Тема «маленького человека» в советской литературе. Тема «маленького человека» в советской литературе Маленький человек в литературе 20 века

Тема «маленького» человека в русской литературе

ХХ века

(на материале произведения С.Д.Довлатова «Встретились, поговорили»)

Планируемые результаты:

предметные: обогащение нравственно- эстетического сознания учащихся художественными открытиями С.Д.Довлатова в разработке темы «маленького» человека; понимание авторской позиции, формулирование собственного отношения к анализируемому произведению; создание устного и письменного монологического высказывания на предложенную тему.

метапредметные: самостоятельная организация работы с различными источниками информации: ее отбор, оценка, систематизация, анализ, подбор аргументов для подтверждения собственной позиции, структурирование материала формулирование обобщенных выводов по ключевым вопросам урока;

личностные: побудить учащихся быть внимательными, терпимыми и гуманными в отношениях с людьми, помочь «сберечь в себе нежность к простому человеку» (В.Шукшин).

Ход урока

Биографическая справка

Сергей Довлатов родился 3 сентября 1941 года в Уфе, в семье театрального режиссёра, еврея Доната Исааковича Мечика (1909-1995) и литературного корректора Норы Сергеевны Довлатовой (1908-1999), армянки. В столицу Башкирской АССР его родители были эвакуированы с началом войны и жили три года в доме сотрудников НКВД, расположенном по адресу ул. Гоголя, 56.

С 1944 года жил в Ленинграде. В 1959 году поступил на отделение финского языка филологического факультета Ленинградского государственного университета и учился там два с половиной года. Общался с ленинградскими поэтами Евгением Рейном, Анатолием Найманом, Иосифом Бродским и писателем Сергеем Вольфом («Невидимая книга»), художником Александром Неждановым. Из университета был исключён за неуспеваемость.

Затем три года армейской службы во внутренних войсках, охрана исправительных колоний в Республике Коми (посёлок Чиньяворык). По воспоминаниям Бродского, Довлатов вернулся из армии «как Толстой из Крыма, со свитком рассказов и некоторой ошеломлённостью во взгляде».

Довлатов поступил на факультет журналистики ЛГУ, работал в студенческой многотиражке Ленинградского кораблестроительного института «За кадры верфям», писал рассказы.

Был приглашён в группу «Горожане», основанную Марамзиным, Ефимовым, Вахтиным и Губиным. Работал литературным секретарём Веры Пановой.

С сентября 1972 до марта 1975 года жил в Эстонии. Для получения таллинской прописки около двух месяцев работал кочегаром в котельной, одновременно являясь внештатным корреспондентом газеты «Советская Эстония». Позже был принят на работу в выпускавшуюся Эстонским морским пароходством еженедельную газету «Моряк Эстонии», занимая должность ответственного секретаря. Являлся внештатным сотрудником городской газеты «Вечерний Таллин». Летом 1972 года принят на работу в отдел информации газеты «Советская Эстония». В своих рассказах, вошедших в книгу «Компромисс», Довлатов описывает истории из своей журналистской практики в качестве корреспондента «Советской Эстонии», а также рассказывает о работе редакции и жизни своих коллег-журналистов. Набор его первой книги «Пять углов» в издательстве «Ээсти Раамат» был уничтожен по указанию КГБ Эстонской ССР.

Работал экскурсоводом в Пушкинском заповеднике под Псковом (Михайловское).

В 1975 году вернулся в Ленинград. Работал в журнале «Костёр».

Писал прозу. Журналы отвергали его произведения. Рассказ на производственную тему «Интервью» был опубликован в 1974 году в журнале «Юность».

Довлатов публиковался в самиздате, а также в эмигрантских журналах «Континент», «Время и мы». В 1976 г. был исключен из Союза журналистов СССР.

В 1978 году из-за преследования властей Довлатов эмигрировал из СССР, поселился в Нью-Йорке, где стал главным редактором еженедельной газеты «Новый американец». Членами его редколлегии были Борис Меттер, Александр Генис, Пётр Вайль, балетный и театральный фотограф Нина Аловерт, поэт и эссеист Григорий Рыскин и другие. Газета быстро завоевала популярность в эмигрантской среде. Одна за другой выходили книги его прозы. К середине 1980-х годов добился большого читательского успеха, печатался в престижных журналах «Партизан Ревью» и «The New Yorker».

За двенадцать лет эмиграции издал двенадцать книг в США и Европе. В СССР писателя знали по самиздату и авторской передаче на Радио «Свобода».

Сергей Довлатов умер 24 августа 1990 года в Нью-Йорке от сердечной недостаточности. Похоронен в армянской части еврейского кладбища «Маунт Хеброн» в нью-йоркском районе Квинс.

Учитель: Кого в литературе принято называть «маленьким человеком»? Какова история разработки этой темы в русской литературе?

Учитель: Предложите критерии, по которым можно сравнить образы «маленьких» людей в произведениях А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, и С.Д.Довлатова.

Учащиеся предлагают следующие критерии для сравнения героев:

- социальный статус героя и отношение к нему окружающих

Особенности изображения характера, внутреннего мира героя

Финал судьбы героя в произведении, авторское отношение к герою

Учитель : Выясним, каков социальный статус главных героев произведений и как к ним относятся окружающие?

Самсон Вырин стоит на нижней ступеньке социальной лестницы. Человек, которому не дано никаких прав: он всего-навсего мелкая деталь в иерархии общества, «сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, да и то не всегда». Однако «маленький» человек Пушкина и в таком положении умудряется быть счастливым: отцовское счастье наполняет его жизнь до поры до времени. Дворянин-аристократ Минский, влюбившийся в дочь Самсона Вырина, в один день разрушает счастье и жизнь станционного смотрителя, похищая умную, красивую, но бедную и безродную Дуню. Сословные предубеждения так сильны, что легче было сманить, украсть или купить бедную дворяночку, чем посватать ее. Все попытки Вырина добиться справедливости тщетны.

Акакий Акакиевич Башмачкин – «вечный титулярный советник», с любовью переписывающий бумаги в одном из департаментов. Это робкий, прибитый нуждой человек, ценой тяжкого труда и мучительных унижений зарабатывающий свои 400 рублей в год. Это забитое, бессловесное существо безропотно сносит «канцелярские насмешки» своих сослуживцев и грубость начальников. Когда Акакия Акакиевича ограбили, он в порыве отчаяния обратился к генералу- «значительному лицу». Но тот даже не захотел выслушать несчастного человека: генерал топнул ногой и грубо накричал на него. Акакия Акакиевича без чувств вынесли из кабинета. Сцена у генерала – идейная кульминация повести. Здесь с наибольшей силой показана социальная трагедия «маленького» человека в условиях России того времени.

Борис Головкер – герой рассказа С.Довлатова- родом из 80-х годов 20-го века, наш старший современник. Однако в социальной иерархии он приблизительно на той же ступеньке, что и его «братья» -«сущие мученики» Башмачкин и Вырин. Он служит инспектором – гигиенистом в управлении столовых, должность невысокая, но герой своей жизнью вполне доволен: «приобрел в рассрочку цветной телевизор и шкаф. Купил в зоомагазине аквариум. Стал задумываться о кооперативе». Времена изменились настолько, что всеобщее равенство, победившее в советской стране, уравняло социальный статус граждан: вся страна мечтала о цветном телевизоре и стояла в очереди за шкафами. Маленький гигиенист нисколько не чувствовал себя ущербным, униженным, бесправным. Конфликт «маленького» человека с окружающими переходит из социальной сферы сначала в область идеологическую (стране победившего социализма нужны были герои, а Головкер « в самодеятельности не участвовал, уроков физкультуры не посещал», «все считали его неудачником»), а потом и вовсе приобретает анекдотическую окраску. В школе его умудрились просто не заметить, в институте так же, как в школе, он остался незамеченным. Мечты у Головкера тоже анектодически напоминают мечту Акакия Акакиевича, ведь будучи пионером, он не собирал макулатуру и металлолом, а копил деньги: мечтал о зимнем пальто. Обиды, наносимые Головкеру однокурсниками, которые писали эпиграммы: «У Головкера Боба попа втрое шире лба», тоже не воспринимаются читателем драматично, а вызывают смех. А как иначе: Головкер специально измерял ширину лба и попы и установил, что обидного ничего нет, все нормально –попа втрое шире лба.

Окончательно драматизм конфликта с окружающими снимается автором простым поворотом сюжета: «А потом началась эмиграция. В Америке он неожиданно пришелся ко двору».В конце рассказа читатель узнает, что Борис Головкер в Америке стал успешным бизнесменом и крупным жертвователем Литфонда.

Учитель: Какие выводы можно сделать в результате сопоставительного анализа произведений по данному критерию?

Выводы (записываются в тетрадь) : В судьбах Самсона Вырина и Акакия Акакиевича Башмачкина немало общего. Униженное положение героев и драматичная судьба напрямую связаны с их социальным положением. Но Гоголь острее подчеркнул общественный смысл конфликта, т.к. грубость значительного лица стала непосредственной причиной смерти Башмачкина.

В произведениях писателей 20 века острота социального конфликта с окружающим миром снимается по причине глобальных перемен в социальных приоритетах общества. Но «маленький» человек, стремясь стать «большим», выбирает пути, которыми никогда бы не пошли несчастные, но не лишенные благородства герои Пушкина и Гоголя.

Учитель: Как писатели изображают характер, внутренний мир героев?

Выступление второй группы:

Самсон Вырин не идеализируется автором, мы видим его в тяготах каторжной службы, во всей неприглядности одинокой, пьяной,жалкой старости. Но тем больше впечатляет читателя его неброское благородство: теряя дочь, он отказывается ее продать – бросает деньги Минского, за которые тот хотел купить Дуню, на землю и притаптывает башмаком. Преданная любовь Самсона Вырина к дочери в контрасте с равнодушием Минского и самой Дуни вызывает в читателе горячее сочувствие.

Акакий Акакиевич Башмачкин крайне ограничен: мечта о новой шинели становится единственным наполнением его жизни. Круг его интересов убог и скуден, а незначительное обстоятельство- кража шинели- становится подлинной трагедией, разрушающей жизнь героя. Смирение и покорность бедного Акакия Акакиевича в сравнении с грубостью «значительного лица» вызывает в читателе не только чувство боли за унижение человека, но и протест против несправедливого устройства общества.

Про Бориса Головкера сказано, что у него «совершенно не было индивидуальных качеств». Индивидуальность героя так размыта, что учитель пения в школе говорил ему: «Голоса у тебя нет. И души вроде тоже нет. Чем ты поешь, Головкер?» Внешность героя такая же безликая: невзрачный близорукий человек, которого никто не замечал. Однако заметила и стала его женой Лиза Маковская, которая «была его абсолютной противоположностью. Она была рыжая, дерзкая и привлекательная.Она курила, сквернословила и пела в факультетском джазе. Вокруг нее постоянно толпились спортивные, хорошо одетые молодые люди». Анекдотичные обстоятельства жизни неожиданно сближают героев: Головкер был совершенно далек от любой идеологии, а Лиза пострадала от нее: на пятом курсе института родила ребенка. «Девочка была похожа на маму и на заместителя комсорга по идеологии». Тут и появился в ее жизни Головкер.Но жизнь у героев не задалась: слишком разными они были. «Лиза, что называется, задумывалась о жизни, говорила, анализируя: «Ради чего все это?» Головкер не задумывался о таких серьезных вещах, «он просто жил, и все». Еще меньше о смысле жизни он думал, оказавшись в Америке. Там безликость и отсутствие индивидуальности пригодились – он стал торговым агентом, представителем чужих интересов и быстро разбогател.

И тут в Головкере проявляется качество, которого так не хватало героям Пушкина и Гоголя . Автор говорит: «Он был одновременно услужлив и наделен чувством собственного достоинства». Однако ироничный автор рядом с чувством собственного достоинства называет не чуткость, отзывчивость героя, а услужливость, поэтому читатель понимает, что достоинство у героя мнимое. И действительно, утвердиться в этом чувстве «маленький» человек Довлатова решил, продемонстрировав свои успехи Лизе, которая осталась в России и переживает вместе с Родиной трудные времена «перестройки». «Пусть думает, какое сокровище потеряла!»- решил Головкер, отправляясь в Россию в образе «зажиточного туриста». Оба героя напоминают персонажи анекдота до той поры, пока бывшая жена совсем невесело говорит Головкеру после долгой разлуки: «Ты не изменился. Совсем не изменился». Она не заметила никаких изменений в бывшем муже, кроме того, что Головкер стал носить шляпу.

Учитель: В чем заключается эволюция образа «маленького» человека в произведениях писателей 19 и 20 века? Что традиционного и новаторского в разработке этой темы?

Выводы (записываются в тетрадь): В произведениях писателей 20-го века прослеживается связь с традициями А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя. Герои Довлатова обладают чертами распространенного в русской литературе типа «маленького» человека. Однако происходит поворот трагического сюжета русской литературы: «маленький» человек превращается в мелкого, анекдотически ничтожного, духовно статичного, внутренне не свободного.

Учитель: Как заканчиваются судьбы героев произведений? Каково отношение авторов к ним?

Самсон Вырин умирает в одиночестве, так и не повидав любимую дочь. Блудная дочь возвращается к отцу, горько плачет на его могиле, чувствует себя неискупимо виноватой перед отцом и раскаивается, но его уже не вернуть. Автор незримо присутствует рядом и, кажется, сам просит прощения у своего героя, что не смог защитить его. В «Станционном смотрителе» Пушкин указывает русской литературе подлинно гуманное раскрытие темы «маленького» человека.

Продолжая пушкинскую традицию, Гоголь заставляет читателя переживать трагедию «маленького человека», как свою собственную. И самого автора ни на минуту не покидает горячее сочувствие к своему герою.

В рассказе «Встретились,поговорили» финал также остается открытым. Герой дважды прошел по сюжетному кругу: Россия-Америка-Россия и опять Америка. Самому Головкеру кажется, что он очень изменился, движется не по кругу, а вырвался на свободу. Недаром, отвечая на вопрос корреспондента эмигрантского еженедельника о причинах возвращения в Америку, ответил твердо: «Я выбираю свободу». Читатель понимает авторскую иронию: уезжая из России, герой хотел уехать от самого себя, но изменить себя ему не удается. Все черты, которые довлатовский персонаж приобрел на Родине, в эмиграции проявились в нем ярче, резче, утрированнее. В этом состоит одно из кардинальных художественных наблюдений автора. Но автор не клеймит и не обличает своего героя – он улыбается, и в улыбке его больше грусти, чем иронии и презрения.

Учитель: Попытайтесь выразить свое отношение к «маленькому» человеку.

Вот несколько афористичных высказываний на эту тему:

«Я воинственно берегу свою нежность к простому человеку». (В.Шукшин)

«Гений - это бессмертный вариант простого человека». (С.Довлатов).

«Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и,может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее». (А.С.Пушкин).

Какое из них вам ближе? Попробуйте выразить свои мысли и чувства к «маленькому» человеку.

Домашнее задание: а) письменные работы (по выбору):1.Напишите письменную работу, выбрав в качестве темы один из афоризмов писателей о «маленьком» человеке.2.Как вы думаете, как долго будет сохраняться интерес к «маленькому» человеку в русской литературе? Почему? . б)Составьте таблицу или опорный конспект «Новаторство и традиции в разработке темы «маленького» человека в творчестве писателей 19-20 века», используя материалы урока.

"Маленький человек" - литературный персонаж, характерный для эпохи реализма. Такой герой в художественных произведениях мог быть мелким чиновником, мещанином или даже бедным дворянином. Как правило, основная его особенность - низкое социальное положение. Этот образ встречается в произведениях как отечественных, так и зарубежных авторов. Тема маленького человека в русской литературе занимает особое положение. Ведь этот образ получил особенно яркое выражение в творчестве таких писателей, как Пушкин, Достоевский, Гоголь.

Великий русский поэт и писатель показал читателям чистую и неиспорченную богатством душу. Главный герой одного из произведений, входящих в цикл «Повести Белкина», умеет радоваться, сочувствовать и страдать. Однако жизнь пушкинского персонажа изначально складывается нелегко.

Словами о том, что станционных смотрителей проклинает каждый, начинается знаменитая повесть, без анализа которой невозможно рассмотрение темы «Маленький человек в русской литературе». Пушкин изобразил в своем произведении спокойного и счастливого персонажа. Самсон Вырин остался человеком добродушным и беззлобным, несмотря на многолетнюю тяжелую службу. И только разлука с дочерью лишила его душевного спокойствия. Самсон может пережить тяжелый быт и неблагодарную работу, однако существовать без единственного на свете близкого человека он не в состоянии. Станционный смотритель умирает от тоски и одиночества. Тема маленького человека в русской литературе многогранна. Герой повести «Станционный смотритель», пожалуй, как никакой другой способен вызвать у читателя сострадание.

Акакий Акакиевич

Менее привлекательным персонажем является герой повести «Шинель». Гоголевский персонаж - собирательный образ. Подобных Башмачкину множество. Они повсюду, но люди их не замечают, поскольку не умеют ценить в человеке его бессмертную душу. Тема маленького человека в русской литературе из года в год обсуждается на школьных уроках литературы. Ведь благодаря внимательному прочтению повести «Шинель» юный читатель может по-иному взглянуть на людей, которые его окружают. Развитие темы маленького человека в русской литературе началось именно с этого полусказочного произведения. Не зря великий классик Достоевский однажды произнес знаменитую фразу: «Все мы вышли из "Шинели"».

Вплоть до середины XX века образ маленького человека использовали писатели русские и зарубежные. Он встречается не только в произведениях Достоевского, но и в книгах Герхарта Гауптмана, Томаса Манна.

Максим Максимович

Маленький человек в творчестве Лермонтова - это незаурядная личность, страдающая от бездействия. Образ Максима Максимовича впервые встречается в повести «Бэла». Тема маленького человека в русской литературе благодаря Лермонтову стала служить литературным приемом для критического изображения таких пороков социального общества, как коленопреклонение, карьеризм.

Максим Максимович - дворянин. Однако он принадлежит к обедневшему роду, к тому же не обладает влиятельными связями. А потому, несмотря на свой возраст, все еще находится в чине штабс-капитана. Однако Лермонтов изобразил маленького человека не оскорбленным и униженным. Его герой знает, что такое честь. Максим Максимович - порядочный человек и старый служака. Во многом он напоминает пушкинского из повести «Капитанская дочка».

Мармеладов

В маленький человек жалок и ничтожен. Мармеладов осознает свою бесполезность и ненужность. Рассказывая Раскольникову историю своего нравственного падения, он едва ли способен вызвать симпатию. Он утверждает: «Бедность не порок. Нищета - порок». И эти слова словно оправдывают слабость и бессилие Мармеладова.

В романе «Преступление и наказание» особое развитие получает тема маленького человека в русской литературе. Сочинение по произведению Достоевского - стандартное задание на уроке литературы. Но, независимо от того, какое название имеет это письменное задание, выполнить его, не составив предварительно характеристику Мармеладова и его дочери, невозможно. Вместе с тем следует понимать, что Соня, хотя и является также типичным маленьким человеком, существенно отличается от прочих «униженных и оскорбленных». Она не в состоянии что-либо поменять в своей жизни. Однако эта хрупкая девушка обладает огромным духовным богатством и внутренней красотой. Соня - олицетворение чистоты и милосердия.

«Бедные люди»

В этом романе также речь идет о «маленьких людях». Девушкин и Варвара Алексеевна - герои, которых Достоевский создавал с оглядкой на гоголевскую «Шинель». Однако образ и тема маленького человека в русской литературе начались именно с произведений Пушкина. И они с романами Достоевского имеют немало общего. История станционного смотрителя рассказана им самим. «Маленькие люди» в романах Достоевского также склонны к исповеди. Они не просто осознают свою ничтожность, но и стремятся осмыслить ее причину, выступают в роли философов. Достаточно лишь вспомнить пространные послания Девушкина и долгий монолог Мармеладова.

Тушин

Система образов в романе «Война и мир» чрезвычайно сложна. Персонажи Толстого - герои из высшего аристократического круга. Ничтожного и жалкого в них мало. Но почему о великом романе-эпопее вспоминают тогда, как обсуждается тема маленького человека в русской литературе? Сочинение-рассуждение - это задание, в котором стоит привести характеристику такого героя, как из романа «Война и мир». На первый взгляд он смешон и неуклюж. Однако это впечатление обманчиво. В бою Тушин проявляет свою мужественность и бесстрашие.

В огромном произведении Толстого этому герою отводится всего несколько страниц. Однако тема маленького человека в русской литературе 19 века невозможна без рассмотрения образа Тушина. Характеристика этого персонажа очень важна для понимания взглядов самого автора.

Маленькие люди в творчестве Лескова

Тема маленького человека в русской литературе 18-19 века раскрыта максимально. Лесков в своем творчестве также не обошел ее. Однако его герои значительно отличаются от образа маленького человека, который можно видеть в повестях Пушкина и романах Достоевского. Иван Флягин - богатырь обликом и душой. Но этого героя можно отнести к разряду «маленьких людей». Прежде всего потому, что на его долю выпадает немало испытаний, однако он не сетует на судьбу и не плачется.

Образ маленького человека в рассказах Чехова

Подобный герой нередко встречается на страницах произведений этого писателя. Особенно ярко образ маленького человека изображен в сатирических рассказах. Мелкий чиновник - типичный герой произведений Чехова. В рассказе «Смерть чиновника» присутствует образ маленького человека. Червяковым управляет необъяснимый страх перед начальником. В отличие от героев повести «Шинель», персонаж из рассказа Чехова не страдает от притеснения и издевательств со стороны коллег и начальника. Червякова убивает страх перед высшими чинами, вечное преклонение перед начальством.

«Торжество победителя»

Тему преклонения перед начальством Чехов продолжил в этом рассказе. Однако маленькие люди в «Торжестве победителя» изображены в куда более сатирическом свете. Отец, дабы выхлопотать для своего сына хорошую должность, унижает себя заискиванием и грубой лестью.

Но в низких мыслях и недостойном поведении виновны не только люди, выражающие их. Все это является результатом порядков, царящих в социальном и политическом строе. Червяков не стал бы так рьяно просить прощения, если бы не знал о возможных последствиях допущенной оплошности.

В творчестве Максима Горького

Пьеса «На дне» повествует об обитателях ночлежки. Каждый из персонажей этого произведения - маленький человек, лишенный самого необходимого для нормальной жизни. Изменить что-либо он не способен. Единственное, на что он имеет право - верить в небылицы странника Луки. Сочувствие и тепло - это то, что нужно героям пьесы «На дне». Автор призывает читателей к состраданию. И в этом взгляды его совпадают с точкой зрения Достоевского.

Желтков

«Гранатовый браслет» - повесть о большой любви маленького человека. Желтков однажды влюбляется в замужнюю женщину, и этому чувству он остается верен до последних минут своей жизни. Между ними пропасть. И на ответное чувство герой произведения «Гранатовый браслет» не надеется.

Желтков обладает характерными чертами маленького человека не только потому, что занимает невысокое социальное положение. Он, так же как и Башмачкин, и станционный смотритель, остается один на один со своей болью. Чувства Желткова служат почвой для шуток и иронических зарисовок князя Шеина. Оценить глубину страдания «маленького человека» другие герои способны лишь после его смерти.

Карандышев

Образ маленького человека в имеет общие черты с подобными героями в произведениях Достоевского и Чехова. Однако униженный Карандышев в пьесе «Бесприданница» не вызывает ни жалости, ни симпатии. Он всеми силами стремится попасть в общество, в котором его не ждут. А за оскорбления, которые он выносит многие годы, он готов мстить.

К категории маленьких людей относятся также и и Катерина Кабанова. Но эти героини представляют собой личности цельные, а потому приспосабливаться и изворачиваться не умеют. Смерть для них становится единственным выходом из положения, в котором они оказались в силу косности общественного строя.

Образ маленького человека в литературе получил развитие в девятнадцатом веке. Однако в современной литературе он уступил место другим героям. Как известно, многие зарубежные авторы находились под влиянием русской литературы. Доказательством того служат произведения писателей XX, в которых нередко встречаются персонажи, напоминающие чеховских и гоголевских героев. Примером может служить «Маленький господин Фридеманн» Томаса Манна. Герой этой новеллы проживает свою недолгую жизнь незаметно и погибает так же, от равнодушия и жестокости окружающих.

Образ «маленького человека» в русской литературе

Само понятие "маленький человек" появляется в литературе раньше, чем складывается сам тип героя. Вначале это обозначение людей третьего сословия, которое стало интересовать писателей ввиду демократизации литературы.

В ХIХ веке образ «маленького человека» становится одной из сквозных тем литературы. Понятие "маленький человек" ввел в употребление В.Г. Белинский в статье 1840 года«Горе от ума». Первоначально оно обозначало человека «простого». С развитием психологизма в русской литературе этот образ обретает более сложный психологический портрет и становится самым популярным персонажем демократических произведений второй половины XIX века.

Литературная энциклопедия:

"Ма́ленький челове́к" — ряд разнообразных персонажей в русской литературе 19 в., объединённых общими признаками: низкое положение в социальной иерархии, бедность, незащищённость, что обуславливает особенности их психологии и сюжетную роль - жертвы социальной несправедливости и бездушного государственного механизма, часто персонифицированного в образе «значительного лица». Им свойственны страх перед жизнью, приниженность, кротость, которая, однако, может соединяться с ощущением несправедливости существующего порядка вещей, с уязвлённой гордостью и даже кратковременным бунтарским порывом, как правило не приводящим к изменению сложившейся ситуации. Тип «маленького человека», открытый А. С. Пушкиным («Медный всадник», «Станционный смотритель») и Н. В. Гоголем («Шинель», «Записки сумасшедшего»), творчески, а порой и полемически по отношению к традиции, переосмысляли Ф. М. Достоевский (Макар Девушкин, Голядкин, Мармеладов), А. Н. Островский (Бальзаминов, Кулигин), А. П. Чехов (Червяков из «Смерти чиновника», герой «Толстого и тонкого»), М. А. Булгаков (Коротков из «Дьяволиады»), М. М. Зощенко и др. русские писатели 19-20 вв.

«Маленький человек» — тип героя в литературе, чаще всего это бедный незаметный чиновник, занимающий маленькую должность, судьбаего складывается трагично.

Тема "маленького человека” — это "сквозная тема” русской литературы. Появление этого образа обусловлено российской служебной лестницей в четырнадцать ступеней, на нижних из которых трудились и страдали от бедности, бесправия и обид мелкие чиновники, малообразованные, часто одинокие или обременённые семьями, достойные человеческого понимания, каждый со своей бедой.

Маленькие люди —небогаты, незаметны, судьба трагична, они беззащитны.

Пушкин «Станционный смотритель». Самсон Вырин.

Труженик. Слабый человек. Теряет дочь - её увозит богатый гусар Минский. Социальный конфликт. Унижен. Не может постоять за себя. Спился. Самсон потерялся в жизни.

Одним из первых, кто выдвинул в литературе демократическую тему «маленького человека», был Пушкин. В «Повестях Белкина», законченных в 1830 году, писатель рисует не только картины дворянско-уездного быта («Барышня-крестьянка»), но и останавливает внимание читателей на судьбе «маленького человека».

Судьба «маленького человека» впервые показана здесь реалистично, без сентиментальной слезливости, без романтического преувеличения, показана как результат определённых исторических условий, несправедливости общественных отношений.

В самом сюжете «Станционного смотрителя» передан типический социальный конфликт, выражено широкое обобщение действительности, раскрытое в индивидуальном случае трагической судьбы рядового человека Самсона Вырина.

Стоит где-то на перекрестке проезжих дорог небольшая почтовая станция. Здесь живут чиновник 14-го класса Самсон Вырин и его дочь Дуня — единственная радость, скрашивающая нелегкую жизнь смотрителя, полную покрикиваний и проклятий проезжающих. Но герой повести -Самсон Вырин- вполне счастлив и спокоен, он давно приспособился к условиям службы, красавица дочь Дуня помогает ему вести нехитрое хозяйство. Он мечтает о простом человеческом счастье, надеясь понянчить внуков, провести старость в кругу семьи. Но судьба готовит ему тяжкое испытание. Проезжий гусар Минский увозит Дуню, не задумываясь о последствиях своего поступка.

Самое страшное то, что Дуня уехала с гусаром по своей воле. Переступив порог новой, богатой жизни, она отказалась от отца. Самсон Вырин едет в Петербург, чтобы «вернуть заблудшую овечку», но его выгоняют из дома Дуни. Гусар "сильной рукой, схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу". Несчастный отец! Где ему тягаться с богатым гусаром! В конце концов за свою дочь он получает несколько ассигнаций. «Слезы опять навернулись на глазах его, слезы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошел…»

Вырин был уже не в состоянии бороться. Он "подумал, махнул рукой и решил отступиться". Самсон после потери любимой дочери, потерялся в жизни, спился и умер в тоске по дочери, горюя о возможной плачевной ее судьбе.

О таких, как он, Пушкин пишет в начале повести: «Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее».

Жизненная правда, сочувствие к «маленькому человеку», оскорбляемому на каждом шагу начальниками, стоящими выше по чину и положению, — вот что мы чувствуем, читая повесть. Пушкину дорог этот «маленький человек», живущий в горе и нужде. Демократизмом и гуманностью проникнута повесть, так реалистично изображающая «маленького человека».

Пушкин «Медный всадник». Евгений

Евгений — «маленький человек». Город сыграл роковую роль в судьбе. Во время наводнения теряет невесту. Все его мечты и надежды на счастье погибли. Утратил рассудок. В больном безумии бросает вызов "кумиру на бронзовом коне" Кошмар: угроза гибели под бронзовыми копытами.

В образе Евгения воплощена идея противостояния простого человека и государства.

«Страшился бедный не за себя». «Вскипела кровь». «По сердцу пламень пробежал»,«Ужо тебе!».Протест Евгения - мгновенный порыв, но более сильный, чем у Самсона Вырина.

Образ сияющего, оживленного, пышного города сменяется в первой части поэмы картиной страшного, разрушительного наводнения, выразительными образами бушующей стихии, над которой человек не властен. Среди тех, чью жизнь разрушило наводнение, оказывается и Евгений, о мирных заботах которого автор говорит в начале первой части поэмы. Евгений «человек обыкновенный» («маленький» человек): он не имеет ни денег, ни чинов, «где-то служит» и мечтает устроить себе «приют смиренный и простой», чтобы жениться на любимой девушке и пройти с ней жизненный путь.

…Наш герой

Живет в Коломне, где-то служит,

Дичится знатных…

Он не строит великих планов на будущее, его устраивает тихая, незаметная жизнь.

О чем же думал он? О том,

Что был он беден, что трудом

Он должен был себе доставить

И независимость, и честь;

Что мог бы бог ему прибавить

Ума и денег.

В поэме не указаны ни фамилия героя, ни его возраст, ничего не говорится о прошлом Евгения, его внешности, чертах характера. Лишив Евгения индивидуальных примет, автор превращает его в заурядного, типичного человека из толпы. Однако в экстремальной, критической ситуации Евгений словно пробуждается ото сна, и сбрасывает с себя личину «ничтожества» и выступает против «медного истукана». В состоянии безумия грозит Медному всаднику, считая виновником своего несчастья человека, построившего город на этом гиблом месте.

Пушкин смотрит на своих героев со стороны. Они не выделяются ни умом, ни своим положением в обществе, но они добрые и порядочные люди, а поэтому достойны уважения и сочувствия.

Конфликт

Пушкин впервые в русской литературе показал всю трагичность и неразрешимость конфликта между государством и государственными интересами и интересами частной личности.

Сюжетно поэма завершена, герой погиб, но остался и передан читателям центральный конфликт, не разрешённый и в самой действительности, остался антогонизм «верхов» и «низов», самодержавной власти и обездоленного народа. Символическая победа Медного всадника над Евгением - победа силы, но не справедливости.

Гоголь «Шинель» Акакий Акикиевич Башмачкин

«Вечный титулярный советник». Безропотно сносит насмешки сослуживцев, робок и одинок. Скудная духовная жизнь. Ирония и сострадание автора. Образ города, который страшен для героя. Социальный конфликт: «маленький человек» и бездушный представитель власти «значительное лицо». Элемент фантастики (приведение) - мотив бунта и возмездия.

Гоголь открывает читателю мир "маленьких людей", чиновников в своих "Петербургских повестях".Особенно значима для раскрытия этой темы повесть "Шинель", Гоголь оказал большое влияние и на дальнейшее движение русской литературы, "отозвавшись" в творчестве самых различных ее деятелей от Достоевского и Щедрина до Булгакова и Шолохова. «Мы все вышли из шинели Гоголя», — писал Достоевский.

Акакий Акакиевич Башмачкин — «вечный титулярный советник». Он безропотно сносит насмешки сослуживцев, он робок и одинок. Бессмысленная канцелярская служба убила в нем всякую живую мысль. Его духовная жизнь скудна. Единственное наслаждение находит он в переписке бумаг. Он любовно выводил буквы чистым, ровным почерком и полностью погружался в работу, забывая и обиды, причиняемые ему сослуживцами, и нужду, и заботы о пище и уюте. Даже дома он думал лишь о том, что «что-то бог пошлет переписывать завтра».

Но и в этом забитом чиновнике проснулся человек, когда появилась цель жизни — новая шинель. В повести наблюдается развитие образа. «Он сделался как-то живее, даже тверже характером. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность…» Башмачкин не расстается со своей мечтой ни на один день. Он думает об этом, как иной человек о любви, о семье. Вот он заказывает себе новую шинель, «…существование его сделалось как-то полнее…» Описание жизни Акакия Акакиевича пронизано иронией, но в ней есть и жалость и грусть. Вводя нас в духовный мир героя, описывая его чувства, мысли, мечты, радости и огорчения, автор дает понять, каким счастьем было для Башмачкина приобретение шинели и в какую катастрофу превращается ее пропажа.

Не было счастливее человека, чем Акакий Акакиевич, когда портной принес ему шинель. Но радость его была непродолжительной. Когда он возвращался ночью домой, его ограбили. И никто из окружающих не принимает участия вего судьбе. Напрасно Башмачкин искал помощи у «значительного лица». Его даже обвинили в бунте против начальников и «высших». Расстроенный Акакий Акакиевич простужается и умирает.

В финале маленький, несмелый человек, доведенный миром сильных до отчаяния, протестует против этого мира. Умирая, он «сквернохульничает», произносит самые страшные слова, следовавшие за словами «ваше превосходительство». Это был бунт, хотя и в предсмертном бреду.

Не из-за шинели умирает «маленький человек». Он становится жертвой бюрократического «бесчеловечья» и «свирепой грубости», которая, как утверждал Гоголь, таится под маской «утонченной, образованной светскости». В этом глубочайший смысл повести.

Тема бунта находит выражение в фантастическом образе приведения, который появляется на улицах Петербурга после смерти Акакия Акакиевича и снимает шинели с обидчиков.

Н.В.Гоголь, который в своей повести «Шинель» впервые показывает духовную скупость, убожество бедных людей, но и обращает внимание на способность «маленького человека» на бунт и для этого вводит в свое произведение элементы фантастики.

Н. В. Гоголь углубляет социальный конфликт: писатель показал не только жизнь «маленького человека», но и его протест против несправедливости. Пусть этот «бунт» робкий, почти фантастический, но герой выступает за свои права, против основ существующего порядка.

Достоевский «Преступление и наказание» Мармеладов

Сам писатель заметил: «Все мы вышли из "Шинели” Гоголя».

Духом гоголевской «Шинели» проникнут роман Достоевского «Бедные люд и». Это рассказ о судьбе того же «маленького человека», раздавленного горем, отчаянием и социальным бесправием. Переписка бедного чиновника Макара Девушкина с Варенькой, потерявшей родителей и преследуемой сводней, раскрывает глубокий драматизм жизни этих людей. Макар и Варенька готовы ради друг друга на любые лишения. Макар, живя в крайней нужде, помогает Варе. И Варя, узнав о положении Макара, приходит ему на помощь. Но герои романа беззащитны. Их бунт — «бунт на коленях». Никто не может помочь им. Варю увозят на верную гибель, а Макар остается один со своим горем. Разбита, искалечена жизнь двух прекрасных людей, разбита жестокой действительностью.

Достоевский раскрывает глубокие и сильные переживания «маленьких людей».

Любопытно отметить, что Макар Девушкин читает «Станционного смотрителя» Пушкина и «Шинель» Гоголя. Он с сочувствием относится к Самсону Вырину и неприязненно к Башмачкину. Наверное, потому, что видит в нем свое будущее.

О судьбе «маленького человека» Семёна Семёновича Мармеладова поведал Ф.М. Достоевский на страницах романа «Преступление и наказание» . Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины беспросветной нищеты. Местом действия Достоевский выбрал самую грязную часть строго Петербурга. На фоне этого пейзажа разворачивается перед нами жизнь семьи Мармеладовых.

Если у Чехова персонажи унижаются, не сознают своего ничтожества, то у Достоевского спившийся отставной чиновник полностью понимает свою ненужность, бесполезность. Он пьяница, ничтожный, с его точки зрения, человек, который хочет исправиться, но не может. Он понимает, что обрек свою семью, а особенно дочь, на страдания, переживает из-за этого, презирает себя, но ничего не может поделать с собой. "Жалеть! Зачем меня жалеть! — вдруг завопил Мармеладов, вставая с вперед протянутой рукой…- Да! Меня жалеть не за что! Меня распять на кресте, а не жалеть! Но распни, судья, распни и, распяв, пожалей его!"

Достоевский создаёт образ действительного падшего человека: мармеладовская назойливая слащавость, неуклюжая витиеватая речь - свойство пивного трибуна и шута одновременно. Осознание своей низости («Я прирожденный скот») лишь усиливает в нём браваду. Он отвратителен и жалок одновременно этот пьяница Мармеладов с его витиеватой речью и важной чиновничьей осанкой.

Душевное состояние этого мелкого чиновника намного сложнее и тоньше, чем у его литературных предшественников - пушкинского Самсона Вырина и гоголевского Башмачкина. Им не свойственна сила самоанализа, которого достиг герой Достоевского. Мармеладов не только страдает, но и анализирует своё душевное состояние, он как врач ставит беспощадный диагноз болезни - деградация собственной личности. Вот как исповедуется он в первой же встрече с Раскольниковым: «Милостивый государь, — бедность не порок, это истина. Но… нищета - порок - с. В бедности вы ещё сохраняете всё благородство врождённых чувств, в нищете же никогда и никто… ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя».

Человек не только гибнет от нищеты, но понимает, как он духовно опустошается: начинает презирать самого себя, но не видит кругом ничего, за что бы уцепиться, что удержало бы его от распада личности. Трагичен финал жизненной судьбы Мармеладова: на улице его задавила щегольская барская коляска, запряжённая парой лошадей. Бросившись им под ноги, этот человек сам нашёл исход своей жизни.

Под пером писателя Мармеладов становится трагическим образом. Мармеладовский вопль - «ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти» — выражает последнюю степень отчаяния обесчеловеченного человека и отражает суть его жизненной драмы: некуда идти и не к кому идти.

В романе сострадает Мармеладову Раскольников. Встреча с Мармеладовым в трактире, его лихорадочная, как в бреду, исповедь дали и главному герою романа Раскольникову одно из последних доказательств правильности «наполеоновской идеи». Но не только Раскольников сострадает Мармеладову. «Не один раз уже жалели меня», — говорит Мармеладов Раскольникову. Пожалел его и добрый генерал Иван Афанасьевич, опять принял на службу. Но Мармеладов не выдержал испытания, снова запил, пропил всё жалование, пропил всё и взамен получил оборванный фрак с единственной пуговицей. Мармеладов в своём поведении дошёл до утраты последних человеческих качеств. Он уже на столько унижен, что человеком себя не ощущает, а только мечтает о том, чтобы быть человеком среди людей. Это понимает и прощает своего отца Соня Мармеладова, которая способна помочь ближнему, сострадать тому, кто так нуждается в сосрадании

Достоевский заставляет нас жалеть недостойного жалости, испытывать сострадание к недостойному сострадания. "Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия человеческого",- так считал Федор Михайлович Достоевский.

Чехов «Смерть чиновника», "Толстый и тонкий"

Позже Чехов подведет своеобразный итог в развитии темы, он усомнился в добродетелях, традиционно воспеваемых русской литературой, — в высоких нравственных достоинствах «маленького человека» — мелкого чиновника.Добровольное пресмыкательство, самоуничижение «маленького человека» — вот поворот темы, предложенный А.П. Чеховым. Если Чехов и «разоблачал» что-то в людях, то, прежде всего, — способность и готовность их быть «маленькими». Человек не должен, не смеет делать себя «маленьким» — вот основная мысль Чехова в его интерпретациитемы «маленького человека». Подытоживая все сказанное, можно сделать вывод о том, что тема «маленького человека» раскрывает важнейшие качества русской литературы XIX века - демократизм и гуманизм.

С течением времени «маленький человек», лишенный собственного достоинства, «униженный и оскорбленный», вызывает у передовых писателей не только сострадание, но и осуждение. «Скучно вы живете, господа», — сказал Чехов своим творчеством «маленькому человеку», смирившемуся со своим положением. С тонким юмором высмеивает писатель кончину Ивана Червякова, с уст которого всю жизнь не сходит лакейское «Вашество».

В тот же год, что и «Смерть чиновника», появляется рассказ «Толстый и тонкий». Чехов вновь выступает против обывательщины, против лакейства. Хихикает, «как китаец», склонившись в подобострастном поклоне, коллежский служака Порфирий, встретив своего бывшего друга, который имеет высокий чин. Забыто чувство дружбы, связывавшее этих двух людей.

Куприн «Гранатовый браслет».Желтков

У А.И.Куприна в "Гранатовом браслете" Желтков является "маленьким человеком". И снова герой принадлежит к низшему классу. Но он любит, и любит он так, как не способны многие из высшего общества. Желтков полюбил девушку и всю свою дальнейшую жизнь он любил лишь ее одну. Он понимал, что любовь — это возвышенное чувство, это шанс, подаренный ему судьбой, и его нельзя упускать. Его любовь — это его жизнь, его надежда. Желтков заканчивает жизнь самоубийством. Но после смерти героя женщина понимает, что ее никто так сильно не любил, как он. Герой Куприна — человек необыкновенной души, способный на самопожертвование, умеющий любить по-настоящему, а такой дар — это редкость. Поэтому "маленький человек" Желтков представляется фигурой, возвышающейся над окружающими.

Таким образом,тема «маленького человека»претерпевала значительные изменения в творчестве писателей.Рисуя образы «маленьких людей», писатели обычно подчеркивали их слабый протест, забитость, что впоследствии приводит «маленького человека» к деградации. Но у каждого из этих героев есть что-то в жизни, что помогает ему переносить существование: у Самсона Вырина — дочь, радость жизни, у Акакия Акакиевича — шинель, у Макара Девушкина и Вареньки — их любовь и забота друг о друге. Потеряв эту цель, они гибнут, не сумев пережить утраты.

В заключение хочется сказать, что человек не должен быть маленьким. В одном из писем к сестре Чехов восклицал: «Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!»

В XX веке тема получила развитие в образах героев И. Бунина, А. Куприна, М. Горького и даже в конце XX века можно найти её отражение в творчестве В. Шукшина, В. Распутина и других писателей.

«Маленький человек» «Маленький человек» тип литературного героя, который возник в русской литературе с появлением реализма, то есть в 20-30годах 19 века. Маленький человек человек это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный.


Силу трагизма маленьких людей верно определил П. Вайль: «Маленький человек из великой русской литературы настолько мал, что дальнейшему уменьшению не подлежит. Изменения могли идти только в сторону увеличения. Этим и занялись западные последователи нашей классической традиции. Советская культура сбросила башмачкинскую шинель - на плечи живого Маленького человека, который никуда конечно не делся, просто убрался с идеологической поверхности, умер в литературе». Первым образом маленького человека стал Самсон Вырин из повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Традиции Пушкина продолжает Н.В. Гоголь в повести «Шинель». И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки. К теме маленького человека обращаются также писатели конца XIX и начала XX века: А. Чехов, М. Горький, Л. Андреев, Ф. Сологуб, А. Аверченко, К. Тренев, И. Шмелев, С. Юшкевич. Первым образом маленького человека стал Самсон Вырин из повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Традиции Пушкина продолжает Н.В. Гоголь в повести «Шинель». И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки. К теме маленького человека обращаются также писатели конца XIX и начала XX века: А. Чехов, М. Горький, Л. Андреев, Ф. Сологуб, А. Аверченко, К. Тренев, И. Шмелев, С. Юшкевич.


Из многогранной литературной галереи «маленьких людей» выделяются герои: стремящиеся снискать всеобщее почтение через изменение своего материального статуса или внешнего облика ("Лука Прохорович" - Е. Гребенки; "Шинель" - Н.Гоголя); охваченные страхом перед жизнью ("Человек в футляре" - А. Чехова; "Наш человек в футляре" -,В. Пьецуха); которые в условиях подавляющей бюрократической действительности заболевают психическими расстройствами ("Двойник" - Ф. Достоевского; "Дьяволиада" - М. Булгакова); у которых внутренний протест против общественным противоречиям уживается с болезненным стремлением возвысить себя, приобрести богатство, что в итоге приводит их к потере рассудка ("Записки сумасшедшего" - Н. Гоголя; "Двойник" Ф.Достоевского); которых страх перед начальством приводит к сумасшествию или к смерти ("Слабое сердце" - Достоевского, "Смерть чиновника" - А. Чехова); которые, опасаясь подвергнуть себя критике, изменяют свое поведение и мысли ("Хамелеон" - А. Чехова; "Веселые устрицы" - А. Аверченко); которые могут обрести счастье только в любви к женщине ("Старческий грех" - А. Писемского; "Горы" - Е. Попова); которые хотят изменить свою жизнь путем применения магических средств ("Верное лекарство" - Е. Гребенки; "Маленький человек" - Ф. Сологуба); которые из-за жизненных неудач решаются покончить с собой ("Старческий грех" - А. Писемского; "Рассказ о Сергее Петровиче" - Л. Андреева)




Что же такое маленький человек? Что же такое маленький человек? В каком смысле маленький? Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало заметно или вовсе не заметно. Маленький этот человек еще и потому, что мир его духовной жизни и человеческих притязаний также до крайности сужен, обеднен, обставлен всевозможными запретами и табу. Для него, например, не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов.


Гоголь характеризует главного героя своей повести как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Вот почему, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и в конце концов приходит к выводу: Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь.


Духовная жизнь Башмачкина созвучна его внутренним чаяниям. Собирание денег на приобретение шинели становится для него целью и смыслом жизни, наполняя ее счастьем ожидания исполнения заветного желания. Кража шинели, приобретенной путем таких больших лишений и страданий, становится для него поистине катастрофой. Окружающие лишь посмеялись над его бедой, однако никто не помог ему. Значительное лицо так накричало на него, что бедняга потерял сознание. Почти никто не заметил и смерти Акакия Акакиевича, последовавшей вскоре после его болезни.


Несмотря на уникальность созданного Гоголем образа Башмачкина, он не выглядит в сознании читателя одиноким, и мы представляем, что существовало великое множество таких же маленьких, униженных людей, разделяющих удел Акакия Акакиевича. В этом обобщении образа маленького человека сказалась гениальность писателя, сатирически представившего и само общество, порождающее произвол и насилие. В этой среде все более и более увеличивается жестокость и равнодушие людей друг к другу.


Гоголь был одним из первых, кто открыто и громко заговорил о трагедии маленького человека, уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образованности и ума, а от его положения в обществе. Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичность общества к маленькому человеку и впервые призвал его обратить внимание на этих незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первых взгляд, людей. Гоголь был одним из первых, кто открыто и громко заговорил о трагедии маленького человека, уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образованности и ума, а от его положения в обществе. Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичность общества к маленькому человеку и впервые призвал его обратить внимание на этих незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первых взгляд, людей. Между нами не может быть никаких тесных отношений. Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству. Вот так по пуговицам мундира, по другим внешним признакам определяется сразу и навсегда отношение к человеку. Так затаптывается человеческая личность. Она теряет достоинство, ведь человек не только других оценивает по богатству и знатности, но и себя.


Гоголь призвал общество взглянуть на маленького человека с пониманием и жалостью. Матушка, спаси твоего бедного сына! напишет автор. И действительно, некоторые обидчики Акакия Акакиевича вдруг понимали это и начинали испытывать муки совести. Один молодой служащий, решивший, как и все, подшутить над Башмачкиным, остановился, пораженный его словами: Оставьте меня, зачем вы меня обижаете? И молодой человек содрогнулся, увидев, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости.... Гоголь призвал общество взглянуть на маленького человека с пониманием и жалостью. Матушка, спаси твоего бедного сына! напишет автор. И действительно, некоторые обидчики Акакия Акакиевича вдруг понимали это и начинали испытывать муки совести. Один молодой служащий, решивший, как и все, подшутить над Башмачкиным, остановился, пораженный его словами: Оставьте меня, зачем вы меня обижаете? И молодой человек содрогнулся, увидев, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости....


Взывая к справедливости, автор ставит вопрос о необходимости покарать бесчеловечие общества. В качестве реванша и возмещения за понесенные при жизни унижения и оскорбления Акакий Акакиевич, вставший в эпилоге из могилы, является прохожим и отбирает у них шинели и шубы. Он успокаивается только тогда, когда отнимает шинель у значительного лица, сыгравшего трагическую роль в жизни маленького чиновника.


Смысл фантастического эпизода воскресения Акакия Акакиевича и его встречи со значительным лицом заключается в том, что даже в жизни самого, казалось бы, ничтожного человека есть такие моменты, когда он может стать человеком в самом высоком понимании этого слова. Срывая шинель с сановного лица, Башмачкин становится в своих глазах и в глазах миллионов таких же, как он, униженных и оскорбленных людей героем, способным постоять за себя и ответить на бесчеловечность и несправедливость окружающего мира. В такой форме выразилась месть маленького человека чиновничьему Петербургу.


Талантливое изображение в поэзии, литературе, так же как и в других видах искусства, жизни маленького человека открывало для широкого круга читателей и зрителей ту незамысловатую, но близкую им истину, что жизнь и извивы душ обыкновенных людей ничуть не менее интересны, чем жизнь выдающихся личностей. Проникая в эту жизнь, Гоголь и его последователи в свою очередь открывали для себя новые грани человеческого характера и духовного мира человека. Демократизация подхода художника к изображаемой действительности приводила к тому, что создаваемые им герои в критические минуты своей жизни могли стать вровень с самыми значительными личностями.


Подчеркивая типичность судьбы маленького человека, Гоголь говорит, что его смерть ничего не изменила в департаменте, место Башмачкина просто занял другой чиновник. В своей повести Н.В. Гоголь сконцентрировал свое основное внимание на судьбе личности маленького человека, однако сделано это было с таким мастерством и проникновенностью, что, сопереживая Башмачкину, читатель невольно задумывается и о своем отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учетом его личных качеств и достоинств.

Эволюция темы «маленького человека» в русской литературе первой половины XIX века.

Все мы вышли из гоголевской «Шинели».

Ф.М. Достоевский.

Русских писателей XIX века, таких корифеев литературы, как А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, волновала проблема «маленького человека», и они писали об этом в своих произведениях.

Эта тема кажется мне интересной и в наше время, поэтому я в системе провожу уроки литературы, посвященные «маленькому человеку». В шестом классе это урок по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» из цикла «Повести Белкина» (1830г.). В седьмом классе - по поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» (1833г.). В восьмом классе это урок внеклассного чтения по повести Н.В.Гоголя «Шинель» (1841г.) из цикла «Петербургские повести», а в 9 классе - по роману Ф.М.Достоевского «Бедные люди» (1846г.).

После изучения этих произведений мне показалось интересным проследить вместе с учениками, как постепенно изменяется «маленький человек», как происходит в литературе эволюция этой темы. Итогом нашей работы с девятиклассниками стал урок внеклассного чтения «Эволюция темы «маленького человека» в русской литературе XIX века», проведенный в форме семинара. Учащиеся, в зависимости от своих литературных пристрастий, разделились на четыре группы (по количеству изучаемых произведений) и получили домашнее задание перечитать все выше названные книги.

Каждая группа подготовила письменные творческие работы по выбранному произведению, оформив их в виде рефератов, собственные иллюстрации и небольшую выставку книг.

Основной задачей нашего урока стал анализ изученных произведений под новым углом зрения и постепенное, в ходе обсуждения, понимание того, что действительно в раскрытии темы «маленького человека» произошла эволюция.

Урок начинается со вступительного слова учителя. Новый абзац сегодня мы говорим о четырех произведениях русской классической литературы первой половины XIX века, в которых там или иначе отражена тема «маленького человека». Это повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель», его же поэма «Медный всадник», повесть Н.В.Гоголя «Шинель» и роман Ф.М.Достоевского «Бедные люди».

Наша первая задача - рассмотреть, как в названных произведениях рассматривается тема «маленького человека». Для этого вспомните, как мы понимаем сам этот термин. Ответы учащихся определяем с определением, записанным на доске:

«Маленький человек» - это литературный тип человека - жертвы обстоятельств, государственного устройства, злых сил и т.д.

Сегодня на уроке мы должны понять, почему главные герои этих литературных произведений: и Самсон Вырин, и Евгений, и Анакий Анакиевич Башмачкин, и Макар Алексеевич Девушкин - «маленькие люди».

Вторя, наша задача - доказать, что от Пушкина до Достоевского действительно произошла эволюция в раскрытии темы «маленького человека». А для этого надо знать, что такое эволюция, т.к. для нас это понятие новое.

Эволюция - медленное, постепенное изменение.

Мы с вами прочитали все четыре произведения и теперь, работая в группах и ориентируясь на предложенные вопросы, последним, как показан в каждом из них «маленький человек» и как он изменяется, медленно постепенно, от произведения к произведению.

1.Краткая характеристика героя, его место в жизни.

2.Представление героя о счастье.

3.Событие, которое изменило его жизнь коренным образом.

4.Попытка героя защитить себя.

5.Кто, по мнению героя, виноват в том, что с ним произошло?

Затем учащиеся в течение нескольких минут обсуждают ответы в своих группах и устно отвечают на заданные вопросы. По каждому произведению записываются краткие выводы в тетрадях по литературе.

Герой повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» Самсон Вырин вполне доволен своей жизнью. Его небольшая должность дает ему дом и кусок хлеба, а красавица дочь ведет домашнее хозяйство и умеет ловко успокоить недовольных проезжающих. Для счастья ему нужно только одно: чтобы его дочь была рядом с ним и жизнь их текла по-прежнему тихо и спокойно. Побег Дуни с ростмистром Минским в корне изменяет его жизнь, он опускается, начинает пить. Пытаясь защитить себя, Самсон Вырин едет в Петербург. Он боится, что гусар бросит его дочь. Однако не приносит ему удовольствия. Самсон Вырин в своем расставании с дочерью винит ростмистра Минского, но он - представитель своей социальной среды, отличной от среды Вырина. Значит, не сам Минский, а социальные противоречия общества виновны в том, что произошло со смотрителем. Самсон Вырин умирает, не вынеся одиночества, он не может пережить свою разлуку с дочерью.

Главным героем поэмы «Медный всадник» является Евгений, он обедневший дворянин и не имеет ни высокого чина, ни знатного имени. Евгений живет спокойной, размеренной жизнью, обеспечивает себя, тяжело трудясь. Он не мечтает о высоких чинах, он нуждается лишь в простом человеческом счастье и собирается жениться на своей возлюбленной Параше. Но в спокойное течение его жизни врывается горе, его возлюбленная гибнет во время наводнения. Евгений, сознавая, что он бессилен перед стихией, все же пытается найти виновных в том, что рухнула его надежда на счастье. Евгений обвиняет в своих бедах Петра I , построившего город в этом месте, а значит, обвиняет всю государственную машину, тем самым, вступая в неравную схватку: и Пушкин показывает это через оживление памятника Петра I . Конечно, в этой схватке Евгений, слабый человек, терпит поражение. Вследствие огромного горя и неспособности бороться с государством главный герой гибнет.

Герой «Шинели» Анакий Анакиевич уже не дворянин, он чиновник самого низшего класса, человек над которым постоянно издеваются и подшучивают, тем самым, унижая его. Для счастья ему нужно совсем чуть-чуть: новую шинель, которую он шьет ценой невероятных лишений. Когда у Башмачника на пустынной ночной улице украли шинель, это для него было горе, равноценное потере Параши у Евгения. Анакий Анакиевич обращается в разные инстанции, но отказать ему не составляет труда, потому что он ничтожен по своему положению. Герой умирает, но Гоголь оживляет его, и дух Анакия Анакиевича, не смирившегося с унижением, мстит за себя.

«Бедные люди» - роман в письмах, где нет голоса автора или рассказчика. История Вареньки Доброселовой и Макара Девушкина открывается перед нами в письмах за полгода. Он действительно «маленький человек», Макар Девушкин. Не только потому, что чин его самый низкий и должность - бумаги переписывать, вицмундер у него изношенный, пуговицы так и сыплются, всякий над ним смеется, но не потому, что приходит в восторг от сочинений Сотозяева и возмущается «Шинелью» Гоголя. Макар узнал себя в Анакии Анакиевиче, но был возмущен тем, что Гоголь изобразил чиновника как ничтожного человека. Ведь сам он способен глубоко чувствовать, любить, а значит, был уже не ничтожеством, а личностью, хотя и поставленной обществом на низкую ступень. Поняв, что его мечта о счастье не осуществится и Варенька выйдет замуж за другого, он находит в себе силы пережить это, помочь ей с честью выйти из сложившейся ситуации. Макара волнуют проблемы человеческого достоинства, он размышляет о литературе и о своем положении в обществе.

Далее учащиеся отвечают на поставленный учителем вопрос: «Почему и Самсон Вырин, и Евгений, и Анакий Анакиевич, и Макар Девушкин - «маленькие люди»?» Ответы были примерно такими: «Им мало нужно для жизни, для счастья, но и этого малого их лишает государственное устройство, т.к. в конечном итоге все они пострадали от социального неравенства».

Теперь постараемся понять, в чем же заключается эволюция в раскрытии темы «маленького человека». Для этого учащиеся дают краткую устную характеристику героям.

Самсон Вырин забит, бесправен, он делает робкую попытку защищать себя, но быстро отступает, заболевает и умирает.

А.А.Башмачкин тоже пытается себя защитить, но, не добившись ничего, тяжело заболевает и умирает. Правда, автор его воскрешает, его дух мстит чиновникам тем, что пугает их по ночам и ворует шинели.

Макар Девушкин по своей натуре уже совсем другой человек. У него есть чувство собственного достоинства, он читает книги, он силен духом. На последних страницах романа мы видим его надломленным разлукой с Варенькой, но жизнь его продолжается и, возможно, она будет еще более духовной.

Вместе с учениками делаем вывод. Таким образом, эволюция в изображении «маленького человека» заключается в том, что герои все более упорно пытаются бороться за свое счастье и выживание. Также эволюцию можно проследить и в том, что С.Вырин, Евгений, Анакий Анакиевич не обладают ярко выраженными чертами личности, они показаны авторами скорее как бессловесные существа, молча переживающие свое горе, чем как человеческие личности. А Макар Девушкин - уже личность, со своим богатым внутренним миром, с глубокими чувствами любви и собственного достоинства, это человек с литературными способностями. Можно предположить, что он в будущем, еще более окрепнув в социальном плане, сумеет бороться за себя, за свое место в жизни.

Заключение учителя.

Сегодня мы с вами, вспомнив и проанализировав четыре ранее изученных произведения, пришли к выводу о том, что в них действительно есть эволюция в раскрытии темы «маленького человека». Сначала он мог любить, уважать себя, но был бессилен перед государственной машиной. Затем «маленький человек» обретает самосознание, способность к чувствам и при этом остро ощущает свое ничтожное положение. Но самое главное то, что он уже не ничтожен в душе.

Дома учащимся предлагается письменно в тетрадях по литературе ответить на вопрос: «В чем проявилась эволюция в изображении «маленького человека» от Пушкина до Достоевского?»

На наш взгляд, такая небольшая письменная работа поможет ученикам систематизировать все услышанное на уроке.