Почему печорин жертва судьбы. В чем заключается трагизм судьбы Печорина? (по роману М

“Герой нашего времени”, написанный М. Ю. Лермонтовым в 1840 году, стал первым психологическим романом в отечественной литературе. Автор ставил перед собой цель детально и разносторонне показать характер главного действующего лица, выпавшего из круговорота отживающей эпохи.

Мне кажется, трагизм судьбы Григория Александровича Печорина заключен в его сложном характере. Лермонтов представил на суд читателя психологический портрет современника, обладающего двойственностью натуры.

Холодность, равнодушие, эгоизм, расточительность

и склонность к самоанализу были присущи многим представителям “лишних людей”, обреченным на бездействие. Умному, образованному герою скучно и тоскливо от бессмысленно меняющихся дней, от череды предсказуемых событий.

Печорин не питает доверия ни к дружбе, ни к любви, поэтому страдает от одиночества. Он сам не способен на глубокие чувства и приносит страдания окружающим. Григорий чувствует, что в нем уживаются два человека и этим объясняет двойственность поведения. Данную мысль подтверждает Максим Максимович рассказом о Печорине, который мог в непогоду в одиночку смело отправиться охотиться на кабана, а порой выглядел трусом – вздрагивал и бледнел от стука оконных ставен.

Поведение героя противоречиво, он быстро остывает к любым начинаниям, не может отыскать свое предназначение. Вспомнить хотя бы его стремления добиться расположения Бэлы и быстрое охлаждение к полюбившей его горной красавице. Личность Печорина вырисовывается из отношений, в которые он вступает с окружающими. Его поступки достойны осуждения, но можно и понять героя, ведь он принадлежит к людям своего времени, успевшим разочароваться в жизни.

Не найдя смысла бытия, Печорин решает отбыть в долгое странствие, которое когда-то завершится смертью. Ему самому неприятно, что он становится причиной бед других людей: из-за него погибают Бэла и Грушницкий, страдают Вера и княжна Мери, незаслуженно обижен Максим Максимович. Трагичность героя в том, что он мечется в поисках своего места в жизни, но в то же время всегда поступает так, как считает нужным.

Таким образом, трагизм судьбы лермонтовского героя заключен в нем самом: в характере, в анализе любой ситуации. Бремя познания сделало его циником, он потерял естественность и простоту. В итоге у Печорина нет ни целей, ни обязательств, ни привязанностей… Но если сам человек теряет интерес к жизни, видя в ней лишь скуку, то даже врачующая сила природы вряд ли способна исцелить душу.


Другие работы по этой теме:

  1. М. Ю. Лермонтов в романе “Герой нашего времени” решает сложную задачу: представить одновременно привлекательного и в то же время отталкивающего персонажа. Каким же образом автор...
  2. Сколько загадок дал Лермонтов литературным критикам, представив на суд их характер Печорина! Рассудок отвергал этого странного героя, а сердце никак не хотело с ним расставаться,...
  3. “Зачем я жил? Для какой цели родился?”. Пожалуй, данные вопросы являются ключевыми в моем рассуждении. Книга “Герой нашего времени” знакомит нас с замечательным персонажем –...
  4. Сегодня нам известны сотни различных произведений. Все они собирают вокруг себя публику, где вкусы людей совпадают. Но только некоторые творения могут заставить проникнуться абсолютно всех....
  5. Печорин и Грушницкий из романа “Герой нашего времени” – два молодых дворянина, познакомившихся во время службы на Кавказе. Они оба были недурны собой, но вели...
  6. Белинский весьма точно описал личность Печорина, назвав его героем нашего времени, своеобразным Онегиным. И они столь похожи, что расстояние между реками Печорою и Онегою гораздо...
  7. Глава “Тамань” открывает журнал Печорина. Именно в истории с контрабандистами Григорий Александрович приоткрывает завесу собственного внутреннего мира, проявляет интереснейшие черты характера: наблюдательность, активность, решимость и...
  8. Формирование Лермонтова-художника завершилось после того, как дворянская революция потерпела поражение. Этот период многие его современники восприняли, как крушение истории. По причине краха идей декабризма произошла...

Зачем я жил? Для какой цели я родился? Трагедия судьбы Григория Печорина Всю жизнь главного героя романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" действительно можно назвать трагедией. Почему и кто в этом виноват темы, которым посвящено это сочинение. Итак, Григорий Печорин , выслан из Петербурга за некую "историю" (очевидно за дуэль из-за женщины) на Kавказ, по дороге с ним приключается еще несколько историй, он разжалован, снова отправляется на Kавказ, затем некоторое время путешествует, и, возвращаясь из Персии домой, умирает. Вот такая судьба.

Но за все это время, он очень много пережил сам и многим повлиял на жизнь других людей. Надо сказать, влияние это было не из лучших - за свою жизнь он разрушил много человеческих судеб - княжны Мери Лиговской, Веры, Бэлы, Грушницкого...

Зачем, неужели он такой злодей? Делает ли он это специально или это у него выходит произвольно? Вообще говоря, Печорин - человек неординарный, умный, образованный, сильный волей, храбрый... Кроме того, его отличает постоянное стремление к действию, Печорин не может удержаться на одном месте, в одной обстановке, в окружении одних и тех же людей.

Не от этого ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной, пусть даже с той, в которую влюблен? Через некоторое время его одолевает скука и он начинает искать чего-то нового. Не от этого ли он ломает их судьбы? Печорин записывает в своем дневнике: "...

Тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше действует; от этого гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума... ". Печорина не прельщает такая судьба, и он действует. Действует, не считаясь с чувствами других людей, практически не обращая на них внимания.

Да, он эгоист. И в этом его трагедия.

Но один ли Печорин в этом виноват? Нет! И сам Печорин, объясняясь Мери, рассказывает: "... Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились... ". Итак, "все". Кого он имеет в виду?

Естественно, общество. Да, то самое общество, которое мешало Онегину и Ленскому, которое ненавидело Чацкого, теперь Печорина.

Так, Печорин выучился ненавидеть, лгать, стал скрытен, он "хоронил лучшие свои чувства в глубине сердца, там они и умерли". Итак, с одной стороны неординарный, умный человек, с другой стороны эгоист, разбивающий сердца и разрушающий жизни, он - "злой гений" и в то же время жертва общества. В дневнике Печорина мы читаем: "...

Первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти". Так вот что для него любовь - всего лишь удовлетворение собственного честолюбия! А как же его любовь к Вере - она такая же? Отчасти да, между Печориным и Верой стояла преграда Вера была замужем, и это привлекало Печорина, который стремился, как истинный борец, преодолевать все препятствия, неизвестно, как повел бы себя Печорин, если бы этой преграды не было... Но эта любовь, любовь к Вере, однако, больше, чем просто игра, Вера была единственной женщиной, которую Печорин любил по-настоящему, в то же время лишь Вера знала и любила Печорина не вымышленного, а Печорина настоящего реального, со всеми его достоинствами и недостатками, со всеми его пороками.

"Я бы тебя должна ненавидеть... Ты ничего не дал мне, кроме страданий", - говорит она Печорину.

Но она не может его ненавидеть... Однако эгоизм берет свое - все люди находящиеся вокруг Печорина отворачиваются от него. В разговоре он как-то признается своему другу Вернеру: "Думая о близкой и возможной смерти, я думаю об одном себе".

Вот она, его трагедия, трагедия его судьбы, его жизни. Надо сказать, в своих дневниках Печорин это признает, анализируя свою жизнь, он пишет: "... я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия...

". И как результат его одиночество: "... и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совер



Зачем я жил? Для какой цели я родился? Трагедия судьбы Григория Печорина Всю жизнь главного героя романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" действительно можно назвать трагедией. Почему и кто в этом виноват темы, которым посвящено это сочинение. Итак, Григорий Печорин, выслан из Петербурга за некую "историю" (очевидно за дуэль из-за женщины) на Kавказ, по дороге с ним приключается еще несколько историй, он разжалован, снова отправляется на Kавказ, затем некоторое время путешествует, и, возвращаясь из Персии домой, умирает. Вот такая судьба.

Но за все это время, он очень много пережил сам и многим повлиял на жизнь других людей. Надо сказать, влияние это было не из лучших - за свою жизнь он разрушил много человеческих судеб - княжны Мери Лиговской, Веры, Бэлы, Грушницкого...

Зачем, неужели он такой злодей? Делает ли он это специально или это у него выходит произвольно? Вообще говоря, Печорин - человек неординарный, умный, образованный, сильный волей, храбрый... Кроме того, его отличает постоянное стремление к действию, Печорин не может удержаться на одном месте, в одной обстановке, в окружении одних и тех же людей.

Не от этого ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной, пусть даже с той, в которую влюблен? Через некоторое время его одолевает скука и он начинает искать чего-то нового. Не от этого ли он ломает их судьбы? Печорин записывает в своем дневнике: "...

Тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше действует; от этого гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума... ". Печорина не прельщает такая судьба, и он действует. Действует, не считаясь с чувствами других людей, практически не обращая на них внимания.

Да, он эгоист. И в этом его трагедия.

Но один ли Печорин в этом виноват? Нет! И сам Печорин, объясняясь Мери, рассказывает: "... Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились... ". Итак, "все". Кого он имеет в виду?

Естественно, общество. Да, то самое общество, которое мешало Онегину и Ленскому, которое ненавидело Чацкого, теперь Печорина.

Так, Печорин выучился ненавидеть, лгать, стал скрытен, он "хоронил лучшие свои чувства в глубине сердца, там они и умерли". Итак, с одной стороны неординарный, умный человек, с другой стороны эгоист, разбивающий сердца и разрушающий жизни, он - "злой гений" и в то же время жертва общества. В дневнике Печорина мы читаем: "...

Первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти". Так вот что для него любовь - всего лишь удовлетворение собственного честолюбия! А как же его любовь к Вере - она такая же? Отчасти да, между Печориным и Верой стояла преграда Вера была замужем, и это привлекало Печорина, который стремился, как истинный борец, преодолевать все препятствия, неизвестно, как повел бы себя Печорин, если бы этой преграды не было... Но эта любовь, любовь к Вере, однако, больше, чем просто игра, Вера была единственной женщиной, которую Печорин любил по-настоящему, в то же время лишь Вера знала и любила Печорина не вымышленного, а Печорина настоящего реального, со всеми его достоинствами и недостатками, со всеми его пороками.

"Я бы тебя должна ненавидеть... Ты ничего не дал мне, кроме страданий", - говорит она Печорину.

Но она не может его ненавидеть... Однако эгоизм берет свое - все люди находящиеся вокруг Печорина отворачиваются от него. В разговоре он как-то признается своему другу Вернеру: "Думая о близкой и возможной смерти, я думаю об одном себе".

Вот она, его трагедия, трагедия его судьбы, его жизни. Надо сказать, в своих дневниках Печорин это признает, анализируя свою жизнь, он пишет: "... я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия...

". И как результат его одиночество: "... и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совер

Зачем я жил? Для какой цели я родился? Трагедия судьбы Григория Печорина Всю жизнь главного героя романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" действительно можно назвать трагедией. Почему и кто в этом виноват темы, которым посвящено это сочинение. Итак, Григорий Печорин, выслан из Петербурга за некую "историю" (очевидно за дуэль из-за женщины) на Kавказ, по дороге с ним приключается еще несколько историй, он разжалован, снова отправляется на Kавказ, затем некоторое время путешествует, и, возвращаясь из Персии домой, умирает. Вот такая судьба. Но за все это время, он очень много пережил сам и многим повлиял на жизнь других людей. Надо сказать, влияние это было не из лучших - за свою жизнь он разрушил много человеческих судеб - княжны Мери Лиговской, Веры, Бэлы, Грушницкого... Зачем, неужели он такой злодей? Делает ли он это специально или это у него выходит произвольно? Вообще говоря, Печорин - человек неординарный, умный, образованный, сильный волей, храбрый... Кроме того, его отличает постоянное стремление к действию, Печорин не может удержаться на одном месте, в одной обстановке, в окружении одних и тех же людей. Не от этого ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной, пусть даже с той, в которую влюблен? Через некоторое время его одолевает скука и он начинает искать чего-то нового. Не от этого ли он ломает их судьбы? Печорин записывает в своем дневнике: "... тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше действует; от этого гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума... ". Печорина не прельщает такая судьба, и он действует. Действует, не считаясь с чувствами других людей, практически не обращая на них внимания. Да, он эгоист. И в этом его трагедия. Но один ли Печорин в этом виноват? Нет! И сам Печорин, объясняясь Мери, рассказывает: "... Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились... ". Итак, "все". Кого он имеет в виду? Естественно, общество. Да, то самое общество, которое мешало Онегину и Ленскому, которое ненавидело Чацкого, теперь Печорина. Так, Печорин выучился ненавидеть, лгать, стал скрытен, он "хоронил лучшие свои чувства в глубине сердца, там они и умерли". Итак, с одной стороны неординарный, умный человек, с другой стороны эгоист, разбивающий сердца и разрушающий жизни, он - "злой гений" и в то же время жертва общества. В дневнике Печорина мы читаем: "... первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти". Так вот что для него любовь - всего лишь удовлетворение собственного честолюбия! А как же его любовь к Вере - она такая же? Отчасти да, между Печориным и Верой стояла преграда Вера была замужем, и это привлекало Печорина, который стремился, как истинный борец, преодолевать все препятствия, неизвестно, как повел бы себя Печорин, если бы этой преграды не было... Но эта любовь, любовь к Вере, однако, больше, чем просто игра, Вера была единственной женщиной, которую Печорин любил по-настоящему, в то же время лишь Вера знала и любила Печорина не вымышленного, а Печорина настоящего реального, со всеми его достоинствами и недостатками, со всеми его пороками. "Я бы тебя должна ненавидеть... Ты ничего не дал мне, кроме страданий", - говорит она Печорину. Но она не может его ненавидеть... Однако эгоизм берет свое - все люди находящиеся вокруг Печорина отворачиваются от него. В разговоре он как-то признается своему другу Вернеру: "Думая о близкой и возможной смерти, я думаю об одном себе". Вот она, его трагедия, трагедия его судьбы, его жизни. Надо сказать, в своих дневниках Печорин это признает, анализируя свою жизнь, он пишет: "... я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия... ". И как результат его одиночество: "... и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совер

В чем заключается трагизм существования Печорина? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов создал образ своего современника, человека эпохи 30-х годов, образ сложный, противоречивый, глубоко трагический.

И необычным является уже сам портрет героя. «С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех, хотя после я готов был дать ему тридцать»,- замечает рассказчик. Он описывает крепкое телосложение Печорина и при этом тут же отмечает «нервическую слабость» его тела. Странный кон­траст представляют детская улыбка героя и его холодный, тя­желый взгляд. Глаза Печорина «не смеялись, когда он смеял­ся». «Это признак - или злого нрава, или глубокой постоян­ной грусти»,- замечает рассказчик.

Печорин - герой-романтик, человек исключительных способностей, натура незаурядная, сильный, волевой харак­тер. Он превосходит окружающих своим интеллектом, разно­сторонним образованием, познаниями в области литературы и философии. Он наделен глубоким аналитическим умом, критически оценивает все социальные явления. Так, о своем поколении он замечает: «Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Не удовлетворяет его и та жизнь, которую предлагает современное общество. Мери Лиговская замечает, что лучше попасться «в лесу под нож убийцы», чем стать объек­том злых шуток Печорина. Герой скучает в обществе пустых, мелких завистников, сплетников, интриганов, лишенных по­рядочности, благородства, чести. В душе его появляется от­вращение к этим людям, он чувствует себя чужим в этом мире. Но при том точно так же Печорин далек и от мира «простых людей».

Раскрывая противоречивость внутреннего облика Печори­на, писатель показывает, что он лишен непосредственности и целостности чувств, характерных для простых людей, для «де­тей природы». Вторгшись в мир горцев, он губит Бэлу, разоря­ет гнездо «честных контрабандистов». Он обижает Максима Максимыча. При этом Печорин не лишен добрых порывов. На вечере у Лиговских ему «стало жаль Веру». В последнее свидание с Мери сострадание охватило его с такой силой, что «еще минута» - и он бы «упал к ногам ее». Рискуя жизнью, он первый бросился в хату убийцы Вулич а. Герой симпатизирует сосланным на Кавказ декабристам.

Однако добрые порывы его так и остаются порывами. «Зло­действа» же свои Григорий Александрович всегда доводит до логического завершения. Он нарушает семейный покой Веры, оскорбляет достоинство Мери. На дуэли он убивает Грушниц­кого, специально выбрав для дуэли такое место, чтобы один из них не вернулся. Печорин проявляет себя по преимуществу как злая, эгоцентрическая сила, приносящая людям лишь одни страдания и несчастья. «Рожденный для высокой цели», он растрачивает свои силы на поступки, недостойные на­стоящего человека. Вместо активной, осмысленной деятель­ности Печорин ведет борьбу с отдельными лицами, встречаю­щимися на его пути. Эта борьба в основе своей мелочна, бес­цельна. Когда герой оценивает свои поступки, то сам прихо­дит к печальному выводу; «В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действи­тельной жизни». Страстно жаждущий идеала, но не нашед­ший его, он спрашивает: «Зачем я жил? Для какой цели я ро­дился?… А, верно, она существовала и, верно, мне было на­значение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал назначенья, я увлекся приманка­ми страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благород­ных стремлений, лучший цвет жизни».

Свои взгляды герой раскрывает в своем дневнике. Счастье для него - это «насыщенная гордость». Страдания и радости других он воспринимает «только в отношении к себе» как пищу, поддерживающую его душевные силы. Жить Печорину «скуч­но и гадко». Сомнения опустошили его до того, что у него ос­талось только два убеждения: рождение - несчастье, и смерть неизбежна. Чувство любви и потребность в дружбе в представ­лении Печорина давно уже потеряли свою ценность. «Из двух друзей один всегда раб другого», - считает он. Любовь для героя - удовлетворенное честолюбие, «сладкая пища.. гордо­сти». «Возбуждать к себе чувство любви, преданности и стра­ха - не есть ли первый признак и торжество власти?» - пи­шет Печорин.

Положение и судьба героя трагические. Он ни во что не верит, не может обрести жизненной цели, единства с людьми. Эгоизм, своеволие, отсутствие творческого начала в жизни - в этом подлинная трагедия Печорина. Но моральный облик героя сформирован современным ему обществом. Как и Оне­гин, это «лишний человек», «эгоист поневоле». Именно об этом говорит роман Лермонтова. «Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля: пусть взрыхлит ее страдание и оросит благодатный дождь, - и она произрастит из себя пышные, роскошные цветы небесной любви…», - писал В.Г. Белинский. Однако само «страдание» Печорина как раз и является невозможным для него. И в этом заключается не только парадоксальность данного образа, но и его трагизм.

Раскрывая внутренний облик героя, автор использует раз­личные художественные средства. Мы видим подробный пор­трет героя, читаем его дневник. Печорин изображен на фоне других персонажей (горцев, контрабандистов, «водяного об­щества»). Речь Печорина пестрит афоризмами: «Зло порож­дает зло», «Из двух друзей один раб другого», «Женщины лю­бят только тех, которых не знают». Поэтичность героя, его любовь к природе автор подчеркивает с помощью пейзажей (описание раннего утра в Пятигорске, описание утра перед дуэлью). Раскрывая своеобразие натуры Печорина, Лермон­тов использует характерные эпитеты: «силы необъятные», «во­ображение беспокойное», сердце «ненасытное», назначение «высокое».

Создавая образ Печорина, Лермонтов писал «портрет, со­ставленный из пороков целого поколения». Это был и упрек лучшим людям своей эпохи, и одновременно призыв к актив­ной деятельности. Такова авторская позиция в романе.

Здесь искали:

  • в чем трагичность судьбы печорина
  • в чем заключается трагедия Печорина
  • в чем трагизм печорина