Письменность и просвещение Древней Руси - vadim_pelin. Характеристика культурно-исторических периодов средневековья

Тема: «Культура Киевской Руси »

Цель урока:

1) обучающая

  • сформировать представление об особенностях древнерусской культуры;
  • углубить и систематизировать знания старшеклассников о выдающихся достижениях культуры Киевской Руси;
  • оценить уровень развития культуры Киевской Руси;

2) развивающая

  • развивать творческое мышление, интерес, воображение через применение специальных заданий;
  • формирование убеждений у учащихся в процессе творческой деятельности.

3) воспитательная

  • воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, чувство гордости и уважения к истории своего Отечества

Тип урока - комбинированный.

Вид урока - интегрированный, комбинированный с применением созданных самими учащимися компьютерных презентаций по теме.

Оборудование урока:

Компьютер, компьютерные презентации «Создание древнерусской письменности: Кирилл и Мефодий», «Устное народное творчество: былины», «Древнерусская архитектура», заранее подготовленные учащимися;

Раздаточный материал (текст «Общая характеристика Руси);

Рабочие листы с заданиями.

Групповые опережающие задания. Используя материал учебника, знания, полученные раннее на уроках литературы, истории, МХК, информатики, и дополнительную информацию подготовить сообщения и компьютерные презентации по темам: «Создание древнерусской письменности: Кирилл и Мефодий», «Устное народное творчество: былины», «Древнерусская архитектура»

Ход урока

  1. I. Организационный момент.
  2. II. Знакомство с темой урока. Совместная формулировка целей урока. Учитель обозначает историческую проблему .
  3. III. Актуализация опорных знаний.

Педагог предлагает познакомиться с текстом «Общая характеристика Руси» ((Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв.)

При чтении учащиеся используют маркировочные знаки:

“V” - уже знал

«+»- новое

«-»- думал иначе

«?»- не понял, есть вопросы.

Принятие христианства приравняло Русь к передовым государствам Европы. По русским городам строились каменные церкви, художники - «росписники», украшали их фресками и иконами, русские ювелиры, - «Златокузнецы», считавшиеся вторыми в мире (после византийских), славились драгоценными изделиями с чернью и полихромной эмалью. Города укрепились каменными крепостями. В монастырях возникли школы для мальчиков и девочек. Широкая грамотность горожан подтверждается находками грамот на бересте. Князья владели иностранными и древними языками (латынь). Сын Ярослава Мудрого знал пять языков. Иноземные императоры и короли просили руки русских княжен и выдавали своих дочерей за русских княжичей.

Обсуждение и формулировка понятия «культура»

IV. Изучение нового материала.

  1. Учитель : начнём наше путешествие в чудесный мир Древнерусской культуры. Педагог излагает первый вопрос темы:» Отличия культуры Киевской Руси от современной» (учащиеся ведут записи в тетрадях)
  2. Презентации учащихся.

После каждой презентации учитель дополняет информацию и организует обсуждение просмотренного материала. Учащиеся задают вопросы участникам презентации, комментируют и оценивают презентацию.

3. Обсуждение исторической проблемы: В чём заключается самобытность культуры Киевской Руси?

  1. IV. Закрепление нового материала. Самоконтроль учащихся

Выполнение учащимися тестов и творческих заданий.

V. Домашнее задание:

Учитель предлагает несколько вариантов домашнего задания (по выбору)

1. Используя информацию параграфа и знания по литературе, проанализировать одну из древнерусских былин. Высказать мнение: можно ли использовать былины как исторический источник?

2. Составьте перечень «первых» явлений древнерусской культуры. Начните его со слов: «Первая славянская письменность - это…»

3. Работа с документом к параграфу 4 (письменно ответить на вопросы и задания к нему).

Для всех : используя учебник и дополнительный материал, актуализировать изученную в 7 классе информацию о князьях Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжества.

VII.Подведение итогов. Отметила степень активности учащихся, их умение работать самостоятельно с различными источниками, организованность и

дисциплину, умение логически мыслить, аргументировано доказывать, умение излагать свои мысли.

Объявлены и прокомментированы оценки

Рабочий лист ученика _____________________________

1. Соотнесите имя языческого божества и занятия, которым это божество покровительствовало

2. Вставьте пропущенные слова

После принятия христианства на Руси началось строительство каменных ____________________

Первые сооружения строили мастера из ____________________. Князь Владимир отдал десятую долю княжеских доходов на строительство в Киеве _________________________________, посвящённой Успению Богородицы. Это сооружение не дошло до наших дней - оно сгорело вместе с киевлянами во время нашествия Чингисхана в 1240 г. На месте победы был заложен киевский ___________________________ - резиденция русского митрополита. Через восемь лет __________________________ был заложен в Новгороде. Свято Софии - премудрости, символу крещения Руси - был посвящен и ________________________ в городе Полоцке

  1. Соотнесите термин и определение

Оределения

1) Крестово-купольный храм

4. Лопатки

5. Световой барабан

7) Закомары

А. полукруглые выступы - пристройка, в которой внутри храма помешался алтарь

Б Тип церковного сооружения, заимствованный из Византии

В. Часть храма с окнами, над которой возвышался купол

Г. Элементы внешнего убранства храма, вертикальные утолщения стен храма, которые делили стену на отдельные части-прясла

Д. Полукруглые завершения прясел

Е. Древнерусский кирпич

Ж. продольные части, на которые делилось помещение храма внутренними опорными столпами

  1. в приведённых ниже рядах вычеркните лишний термин. Определите, по какому принципу образованы ряды.

1) книжная миниатюра, мозаика, фреска, икона

2) Загадка, пословица, летопись, былина, песня

3) Неф, барабан, купол, апсида.

4) Сварог, Дадьбог, Иисус Христос, Перун, Мокошь, Семаргал

5) 5) Летопись, житие, поучение, слово, былина.

5. После принятия христианства на Руси появляются новые взгляды и представления: мир воспринимается как творение Бога; человек - как двойственное существо, состоящее из бренного тела и бессмертной души; история - как события в которых происходит борьба бога и дьявола. Найдите и подчеркните подтверждения этого высказывания в отрывках из летописи и древнерусской литературы.

Повесть временных лет (извлечение)

1) В лето 6576 (1068) пришли иноплеменники на Русскую землю, половцев множество. Изяслав же, и Святослав, и Всеволод вышли им навстречу на Альту. И когда настала ночь, они пошли друг на друга. За грехи наши напустил на нас Бог поганых, и побежали русские князья, и победили половцы.

2) На междоусобную войну соблазняет людей дьявол. Бог ведь не желает зла людям, но добра. А дьявол радуется злому убийству и кровопролитию, возбуждая ссоры и зависть, братоненавистничество, клевету. Когда же впадает в грех какая-либо страна, карает Бог её смертью, или голодом, или нашествием поганых, или засухой, или гусеницей, или иными казнями.

Владимир Мономах. Поучение (извлечение)

1) Велик ты, Господи, и чудны дела твои… ибо кто не восхвалит и не прославит силу твою и твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звёзды, и тьма, и свет?

2) Смерти, дети, не боитесь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог пошлёт. Ибо если я от войны, и от зверя, и от падения с коня уберёгся, то никто из вас не может повредить себя или быть убитым, пока не будет от бога повелено.

3) 3) Душа своя дороже мне всего на свете.

Культура Древней Руси - явление уникальное. По словам исследователя, «древнерусское искусство - это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость, свою веру и свои идеалы». Ученые отмечают открытость и синтетичность (от слова «синтез» - сведение в единое целое) древнерусской культуры. Взаимодействие наследия восточных славян с византийскими и, следовательно, античными традициями создало самобытный духовный мир. Время его формирования и первого расцвета - X - первая половина XIII в. (домонгольский период).

Отметим прежде всего влияние крещения Руси на историко-культурный процесс. Христианство стало государственной религией Киевской Руси в 988г., в княжение Владимира I Святого (980-1015). Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору - духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое ощущение единства и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание - важный элемент единства древнерусской народности.

Христианство с его единобожием, признанием Бога источником власти и порядка в обществе внесло серьезный вклад в закрепление складывавшихся в Киевской Руси феодальных отношений.

Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и тем самым усилило внешнеполитическое положение в тогдашнем мире.

Наконец, о духовном и культурном значении принятия христианства. Оно огромно. На Русь из Болгарии и Византии.пришли богослужебные книги на славянском языке, возросло число тех, кто владел славянской письменностью и грамотой. Непосредственным следствием крещения Руси стало развитие живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования. Православие, приобщив Русь к древней греко-римской и христианской традиции, стало вместе с тем одним из факторов, предопределивших особенности экономической, социальной, политической, религиозной, культурной, духовной истории нашей страны.

Языческая древность сохранилась прежде всего в устном народном творчестве - фольклоре (загадки, заговоры, заклинания, пословицы, сказки, песни). Особое место в исторической памяти народа занимали былины - героические сказания о защитниках родной земли от врагов. Народные сказители воспевают подвиги Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Вольги, Микулы Селянино-вича и других былинных богатырей (всего в былинах действуют более 50 главных героев). К ним обращают они свой призыв: «Вы постойте-тко за веру, за отечество, вы постойте-тко за славный стольный Киев-град!» Интересно, что в былинах мотив защиты отечества дополнен мотивом защиты христианской веры. Крещение Руси было важнейшим событием в истории древнерусской культуры.


С принятием христианства началось быстрое развитие письменности. Письменность была известна на Руси в дохристианские времена (упоминание о «чертах и резах», середина I тыс.; сведения о договорах с Византией, составленных на русском языке; находка под Смоленском глиняного сосуда с надписью, сделанной кириллицей - азбукой, созданной просветителями славянства Кириллом и Мефо-дием на рубеже X-XI вв.). Православие принесло на Русь богослужебные книги, религиозную и светскую переводную литературу. До нас дошли древнейшие рукописные книги - «Остромирово Евангелие» (1057) и два «Изборника» (сборника текстов) князя Святослава (1073 и 1076). Утверждают, что в XI-XIII вв. в обращении находилось 130-140 тыс. книг нескольких сот названий: уровень грамотности в Древней Руси был по меркам средневековья весьма высок. Есть и другие доказательства: берестяные грамоты (их археологи обнаружили в середине XX в. в Великом Новгороде), надписи на стенах соборов и ремесленных изделиях, деятельность монастырских школ, богатейшие книжные собрания Ки-ево-Печерской лавры и Софийского собора в Новгороде и др.

Бытовало мнение, что древнерусская культура была «немой» - она, как полагали, не имела самобытной литературы. Это не так. Древнерусская литература представлена различными жанрами (летописание, жития святых, публицистика, поучения и путевые заметки, замечательное «Слово о полку Игореве», не принадлежащее ни к одному из известных жанров), она отличается богатством образов, стилей и направлений.

Древнейшая из дошедших до нас летописей - «Повесть временных лет» - создана около 1113г. монахом Киево-Печерской лавры Нестором. Знаменитые вопросы, которыми открывается «Повесть временных лет»: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть», - уже говорят о масштабе личности создателя летописи, его литературных способностях. После распада Киевской Руси возникли самостоятельные летописные школы в обособившихся землях, но все они, как к образцу, обращались к «Повести временных лет».

Из произведений ораторско-публицистического жанра выделяется «Слово о Законе и Благодати», созданное Иларионом, первым русским по происхождению митрополитом, в середине XI в. Это размышления о власти, о месте Руси в Европе. Замечательно «Поучение» Владимира Мономаха, написанное для сыновей. Князь должен быть мудр, милосерден, справедлив, образован, снисходителен и тверд в защите слабых. Силы и доблести, верного служения стране требовал от князя Даниил Заточник, автор блестящего по языку и литературной форме «Моления».

К согласию и примирению князей призывал и неизвестный автор величайшего произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Реальное событие - поражение северского князя Игоря от половцев (1185-1187) - стало лишь поводом к созданию «Слова», изумляющего богатством языка, стройностью композиции, силой образного строя. Автор видит Русскую землю с огромной высоты, охватывает мысленным взором огромные пространства, как бы «летит умом под облаками», «рыщет через поля на горы» (Д. С. Лихачев). Опасность угрожает Руси, и князья должны забыть распри, чтобы спасти ее от погибели.

Искусство Древней Руси - это в первую очередь архитектура и живопись. Византийские традиции каменного зодчества пришли с христианством. Величайшие постройки XI-XII вв. (погибшая в 1240 г. Десятинная церковь, соборы, посвященные Святой Софии, в Киеве, Новгороде, Чернигове, Полоцке) следовали византийским традициям. На четырех массивных столбах в центре здания, соединенных арками, покоится цилиндрический барабан. На нем прочно стоит полусфера купола. Следуя четырем ветвям креста, к ним примыкают остальные части храма, завершающиеся сводами, иногда - куполами. В алтарной части - полукруглые выступы, апсиды. Это и есть разработанная византийцами крестово-купольная композиция церковного здания. Внутренние, нередко и внешние стены храма расписаны фресками (живопись по сырой штукатурке) или покрыты мозаикой. Особое место занимают иконы - живописные образы Христа, Богоматери, святых. Первые иконы пришли на Русь из Византии, но русские мастера быстро овладели строгими законами иконописи. Почитая традиции и старательно учась у византийских учителей, русские зодчие и живописцы проявляли удивительную творческую свободу: древнерусская архитектура и иконопись более открыты миру, жизнерадостны, декоративны, чем византийские. К середине XII в. стали очевидны и различия художественных школ Влади-миро-Суздальской, Новгородской, южнорусских земель. Радостные, легкие, пышно украшенные владимирские храмы (Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли и др.) контрастируют с приземистыми, основательными, массивными церквями Новгорода (церкви Спаса на Нередице, Параскевы Пятницы на Торгу и др.). Новгородские иконы «Ангел Златые Власы», «Знамение» отличаются от написанных владимиро-суздальскими мастерами икон «Дмитрий Солунский» или «Боголюбская Божья Матерь».

К числу величайших достижений древнерусской культуры относится и художественное ремесло, или узорочье, как его называли на Руси. Золотые украшения, покрытые эмалью, изделия из серебра, выполненные в техниках скани, зерни или черни, узорчатый декор оружия - все это свидетельствует о высоком мастерстве и вкусе древнерусских ремесленников.

Лекция 4. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (XI – XVII вв.)

    Хронологические рамки и периодизация древнерусской литературы.

    Особенности, темы, жанры древнерусской литературы.

    Русские летописи как уникальное явление мировой культуры. “Повесть временных лет”.

    “Слово о Законе и Благодати” митрополита Илариона.

Сегодня мы, по слову автора конца XII – начала XIII в. Даниила Заточника, “Вострубим убо, братие, аки в златокованную трубу, в разум ума своего и начнем бити в серебряные органы во известие мудрости, и ударим в бубны ума своего, поюще в богодухновенные свирели, да восплачутся в нас душеполезные помыслы”. (По Троицкому) Литература – по-русски словесность, искусство слова. “Русская литература всегда была одной из тех святынь, в общении с которой человек становился чище, лучше. <...> она всегда была кафедрой, с которой раздавалось учительное слово. <...> Русская литература – центр проявления русского духа, фокус, в котором сошлись лучшие качества русского ума и сердца”, – так писал в 1907 г. видный русский ученый С.А.Венгеров. В языке и отечественной словесности сосредотачиваются внутренние силы народа и основные начала национального самосознания, против которых и направляются действия разрушителей России.

1. Хронологические рамки и периодизация древнерусской литературы.

(По Бычкову) Древнерусская литература – это литература русского Средневековья. Понятие “средние века” (medium aevum) утвердилось за периодом, отделяющим позднюю античность от Нового времени, и возникло в кругах итальянских гуманистов. Как в Западной Европе, так и на Руси под средневековой культурой понимается культура, сформировавшаяся под влиянием христианского миропонимания и с предельной полнотой выразившая его во всех своих главных феноменах, т.е. это культура принципиально религиозная, христианская, православная. Самобытность русского Средневековья определяется:

1) этническими и национальными особенностями развития древней (дохри-стианской) восточнославянской культуры;

2) своеобразием социально-политической истории Руси в древний и средневековый периоды;

3) принятием православного вероисповедания.

Хронологические рамки Древней Руси (и древнерусской литературы) составляет период от христианизации (рубежа X XI вв.) до царствования Петра I (рубежа XVII XVIII вв.) Иногда последний XVII в. рассматривают как переходный (внутри средневекового периода) к Новому времени. В культурном плане – это время активного приобщения Руси к христианским ценностям, а через них к ценностям, накопленным и созданным древними народами Ближнего Востока, Греции, Рима, Византии; это время формирования национальных духовных основ, становления самобытного миропонимания и высокой художественной культуры. Литература XI XVII вв. – православная литература, предназначенная для окормления нового православного народа.

В отличие от Западной Европы, где видное, если не главное, место занимало богословско-философское мышление – схоластика, на Руси рационально-словесные формы выражения сущностного содержания культуры, ее глубинной мудрости не нашли себе применения. Наиболее адекватными для этой цели оказались религиозные и художественно-эстетические формы, поэтому они получили на русской почве особое развитие и достигли удивительного расцвета. Среди религиозных феноменов главный – святость, ставший своеобразным “лицом” всей древнерусской культуры: в историю она прочно вошла как Святая Русь, хотя несвятого и кощунственного в ней было не меньше, чем в других регионах. Однако святость получила на Руси такие четкие формы и такую высоту и чистоту звучания, что затмила, а точнее, сняла, преобразила для последующих поколений многие негативные явления.

В художественно-эстетической сфере суть древнерусской культуры наиболее полно выражают два феномена: духовность (унаследованная от Византии) и софийность – единство мудрости, красоты и святости , возникшее на основе синтеза мифологического (невербализуемого, т.е. несловесного) сознания и основных парадигм христианской духовной культуры.

Периодизация: (по Кускову)

1) литература Киевской Руси (XI – 1-я половина XIII в.), в этот период большое значение имеет переводная и богослужебная литература;

2) литература периода борьбы за объединение (2-я половина XIII XV в.), основные идеи периода – патриотизм, необходимость сильной княжеской власти;

3) литература централизованного государства (XVI XVII вв.), происходит объединение областных литератур в единую общерусскую, формулируется концепция “Москва – Третий Рим”, создаются общерусские летописные и агиографические своды (“Лицевой свод”, “Степенная книга”, “Великие Четьи-Минеи” митрополита Макария); в то же время наблюдается рост светских тенденций, происходит обмирщение, десакрализация литературы.

2. Особенности, темы, жанры древнерусской литературы.

(По Лихачеву) Книги в Древней Руси ценились чрезвычайно высоко . “Велика бывает польза от учения книжного, книгами научаемся пути покаяния, мудрость обретаем и воздержание. Се бо суть реки, напояющие вселенную, се суть источники мудрости, в них несчетная глубина, ими в печали утешаемся, они – узда воздержания”, – писал древнерусский книжник (ПВЛ, под 1037 г.) Серьезное место на Руси занимало приготовление к чтению: как пишется в одном из слов Измарагда, готовясь к чтению или слушанию книги, надо было помолиться Богу, чтобы отверзлись “очи сердечные” и чтобы исполнять прочитанное в своей жизни. Настраиванию читателя или слушателя на нужный лад служили пространные названия и эмоциональные предупреждения (“повесть умильна”), а иногда и предисловия к произведениям: “Приидите честное и святое постник сословие, приидите отци и братиа, приидите празднолюбци, приидите овчата духовная, приидите стадо христоименитое...”. Чтение книг входило в обиход жизни, во многих случаях было связано с обрядом и обычаем, поэтому не всякое произведение и не во всякое время можно было читать. Средневековая литература была тесно связана с ее употреблением в быту – церковном и светском. Основными хранителями и переписчиками книг были монахи.

Особенности древнерусской литературы определяются условиями ее развития. Важнейшая особенность – невыделенность, слитность литературы с другими сферами знания – религией, философией, наукой. Отсюда ее связь с фольклором, с церковной и деловой письменностью, с элементами историософии и философии, науки. Другая особенность – рукописный характер бытования и распространения. При этом произведения древнерусской литературы существовали в виде более или менее крупных объединений – сборников, среди них: Патерик (Отечник), Четьи-минеи (чтения по месяцам, по календарному принципу), Хронограф (хроника), Летопись, Вертоград (сад), Златоуст, Златоструй, Златая цепь, Пчела, Измарагд (сборники нравоучительного содержания), др. Анонимность – авторского права, как и в фольклоре, не существовало). Известны имена некоторых “списателей” (переписчиков книг), которые были не копиистами, а редакторами, каждый что-то добавлял, что-то опускал. Но проповеди, как правило, авторские.

Особенности художественного метода:

1)символизм, обусловленный присущим средневековому мышлению удвоением мира (мира видимого и мира, постигаемого “духовными очима”); как учил псевдо-Дионисий Ареопагит, “вещи явленные суть воистину образы вещей незримых”, символическим смыслом наполнены явления природы, исторические события, поступки людей, символ – средство обретения истины, этим определяется роль символических метафор и сравнений; христианская символика переплетается с народнопоэтической, пример из Слова о полку Игореве:

“Не лепо ли ны бяшет, братие,

начати старыми словеси трудных повестей

о полку Игореве, Игоря Святославлича?

Начати же ся той песни по былинам сего времени,

а не по замышлению Бояню.

Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити,

то растекашется мыслию по древу, (многословно)

серым волком по земли, (надергано отовсюду)

шизым орлом под облакы. (высокопарно)

2)традиционализм и ретроспективность – ссылки на тексты Писания, которые истолковываются не только исторически, но и аллегорически и аналогически, т.е. события Ветхого Завета – аналоги современности; это приводит, как и в фольклоре, к особой импровизационности литературного творчества, к его коллективности; вот как прославляет кн.Владимира митрополит Иларион:

О, подобный великому Константину,

равноумный, равнохристолюбивый,

равно чтящий служителей Его!

Он со святыми отцами Никейского собора закон людям устанавливал,

ты же, с новыми нашими отцами епископами сходясь часто,

с глубоким смирением совещался,

как в людях этих, новопознавших Господа, закон уставить.

Он царство эллинов и римлян Богу покорил, ты же - Русь.

И вот уж не только у них, но и у нас Христос царем зовется.

Он с матерью своею Еленой крест из Иерусалима принес,

по всему миру своему его разнеся, веру утвердил.

Ты же с бабкою своею Ольгой,

принеся крест из нового Иерусалима, Константина града,

по всей земле своей его поставив, утвердил веру,

ибо ты подобен ему.

С ним единой чести и славы сопричастником

сотворил тебя Господь на небесах,

по благоверию твоему,

что имел ты в жизни своей.

3)каноничность, этикетность, ритуальность; взирая на образцы, автор не допускает “самомышления”, вымысла, его задача – передать образ Истины; он как бы совершает некий обряд, он стремится не поразить читателя новизной, а успокоить и “заворожить” привычностью, неожиданности также нежелательны, как и в любых обрядах и церемониях; чинность, урядство – характерные особенности общественной жизни средневековья, соблюдение порядка – чинность, красота, иначе бесчиние – без ó бразность и безобр á зность;

4)историзм как отсутствие вымысла и как связь с историей; вымысел, со средневековой точки зрения, равен лжи, что недопустимо, отсюда прикрепленность к конкретному историческому факту или лицу; вот как начинается Повесть временных лет:

“По потопе трое сыновей Ноя разделили землю – Сим, Хам, Иафет. И достался восток Симу: Персия, Бактрия, даже и до Индии <...> Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия, соседящая с Индией <...> Иафету же достались северные страны и западные: Мидия, Албания, Армения Малая и Великая <...> В Афетовой же части сидят русь, чудь и все языци: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, либь (ливы). Ляхи же и прусы, чудь живут у моря Варяжского. <...> Афетово также и то колено: варяги, шведы, норманы, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, они же примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем Хамовым”.

5)гражданственность и патриотизм – идея служения родной земле (“поэт в России – больше, чем поэт”), особая серьезность, обращенность к основным вопросам жизни и высоким идеалам; вот пример из “Слова о Законе и Благодати” митрополита Илариона:

Хвалит же похвальными гласами

Римская страна Петра и Павла,

от них же уверовали в Иисуса Христа, Сына Божьего;

Азия и Эфес и Павм - Иоанна Богословца;

Индия - Фому, Египет - Марка.

Все страны, и грады, и люди

чтут и славят каждый - их учителя,

что научил их православной вере.

Похвалим же и мы, по силе нашей,

малыми похвалами великое и дивное сотворившего

нашего учителя и наставника

великого государя нашей земли Владимира,

внука старого Игоря,

сына же славного Святослава.

Те в лета своего владычества

мужеством и храбростью прославились в странах многих,

и победами, и крепостью поминаются ныне

и прославляются.

Ибо не в худой и неведомой земле владычествовали,

но в Русской,

что ведома и слышима

всеми четырьмя концами земли.

Как писал Д.С.Лихачев, “Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни”.

Проблема жанров. (По Лихачеву) Распространенные представления о том, что Русь заимствовала жанры своей литературы из Византии и Болгарии, верны только отчасти: Русь заимствовала то, что соответствовало ее общественным потребностям, что-то создавала самостоятельно . Так, Русь не заимствовала из Византии ни стихотворных жанров, ни придворных хроник.

Жанровые указания в рукописях чрезвычайно разнообразны: азбуковник, алфавит, беседа, бытие, воспоминания (о знамении и чудеса иконы), главы, двоесловие, деяние, диалог, житие, житие и жизнь, завет, заветы, избрание, изборник, исповедь, история, летовник, летопись, летописец, моление, обличение, описание, ответ, память, повесть, позорище, показание, похвала, прение, притча, размышление, речи, сказание, слово, спор, творение, толкование, чтение и др. (в пределах сотни). Кроме того, под одним названием могут быть совершенно различные произведения (Слово о полку Игореве и Слово о Законе и Благодати). Наконец, древнерусские произведения нередко соединяли в себе несколько жанров, были составными. Причина этого в том, что основой для жанра служили не литературные особенности изложения, а самый предмет, тема произведения : Видение Григория, Мучения Варвары, Хожение Афанасия Никитина. Лишь постепенно предмет повествования обрастал литературными признаками, с которыми должен был связываться по средневековому этикету, т.е. становился собственно жанровым определением.

Система жанров древнерусской литературы иерархична , на высшей ступени стоит богослужебная литература, для которой и была создана письменность:

1)богослужебная литература – Священное Писание, гимнография, слова, связанные с толкованием Писания, разъяснением смысла праздников (Торжествен-ники);

2)переходные от церковных к мирским жанры – Слова-проповеди, жития (Прологи, Патерики, Четьи-минеи, оригинальный жанр княжеского жития), Хождения (паломническая литература);

собственно мирские жанры:

3)исторические повесть, сказание, предание;

4)учительная литература (Поучения, Домострой);

5)познавательные сборники (Физиолог, Космография Козьмы Индикоплова, “Исповедание вкратце, како и коего ради дела отлучишася от нас латыни...”).

Д.С.Лихачеву принадлежит такой зримый образ: если сравнить литературные жанры с родами оружия в войске, то можно сказать, что войско средневековой литературы отличалось обилием и разнообразием оружия. Все роды оружия несут различные знаки: здесь и хоругви, выносные кресты и иконы церковных жанров; и различные стяги и знамена – светских. Каждый род оружия одет в свою форму, т.е. обладает своим стилистическим строем, “мундиром”. Литературное войско обладало гротадной силой сопротивляемости и не впускало произведений чуждых жанров, защищая себя от наплыва жанров переводной литературы, не связанных с книжным обиходом Древней Руси.

Древнейшие дошедшие до нас русские рукописные книги относятся ко 2-й половине XI в.: это Остромирово (новгородского посадника) Евангелие 1056 – 1057 г., Изборник 1073 г., Изборник Святослава 1076 г.,

3. Русские летописи – уникальное явление мировой культуры.

Несколько столетий они являлись идеологическим стержнем, соединяющим прошлое и настоящее, поддерживающим идею единства народа и государственности. Древо летописания ветвилось по городам и землям, вечное и преходящее перемежалось на пергаментных листах. Многое гибло, но и ныне это – огромное богатство. “Борис Годунов”Пушкина, образ летописца.

Еще одно, последнее сказанье –

И летопись окончена моя.

Исполнен долг, завещанный от Бога

Мне, грешному. Недаром многих лет

Свидетелем Господь меня поставил

И книжному искусству вразумил.

Когда-нибудь монах трудолюбивый

Найдет мой труд усердный, безымянный,

Засветит он, как я, свою лампаду -

И, пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет,

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминают

За их труды, за славу, за добро –

А за грехи, за темные деянья

Спасителя смиренно умоляют.

Повесть временных лет”. Летописи – судные книги. Летопись – запись событий по летам, аналоги – византийские хроники и западно-европейские анналы. Летопись – свод. Основа – ПВЛ. Древнейшие списки – Лавренььевская (конца XIV в.) и Ипатьевская (начало XV в.) летописи. Много вопросов: зачем писались? зачем переписывались? светский жанр или церковный? Если светский, почему тогда велись в монастырях и на епископских кафедрах? Если церковный, почему описывают преимущественно события мирского характера? С другой стороны, много знамений, постоянные напоминания о грехах. Зачем “пустые” годы-строки, когда ничего не происходит: “В лето 6530. В лето 6531. В лето 6532...” История – от Сотворения мира до Страшного Суда.

Из Апокалипсиса: “И видех престол велик бел и Седящего на нем. <...> И видех мертвых малыа и великия, стояща пред Богом, и книги разгнушася <...> и суд прияша мертвецы от написанных в книгах по делом их (Ап., гл. 20, 11 – 12). Каждому предстоит суд малый (по смерти) и суд Страшный. Когда? Страшный суд ожидался в 7000 г. от С.М., т.е. в 1492 г., до этого года была составлена Пасхалия. Т.е. летопись имела, как и пасхальные таблицы, временной предел – 1492 г. После него – конец света и Страшный суд. Летопись имела характер приуготовления к концу света. Летописи – книги о земных деяниях христиан, задача – фиксировать что делалось, совершалось волею людей, и прежде всего князей, наделенных властью от Бога, ибо Божий суд вершится по поступкам. Летописи – судные, совестные, ведающие, возвещающие книги. Главная цель – донесение известий до Страшного суда. Потому невозможна ложь, вымысел, писать можно было только правду.

Летописи – книги Бытия. Врéменных (конечных, преходящих) или временных (бывших когда-то)? Не вечно существующий, преходящий, заканчивающийся.

С XVI в. – распространяется другая историческая концепция: не 7 тысячелетий, а три царства. Ведение истории начинается по царствам – хронограф, другой жанр.

4. “Слово о Законе и Благодати” митрополита Илариона.

Полное название.

Вступление. Закон Моисея и Благодать Христа.

1 ч. Закон (несвобода) и Благодать (свобода)

2 ч. Новый народ – русские

3 ч. Похвала кн.Владимиру.

4 ч. Молитва Илариона кн.Владимиру

Литература

    Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI – XVII вв. М., 1992.

    История древнерусской литературы XI – XVII вв. Под ред. Лихачева Д.С. М., 1985.

    Кусков В.В. История древнерусской литературы. М., 1989.

    Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X – XVII вв. Л., 1987.

    Ужанков А.Н. Русские летописи и Страшный суд. М., 1995.

    Ужанков А.Н. Слово о Законе и Благодати Илариона Киевского. М., 1995.

Лекция 5. РУССКИЙ ГОРОД

    Основные черты русского градостроительства.

    Символические образы Киева.

    Москва – древний центр славян-вятичей.

    Москва – памятник градостроительного искусства.

(Пунктиром – то, что диктуется и записывается)

1. Основные черты русского градостроительства.

В скандинавских сагах Русь названа Гардарика – страна городов. “Город” – тогда означало укрепленное место; срубить город – обнести место оградой, деревянной или каменной стеной. На Руси города строились с X в., к середине XIII в. существовало около 300 – 400 городов. Древнейшие русские города: Киев, Чернигов, Смоленск, Белгород, Переяславль, Ладога, Новгород, Суздаль, Тверь, Ростов, Ярославль, Владимир, Переславль Залесский, Юрьев Польской, Дмитров, Можайск

В средневековом городе фиксируются две основные части: внутреннее укреплённое ядро (детинец, кром, кремник, с XIV в. называемое кремлем) и окольный город, предградье, посад, с внешним поясом укреплений . С функциональной точки зрения город – это центр управления. Части средневекового города :

    крепость,

в крепости размещаются:

    соборный храм,

    дворы бояр,

    административные учреждения,

вне крепости находятся:

    ремесленный посад,

    торг.

Особенности русского города :

    наличие подчинённой земледельческой волости, которая является материальной основой роста города;

    тесные связи с сельскохозяйственной округой (даже и часть горожан занималась сельским хозяйством, крестьяне окружающих деревень прятались в городских укреплениях при опасности);

    бояре, собственники обширных владений, жили в городе, а не в замках (как в феодальной Европе);

    рост города за счёт предградий, новых посадов, а не за счет новых центров (как в феодальной Европе – полицентрическая структура);

    слитность с природой и сельским окружением – сквозящая застройка, земляные валы, деревянные стены и дома, несколько ворот, палисадники на усадьбах (в то время как в феодальной Европе дефицит земли привел к многоэтажной и сомкнутой – стена к стене – застройке: ”каменный мешок”);

    пригородный монастырь – миниатюрная модель города, включавшая пригородные с/х угодья (огороды, луга).

Чуткость к красоте отразилась в известиях летописей о создании некоторых городов, которые строились там, где «место велми прекрасно». В детинце главное монументальное сооружение – собор, в нем совершались богослужения, хранилась казна и библиотека; здесь же сажали на престол князя, собирались для решения важных вопросов, осуществлялись другие мирские функции. Недаром в русских храмах такое большое развитие получили трапезные, которые подчас по площади превышают собственно богослужебное помещение. Как правило, собор занимал исключительное положение: стоял на выдающемся, освященном преданием, красивом месте и был духовным и пространственным ориентиром, общественным центром, воплощением единения прихожан. Это – главное общественное здание, принадлежавшее всему городу, общее последнее прибежище, общегородской символ: «Где Святая София, там и Новгород», – говорили новгородцы. Детинец не противостоял посаду, открывался на него, связывался с ним через крепостные ворота. Между Кремлём и посадом размещался торг – связующее звено между городской верхушкой и широкими ремесленно-торговыми слоями; нередко на торгу стояла церковь, присутствие которой сдерживало страсти, в церкви хранились торговые мерила. В окружении невысокой деревянной сквозящей застройки (дома стояли не вплотную друг к другу) церкви были заметными ориентирами во всем городе, вехами. Улицы – пути. Центр иногда отмечался пересечением главных дорог, часто по сторонам света.

Наиболее распространены в X – XIII вв. города мысового типа, при слиянии рек или соединении оврагов, в них особое значение придавалось укреплению напольной стороны. Типы планировочных схем:

    крестообразное пересечение главных дорог, направленных по сторонам света – этот тип был распространен в античных городах и в Византии, на Руси он представлен планировкой центра Киева (города Ярослава, который создавался «мастерами от грек»);

    линейный план – подчинение главному направлению вдоль природных линий – берега реки, оврага, гребня холма (планировка киевского Подола);

    радиально-концентрический, ветвистый тип: уличная сеть складывалась как лучи от детинца, торгов и ворот, между собой лучи связывались концентрическими направлениями; в местах ворот от улиц-радиусов возникали вторичные пучки лучей ; наиболее распространенный на Руси тип.

Чаще всего встречалось сочетание разных систем. При этом для Руси характерны живописность, нерегулярность, уход от параллельности и прямых углов, учет ансамблевости даже при ориентации храмов, алтари которых нередко поставлены не точно на восток.

2. Символические образы Киева.

Русский город возникал и строился из функциональных и прагматических потребностей, но он воплощал в себе и символические функции. Греческое слово «символ» – это знак, знамение, цель, небесное явление. Символ имеет условное значение для тех, кому известно его содержание, т.е. с содержанием и формой символа нужно знако-миться. Символическую природу имели многие феномены языческого мира, ус-ловность и загадочность смыслов культурных явлений, т.е. символизм, свойственны и христианскому средневековью. С принятием христианства на Русь оказались перене-сенными символические представления о хра-ме, граде, земле как творении Божием; они воплотились в первой христианской столице Руси – древнем Киеве.

Киев – древнейший русский город, «мати городов русских», что является калькой (т.е. переводом по составным частям) греческого слова «митрополия». Он стоял на высоких Днепровских берегах, на пересечении великих водных путей, связывающих Византию с Западом, был столицей могущественного государства, владевшего огромной территорией. Киевляне (”кияне”, т.е. потомки легендарного Кия) вели обширную торговлю, отправляя вниз по рекам мед, янтарь, воск, меха, а из Константинополя везли шёлка, предметы роскоши, произведения искусства. В X – XI вв. Великий Киев был одним из самых богатых городов Европы – больше Парижа (80 тыс. жителей) и вдвое больше небольшого тогда Лондона. Подлинного расцвета достиг Киев при Ярославе Мудром (1016 – 1054), при нём Киев – крупнейший центр художеств. Ярослав Мудрый знал 5 языков, читал “во дни и в нощи”, собрал библиотеку из сотен томов. Его жена – дочь шведского короля Олафа, а дочери были замужем за норвежским, венгерским, и французским королями. Анна Ярославна, королева Франции, знала 3 языка, сама подписала брачный контракт (в отличие от жениха, который поставил крестик). Письменная грамотность в домонгольской Руси вообще была довольно обычным явлением, о чем свидетельствуют распространенность и содержание берестяных грамот, среди которых есть послания мужей и жен друг другу, деловые и хозяйственные записи торговцев, ремесленников и крестьян, учебные тетрадки новгородского мальчика XIII в. Онфима, любовные послания. Ярослав Мудрый развернул в Киеве грандиозное строительство, цель которого – устроение молодой столицы во образ дома Премудрости Бога. Здесь начиналось воплощение представления о русской земле как образе "обетован-ной земли" Царства Небесного, "Иерусалима Нового", получившее свое законченное воплощение в Москве.

Всем известно, что Киев строился по образу Константинополя, Царьграда. Но он в определенных чер-тах подражал Иерусалиму. В "Слове о Законе и Благодати" Киевский митропо-лит Илларион прямо назвал "Константин-град" "Новым Иерусалимом", а Ярослава Мудрого сравнил с Соломоном: ведь Ярослав в Киеве сделал то же, что Соломон в Иерусалиме, – постро-ил новые крепостные стены с четырьмя воротами и в цент-ре стен – величественный храм (Софийский собор). Такие сопоставления говорят нам, что городу в целом и его конструктивным элементам усваивалось, помимо обычного, сак-ральное, символическое значение . Крепостные стены – это не только оборонитель-ные сооружения, но и образ божествен-ной силы, духовная защита . При этом духовно-символический смысл имели конфигурация стен, число башен, число ворот, посвящение надвратных или башенных церквей. Как правило, количество ворот определялось священным чис-лом: одни, двое, четверо, восемь, двенадцать. Ворота (ино-гда и башни) извне и изнутри имели иконы, перед ними часто горели лампады. Таким образом, стены го-рода как бы сви-детельствовала о надеждах не только на крепость вещественных стен, но и на крепость Божию и молитвы святых, невидимо охраняющих данный град.

Золотые ворота Киева в сознании рус-ских имели своим прототипом не только, как это всем известно, Константинополь, но и Иерусалим: через Золотые ворота Христос вошел в Иерусалим за неделю до Воскресения. Они были не толь-ко и не просто главными, парадными, но и святыми (иногда так и назывались); на Золотых воро-тах в Киеве была поставлена церковь Благовещения Пресвятой Бо-городицы: событие Благой вести деве Марии о рож-дении Спасителя – начало Евангелия (Благовествования), "вход" Сына Божия в мир человеческий. Золотые ворота вели к главной святыне Киева – Со-фийскому собору. В этом отношении Киеву стали подражать Новгород (с его Софией), вторая столи-ца Руси – Владимир (с "киевскими" названиями, Успенским собором "софийского" типа, Золотыми воро-тами), другие княжеские центры, наконец, Москва.

Уподобляли древнерус-ский христианский город палестинскому Ие-русалиму и поклонные горы, бывшие у Киева, Вла-димира, Новгорода, Москвы и почти у всех крупных рус-ских городов и монастырей. Это явная параллель "поклон-ной" горе близ Иерусалима, описанной русским паломником игуменом Даниилом в начале ХII века в его “Хождении”: "...И есть там пологая гора близ дороги, на рассто-янии примерно версты от Иерусалима, – на той горе ссажи-ваются с коней все люди, и кладут там крестные поклоны, и поклоняются святому Воскресению при виде Иерусалима. И бывает тогда радость великая всякому христианину при виде святого града Иерусалима, и слезы льются тут у веру-ющих людей". Поклон-ные горы русских городов – это тоже возвышенно-сти, с которых путники впервые видели город в его целостности и где они тоже, слезая с коней и повозок, молились и поклонялись городу. С поклонной горы путнику открывалась прекрасная панорама, где доминировали купола и коло-кольни храмов, монастырей, крепостные стены с надвратными церквями и башнями. Древнерусский город воспринимался людьми не просто как жилой, торговый или ре-месленный центр (куда ехали с обычными житей-скими нуждами), но и как святыня, святой город, объект молитвенного поклонения, подобный Иерусалиму. Таким образом, го-род был местом таинственного присутствия и пребывания Небесного Царя Славы, иными словами – архитектурным образом Града Небесного и Церкви Небесной.

Город имел свой геометрический или символический центр, который отмечался неким открытым, лобным местом , что тоже является калькой с греческого «Голгофа». Здесь служились праздничные молебны, обращались к народу с проповедями, с княжескими посланиями и указами. В Риме таким центром города был Миллиарий, от которого отсчитывались все расстояния в империи. В Киеве лобное место находилось на площади близ святой Софии.

Но Константинополь строился не только "во образ" Иерусалима, но, прежде всего, – "во об-раз" Рима как традиционной столицы империи. Поэтому Кон-стантинополь – это "Новый" или "Второй Рим", а Москва будет "Третьим Римом". Так, русские сто-лицы искони приобретали двойное значение – церковных, святых и политичес-ких, державных центров. Два "образа" – иеруса-лимский и римский – соответствовали двуединству духовной и плотской природы в человеке, двуединству церковной и государственной власти в христианском обществе . С древнейших времен русский город сознательно устраивался – во образ реальных истори-ческих святых городов, а через них – и вo образ грядущего Небесного Царства.

1. Древнерусский фольклор.

3. Письменность и просвещение.

4. Древнерусская литература и общественная мысль.

5. Влияние христианства на древнерусскую архитектуру.

6. Живопись Киевской Руси.

Заключение.

Введение

Во введении на наш взгляд целесообразно определить основные понятия и наметить хронологические рамки работы. Итак, в работе речь пойдет о древнерусской культуре. Выясним, что же такое культура и что является предметом истории русской культуры.

Культура – это исторически сложившаяся система созданных человеком материальных и духовых ценностей, социокультурных норм, а также способы их распространения и потребления, процесс самореализации и раскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни. Предметом истории русской культуры – одной из составных частей истории мировой культуры - является изучение характера проявления в русской культуре общих закономерностей историко-культурного процесса, а также выявление и исследование частных, национальных закономерностей развития культуры и особенностей ее функционирования в данных исторический условиях.

Теперь рассмотрим временные рамки. Первые упоминания о славянах в греческих, римских, арабских и византийских источниках относятся к рубежу I тысячелетия н.э. К VI в. произошло выделение восточной ветви славян. С VI по VIII вв. в условиях нарастания внешней опасности происходил процесс политической консолидации восточнославянских и некоторых неславянских племен. Этот процесс завершился образованием Древнерусского государства – Киевской Руси (IX в.).

Мы будем рассматривать особенности древнерусской культуры со времени образования Киевской Руси до начала домонгольского периода (XII в.).

1. Древнерусский фольклор.

Народная русская поэзия развивалась на Руси с незапамятных времен. Мифологическую поэзию древних славян составляли заговоры и заклинания – охотничьи, пастушеские, земледельческие, пословицы и поговорки, загадки, обрядовые песни, свадебные песни, похоронные плачи, песни на пирах и тризнах. С языческим прошлым связано и происхождение сказок.

Особое место в устном народном творчестве занимали «старины» – былинный эпос. Былины киевского цикла, связанные с Киевом, с Днепром Славутичем, с князем Владимиром красно Солнышко, богатырями начали складываться на рубеже X – XI вв. В них по-своему выразилось общественное сознание целой исторической эпохи, отразились нравственные идеалы народа, сохранились черты древнего быта, событий повседневной жизни. «Ценность богатырского эпоса заключается в том, что он по своему происхождению неразрывно связан с народом, с теми смердами-воинами, которые и землю пахали, и воевали под киевскими знаменами с печенегами и половцами».

Устное народное творчество явилось неисчерпаемым источником образов и сюжетов, веками питавшим русскую литературу и обогащавшим литературный язык.

2. Славянское язычество и принятие христианства на Руси.

Язычество славян являлось составной частью комплекса первобытных воззрений, верований и обрядов первобытного человека на протяжении многих тысячелетий. Конечно, термин «язычество» условный. Его используют для обозначения круга явлений, входящих в понятие «ранние формы религии». Основу славянского язычества составляли обожествление сил природы, вера в духов, населявших мир и сопровождающих человека от рождения до смерти. Перечислим некоторых божеств, из которых постепенно складывался пантеон

языческих богов: Святовит (бог войны), Сварог (бог небесного огня), Даждьбог (сын Сварога, бог света и солнца, податель всех благ), Перун (бог грозы), Стрибог (бог ветра), Волос (покровитель скота), Мокошь (женское божество плодородия и домашнего хозяйства). Местом отправления языческих культов служили капища, требища, храмы, в которых волхвы – жрецы языческой религии – приносили жертвы и совершали множество других обрядов.

Поняв идеологическую значимость религии для укрепления княжеской власти, Владимир Святославич в 980 г. попытался реформировать язычество, придав ему черты монотеистической религии. Был создан единый пантеон богов, первенство в иерархии которого было отдано Перуну (в эти времена он почитался как княжеско-дружинный бог войны).

Но постепенно складывающийся в древнерусском государстве феодальный строй нуждался в идеологии, которая оправдала бы социальное расслоение общества. Такой идеологией могла быть только религия, сложившаяся в классовом обществе, приспособившаяся к его оправданию. В Х в. таких религий было 2: ислам и христианство. Но ислам в основном исповедовали в странах, находившихся вне активных внешнеполитических интересов. Тогда как «связи славян с внешним миром, с центрами мировой культуры средневековья значительно усилились в момент зарождения Киевской державы…Русы повидали корабли разных морей и разной оснастки, десятки портовых городов и по полгода торговали в таких крупнейших городах, как Царьград, Рей, Итиль, Белград». Кроме того, христианство более полно отвечало интересам феодального строя с его монотеизмом, иерархией святых, проповедью непротивления злу и др.

Введение христианства (начиная с 988 г.) было длительным и сложным процессом, продолжавшимся не одно столетие. Оно утверждалось не только силой, но и приспосабливалось к языческому мировоззрению. С введением новой религии Русь окончательно вошла в общеевропейский историко-культурный ландшафт.


Эпох, стилей; соотносить идеи и образы произведений с различными жизненными ситуациями; отличать подлинное произведение искусства от безвкусной подделки. Но самое главное, курс "Духовная культура Древней Руси в поисках святости" помогает растущему человеку обрести точку опоры и выстроить собственную систему ценностных координат. Содержание программы РАЗДЕЛ 1. Образ Святой Руси в истории и...

На Руси появляются свои образцы торжественных слов и церковных поучений, свои жития, хроники и летописи. “Повести временных лет” самобытна и по форме, и по характеру, и по стилю. К началу XIII века древнерусская литература стала зрелой, в каждом из жанров были созданы оригинальные произведения. В активе русской литературы были такие известные сейчас как “Поучение” Владимира Мономаха, и “Слова о...

Отмечают открытость и синтетичность (от слова «синтез» - сведение в единое целое) древнерусской культуры. Взаимодействие наследия восточных славян с византийскими и, следовательно, античными традициями создало самобытный духовный мир. Время его формирования и первого расцвета - X - первая половина XIII в. (домонгольский период). Отметим прежде всего влияние крещения Руси на историко-культурный...

Царем. На армейское и флотское духовенство была возложена задача обеспечения морального фактора в армии, соблюдение дисциплины и достойного поведения. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Русская православная церковь, не ограничиваясь патриотическими призывами, приняла самое непосредственное участие в оказании помощи фронту. На собранные по инициативе духовенства в храмах...