Александр зотов семейный психолог. Школа мужей и жён

В стенах школы К. Мая в разное время учились пять братьев Зотовых: Борис (1896-1963), Константин (1897-1942), Александр (1899-1981), Лев (1901-1973) и Николай (1906-1974). Отец Николай Александрович Зотов (1868-1938) - агроном, потомственный дворянин, род Зотовых ведёт начало от Петра Зотовича Зотова (1704-1773). Мать Антонина Игнатьевна Зотова (1870-1928), урождённая Мордовина, - дочь Игнатия Александровича Мордовина, старшего штурманского офицера Российского Императорского флота, потомственного дворянина, уроженца Архангельской губернии. В семье росли еще две дочери Елена (1903-1955) и Вера (1904-1995).
В 2012 г. нам удалось установить контакт с членами семьи Зотовых-Мордовиных: Дмитрием Константиновичем Зотовым (Москва), Ириной Борисовной Зотовой (Санкт-Петербург) и Ольгой Николаевной Беллер (Санкт-Петербург). Дмитрий Константинович в течение многих лет тщательно собирал информацию о фамильной истории Зотовых. Благодаря Дмитрию Константиновичу сейчас можно почти полностью воссоздать жизненный путь каждого члена этой замечательной семьи. Ольга Николаевна смогла систематизировать, отредактировать и дополнить материал.
Ниже приводится один из результатов этого совместного труда – жизнеописание Александра Николаевича Зотова. Александр поступил в приготовительный класс гимназии К.Мая в 1908 г. Текст очерка приведен без каких-либо изменений и купюр. Благодарим Дмитрия Константиновича и Ольгу Николаевну за титанический труд.
«Александр родился 25 августа 1899 года и был третьим ребенком в семье Николая Александровича и Антонины Игнатьевны Зотовых. Он получил в полном объеме те радости жизни, которые наиболее полно определяют понятие - счастливое детство. Его день рождения всегда объединялся с прощальным приемом в Волгине по поводу окончания летнего сезона и отъезда семьи в Петербург. Съезжалось много гостей, подавались изысканные угощения, организовывались танцы, игры, прочие развлечения. Поздним вечером в парке устраивался фейерверк. Этот период жизни оставил у Александра очень яркие воспоминания и даже уже, будучи пенсионером, он часто вспоминал детство и сокрушался, что его внуки и племянники такого удовольствия не испытали. Александр рос послушным и рассудительным ребенком и любил выступать в роли наставника перед младшим братом и сестрами. По характеру он был добрым и мягким. В мае 1917 года Александр окончил Реальное училище Карла Мая. Ему хотелось пойти по стопам отца и окончить Петровско-Разумовскую академию, но бурный и тревожный 1917 год изменил планы, на семейном совете было решено не отпускать Александра в Москву и определить его на юридический факультет Петербургского университета.
Ухудшающаяся жизнь вынудила Антонину Игнатьевну привлечь детей к хозяйственным заботам, и поскольку отец и старшие братья были в армии, основные заботы по сельхозработам легли на Александра. И это его не тяготило - он любил природу, животных, ему нравилась сельская жизнь. В октябре 1918 года Александр поступил конторщиком на шахту возле Волгино, но уже с осени 1919 года перешел на работу учителем в начальной школе в деревне Бобониха. Жизнь была холодной и голодной, не было учебников и тетрадей, но Александр весь день был занят преподаванием, в первой половине дня занимаясь попеременно с учениками 1-4 классов, а затем к нему приходили взрослые постигать премудрости грамоты. Все воспринимали решение партии по ликвидации безграмотности как добрый почин. К тому же Александр организовал драмкружок, куда вошли учителя из окрестных сел и деревень, местные парни и девушки. С удовольствием участвовал Александр и в посиделках и вечеринках, живя общими интересами молодежи и сельчан. Лето 1919 и 1920 годов Александр проводил в семье в Соколово, активно занимаясь сельхозделами, начиная от вспашки, посадки и завершая сбором урожая и обмолотом зерна. В это время он уже был заметной опорой в семье. Однако весной 1921 года Александр не смог помочь своей семье в полевых работах. Он принял для себя важное решение – оставил должность учителя и из Бобынихи переселился в Деревково, получив должность заведующего хозяйством конезавода. В этом решительном поступке, определившем его дальнейшую жизнь, решающую роль сыграла, благодаря влиянию дяди Саши, еще с детства
возникшая любовь к лошадям и установившиеся на этой почве дружеские отношения с Самуилом Кейтоном, американским жокеем и конным заводчиком, с пяти лет жившим в России и женатом на кузине братьев Зотовых Валентине Александровне.
Под его руководством Александр целые дни посвящал уходу за рысистыми лошадьми, их тренировке и выезде на ипподроме, работе на манеже и т.п. Через год Александр перебрался на конный завод в Светье неподалеку от Волгино и начал осваивать искусство наездника. Уже летом 1923 года Александр с партией рысистых лошадей уехал в Петроград на вновь открывшийся ипподром. Бега стали основным его занятием на многие годы. Имея собственный заработок, Александр снял две комнаты на улице Марата, где с ним поселилась сестра Лена, а в июле 1924 года сюда же приехал и младший брат Николай. Александр со временем стал опытным наездником, постоянно участвовал в крупных соревнованиях в Ленинграде и Москве, выигрывал призы. В 1925 году Александр переехал на Звенигородскую улицу, где снял уже три большие комнаты. К нему приехали сестры Вера и Лена, братья Лев и Николай. В 1929 году после смерти Антонины Игнатьевны, сюда ж приехал и их отец Николай Александрович. Здесь же какое-то время проживали и тёти и _ дяди Александра. Это гнездышко, получившее название "Зотовская коммунка", оставила у всех ее обитателей приятные воспоминания. В конце двадцатых годов у Александра Николаевича состоялось знакомство с Валентиной Павловной Адлеберг (1901-1989), которое определило всю их дальнейшую жизнь. В день своего рождения 25 августа 1930 года Александр Николаевич и Валентина Павловна сочетались браком. Валентина Павловна, дочь инженера-гидротехника, родилась в 1901 году. После окончания гимназии в 1918 году поступила в Петроградский университет и окончила его в 1924 году, получив профессию физиолога-биолога. Физиология всерьез увлекла Валентину Павловну и, еще будучи студенткой, она была принята в лабораторию Военно-медицинской академии. Там она стала ассистенткой академика Павлова и проработала с ним до 1932 года. В начале тридцатых годов Валентина Павловна переключилась на научно-исследовательскую работу, читала лекции студентам. В 1937 году Валентина Павловна получила звание доцента. В июне 1932 года у Александра Николаевича и Валентины Павловны родилась дочь Наташа. В жизни наступил устойчивый период. Была интересная работа, крепкая семья. Благополучный период, как и у всех Зотовых, продлился до 1935 года. Александр Николаевич вместе с семьей высылается в Оренбург. Туда же были высланы отец Николай Александрович, брат Николай и сестра Вера. Однако этот период ссылки оказался недолгим. Помогло ходатайство академика Павлова, и семья Александра Николаевича в тот же год возвращается в Ленинград. Но все же роковой 1937 год преодолеть не удалось. Административной высылке в Андижан подвергают Валентину Павловну. Вместе с ней отправили Александра Николаевича и дочь, Наташу. Край был далекий, но утешало то, что больше их уже не трогали. Александр Николаевич использовал свой природный дар и устроился художником в драматический театр. Валентина Павловна нашла себе применение в школе, где успешно преподавала немецкий язык и биологию. Наташа поступила в Андижане в среднюю школу и окончила ее в 1951 году. В Ленинград Александр Николаевич вернулся с семьей в начале 50-х годов. Дочь Наташа начала работать в геологических партиях, в 1956 году у нее родился (вне брака) сын Костя. Внук стал главной усладой Александра Николаевича и Валентины Павловны. Поскольку Наташа уехала на работу на Север, они стали воспитателями Кости, вложив в него много доброго и полезного. С такой же любовью и вниманием они отнеслись и к последующим внукам Владасу и Дмитрию, приняв их всех в свою небольшую двухкомнатную квартиру на ул. Омская, д. 8. По характеру Александр Николаевич был спокойным, мягким человеком, хорошо воспринимал юмор, имел развитое чувство самоиронии. С ним приятно было общаться, и он любил общение, поддерживал добрые отношения и навещал родных, знакомых, особенно любил дом Клочановых.
К 70 годам Александра Николаевича настигла полная слепота, но эта беда не изменила его натуры: хотя и реже, он продолжал общаться с близкими ему людьми, переписывался и даже опубликовал свои воспоминания в журнале "Коневодство". В обществе слепых получал надомную работу и тем оказывал небольшую материальную помощь дому. При всех тяготах жизни Александру Николаевичу посчастливилось отметить свое 80-летие и золотую свадьбу с Валентиной Павловной.
Скончался Александр Николаевич 15 сентября 1981 года. Его жена - Валентина Павловна прожила еще восемь лет. Похоронены они в одной могиле на Северном кладбище под Ленинградом.

Источники: семейные архивы.

Информационная страница сайта подготовлена Д. К. Зотовым, О. Н. Беллер и М. Т. Валиевым.

Ощущение полета, радости, абсолютного счастья, уверенности в том, что жизнь - большой, долгий праздник... Эти чувства - как яркие, сочные краски на палитре, которую держит в руках молодость. Жизнь обязательно внесет коррективы в эту палитру, многому научит, на многое изменит взгляд, но понять и принять Божии уроки поможет именно та духовная основа, которую человек обретает в молодости.

Они повенчались меньше года назад, и вскоре главу семьи (на данный момент без пяти минут выпускника Екатеринбургской духовной семинарии) рукоположили в священство. Сейчас отец Александр Зотов - самый молодой диакон Екатеринбургской епархии. Ему 21 год, как и его жене - матушке Анастасии. Они готовы каждую секунду быть вместе, держать друг друга за руки и не расставаться. Но самый молодой диакон епархии - прежде всего священнослужитель, и благословение владыки для него - проявление Божией воли. Как раз в день нашей съемки отец Александр узнал, что глава епархии его командирует в Алапаевск; необходимо помочь в служении владыке Леониду - епископу Алапаевскому и Ирбитскому. Так что любящим супругам предстоит пусть недолгая, но разлука.

Матушка Анастасия Зотова:

Грустно будет.

Диакон Александр Зотов, клирик храма во имя преподобного Сергия Радонежского и преподобномученицы Елисаветы:

Ничего страшного. Разлука же и скрепляет, потому что когда люди находятся на расстоянии, они начинают ценить друг друга, начинают ценить время, проведенное друг с другом.

«Грустно», - признается Настя. Но рядом с мужем, надевшим облачение, она понимает: здесь, под сводами храма, ее любимый уже не только ее. Строгий, собранный, цельный - он малая часть Церкви Христовой, ради встречи с которой Господь их и соединил.

Они оба родом из Свердловской области, выросли практически рядом: Александр - в поселке Верх-Нейвинск, который находится недалеко от Невьянска - родного города Насти. В 13 лет Александр принял крещение и стал приходить в церковь. Уже через год он понял, что здесь его душа и призвание, и поступил в Верхотурское духовное училище.

Диакон Александр Зотов:

Это какой-то момент открытия разума и Божией воли, когда Господь открывает тебе истину.

А Настя тем временем росла, окруженная заботой и любовью семьи.

Матушка Анастасия Зотова:

Я с самого детства в храме. У меня родители православные, бабушка верующая. Для меня это не обсуждалось, было само собой разумеющимся. Я даже не помню свой первый поход в храм, потому что он был в детстве. Да, осознанно всю жизнь ходила в храм.

Сначала ей - художественной натуре - там было просто интересно, ведь вокруг такая красота! Потом пришло другое, более глубокое восприятие. Она проходила подростковый период с его сложностями, максимализмом в отношениях, чувствах и оценках. А у любого подростка, несмотря на его доверие родителям, наступает момент взросления, когда не все хочешь и можешь рассказать даже бесконечно любимой маме. Тогда Настя поняла, что в храм можно прийти с любым вопросом, с любой подростковой болью и выплакать ее Господу.

Матушка Анастасия Зотова:

Некоторое поведение людей до сих пор ставит меня в тупик и иногда кажется абсурдным. Я не готова это принять, внутри меня ураган, я хочу «бить посуду» (в кавычках, конечно), выяснить: почему так? почему человек так поступает? У меня до сих пор есть какое-то неприятие несправедливости. Тогда меня, наверное, задевало какое-то предательство со стороны близких людей. А когда ты уже не получаешь от близких того, на что рассчитывал, тогда остается только Бог.

Подростковый период для Насти - первый серьезный опыт жизни, первая проверка внутренних сил, умения сохранить душевную чистоту и сделать правильные выводы.

Матушка Анастасия Зотова:

Многих проблем можно было бы избежать, если бы подростки больше времени уделяли семье, родителям. Конечно, родители сыграли очень большую роль в моей жизни. Это неописуемый вклад... Ой, сейчас заплачу!

- А почему заплачешь? От благодарности и любви к родителям?

Матушка Анастасия Зотова:

Настя отлично училась в художественной школе и восторженно открывала в себе всё новые грани многочисленных увлечений.

Матушка Анастасия Зотова:

Класса с шестого я хотела быть космонавтом. Я очень увлекалась астрономией, это была прямо моя жизнь. Я защищала разные работы, ездила в Москву, Киров, Магнитогорск, участвовала во всяких конкурсах, занимала везде призовые места, то есть это была моя жизнь. Мне казалось: я стану космонавтом, потому что мне это так нравится...

Потом вектор увлечений сместился в сторону химии и биологии. Он постепенно и привел выпускницу средней школы к решению стать врачом. Настя поступила на бюджетное отделение Уральского государственного медицинского университета на лечебно-профилактический факультет. А став студенткой, она в первую очередь начала изучать большой город.

Матушка Анастасия Зотова:

Мне нужно было найти храм, куда я буду ходить здесь, в Екатеринбурге. Однажды мы ехали в корпус химии, находящийся рядом с Троицким собором. Я проезжала Троицкий собор и смотрю: какой красивый храм! А я по натуре визуал и эстет, мне нужна картинка, нужна красота в каждом деле. Смотрю: какой храм красивый! А еще светит такое яркое солнце, так отсвечивают золотые купола! Я думаю: надо сходить.

Тогда Настя и представления не имела, что где-то рядом с храмом - духовная семинария и что ребята-семинаристы не только там учатся, но и красиво поют на клиросе. Во многом ради того, чтобы снова услышать это удивительное пение, студентка медуниверситета и стала приходить в Свято-Троицкий собор.

Матушка Анастасия Зотова:

Профессия медика подразумевает долгую учебу, ежедневный труд. Я знала, что, пока учусь, у меня будет очень мало времени на личную жизнь. Думала, пока это отложу... Все как-то решилось само собой.

Выходя замуж за семинариста, Настя прекрасно понимала всю ответственность этого шага: сегодня семинарист - завтра батюшка, а это значит, что вся жизнь семьи будет подчинена его служению, что строгость церковной жизни выйдет на первое место.

Матушка Анастасия Зотова:

Она, наверное, ощущалась, даже когда мы еще встречались. Когда мы хотели погулять, внезапно в семинарии - какая-то лекция, должны быть все семинаристы. И я никуда не иду, и Саша никуда не идет. Поэтому она ощущалась, даже когда мы еще не были женаты. У меня установка на то, что Саша - главный; это однозначно, это точно. Саша и сейчас главный. Бог ему помогает принять правильное решение. Это обязательно так, потому что если ты стараешься быть ближе к Богу, Он старается быть ближе к тебе и направляет тебя куда надо. А ты просто слушаешь, принимаешь то, что Он тебе говорит, и делаешь так, как должно быть. …Выбор встает в пользу Саши только потому, что я без него не могу. Профессия подождет, семья на первом месте - я это восприму абсолютно спокойно.

При всем том, что будущая профессия для молодой матушки очень важна - тоже жертвенная и тоже бесценна в духовном плане, ведь врача, который держит в руках человеческую жизнь и спасает ее, часто называют посредником между человеком и Господом. А Настя, можно не сомневаться, будет или таким врачом, или не будет никаким. Сейчас она учится на третьем курсе. Ее учебный день порой длится с раннего утра и до глубокого вечера.

Матушка Анастасия Зотова:

Я могу прийти с учебы домой в шесть тридцать. Конечно же, уставшая, потому что учеба началась рано утром. Ничего не ела, а Саша разогреет ужин, дома прибрано. Так что у нас - всё пополам.

И она, такая юная и малоопытная, тоже поддерживает своего батюшку. Прежде всего пониманием самой сути священнического служения.

Матушка Анастасия Зотова:

Нельзя быть священником необразованным, который может навредить каким-нибудь своим словом, или эмоцией, или каким-то неправильным взглядом, - это может нанести человеку очень большую травму.

День, когда отца Александра рукополагали в диаконы, был для Насти одним из самых радостных, ее переполняла любовь и гордость за своего мужа. А собственным сомнениям она сразу сказала «нет».

Матушка Анастасия Зотова:

Если я говорю себе, что не справлюсь, - это установка. Она сидит в голове и мешает. Поэтому если уж ты взяла на себя ответственность быть женой семинариста (для начала - семинариста), то должна подразумевать, что на тебе будет ответственность быть и женой диакона, и женой священника. Я сказала: «Со всем справимся, все получится, все будет хорошо». Вот и все.

Днем матушка Настя изучает медицину, вечером подрабатывает в студии флористики. Кстати, флористика с недавнего времени встала в один ряд с другими ее увлечениями, в числе которых витраж, декупаж. Кроме того, она мечтает создать собственную линию платков в стиле батик. Была человеком увлеченным и остается такой.

Матушка Анастасия Зотова:

Я не бросила что-то и взяла новое, а именно все больше и больше собираю все в свой жизненный опыт. Создаю новое и принимаю это себе в копилочку... Вот так можно сказать. Флорист - это чувственный человек, собирает букеты, продает и получает наслаждение. Медик - это какой-то стержень, какая-то внутренняя сила, терпение. И они отличаются - флорист и медик. А я вот одновременно и флорист, и медик. А еще я - художник, еще космонавтом хотела быть, еще я - матушка. Это абсолютно разные сферы, и все в одном человеке. Думаю, все, что я в этой жизни принимаю и изучаю, мне обязательно пригодится.

Диакон Александр Зотов:

В каждой женщине есть загадка, и эту загадку мужчина должен разгадывать всю жизнь. Возможно, он даже и никогда ее не разгадает. И он не должен ее разгадать, потому что если разгадает, она станет ему неинтересна. И эта загадка в Анастасии мне нравится, я буду ее разгадывать всю жизнь. Эта связь, думаю, именно от Бога.

Еще одно ее увлечение - фотография; вернее, желание через фотографию посмотреть на себя со стороны; возможно, преодолеть внутренние барьеры; возможно, зафиксировать момент жизни, эмоцию, чтобы через какое-то время сравнить себя с самой же собой.

Матушка Анастасия Зотова:

Я вижу, как меняюсь. Допустим, видно как на самых ранних фотографиях взгляд какой-то детский... Потом какой-то более стойкий, более жесткий, с каким-то стержнем. Сейчас мне кажется, что я на фотографиях стала выглядеть более женственно. Мне кажется, я очень сильно поменяюсь, буду другим человеком через пять, через десять лет. Через пятнадцать лет снова стану другим человеком... Почему-то мне кажется, что будет вот так.

Изменит сама жизнь, внесет коррективы. Будет шлифовать те качества характера, которые необходимы для долгой и доброй семейной жизни. Поставит в ситуации, которые в итоге научат терпению и любви.

Диакон Александр Зотов:

Она ведь не робот и не какой-то раб, который должен подчиняться каким-то правилам и законам. Мужчина - глава семьи, а глава семьи - это не тот человек, который должен всеми командовать и быть своего рода тираном; это человек, отвечающий прежде всего за свою семью, за свою жену, как Христос отвечает за Церковь. Семья и дети - это не цель жизни, это средство достижения цели. А цель для нас - Христос и Царствие Небесное.

Они действительно еще очень молоды, из нового поколения священнических семей. Но то, что в наше время - время духовных расколов, политических конфликтов - они выбрали пастырское служение Богу, поняли всю его ответственность и взяли ее на себя, согласитесь, говорит о многом. И в нас укрепляет веру, надежду и любовь.

Матушка Анастасия Зотова:

Наверное, был какой-то момент в жизни, когда мне было грустно, но я этот период поборола и поняла, что если жить всегда в негативе, всегда будут серые краски. А можно даже в серых красках рассмотреть оттенки. И, наверное, все-таки надо стараться именно так жить, чтобы грусть отодвигать, а радость стараться притягивать.

Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи! Мир вашему дому!

Записала Людмила Ульянова

Семья как структура переживает кризис - не зря

В Челнах эту работу начали ещё раньше: в 2013 году в городе приняли программу, которую на общественных началах осуществляет группа энтузиастов. И ряды их не редеют.
О городском проекте «Семейная политика» рассказывает его руководитель заслуженный врач Татарстана, вырастивший троих детей, Александр Зотов.

Сто браков - 98 разводов

Александр Николаевич, вы 30 лет были главным педиатром горздрава, 25 лет . А к необходимости внедрения специальных мер по защите семьи как пришли?

Фото: АиФ/ Из личного архива

Через вопросы детского здоровья. Это лакмусовая бумажка: болезнями они часто реагируют на неблагоприятный климат в семье. Но не всегда у родителей есть ресурсы, чтобы что-то изменить.
Нужно дать опору, которая поможет семье устоять на крутых поворотах.

Причём надо помогать не только в разгар семейного кризиса, но и вне его. Например, наладить совместное времяпрепровождение родителей и детей - предложить ещё что-то, кроме выходов в торговые центры по воскресеньям.

В 2002 году на 100 браков в Челнах приходилось 98 разводов. В прошлые годы благодаря усилиям многих служб города - администрации, ЗАГСа, ведомства образования, социальных служб - снизили эту цифру почти в два раза.

- «Врагов» у семьи много, но что особенно разрушительно действует в последнее время?

Сосредоточенность на материальном. Все хотим переплюнуть соседа, постоянно в стрессе, потому что у нас ожидание больших успехов от себя, мужей-жён, детей. Сейчас же ситуацию обострил кризис, а в моногородах семьи особенно уязвимы при экономических катаклизмах.

Кризисы кризисами, а детство наших детей не повторится.Много ли у вас времени спокойно поговорить с ребёнком о чём-то, кроме бытовых вопросов? Опросы показали - несколько минут в день. Да не может быть, говорят нам папы-мамы, мы же всё время на телефоне. А вы послушайте, что спрашиваете, - что поел, как оделся, выучил ли математику. Так это не забота, а гиперопека.

Передумали

У вас получилось организовать не разовое, а системное обучение с большим количеством людей. Челнинских специалистов, ведущих семейную программу, несколько раз приглашали для обмена опытом в Госдуму России. Как построена работа?

Она имеет несколько уровней. Первый - работа с семьёй ещё до её создания. Каждую неделю во Дворце торжеств при ЗАГСе собирается 20-30 пар (а сначала их было 3-5), перед которыми выступают психологи и врачи. Проблемы в браке можно разобрать в Школе мужа и жены - тоже при ЗАГСе. Её прошли за три года более 100 семейных пар.

А если всё-таки появились мысли о разводе, то можно проконсультироваться у медиатора - анонимно, бесплатно и добровольно.

Как говорит психолог Елена Зобнина , ведущая эту работу, к желанию развестись приводят не глобальные нестыковки, а мелкие обиды и недомолвки, неумение слышать друг друга. Основная доля разводов случается у пар, проживших от 1 до 5 лет, сказывается неопытность пары. Медиатор помогает договориться по сложным вопросам и учит правмльно ссориться. После работы с психологом откладывает решение о разводе каждая третья пара.

Хочу отметить, что все специалисты работают бесплатно, за идею. Просто подобрались такие люди, которые хотят делать что-то важное.

Чужих нет

Отдельного упоминания заслуживает челнинский Союз отцов, опыт которого перенимают не только другие города, но и регионы.

Да, очень эффективный проект получился («АиФ-Казань» с его руководителем Юрием Солёновым).

А сподвигла на создание организации тоже острая проблема - отстранение пап от воспитания детей. Ведь разводы чем плохи? Тем, что ребёнок чаще всего воспитывается только мамой и бабушкой. К тому же мы сегодня живём не общинно, семьи сегодня всё больше изолируются, каждый в своей коробочке, между работой, уроками и кухонной плитой. Насколько сужается мир для ребёнка!

Да и в полных семьях роль многих мужчин сузилась, свелась к роли финансового источника. А ведь они хотели бы больше общаться с детьми, им только нужны подходы, а может, и общество таких, как они. Союз начался с Парада отцов в 2010 году: несколько успешных пап вышли на сцену с детьми. Пару лет назад, к примеру, поднялся на трибуну челнинец, который, будучи без ног, один воспитал двоих детей. За 6 лет в Параде отцов приняли участие больше тысячи пап.

Спустя четыре года начали проводить большой Марш отцов, своего рода мастер-класс, как можно проводить время с чадами. Папы и дети гоняли мяч, лазили по верёвочному парку, тянули машины.

Пару недель назад стартовал «Отцовский квест». В течение 21 дня 30 отцов каждые три дня получают задание, которое они должны обязательно выполнять вместе с ребёнком. Сделать доброе дело, сходить всей семьёй в зимний поход, ввести новую семейную традицию и т. д. Число участников мероприятий Союза отцов с каждым годом увеличивается кратно.

Один из принципов Союза отцов и объединения скаутов в Челнах - «Нет чужих детей, есть окружение моего ребёнка». Упрощённо: пошёл с детьми в музей - возьми соседского мальчишку.

- А как появился Университет для родителей?

В городском дворце детского творчества родители собирались в течение нескольких лет - поговорить с интересными людьми. А однажды два года назад пригласили гинекологов, педиатров и специалистов по семье. Разговор получился очень интересным, поэтому имел продолжение на несколько лет. Если на еженедельные субботние занятия приходили единицы пап и мам, то сейчас бывает и больше сотни.

Вопрос, вести или не вести в школе предмет «Этика и психология семейной жизни», все ёще обсуждается, а в Челнах взяли и начали проводить семьеведение.

Да, ведь не каждый станет врачом или учителем, а вот папой и мамой - обязательно. Одна из главных проблем - подготовка специалистов. Их не хватает, и поэтому сначала обучают семьеведению студентов-педагогов, они идут к старшеклассникам на факультатив. У школьников глаза горят, так им это интересно. Потому что жизненно!

Мы часто говорим о проблемах неблагополучных семей - есть специальные службы, которые призваны оказывать им помощь, принимаются программы, разрабатывается законодательство. Обычная же семья оказывается за бортом внимания общественности. Между тем «базовая ячейка общества» с традиционными ценностями в современном мире подвергается серьезной трансформации, если не сказать разрушению.

Обратимся к статистике. В Татарстане каждая вторая семья, заключившая брак, разводится. В одних муниципальных образованиях ситуация лучше, в других хуже, но это уже становится нормой, и на протяжении последних нескольких лет эта цифра не меняется. Основная доля разводов приходится на молодые семьи, прожившие в браке от одного года до пяти лет. Причем, если верить социологическим опросам, главная причина, по которой люди расходятся, - неумение гасить конфликты и недопонимание между супругами, а уже на втором месте стоят материальные проблемы.

Разводы - далеко не единственная угроза для института семьи, и это, скорее, следствие тех проблем, которые назрели в обществе. Разрушителей «базовой ячейки» много - безотцовщина, пьянство, наркомания, бытовое насилие, рождение детей с серьезными патологиями, аборты…

Как повысить престиж семьи, защитить духовные ценности и уберечь ее от развала - эти и другие вопросы обсудили за «круглым столом» представители органов власти, общественных организаций и религиозных конфессий в парламенте республики.

Пример для подражания

«В целом государственные службы не готовы сегодня к работе с обычной семьей, акцент в их деятельности пока делается на асоциальные семьи, - высказал мнение заместитель главного врача семейной клиники «ТАНАР », руководитель проекта «Семейная политика в городе Набережные Челны» Александр Зотов. - Тем не менее если приоритеты изменятся, то и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, станет меньше, так как работа по сохранению нормальной семьи - это профилактика возможных проблем».

Александр Зотов привел пример автограда, где объединились для укрепления семьи. В частности, создали координационный совет под крылом администрации города, куда вошли представители образования, здравоохранения, социальной защиты, ЗАГСа, религиозных объединений, бизнеса. Был открыт университет для родителей, где каждую субботу для желающих проводятся занятия. «Если раньше на них приходили единицы, то сейчас сотни», - констатировал эксперт. Отдельно ведется работа с молодоженами, к ней привлекаются не только психологи, но и медики. В ЗАГСе работает «Школа мужа и жены», где можно пополнить знания в области семейных отношений. «Больше половины семейных пар, подавших на развод, можно сохранить, если с ними вести профилактическую работу», - уверен специалист. В муниципальном образовании создана общественная организация «Союз отцов».

«В каждом муниципалитете должна быть принята программа семейной политики, - уверен Александр Зотов. - И акцент в ней должен быть сделан на молодые семьи. Также необходимо создать координационный совет на уровне республики для объединения и решения проблем рядовой семьи. Нужно ввести в вузах факультативы по этой теме, так как создание здоровой семьи касается каждого человека. Почему бы студентов, обучающихся на психологов и педагогов, не привлечь к работе со школьниками? Во всех отделениях ЗАГС необходимо организовать школы мужа и жены. И очень важно готовить грамотных лекторов по семьеведению».

Начало семьеведения

Идея о том, что нужно учить ребятишек, как строить семью, известна давно. И в республике сделаны определенные шаги в этом направлении. Как рассказала начальник отдела дополнительного образования Министерства образования и науки Эльвира Сафина, в республике разработан курс по семьеведению. Пилотный проект этой программы был апробирован в прошлом году на базе двух школ в Казани и Сабинском районе. По данному курсу прошли обучение двести педагогов, и в его реализации уже задействованы все муниципальные образования. «Материалы относительно этого проекта есть на сайте», - отметила она.

В свою очередь уполномоченный по правам человека в РТ Сария Сабурская сказала о том, что семьеведение необходимо преподавать с первого класса, так как у ребенка должны формироваться правильные знания о семье с раннего возраста. «Есть такой опыт в Пензе», - подчеркнула она.

Заместитель председателя Общественной палаты РТ Ольга Тимуца рассказла, что в 2011 году на базе палаты был создан координационный совет, объединивший двадцать общественных организаций и учреждений социального обслуживания. Этот орган определил основными направлениями работы создание условий для трудоустройства молодых родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов, решение вопросов инклюзивного образования, предоставления жилья детям-сиротам и многое другое.

Ювенальные пазлы

Выступление члена общественной организации «Многодетные семьи Республики Татарстан» Ирины Волынец несколько озадачило. В свое время достаточно широко обсуждалась тема ювенальной юстиции, которая предполагает изъятие детей из неблагополучных семей - эта форма активно используется в западных странах. В итоге после широкого общественного обсуждения ввести подобный институт в России не решились. Тем не менее, по словам Ирины Волынец, ювенальные технологии внедряются через законы, которые, казалось бы, не имеют к этой теме никакого отношения. В частности, в прошлом году был принят Закон «О социальном обслуживании граждан Российской Федерации». Правовые эксперты констатируют: социальное обслуживание переходит в разряд коммерческих услуг, что чревато серьезным повышением цен на них. «Самое тревожное, что со следующего года будет введен тотальный контроль за всеми семьями», - отметила Ирина Волынец.

Можно было бы отнестись к этим словам скептически, но… Не так давно все родители школьников получили примечательные анкеты. Сама являюсь мамой ученицы и лично отвечала на вопросы, которые там прописаны. Скажу откровенно: некоторые насторожили и удивили. К примеру, имеется ли у ребенка рабочее место - наличие компьютера, ноутбука и так далее. И как ответить на вопрос, бывают ли в семье ссоры? А есть ли вообще семьи, где нет конфликтов? Ведь вопрос не в их наличии, а в том, как они разрешаются.

Наша учительница объяснила, что эти анкеты нужны для выявления неблагополучных семей. И что же, если, к примеру, у ребенка нет компьютера или ноутбука, то семья уже автоматически причисляется к неблагополучной? На этот вопрос педагог ответить не смогла.

«Правовые эксперты бьют тревогу из-за того, что в федеральном законе крайне расплывчаты ключевые формулировки, - пояснила Ирина Волынец в интервью корреспонденту «РТ ». - В частности, при перечислении ситуаций, когда семья ставится на контроль, прописано «и другое». Что это значит? Под это можно подвести все что угодно. Никак не регламентировано такое понятие, как «жестокое обращение с детьми». В практике зарубежных стран жестоким обращением с детьми может являться отсутствие в доме апельсинов или ситуация, когда родитель заставляет ребенка делать уроки. А если ребенок обиделся, что родители не купили ему последнюю модель сотового, и позвонил по «телефону доверия», то эти данные записываются и такая семья ставится на контроль. Но ведь в нашей стране, в нашем обществе другие нормы! А теперь получается, что если раньше социальная помощь семьям оказывалась в заявительном порядке, то теперь она будет оказываться принудительно. В зону риска попадают все семьи.

Сейчас идет обсуждение Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года, которая в существующем варианте внедряет недостающие звенья ювенальных технологий, поэтому очень важно, чтобы люди подключились к обсуждению этой концепции и высказали свои мнения. До конца августа еще есть время».

Резюме

В целом за «круглым столом» была высказана масса идей и предложений, которые, надеемся, станут толчком для дальнейшей работы в сфере семейной политики на республиканском уровне.

Подводя итоги мероприятия, заместитель Председателя Госсовета Александр Гусев отметил, что более семидесяти процентов средств из бюджета республики направляются в социальную сферу, на территории Татарстана реализуется 27 социальных проектов. «Мы видим свою задачу в том, чтобы создать условия для использования общественными организациями тех финансовых средств, которые проходят через министерства и ведомства республики, - сказал Александр Гусев. - Чем больше мы получим конкретных предложений, как улучшить качество жизни современной семьи, тем лучше».

Конечно, одним «круглым столом» невозможно озвучить все проблемы, связанные с институтом семьи, и уж тем более их решить. Но то, что об этом заговорили на республиканском уровне, вселяет оптимизм. Что касается федеральных новаций в этой сфере, вызывающих неоднозначную оценку общественников, то здесь необходима активная позиция каждого родителя. Познакомиться с Концепцией государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года можно на сайте Госдумы РФ.

    В начале апреля энтузиасты из Национального общественного комитета «Российская семья» и КГУКИ провели в Казани научно-практическую конференцию «Преподавание курса «Семьеведение» в современном Татарстане». Приглашенные для участия в ней педагоги со всей республики варились, что называется, в собственном соку – тема не вызвала интереса высоких чиновников. Потому как, считаю, не было указания «сверху». И только когда Путин заговорил о семейных ценностях, начали шевелиться. Я была на этой конференции, видела и слышала тех людей, которые искренне переживают за подрастающее поколение. В Татарстане уже есть основа вывода семьи из кризисного состояния, нужно лишь сделать экспериментальный курс «Семьеведения» обязательным для всех школьников, обучать больше педагогов. Очень интересен опыт семьеведения в одном из казанских детских садов – оказывается, воспитатели в курсе всех семейных неурядиц. И именно они учат детей мирить родителей, внедряют этический семейный лексикон. Главное – не пройти мимо и «не заболтать» этот опыт. Педагог из Нижнекамска

Как в теории устроены семьи православных старообрядцев - единоверцев. Придерживаясь дораскольных традиций Святой Руси, второй книгой после Евангелия в деле устроения семьи единоверцы считают «Домострой». Современность вносит свои коррективы в жизнь, и под давлением «мирщеного» мнения душеполезные книги прошлого получают штампы вроде «памятников литературы» и даже дикой архаики. Однако ряд ученых, исследователей, государственных и общественных, но прежде всего церковных деятелей с самого начала раскола XVII века - времени слома многовекового уклада русского народа - были убеждены, что ценностные ориентиры, бережно хранимые старообрядцами, остаются важными и значимыми. Как никогда актуальны они и в наши дни. Мы решили задать вопросы нескольким простым мирянам-единоверцам о том, каков уклад в их «малой Церкви» сегодня.

, член приходского совета Успенской единоверческой общины г. Ульяновска, отец четырех детей:

Все как у всех христиан: стараемся жить по Евангелию, утром молимся полунощницу , вечером - павечерницу , посещаем богослужения, стремимся к исполнению устава. Главный принцип воспитания детей заключается в том, что дети берут пример с родителей. Поэтому очень важно следить в первую очередь за своей духовной жизнью. Одной из самых ценных традиций дома помимо молитвы считаю совместное чтение душеполезных книг. Это происходит в нашей семье каждый вечер, за столом, после ужина. Подобная практика имеет корни в древнерусской традиции, где весь быт людей был воцерковлен. Дети таким образом и слову Божию научаются, и семья объединяется… вокруг Бога! Очень мощная традиция.

, головщик храма Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино (Москва), отец двоих детей:

Если родители каждый день встают перед иконами, то и дети делают то же самое

Надо сказать, что семья единоверческая ничем не отличается от общехристианской. Другое дело, что общехристианские ценности сегодня подзабыты. Мы делаем то, что от нас требует Церковь… Сразу скажу, что семья у нас не идеальная. Встаем, умываемся и творим (если вдруг не хватает времени) хотя бы большой начал , если не полунощницу. Здесь всё зависит от того, как поставишь. Приучишь детей - будут молиться. Мы отправляли их в лагерь, где подобная практика была в порядке вещей. Дети сами утром и вечером, иногда даже хором, читали молитвы. Годов с шести мои дети, двое сыновей, знали наизусть малый начал. Это для них было на «автомате». Старший сын уже сейчас читает большой начал. Если родители каждый день встают перед иконами, то и дети делают то же самое. Однажды один из моих сыновей внезапно, стоя рядом со мной, наизусть начал читать 50-й псалом и «Отче наш». Я очень удивился.

Одна комната в нашем доме отведена под моленную, там же и духовная библиотека. Собираемся всей семьей утром и вечером, зажигаем свечи; если служим дома мирским чином - можем и покадить.

В традиции было принято учить ребенка наизусть читать большой начал - это считалось первым и важным шагом к обучению молиться.

В Древней Руси, а сейчас у единоверцев и старообрядцев, существует две основных ситуации, когда ребенок должен был вести себя чинно. На службе в определенные моменты («Верую», Херувимская, «Милость мира», полиелеос, Евангелие) и за трапезой. Общение может быть, но без баловства. Трапеза - это ведь тоже священнодействие. В старых книгах говорится, что кто во время трапезы смеется, тот есть не может. Стоило соблюдать тишину и читать духовную литературу. И трапеза получается благоговейная. А на общественном богослужении… Ребенка не заставляли всю службу стоять по струнке. Но вот в какие-то важные моменты он обязан быть в храме. А потом хоть бегай на улице! И никто в традиции детей не одергивал. Все же понимают, что ребенку надо пар выпускать, а иначе можно и убить веру.

У нас такая домашняя традиция: читаю детям Библию на церковнославянском с самого раннего возраста

У нас есть такая домашняя традиция: я читал детям Библию на церковнославянском с самого раннего возраста. Дети знали наизусть 12 ветхозаветных патриархов. Периодически до сих пор, когда они ложатся, я читаю им. Когда я укачивал своего старшего, месяца в три, пел ему ирмосы, октай - знаменным пением, естественно. В результате сын поет со мной на клиросе. Павечерницу, часы, обедницу - всё это он читает по своему желанию в храме с 10 лет.

В моленной у нас молитвенная одежда, лежат подрушники . Жена всегда перед молитвой покрывает голову. В идеале замужняя женщина дома должна ходить в повойнике. Но ни в коем случае нельзя принуждать к этому силой - всё приходит со временем и через любовь.

Пространство в доме устроено в соответствии с русскими традициями. Дома много рушников, подзоры на кроватях, на полу - коврики. Кресты над входом в дом. Стабильно по три поклона при входе и выходе. Иконы - в каждой комнате. Да всё как у всех.

Воровство и ложь должны очень жестко пресекаться. Детей надо воспитывать в строгости, но с разумом. Начинается все с любви и страха перед родителями. От этого рождается любовь и уважение. В нашей семье дети приучены к труду, дома моют посуду после себя - всегда.

Проблема в том, что потерян уклад жизни, весь быт разрушен. До революции человека формировало общество. Детей специально не воспитывали! Игры, отношения взрослых перед глазами, общая ситуация в населенном пункте играли роль воспитателей. (В общем-то, так происходит и сейчас, с той лишь разницей, что «воспитатели» приобрели во многом довольно уродливые формы. - В.Б. ) В советском обществе это было разрушено. А сейчас еще нам предлагаются либеральные ценности: у ребенка есть права… Но прежде всего есть обязанности! Слушать родителей, например.

Стоит приучать детей заниматься какими-то прикладными ремеслами. Я научился переплетать старые книги. Вижу, что дети за этим внимательно наблюдают.

Пою на клиросе, сыновья всегда при мне. Выстаивают длительные службы - по своему желанию, между прочим. Дети всегда перенимают что-то от родителей. Чем интересуются родители, тем и их чада. Мирским - и дети будут интересоваться мирским. Мирское нужно, конечно, но хорошо зарабатывать и удачно вступить в брак - не самоцель. Все ответы даны в Евангелии, которое необходимо читать вместе и объяснять. И разговаривать с детьми всегда надо как со взрослыми. Без сюсюканья. Любому явлению, которое увидел, хоть на улице, - надо дать нравственную оценку, чтобы эта ситуация была для ребенка понятна. В этом проявляется педагогика. Не надо никаких нотаций и постоянных тыканий, а в жизни, между делом, столкнувшись с той или иной ситуацией, спокойно ее разобрать и обсудить.

Супруга взяла традицию показывать по одной серии фильма «Ремесла». Это обсуждается и вызывает у детей интерес.

Дети у нас на домашнем обучении. В школе они учились, но мы решили их забрать. Хотя и в этом есть опасность, поэтому должны быть единомысленные общины, чтобы было с кем общаться, чтоб дети не чувствовали себя белыми воронами в подростковом возрасте. У меня есть примеры из опыта других семей, где гайки затянули. И такие дети потом будут стремиться вырваться из семьи, найти себя в мире, потеряют интерес к вере. Ко всему нужно подходить с разумом.

, клирошанка храма Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцово (Москва):

Послушание - ключ к семейному счастью. Для этого должно быть доверие

Просто слушаюсь мужа, и все! Послушание - ключ к семейному счастью. Для этого должно быть доверие. Конечно, это не значит, что все решения принимает муж и я не имею права голоса. Это совсем не так. Важные решения всегда принимаются вместе; бывает, и муж просит совета.

Молимся мы обычно полунощницу - как и положено; а если проспали или другая какая оказия - делаем исходные поклоны и читаем молитвы уже по дороге на работу.

Дома есть обязательный красный угол, во время молитвы мы ставим аналой. Лестовки , пояса, кацея и устав - непреложные атрибуты нашего молитвенного уголка. Любим с мужем читать. Для совершения полного круга богослужения мирским чином у нас не хватает всего несколько книг, стремление к этому есть.

Я учусь на церковную швею, потому люблю шить и вышивать.

Дома ходим в закрытой легкой одежде. Голову дома покрываю не всегда. Я бы даже сказала, что покрываю редко: если молитва или гости. В принципе не вижу в этом ничего особо предосудительного: я молодка , а молодки, как правило, до рождения первого ребенка могли и волосы не до конца перед людьми скрывать.

Как уже сказала, у нас есть практика совершения богослужений мирским чином дома, от вечерни до обедницы. Естественно, в субботу и воскресенье мы стараемся молиться в храме, но бывают обстоятельства, а иногда есть желание к молитве на буднях.

Стараемся ездить в паломничества, даже свободное время четко планируем, чтобы не поддаться праздности. Я думаю, в православной семье не должно быть свободного времени. Конечно, в двунадесятые праздники работать нельзя, но и тогда почему-то времени не находится. Служба, какие-то мелкие хлопоты - так и проходит каждый день.

, головщик Успенской единоверческой общины г. Ярославля, отец троих детей:

Я не считаю, что наш быт сильно отличается от уклада большинства воцерковленных русских семей.

Вставать мне, чтобы спокойно помолиться полунощницу, приходится пораньше, пока все спят. Старший сын (5 лет) утром молится сам (начал до Символа веры, поклоны, «Достойно есть»). В течение дня вместе молимся до и после трапезы. Вечером перед сном - павечерница (старший сын сам читает ее начало и слушает до канона Богородице). Потом у него свой набор поклонов. В конце павечерницы мы «прощаемся»: «Прости меня Христа ради!» - «Бог тя простит, и ты меня прости». - «Христос посреди нас». - «Есть и будет». И дети идут спать.

В храм детей беру по очереди - они у меня еще маленькие (5 лет, 3 и 1 год). Ко всем нужен индивидуальный подход. Главное, чтобы их присутствие на богослужении было осознанным и полезным, а потому разумно дозированным.

Когда пою, приходится с ними тяжеловато, потому как я от клироса отойти не могу, а они начинают шалить в храме. А ребенок всегда должен чувствовать благоговение перед домом Божиим.

Одежда дома у нас обычная (рубахи и сарафаны не носим). Жена, как правило, в длинной юбке. Иконы есть в каждой комнате и на кухне. Дома есть все богослужебные книги и аналой, потому иногда, когда нет возможности пойти в церковь, могу помолиться церковный круг дома.

Детям стараюсь петь (особенно перед сном). Так как я головщик, то пою в основном богослужебные знаменные песнопения, иногда духовные стихи. Читаем с детьми много: жития святых, Новый Завет, иногда светскую приключенческую классику для детей.

Старший мальчик Сергий учился читать параллельно на церковнославянском и русском. Буквы сначала учил славянские (по традиционной древнерусской методике). Стараемся каждодневно заниматься с ним изучением, разъяснением и выучиванием наизусть богослужебных текстов. Читает детскую Библию пока на русском.

Важно максимальное участие отца в воспитании детей, особенно мальчиков

С детьми общаюсь довольно строго, но стараюсь как можно больше уделять им времени. Считаю, что особенно при воспитании мальчиков важно максимальное участие отца.

Стараемся свести к минимуму звучание дома музыки. Фильмы и мультики с детьми - по воскресеньям и за хорошее поведение. Важно, чтобы центром жизни души каждого из нас было Богообщение, а не внешняя мирская суета.

и Смирновы , единоверцы из с. Поводнево Ярославской области, пятеро детей:

У нас обычная семья, где есть и младенцы, и дети, и подростки. У всех всё по-разному. По возможности причащаемся, стараемся молиться утром-вечером старым чином. Дети не шибко погружаются в церковные вопросы, старшая уже не ходит в храм по своей воле. Мелкие более охотно ходят храм. Стараемся соблюдать все посты.

Очень важно в семье сохранять мир и взаимопонимание, любовь и приятие детей такими, какие они есть, ничего им не навязывая. До 13 лет еще что-то можно сформировать, далее начинается их путь. Мы можем остаться старшими и авторитетными друзьями или быть нудными и авторитарными врагами. Детям позволяем многое, они любят жизнь и хотят ее увидеть, познакомиться и выбрать свое, как мы в свое время. Но им хорошо оттого, что родители их тверды в своих убеждениях, что верны принципам, для них это защита и опора.

Отмечаем все православные и народные праздники либо в кругу семьи, либо в кругу друзей. Всегда берем детей с собой в паломничества и путешествия, это хороший пример для них и добрые воспоминания на будущее.

У нас крепкая связь поколений: живем с прабабушкой, рядом родители жены, двоюродные братья и сестры, поэтому наша семья в общей сложности - 16 человек.

Полунощница – общественное богослужение, совершаемое в полночь. Служба полунощницы напоминает нам о пришествии Христа. В современной практике старообрядных приходов чаще всего совершается утром, предваряя богослужение. Применяется в единоверческих семьях в качестве утренних молитв. Бывает повседневной, субботней и воскресной.

Порядок молитв: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе всяческих ради»; «Боже, очисти мя грешного»; «Царю Небесныи»; Трисвятое; по «Отче наш» «Господи, помилуй», 12 раз; «От сна возстав»; «Приидите поклонимся»; псалом 50-й: «Помилуй мя, Боже»; 17-я кафизма; Символ веры; Трисвятое; «Отче наш»; тропари: «Се, Жених грядет в полунощи» и другие по Часослову; «Господи, помилуй», 40 раз; «Иже на всяко время»; «Господи, помилуй», трижды; Слава и ныне; «Честнейшую херувим» и «Именем Господним благослови, отче»; «Владыко, Боже Отче, Вседержителю». Вторая часть: «Приидите поклонимся»; два псалма: «Возведох очи мои» и «Се ныне благословите Господа»; Трисвятое; «Отче наш»; заупокойные тропари: «Помяни, Господи, яко благ, рабы Своя»; «Иже глубинами мудрости»; слава: «Со святыми покой»; и ныне: «Блажим Тя вси роди»; «Господи, помилуй» 12 раз; молитва. Затем отпуст.

На субботней полунощнице вместо 17-й кафизмы читается 9-я, вместо тропарей «Се, жених» читаются тропари «Не созданное естество» и другие.

В воскресной полунощнице после 50-го псалма читается канон Троице припевы Григория Синаита; Трисвятое; по «Отче наш» кондак гласу; «Господи, помилуй», 40 раз; Слава, и ныне: «Честнейшую»; «Именем Господним благослови, отче»; иерей: «Боже, ущедри ны» и молитва: «Всемогущая и Животворящая Святая Троице». Затем отпуст, как и на полунощнице повседневной, за исключением помянника за упокой.

Павечерница малая – общественное богослужение, совершаемое вечером, т.е. «по вечеру», после ужина, перед отхождением ко сну. Применяется в единоверческих семьях в качестве вечерних молитв. Порядок молитв: «Царю небесныи»; Трисвятое; по «Отче наш» «Господи, помилуй», 12 раз; «Приидите поклонимся», трижды; Пс. 50-й: «Помилуй мя, Боже»; Пс. 69-й: «Боже, в помощь мою вонми»; Пс. 117-й: «Господи, услыши молитву мою»; Славословие великое; Символ веры; канон (из Октая в честь Богородицы). После канона: «Достойно есть»; Трисвятое; «Отче наш»; тропари (по уставу); «Господи, помилуй», 40 раз; молитва: «Иже на всяко время»; «Господи, помилуй», 3 раза; Слава и ныне; «Честнейшую херувим» и «Именем Господним благослови, Отче»; молитвы: «Нескверная неблазная», «Даждь нам, Владыко, на сон грядущим», «Преславная и присно Дево», и «Упование нам Бог»; Слава, и ныне; «Господи, помилуй», дважды, «Господи, благослови»; отпуст; прощение и помянник.