Для верующих и неверующих: что нужно знать о Рождестве. Что нужно знать о Рождестве

По большим праздникам, так называемым двунадесятым, каждый православный христианин старается побывать в храме и принять участие в торжественном богослужении. Долгие ли службы в православных храмах? В праздничные дни даже самые маленькие храмы и часовни открывают свои двери для верующих. Службы, с небольшими перерывами, идут одна за другой. Начинаются они подчас совсем рано, ещё до семи утра, а заканчиваются заполночь. Людей полным-полно. Непривычному человеку провести в церкви целый день очень тяжело. Даже воцерковленные, и те не всегда отстаивают все службы. А ведь византийская традиция предполагала круглосуточное служение Богу, без перерывов. Долгое время на Руси сохранялись чины литургий, длившиеся по 8-10 часов. Постепенно чтения молитв, канонов и Священного Писания значительно сократились, теперь даже самая длинная служба не длится дольше трёх-пяти часов. После неё делается перерыв, за которым следует очередная, положенная по правилу.

Как всё успеть?

Многие крещёные люди в суете повседневных дел редко посещают церковь, однако они всегда стремятся попасть в неё хотя бы в основные и самые важные дни - на Рождество, Пасху, Троицу, Благовещение, Успение, Крещение, Воздвижение, Сретение. Если со всеми остальными праздниками ясно, на какой день планировать поход в церковь, то накануне Рождества Христова у тех, кто редко посещает храмы, возникает вопрос: когда ходят в церковь на Рождество? 6 января - праздник не переходящий. По светскому календарю это обычный рабочий день. Как его планировать? Для многих каждый год - это решение непростого ребуса. Есть нельзя до первой звезды, то есть часов до шести вечера. В этот день нужно успеть приготовить 12 ритуальных блюд, отработать на основном рабочем месте и посетить храм. В церковь неприлично забежать на минутку. Если пришёл, значит, должен отстоять всю службу. Господь обычно поддерживает и даёт в этот день сил больше, чем обычно. Главное - не запаниковать раньше времени. Если день рабочий, то можно поступить так. В один из длинных новогодних выходных, в период предпразднования Рождества, нужно посетить церковь, спокойно исповедаться, причаститься Святых Даров и испросить у батюшки благословения на посещение самых главных рождественских богослужений. В Рождественский Сочельник все ждут восхода звезды, ничего не едят, готовят 12 ритуальных кушаний, читают или слушают молитвы. Праздник Рождества, выходной день, по календарю приходится на 7 января, а звезду, возвещающую приход в мир Спасителя, все ищут на небе вечером 6-го. В этом есть какой-то странный парадокс и некоторое неудобство.Как быть, если хочется привести на праздничную службу ребёнка? Когда ходят в церковь (на Рождество или какой-либо другой светлый праздник), то замечают, что все службы, хоть и долгие, но очень красивые и торжественные. Людей в храмах много, бывает душно, а ведь пойти хочется всей семьёй, с детьми. Если взрослый человек может сделать над собой усилие и принести Господу хотя бы такую жертву, то детям это не по силам. Да и нужно ли, чтобы у них от соблюдения православных традиций остались неприятные ощущения? Хорошие родители хотят, чтобы христианские праздники и посещение храмов для их детей стали самыми приятными днями. А если малышам приходится часами простаивать на ногах в толчее и густом скоплении народа? Во время службы не принято ходить, разговаривать и заниматься посторонними делами. Нужно стоять, опустив голову и слушать церковные тексты. Кроме того, к посещению храма следует особым образом готовиться. Очень важно все правильно планировать и приучать детей к посещению церкви в большой праздник. Если вы видите, что ребёнок не выдерживает, тихонько выйдите с ним на улицу. Пусть не воспринимает посещение храма как неприятную обязанность. Он не настолько грешен, чтобы приносить такую тяжёлую жертву, которая и взрослым-то не всем по силам. Главное, чтобы дети понимали, с какой целью и к Кому они приходят, когда идут в храм.

Посещение храмов невоцерковленными христианами Невоцерковленные люди, когда ходят в церковь на Рождество, относятся к этому событию особенно трепетно. Многие даже отказывают себе в участии в христианском празднике, если накануне осквернили себя скоромной пищей или состояние здоровья предписывает запрет на посещение Обители Святого Духа. Многих останавливает страх осуждения за то, что они не знают текста молитв или не умеют правильно себя вести в церкви. Это ведь целая наука. А в большой праздник храмы заполняются самыми разными людьми, и можно не опасаться, что самые ревностные и фанатичные верующие их прогонят или осудят. Ни для кого ведь не секрет, что в обычные дни, когда в церкви мало людей, такое бывает.Как узнать расписание богослуженийЕсли невоцерковленный человек спросит в храме: «Когда ходят в церковь на Рождество - 6 или 7 января?», - ему могут и не дать определённого ответа. Ведь те, кто служит в храме, в этот день присутствуют на всех службах. У них в это время других забот особенно много. Ведь надо и за свечным ящиком расторопно поворачиваться, и чистоту в Доме Божием поддерживать, да и других, чаще всего добровольных, обязанностей полно. Те люди, которые трудятся в храме, за свою работу зарплату не получают. Соответственно, требовать от них прихожане ничего не могут. Так что, если вам попадётся толковый и свободный человек, трудящийся в храме и таким способом приносящий свою жертву Богу, считайте, что вам повезло. Если прийти в Храм накануне и поинтересоваться заранее о порядке богослужений, спросить, когда ходят в церковь на Рождество с 6 на 7, то вам, опять-таки, могут не ответить, ведь обычно расписание появляется не более чем за несколько дней до праздника, а начинаются службы во всех храмах не одновременно.В постсоветские времена действующих церквей было мало, и трудностей с тем, чтобы поучаствовать в праздничных службах было значительно больше, чем теперь, когда храмов, больших и малых, а также часовень стало так много, что не нужно ехать через весь город, чтобы отстоять праздничную обедню.Что влияет на продолжительность службы?От чего зависит начало торжественной службы? Например, от такого фактора, как таинство исповеди. Перед праздничными службами, дабы прихожане приступили к ним очищенными, священники проводят исповедь. Сколько людей будет в ней участвовать, и как долго будут каяться, предсказать невозможно. На продолжительность и время начала очередной службы влияет и количество причастников. Обычно, когда на Рождество ходят в церковь, стараются в этот день и исповедаться, и причаститься. Чтобы праздник принёс радость от приобщения к великому таинству, мир душе и благополучие семье, нужно готовиться к нему заранее.Чтобы понять, когда на Рождество ходят в церковь, нужно узнать, какие службы в это время проводятся. Причём узнать это раз и навсегда невозможно, потому что праздник этот переходящий, и случиться он может в любой из дней недели.Цвета Рождественских одеянийВ годовом круге самых главных христианских праздников существует определённая система и иерархия. Все они делятся на Господние, то есть более всего относящиеся к Иисусу Христу, и Богородичные, посвященные его Пречистой Матери. Господние являются наиглавнейшими.Одеяния священников, сшитые из жёлтой парчи, украшенные золотой вышивкой и тесьмой, вызывают ассоциацию с властью и могуществом и символизируют Бога. Православные, когда ходят в церковь на Рождество с 6 на 7 января, отмечают, что праздничное облачение священников окрашено в цвета Девы Марии, символизирующие чистоту и непорочность - белый и голубой. Хотя этот праздник Господний. Он является вторым по значимости. Первый - Пасха. Воскресенье Христово - главный праздник, а Рождество - самый большой по количеству дней, в течение которых проходят праздничные службы. Самый длинный праздникК великим праздникам церковь и весь православный народ готовятся задолго, принося жертву постами, очищая душу покаянием и молитвами. Радостное событие также не заканчивается в один день. После самых значительных дат отменяются посты, обязательные по средам и пятницам, разрешаются увеселительные мероприятия. Не случайно на это время всегда планируются свадьбы.По количеству дней, когда чествуют великое событие, двунадесятые праздники также различаются. Рождество Иисуса Христа - самый длинный из всех. Каждое празднование делится на три этапа - предпраздненство, попраздненство и отдание. Всё вместе продолжается в течение почти двух недель.Предпразднование Рождества длится пять дней. В церковь на Рождество ходят и в преддверии Великого события, и 6 числа, и 7-го, и всю следующую неделю. Попраздненство длится от одного дня до восьми, в зависимости от близости к постам или следующему празднику, и заканчивается отданием.Это самая торжественная служба. На ней вспоминаются все самые значительные обстоятельства отмечаемого события. Когда лучше ходить в храм - до или после восхода Вифлеемской звезды? Ходят ли в церковь на Рождество после появления на небе звезды, возвестившей рождение Младенца Христа? Этот вопрос не имеет смысла. Конечно же ходят. Посещение храмов в дни Рождества - это как посещение близкой родственницы в роддоме, благополучно произведшей или собирающейся произвести на свет ребёнка. Если позволительно провести такую параллель.Приход каждого из нас в храм - выражение благодарность Создателю за то, что в этот день Он подарил всем нам, всему человечеству, во спасение нас от смерти в геенне огненной Своего Единородного Сына. А на вопрос о том, ходят ли в церковь на Рождество до звезды, и если ходят, то в чём смысл посещения храма до рождения Богомладенца, можно ответить следующее.Готовясь к любому празднику, мы выбираем себе нарядную одежду, делаем красивую причёску и т. д. Ожидая прихода на землю непорочного дитя (будущей жертвы за наши грехи), мы стараемся максимально очиститься от своих прегрешений, надеясь, что чем менее порочными мы будем, чем чище душой, тем меньше страданий испытает Спаситель в Своём земном воплощении.Таким образом, вопрос "когда ходят в церковь на Рождество: 6 или 7-го" не может считаться существенным. Господь сильнее, добрее и умнее, чем мы думаемБезусловно, этот день окутан множеством тайн, суеверий и примет. В этом проявляется наша духовная незрелость. Господь видит душу каждого из нас в отдельности. И Он видит, пришли ли мы в храм для встречи и общения с Ним, или потому, что кто-то сказал, будто бы в этот день все желания посетивших церковь непременно исполняются. А может быть, это и в самом деле правда? Ведь милосердие Божие так велико!Когда ходят в церковь на Рождество 6 января утром, то ничего не едят и не пьют до исповеди. Получив отпущение грехов и благословение ко Причастию, прихожане участвуют в великой вечерне и литургии святого Василия Великого. До причащения ничего в рот нельзя брать, даже воду. Если не причащаться в этот день, то до восхода первой звезды на небе разрешается пить только воду.

Напоследок заметим, что многие предписания оглашаются священником, окормляющим храм, по окончании проповеди. Нужно только внимательно слушать.

Ежегодно мы, как и все россияне, празднуем Рождество. В отличие от католического, православное рождество это не семейный праздник, а больше церковный. Но, несмотря на это, в православное рождество умудрились вплестись традиции древнерусского праздника – Коляды. И именно традиции Коляды делают наше Рождество особенным и непохожим на остальные праздники.

Сочельник

К Рождеству начинают готовиться заранее – в Сочельник. Это канун праздника. Последний день православного поста. Пост довольно жесткий. Например, в Сочельник принято отказываться от пищи до появления первой звезды, которая возвестит о рождении Христа. Когда Вифлеемская звезда появится, накрывают ужин.

Начинают его всегда с обрядовой каши – кутьи, которая состоит из обдирного ячменя, пшеницы, риса или другой крупы, изюма, орехов и мака. Все это приправляют сочивом – маковым, конопляным, миндальным или другим семянным маслом.


Фото: Фото: newstracker.ru

Колядки

Сразу после застолья начинаются колядки. Молодежь встает из-за стола и идет колядовать. Одевают страшные самодельные маски, которые, кстати, называются рожами и харями, нацепляют бороды из соломы и льна, наряжаются в вывернутые наизнанку шубы.

Этот обычай имеет очень даже языческое значение. Так молодые люди пугают нечисть, которая гуляет в канун рождества. Ведь мы помним, что православное Рождество смешано с праздником Колядки.

А потом сажают на сани мальчика, переодетого в горбатого старичка с длинной бородой, и несут его по улице. К группе присоединяются другие парни и девушки, которые выходит на звуки песен. Сама ватага парней и девиц также переодета. Кто в коня, кто в корову. А в козла переодевается сам Коляда. Это обязательный персонаж колядок. Шумной толпой молодые люди врываются в дома, поют, пляшут, предлагают погадать.

Православие определило эту традицию Колядок, как изгнание демонов – с Рождества до Крещения - время, когда выходят темные силы. А тот, кто одевает маску, изгоняет их.



День Рождества

А потом наутро начинается подготовка к самому Рождеству. В этот день, который, кстати, и называется день Рождества, пекут калачи, перепечи, маленькие ржаные колобки, фигурки из теста, изображающие коров, быков, овец и других животных. Ну и, конечно, главное угощение праздничного стола - рождественский гусь с яблоками или поросенок.



Святки

После Рождества начинались святки. Это 12 святых дней, дни, когда жизнь возрождается, делает своеобразный поворот к лету. Каждый день ознаменовал будущий в году месяц. Считалось, что как встретишь святки, так и проведешь год. Надо было стараться сделать так, чтобы каждый день был наполнен счастьем, весельем, согласием с близкими. Поэтому люди ходили друг к другу в гости, дарили подарки.

Ну а заканчивались Святки Крещением, купанием в проруби, когда вся скверна смывалась чистой ледяной водой. Но это уже совсем другая история.

Все еще длится пост, все еще нельзя ни мяса, ни молока, ни яиц. Зато уже завтра, 6 января, самые простые люди, как и ревностно верующие, собираются всей семьей, чтобы поставить на стол традиционные славянские блюда: кутью, сочиво, постную рыбу, узвар из целых ягод. В этот день постящие христиане не едят целый день, садясь за стол только с появлением на небе первой звезды.

Сочельник

Само название происходит, как полагают, от слова "сочиво" (то же, что "коливо" - вареные зерна риса или пшеницы). Вкушать "сочиво", или "коливо", положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней. Таким образом, часть Сочельника проходит в полном неядении. Традиция не вкушать пищи до первой вечерней звезды связана с воспоминанием явлении звезды на Востоке (Мф.2:2), возвестившей о рождении Христа. Однако уставом эта традиция не предписана.

В ночь с 6 на 7 января идут на праздничную службу. И уже после нее начинается разговение - можно кушать все. Пост закончился.

Но рождественский ужин устраивают, как правило, 7 января вечером. На стол можно подавать колбасы, ветчину, фаршированную утку. А вот алкоголь, как правило, в православной традиции не присутствует. Но выпить бокал хорошего красного вина не возбраняется.

А потом начинаются святки - нужно ходить в гости к друзьям, родственникам и знакомым, дарить подарки.

Что можно:

Необходимо поставить возле икон немного праздничной кутьи, это угощение для ваших умерших предков, которые, по поверьям, непременно заглянут на праздничный ужин.

Также нужно сходить в церковь, и пожертвовать некоторую сумму денег для нее, это поможет и вам в будущем году приумножить свои богатства. Не обходите стороной и просящих милостыню.

И наконец, если к вам пришел нежданный гость, то непременно усадите его за стол и угостите, как следует. Это прекрасная примета, сообщающая о том, что в будущем году возле вас будет много добрых и преданных друзей.

Что нельзя:

Обычно в зимние праздники, незамужние девицы гадают, пытаясь узнать свое будущее или имя жениха. Но именно в Рождество этим заниматься строго воспрещается, дабы не навлечь на себя и своих близких беду. Этот праздник имеет глубоко религиозные корни и поэтому все, что связано с мистикой и греховностью попадает под строжайший запрет.

В Святое Рождество, впрочем, как и в любой другой большой церковный праздник, нельзя заниматься домашними делами, уборкой, шитьем, мытьем полов и вязанием. Принимать душ или ванну в Сочельник тоже нельзя.

Довольно странным и необъяснимым постулатом в этот день является запрет на употребление воды. Утолять свою жажду можно лишь чаем, морсом, соками. Заядлым рыбакам и охотникам в Рождество так же необходимо отказаться от своих увлечений. Обижать, и тем более убивать, братьев наших меньших, категорически запрещено. Ну, и наконец, следите за своим настроением и отношением к окружающим. Не стоит вступать в конфликты, ругаться матом, лгать и проявлять нетерпимость к недостаткам близких.

Веселого Рождества вам и вашим близким!

Р ождество, пожалуй, можно смело называть самым распространённым культурным праздником в мире. Вариантов празднования столько, сколько в мире языков и народов. Один из старейших праздников ждут во всем мире с нетерпением, готовясь загодя.

Позвольте рассказать вам о некоторых рождественских традициях, о которых, возможно, вы знаете не всё.

1. Рождественские ёлки. Традиция устанавливать в доме вечнозеленое дерево берет свое начало в Германии 16-го века. Ранние рождественские деревья называли «райскими», потому что их применяли во время спектаклей в сцене пира Адама и Евы. Эдвин и Дженифер Вудраф рассказывают, что зачастую на деревья вешали круглые вафли как символ евхаристии. Отсюда и «печенные» орнаменты украшений, которые сегодня развешивают на ёлки в Германии.

2. Рождественские огни. Легенда о том, то немецкий реформатор Мартин Лютер не только первым внес рождественскую елку в дом, но и украсил ее огнями – выдумка и в первой, и, скорее всего, во второй ее части. Легенда, тем не менее, звучит так: Лютер шёл домой темным зимним вечером и восхитился картиной мохнатой елки и сияющими вокруг звездами чистого неба. Своей семье он объяснить увиденное словами не смог, поэтому просто принес ёлку домой и украсил её свечками, изображавшими звезды. И это стало прототипом современных огоньков на ёлке. Правда, никаких исторических доказательств у этого рассказа нет.

3. Карамельная трость. Народная молва указывает на то, что карамельные трости появились в Германии в 1670 году. Хормейстер кёльнского собора раздавал конфеты детям во время богослужения, чтобы те сидели молча. Он и попросил кондитера добавить к конфетам крюк, чтобы напомнить детям о пастухах, пришедших навестить новорожденного Иисуса. Есть и другая версия о кондитере-христианине из американского штата Индиана, сделавшего карамельную трость, чтобы в одной конфете объединить несколько символов рождения, служения и смерти Иисуса Христа. Правда, вторая история – всего лишь еще одна городская легенда.

4. Рождественские открытки. Первые рождественские открытки на продажу впервые появились в 1843 году, когда сэр Генри Коул, будучи слишком занятым, чтобы писать письма, попросил друга-художника нарисовать карточку с картинкой и надписью, которую можно было отправить по почте вместо письма. Художник Коллкотт Хорсли напечатал 1000 открыток и продал их в Лондоне по шиллингу за штуку. До 1875 года американцы импортировали открытки из Англии, пока немецкий иммигрант Луи Пранг не напечатал первую заокеанскую карточку, став «отцом американской рождественской открытки».

5. Рождественские чулки. В знаменитой поэме «Визит Святого Николая» (1823), которая начинается словами «Была ночь накануне Рождества», упоминаются чулки, а вот про елку – ни слова! И это все логично, потому что весь 19 век чулки были большим символом Рождества, чем ёлка. В одной из статей Нью-Йорк Таймз за 1883 говорилось, что «чулки так долго были частью Рождества, что без них Рождество уже кажется ненастоящим». В той же статье упоминается и ёлка: «Немецкое рождественское дерево, не укоренённый труп – о нём и думать смысла нет». Никто уже точно не знает, с чего началась традиция вешать чулки на камине. Есть популярная легенда, что Санта Клаус услышал об обедневшей семье, слишком гордой, чтобы просить милостыню. Отец семейства, недавно овдовевший, не смог собрать приданое для своих трех дочерей, поэтому Санта бросил через дымоход три золотые монетки, которые оказались в сушащихся на камине чулках девушек. В другой версии легенды Санта прислал три золотых шара, и отсюда происходит традиция подавать к рождественскому столу апельсины или мандарины.

6. Эгг-ног. Эгг-ног – этот коктейль из молока, сливок, сахара, взбитых сливок и какого-нибудь алкогольного компонента (бренди, коньяк, ром, шерри или виски), а также каких-нибудь специй (корицы или мускатного ореха). Историки гастрономии считают, что этот напиток берет начало от британского «свертыша» – горячего, молочного и похожего на пиво напитка. Поскольку в американских колониях молока и яиц было предостаточно, эгг-ног стал популярным праздничным напитком.

7. Рождественские гимны. С 14 века гимны считались разновидностью популярных религиозных песен. Рождественские гимны стали популярны после Реформации, но широкое распространение они получили в 19 веке, когда стали издаваться музыкальные нотные сборники рождественских песен. Например, в 1833 году английский адвокат Уильям Сандис опубликовал сборник «Рождественские гимны: современные и древние», в котором были и «Вести ангельской внемли», и многие другие исполняемые сегодня песни. Также во время викторианской Англии началась традиция ходить от дома к дому и петь рождественские гимны, ставшая аналогом «колядования».

Подписывайтесь:

8. Календарь Адвента. В средние века Адвент был напрямую связан с первым пришествием Христа на Рождество. Сегодня Адвент длится 4 недели перед Рождеством, хотя большинство календарей берут начало с 1 декабря и отсчитывают 24 дня до наступления праздника. Традиция календарей Адвента началась в середине 19 века, когда немецкие протестанты начали делать отметки мелом на дверях или зажигать свечи, чтобы отсчитывать дни до Рождества. Первый напечатанный календарь Адвента был создан в начале 1900-х годов немцем по имени Геральд Ланг. Когда Ланг был маленьким, его мама пришивала 24 печенья к крышке коробки и давала ему по одному печенью в день во время Адвента. Именно это и стало прообразом созданного в 1908 году календаря, изданного Лангом.

9. Рождественские подарки. До 19 века Рождество было, скорее, общественным праздником, который проходил на Рождественских базарах в центре городов. В 19 веке праздник потихоньку стал перемещаться с базарных площадей в дома, превращаясь в семейный. С развитием капитализма в 19 веке, стала развиваться и реклама, и ювелиры смекнули, что в рождественский период можно значительно увеличить продажи, призывая покупателей раскошеливаться, чтобы сделать предложение, проявить знаки внимания к любимым. Кроме этого, конец декабря – это конец года и время подведения итогов. Продавцы Библий также рекламировали Рождество, и именно в это время молодые члены семьи стали получать персональные Библии с напутственными словами от взрослых. Потихоньку в 19 веке подарки вошли в список рождественских традиций, положив начало коммерциализации праздника. Впрочем, так или иначе ежегодно весь мир, осознанно или нет, вспоминает самое главное событие в человеческой истории – приход Спасителя в этот мир.

21 сентября - празднование Дня Рождества Пресвятой Богородицы. Пятьдесят лет святые праведные Иоаким и Анна вымаливали дитя. И им была дана девочка - изменившая весь ход жизни на земле.

Чудо рождения

Во времена Иоакима и Анны, родителей пресвятой Богородицы, бездетность считалось позором и была поводом для насмешек и унижений.
До глубокой старости Иоаким и Анна жили в Назарете, не имея детей. Святой праведный Иоаким был потомком царя Давида, которому Бог обещал, что от семени его потомков родится Спаситель мира. Праведная Анна была дочерью Матфана и по отцу была из колена Левина, а по матери - из колена Иудина.
Богородица родилась по их горячим молитвам после того, как иерусалимский священник Рувим в большой праздник отверг дары, принесенные в храм Иоакимом. Священник посчитал, что бездетный муж не может приносить жертву Богу.
По иудейскому обычаю, в 15-й день по рождении ребенку дано было имя, указанное Ангелом Божиим, Мария, что значит «госпожа», «надежда». Мария, став Матерью воплотившегося Творца, явилась Госпожою и Надеждою для всего творения.

Преодоление разделения

С того момента, как родилась Матерь Божья, началось преодоление разделения, которое существовало между Богом и человеком с момента грехопадения. Ведь еще до ее зачатия, во время молитвы Иоакима в пустыне и Анны в их доме, когда им обоим явился ангел с благой вестью, он сказал: «Господь внял молитве твоей, ты зачнёшь и родишь, и о потомстве твоём будут говорить во всём мире». А значит, наступило время преодоления мучительного разделения, наступило время быть зачатой и родиться Той, через кого сможет родиться в мир Сын Божий, чтобы искупить своей смертью все грехи человечества. Поэтому рождество Богородицы - это очень человеческий праздник, ведь она - человек, один из нас, бывший так чист и светел, что через него смог родиться в мир Христос.
Вот что говорит в одной из своих проповедей митрополит Антоний Сурожский в этот праздник: «Это радость не только о любви Божией к нам, но и о том, что земля - наша родная, обычная земля - может так ответить на любовь Господню «. А в рождественском тропаре поется: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей Вселенной».

Смена печали на радость

Святитель Григорий Палама, рассуждая о том, почему у Иоакима и Анны не было детей до Богородицы, говорит, что зачатие Девы Марии сменило две печали - малую и большую - на две радости. Оно произошло, с одной стороны, чтобы разрешить печаль и поношения родителей, а с другой - чтобы предуготовить разрешение печали и проклятия, постигших Праотцев человеческого рода.
«Как же и естество осмелилось бы сделать общим (и для иных детей) то чрево, в котором пробыла и из которого произошла Единая имевшая Святая святых Своим домом и Единая ставшая Обителью Создавшего естество?.. Но как прежде Нее и после Нее никто не обитал во Святая святых, так подобно сему и в оных материнских ложеснах ни прежде ни позднее не был чревоносим иной плод».
В беседе на Рождество Богородицы святитель восклицает: «О, сердца эти, настолько непорочные, чтобы вознести такую молитву, предварившую таковое и таковое достигшую!»

Всепрощение

Верующие обращаются к Богородице с самыми разными молитвами, во многих из которых просят ее передать их молитву Ее Сыну. Богоматерь в христианстве - воплощение милости, сочувствия к людям. Недаром и в апокрифических сказаниях Она изображается как Та, что всегда вступается за грешников, имеющих хоть один повод ко спасению, хоть одно проявление добродетели. Дева Мария воспринимается в первую очередь как Мать, делающая все, чтобы помочь человеку, обращающемуся к Ней в молитве.
Однако намного реже мы задумываемся о глубине Ее прощения, Ее смирения, Ее подвига. Ведь Ее любовь - абсолютное, безграничное самопожертвование. Люди предали смерти ее безгрешного Сына - а Она не отвернулась от них и еще больше за них молится.
Из всего рода человеческого Матерь Божия первая достигла той цели, которая стоит пред всеми людьми - полного преображения всего человеческого естества.

Лествица

Богородицу часто называют Лествицей. На некоторых иконах она держит символическую лестницу в руках, на других полосы на ее одежде расположены так, что внимательному зрителю (а точнее, соучастнику происходящего на иконе) являют лестницу. Лестница - один из символов духовного восхождения.
Мы знаем, что Ветхий завет как бы исполняется, воплощается в Новом - и это же происходит с пророчествами о Богородице. Так, ее прообразом считают Лестницу Иакова, соединившую землю и Небо. Действительно, и Богородица соединила Небо и землю, став как бы лестницей, по которой спустился к людям Сын Божий и по которой (то есть следуя примеру жизни которой) может подняться к Нему человеческая душа.

Скромность описаний

Жизнь Богородицы мало описана в Новом Завете, о Ее земном пути можно найти лишь скудные сведения. Ее чудесное рождество почти не описывается, не рассказывается подробно и о Ее родителях. Суть Богородицы ясна из событий Ее жизни: согласия родить Христа, зная, что Сыну Ее предстоит быть распятому, и следования за Ним.
О Рождестве пресвятой Богородицы написано в апокрифическом протоевангелии Иакова II века. Именно в нем Дева Мария прославляется как новая Ева. До создания этого текста Богородица не занимала настолько почетного места у христиан.
Вот как описана в этом произведении встреча супругов после их отдельных молитв:
«И вот Иоаким подошёл со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрёл покой в своём доме».

Место Рождества

На Святой земле, неподалеку друг от друга, стоят два храма, католический и православный, посвященные святой Анне, матери Богородицы. Обе конфессии согласны в том, что Дева Мария родилась в доме Иоакима и Анны в северо-восточной части Иерусалима. О точном месте нахождения этого дома неизвестно, и храмы стоят на расстоянии примерно 70-ти метров друг от друга. В этих храмах (монастыре святой Анны и базилике святой Анны) находятся древние подземные помещения, пещеры, бывшие, по преданию, частью дома Иоакима и Анны.
Находится это место в Мусульманском квартале Старого города Иерусалима, около Львиных ворот.