Мощи святой бернадетты. Нетленная бернадетта субиру

Эта девушка умерла 135 лет назад. Сейчас она лежит в стеклянном гробу. Тень смерти не коснулась ее лица. Кажется, она спит крепким, спокойным сном и, как спящая царевна, ожидает своего принца, чтобы он разбудил ее нежным поцелуем.

Явление «белой барышни»

Мария Бернарда (или Бернадетта) Субиру родилась 7 января 1844 года в деревушке под французским городом Лурдом в бедной семье. Ее отец был мельником, а мать - прачкой. Бернадетта была старшей из пятерых детей, выживших в детстве. Они жили в такой нужде, что девочка не сумела получить никакого образования, а в 12 лет была вынуждена наняться служанкой.

11 февраля 1858 года Бернадетта пошла с сестрой и подругой за хворостом. Вдруг она услышала легкий шум и увидела, что находящийся рядом грот озарен нежным, живым светом, а куст шиповника у входа колышется, как будто от ветра. В освещенном гроте девушке явилось «что-то белое, похожее на барышню» (спутницы ее ничего не заметили).

За последующие полгода «белая барышня» показывалась Бернадетте еще 17 раз. Во время 11 явлений она не говорила ничего, потом призвала к покаянию и молитве за грешников и велела построить на этом месте часовню.

После нескольких настойчивых просьб Бернадетты назвать свое имя «барышня», наконец, ответила: «Я - Непорочное Зачатие». Этот ответ привел в замешательство местного священника: неграмотная девочка, которой не давался даже катехизис, не могла знать о провозглашенном за четыре года до этого папой Пием IX догмате о Непорочном зачатии Девы Марии, и, стало быть, она ничего не выдумала.

«Барышня» велела Бернадетте выкопать в углу грота ямку, из которой потом пробился родник с целебной водой. В Лурд повалили толпы паломников, жаждущих исцеления.

В 1868 году Бернадетта поступила в монастырь в Невере, где ухаживала за больными и занималась рукоделием. Она считала, что нет никаких ее собственных заслуг в том, что к ней являлась Богородица: «Я не имела никакого права на эту милость. Пресвятая Дева взяла меня, как поднимают камушек с дороги... Если Пресвятая Дева избрала меня, то это потому, что я была самой невежественной. Если бы она нашла какую-нибудь еще более невежественную, чем я, она избрала бы ее».

Чудо святой Бернадетты

16 апреля 1879 года Мария Бернарда умерла от туберкулеза, прожив всего 35 лет. 19 апреля ее погребли в дубовом оцинкованном гробу.

А между тем молва о бедной девочке, к которой явилась Богоматерь, и о чудодейственной силе Лурдского источника распространилась по всей Франции, и встал вопрос о канонизации Марии Бернарды. Для этого было необходимо осуществить каноническое обследование тела усопшей. 22 сентября 1909 года была произведена эксгумация. Подробный официальный отчет об этом находится в архиве монастыря Сен-Жильдар. В нем говорится, что в 8:30 утра гроб был открыт в присутствии монсеньора Готье, епископа Не-верского, а также членов епархиального трибунала.

По снятии крышки гроба было найдено идеально сохранившееся тело Бернадетты. Ее лицо лучилось девичьей красой, очи были сомкнуты, словно она была погружена в спокойный сон, а уста приоткрыты. Голова слегка клонилась влево, руки были сложены на груди и обвиты сильно заржавевшими четками; ее кожа, из-под которой просвечивали прожилки, в идеальном состоянии прилегала к тканям; равно и ногти на руках и ногах находились в превосходном состоянии.

Подробный осмотр тела производили двое врачей. По снятии облачений все тело Бернадетты выглядело как живое, было эластичным и неповрежденным в каждой своей части. После исследования был составлен протокол с подписями врачей и свидетелей. Сестры-монахини обмыли и одели тело в новые облачения, а затем положили его в новый, двойной гроб, который был закрыт, запечатан и вновь помещен в прежнюю гробницу.

Эксгумация проводилась еще дважды - в 1919 и в 1925 годах, и вновь тело оказывалось нетленным. После этого останки были помещены в реликва-рий в капелле святой Бернадетты в Не-вере. Беатификация (обряд причисления к лику блаженных) состоялась 14 июня 1925 года, канонизация - 8 декабря 1933 года. День памяти святой Бернадетты - 16 апреля. Во Франции также ее день отмечается 18 февраля.

Место явления Богородицы святой Бернадетте превратилось в один из главных центров католического паломничества. Ежегодно в Лурд приезжают до пяти миллионов паломников. Источники в Католической церкви утверждают, что только за первые 50 лет паломничества получили полное излечение от самых различных болезней минимум 4000 человек. На месте грота явления воздвигнут храм Нотр-Дам-де-Лурд.

Красивая сказка

Состояние тела святой Бернадетты противоречит всем законам природы и науки. Через 135 лет после смерти от тела должен остаться один скелет. После остановки сердца кровь перестает циркулировать, клетки тела не получают кислород и погибают через несколько минут. Разложение тела во многом зависит от условий, в которых оно находится, но обычно этот процесс начинается через несколько дней.

Через несколько недель волосы и ногти отделяются от тела. Через несколько месяцев ткани тела принимают жидкую форму. Через год от тела обычно остаются один скелет и зубы и лишь следы тканей. Тело же святой Бернадетты ни в малейшей мере не подвергается процессам разложения - ни внешнего, ни внутреннего - и до сего дня сохраняет удивительную свежесть и красоту.

Чудо? Но что есть чудо? Так мы называем то, чему не могут дать внятное объяснение человеческий разум и наука в ее современном состоянии.

Мощи - останки святых христианской церкви - являются объектом религиозного почитания в Православной и Католической церквях испокон веков. Но в большинстве своем мощи - это кости скелета или высохшие тела, подвергшиеся естественной мумификации в особых условиях захоронения (например, в сухом и холодном климате пещер Псково-Печерского монастыря).

Можно выделить две основные позиции, объясняющие прекрасную сохранность тела человека после смерти. Церковь полагает, что тела святых не подверглись разложению по воле Бога, который сохранил мощи нетленными специально для верующих. Помимо этого, считается, что останки угодников Божиих содержат в себе благодать, способную исцелять болезни.

Наука считает, что сохранность трупа напрямую зависит от тех условий, в которых он содержался. Если это сухая почва, хорошо впитывающая жидкость, и прохладный климат, то тело имеет больше шансов на сохранение (мумификацию), чем если бы оно находилось во влажной среде. Помимо этого, есть ряд способов замедления разложения (например, бальзамирование, известное еще с древних времен).

Особо следует отметить омыление - процесс превращения человеческого жира в воск (жировоск). В этом случае тело после смерти полностью сохраняет свой вес (в отличие от процесса мумификации) и внешне может выглядеть нетленным. Хотя, конечно же, таковым не является.

Но тело Бернадетты пролежало в сырой могиле 30 лет. И на нем нет признаков ни разложения, ни мумификации. То есть оно нетленно. Черты ее лица сохранились полностью, руки абсолютно не изменились, даже ногти выглядят безупречными. Без всяких сомнений -чудо. Но только для верующих. Для ученых же нет ничего святого. Проведя исследования, они установили, что прекрасная сохранность тела объясняется вовсе не чудом, а обычным человеческим вмешательством, а именно - воском, который тонким слоем был нанесен на высохшее лицо Бернадетты во время второй эксгумации, полностью повторяя его черты.

А как быть с руками и другими частями тела, которые также сохранились в безупречном состоянии? Ученые мужи и тут нашли объяснение. Они считают, что мощи настоящей святой Бернадетты давно хранятся в близлежащем склепе (на всякий случай), а на обозрение в стеклянном гробу выставлена всего лишь... восковая фигура. В данном случае, возможно, лишь лицо и руки. Все остальное скрыто одеждой. И теперь паломники с почтительного расстояния (поскольку посетителей близко не подпускают к стеклянному гробу с «телом» Бернадетты), наблюдают за восковой фигурой.

Если внимательно присмотреться к двум фотографиям Бернадетты (незадолго до смерти и в наши дни), можно даже подумать, что за много лет «нетленного» существования наша героиня еще больше похорошела и преобразилась. Кроме того, что черты лица современной Бернадетты никак не совпадают с чертами лица той же самой святой, только 130-летней давности.

Примечательно то, что всех святых разрешали снимать в разных ракурсах: без гробов, одежды и т.д. Всех, кроме Бернадетты. Почему? Ответ кажется очевидным - Католическая церковь всеми возможными способами пытается сохранить красивую сказку о молодой девушке, которой при жизни являлась сама Богоматерь и которая после смерти смогла победить законы природы, сумела сохранить (и даже преобразить) свое тело. Она по-прежнему притягивает к себе толпы паломников со всего мира и приносит популярность католической вере.

Михаил ЮРЬЕВ

Бернадетта - ее ласковое, уменьшительное прозвище. С 11 февраля по 16 июля 1858 года в пещере под Лурдом она восемнадцать раз видела юную и красивую женщину (Бернадетта говорила “с меня ростом”), которая о себе сказала одно: “Я - Непорочное Зачатие”, причем сказала на местном диалекте - "патуа" (“Qey soy era Immaculado Conceptiou”). Во Франции тогда господствовало враждебное отношение к Церкви - во всяком случае, среди властей - и Бернадетту неоднократно допрашивали, пытаясь разоблачить как обманщицу и истеричку. Ей даже сообщили, что Бог и Матерь Божия не могут говорить на патуа, на что она ответила: "Если бы они не знали его, как бы мы его знали? И если бы они не понимали его, как бы понимали его мы?" Отдельные моменты видений так и остались загадочными - например, Дева велела Бернадетта поесть траву, которая росла на месте видения, и та поела. Над ней издевались, а она отвечала, что траву едят не только животные, но и люди - салат!

Некоторые из видений происходили уже при большом стечении народа, но никто, кроме Бернадетты, не заявлял, что видит или слышит нечто. Матерь Божия говорила о простых вещах: о покаянии, о молитве Своему Сыну. На месте видений забил источник. Потом видения оборвались, и больше во всю свою жизнь Бернадетта ничего подобного не испытывала. В 1866 г. её приняли в монастырь в Невере, где она, по ее собственному выражению, "работала". Когда её спрашивали, в чем эта работа заключается, она отвечала: "Я болею". У неё была астма, от которой она вскоре и умерла. Тогдашние врачи считали, от нюханье табака помогает при этой болезни , поэтому одна из реликвий, сохраняющихся в Лурде, - табакерка Бернадетты, пускай даже это несколько снижает образ нежной девочки.

Когда в 1870 году прусская армия вошла во Францию, она писала отцу:

"Говорят, враг подходит к Неверу. Я бы охотно обошлась без того, чтобы увидеть пруссаков, но Бог повсюду, даже посреди пруссаков. Я вспоминаю, как, будучи ещё совсем маленькой, после проповеди господина кюре я услышала, как люди говорили: "А, он выполняет своё ремесло". Я думаю, что пруссаки тоже выполняют своё ремесло".

Это редкий образец очень сложно скомпованной шутки: Бернадетта смеётся над теми, кто не верил в искренность кюре, показывая вздорность их насмешки через перенося её на тех, кто эти насмешники считали искреннейшими злодеями, и даёт понять, что считает пруссаков обычными людьми, которых к тому же Бог избрал, чтобы призвать к покаянию именно тех, кто насмешничает над Богом и Его служителями.

Лурд стал величайшим из центров паломничества, разразилась эпидемия лжевидений (куда более величественных, чем у Бернадетты, и переживавшие их отнюдь не собирались уходить в тень). Но все это происходило без какого-либо её участия. Скептики считали, что духовенство “упрятало” ее, чтобы она не мешала врать о видении и “делать бизнес” на чудесах. Однако, самые злобные скептики не в силах указать на какие-либо искажения в том, что говорила в 1858 г. сама Бернадетта и что было зафиксировано как верующими, так и неверующими наблюдателями. Разговоры о “торговле чудесами” были лишь частным проявлением неприятия Церкви как организации. Просто Бернадетта старалась избегать любопытных, и на примере космонавтов ХХ века хорошо известно, как без такой предосторожности человек, чем-то прославившийся, может погубить свою душу. Другое дело, что “подвиг космонавтов” волновал людей лишь несколько лет, и теперь Лурд вновь много интереснее Луны. А побывать в Лурде, конечно, Бернадетта хотела, она же была живая душа, и говорила: “Если бы только я могла увидеть, как там, только чтобы меня не видели”. Ее канонизировали в 1933 г. не за видения, а за смиренную простоту и глубокую веру, явленные всей ее жизнью.

Есть на земле места, посетив которые, путешественник испытывает особые чувства. Их трудно описать: просветление, очищение , переоценка ценностей – любое определение может оказаться подходящим. И старинный французский город Лурд – одно из таких мест. Сюда съезжаются паломники со всего мира, разных национальностей, цвета кожи и конфессий. Сюда в качестве паломника приходил даже Далай-лама 14:

"Я твердо убежден, что мы сможем предпринять необходимые шаги, чтобы прийти к взаимопониманию и гармонии в отношениях между религиями, тем самым, способствуя миру и безопасности на земле. Один из важных способов достижения этой цели -расширение взаимодействия между религиями, чему может способствовать, в том числе, и посещение святых мест других вероисповеданий. Если возможно, представители разных религий могут вознести там совместную молитву. Если нет, просто предаться безмолвному созерцанию. Подобные паломничества – чрезвычайно ценное и глубокое переживание. Однажды мне довелось посетить Лурд на юге Франции не в качестве туриста, но в качестве паломника. Я пил святую воду, стоял у изваяния Девы Марии и думал о том, что здесь, этом месте, миллионы людей обретают благословение и покой. Когда я созерцал изваяние Девы Марии, во мне родилось восхищение и благодарность христианской вере просто за то, что она помогает миллионам людей. Пусть у христианства и иная философия , но ценность той помощи и того блага, которое эта религия приносит другим, очевидна".

С 1864 года город обретает официальный статус у Рима как место, в котором произошло 18 явлений Девы Марии.

1873 – год начала массового паломничества в Лурд. Медицинская комиссия постоянно регистрирует происходящие здесь случаи исцеления - сотни тысяч больных находят здесь избавление от различных болезней. Что касается ЧУДЕСНОГО исцеления от НЕИЗЛЕЧИМЫХ недугов, то на сегодняшний момент Католической церковью официально признано 66 случаев - т.е. невероятных, не поддающихся никакой логике и здравому смыслу. На признание каждого такого случая требуется не менее 15 лет – в течение этого времени состояние излечившегося постоянно контролируется, и только отсутствие рецидивов позволяет признать это ЧУДОМ. Один такой случай произошел с больной (в течение 3-х лет) рассеянным склерозом 34-летней Алис Куто из французского города Буй-Лоретц. Во время процессии Святого причастия 15 мая 1952 года она внезапно почувствовала, что должна подняться с постели. На следующий день ее обследовали врачи Лурда, которые констатировали полное выздоровление. Годы спустя церковь объявила излечение Алис чудесным.

Ежегодно одних только больных, надеющихся на исцеление, в Лурде бывает не менее 100 тысяч. А вообще город посещает более 6 миллионов посетителей каждый год. Все рассчитано на прием такого количества людей - огромный вокзал, 2 госпиталя на 1500 мест каждый, подземная базилика The Basilica of St-Pius X на 25 тысяч посадочных и 30 тысяч стоячих мест и т.п. Лурд занимает второе место во Франции после Парижа по количеству отелей.

PS от Марты: от себя лично могу добавить, что с моей точки зрения вода в источнике действительно обладает чудесными свойствами. В Лурде я со своим сыном была, когда у него поднялась высокая температура на фоне острой ангины, его лихорадило и трясло. Мы уже хотели ехать обратно, но решили всё таки хоть воды набрать и умыться, то есть обойтись без посещения церкви и грота. Но там у него всё как рукой сняло, моя мама тому была свидетелем. Ну и ещё вода там обладает удивительной прозрачностью при замораживании и кипячении. Вы скажете, что это не показатель. А я отвечу вам – ещё какой показатель! Дело в том, что практически вся горная пиренейская вода содержит большое количество минералов и каждый раз, заваривая воду для чая, вы наблюдаете глубокий снежный покров минерального осадка, а чай пьёте с теми же минеральными хлопьями. А если вскипятить воду из источника – нет даже намёка на осадок. Вам может быть смешно, а для меня это – ещё одно доказательство необычных свойств воды из грота Св. Бернадетты в Лурде.

На протяжении многих лет Римско-католической церковью было обнаружено, что тела некоторых святых нетленны. Этот список с фото состоит из десяти самых известных нетленных тел святых.

Умер в 1963 г.

Анджело Джузеппе Ронкалли, родился на севере Италии в городке Сотто-иль-Монте в провинции Бергамо 25 ноября 1881 года. 28 октября, 1958 года Анджело Джузеппе был избран двести шестьдесят первым Папой католической церкви и стал самым пожилым (на момент избрания) папой ХХ столетия. Был причислен к лику блаженных 3 сентября 2000 года, вместе с папой Пием IX.


Умер в 1878 г.

Был Римским Папой с 16 июня 1846 по 7 февраля 1878 года. Вошёл в историю как Папа, провозгласивший догмат о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии и созвавший первый Ватиканский вселенский собор в 1870 году, утвердивший догматическое учение о безошибочности Римского первосвященника. Понтификат Пия IX длился найдольше в истории Римско-католической церкви (31 год, 7 месяцев и 22 дня), после апостола Петра. Пий IX погребён в римской базилике Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура.


Умер в 1888 г.

Иоанн Боско родился 16 августа 1815 года, был итальянским католическим священником, педагогом, который обучал методом, основанным на любви, а не на наказании. Причислен к лику блаженных 2 июня 1929; канонизирован 1 апреля 1934; основатель ордена салезианцев. Святой считается заступником подмастеров, редакторов, книгопечатников, а также молодёжи.


Умерла в 1272 г.

Святая Римско-Католической Церкви. Считается покровительницей горничных и домашней прислуги. Святая Зита родилась в 1212 году в деревне Монсаграти, около городка Лукка, область Тоскана. Когда ей исполнилось 12 лет, Зита стала прислуживать в доме семьи Фатинелли. Она считала свою работу призванием Господа и элементом личного покаяния. Святая умерла 27 апреля 1272 года в возрасте 60 лет, прослужив семье Фатинелли 48 лет. В 1696 году Зита была причислена к лику святых.


Умерла в 1727 г.

Вероника Джулиани родилась 27 декабря 1660, Меркателло-суль-Метауро, княжество Урбино, Италия в богатой семье. При крещении она была названа Урсула. В соответствии с католической энциклопедией, Вероника продемонстрировала признаки святости ещё с самого раннего возраста. 17 июня 1802 года Вероника Джулиани была причислена к лику блаженных римским папой Пием VII, а 26 мая 1839 года римский папа Григорий XVI причислил её к лику святых.

Святой Сильван


Умер в 350 г.

Мало чего известно о Святом Сильване. Известно лишь то что, он согласно преданию, был диаконом, которого убили вандалы в Агедунуме (Agedunum), или Акитодунуме (Acitodunum). Учитывая, что его телу более 1600 лет, оно замечательно сохранилась.


Умер в 1660 г.

Католический святой, основоположник конгрегации лазаристов и дочерей милосердия. Во время одной из поездок на юг, был взят в плен берберами и увезён в Тунис, в рабство. В 1607 году по неясным причинам был освобождён и сразу же отправился на родину. После освобождения прибыл в Париж, в 1612 году был назначен настоятелем маленького прихода около Парижа. Папа Бенедикт XIII провозгласил его блаженным (13 августа 1729 года), а папа Климент XII канонизировал (16 июня 1737 года). Мощи святого хранятся в капелле, названной в его честь, на улице Севр в Париже.

Святая Тереза Маргарет


Умерла в 1770 г.

Жизнь святой Терезы Маргарет была тихой и скрытой. Она умерла 7 марта 1770 года от перитонита в возрасте 22 года, пять из которых, провела в монастыре кармелитов во Флоренции. Свою короткую жизнь святая прожила спокойно и с достоинством. Ныне нетленные мощи святой Терезы Маргариты Святейшего Сердца Иисуса хранятся в часовне монастыря во Флоренции, где она приняла монашеское облачение.


Умер в 1859 г.

Католический святой, считается покровителем приходских священников и исповедников. Жан-Мари родился в деревне Дардильи возле Лиона 8 мая 1786 года. Последние 20 лет своей жизни он проводил в исповедальне по 17 часов в день, за что его прозвали «узником исповедальни». Арсского пастыря называли святым ещё при жизни, беатифицирован он был в 1874 году, а в 1925 Папа Пий XI канонизировал святого.


Умерла в 1879 г.

Католическая святая, известна благодаря тому, что как она утверждала, ей являлась Дева Мария. Эти удивительные явления были признаны Католической церковью, настоящими (подлинными), что превратило город Лурд (где Бернадетта родилась 7 января 1844 года) в место массового паломничества. 16 апреля 1879 года святая умерла от туберкулёза. Храм в Лурде впоследствии стал главным местом паломничества, привлекая миллионы католиков каждый год.


Нетленность - свойство человеческого тела не подвергаться после смерти естественному процессу разложения. Такие тела являются предметом почитания верующих, ведь в католической и православной христианской культуре нетление тела того или иного угодника божьего считается признаком святости. Причины нетленности некоторых тел ученым удалось объяснить. Однако считать эту тайну раскрытой окончательно нельзя.
Нетленность следует отличать от мумификации - естественного процесса высыхания трупа. Часто нетленное тело испускает так называемый запах святости - особый сладковатый аромат цветов, ладана или мирры.

Самым известным нетленным телом считаются останки святой Бернадетты Субиру, которой однажды явилась Дева Мария. Бернадетте было тогда 14 лет. Вскоре девушка ушла в монастырь. Ее тело лежит там по сей день. Бернадетта умерла в 35 лет и была похоронена в 1879 году. Перед тем как признать ее святой, Католическая церковь три раза вскрывала могилу. Свидетелями эксгумации были доктора, священники и другие уважаемые члены общества. И каждый раз все они убеждались: тело Бернадетты Субиру нетронуто разложением.
Не так давно католики и предоставили тело Бернадетты для исследования ученым. Оказалось, что святая покрыта... воском. Это было сделано после второй эксгумации, когда тело уже сильно высохло и почернело, однако не разложилось.


21 марта 1943 года в Париже был эксгумирован труп святой Катарины Лабур, умершей в 1876 году. Врач, присутствовавший при эксгумации, потом с удивлением рассказывал, что руки и ноги женщины были гибкими, как будто она умерла лишь вчера, кожа оставалась целой, а волосы поражали своим блеском. Глаза находились в орбитах, и их голубовато-серый цвет не потускнел. Анализ внутренних органов святой показал, что они пребывают в почти прижизненном состоянии.
Катарина Лабур (1806-1876) - дочь крестьянина, в двадцать четыре года ставшая монахиней конгрегации Сестер Милосердия св. Викентия де Поль. Ее послали в Париж, где у общины был дом на улице дю Бак. Приезд совпал с торжественным для монахинь событием: перенесением останков св. Викентия из собора Нотр-Дам в церковь лазаристов на улице де Севр. Как и положено настоящей святой, ей несколько раз являлась дева Мария. Сразу же после приезда вечером у сестры Катарины было видение, первое из тех, которые сделали ее имя знаменитым. Она сама выделяла три видения как главные, начиная с 18 июля 1830 года, когда ближе к полуночи она проснулась от света: «сияющий ребенок» провел ее в часовню, где два часа с ней говорила сама богородица.

Святой Шабраль Маклуф, чьи останки хранились в ливанском монастыре святого Маро Анная, - может быть, самый замечательный из всех них. Когда святой Шабраль умер, то сорок восемь дней по его захоронении в 1899 году у его гробницы случались разные чудеса, включая яркий свет вокруг гроба. К первой эксгумации в 1937 году святой был найден в совершенной сохранности плоти, несмотря на частые ливни, благодаря которым его мощи буквально плавали в грязи.
Тело перезахоронили и оставили в покое еще на двадцать три года - до 1950-го, когда пилигримы, прибывшие к усыпальнице, заметили странную жидкость, просочившуюся сквозь стенки гроба.
При втором вскрытии тело святого по-прежнему было неиспортившимся, гибким и вообще выглядело совершенно живым, хотя укрывающие его одежды оказались покрытыми кровью.
Еще одной странностью, так и непроясненной, была непонятная жидкость, клейкая и маслянистая, которую обильно источала плоть святого Шабраля. Эта субстанция продолжает течь до сих пор, и при каждой ежегодной эксгумации гроб оказывается полон ею на три дюйма. Некоторые полагают, что жидкость обладает лечебными свойствами.
Помимо многочисленных святых, чьи различные части тела хранятся в рекликвариях и считаются верующими доказательствами существования жизни после смерти и бытия бога (или еще нечто подобное), мы можем наблюдать и тела обычных людей, чья судьба была столь же драматичной. Например, спустя 165 лет после казни английского короля Карла I королевским хирургом сэром Генри Халфордом была эксгумирована его отрубленная голова.
"Цвет кожи лица был темный. Лоб и виски практически сохранили мышечное вещество; носовой хрящ не сохранился; но левый глаз на начальной стадии эксгумации был открыт и полон; борода, столь характерная для периода правления Карла, сохранилась полностью. [Голова] была весьма влажной и при прикосновении давала зеленовато-красный оттенок бумаге и полотну. Задняя часть скальпа... имела удивительно свежий вид. Волосы - толстые... на вид почти черного цвета..."
Сохранность головы объясняется тем, как и в каких условиях был похоронен король, но никак не святостью Карла.

Перед тем как человека причисляют к лику святых, Ватиканская группа, которая называется Конгрегация по вопросам святости, проводит эксгумацию тела, обследует и регистрирует степень его сохранности. Здесь берется за работу профессор Фулкери. Он изучал несколько нетленных тел. Среди них - дон Орионе.
Дон Луиджи Орионе жил с 1872 по 1940 гг. Он был проповедником, исповедником и миссионером. Уже в 21 год он основал интернат для брошенных детей. На протяжении своей жизни он объехал весь земной шар, даруя надежду и слово божье нищим. Он оставил свое наследие по всему миру и его последователи основали бесчисленное количество школ и приютов для несчастных и обездоленных.Он умер в 1940 г. Первую эксгумацию провели в 1965 г. Его тело отлично сохранилось. Спустя два с половиной десятилетия не было никаких признаков гниения, никакого запаха. Его волосы, ногти и кожа были сухими, но целыми. Как и в других случаях, его внутренние органы тоже были целыми. Сердце вынули и отправили в его любимую страну - Аргентину.






Похоронные условия могут сильно повлиять на процессы разложения. Вода и тепло ускоряют процесс гниения, а прохладные сухие вакуумные условия помогают сохранить тела и вызывают естественную мумификацию. Дон Орионе был похоронен в сухом прохладном месте в запечатанном гробу в подземном склепе. Эти условия замедляют разложение. Но состояние не всех вечных тел можно так легко объяснить.
Возможно, тело Беаты Маргариты выглядит не идеально, но ей очень много лет. Уже через год от тела остается один скелет. Она умерла в 1464 г. - более 540 лет назад. Беату похоронили вместе с другими телами, все они покоились в одинаковых условиях. Другие тела полностью разложились, а она осталась целой и невредимой.
В 2001 г., когда Беату Маргариту достали из стеклянного гроба, ничто уже не могло защитить ее от современных условий. Окружающая среда начала влиять на ее плоть. Чтобы спасти вечное тело от дальнейшего разложения и ликвидировать уже появившиеся следы разложения, профессор Фулкери и его коллега Назарено Габриэлли - бывший директор комиссии по научным исследованиям музея Ватикана - присоединились к научной комиссии. Их цель - сохранить древнее чудо, используя современную науку.

Забальзамированное тело будет показывать едва заметные признаки усыхания от одного до пяти месяцев после похорон даже без использования замораживания или кремов, способных скрыть запах. По словам Иисуса Пресиадо, который связан с похоронным делом уже тридцать лет, "в целом, менее выраженной патологией (на момент смерти) являются едва заметные признаки некроза". Такие тела прекрасно сохраняются в течение многих лет после погребения. Некоторые из них в особых условиях сохраняются сотни и даже тысячи лет.Тем не менее, все части тела или органы со временем исчезнут, а если они и сохранились, то это или результат бальзамирования, или же воздействия на тело особых условий среды: почва, богатая щелочью, отсутствие кислорода, бактерий, червей, тепла, света и т.п. Кроме того, есть и еще одно объяснение - это так называемый процесс омыления, когда человеческий жир способен превращаться в твердое вещество, препятствующее естественному процессу разложения.

Удивительно! Даже её ногти в чудесном состоянии! Она похожа на просто спящую девушку!

Случается множество необъяснимых явлений, которые наука не может объяснить, в том числе и нетленность святых.

Эта девушка умерла 135 лет назад. Сейчас она лежит в стеклянном гробу. Тень смерти не коснулась ее лица. Кажется, она спит крепким, спокойным сном и, как спящая царевна, ожидает своего принца, чтобы он разбудил ее нежным поцелуем.

Мария Бернарда (или Бернадетта) Субиру родилась 7 января 1844 года в деревушке под французским городом Лурдом в бедной семье. Ее отец был мельником, а мать — прачкой. Бернадетта была старшей из пятерых детей, выживших в детстве. Они жили в такой нужде, что девочка не сумела получить никакого образования, а в 12 лет была вынуждена наняться служанкой.

11 февраля 1858 года Бернадетта пошла с сестрой и подругой за хворостом. Вдруг она услышала легкий шум и увидела, что находящийся рядом грот озарен нежным, живым светом, а куст шиповника у входа колышется, как будто от ветра. В освещенном гроте девушке явилось «что-то белое, похожее на барышню» (спутницы ее ничего не заметили).

За последующие полгода «белая барышня» показывалась Бернадетте еще 17 раз. Во время 11 явлений она не говорила ничего, потом призвала к покаянию и молитве за грешников и велела построить на этом месте часовню.

После нескольких настойчивых просьб Бернадетты назвать свое имя «барышня», наконец, ответила: «Я — Непорочное Зачатие». Этот ответ привел в замешательство местного священника: неграмотная девочка, которой не давался даже катехизис, не могла знать о провозглашенном за четыре года до этого папой Пием IX догмате о Непорочном зачатии Девы Марии, и, стало быть, она ничего не выдумала.

«Барышня» велела Бернадетте выкопать в углу грота ямку, из которой потом пробился родник с целебной водой. В Лурд повалили толпы паломников, жаждущих исцеления.

В 1868 году Бернадетта поступила в монастырь в Невере, где ухаживала за больными и занималась рукоделием. Она считала, что нет никаких ее собственных заслуг в том, что к ней являлась Богородица: «Я не имела никакого права на эту милость. Пресвятая Дева взяла меня, как поднимают камушек с дороги… Если Пресвятая Дева избрала меня, то это потому, что я была самой невежественной. Если бы она нашла какую-нибудь еще более невежественную, чем я, она избрала бы ее».

Чудо святой Бернадетты

16 апреля 1879 года Мария Бернарда умерла от туберкулеза, прожив всего 35 лет. 19 апреля ее погребли в дубовом оцинкованном гробу.

А между тем молва о бедной девочке, к которой явилась Богоматерь, и о чудодейственной силе Лурдского источника распространилась по всей Франции, и встал вопрос о канонизации Марии Бернарды. Для этого было необходимо осуществить каноническое обследование тела усопшей.

22 сентября 1909 года была произведена эксгумация. Подробный официальный отчет об этом находится в архиве монастыря Сен-Жильдар. В нем говорится, что в 8:30 утра гроб был открыт в присутствии монсеньора Готье, епископа Не-верского, а также членов епархиального трибунала.

По снятии крышки гроба было найдено идеально сохранившееся тело Бернадетты. Ее лицо лучилось девичьей красой, очи были сомкнуты, словно она была погружена в спокойный сон, а уста приоткрыты. Голова слегка клонилась влево, руки были сложены на груди и обвиты сильно заржавевшими четками; ее кожа, из-под которой просвечивали прожилки, в идеальном состоянии прилегала к тканям; равно и ногти на руках и ногах находились в превосходном состоянии.

Подробный осмотр тела производили двое врачей. По снятии облачений все тело Бернадетты выглядело как живое, было эластичным и неповрежденным в каждой своей части. После исследования был составлен протокол с подписями врачей и свидетелей. Сестры-монахини обмыли и одели тело в новые облачения, а затем положили его в новый, двойной гроб, который был закрыт, запечатан и вновь помещен в прежнюю гробницу.