Летчики герои. Пилоты

19 августа 1944 года известнейшему летчику-асу, полковнику Александру Покрышкину была вручена третья медаль Золотая Звезда, и он стал первым в истории страны трижды Героем Советского Союза. Награда была полностью заслуженной.

Свою войну лейтенант Покрышкин начал в июне 41-го и начал, надо сказать, с инцидента – сбил советский самолет Су-2. Тогда машина только стала поступать в части, и мало кто из пилотов был с ней знаком. Повстречав самолет в небе Молдавии , Покрышкин подумал, что он – фашистский и сбил «Сушку». Уже на следующий день Александр Иванович реабилитировался – на его счет был записан первый Мессершмит-109, а сколько их еще будет…

Сначала Александр Покрышкин летал на МиГах, позже на американской «Аэрокобре »,

поставленной по ленд -лизу, на ней он и одержал большинство своих воздушных побед.

Быстро рос в званиях, летом 1944 года возглавил 9-ю гвардейскую авиадивизию.

Официально Александр Покрышкин сбил 59 самолетов противника лично и 6 - в группе, еще 15 официальных побед, одержанных в 1941 году, не вошли в его счет – во время бомбежки сгорели наградные документы в штабе авиаполка. Парад Победы прославленный летчик встретил в Берлине – он был почетным знаменосцем 1-го Украинского фронта. После войны Александр Иванович остался в армии и дошел до звания Маршал авиации.

Мы вспомнили еще несколько известнейших советских летчиков-асов и готовы рассказать про них.

Самый результативный Иван Кожедуб

Наиболее результативный летчик-ас всех сил союзников во Второй мировой войне

родился в 1920 году в селе Ображиевка Черниговской губернии в семье крестьянина.

С детства Ивана "тянуло к небу": сначала он занимался в местном аэроклубе, а в возрасте 20 лет вступил в ряды Красной Армии. В том же 1940 году закончил знаменитую Чугуевскую

авиашколу и остался в ней в качестве инструктора. В грозном фронтовом небе самолет Кожедуба появился только в 1943 году. Первый бой едва не стал последним – меткой очередью Мессершмит-109 вывел из строя Ла-5 нашего героя. Иван чудом посадил самолет, но вынужден был летать на чем придется, на любых свободных самолетах в эскадрилье. Его даже хотели отправить на службу не связанную с полетами – командир полка заступился. И не прогадал. На Курской дуге, совершая 40-й боевой вылет Кожедуб сбил свой первый официально подтвержденный самолет – фашистский бомбардировщик «Юнкерс». Назавтра еще один «бомбер», дымя, рухнул на землю под очередями Ивана. Почувствовав вкус к победе, через день летчик «приземлил» сразу два немецких истребителя. Всю свою боевую карьеру Кожедуб воевал на отечественных самолетах конструкции Лавочкина - сначала на Ла-5, затем на Ла-7. Первый, кстати, был построен на деньги колхозника-пчеловода из Сталинградской области, вот такие нищие там были колхозники.

Всего Трижды Герой Советского Союза Кожедуб сбил 62 немецких самолета, последний

Маршала авиации.

Белая Лилия Сталинграда: Лидия Литвяк

С 14 лет москвичка Лидия Литвяк занималась в аэроклубе, там совершила свой первый

полет, а после окончания Херсонской авиашколы стала летчиком-инструктором. В 1942

году девушку с такими многообещающими данными призвали в армию и зачислили в

один из многочисленных истребительных полков. Отличался 586 ИАП только одним – это был целиком женский авиаполк. Лидия Литвяк.Дальше судьба Лидии Владимировны целиком связана со Сталинградом . В не бывало тяжелой борьбе в небе над городом она не только выжила, она побеждала. 13 сентября во втором боевом вылете сбила истребитель и бомбардировщик, причем одним из сбитых летчиков оказался известный немецкий воздушный ас. Затем снова победа – сбит бомбардировщик Ю-88. Лидия попросила нарисовать на капоте своего самолета нестандартный опознавательный знак - белую лилию, из-за чего в войсках, как советских, так и немецких, получила прозвище «Белая Лилия Сталинграда».


В небе ей необыкновенно везло. 11 февраля 1943 года ее самолет был сбит, она совершила вынужденную посадку на немецкой территории. Фашисты уже было попытались захватить ее в плен. Выручил знакомый летчик-штурмовик: огнем бортовых пулеметов он отогнал немецких солдат, приземлился на поле и спас Лидию.

Война – вещь жестокая, но и там находится время для любви. Именно на фронте Лидия познакомилась с Героем Советского Союза Алексеем Соломатиным . 21 мая 1943 года Алексей был тяжело ранен в воздушном бою, довел свой самолет до аэродрома, но приземлиться уже не сумел – разбился на глазах сослуживцев и любимой. С тех пор «Белая Лилия Сталинграда» не знала покоя, она ввязывалась в самые яростные схватки то ли, чтобы отомстить, то ли, чтобы погибнуть. Смерть нашла 21-летнюю Лидию Литвяк 1 августа 1943 года, над рекой Миус. К тому времени на счету Лидии было 16 сбитых вражеских самолетов – 12 лично и 4 в группе.

Его забраковали в 41-м. Григорий Речкалов

Этот человек уникален. Сама судьба сделала его грозой воздушных просторов, а люди,

люди препятствовали, как могли. Григорий Речкалов .Григорий Речкалов закончил авиашколу еще в 1939 году, и накануне войны его полк располагался в Молдавии. Войны Речкалов мог так и не увидеть, в прямом и переносном смысле. 21 июня 1941 года военная врачебная комиссия «забраковала» этого перспективного военлета - эскулапы все же обнаружили у Григория Речкалова тщательно скрываемый дальтонизм. Командование же поступило мудро – какая разница, какого цвета фашистский самолет? Свастику от звезды отличить можно и без этого, а уж форму и обводы фюзеляжа у советских и немецких самолетов – и подавно. Григорий оправдал доверие – в первую неделю войны он сбил сразу три вражеских самолета, был ранен, но привел свою машину на аэродром. Его отправили в тыл осваивать новую марку самолета, но в апреле 1942 года двадцатидвухлетнему Григорию это надоело, и он сбежал обратно в свой полк, на фронт. Звездным часом истребителя Речкалова стала знаменитая воздушная битва за Кубань , разыгравшаяся весной 1943 года. За 14 дней он записал на свой счет 19 сбитых самолетов. Дважды Герой Советского Союза Григорий Речкалов прошел всю войну, летал в небе Украины , Польши , Германии , сбив 61 самолет противника. Еще 4 самолета сбитые в 41-м году не были подтверждены: документы сгорели во время бомбежки штаба (вместе с документами Покрышкина, который был однополчанином Речкалова).


После войны Григорий Речкалов вышел в запас в звании генерал-лейтенанта.

Он не увидел Победы. Александр Клубов


Сын матроса с «Авроры» Александр Клубов с детства мечтал о карьере летчика, окончил военно-воздушное училище и к началу войны служил на Кавказе . Первый бой младший

В мае 1943 года Александр Клубов был направлен в эскадрилью Героя Советского

Союза Александра Покрышкина. Вскоре они стали друзьями. Покрышкин так отзывался

об Александре Ивановиче: «В Клубове жила душа истребителя. Меня радовала его манера драться, он всегда искал боя». Боевой счет Александра Клубова впечатляет – 31 немецкий самолет летчик сбил лично и 19 - в группе.

До Победы Герой Советского Союза Александр Клубов не дожил, он погиб. И не в бою,

а из-за несчастного случая. 1 ноября 1944 года был тренировочный полет на малоизвестном Александру типе самолета. При заходе на посадку машина скапотировала. Спасти героя не удалось. Посмертно он был награжден второй медалью «Золотая Звезда».

"Расстреливайте сейчас!" Арсений Ворожейкин

Будущий герой Халхин-Гола и Великой Отечественной Арсений Ворожейкин родился в

1912 году в Городецком уезде Нижегородской губернии. Летом 1939 года 22 авиационный полк вместе с его комиссаром Ворожейкиным был отправлен в далекую Монголию на реку Халхин-Гол. Там пограничный конфликт перерос в настоящую войну между японцами с одной стороны, монгольскими и советским войсками - с другой. Арсений Ворожейкин.Накал воздушных боев был жесток – в некоторые периоды в небе над небольшим участком


конфликта поднималось до 200 самолетов с обеих сторон. Кампания оказалась скоротечной – июль-август 1939-го, но за это время Ворожейкин сбил 6 японских самолетов, и едва не был расстрелян. Произошло это вот как. Только прибывший новый командующий Георгий Жуков остался недоволен ходом боев и начал, что называется, «заворачивать гайки». Угораздило и Арсения Васильевича попасть под горячую руку. Летел он с задания в сумерках и увидел пылящую по дороге колонну. Своя, чужая - не разобрать, подлететь поближе – топливо на исходе. Сел Ворожейкин и доложил, что видел. Вызвали Арсения Васильевича к Георгию Константиновичу, а тот ему с ходу и в лоб: "Если колонна наша, не вражеская, то за введение в заблуждение командования мы вас расстреляем". Не таковский человек был Арсений Ворожейкин, чтоб такую несправедливость стерпеть. Подтянулся, гимнастерку оправил, мол, если такая песня-пляска пошла, чего тянуть-то, расстреливайте сейчас. Жуков хмыкнул и в знак одобрения (настоящий мужик, мол) угостил Ворожейкина коньяком. А наутро выяснилось, что это были японцы и вышла летчику награда. То голову с плеч, то пляши изба и печь.

В Великой Отечественной наш герой участвовал с августа 1942 года и до самого конца.

Всего на счету Ворожейкина 52 лично сбитых самолета противника и 6 самолетов сбито в группе, став пятым по результативности советским летчиком-истребителем.

Жизнь и судьба: Амет-Хан Султан

Вокруг судьбы этого замечательного летчика до сих пор ходит много слухов и

инсинуаций. Все дело в том, что отец Амет-хана был лакцем, а вот мать – крымской татаркой. Как известно среди большинства представителей этой нации антирусские

настроения были крайне сильны, и очень многие после оккупации Крыма пошли служить

немцам. Амет-хан был не таков, он честно сражался за свою страну. Амет-Хан Султан.Первый вылет младший лейтенант совершил уже 22 июня 1941 года на устаревшем И-153. Осенью 1941 года летчик прикрывает небо Ростова -на-Дону , а с весны 1942 – Ярославля . Там произошел интересный случай. Амет-Хан таранил вражеский бомбардировщик, но


самолет нашего героя просто застрял в «Юнкерсе». Амет-хан не растерялся, выпрыгнул с

парашютом. Вскоре «Юнкерс» красовался на главной площади Ярославля для всеобщего обозрения, там же при большом стечении народа власти города вручили храброму истребителю именные часы.

освобождении Ростова-на-Дону, Мелитополя , родного Крыма. После освобождения

полуострова началась депортация крымских татар. Семью летчика, дважды Героя

Советского Союза пощадили – особым Указом Верховного Совета им разрешили остаться в Крыму, но и после войны приезжая в родные места летчик вынужден был отмечаться в местном Алупкинском отделении милиции. Последний бой Амет-хан принял в небе над Берлином, войну закончил со счетом 30 лично и 19 в группе сбитых самолетов противника. Вскоре известный ас перебрался в Москву , стал летчиком-испытателем, ему принадлежит огромная заслуга во внедрении в отечественную авиацию реактивных самолетов.

Однажды командование ВВС решило, что летчики-испытатели получают слишком

завышенные оклады. А чтобы пилоты не роптали, «попросили» их написать о своём

согласии значительно снизить ставки. Амет-Хан написал, как и его товарищи, о

своём согласии, но сделал приписку: «Вот только жена категорически против».

Сталин проявлял постоянный интерес к тому, как идёт создание новейших видов

истребителей. Когда он увидел расписку знаменитого лётчика-испытателя, наложил

свою резолюцию: «Полностью согласен с женой Амет-Хана». Оклады для лётчиков-

испытателей оставили прежними.

Полковник Амет-хан Султан погиб в 1971 во время испытаний нового самолета. Ему был 51 год.

29-летний генерал Павел Рычагов

Карьера улыбалась Павлу Васильевичу. Родился он в 1911 году в Подмосковье . В возрасте 25 лет военный летчик Рычагов был направлен в Испанию , где шла Гражданская война. Небо там было неспокойным – немцы, поддерживающие Франко прислали в Испанию отборных летчиков – Легион «Кондор». Советские добровольцы, воевавшие на стороне республиканского правительства, не ударили в грязь лицом и, что называется, задали немцам жару. За небольшой промежуток времени отличился и Рычагов – он сбил шесть вражеских самолетов лично и 14 в группе. Под новый год 31 декабря 1936 Павлу Васильевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.


С декабря 1937 года – новое назначение, опять на фронт, в Китай . На этот раз Рычагова – старшим военным советником по использованию советской авиации. При правительстве Чан Кай Ши, который в это время вел тяжелую войну с японцами. Затем перебросили командовать Приморской группой ВВС. И опять война – конфликт у озера Хасан . Рычагов проявил себя решительным и волевым командиром, способным организовать боевые действия крупных соединений авиации на удаленном театре и руководить их массированным применением на поле боя.

В 1939-1940 молодой «ветеран» командует военно-воздушными силами 9-й армии в Финской войне. В августе 1940 в возрасте 29 лет генерал-лейтенант Рычагов становится командующим ВВС страны. Такой карьерный взлет не прошел даром - многого товарищ не знал, многому предстояло научиться, а впереди – великая война. В апреле 1941 года Рычагова сняли с должности и послали доучиваться в Военную академию Генштаба.

Великая Отечественная стала концом карьеры Павла Рычагова. Еще при нем наша

авиация была перебазирована ближе к границе и 22 июня погибла почти вся под первым ударом немцев. 24 июня 1941 года Рычагов был арестован и 28 октября 1941 года вместе со многими другими авиационными генералами расстрелян без суда в поселке Барбыш Куйбышевской области.

Первый русский летчик, Михаил Никанорович Ефимов, предварительно пройдя обучение в Европе, впервые поднялся в небо 08.03.1910 г. Уроженец Смоленской губернии совершил свой полет над Одесским ипподромом, где его наблюдала целая сотня тысяч человек!

Он летел на собственном самолете, который приобрел за призовые средства, выигранные на престижнейших соревнованиях авиаторов в Ницце. Владея основательными инженерными знаниями, обладая европейскими языками и хорошей физической подготовкой, он был продвинутым спортсменом в области технических видов спорта.

Где обучался первый русский летчик?

Его путь в авиацию начался за пределами России. Он поймал свой шанс. Как только в 1909 г. близ Парижа (в г. Мурмелон) была основана школа для летчиков разных стран, чемпион России по вело- и мотоциклетному спорту (это были предыдущие достижения Михаила) приехал туда учиться. Он стал самым блестящим учеником признанного пионера авиастроения Анри Фармана (авиаконструктора, промышленника, летчика - автора первых авиационных рекордов.) Тот учил его лично. Первый самостоятельный полет Ефимов совершил 25.12.1909 года. В дальнейшем патрон ему доверил обучение летному искусству адептов своей школы. Фактически россиянин стал летчиком-инструктором.

После триумфальной презентации в Одессе осенью того же года первый русский летчик выступил на Всероссийском празднике воздухоплавания в Петербурге. Там он познакомился с преподавателем Московского университета, впоследствии - создателем науки аэродинамики, профессором Жуковским Николаем Егоровичем. Практические навыки пилота были ценны для ученого. Николай Егорович проявлял не праздный интерес к новому знакомому, ведь ученый был организатором Воздухоплавательного кружка при Московском высшем техническом училище. А этот кружок привел в авиацию авиаконструкторов Архангельского, Стечкина, Туполева.

Вклад Михаила Ефимова в русское летное искусство

Тогда же опыт и умение одного из лучших пилотов привлекли пристальное внимание российского военного ведомства. Ему было предложено руководить севастопольской авиашколой, в которой готовились русские летчики (параллельно в это же время была организована еще одна авиашкола в Гатчине, под Петербургом).

Творческое отношение преподавателя - инструктора Михаила Ефимова - к летному делу проявилось в личной отработке им пикирования, крутых виражей, планирования с отключенным двигателем, прицельного бомбометания. Этим навыкам он методически грамотно обучал учеников севастопольской школы.

Также первому российскому летчику принадлежит изобретение устройства, позволяющего запускать двигатель самолета непосредственно пилоту, не прибегая к посторонней помощи.

Труд Михаила Ефимова и его единомышленников оказался очень актуальным.

В 1914 году началась Первая Мировая война. Страшное действо, впоследствии разрушевшее экономику Европы и приведшее к краху сразу две ее империи: Российскую и Австро-Венгерскую.

С 1915 года летчик №1 России умело участвовал в боевых действиях, производя авиаразведку и прицельное бомбометание.

С германскими пилотами сражались французские, британские, русские летчики.

Петр Нестеров. Первый в мире таран

Русские пилоты быстро переняли французскую школу воздушного боя, основанную на тактике запутывания противника, внезапных маневрах.

Накануне войны родилась российская школа высшего пилотажа. 27.08.1913 года над Сырецким полем под Киевом один из первых русских летчиков - Петр Николаевич Нестеров - совершил «полет по кривой замкнутой в плоскости вертикальной», т. е. так называемую мертвую петлю. Справедливости ради, заметим, что фигуры высшего пилотажа были не абсолютным экспромтом пилота, а скрупулезным воплощением этим практиком тонких аэродинамических расчетов профессора Жуковского.

В первое время военных действий выявилась очевидная проблема: самолеты были несовершенны по причине неподготовленности к воздушному бою. В начале Первой Мировой авиация была неидеальной. Единственным способом сбить вражеский оказался таран.

Первый в мире таран 26.08.1914 года совершил изобретатель школы высшего пилотажа штабс-капитан российской армии Петр Николаевич Нестеров. Это была одновременно и первая в мире победа в воздушном бою. Однако какой ценой? Героическая гибель одного из лучших пилотов в мире, сбившего в окрестностях г. Жовква (находится под Львовом) немецкий истребитель «Альбатрос» своим «Мораном» заставила конструкторов задуматься.

С одной стороны, этот эпизод свидетельствует: психологическое состояние русских летчиков Первой Мировой войны было мотивированным, направленным на захват воздушного господства. С другой стороны - таран по своей природе не мог считаться рациональным видом боевых действий. Ведь герои должны возвращаться домой живыми. Самолету было нужно реальное вооружение. Вскоре сначала французские инженеры разработали авиационный пулемет, а вслед за ними - и немецкие.

Рождение военной авиации России

В 1915 г. в составе российской армии было 2 авиаотряда. А уже следующей весной к ним добавилось еще 16. До 1915 года русские летчики сражались на произведенных во Франции самолетах. В 1915-м в России конструктором Сикорским был создан первый отечественный самолет - С-16.

Русские летчики Первой Мировой войны вооружались уже устаревшими бортами «Ньюпор-11» и «Ньюпор-17».

Летчик-профессионал

15 немецких самолетов сбил штабс-капитан 11-го корпусного авиаотряда Евграф Николаевич Крутень. Он обучился премудростям высшего пилотажа в Гатчинской авиашколе, освоив там же легендарную «мертвую петлю». Однако на этом в своем профессиональном развитии не остановился.

Вообще говоря, стремление доминировать в бою характеризует психологическое состояние русских летчиков Первой Мировой войны. Военная карьера Крутня, офицера-патриота, была быстротечной и закончилась, к сожалению, его скорой героической гибелью.

Он до совершенства отшлифовал боевую тактику атаки самолетов противника. Сначала благодаря искусному маневру один из первых русских военных летчиков Евграф Крутень заставлял свою машину поднырнуть под самолет противника, а затем сбивал его при помощи пулемета.

Лучшие русские летчики-асы

Напримере Евграфа Крутеня, трагически погибшего из-за столкновения с землей при плохой видимости, мы можем понять особенности самосознания русских летчиков Первой Мировой войны. Опаленные огнем, овладевшие тактикой боя, они осознали возростающую роль авиации в войне.

В среде русских летчиков сформировались, воспитались настоящие профессионалы. Однако враги вынуждены были считаться и с россиянами: Казаковым Александром (20 сбитых самолетов); Крутнем Евграфом (17 выигранных воздушных поединков); Аргеевым Павлом (15 побед); Сергиевским Борисом (14); Северским Александром (13); Суком Григорием, Макиенком Донатом, - по 7; Лойко Иваном, Вакуловским Константином - по 6. Однако таковых было немного. Основную лямку войны, образно говоря, тянул рядовой пехоты.

Не отличался разнообразием социальный состав русских летчиков Первой Мировой войны. Все они были дворянами, учились в одних и тех же гимназиях, авиашколах. Все офицеры знали один другого лично.

Но все-таки общий тон войны в небе задавали не россияне, а немцы - Манфред Фон Рихтгофен (прозвище «Красный барон», 80 сбитых самолетов), Вернер Фосс (48 побед).

От них практически не отставали и французы: Рене Пауль Фонк одержал 75 побед, его земляк Георг Гинемар - 54, Карлса Ненжессер - 43.

Героизм русских летчиков I Мировой

Впечатляющее преимущество асов-немцев и французов, как мы уже упоминали, объясняется просто: наличием синхронизированного с самолетным винтом пулемета. Впрочем, заслуживает уважения и восхищения мужество, которое проявляли знаменитые русские летчики Первой Мировой.

Если по критерию мастерства пилотирования и мужеству российские офицеры не уступали колегам из Германии и Франции, то из-за устаревшей техники гибли они чаще.

Начало Великой Отечественной войны. Превосходство немецкой авиации

Она стала существенно мощнее и значительно усовершенствовались. В прошлом остались демонстрируемые на фронтах I Мировой войны характеристики:

Деревянная конструкция бипланов со стойками с проволочными растяжками между крыльями;

Неубирающееся шасси;

Открытая кабина;

Скорость - до 200 км/час.

Уже с 1935 г. германское министерство авиации взяло курс на произвдство инновационных цельнометаллических боевых машин: "Хенкель" Не 111, "Месершмитт" Bf 109, "Юнкерс" Ju 87, "Дорнье" Do 217 и Ju 88. В.

К примеру, новый бомбардировщик «Юнкерс» комплектовался двумя двигателями по 1200 л/с каждый. Он развивал скорость до 440 км/час. Машина несла с собой до 1,9 тонны бомб.

Советский же аналог этой техники - бомбардировщик ДБ-3 - начал производиться на 4 года позже - с 1939-го. Основной же бомбардировочный парк на начало войны состоял из деревянных тихоходных ХАИ - ВВ (220 км/час, бомбовая нагрузка - 200 кг).

К 40-м годам прошлого века двухместный истребитель потерял свою актуальность. В Советской Армии на начало войны основным истребителем был деревянный биплан И-16 с двигателем 710 л/с. Его максимальная скорость составляла 372 км/час, однако конструкция была комбинированной: крылья металлические, а фюзеляж - деревянный.

Германия же, учтя опыт войны в Испании, в 1939 г. приступила к производству истребителя "Мессершмидт" BF 109 F.

Борьба за господство в воздухе

Крайне сложная воздушная ситуация сложилась в первые же дни войны. 22 июня прицельной бомбардировкой было уничтожено 800 невзлетевших советских самолетов на основных аэродромах, а также 400 в воздухе (у противника уже был боевой опыт.) Немцы фактически уничтожили в районах базирования всю новую советскую летную технику. Так что господство в воздухе сразу, с 22.06.1941 года, захватили фашисты.

Очевидно, что при таких тяжелых обстоятельствах русские летчики проявить себя на поле боя могли не в полной мере. Однако победа досталась германской авиации дорогой ценой. С 22.06 по 05.07 1941 года она потеряла 807 своих самолетов. Только за 22.06.1941 г советские пилоты осуществили 6000 боевых вылетов.

В дальнейшем борьба за преимущество в воздухе отразилась и в эволюции организационных форм советской авиации. Она была изъята из общевойсковых частей и сосредоточена в новых - авиационных. Соединения смешанные сменились однородными: истребительными, бомбардировочными, штурмовыми. Оперативно в 1941 году были созданы резервные авиагруппы из 4-5 авиаполков, которые в 1942-м постепенно сменились воздушными армиями. К концу войны с советской стороны воевало уже 17 воздушных армий.

Таким образом, была достигнута возможность продолжительного во времени ведения боевых действий. Именно тогда знаменитые русские летчики стали одними из признанных героев ВОВ.

Первая крупная победа советских летчиков, по признанию Главнокомандующего ВВС, главного маршала авиации Кутахова П. С., пришлась на битву под Москвой. Из множества фашистских бомбардировщиков, стремящихся прорваться к столице, это удалось сделать лишь 28, что составляло всего лишь 1,4%. На подступах к столице русские летчики ВОВ уничтожили 1600 самолетов Геринга.

Уже в конце 1942 года Советская Армия была готова к реваншу в воздушном господстве. В резервах Ставки Главнокомандования сформировали 5 корпусов истребительной авиации с современными цельнометаллическими самолетами. С лета 1943 года советские истребители стали диктовать свои условия на поле боя.

Новаторство в организации боя

В каждой дивизии пилоты по признаку боевого опыта и дружбы были разбиты на боевые пары, из лучших выделялась группа асов. Каждой истребительной дивизии определялась ограниченная полоса фронта для охоты за немецкими бомбардировщиками. Для координации боя стала системно использоваться радиосвязь.

Приведем пример одного такого боя. Против четверки (звена) советских истребителей (ведущий - майор Найденов) немцы выслали 11 «Мессершмидтов» 109-й модели. Руководство боем велось с командного пункта 240-й ИАД. Оперативно с аэродрома взлетел второе звено ЯК-1 для усиления. Таким образом, в бой вступили 8 ЯКов против 11 "Мессеров". Далее все решало мастерство. Советский ас - лейтенант Мотуз - достойно сразился против 4-х «Мессеров». Благодаря маневру ему удалось уйти с линии огня, сбить один и подбить второй вражеский самолет. Оставшиеся два обратились в бегство.

Атакованные ими группы «Юнкерсов» в среднем теряли за один бой от четверти до трети своих машин. В результате активности наших летчиков массированные бомбардировки фашистской авиацией прекратились.

Истребители в направлениях возможного наступления и появления крупных вражеских авиационных сил производили «расчистку воздуха», для патрулирования выдвигаясь вглубь. По мере израсходования топлива и боезапаса они сменялись, производилось наращивание боевых сил на протяжении боя.

Русский реванш. Битва над Кубанью

Господство в воздухе было завоевано в битве над Таманским полуостровом. Фашисты там сконцентрировали группу из 1000 самолетов.

С советской стороны было порядка 900 боевых машин. Наша истребительная авиация была оснащена новыми самолетами ЯК-1, ЯК-7Б и ЛА-5. В день происходило порядка пят десятков воздушных боев. Об этом беспримерном авиастолкновении писал Л. И. Брежнев в «Малой земле», рассказывая, как очевидец, наблюдающий противостояние с земли. По его словам, взглянув на небо, одновременно можно было видеть сразу по нескольку боев.

В эпицентре сражения над Кубанью была 229 авиадивизия 4-й воздушной армии.

Русские летчики Второй Мировой войны, регулярно нанося врагу тяжелый урон, психологически сломили немецких асов, считавших себя лучшими в мире.

При всем при том следует признать, что немецкие асы дрались героически. Если германцы были достойны победы, то русские герои, казалось, потеряли всякое чувство самосохранения.

В дни максимально активных боев советские летчики спали в кабинах, поднимаясь в небо при первой команде, шли в бой, даже получив раны, питались адреналином. Многие по нескольку раз меняли машины: металл не выдерживал. Каждый летчик чувствовал: здесь творится история.

Именно над Кубанью впервые в эфире прозвучала легендарная фраза, заслышав которую, немецкие «бубновые» асы дружно разворачивали машины и обращались в бегство: «Achtung! Achtung! Achtung! Pokryshkin in Himmel! Achtung! As Pokryshkin in Himmel!».

После победы в битве над Кубанью и до конца ВОВ русский военный летчик стал доминировать в небе.

Знакомимся: Покрышкин Александр Иванович

Этот рассказ - о летчике уникальном. О гениальном теоретике и гениальном практике истребительного боя.

Александр Иванович, влюбленный в в жизни всегда хотел не просто «дойти до самой сути», но и «ухватить еще сверх того, что возможно». Он стремился к совершенству, но это нельзя было назвать эгоизмом. Скорее, Покрышкин был лидером, действующим по принципу «Делай как я!». Он был талантливым трудоголиком. До него никогда еще даже великие русские летчики не достигали подобного абсолютного уровня мастерства.

Мечтая стать асом, он определил для себя свои слабые стороны (стрельба по конусу, правый маневр), а потом, путем настойчивых тренировок, сотен и сотен повторений, достиг в них первенства среди сослуживцев.

Александр Иванович воевал с первых дней войны от границы Молдавии в составе 55-го истребительного авиационного полка. Ему поручали разведку дислокации частей противника, и с этим заданием Покрышкин справлялся блестяще.

Покрышкин всегда анализировал как позитивный, так и отрицательный опыт. Например, после того как его, истребителя, прикрывающего тихоходные бомбардировщики, «сбили» (Александр Иванович тогда через линию фронта вернулся к своим), он осознал пагубность снижения скорости и разработал новую тактику сопровождения - «змейкой».

Александр Иванович разработал русскую инновационную стратегию и тактику воздушного боя, абсолютно адекватную запросам времени. Его творческую личность всегда ненавидели карьеристы и догматики. Но, к счастью, идеи гениального летчика вскоре нашли свое воплощение в боевом уставе истребительной авиации.

Александр Иванович мог лишиться крыльев

В июне 1942 г. полк, где служил на самолете ЯК-1 герой, стал гвардейским.

Летом 1942 года его передислоцировали в Баку для перевооружения. Прямой бескомпромиссный характер летчика, его талант, очевидная способность сделать карьеру настраивали против него завистников. В то время, когда командир дивизии проходил лечение, эти подлые люди использовали время передышки между боями для сведения счетов с непокладистым асом.

Его обвинили в нарушениях уставов и инструкций и даже привлекли к суду. Покрышкин вполне мог оказаться в лагерях... К чести командира дивизии, тот, узнав о происшедшем, разрушив планы кляузников, спас героя-летчика.

Высокий полет

С марта 1943 г. Покрышкин летал на американской «аэрокобре». Весной 1943 г. полк был передислоцирован на Кубань, в эпицентр воздушной битвы. Здесь виртуоз истребительного боя в полной мере показал свое мастерство.

А боевой авиационный порядок всей Советской Армии во время Кубанской битвы впервые был выстроен «этажеркой» согласно выработанной Александром Ивановичем стратегии. Асы «Люфтваффе» несли неслыханные для себя потери.

Имя Покрышкина навечно золотыми буквами было вписано в историю русской авиации на страницах, где перед ним значились русские летчики Первой Мировой войны. Однако пилот превзошел даже их, став асом среди асов. По окончании ВОВ он командовал истребительной авиадивизией. Александр Иванович совершил более 600 боевых вылетов, сбив 117 самолетов противника.

Кожедуб Иван Никитович

По официальной статистике, результат Александра Ивановича Покрышкина превзошел лишь один человек: Кожедуб Иван Никитович. Сын даровитого крестьянина, самостоятельно научившегося грамоте и «пробившегося в люди», Иван впервые увидел небо из кабины самолета в 1939 году. Парень просто влюбился в профессию летчика, ему казалось, что в мире нет ничего прекраснее этого.

Не сразу он стал асом. Парень обучился летному делу в чугуевском авиаучилище. Когда началась ВОВ, он рвался на фронт, но его не отпускали, оставив служить инструктором.

Написав десятков пять рапортов, летчик-инструктор осенью 1942 года попал служить в 240-й истребительный полк. Кожедуб летал на истребителе ЛА-5. Полк, сформированный наспех и отправленный на Сталинградский фронт впопыхах, без надлежащей летной подготовки, вскоре был разбит.

В феврале 1943 г. года вновь отформатированный полк опять отправили на фронт. Но уже через полтора месяца - 26.03.1943 г. - Ивана Никитовича «сбили». Его, тогда по неопытности замешкавшегося и оторвавшегося на взлете от самолета прикрытия, сразу же атаковали шесть «мессеров». Несмотря на грамотную тактику будущего аса, из-за отсутствия прикрытия у него «на хвосте» оказался самолет противника. Благодаря феноменальному маневру Иван Никитович тогда выжил. Но урок - быть в небе неразрывно в паре с самолетом прикрытия - усвоил. Забегая наперед, сообщим, что в дальнейшем Кожедуб сбил 63 самолета противника.

Летал он всегда на ЛА-5, которых сменил 6. Сослуживцы вспоминали, что относился он к ним не как к машинам, а как к живым существам. Разговаривал с ними, называл ласково... Что-то непостижимо-религиозное было в отношениях человека и машины. Но поразительней всего было то, что ни разу, никогда на самолетах Ивана не было ни одного сбоя, ни одной внештатной ситуации, а самого пилота не раз спасала бронированная спинка сиденья.

Заключение

Известные русские летчики Великой Отечественной войны награждались высшей наградой Страны Советов - званием Героя Советского Союза: Александр Покрышкин и Иван Кожедуб - трижды; 71 летчик (из них 9 - посмертно) получил это высокое звание дважды.

Все награжденные - достойные люди. «Героя» давали за 15 сбитых вражеских самолетов.

Среди Героев - легендарный Алексей Петрович Маресьев, вернувшийся в строй после тяжелого ранения и ампутации ног. Ворожейкин Арсений Васильевич (46 сбитых самолетов), дважды герой Советского Союза с неповторимым рисунком боя, основанным на идеальном владении высшим пилотажем. Гулаев Николай Дмитриевич, которому принадлежит феноменальный результат (в битве над речкой Прут он сумел всего лишь за 4 минуты сбить 5 вражеских самолетов.) Список этот можно продолжать очень долго...


Кожедуб Иван Никитич: К 62 немецким самолетам официально сбитым И.Н.Кожедубом в годы Великой Отечественной войны, следует прибавить и 2 американских истребителя, сбитых им в самом конце войны. В Апреле 1945 года заградительной очередью Кожедуб отогнал пару немецких истребителей от американского В-17, но был атакован истребителями прикрытия, открывшими огонь с большой дистанции. С переворотом через крыло Кожедуб стремительно атаковал крайнюю машину. Тот задымил и со снижением пошел в сторону наших войск (пилот этой машины вскоре выпрыгнул с парашютом и благополучно приземлился).Второе фото - его самолет. - Ла-7 И.Н.Кожедуба, 176-й ГвИАП, весна 1945)


2. Покрышкин Александр Иванович: 24 мая Покрышкину было присвоено звание Героя Советского Союза. К этому времени на его счету оказалось уже 25 сбитых самолетов противника. Через три месяца он был награжден второй Золотой Звездой. Сражаясь с Люфтваффе на юге Украины, Покрышкин записал на свой счет еще 18 "Юнкерсов", включая два высотных разведчика. В ноябре 1943 года, используя подвесные баки, он устроил охоту за Ju.52, действующими на воздушных коммуникациях над Черным морем. За четыре вылета в условиях переменчивой морской погоды советский летчик отправил на дно пять трехмоторных транспортников.

В мае 1944 года Покрышкина назначили командиром 9-й гвардейской авиадивизии, но, несмотря на высокую должность, он не прекратил боевых вылетов, одержав до конца года очередные семь побед. Боевая деятельность самого известного аса СССР завершилась в Берлине. Всего за годы войны он совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 - в группе. (на фото ниже его самолет)


3.
Гулаев Николай Дмитриевич:Всего за войну гвардии майор Гулаев провел 240 боевых вылетов, в 69 воздушных боях сбил лично 57 и в группе 3 самолета противника. Его "производительность", 4 вылета на сбитый, стала одной из самых высоких в советской истребительной авиации.


4.
Евстигнеев Кирилл Алексеевич:Всего за годы войны он совершил около 300 боевых вылетов, провел свыше 120 воздушных боев, сбил лично 52 и в составе группы - 3 вражеских самолета. "Летчик - кремень", - так отзывался о нем Иван Кожедуб, некоторое время служивший с Евстигнеевым в одном полку.


5.
Глинка Дмитрий Борисович: После почти полугодового отпуска, учебы и пополнения летчики 100-го гиап приняли участие в Ясской операции. В начале мая в бою, где 12 "кобр" атаковали около полусотни Ю-87, Глинка сбил три бомбардировщика, а всего за неделю боев здесь уничтожил 6 самолетов противника.
При перелете на Ли-2 он попал в катастрофу: самолет ударился о вершину горы. Его с товарищами спасло то, что они расположились в xвосте машины - спали на самолетных чехлах. Все другие пассажиры и экипаж погибли. В результате аварии он получил тяжелые травмы: несколько дней был без сознания. Выписался из госпиталя через два месяца и в ходе Львовско-Сандомирской операции сумел уничтожить 9 немецких машин. В боях за Берлин он сбил 3 самолета в один день, а свою последнюю победу одержал 18 апреля 1945 г., в упор, с 30 метров, расстреляв ФВ-190.
Всего за войну он провел около 300 боевых вылетов, 100 воздушных боев, лично сбил 50 самолетов противника, из них 9 на Як-1, остальные - на "Аэрокобре".

На протяжении всей Великой Отечественной войны, за исключением разве что последних ее месяцев, пикирующий бомбардировщик люфтваффе Junkers Ju 87 был одним из основных противников советских летчиков-истребителей, особенно в периоды активных боевых действий. Поэтому в списках побед многих наших асов «лаптежники» (именно такую кличку получил у нас немецкий пикировщик за характерное неубирающееся шасси в массивных обтекателях) занимают видное место.

Совершивший из-за повреждений двигателя вынужденную посадку Ju 87B-2 из состава III./ St.G. 2, осень 1941 г.,
район станции Чудово, Ленинградская область (http://waralbum.ru )

Поскольку побед над Ю-87 (так самолет обозначался в советских штабных документах) было зафиксировано очень много – на 3000 летчиков-асов приходится около 4000 заявок на уничтожение вражеских пикировщиков – наличие их в боевых счетах асов находится, фактически, в прямой зависимости от общего количества сбитых самолетов, и верхние строчки списка занимают самые известные советские асы.

Первое место среди охотников за «лаптежниками» делят самый результативный летчик-истребитель антигитлеровской коалиции, трижды Герой Советского Союза Кожедуб Иван Никитович и другой знаменитый ас – дважды Герой Советского Союза Арсений Васильевич Ворожейкин. Оба этих летчика имеют на счету по 18 сбитых Ю-87. Кожедуб все свои «юнкерсы» сбил в составе 240-го ИАП (первая победа над Ю-87 – 06.07.1943, последняя – 01.06.1944), летая на истребителе Ла-5, Ворожейкин – в составе 728-го ИАП на Як-7Б (первый сбитый «лаптежник» – 14.07.1943, последний – 18.04.1944). Всего за войну Иван Кожедуб одержал 64 личные воздушные победы, а Арсений Ворожейкин – 45 лично и 1 в паре, причем у обоих выдающихся наших летчиков первыми в обширных списках сбитых ими самолетов значатся именно Ю-87.


Иван Никитович Кожедуб, лучший ас антигитлеровской коалиции, уничтожил больше всех Ю-87 – на е
го счету 18 немецких пикировщиков (http://waralbum.ru )

Вторую строчку в условном рейтинге уничтожителей «штук» занимает еще один летчик 240-го ИАП, летавший на Ла-5 – дважды Герой Советского Союза Кирилл Алексеевич Евстигнеев, одержавший за время своей боевой карьеры 13 личных побед над Ю-87, также имеющий еще один сбитый в группе. Всего Евстигнеев сбил 52 самолета противника лично и 3 в группе.

Третье место в списке по личным победам делят летчики 205-й истребительной авиадивизии Герой Советского Союза Василий Павлович Михалев из 508-го ИАП (213-й Гв.ИАП) и дважды Герой Советского Союза Николай Дмитриевич Гулаев (27-й ИАП/129-й Гв.ИАП), имеющие на счету по 12 уничтоженных «лаптежников» (у Василия Михалева, кроме того, имеется в активе 7 пикировщиков, сбитых в группе). Первый начал боевую карьеру на Як-7Б, «завалив» на нем 4 Ю-87, а остальные сбил, находясь в кабине ленд-лизовского истребителя P-39 «Аэрокобра»; второй – 7 первых «штук» отправил на землю, пилотируя Як-1 (причем два «юнкерса» Гулаев сбил таранными ударами), остальные победы одержал на «Аэрокобре». Итоговый боевой счет Михалева составил 23+14, а Гулаева – 55+5 воздушных побед.

Четвертую позицию рейтинга с 11 личными победами над Ю-87 занимает «великолепная пятерка» летчиков-истребителей ВВС КА, которую возглавляет Герой Советского Союза Федор Федорович Архипенко, имеющий на счету также 6 «лаптежников», сбитых в группе. Свои победы над Ю-87 летчик одерживал в рядах двух авиаполков – 508-го ИАП и 129-го Гв.ИАП, сбив два бомбардировщика лично на Як-7Б, остальные – на «Аэрокобре». Всего за время войны Архипенко сбил 29 самолетов противника лично и 15 в группе. Далее в список пилотов, сбивших по 11 Ю-87, выглядит так: Литвиненко Трофим Афанасьевич (воевал в составе 191-го ИАП на P-40 «Киттихаук» и Ла-5, итоговый боевой счет – 18+0, Герой Советского Союза); Михалин Михаил Федорович (191-й ИАП, «Киттихаук», 14+2); Речкалов Григорий Андреевич (16-й Гв.ИАП, «Аэрокобра», 61+4, дважды Герой Советского Союза); Чепинога Павел Иосифович (27-й ИАП и 508-й ИАП, Як-1 и «Аэрокобра», 25+1, Герой Советского Союза).

По 10 лично сбитых Ю-87 имеют на счету еще пятеро летчиков: Артамонов Николай Семенович (297-й ИАП и 193-й ИАП (177-й Гв.ИАП), Ла-5, 28+9, Герой Советского Союза); Зюзин Петр Дмитриевич (29-й Гв.ИАП, Як-9, 16+0, Герой Советского Союза); Покрышкин Александр Иванович (16-й Гв.ИАП, Управление 9-й Гв.ИАД, «Аэрокобра», 46+6, трижды Герой Советского Союза); Рогожин Василий Александрович (236-й ИАП (112-й Гв.ИАП), Як-1, 23+0, Герой Советского Союза); Сачков Михаил Иванович (728-й ИАП, Як-7Б, 29+0, Герой Советского Союза).

Кроме того, по 9 пикирующих «юнкерсов» отправили на землю 9 летчиков-истребителей, по 8 сбитых Ю-87 имеют 8 человек, по 7 – 15 пилотов.

"...Когда речь идет о каких-то частных вопросах, сомнения остаются. Уж слишком различным выглядит личный счет немецких асов и летчиков любых других стран. 352 самолета Хартманна и 60 самолетов Кожедуба, лучшего из летчиков-истребителей союзников, невольно наталкивают на разные мысли.

Прежде всего хочу указать на типовые ошибки советских историографов. Но кроме них часто приходится сталкиваться и с примерами подлогов и фальсификации, увы:

1. "Эрих Хартманн совершил всего 800 боевых вылетов".

Хартманн за годы войны совершил около 1400 боевых вылетов. Цифра 800 - это количество воздушных боев. Между прочим, получается, что Хартманн ОДИН совершил в 2,5 раза больше вылетов, чем ВСЯ ЭСКАДРИЛЬЯ «Нормандия-Неман» вместе взятая. Это характеризует напряженность действий немецких пилотов на Восточном фронте, для них 3–4 вылета в день были нормой. А если Хартманн провел в 6 раз больше воздушных боев, чем Кожедуб, то почему он не может, соответственно, и сбить в 6 раз больше самолетов? Между прочим, другой кавалер "Железного креста с дубовыми лстьями, мечами и бриллиантами", Ханс-Ульрих Рудель за годы войны совершил более 2500 боевых вылетов.

2. "Немцы фиксировали победы с помощью фотопулемета".

Требовались подтверждения свидетелей - пилотов, участвовавших в бою, или наземных наблюдателей. Иной раз, пилоты дожидались по неделе и больше подтверждения своих побед.

3. "Немцы фиксировали "попадания", а не "победы".

Здесь мы сталкиваемся с очередным вариантом недобросовестного кратного перевода мемуаров немецких лётчиков. Немецкий - английский - русский. Здесь может запутаться и добросовестный переводчик, а для подлога вообще простор. Выражение "claim hit" не имеет ничего общего с выражением "claim victory". Первое употреблялось в бомбардировочной авиации, где редко можно было сказать более определенно. Пилоты-истребители им не пользовались. Они говорили только о победах или сбитых самолетах.

4. "Хартманн имеет только 150 подтвержденных побед, остальные известны только с его слов".

Это, к сожалению, пример прямого подлога. Сохранилась первая летная книжка Хартманна, в которой зафиксированы ПЕРВЫЕ 150 побед. Вторая пропала при его аресте. Мало ли, что ее видели, и заполнял ее штаб эскадры, а не Хартманн. Ну нет ее - и все! Как пакта Молотова-Риббентропа. А значит, с 13 декабря 1943 Эрих Хартманн не сбил ни одного самолета. Интересный вывод, не так ли?

5. "Немецкие асы просто не могли сбивать столько самолетов за один вылет".

Очень даже могли. Прочитайте внимательнее описание атак Хартманна. Сначала наносится удар по группе истребителей прикрытия, потом по группе бомбардировщиков, а если повезет - то и по группе зачистки. То есть, за один заход ему на прицел поочередно попадали 6-10 самолетов. И сбивал он далеко не всех.

6. "Нельзя парой выстрелов уничтожить наш самолет".

А кто сказал, что парой? Вот описание бегства немецкой авиации из Крыма. Немцы вывозят в фюзеляжах своих истребителей техников и механиков, но при этом не снимают крыльевые контейнеры с 30-мм пушками. Долго ли продержится советский истребитель под огнем 3 пушек? Одновременно это показывает, до какой степени они презирали наши самолеты. Ведь ясно, что с 2 контейнерами под крыльями Ме-109 летал чуть лучше полена.

7. "Немцы поочередно обстреливали один самолет и каждый записывал его на свой счет".

Просто без комментариев.

8. "Немцы бросили на Восточный фронт элитные истребительные части, чтобы захватить господство в воздухе".

Да не было у немцев элитных истребительных подразделений, кроме созданной в самом конце войны реактивной эскадрильи Галланда JV-44. Все остальные эскадры и группы были самыми обычными фронтовыми соединениями. Никаких там "Бубновых Тузов" и прочей ерунды. Просто у немцев многие соединения, кроме номера, имели еще и имя собственное. Так что все эти "Рихтгофены", "Грайфы", "Кондоры", "Иммельманы", даже "Грюн Херц" - это рядовые эскадры. Обратите внимание, сколько блестящих асов служило в заурядной безымянной JG-52.

А что е было на самом деле? Например, такой, совершенно парадоксальный вывод, возникающий после прочтения мемуаров Хартманна: Эрих Хартманн не провел ПОЧТИ НИ ОДНОГО воздушного боя. Столь милую сердцу наших пилотов воздушную карусель он отрицал принципиально. Набор высоты, пикирование на цель, немедленный уход. Сбил - сбил, не сбил - неважно. Бой прекращен! Если и будет новая атака, то лишь по этому же принципу. Сам Хартманн говорит, что по крайней мере 80 % сбитых им пилотов даже не подозревали об опасности. И уж подавно никакого мотания над полем боя, чтобы "прикрыть свои войска". Между прочим, однажды против этого восстал и Покрышкин. "Я не могу ловить бомбы своим самолетом. Перехватывать бомберы будем на подходе к полю боя". Перехватили, получилось. А после боя Покрышкин за свою изобретательность по шапке получил. Зато Хартманн только и занимался охотой. Так что, его 800 боев будет более справедливо назвать воздушными столкновениями, что ли.

И еще вспомните то нескрываемое раздражение, которое сквозит в мемуарах наших летчиков по поводу тактики немецких асов. Свободная охота! И никак ему бой не навяжешь! Такая беспомощность, очевидно, исключительно от того, что Як-3 был лучшим истребителем в мире. Недостатки наших лучших истребителей показали и авторы российского фильма «Истребители Восточного фронта». О предельном потолке в 3–3,5 км для наших истребителей пишет во всех своих книгах А. Яковлев, выдавая это за большой плюс. Но только после просмотра фильма я вспомнил постоянно мелькающую строчку воспоминаний самого Хартманна. "Мы подходили к району боя на высоте 5,5–6 км". Вот! То есть немцы в принципе получали право первого удара. Прямо на земле! Это определялось характеристиками самолетов и порочной советской тактикой. Какова цена такого преимущества, догадаться нетрудно.

Хартманн совершил 14 вынужденных посадок. Это так. Однако почитайте повнимательнее описания этих случаев, например, бой с 8 "Мустангами". У Хартманна кончилось горючее, и он что? - пытается спасти самолет? Ничуть. Он только и выбирает момент, чтобы безопасно выброситься с парашютом. У него не возникает даже мысли спасать самолет. Так что на получивших по 150 попаданий самолетах возвращались только наши летчики. Остальные резонно полагали, что жизнь дороже кучи железа. Вообще создается впечатление, что к факту вынужденной посадки немцы относились довольно буднично. Сломался автомобиль, и ладно, поменяем, поедем дальше. Вспомните 5 вынужденных посадок за один день Иоханнеса Визе. При том, что за этот же день он сбил 12 самолетов!