Национальные символы китая. Язык цветов

Китайские символы являются неотъемлемой частью одной из древнейших культур на земле. Чтобы понимать, насколько «стар» Китай, как государство, достаточно обратить внимание на тот факт, что одни лишь письменные исторические источники охватывают период времени в три с половиной тысячи лет.

А есть ведь еще и устные предания, и археология. Именно поэтому китайские символы (картинки различных символов представлены ниже) фактически относятся к религиозно-этической системе, которая действительно формировалась тысячи лет, закономерно переживая определенные метаморфозы, но никогда не меняясь по своему существу.

Китайские символы и их значения своими корнями уходят глубоко в историю Древнего Китая, еще в так называемый «доимперский Китай» (этот исторический период завершился в 221 году до нашей эры). Позже на смену династиям Ся, Шан и Чжоу пришли Цинь и Цин, при этом традиционные китайские символы (фото этих символов во множестве представлены в Сети, а некоторые мы разберем в рамках данного материала) не изменили ни техники написания, ни значения, сохранив суть, образность, культурный колорит. Разумеется, эпоха «Имперского Китая» (вплоть до 1911 года) внесла в этот семантический пласт свои коррективы, но это вовсе не значит, что древние китайские символы (их значение в частности) что-то потеряли. Напротив, до эпохи «Нового Китая» культура этого древнего народа неустанно обогащалась, собственно многие традиционные учения живы в Китае до сих пор. Чего только стоят письмена «Книги Перемен», известный на весь мир даостский символ Инь-Ян, и конечно иероглифы.

Так или иначе, но китайская символика – одна из древнейших на образных систем планеты, как минимум, на это указывает официальная археология. Наиболее известные китайские символы – иероглифы – зародились еще в середине I тысячелетия до нашей эры. Например, медные монеты из Лояна в виде мотыги датируются как раз V-III веками до н.э. На этих монетах мы видим китайские символы (фото представлено ниже), которые очевидно стали «прародителями» современной нам иероглифической системы, которая, кстати, потом не менялась почти полторы тысячи лет. Разумеется, начертание несколько отлично, но – в минимальной степени, различия аналогичны различиям между, скажем, скандинавскими и венедскими рунами. Но, конечно, в отличие от рун китайская символы и их значение принципиально отличаются от того, что привычно нам. Ведь здесь образы не абстрактны, а конкретны, они теряют в глубине, но приобретают в широте, так сказать.

В XIII веке Чингисхан и его монгольские орды вторглись в Китай, взяв Пекин в кратчайшие сроки (ну да, тогда ведь «великой китайской» еще не было). Но китайская символика (значение символов, их написание, сакральный смысл) остались неизменны даже после десятилетий монгольского гнета. В итоге, китайские символы, картинки которых мы видим в древних книгах, в росписи храмов, на археологических артефактах, действительно несут в себе существенную часть культуры, которая сохранялась в относительно неизмененном виде тысячелетиями (официальная версия китайских историков говорит о нижнем пределе в 5 тысяч лет). В этом смысле китайские иероглифы – символы наиболее знаменитые. Важно отметить, что иероглифическая письменность (ее также называют идеографическая, собственно, это «более научный» вариант) уникальна по той простой причине, что в отличие от письменности алфавитной здесь каждому знаку приписывается конкретное значение, причем не только в плане фонемики. При этом китайские иероглифы – символы, которых насчитывается несколько десятков тысяч, что, мягко говоря, в тысячи раз превосходит любую другую языковую систему по количеству структурных элементов. Но здесь нужно отметить, что современная китайская письменность (байхуа) в большей степени – разговорная, хотя от этого включенные в нее иероглифические знаки не теряют своей глубины и образности. Сегодня именно байхуа считается в Китая официальным. Хотя при этом вэньянь, так называемый «классический китайский», который практически не используют с начала XX века, был значительно ближе к первоисточнику.

Символика китайской живописи – это отдельная тема, которой мы посвятим немало материалов. Дело в том, что символика китайской живописи не менее уникальна, чем язык этой страны, пожалуй, китайских живописцев справедливо будет назвать истинными мастерами образности. Конечно, всем известные такие графические образы, как цветущая сакура, гора Фудзи. Анималистические жанры еще более оригинальны и глубоки, ведь именно здесь мы встречаем знаменитого китайского дракона (в различных вариациях и ипостасях) и демонов-лисиц, которых нет ни в одной другой культуре. Не удивительно, что символика китайской живописи является одной из наиболее актуальных тем для современных культурологических исследований.

Также особого внимания заслуживает символика китайских узлов и китайские символы года. Оба символических направления стали популярны в начале XX века, когда Китай стал вести «более открытую» внешнюю политику. Теперь китайские символы года едва ли не популярнее Зодиака и других гадательных систем. Здесь, конечно, стоило бы вспомнить о системе «Небесные ветви и Земные корни». Это древнекитайская гадательная (это если очень грубо) эзотерическая система, причем традиционные символы года – это скорее следствие «Небесных ветвей…», чем ее органичный элемент, но это уже тема другого разговора.

Символика китайских узлов не менее любопытна. Традиционные чжунгоцзе, «китайские узлы» на территории этой страны появились еще в эпоху палеолита, об этом говорят многочисленные археологические находки. Китайцы завязывали узлы «на удачу», «на память», «на любовь». Символика китайских узлов глубока и разнообразна и также заслуживает отдельной беседы. При этом нельзя обойти внимание китайские символы тату, которые сегодня можно встретить «у каждого второго». К сожалению, большинство подобных татуировок делается вовсе не территории Китая, поэтому ошибки встречаются излишне часто. Более того, китайские символы тату в самом Китае… как бы это сказать цензурно… в общем, не стоит ждать хорошего отношения от местного населения, если у вас на теле есть подобное изображение. В конце концов, это логично, ведь речь идет о чужой культуре. Кроме того, китайцы, как и славяне исконно свято верили в то, что тату – вовсе не необходимость, а сделанная до 33 лет она в любом случае приносит лишь вред. Именно поэтому китайские символы тату – это тема, которую даже не стоит затрагивать.

Л юди почитали духов, которые олицетворяли собой силы природы: духа земли, духа солнца, духа луны, духа деревьев, духа гор, духа морей и т.п. Эти духи, по представлению древних, властвовали над природой и распоряжались силами стихий. Различные природные явления связывались с действием духов или каких-либо таинственных сил. Северное сияние объяснялось тем, что живущий на крайнем Севере, куда не заглядывает солнце, дракон чжу-лун держит во рту свечку и освещает время от времени темные полярные страны. Радуга воспринималась в виде большой змеи, дугообразно перегнувшейся над землей. Ветер порождался шэн-луном — священным драконом. Порывистый ветер создавали незримые крылья мифической птицы да-фэн (большого феникса). Завывание ветра в ненастную погоду принимали за плач бесприютных душ тех воинов, которые пали на поле брани и не были погребены родственниками; ураганы и смерчи — это полет или борьба драконов; гроза — схватка белого и черного драконов, которые, нанося друг другу удары, проливают на землю обильный дождь. Раскаты грома уподоблялись также грохоту едущей по облакам небесной колесницы. Духи обитали на вершинах гор, наблюдали за жизнью людей со звезд, ведали морскими приливами и отливами, воплощались в деревьях и дожде, голоса их можно было расслышать в громе. Рост и разрушение, наводнение и засуха, приятное и ужасное — все находилось под их наблюдением. Долины, леса и горы с их редкими тропинками и глубокой тишиной, нарушаемой лишь шумом бегущих потоков, служили обиталищем духов. Духи гор изображались в виде седовласых старцев с длинными бородами, хмурыми лицами и строгим выражением глаз. Они часто приходили на помощь человеку и приносили ему счастье и благоденствие.

Общим уважением пользовался дух долголетия. Его изображали почтенным улыбающимся старцем с высоким лбом. Рядом с духом долголетия обычно рисовали аиста (символ вечности) и оленя (символ счастья). В руках дух держал персик и жезл, которые также символизировали долголетие. У его ног художники рисовали гранаты. Красный цвет граната означал спокойствие, радость, счастье и благополучие. Картинки с изображением духа долголетия наклеивались на стены жилых комнат: считалось, что это поможет изгнать нечистую силу и тогда вся семья будет долго и благополучно жить.

Одним из почитаемых в народе был бог войны Гуаньди. Его обычно рисовали сидящим с раскрытой книгой в руках. И хотя он покровительствовал прежде всего бранной службе, но в его ведение входили и мирные профессии. Гуаньди был также духовным защитником страждущих, покровителем торговли, богатства. В городах и деревнях в его честь воздвигались храмы или кумирни.

Китайские крестьяне глубоко почитали" местного духа (туди). Его изображали стариком в головном уборе чиновника давних времен. Рядом с ним рисовали двух прислужников. Местный дух обязан был охранять вверенные ему владения, заботиться об урожае зерновых, овощей и фруктов. Картинки с изображением туди наклеивались на стены домов, или же его статуэтку ставили на особой подставке в комнате. Перед ней зажигали курительные свечи и выставляли жертвоприношения: хлебцы и фрукты. В домах бедняков изображения божеств нередко заменяли табличкой с соответствующей надписью.

Священные существа

В мифологии китайцев большое место отводилось четырем священным существам: дракону, тигру, фениксу, черепахе. Дракон считался символом весны и востока, феникс — лета и юга, тигр — осени и запада, черпаха — зимы и севера.

По китайским народным верованиям, дракон — повелитель водной стихии — дарил людям влагу. Он щедро орошал поля тех, кто верно ему служил, защищая крестьян от неисчислимых бедствий. В иерархии китайских божеств дракон занимал третье место после неба и земли. Его изображали в самых причудливых формах. Глаза дракона похожи на кроличьи, а уши — на коровьи; у него растут длинные усы; туловище походит на тело змеи, покрытое чешуей; четыре тигровые лапы имеют орлиные когти. Встречается и другой вариант: голова дракона, как у верблюда, усы, как у зайца, глаза, как у быка, шея, как у змеи, брюхо, как у ящерицы, чешуя, как у карпа, когти, как у орла, лапы, как у тигра. Иногда дракона изображали в виде большой змеи или животного, напоминавшего одновременно и тигра и лошадь. Но во всех случаях облик чудовища был величественным, суровым и воинственным.

Существовали четыре типа драконов: небесный дракон, охранявший обители богов; божественный дракон, посылавший ветер и дождь; дракон земли, определявший направление и глубину рек и ручьев; дракон, охранявший сокровища.

Народная фантазия создала множество разновидностей драконов — повелителей водной стихии. Существовало поверье, будто моря, реки и озера управляются драконами, которые не поднимаются в небо. Они известны под названием: желтый дракон (хуан лун), змеевидный дракон (цзяо лун), извивающийся дракон (пань лун). Чуть ли не все непонятные явления природы люди стали связывать с проделками дракона. Его изображали в облаках и в тумане или в волнах, чтобы создать представление о способности вызывать ветер и волны. Он взмывал в небо и парил в облаках, скалил клыки и выпускал когти.

Изображение дракона в Китае можно было увидеть повсюду: в храмах, во дворцах, на мемориальных обелисках, на древних сооружениях, на стенах крестьянских домов (в виде картинки или вырезки из бумаги). В разное время, особенно часто в мае и июне, проходили религиозные процессии в честь дракона — "Моления о дожде". Составным элементом такой процессии был танец дракона. Рядом с мифическим чудовищем колыхались знамена различных цветов: желтые и белые символизировали ветер и воду, черные и зеленые — тучи. На пути процессии раскладывали костры — на них сжигали "жертвенные деньги".

Из всех животных в мифах и легендах особенно почитался тигр, который олицетворял силу, властолюбие, суровость, отвагу и свирепость. Он символизировал также военную доблесть. Изображение тигра находят на бронзовых и фарфоровых изделиях далекого прошлого. Вход в монастыри, правительственные здания, богатые магазины, жилые дома феодалов украшали и оберегали каменные изваяния тигра.

В Древнем Китае тигра соотносили с женским началом инь, с подземным миром и Западом (где солнце опускается под землю). В системе геомантики фэн-шуй его противоположностью был зеленый дракон, носитель мужского начала ян. Только позднее, в буддизме, тигр и зеленый дракон поменялись местами: иероглифом ян стали обозначать мужественное благородство тигра, тем более, что его лоб украшен знаком, в котором узнается иероглиф ван, что означает "царь". Образ тигра (инь) в бамбуковой роще (ян) соответствовал древнему китайскому образу испорченного, больного общества: т. е. тьмы, внедрившейся в область света.

Особую роль в Китае играло тигроподобное чудовище дао-дай ("пожиратель"), упоминания о котором относятся еще к эпохе династии Хань. Изображения дао-дай встречаются, как правило, на предметах похоронного культа, и порой сама погребальная урна выполнялась в форме тигра. Этот образ — земля, пожирающая мертвецов и тем самым дающая пищу живым.

Изображение тигра использовалось в борьбе с ядовитыми пресмыкающимися. Поэтому в праздник лета изготовлялись большие и маленькие тигровые маски из шелка, бархата и хлопчатобумажной материи. Голову хищника рисовали на щитах воинов; ее гравировали на деревянных дверях военных укреплений для устрашения неприятеля. Изображение тигра, вышитое на одежде военных чинов, служило знаком различия. В древние времена, стремясь вселить страх в стан противника, китайские воины в тигровых шкурах шли на врага с дикими криками, напоминавшими рев настоящего тигра.

Чтобы тигр наводил ужас на злых духов, голову этого хищника рисовали на стенах жилых домов и монастырей и вышивали на одежде и обуви детей.

Наряду с тигром большим уважением в народе пользовался лев, хотя царь зверей никогда не водился в Китае (китайское слово "лев" — ши происходит от персидского шир). В его честь устраивался танец львов. Обычно по улицам проносили двух ярко окрашенных игрушечных львов, которые состязались друг с другом в борьбе или играли "жемчужиной" — своеобразным шаром. Покрытый материей деревянный каркас льва поддерживали несколько человек. Под бой барабанов и звуки музыкальных инструментов игрушечный лев подпрыгивал, вскидывал голову, махал хвостом, раскрывал пасть.

Самой красивой и самой почитаемой среди пернатого племени была причудливая мифическая птица феникс. У нее горло ласточки, клюв петуха, шея змеи, хвост рыбы, лоб журавля, головка утки, расцветка дракона, спина черепахи. Перья у феникса пяти цветов — желтые, белые, красные, синие, черные. Они символизируют пять добродетелей: человеколюбие, долг, пристойность, знание обрядов, верность.

Волшебная птица феникс добра и милосердна: она не клюет насекомых, пищей для нее служат семена бамбука, а жажду она утоляет только из чистого родника. Происхождение птицы феникс связывают с солнцем и огнем, поэтому она символизирует тепло, неотделимое от лета и хорошего урожая. Феникс — эмблема императрицы. Черепаха также считалась священным животным; она олицетворяла долголетие, силу, выносливость. Ее куполообразную спину уподобляли небесному своду, а брюхо — земле. Долголетие черепахи стало символом вечности; верили, что она живет до трех тысяч лет. Священная черепаха имела голову змеи и шею дракона. Ее изваяние служило украшением императорских дворцов и постаментов для памятников на могилах знатных людей. Обожествлялись и другие живые существа. Широкое распространение получил в народе культ змей, лисиц, обезьян, ящериц, крыс. Сверхъестественными свойствами наделялась лисица: она якобы могла творить чудеса. Считалось, что лисица может вызвать пожар, отравить пищу и вообще причинить человеку вред, а также превратиться в кого угодно. Когда лисице исполняется 50 лет, она способна превратиться в обычную женщину, в возрасте 100 лет — стать прекрасной молодой девушкой или кудесником, владеющим всеми тайнами чародейства; достигнув тысячелетнего возраста, лисица может быть допущена на небо и тогда превратиться в "небесную лисицу".

Чаще всего волшебница-лисица старалась, приняв образ красивой женщины, выйти замуж за обыкновенного человека. Разумному мужу, не доискивающемуся до тайн жены, лисица могла принести счастье; стремление же проведать о е прошлом могло привести к большим неприятностям. Чтобы узнать в женщине лисицу, нужно было рассмотреть ее тень при лунном свете. В этом случае тень даже самой красивой женщины давала точное изображение вытянутой лисьей морды с острыми ушами. Лисица чрезвычайно осторожна и недоверчива, но решается на самые хитрые проделки, чтобы заручиться доверием смертных. Если человек нравственно испорчен и склонен к разврату, то лисица может причинить ему особенно много бед. Если же человек честен, лисица страшится его прямодушия и избегает его. Нравственно слабая и лживая, она почерпнула свое могущество от темного, холодного начала инь. Честный же человек получает знания и добродетели от животворящего начала ян.

Чтобы умилостивить лисицу, ей приносили жертвы. Крестьяне, дабы предохранить себя от ее гнева, рисовали большие белые круги на стенах и граде домов. Умертвить лисицу считалось большим преступление, и виновнику грозило серьезное наказание.

Проделки лисы прекрасно описаны китайским писателем Пу Сун-лином (18 в.) в новеллах "Лисьи чары". Обезьяна также считалась одним из священных животных. Особую популярность приобрел герой народных сказаний — царь обезьян, которого называли Сунь Хоуцзы или Сунь Укун. О нем существовали различные легенды.

Амулеты и талисманы

В борьбе со злыми духами важная роль отводилась амулетам и талисманам, предохранявшим человека от различных напастей. Они были самых различных видов и использовались по-разному. Их изготовляли из камня, металла, бумаги и других материалов. Разница между амулетом и талисманом состояла в том, что амулет вешали на тело, а талисман имел более широкое применение.

Применение талисманов было многообразно, как, впрочем, и их ассортимент. Баранье копыто вешали у дверей как талисман от воров. В новогоднюю ночь голову барана вывешивали у ворот, к дверям и окнам приклеивали листы бумаги с изображением тигра, прикрепляли ивовые ветки, чтобы предотвратить беду. Петух считался символом смелости, отваги и храбрости. В ночь под Новый год петуха ощипывали и вывешивали на воротах — так хозяева дома ограждали себя от несчастий.

Для лечения от лихорадки или предохранения себя от этой болезни нужно было написать на бумаге имена восьми духов лихорадки, а затем проглотить бумагу вместе со сладостями. С этой же целью сжигали полоску желтой бумаги, пепел размешивали в воде, а затем ее выпивали.

Некоторые конфуцианские книги ("Книга перемен", "Великое учение" и др.) также служили своеобразными талисманами. Для изгнания злых духов книги клали под подушку спящему или рядом с его кроватью. Тот, кто, гуляя в одиночестве, повторял цитаты из этих книг, также имел надежду отогнать от себя злых духов. В качестве талисмана использовались и религиозные тексты. Красные или желтые полоски бумаги с надписями религиозного содержания наклеивались на притолоки, двери и стены домов. Такие талисманы носили с собой или проглатывали, предварительно скатав их в маленькие шарики. Постель новобрачных охранялась от злых духов положенными под нее древними китайскими монетами или бумажным талисманом в виде меча. Чтобы умилостивить речного духа, ему обыкновенно приносили в жертву петуха, но так как это было обременительно для бедного рыбака, то на корме лодки прикрепляли деревянное или глиняное изображение петуха: пусть дух знает, что хозяин лодки в любую минуту готов принести требуемую жертву. Рыбак рисовал на носу своей лодки глаза: пусть владыка-дракон ведает, что за его кознями неотступно следят и ему не так-то просто провести хозяина лодки.

В прибрежных районах Китая, когда джонка отправлялась в плавание, рыбаки били в гонги и взрывали хлопушки, отпугивая злых духов, которые могли спрятаться где-нибудь рядом и причинить вред джонке и ее команде. Желая ускорить наступление хорошей погоды, закрывали северные ворота города; призывая дождь, закрывали южные ворота города. Так делалось потому, что север был связан со стихией воды, а юг — со стихией огня.

Счастливые символы и знаки

Китайские верования основаны на живом воображении и целых поколениях "суеверий", что особенно ярко выражается в широком спектре символов счастья и благосостояния. Они основаны на древних легендах, народном фольклоре, традиционных практиках (даосизм, буддизм, конфуцианство) и обширнейшей китайской истории, которая насчитывает 4500 лет.

Символизм в китайском понимании распространяется на все сферы повседневной жизни и затрагивает любое значительное событие от празднования фестивалей до свадеб, рождения, смерти. Он может составить целую энциклопедию, и все равно не исчерпать всей темы. В рамках этой книги выбраны наиболее популярные символы, которые часто изображаются на картинках, ширмах, костюмах и фигурки которых вырезаются из различных материалов. Фэн-Шуй, интерпретируя окружение, использует символизм для определения "хороших" и "плохих" структурных элементов. Использование этих фигурок дома или в офисе является хорошим подспорьем для коррекции неблагоприятного Фэн-Шуй. Многие китайцы считают, что должны иметь хотя бы несколько таких символов. Счастье в их понимании заключается не только в материальном благополучии, но и наличии таких факторов как хорошее здоровье, множество сыновей, продолжающих семейную традицию, сила и авторитет, честь и успехи в работе, а также спокойная семейная жизнь.Животных, цветов, фруктов и растений в китайском пантеоне, которые символизируют все эти качества, существует множество. Кроме того, китайцы поклоняются многим богам, каждый из которых имеет особую силу и в чем-либо конкретно помогает: здоровье, богатстве, божественном благословении, долгой жизни, знаниях и т.д. В этой книге есть раздел, иллюстрирующий этот пантеон, включающий в себя наиболее популярных богов, Будд и Бодхисаттв, изображения которых можно встретить почти во всех китайских домах по всему миру.

Четыре небесных создания

К ним относятся ДРАКОН, ФЕНИКС, ЕДИНОРОГ и ЧЕРЕПАХА; считается, что они имеют священные духовные силы и символизируют различные аспекты счастья. Их изображения, особенно Дракона, встречаются повсеместно.

ДРАКОН или Лунг символизирует силу и великодушие, мужество и выносливость. Он несет дух возрождения и изменений, живительный дождь, представляя собой продуктивные силы природы. Это также символ бдительности и безопасности, который отдельно отстоит от всех небесных созданий и объединяет всех чешуйчатых созданий Вселенной. Он может жить на суше, в воде и летать в небе без крыльев, быть размером с шелковичного червя или с гору. Однако, Дракон не является богом, и существует он на самом деле или нет - неизвестно. Для китайцев Дракон — это символ их нации и всех благ, поэтому многие китайские рестораны и компании используют его изображение; а в течении многих столетий с ним отождествлялась императорская власть в Китае. Образ Дракона особенно подходит тем, кто родился в год петуха, наиболее удачливые из которых могут трансформироваться в Феникса, супругу Дракона. Эти два существа настолько часто встречаются в китайской литературе и мифологии, что занимают основное положение в символизме.

ФЕНИКС или Фэн Хуанг объединяет всех пернатых созданий Вселенной. Считается, что он появляется лишь во время мира и процветания. Феникс символизирует тепло солнца, лета и огня и помогает бездетным парам, а в паре с Драконом - плодотворный союз и изображается во время свадьбы. В Фэн-Шуй это создание символизирует юг, поэтому дома, обращенные входом к нему, будет посещать удача, так как юг — это лето, тепло, жизнь и время урожая.

ЕДИНОРОГ или Чи Линь — третье небесное создание, мистическое доброе предзнаменование. Символизирует долгую жизнь, празднество, великолепие, радость, знаменитых потомков и мудрость. Иногда называемый конем дракона, Единорог несет качества мягкости, доброты и благожелательности по отношению ко всем живым созданиям. Китайцы считают, что он всегда одинок и появляется лишь во времена правления государством великодушным руководителем или когда рождается великий мудрец. К его образу обращаются, когда требуется помощь в организации филиала или успеху детей.

ЧЕРЕПАХА — четвертое небесное создание, которое считается священным животным. Этот символ долгой жизни, силы и выносливости считается бессмертным. Она отождествляется с севером и зимой. Те, кто хочет прожить долгую здоровую жизнь, держат у себя дома черепах.

Животные, символизирующие долголетие

Одной из важных составляющих счастья для человека по восточным понятиям — возможность прожить долгую, здоровую и достойную жизнь, пожиная плоды своего труда и наслаждаясь счастьем наблюдать за своими наследниками, которые с честью несут родовое имя. Кроме черепахи и единорога существует еще несколько существ, символизирующих долгожительство. Это - ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ, ОЛЕНЬ, ЗАЯЦ, ЦИКАДА и ЖУРАВЛЬ.

ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ — символ счастья и долгой жизни; происхождение его основано на семантике сочетания "летучая мышь", которое по-китайски значит "счастье". Если он используется как символ удачи, то рисуется красным цветом — цветом радости. Изображения летучей мыши часто встречается на мантиях китайских чиновников, и иногда вырисовывается столь тщательно, что напоминает бабочку. Среди керамических изделий и изображений летучая мышь встречается в группах по пять, символизируя тем самым пять земных благ: старость, богатство, здоровье, добродетельность и естественная смерть, которые составляют суть понятия счастье в китайском менталитете.

ОЛЕНЬ - единственное животное, сумевшее найти гриб бессмертия, поэтому он символизирует долгую жизнь. Олень всегда изображается рядом с Богом Долголетия.Как и олень, ЗАЯЦ означает долгожительство, а если встречается его изображение красного цвета, то это считается благоприятным предзнаменованием.

ЦИКАДА - насекомое, летнее "пение" которого так любят китайцы, считается символом бессмертия и воскрешения. В давние времена среди богатых китайцев бытовал обычай класть цикаду, сделанную из жадеита в рот умершего перед похоронами, чтобы обеспечить ему вечную жизнь. Она также олицетворяет счастье и вечную юность, так как является единственным насекомым живущим более семнадцати лет. Цикады, сделанные из жадеита очень популярны среди жителей Гонконга, ведь считается, что эти крошечные создания вселяют великие идеи и символизируют живость мысли.

И, наконец, красавец ЖУРАВЛЬ , крайне популярная птица, часто изображаемая на картинах, ширмах и применяемая в других формах китайского искусства. Считается, что он наделен многими мистическими свойствами и атрибутами, среди которых непорочность и способность к долгой жизни. Обычно журавль изображается стоящим под сосной, еще одним символом долгожительства.

Защищающие животные

Еще одна группа животных, которая очень значима в символизме, и смысл которых важно понять в контексте Фэн-Шуй. Некоторые из них дают защиту дому, другие — мужество и выносливость. Это - МЕДВЕДЬ, ТИГР, СЛОН, ЛОШАДЬ, ЛЕОПАРД и ЛЕВ.

МЕДВЕДЬ означает мужество и силу, а его изображения, повешенные у входа в дом является действенной защитой против взломщиков.

ТИГР - символ военной доблести, изображения которого используется в борьбе с демонами и наглыми духами. В Фэн-Шуй это животное фигурирует как 500-летний Белый Тигр, который соединяется с Зеленым Драконом и производит огромные объемы космической Ци. Символ Тигра используют с большой осторожностью, так как это - очень свирепое животное, которое при несоответствующем обращении может "пожрать" своего хозяина. Используя его для защиты дома, проверьте, нет ли среди членов вашей семьи тех, кто родился в год животных, составляющих пищу тигра (кабан, кролик, петух и т.д.). Это предупреждение настолько серьезно, что матери сыновей, рожденных в эти годы сильно возражают, если те хотят жениться на девушке, рожденной в год тигра; считается, что такая жена может вызвать преждевременную смерть своего супруга. Женщин, рожденных в год животных, составляющих пищу тигра, предупреждают о том, чтобы они не рожали детей в год тигра, так как маленький "тигр" может "поглотить" мать во время родов. Несмотря на все это, китайцы считают, что дух Тигра настолько силен, что лучшей защиты от внешних злобных намерений не найти.

СЛОН , хотя и не так часто встречается в китайском искусстве, тем не менее является символом силы, несокрушимости и мудрости. Это животное — одно из семи сокровищ буддизма, и в таких странах как Таиланд и Индия, где эта религия широко распространена, слон считается священным животным. Для китайцев он также символизирует силу и энергию и используется как эффективное средство борьбы с ужасными духами. Возле надгробий династии Минг огромные каменные слоны, стоя и коленопреклоненные, охраняют путь, ведущий к гробницам. Легенда говорит, что к этим слонам приходят бездетные женщины, моля их о помощи, чтобы родился наследник.

ЛОШАДЬ так же, как и слон, одно из семи сокровищ буддизма; она символизирует скорость и упорство, а китайцы часто сравнивают умных детей с молодыми конями. Она не является небесным созданием, но, все же, из-за своих благородных качеств очень популярна в народе.

ЛЕОПАРД символизирует мужество и воинственную свирепость.

ЛЕВ издавна ассоциировался с энергией и доблестью. Каменных львов часто располагали у входных ворот в храмы и большие семейные дома. Они воспринимаются как превосходные защитники дома и общественных мест, особенно против злых духов. В буддизме — лев — священное животное, а китайцы часто по праздничным случаям танцуют под громкую музыку специальный танец Льва, который отпугивает демонов и привлекает удачу.

Птицы, приносящие радость и счастье

Кроме феникса и журавля, некоторые другие крылатые создания также символизируют радость, красоту и счастье. Среди них наиболее выделяются ФАЗАН, ПАВЛИН, ПЕТУХ и УТКА.

ФАЗАН - широко используемая эмблема красоты и счастья, а ПАВЛИН - красоты и благородства. Столетиями благодаря прекраснейшим оттенкам перьев его хвоста, павлин символизировал официальные звания, особенно, во времена правления династии Минг.

ИМПЕРАТОРСКАЯ УТКА ассоциируется с супружеской верностью и счастьем. Этот красивый вид уток считается наилучшим среди своего рода и дарится молодым супружеским парам, чтобы в их отношениях всю жизнь оставались нежность и счастье.

ПЕТУХ считается основным символом элемента Ян и носителем множества достоинств. Корона на голове говорит о его литературном даре, шпоры на ногах — о смелости и мужестве, защитный инстинкт по отношению к своим курам отражает его благожелательность, а ежедневный ранний клич - надежность. Китайцы считают, что изображение Красного Петуха в доме или на рабочем месте Является действенной защитой против пожара, а Белый Петух отгоняет злых духов ночью.

Деревья и плоды долголетия

Всего их четыре: БАМБУК, СОСНА, СЛИВА и ГРУША.

БАМБУК — во все времена почитаемое растение, широко представленное в искусстве, поэзии и литературе китайской нации и обладающее значением долгожительства, прочности и выносливости, которое остается зеленым на протяжении всего года. Китайцы считают, что он имеет мистическую силу, и, повесив его дома, вы будете надежно защищены от воздействия злых духов. Бамбук в виде флейты или "поющего ветра" также является проводником благоприятной энергии, и поэтому широко рекомендуется мастерами Фэн-Шуй.

СОСНА наиболее известный символ долгой жизни, в основном из-за того, что это вечнозеленое растение. Ее часто сажают рядом с КИПАРИСОМ , а так как они не вянут и способны переносить даже самые сильные морозы, то являются знаком вечной дружбы, способной выдержать любые испытания. Они часто встречаются в поэзии и ландшафтных рисунках на тему верности и преданности.

СЛИВА наряду с пионом, лотосом и хризантемой символизируют четыре времени года (слива соответствует зиме). Цветы сливы в силу своего аромата и чистоты ценятся так же высоко, как и ее плоды, от которых при одном взгляде "текут слюнки". Слива является символом долголетия, так как ее цветы появляются на практически голых и, как кажется, безжизненных ветвях даже когда дерево достигло очень зрелого возраста. Считается, что Лао Цзы родился под сливовым деревом.

Цветы, приносящие блаженную радость

Насчитывается пять значимых цветов, которые приобрели исключительную популярность в Китае и символизируют удачу и множество счастливых случаев, и которые выставляются в домах по праздникам. Это ПИОН, ХРИЗАНТЕМА, ЛОТОС, МАГНОЛИЯ и ОРХИДЕЯ.

Величественный ПИОН высоко ценится в Китае и справедливо называется "королем цветов". Он также известен как цветок богатства и почестей, символизирующий элемент Ян, весну, любовь и привязанность. Когда расцветает куст пиона, это считается хорошим предзнаменованием, и поэтому его стараются выращивать рядом с домом.

Как и пион, ХРИЗАНТЕМУ , которая символизирует осень, радость и легкую жизнь, очень любят в Китае. Особенно распространен обычай дарить друг другу в праздники желтые хризантемы, которые создают атмосферу счастья.

Священный ЛОТОС занимает особое место в сердцах китайцев, особенно тех, кто практикует буддизм. Он часто изображается утонченно и величественно парящим над темной водой, символизируя ошеломляющую чистоту среди загрязненного окружения. Это цветок, символизирующий лето; цветок, в котором был рожден возлюбленный Будда Падмасамбхава.Изображения или цветы лотоса в доме используются для создания спокойной, умиротворенной атмосферы, а также для пробуждения духовного сознания.

Другие прекрасные цветы — МАГНОЛИЯ и ОРХИДЕЯ — символизируют сладость, любовь и изысканность.

Плоды счастья

К ним относятся ПЕРСИК, АПЕЛЬСИН, ГРАНАТ и ХУРМА, каждый из которых ценится по разным причинам.

ПЕРСИК - китайский символ вечности и супружества. Древняя легенда описывает персиковое дерево богов, которое росло в садах королевы Запада, Си Ванг Му и приносило плод вечной жизни раз в три тысячи лет, который давал силу восемнадцати Бессмертным, а сам бог бессмертия произошел от бессмертного персика. Картины, изображающие этого бога, Сау Сенг Кунга, с персиком в руке — популярный подарок главе семейства, так как он символизирует долгую жизнь и долголетие.

АПЕЛЬСИН означает счастье, изобилие и процветание. Его часто дарят друг другу, а изображения вывешивают в доме в период Лунного Нового года, не только из-за названия ("кум", апельсин, по-китайски значит "золото"), но и благодаря его насыщенному радостному цвету и сочному аромату. Наконец, ГРАНАТ символизирует многочисленное потомство и успех в деятельности филиала компании, а также честь, славу и успех; ХУРМА же означает радость.

ПАНТЕОН КИТАЙСКИХ БОГОВ

Китайская религия является смесью буддизма, даосизма и народных верований. Это очень глубокий раздел, поэтому рассмотрение данного предмета в рамках этой книги является обзорным и не претендует на теологическое исследование. Пантеон китайских богов достаточно обширен, и понимание его целиком требует очень серьезного изучения. Существуют некоторые боги, которые почитаются и в иных странах, где практикуются другие ветви буддизма. Так, многие боги, будды и бодхисаттвы, описанные здесь могут быть представлены в различных формах в других культурах. Приведенные ниже божества являются наиболее популярными божествами, приносящими счастье, защиту и процветание в дом. ФУК, ЛУК, САУ: их можно найти в каждом китайском доме по всему миру; это три наиболее популярных звездных бога, которым поклоняются и которых превозносят. Они изображаются вместе, и их присутствие в доме приносит удачу, богатство, удачливых сыновей, умиротворенность сознания, здоровье и достаток в еде. ФУК — бог Счастья, который стоит на голову выше двух других и всегда изображается в центре. ЛУК — бог Богатства и Почестей, который держит скипетр силы и власти. САУ — бог Долголетия, держащий в одной руке персик, а в другой — посох путешественника, сопровождаемый оленем. Во многих состоятельных домах для скульптур и изображений этих богов отводят специальные комнаты, а семьи среднего класса их керамические фигурки ставят на высокий стол либо в столовую. Либо в комнату, где собирается вся семья.

Боги богатства

Их существует несколько, но наиболее известен ЦАЙ ШЕН ЙЕ ; он почитается повсеместно и изображается в двух ипостасях: Мирный бог Богатства и Военный бог Богатства. Своим происхождением эти божества обязаны двум смертным: Чао Кунг Мингу и Пи Кану. Другое божество Богатства — ВОНГ ЧОЙ САН , который очень щедр к семьям, которые ему поклоняются. Он часто изображается в золотых сандалиях, несущий в руках крысу.

Смеющийся Будда

Это Будда, Будда Майтрейя, часто называемый "следующий Будда", очень популярен среди тех людей, кто считает, что его смеющееся изображение с большим животиком — превосходный символ счастья и богатства. Он изображается или стоя, или сидящим в позе лотоса, окруженный пятью детьми и ликующе смеющийся. Говорят, что поглаживание его животика, хотя бы раз в день, приносит счастье. Его фигурки вырезаются из дерева, слоновой кости, жадеита и отливаются из керамики. Считается, что приглашенный в дом, Будда Майтрейя создает хорошие вибрации, которые формируют счастье и богатство в семье.

Будда Амитабха

Это Будда бесконечного Света, который ассоциируется с Чистой землей и западным Раем. Он приносит умиротворение и спокойную, свободную от отчаяния, жизнь тем, кто его почитает. Согласно учению, Будда Амитаба предшествует Будде Шакьямуни, а его последовательницы — богиня Куан Инь и богиня Та Ши Чи. Те люди, которые почитают это божество, являются адептами Махаяна буддизма.

Будда Шакьямуни

Это Гаутама Будда, чье учение включает в себя Восьмеричный Путь и Алмазные Сутры. Он родился принцем в 560 году до н. э. в королевстве Шакья, рядом с Непалом. В шестнадцать лет он оставил семью для того, чтобы следовать пути крайнего аскетизма, и однажды, сидя под деревом Бодхи, достиг просветления. Будде Шакьямуни поклоняются во многих странах, исповедующих буддизм, а его изображение, к которому обращаются за помощью, помещается на семейных алтарях.

Обезьяний бог

Это божество наделяется огромной силой и мужеством. Благодаря своей изобретательности он почитается как бог, способный разрешить любые проблемы и затруднения. Он особенно популярен среди бизнесменов: игроков, биржевых брокеров и торговцев различными товарами.

Бодхисаттва Манчжушури

Также известен как Вэн Шуй, один из трех великих существ; бог Мудрости и знания, который, сидя в позе лотоса, в правой руке держит меч, а в левой - книгу. Особенно он популярен в Тибете и Непале, считается, что он очищает сознание и учит мудрости молодых. В Китае можно встретить его изображения, где он держит Книгу Мудрости и управляет Зеленым Львом.

Богиня Милосердия Гуаньинь

Богиня Гуаньинь наиболее широко почитаемая и любимая среди китайских божеств. Ее образ можно встретить во многих домах, где устанавливаются специальные алтари, посвященные этой богине. Гуаньинь — сострадательный аспект всех Будд, которая отвечает на все молитвы и приходит на помощь всем страждущим. Это божество изображается по-разному, но для китайцев оно является в женском обличье в белом одеянии с четками, ивовой ветвью или маленьким пузырьком эликсира. Также она известна и в мужском обличье как Авалокитешвара, изображаемом с четырьмя руками: две руки соединены в молитве, а в других - четки или цветок лотоса. К этому образу обращаются, когда необходима защита.

Защищающие боги

Кроме успеха, счастья и богатства, китайцы считают, что они должны быть надежно защищены от внешних вредоносных влияний, а это может быть обеспечено лишь обращением к защищающим богам, особенно богам Войны. КУАН КУНГ является наиболее популярным божеством, дарующим защиту (еще известен как Куан Ти). Говорят, что он настолько яростен в своей поддержке, что демоны и злые духи не посмеют войти в дом, вход которого охраняет Куан Кунг. В настоящее время он настолько популярен, что считается не только божеством войны, но и покровителем для полицейских, китайской мафии и бизнесменов, так как многие относят его и к божеству, покровительствующему богатству. Изображение Куан Кунга можно часто встретить в гостиных китайских домов, обращенного лицом ко входной двери так, чтобы всякий входящий сначала засвидетельствовать свое почтение к нему. ЧУНГ КУЕЙ часто изображается с бочонком вина и считается хорошим изгонителем демонов. Он любит выпить, и поэтому чаще пьян, чем трезв. Несмотря на это китайцы считают его превосходным защитником против бродячих духов, приносящих в дом несчастья.

Символику цвета лучше всего рассматривать через призму традиционной системы пяти элементов, пяти «движений» (у син). Обобщая и абстрагируясь, китайцы поделили мир (и все его составляющие) на пять категорий: дерево, огонь, металл, вода и земля. Каждый из элементов являлся символом жизненных процессов, протекающих и в человеке, и в во вселенной. Цвета также являются частью этой системы.

Желтый (хуан) символизирует Центр мира – собственно Китай, Поднебесную империю. Желтый – это обозначение элемента Земля, обладающего свойствами плодородия, питания и превращения, ведь семя, брошенное в землю, прежде чем вызреть, подвергалось изменениям в процессе роста. Центр, земля – это были проявления «изначального», подвергающиеся измнениям в «круге жизненных превращений». Эти свойства распространялись и на цветовую гамму. Указывая на Поднебесную и землю, желтый цвет означал стабильность, плодородие, опору, закон, успех и вечность, а также связывался с императорской семьей. Во времена династии Цин одежду желтого цвета имел право носить только император. Из мифологических персонажей, соответствующих этому цвету, можно назвать Желтого (императорского) дракона с пятью когтями (что указывает на власть над всем миром) и Желтого императора Хуан-ди (первого правителя, объединившего под своей властью большую часть Китая) и бога земли Хоу-ту. Желтому цвету также соответствуют планета Сатурн (Тяньсин) и созвездие Большой медведицы (из-за смещения Полярной звезды на месте точки оси мира сейчас находится бета Большой Медведицы).

Как такового синего и голубого цвета в цветовой гамме китайцев не существовало, они сливались с зеленым. Зеленый (цин) обозначал восток, по природной сущности представлял ветер; по элементу относился к стихии дерева. Свойствами дерева являются способности к росту (переходу от пассивной инь к активной ян), и, следовательно, цвет ассоциировавался с рождением новой жизни, с весной. Божественным персонажем здесь выступают Бирюзовый дракон (Цинлун), который являлся защитником от нечисти и часто изображался на благопожелательных картинках как источник различных богатств, а также Синий (Зеленый) император Цин-ди. Синий цвет, с одной стороны, является символом Неба (храм Неба всегда покрывался черепицей цвета небесной лазури, такого же цвета должна была быть одежда сановников, участвовавших в поклонении небу), но с другой считался приносящим несчастья. Ведь ветер непостоянен, хотя может быть гуманным и справедливым. Дракон также обладает мудростью и огромной силой, но может, помимо благ, нести и разрушение. Астрологически с этим цветом связывается Юпитер (Суйсин) и прародитель людей, повелитель Востока Фу-си, а также зелёный дух дерева Гоу-ман, которому подвластны громовник Лэй-гун и дух ветра Фэн-бо.

Красный (хун) символизировал юг с буйством жизни во всех ее проявлениях, соответствуя стихии огня (максимальная жизненная сила и активность) и Солнцу. Огню и всему, что с ним соотносится, свойственны жар, зной, стремление вверх. Мифологическим животным здесь выступает Красная птица (Чиняо, Феникс), означающая мудрость, красоту, благоприятствование, а персонажем – Огненный император Янь-ди (Шень-Нун), научивший людей растить хлеб, и являющийся богом-целителем по ассоциации, что солнце – это жизнь. Поэтому в наиболее радостные моменты жизни китайцы предпочитали красные одежды, например, невеста и свадебная атрибутика всегда была красного цвета, передавая жизненную силу солнца и огня. Такая сила отпугивает злых духов и приносит удачу в дом и гармонизирует общую атмосферу. Если на руку ребенка, считали китайцы, намотать красную ниточку, она защитит малыша от сглаза. В астрологии цвет соответствует Марсу (Инхосин) и красному духу огня Чжу-жун.

Белый (бай) олицетворял запад - место, где царят хаос и гибель живого. Этот цвет противоречив: он называл природную сущность – холод и стихию – металл (символ начинающегося упадка от ян к инь), и ассоциировался одновременно и с вероломством и с чистотой. Животным запада является Белый тигр (Байху), который с одной стороны – владыка губительного для человека мира, а с другой – охранитель людей от злых сил и страж страны мертвых. Поэтому изображение белого тигра часто является оберегом, и поэтому часто встречается на разных декоративных и бытовых предметах. Белый – это цвет, связанный со старостью, осенью, увяданием, т.е. завершение цикла и выходом за грань мира. Поэтому белый цвет в одежде означает траур, и подчеркивает значение предметов как связанных с похоронами. Цвет астрологически связан с Венерой (Тайбай), а также с божеством Запада - Шао-хао и его помощником - белым духом Жу-шоу, а также правительницей Запада, обладающей чудесными персиками бессмертия, Сиванму.

Черный (хэй) являлся цветом севера и связывался с чем-то сокровенным и таинственным, хотя и нес оттенок смерти (зима). Элементом для этого цвета являлась вода (как минимальное проявление активности, пассивная инь), обладающая свойствами текучести, прохлады, способности к движению назад. Здесь основным персонажем является Сокровенный воин (Сюаньу, «темная воинственность» или другой перевод «черная черепаха»), представляющий собой симбиоз змеи и черепахи, а также отождествляемый с мифическим правителем Чжуань-сюем, положившим разделение (разорвавшим связь) между землей и небом, отчего люди перестали подниматься на небеса. Тайна – это удел ученых, змея – мудрость, черепаха – долголетие, вода – проникает повсюду, помнит все. Из этих образов складывается определение черного цвета – познание и ученость, углубление в непознанное. Черный цвет (как и стихия воды) связывались также с чёрный дух Сюань-мином, под покровительством которого находились храмы Луны, повелителем дождя Юй-ши, а также планета Меркурий (Чэньсин).

Китай удивительная страна, разительно отличающаяся от всех остальных своей культурой, философией и основными жизненными принципами. У большинства европейцев упоминание о Китае вызывает в воображении целый ряд символов: Великая китайская стена, драконы, инь и ян, панды и бамбук, кунг-фу и каратэ, китайский шелк и чай. О некоторых из этих символов и пойдет речь.

Большая панда

Большая панда занимает особое место в китайских культурных традициях, так как многие особенности поведения и характер животного — это качества, почитаемые китайским обществом в целом.

Во времена династии Сичжоу у жителей города Пингу панда считалась нежным животным, так как не причиняла вред человеку или крупному животному. Таким образом, бамбуковый медведь стал символом мира. Если в те воинственные времена одна армия поднимала флаг с изображением панды, битва прекращалась, и наступало временное перемирие. Китайский поэт Бэй Джуйи (772-846 гг. н.э.) приписывал панде мистические силы, способные предотвратить стихийные бедствия и изгнание злых духов.

Есть два вида большой панды и оба живут в дикой природе только в Китае. Наиболее известна черно-белая панда. Другой вид большой панды имеет темно-коричневый или светло-коричневый мех, череп меньшего размера и более крупные моляры. Такая панда обитает только в горах Циньлин.

Живут бамбуковые медведи в густых горных лесах. Питаются бамбуком, растущим под деревьями, который составляет до 90 % рациона животного. В день взрослый зверь съедает до 18 кг стеблей растения. Помимо бамбука иногда панды едят и другие травы, а в голодные времена не брезгуют мелкими грызунами или детенышами кабарги. В поисках пищи бамбуковый медведь проводит 10-16 часов ежедневно.

Женские особи способны иметь потомство с ежегодно 4-8-летнего возраста и до 20 лет. В помете 1-2 детеныша, но в дикой природе выживает, как правило, только один. Медвежата могут оставаться при матери до 3-х лет, после чего начинают самостоятельную жизнь.
Сегодня гигантская панда один из наиболее узнаваемых символов Китая. За убийство животного в стране предусмотрена смертная казнь.

В зарубежных зоопарках животное начали демонстрировать только в 70-х годах ХХ века, причем ежегодно владельцы таких заведений должны уплачивать правительству Китая до 1 млн. долларов.

В китайской философской системе инь и ян являют собой единство противоположностей. Темное и светлое, отрицательное и положительное — явления фактически взаимодополняющие, взаимосвязанные и взаимозависимые во внешнем мире. Свет-темнота, огонь-вода, расширение-сжатие считаются физическими проявлениями дуальности (двойственности), символизируемой инь-ян.

Эта двойственность лежит в основании многих отраслей классической китайской науки, служит основным ориентиром в традиционной китайской медицине, является оснвополагающим принципом некоторых форм китайских боевых искусств, таких как багуачжан, тайцзицюань или цигун. Помимо выше перечисленного, идея инь-ян заключена в Книге перемен - известной китайской философско-гадательной системе.

Многие географические названия или топонимы страны содержат слово ян — «солнечная сторона», а некоторые содержат «тенистую сторону» — инь. В Китае, как и в других районах Северного полушария, солнечный свет идет преимущественно с юга, поэтому южная сторона горы получает больше прямых солнечных лучей, чем противоположная.

Инь — черная сторона с белой точкой в ней, а ян — белая сторона с черной точкой внутри. Инь характеризуется как медленный, мягкий, уступающий, диффузный, холодный, влажный и пассивный; связан с водой, землей, луной, женственностью, ночью.

Ян, напротив, быстрый, жесткий, твердый, сфокусированный, горячий, сухой и активный; связан с огнем, небом, солнцем, мужественностью, дневным временем.
Также инь и ян относятся к человеческому телу. В традиционной китайской медицине хорошее самочувствие напрямую связано с балансом между их качествами. Когда равновесие нарушается в какую-либо сторону, у человека могут возникать проблемы со здоровьем.

Китайские боевые искусства

Первые упоминания о китайских боевых искусствах восходят ко временам правления Хуанди, императора династии Чжоу (1122-255 до н.э.), который был известным военным генералом, прежде чем стать лидером Китая. Именно он написал трактат о боевых искусствах и стал основателем старейшего известного боевого стиля «длинный кулак»

Китайские боевые искусства разделяются на две категории: внешние (Вайцзя) и внутренние (Нэйцзя). Внешние используют мышечную силу, в сочетании со скоростью и энергией. Многие северные китайские внешние боевые искусства имеют военное происхождение, потому что Китай управлялся с севера, с помощью армий, происходящих из северных городов, обеспечивающих на юге соблюдение диктата северных правил.

Внутренние стили соответственно опираются на внутренние ресурсы человека - силу духа и разума, а также на энергию Ци. В отличие от внешних стилей, стремящихся максимально увеличить врожденную силу и ловкость, внутренние стили развивают способности сосредоточения и концентрации. Считается, что отличные физические данные даже могут стать препятствием в постижении Нэйцзя.

Китайский шелк

В Китае шелк был настолько популярен среди знати, что потребовалось ввести специальные правила, ограничивающие его использование только членами императорской семьи. В течение 10 веков право носить одежду из шелковой ткани, принадлежало лишь императору и высшим сановникам. Из-за роскошного внешнего вида, шелк был тогда символом большого богатства.

Через некоторое время материал постепенно стал доступен и другим классам китайского общества. Шелк стал использоваться не только для декоративных нужд, но и для более прозаичных целей: рыбалки, изготовления струн или тетивы для луков.

Крестьянам не разрешалось шить одежду из шелковой ткани вплоть до правления династии Цин (1644-1911).

Во время династии Хань шелком оплачивались услуги правительственных чиновников и награждались особо достойные граждане. Шелковая ткань стала денежным эквивалентом в стране, наравне с бронзовыми монетами. Богатство, которое шелк принес в Китай, вызвало зависть у соседних народов, грабивших провинции ханьских китайцев начиная со II-го века до н.э., в течение двух с половиной сотен лет.

Десяток столетий шелковая ткань оставалась главным дипломатическим даром Китая правителям или послам других стран. Шелком награждал император наиболее преданных своих вассалов.
Хотя шелковые ткани были хорошо известны и востребованы в Европе и Азии, долгое время Китайцам удавалось сохранить практически полную монополию на их производство. Императорский декрет, осуждал на смерть каждого, кто пытался экспортировать шелкопрядов или их яйца.

Сегодня КНР является первым в мире производителем шелковой ткани. В среднем, ежегодно китайская промышленность производит около 70% всего шелка мире.

Китайский дракон

Дракон - мифологическое существо в фольклоре и культуре страны, имеющее множество животноподобных форм (например, черепахи или рыбы). Однако чаще всего его принято изображать со змеевидным телом на 4-х лапах. Традиционно китайские драконы символизируют мощные и благоприятные силы, особенно контроль над водной стихией — осадками, тайфунами и наводнениями. Во времена империи дракон символизировал власть и силу правителя.

Дракон также является символом силы и удачи для людей достойных. В китайской культуре выдающиеся люди сравниваются с драконом, в то время как бездарные ассоциируются, например, с червями. В ряде китайских пословиц и идиом есть ссылки на дракона, например, «надеяться, что его сын станет драконом».

В китайской культуре дракон несет в своей сути совершенно иной смысл, чем в европейской, где он представляет собой огнедышащее существо с агрессивными намерениями. В Поднебесной это духовный и культурный символ процветания и удачи, а также божество дождя, способствующее гармонии внешнего мира. Согласно легендам, большинство выдающихся людей древнего Китая (императоров, военачальников или ученых) появились на свет от связи их матерей с драконами.

Во время олимпиады 2008 года китайское правительство приняло решение не использовать дракона в качестве официального символа из-за неблагоприятных ассоциаций, которые эти мифические существа вызывают за пределами страны.

Китайцы удивительный народ, свято чтущий древние традиции - несмотря на весь технический прогресс, сделавший страну мировым экономическим лидером, в Китае при строительстве небоскребов до сих пор предусматривается ниша, где мог бы поселиться дракон.

Китайская Великая стена

Сооружение является в буквальном смысле одной из самых больших достопримечательностей в мире – объект можно наблюдать даже с околоземной орбиты. Великая китайская стена — впечатляющий подвиг древней оборонительной архитектуры, история которого насчитывает более 23 столетий, а длина составляет более 21 тыс. км.

Сооружение возводилось для защиты приграничных территорий несколькими династиями.
Считается, что начал строить стену первый император династии Цинь (221-207 до н.э.), однако попытки ее возведения предпринимались еще во времена династии Чжоу (770-221 г. до н.э.).

Первый Император Цинь начал возведение северной части стены, чтобы предотвратить вторжение с той стороны света. Императоры династии Хань удлинили стену до сегодняшнего западного Китая, чтобы защитить торговлю на Шелковом пути.

Так называемая стена – не просто обычные крепостные стены. Это была комплексная военная оборонительная система, со сторожевыми башнями для наблюдения, крепостями для командных пунктов и логистики, сигнальными башни для связи и т. д.

Во времена династии Мин (1368-1644) Великую стену реконструировали и укрепили с помощью более изощренных и прогрессивных для того времени строительных технологий. Стена Мин, как правило, имела зубцы высотой 1,8 метра с лазейками и бойницами, а также стены парапетов высотой 1,2 метра. Примерно через каждые полкилометра на стене сооружалась фланговая башня, позволяющая защитникам обстреливать нападавших из луков. Хранилища крепости были самыми сильными и неприступными сооружениями на Великой стене.

Сегодня из-за естественной эрозии и повреждений, нанесенных человеком, больше трети Великой стены Мин разрушено. Чтобы предотвратить дальнейшее уничтожение этого памятника архитектуры, правительство страны приняло специальные законы для ее защиты.

Учеными доказано, что чайные кусты распространились по всему миру с территории Китая – именно его территории являются родиной этого растения.

Письменные упоминания об употреблении чая в качестве напитка встречаются в книге Чжоу-Гуна, датированной 770 г. до н.э. Прославившийся своим искусством врачевания, величайший целитель древнего Китая Хуа То (II-III века н.э.), упоминает о чае в своей работе «Теория еды».

В Японию, известную сегодня во всем мире своей чайной церемонией, продукт попал лишь в начале VIII века нашей эры.

Книга «Чацзин», китайского поэта Лу Юй, изданная в 709 году н.э., стала первым обобщающим трудом, посвященным китайскому чаю. Автор описал известные на тот момент сорта чая, уделил внимание его выращиванию, приготовлению и церемонии употребления.

Наиболее популярная на сегодняшний день классификация основана на степени ферментации чайного листа:

  • белый;
  • желтый;
  • зеленый;
  • красный (в наших широтах именуемый черным);
  • улун;
  • пуэр.

Китайская чайная церемония называется Гунфу Ча. В отличие от японской церемонии здесь нет строгих правил и излишней ритуализации – основная суть процесса сводится к максимальному раскрытию напитка. Дословно «гунфу ча» можно перевести как «мастерство чая». Существует и более упрощенный вариант китайского чаепития – пинча. По сути, пинча это и есть самое обыкновенное чаепитие, без излишних ритуалов и церемоний – термин можно перевести как «дегустация чая».

Как и у других народов мира, у китайцев существуют свои хорошие и дурные приметы и предзнаменования. Стремясь оградить себя от жизненных неудач, люди окружают себя предметами, которые, по поверью, приносят счастье, и стараются избегать всего, что может служить дурным предзнаменованием. Субъективную окраску “хороших” или “дурных” примет носят некоторые слова и выражения, числа и предметы.

Эти поверья до сих пор дают о себе знать в некоторых правилах этикета и в художественных поделках народных ремесел. Знание такого рода примет необходимо для лучшего понимания традиционной китайской культуры. Из многочисленных предметов позитивного характера на первом месте стоит мифический образ дракона. Тогда как в некоторых европейских странах дракон изображается злым и безобразным чудовищем, по представлениям китайцев, он является существом добрым, готовым прийти к людям на помощь.

Тибетская табличка. Богиня на Драконе.

Его образ сложился на основе тотема дракона, который считался покровителем китайской нации. Чтобы подчеркнуть статус дракона как непревзойденного по силе могущества существа, китайцы наделили его чертами, взятыми у целого ряда животных: у дракона оленьи рога, лошадиная голова, заячьи глаза, змеиная шея, брюхоящера, когти орла, стопы тигра, мышиные уши, а тело покрыто рыбьей чешуей. Древние китайцы приписывали дракону способность летать по небу и проникать под землю, управлять облаками и вызывать дождь.

Поэтому в народе издревле возводили кумирни и храмы в честь дракона, где молились о дожде и хорошем урожае. При династии Хань образ дракона, в частности золотого дракона, стал использоваться в качестве символа императора и императорской власти. Впоследствии все китайские императоры говорили о себе как о воплощении дракона, либо как о правителе, которому дракон покровительствует. Тем самым они пытались возвыситься над простыми смертными и укрепить авторитет своей власти.

Статуя льва, охраняющего гробницу (Пекин).

Все предметы, предназначавшиеся для использования императором, стали украшать изображениями дракона или соответствующим орнаментом. Вместе с тем было строго-настрого запрещено кому бы то ни было, помимо императора, пользоваться орнаментом с драконом для украшения одежды, кресел и т.п.

Но среди простого народа культ дракона как олицетворения благого знамения отнюдь не исчез, его изображениями украшали ремесленные поделки и архитектурные здания, дракон фигурировал в произведениях устного фольклора. Просто люди старались, чтобы в этих случаях дракон принимал вид и имел окраску, отличные от дракона императорского. До наших дней дошли обычаи устраивать в праздничные дни гонки лодок в виде драконов, танцы драконов и пр.

Глиняная кукла с иероглифом “счастье”.

Образ дракона по-прежнему широко используется для украшения художественных поделок. Конечно, сегодня дракон утратил тотемную таинственность и политическую окраску, однако сохранилась символика, согласно которой он считается олицетворением китайской нации, китайцы любят называть себя “преемниками дракона”.

Слон - символ счастья.

Другим мифическим образом, по важности стоящим наравне с драконом, является птица феникс. Ее называют “царем пернатых”. Согласно поверью, феникс, в образе которой собраны черты нескольких птиц и животных, избирает для себя исключительно дерево павловнию, пьет воду только из священного источника, питается исключительно побегами бамбука.

Император Цяньлун (годы правления 1736-1795 гг.) в парадном платье. Династия Цин.

Ей приписываются не только необыкновенная красота, но и благородный нрав. В народе говорят, что с прилетом феникса наступает мир и спокойствие, к власти приходит человеколюбивый и высоконравственный правитель. В Древнем Китае феникс наряду с драконом служил символом императорской власти, но позднее, в эпохи Мин и Цин, их роли разделились, фениксу стали приписывать олицетворение женского начала, то есть самой императрицы.

В период Мин существовало законоположение, согласно которому жены чиновников 9-го ранга и выше должны были носить головное украшение в виде феникса. В народе образ феникса использовался для украшения предметов приданого невесты и женской одежды. Еще одно мифическое животное, с которым китайцы связывали благополучие, - это цилинь. Его изображения можно видеть среди дворцовой утвари. Согласно поверью, цилинь появлялся лишь в годы, когда в государстве царил мир, правил мудрый правитель и народ благоденствовал.

Поэтому цилинь пользовался особым расположением императора. В народе же считали, что если помолиться цилиню о рождении в семье наследника, то он может удовлетворить просьбу, но при условии, что семья молящегося имеет на своем счету благие свершения. Одна из традиционных тем лубочных картин - это цилинь, приносящий в семью младенца-мальчика. Орнаменты с образами цилиня использовались для украшения предметов, связанных с бракосочетанием, рождением ребенка, а также архитектурных строений.

Дракон, феникс и цилинь входят в четверку “священных” животных, четвертым членом которой является черепаха. Черепаха - существо отнюдь не мифическое - отличается завидным долголетием и считается чуть ли не самым мудрым представителем животного мира.

Мифический зверь цилинь.

Китайцы считают даже, что черепаха способна предвидеть будущее. Недаром еще в глубокой древности черепашьи панцири использовались для гадания и предсказания судьбы. Именно за мудрость уважали черепаху китайцы. Ее образ стал символом высокого положения на иерархической лестнице. Золотые печати правительственных ведомств, периода Хань были украшены изображением черепахи, при династии Тан чиновники в ранге от 5-го и выше носили в качестве аксессуара кисет с черепашьим орнаментом.

Позднее образ черепахи стал использоваться для отделки зданий, наибольшую популярность приобрели каменные изваяния огромных черепах, несущих на спине высокую стелу. Среди животных, каменные изваяния которых украшают дворцы, храмы, жилые ансамбли и гробницы, часто можно видеть скульптурные изображения львов. Лев - “царь зверей”, животное с грозным нравом - по представлениям китайцев, был способен отгонять нечистую силу.

Образ льва использовался также как символ влиятельности и высокого положения хозяина. В народных танцах фигурирует лев - животное скорее добродушное и комичное, эти танцы - непременный элемент массовых празднеств. Тигр - еще один образ, пользующийся уважением среди китайцев. Тигра также именовали “царем зверей”. Он служил символом силы, мужества и воинственности. Также, как и льву, тигру приписывали способность отгонять нечисть.

Существовал обычай шить для новорожденного чепчик и тапочки с изображением тигра, которые ребенку надевали в 100-й день после появления на свет. Тем самым родители хотели оградить ребенка от болезней и порчи, выражали свою надежду на его здоровый рост. Если рождался мальчик, то тигровый орнамент должен был означать пожелание видеть сына сильным и бесстрашным. В районе Центрального Китая в обычае класть в приданое невесты игрушечных тигрят, сделанных из теста, тем самым выражается пожелание, чтобы у молодоженов родился сын.

Красноголовый журавль, которого китайцы называют “священным”, - олицетворение долголетия. В народной мифологии журавлю приписывают роль птицы, на которой небожители путешествуют по облакам. Излюбленной темой народного лубка являются “сосны и журавли”, выражающие пожелание долгих лет жизни. В орнаментировке дворцовых сооружений часто можно видеть изображения животных-символов: журавля, черепахи и оленя, что создает, по представлениям китайцев атмосферу благоденствия.

Бронзовые фигуры журавлей установлены по обеим сторонам императорского трона в павильоне Тайхэдянь в Запретном городе в Пекине. Образ уточек-мандаринок, в природе держащихся парами, используется китайцами для олицетворения согласия между влюбленными и супружеской верности. Этот образ присутствует в орнаментировке предметов, которыми окружают новобрачных.

Из рыб в качестве благого символа используется золотой карп. Дело в том, что произношение иероглифа “рыба” совпадает с произношением иероглифа “достаток”. Поэтому образ рыбы используется в качестве символа богатства и достатка. Кое-где на Новый год принято готовить блюдо с золотым карпом, тем самым выражая пожелание богатства в новом году. Более того, образ рыбы означает так же плодовитость, и молодоженам часто преподносят в дар нефритовую рыбку, желая им иметь многочисленное потомство.

Карп является также персонажем широко бытующей в народе притчи об отважных карпах, которым удалось преодолеть Драконовый порог на реке Хуанхэ, отличающийся необыкновенной силой течения. Согласно притче ежегодно в третьем месяце косяки карпов поднимаются против течения к верховью Хуанхэ. Большинство из них погибают в пути, лишь немногим удается преодолеть Драконовый порог. Такие смельчаки сами превращаются в драконов.

Эту притчу часто вспоминают, когда речь заходит о претендентах - участниках экзаменов на занятие должности. Проводится как бы параллель между содержанием притчи и трудностями, ожидающими экзаменующихся на пути к карьере. Зато человека, выдержавшего экзамен с хорошими результатами, приравнивают к “карпу, перепрыгнувшему Драконовый порог и превратившемуся в дракона”.

Китайцы, у которых очень развит культ природы, наделяют растения способностью чувствовать и, наблюдая за растениями, в свою очередь любят находить в них сходство с человеческими характерами. Возьмем, к примеру, пион - его яркие, пышно махровые цветы наводят на мысль о богатстве и роскоши. Пион называют “государственным цветком”, “царем цветов” и т.п.

Он олицетворяет знатность и богатство. Сосна (ее образ часто употребляется в паре с образом кипариса) - вечнозеленое, морозостойкое дерево - служит олицетворением стойкости и умения выстоять в трудных условиях. Поскольку сосны и кипарисы отличаются долголетием, вокруг могил императоров и знати, как правило, высаживали сосново-кипарисовые рощи. Образ “четырех благородных мужей”, цветущей сливы, орхидеи, хризантемы и бамбука, олицетворяет благородные качества человека.

Цветущую сливу “мэй” любят за то, что она расцветает раньше других деревьев, когда еще стоят зимние морозы, и, таким образом, является провозвестницей весны. Кроме того, цветки “мэй”, издавая приятный аромат, в то же время не стремятся поразить взор внешней пышностью. Орхидея замечательна тем, что растет в глухих лесных зарослях, наполняя воздух тонким ароматом. Хризантема расцветает поздней осенью, стойка к заморозкам, а это в глазах китайцев означает ее гордый, независимый характер.

Бамбук в глазах китайцев олицетворяет скромность (иероглиф “скромность” звучит одинаково с иероглифом, обозначающим полый стебель бамбука) и высокую нравственность (иероглиф “коленце бамбука” имеет одинаковое произношение с иероглифом, обозначающим верность моральным устоям). Упомянутые четыре растения-символы часто используются поэтами и художниками в качестве аллегорического средства выражения своих мыслей и подхода к жизни.

Символическое значение имеют также некоторые плоды и фрукты. Так плоды граната, в котором содержится большое количество семян, служат символом плодовитости, а стало быть, семейного счастья. Поэтому плоды граната - атрибут свадебных подношений. Персик служит символом долголетия и счастья. По преданию в, саду небожителей росли священные персики, расцветающие раз в 3 тысячи лет и еще через 3 тысячи лет приносящие плоды. Тому, кто попробовал такой персик, было уготовано бессмертие. Поэтому на лубочных картинах и в народной скульптуре убеленный сединами долгожитель, летящая фея, святой младенец обычно изображаются с персиком в руках как символом долголетия.

Тем, кто хочет понять представления древних китайцев, касающиеся благих пожеланий, небезынтересно будет ознакомиться с символикой орнаментов, наносимых на предметы обихода. Например, на бронзовых сосудах времен Шан-Чжоу можно видеть орнамент в виде чудовища с человеческим лицом. Это мифический зверь Таоте, отличавшийся, по поверью, необыкновенной прожорливостью. Нанесение этого образа на посуду имело целью предупредить людей от обжорства и алчности.

Широкое распространение в народе получил обычай вывешивать под Новый год лубочные картины и бумажные вырезки. Эти произведения народного творчества как ничто другое воплощают стремление людей к счастью и благополучию. Лубочные картины произошли от икон с изображением богов дверей, которые вывешивались на дверях с тем, чтобы оградить дом от нечистой силы и напастей. В династии Мин и Цин люди стали вывешивать иконы и с целью моления о благополучии. В наши дни лубочные картины и бумажные вырезки развешиваются, как правило, в канун Нового года с целью украсить помещение и создать праздничную атмосферу.

Но в древности их вывешивали и по другим поводам: свадьба, рождение ребенка и достижение им определенного возраста, жертвоприношение богам и пр. Темы народного лубка посвящены либо изображению традиционных предметов, имеющих “благостный” смысл, либо фрагментов из популярных легенд. Например, тема хорошего урожая и изобилия, тема пожелания долголетия и многочисленного потомства, тема семейного согласия и почитания родителей и пр. Исторические и легендарные личности изображаются большей частью с назидательной целью, их ставят в пример людям.

Бумажные вырезки принято наклеивать на окна. Их посвящают таким событиям, как свадьба, рождение ребенка, годовщина рождения главы семьи, новоселье и т.п. Без бумажных вырезок, выражающих добрые пожелания, не обходится приданое невесты, причем, как правило, все вырезки делаются невестой собственноручно, также как кисет, предназначенный в подарок жениху, и другие детали приданого. Тематику бумажных вырезок составляют узоры и иероглифы, носящие особый, “счастливый” смысл, и в этом отношении вырезки близки к лубочной живописи.

Иногда темой вырезок являются пожелания оградить дом от бед, бывают и просто декоративные вырезки-украшения. Бумажные вырезки используются и как подложка узора для вышивания.