В чем смысл жизни по горькому старуха изергиль. Романтические рассказы М.Горького

Лучшие литераторы всех времен и народов спрашивали себя и своих читателей о том, на свете человек. Быть или не быть - вопрос философский. Смысл жизни у каждого человека свой. Одному достаточно благополучия и достатка, другому покой и волю подавай, третий тщательно следит за собственным здоровьем, считая, что оно важнее всего.

Алексей Максимович Пешков задавался вопросом о цели существования практически во всех своих произведениях. Его персонажи идут по своему пути по-разному, среди них есть эгоисты, думающие лишь о собственном благе, и те, кто готов посвятить себя служению светлым идеалам. Противопоставляя философию жертвенности образу мышления приспособленца, писатель обозначает собственную позицию. Отречение от собственных материальных интересов во имя светлого будущего - вот в чем смысл жизни по Горькому.

Смысл жизни старухи Изергиль

В рассказ «Старуха Изергиль» вплетены три сюжетные линии. Главной героине довелось прожить непростую жизнь, в которой было место и счастью, и горю. Мужчины, волею судьбы в ее судьбе, очень разные, но и юноше, подобному восточному цветку, и надменному польскому дуэлянту она безрассудно и щедро дарила то, чем владела - свою любовь, не жалея ее. Задумывалась ли она над вопросом о том, в чем смысл жизни? По горькому повествованию старухи о трагической судьбе Данко, можно сделать вывод, что не чужды ей были раздумья о цели человеческого бытия. В то же время, рассказывая о Ларре, она безо всякого осуждения излагает концепцию беззаботной и комфортной жизни.

Буревестник и уж

Подобное идеологическое противостояние проявляется и в диалоге «премудрого» ужа с буревестником. Свобода - вот, в чем смысл жизни по Горькому. Ее можно определить как волю делать то, что хочется, весь вопрос состоит в том, чего желает раб, а чего - истинный гражданин. Обыватель, находясь в плену собственных мелких целей, просто не в состоянии понять высоких героических устремлений, ему не нравится чувство свободного полета, особенно если он оканчивается неуклюжим падением с высоты, пусть и небольшой. Ужу по душе теплый и сырой уют, привычный и удобный. Высокий эмоциональный накал возводит эту басню в ранг настоящей притчи с почти библейским сюжетом.

Смысл жизни матери

Идея служения высоким идеалам главенствует и в романе «Мать». В этом произведении трактовка человеческих отношений не столь схематична, как в «Песне о буревестнике». Повествование усложнено пониманием простых человеческих чувств, испытываемых обычной женщиной, воспитавшей сына, одержимого классовой борьбой. Как любой матери, ей хочется, чтобы ее ребенок был счастлив, и она очень боится за Павла, которому не страшно ничего. Революционер готов переступить через любую преграду, не думая о последствиях, видя лишь неясную и далекую цель. А мать всегда на стороне сына.

Был ли счастлив Буревестник революции?

Так в чем смысл жизни по Горькому? Только ли в служении высоким идеалам, или важны для него и более приземленные, общечеловеческие вопросы? Объявляя Максима Горького главным пролетарским писателем, советское руководство тридцатых годов надеялось приручить «буревестника революции», и свести его сложное, неоднозначное творчество к упрощенной схеме, в которой есть место лишь героям, врагам и обывателям, «колеблющемуся болоту», подлежащему искоренению. А ведь мир куда сложнее и разнообразнее формулы «кто не с нами, тот против нас»… Но со школьной скамьи детям внушали мысль о том, что смысл жизни по Горькому состоит в непрерывной борьбе.

Счастье - вот главная цель каждого человека, и у каждого оно свое. Персонажи Горького его почти никогда не испытывают, они страдают. Стал ли сам великий писатель, несмотря на все почести, которыми его осыпала власть? Вряд ли.

Домашнее задание к уроку

1. Выписать из словаря литературоведческих терминов определение термина романтизм.
2. Прочитать рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль»
3. Ответить на вопросы:
1) Сколько легенд рассказала Старуха Изергиль?
2) Что случилось с девушкой из «страны большой реки»?
3) Как старейшины назвали сына орла?
4) Почему, подойдя близко к людям, Ларра не защищался?
5) Какое чувство охватило заблудившихся в лесу людей, почему?
6) Что сделал Данко для людей?
7) Сравните характеры Данко и Ларры.
8) Была ли оправдана жертва Данко?

Цель урока

Познакомить учащихся с рассказом Максима Горького «Старуха Изергиль» как романтическим произведением; совершенствовать умения и навыки анализа прозаического текста; дать представление о романтической эстетике раннего Горького.

Слово учителя

Рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году и впервые опубликован в 1895 году в «Самарской газете». Это произведение, как и рассказ «Макар Чудра», принадлежит к раннему периоду творчества писателя. С этого момента Горький заявил о себе как о выразителе особого способа миропонимания и носителе вполне определенной эстетики – романтической. Так как ко времени написания рассказа романтизм в искусстве уже пережил свой расцвет, раннее творчество Горького в литературоведении принято называть неоромантическим.

Дома вы должны были выписать из словаря литературоведческих терминов определение романтизма.

Романтизм – «в широком смысле слова художественный метод, в котором доминирующее значение имеет субъективная позиция писателя по отношению к изображаемым явлениям жизни, тяготение его не столько к воспроизведению, сколько к пересозданию действительности, что ведет к развитию в особенности условных форм творчества (фантастика, гротеск, символичность и пр.), к выдвижению на первый план исключительных характеров и сюжетов, к усилению субъективно-оценочных элементов в авторской речи, к произвольности композиционных связей и пр.»

Слово учителя

Традиционно для романтического произведения характерен культ необыкновенной личности. Нравственные качества героя не имеют определяющего значения. В центре повествования оказываются злодеи, разбойники, полководцы, цари, прекрасные дамы, благородные рыцари, убийцы – кто угодно, лишь бы жизнь их была захватывающей, особенной и полной приключений. Романтический герой всегда узнаваем. Он презирает жалкую жизнь обывателей, бросает вызов миру, зачастую предчувствуя, что не будет в этой битве победителем. Для романтического произведения характерно романтическое двоемирие, четкое деление мира на реальный и идеальный. В некоторых произведениях идеальный мир реализован как потусторонний, в других – как мир, не тронутый цивилизацией. На протяжении всего произведения, сюжетное развитие которого сконцентрировано на самых ярких вехах жизни героя, характер исключительной личности остается неизменным. Стиль повествования ярок и эмоционален.

Запись в тетради

Особенности романтического произведения:
1. Культ необыкновенной личности.
2. Романтический портрет.
3. Романтическое двоемирие.
4. Статичность романтического характера.
5. Романтический сюжет.
6. Романтический пейзаж.
7. Романтическая стилистика.

Вопрос

Какие из прочитанных ранее произведений вы можете назвать романтическими? Почему?

Ответ

Романтические произведения Пушкина, Лермонтова.

Слово учителя

Отличительные черты романтических образов Горького – гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни. В романтических рассказах воплощены наблюдения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте. Макар Чудра говорит: «Смешны они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько…» Старуха Изергиль почти вторит ему: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются» .

Аналитическая беседа

Вопрос

Какова композиция рассказа «Старуха Изергиль»?

Ответ

Рассказ состоит из 3 частей:
1) легенда о Ларре;
2) рассказ о жизни Изергиль;
3) легенда о Данко.

Вопрос

Какой прием лежит в основе построения рассказа?

Ответ

Рассказ строится на противопоставлении двух персонажей, являющихся носителями противоположных жизненных ценностей. Бескорыстная любовь Данко к людям и ничем не сдерживаемый эгоизм Ларры – проявления одного и того же чувства – любви.

Вопрос

Докажите (по плану в тетради), что рассказ является романтическим. Сопоставьте портреты Ларры и Данко.

Ответ

Ларра – юноша «красивый и сильный», «глаза его были холодны и горды, как у царя птиц» . В рассказе нет подробного портрета Ларры, автор обращает внимание лишь на глаза и гордую, заносчивую речь «сына орла».

Данко также очень трудно зрительно представить. Изергиль говорит, что он был «молодой красавец», один из тех, кто всегда смел, потому что красив. Вновь особое внимание читателя обращается на глаза героя, которые названы очами: «…в очах его светилось много силы и живого огня» .

Вопрос

Являются ли они необыкновенными личностями?

Ответ

Бесспорно, Данко и Ларра – личности исключительные. Ларра не повинуется роду и не чтит старейшин, ходит, куда ему вздумается, делает, что ему захочется, не признавая права выбора за другими. Рассказывая о Ларре, Изергиль использует эпитеты, более подходящие для описания животного: ловок, силен, хищен, жесток .

Вопрос

Ответ

В рассказе «Старуха Изергиль» идеальный мир реализуется как далекое прошлое земли, время, которое сейчас стало мифом, и память, о котором осталась лишь в легендах о юности человечества. Только молодая земля могла, по мнению автора, родить героические характеры людей, одержимых сильными страстями. Изергиль несколько раз подчеркивает, что современным «жалким» людям такая сила чувствования и жадность жизни недоступны.

Вопрос

Развиваются ли характеры Ларры, Данко и Изергиль на протяжении рассказа или они изначально заданы и неизменны?

Ответ

Характеры Ларры, Данко и Изергиль не подвергаются изменениям на протяжении рассказа и трактуются однозначно: главная и единственная черта характера Ларры – эгоизм, отрицание иного закона, кроме воли. Данко – проявление любви к людям, Изергиль же все свое существование подчинила собственной жажде наслаждения.

Вопрос

Какие из описанных старухой событий можно считать необыкновенными?

Ответ

Обе истории, рассказанные Изергиль, содержат описание необыкновенных событий. Жанр легенды обусловил их изначальную фантастическую сюжетную основу (рождение ребенка от орла, неотвратимость свершившегося проклятия, свет искр горящего сердца Данко и пр.).

Работа с текстом

Сопоставьте героев (Данко и Ларру) по следующим параметрам:
1) портрет;
2) впечатление, производимое на окружающих;
3) понимание гордости;
4) отношение к людям;
5) поведение в момент суда;
6) судьба героев.

Параметры/Герои Данко Ларра
Портрет Молодой красавец.
Красивые – всегда смелы; в очах его светилось много силы и живого огня
Юноша, красивый и сильный; глаза его были холодны и горды, как у царя птиц
Впечатление, производимое на окружающих Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех Все смотрели с удивлением на сына орла;
Это оскорбило их;
Тогда уж совсем рассердились они
Понимание гордости Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! Отвечал, что таких, как он, нет больше;
Стоял один против всех;
Долго говорили с ним и, наконец, увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего
Отношение к людям Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они – как звери;
Тогда и его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло;
Он любил людей думал, что, может быть, без него они погибнут
Она оттолкнула его да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь;
У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого;
Я убил ее потому, мне кажется, – что меня оттолкнула она… А мне было нужно ее;
А он отвечал, что хочет сохранить себя целым
Поведение в момент суда Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец! – Развяжите меня! Я не буду говорить связанный!
Судьба героев Бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям;
А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!
Он не может умереть! – с радостью сказали люди;
– Остался он один, свободный, ожидая смерти;
Ему нет жизни и смерть не улыбается ему

Аналитическая беседа

Вопрос

В чем источник трагедии Ларры?

Ответ

Ларра не мог и не хотел идти на компромисс между своими желаниями и законами общества. Эгоизм понимается им как проявление личной свободы, а свое право – право сильного от рождения.

Вопрос

Как был наказан Ларра?

Ответ

В наказание старейшины обрекли Ларру на бессмертие и невозможность самому решать, жить ему или умереть, они ограничили его свободу. Люди лишили Ларру того, ради чего только и стоило, по его мнению, жить – права жить по собственному закону.

Вопрос

Какое чувство является основным в отношении Ларры к людям? Ответ подтвердите примером из текста.

Ответ

По отношению к людям Ларра не испытывает никаких чувств. Он хочет «сохранить себя целым» , то есть получить от жизни многое, ничего не давая взамен.

Вопрос

Какое чувство переживает Данко, глядя в толпу судящих его людей? Ответ подтвердите примером из текста.

Ответ

Глядя на тех, ради кого он, рискуя жизнью, отправился в топи болотные, Данко испытывает негодование, «но от жалости к людям оно погасло. Сердце Данко вспыхнуло от желания спасти людей и вывести их «на легкий путь» .

Вопрос

Какова функция эпизода с «осторожным человеком»?

Ответ

Упоминание об «осторожном человеке» вводится в легенду о Данко для того, чтобы подчеркнуть исключительность героя. «Осторожный человек» воспринимается как один из многих, таким образом, автор определят сущность обычных людей, «не героев», которые не способны на жертвенные порывы и все время чего-то боятся.

Вопрос

Что общего в характерах Ларры и Данко и в чем между ними разница?

Ответ

Данный вопрос может повлечь за собой неоднозначные ответы. Учащиеся могут воспринять Ларру и Данко как противоположные характеры (эгоист и альтруист), либо трактовать их как романтические характеры, противопоставившие себя людям (по разным причинам).

Вопрос

Какое место занимает общество во внутренних размышлениях обоих героев? Можно ли сказать, что герои существуют изолированно от общества?

Ответ

Герои мыслят себя вне общества: Ларра – без людей, Данко – во главе людей. Ларра «приходил в племя им похищал скот, девушек – все, что хотел» , он «вился около людей» . Данко же шел «впереди их и был бодр и ясен» .

Вопрос

Какой нравственный закон определяет поступки обоих героев?

Ответ

Поступки героев определяет их собственная ценностная система. Ларра и Данко – сами себе закон, они принимают решения, не спрашивая совета у старейшин. Гордый, торжествующий смех – вот их ответ миру обычных людей.

Вопрос

Какова функция образа старухи Изергиль в рассказе? Как с помощью образа старухи Изергиль соотносятся между собой образы Ларры и Данко?

Ответ

Несмотря на яркость, законченность и художественную цельность обеих легенд, они являются лишь иллюстрациями, необходимыми автору для понимания образа старухи Изергиль. Она «цементирует» композицию рассказа и на содержательном, и на формальном уровне. В общей повествовательной системе Изергиль выступает как рассказчик, именно из ее уст я-персонаж узнает историю о «сыне орла» и о горящем сердце Данко. На уровне содержания в портрете старухи можно обнаружить черты и Ларры, и Данко; в том, как ненасытно она любила, отразился характер Данко, а в том, как бездумно бросала она своих любимых – печать образа Ларры. Фигура Изергиль связывает воедино обе легенды и заставляет читателя задуматься над проблемой свободы человека и его права по своему усмотрению распоряжаться своей жизненной силой.

Вопрос

Согласны ли вы с высказыванием о том, что «в жизни всегда есть место подвигу»? Как вы его понимаете?

Вопрос

Во всякой ли жизни возможен подвиг? Всякий ли человек пользуется в жизни этим правом подвига?

Вопрос

Совершила ли старуха Изергиль подвиг, о котором говорит?

Данные вопросы не требуют однозначного ответа и рассчитаны на самостоятельные ответы.

Выводы записываются в тетради самостоятельно.

В ранних романтических произведениях Горького нашли отражение некоторые философские и эстетические представления Ницше. Центральный образ у раннего Горького – гордая и сильная личность, воплощающая идею свободы. «Сила есть добродетель» , утверждал Ницше, и для Горького красота человека заключается в силе и подвиге даже бесцельном: «сильный человек имеет право находиться “по ту сторону добра и зла” , быть вне этических принципов, а подвигом, с этой точки зрения является сопротивление общему течению жизни.

Литература

Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература ХХ века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2001

Е.С. Роговер. Русская литература XX века / Санкт-Петербург: Паритет, 2002

Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ век. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005

Данко (рис. 2) же стал символом подвига, героем, готовым на самопожертвование. Таким образом, рассказ строится на антитезе, а герои произведения являются антиподами.

Антипод (от др.-греч. «противоположные» или «противостоящие») - в общем смысле что-нибудь противоположное чему-нибудь другому. В переносном смысле может применяться к людям с противоположными взглядами.

Термин «антипод» был введён Платоном в его диалоге «Тимей» для объединения относительности понятий «верх» и «низ».

В рассказ «Старуха Изергиль», помимо старинных легенд, автор включил повествование о жизни самой старухи Изергиль. Вспомним композицию рассказа. Воспоминания о старухе Изергиль композиционно размещаются между двумя легендами. Герои легенд не реальные люди, а символы: Ларра - символ эгоизма, Данко - альтруизма. Что же касается образа старухи Изергиль (рис. 3), то её жизнь и судьба вполне реалистичны. Поговорим об этом подробнее.

Рис. 3. Старуха Изергиль ()

Изергиль очень стара: «Время согнуло её пополам, чёрные когда-то глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями». Старуха Изергиль рассказывает о себе, о своей жизни, о мужчинах, которых сначала любила, а потом бросала, и только ради одного из них она была готова была отдать жизнь. Её возлюбленные необязательно должны были быть красивыми. Она любила тех, кто способен был на настоящий поступок.

«…Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи, или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда бы жизнь не пожирала бы людей бесследно…»

В своей жизни Изергиль часто поступала эгоистично. Достаточно вспомнить случай, когда она сбежала из гарема султана вместе с его сыном. Сын султана вскоре умер, о чём старуха вспоминает так: «Я плакала над ним, может быть, это я его убила?..». Зато другие моменты своей жизни, когда она любила по-настоящему, она была готова на подвиг. Например, ради спасения любимого человека из плена она рисковала своей жизнью.

Старуха Изергиль меряет людей такими понятиями, как честность, прямота, смелость, способность на поступок. Именно этих людей она считает красивыми. Изергиль презирает людей скучных, слабых, трусливых. Она гордится, что прожила жизнь яркую и интересную, и верит, что свой жизненный опыт должна передать молодым.

Вот почему она рассказывает нам две легенды, словно давая нам право выбора, по какому пути идти: по пути гордыни, как Ларра, или по пути гордости, как Данко. Потому что между гордыней и гордостью разница в один шаг. Это может быть неосторожно сказанное слово или поступок, продиктованный нашим эгоизмом. Мы должны помнить, что живём среди людей, и считаться с их чувствами, настроением, мнениями. Мы должны помнить, что за каждое свое слово, каждый свой поступок мы в ответе перед окружающими так же, как и перед своей совестью. Именно об этом хотел заставить задуматься читателя Горький (рис. 4) в рассказе «Старуха Изергиль».

Рис. 4. М. Горький ()

Пафос (от греч. «страдание, воодушевление, страсть») - эмоциональное содержание художественного произведения, чувства и эмоции, которые автор вкладывает в текст, ожидая сопереживания читателя.

В истории литературы термин «пафос» использовался в разных значениях. Так, например, в эпоху Античности пафосом называлось состояние души человека, страсти, которые переживает герой. В русской литературе критик В.Г. Белинский (рис. 5) предложил использовать термин «пафос» для характеристики произведения и творчества писателя в целом.

Рис. 5. В.Г. Белинский ()

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. - 2012.
  2. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. - 2009.
  3. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. - 2012.
  1. Nado5.ru ().
  2. Litra.ru ().
  3. Goldlit.ru ().

Домашнее задание

  1. Расскажите, что такое антипод и пафос.
  2. Дайте развёрнутую характеристику образа старухи Изергиль и подумайте, какие черты Ларры и Данко воплощает в себе образ старухи.
  3. Написать сочинение на тему: «Ларра и Данко в наше время».

На мой взгляд, из всех ранних произведений Максима Горького рассказ “Старуха Изергиль” самый романтический и поэтичный. Его герои - смелые, сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о добре и зле, о смысле и мудрости жизни. Очень интересно и построение рассказа. Повествование о жизни старухи Изергиль обрамлено двумя легендами - о Ларре и Данко. Перед нами несколько человеческих судеб - выбирайте! Судите сами о смысле жизни! В чем же он заключается? В индивидуализме Ларры или в беззаветном служении людям, которому посвятил себя Данко? А может, нужно стремиться прожить свободную, богатую приключениями жизнь? Немало горя и радостей испытала старуха Изергиль, разных людей встретила она на своем долгом жизненном пути. Образы тех, кого она любила, навсегда остались в ее памяти. Это и надменный шляхтич, и “достойный пан с изрубленным лицом”, и юноша - “бледный и хрупкий цветок востока, отравленный поцелуями”.

Годы отняли у Изергиль былую красоту, потушили блеск ее глаз, сгорбили стройный стан, но дали ей мудрость, знание жизни и подлинную духовность.

Горький не случайно вкладывает в уста именно этой женщины легенды о Ларре и Данко. Есть в ней что-то общее с обоими героями. Изергиль приходилось жертвовать собой ради возлюбленных, проявлять самоотверженность, и вместе с тем она прожила жизнь для себя, свободная от каких-либо обязанностей и обязательств. Писатель не осуждает ее: идеальные люди действительно встречаются только в сказках, а в живых, реальных людях может сочетаться и плохое, и хорошее.

Однако вряд ли легенда о Данко могла прозвучать из уст человека духовно убогого, трусливого и подлого.

В легенде о Ларре Горький развенчивает индивидуализм тех, кто отвергает людей, не хочет считаться с общечеловеческими законами. Кто-то может возразить, что именно в этом и заключается подлинная свобода - делать то, что хочется, идти, куда угодно, не считаться ни с кем, то есть “сохранить себя целым”. Однако того, кто изберет этот путь, ждет трагический и печальный удел - одиночество. Действительно, “за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда жизнью”. Другими словами, нельзя только потреблять, ничего не давая взамен. Ларра пренебрег этим законом, и его ждало страшное наказание. Казалось бы, он ни в чем не испытывал недостатка: “похищал скот, девушек - все, что хотел”, и при этом был вольным как птица. Тогда почему же в конце концов он стал мечтать о смерти и “в его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира?” По-видимому, тому, кто не умеет отдавать, дарить душевное тепло, кто “кроме себя не видит ничего”, трудно быть счастливым и достойно пройти жизненный путь.

Романтическим антиподом Ларры является Данко - смелый красавец, сердце которого загорелось великой любовью к людям. В его образе Горький воплотил свое представление о подлинных героях, о тех, в ком он видел идеал. Не случайно даже пейзаж создает у читателя ощущение чего-то необычного, фантастического. Он помогает нам перейти из реальной жизни (рассказ Изергиль о себе) в романтический мир легенды: “И в степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки. То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что-то, зажигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное”. Как голубые искры оживляют черную степь, словно таящую в себе что-то недоброе, так и люди, подобные Данко, способны внести в жизнь добро и свет.

Данко прекрасен как внешне, так и внутренне: “Посмотрели на него и увидели, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня”.

Энергия и сила Данко противопоставляется безволию и трусости толпы. Усталые и злые люди, раздраженные своим бессилием, теряют человеческий облик: “Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них”. Но Данко сумел победить вспыхнувшее в нем негодование, потому что жалость и любовь к людям оказались в нем сильнее. Чтобы спасти их, он совершает духовный подвиг. “"Что сделаю я для людей?" - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям-.”. Пылающее сердце Данко - это символ жертвенного служения людям, а сам герой - воплощение всего лучшего в человеке. И каким жалким и низким на его фоне кажется “осторожный человек”, который, “боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой...”

Я думаю, что в легенде о горящем сердце Данко выражается авторская позиция по вопросу о смысле жизни. Другими словами, весь смысл жизни, по Горькому, в жертвенном, бескорыстном служении людям. Правда, в настоящее время такая позиция вряд ли будет популярной. Мне кажется, что большинство из нас уподобляется “осторожному человеку”, наступившему ногой на пылающее сердце. Не потому ли нам приходится переживать мучительный кризис, как нравственный, так и в области материального.

Конечно, нельзя требовать от людей жертв насильно, и великие подвиги не каждому по плечу. Но если мы будем стараться стать добрее, отзывчивее, помогать тем, кто в этом нуждается, то мир наверняка изменится к лучшему. А жизнь человека, дарящего людям душевное тепло, можно назвать прекрасной и имеющей смысл.

Aquilam volare doces*

Ларра шел уже третий день. Палящее солнце, голод и жажда изнурили его тело, босые ноги были стерты в кровь, в глазах двоилось. Шелест травы не был слышен, да и сама она, как Ларра, склонилась над землей, будто бы та способна спасти ее от зноя. Жара даже ночью не давала покоя. Юноша шел, превозмогая себя. Он отчаянно искал пропитания, но поблизости ничего не росло и не было ни одного племени, у которого можно было бы что-нибудь украсть. Ларра не мог попросить. Ноги кровоточили. Ему казалось, что трава должна служить им подушкой, но засохшие и затвердевшие корни ее торчали, разрывая кожу подобно ножу. Сейчас он был непохож на птиц, гордо летавших над ним. Когда его отец ослаб, он кинулся на скалы: а что делать Ларре? У него не было оружия, не было крыльев, не было ничего. Но раньше он и не нуждался в этом. Он чувствовал, что его разум теряется. Ноги подкосились, и перед глазами все потемнело.

Живительная влага - первое, что Ларра почувствовал после пробуждения. Она застлала горло, и он выплюнул ее, боясь захлебнуться. Но кто-то совсем рядом произнес «Тише, тише», и юноша понял, что это не сон. Он жадно приложился к бурдюку с водой, протянутому незнакомцем, и разочарованно вздохнул, когда его отняли. - Тяжко, да? - произнес невидимый. Он не смог различить интонацию, с которой человек произнес эти слова, но ему было все равно. Ларра привык к унижениям. Чего еще стоило ожидать от людей? Быть может, он напоил юношу именно для того, чтобы продолжить его мучения, чтобы насмехаться над его несчастной долей. И Ларрой овладело чувство ненависти, он захотел посмотреть в глаза этому человеку, а затем разорвать его на части. Он с трудом разлепил глаза, и когда его взор прояснился, со злобой взглянул на говорившего. В изумлении Ларра замер. Перед ним стоял юноша его лет, русые волосы обрамляли его красивое лицо, а синие глаза лучились…добротой. Ларра смутился того, что хотел убить его. - Ты один? - прохрипел с непривычки Ларра. - Нет, там позади идет мое племя. Меня отправили на разведку как молодого и зрячего. И я нашел посреди степи тебя. - юноша улыбнулся ему, как будто бы нашел сокровище. В его голове промелькнула мысль, успеет ли он ограбить этого юношу и убежать, но Ларра впервые не смог заставить себя сделать это - не поднялась рука. - Хочешь есть? - будто бы услышав мысли Ларры, спросил юноша. Ларра чуть заметно кивнул. Юноша открыл котомку и вынул оттуда еду. Перекусив, Ларра набрался сил. - Встать можешь? - вновь спросил незнакомец. Ларра оттолкнулся руками от земли и быстро вскочил на ноги, но ноги отозвались чудовищной болью, и он рухнул обратно. Казалось, что после перерыва они совсем не смогут идти. - Полежи здесь, я сейчас приду, - услышал он удаляющийся крик незнакомца. Обернувшись, Ларра увидел, что он несется в ту сторону, откуда должно было прийти его племя.

Люди. Много людей, и все как-то странно озираются на него. Он не хотел быть среди людей, он их презирал . Ноги Ларры еще ныли, и поэтому он ехал сейчас в повозке, которая была предназначена для стариков и убогих. Тащил повозку тот незнакомец, нашедший его в степи. Ларра даже не удосужился спросить его имя. Люди, шедшие за повозкой, посмеивались над ним, и в душе Ларры загорался огонь негодования. Что смешного они увидели? И ответ был незамедлителен: даже старцы и женщины идут, а он не может. - Остановись. - Сказал Ларра юноше. Тот через плечо обернулся, будто хотел что-то сказать, но все же остановился. - Я хочу идти. - проговорил сын орла. - Раны на твоих ногах зажили? - поинтересовался юноша. - Нет, но… - он был прерван грохотом вновь закрутившихся колес. - Но это унизительно! - с чувством произнес Ларра. - Помощь не унизительна, - ответил юноша, - а вот это - да. - И на этих словах поднял вверх поручни повозки, за которые держался, так что Ларра слетел с нее, как мешок картошки. Ему было неприятно, а незнакомец уже стоял на ним, и в его глазах сверкал вопрос: «Понял разницу? ». И Ларра действительно понял, поэтому опустил взгляд, не в силах больше смотреть в синие, как небо над ними, глаза юноши. Он посмотрел вниз и заметил ноги своего спасителя. Они были изранены так же, как и его собственные, но тот ни разу не роптал на это. Ларра бы и не заметил, если б не увидел своими глазами. - Твои ноги…- проговорил Ларра после того, как они снова двинулись в путь. - Почему ты не сказал мне, не попросил меня ни о чем? - Помощь должна быть бескорыстной. А если бы я попросил у тебя что-то взамен, то какая бы это была помощь? - ответил юноша. Ларра еще долго обдумывал сказанное, но твердо решил, что когда-нибудь и сам поможет этому юноше за то, что тот тащил его, несмотря на боль, как будто бы не замечая ее. Он впервые захотел помочь человеку. Ему было спокойно с этим юношей, была твердая уверенность, что он не сделает ему ничего плохого. Они были абсолютно разными, и хоть Ларра не хотел признаваться, но ему начинал нравиться этот странный юноша с вечно сияющими глазами.

Солнце катилось к горизонту. Обойдя всех стариков и немощных, Данко остановился у найденного им юноши, сжимая в руках покрывало. Он спал, изредка вздрагивая в дреме. Грудь ровно вздымалась, черные как смоль волосы развевал почти невесомый ветер. Несмотря на все их различия, Данко казалось, у них есть что-то общее. Он подошел к юноше и укрыл его покрывалом. Ему было радостно, что он нашел его тогда, в степи. Никто не заслуживает умереть забытым всеми. Он отошел и остановился, все также разглядывая юношу. - Когда он поправится, он должен будет уйти. - послышался рядом голос одного из старейшин. - Пусть выживает сам, мы сделали для него все, что могли. Грядут тяжелые времена, и лишний рот будет для нас проблемой. - А разве лишние руки нам помешают? Он может нам помочь. - ответил Данко. - Он изгой. Как он может помочь тем, кого презирает? Он говорит только с тобой. - Он ведь такой же человек, как и мы. Почему мы должны гнать его? - Изгои прокляты Богами, а с этим нельзя шутить. Это коснется всего племени, если мы приютим его. - Старейшина замолчал, а потом, посмотрев на Данко, пробормотал, - Не жертвуй собой, он погубит тебя. Подумай, что бы об этом сказали твои родители. - Вы знаете, что они сделали бы так же. - глухо сказал подавленный Данко, уходя. Подойдя к спящему в повозке юноше, он уселся рядом с ним, опершись спиной на стенку повозки. Данко овладела грусть, что придется выгнать его. Ему казалось немыслимым спасать человека, чтобы снова бросить. Он даже представить себе не мог, как отреагирует на эту новость юноша.

Полдень - время сильного солнцепека. Племя расположилось вблизи высокого леса, в его тени. Данко возвращался с совета старейшин. Как ни пытался он отговорить их, ничего не вышло. Они приняли решение выгнать юношу и приказали Данко сообщить ему об этом. Кто-то из людей оклеветал его, сказав, что видел, как тот крадет припасы по ночам. Но Данко знал, что по ночам тот спал рядом с ним. И он сказал старейшинам об этом, но те не хотели ему верить. Они спросили, знает ли он за что юношу изгнали, и у Данко не было ответа на этот вопрос. Поэтому старейшины решили бросить юношу, сказав при этом, что они делают ему услугу, ведь их в дремучем лесу ждет куда страшная учесть, а тронуть изгоя любое племя побоится. Данко покоробило такое отношение к спасенному им юноше: он ведь не виноват, что его изгнало племя, он не должен всю жизнь расплачиваться за это, у каждого есть второй шанс. Но его никто не слушал. Юноша сидел, скрестив ноги, отдаленно от всех других людей. Данко медленно приблизился, вымученно улыбнувшись. - Скажи, что ты делал тогда в степи один? Почему племя тебя бросило? - тихо задал вопрос он. - А какая тебе разница, Человек ? - грубо промолвил юноша, сверля Данко взглядом орла, загнанного в угол. Он как будто бы чувствовал опасность. Данко задела грубость, из уст юноши слово человек прозвучало так ничтожно. - Я вижу перед собой такого же человека, как я. Кем ты себя ни мнил, у тебя нет за спиной крыльев, как и у меня. - проговорил он. Юноша перестал прожигать его и, потупив взгляд, уставился на траву. А Данко подумал, что, быть может, он назвал его человеком просто потому, что не знал, как его зовут. - Я Данко. - неожиданно выпалил он. Юноша поднял на него черные глаза и, с секунду подумав, промолвил: - Они назвали меня Ларра. И после этих слов еще трудней стало Данко сообщить о решении старейшин. Он присел рядом с Ларрой и, посмотрев на него, произнес: - Ты должен уйти, твои ноги уже в порядке, и ты не можешь здесь больше оставаться. - Он хотел сказать это, глядя ему в глаза, но столкнувшись с взглядом Ларры, полным боли, в бессилии отбросил эту идею, почувствовав себя столь ничтожным и жалким. Как же трудно ему было сказать эти слова и как же не хотел он его отпускать. Данко успел привязаться к Ларре. Но сейчас больше всего он боялся, что юноша подумает, что он тоже хочет, чтобы он ушел. Данко ожидал чего угодно - что Ларра откажется уходить, что он устроит резню, что он попытается убедить старейшин оставить его. Но ничего из этого не последовало. - Хорошо, я уйду, - равнодушно произнес Ларра, - Если ты просишь меня об этом, я уйду. Ларре было больно, люди снова отвергли его. А больно-то было от того, что с этим решением к нему отправили именно Данко, человека, который заботился о нем, человека, который его не бросил. Ларра без труда поднялся на ноги и побрел прочь. - А как же припасы? - крикнул ему вслед Данко. - Я пришел сюда ни с чем и ухожу ни с чем. Мне ничего вашего не надо . - проговорил Ларра. А Данко смотрел, как силуэт человека, которого он не хотел терять, удалялся в сторону горизонта, и на его глаза наворачивались слезы.

Несколько дней в лесу подкосило десятки людей. Они замертво падали прямо на глазах Данко, и он ничем не мог им помочь. Юноша сосредоточился на поиске выхода из леса. Он просыпался и ложился с этой мыслью. Данко знал, что выход должен быть, но долго ли до него добираться и сколькими людьми надо будет пожертвовать, ему было неизвестно. Они остановились на ночлег. Люди жались от страха перед тенями, что плясали от костра. Рядом с Данко вдруг зашелестела листва, и он решил проверить, что там. Взяв факел, он прошел мимо раскинувшихся корней, казавшихся живыми и готовыми схватить в любую минуту, обогнул деревья, ствол которых невозможно было объять руками. И среди деревьев ему показалось, что он видит чей-то силуэт. Отойдя подальше от своего племени, он крикнул: - Выходи! Листва вновь зашелестела. Данко не мог поверить своему счастью. Он лишь безумно улыбался, увидев человека, вышедшего ему навстречу. - Ты же сказал, что уйдешь. - промолвил он. - Я не смог. - улыбаясь, признался Ларра, приближающийся к Данко. Последнему показалось, что это первый раз, когда он видит его улыбку. - Я пришел за тобой. - За мной? - Переспросил Данко. - Я понял, что свобода моя мне не мила. Моя свобода теперь твоя. И я был бы самым большим глупцом на свете, если бы упустил тебя. - Синие глаза напротив черных. Освещенный лишь факелом Ларра выглядел поистине магически и волшебно. Бледная кожа контрастировала с черными глазами и волосами. - У меня было много девушек, но они приходили и уходили, будто их и не было вовсе. Никто не задержался в моем сердце… Кроме тебя. И повинуясь порыву, Ларра приложился к приоткрытым губам Данко, руками зарываясь в его русые волосы. Но вскоре отстранился, прошептав: - Пойдем со мной. Не жертвуй собой ради людей, они этого не заслуживают. - Они соприкоснулись лбами. - Я пойду с тобой, куда ты захочешь, только дай мне спасти этих людей. Они умрут без меня, я их единственная надежда. - Заметив недоверчивый взгляд Ларры, Данко добавил, - а потом мы с тобой отправимся хоть на край земли. Но Ларра будто смотрел на кого-то, стоящего за ним, и, обернувшись, Данко увидел старейшину. Тот косился на них с неприкрытой злобой. Ларре все же разрешили остаться, чем остальные люди остались недовольны. И в эту ночь сын орла спал, прижавшись к человеку, которого полюбил, слушая сердцебиение Данко и чувствуя его тепло.

Они блуждали по лесу, и всем, кроме Данко, казалось, что дни их сочтены. Данко же шел впереди всех, указывая путь. Ларра слышал недовольство людей, идущих за ними. И вот однажды старейшины обвинили во всем их. - Я изначально был против того, чтобы ты, Данко, приводил этого изгоя. Он проклят, а с ним и ты. Поэтому нас карают Боги, поэтому они убивают нас одного за другим. Поэтому мы не можем выйти из этого леса, потому что ведешь нас ты. - сказал тот старейшина, что видел их в лесу. К ним начали подтягиваться разъяренные люди и стали окружать юношей. – Вы сказали: «Веди!» - и я повел! - крикнул Данко. - Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец! Ряды людей вокруг них стали смыкаться. Люди вопили, что они умрут. И у Ларры пронеслось в голове, что если они хотя бы дотронутся до Данко, он разорвет их в клочья. Он посмотрел на юношу и увидел, как тот раздирает свою грудь и вытаскивает оттуда горящее сердце. В Ларре что-то оборвалось. Данко ринулся вперед, и побежавшая за ним изумленная толпа оттеснила назад Ларру. Он знал, что это его последние моменты в жизни, он понимал, что теряет самое важное. Из-за людей он практически не видел Данко, он видел лишь его сердце, освещающее путь. Он побежал быстрее, расталкивая людей, и не сразу понял, что свет уже исходит не от сердца Данко, а от солнца, светившего над степью, куда они вышли. Впереди стоял Данко, любуясь открывшимся видом. Когда Ларра поравнялся с ним, то Данко повернулся к нему и тепло улыбнулся, а затем его глаза остекленели и он упал замертво. Ларра встал перед бездыханным телом на колени. Ему стало невыносимо слышать радостные возгласы людей. Он во что бы то ни стало сдерживал слезы. Они не увидят его слабости. И тут он заметил, как старейшина наступил на сердце Данко, и оно разлетелось на осколки. В отчаянии Ларра кинулся к осколкам, собрав их руками, будто бы сердце могло собраться из них вновь, но сильный порыв ветра снес их с его ладоней, развеяв их по земле.

Он шел навстречу племени. Завидев его, люди насторожились, готовясь к бою. «Моя свобода теперь его, - повторял он про себя, - но теперь его нет, а значит нет и свободы. Я должен умереть, чтобы вновь стать свободным и воссоединиться с ним. » Люди выставили перед ним копья, но он продолжил идти, желая напороться на них. Но люди поняли его замысел, и убрали оружие. Стояли и смеялись, а Ларра дрожал от отчаяния. Он было подумал, что сможет разорвать свою плоть, как Данко, и принялся драть ногтями кожу, но кожа была словно каменная и вовсе не поддавалась, как бы он ни пытался. Тогда Ларра бросился на людей в надежде, что они случайно убьют его, то те уворачивались от него. Он увидел кем-то оброненный нож, схватил и ударил себя в грудь, но нож не принес ему никакого вреда. И тогда он понял. Это и есть его проклятие. Боги смеются над ним. Как только он обрел счастье, они отняли его, и его уже не вернуть. Теперь, когда много времени прошло с тех пор, и солнце иссушило его тело, он не помнит уже ничего, кроме одного имени. Он ищет и ищет по всей земле осколки сердца Данко, надеясь собрать их воедино, будто бы это может вернуть его любовь к жизни. * - Ты учишь орла летать (лат.)