Противопоставление — художественный принцип романа А. С

Давайте представим на миг, что очутились в середине девятнадцатого века. Мы окажемся в том обществе, в котором жили герои романа А.С. Пушкина Татьяна Ларина и Евгений Онегин .

Несмотря на то, что Евгений и Татьяна жили в одно время и в одном обществе, но восприятие этого общества у них очень различно. Мир Онегина - это светский мир пышных приёмов и балов, а Татьяна - натура поэтическая, мечтательная и одухотворённая. Невольно спросишь у себя: могли ли Евгений и Татьяна быть вместе? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Для начала нужно определить: что же общего между ними?

Я думаю, что единственное, что их объединяет, — желание любить и быть любимыми. Возможно, они могли быть вместе, если бы не влияние того общества, в котором они жили. Общества, где нет любви, где есть только игра в любовь. Поэтому Онегин и во что не верит: ни в счастье, ни в любовь. Годы, проведенные в искусственном мире иллюзий доброты, оставили определенный отпечаток на его дальнейшей жизни. После многочисленных лет своей жизни проведенной во лжи и предательстве Евгений просто не может поверить в свое счастье. Этим и объясняется его трагическое непонимание Татьяны.

Написав письмо, Татьяна совершает необычный смелый поступок, не свойственный девушке того времени, нарушая все правила, общепринятые в её среде, так как за такой поступок могли бы не только не понять девушку, но и оклеветать. Но её признание не было услышано охлаждённым сердцем Онегина. Он не способен ответить на любовь Татьяны, так как его чувства искажены обществом. Он не понял Татьяну: она пишет ему о любви, а он говорит ей о женитьбе.

Исповедь Онегина, возможно, на первый взгляд очень благородна. Он же не обманул Татьяну, а, наоборот, сразу сказал ей всю правду. Но если задуматься, то можно с уверенностью сказать, что герой мёртв душой и у него каменное сердце. Онегин своими руками погубил нежданно выпавшее на него счастье. Возможно, он просто испугался любви и побоялся сделать или сказать Татьяне что-то не то. Ведь, в то время многие девушки просто забавлялись с юношами, не испытывая при этом абсолютно ничего. Наверное, поэтому Евгений и испугался такого счастья.

Он всегда был одинок, но когда другой человек протянул ему руку, раскрыл своё сердце, — он оказался нравственно слепым и глухим.

Я думаю, что когда-то он мечтал о такой девушке, как Татьяна, но со временем всё переменилось. Общество, в котором он жил, убило в нём всё прекрасное, что было когда-то. Кажется, что Онегин намного выше общества, которое его окружает, он в то же время он является его узником.

Последняя сцена - самая удивительная во всём романе. В ней Онегин всё же решается сказать Татьяне о своих чувствах, но уже спустя годы, когда они встретились на балу.

Когда же Татьяна становится знатной дамой, то с грустью вспоминает свою прежнюю сельскую жизнь. Татьяна по-прежнему любит Евгения. Даже при встрече она осталась верной своему супругу.

Исходя из всего, я могу точно утверждать, что отношения между Евгением и Татьяной не могли бы закончиться иначе, так как они даже спустя годы так и не смогли понять друг друга, а в отношениях, я считаю, самое главное - понимание.

Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (2.1–2.4). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

2.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)

Пояснение.

2.1. В чём состоит смысл сопоставления Татьяны и Ольги в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?

Характеры сестер Лариных показаны через противопоставление друг другу. Ольга весёлая, жизнерадостная девушка. Она послушная дочь, родители её любят, с детства она была обыкновенным ребенком, ничто не вызывало в ней опасений. В Ольгу без памяти влюблён Ленский. На его ухаживания она отвечает взаимностью, но её любовь непостоянна. Когда Ленского не стало, она недолго горевала и вскоре вышла замуж. Татьяна, наоборот, печальна, молчалива, замкнута в себе. Она не похожа на других девушек. В то время как все вышивали, заполняли альбомы, Татьяна читала романы и любовалась природой. В отличие от своей сестры «она в семье своей родной казалась девочкой чужой./ Она ласкаться не умела/ К отцу, ни к матери своей». Татьяна - натура глубокая и любит Татьяна по-настоящему, не так как Ольга, неслучайно именно в Татьяне Пушкин видит идеал русской женщины.

2.2. Как в произведениях В.С. Высоцкого раскрывается тема человеческого достоинства? (По двум−трём стихотворениям поэта).

Владимир Высоцкий - феномен семидесятых годов, его творчество самобытно и многогранно. Он написал более 600 стихотворений и песен, сыграл более 20 ролей в спектаклях и более 20 ролей в кинокартинах и телефильмах. Социальная и нравственная позиция Высоцкого нашла наиболее яркое выражение в «авторской песне» (термин самого В. Высоцкого). Гражданским нервом его творчества была правдивость - та острая и естественная реакция на общественные вопросы, что всех волновали, вызывали раздумья. Творчество Высоцкого в этом плане являло собой нормальную реакцию нормального человека, чуждого жизни с двойным дном (одно видим – говорим другое), возведенное художественным даром и талантом искренности в степень высокого народного искусства. Это «Банька по-белому» - сказание о трагической судьбе человека, прошедшего через обвинения и репрессии; «Чужая колея» - притча об инерции бессмысленного движения и пагубности его; «Мне в ресторане вечером вчера…» - едкая сатира о восшествии воров торгашей на Олимп Общественного благоговения. Поэт не отделял себя от своих героев, остро ощущал и как бы перекладывал на свои плечи сложную запутанность их судеб, боль и горечь переживаний. Его песни - своего рода самопознание народной души.

В народных традициях дана трактовка основных характеров «Песни». Калашников – народный герой, защитник народной нравственности, чести и справедливости. Он отстаивает не только свое доброе имя, но и честь всего православного народа. Поэтому имя его останется в веках, несмотря на немилость власти. Купец Калашников продолжает линию лермонтовских героев-мстителей. Калашников дорог поэту не только как борец против неправды и произвола. Не менее дорога его нравственная стойкость, внутренняя убежденность в своей правоте.

2.4. Каким предстаёт чиновничество в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?

Действие в «Ревизоре» относится к началу 30-х годов прошлого века. Всевозможные злоупотребления властью, казнокрадство и взяточничество, произвол и пренебрежительное отношение к народу были характерными, укоренившимися чертами тогдашнего чиновничества. Именно такими Гоголь и показывает в своей комедии правителей уездного города.

Во главе их стоит городничий. Он неглуп: более здраво, чем его сослуживцы, судит о причинах присылки к ним ревизора. Умудрённый жизненным служебным опытом, он обманывал людей. Городничий - умудрённый взяточник: «Это уж так самим богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят». Он постоянно присваивает казённые деньги.

Вторым по значению лицом в городе является судья Ляпкин-Тяпкин. В отличие от других чиновников, он представитель выборной власти: «избран судьёй по воле дворянства». Поэтому он держится свободней с городничим, позволяет себе оспаривать его. Он считается в городе «вольнодумцем» и образованным человеком, так как прочитал пять или шесть книг.

Попечитель богоугодных заведений Земляника готов сделать донос на своих сослуживцев. Почтмейстер Шпекин вскрывает чужие письма.

Все чиновники нарисованы Гоголем, как живые, каждый из них своеобразен. Но в то же время все они создают суммарный облик чиновничества, управляющего страной, раскрывают гнилостность общественно-политического строя крепостнической России.

Чувствами миролюбия проникнуты произведения великого русского поэта А.С.Пушкина. В них нет всепоглощающей тоски и безысходности, наоборот, всюду чувствуется позитивный настрой, непоколебимая вера в русский характер, в его силу и мощь.

Одно из самых значимых произведений поэта – роман в стихах «Евгений Онегин».

Величие романа «Евгений Онегин» в том, что в нём показана широкая панорама нравов и обычаев русской жизни пушкинского периода. Так мастерски, во всей полноте и многообразии картины русской жизни не представлял до этого никто.

На страницах романа мы знакомимся с двумя главными героями — Евгением Онегиным и Татьяной Лариной.

Евгений Онегин – молодой уроженец Санкт-Петербурга, красавец, аристократ. Он в совершенстве владеет «наукой страсти нежной». Его жизнь — сплошной праздник. Театры, рестораны, развлечения, бесконечные записочки с приглашениями на бал, на праздник… Но лёгкие успехи, нескончаемые пиры и маскарады ему быстро надоели. Бесцельность светской жизни нарисовалась ему во всей красе. А пресловутая «русская хандра» стала его вечной спутницей.

Но обстоятельства жизни меняются. Хворающий дядя призывает Онегина в деревню. Один из соседей, юный Ленский, знакомит его с семьей Лариных. Две дочери помещиков Лариных, Ольга и Татьяна, находятся в том возрасте, когда душа ждет любви.

Ольга влюблена в богатого и блестящего Ленского. Татьяна же увлекается его холодным спутником. Именно в нём она видит воплощение героя, которого ждёт.

Остановимся подробнее на образе Татьяны. Нет в романе натуры более целостной и правдивой, изящной и умной, страстной и целомудренной, чем Татьяна. В образе Татьяны Пушкин воплотил всё лучшее, что видел в русских женщинах: естественность, высокие моральные устои, скромность, правильные представления о жизни.

…Татьяна пишет Онегину письмо, в котором откровенено признается в любви. Онегин вежливо заявляет Татьяне, что он не отвечает её чувствам и после прочтения ей морали удаляется, весьма довольный своим поведением.

Почему Онегин не отвечает на чувства девушки? Почему он не разглядел в Татьяне настоящий бриллиант? Да потому что жил лишь искусственной жизнью и видел лишь умело выточенные образы. Ему хорошо были знакомы лишь «записные кокетки». С естественной красотой, с настоящими чувствами он знаком не был. Они не вписывались в его рамки.

Между тем Онегин вынужден был покинуть деревню. В отношениях Ленского и Онегина нашла коса на камень, возникла дуэль, на дуэли Онегин убил Ленского.

Несколько лет Онегин проводит в путешествии по России. Он возвращается другим: менее эгоистичным и более серьёзным. Появившись на большом вечере в столице, он замечает молодую женщину, выделяющуюся красотой и гордой осанкой.

«Ужель та самая Татьяна,
Которой он наедине…
Читал когда-то наставленья…»

Теперь Татьяна – светская львица, замужняя дама. Она принимает Онегина без всякого смущения. Не проявляет ни жеманства, ни смелости, но вежлива, любезна, даже приветлива. Она кажется спокойной. Онегин не может свыкнуться с мыслью, что провинциалка так быстро превратилась в светскую даму. Он начинает жалеть о былой холодности.

Вскоре Онегин влюбляется в Татьяну, но не встречает ответных чувств.

Генерал, муж Татьяны, не ревнив, он относится к супруге с полным доверием. Татьяна проявляет целомудрие. Она не скрывает от Онегина, что все еще любит его, но заявляет:

«…я другому отдана;
Я буду век ему верна».

Вера в святые идеалы, а также уходящее корнями в народное миропонимание представление о нравственности, христианская мораль и знание истины: «счастье одних не построить на несчастьи других» — вот что удержало Татьяну от неверного шага.

Действительно ли Онегин любил Татьяну? Сомнительно. Знакомо ли такому человеку, как Онегин («страдающий эгоист»), такое светлое и солнечное чувство, как любовь?

Онегин – не самый негативный персонаж в нашей литературе. В нём есть положительное начало и Татьяна говорит об этом открыто:

«Я знаю, в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь».

Но веры в искренность чувств Евгения нет. Татьяна понимает это. Картина налицо: он – вечный скиталец, не имеющий серьёзных занятий, встретил барышню, любовь которой с усмешкой отверг. А теперь, увидев её на балу, в блестящей мишуре света, вдруг проникается к ней чувствами.

Да, декорации поменялись. Деревенской девочке, которой он когда-то преподал урок, теперь поклоняется свет. А мнение света – непререкаемый авторитет для Онегина. Он увидел, что Татьяна в свете имеет вес, и «отыскал» в себе чувство любви.

И Татьяна, как барышня проницательная и умная, осознает это. Скорее всего, Онегин влюблен, но влюблен лишь «в свою новую фантазию».

Заключение

Современники Пушкина, писатели из его ближайшего круга, восхищались его произведениями, догадывались иногда, что в нём возрастает какая-то невиданная литературная сила. А эта невиданная сила до сих пор поражает умы людей.

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» — большое, «задушевное» произведение поэта. Из него мы знаем о «добром приятеле» Онегине, и «русской душою» Татьяне. Их взаимоотношения сложны и противоречивы, как сама жизнь. И тем поучительнее и интереснее читателю постичь характеры полюбившихся героев.

На многие размышления наводит нас роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Написано было это произведение более 150 лет назад, но оно до сих пор волнует нас. В нем мы находим ответы на многие вопросы, которые возникают и в нашей жизни. Прежде всего меня заинтересовали сложности поиска смысла жизни, проблемы взаимоотношений главных героев романа.
В своей жизни мы встречаем разных людей. Одни обладают силой воли, верны своим убеждениям, другие не сразу прозревают в жизни, делают ошибки. Но все они пытаются найти некий высший смысл в своем существовании.
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - один из первых социальных романов русской литературы. В нем рассматривается проблема взаимоотношения личности и общества. Идея изменения общества через нравственное усовершенствование человека наряду с идеей несовершенства современного Пушкину состояния общественного развития лежит в основе крупнейшего его произведения.
Наиболее ярко эта идея выразилась в сопоставлении Онегина и Татьяны. Они сильные личности. Оба чувствуют себя чужими в холодной и праздной суете тогдашней жизни. Оба способны любить и страдать. Они достаточно умны, чтобы понять пустоту светской жизни, и поэтому оба отвергают ее.
Но тем не менее это очень разные люди. Противоположность характеров Онегина и Татьяны обусловлена тем, что Онегин очень рано испытал на себе влияние «света» с его бесплодной, пустой суетой. Онегин дает характеристику себе строже, чем кто-либо другой. Он признается в корысти:
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
«Когда же черт возьмет тебя\»
Онегин был нетерпим не только к дяде. Ему было дико в обществе Лариных, где велись разговоры лишь о псарне, вине, родне. «Мод воспитанник примерный», опасаясь «судей решительных и строгих», он ушел в одиночество. Этим объясняется его безучастность, умение «с ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре».
Я Онегина не осуждаю за это. Вращаясь в высшем свете, ему необходимо было следовать тем обычаям и правилам, которые там были приняты. Мне нравится Онегин тем, что он не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Я рад, что и сам Пушкин лестно отзывался о своем герое. Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.
Онегин понимает призрачность жизни светских людей, презирает их, тяготится этой жизнью, но ничего не может найти взамен. Живя только собой, не принимая во внимание чувства и переживания других людей, Онегин совершает целый ряд недостойных его поступков: опрометчиво ведет себя на балу у Лариных, соглашается на дуэль и убивает Ленского.
Эгоизм приводит Онегина к тяжелой душевной драме, к разладу с самим собой.
Татьяна - «милый» и «верный» идеал нравственной чистоты - прямая противоположность Онегину. Формирование ее характера с самого раннего детства происходило на лоне природы. Она развивалась свободно, не испытывая никаких чуждых влияний. Татьяна любила природу и находила в ней успокоение. Она увлекалась чтением, это была мечтательная и романтическая натура.
Но это вовсе не значит, что среда, в которой воспитывалась Татьяна ее устраивала. Татьяна, инстинктивно отталкивая от себя все низкое пошлое, ординарное, не соответствовавшее ее романтическому восприятию мира, создала свой особый, поэтический мир.
Страшные рассказы, поэтические народные сказания, приметы, та- инственно-прекрасная жизнь природы, романы - вот чем жила эта девочка. Воспитанная на сентиментальных романах, Татьяна сосредоточила все свои духовные силы на сфере чувств. Жить для нее значило чувствовать, целью жизни была любовь к сильному, прекрасному, совершенному человеку, которому она «вручает свою судьбу».
Итак, естественная потребность Татьяны - любить и быть любимой. Именно эта потребность была проявлением ее страстной и сильной натуры. Именно она выливается в пламенное чувство к Онегину, чувство, в котором нет места эгоизму, тщеславию, в котором нет ни капли кокетства.
Полюбив Онегина, она пишет ему письмо, искренне признаваясь в своих чувствах. Онегин же, по достоинству оценив Татьяну, выделив ее из круга сельских дам, на предложение отвечает отказом.
Он не хотел связывать себя узами брака, и чувств глубоких к Татьяне у него в то время не было. Поэтому осуждать его в данном случае я не решаюсь.
Мне казалось, что Онегин из тех, кто в любой ситуации поступает обдуманно и решительно. Но при первом же испытании он пасует перед окружающей средой. В роковое утро перед поединком он становится рабом светской условности. Достаточно вмешательства Зарецкого, и вот уже Онегину мерещится «шепот, хохотня глупцов». Вызов принят.
Я считаю, что этот момент в романе самый трагический. С этого момента начинаются страдания Онегина. Именно отсюда и начинается ломка его жизни, поспешное бегство из деревни, неприкаянное странствие по родной земле и растущее чувство собственной бесполезности:
...Зачем не чувствую в плече
Хоть ревматизма? - ах, создатель!
Я молод, жизнь во мне крепка;
Чего мне ждать? тоска, тоска!..
Татьяна же, если раньше жила в мечтах, то теперь, полюбив, неминуемо должна была столкнуться с жизнью. Но к этому времени характер Татьяны успел сформироваться, и потому она выходит из жизненных испытаний нравственно непобежденной.
Таким образом, нравственная чистота Татьяны противопоставлена порожденному социальными условиями эгоизму Онегина. Это противопоставление позволяет автору наглядно показать несовершенство общества, уродующего человеческую душу.
Но и судьба Татьяны трагична: ей не суждено быть счастливой.
Невозможность этих людей, будто созданных друг для друга, быть счастливыми вместе - главный укор обществу.
В чем же видел Пушкин пути прогрессивного изменения общества? Он верил в возможность улучшения общества через нравственное усовершенствование. Верил, что если все люди поймут, что такое истинная любовь и истинное страдание, то они избавятся и от эгоизма, и от желания устроить свои дела за чужой счет, оставят пустые дрязги и сплетни, поймут никчемность своего существования и займутся наконец делом, достойным человека.
И на мысль эту Пушкин наводит, показывая любовь Онегина к Татьяне, которая возрождает в нем человека. Да, именно любовь к Татьяне, а не смерть Ленского. После дуэли Онегин, привыкший жить только для себя, отделенный от мира стеной холодного презрения и эгоизма, потерял единственную духовную опору - уважение к себе.
И только снова встретив Татьяну, полюбив ее, он понял, что такое истинное чувство и что такое возвышающее и очищающее душу страдание. Он увидел в ней прекрасное исключение из круга пустых светских красавиц, его пленила ее душевная красота и нравственная сила.
Это была женщина, о которой он мечтал, сам того не осознавая, ибо до гибели Ленского, внезапно и страшно пробудившей его душу, все чувства Онегина находились в сонном оцепенении. В то время он просто не способен был любить.
Кроме нравственного воздействия на Онегина, Пушкин показывает огромное положительное влияние Татьяны в «свете». В чистой нравственной атмосфере, излучаемой ею, даже самые недалекие люди становились лучше, благороднее, так как в ее салоне ценились не богатство, не знатность, а ум и горячее сердце. Здесь почести воздавались по заслугам, здесь нельзя было обманывать и лицемерить.
Пушкин указывает путь нравственного возвышения людей и улучшения общества через естественность и красоту отношений. В этом проявился великий гуманизм Пушкина, который отстаивал право личности быть свободной, любить и верить в жизнь. Эти надежды были рождены добротой и величием гения, который пробуждал «чувства добрые» в сердцах современников и потомков.