Повести древнерусские. Древнерусские былины, повести и сказки Древнерусская литература короткие произведения читать

Археологические раскопки свидетельствуют о том, что письменность у древних славян существовала ещё в дохристианский период . Большая часть сохранённых памятников письменности до наших дней дошла после монгольского периода.

Согласитесь, что в многочисленных пожарах и нашествиях, после которого не оставалось камня на камне трудно что-либо сохранить. С появлением азбуки в IX веке, созданную монахами Кириллом и Мефодием, стали писать первые книги. В основном они были на церковную тематику.

Богослужение шло на национальных языках, поэтому письменность также развивалась на родных для людей языках. Грамотными на Руси были различные слои населения . Об этом говорят найденные берестяные грамоты. В них записывались не только гражданские и юридические дела, но и бытовые письма.

Что такое древнерусская литература?

К древней русской литературе относят рукописные или напечатанные произведения, написанные в XI—XVII веке. В это время велась историческая и деловая летопись, путешественники описывали свои приключения, но особое внимание уделялось христианским учениям.

Жизнь людей, причисленных церковью к святым, изучали в школьных учебных заведениях и читали простые грамотные люди. Всё творчество отражало характерный образ жизни того времени. Для древнерусской литературы характерна анонимность писателей.

Как развивалась литература в Древней Руси?

Изначально, рукописные тексты переписывались, точно копируя оригинал. Со временем повествование несколько стало искажаться из-за изменений литературных вкусов и от предпочтений переводчиков. Путём сравнения редактирований и множественных вариантов текстов, всё же можно обнаружить текст, самый близкий к первоисточнику.

Прочитать дошедшие из глубины веков оригинальные книги можно только в крупных библиотеках . Например, «Поучение» Владимира Мономаха, написанное в XII веке великим киевским князем. Это произведение считается первым светским откровением.

Характерные особенности древнерусской литературы

Для произведений этого периода характерна повторяемость некоторых ситуаций и сравнительных характеристик в разных сочинениях. Персонажи всегда ведут себя в соответствии с понятиями того времени. Так, сражения изображали торжественным языком, величаво, в соответствии с традициями.

За семьсот лет развития древнерусская литература проделала огромный прорыв. С течением времени появлялись новые жанры, а писатели всё чаще отвергали литературные каноны и проявляли писательскую индивидуальность. Всё же в текстах просматривается патриотизм и единство русского народа.

В начале XIII века Руси угрожали внешние враги печенеги и половцы, шла междоусобная борьба между княжествами. Литература того периода призывала прекратить междоусобицы и сражаться с реальными врагами. Изучение событий тех лет имеет огромную историческую ценность.

Из памятников письменности можно узнать о событиях, происходивших на нашей родине, быт и нравственные ценности целого народа. Русские авторы всегда были озабочены судьбой русского наследия и это хорошо видно из их искренних произведений.

По’вести древнеру’сские, литературные произведения (11-17 вв.), охватывающие различные типы повествования. В литературе были распространены переводные повести с нравоучительными тенденциями и развитыми сюжетами (повесть об Акире Премудром; повесть «О Варлааме и Иоасафе»; воинское повествование «История Иудейской войны» Иосифа Флавия; «Александрия»; «Девгениево деяние» и др.). Оригинальные русские повести первоначально носили легендарно-исторический характер и включались в летописи (об Олеге Вещем, о мести Ольги, о крещении Владимира и др.). В дальнейшем П. д. развивались в двух основных направлениях - историко-эпическом и историко-биографическом. Первое культивировало принципы повествования о событиях главным образом военных (повести о междоусобных войнах князей; о войнах с половцами 11-12 вв.; о татаро-монгольском нашествии 13-14 вв.; «Сказание о Мамаевом побоище», 15 в.). Воинские повести часто превращались в обширные беллетризованные «истории» («Повесть о Царь-граде», 15 в.; «История о Казанском царстве», 16 в., и др.), в ряде случаев приобретали фольклорно-эпическую окраску («Повесть о разорении Рязани Батыем», 14 в.; «Повесть об Азовском сидении», 17 в., и др.). К повестям такого типа относятся дружинно-эпические (12 в.) и (14 в.). Воинским повестям свойственны патриотические идеалы, красочность батальных описаний. Среди повествований о событиях выделяются также повести, посвященные проблемам государственности. Легендарно-исторические повествования периода формирования Русского централизованного государства посвящались преемственности мировых монархий и происхождению династии Рюриковичей (повести «О Вавилонском царстве», «О князьях Владимирских» и др., 15-16 вв.). Затем главной темой повестей становится историко-публицистического описание кризиса московской государственности в «смутное время» и смены царствующих династий («Повесть 1606 года», «Сказание» Авраамия Палицына, «Летописная книга» И. Катырева-Ростовского и др.)..

Другое направление П. д. разрабатывало принципы повествования о героях, первоначально основанного на христианско-провиденциальном, торжественно-риторическом описании деяний выдающихся князей в борьбе с внешними врагами (жития Александра Невского, Довмонта Псковского, 13 в.; Дмитрия Донского, 15 в.); эти произведения занимали промежуточное положение между традиционными воинскими повестями и житиями святых. Постепенно историко-биографическое повествование начало перемещать своих героев в бытовую обстановку: повесть о Петре и Февронии Муромских (15-16 вв.), проникнутая сказочной символикой; повесть о дворянке Юлиании Лазаревской (17 в.) и др. Интерес к подвигам героев вытесняется вниманием к взаимоотношениям людей, к поведению личности в быту, которое, однако, ещё обусловливалось церковно-этическими нормами. Повести биографического типа разветвлялись на поучительные жития-автобиографии (жития Аввакума, Епифания) и повествования полусветского, а затем и светского характера, проникнутые средневеково-традиционной моралью (фольклорно-лиричная «Повесть о Горе-Злочастии», книжно-беллетристическая «Повесть о Савве Грудцыне», 17 в.). Повествование всё более отрывается от исторической канвы и овладевает искусством сюжетосложення. В конце 17 в. возникают сатирические повести с элементом литературной пародии («Повесть о Ерше Ершовиче», «Шемякин суд» и др.). Острые сложнобытовые ситуации оснащаются натуралистическими деталями, свойственными ранней новелле (повести о купце Карпе Сутулове и его жене, 17 в.; «Повесть о Фроле Скобееве», начало 18 в.). Вновь входят в моду переводные повести, герои которых русифицируются в сказочном духе («О Бове-Королевиче», «О Еруслане Лазаревиче» и др.), сборники западноевропейских новелл («Великое зерцало», «Фацеции» и др.). П. д. совершают закономерную эволюцию от средневекового исторического повествования к беллетристической повести нового времени.

Лит.: Пыпин А. Н., Очерк литературной истории старинных повестей и сказок русских, СПБ, 1857; Орлов А. С., Переводные повести феодальной Руси и Московского государства XII-XVII вв., [Л.], 1934; Старинная русская повесть. Статьи и исследования. Под ред. Н. К. Гудзия, М. - Л., 1941; Истоки русской беллетристики. [Отв. ред. Я. С. Лурье], Л., 1970; История русской литературы, т. 1, М. - Л., 1958..

  • Объяснительный текст к не сохранившейся до нашего времени генеральной карте Московского государства. Когда была составлена впервые эта карта, об этом исследователи судят различно. Бутков и за ним Огородников склонны были относить начало Книги Большого Чертежа к концу XV в. Татищев утверждал, что "царь Иоанн IV Васильевич в 1552 г. велел чертеж государства сделать", и его мнение приняли Ходаковский и Спасский. Карамзин полагал, что Книга Большого Чертежа, в настоящем своем виде, составлена при Феодоре Ивановиче, а Лерберг указывал точнее на 1599 г.; к этому времени ("около 1600 г.") и Спасский готов был относить "если не составление, то по крайней мере дополнение ее". Наконец, Огородников находил, что "едва ли не правильнее текст К. Б. Ч. признать такой географической хроникой, к которой не приискано еще хронологического указателя и в которой первоначальный слой географических указаний (может быть, очень кратких) закрыт для нас многочисленными поправками и дополнениями и представляет несколько хронологических ступеней, несколько редакций, дополняющих одна другую". Из самой "Книги Б. Ч." мы узнаем только, что от московского пожара 1626 г. уцелел "старый чертеж всему Московскому государству по все окрестные государства", что этот чертеж был "сделан давно – при прежних государях" и пришел в такую ветхость, что "впредь по нем урочищ смотреть не можно"; поэтому с обветшалого чертежа снят был "в ту же меру" новый чертеж, и одновременно с тем составлен – по-видимому, в гораздо большем масштабе – другой чертеж, "от царствующего града Москвы рязанским и северским и польским городам, и от Ливен тремя дорогами до Перекопи". Материалом для последнего чертежа послужила "старая разрядная роспись", сделанная "при прежних государях". Надписи обоих новых чертежей были, затем, списаны в книгу, которая и известна под названием Книги Б. Ч. Чертежи, на которых основана Книга Большого Чертежа, носили, по-видимому, характер маршрутных карт; поэтому и книга получила характер дорожника. При описании важнейших для Московского государства дорог – в Крым, в архангельский порт и в Сибирь – Книга Б. Ч. и держится, порядка маршрутов; но в других случаях изложение ведется в порядке рек и бассейнов, принимая таким образом характер орогидрографического описания. Книга начинается с описания трех татарских дорог – Муравского, Изюмского и Калмиусского шляхов (очевидно, эта часть соответствует второму чертежу, специально предназначенному служить для "государевых посылок" на сторожевую и станичную службу). Далее следует описание бассейна Донца и Дона; сюда присоединено и описание кавказских рек; потом идут Терек, Яик, реки Киргизской степи, крымская орда, бассейны Днепра с Десной, Оки с Москвой и Клязьмой, Волги с Камой и Вяткой, Поморский бассейн в связи с частью озерного, пограничные города с литовско-польским государством, в связи с бассейном Двины, озерный бассейн, продолжение Поморского бассейна от Оки до Оби, бассейны Печоры и Двины, левые притоки Волги от Костромы до Унжи, дорога к Архангельску и в Сибирь; кончается книга описанием бассейна Оби. Первое издание Книги Большого Чертежа было сделано Новиковым в 1773 г. (СПб.), под заглавием "Древняя российская гидрография, содержащая описание Московского государства рек, протоков, озер, кладязей и какие по них городы и урочища, и на каком они расстоянии". Затем последовало в 1792 г. анонимное издание А. И. Мусина-Пушкина: "Книга Большому Чертежу или древняя карта Российского Государства, поновленная в Разряде и списанная в книгу 1627 г.". В 1838 г. Книга Б. Ч. была в третий раз издана Д. И. Языковым, а в 1846 г. – в четвертый раз Г. И. Спасским ("Книга глаголемая Б. Ч.", изд. по поручению Императорского общества истории и древностей российских).
  • Предлагаем вашему вниманию фрагменты из сборника «Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести» в исполнении заслуженной артистки России Нины Васильевой.

    «Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки. Они перешли к жившим об эту пору от предков вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда из борти – колоды, не скуешь меча, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые народ чтил…

    Влияние былины и сказки обнаруживалось во множестве творений изобразительного и прикладного искусства. Мастер писал на иконе святого Георгия, повергающего копьем дракона, — выходил победитель сказочного Змея Горыныча, а спасенная дева напоминала царевну – кроткую жертву земного насильника, с которым в сказке яростно сражался крестьянский сын…

    Множество достоверных черт древнего быта и жизни придает былинам документальную ценность… Былины удовлетворяли не только естественному влечению ко всему красочному, необычному, незаурядному: в них по-своему выражалось общественное сознание целой исторической эпохи. Кто они, русские богатыри, во имя чего совершают подвиги и что защищают?»

    В.П. Аникин,

    «Русской литературе тысяча лет. Мы хорошо знаем наших великих писателей-классиков, но мало знакомы с нашей литературой первых семи веков. Каждому русскому человеку хорошо известно лишь «Слово о полку Игореве». А между тем наша древняя литература богата произведениями самых различных жанров. Летописи рассказывали об истории нашей страны, начиная с древнейших, еще дописьменных времен и кончая событиями бурного XVII века. Жизнеописания («жития») повествовали о жизни отдельных людей. В древнерусской литературе есть произведения ораторского искусства, описания путешествий («хождений») на Восток или в Западную Европу, сочинения публицистические, направленные на искоренение общественного зла и несправедливостей, призывающие к правде и добру. Есть целый ряд так называемых «воинских повестей». В XVII веке появляются повести бытового характера. В конце того же века возникают сочинения драматические и стихотворные…

    Произведения Древней Руси пленяют целомудренной чистотой. Древнерусская литература не задерживается на описаниях жестокостей, не лелеет мечту о возмездии врагам. Она призывает к возвышенному и хорошему. В ней мы находим благородные идеалы…

    Мы привыкли, чтобы произведения, которые мы читаем, были занимательными. Занимательность же для нас в основном связана с быстрым развитием сложной фабулы. Писатели Древней Руси тоже, конечно, стремились заинтересовать читателя. Но фабула их проста, повествование ведется спокойно, неторопливо. Люди Древней Руси читали книги истово, не спеша, перечитывая одно и то же произведение по нескольку раз, благоговейно ища в нем наставлений, советов, либо изображения значительных событий из истории своей страны или других стран. Недаром книги образно сравнивались с глубиной морской, а читатель – с искателем жемчуга…

    Древнерусская литература ценна и своими собственными художественными достижениями и тем, что она подготовила появление великой русской литературы нового времени. Знание древнерусской литературы помогает полнее и глубже понять литературу XIX-XX веков.

    Но ценность древнерусской литературы не только в этом. Она для нас – тот чистый и живительный источник, к которому мы общращаемся в годины бед и испытаний, «во дни сомнений и тягостных раздумий», равно как и в эпохи подъема. Мы черпаем из нее глубокие мысли, находим в ней высокие идеалы, прекрасные образы. Ее вера в добро и победу справедливости, ее горячий патриотизм укрепляют и воодушевляют нас. М.В. Ломоносов называл русские летописи «книгами славных дел». Это же можно сказать о большей части древнерусских повестей».

    Д.С. Лихачев,
    Т.Н. Михельсон,
    из предисловия к сборнику «Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести».

    В цикле 43 передачи. Общее время 13 ч. 3 мин.
    Размер zip-архива 362 МБ.

    Былины.

    1 Илья Муромец и Соловей разбойник
    2 Илья Муромец и Калин царь 1
    3 Илья Муромец и Калин царь 2
    4 Добрыня и змей
    5 Вольга и Микула Селянинович
    6 Ставр Годинович
    7 Садко
    8 Соловей Будимирович
    9 Василий Буслаевич
    10 Вавило и скоморохи

    Русские народные сказки.

    11 Кузьма Скоробогатый
    12 Крошечка-Хаврошечка
    13 Белая уточка
    14 Иван Царевич и Серый волк ч1
    15 Иван Царевич и Серый волк ч2
    16 Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что ч1
    17 Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что ч2
    18 Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что ч3

    Древнерусские повести.

    19 Из «Повести временных лет» Расселение славян
    20 Из «Повести временных лет» Из сказаний о князе Олеге
    21 Из «Повести временных лет» Из сказаний об Ольге
    22 Из «Повести временных лет» Обычаи Святослава
    23 Из «Повести временных лет» Из сказаний о Владимире
    24 Из «Повести временных лет» Подвиг юноши-кожемяки
    25 Из «Повести временных лет» Лиственская битва
    26 Из поучения Владимира Мономаха
    27 Поход князя Игоря Святославича Новгород-Северского на половцев
    28 Слово о полку Игореве ч 1
    29 Слово о полку Игореве ч 2
    30 Из «Моления Даниила Заточника»
    31 Повесть о разорении Рязани Батыем ч1
    32 Повесть о разорении Рязани Батыем ч2
    33 Повесть о Меркурии Смоленском, Повесть о Шевкале, Наствления епископа тверского Семеона, Слово о погибели Русской земли
    34 Из «Жития князя Александра Невского»
    35 Из «Повести о жизни Сергия Радонежского» ч1
    36 Из «Повести о жизни Сергия Радонежского» ч2
    37 Из «Сказания о Мамаевом побоище» ч1
    38 Из «Сказания о Мамаевом побоище» ч2
    39 Повесть о Петре и Февронии Муромских
    40 Повесть о купце Дмитрии Басарге и сыне его Борзосмысле
    41 Из «Хождения за три моря» Афанасия Никитина
    42 Казанское взятие ч1
    43 Казанское взятие ч2

    Изображение — Виктор Васнецов «Богатыри» (1881-1898). Государственная Третьяковская галерея.

    Древнерусская литература ведёт отсчёт с XI по XVII век . Именно это время является начальным этапом в развитии русской литературы. Причиной её возникновения послужило создание Киевской Руси. Литературное творчество способствовало укреплению государственности.

    До сих пор точное время появления русской письменности неизвестно. Считается, что она пришла с христианством. С византийской культурой и письменностью наши предки познакомились через привезённые из Болгарии и Византии книги. Ученики нового поклонения обязаны были перевести их на русский язык.

    Так как болгарский и русский язык схожи, то Русь смогла использовать для русского алфавита кириллицу, созданную братьями из Болгарии Кириллом и Мефодием. Так возникла древнерусская письменность. Изначально книги были рукописными.

    На развитие древнерусской литературы оказал большое влияние фольклор . Народная идеология прослеживалась во всех произведениях того времени. Материалом, использовавшимся для рукописей, служил пергамент. Его изготавливали из кожи молодых животных.

    Хуже по свойствам была береста. Она стоила дешевле, но быстро приходила в негодность, поэтому бересту использовали для обучения или ведения документации. В XIV бумага вытеснила из обихода пергамент и бересту. Рукопись стала развиваться быстрее.

    Монахи переводили труды с разных языков. Литература, таким образом, становилась более доступной . К сожалению, до наших дней многие литературные артефакты не дошли по причине пожаров, вражеских нашествий и вандализма.

    Периоды развития древнерусской литературы

    Древняя литература русской письменности поражает богатым, красочным языком, художественной выразительностью и народной мудростью. Соединение делового языка, ораторских трактатов, летописей фольклора привело к обогащению русской речи.

    Но это, конечно, произошло не сразу, а на протяжении нескольких периодов. Рассмотрим коротко особенности каждого периода.

    Древнерусская литература Киевской Руси . Этот период длился с XI по XII век. Новое государство являлось самым передовым своего времени. Города Киевской Руси привлекали купцов и торговцев с разных стран. Сестра киевского князя Ярослава, Анна учредила в Киеве первое в Европе женское училище. В этом городе создавались все важнейшие жанры литературы.

    Литература феодальной раздробленности (XII-XV века) . Из-за дробления на княжества Киевская Русь со временем распалась на отдельные политические и культурные центры, столицами которых были Москва, Новгород, Тверь и Владимир.

    В каждом центре древнерусская культура начала развиваться своим путём. Нашествие монголо-татарского ига способствовало сплочению писателей во всех княжествах. Они призывали к объединению и противостоянию с врагом. Самые известные произведения того времени — «Хождение за три моря» и «Повесть о Петре и Февронии».

    Централизованное русское государство (XVI-XVII века). Это период характеризуется демократичностью. На смену церковникам приходят светские писатели и появляется массовый читатель. В литературе возникают новые жанры и художественный вымысел, которого до сей поры не было.

    В этот период развивается драматургия, поэзия и сатира. Самые известные книги того времени — «Повесть о Юлиании Лазаревской» и «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков».