Деловая игра для воспитателей «путешествие на затерянный остров с фгос дошкольного образования. Деловая игра для воспитателей «Путешествие в страну логических игр

В последние годы популярнейшим способом профессионального самообразования педагогов стала деловая игра. Она задумана в качестве моделирования живого педагогического процесса, его коллективной имитации, с целью поиска свежих решений в работе. В деловых играх мы не только узнаём новое, но и вспоминаем «хорошо забытое старое», касательно нашей профессиональной деятельности.

Сценарии деловых вечеров и педагогических интеллектуальных игр «на все случаи жизни» Вы можете найти на страницах этого раздела. Как правило, это опробованные на практике и доказавшие свою состоятельность «рецепты». Есть здесь и рекомендации по проведению деловых игр с участием родителей.

Деловая игра: отдыхаем душой, при этом работая головой.

Содержится в разделах:
  • Праздники для воспитателей и учителей. Сценарии мероприятий для сотрудников ДОУ и педагогов

Показаны публикации 1-10 из 714 .
Все разделы | Деловая игра

Конспект проведения педагогического совета в форме деловой игры «Дженга» Цель : анализ организации работы педагогического коллектива учреждения по использованию детской художественной литературы как эффективного средства реализации задач познавательного развития дошкольного образования Участники : педагогические работники Учреждения Оборудование :...

Родительское собрание в форме деловой игры «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых хранит меня» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ : представить себя в определенной роли, поддержать ситуацию игры; выработка и закрепление навыков общения, взаимопонимания, умения находить выход из трудных ситуаций. МАТЕРИАЛ : солнышко, фонограмма песни «Взрослые и дети» , музыка для психологического тренинга,...

Деловая игра - Деловая игра (для педагогов) «Сюжетно-ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста»

Публикация «Деловая игра (для педагогов) «Сюжетно-ролевая игра в системе...» Цель: повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада. Задачи: Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей Повышать методический уровень педагогов по организации сюжетно-ролевой игры...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Консультация для педагогов. Деловые игры в курсовой системе повышения квалификации педагога В настоящее время деловые игры нашли широкое применение в методической работе, в курсовой системе повышения квалификации, в тех формах работы с кадрами, где цель не может быть достигнута более простыми, привычными способами. Неоднократно отмечалось, что применение деловых игр...

Деловая игра для педагогов «Году Российского кино посвящается…» Цель: способствовать повышению интереса педагогов к рассматриваемой теме, творческому поиску, проявлению инициативы, росту педагогического мастерства. Оборудование: рупор,хлопушка для дублей, проектор, ноутбук, CD–проигрыватель,флешноситель с нарезками из к/ф, 5 корзин с...

Деловая игра «Использование социоигровой технологии как фактор успешного развития ребёнка старшего дошкольного возраста» [ Родительское собрание с использованием социоигровой технологии. Подготовила: воспитатель высшей категории Воронцова В.П. Слайд 1. Деловая игра «Использование социоигровой технологии – как фактор успешного развития ребёнка старшего дошкольного возраста». Цель: Познакомить...

Деловая игра - Деловая игра для педагогов ДОУ

Деловая игра для педагогов ДОУ. Тема: «Деловая игра для педагогов» Цель: Отобразить опыт педагогического коллектива ДОУ, используя активные методы работы с педагогами. Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплаченность, умение работать в команде....

Деловая игра с родителями «Права наших детей» в ясельной группе Деловая игра с родителями «Права наших детей» в ясельной группе. Актуальность темы «Права наших детей» заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности ребенка. Дошкольное детство - это период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его...

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский.

1. Игра «Продолжи фразу»

Участникам педсовета предлагается встать в круг и по очереди, передавая какой-либо предмет продолжить фразу: «Игра это…»

2. Игра «Интервью»

Участникам педсовета предлагается разбиться на пары и встать лицом друг к другу, образуя тем самым два круга (внутренний и внешний). Участник пары, который стоит во внешнем кругу будет корреспондент, а стоящий во внутренним кругу респондент. Задача респондента назвать как можно больше сюжетно-ролевых игр, а корреспондент должен зафиксировать полученную информацию.

3. Деление на группы

Участники педсовета, которые были респондентами, образуют первую команду, а те, кто был корреспондентами - вторую.

4. Вопрос - ответ

Каждой команде предлагается ответить на три вопроса. За каждый правильный ответ команда получает один балл.

§ Творческий характер сюжетно- ролевой игры определяется наличием ….(замысла)

§ Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль …. (взрослого)

§ Психические процессы, формирующиеся в процессе сюжетно- ролевой игры ….. (мышление, воображение, память)

§ Сторона действительности, которая моделируется, воспроизводится детьми в игре называется… (сюжет)

§ Образ, который ребенок принимает на себя добровольно или по договоренности с другими играющими называют … (игровой ролью)

§ Приемы руководства игровой деятельностью могут быть прямыми и …. (косвенными).

5. Правда ли что…

Каждой команде предлагается определить правдиво ли утверждение, которое зачитывает ведущий.

1. Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность детей 1-7 лет.

(нет, 3-7 лет)

2. Игра выполняет свои развивающие функции только тогда, когда является самостоятельной детской деятельностью.

3. Исследования педагогов и психологов доказывают, что дети дошкольного возраста не могут отличить игровую деятельность от учебной

4. В младшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра характеризуется осуществлением игровых действий (покатить машину, покормить куклу)

5. В среднем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра находится в фазе сюжетосложения: дети могут придумывать, комбинировать и развивать сюжет игры на основе личного опыта.

(нет, это характерно для старшего дошкольного возраста)

6. В игре ребенок не копирует жизненные впечатления, он их творчески перерабатывает.

(да, сюжетно-ролевые игры еще называют творческими)

7. С возрастом, устойчивость в подчинении игровому правилу неизменно повышается.

8. Основным критерием оценки уровня игровой деятельности детей является сложность тематического содержания ролевой игры.

(нет, основной критерий - игровые умения ребенка)

9. Игра «Интервью»

Участникам педсовета снова предлагается поиграть в игру «Интервью», только поменяться ролями. Участник пары, который был корреспондентом, становится респондентом и наоборот. Задача респондента назвать виды игр, а корреспондент должен зафиксировать полученную информацию.

Все данные полученные от респондентов передаются в информационный центр, где суммируются и оформляются на одном слайде.

10. Закрепляем понятия.

Каждой команде поочередно ведущий зачитывает определения, участники команды должны подобрать к нему понятие. Для выполнения этого задания на слайде выводятся данные собранные корреспондентами о видовом разнообразии игр.

1. Разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.

(Строительные игры )

2. Деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

(Сюжетно-ролевая игра )

3. Это игра, в которой происходит развитие сюжета со многими ролями, передаваемые ребенком игрушкам.

(Режиссерская игра )

4. Данная игра представляет собой намеренное, произвольное воспроизведение определенного сюжета в соответствии с заданным образцом - сценарием игры.

(Игра-драматизация )

5. Игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей

(Дидактическая игра )

6. Это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

(Подвижная игра)

11. Работа с таблицами

Каждой команде предлагается продумать, какие сюжетно-ролевые игры можно запланировать в соответствии с тематическими неделями. Для первой команды на первое полугодие, для второй на второе. Для выполнения этого задания на слайде выводятся данные собранные корреспондентами о многообразии сюжетно-ролевых игр.

12. Рефлексия (письменная)

Сценарий деловой игры для воспитателей дошкольных образовательных организаций на тему:

« Калейдоскоп профессий»

Цель деловой игры: организация работы по повышению уровня профессио­нальной компетенции педагогов посредством организации рабо­ты по формированию представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями.

Задачи:

    Совершенствовать воспитательно-образовательный про­цесс по расширению и уточнению представлений детей о раз­ных видах труда, трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материа­лах, необходимых для работы.

    Способствовать построению модели организации организованной образо­вательной деятельности при ознакомлении дошкольников с тру­дом взрослых.

    Активизировать деятельности педагогов по ознакомлению до­школьников с профессиями.

Планируемый результат работы. В про­цессе обсуждения и проведения данного мероприятия участники деловой игры смогут повысить уровень теоретических знаний по формированию представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями: узнать о разнообразии профессий в современном мире; освежить в памяти технологию ознакомления детей с про­фессиями; обменяться имеющимся опытом по организации рабо­ты с детьми по ознакомлению с трудом взрослых; задать вопросы друг другу и старшему воспитателю.

Оформление музыкального зала : экран, проектор, ноутбук, на стенах буквами выложены слова «Ярмарка профессий», на другой стене картинки с профессиями, карусель.

Оборудование: карточки для игр «Найди пару», «Разложи профессии по возрастным группам», «Пословицы», сундук с монетами для подсчета очков команд, бумажные пряники с загадками - узор на пряниках 2 видов для разделения педагогов на две команды, столы для команд. Костюмы для ряженья воспитателям - ведущим семинар.

Ход игры: Перед началом игры воспитатель в русском народном костюме - Хозяюшка, предлагает педагогам разделиться на команды, для этого предлагает с подноса взять пряник с загадкой. Отгадав загадку, педагог проходит в зал и садится на место указанное в прянике. Так педагоги поделены на две команды.

Ведущий: Ой, вы гости дорогие, приглашаю Вас на нашу ярмарку профессий. Для участия в нашей игре, отведайте моих пряничков. (Педагоги подходят к ведущему и угощаются пряниками).

Загадки для педагогов.

Мастер он весьма хороший,

Сделал шкаф нам для прихожей.

Он не плотник, не маляр.

Мебель делает... (столяр)

Правила движения

Знает без сомнения.

Вмиг заводит он мотор,

На машине мчит... (шофер)

Темной ночью, ясным днем

Он сражается с огнем.

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит... (пожарный)

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит... (строитель)

Кто плывет на корабле

К неизведанной земле?

Весельчак он и добряк.

Как зовут его? (Моряк)

Наяву, а не во сне

Он летает в вышине.

Водит в небе самолет.

Кто же он, скажи? (Пилот)

С ним, наверно, вы знакомы.

Знает он про все законы.

Не судья, не журналист.

Всем совет дает... (юрист)

На посту своем стоит,

За порядком он следит.

Строгий смелый офицер.

Кто он? (Милиционер)

Гвозди, топоры, пила,

Стружек целая гора.

Это трудится работник -

Делает нам стулья... (плотник)

Он от всех родных вдали

Водит в море корабли.

Повидал немало стран

Наш отважный... (капитан)

По мосту чтоб мчался скорый,

Чинит он на дне опоры.

Целый день за разом раз

Вглубь ныряет... (водолаз)

Кто движеньем управляет?

Кто машины пропускает?

На широкой мостовой

Машет жезлом... (постовой)

На посту он в снег и в зной,

Охраняет наш покой.

Человек, присяге верный,

Называется... (военный)

Стук летит из-под колес,

Мчится вдаль электровоз.

Поезд водит не таксист,

Не пилот, а... (машинист)

В фильмах трюки выполняет,

С высоты на дно ныряет

Подготовленный актер.

Быстрый, смелый... (каскадер)

Тонкой палочкой взмахнет -

Хор на сцене запоет.

Не волшебник, не жонглер.

Кто же это? (Дирижер)

Мастерица на все руки

Нам сошьет пиджак и брюки.

Не закройщик, не ткачиха.

Кто она, скажи? (Портниха)

Кто пропишет витамины?

Кто излечит от ангины?

На прививках ты не плачь -

Как лечиться, знает... (врач)

Громко прозвенел звонок,

В классе начался урок.

Знает школьник и родитель -

Проведет урок... (учитель)

На витрине все продукты:

Овощи, орехи, фрукты.

Помидор и огурец

Предлагает... (продавец)

Учит вежливости нас,

Почитает вслух рассказ.

Не учитель, не писатель.

Это няня,... (воспитатель)

Старший воспитатель: Уважаемые педагоги мы начинаем нашу работу, а о чем пойдет речь, предлагаю послушать стихотворение:

Четыре педагога в нарядах читают стихотворение:

1 Жил человек пещерный

В дебрях седых времен

Дом его был пещерой,

Не было мебели в нём.

Ел лишь сырое мясо

Без вилки, ложки, ножа.

Одеждой была лишь шкура,

Оружие камень большой.

2. Но человек всё думал,

И стал делать он орудия-

Топор, копьё, ножи.

Из шкур стали шить одежду,

Из дерева мебель творить.

Так стал человек разумным.

Детей стал своих учить.

3. Различным ремёслам да делу,

Чтоб им жилось веселей.

Уютными стали жилища,

Чтоб мебель, посуда была.

И двор со скотиной домашней,

И вдоволь еды и питья.

И стали уже развиваться

Профессии разные.

4. Много прошло столетий,

Древность угасла в веках.

Но человек собирает

Злаков зерно на лугах.

Воину нужны доспехи,

Людям продукты и кров.

5.Значит нельзя на свете

Обойтись без мастеров.

Сапожник, столяр, портниха,

Повар, пекарь, гончар,

Врач, музыкант, учитель

Работают и сейчас.

Старший воспитатель: Уважаемые педагоги, предлагаю вам отгадать зашифрованное слово на экране и по первым буквам угадать слово.

На экране слайд со словами: п ир, р ис, о гонь, ф рукт, е ль, с осулька, с лон, и рисблоко.

Старший воспитатель: Правильно, это слово-профессии. Сегодня мы с вами поговорим о профессиях.

Старший воспитатель . Согласно Д. Б. Эльконину, в дошколь­ные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в уста­новлении их контактов с взрослым миром. Формирование си­стемных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобра­зование человеком предмета труда в продукт (результат труда). Системные знания о труде дают возможность старшим дошколь­никам установить связь между результатом труда и деньгами. За свой труд взрослые получают деньги.

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоян­но развивающаяся система. Как же знакомить детей с профессия­ми взрослых?

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социа­лизации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых – это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрос­лых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети по­лучают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечи­вает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диа­логе позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Но проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста очень мало знают о профессиях. Воспитание уважения к лю­дям, интереса к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить, – возможность формирования созна­тельного отношения к труду, стремления к созидательной дея­тельности.

Сегодня мы с вами уточним свои знания о разных видах труда, трудовых действий, совершаемых взрослыми; о результатах тру­да; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы; поговорим о том, какими способами можно пробудить у детей любознательность, интерес к деятельности взрос­лых.

Итак, мы начинаем нашу игру:
Конкурс 1. «Доскажи пословицу»

Педагогам зачитывается первая часть пословицы, педагоги заканчивают пословицу.

    Врач должен иметь глаз сокола , сердце-льва , руки женщины .

    Если труд- удовольствие, то жизнь- наслаждение .

    За трудовую копейку – бейся, нетрудовой копейки – бойся .

    Легко добыто, легко и прожито .

    Не ленись за плужком - будешь с пирожком .

    От труда здоровеют, от лени болеют .

    Рукам работа, душе праздник .

    Чтобы хорошо жить, надо труд любить .

    Языком богу – молись, а руками работать не ленись .

Конкурс 2. «Соедини пословицу»

Пословицы разрезаны на 2 части и предложены командам, команда победитель та, которая первая правильно соединит пословицы и зачитает присутствующим.

1 . Если нет охоты – мало толку от работы.

2. Дело мастера боится.

3. Кто ловок в труде – кует счастье себе.

4. Тот человек в почете, чьи руки в работе.

5.Труд кормит, а лень портит.

6.Если не трудиться – можно в жизни заблудиться.

7. Кончил дело - гуляй смело .

8. От труда здоровеют, а от лени болеют .

9. На работу с радостью, а с работы с гордостью .

Конкурс 3. «Головоломка»

Вам необходимо (поочерёдно) разобраться в словах, в названии которых имеется (скрыта профессия)

РВАЧ = В- - - (медработник)

ТЁРКА = А - - - - (театральная и кинематографическая профессия)

КУЛОН = К - - - - (весёлая цирковая профессия)

МАРЛЯ = М - - - - («разноцветный рабочий»)

СТАРИНА = С - - - - - - (младший медработник)

ВОДОСТОК = С - - - - - - - (животноводческая профессия)

КРЕДИТОР = Д - - - - - - - (руководитель предприятия, начальник)

Конкурс 4. «Самая – самая»
Инструкция: «Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по вашему, в наибольшей степени данной характеристике подходят. К примеру, характеристика – самая денежная профессия, – какие профессии являются самыми-самыми денежными?».

Ведущий называет первую характеристику, а участники сразу же по очереди (по кругу) предлагают свои варианты. Если у кого-то возникают сомнения, что названа самая-самая (или близкая к самой-самой), то можно задавать уточняющие вопросы.
Далее называется следующая характеристика и т.д. Всего таких характеристик должно быть не более 5-7.
Ведущий выписывает 3-5 наиболее «прозвучавших» вариантов, после чего организуется небольшое обсуждение и выделение «самой-самой» профессии.
Для того чтобы упражнение проходило более интересно, ведущий обязательно должен заранее отобрать наиболее необычные характеристики профессий, которые должны заинтриговать участников.
1. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор...)
2. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе...)
3. Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
4. Самая волосатая (парикмахер...)
5. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
6. Самая неприличная (венеролог, ассенизатор...)
7. Самая смешная (клоун, пародист...)
8. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
9. Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)

Старший воспитатель : Пока жюри считает очки, мы продолжаем дальше путешествие по нашей ярмарке профессий. Нас встречает хозяюшка и предлагает нам покататься на «Карусели профессий».

Хозяюшка: Предлагаю педагогам выйти из-за стола, и поиграть в карусель.

Водящий берет шест карусели, звучит музыка из мультфильма карусель, поехала карусель. Музыка останавливается, педагоги должны показать задание водящего : «Как делает врач», «Как делает повар», «Как делает шофер», «Как делает маляр»…

Старший воспитатель : Молодцы педагоги справились с заданиями «Карусели профессий», а теперь мы предлагаем занять свои места и мы продолжаем работу на ярмарке профессий, который очень широк и многообразен. Попробуем сориентироваться в нем и распределить профессии в группы по различным признакам.

Конкурс №5 для педагогов: « Разложи профессии по возрастным группам».

Цель: закрепить знания педагогов, в каких возрастных группах, с какими профессиями знакомить детей.

Оборудование: карточки с профессиями и возрастными группами.

Задание: Разложить группы по возрастанию и приложить к ним профессии в соответствии с возрастной группой. Выигрывает команда, которая первой соберет столбики.

Вторая группа раннего возраста

(от 2 до 3 лет)

Младшая группа

(от 3 до 4 лет)

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Старшая группа

(от 5 до 6 лет)

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

воспитатель,

воспитатель,

воспитатель,

воспитатель,

воспитатель,

младший воспитателя,

младший воспитателя,

младший воспитателя,

младший воспитателя,

младший воспитателя,

музыкальный руководитель,

музыкальный руководитель,

музыкальный руководитель,

музыкальный руководитель,

музыкальный руководитель,

врач,

врач,

врач,

врач,

врач,

продавец,

продавец,

продавец,

продавец,

продавец,

повар,

повар,

повар,

повар,

повар,

шофер,

шофер,

шофер,

шофер,

шофер,

строитель

строитель

строитель,

строитель,

строитель,

учитель,

учитель,

почтальон

работников сельского хозяйства

транспорта, торговли,

транспорта, торговли,

связи

связи, работники банка

Конкурс № 6: «Ты мне, я тебе»

Цель: умение показать жестами содержание пословицы.

Задание: Команде дается по выбору одна пословица, команда готовится и без слов должна проиграть свою пословицу. Выигрывает та команда, которая первая угадает и озвучит пословицу.

Пословицы для команд.

    Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

    Кто не работает, тот не ест.

    Глаза страшатся, а руки делают.

    Не ленись за плужком - будешь с пирожком.

    Работа - с зубами, а лень - с языком.

    Кончил дело - гуляй смело.

    Делу - время, потехе - час.

    Хочешь, есть калачи, не лежи на печи.

    Труд кормит, а лень портит.

Конкурс № 7: «Музыкальный …»

Уважаемые команды, предлагаю вам вспомнить песни, в которых говорится о профессиях.

Выигрывает команда, которая вспомнит и пропоет больше песен о профессиях.

Конкурс № 8: «Вспомнить всё…»

Уважаемые команды, предлагаю вам вспомнить и перечислить формы работы, которые вы будете использовать в работе с детьми при ознакомлении с профессиями.

Предполагаемые ответы: организованная непосредственно образовательная деятельность; совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация практических трудовых действий; самостоятельная деятельность ребенка; познавательно-исследовательская, проектная деятельность ребенка; наблюдения за трудом взрослых; коммуникативная деятельность; чтение художественной литературы; художественно-творческая деятельность; игровая деятельность; моделирование; целевые прогулки и экскурсии; культурно-досуговая деятельность; экскурсии и встречи с людьми разных профессий; встречи с интересными людьми; живой пример окружающих взрослых.

Старший воспитатель : Для подведения итогов нашей игры предоставляю слово нашему уважаемому жюри.

Члены жюри: игра была горячая, каждая команда правильно отвечала на поставленные вопросы, и при подсчете очков, количество очков равное, играли дружно, победила – дружба.

Список литературы:

1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим - М.: "Педагогическое Общество России", 2000.

2. Алябьева Е.А.Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: КН I – М.: ТЦСФЕРА, 2006.

3. Ильчук Н.П. Хрестоматия для детей старшего дошкольного - М.: АСТ, 1998.

4. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие: Изд-во "Николаев", 2004.

5. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых // Дошкольное воспитание.- 1978.- № 10.

6. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде-М.: Просвещение,1974.

7. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет-М.: ТЦ Сфера, 2008.

8. Мосалова Л.Л. Я и мир: конспекты занятий по социально- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста– спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

9. Программа "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС ДО.

10. Материалы с сайтов: « Маам.ру, Дошкольник.ру и др.»

Цель игры: повышение уровня аналитической и рефлексивной культуры воспитателей ДОУ.

Материал и оборудование: карточки с названиями сюжетно-ролевых игр, с изображениями атрибутов к ним, с указанием составляющих здорового образа жизни, гонг, таймер, 3 коробки с набором материала, бэйджи с эмблемами команд, дипломы победителей, призы, дидактическое пособие «Кольца Луллия», интерактивная доска, система интерактивного опроса, 3 ноутбука, по количеству участников: бумага, фломастеры.

Ход проведения интерактивной игры

Ведущий (В.). Добрый день, уважаемые коллеги! Наша встреча посвящена вопросам организации игровой деятельности воспитанников, поэтому проведём мы её в форме интерактивной игры.

Ведущий представляет членов жюри.

В. В игре принимают участие команды: «Развивай-ка», «Умней-ка», «Начинай-ка». Прошу капитанов представить команды.

В центр зала поочерёдно выходят капитаны.

Девиз команды «Развивай-ка».

Наши дети все играют,

И игра их развивает.

Мы сегодня победим,

Мы все игры знать хотим!

Девиз команды «Умней-ка».

Дети - умнички у нас.

Они играют - высший класс!

Чтобы нам умнее стать,

Тоже нужно поиграть!

Девиз команды «Начинай-ка».

Чтоб игру организовать,

И в игре всему научим!

В. Перед вами на интерактивном экране виды игр: сюжетно-ролевые, дидактические, строительные и подвижные. Это направления нашей игры. Капитаны команд будут по очереди выбирать направление, каждое из них содержит несколько различных заданий. За правильно выполненное задание команда получает 1 балл. В конце мы подведём итог игры и определим команду-победителя.

Направление «Сюжетно-ролевые игры»

Цель: совершенствование знаний и умений воспитателей ДОУ по организации сюжетно-ролевых игр.

1-е задание. «Кольца Луллия»

Задачи: углубить знания по организации и проведению сюжетно-ролевых игр; развивать нестандартное мышление.

На первом круге - карточки с названием сюжетно-ролевых игр («Аптека», «Магазин продуктов», «Кафе» и т.д.), на втором - с изображением атрибутов к играм (кассовый аппарат, ножницы, весы и т.д.), на третьем - с указанием составляющих здорового образа жизни (рациональное питание, физическая активность, соблюдение режима дня и т.д.).

Капитаны команд подходят к пособию, поочерёдно раскручивают кольца и, получив случайный результат, после 3 мин обсуждения в команде, объясняют, как можно сформировать у детей представления о здоровом образе жизни (например, о рациональном питании - при помощи игрушки автомобиля в сюжетно-ролевой игре «Больница»).

2-е задание. «Планировщик»

Задача: совершенствовать знания воспитателей ДОУ по планированию и проведению сюжетно-ролевых игр.

Капитаны команд из рук ведущего берут карточки с названиями сюжетно-ролевых игр («Медицинский центр», «Салон красоты», «Кафе»). Командам предлагается в течение 3 мин спланировать предварительную работу к ним.

Жюри подводит итог.

Направление «Дидактические игры»

Цель: повышение навыков воспитателей ДОУ по организации и проведению дидактических игр.

1-е задание. «Плакат»

Задачи: совершенствовать компетентность воспитателей дошкольного образования в области ИКТ; развивать творческое воображение.

Капитаны команд выбирают по ноутбуку, в каждом из которых на «Рабочем столе» содержится электронная папка с одной из тем («Здоровый образ жизни», «Правила дорожного движения», «Берегите природу»,) и подборкой изображений к ней. Командам предлагается в течение 5 мин с помощью средств ИКТ в электронном виде оформить плакат и перечислить варианты его использования как дидактического пособия. После выполнения задания плакат выводится на интерактивный экран, и команда защищает свой проект.

2-е задание. «Четвёртый лишний»

Задачи: совершенствовать знания воспитателей ДОУ о разнообразии дидактических игр; развивать логическое мышление.

На экране интерактивной доски появляется изображение четырёх видов спорта. Через 3 мин необходимо назвать лишний, объяснить почему и придумать вариант дидактической игры «Четвёртый лишний», направленный на освоение воспитанниками какой-либо области учебной программы дошкольного образования.

3-е задание. «Классификатор»

Задача: углубить знания воспитателей ДОУ о классификации дидактических игр.

На интерактивной доске предлагается распределить дидактические игры в соответствии с имеющейся классификацией (с игрушками и предметами, настольно-печатные, словесные). Каждой команде даются различные дидактические игры и 3 мин на выполнение, после чего необходимо объяснить, как использовать в образовательном процессе тот или иной вид игры.

Жюри подводит итог.

Направление «Строительные игры»

Цель: закрепление знаний воспитателей ДОУ об организации конструктивной деятельности своих воспитанников.

1-е задание. «Прораб»

Задача: углубить знания воспитателей ДОУ об этапах работы по организации строительных игр.

С использованием системы интерактивного опроса при помощи пультов воспитателям дошкольного образования предлагается в течение 3 мин выстроить последовательность усложнения конструирования. После выполнения задания на экран выводятся диаграммы результатов каждой из команд, определяется победитель.

Правильная последовательность: 1 - возведение сооружений взрослым с показом детям всех приёмов конструирования и пояснения действий; 2 - показ образца строения, выполненного воспитателем дошкольного образования, с последующим анализом его составных частей; 3 - показ приёмов конструирования, которыми дети овладевают для возведения построек; 4 - предложение образца незаконченного строения, которое детям необходимо закончить самостоятельно; 5 - конструирование по теме или заданным условиям; 6 - возведение детьми сооружений по их собственному замыслу.

2-е задание. «Проблемная ситуация»

Командам предлагается проблемная ситуация. Необходимо за 3 мин найти как можно больше её решений.

Два мальчика придумали игру. Каждый взял машину. Саша из конструктора сделал большой гараж и дорогу, а Ваня - только гараж. Чтобы игра была интереснее, Ваня начал ездить своей машиной по дороге, которую построил его друг. Саша со словами: «Надо было свою дорогу строить» оттолкнул Ваню. А Ваня расплакался от обиды и сломал дорогу. Тогда Саша в отместку сломал гараж Вани…

Жюри подводит итог.

Направление «Подвижные игры»

Цель: совершенствование знаний воспитателей ДОУ по развитию двигательной активности и физических качеств воспитанников посредством подвижных игр.

1-е задание. «Блиц»

Задачи: повысить уровень аналитической культуры воспитателей ДОУ; совершенствовать знание учебной программы дошкольного образования.

На электронном экране появляется вопрос. На него будет отвечать та команда, которая первой подаст сигнал. В случае неверного ответа право отвечать на вопрос переходит другим. Затем на экране появляется правильный ответ.

Вопросы:

  • Назовите ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. (Игра.)
  • Как часто планируются подвижные народные игры? (Один раз в неделю.)
  • Каково оптимальное количество повторений одной игры? (3-5 раз.)
  • Какое основное назначение игр малой подвижности? (Восстановление пульса и дыхания у детей.)
  • Как называются игры для развития у детей мелкой моторики? (Пальчиковые игры.)
  • В каком возрасте широко используются игры-эстафеты? (В старшем дошкольном возрасте.)

2-е задание. «Всё в дело!»

Задача: стимулировать инициативу и творчество воспитателей ДОУ.

Командам предлагается за 5 мин разработать нестандартное спортивное оборудование из предложенного каждой команде набора с материалом и продемонстрировать, как его можно использовать.

3-е задание. «Тренер»

Задача: совершенствовать умение классифицировать подвижные игры.

Предлагается за 3 мин распределить на интерактивной доске подвижные игры по степени физической нагрузки (высокой, средней и малой подвижности). У каждой команды свой набор игр и задание продумать, какие из предложенных игр можно использовать на прогулке (в специально организованной деятельности, закаливании).

Жюри подводит итог.

Рефлексия «Футбольное поле»

На интерактивном экране появляется изображение игроков на футбольном поле (забивает гол, стоит на воротах, сидит на скамейке запасных, размышляет в задумчивой позе).

В зависимости от индивидуального анализа и оценки своего продвижения в ходе интерактивной игры, каждому участнику предлагается обозначить фигурку на футбольном поле, которая наиболее точно передаёт его состояние на этом мероприятии.

Л. Янковская, А. Хамраева

Семинар для воспитателей ДОУ

Цель и задачи игры . Расширять и обобщать знания по теме «Игра как основной вид деятельности дошкольников»; уточнять знания о видах игр, формах, методах и приемах работы с детьми; посредством игрового моделирования создать условия для проявления творческой инициативы; вызвать осознание необходимости знакомиться с опытом коллег для повышения качества своего профессионального труда; знакомить с новой методической литературой по игре.

Оборудование. Настенный алфавит с кармашками для заданий, где вместо букв Ъ, Ь, Ы, Ё, Й помещены лица-эмоции, все остальные буквы имеют расшифровку (например, А – азартная игра, Б – быстрая, В – вредная, Г – грандиозная игра и т.д., а в ходе игры воспитатели будут давать определения, что это за игры, как они это понимают.)

Карточки красного, синего, зеленого цвета (не менее 10 штук каждого цвета) – ими обозначаются буквы и задания для каждой команды и гостей. Полоски с заданиями, разложенные в кармашки (33 штуки). Настенный планшет, куда будут крепиться высказывания выдающихся личностей об игре. Мольберт, указка, два колокольчика, две коробки с бросовым материалом. Стендовая информация, которая будет служить подсказкой во время игры. Тематические газеты «Хорошо, когда с утра начинается игра», которые создавали дети, воспитатели и родители (стихи, рисунки, рассказы, сказки, коллажи т.д.). Проекты сюжетно-ролевых игр на бумаге (паутинки).Ведущий.
Хорошо, когда с утра
Начинается игра!
Смех, веселье, беготня,
Когда играет ребятня.
Позавидуешь детишкам:
И девчонкам, и мальчишкам.
Взрослым хочется играть,
Да нужно меру соблюдать.
Но сегодня день особый,
Собрались мы неспроста.
И у взрослых, и у взрослых,
Начинается игра!
Перед вами вот висит
«Игровой алфавит»!
В правила игры вникайте,
Что за чем запоминайте!
Не скучайте, не ленитесь
И в игру нашу включитесь.
Что ж, друзья, встречать пора
Команды «Букварь» и «Азбука»!
Звучит музыка, команды входят в зал и рассаживаются за столы.

Ведущий.
Чтоб команды оценить,
Жюри нужно пригласить.
Чтоб не сбиться нам со счета
И очки все подсчитать,
Счетную комиссию нужно выбирать.

Что ж, начнем!

Правила игры. Жюри оценивает команды по трехбалльной шкале за все выполняемые задания. Команды по очереди отвечают на вопросы и представляют выполненные задания.Время выполнения заданий (в зависимости от сложности) от 1 до 5 минут.Гости имеют право участвовать в игре. Выбор заданий для гостей делает ведущий. В каждой команде может участвовать от 6 до 12 педагогов.

Мозговой штурм (разминка). Командам надо внимательно посмотреть на игровой алфавит и объединить буквы в пары по ассоциациям, противоположным или аналогичным. Назвать не менее трех пар.Помощник ведущего расставляет цветовые карточки с заданиями по парам букв, определенных командами. Команда «Букварь» – красные карточки, команда «Азбука» – зеленые, гости и болельщики – синие карточки. Команда, которая готова отвечать первой, оповещает ведущего колокольчиком, что дает право на выбор игрового задания, т.е. очередной буквы.

Первое задание: команде «Букварь» – найти противоположное значение, команде «Азбука» – найти аналогичное значение. Команды называют пары, помощник расставляет карточки.
Второе задание выполняется на основе домашнего задания. Каждый участник должен найти, какие определения игре давали известные люди. Команды зачитывают определения по очереди, внимательно слушая друг друга и не повторяясь. Помощник ведущего прикрепляет высказывания на планшет. Каждая команда должна придумать свое определение игре и зачитать его. На это дается 1 минута. Пока команда готовится, гости подбирают слова-определения: какими могут быть игры на букву Щ (например, щепетильная, щадящая, щедрая) – и поясняют, что это за игры.
Раскрыть этапы становления сюжетно-ролевой игры, которые готовят ребенка к коллективной игре: команде «Азбука» по Е. Кравцовой, команде «Букварь» по Д. Эльконину.
Изготовление образных и шумовых игрушек. Представление образной игрушки
стихотворением, песней, танцем, мимикой, пантомимой, образом и т.д. Озвучание стихотворения при помощи шумовых самодельных игрушек из бросового материала. Время на изготовление игрушек – 5 минут.

Команде «Букварь» предлагается стихотворение «Лягушата».


На зелененькой опушке –
ква-ква-ква! –
Собрались, сидят лягушки –
ква-ква-ква!
«Мух ловить – ням-ням-ням! –

Очень вкусно нам, нам, нам!
А потом по лужам прыгать –
шлеп-шлеп-шлеп!».
Ох, веселый, лягушата,
лягушачий вы народ!

Команде «Азбука» предлагается стихотворение «Дождик».

Закачались деревья, зашумела трава –
Ша-ша-ша, ша-ша-ша!
На деревьях запела, заиграла листва –
Ла-ла-ла, ла-ла-ла!

И по небу прокатился шалунишка громкий гром –
Бом-бом-бом!
И закапали капели, тихо песенку запели –
Кап-кап-кап!
Вот по крыше, по стеклу –

Кап-кап-кап!
По крылечку моему –
Кап-кап-кап!
Все сильнее, все сильней лягушатам веселей!

Хи-хи-хи! Да ха-ха-ха! Вот какая красота!

Игра «Ромашка» со зрителями «Чему учится ребенок в игре?» (раздать лепестки ромашки и маркеры всем желающим гостям, после выполнения задания выложить ромашки на ковре и зачитать, какие знания, умения и навыки получает ребенок в процессе игры).

Представление командами игрушек.

5. Фрагмент занятия с использованием концептуальной позиции «Право ребенка на игру».

Основа – домашнее задание. На показ фрагментов занятий отводится 8–10 минут. Задание для гостей и болельщиков.«На игровом алфавите вы видите лица-эмоции. Какое вам больше всего нравится? (Веселое.) Чтобы ваше настроение было таким же веселым, послушайте гимн воспитателей».
Не крутите пестрый глобус,
Не найдете вы на нем
Той страны, страны огромной,
О которой мы поем.
Каждый день наполнен смехом,
Удивленьем, красотой,
Пониманьем и вниманьем,
Удивительной игрой.
И в эту страну все спешит
И спешит детвора.
Их мамы и папы
За ручку приводят сюда.
В стране этой самой веселой,
Встречают их сказкою новой.
Страна эта в сердце всегда

Зовется «Детсадия»!

6. Игра с карандашами.
Ведущий. Внимание! Вот символы, к которым нужно подобрать как можно больше игр (настольно-печатных, подвижных, интеллектуальных, сюжетно-ролевых и др.), подходящих к выбранным символам, например игры к символу «круг» – «Ловишка из круга», хороводные игры, настольно-печатная игра «Дроби» и т.д. На подготовку отводится 3 минуты.

Команды делают выбор. Пока команды заняты, гости отвечают на вопрос: чем сюжетно-ролевые игры отличаются от театрализованных?

7. Представление проектов сюжетно-ролевых игр «Пароход», «Больница» (паутинки, альбомы с фотографиями, детские рисунки и т.д.).

8. Блиц-опрос.

Блиц-опрос для команды «Букварь»
Действия ребенка с игрушкой. (Игра.)
Как называются игры, в которых дети максимально используют свой запас знаний, мыслительные способности?(Интеллектуальные игры.)
Назовите любую экологическую игру. (С какого дерева какой листочек?)
В какой сюжетно-ролевой игре задействованы матрос, капитан, кок? (Пароход.)
Кто автор этого высказывания «Игра – это детство, а детство – это игра»? (В.А.Недоспасова.)
О существовании каких двух миров говорил в своем открытии Ж. Пиаже? (Мир детей и мир взрослых.)
Как называются игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия куклу, действуя при этом в двух планах, то есть за себя и за куклу? (Режиссерские игры.)
Как называются предметы, которые заменяют ребенку игрушку? (Предметы-заместители.)
Старший дошкольник в игре больше нуждается в пространстве или игрушках? (В пространстве.)

Блиц-опрос для команды «Азбука»
Как называется любимое занятие детей с игрушками? (Игра.)
Кто автор высказывания «Мы играем не потому, что мы дети. Но само детство нам дано для того, чтобы мы играли»? (Карл Гросе – немецкий психолог.)
Назовите любую подвижную игру с мячом. (Ловишка за кругом.)
В какой сюжетно-ролевой игре задействованы визажист, мастер по прическам, клиент, кассир. (Парикмахерская.)
Как называются игры, во время которых дети могут без вмешательства взрослых придумывать сюжеты игр, распределять роли, менять игровую среду?(Самостоятельные.)
Кто считал, что «игра – это сфера страданий детей, которая находится по ту сторону удовольствия»? (Зигмунд Фрейд.)
Сколько этапов развития сюжетно-ролевой игры, по мнению Кравцовой, должен пройти ребенок, чтобы быть готовым к коллективной игре? (Пять этапов.)
Что является «сердцем игры»? (Роль.)
В каких играх дети уходят в мир, где сбываются все детские мечты? (Творческие.)
Задание обеим командам

Составить слова из букв, отмеченных на «Игровом алфавите» цветовыми карточками, буквы могут повторяться. Постараться составить слова, относящиеся к теме «Игра».