Немецкая литература 2 половины 20 века. Литература Германии на рубеже XIX–XX вв

Период с 1917 по 1945 г. в Германии отмечен потрясениями, которых она не знала со времени Тридцатилетней войны - поражения в двух мировых войнах, приход к власти и крах фашизма. И вместе с тем это годы подъема общественного сознания - победы революции 9 ноября 1918 г., создания «Союза Спартака» левыми социал-демократами, ставшего основой Коммунистической партии Германии, образовавшейся в 1919 г. Напряженность и трагизм общественной жизни Германии периода Веймарской республики и фашистской диктатуры, рост общественного сознания интеллигенции породили особую социальную и политическую активность немецкой литературы, ее философскую и интеллектуальную направленность.

Острые противоречия в искусстве, получившие, в частности, отражение в развитии экспрессионизма, разделившегося на правое, сгруппировавшееся вокруг журнала «Штурм», и левое течение, органом которого стал «Акцион», - это результат резкого размежевания политических сил в стране. Экспрессионизм возник как реакция на натурализм с его описательством, он опирался на идеалистическую философию Бергсона и Гуссерля. Левое крыло - «активисты» - ставило своей задачей духовное обновление общества, создание «нового человека». Их эстетика, требовавшая яркой изобразительности, обобщенности, экстатичности и гротескности, сливалась с политическими требованиями активно вмешиваться в социальные события, но их программа была расплывчата. Многие из «активистов» соединили свою творческую судьбу с пролетариатом. Из числа левых экспрессионистов следует выделить драматургов В. Газенклевера (1890-1940), Э. Толлера (1893-1939), автора «Человека-массы», Г. Кайзера (1878-1945), написавшего «Газ» (1918). Появление экспрессионистской драматургии отражало общую для всей литературы этого времени потребность в интеллектуальной заостренности, вызванной кризисным положением страны.

В эти годы не существовало сайтов на которых были рецензии к книгам и именно тогда родилась поэзия, наполненная новым политическим содержанием, с политическими стихами выступали на митингах. Для политической агитации использовали произведения Э. Вайнерта, И. Р. Бехера, Э. Мюзама (1878-1934) и др. Создавалась литература соцреализма, у истоков которого в Германии находится драма Ф. Вольфа «Матросы из Катарро» (1930), позднее - романы Л. Ренна, А. Зегерс, В. Бределя и др.

Интеллектуализм с ярко выраженным социалистическим содержанием присущ уже раннему творчеству Б. Брехта, который как и драматург выступил с критикой экспрессионизма, но не был свободен от некоторого его влияния. С этим же течением связана драматургия и театральная деятельность Э. Пискатора (1893-1966).

Революционный кризис 1923 г. и стабилизация капитализма привели к разрушению экспрессионизма и появлению стиля, известного как «новая деловитость». Сущность его была в особом внимании к факту, в отказе от эмоций и манифестов. Ему отдал дань К. Тухольский, который в своей поэзии выступал против фашизации, против милитаризма.

В 20-30-е гг. получает развитие реалистический роман - философский («Волшебная гора» Т. Манна, 1924), политический («Голова» Г. Манна), социально-критический с элементами утопии («Город Анатоль» Б. Келлермана, 1932), исторический (романы Л. Фейхтвангера), социальный (романы А. Зегерс «Восстание рыбаков», 1928; «Спутники», 1932) и др. Пафос времени, стремление понять «нового человека», осмыслить современную действительность приводят к усложненной психологизации в романах, к появлению романа-мифа, романа-параболы.

Характерным явлением времени стала литература «потерянного поколения», отразившая ненависть к войне и бесперспективность положения молодежи, вернувшейся домой после окончания первой мировой и оказавшейся за бортом жизни. Наиболее ярким представителем здесь стал Э. М. Ремарк. В его поздних романах все сильнее звучит антифашистская тема.

Проблема фашизма в литературе возникает еще до победы Гитлера в 1933 г. Книги Э. Юнгера, Г. Гримма, бывшего экспрессиониста Г. Поста - теоретика фашистского искусства проповедуют идеи войны и крови, движения на восток для завоевания «жизненного пространства», создают мистический образ немца, в котором главной оказывается идея кровной общности, избранности и т. п., основывающаяся часто на идеях Ницше. Этим идеям противостояли произведения Г. Гауптмана («Перед заходом солнца», 1932), Л. Фейхтвангера («Успех», 1930), Ф. Вольфа («Профессор Мамлок», 1934), В. Бределя («Испытание», 1935), позднее - «Доктор Фаустус» (1947) Т. Манна.

После захвата власти нацистами из Германии эмигрировало большинство писателей которые еще не издавались в электронном варианте книги , оставшиеся там Б. Келлерман, X. Фаллада, Г. Гауптман оказались «во внутренней эмиграции». Во главе антифашистской литературы эмигрантов стояли писатели-коммунисты Э. Вайнерт, В. Бредель. В застенках фашизма оказались В. Бредель, Л. Ренн и др. Многие немецкие писатели были убиты в фашистских тюрьмах и концлагерях. Только с победой во второй мировой писатели-антифашисты стали провозвестниками возрождения немецкой литературы нового, послевоенного периода.

РЕФЕРАТ

На тему: Немецкая литература XX века

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… ………………...3
I. Немецкая литература от начала XX века до 1933 года…………………...5
II. Немецкая литература времен фашистской диктатуры…………………....7
III. Послевоенная немецкая литература ………………….……………….….10
3.1 . Литература ФРГ………………….………………….…………………10
3.2. Литература ГДР………………….……………………………………..13
3.3. Литература Австрии и Швейцарии………………….………………..15
IV. Современная литература на немецком языке……………………………...16
Заключение…………………………….…………………. ……………………...18
Словарь терминов и понятий…………………………………………………... 19
Библиографический список…………………………..………………………... .22
Введение

Процессы, происходящие в немецкой литературе XX века, были весьма сложны и неоднородны. Первая империалистическая война, революции, фашистская диктатура, Вторая мировая война, поражение нацизма, разделение и объединение Германии - вот исторический фон, на котором творят немецкоязычные писатели.
Главная особенность литературно- художественной парадигмы начала века заключается в разновекторном взаимодействии (отталкивание, отрицание, заимствование, влияние) присущих ей элементов.
К началу XX века набирает силы реализм в немецкой литературе. Становление реализма происходит в сложном взаимодействии с нереалистическими течениями.
Накануне Первой мировой войны, в обстановке нарастающего революционного кризиса, зарождается экспрессионизм. Экстатичная экспрессионистская лирика и драматургия призывают к обновлению мира, но абстрактно, утопически. Влияние экспрессионизма испытывают многие реалисты.
На основе реакционной апологизирующей литературы начала века возникла литература, проповедующая контрреволюцию, шовинизм и агрессию, логическим завершением которой стало фашистское антиискусство. В годы Второй мировой войны многим писателям пришлось эмигрировать или находиться в лагерях Англии, Франции.
Двенадцать лет фашистского господства не прошли бесследно, и во время Второй мировой войны немецкой нации, как и всей Европе, был нанесен огромный моральный ущерб. Уроки истории, в том числе и ее художественное освоение, были важны для расколотого немецкого сознания: для укрепления самосознания старших поколений и тех, кто прошел две мировых войны, а в особенности для молодого поколения, растоптанного, развеянного ветром Второй мировой войны.
Борьба с фашизмом, существование и крах гитлеровского рейха, послевоенная судьбы немцев во вновь созданных двух государствах ГДР и ФРГ надолго определили пути развития немецкой литературы. В целом период нацистского тоталитаризма явился значительным испытанием, поставив каждого литератора перед выбором, причем не столько эстетическим, сколько политическим. Стремление осмыслить происшедшее побуждает многих писателей к критическому пересмотру нравственных и социальных ценностей.
После объединения Германии в конце XX века актуальными становятся поиски выхода за пределы поля тяготения темы «немецкой военной вины»; развивается «историческое направление» литературы – о противостоянии в недалеком прошлом двух Германий и судьбах людей, оказавшихся между двумя системами; появляются новые имена, но вместе с тем продолжают выходить книги писателей старшего поколения.
Таким образом, на немецкую литературу XX века огромное влияние оказали как различные философские учения и концепции, так и политические и исторические события. Сложные процессы немецкоязычной литературы XX века, оказавшие колоссальное воздействие на развитие мировой литературной жизни, и сегодня требуют глубокого осмысления.

I. Немецкая литература от начала XX века до 1933 года

Прежде всего рассмотрим, на каком этапе находилась немецкая литература к началу XX века. На рубеже веков у немецких импрессионистов возникает реакция против натурализма, повлекшая за собой возникновение нереалистических течений, таких, как неоромантизм, символизм и др.
Однако, следует подчеркнуть, что если в «Потонувшем колоколе» (1896) Гауптмана символика продолжала выражать гуманистические искания, то символизм и апология государственности С.Георге были откровенным проявлением декаданса.
В те же годы набирает силы реализм в немецкой литературе. Углубляется социальный анализ в романе Т.Манна «Будденброки» (1901), в первых романах Г.Манна и Б.Келлермана. Как мы уже отметили, становление реализма происходит в сложном взаимодействии с нереалистическими течениями (черты эстетизма в «Богинях», 1903, Г.Манна, влияние импрессионизма на раннего Келлермана). Одна из главных тем Т.Манна - трагическая судьба художника в буржуазном обществе (новеллы «Тонио Крегер», 1903, «Смерть в Венеции», 1913).
С появлением новаторских работ Фрейда центр тяжести в литературе сместился от социальных конфликтов к более субъективному исследованию реакций индивида на окружение и самого себя. Тогда же вспыхнул интерес к творчеству Ницше, чей анализ традиционной морали опирается на его знаменитый тезис «Бог умер». В результате идеи философа вылились в замечательные, строгие по форме стихи Георге, чья поэзия, как уже подчеркивалось выше, перекликается с французским символизмом. Рильке, напротив, был сосредоточен на себе и своем искусстве. Бессмысленные ужасы Первой мировой войны заставили его искать собственное эзотерическое миропонимание в «Дуинезских элегиях» (1923) и «Сонетах к Орфею» (1923), которые по праву считаются вершинами поэзии.
Вполне естественно, что после Первой мировой войны настоятельно заявила о себе потребность в новых ценностях. Экспрессионисты громко и резко провозгласили реформу общества и индивида. В итоге, с одной стороны, возникла литература, призывающая к агрессии, но с другой стороны, укрепилась и литература гуманистическая.
Т.Манн создаёт новый жанр - интеллектуальный роман («Волшебная гора», 1924). В связи с усилением реакции актуальное значение приобретает антивоенная тема (роман Э.М.Ремарка «На Западном фронте без перемен», 1929, первые романы А.Цвейга). Социальные противоречия находят отражение в произведения Л.Франка, Г.Фаллады, А.Дёблина, автора романа «Берлин, Александерплац» (1929), и Л.Фейхтвангера в романе «Успех». (1930), где предупреждается об опасности фашизма.
Во 2-й половине 20-х годов появляется молодое поколение литераторов, вышедших из школы экспрессионизма (И.Бехер, Ф.Вольф, А.Зегерс, В.Бредель, Э.Вайнерт и др.), и закладывает основы нового художественного метода. Брехт разрабатывает концепцию эпического театра (пьесы «Трёхгрошовая опера» (1928), «Святая Иоанна» (1929-30), «Мать» (1930-32)).
После прихода к власти Гитлера литература стала объектом преследования. 10 мая 1933 года на площади Оперы в Берлине победа фашистов была ознаменована сожжением книг. Число неугодных писателей только в Германии со временем достигнет почти шести тысяч, и войдут в него не только коммунисты, демократы и евреи, но и все свободолюбивые классики, экспрессионисты, гуманисты и пацифисты.

II. Немецкая литература времен фашистской диктатуры

После установления в Германии фашистской диктатуры эмигрируют Т.Манн, Г.Манн, Л.Фейхтвангер, Э.М.Ремарк, Л.Франк, А.Цвейг, Б.Брехт, И. Бехер, А.Зегерс, Э.Вайнерт и др. В стране остаются Гауптман, Г.Фаллада, Келлерман, но в литературной жизни почти не участвуют. Некоторые писатели, не выдержав душевных переживаний, покончили жизнь самоубийством (С.Цвейг, В.Беньямин, К.Энштейн).
Существование независимой литературы и литературной критики стало невозможным. Режимом приветствовалась только так называемая «литература крови и земли», наряду с ней существовала отчасти свободная от идеологии развлекательная литература. Противникам режима угрожала смерть, были убиты Якоб ван Годдис, Карл фон Осецкий и Райнхардт. Остальные вынуждены были либо писать на абстрактные темы, либо откладывать рукописи в долгий ящик (Г.Бенн, Э.Юнгер, Э.Кестнер, В.Кёппен, Й.Вайнхебер, А.Мигель, Г.Йост).
Предлагалось творить в рамках 4-х жанров, утвержденных 8-м управлением Министерства просвещения и пропаганды и Имперской палатой литературы (с 1933 г. ее возглавлял драматург Х.Йос):
1) «фронтовая проза», воспевающая фронтовое братство и романтизм военного времени;
2) «партийная литература» – произведения, отражающие нацистское мировоззрение;
3) «патриотическая проза» – националистические произведения, с акцентом на немецкий фольклор, мистическую непостижимость германского духа;
4) «расовая проза», возвеличивающая нордическую расу, ее вклад в мировую цивилизацию, биологическое превосходство арийцев над остальными « неполноценными» народами.
Ряд способных литераторов был привлечен к сотрудничеству с Третьим рейхом, в частности Э.Глезер и Х.Гримм, чей роман «Народ без пространства» широко использовался нацистской пропагандой.
Безусловно, писатели - участники Сопротивления вписали героическую страницу в историю немецкой литературы («Моабитские сонеты» Хаусхофера, 1903-45, найденные после расстрела автора). Самым значительным было творчество антифашистской эмиграции (романы «Испытание» (1935) Бределя, «Седьмой крест» (1939) и «Транзит» (1943) Зегерс, лучшие пьесы Брехта: «Мамаша Кураж и её дети» (1939), «Добрый человек из Сезуана» (1938-40), «Карьера Артуро Уи» (1941)). Мировое признание завоевал антифашистский исторический и философский роман: трилогия «Иосиф и его братья» (1933-43) Т.Манна и «Иудейская война» (1932) Фейхтвангера. Т.Манн пишет роман о призвании художника (о Гёте) «Лотта в Веймаре» (1939). Пёстрый состав эмиграции изображен в «Изгнании» (1939) Фейхтвангера и в «Триумфальной арке» (1946) Ремарка. Лучшие книги этого времени, проникнутые озабоченностью судьбами Германии и всего человечества, повлияли на историю немецкой гуманистической литературы.
После войны многие немецкие и австрийские писатели не вернулись на родину, как например, Г.Брох, лауреат нобелевской премии по литературе 1981 года Э.Канетти, Л.Фейхтвангер, Т. и Г.Манн, Ремарк, Л.Франк, А.Цвейг, Б.Брехт, И.Бехер, А.Зегерс, Э.Вайнерт. Но они продолжали разрабатывать темы, связанные с их антифашистской позицией. Ремарк раскрывает трагедию рядового немца, жертвы и соучастника национальной катастрофы, порожденной фашизмом. Итог своим раздумьям над судьбами цивилизации подвёл Т.Манн в романе «Доктор Фаустус» (1947). Фейхтвангер создал серию послевоенных исторических романов («Гойя», 1951, «Лисы в винограднике», 1947, «Мудрость чудака», 1952). Последний роман Фаллады «Каждый умирает в одиночку» (1947) отражает антифашистские взгляды писателя.
В целом период нацистского тоталитаризма явился значительным испытанием для литераторов, поставив каждого перед выбором, причем не столько эстетическим, сколько политическим. Что касается Германии, с 1949 начинается самостоятельное развитие литературы ГДР и ФРГ.

III. Послевоенная немецкая литература 3.1. Литература ФРГ

События 2-й мировой войны 1939-45, борьба с фашизмом, существование и крах гитлеровского рейха, послевоенная судьбы немцев во вновь созданных двух государствах (ГДР – Германская Демократическая Республика и ФРГ – Федеративная Республика Германия) надолго определили пути развития литературы в Западной Германии.
Литература первых послевоенных лет описывала, в основном, ужасы войны и судьбы вернувшихся на родину. Так, лауреат нобелевской премии по литературе 1972 года Г.Белль пишет на эту тему короткие рассказы.
Антифашистский и антимилитаристский пафос объединил в «Группу 47» (названа по году образования) писателей разных политических убеждений и эстетических принципов: «традиционного» реалиста Х.В.Рихтера («Разбитые», 1949, «Не убий», 1955), склонного к сатирической символике М.Вальзера («Дуб и кролик», 1962, «Чёрный лебедь», 1964), экзистенциалиста Андерша, мастера философской лирики Г.Эйха, поэта-авангардиста В.Вайрауха, а также критика, эссеиста и поэта В.Йенса, чьё творчество отмечено склонностью к интеллектуальному эстетству. В «Группу 47» входил и Г.Белль, страстно осудивший развязанную фашистами войну в романе «Где ты был, Адам?» (1951).
Некоторые авторы (Л.Франк) приходят к социалистическим воззрениям (роман «Ученики Иисуса», 1949; автобиографическая книга «Слева, где сердце», 1952) или испытывают потребность обратиться к проблемам и событиям политического характера (К. Эдшмид, роман «Если это розы, они будут цвести»). Другие ищут опору в религии (христианские мотивы у Гертруды фон Ле Форт) или впадают в крайний скептицизм (Ланггессер). Третьи уходят в интимный мир меланхолических переживаний, наслаждения утончённым чувством природы (поэзия В.Лемана).
В то же время в ФРГ получил распространение так называемый тривиальный роман - разновидность «массовой литературы», где авторы рассказывают о войне в поверхностно-развлекательной форме, с внешними признаками реалистического повествования, но, по сути, оправдывая фашистское прошлое (Х.Х.Кирст, романическая трилогия «08/15», 1954-55). «Тривиальному» близок солдатский роман, в котором апология «маленького», ни за что не отвечающего человека и культ пресловутого «фронтового товарищества» перекликаются с прямой реабилитацией фашистского вермахта, сближаясь с неонацистской литературой, пропагандирующей милитаризм, шовинизм и антикоммунизм (Х.Гримм, В.Боймельбург).
С начала 50-х гг., в атмосфере экономического бума (экономического чуда), в ФРГ оживают и такие виды массовой литературы, как тривиальные «женские», детективные романы, «шпионские» книжки, романы «рока», декадентская литература. На ряд молодых поэтов ФРГ оказали влияние социальный нигилизм и глубокий скепсис поэзии Г.Бенна. Симптоматично, что в эти годы многие из вернувшихся после войны на родину буржуазных писателей-гуманистов эмигрируют из ФРГ (А.Дёблин, Ф. фон Унру), либо оказываются в изоляции (Франк; Рефиш; Лампель).
Среди лучших произведений периода 50-60-х годов - полные гуманизма и сострадания романы Белля «И не сказал ни единого слова» (1953), «Бильярд в половине десятого» (1959), «Глазами клоуна» (1963); сатирические романы Хартунга «Мы - вундеркинды» (1957), Рихтера «Линус Флек, или Утраченное достоинство» (1959), Грасса «Жестяной барабан» (1959) и «Собачьи годы» (1963), П.Шаллюка «Дон Кихот в Кельне» (1967); остропсихологические романы В. Кёппена «Голуби в траве» (1951), «Теплица» (1953), «Смерть в Риме» (1954); сатирические песни и короткие рассказы Э. Кестнера (1899-1974).
В конце 60- начале 70-х годов в литературе ФРГ развивается психологическая проза (Г.Воман). Во время войны во Вьетнаме и «движения 68 года» появляется политическая поэзия (Г.Энценсбергер, Э.Фрид) и политическая драма (Р.Хоххут). Противоположностью им становится «новая субъективность» 70-х годов, выдвигающая на передний план проблемы частной жизни и реализации мечтаний (Ю.Теобальди, Сара Кирш, Т.Бернхард).
и т.д.................

В разгромленной и разделенной на две части Германии литература развивалась в разных направлениях, но две проблемы были общими: осуждение и разоблачение фашизма как античеловеческой идеологии и борьба против военной угрозы. Наиболее видным писателем послевоенной Германии является Г. Бёлль (род. в 1917 г.). Центральная тема его творчества антивоенная. В сатирическом романе «Где ты был, Адам?» (1951) Г. Бёлль возлагает вину за преступления фашистов и на немецкий народ, который не протестовал против насилия.

В романе «Хлеб ранних лет» (1955) Г. Бёлль осуждает эгоизм немецкой буржуазии и пособничество немецкой интеллигенции фашизму. Но его герой одинокий отщепенец, хотя писатель и осуждает индивидуализм. Г. Бёлль - лауреат Нобелевской премии 1974 г

У Э. Ремарка после войны открылось второе дыхание. Мировая литература обогатилась его новыми выдающимися произведениями - «Триумфальная арка» (1946), «Время жить и время умирать» (1954) и «Жизнь взаймы» (1956), смысл и содержание которых - личность и цель жизни. Как и прежде, его произведения отличали тонкое знание психологии своих героев и оценка их социальной значимости.

Немецкие писатели и деятели культуры в обеих частях страны, наученные горьким опытом, формировали концепцию о неделимости судеб всего человечества, утверждая, что идея замкнутого, изолированно-го, эгоистического существования изжила себя.

Большой вклад в развитие литературы ФРГ внесли такие видные писатели, как Зигфрид Ленц («Тайная молва», 1967 г., «Урок немецкого», 1968 г.), Герман Казак (1896-1966), написавший оригинальный роман «Город за рекой» (1947). Верой в победу демократических сил в Германии проникнуты произведения Леонгарда Франка (1882-1961). В своем романе «Ученики Иисуса» (1947) и автобиографической книге «Слева, где сердце» (1952) он показывает эволюцию становления личности в новой Германии. Его герои проходят путь от эстетического бунта одиночек к необходимости объединения в борьбе за демократию и справедливость.

В восточной части Германии формировалась новая немецкая литература, которая продолжала традиции великой немецкой культуры, но в то же время разви¬вала новые тенденции связанные с искоренением идеологических корней фашизма и милитаризма. Главное направление развития духовной жизни ГДР определи¬ли Бертольд Брехт (1898-1956) и Иоганнес Бехер (1891-1958). Брехт вернулся в ГДР в 1947 г с задачей исцелить и возродить немецкий театр и литературу

Он создал театральную труппу «Берлинский ансамбль», куда вошли деятели культуры - анти-фашисты, прошедшие войну в Испании и гитлеровские концлагеря. Они ставили немецкую и зарубежную классику, пьесы А. Островского, М. Горького, самого Б. Брехта, И. Бехера. Огромный успех гастролей театра за рубежом выдвинул его в число лучших театров современности.

И. Бехер был великим поэтом, новатором, творчество которого началось еще в 1914 г., когда вышел первый сборник его стихов «Распад и триумф». После разгрома фашизма И. Бехер проживал в ГДР и посвятил себя строительству новой Германии.

В его поэтических сборниках «Возвращение на родину» (1946), «Счастье далей близко засияло» (1951), «Немецкие сонеты» (1952), «Шаг середины века» (1958) он выступил за новое народное искусство и литературу, которые пробуждали любовь к родному краю и своему народу, звали к искоренению эгоизма, верно-подцанничества, нигилизма и пессимизма.

Значительный вклад в борьбу за строительство новой Германии внесли писатели-антифашисты Вилли Бредель (1901-1964) и Анна Зегерс (1900-1983), которые боролись за формирование нового мышления в Германии, свободное от расизма, насилия, человеко-ненавистничества, национального эгоизма.

В 1990 г. ГДР перестала существовать, объединившись с ФРГ в одно государство, но творчество деятелей культуры ГДР, способствовавших демократизации Германии и созданию условий для мирного воссоединения их родины, сыграло свою роль.

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

Во 2-й половине XIX – начале XX в. продолжалось развитие реализма. Реализм не отмежевывается от эстетических исканий, стремится – часто в очевидном взаимодействии с другими художественными явлениями – к аналитичности, объемности во взгляде на реальность, к ее адекватному художественному изображению. Появляются новые формы художественного воплощения действительности, расширяется круг тем и проблем. Так, если в реалистических произведениях XIX в. преобладало социально-бытовое начало, то на рубеже XIX–XX вв. оно начинает сменяться философско-интеллектуальной, духовно-личностной проблематикой.

Особое место среди художественных явлений 2-й половины XIX – начала XX в. занимает неоромантизм. Неприятие действительности; сильная личность, часто одинокая, руководствующаяся в своей деятельности альтруистическими идеалами; острота этической проблематики; максимализм и романтизация чувства, страсти; напряженность фабульных ситуаций; приоритет экспрессивного начала над описательным, эмоционального – над рациональным; активное обращение к событиям прошлого, легендам и преданиям, фантастике, гротеску, экзотике, культивирование авантюрно-приключенческих и детективных сюжетов – характерные черты неоромантизма, достигшего кульминации развития в 90-е годы XIX в.

Вторая половина XIX – начало XX в. – достаточно небольшой период в сравнении с некоторыми предыдущими историко-культурными эпохами, охватывающими иногда не одно столетие. Тем не менее он вполне сопоставим с этими и другими этапами культурного развития человечества, ибо вместил в себя целый ряд событий мирового значения и оказался отмеченным выдающимися достижениями в искусстве разных стран.

Причины, смысл и масштабы кризиса, переживаемого человеческим сознанием в тот период, обосновывались многими философами. Большое распространение имели работы немецкого философа Артура Шопенгауэра Под влиянием А. Шопенгауэра формировались философские взгляды Фридриха Ницше, оказавшего огромное влияние на искусство слова рубежа XIX–XX вв. Весьма существенным было также воздействие на литературно-художественный мир, особенно уже начала XX в., французского философа Анри Бергсона, создателя интуитивизма – учения об интуиции как основном способе познания жизненной сущности, и австрийского психиатра, автора теории и метода психоанализа Зигмунда Фрейда. Воззрения Бергсона послужили одной из отправных точек для символистов, а позднее и для представителей различных авангардистских направлений. Психоаналитическая же теория Фрейда стимулировала глубоко новаторский подход не только ко многим конкретным наукам, но и к мифологии, религии, живописи, литературе, эстетике, этнографии.

Именно на рубеже XIX–XX вв., когда происходило переосмысление духовно-эстетических ценностей и рушились прежние убеждения. Для всего этого периода характерно широчайшее экспериментаторство, когда многие писатели становились добычей того или иного литературного увлечения.Немецкий натурализм имел предшественников во Франции и Скандинавии. Согласно тогдашним философским и естественно-научным теориям, личность определяли наследственность и среда. Писателя-гуманиста интересовала теперь прежде всего уродливая реальность индустриального общества, с его нерешенными социальными проблемами.Наиболее типичным поэтом-натуралистом был А.Хольц (1863–1929); в области романа не было сколько-нибудь ярких открытий. Однако столкновения разнородных персонажей, чья несвобода усугублялась детерминизмом, способствовали появлению ряд драматических произведений, не утративших своего значения.Непреходящую литературную ценность обеспечил своим произведениям Гауптман, начавший как натуралист и неуклонно расширявший рамки своего творчества, вплоть до классицизма (пьесы на античные сюжеты), в чем он вполне сравним с Гёте. Многообразие, присущее драмам Гауптмана, обнаруживается и в его повествовательной прозе.С появлением новаторских работ Фрейда центр тяжести в литературе сместился от социальных конфликтов к более субъективному исследованию реакций индивида на окружение и самого себя. В 1901 А.Шницлер (1862–1931) опубликовал повесть Лейтенант Густль, написанную в форме внутреннего монолога, и ряд импрессионистических театральных зарисовок, где сплавлены тонкие психологические наблюдения и картины деградации столичного общества (Анатоль, 1893; Хоровод, 1900). Вершина поэтических достижений – творчество Д.Лилиенкрона (1844–1909) и Р.Демеля (1863–1920), создавших новый поэтический язык, способный ярко выразить лирический опыт. Гофмансталь, соединив стилистику импрессионизма с австрийской и общеевропейской литературной традицией, создал необычайно глубокие стихи и несколько поэтических пьес (Глупец и смерть, 1893).Не менее значительные достижения имели место и в прозе. Т.Манн – самый выдающийся представитель плеяды писателей, среди которых был и его старший брат Г.Манн (1871–1950), известный своими сатирическими и политическими романами.

Немецкая литература в конце XIX - начале XX века

В 70-х годах XIX в. в немецкой общественной жизни произошли глубокие изменения. Вместо ряда мелких, полуфеодальных государств выросла объединенная под властью прусской династии Германская империя с бурно развивающейся промышленностью. Большинство немецкого народа ничего от этого не получило. Бедствовало крестьянство, особенно в Пруссии, разорялась мелкая буржуазия, рабочие получали нищенскую зарплату, работая по 12 часов в день.

Маркс и Энгельс руководили немецким рабочим движением. В 1875 г. организовалась социал-демократическая партия, которая на этом этапе возглавила борьбу немецких рабочих. В начале XX в. произошел ряд рабочих волнений, особенно усилившихся после русской революции 1905 г. Но в социал-демократической партии ведущую роль стали играть оппортунистические элементы. Поэтому в начале первой мировой войны лидеры немецких социал-демократов проголосовали за военные кредиты.

Подъем немецкой общественной жизни, начавшийся в 70-х годах, дал себя почувствовать и в литературе. В сложной обстановке, в непрестанной борьбе складывался немецкий критический реализм. Его противоположностью являлись различные течения натурализма и декадентства, которые в Германии, как и во всей Европе, получили распространение в конце XIX и начале XX в.

Натурализм

В Германии хорошо знали теории -Золя, и целый ряд писателей стремился им следовать. Были и свои, немецкие теоретики натурализма. Увлекаясь теорией наследственности, немецкие натуралисты отказывались от обобщений, от создания глубоких характеров. «Вождями» немецкого натурализма были Арно Гольц и Иоганнес Шлаф, писавшие рассказы под общим псевдонимом Петера Гольмсена. В работе «Искусство, его сущность и законы» (1891) Гольц заявлял, что «искусство должно стремиться стать природой», требуя тщательного копирования природы. В произведениях Гольца и Шлафа фиксировались мельчайшие факты, переживания и впечатления героев. Эта тенденция уводила от больших жизненных проблем.

Символизм

В странах немецкого языка развивался и символизм. К символизму был близок талантливый австрийский поэт, проникновенный лирик и большой мастер формы, Райнер Мария Рильке (1875—1926). Рильке свойственно тонкое понимание природы, он умел рассказать о самых сокровенных и чистых чувствах. Таковы многие стихотворения цикла «Молитвы девушек», поэтично раскрывающие женскую психологию. Рильке был и талантливым переводчиком. Он хорошо изучил русский язык и впервые перевел на немецкий «Слово о полку Игореве».

Но в творчестве Рильке ощущались тяготение к туманной символике и некоторый налет мистицизма. Он много писал о страданиях и смерти, часто использовал библейские и евангельские мотивы; для него характерны покорность судьбе, болезненный страх перед жизнью.

Рильке дважды был в России (в 1899 и 1900 гг.), виделся с Толстым, эти поездки произвели на него сильнейшее впечатление. Но у него выработались неверные представления о России. Он увидел в русском народе только безграничную покорность судьбе, богоискательство, смирение. Эти черты отразились в его сборнике «Часослов», написанном в 1899— 1903 гг., после посещений России. Героями сборника становятся русские монахи, возносящие молитвы из глубины своих келий. Психологическая изощренность этих образов, проповедь слепой покорности провидению, некоторая изысканность формы характеризуют эту книгу.

Далеко не все декаденты, писавшие на немецком языке, были склонны проповедовать покорность и смирение. Многие из них испытывали значительное влияние Ницше.

Фридрих Ницше

Фридрих Ницше излагал свои философские идеи в сочинениях необычной, афористической формы, под оригинальными и неожиданными заголовками; «Веселая наука», «Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое, слишком человеческое», «По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра». Философия его носила волюнтаристский характер и была проникнута антидемократическими тенденциями. Ницше выдвигал реакционный и аморальный идеал «сверхчеловека», стоящего выше добра и зла. Избранной расой он считал северную, германскую, а лучшим средством воспитания расы признавал войну, излечивающую от «иллюзий» жалости и гуманизма. Эти идеи Ницше получили в дальнейшем большую популярность в немецких милитаристских кругах и легли в основу чудовищной расовой теории фашизма с его культом войны. В то же время презрение к ме щанской идеологии, которое рекламировал Ницше, его кри-> тика христианства, проповедь «героического пессимизма» привлекали к нему многих писателей Европы и Соединенных Штатов, пытавшихся не замечать опасной и реакционной сути его учения.

В области искусства Ницше был противником реализма. Он считал, что искусство движется гениями, сильными оди-I нокими личностями, что оно должно прославлять трагических героев, далеких от толпы. В то же время он осмеивал и декадентов за их слабость и пассивность (что не мешало ему писать декадентские стихи). *

Большая часть немецких декадентов соединяла позиции эстетизма и изысканности с ницшеанской проповедью войны и насилия.

Сильное влияние Ницше испытал Стефан Георге (1863— 1933), глава кружка эстетов, издававших журнал «Листки искусства». Этот тонкий эстет, писавший очень сложные по форме стихи (сборники «Ковер жизни», «Седьмое кольцо», 1907), идеализировал сильную личность; в поэме «Альга-бал» он изобразил римского императора Гелиогабала, не останавливающегося перед преступлением, чтобы удовлетворить свою жажду власти. Альгабал у Георге убивает родного брата, но, страшась всего «низкого», боится запачкать белоснежную одежду в его крови.

С проповедью войны и национализма выступал Лили-енкрон (1844—1909); он воспевал немецких офицеров и помещиков в своих военных новеллах (сборники «Летняя битва», «Война и мир»), посвященных франко-прусской войне, прославлял победу над французами, и он же давал образцы чисто импрессионистской лирики.

Реалисты

Натурализм и декаденство далеко не представляли всей немецкой литературы конца XIX — начала XX в. В ее недрах с новыми особенностями, характерными для XX в., развивался критический реализм. Это направление ярче всего раскрылось в творчестве Г. Манна, Т. Манна и Г. Гауптмана.

У ряда других, менее значительных писателей мы также можем видеть искреннее стремление к глубокой и актуальной проблематике.

Заслуженной известностью пользовались романы Крет-цера и Поленца. Кретцер в романах «Обездоленные» (1883) и «Обманутые» (1882) показывает тяжелое положение рабочих, задавленных эксплуатацией. Наиболее удачен его роман «Мастер Тимпе» (1888). Здесь писатель проявляет умение ставить большие проблемы, создавать типические образы ‘и критически подходить к современности. Кретцер говорит о поглощении крупными предприятиями мелких, что было очень актуально для 80-х годов. Честный, добросо вестный мастер Тимпе, владелец небольшой токарной мастерской, неизбежно должен погибнуть в столкновении с Урбаном, хозяином большой фабрики, ловким дельцом, не останавливающимся даже перед преступлением.

Значительной социальной насыщенностью и остротой отличались произведения Поленца. Он хорошо знал немецкую деревню и посвятил ей многие повести и романы. Роман «Крестьянин» (1895) получил высокую оценку Л. Толстого. В предисловии к русскому переводу Л. Толстой назвал роман Поленца настоящим образцом художественного творчества и противопоставил его «многим современным» произведениям. В романе «Крестьянин», как говорит Толстой, развитие действия вытекает непосредственно из характера героя, Бютнера, вступившего в конфликт с окружающей средой. В романе хорошо показаны быт немецкой деревни и трагедия ее темноты.

Поленц, может быть, сам того не желая, поднялся в своем произведении до мысли о том, что крестьянин, чтобы избежать гибели, должен отказаться от мелкособственнической идеологии и идти в ногу с пролетариатом. Эта мысль особенно понравилась Плеханову, который, так же как и Толстой, дал лестный отзыв об этом романе Поленца.

К реалистическому направлению принадлежал также Теодор Фонтане (1819—1898) с его социально-психологическими повестями и романами («Грешница», 1882, «Эффи Брист», 1895, и др.).

Экспрессионисты

Заслуживает внимания своеобразное и значительное литературное течение в Германии — экспрессионизм. Многое роднило его с декадентством — крайний субъективизм, идеализм, тяготение к абстрактности, Экспрессионизм получил интенсивное развитие в период первой мировой войны и после нее. Экспрессионисты выражали бурный протест против войн, насилия, эксплуатации, признавали необходимость революции, но понимали ее по-своему. Так, теоретик экспрессионизма Рубинер представлял ее себе как революцию человеческого духа. Вообще в революции всячески подчеркивали момент духовного освобождения, и она мыслилась многими экспрессионистами происходящей без всякого насилия. Они считали, что существенное заключается не в действительности, изображаемой художником, а в нем самом. Искусство служит лишь выражением его внутреннего «я». Отсюда название «экспрессионизм*—от французского слова expression— «выражение».

Экспрессионисты переоценивали роль интеллигенции в революции. Судьбы революции решают, по мнению экспрессионистов, не массы, а отдельные личности. Особенно много может сделать художник своим вдохновенным словом. На таких по зициях стояли и левые экспрессионисты — Кайзер, Толлер, Рубинер, Газенклевер, а также и ранний И. Бехер. Органом левых экспрессионистов был журнал «Акцион» («Действие»), основанный в 1910 г., но развернувший активную деятельность во время первой мировой войны. Излюбленным жанром экспрессионистов стала драма, так как именно она давала простор страстному эмоциональному выражению мыслей и чувств художника.

Экспрессионисты были противниками войны. Но, протестуя против насилия, они видели насилие и в любой справедливой войне, и в классовой борьбе. Для них характерны непротивленческие тенденции.

Э. Толлер

Типичным в этом отношении является творчество Толлера. Отправившись в 1914 г. добровольцем на войну, он быстро избавился от шовинистического угара и сделался ярым противником кайзеровской монархии. Еще до конца войны он попал в военную тюрьму. После падения империи Толлер участвовал в создании социал-демократического мюнхенского правительства. Но он своим прекраснодушием и боязнью насилия ускорил капитуляцию республиканских войск перед силами контрреволюций

Сам Толлер провел пять лет в тюрьме и написал там пьесы «Человек-масса» и «Разрушители машин», шедшие в 20-х годах в Советском Союзе. На первом представлении пьесы «Человек-масса» в 1920 г. в Мюнхене Толлер присутствовал.под конвоем. Выйдя из тюрьмы, он отошел от политической жизни. После фашистского’ переворота Толлер эмигрировал.

Творчество Толлера характерно для стихийного бунтарства экспрессионистов. В драме «Человек-масса» Женщина измира угнетателей пришла к народу, чтобы быть с ним до конца. Она пожертвовала для этого своим счастьем, любимым, который отвернулся от нее. Во время восстания Женщина защищает пленных и заложников, умоляет восставших не мстить, ломнить, что они—«любящий народ». Ее подозревают в измене и хотят арестовать, но войска, оставшиеся на стороне буржуазии, внезапным нападением побеждают восставших, й Женщина-предводитель арестована уже врагами. Приходит Безымянный (олицетворение «массы» рабочих) и предлагает ей бежать. Но для этого нужно убить сторожа. Женщина отказывается. Напрасны слова Безымянного о том, что она нужна людям.

В другом произведении Толлера -^«Разрушители машин»— показана Англия начала XIX в. и бунт рабочих.против замены их труда машинным. Но сами они темны, и бунт их бессмыслен, он разрушают машины и убивают человека, который стоял за них. Толлер все время подчеркивает организующую роль интеллигенции, дает интересный образ Байрона, произносящего речь против закона о казни для разрушителей машин.

Г. Кайзер

Другой экспрессионист, Георг Кайзер (пьесы «Коралл» — 1918, «Газ I» и «Газ II» — 1918—1920), дает трагическую картину положения рабочих в капиталистическом обществе — они превращены в какие-то придатки к машинам. Но он противопоставляет капитализму патриархальную жизнь на лоне природы, вдали от города с его шумной культурой.

Формальные особенности творчества экспрессионистов очень своеобразны. В их произведениях часто встречаются, вместо конкретных образов, обобщенные понятия, выражающие «сущность» того, что они хотят изобразить. Вместо собственных лиц — Женщина, Воин, Рабочий. Экспрессионистские драмы ставились обычно без декораций, только в сукнах, режиссеры отказывались от изображения быта и подчеркивали абстрактную сущность образов.

Экспрессионисты, при всех присущих им недостатках, сумели выразить протест против войны и бурно откликались на события современности. Они оказали определенное влияние на развитие западноевропейской драматургии.

В те же годы (в первые десятилетия XX в.) продолжает развиваться и критический реализм в немецкой литературе. Значительную роль для развития немецкой литературы сыграла деятельность группы критиков — левых социал-демократов Ф. Меринга, К. Цеткин, К. Либкнехта и Р. Люксембург. Близкие по своим взглядам к большевизму, они в основном правильно ставили и решали важнейшие вопросы партийности и народности литературы, защищали место классического наследия в новой, пролетарской культуре, боролись с реакционной фальсификацией творчества великих писателей. Труды немецких левых социал-демократов по истории и теории литературы (особенно «Легенда о Лессинге» Ф. Меринга, написанная в 1892 г., а также статьи К. Цеткин о Шиллере, Ибсене и Бьернсоне, статьи Р. Люксембург о Мицкевиче и о творчестве Л. Н. Толстого) имели принципиальное значение для развития марксистской эстетической мысли и были направлены против ревизионизма и реформизма.