, процветавшие на территории нынешней Испании

Отметим, что от названия Аль-Андалус Андалусией именуется и современный южный регион Испании.

Название Аль-Андалус имеет доисламские и доарабские корни, и происходит от название племени вандалов, которые в 415-м году захватили римские провинции на территории, занимаемой современной Испанией.

Позднее на их место пришли вестготы, являющие, как уже отмечалось выше, предками современных испанцев и португальцев. Вестготы закрепились на Иберийском полуострове и приняли христианство.

Большое значение для истории Аль-Андалус арабскими имела связь с североафриканскими арабо-берберским территориями (современное Марокко) , которые первоначально также входили в единый арабский халифат.

Из Северной Африки приходили новые династии Аль-Андалус. Туда бежали многие мусульмане, в конце концов, после отвоевания христианами Гранады.

Европейское название древнейшего населения на территории современных Марокко Алжира, Ливии, части Мали и Нигера — берберов (самоназвание амазиг), с арабским завоеванием исламизированных и арабизированных племен, несет в себе искаженное лат. наименование barbari (варвары) . Так римляне называли всех людей, не принадлежащих к их культуре.

Но вернемся к хронологии.

В сентябре 755 года н. э. будущий основатель Кордовского эмирата Абдельрахман I высадился с небольшим отрядом на одном из пляжей поселения, которое ныне известно как Альмунекар.

На тот момент подавляющая часть Иберийского полуострова (за исключением севера) уже пятьдесят лет, как входила в состав провинции Омейядского халифата — единого арабского государства с центром в Дамаске.

Однако после того как в 750 году новая династия Аббасидов свергла Омейядов, а затем стала истреблять представителей их фамилии, один из Омейядов, а это и был 20-летнний , бежал с Ближнего Востока в Северную Африку (а именно на территорию, которую занимает современное Марокко), принадлежащую халифату.

Там он попытался создать свое государство, но затем переправился Испанию и провозгласил здесь свой эмират в Кордове, правя им с 756-788 гг.. Таким образом, испанская провинция арабского халифата навсегда отделилась от единого арабского государства.

Аббасиды не смогли вернуть испанские территории, хотя посылали военную экспедицию. При этом они еще несколько столетий продолжали править вторым всемирным арабским государством из Багдада.

В свою очередь потомок эмира Кордовы Абдельрахман III провозгласил себя халифом в 929-м году.

Кордовский эмират успешно противостоял экспансии позднее возникшего на его границах арабского государства Фатимидов, правивших из Египта и стремившихся расширить свою власть на Марокко .

В Кордовском эмирате расселилось множество берберских исламских родов из Северной Африки, которым эмиры предоставляли наделы. Берберы были одной из движущих сил распада в 1031-м году Кордовского эмирата, когда представители берберской династии Хаммудидов взяли Кордову и свергли последнего кордовского халифа.

С 1031 по 1106 гг. на территории бывшего Кордовского эмирата наступил окончательный распад на множество удельных исламских княжеств, известный как период тайфа (t aifa от арабского множественный).

С 1090 по 1147 гг. мусульманскими территориями нынешних Испании и Португалии правила берберская династия Альморавидов (со столицами в Агмате, а затем Марракеше в нынешнем Марокко). Альморавиды в 1086 году были сначала приглашены в Испанию исламскими княжествами тайфа для поддержки борьбы с христианским государствами, но затем династия аннексировала южную часть Иберийского полуострова.

В 1147 году другая берберская династия Альмохадов завоевала Марракеш, и государство Альморавидов рухнуло. К тому времени христианские государства отвоевали на Иберийском полуострове уже значительные территории.

Альмохады перенесли столицу мусульманских испанских владений из Кордовы в Севилью, при этом главной столицей Альмохадов был Марракеш. В

1225 году Альмохады, теснимые кастильцами и сотрудничавшими с ними исламскими повстанцами аль-Беаси (al-Bayyasi) потеряли Кордову, где на некоторое время утвердилась династия последних. Позднее Альмохады вернули себе контроль над Кордовой, однако последний период их правления прошел в вооруженных распрях между представителями династии в Северной Африке, и бунтах местного населения на территории их испанской провинции, которое потеряло веру в способность ослабевших Альмохадов остановить натиск христианских государств и установить порядок.

В 1212 году Альмохады проиграли битву при Лас-Навас-де-Толоса против объединенных армий христианских государств Иберийского полуострова- Кастилии, Наварры, Португалии, формирований из Арагона, а также военных орденов и французских рыцарей, потеряв после этого большую часть владений мусульман на Иберийском полуострове.

В 1228 году ибн Хад, один из мусульманских правителей в Мурсии, когда-то потерявших старинную мусульманскую тайфу в Сарагосе (завоевана в 1118 г. Арагоном), объявил о переходе под суверенитет аббасидских халифов в Багдаде.

Надо отметить, что местные тайфы мусульман на Иберийском полуострове в последний период своего существования, и в особенности после падения государства Альмохадов, уже были в значительной степени зависимы от христианских государств полуострова .

Последнее государство мусульман Иберийского полуострова — Гранадский эмират был основан Назари (Насридами) в 1238 году, спустя семь лет после того как последний правитель из династии Альмохадов, который правил и Иберийским полуостровом, ибн-Индрис, покинул эти земли и уехал в Марокко , где вскоре погиб, сражаясь за власть в междоусобицах. Отметим, что Альмохады еще долго правили районом и городом Марракеш в Марокко. В Марокко их сменила берберская династия Маринидов, которая до 1344 году еще сохраняла несколько крепостей и на побережье Иберийского полуострова, оставшимся им от Альмохадов. Эти крепости были затем отвоеваны Кастилией.

Г ранадский эмират в течение 250-лет своего существования, с 1238 по 1492, платил дань Кастилии, и даже помогал последней в завоевании соседних исламских княжеств-тайф .

Вассалитет Гранады начался со сделки между кастильским королем Фердинандом III Кастильским и Мохаммедом I ибн Насром, крупным землевладельцем, который вел успешные войны против правителя тайфы Мурсия, основав тайфу Хаэн (ныне также в испанском регионе Андалусия), затем перебравшись в Гранаду, стал первым правителем основанного Гранадского эмирата из династии Назари. В 1244 году после осады Фердинандом III Кастильским Гранады было заключено соглашение между Гранадским эмиратом и Кастилией о перемирии. В 1248 году Гранадский эмират послал 500 своих солдат для помощи Фердинанду III в христианском завоевания тайфы Севильи.

В то же время Гранадский эмират в отдельные моменты своей истории несколько раз вел войны с христианскими государствами полуострова, включая и Кастилию.

Гранадский эмират был завоеван Католическими королями Изабеллой Кастильской и Фердинандом Арагонским в 1492 году. .

Оставшихся в Испании после отвоевания всей страны христианами мусульман стали называть мудехарами (mudéjar, от араб. «прирученный», «домашний»).

После завоевания Гранады в 1492 году все мудехары сначала пользовались относительной свободой вероисповедования, но по указу Изабеллы и Фердинанда от 1502 г. были обращены в христианство и получили название мориски (Отказавшиеся принять христианство были высланы из страны в арабские страны Северной Африки при помощи кораблей Османской Турции).

Но и принявшие христианство мориски были также изгнаны из Испании в 1609 году, по подозрению в нелояльности. Некоторые из них вернулись в Северную Африку и снова приняли ислам, некоторые оставаясь христианами, осели в соседних христианских странах.

Отметим, что при христианском отвоевании Испании евреев, которые проживали в бывших исламских государствах на данной территории, поставили перед выбором: им было предписано либо принять христианство, либо покинуть страну.

Также по теме на нашем сайте: