Какое событие связано с спасской башней. Спасская башня московского кремля

Одним из самых ярких архитектурных воплощений многовековой силы и торжества Российского государства является Спасская башня , смотрящая фасадом на .

Возведена она была в 1494 году, во времена царствования Ивана III, зодчим итальянского происхождения Пьетро Антонио Солари. Про это сообщают белокаменные плиты с древними письменами на самом сооружении (это первые мемориальные доски в Москве). Причем надписи эти сделаны по-латыни и славянской вязью, в них говорится о том, что стрельница была выстроена по повелению великого самодержца Иоанна Васильевича. Но простой народ использовал и толковал эти надписи по-своему, в воспитательных целях: детям говаривали, что на них написано вечное проклятие тому, кто пройдет мимо Спасских ворот с покрытой головой. Вот так, без всяких царевых указов и повелений башня в народе почиталась святой, и каждый, проезжающий мимо верхом на лошади, спешивался, и все скидывали шапку.

Поначалу башня именовалась Фроловской, из-за соседней церкви имени Святых Фрола и Лавра (она не сохранилась до наших дней). Государь Алексей Михайлович в 1658 году велел переименовать все Кремлевские башни. Так Фроловская стала Спасской – по изображениям ликов Спаса Смоленского и Спаса Нерукотворного, расположенным над проездными воротами. Через ворота Спасской башни Кремля торжественно проходили полки, отправляющиеся в военные походы. Здесь на Вербное воскресение патриарх, подобно Христу, проезжал на ослике, ведомом под уздцы самим государем. Все иностранные послы и самые важные московские крестные ходы проходили возле святыни. Царь Михаил Романов, а за ним и все остальные, вступающие на царский престол, проезжали под Спасскими воротами на коронацию. Во времена смутные в XVII столетии башню использовали в качестве тюрьмы.

По своей конструкции Спасская башня Кремля очень интересна, она имеет пять боевых ярусов, между которыми проложена связующая их лестница. Причем лестница эта спрятана между двойными стенами, выложенными из большемерного кирпича. На верхних площадках сделаны бойницы навесного боя. Два каменных бастиона и отводная стрельница не сохранились до наших дней.

Новые надстройки были сделаны в XVII веке. Зодчие Огурцов и Головей над башней соорудили шатер, позднее его снабдили гербом России – двуглавым орлом. Спасская башня Кремля стала первой, которую украсили подобным образом. К тому же здесь издревле были башенные часы. Позднее установили часы с боем английского мастера Христофора Голловея. Спасские куранты так полюбились москвичам, что денег на ремонт и реставрацию их никогда не жалели. До Октябрьской революции они каждый день в полдень играли гимн «Коль славен». Во время революционных событий и сама башня, и куранты на ней были значительно повреждены. В 1920 году их починили, подобрав колокольный звон на часах под мелодию Интернационала. С 1938 до 1996 года куранты тихо отсчитывали время. И только на инаугурацию Б. Ельцина куранты опять заработали. Последнюю реставрацию часов провели в 1999 году, придав им исторический облик.

До 1935 года на верхушке Спасской башни Кремля красовался двуглавый орел, позднее – красная звезда, сначала из меди с золотом и уральскими самоцветами, затем – рубиновая, красующаяся там по сей день. Высота сооружения со звездой составляет 71 метр.

В Московском Кремле находятся 20 башен. 355 лет назад одна из них - Фроловская башня - указом царя Алексея Михайловича была переименована в Спасскую в честь иконы Спаса Нерукотворного, находившейся над воротами со стороны Красной площади. М24.ru к этому событию приурочил рассказ об истории главных башен Московского Кремля.

Спасская башня была построена в 1491 году в период княжения Ивана III по проекту итальянского архитектора Пьетро Антонио Солари. Ее строительство положило начало сооружению восточной линии укреплений Кремля. Ворота Спасской башни с древнейших времен считались главными воротами Кремля и почитались в народе "святыми", так как через них проходили торжественные шествия духовенства, Крестные ходы и выходы Патриарха. Кроме того, все правители России, начиная с Михаила Федоровича, перед венчанием на царство торжественно проходили через ворота Спасской башни.

В середине XVII века на главную башню Кремля водрузили двуглавого орла, а впервые была установлена в 1937 году. На башне находятся также главные часы страны – кремлевские куранты. Первые часы были установлены в 1491 году, а в начале XVIII века их сменили голландские часы "с музыкой". Куранты, которые сегодня украшают башню, были смонтированы в середине XIX века – это механические часы с гиревым приводом.

Все башни Кремля построены в одном архитектурном стиле, и только Никольская башня выбивается из общего ансамбля. Как и Спасская, она была построена в 1491 году по проекту Пьетро Антонио Солари, но позже, в XIX веке, была перестроена в готическом стиле. Название башни происходит от иконы Николы Можайского, которая раньше размещалась над ее воротами.

Боровицкая башня в настоящее время выполняет функцию основного проезда для правительственных кортежей. Первое название башни происходит от Боровицкого холма, на склоне которого она стоит. Второе название – Предтеченская – было присвоено царским указом от 1658 года и происходит от располагавшейся рядом церкви Рождества Иоанна Предтечи и иконы св. Иоанна Предтечи, размещавшейся над воротами.

После смерти Пьетро Антонио Солари в 1493 году возводить башни Кремля стал Алевиз Фрязин (Алоизио да Милано). Так, он спроектировал Троицкую и Кутафью башню. Кроме того, зодчий достраивал кремлевские укрепления, которые не успел завершить Солари. В 1499-1508 годах он возводил Большой Кремлевский дворец и стены от дворца до Боровицкой башни. В 1508-1519 годах – работал над стенами, башнями и рвами Кремля со стороны Неглинной.

Стоит отметить, что Кутафья башня является единственной сохранившейся из предмостных башен Кремля – не встроенных в стену, а служивших для охраны ведущих в крепость мостов. Она расположена напротив Троицкой башни и соединена с ней наклонным мостом. Название башни происходит от слова "кут" – "укрытие", "угол".

Еще один итальянский архитектор – Антон Фрязин (Антонио Джиларди) – спроектировал две башни Кремля – Тайницкую и Водовзводную (Свиблову) башню. В хронологическом порядке Тайницкая башня была построена первой – в 1485 году. Название происходит от находившегося в башне колодца-тайника и проходившего через башню потайного хода к Москве-реке.

Водовзводная – одна из трех башен Кремля, которая имеет круглое сечение, а не квадратное, как все остальные башни. Первое название – Водозводная – происходит от установленной в башне в 1633 году подъемной машины, подававшей воду в кремлевские сады. Второе название башни – Свиблова – связывают с боярской фамилией Свибло или Свибловых, отвечавших за ее строительство.

Любопытно, что у двух башен Кремля имен нет – их так и называют Первая Безымянная и Вторая Безымянная.

В конце XV века Москва становится столицей русского централизованного государства. Иван III, желая сделать Кремль достойной парадной резиденцией, приглашает в Москву лучших русских и иностранных зодчих. В Италию отправляется посольство с наказом привезти знатных мастеров каменных дел. В 1475 году в Москву приезжают Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо, Алевиз Старый, Антонио Фрязин и другие. С этого времени в Кремле развернулись большие строительные работы.

Возводились новые соборы, церкви, колокольни, великокняжеский дворец, боярские подворья. Тогда же началось строительство новых фортификационных укреплений – кирпичных стен и башен, которые сохранились до наших дней.

К концу XV века поднялись краснокирпичные кремлевские стены, протяженность которых составляла 2235 метров. С того времени площадь, занимаемая Московским Кремлем, уже не менялась, а величественный ансамбль стен и башен стал одним из самых узнаваемых символов России.

Кремлевские башни и стены – не только великолепный архитектурно-исторический памятник, но и мощное фортификационное сооружение, построенное на основе лучших достижений военной техники того времени. Башни Московского Кремля, соединяющие мощные крепостные стены, строились с таким расчетом, чтобы можно было вести обстрел как прилегающей местности, так и вдоль стен. Для этого они выдвигались вперед, за линию стен. Там, где стены смыкались под углом, ставились круглые башни – Угловая Арсенальная, Водовзводная и Беклемишевская, дававшие возможность вести обстрел вкруговую.

А там, где к Кремлю подходили важные стратегические дороги, возвели наиболее мощные и высокие башни с проездными воротами, которые закрывались металлическими или крепкими дубовыми полотнищами. С наружной стороны к башням пристраивались отводные башни-стрельницы, проезды в которых были защищены специальными опускающимися решетками – герсами.

Со всех сторон Кремль был окружен водными преградами: с южной стороны – Москвой-рекой, с северо-западной – Неглинной, с восточной – глубоким рвом. Ров, обнесенный каменными зубчатыми стенами, был вырыт у Кремля в 1508 году. Он шел от Угловой Арсенальной башни, через Красную площадь, до Угловой Беклемишевской (Москворецкой) башни, соединяя Неглинную с Москвой-рекой вторым искусственным руслом. Таким образом, с начала XVI века Московский Кремль представлял собой островную крепость с мощными стенами и башнями, многочисленными предмостными укреплениями и широкими водными преградами по всему периметру стен.

Из ворот отводных стрельниц через ров перекидывались подъемные мосты, а ворота закрывались герсами. Если неприятель прорывался через мост в стрельницу, то герсы опускали и враг оказывался запертым в своеобразном каменном мешке. Здесь его обстреливали с верхней галереи стрельницы.

Из проездных башен Кремля наиболее важное стратегическое значение имели Спасская, Никольская, Троицкая и Боровицкая, меньшее – Константино-Еленинская и Тайницкая. Между главными проездными четырехугольными и круглыми угловыми ставились остальные, менее мощные башни, имевшие чисто оборонительные функции.

В то время на башнях устраивались деревянные шатры с дозорными и сторожевыми вышками. Внутри башни была устроена верхняя боевая площадка, а ниже зубцов – машикули – специальные навесные бойницы для обстрела неприятеля, прорвавшегося к подножию башни. В измененном виде навесные бойницы сохранились почти на всех башнях Кремля.

Башни имели несколько этажей как с арочными каменными сводами, так и перекрытые деревянными бревенчатыми помостами. Они были связаны между собой сквозными проходами, по которым защитники Кремля могли быстро и скрытно передвигаться во время боя. Большинство сквозных проходов через башни сохранилось до настоящего времени.

Кремлевские стены завершаются характерным зубцами-мерлонами в виде «ласточкина хвоста». Их высота от 2 до 2,5 метра, а толщина 65–70 сантиметров. Форма кремлевских мерлонов напоминает традиционные элементы архитектурного оформления дворцов средневековой Вероны, но, в отличие от итальянских декоративно-архитектурных аналогов, кремлевские зубцы имели прикладную оборонительную функцию за счет значительной толщины и высоты. Во время боевых действий стрельцы закрывали промежутки между мерлонами специальными деревянными щитами – заборолами, а стреляли через узкие щелевидные бойницы (они сохранились до сих пор). Всего на кремлевских стенах и башнях было сооружено 1 045 мерлонов.

Высота стен Московского Кремля – от 6 до 19 метров. Она определялась архитекторами и специалистами по фортификации в зависимости от рельефа местности, наличия более или менее серьезных водных преград и степени угрозы нападения. Толщина стен по тем же причинам варьируется от 3,5 до 6,5 метров.

Московский Кремль имеет двадцать крепостных башен, девятнадцать из которых создают замкнутый периметр обороны, а одна – Кутафья, вынесенная за русло реки Неглинной, – являлась предмостным укреплением. С основной территорией Кремля ее соединяет Троицкий мост.

Свой современный вид башни приобрели в XVII веке. Последние изменения в их архитектурно-художественном оформлении относятся к началу XIX века, когда стены и башни восстанавливали после Отечественной войны 1812 года.

Последняя комплексная реставрация стен и башен Московского Кремля началась в 1996 году и завершилась в начале нового столетия. Благодаря этому сегодня мы имеем возможность любоваться величественным ансамблем древней московской крепости. Сохранившиеся до сегодняшнего дня башни Кремля создают уникальный по красоте архитектурно-художественный образ политического и духовного центра Российской державы.

Самая знаменитая башня Московского Кремля – Спасская.

Ни снаружи, ни изнутри Кремля в башню нет входа. Но в арочных воротах в левой стене замечаем высокие белокаменные ступени, ведущие к массивной, на кованых петлях, железной двери. Это и есть вход в нижний ярус башни. Другие проходы скрыты от посторонних глаз и связывают башню с прилегающими стенами.

Как и другие башни, Спасская была частью оборонительной системы Московского Кремля. В случае проникновения неприятеля на стены массивные железные двери закрывались и башня превращалась в самостоятельную крепость, способную выдержать самый серьезный приступ. Многоярусная конструкция башни, открытые гульбища и многочисленные бойницы позволяли поражать врага на верхних боевых площадках прилегающих стен.

Спасская башня исстари считалась главной башней Кремля. Она была построена в 1491 году вместе с отводной стрельницей итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари. Но в письменных источниках есть упоминание, что в ее закладке, а значит, и в устройстве подземных ходов, принимал участие и Марко Фрязин.

Один из главных исследователей кремлевских древностей, замечательный историк С.П. Бартенев в начале ХХ века писал: «Нижний массив башни имеет двойные стены. Пространство между ними занято, со стороны Кремля, каменной лестницей (всего 117 ступеней) на ползучих сводах [...] с других трех сторон коридорами, своды которых делят ее на этажи (2, 3, 4 и 5-й). Верхние этажи (6–10-й) двойных стен не имели. Внутренняя часть башни представляет собой помещение с цилиндрическим сводом, очень высокое, ибо помосты ярусов уничтожены. Поэтому в стенах его на разной высоте расположены окна и следы заложенных выходов. Вверху это помещение суживается, отчего огибающие его коридоры (в 5-м и 6-м этажах) соответственно делаются шире».

Под Спасской башней находится обширное подземелье, об использовании которого в древности сведений нет. Описывая «с загородные стороны порухи», дозорщики в 1646–1647 годах отмечали: «...у Фроловских (Спасских – Прим. авт.) ворот два слуха в застенках, и в тех застенках слухи засорились, и в слухах из сводов кирпичи сыплются». Застенком в старину называли пространство между двумя смежными городовыми стенами. В описи речь идет о пространстве между стеной Кремля и стеной, ограждавшей Алевизов ров (ее возвели в 1533 году).

Подземелья, или галереи-слухи, размещались в застенке, вероятно, по обе стороны от Спасской башни. Каким путем попадали в них защитники Кремля – из подземной ли части самой башни или же из внутристенного прохода, – судить сложно.

Над воротами Спасской башни с двух сторон были установлены белокаменные доски, на которых по-латыни и на русском языке начертано: «В лето 6 999 июля божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоана Васильевича государя и самодержца всея Руси...» Это древнейшие «мемориальные» доски в столице.

Башня украшена декоративными башенками, пирамидками, фигурками зверей. Стилизованные готические образы органично сочетаются с ажурными декоративными кружевами из белого камня, характерными для московской архитектуры. До середины 30-х годов прошлого века Спасскую башню венчал золоченый геральдический орел, символизировавший могущество Российского государства. Впервые он появился над шатром башни по повелению царя Алексея Михайловича в 50-х годах XVII века.

Ворота Спасской башни во все времена считались главными в Кремле. Через них въезжали российские самодержцы, через них шли крестные ходы, выносили иконы, святые мощи. Здесь же проходило шествие «на осляти» с участием царя и патриарха. Оно начиналось в Успенском соборе Кремля и завершалось в Покровском соборе «что на рву», после чего патриарх поднимался на гульбище Спасской башни, святил воду и кропил ею кремлевские стены.

Входить в Спасские ворота можно было лишь спешившись и с непокрытой головой. Тех, кто, проходя ворота, не снимал шапки, народ заставлял класть пятьдесят поклонов перед надвратной иконой, установленной над проездной частью Спасской башни. Официально эта традиция была закреплена указом царя Алексея Михайловича в 1648 году.

Первоначально Спасская башня называлась Фроловской – от находившейся неподалеку церкви Святых Фрола и Лавра. Ворота именовали Иерусалимскими, так как через них традиционно совершалось патриаршее шествие в Московский Иерусалим – храм Покрова на Рву (собор Василия Блаженного). Современное название главной башни Кремля происходит или от иконы Всемилостивого Спаса Смоленского, водруженной на фасаде со стороны Красной площади в память присоединения Смоленска к Московскому княжеству, или по имени иконы Спаса Нерукотворного, помещенной в 1658 году в киоте над проездными воротами. В том же 1658 году был оглашен царский указ о переименовании кремлевских башен.

Спасские ворота традиционно были ключевыми в обороне Кремля. Здесь на предмостных укреплениях стояли орудийные батареи.

Для защиты этого направления была изготовлена и знаменитая Царь-пушка. Правда, тогда у нее отсутствовал декоративный чугунный лафет. Пушка крепилась на лафете и поворотной площадке из дерева и защищала подходы к Кремлю со стороны Ильинки. Вес ствола этого орудия – около 40 тонн, длина ствола – более 5 метров, калибр – 890 миллиметров. Она была отлита из бронзы в 1586 году по указанию царя Федора Иоанновича известным московским пушечных дел мастером Андреем Чоховым.

При императоре Петре I Царьпушка на деревянном, обитом железными полосами лафете была помещена на внутреннем дворе строящегося кремлевского Цейхгауза, или, как его называют сегодня, Арсенала. Там же позднее хранились трофейные пушки, захваченные в баталиях, в том числе и в войне с Наполеоном, а также наиболее известные русские орудия – тринадцатитонный «Единорог», «Онагр», «Троил», «Аспид» и другие.

Сегодня Царь-пушка стоит на новом, богато украшенном чугунном лафете. Его художественное решение основано на эскизах О. Монферрана и А. Брюллова, а чертежи доработаны руководителем комиссии по восстановлению кремлевских древностей генерал-майором де Витте. Лафет был отлит на судостроительном заводе Берда в Санкт-Петербурге и с большими сложностями доставлен в Москву. После этого Царь-пушка заняла почетное место вблизи Арсенала. Последний раз пушка перемещалась по Кремлю во второй половине 50-х годов прошлого века.

По решению первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева в Московском Кремле началось строительство циклопического по своим размерам Дворца Съездов, именуемого сегодня Государственным Кремлевским дворцом. Для расчистки строительной площадки в исторической части Кремля были снесены здания старой Оружейной палаты, использовавшейся после строительства нового здания для музея как казарма для подразделений Комендатуры Кремля, частично Кавалерские корпуса, Офицерский корпус и ряд других старинных зданий. Царь-пушка была установлена на новом месте – на тротуаре у Ивановской площади, рядом с Патриаршими палатами. Тогда же была проведена комплексная научная реставрация самого известного в России орудия.

Кстати, во время реставрации Царь-пушки специалисты замерили реальные боевые возможности этого орудия. Выяснилось, что ее стенки выдерживают выстрел с пороховым зарядом в 90 килограммов и картечным наполнителем. Но основная функция этого гигантского орудия была не столько военной, сколько «психологической». Ее внушительные размеры словно предупреждали любых недоброжелателей от опрометчивых военных действий.

Но продолжим нашу прогулку по Спасской башне. По девяти крутым белокаменным ступеням мы поднимаемся к железной двери, за которой расположены внутренние помещения. Снаружи башня сделана из красного кирпича, тогда как полы, своды и лестницы нижних этажей построены из белого известняка. Толщина внешних оборонительных стен башни достигает пяти метров, поэтому все помещения, проходы и лестницы находятся ближе к внутренней стене. Именно вдоль этой стены мы поднимаемся по крутым белокаменным ступенькам на второй этаж башни и попадаем в огромное сводчатое помещение. При постройке оно было поделено на несколько ярусов деревянными перекрытиями, соединенными деревянными лестницами.

В XV веке эти настилы позволяли добираться до расположенных на разной высоте бойниц и обеспечивали доступ к механизмам управления инженерно-фортификационными устройствами башни. Но со временем деревянные помосты ветшали, и их неоднократно меняли. Когда Кремль утратил свое военно-оборонительное значение, деревянные ярусы демонтировали.

Сегодня на верхние этажи башни ведет ажурная чугунная винтовая лестница, изготовленная и смонтированная в первой половине XIX века. Поднимемся по этим чугунным ступеням на следующий этаж.

Винтовая лестница проходит через мощное сводчатое перекрытие, и мы оказываемся в обширной комнате с несколькими выходами. Именно отсюда железные двери ведут на нижнее гульбище Спасской башни. Оно расположено на крыше стрельницы, выходящей за основной объем башни в сторону Красной площади, но построенной с ней на одном фундаменте. Отсюда открывается замечательный вид на Красную площадь и Китай-город.

Красная площадь возникла в 1493 году, когда в Москве произошел один из самых страшных пожаров. Кремль от огня уберегли лишь новые каменные стены. Для защиты Кремля от пожаров великий князь Иван III повелел расчистить от строений на сто саженей площадки перед стенами с востока и севера. Таким образом появились две обширные городские площади – прообразы современных Красной и Манежной.

Вправо и влево от стрельницы Спасской башни уходят новые кирпичные стены огромной для того времени высоты. Ровные ряды зубцов прерываются непривычно низкими и массивными силуэтами башен. Они в то время имели только утилитарно-оборонительную функцию. Высокие, нарядные верхние ярусы башен, перекрытые остроугольными шатрами, были сооружены только в XVII веке.

У подножья Спасской башни, а точнее у самого основания стрельницы, на которой мы сейчас находимся, начинался огромный – около пятидесяти метров длиной и с десяток метров шириной – мост. Здесь в древности находились первые московские книжные «развалы». Мост был перекинут через внушительных размеров искусственный ров, стены которого были выложены белым камнем, а глубина местами достигала двадцати двух метров. Это знаменитый Алевизов ров, спроектированный и построенный в 1508–1516 годах итальянским архитектором Алевизом Новым. Этот огромный ров выполнял и оборонительные задачи, и становился дополнительной искусственной преградой на пути распространения губительных московских пожаров. За рвом, метрах в пятидесяти от новых стен Кремля, начинается граница древней Красной площади.

Впрочем, в XV веке эта площадь называлась Троицкой. Имя она получила по названию церкви Святой Троицы что на рву. В середине XVI века эта церковь была разобрана, а на ее месте царь Иван Грозный повелел поставить храм в память победы над Казанским и Астраханским ханствами – уникальный по своей красоте Покровский собор (храм Василия Блаженного). В конце XVI века на площади «над рвом» появилось еще восемь небольших церквей, которые были построены родственниками знатных московских бояр, казненных по приказу царя Ивана IV Грозного, и носили название «церкви на крови».

Прямо в створе ворот Спасской башни мы видим Лобное, или Царево, место. Мнение, что это место использовалось для казни государственных преступников, не соответствует действительности.

В исторических документах нет упоминаний о подобном назначении этой круглой в плане древней постройки. Изначально она была создана для «прилюдного» оглашения важнейших указов, сюда же в критические моменты истории выходили царь и патриарх для общения с народом. Известно, что именно на этом месте просил прощения за свои прегрешения и всенародно каялся Иван Грозный.

Кроме того, Лобное место использовалось и как православный центр Красной площади. Здесь проходили молебны, читали проповеди в главные церковные праздники, поскольку небольшие приделы собора Василия Блаженного не могли вместить всех желающих.

Отсюда благословляли московский православный люд патриарх и церковные архиереи. В новом тысячелетии возобновилась традиция крестных ходов к Лобному месту и проведения здесь торжественных богослужений.

Свой современный парадно-торжественный вид Красная площадь приобретает лишь в начале XIX века. В 1804 году по решению императора Александра I площадь полностью замостили булыжником. Постройки на площади сильно пострадали от пожара и взрывов, устроенных отступающими из Москвы наполеоновскими войсками. Специальная комиссия, ведавшая восстановлением Московского Кремля, приняла решение о сносе всех ветхих зданий на Красной площади.

Тогда же обсуждалась целесообразность дальнейшего существования Алевизова рва, который за века сильно обмелел, частью осыпался и главное – перестал выполнять свою изначальную охранно-оборонительную функцию. В итоге в 1817–1819 годах ров был засыпан, что увеличило размеры площади примерно на 50 метров. Всю площадь выложили брусчаткой, вдоль кремлевской стены посадили деревья, поставили столбы освещения. В царствование Александра I зародилась традиция проведения военных парадов на Красной площади. Подобные церемониальные шествия проходили здесь еще при Петре Великом, в частности в связи с победой в Северной войне в 1722 году. Но это было скорее «потешное» представление в стиле императорского Рима, чем реальный парад боевых войск. Петр I повелел вывезти на Красную площадь макеты морских кораблей, поставленные на колеса. Все приглашенные проезжали на потешных кораблях через специально возведенную Триумфальную арку, установленную перед въездом на Красную площадь у Иверской часовни. Действие сопровождалось орудийным салютом, фейерверком и колокольным звоном.

Современная жизнь Спасской башни не менее интересна. Уже многие десятилетия площадка на нижнем гульбище считается наиболее удачной для проведения фото-, кино- и видеосъемок всех массовых мероприятий, проходящих на Красной площади. Телевизионная «картинка» с майских военных парадов транслируется именно отсюда. В сентябре 2007 года именно на этом гульбище расположились музыканты президентского оркестра Комендатуры Московского Кремля Федеральной службы охраны Российской Федерации, которые торжественными фанфарами открывали первый Международный военно-музыкальный фестиваль «Кремлевская Зоря» на Красной площади.

Давайте поднимемся на верхние этажи Спасской башни. Наш путь лежит к верхнему гульбищу. Эта площадка относительно невелика. Снизу она почти не видна из-за богатого декоративного убранства, с многочисленными арочными перекрытиями, контрфорсами и другими архитектурными деталями. Она имеет круговую обзорную галерею. Именно эта площадка стала основанием для возведения в XVII веке верхних ярусов башни.

С верхнего гульбища открывается прекрасный вид на восточную стену, башни и на ближайшие постройки Кремля, на Китай-город и Замоскворечье.

Перейдя с восточной на южную часть гульбища, мы увидим непрерывную цепь кремлевских стен и башен со стороны Васильевского спуска и набережной Москвы-реки. В старину русло Москвы-реки у Кремля было единственным.

Привычный нам сегодня водоотводный канал проложили лишь сто лет назад, чтобы предотвратить разрушительные наводнения в центре города. Во время паводков уровень Москвы-реки повышался на три, пять, а иногда и восемь метров. Затапливало до половины Васильевский спуск, под водой оказывалось Зарядье, на три метра уходила под воду кремлевская набережная. Стены и башни Кремля выступали прямо из разлившейся реки. Последнее серьезное наводнение было в 1908 году, и фотографии полузатопленного Кремля долго не сходили со страниц газет и журналов.

Противоположный, более низкий берег Москвы-реки в сильные паводки оказывался под водой на одну, две, а иногда и три недели. В древности здесь располагался Царев сад. Заливные луга соседствовали с яблоневыми, грушевыми, сливовыми садами, принадлежавшими царскому двору. В XVI–XVII веках буквально в версте от берега Москвы-реки начинались лиственные и хвойные леса.

Теперь перейдем к западной площадке верхнего гульбища Спасской башни, откуда открывается потрясающий вид на южную и восточную часть Кремля. Воспользуемся случаем и представим себе тот древний Кремль, который во многом не сохранился до наших дней, но который прекрасно помнит главный свидетель истории – Спасская башня. С верхнего гульбища открывался прекрасный вид на наиболее известные и почитаемые монастыри Московского Кремля, расположенные по правую сторону Спасской улицы. Эта улица начиналась от ворот Спасской башни и шла до Ивановской площади. Справа от угла Спасской башни находился Вознесенский девичий монастырь, или Стародевичий, как он назывался до начала XIX века. Обитель была основана в 1387 году вдовой Дмитрия Донского великой княгиней Евдокией. Здесь в 1407 году она приняла постриг, взяв в иночестве имя Ефросинья. Здесь же, в заложенной ею церкви Вознесения, она и была похоронена. Так в начале XV века было положено начало традиции захоронения в монастыре великих княгинь и цариц. Мужской некрополь правителей России издревле располагался в Архангельском соборе Московского Кремля.

Вознесенский монастырь неоднократно перестраивался и изменялся. Вознесенский собор, например, был выстроен в 1519 году на месте старой церкви с таким же названием. В юго-западной части храма находились тридцать пять белокаменных гробниц. Захоронения проходили здесь с 1407 по 1731 год. В соборе покоились жена Ивана III Софья Палеолог, мать Ивана Грозного Елена Глинская, мать Петра Великого Наталья Кирилловна Нарышкина и многие другие.

Наиболее интересной из всего комплекса построек Вознесенского монастыря была церковь Великомученицы Екатерины, выходившая парадным фасадом на северную часть Спасской улицы. Внешний вид этого храма, пожалуй, самый необычный из всех, построенных на территории Кремля. Он был заложен еще в конце XVI века при царе Федоре Иоанновиче, но в следующих веках неоднократно поновлялся и перестраивался. В своем привычном для москвичей виде он был построен в 1806–1817 годах по проекту архитектора Росси.

Символично то, что в строительстве и архитектурном оформлении этого храма были использованы «освященные камни» из аккуратно разобранного кремлевского Николо-Гостунского собора, располагавшегося в 150 метрах от Спасской башни, на территории современной Ивановской площади.

Неоготический стиль церкви Великомученицы Екатерины гармонировал с готическими стилизациями верхних ярусов Спасской башни.

В самом конце XIX века церковь полностью отреставрировали, специально для нее был выполнен мраморный иконостас.

Во внутреннем дворике Вознесенского монастыря, недалеко от западного угла Спасской башни, стояла небольшая церковь Святого Михаила Малеина. Она была построена в первой трети XVII века настоятельницей Вознесенского монастыря Марфой Романовой – матерью первого царя династии Романовых Михаила Федоровича.

Храм возведен в лучших традициях русского храмового зодчества. Он был освящен в честь Святого Михаила Малеина – небесного покровителя царя Михаила. Здесь же был придел в честь святого Федора Пергийского. Его появление в этом храме вполне оправдано, так как мужа Марфы в миру звали Федором, хотя в историю России он вошел как патриарх Филарет.

В дореволюционной России Вознесенский монастырь был, пожалуй, наиболее уважаем и почитаем. Именно отсюда в поминальные родительские дни начиналось шествие русских государей, кото- рые навещали могилы великих княгинь и цариц, а потом направлялись в Архангельский собор.

В ноябре 1917 года во время артобстрела и штурма Московского Кремля Вознесенский монастырь и Спасская башня сильно пострадали. В 1918 году по указанию ВЦИК и СНК РСФСР из Кремля были выселены все монахини, прекращены церковные службы. Кельи использовались как общежитие для обслуживающего персонала, здесь же разместился кооператив «Коммунист», в Екатерининской церкви предполагалось сделать спортивный гимнастический зал.

В 1929 году из монастыря в южный придел Архангельского собора перевезли саркофаги цариц.

Драгоценную утварь, иконы и уникальные книги из ризницы передали в Оружейную палату, другие музеи, в Гохран. За считаные дни до уничтожения монастырских зданий кремлевские архитекторы и музейные работники провели их натурные обмеры и составили описания. Археологические раскопки на этой древней территории не велись. В соответствии с решением властей монастырь был частично взорван, частично разобран. Небольшое количество археологических артефактов было найдено при подготовке котлована под новое строительство.

Печальная участь постигла еще два уникальных архитектурно-исторических комплекса Московского Кремля. В 1929 году были взорваны и разобраны Малый Николаевский дворец и один из древнейших и наиболее почитаемых московских мужских монастырей – Чудов монастырь.

Он был основан в 1365 году святым митрополитом Алексием – воспитателем и духовным наставником легендарного князя Дмитрия Донского. В 1357–1358 годах митрополит предпринял поездку в Золотую Орду. Официальным поводом для визита высшего иерарха православной церкви стала болезнь глаз и, как следствие, слепота Тайдуллы – любимой жены хана Джанибека. По преданию, митрополиту удалось молитвами и святой водой вернуть зрение ханше.

В знак благодарности она подарила церкви участок земли в Кремле, где находился ханский конюшенный двор.

Видимо, в Орде проходили и политические переговоры. Во всяком случае, митрополит Алексий привез в Москву грамоту об освобождения от податей Русской православной церкви и уникальный ханский перстень с изображением дракона. Эта историческая реликвия хранится сейчас в Оружейной палате.

На месте конюшенного двора митрополит закладывает церковь, которая получает название Чудовской. Именно от названия церкви позже произошло и название монастыря. После канонизации в середине XV века мощи святого митрополита Алексия неоднократно перевозились из храма в храм, но их главным местом пребывания стала проходная арка между церковью Святого Алексия и церковью Благовещенья Богородицы в Чудовом монастыре.

Еще век назад монастырские постройки находились в самом центре восточной части Ивановской площади. Там же стоял двухэтажный Главный корпус, выдержанный в кирпично-красных и белых тонах. Здание довольно приземистое, низкое, характерное для древнерусской традиции гражданского строительства. Взгляд останавливался лишь на элегантном, обширном парадном крыльце, построенном значительно позднее, в конце XVIII века, архитектором М.Ф. Казаковым. Это крыльцо опиралось на восемь белых колонн, выстроенных в два ряда, и завершалось строгой классической аркой по центру и четырьмя вытянутыми – вверх по бокам.

За крышей Главного корпуса виднелись многочисленные золотые купола соборов и церквей. Скромная одноглавая церковь Чуда Архистратига Михаила была построена в 1501–1504 годах и по праву считалась одной из вершин русского храмового зодчества.

Название церкви связано с чудесным исцелением жены ордынского хана, произошедшего в день, когда русская церковь отмечает праздник, посвященный одному из чудес, совершенных архангелом Михаилом. Церковь выделялась и своим иконостасом. Его несколько раз переделывали и поновляли, но в верхних ярусах сохранялись иконы старинного письма XVI – начала XVII века.

Со Спасской башни были хорошо видны церковь митрополита Алексия и церковь Благовещения, которая примыкала к главному монастырскому корпусу. Эта церковь знаменита тем, что она была спроектирована и построена по царским чертежам. Сводный брат Петра I царь Федор Алексеевич в 1679 году нарисовал план церкви и определил место ее положения на монастырском чертеже, одновременно утвердив план восстановления древней святой обители.

Уже в следующем году она была построена. Две церкви, объединенные под одной крышей, не характерны для русской православной традиции. Но здесь это было оправданно. Монастырь был мужским, а посему Алексеевская церковь предназначалась только для монахов. Женщины же могли находиться в Благовещенской церкви, в которой был отдельный вход для монахинь.

В подклете храма Святого Алексия, непосредственно под захоронением святого, в 1906 году была построена часовня-усыпальница великого князя Сергея Александровича – младшего сына императора Александра II, московского генерал-губернатора, погибшего в 1906 году в результате террористического акта (взрыв прогремел недалеко от Никольской башни Московского Кремля). Супруга великого князя Елизавета Федоровна в память о муже основала в Москве на Большой Ордынке Марфо-Мариинскую женскую обитель.

С верхней площадки Спасской башни хорошо видны возрожденные в начале нового тысячелетия церкви и корпуса монастыря.

После сноса Чудова монастыря склеп с останками великого князя оказался на территории расширившей свои границы Ивановской площади. В середине 1980-х годов склеп был случайно вскрыт во время земляных работ. В 1995 году президент России Б.Н. Ельцин распорядился найти место захоронения великого князя. Работа была поручена коменданту Московского Кремля генерал-лейтенанту М.И. Барсукову. Карты и планы предыдущего вскрытия не сохранились, поэтому к работе были привлечены специалисты-геофизики из компании «Фром», занимающиеся подземной разведкой.

Они смогли точно определить место подземной усыпальницы. Было принято решение о перезахоронении останков в Новоспасском монастыре в Москве, где находится родовая усыпальница Романовых.

В Алексеевском храме многие российские государи крестили своих детей, начиная с Ивана Грозного, крестившего здесь Ивана, Федора и Евдокию. В храме крестили отца Петра Великого – царя Алексея Михайловича, впрочем, как и самого первого российского императора и некоторых его потомков, в частности императора Александра II.

Во время обширной реставрации и перестройки Кремля, предпринятой императором Николаем I во второй четверти XIX века, в церкви был установлен уникальный бронзовый иконостас, обрамленный золотыми и серебряными листами. Поставщик императорского двора ювелир Сазиков отлил за свой счет по чертежам академика Императорской художественной академии Быковского Царские врата для этого иконоста- са. Они были выполнены из серебра и весили без малого двести килограммов. Из серебра были сделаны сень над престолом, ковчег, подсвечники и даже кресло митрополита за алтарной преградой.

Чудов монастырь был тесно связан со многими историческими событиями Российского государства. Именно здесь в 1441 году по повелению Василия II был заточен митрополит Исидор, который поддержал идею Флорентийской унии, считавшей необходимым присоединение православия к католицизму. Более чем через полтора века польские оккупанты держали здесь в заточении патриарха Гермогена, выступившего против поляков и отказавшегося благословлять Марину Мнишек. В монастырском подвале он скончался от голода.

В Благовещенской церкви монастыря 12 декабря 1666 года проходил церковный суд над патриархом Никоном. За хулу на царя Алексея Михайловича и вмешательство в светские дела суд лишил еще недавно всесильного патриарха и близкого друга государя духовного сана и приговорил к ссылке в Соловецкий монастырь.

В 1917 году на территории монастыря разорвались несколько снарядов, были повреждены церкви и главный корпус. В 1918 году монашескую братию выселили, а помещения использовали как общежитие, здесь же открыли кооперативный магазин для новых жителей Кремля. С того же года все богослужения прекратились.

В декабре 1929 года была снесена древняя Чудовская церковь, а в начале 1930 года – другие монастырские церкви и корпуса. Расчистка кремлевской территории под новое строительство проводилась по-большевистски быстро и решительно. Музейным работникам и историкам удалось спасти и перевезти в Оружейную палату и другие музеи наиболее ценные иконы и часть церковной утвари. На этом удивительная история Чудова монастыря завершилась.

С почти сорокаметровой высоты верхнего гульбища Спасской башни Чудов монастырь был виден плохо. Его закрывали постройки и колокольни Вознесенского монастыря. Разглядеть его можно было, лишь поднявшись на самый верх башни, непосредственно под ее шатер, туда, где на высоте около шестидесяти метров смонтирована уникальная Спасская звонница.

Но сначала по крутой лестнице, закрепленной на внутренней стороне башенной стены, мы должны пройти еще три яруса. Над сводчатыми потолками этажа, где расположено верхнее гульбище, есть обширная комната, на всех внешних стенах которой смонтированы огромные циферблаты кремлевских курантов. Именно здесь находится механизм привода стрелок. Внешне он выглядит довольно просто. Через отверстия в своде на этот ярус спускается металлический вал с коническими шестернями на концах.

Один конец закреплен в механизме курантов, другой передает движение механизма к четырем горизонтальным шкивам, приводящим в движение восемь огромных стрелок – по две с каждой стороны башни. Предельно простое устройство позволяет обеспечить синхронизацию всех циферблатов с максимально возможной точностью, какая только существует для механического привода, без применения систем электронной стабилизации движения стрелок.

Пройдем на следующий этаж башни. При подъеме чувствуется, что объем внутренних помещений резко уменьшается. Узкая лестница приводит нас к небольшой железной двери, за которой смонтирован уникальный механизм Спасских курантов. Заходим в небольшую квадратную комнату. Вплотную к северной и западной стенам башни размещен громадный часовой механизм. Вдоль восточной и южной стен остается узкий, шириной менее метра, проход для обслуживания курантов.

Первое, что бросается в глаза, это огромный медный барабан, горизонтально закрепленный на оси и имеющий многочисленную перфорацию по всей внешней стороне цилиндра. Это старинный механизм набора мелодий для колоколов звонницы Спасской башни.

По сути, если бы не колоссальные размеры, можно было бы сказать, что перед нами обычная музыкальная шкатулка или старинная шарманка. Во всяком случае, принцип работы музыкального барабана одинаков. На барабане видны надписи «Гимн» и «Славься».

Именно эти музыкальные произведения поочередно, каждые три часа, исполняют сегодня Кремлевские куранты.

Весь механизм с его разноразмерными шестернями, колесами и осями, выкрашенными в различные цвета, живет самостоятельной размеренной жизнью. Лишь раз в три часа просыпаются многочисленные приводы курантов, и над Московским Кремлем и Красной площадью разносится перезвон четвертей, бой колоколов, отсчитывающих количество часов, и, наконец, музыкальный перезвон.

От более чем двухметрового часового механизма вверх, в арочное перекрытие потолка, уходят многочисленные гибкие тросы – приводы колоколов, размещенных на самой верхней открытой площадке Спасской башни. Поднимемся туда и мы. Узкая лестница заканчивается низкой дверью.

За ней – небольшая площадка, огороженная лишь белокаменной балюстрадой и ажурным чугунным заборчиком. Стрельчатые, изящные проемы верхней площадки создают ощущение открытого пространства. Здесь высота башни уже около шестидесяти метров.

На многочисленных железных креплениях установлено более дюжины колоколов, тщательно подобранных по звучанию и тону. Всю площадку опутывают тросы приводов, причем они приводят в действие не привычный для нас металлический язык, подвешенный внутри колокола, а специальные ударные молотки, закрепленные снаружи.

Отвлечемся от звонницы Спасской башни и обратим внимание на открывающуюся панораму. Отсюда Кремль виден в абсолютно непривычном ракурсе. В старину не существовало достаточно высоких построек, которые смогли бы перекрыть этот вид. Со Спасской башней могли соперничать только Троицкая и Боровицкая башни да стройный столп колокольни Ивана Великого на Соборной площади.

В конце Спасской улицы когдато стоял небольшой дворец, один фасад которого выходил на Спасскую улицу, а второй на – Ивановскую площадь. Это Малый Николаевский дворец, построенный в 1775–1776 годах великим русским архитектором М.Ф. Казаковым. Дворец был гармонично вписан в комплекс зданий Чудова и Вознесенского монастырей, образуя вместе с ними единый кремлевский квартал. Первоначально это здание строилось как архиерейская резиденция в Кремле.

В конце XVIII века здесь размещались покои московских патриархов.

По просьбе будущего императора Николая I его старший брат Александр I выкупил в 1818 году это здание у Чудова монастыря.

Николаю очень нравился этот архитектурный шедевр М. Казакова.

В 1812 году дворец довольно сильно пострадал, но его быстро привели в порядок. Именно здесь 17 апреля 1818 года у Николая Павловича и его супруги Александры Федоровны родился сын Александр – будущий император Александр II.

Название Малый Николаевский дворец появилось лишь после восшествия Николая I на престол. Во время частых приездов в Первопрестольную столицу государь всегда старался останавливаться в этом дворце. В правление Александра II, тоже любившего это место в Кремле, во дворце была проведена комплексная реставрация фасадов и внутренних покоев.

В 1917 году дворец был частично разрушен из-за артиллерийского обстрела. В 1918 году в восстановленном здании расположился кремлевский клуб. В 1929 году дворец снесли ради осуществления амбициозного и абсолютно «социалистического» по своей идеологической сути плана строительства новых кремлевских казарм.

На истории этого нового здания нельзя не остановиться. Тем более что со Спасской башни открывается прекрасный вид на это архитектурное творение, воплотившее самые характерные черты стиля, вошедшего в историю как «сталинский».

На месте уничтоженных монастырей и Малого Николаевского дворца образовалось обширное пустое пространство. Здесь в 1931 году был заложен котлован под фундамент нового корпуса, который был построен в 1932 – 1934 годах по проекту архитектора И.И. Рерберга. Первоначально в здании расположилась Военная школа имени ВЦИК, а в 1938 году – секретариат Президиума Верховного совета СССР.

Через двадцать лет Н.С. Хрущев принял решение переделать здание под театр, а уже в 1969–1970 годах его приспособили для работы советского правительства.

Последние серьезные изменения в архитектурном облике здания произошли в 1981–1982 годах.

Оно занимает все пространство от Спасской улицы, углом почти прилегая к Спасской башне. Один из фасадов идет вдоль кремлевской стены, три корпуса торцами выходят на здание Сената, а парадный фасад – на Ивановскую площадь.

На фоне исторических кремлевских построек это новое здание, выдержанное в строгих неоклассических формах, выглядит несколько блекло. Хотя надо отдать должное архитектору: оно не портит вид на Ивановскую площадь из центра Кремля.

Парадный фасад здания обращен в сторону Москвы-реки и утопает в зелени Верхнего сквера (верхнего Тайницкого сада). Такое композиционное решение для того времени было оправданно, так как с конца XIX века напротив монастырей был обширный Плац-парад, где проходили военные смотры московских полков, проводились разводы караулов Кремлевского гарнизона. Здесь проходили массовые общественные мероприятия, приуроченные к визитам в Москву царствующих особ.

Плац-парад занял столь важное место в государственных церемониях в конце XIX века, когда здесь, на самой бровке Боровицкого холма, поставили памятник императору Александру II. Он был заложен над Тайницким садом 14 мая 1893 года и открыт в 1898 году. Архитектурно-скульптурный комплекс представлял собой трехэтажное здание, встроенное в крутой склон холма. На крыше здания, ставшего продолжением Плац-парада, располагались П-образная крытая галерея, в центре которой был установлен памятник императору работы замечательного скульптора А.М. Опекушина. Над фигурой Александра II была смонтирована высокая, завершавшаяся остроконечным четырехскатным шатром сень. Памятник был сооружен по проекту архитекторов Н.В. Султанова и П.В. Жуковского.

В 1918 году по решению большевистского правительства скульптура императора была снята с пьедестала. Во второй половине 1920-х годов снесли сень и колоннаду. Единственным напоминанием о величественном монументе является трехэтажное здание-постамент, скрытое от глаз в крутом склоне Боровицкого холма.

Задержимся еще на верхней площадке Спасской башни.

Над колоколами хорошо виден островерхий шатер. До середины шатра доходит узкая металлическая лестница, где находится небольшой люк, ведущий на внешнюю часть шатра. Он необходим специалистам, обслуживающим и ремонтирующим механизмы огромной рубиновой звезды, венчающей башню.

В 1935 году на Спасской башне, как и на четырех других основных башнях, был демонтирован позолоченный императорский двуглавый орел и установлена пятилучевая медно-стальная красная звезда, декорированная по центру уральскими самоцветами, крепившимися в ажурной металлической конструкции. Но уже через полтора года эти звезды пришли в негодность. Кроме того, первые звезды были несколько велики для стройных кремлевских башен.

Кстати, одну из кремлевских звезд можно и сегодня видеть на шпиле здания Северного речного порта Москвы.

В 1937 году они были заменены на меньшие по размеру и аналогичные по форме. На сей раз их выполнили из специально созданного для этих целей двухслойного рубинового стекла. Наружная часть стекол имеет темно-рубиновый цвет, тогда как внутренняя – матово-белая. Такая конструкция позволяет наиболее равномерно рассеивать свет мощных ламп и обеспечивает равномерное красное сияние по всему периметру лучей кремлевских звезд. Это стекло было сварено на стекольном заводе в ГусьХрустальном. Стеклянные полотна в металлической оплетке подсвечиваются изнутри лампами мощностью до пяти тысяч ватт.

Звезды смонтированы на специальном поворотном механизме, благодаря чему они поворачиваются при изменении направления ветра и легко выдерживает самую серьезную непогоду.

Рубиновая звезда, венчающая Спасскую башню, впечатляет сво- ими размерами: размах ее лучей – 3 метра 75 сантиметров, вес – около тонны.

Кремлевские звезды чистят раз в пять лет, в иных случаях их практически никогда не выключают.

Подсветка звезд не работала достаточно долгое время лишь в начальный период Великой Отечественной войны в целях обеспечения светомаскировки Кремля.

За последние десятилетия был единственный уникальный случай, когда рубиновые звезды все-таки выключили. Сделали это в 1996 году специально для съемок фильма «Сибирский цирюльник», происходивших ночью на Красной площади и Васильевском спуске. Горящая на Спасской башне красная рубиновая звезда вносила существенный диссонанс: ведь в кадре должны были быть золотые орлы. Решение о выключении подсветки звезды на Спасской башне принял президент России Б.Н. Ельцин.

Попытаемся же еще раз обозреть величественный ансамбль Кремлевской цитадели, ставший за долгие века главным символом Российского государства. В конце XV века усилиями итальянских зодчих и русских строителей буквально за десятилетие была создана лучшая крепость Европы того времени.

Шли века, крепость постепенно теряла свое первоначальное оборонительное значение. Из века в век Кремлевская крепость становилась центром политической, экономической, духовной и культурной жизни Российского государства. В общественном сознании именно с Московским Кремлем неразрывно связано как восприятие государственной власти, так и православной духовной и культурной традиции. Да и сам Московский Кремль стал символом всей России.

Спасская башня в Москве — выдающийся памятник архитектуры и истории конца 15 века, объект государственного и международного значения, входит в исторический ансамбль Кремля (северо-восточная стена), обращена к Красной площади — напротив памятника Минину и Пожарскому . Это самая известная башня Кремля, на ней находятся знаменитые столичные куранты, а вершину украшает пятиконечная звезда.

Историческое название башни — Фроловская, так как дорога через ее ворота вела к существовавшей в то время церкви Фрола и Лавра.

Ворота Спасской башни — действующий парадный въезд в Кремль.

История Спасской башни

Московская Спасская башня возведена в 1491 году при великом князе Иване III Васильевиче на месте стрельницы, известной как Фроловская. В это время, на рубеже 15 и 16 веков, комплексно застраивался кирпичный Московский Кремль; стены и большинство башен именно того периода формируют облик Кремля и в наши дни.

Архитектор Спасской башни (на тот момент — Фроловской) — Петр Фрязин (Пьетро Антонио Солари). Строительство Спасской башни в Москве велось в едином стиле с другими кремлевскими постройками, созданными при участии итальянских мастеров.

Деревянный мост от башни через Алевизов ров построен к 1508 году.

История икон на Спасской башне в Москве началась в 1514 году: с размещения над воротами образа Спаса Смоленского. В 1521 икону заменила фреска Спаса Смоленского, написанная на надвратной стене, обращенной к Красной площади.

В 16 веке Спасскую башню украшал деревянный двуглавый орел. В 1624-1625 годы декоративный облик башни был изменен английским архитектором Христофором Галовеем совместно с русским зодчим Баженом Огурцовым: построен многоярусный готический верх, включавший скульптуры в стиле маньеризма, распространившегося в Западной Европе. Из этого оформления в историю вошли фантастические обнаженные фигуры (обратите внимание — это не 16, а 17 век), просуществовавшие до 1628 года. В царской России наготу этих скульптур даже прикрывали сшитыми для них одеяниями, но с башни они были убраны не по национальным эстетическим соображениям, а после пожара, в котором сильно пострадали.

Официально ворота названы Спасскими значительно позднее — при царе Алексее Михайловиче, подписавшем соответствующий указ о переименовании в 1658 году. При нем же над воротами с кремлевской стороны закреплен список с иконы «Спас Нерукотворный».

В Спасской башне до 17 века располагались сохраненные исторические рельефы стрельницы, выполненные из белого камня — как и большинство предыдущих построек Кремля.

В середине 17 века на макушке Спасской башни вновь утвердился государственный символ — двуглавый орел. После аналогично были украшены другие крупные башни Кремля — Никольская, Троицкая и Боровицкая.

Исторически по обе стороны от башенных ворот располагались действующие часовни собора Василия Блаженного — Смоленская и Спасская, в камне возведены в 1802 году. В 1812 часовни оказались разрушены при отступлении наполеоновских войск. Чудом уцелела сама башня — взрыв предотвратили донские казаки, вовремя потушившие фитили. Часовни же заново построили уже по совершенно другому проекту. Они снова перестроены в 1868 году при комплексной реставрации Спасской башни. Снос часовен без восстановления состоялся в 1925 году.

В 1895 году была отреставрирована надвратная фреска Спаса Смоленского. В советские годы этот образ оказался утраченным (не сохранилось каких-либо письменных свидетельств о его судьбе), как и список с иконы «Спас Нерукотворный», и считался таковым до 2010 года. Образ был обнаружен под слоем штукатурки, сохранился примерно на 80% — очищен и восстановлен реставраторами. Надвратный киот со стороны Кремля, где ранее располагался «Спас Нерукотворный», сейчас пустует.

Масштабные восстановительные работы внутри и снаружи башни были проведены в 1999 году, последний раз — в 2014 году.

Ворота Спасской башни

Спасские ворота чтились всегда как священные, а также главные из всех ворот кремлевских башен.

Именно от этих ворот уходили из Москвы боевые полки, через ворота непременно пролегал маршрут крестных ходов из Кремля, через них на встречу с монархом входили иностранные послы. Для парадного въезда Спасские ворота используются и сейчас.

Интересно, что исторически через ворота Спасской башни не разрешалось въезжать верхом на лошади. Кроме того, вплоть до 19 века мужчинам полагалось снимать шапки перед освященным лампадой Спасом, расположенным на внешней стене башни, перед входом.

Часы на Спасской башне

Диаметр курантов равен 6,12 м, высота позолоченных римских цифр на башенном циферблате — 0,72 м. Длина минутной стрелки часов на Спасской башне равна 3,27 м, часовой стрелки — 2,97 м. На все стороны башни выходит по одному такому циферблату — куранты хорошо видно издалека и с разных ракурсов.

Не раз увековеченные в искусстве куранты на Спасской башне впервые заработали еще в 16 веке, что подтверждается историческими свидетельствами о работе кремлевских часовников. За прошедшие столетия главные часы Кремля неоднократно видоизменялись.

Так, известно, что в 1625 году часы на Спасской башне были заменены: старые приобрел Спасо-Ярославский монастырь, а новые поставлены на башне при участии Христофора Галовея. Увершенствованная и весьма оригинальная модель механических часов могла играть музыку, указывала ночное и дневное время, циферблат был вращающимся, а стрелка в виде солнца с длинным лучом — статичная. Часы располагались по двум сторонам башни: первый циферблат был обращен к Кремлю, второй — к Китай-городу. Первые необычные часы просуществовали недолго: Галовею пришлось восстанавливать их после пожара 1626 года, следующий ремонт выполнен в 1668 году.

В 1705 году Петр Первый распорядился установить на башне голландские часы с переделанным под немецкий стандарт циферблатом. Эти куранты также были музыкальными, но часто ломались, не смогли пережить пожар 1737 года.

Английские куранты из Грановитой палаты закреплены на башне к 1770 году. Работами руководил немецкий мастер Фатц, и по его воле куранты были настроены играть немецкую песенку «Ах, мой милый Августин». За всю историю кремлевских курантов это единственный период, когда они играли иностранную музыку. Часы оказались повреждены в пожаре 1812 года. Мастер Яков Лебедев сумел починить их к 1815 году.

Современные куранты Спасской башни изготовлены к марту 1852 года. К тому времени износ английских часов определялся как критический. Создание важнейшего часового механизма Кремля было доверено заводу братьев Буденопов. Работы велись с декабря 1850 года, при этом удалось использовать часть старого механизма и применить современные достижения часового мастерства. Дубовый корпус часов заменен на литой чугунный, а механические детали изготовлены из износостойких сплавов, рассчитанным на перепады температур в течение года. Перезвон курантов обеспечил игральный вал, от которого к 48 колоколам протянули канаты. Вскоре были выбраны и мелодии: это «Марш Преображенского Полка» в 6 и в 12 часов, гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» в 3 и в 9. Эта музыка звучала со Спасской башни до революции 1917 года.

При штурме Кремля большевиками 2 ноября 1917 года стрелку часов сломал снаряд, и часы не работали до сентября 1918 года. Механизм был восстановлен часовщиком Н. Беренсом по указанию В. И. Ленина. С 1937 года часы подводятся с помощью трех электромоторов. До 1938 года колокола курантов исполняли революционные гимны («Интернационал», «Вы жертвою пали…»), в следующие годы звучал только перезвон по часам и четвертям.

Во время инаугурации Б. Н. Ельцина в 1996 году Спасские куранты исполнили мелодию, с этого времени в 12 и 6 часов они играли «Патриотическую песню», а в 3 и 9 часов мелодию «Славься» М. И. Глинки.

В 1999 году была проведена крупная реставрация часов — с восстановлением облика верхнего яруса, покрытием стрелок и цифр золотом. К концу года настроена мелодия государственного гимна Российской Федерации (вместо «Патриотической песни»).

Звезда на Спасской башне

До звезды башню венчал двуглавый орел: с 17 века до 1935 года. По разным причинам орла приходилось неоднократно обновлять.

Советская пятиконечная звезда с серпом и молотом по эскизу Федора Федоровских была установлена на Спасской и других башнях Кремля в августе 1935 года. Эти первые звезды были выполнены из нержавеющей стали и красной меди, изображение серпа и молота выложено из уральских самоцветов, покрыто золотом. Еще одно украшение звезды — лучи, расходившиеся от центра к вершинам.

На практике самоцветные медно-стальные звезды оказались неудачным решением: они быстро потускнели, поэтому менее чем через два года было заменить их. Однако первая Спасская звезда в отличие от многих современниц сохранилась, сейчас она венчает шпиль столичного Северного речного вокзала.

Светящаяся рубиновая звезда на Спасской башне зажглась 2 ноября 1937 года. Звезда с размахом лучей 3,75 метра — двуслойная, с оправой из нержавеющей стали: внутренний слой выполнен из стекла молочного цвета, наружный — из рубинового. Автономные лампы защищены от перегрева, заменены на современные во время комплексной реставрации 2014 года.

С распадом СССР неоднократно поднимался вопрос о возвращении на башню двуглавого орла, он и сейчас остается открытым.

Фестиваль «Спасская башня» в Москве

Международный военно-музыкальный фестиваль, названный в честь Спасской башни, проводится в Москве с 2006 года. Время проведения: конец августа — начало сентября, перед Днем города. Продолжительность фестиваля меняется каждый год. Билеты на фестиваль продаются по дням, на первый и последний стоят дороже.

В этом крупном фестивале участвуют военные оркестры, выступают подразделения почетной охраны первых лиц стран, фольклорные музыкально-танцевальные коллективы в национальных костюмах.

Главное событие фестиваля — масштабный концерт на Красной площади, перед Спасской башней. Именно на этом концерте можно увидеть лучшие выступления военно-музыкальных коллективов из России, стран СНГ, Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии.

Как добраться до Спасской башни в Москве

Открытый для туристов вид на Спасскую башню вблизи открывается с Красной площади, так как доступ к башне не входит в стандартные экскурсии по Музею-заповеднику Кремля. Соответственно, и добираться желательно до Красной площади, а не до входа в Кремль через Троицкую башню.

Самый быстрый способ добраться до выходящей на Красную площадь Спасской башни — на метро до станций «Охотный ряд», «Театральная» или «Площадь Революции». Эти станции входят в один пересадочный узел метрополитена, поэтому стоит выбрать ближайший выход — № 7 «Охотного Ряда», от него до подножия башни — менее 500 метров пешком.

На автобусах добираться нужно до остановки «Красная площадь» по улице Варварка. Подойдут рейсы № 158, м5.

Спасская башня с часами хорошо заметна и узнаваема издалека, но все же рекомендуем свериться со схемой расположения кремлевских башен:

Удобный вариант для тех, кто хочет узнать как можно больше об истории Спасской башни и при этом не упустить из виду другие достопримечательности, — обзор Спасской башни с экскурсией по Кремлю и Красной площади. Предложения от гидов — на проекте .

Панорама «Спасская башня» на Google Maps

Видео «Спасская башня и Кремль в Новый год»

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Сначала башню называли Фроловской - по церкви Фрола и Лавра на , к которой вела дорога от башни. Церковь не сохранилась. Не сохранилась и тюрьма, где томились участники соляного и медного бунтов.

Повышение налога на соль поставило «черных людей» посадов в тяжелое положение. Под давлением населения правительство отменило налог, но решило собрать недоимки сразу за 3 года. Злоупотребления близких к царю лиц обострили ситуацию, и 1 июня 1648 года Алексея Михайловича по дороге из Троице-Сергиева монастыря окружила толпа с требованием наказать вымогателей.
На следующий день царя вновь окружили: люди требовали выдачи злодеев и даже начали громить боярские дома. Царь решил отдать палачу Плещеева, но толпа выволокла его на Красную площадь и растерзала. Тогда Алексей Михайлович пообещал выслать из Москвы ненавистных бояр. И тут начался пожар. По слухам, виновны были приближенные к царю. В ответ народ разгромил хоромы Морозова, двор купца Василия Шорина, убил дьяка Чистого и боярина Траханиотова. Восстание пошло на убыль.

Вскоре к прежним причинам недовольства добавились новые: затянувшаяся война против Польши и обесценивание медных денег. Пытаясь выйти из финансового кризиса, правительство выпустило медные деньги, сравняв в цене с серебряными. Из-за этого цены выросли, и появилось много фальшивок. В ночь на 25 июля 1662 года в людных местах Москвы появились «воровские листы», которые обвиняли родственников царя. Над городом поплыли звуки набата, а толпа устремилась в село Коломенское к Алексею Михайловичу.
Царь уже было уговорил народ разойтись, но к бунтовщикам добавилось подкрепление. Тогда «тишайший» царь приказал расправиться с бунтовщиками. Много людей пострадало, но медные деньги были отменены.

Напоминают о том времени клады, найденные советскими археологами на . Один из них содержал 33 000 серебряных монет времени Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.

Название Спасской башне дали по надвратной иконе Спаса Смоленского.

Что есть что в церкви

Слева и справа от Спасских ворот до 1925 года находились часовни - часовня Великого Совета Откровение (Смоленская), и часовня Великого Совета Ангел (Спасская). От ворот Спасской башни уходили на битву полки, и здесь же встречали иностранных послов. Все крестные ходы из шли через эти ворота, все правители России, начиная с Михаила Федоровича, перед коронацией проходили через них. Поэтому Спасские ворота называли еще Царскими или Святыми.

В XVII веке икона стола в специальном киоте, и строго-настрого запрещалось проходить через ворота Спасской башни в головном уборе или проезжать верхом на лошади. За «забывчивость» били батогами или заставляли класть 50 земных поклонов. При этом когда Наполеон проезжал через Спасские ворота, порыв ветра сорвал с него треуголку. А когда французы в 1812 году пытались похитить драгоценный оклад с иконы Спаса Смоленского, произошло чудо: приставленная лестница упала, а святыня осталась невредима.

Но в советское время икона исчезла со Спасской башни и до 11 мая 2010 года считалась утраченной. На ее месте был заштукатуренный белый прямоугольник. А при реставрации башни стало ясно, что икона Спаса Смоленского не утрачена, а спрятана. Архитектор Константин Аполлонов, выполняя приказ уничтожить живопись, скрыл образ под сеткой-рабицей и слоем бетона. Так спасли икону, и сохранность образа составила 80%.

Теперь икона Спаса Смоленского вновь над воротами Спасской башни. А из дневников Н.Д. Виноградова становится ясно, что сам комендант Кремля разрешил скрыть иконы любым способом, лишь бы не было видно.

В XVI веке на Спасской башне установили фигуры львов медведей и павлинов. Сейчас считается, что это были символы царской власти (львы и единороги). Они сохранились, хотя и пострадали в 1917.

А еще в XVI веке на Спасской башне появились фигуры обнаженных людей. А церковь на Руси даже обычных фигурных изображений не допускала! Правда, при царе Михаиле Федоровиче их наготу стыдливо прикрыли специально сшитыми одеждами. Но нам этот курьез не увидеть - его не пощадили время и пожары. Сами статуи использовали как камни для фундамента.

А во времена Петра I возле Спасской башни на Красной площади появились манекены с образцовой одеждой французского и венгерского кроя. Рядом стояли стражники и, при отсутствии у направляющихся в надлежащей одежды, ножницами укорачивали полы и бороды.

На Спасской башне в XV веке появились первые в России часы. А в конце XVI века часы были еще на двух башнях Кремля - Троицкой и Тайницкой.

В 1585 году при всех этих башнях находились на службе часовщики. В 1613-1614 годах часовщики упоминались еще и при . Работа эта была очень ответственной и требовала соблюдения правил: алкоголь не пить, в карты не играть, вином и табаком не торговать, с воровскими людьми не общаться.

В то время циферблаты часов были огромными, чтобы по ним могли узнать время все, у кого не было личных часов. То есть течение времени в городе зависело от часов на кремлевских башнях. Минутной стрелки на часах не было, но они все равно могли спешить или отставать на пару часов - это зависело от поспешности часовщика, который каждый час вручную переводил стрелки. Отсчет времени шел еще интереснее: сутки делились не пополам, а на день и ночь. Летом день начинался в 3 часа утра и заканчивался в 8 вечера, потому и циферблат был рассчитан на 17 часов.

Первые механические часы для Спасской башни создал Галловей. Они весили 400 кг. По контуру расписанного «под небо» циферблата располагались арабские цифры и церковнославянские буквы, обозначавшие числа в допетровской Руси. При этом вращался циферблат, а стрелка смотрела строго вверх.

У наших часов стрелка движется по направлению к цифре, в России, же наоборот - цифры движутся по направлению к стрелке. Некий господин Галловей - весьма изобретательный человек - придумал циферблат такого рода. Объясняет он это следующим образом: «Так как русские поступают не так, как все другие люди, то и произведенное ими должно быть устроено соответственно».

Иногда часовщики обзаводились хозяйством прямо при башне. Так на Спасской башне часовщик построил себе избушку, разбил огород и развел кур. И этим вызвал огромное неудовольствие властей и жителей города.

Часы на Спасской башне служили верой и правдой, пока не были проданы в Ярославль. В 1705 году по указу Петра I в установили новые часы с циферблатом на 12 часов, выписанные из Амстердама. Какую мелодию исполняли эти куранты - неизвестно. Да и недолго они радовали москвичей перезвоном: часы часто ломались, а после пожара 1737 года пришли в негодность. А так как столицу перенесли в Петербург, с ремонтом не спешили.

В 1763 году в Грановитой палате нашли большие английские куранты и пригласили для их установки немецкого мастера Фатца. И вот в 1770 году кремлевские куранты заиграли немецкую песенку «Ах, мой милый Августин».

Во время пожара 1812 года эти часы повредили. Через год часовщик Яков Лебедев предложил отремонтировать куранты, и в 1815 году часы запустили вновь. Но все же время их не пощадило.

Спасские башенные часы в настоящее время находятся в состоянии близком к совершенному расстройству: железные колеса и шестерни от долговременности так истерлись, что в скором времени сделаются совершенно негодными, циферблаты пришли в большую ветхость, осевшие деревянные полы, лестницы требуют непременной переделки, …дубовый фундамент под часами от долговремения сгнил.

Новые куранты изготовили в 1851-1852 годах на русском заводе братьев Бутеноп. Использованы некоторые старые детали и все наработки часового дела того времени.

Исполнение мелодии возложили на игральный вал - барабан с отверстиями и штифтами, связанными канатами с колоколами под шатром башни. Для этого пришлось с Троицкой и Боровицкой башен снять 24 колокола и установить их на Спасской, доведя общее количество до 48.

Непростым оказался вопрос выбора музыки. Композитор Верстовский и капельмейстер московских театров Штуцман отобрали 16 самых знакомых москвичам мелодий, но Николай I оставил только две - Преображенский марш Петровских времен и молитву «Коль славен наш Господь в Сионе». Хотели набрать на игральный вал гимн Российской империи «Боже, Царя храни!», но император запретил, заявив, что куранты могут играть любые песни, кроме гимна.

В 1913 году к 300-летию дома Романовых куранты на Спасской башне отреставрировали.

Но 2 ноября 1917 года при штурме Кремля в часы попал снаряд. Он повредил механизм, и часы встали почти на год. Лишь в 1918 году по указанию В.И. Ленина куранты восстановили.

Сначала для ремонта курантов обратились в компанию Буре и Рогинского, но те запросили 240 тысяч золотом. Тогда власти обратились к кремлевскому слесарю Николаю Беренсу, который знал устройство курантов (он был сыном мастера из компании «Братья Бутеноп»). К июлю 1918 года Беренс снова запустил куранты. Но так как он не разбирался в музыкальном устройстве часов, настройку звона поручили художнику и музыканту Михаилу Черемных. Конечно же, предпочтение отдали революционным мелодиям, поэтому куранты стали исполнять в 12 часов «Интернационал», в 24 часа - «Вы жертвою пали…». В августе 1918 года комиссия Моссовета приняла работу, прослушав трижды каждую мелодию с Лобного места.

Но в 1930-х годах комиссия признала звучание курантов неудовлетворительным: изношенный механизм боя и морозы сильно искажали звучание. Поэтому в 1938 году часы на Спасской башне снова замолчали.

В 1941 специально для исполнения «Интернационала» смонтировали электромеханический привод, но и он не спас музыкальный строй. В 1944 году по указанию И.В. Сталина часы на Спасской башне пытались настроить на исполнение нового гимна на музыку Александрова, но и это не удалось.

Крупная реставрация механизма курантов с остановкой на 100 дней прошла в 1974 году, но и тогда музыкальный механизм не тронули.

История кремлевских звезд

В 1991 году Пленум ЦК решил возобновить работу курантов на Спасской башне, но выяснилось, что для исполнения гимна СССР не хватает 3 колоколов. К задаче вернулись в 1995.

Тогда новым гимном планировали утвердить «Патриотическую песню» М.И. Глинки, и в 1996 году во время инаугурации Б.Н. Ельцина куранты на Спасской башне после традиционного перезвона и отбивания часов вновь заиграли после 58 лет молчания! И хотя на звоннице осталось всего 10 колоколов из 48, недостающие заменили металлическими билами. В полдень и полночь, 6 утра и 6 вечера куранты стали исполнять «Патриотическую песню», а в 3 и 9 часов утра и вечера - мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки. После реставрации 1999 года часы на Спасской башне вместо «Патриотической песни» стали исполнять государственный гимн РФ.

Куранты на Спасской башне уникальны и являются полностью механическими.

Диаметр циферблата - 6,12 метров. Циферблат такой огромный, что через него может пройти поезд Московского метро! Высота римских цифр - 0,72 метра, длина часовой стрелки - 2,97 метров, длина минутной стрелки - 3,27 метров. Весь часовой механизм занимает 3 из 10 этажей башни.

Вес часов на Спасской башне - 25 тонн, а приводят его в действие 3 гири весом от 160 до 224 кг. Сейчас их с помощью электромотора поднимают дважды в сутки. Точность хода достигается благодаря маятнику весом 32 килограмма. При этом переводили стрелки на зимнее и летнее время только вручную (для перевода часа назад куранты просто останавливали на 1 час). И хотя точность хода практически безукоризненна, все же за часами следит Астрономический институт на Воробьевых горах.

Механизм боя часов состоит из 9 четвертных колоколов (около 320 кг) и 1 колокола, отбивающего полный час (2 160 кг). Каждые 15, 30, 45 минут часа перезвон играется 1, 2 и 3 раза соответственно. А в начале каждого часа кремлевские куранты вызванивают 4 раза, и следом большой колокол отбивает часы.

Музыкальный механизм курантов состоит из программного медного цилиндра диаметром около 2 метров, который вращает гиря весом более 200 кг. Он усеян дырочками и штифтами в соответствии с набранными мелодиями. Барабан при вращении заставляет штифты нажимать на клавиши, от которых тянутся тросы к колоколам на звоннице. Ритм сильно отстает от оригинала, поэтому узнать мелодии непросто. В полдень и полночь, 6 и 18 часов исполняется гимн РФ, в 3, 9, 15 и 21 час - мелодия хора «Славься» из оперы М. Глинки «Жизнь за царя».

Часы на Спасской башне стали не только символом Москвы, но и символом всей России.
Кстати, первая в России газета тоже называлась «Куранты». Она начала выпускаться в XVII веке и представляла собой длинный рукописный свиток. Он был склеен из листов, на которых записывали самые интересные сведения, собранные Посольским приказом - их сообщали посланники России в других государствах.

Мини-путеводитель по Кремлевским стенам и башням

Говорят, что... ...когда в старой Москве купец обращался к врачу с жалобой на головную боль, обычно происходил такой диалог: «Вы где торгуете? В Кремле? А через какие ворота ездите, через Боровицкие или Спасские? Так, вам надо ездить через другие». И это помогало, ведь над Спасскими воротами висела почитаемая икона, и при въезде нужно было снимать головной убор. Голова и переохлаждалась… .
...при отступлении французской армии из Москвы Спасскую башню приказали взорвать. Но подоспевшие донские казаки потушили уже зажженные фитили.
...надстраивали Спасскую башню, чтобы защитить куранты от дождя. Но часы были и на других башнях Кремля. На самом деле этой Иерусалимской башне (ведущей в Московский Иерусалим - храм ) пытались придать особенный вид.
...Новый год начинается с первым или последним ударом колокола кремлевских курантов. Но на самом деле смена года происходит с началом перезвона часов - за 20 секунд до первого удара колокола. А 12 удар завершает первую минуту Нового года.

Спасская башня на фотографиях разных лет:

А вы бы хотели что-то добавить в рассказ о Спасской башне Московского Кремля?