Социальный проект «Создание школьного музея». Работу

Рано или поздно такой вопрос встает в каждой школе, в которой директор и учительский коллектив стремятся подходить к работе не формально, а с любовью к своим ученикам. Конечно, можно сделать музей. .для галочки. в плане мероприятий для отчетности, а можно вложить в него душу и сделать. для всех учеников и родителей одним из любимых мест посещений.

Итак, не спешите приобретать оборудование для музеев , пока не определитесь с тематикой школьного музея. Хотя на первый взгляд. это очень просто, на второй. можно использовать столько вариантов и возможностей, что вы просто растеряетесь с выбором.

Ну, во-первых, традиционно. можно сделать музей истории школы. Такой вариант подойдет для школы, у которой эта самая история уже, конечно, имеется. То есть школе уже минимум лет 20. Для сбора исторического материала можно привлечь учителей истории и самих детей. Это и оценки, и заинтересованность. тем более сейчас есть интернет и найти бывших учащихся не так сложно. Это уже большое отдельное направление. Его можно дополнить или расширить этносом. То есть историей региона, в котором находится школа. В этом случае музейное оборудование может понадобиться для каких-то уникальных изделий, к примеру, народного промысла или же для выставки изделий, изготовленных учениками, скажем, на уроках творчества.

Другой вариант. это выделение помещения под временные тематические экспозиции с последующим отбором лучших экспонатов в постоянно действующий будущий музей. Это вообще очень интересное направление, поскольку дети будут сами творить историю своей школы. А темы для экспозиций. они бесконечны. Можно взять просто каждый предмет и выйти за его рамки, добавив ноту творчества. К примеру, в течение пары месяцев собирать материалы для экспозиции по истории. Это могут быть картины, фотографии, поделки. И каждый будет рассказывать о своем экспонате сам. к примеру, на открытии экспозиции: это уже будет целый праздник истории. Постепенно музейные витрины будут наполняться самыми интересными экземплярами и сохранять историю школьных событий для будущих поколений.

История. это только один предмет. А ведь есть биология, физика, химия, даже физкультура. по любому из предметов можно придумать тему и подготовить увлекательнейшую экспозицию, в которой будут принимать участие работы всех желающих учеников. Главное. начать и подойти к этому с ответственностью и любовью. И тогда ваш школьный музей может даже стать центром детского творчества.

«

тянущееся через века»

И.М. Сеченов

Можно бесконечно говорить о духовно – нравственном воспитании, о патриотизме, пробуждая их в душах наших сограждан, но если слова не подкрепляются конкретными делами, то все это будет выглядеть не более, чем сотрясением воздуха.

Для того чтобы сделать жизнь каждого из нас и всей страны лучше,

нужно начать с самого себя: перестать быть равнодушным к тому, что происходит вокруг нас; изменить свое отношение к окружающему миру…

Скачать:


Предварительный просмотр:

« В жизни человечества существует преемство мысли,

тянущееся через века»

И.М. Сеченов

Обоснование необходимости проекта.

Можно бесконечно говорить о духовно – нравственном воспитании, о патриотизме, пробуждая их в душах наших сограждан, но если слова не подкрепляются конкретными делами, то все это будет выглядеть не более, чем сотрясением воздуха.

В настоящий момент ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства. На наш взгляд, это актуальная проблема сегодняшнего общества: возрождение и развитие духовно-нравственных ценностей, необходимость формирования высоких морально-этических принципов у подрастающего поколения.

Школьный музей истории школы рассчитан на детей. Дети - будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов Отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень.

2016 год в Якутии объявлен Годом дополнительного образования , изучив историю школы, готовясь к открытию года, нами было проведена анкета, результаты мониторинга показали о необходимости развития дополнительного образования. Было собрано много материала по истории создания школы, интересные сведения о выпускниках школы. Все это и послужило толчком к идее создания музея истории школы, а накопленные материалы потребовали размещения.

Название проекта: «Школьный музей»

Тематика школьного музея: « История образовательного учреждения».

Руководитель проекта : Гришина Е.А., Макарова Е.А.,Федо Т.А.,Забелина Е.Г.

Участники проекта: учащиеся 8-11 классов

Описание проблемы.

Во-первых, в результате политических и социальных преобразований, произошедших за последние десятилетия в нашей стране, изменились ориентиры патриотизма, поэтому одним из ключевых механизмов воспитательной работы в современной школе является проблема патриотического воспитания. Патриотическое воспитание должно стать одним из главных, ведущих звеньев в работе с детьми и молодёжью. Сегодня утеряны многие духовные традиции, и если не обращаться к прошлому страны, её истории, истокам, праздникам, обрядам, обычаям, то связь времён может прерваться. Ознакомление подрастающего поколения с исторической и современной информацией о людях, которые высокими достижениями в спорте, науке, культуре, трудовыми и боевыми подвигами прославили имя родной страны и школы, будет содействовать формированию и развитию у молодёжи чувства гордости за соотечественников и государство в целом.

Цель проекта:

Создание школьного музея, посвященного нашей школе. Учащиеся научатся формировать фонды и экспозиции музея, презентовать результаты собственной исследовательской деятельности.

Задачи проекта:

В соответствии с данной установленной целью, мы сформулировали конкретные задачи , раскрывающие содержание работы по решению проблемы:

  1. Сохранение исторической памяти школы
  2. Организация поисково-исследовательской работы
  3. Определение направления музея
  4. Грамотное оформление экспозиции

5. Пополнение и обновление экспозиций музея

6. Развитие у учащихся интереса к истории школы

7. Развитие школьного самоуправления в процессе работы проекта

8. Установление контакта с архивами, музеями, привлечение к проекту учеников, родителей учащихся, общественности

9. Включение в учебно-воспитательный план школы мероприятий, которые будут проводиться в музее.

Ожидаемые результаты :

Реализация проекта позволит создать школьный музей и начать планомерную работу по воспитанию учащихся школы:

  1. Повышение интереса учащихся к изучению истории своего учреждения, района, города, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране, через систему творческого участия в деятельности музея.
  2. Организация взаимодействия ОУ с музеями в целях создания единого воспитательного и образовательного пространства.
  3. Освоение учащимися приемов музейной, проектной и ИКТ деятельности.
  4. Расширение информационного пространства деятельности школьного музея путем сотрудничества с образовательными учреждениями, отделом образования и культуры.
  5. Создание электронной базы о наиболее ценных экспонатах школьного музея.
  6. Презентация итоговых материалов проекта в интернете и СМИ.

КРИИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЕКТА

  1. Рост интереса учащихся к изучению истории своего учреждения, района, города, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране.
  2. Рост количества учителей, использующих возможности музея для проведения уроков по программе школьных предметов, классных часов, других мероприятий воспитательного характера.
  3. Достижение учащимися своего личностного успеха в музейном деле.

Сроки реализации проекта: 3 года

Реализация проекта:

Для реализации проекта планируется создание проекта оформления школьного музея, поиск и сбор средств на создание музея, формирование актива для организации постоянной работы школьного музея, развёртывание планомерной работы по обучению и воспитанию обучающихся на основе работы по формированию экспозиций и сбору материалов основного фонда.

В школе начата работа по вовлечёнию возможностей школьного музея в учебно-воспитательную работу.

Составление предложений по проекту.

Поиск деловых партнеров.

Проведение плановых мероприятий.

Корректировка хода реализации проекта.

Изучая общественное мнение, мы разработали анкету и провели анкетирование среди старшеклассников, учителей, родителей. Большинство опрошенных поддержали инициативу создания школьного музея. считают, что создание музея истории школы необходимо и своевременно.

Предложения по реализации проекта обсуждались на совместном заседании Совета старшеклассников. Были внесены следующие предложения:

  • Обратиться к директору школы по поводу создания школьного музея и выделения помещения под музей.
  • Обратиться за помощью в местный музей.
  • Оформление интерьера музея.
  • Создание экспозиций, разделов музея.
  • Создать совет музея и спланировать работу по оформлению стендов, витрин.
  • Продолжить работу по сбору материалов, изучения и хранения музейных предметов.
  1. Наши деловые партнеры : администрация школы, районный музей, , отдел образования и культуры.

Свой проект мы обсудили с директором школы Соколовской Людмилой Яковлевной, которая нас поддержала и пообещала свою помощь в реализации проекта.

Проект поддержали работники районного музея. Они дали нам советы по организации музея.

Рабочий план реализации проекта

об истории школы

Начать сбор информации по темам:

История школы,

Они руководили школой,

Ветераны труда,

Ими гордится школа,

История детских школьных организаций (о пионерской и комсомольской организациях)

Выпускники школы,

Результат проекта должен быть положительным для всех.

Школьный музей вносит достойную лепту в духовно-нравственном воспитании. Каждый может стать хранителем культурного наследия.

Ребенок, подросток, который будет знать историю школы, города, быт свои предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену.

Библиографический список

  1. Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. \Труды Государственного исторического музея. Вып.52; под общ. ред. А.Б.Закс и Л.Е.Янбых.-М.: 1980.
  2. Богуславский С.Р. Школьный музей-клуб: Книга для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1989.
  3. Борисов Н.С., Дранишников В.В., Иванов П.В., Кацюба Д.В. Методика историко-краеведческой работы в школе /Под ред. Н. С. Борисова. – М., 1982.
  4. Зенов А.З. Формы и методы работы краеведческого музея //Педагогический информационно-справочный вестник Оренбуржья. – Оренбург, 1995. – № 25.
  5. Крылова Н.Б. Культура как условие саморазвития личности // Новые ценности образования. – М., 1995.
  6. Новоселова А.С. Зобачева Р.Д. Музейная педагогика как средство саморазвития личности.– Пермь, 2000.
  7. Новые методы и технологии в школьном дополнительном дополнительном образовании. -М.,1998.
  8. Решетников Н.И. Школьный музей и краеведческая работа //Вестник детско-юношеского туризма в России, 1993. – № 5-6.
  9. Столяров Б.А. Музейная педагогика: история, теория, практика. – М., 2003.
  10. Туманов В.Е. «Школьный музей». Методическое пособие. М.: ЦДЮТиК, 2003, изд. второе, исправленное.
  11. Интернет поддержка сайта всероссийского объединения школьных музеев в Интернете «Стоик»: www.npstoik.ru

I. СПЕЦИФИКА ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ

1. Цели и задачи школьных музеев

Школьный музей, как и любой другой, обладает рядом характеристик и функций. К традиционным его функциям относятся: комплектование, изучение, учет и хранение коллекций, а также использование их в целях образования и воспитания. Школьный музей должен обладать достаточным для реализации этих функций фондом музейных предметов и соответствующим экспозиционно-выставочным пространством.

Но специфика школьного музея в том, что он менее всего должен походить на традиционное музейное учреждение. Это музей особого типа, он является, во-первых, образовательным музеем, где задачи обучения и воспитания, в том числе во внеурочное время, имеют решающее значение, и, во-вторых, адресным музеем, для которого приоритетной является детская аудитория. Только в школьном музее может быть наиболее последовательно воплощена идея сотворчества учащихся, учителей и родителей. Привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности позволяет сделать детей заинтересованными участниками процесса, т.е. субъектами, а не объектами воспитания. Именно школьный музей способен в полной мере реализовать принцип «Музеи для детей и руками детей», перенеся основной центр тяжести с процесса восприятия коллекций на процесс созидания, делания, который, по существу, является постоянным и не должен иметь завершения.

Работа школьных музеев неизбежно выходит за рамки школьной жизни. В сельских районах, где нет государственных музеев, школьный музей является одним из важнейших факторов в расширении образования, в воспитании молодежи, он обретает сегодня новое лицо, новое качество - качество культурного центра.

2. Профили школьных музеев

Профиль школьного музея определяется научной дисциплиной, на основе которой строится его экспозиция.

В образовательных учреждениях могут быть организованы музеи следующих профилей:

а) ИСТОРИЧЕСКИЕ - (военно-исторические, истории регионов, населенных пунктов, образовательных учреждений);

б) КРАЕВЕДЧЕСКИЕ - это музеи комплексного профиля, в которых собраны коллекции памятников не только истории, но и природы;

в) ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ - занимаются изучением и сохранением памятников народной культуры;

г) ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ - (литературные, искусствоведческие) основываются на подлинных произведениях живописи, скульптуры, графики и других видов искусства

д) ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ - (геологические, биологические, зоологические, экологические) создаются с целью более углубленного изучения природы своего края.

е) ТЕХНИЧЕСКИЕ - музеи, посвященные истории развития техники, связанные с выдающимися событиями или деятелями в области науки и техники.

II . КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЯХ

Школа, как социальный институт, своим главным предназначением обучать и воспитывать располагает к тому, чтобы различные формирования музейного типа (краеведческие уголки, залы, выставки и музеи) по-своему могли бы оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой родины, а значит, и Отечества, привить навыки исследовательской работы.

Следует выделить три главных направления краеведческой работы школы: семья, школа, родной край.

Семья

Независимо от профиля музея тема семьи должна стать главной в краеведческой работе школы, учитывая, что многие годы это направление краеведческой деятельности находилось если не в полном забвении, то в основательном пренебрежении. В силу разных причин во многих семьях практически не сохранились архивы предков (письма, документы, личные дела, награды и т.п.). Сегодня чрезвычайно важно внедрить в жизнь семьи элементы музейной культуры, оказать помощь в формировании семейных коллекций, домашних архивов, благодаря чему могла бы воспитываться любовь к родному дому (в широком смысле этого понятия).

Основными направлениями исследовательской деятельности могут быть:

Родословное древо

Составление простейшей схемы своего рода в виде родословного древа - посильное дело для любого школьника. Простейшие методики позволяют обучить исследовательским приемам с генеалогическими источниками. Совместная деятельность в этой сфере позволит спасти многие ценные реликвии из домашнего архива, объединит людей разных поколений.

Судьба семьи в судьбе страны

Многие школьники не знают, где работают их родители, дедушки, бабушки, они никогда не были в местах их детства, на родовых кладбищах, это ещё один разъединяющий людей фактор. А ведь знакомясь с улицами города, где прошли годы жизни близких, юные жители глубже, душевнее узнают свой родной край, теснее сближаются с родными. Еще более усилят эти добрые чувства совместное фотографирование, зарисовки мест жизни близких.

Семейный архив

Выявляя интересные с точки зрения краеведа предметы, юные исследователи вместе со старшими членами семьи приступают к формированию семейного архива: заводят и подписывают конверты, тематические папки, заполняют вещицами небольшие коробки, составляют «легенды». Постепенно создается основа для небольшого домашнего музея. Хорошо, если первым музеем для каждого человека станет домашний музей.

Школьный музей мог бы отбирать наиболее интересные материалы для выставок (с последующим возвращением в семью). Примерная тематика выставок: «Наши семейные реликвии», «Орден в моем доме», «Старая фотография», «Фотографии рассказывают», «Профессии наших родителей» и др. В результате краеведческая работа будет способствовать повышению престижа семьи, укрепит родственные связи, поможет воспитать чувство гордости за своих предков.

Школа

Каждый человек проходит через школу, которая могла бы стать хранилищем памяти о людях, учившихся в ней. Собранные материалы о школе со временем станут бесценным достоянием ушедшей эпохи. В какой-то степени школа может выполнять функции архива. Здесь уместно, прежде всего, говорить о создании истории самой школы. И тут никто, кроме учителей и учеников, не составит ее полноценную летопись. В связи с этим рекомендуется собирать следующие материалы:

Изображения школы в разные годы ее существования (рисунки, фотографии, планы, макеты);

Свидетельства школьной жизни как процесса (своеобразная летопись образования);

Атрибуты школьной жизни разного времени (учебники, тетради, дневники, ручки и т.п.);

Детские сочинения, творческие работы.

Не утратила актуальности такая форма литературного творчества, как литературный альманах (рукописный или набранный на компьютере). В нем могут быть следующие разделы: «День за днем», «Самое - самое», «Из истории нашей школы», «Вести из классов», «Трибуна учителя», «В моей семье», «Прошу слова!», «Смех из-под парты» и т.п. Редактором подобного альманаха может быть самый активный краевед школы, член музейного актива.

Родной край

Разрабатывая план собирательской деятельности по истории родного края, не следует стремиться к «всеядности». Необходимо разработать реальную концепцию музея на ближайшие несколько лет. Желательно, чтобы музей имел комплексный характер (отражал историю, природу и культуру своего края), мог максимально использоваться учителями в учебном и воспитательном процессе, помогал бы ученикам раскрыть свой творческий потенциал во время музейной деятельности.

На первом этапе необходимо выявить круг возможных информаторов. Это можно сделать через учеников, с помощью ярких листовок-воззваний о помощи музею. Через некоторое время появятся первые находки. При этом бывает сложно определить степень их ценности. В связи с этим большое значение имеет первичная фиксация, правильное описание документа. Не всегда целесообразно вырывать отдельный предмет из чьей-то коллекции, помня о принципе неделимости личных фондов.

При организации краеведческой работы школьного музея следует руководствоваться следующими принципами:

Комплексный характер исследований;

Разнообразие исследовательских методов.

Комплексный характер исследований

Комплексный характер сбора материала (что означает не собирание всего подряд без всякого отбора, а разноплановый характер исследования) и, как следствие, краеведческий профиль музея предполагают его максимально широкое включение в учебный процесс. В этом случае музей не станет инородным телом в организме школы. Это будет залогом его долгого существования. Целесообразно обозначить территориальные границы, в пределах которых музей намерен проводить исследовательскую и собирательскую работу. Чем ближе к школе, тем глубже изучение. При этом не следует замыкаться только на своем, сугубо местном материале, а стараться выходить на более широкий территориальный фон (город область, Россия в целом). Сопоставление частного и общего, подача частного на фоне общего - важный момент музейной деятельности. Посильную помощь в сборе материалов могут оказать учителя-предметники. Географ, например, поможет оформить раздел связанный с природой, экономикой края, подберет необходимый иллюстративный материал, подготовит вместе с детьми схемы и диаграммы.

Хронологические рамки экспозиции могут быть различными.

Разнообразие исследовательских методов

Главные формы и направления исследований:

· Экскурсии и прогулки по родному краю. Они пробуждают у ребят интерес к различным уголкам своего района, помогают определить интересную и перспективную для себя тему исследовательской работы на будущее.

· Работа в библиотеках, архивах и научных учреждениях. Это создает основательную базу, без которой невозможно грамотно организовать краеведческую деятельность.

· Опрос населения, анкетирование. В каждой местности найдутся старожилы, местные знатоки истории края, воспоминания которых следует записывать. Если даже они будут противоречить историческим фактам, к ним можно относиться как к «легендам» или свидетельствам того как событие запечатлелось в памяти людей. Анкетирование поможет в системе собрать обширные сведения по различным вопросам местной истории, получить своеобразный срез на определенном историческом этапе.

· Встречи с интересными людьми. Это поможет расширить круг общения, включить в сферу интересов музея большее число людей, которые постепенно могут стать друзьями музея.

· Просмотр телепередач, прослушивание радиопередач. Иногда самым неожиданным образом промелькнет интересная информация, рассказанная о вашей местности, например, известным историком. Или молодой поэт прочтет стихи о соседней речке. Так привычные средства массовой информации становятся источниками самых неожиданных сведений.

· Основными методами формирования фонда школьного музея являются экспедиционный сбор материала (экспедиции, походы, экскурсии), а также получение даров.

· Экспедиционный сбор материала. Краеведческие экспедиции проводятся в ходе исследований по конкретной теме. Постановка и очередность тем, выдвигаемых для изучения (в дальнейшем - для комплектования), должна носить плановый характер и диктоваться краеведческими задачами, требованиями экспозиции и необходимостью создания систематических коллекций. Экспедиции целесообразно согласовывать с государственными музеями, профильными научными учреждениями. Возможно проведение совместных экспедиций в соответствии с разработанной музееведческой методи-кой, обеспечивающей необходимую научность поиска, отбор материала, его документирование.

Источники комплектования памятников могут быть самыми разнообразными. Прежде всего это семейные коллекции, о которых говорилось выше. Кроме этого, следует использовать антикварные и букинистические магазины, чердаки, сараи (с разрешения хозяев), пункты вторичного сырья. Поиск может вестись на промышленных предприятиях, в государственных учреждениях, в творческих союзах.

При проведении экспедиции группа готовит следующие полевые документы:

Полевой дневник. В нем фиксируют ход поисковой работы, её основные этапы, анализируют первые результаты и намечают перспективы дальнейших исследова-ний.

Полевая опись. Это первичный документ, в который заносятся основные сведения о находках (позднее они будут перенесены в Книгу учета основного фонда). Записи располагаются горизонтально по развороту тетради. Полевая опись имеет следующие графы:

1. Порядковый номер поступления.

2. Дата и место обнаружения.

3. Наименование памятника истории и культуры.

4. Количество.

5. Материал и способ изготовления.

6. Назначение памятника истории и культуры.

7, Способ использования и сохранность.

8. Краткое описание с указанием особенностей. Размер.

9. Владелец или источник поступления.

10. Легенда предмета.

11. Примечание.

Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов. Здесь фиксируются рассказы очевидцев события, старожилов, краеведов с указанием их анкетных данных, (желательно позднее дать подписать рассказчику отпечатанный или переписанный от руки текст. В этом случае материал обретает форму документального свидетельства.

Тетрадь фотофиксаций. Юные фотографы записывают сведения о каждом сделанном кадре (Дата и место съемки. Содержание кадра. Условия съемки. Автор кадра). Это поможет избежать ошибок в дальнейшем при включении фотографий в фонды или экспозицию.

III . УЧЕТНО-ХРАНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

1. Фонды школьного музея

Все материалы, экспонируемые и хранящиеся в школьном музее, составляют фонд школьного музея. Фонд школьного музея состоит из основного музейного и научно-вспомогательного фондов.

В состав основного фонда входят все виды подлинных материалов, пригодных для длительного хранения, являющихся первоисточниками для изучения истории, культуры, природы и служащих для создания экспозиции (в соответствии с профилем музея) и использования их в образовательно-воспитательном процессе.

В основной фонд входят:

а) вещественные памятники: орудия труда, предметы быта, сельскохозяйственные орудия, ремесленные изделия, образцы фабрично-заводских изделий, оружие, нумизматические материалы, одежда, образцы горных пород, археологические находки;

б) изобразительные: произведения изобразительного искусства, картографические материалы, карикатуры, плакаты, фотографии;

в) письменные: газеты, книги, журналы, листовки, правительственные документы, официальные документы, воспоминания, письма, дневники, записные книжки.

В состав научно-вспомогательного фонда входят материалы, изготовленные для нужд экспозиции: схемы, диорамы, муляжи, модели, тексты, репродукции с художественных произведений, фотографии массового производства, образцы скоропортящихся сельскохозяйственных культур и другие экспонаты, подверженные порче и требующие быстрой замены.

2. Основные группы учетной музейной документации

Для грамотной организации исследовательской работы краеведы должны использовать три группы документов.

Научно-учетная документация

Сюда входят:

а) акты приема-сдачи документов;

б) книга учета основного фонда;

в) книга учета научно-вспомогательного фонда.
Справочный аппарат состоит из системы карточек (возможно в компьютерном варианте), позволяющих быстро обнаружить существование памятника в фондах, его местонахождение.

Основные виды вспомогательных картотек:

инвентарные (с основными сведениями, соответствующими инвентарной книге, с указанием шифров и места хранения).

тематические (по тематике коллекций).

именные (с характеристиками конкретных лиц).

хронологические (по хронологии событий).

географические (с географическими названиями).

Справочная карточка обычно содержит следующие сведения:

наименование предмета (с кратким описанием), учетный номер, место хранения.

В систему учета музейных предметов включаются полевые документы, акты приема музейных предметов на хранение в музей, дневники экспедиций, доклады по материалам музея, творческие работы.

Учет в школьном музее должен преследовать две цели:

обеспечение сохранности самого предмета;

обеспечение сохранности сведений, имеющихся о предмете.

Основным документом учета и охраны музейных предметов является Книга учета основного фонда (инвентарная книга). Заполняется в виде таблицы, в ко-торую вносятся следующие данные:

1. Порядковый инвентарный номер. Одновременно с проставлением порядкового номера в книге ставится тот же номер на регистрируемом предмете;

2.Дата записи, т.е. внесения предмета в Инвентарную книгу. Дата должна быть полной, без сокращений;

З.Время, источник и способ поступления. Указывается полная дата (год, месяц, число), откуда поступил предмет, от кого. Фиксируются полные имена и отчества дарителей, названия учреждений (адрес, номер телефона и пр.), передавших предмет в музей;

4.Наименование и краткое описание предмета. Записывается в общепринятом литературном выражении с указанием вариантов местных диалектных названий. Указывается авторство, место происхождения, материал, из которого он изготовлен. Для фотографии необходимо дать краткое описание сюжета или события. Следует назвать фамилию, имя, отчество изображенных людей, год съемки, автора снимка. В письменных источниках, в том числе в журналах, газетах, дневниках, альбомах и др., указывается количество страниц или листов. В фотоальбомах проставляется количество фотографий. Фиксируются все надписи, штампы, подписи;

5. Количество предметов. Обычно пишется «1 экз.», но если регистрируется два или несколько одинаковых музейных предметов, то ставится соответствующее число;

6. Материал и техника изготовления. Указывается вид материала: камень, металл, дерево, ткань, картон, бумага, вата и пр. Фиксируется способ изготовления: литьё, чеканка, штамповка, гравировка, рукопись, машинопись вязание, плетение, аппликация и пр;.

7. Размер. Указывается только в сантиметрах: высота, ширина (толщина для объемных предметов). Для круглых предметов - диаметр;

8.Сохранность. Фиксируются все повреждения предмета: пятна, загрязнения, ржавчина, проколы, разрывы, потертости, сколы, помятость, сгибы, утраты деталей;

Э.Стоимость. Фиксируется в случае покупки предметов в ценах на момент приобретения в рублях;

10.Примечание. Место нахождения (записывается карандашом). Акты о передаче, изъятии, списании и т.д.;

В Инвентарную книгу заносятся только подлинные предметы или имеющие значение подлинников (копия с автографом автора, авторский макет, редкая фотография и т.д.).

Инвентарная книга нумеруется (в правом верхнем углу каждого листа), прошивается, заверяется подписью и печатью. Когда книга заполняется полностью, в её конце вносится итоговая запись:

«В настоящую инвентарную книгу внесено предметов (цифрами и прописью) с № по № ».

В следующей Инвентарной книге нумерация продолжается, инвентарная книга хранится в школе. Она входит в номенклатуру дел постоянного срока хранения.

З.Шифровка и маркировка музейных предметов

На каждом предмете проставляется его шифр. Шифр состоит из аббревиатуры названия музея и соответствующего номера по инвентарной книге.

На объемных предметах шифр проставляется тушью или масляной краской с невидимой стороны и так, чтобы не повредить предмет.

На рисунках, фотографиях, документах шифры пишутся в левом нижнем углу простым мягким карандашом.

Если шифр на предмете написать невозможно, следует прикрепить с помощью нитки бирку из картона с нанесенным шифром (к медалям, орденам, чучелам).На ткани и одежду пришиваются кусочки материи с шифром.

Хранение музейных предметов осуществляется по виду материалов. Отдельно хранятся предметы из металла, дерева, ткани, бумаги и т.д. Совмещение предметов по виду не допускается. Нельзя хранить вместе в одних и тех же хранилищах (шкафах, папках, коробках, конвертах) бумагу и металл, металл и ткань и т.д., поскольку это приводит к порче музейных предметов (коррозия, ржавчина).

В помещениях школьного музея должны сохранятся стабильные температура и влажность, т.к. колебания температуры, перепад влажности приводят к порче музейных предметов.

Музейные предметы не должны подвергаться прямому световому воздействию. Источники света не должны располагаться вблизи музейных предметов. Наиболее сильно подвергаются световому воздействию бумага, картон, ткань. Поэтому предметы из этих материалов помещают в коробки, папки, конверты, перекладывая каждый экземпляр чистой бумагой.

В музее должен соблюдаться биологический режим: не допускать появления моли, жучков-древоточцев, тараканов, мышей и других вредителей. Для проведения санитарных и дезинфекционных работ следует привлекать специалистов из государственных музеев.

В школьном музее не допускаются никакие виды склеивания музейных предметов. Реставрационные работы могут проводиться только специалистами-реставраторами государственных музеев.

Крепление музейных предметов при монтаже экспозиции осуществляется без каких-либо деформаций и повреждений. Их нельзя склеивать, подрезать, подгибать, прокалывать, ламинировать, закрашивать, подчищать. Все виды консервационных работ проводятся при участии специалистов из государственных музеев.

IV . ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

Если рассматривать музей как центр музейно-педагогической работы, который берет на себя задачу «омузеивания» образования, то нужно, во-первых, признать его ответственность за создание в школе эстетически значимой и эстетически воспитывающей среды. Свои выставки школьный музей может разворачивать на любом пространстве, включая школьные коридоры, классы, мастерские.

Во-вторых, задачей школьного музея может стать комплектование и предоставление в распоряжение учителей-предметников или педагогов дополнительного образования фонда наглядных пособий (предметы музейного значения, копии, муляжи, иллюстрированные материалы и пр.), организованного по типу «музей в чемодане».

Можно выделить несколько жанров школьных музейных экспозиций.

· Музей-экспозиция (выставка ) Экспозиция музея представляет собой более или м e нее сложившийся комплекс предметов, малодоступный для интерактивного использования (закрытые витрины и шкафы, жесткая развеска). Экспозиционное пространство строго локализовано, используется преимущест-венно для проведения экскурсий по определенной, достаточно ограниченной тематике. Музейный материал задействован в учебном процессе, главным образом, в качестве иллюстрации. Этот жанр школьного музея нуждается в добавлении ряда функций. При инициативе руководителя и школьного актива он, несомненно, обладает большими перспективами.

· Музей-мастерская

· Экспозиционное пространство выстраивается в этом музее таким образом, что в нем обязательно присутствуют рабочие зоны для творческой деятельности учащихся. Иногда такой музей располагается в классах, где проводятся занятия, или в художественных мастерских. Экспозиции могут быть также рассредоточены по отдельным кабинетам. Всё это способствует органичному включению музея в учебный процесс, а также в сферу допол-нительного образования.

· Музей-лаборатория

· Этот жанр очень близок музею-мастерской. Отличие состоит в характере коллекции, на основе которых музеи осуществляет свою деятельность. Это коллекции естественно-научного и технического профиля. Часть их размещена в предметных кабинетах. Экспозиционное пространство включает исследовательские лаборатории и оборудование.

· Музей-игротека

· Это может быть музей игр и игрушек, часть которых принесена из дома, но основная - изготовлена руками детей. Музейный актив и учителя могут проводить на основе этих коллекций театрализованные занятия со школьниками младших классов, группами продленного дня, а также выездные представления в детские сады и близлежащие школы. Необходимой составляющей дея-тельности подобного музея является изучение истории производства и бытования игрушки. Важная роль отводится также сценарно-постановочному аспекту, т.е. созданию специальных сценариев для проведения тематических занятий.

Текст в экспозиции школьного музея

Необходимой частью подготовки экспозиций и, выставок школьных музеев является подбор и составление текстов. Правильное использование текстов обогащает содержание экспозиции и повышает её воздействие.

Тексты в экспозиции представляют собой целостную и систематически организованную совокупность заголовков к разделам и темам, аннотаций, этикеток, указателей.

Система текстов создается в ходе проектирования экспозиции с учетом того, что они должны быть ясными, однозначными и доступными для всех. Текст должен за-ключать в себе всю необходимую информацию, быть понятным, а иногда и эмоционально воздействующим. Одним из важнейших требований, определяющих подход к тексту, является лаконизм. Перегрузка экспозиции текстовым материалом только снижает её познавательное значение.

Тексты в экспозиции принято разделять на следующие виды:

Оглавительные (заглавные);

Ведущие;

Объяснительные;

Этикетаж.

Оглавительные (заглавные) тексты помогают ориентироваться в экспозиции. Их задача - дать «путеводную нить» к осмотру экспозиции, выявить её тематическую структуру. К оглавительным текстам относятся названия всех отделов и залов музея, экспозиционных тем, разделов или комплексов.

Объяснительный текст представляет собой комментарий к залу, теме, комплексу. Он содержит информацию, которая дополняет и обогащает зрительный ряд, содействует целостному восприятию экспозиционного образа.

Ведущий текст можно сравнить с эпиграфом к литературному произведению. Его значение - в яркой, четкой и концентрированной форме выразить основную идею экспозиции, выявить смысл и содержание какого-то её раздела, темы или комплекса. Широко используются в качестве ведущих текстов отрывки из воспоминаний, писем, дневников, записей, сделанные героями экспозиции, т.е. материалы, имеющие ярко выраженный личностный характер.

Этикетажем в музее называется совокупность всех этикеток данной экспозиции. Каждая этикетка является аннотацией к конкретному экспонату. Её содержание зависит от профиля музея, задач экспозиции и характера самого музейного предмета.

В музейной практике сложилась определенная форма размещения сведений в этикетке. Каждая этикетка включает, как правило, три основных компонента:

Название предмета;

Атрибуционные данные (сведения о материале, размере, способе изготовления, авторской принадлежности, социальной и этнической среде бытования, историческом и материальном значении);

Дата.

Примеры этикеток

Плуг

Использовался для пахотных работ в крестьянских хозяйствах Прикамья в конце XIX - начале XX вв.

Завод основан в 1868 году. Оборудован английскими станками. В 1890 году число рабочих превышало 5000 человек.

Ученики 5-го класса п. Зюкайка В последнем ряду (крайний справа) Андрей Мохов. Пермская область, 1934 г.

Герой Советского Союза А.В. Иванов (1907-1943).

Январь 1942 г.

Фотография Б. Петрова.

На обороте надпись: «Дорогой, любимой маме. Гоним врага от Москвы»

Оформление и расположение этикетажа

Шрифт, цвет, размер, расположение аннотаций к экспонатам определяются в процессе работы над экспозицией. Весь текстовый комментарий, включая этикетки, должен стать её органической частью. Поэтому авторы экспозиции, разрабатывая содержание любого текста, одновременно решают художественные задачи.

Тексты должны быть согласованы стилистически, между собой и другими экспозиционными материалами, оформлены и размещены так, чтобы они наилучшим образом выполняли свои функции. Здесь также существуют правила, вытекающие из внешних особенностей экспонатов разного типа и требований этикетки. Не следует, например, класть этикетки на экспонаты. Они помещаются рядом с вещественными экспонатами на подставке, на полке, на стенке витрины. К окантованному материалу - на паспарту под экспонатом, к обрамленному - при-крепляются к раме. Если экспонаты расположены высоко над экспозиционным поясом, то внизу, на уровне глаз можно поместить схему их расположения со всеми необходимыми данными. Мелкие экспонаты, прикрепленные к планшету или расположенные в витрине, нумеруются, и под соответствующими номерами их перечень и описание даются в общей аннотации.

Следует избегать навязчивости и пестроты этикеток, резко выделять их на общем фоне экспозиции, но также нельзя и нивелировать, делать их совсем незаметными. Нельзя забывать и о фактуре, цвете этикеток. Тонируются они в соответствии с фоном паспарту стенда, витрины. Пишутся или печатаются на хорошей бумаге, а для экспонатов, расположенных на подставках, подиумах, -на плотном материале (картон, плексиглас и др.).

В школьном музее, где приоритетной является идея создания, «делания» музея, где особенно важно активизировать внимание посетителей, уместен так называемый «интригующий» этикетаж, наряду с традиционной информацией он может содержать вопросы или задания типа: «Найди...», «Сравни...», «Выбери...», «Отгадай...», «Подумай, почему...» и пр. Благодаря такому этикетажу осмотр экспозиции превращается в увлекательную и одновременно серьезную игру, которая бу-дет интересна и взрослым, и детям.

V . КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

Содержание культурно-образовательной деятельности выражается в формах работы с аудиторией. К основным относятся: уроки в музее, уроки в классе с использованием музейных предметов, тематические лекции, беседы экскурсии (театрализованные), выставки, научные чтения (конференции), консультации, семинары методические объединения, клубы (кружок, студия), тематические вечера, уроки мужества, дни милосердия, профессий, открытых дверей, исторические, Фольклорные праздники, музейные олимпиады, конкурсы, исторические игры.

Все мероприятия, проводимые школьным музеем, следует учитывать в специальной тетради (книга учета массовых мероприятий), которая заполняется по следующей схеме:

Вся переписка музея должна подлежать учету, для чего отводится специальная тетрадь, в которой отмечается дата написания письма, порядковый номер, адрес, куда оно отправляется, и краткое его содержание.

Для писем, принимаемых в музеи, отводится другая тетрадь, которая также делится на графы: дата получения письма, дата отправления, адрес, автор, краткое содержание письма.

VI . ПАСПОРТИЗАЦИЯ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ

Статус «школьный музей» присваивается Министерством образования Российской Федерации.

Требования к экспозиции, претендующей на звание «школьный музей»:

Наличие фонда подлинных материалов, зарегистрированных в книге учета основного фонда (инвентарная книга);

Наличие оформленной экспозиции, с достаточной полнотой и глубиной раскрывающей содержание избранной темы;

Обеспечение условий сохранности собранного материала;

Наличие постоянного актива учащихся, ведущих под руководством педагога систематическую поисково-собирательскую и исследовательскую работу;

Охрана и пропаганда памятников истории и культуры, природы родного края;

Культурно-образовательная деятельность музея.

Музейная документация:

· Приказ директора образовательного учреждения об открытии музея и назначении руководителя школьного музея

· Текущий и перспективный планы работы музея

· Книга учета основного фонда (инвентарная книга)

· Книга учета научно-вспомогательного фонда

· Тематико-экспозиционный план

· Картотека

· Книга учета массовых мероприятий

· Книга отзывов

· Тексты экскурсий, лекций, бесед, сценарии массовых мероприятий.

План работы школьного музея состоит из следующих разделов:

1. Общие задачи и направления в предстоящей работе музея в новом учебном воду.

2 Работа со школьным активом музея.

Организация и порядок обучения актива основам музееведения Участие активистов в музейной работе в масштабе района (города), области, России. Плановые задания каждому активисту в рамках порученного участка работы.

3. Научно-исследовательская работа.

Какие темы и кем будут изучены и разработаны в текущем учебном году. Например: по истории учебного заведения, улицы, микрорайона или о конкретном человеке - директоре учебного заведения, учителе, бывшем ученике; о боевых действиях подразделения, части или отдельном герое. Темы могут быть разнообразными в зависимости от профиля музея.

4.Поисково-собирательская работа.

Конкретный план участия школьников и педагогов в туристско-краеведческих экспедициях по поиску и сбору музейных материалов в осенне-зимние и весенне-летние каникулы; какие музейные предметы предполагается разыскать в городе, районе, где или у кого; с кем будет завязана переписка по поиску материалов, работа в архивах или в профильных, музеях и т.д.

5. Научно-экспозиционная работа

Какие экспонаты будут вводиться в экспозицию или заменяться, какие временные или постоянные выставки будут подготовлены и т.д.

6. Работа с фондами

Составление научной документации, заполнение инвентарной книги, правила ведения полевой документации, составление карточек на музейные предметы, изучение, исследование и описание каждого предмета; создание условий для хранения музейных коллекций, порядок обработки поступающих исторических памятников и т.д.

7. Методическая работа

Составление или дополнение обзорных и тематических лекций. Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий и т.д.

8. Издательская деятельность

Составление буклета по школьному музею. Перечень предполагаемой информации для опубликования в периодической печати и других информационных источниках о проводимых в музее мероприятиях и др.

9. Экскурсионно-массовая работа

График посещения учащимися музея. Перечень мероприятий. Использование музейных предметов на уроках и во внеклассной работе. Разработка экскурсионных тем, подбор и систематизация экскурсионных материалов.

В городах, где есть государственные музеи, создаются районные (городские) комиссии по смотру и паспортизации школьных музеев, в состав которых входят представители органов управления образованием, специалисты государственных, музеев, учреждений дополнительного образования, общественных организаций, объединений краеведов. Районная (городская) комиссия знакомится с деятельностью школьного музея, заполняет соответствующие документы (акт обследования, учетная карточка) и направляет их в областной центр детского и юношеского туризма

Через каждые пять лет музей должен подтверждать звание «школьный музей», о чем комиссия делает соответствующие записи в паспорте и учетной карточке.

"Организация работы школьного музея" //Методические рекомендации. /Составитель О.В.Старкова. /Областной центр детского и юношеского туризма.- Пермь, 2002.

Музей в образовательном учреждении создаётся "в целях воспитания, обучения и социализации обучающихся" . Школьный музей призван формировать устойчивый интерес к приобретению новых знаний по истории родного края, воспитывать желание и готовность к самостоятельному изучению истории родного края, формировать умения исследовательской работы с краеведческой литературой, архивными материалами, письменными и устными источниками. Только музей оказывает эмоциональное, информационное воздействие т может приобщить учащихся к материальным, культурным, духовным ценностям родного края, осуществить патриотическое воспитание на примерах героической борьбы, подвигов, служения стране.

Только в музее исторические знания смогут преобразоваться в убеждения. Этому способствует наличие в музее подлинника истории и культуры, в котором проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства. В музее информация приобретает наглядность, образность и активизирует визуальное мышление, становящееся эффективным средством преемственности культуры.

Музей образовательного учреждения является уникальной точкой преломления культуры и образования. Задачами школьного музея являются:

Воспитывать чувство патриотизма - такого "социального чувства, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины".

Способствовать внедрению музейного материала в учебный процесс .

Преобразовать музейный предмет в средство информационного и эмоционального восприятия минувших эпох.

Способствовать включению учащихся в социокультурное творчество, поисково-исследовательскую деятельность по изучению, восстановлению истории малой Родины.

Способствовать формированию духовных ценностей.

Для создания школьного музея необходим ряд условий:

собранные и зарегистрированные музейные предметы;

музейный актив;

помещение и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;

музейная экспозиция;

Устав (положение) музея, утверждённое органом самоуправления и руководителем образовательного учреждения .

Функции школьного музея

В сочетании "школьный музей" является слово музей. Как и любой другой музей, он обладает функциями, присущими этому социальному институту. В Положении о Музее образовательного учреждения определяются воспитательная и документирующая функции. Сущность документирующей функции заключается в целенаправленном отражении в музейном собрании с помощью музейных предметов тех исторических, социальных или природных явлений, которые изучает музей в соответствии со своим профилем.

Документирующая функция осуществляется в трёх формах:

Комплектование фондов;

Фондовая работа;

Создание экспозиции музея;

Музейный предмет - памятник истории и культуры, изъятый из среды бытования, прошедший все стадии научной обработки и включённый в состав музейного собрания3. Главное для музейного предмета - его смысловое значение, художественная ценность или информационный потенциал. Все музейные предметы обладают рядом свойств. Это информативность, аттрактивность, экспрессивность.

Информативность музейного предмета - рассмотрение музейного предмета как источника информации.

Аттрактивность - способность предмета привлекать внимание своими внешними особенностями или своей художественной и исторической ценностью.

Экспрессивность - выразительность предмета, его способность оказывать эмоциональное воздействие.

Репрезентативность (представительность) - уникальность предмета по отношению к подобным предметам.

Все музейные предметы делятся на три группы:

вещественные (одежда, предметы быта, личные вещи);

изобразительные (картины, скульптура, графика);

письменные (документы на всех носителях) 5,13.

Совокупность музейных предметов составляют фонды музея. Комплектование фондов - один из главных видов деятельности музея в образовательном учреждении.

Процесс комплектования фондов школьного музея можно условно разделить на 4 основных этапа:

Планирование комплектования.

Поисково-собирательская работа.

Выявление и сбор памятников истории и культуры.

Включение памятников истории и культуры в музейное собрание.

На первом этапе осуществляется выбор темы и объектов комплектования в зависимости от профиля и возможностей музея. Существует несколько способов комплектования:

Тематическое комплектование - метод комплектования, связанный с изучением какого-либо исторического процесса, события, лица, явления природы и сбором источников информации о них;

Систематическое комплектование - метод, используемый для создания и пополнения коллекций однотипных музейных предметов: посуды, мебели, одежды;

Комплектование "по горячим следам событий" - приём собирательской работы на месте в момент какого-либо события или сразу после него;

Текущее комплектование - получение отдельных музейных предметов от дарителя, закупа, случайные находки 4,28.

Второй этап: поисково-собирательская работа. Существуют методы поисково-исследовательской деятельности:

сбор устных свидетельств (опрос населения, анкетирование, интервьюирование);

переписка с людьми;

встречи с интересными людьми;

получение даров из семейных коллекций;

работа в библиотеках, архивах;

экспедиции.

Одним из основных принципов любой поисково-исследовательской работы является принцип комплексности. Следуя этому принципу, юные краеведы должны пытаться всесторонне исследовать тему, стремиться связать изучаемые события с общеисторическими процессами, увидеть их характерные черты, установить достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих событиях. Каждый краевед должен помнить об ответственности за сохранность выявленных и собранных памятников истории и культуры: важно сохранить не только сам памятник, но и выявленную информацию о нём, о его истории. Также школьники должны соблюдать законодательные требования, связанные со сбором, обеспечением сохранности памятников истории и культуры, т.е., нецелесообразно брать у владельцев те предметы, которые не имеет права хранить музей: драгоценности, ордена, огнестрельное и холодное оружие. Очень важно уметь собирать и фиксировать необходимую информацию о тех процессах, которые являются темой поисково-собирательской работы.

Комплектование фондов музея является одной из функций музея, назначение которой - накапливать социальную информацию и документально подтверждать развитие какого-либо явления или события.

Для учёта и научного описания собранных памятников истории и культуры, а также разносторонней информации о них, служат полевые документы описания и учёта. К ним относятся: "Акт приёма", "Полевой дневник", "Полевая опись", "Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов", книги учёта музейных предметов ("Инвентарная книга") 3, 12. Инвентарная книга является основным документом учёта, научного описания и охраны памятников истории и культуры школьного музея. Она может быть сделана самими школьниками из большой толстой тетради или книги в прочном переплёте. Книгу графят, прошивают по корешку прочными нитками, листы нумеруют в правом верхнем углу лицевой стороны каждого угла. В конце книги делается заверительная надпись о количестве в ней листов. Запись и прошивка книги скрепляются печатью учреждения образования, при котором работает музей.

В заголовочных данных на лицевой стороне обложки на титульном листе кроме наименования самого документа необходимо отразить название школьного музея, его принадлежность к конкретному учреждения образования, адресные данные, дату начала внесения записей в книгу. После того как книга будет заполнена записями, на обложке или титульном листе указывается номер тома и инвентарные номера музейных предметов, зарегистрированных в ней. Каждый новый том инвентарной книги должен начинаться с очередного номера, следующего за тем, под которым зарегистрирован последний музейный предмет в предыдущем томе.

Все записи в инвентарной книге делаются аккуратно, чёрными или фиолетовыми чернилами, исправления, которые допускаются только в крайнем случае, вносятся красными чернилами и удостоверяются записью "исправленному верить" - и подписью руководителя музея (Приложение 2).

Феномен школьного музея состоит в том, что его воспитательное влияние на детей и подростков наиболее эффективно появляется в осуществлении направлений музейной деятельности. Участие их в поисково-исследовательской работе, изучение описание музейных предметов, создание экспозиции, проведение экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга, овладению ими различными приёмами и навыками краеведческой и музейной работы, помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края "изнутри", понять как много сил и души вложили их предки в экономику, культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию своих прав, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству" .

Министерство образования и науки РФ рассматривает музей образовательного учреждения как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодёжи. Воспитательная функция основывается на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета и осуществляется в различных формах культурно-образовательной работы музея. Музееведы выделяют следующие музейные формы:

Экскурсия;

Консультация;

Научные чтения;

Исторические и литературные вечера;

Встречи с интересными людьми;

праздники;

Концерты;

Конкурсы, викторины;

Исторические игры и т.д. .

В Положении о музее образовательного учреждения к традиционным функциям относится:

комплектование, изучение, учёт, хранение музейных предметов;

использование музейных предметов, музейных форм коммуникации как средства историко-патриотического, нравственно-эстетического воспитания . Музеи образовательных учреждений, как и государственные музеи РФ, обязаны соблюдать правила и нормы учёта, хранения и научного описания музейных предметов.

Будущее России зависит от гражданской позиции ее жителей, взрослых и детей. Невозможно стать настоящим гражданином страны, не осознав себя как жителя «малой Родины» - своей улицы, города, края. Формированию исторической памяти способствует и работа школьных музеев, играющих огромную роль в патриотическом, гражданском, и подростков.

Работа школьного музея включена в образовательный процесс: через свои коллекции и формы деятельности он связан с преподаванием различных школьных предметов и с дополнительным образованием. Аналогичная связь существует школы и музеев других типов, но она никогда не будет столь же тесной и продуктивной. более чем любой другой включен в жизнь местного сообщества, а «качество жизни» его самого непосредственным образом связано с отношением к нему со стороны местной администрации, близлежащих предприятий и организаций.

Таким образом, музей в современной школе представляет собой такую интегрированную образовательную среду, где возможна реализация новых форм организации познавательнои й коммуникативной деятельности учащихся.

Концептуальные основы работы школьного музея

Социальный проект «Создание и работа школьного музея» - это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная проблема общества, требующая решения. Выполнение проекта будет способствовать улучшению социальной ситуации в отдельно взятой области, социуме. Это один из способов включения в общественную̆ жизнь путем практического решения существующих социальных проблем. Поэтому в первую очередь мы определили проблему.

Проблема: потеря интереса у подростков и молодежи к изучению истории Отечества, Великой Отечественной войны, традиций поколений. Сейчас эта проблема одна из самых актуальных в нашем обществе.

Актуальность: изучение истории Отечества, боевых и трудовых традиций поколений, культуры и нравственных устоев собственного народа имеет очень большое значение в жизни каждого человека. Любовь к «малой Родине» и ее изучение приводят к познанию своей Родины, всего мира. Музей существенно конкретизирует и углубляет знания о родном крае и его славных героях и тружениках.

Одной из традиций нашей школы является организация и проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и ветеранами труда. Накануне учащиеся под руководством классных руководителей посещают их дома, записывают воспоминания о военном времени, собирают документы, артефакты эпохи. Так накапливается интересный материал. А поскольку наша школа находится на улице имени Героя Советского Союза Михаила Алексеевича Гурьянова, было решено собирать материал о М.А. Гурьянове и его соратниках и все собранное представить в школьном музее.

Цель проекта: создать и организовать работу школьного Музея боевой и трудовой славы имени Героя Советского Союза М.А. Гурьянова, который будет способствовать гражданско-патриотическому, нравственному воспитанию школьников.

Задачи проекта:

  • развитие у учащихся гражданской инициативы и гражданской ответственности;
  • приобретение обучающимися практического опыта исследовательской работы;
  • проведение работы по сбору материала и экспонатов для музея, классифицирование материалов, создание экспозиции.

Методика осуществления социального проекта «Создание и работа школьного музея»

В своей работе по созданию музея мы использовали различные методы:

  • беседа,
  • анкетирование,
  • сбор информации,
  • экспедиции,
  • экскурсии,
  • работа с Советом ветеранов района.

Перед тем как начать работу, мы провели беседы по классам, желая узнать, «быть ли музею?». Результаты показали, что музей в школе нужен и интересен школьникам. Ребята поддержали предложение, и многие захотели внести свой вклад в создание экспозиции.

Мы определились с алгоритмом работы над проектом:

  1. Определение тематического поля и темы проекта. Выяснение противоречий, поиск и анализ проблемы, постановка цели.
  2. Сбор и изучение информации. Разработка алгоритма собственного варианта решения проблемы в каждом конкретном случае. Реализация плана действий.
  3. Выполнение запланированных технологических операций. Текущий поэтапный контроль качества выполненного.
  4. Подготовка к защите проекта. Презентация проекта.
  5. Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества.

Этапы работы над проектом «Создание и работа школьного музея»

1. Организационный этап работы по созданию школьного музея.

На этом этапе планируются только основные направления работы и мероприятия. План помогает систематизировать, направлять работу, но не делает ее формальной, не сковывает инициативу и не ставит неоправданных ограничений. Для начала мы сделали:

  • создание инициативной группы из 5-6 учащихся (лучше всего старших) под руководством взрослого (руководителя музея). Это - Совет музея, каждый член которого берет на себя одно из направлений его деятельности (поисковую работу, оформление экспозиции, лекторскую и экскурсоводческую работу, создание банка данных, создание музейной странички на сайте школы в Интернете);
  • поскольку начинать «с нуля» детям бывает трудно, нужен хотя бы небольшой задел, поэтому руководитель музея предварительно создает минибазу. В нашем случае таким заделом стали материалы, собранные на встречах с участниками войны, Советом ветеранов района «Печатники», письма-запросы в различные архивы Москвы, Московской области, Калужской области по поиску сведений о партизанском отряде Угодско-Заводского района (ныне г. Жуков), которым руководил комиссар партизанского отряда М.А. Гурьянов.

На первом этапе разумнее всего привлекать к работе старшеклассников, разбив их на небольшие группы по направлениям деятельности и работая с каждой из них отдельно.

Решающее значение для судьбы всего проекта на первом этапе работы имеет мотивация деятельности. Руководитель музея должен уделить этому вопросу особое внимание. Дети должны видеть результаты своих усилий и быть уверенными в важности выполняемой̆ работы. В нашей школе большое значение сыграли поездки к месту гибели М.А. Гурьянова в г. Жуков Калужской области. Дети посетили могилу героя, музей прославленного полководца Г.К. Жукова.

2. Поисковый этап

В поисковой работе по этой теме также необходима градация. Например, можно выделить такие разделы, как «Земляки-ветераны», «Труженики тыла», «Дети и война» и др. Для начала важно выбрать одну тему поисковой работы, постепенно добавляя новые. Мы начали с темы «Ветераны - жители нашего района в годы Великой Отечественной войны», т. к. участников и свидетелей тех событий с становится все меньше с каждым годом, растет риск безвозвратно потерять возможность узнать действительные факты тех трудных и героических времен. Был собран биографический материал, воспоминания, личные вещи, фотографии 40 участников Великой Отечественной войны; описан их боевой путь. Ценный материал о судьбах погибших на фронте земляков ребята получили на сайте «Мемориал» Министерства обороны России.

3. Этап систематизации материала и документирования экспонатов

Собранный поисковый материал необходимо систематизировать и правильно оформить. Документирование экспонатов осуществляется в трех формах:

  • комплектование фондов;
  • фондовая работа;
  • создание экспозиции музея.

Работа школьного музея: комплектование фондов

Комплектование фондов - один из самых трудоемких видов работы школьного музея. Его условно можно разделить на 4 основных действия.

Первый шаг - планирование комплектования.

Осуществляется выбор темы и объектов в зависимости от предполагаемого профиля и возможностей музея. Существует несколько способов комплектования:

  • Тематическое - метод, связанный с изучением какого-либо исторического процесса, события, лица, явления природы и сбором источников информации о них.
  • Систематическое - метод, используемый для создания и пополнения коллекций однотипных музейных предметов: посуды, мебели, одежды.
  • Текущее - получение отдельных музейных предметов от дарителя, закуп, случайные находки.

Второй шаг - непосредственно поиск и сбор материала.

Используются следующие методы:

  • сбор устных свидетельств (опрос населения, анкетирование, интервьюирование);
  • переписка с людьми;
  • встречи с интересными людьми;
  • получение даров из семейных коллекций;
  • работа с информацией в библиотеках, архивах;
  • экспедиции.

Одним из основных принципов любой поисково-исследовательской работы является принцип комплексности. Следуя ему, школьники стремятся исследовать тему со всех сторон, пытаются связать изучаемые события с общеисторическими процессами, выявляют их характерные черты, выясняют достоверность получаемых сведений, роль отдельных участников этих событий. Очень важно научить ребят собирать и фиксировать информацию о тех процессах, которые являются темой поисково-собирательской работы.

Третий шаг - выявление и сбор объектов для экспозиции.

Каждый участник, занятый в организации и работе музея школы должен помнить об ответственности за сохранность найденных и собранных памятников истории и культуры: важно сохранить не только сам предмет, но и собранную информацию о нем, о его происхождении. Также ребята должны соблюдать законодательные требования, связанные со сбором, обеспечением сохранности памятников истории и культуры, т. е. не нужно брать у владельцев те предметы, которые не имеет права хранить музей: драгоценности, ордена, оружие, даже если владельцы хотят передать их музею.

Четвертый шаг - включение собранного материала в музейный фонд.

Важно определить историческую ценность экспоната, его эмоциональное и воспитательное воздействие на зрителя. Для учета и научного описания собранных материалов, а также для получения разносторонней информации о них служат полевые документы описания и учета. К ним относятся:

  • «Акт приема»,
  • «Полевой дневник»,
  • «Полевая опись»,
  • «Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов»,
  • книги учета музейных предметов («Инвентарная книга»).

Инвентарная книга - это основной документ учета, научного описания и хранения экспонатов школьного музея. Она может быть сделана самими школьниками из большой толстой тетради или книги в прочном переплете. Книгу графят, прошивают по корешку прочными нитками, листы нумеруют в правом верхнем углу лицевой стороны каждого угла. В конце книги делается заверительная надпись о количестве пронумерованных листов. Запись и прошивка книги скрепляются школьной печатью.

4. Этап организации работы над музейной экспозицией

Экспозиция в работе школьного музея

Экспозиция музея - это представленные на обозрение в определенной системе музейныеэкспонаты. Порядок организации работы над ней̆ разработан в 2004 г. Федеральным музеем профессионального образования. Результатом экспозиции должно стать достижение максимальной информированности в сочетании с образностью и эмоциональностью.

Если сравнить работу школьного музея с айсбергом, то экспозиция - это лишь малая видимая ее часть. Поэтому можно уверенно утверждать, что создание выставки - сложный творческий и технологический процесс, который, требует креативного подхода, эксперимента, усилий целого коллектива единомышленников.

Проектирование экспозиции и работу над отдельными этапами ее создания можно представить в следующем виде:

  1. Замысел: тематическое структурирование экспозиции, разработка расширенной тематической структуры и составление тематикоэкспозиционного плана. Нами были разработаны содержание и эскизы стендов по оформлению помещения. Экспозиции отражают основные этапы и сражения Великой Отечественной войны: «Начало войны». «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой», «Битва за Москву», «Сталинградская Битва», «Курская дуга», «Освобождение Европы. Битва за Берлин», «Партизанское движение», «Герой Советского Союза М.А. Гурьянов», «Дивизии народного ополчения», «Юность, опаленная войной», «У войны не женское лицо», «Ветераны нашего района», «Чтобы помнили...» (в память о террористическом акте в 1999 г. на улице Гурьянова).
  2. Составление художественного проекта: предварительная раскладка материалов.
  3. Выполнение технического проекта: монтаж экспозиции.

По форме представления экспозиции бывают стационарными и временными, а по принципам структурной организации демонстрируемого материала - тематическими, систематическими, монографическими и ансамблевыми.

  • Тематическая экспозиция включает в себя музейные предметы, раскрывающие одну тему.
  • Систематическая представляет собой экспозиционный ряд, созданный на основе однородных музейных предметов, в соответствии с конкретной научной дисциплиной.
  • Монографическая экспозиция посвящена какому-либо лицу или коллективу, природному явлению или историческому событию.
  • Ансамблевая предполагает сохранение или воссоздание ансамбля музейных предметов, объектов природы в обычном окружении: «музей под открытым небом», «крестьянская изба».

Выбор той или иной формы экспозиции, принципов систематизации экспозиционных материалов зависит от концепции музея, от состава фондов, от творческой фантазии коллектива музея.

Основой экспозиции является музейный предмет, а ее структурной единицей служит тематико-экспозиционный комплекс. Так, по теме Великой Отечественной войны основой композиции являются солдатские каски, гильзы, саперная лопатка, найденные под Москвой. Тематическая композиция - «Битва под Москвой».

Не отдельные экспонаты, различные по содержанию и тематике, не сплошные ряды однотипных материалов, а именно комплекс вещевых, документальных и иных памятников, объединенных между собой тематически, становится основным звеном экспозиции. Для более полного понимания отображаемых в экспозиции событий в нее вводятся научно-вспомогательные материалы.

Для усиления восприятия в работе школьного музея можно использовать художественные произведения, музыку, фрагменты кинохроники или фильмов, световые эффекты и цветовые решения, презентации и самостоятельно смонтированные школьниками видеоролики. У нас накоплен не только фотоматериал, но и видеофрагменты, диктофонные записи выступлений ветеранов.

Чаще всего используется принцип тематического подбора экспозиционных материалов.

  • Во-первых, это включение в экспозицию тех музейных предметов, которые связаны с определенными явлениями и характеризуют их существенные стороны.
  • Во-вторых, использование других экспозиционных материалов научно-вспомогательного характера для всестороннего отражения сущности явления.
  • В-третьих, размещение тематически связанных экспозиционных материалов.

Для осуществления принципа логической связи всех разделов экспозиции нужен ясный проработанный̆ маршрут, лаконичные заголовки и сопровождающие тексты. Раскрыть информационный потенциал отдельного объекта и содержание экспозиции в целом может не только полноценный научный комментарий.

Эту роль в музейной экспозиции выполняют объясняющие тексты заголовки, которые представляют собой целостную продуманную систему, раскрывающую содержание экспозиции. Каждый вид текстов выполняет свою функцию:

  • ведущие тексты выражают идейную направленность экспозиции, раздела, темы, зала, отражая, таким образом, основные положения научной концепции экспозиции;
  • заглавные отражают тематическую структуру экспозиции; их назначение - дать путеводную нить к ее осмотру;
  • объяснительные раскрывают содержание экспозиции, раздела, темы, отражают историю выставленных коллекций;
  • этикетка прикрепляется к отдельному экспонату, в ней указывается: название предмета, изготовитель работы, место и время изготовления, краткое описание экспоната, техническая характеристика, подлинник/копия.

Отобрать материалы для экспозиции - значит, определить состав ее экспонатов с целью наиболее оптимального раскрытия темы.

Отбор осуществляется на всем протяжении работы над экспозицией, а окончательный состав экспонатов закрепляется в тематико-экспозиционном плане. Планомерный сбор материалов дает возможность получить не разрозненные и фрагментарные предметы, а органически взаимосвязанный экспозиционный комплекс, отражающий конкретную часть всей экспозиционной темы. Отбору предшествует изучение предметов, определение их подлинности и достоверности, авторства и т. д.

Условия работы школьного музея

Отбор музейных предметов тесно связан с их группировкой. Группировать можно различные предметы в зависимости от поставленной задачи. Например, показ родственных связей между явлениями, отражение каких-либо событий, сравнение предметов. Одним из методов сопоставления является контрастный показ. Группировка материалов может происходить и по систематическому принципу.

Возможна группировка и по принципу соединения различных предметов в логические группы так, как они существовали в жизни, в присущей им среде бытования. Это может быть интерьер помещения со всеми характерными для него предметами. Подобные группировки в музейной практике называют «ансамблевой экспозицией».

1. Технические и противопожарные условия функционирования музея.

Подготовка помещения для музея - вопрос непростой. Прежде всего необходимо помещение для экспозиций и специальная комната для хранения фондов.

При выборе экспозиционной площади необходимо руководствоваться следующими правилами:

  • комната или зал должны располагаться на теневой стороне здания, так чтобы прямые солнечные лучи в нее не попадали. Окна должны быть обязательно зашторены. Лампы дневного света и различные подсветки для витрин нужно располагать так, чтобы свет падал от зрителя и на определенном удалении от экспоната. Если комната расположена на солнечной стороне, следует затемнить окна с внешней стороны зелеными насаждениями;
  • в помещении должна быть постоянная комнатная температура;
  • для предотвращения запыления экспонатов необходимо помещать их в герметичные витрины, регулярно проводить влажную уборку помещения;
  • оборудование должно соответствовать помещению экспозиции по стилю,
  • габаритам и окраске;
  • экспозицию следует размещать на безопасном расстоянии от системы отопления;
  • необходимо обеспечить противопожарные условия (огнетушители, емкости с песком)

2. Эстетические условия

  • для школьных музеев можно рекомендовать горизонтальные и вертикальные витрины, закрепленные у стены. Крупные вещи располагаются ближе к центру, мелкие - ближе к зрителю. В вертикальных витринах-шкафах мелкие экспонаты располагаются на уровне глаз, а выше и ниже - крупные вещи;
  • витрины не должны занимать основное пространство и заслонять собою другие экспозиционные комплексы;
  • экспонат, установленный на пол, психологически воспринимается как инвентарь, поэтому необходимо установить его на подставку;
  • стремление школьных музеев поместить в экспозицию все имеющиеся материалы приводит к ее перенасыщению и ослаблению эмоционального воздействия. Множество предметов принижает значение каждого из них.

3. Организационно-информационные условия.

Умение правильно преподнести информацию стало таким же важным аспектом в музейной работе, как и сохранение экспонатов.

Внимание школьников неизбежно рассеивается при осмотре однообразных предметов. Необходимо учитывать и психологическую сторону восприятия. Вначале внимание детеи нужно привлечь̆. Для этого вводныи, стартовый̆ комплекс должен быть захватывающим, многообещающим, пробуждающим интерес к осмотру экспозиции. Когда внимание зрителей притупляется, они должны подойти к необычному объекту или комплексу, вновь привлекающему внимание.

Здесь-то и нужны наиболее привлекательные экспонаты, уникальные предметы, действующие модели, презентации, видеоролики. Такое переключение внимания нужно вызывать несколько раз, зависимо от возраста зрителей и учитывая, что осмотр экспозиции продолжается не более 45 мин.

Заключительная̆ итоговая часть экспозиции должна завершить всю тему так, чтобы у зрителя появилось желание посетить музей еще несколько раз, включиться в новый поиск.

Работа школьного музея: функциональное назначение

В словосочетании «работа школьного музея» главным является слово музей. Как и любой другой̆, он обладает функциями, присущими этому социальному институту. В Положении о Музее образовательного учреждения определяются воспитательная и документирующая функции. Документирующая̆ функция заключается в целенаправленном отражении в собрании музея предметов тех исторических, социальных или природных явлений, которые изучает музей в соответствии со своим профилем.

Воспитательное влияние школьного музея на детей и подростков наиболее эффективно проявляется при осуществлении направлений музейной деятельности. Участие щкольников в поисково-исследовательской работе, изучение, описание музейных предметов, создание экспозиции, проведение экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга, овладению ими различными приемами и навыками краеведческой и музейной работы, помогает почувствовать историю и проблемы родного края «изнутри», понять, как много сил и души вложили их предки в экономику, культуру, защиту края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, без чего невозможно воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству.

Музееведы выделяют следующие музейные формы работы с посетителями:

  • лекция;
  • экскурсия;
  • консультация;
  • научные чтения;
  • кружки;
  • клубы;
  • исторические и литературные вечера;
  • встречи с интересными людьми;
  • праздники;
  • концерты;
  • конкурсы, викторины;
  • исторические игры и т. д.