Куприн "Олеся": описание, герои, анализ произведения. А

В конце девятнадцатого века А.И. Куприн был управляющим имением в Волынской губернии. Под впечатление от прекрасных пейзажей того края и от драматической судьбы его жителей, он написал цикл рассказов. Украшением этого сборника стала повесть «Олеся», рассказывающая о природе и настоящей любви.

Повесть «Олеся» - одно из первых произведений Александра Ивановича Куприна. Оно поражает своей глубиной образов и необычным сюжетным поворотом. Эта повесть уносит читателя в конец девятнадцатого века, когда старый уклад русской жизни столкнулся с необычайным техническим прогрессом.

Произведение начинается с описания природы края, куда по делам имения приехал главный герой Иван Тимофеевич. На улице зима: метели сменяют оттепели. Уклад жителей Полесья кажется Ивану, привыкшему к городской суете, необычным: в деревни до сих пор царит атмосфера суеверных страхов и боязнь нововведении. Время как будто остановилось в этом селении. Неудивительно, что именно здесь главный герой встретил колдунью Олесю. Их любовь изначально обречена: слишком разные герои предстают перед читателем. Олеся – полесская красавица, гордая и решительная. Во имя любви она готова пойти на многое. Олеся лишена хитрости и корысти, ей чуждо себялюбие. Иван Тимофеевич же наоборот неспособен на принятие судьбоносных решений, в повести он предстает как человек несмелый, неуверенный в своих поступках. Он до конца не представляет своей жизни с Олесей, как с супругой.

С самого начала Олеся, обладающая даром предвиденья, чувствует неизбежность трагического конца их любви. Но она готова принять всю тяжесть обстоятельств. Любовь дарит ей уверенность в собственные силы, помогает выстоять все тяжести и невзгоды. Стоит заметить, что в образе лесной колдуньи Олеси А. И. Куприн воплотил свой идеал женщины: решительной и мужественной, бесстрашной и искренне любящей.

Фоном отношений двух главных героев повести стала природа: она зеркально отражает чувства Олеси и Ивана Тимофеевича. Их жизнь на мгновение превращается в сказку, но только на мгновение. Кульминацией повести становится приход Олеси в деревенскую церковь, откуда местные жители прогоняют ее. Ночью этого же дня разгорается страшная гроза: сильный град уничтожил половину урожая. На фоне этих событий, Олеся с бабушкой понимаю, что суеверные селяне непременно обвинят в этом их. Поэтому они решают уйти.

Последний разговор Олеси с Иваном происходит в избушке в лесу. Олеся не говорит ему, куда уходит и просит, чтобы он не искал ее. В память о себе девушка дарит Ивану нитку красных кораллов.

Повесть заставляет задуматься о том, что такое любовь в понимании людей, на что способен во имя нее человек. Любовь Олеси – это самопожертвование, именно ее любовь, как мне кажется, достойна восхищения и уважения. Что же касается Ивана Тимофеевича, то малодушие этого героя, забавляет усомниться в искренности его чувств. Ведь если ты действительно кого-нибудь любишь, то разве позволишь, чтобы любимый человек страдал.

Краткий анализ рассказа Куприна Олеся для 11 класса

Произведение «Олеся» было написано Куприным, когда к людям, занимающимся лечением травами, относились с опаской. И хотя многие к ним приходили лечиться, в свой круг православных крестьян особо не пускали, считая колдунами, во всех своих бедах обвиняя их. Так получилось и с девушкой Олесей и ее бабушкой Мануйлихой.

Олеся выросла среди леса, познала много тайн связанных с травами, научилась гадать, заговаривать болезни. Девушка выросла бескорыстная, открытая, рассудительная. Она просто не могла не понравиться Ивану. Все способствовало завязыванию их отношений, которые переросли в любовь. Сама природа помогала развиваться любовным событиям, светило солнышко, ветерок играл листвой, вокруг щебетали птицы.

Иван Тимофеевич, наивный молодой человек, встретив непосредственную Олесю, решил ее подчинить себе. Это просматривается в том, как он ее уговаривает посетить церковь. На что девушка соглашается, зная, что это делать нельзя. Уговаривает ее уехать с ним и выйти за него замуж. Он даже о бабушке подумал, если она не захочет жить с нами, в городе есть богадельни. Для Олеси такое положение вещей совершенно неприемлемо это предательство по отношению к близкому человеку. Она выросла в гармонии с природой и для нее многие вещи цивилизации непонятны. Несмотря на то, что молодые люди встречаются и на первый взгляд у них все хорошо, Олеся не доверяет своим чувствам. Гадая на картах, она видит, что продолжения их отношений не будет. Иван никогда не сможет ее понять и принять такой, какая она есть, а общество, в котором он живет тем более. Такие, как Иван Тимофеевич любят подчинять себе, но не у всех это получается и скорее они сами идут на поводу обстоятельств.

Олеся и ее бабушка принимают мудрое решение, чтобы не ломать свою жизнь и Ивана Тимофеевича тайно покидают насиженное место. Людям из разных социальных групп трудно найти общий язык еще труднее влиться в новую среду. На протяжении всего произведения автор показывает насколько разные эти двое влюбленных. Единственно, что их связывает это любовь. У Олеси она чистая и бескорыстная, у Ивана эгоистичная. На противопоставлении двух личностей и построено все произведение.

Анализ повести для 11 класса

На картине «Вратарь» изображена привычная для наших дворов сцена: мальчишки играют в футбол. Художник не стал показывать нам все поле, а сосредоточился только на одном персонаже - голкипере одной из команд.

  • Сочинение по рассказу Кладовая солнца Пришвина 6 класс

    Послевоенные годы выдались самыми тяжелыми особенно для детей, а о тех кто остался сиротками и говорить не приходится. В одном селе жили брат с сестрой мать их умерла, а отец погиб на войне

  • Сочинение

    Повесть «Поединок» Куприн посвятил М. Горькому. Тот назвал это произведение «прекрасной повестью». Популярность этой книги перешагнула границы России — она переводилась в то время на немецкий, французский, итальянский, испанский, шведский, болгарский, польский языки.

    В чём же причина популярности повести? Прежде всего — в её обличительном пафосе.

    Куприн показал в своей книге дикие нравы армейской жизни, рассказал о жестоком обращении армейских чинов с солдатами. Жалкими, забитыми предстают перед читателями денщик Гайнан и солдат Хлебников. Солдат Хлебников — больной, физически очень слабый человек. И насколько нужно иметь жестокое сердце, чтобы издеваться над таким человеком! Офицеры ради забавы (это говорит об их примитивности) измываются над Хлебниковым! Они бьют его, смеются, вымогают деньги. И за него некому заступиться! Солдаты, денщики в повести находятся в униженном положении, к ним относятся, как к скоту.

    Своим содержанием повесть «Поединок» отвечала на важный вопрос того времени: почему царизм терпел одно поражение за другим в русско-японской войне? Да о каких победах могла идти речь, если в русской армии процветали корысть, разврат, пьянство? Интеллектуальный уровень офицеров, тех, кто муштрует солдат, крайне низок. Так, армейский служака капитан Слива за свою жизнь «не прочёл ни одной книги и ни одной газеты», а другой офицер, Веткин, вполне серьёзно заявляет: «В нашем деле думать не полагается». В этой затхлой армейской жизни задыхаются люди думающие, благородные, интеллектуальные, демократически настроенные, такие, как подполковник Назанский и подпоручик Ромашов.

    Ромашов — честный русский офицер, ему очень и очень одиноко на военной службе. Он искренне был убеждён, что офицеры — люди с тонкой душевной организацией, патриоты. Но окунувшись в армейский быт, он вдруг увидел, что здесь царят «грубые армейские привычки, фамильярность, карты, попойки». Досуг офицеров составляют игры на «скверном маленьком бильярде», «пиво», «сигареты» и проститутки.

    Ромашов испытывает «мучительное сознание своего одиночества и затерянности среди чужих, недоброжелательных или равнодушных людей».

    В образе подпоручика Ромашова угадываются автобиографические черты. Это и неудивительно: по окончании кадетского корпуса Куприн четыре года находился на военной службе. Всю жизнь его мучили воспоминания о розгах в кадетском корпусе. У Ромашова тоже уже в годы, проведённые в военном училище, «душа была уже навеки опустошена, мертва и опозорена». Ромашов выражает протест против пошлости, невежества, произвола.

    В обрисовке семейно-бытовых сцен Куприн показал себя писателем-психологом. В основе конфликта лежит пылкая юношеская влюблённость, любовь Ромашова к привлекательной Шурочке Николаевой. Шурочка, как и Ромашов, на голову выше всех армейских служак, заметно отличается своим интеллектуальным развитием от полковых дам. Шурочка обладает сильной волей, хитростью, дальновидностью. Все её помыслы направлены на то, чтобы вырваться «к простору, свету» из циничной армейской обстановки. «Мне нужно общество, большое, настоящее общество, свет, музыка, поклонение, тонкая лесть, умные собеседники», — говорит Шурочка.

    Мечту подобного рода можно было бы приветствовать, если бы не те бесчеловечные средства, которыми она воспользовалась. Ради карьеры мужа (недалёкого по своим умственным данным), ради того, чтобы вырваться из удушающей атмосферы армейского гарнизона, она идёт на подлость: отговаривает Ромашова, который её очень любит, от выстрела, и он погибает на поединке, став жертвой заговора.

    На примере жизни и гибели главного героя мы убеждаемся в безвыходном положении армейских людей, жаждущих осмысленной жизни. Главным виновником физической и духовной трагедии Ромашова является не Шурочка Николаева, которая, в сущности, и сама жертва, а весь общественный строй, порождающий буйных Бек-Агамаловых, деспотичных Осадчих, армейских чинодралов Николаевых, Шульговичей, уничтожающих достоинство офицеров, низших по званию. В такой среде нет места честным людям: они здесь или морально опускаются, находя утеху в пьянстве, как получилось с Назанским, или же погибают, как Ромашов.

    Другие сочинения по этому произведению

    Автор и его герои в повести А. И. Куприна "Поединок" Идейно-художественное своеобразие повести А. Куприна «Поединок» Испытание любовью (по повести А. И. Куприна «Поединок») КРИТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ АРМЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА В ПОВЕСТИ А. И. КУПРИНА «ПОЕДИНОК» Мир человеческих чувств в прозе начала xx века Нравственные и социальные проблемы в повести А. Куприна «Поединок». Нравственные искания героев Куприна на примере героев повести «Поединок» Повесть А.И. Куприна «Поединок» как протест против обезличивания и душевной пустоты Поединок в «Поединке» (по одноименной повести А.И.Куприна) Поединок насилия и гуманизма Развенчание романтики военной службы (по повести «Поединок») Россия в произведениях А. И. Куприна (по повести «Поединок») Сила и слабость натуры подпоручика Ромашова (по повести А. И. Куприна «Поединок») Сила любви (по повести А. И. Куприна «Поединок») Смысл названия и проблематика повести А. И. Куприна «Поединок» Смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок» Сословная мораль офицерства по повести Куприна «Поединок» Три гордых призвания человека по повести А. И. Куприна «Поединок» Характеристика гарнизона в повести Куприна «Поединок» Образ Ромашова и Назанского в повести А.И. Куприна «Поединок» Анализ повести "Поединок" Куприна А.И. В чем смысл названия повести А. И. Куприна "Поединок" Образ Ромашова в повести Куприна «Поединок» Образ Ромашова в повести «Поединок» Нравственные и социальные проблемы в повести Куприна «Поединок» Изображение армейской среды в повести А. И. куприна «Поединок» Проблематика повести А. Куприна “Поединок” Повесть А. И. Куприна «Поединок»: сюжет и герои Любовь в повести А. И. Куприна «Поединок» Подпоручик Ромашов Образ подпоручика Ромашова в повести А. И. Куприна «Поединок»

    Сочинение

    Повесть «Олеся», написанная А. И. Куприным в 1898 году, - одно из ранних произведений писателя, тем не менее обращающее на себя внимание сложностью проблематики, яркостью и образностью характеров героев, тонкой красотой пейзажа. Для своего повествования автор избирает ретроспективную композицию, когда речь идет от лица рассказчика, описывающего давно прошедшие события. Конечно, с течением времени изменилось отношение героя к этим событиям, он многое понял, стал мудрее, опытнее в жизни. Но в те времена, когда он впервые приехал в глухую полесскую деревушку, он идеализировал сельскую жизнь,
    «первобытные натуры» на фоне природы и руководствовался расхожим убеждением, что для писателя «полезно наблюдать нравы». Произведения, которые он к тому времени успел «тиснуть» в газете, так же далеки от реальной жизни, как и знания героя о народе. Действительность совершенно не соответствует ожиданиям героя, Ивана Тимофеевича. Народу оказываются присущи необщительность, дикость, униженная покорность, выработанная веками феодального гнета. Деревенские старухи, которых пытается лечить Иван Тимофеевич, не могут даже объяснить, что у них болит, зато обязательно приносят «пану» подношения и не только целуют ему руки, но даже падают в ноги и пытаются облобызать его сапоги. «Местная интеллигенция» - урядник, конторщик - ничего против этого не имеет, самодовольно протягивая руку для поцелуев и по-хамски объясняя, как надо лечить этот народ. Поэтому в проблеме народа и интеллигенции, поднятой автором, сразу обращает на себя внимание читателя то, что местная «интеллигенция», которая презирает этот народ и берет при каждой возможности взятки, по сути дела, не является таковой. А народ невежествен и груб, но его ли это вина? Охотник Ярмола не в состоянии научиться грамоте, он способен лишь механически запомнить свою подпись, к чему прилагает огромные усилия. Зачем? Ярмола объясняет это тем, что «ни одного грамотного нет у нас в деревне... Староста печать только кладет, а сам не знает, что в ней напечатано...» И совсем не удивительно, что крестьяне полны суеверий и страха, ненависти к ведьмам, способным насылать на людей болезни и смерть. История с Мануйлихой здесь показательна: несмотря на умение врачевать и гадать, некоторые неординарные способности, она вовсе не виновата в смерти ребенка у молодухи, которой опрометчиво пригрозила. Но ее вместе с внучкой изгнали из села и «хату ее сломали, чтоб от того проклятого кубка и щепок не осталось». Ненависть ко всему непонятному - следствие невежества и дикости народа.
    История жизни народа в полесском селе, куда приехал Иван Тимофеевич, - это лишь экспозиция повести. Завязка действия заключается в знакомстве героя с Мануйлихой и Олесей. Мастерство художника видит читатель в том, как показан психологический портрет обеих героинь. Мануйлиха обладает всеми чертами бабы-яги, но ее речь - показатель иного уровня культуры, иной среды, нежели у полесских крестьян. Олеся также резко отличается от перебродских девчат: в ее облике чувствуется естественность, внутренняя свобода, чувство собственного достоинства. В ее красоте - и лукавство, и властность, и наивность, она оригинальна и незабываема, и, конечно, производит на Ивана Тимофеевича неизгладимое впечатление. В дальнейшем развитии их взаимоотношений раскрывается автором проблема русского национального характера. Олеся доверчива, любит природу, добра, но горда, и это чувствуется в принужденности, появившейся в их отношениях после заступничества Ивана Тимофеевича перед урядником: девушке неловко чувствовать себя обязанной кому бы то ни было. Однако, узнав о болезни героя, она готова сделать все, чтобы его вылечить, сожалея, что он не обратился к ней раньше. Гадая на героя, она правильно определяет его характер: «...Человек вы хотя и добрый, но только слабый... Слову вы своему не господин... Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете». Действительно, Иван Тимофеевич - добрый человек, он без copyright A L L Soch .ru 2001-2005 колебаний дарит уряднику дорогое ружье, что-бы тот не выгонял Мануйлиху с Олесей. Олеся всерьез заинтересовала героя, он влюблен в нее, не думая о том, что будет дальше. Олеся кажется мудрее и взрослее Ивана Тимофеевича: нагадав себе горе и позор от этой любви, она решает расстаться с героем, но разлука во время его болезни решила за влюбленных все - она показала силу их чувства и невозможность расставания. Их близость - кульминация развития взаимоотношений героев повести. Олеся принимает на себя всю ответственность за дальнейшие события, ей важно только то, что она любима. Иван Тимофеевич, в отличие от своей самоотверженно любящей Олеси, слаб и нерешителен. Зная, что ему надо уезжать, он не может набраться силы сказать об этом, откладывая свое признание до тех пор, пока Олеся сама не почувствовала неладное. Он готов жениться на Олесе и взять ее в город, но сам не слишком представляет себе, как это возможно. К тому же, мысль о бабушке, которую нельзя оставить одну, не приходила ему в голову, и он эгоистично предлагает Олесе либо сдать ее в богадельню, либо «тебе придется выбирать между мной и бабушкой». Эгоизм, безответственность, слабость характера Ивана Тимофеевича дают основание говорить о нем как о типичном «рефлектирующем интеллигенте», типе характера, определенном в русской литературе еще Н. Г. Чернышевским и показанном в произведениях И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова и других. Олеся же - воплощение лучших качеств, присущих русскому национальному характеру в женском типе. Глубокая искренняя любовь, самоотверженность, чувство долга - то, что всегда отличало русских женщин, героинь А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова и других русских писателей. Олеся не мыслит себе, чтобы она чем-то осложнила жизнь своего любимого: «Ты молодой, свободный... Неужели бы у меня хватило бы духу связать тебя по рукам и по ногам на всю жизнь?» Она отказывается выйти замуж за любимого, думая не о себе, а о нем, о его благополучии. Она так хочет сделать для него что-то хорошее, что, вопреки своим убеждениям, готова пойти в церковь. И здесь еще раз проявляется легкомыслие и безответственность героя: он убеждает Олесю пойти в церковь, говоря о милосердии Бога, но забывая о людях, ненавидящих «ведьму» и не готовых ее принять в свое общество. Он действует так просто в силу общего убеждения, что «женщина должна быть набожной». И только повзрослевший рассказчик с высоты прошедшего времени сожалеет о том, что не послушался своего сердца, его тревожного предчувствия. Крестьянки жестоко расправляются с Олесей, и потрясенный герой только теперь осознает последствия своего легкомысленного совета. Но Олеся верна себе - она считает виноватой только себя, трогательно беспокоясь об изуродованной внешности, которая может не понравиться любимому. Бесхитростная, доверчивая девушка оказывается нравственно выше образованного героя, знающего жизнь лишь «теоретически», не предвидящего последствий своего эгоизма и безответственности.
    Их расставание неизбежно: невежественные крестьяне не простят «ведьмам» погибшего урожая. Но, зная о предстоящей разлуке, Олеся мудро не говорит Ивану Тимофеевичу о своем отъезде, помня народную сказку об испуганном зайчике. Герой узнает об этом неожиданно, и незабываемой деталью остаются в памяти яркие коралловые бусы, подаренные ему исчезнувшей Олесей. Сожаление об утраченной любви, нежной и великодушной, звучит в последних словах рассказчика, для которого, конечно же, эта история не пройдет бесслед-
    но: она не только оставила в его памяти яркий след, но и изменила его отношение к жизни, даровав ему мудрость и житейский опыт.
    Нельзя не сказать также о роли пейзажа в повести А. И. Куприна. Автор рисует нам красоту дикой, первозданной природы, которая тонко передает психологическое состояние героев. Весенний аромат оттаявшей земли пробуждает жизненные силы, оттеняя зарождающееся"в душе героя чувство. Чарующая ночь любви подавляет героев «своим счастьем и жутким безмолвием леса». А надвигающаяся гроза своим смешением света и тьмы предвещает «что-то зловещее». Все это дает читателю возможность утверждать, что молодой А. И. Куприн не только мастер изображения человеческих характеров и взаимоотношений людей, но и замечательный художник, тонко чувствующий красоту природы и передающий ее в своих произведениях, писатель, следующий лучшим традициям русского классического реализма XIX века.

    Другие сочинения по этому произведению

    «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире» (по повести А. И. Куприна «Олеся») Чистый свет высокой нравственной идеи в русской литературе Воплощение нравственного идеала писателя в повести «Олеся» Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (По повести А. И. Куприна «Олеся») Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (по повести А. Куприна «Олеся») Женский образ в рассказе А. Куприна “Олеся” Лобовь в русской литературе (по повести «Олеся») Моя любимая повесть А. И. Куприна «Олеся» Образ героя-рассказчика и способы его создания в повести «Олеся» По рассказу А. И. Куприна «Олеся» Почему любовь Ивана Тимофеевича и Олеси стала трагедией? Можно ли считать виновным в этом «ленивое сердце» героя? (по произведению А. И. Куприна «Олеся») Сочинение по повести Куприна «Олеся» Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся»

    Урок литературы в 11 классе «Актуальны ли проблемы, поднятые А.И.Куприным в повести «Олеся»?

    Цели урока:

    образовательные:

    Обучать умению рассуждать, критически мыслить на заданную тему;

    Отрабатывать умение ведения дискуссии и отстаивания своей точки зрения; развивающие:

    Развивать навыки самостоятельной работы с литературой и другими источниками информации;

    Развивать монологическую и диалогическую речь учащихся;

    Систематизировать полученные ранее знания и использование в ходе дискуссии;

    воспитательные:

    Формировать умение различать добро и зло;

    Воспитывать общекультурные нормы (чуткое, уважительное отношение к людям)

    Вид занятия: дискуссия.

    Тип занятия: получение новых знаний на основе имеющихся.

    Методы обучения: репродуктивный, проблемный.

    Оборудование: памятки, оценочные листы экспертов, таблички «спорщиков».

    Учащиеся разбиваются на 3 группы: 1) «спорщики» - бизнесмен, психолог, домохозяйка, деловая женщина, пенсионер, ученик 11 класса; 2) эксперты, оценивающие ответы «спорщиков»; 3) зрители.

    Учитель: Здравствуйте! Сегодня мы с вами заканчиваем изучение произведений Куприна, нам предстоит обсудить вот какой вопрос: актуальны ли проблемы, поднятые в повести «Олеся»? Мы будем учиться дискутировать. А мы умеем, скажете вы. Но подумайте, как проходит любой наш спор на уроке? А вот так, как в стихотворении Пушкина:

    Глухой глухого звал к суду судьи глухого.

    Глухой кричал: «Моя им сведена корова!».

    «Помилуй! – возопил глухой ему в ответ. –

    Сей пустошью владел еще покойный дед!»

    Судья решил: «Чтоб не было разврата,

    Жените молодца – хоть девка виновата!».

    И вот когда мы садимся за «круглый стол», получается разговор «глухих», потому что каждый стремится сказать что-то свое, не слушая других. Все кричат – непонятно, то ли друг на друга, то ли по существу вопроса, и, получается, что утверждение «в споре рождается истина» не про нас. Давайте попытаемся сделать это как положено. Для этого познакомимся правилами ведения спора. Читаем памятку.

    Памятка «Как вести дискуссию».

    1. Вступая в дискуссию, необходимо представлять предмет спора.

    2. Внимательно выслушивать говорящего.

    3. В споре не допускать тона превосходства, уважать мнение товарищей.

    3. Грамотно и чётко ставить вопросы.

    4. Приводить аргументы.

    5. Формулировать не только главные выводы, но и промежуточные.

    6. Каждый участник имеет право и возможность высказаться.

    7. Не повторяться!

    8. Нельзя критиковать людей – только их мнения и позиции.

    9. Участники имеют право изменить свою позицию под воздействием фактов и аргументов.

    Как вы думаете, для чего люди спорят, дискутируют?

    Ученик: Цель дискуссии – не в победе, а в поиске согласия.

    Учитель: Итак, начинаем работу. На прошлом уроке мы проанализировали повесть Куприна «Олеся». Вспомните, пожалуйста, историю ее создания.

    Ученик: Художественным утверждением духовной полноценности и нравственной красоты человека из народа явились произведения, созданные Куприным между 1898 и 1901 годами на материале полесских впечатлений. Весной и летом 1897г. Куприн путешествовал по украинскому Полесью, служил на Волынщине в качестве управляющего небольшим имением, затем был охотником, рыбаком.

    Для Куприна эта поездка была своеобразной «творческой командировкой», которая преследовала совершенно очевидную цель – поведать другим об увиденном и пережитом. В полесском цикле имеется тенденция противопоставить деревенскую жизнь жизни капиталистического города, который выглядит скопищем голодного и нищего люда, буржуазной сытости и мещанского благополучия – синонимом социального неравенства людей. Эта тенденция нашла своё отражение и на страницах повести «Олеся» – пожалуй, самого значительного произведения полесского цикла (1898 год).

    Учитель: Каков сюжет «Олеси»?

    Ученик: Городской интеллигент Иван Тимофеевич, начинающий писатель, приезжает в Полесье и знакомится с девушкой-колдуньей, живущей в лесу со своей бабкой. Олеся и Иван полюбили друг друга, но не могут быть вместе в силу причин: разность положения, воспитания, жизненного опыта, наконец, предсказанного героиней трагического исхода их отношений. Иван Тимофеевич побуждает Олесю пойти в церковь, после чего темные деревенские мужики и бабы, считая ее колдуньей, избивают до полусмерти и вынуждают несчастную покинуть родные места. А «возлюбленный» почти мгновенно смиряется с произошедшим.

    Учитель: Раскройте образы обоих героев.

    Ученик: Олеся незнакома с жизнью в обществе, с так называемой цивилизацией. Ей дороги свободная воля, естественные порывы, навыки колдовских заговоров, передающихся в их семье от бабушки к матери, от матери к внучке. Героиня красива, сильна, здорова, умна и добра, она исключительная личность. Портрет девушки, данный Куприным, – это выражение её богатого внутреннего мира. Всё в ней есть – и решительность, и властность, и наивность, и даже лукавство, и всё это неуловимо, необычно, волнующе.

    Ученик: Характеристику Ивана Тимофеевича Куприн дает устами героини повести. Во время гадания Олеся говорит Порошину: “Человек вы хотя и добрый, но только слабый... Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь”.

    Учитель: Хорошо, давайте обратимся к проблемам повести.

    Ученик: Во-первых, это тема любви. Писатель показывает, как в исключительной ситуации раскрывается вечный, общечеловеческий смысл высокого чувства делать человека прекрасным. Куприн ищет в реальной жизни людей, исполненных святым чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать всё, не требуя ничего взамен. «Олеся» – гимн женской красоте и любви, гимн женщине, духовно чистой и мудрой, гимн возвышенному первозданному чувству

    Ученик: Во-вторых, в повести Куприн выразил свое убеждение, что только вдали от цивилизации, от капиталистического города можно найти человека, способного любить бескорыстно, преданно. Только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства.

    Ученик: Я бы выделил еще одну проблему: драматичная судьба человека, наделенного неординарными способностями, сверхвозможностями. Такой человек может помогать людям, но сам всегда остается одиноким и непонятым обществом. Олеся тому пример.

    Учитель: Совершенно верно очертили вы круг проблем. Как вы понимаете значение слова «актуальный»?

    Ученик: Важный, существенный для настоящего момента.

    Учитель: Являются ли проблемы, поднятые Куприным, актуальными; созвучны ли они современному человеку? Я приглашаю 6-ых желающих участвовать в дискуссии. Займите места, распределите роли, кто от чьего имени будет говорить. Памятки перед вами. Приступите к обдумыванию вопроса. Еще 6-ых назначаю экспертами. Вам необходимо внимательно следить за ходом дискуссии и заносить данные в оценочную таблицу. Задание понятно?

    Третья группа – зрители. Итак, актуально ли купринское понимание любви? Приемлемо ли оно для наших современников? По этой проблеме желает высказаться…

    Бизнесмен: Ситуация, описанная в повести, вовсе не представляется мне драматичной: никто не умер, герои просто расстались, как это часто бывает в жизни. Оба с самого начала знали, что слишком они разные. На прощание Олеся благодарит Ивана за краткое счастье, а он долгие годы хранит память о ее нежной и великодушной любви. То есть трагедийный аспект, который усматривали читатели, критики, современники Куприна, для меня неприемлем.

    Психолог: Кстати, в «Гранатовом браслете» один из героев так и говорит: «Любовь должна быть трагедией… Величайшей тайной в мире». Речь ведь идет о настоящем чувстве – о такой любви, которая способна преобразить несовершенного человека. Олеся возвращает своему избраннику, пусть не надолго, утраченную естественность и остроту переживаний. В этом видел Куприн подлинный смысл любви – духовно преображать человека.

    Деловая женщина: Да разве можно переделать слабого человека? Вы же убедились в этом! Я так же, как и коллега (бизнесмен) считаю, что купринское понимание любви сегодня не актуально. Зачем самопожертвование во имя чувства, которое изначально обречено? Я вообще удивлена, что такая умная, решительная, волевая девушка могла полюбить и желать связать свою жизнь с человеком, ставшим бы со временем как камень на шее.

    В то же время сам образ Олеси, несмотря на его экзотичность, романтичность, очень современен, особенно такие качества девушки, как самостоятельность, независимость, стремление повышать свой интеллектуальный уровень, чему-то учиться (она же постоянно спрашивает Ивана о каких-то научных вещах), словом, развиваться, самосовершенствоваться, твердый характер – все это очень важно для современной женщины. Олеся четко знает, чего она хочет в жизни, она целеустремленная, она способна добиваться своего.

    Домохозяйка: Нет, все-таки знаете, это слишком прагматичная позиция, как бы мы ни раскладывали по полочкам наших избранников, – слабый он или не слабый, сможет обеспечивать семью или нет, - все в душе желают встретить именно такую любовь, в духе Куприна – красивую, всепоглощающую, лишенную сомнений «быть или не быть». Может быть, вслух только об этом не говорят. По-прежнему популярны фильмы о любви, книги о любви, интернетовские сайты просто вопят об этом.

    Учитель: Но чаще всего это все подделка, суррогат настоящего чувства.

    Домохозяйка: Да, в то-то и дело, что любовь легко находится, нет проблем в знакомствах, но всем хочется особенной любви – настоящей, которую действительно не часто встретишь. Произведение Куприна заставляет нас тосковать об этом.

    Ученица 11 класса: Я согласна с вами. Истинная любовь, по мнению Куприна, – основа всего земного. Любовь должна основываться на высоких искренних

    чувствах, стремиться к идеалу. Любовь сильнее смерти и возвышает маленького человека над суетным миром несправедливости и злобы. Вы сейчас скажете: это высокие слова, но, как было уже сказано, все мечтают о такой любви. А разве не так?

    Деловая женщина : Смысл жизни не сводится только к любви. Есть еще увлекательная, интересная работа, верные друзья, книги, музыка, путешествия по миру, исследования неразгаданного. В современной жизни просто масса возможностей реализовать себя как личность. А герои Куприна зацикливаются на одном: что Олеся, что этот, Желтков из «Гранатового браслета». Он ведь сам говорил, что в жизни его больше ничего не интересует. А если бы еще что-то у него было в жизни, разве бы он закончил так недостойно свой путь?

    Пенсионер: Не будем тревожить несчастного ГСЖ. Я все-таки попытаюсь вас переубедить словами известного драматурга 17 века Ж.- Б. Мольера:

    В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

    Когда бы на земле изгнали мы любовь.

    Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,

    А кто не знал любви, тот всё равно,

    Что не жил….

    Настоящее чувство еще к вам придет, и так же, как Олеся, вы сможете ради вашего избранника пренебречь и принципами, и друзьями, а понадобится, и работой.

    Бизнесмен: Все вы по-своему правы. Вот слушаю вас и понимаю, что то, о чем мы говорим, будет актуально всегда и в общем-то, соглашаюсь, что настоящая любовь драматична, она приносит страдания, приходится совершать какие-то усилия души, сердца, жертвовать чем-то. Но все это стоит того, чтобы любимый человек был рядом или же если не получается быть вместе, как героям куприновской повести, то чтобы он был счастлив.

    Психолог: Да, удивительно, что после трагической развязки светлая атмосфера «Олеси» не меркнет. Читая произведения писателя, ощущаешь особенно тонкое, глубокое и чуткое осознание всего сущего. Кажется, писатель знает то, о чем ты переживаешь, и старается помочь тебе, направляет на верный путь. Ведь тот мир, в котором мы живем, иногда настолько загрязнен ложью, подлостью и пошлостью, что нам порой необходим заряд положительной энергии, чтобы противостоять засасывающей трясине. Кто же укажет нам источник чистоты? По-моему, Куприн обладает таким талантом. Он как мастер, шлифующий камень, открывает в наших душах богатство, о котором мы сами не догадывались.Таким образом, проблема любви у Куприна по-прежнемуактуальна.

    Учитель: Вы это очень хорошо сформулировали: то есть если произведение так сильно воздействует на нас, заставляет нас размышлять, то оно для нас актуально. А современно ли звучание другой проблемы повести – «человек и природа»? Только в единении с природой, живя вдали от цивилизации, человек может стать совершенной личностью; городская жизнь не дает людям счастья.

    Пенсионер: С этим я, конечно же, согласен. Большинство горожан стремится за город, покупают и строят дома в деревнях. Почему мы так рвемся на дачу, выехать на природу? Потому что нам там хорошо, душа отдыхает. Одним словом, природа привлекает подавляющее большинство людей. А в свое время мои сверстники наоборот стремились в город, деревни пустели.

    Домохозяйка: Ну да,людей привлекает свежий воздух, более- менее чистая экология, а цивилизацию и все удобства городской жизни они тащат с собой. Какой загородный коттедж не оснащен спутниковой антенной, ноутбуком и т.д? О духовном совершенствовании здесь нет речи. Вот у японцев специальные дни для созерцания природы выделены, праздник любования сакурой называется, момент обретения гармонии с собой и природой.

    Учитель : Не уклоняйтесь от «Олеси».

    Ученик 11 класса : Да, вот Куприн показал в образе Олеси такого естественного человека. Она живет в полном отстранении от людей, но в согласии с обитателями полесских чащоб – птицами, зверями. Все исконные, врожденные, утраченные в социуме возможности развиваются в Олесе свободно, не стесненные цепями условностей, которые накладывает городская жизнь. Героиня искренна в любом побуждении. Но в то же время ее привлекает цивилизация: Олеся расспрашивает Ивана Тимофеевича о Петербурге, интересуется знаниями из разных областей. А полюбив, она и вовсе готова следовать в город за своим возлюбленным. Так что, наверное, Куприн ошибался. Я уверен, что для современного человека важно жить в городе, учиться в высших учебных заведениях, ходить в театры, музеи, ну и много еще всего должно быть, что дается человеку для полноценного развития.

    Деловая женщина: Согласна! Я бы тоже не смогла долго жить вдали от города. Я просто этого не могу понять! Что за странное убеждение – только природа может сделать человека прекрасным - и откуда оно взялось? Если уйти всем в лесную глушь, мы наоборот в дикарей превратимся.

    Психолог: Вообще, концепция естественного человека не нова. Она появилась еще в 18 веке. Французский писатель, философ Руссо писал об этом. А русской литературе последователями его выступили сентименталисты и Николай Карамзин. Природа в их произведениях играла большую роль. Кстати, вы обратили внимание на пейзажные зарисовки в повести Куприна?

    Деловая женщина: Еще бы! Я их пропустила, скука смертная!

    Пенсионер: Вот и зря. Не умеете, вы, молодые, самую красоту заметить. Я, когда читал описание весеннего леса, все дачу свою вспоминал, как поеду весной, вдохну свежего, пахнущего холодной лесной прелью воздуха… Все-таки без природы мы никуда. На природе человек действительно лучше становится, спокойнее, добрее, перестает суетиться, задумывается о вечном. Природа душу лечит.

    Психолог: Да, действительно, красота природы продолжает нас волновать. Однако руссоистские тенденции, убеждения Куприна все-таки для нас не совсем приемлемы, так как современному человеку трудно совсем оторваться от цивилизации.

    Учитель: Интересно, что проблема «человек и природа» - я говорю уже в общем- продолжает оставаться актуальной. Люди ищут равновесия, стремятся к единению с природой и так и не могут его найти?

    Психолог: Возможно, потому, что это - идеал, который недостижим, но к нему необходимо стремится..

    Учитель: Хорошо, вот мы подошли к обсуждению 3 проблемы.

    Домохозяйка: Можно, начну я? Сегодня Олеся нашла бы своему дару достойное применение. Вы только посмотрите, сколько объявлений на столбах и в газетах: предсказываю будущее, сниму порчу, поправлю здоровье, приворожу мужа и т.д.! Как сейчас популярны колдуньи и гадалки! Их не изгоняют, их не боятся – к ним, наоборот, обязательно идут посоветоваться или решать проблему. Ну признайтесь же, каждый, наверное, второй ходил к гадалке.

    Бизнесмен: Ну да, было дело. Признаться, я несколько суеверен. Когда я начинал бизнес, мне советовали сходить за финансовым прогнозом моего частного предпринимательства.

    Судьба, видимо, благоприятствовала мне, все сложилось. Но я не сказал бы, что гадалка произвела на меня хорошее впечатление – ее больше интересовало, сколько я ей заплачу.

    Ученица 11 класса : А вот героиня повести Куприна очень честна и бескорыстна, она готова помогать людям просто так, если бы к ней обращались. Я все же думаю, что ясновидящие, гадалки, обладающие какими-то неординарными способностями, как, например, видеть будущее человека, не должны использовать свой дар в финансовых целях.

    Деловая женщина : На что же они тогда существовать будут?

    Ученица 11 класса: Я опять сравню с Олесей. Она вовсе не ставила себе цель зарабатывать ясновидением. Она с детства привыкла довольствоваться малым, тем, что было, чего не скажешь о ее скуповатой и жадной до гостинцев бабушки. Эта привычка Олеси – довольствоваться малым, заботиться о материальных ценностях только чтобы поддержать себя- это тоже импонирует автору.

    Видимо, люди обращались к Олесе (это было не часто, судя по всему, так как «ведьмаков» боялись), она помогала им. К своей способности видеть будущее, исцелять Олеся относится спокойно. Но иногда кажется, что она будто тяготится своим даром – ей ведь открыты многие истины в поведении, поступках людей и особенно ее возлюбленного. Есть ощущение, что ее это не радует.

    Пенсионер: Какие истины? Вы что, всерьез верите, что человек может предсказывать будущее? Даже сам Иван говорит, что Олеся не «заговорила» кровь, а просто прижала искусно вену выше пореза – это может не только медик, но и любой человек, знакомый с оказанием первой помощи. А что касается предсказаний будущего, то я скажу так: несмотря на то, что девушка долгое время жила вдали от людей, она хорошо выучила их натуру – часто лицемерную и малодушную. Ей не составило труда раскусить Ивана Тимофеевича и предвидеть, что ему недостанет сил любить ведьму.

    Психолог: В ваших словах, безусловно, есть истина. Современные гадалки и ясновидящие вряд ли поголовно все имеют неординарные сенсорные способности, они просто очень хорошо знают натуру человеческую, знают людей. Они настоящие психологи, и умело используют это в своих целях. Они всегда говорят то, что человек хочет услышать. Вот поэтому-то люди и идут к ним.

    Учитель: А как вы думаете, что еще заставляет наших современников обращаться к гадалкам?

    Психолог: Наверное, душевная тревога, неумение самостоятельно справиться с проблемой, просто безысходность, потеря надежды на лучшее, отсутствие веры в себя. И вы знаете, это просто болезни нашего времени.

    Пенсионер: Да, не могу не согласиться. Но тогда получается, что это людям живется плохо, а гадалкам – хорошо. А мы же размышляем о судьбе человека с неординарными способностями, у которого не складываются взаимоотношения с обществом. Вы думаете, Олесю ненавидят только потому, что она гадалка и якобы связана с дьяволом?

    Бизнесмен: Я думаю, что не только из-за этого. Начну вот с чего: кто такие эти деревенские обыватели? Темная, необразованная масса, «первобытные натуры», как Иван говорит, пьяная толпа, следующая только животным инстинктам, люди, привыкшие унижаться пред властями, но в своем кругу деспотичные, грубые, непорядочные. И разве Олеся – искренняя, совестливая, добрая – могла найти с ними общий язык? Вспомните Катерину из драмы Островского «Гроза» - такая же история. Общество отторгает таких людей, которые слишком правильные, что ли. Оно считает их странными, ненормальными.

    Домохозяйка: Ну не сравнивайте, пожалуйста, наше современное общество с деревенскими жителями Полесья конца 19 века. И это не общество отторгает таких людей, как Олеся и Катерина, а они – его. Но вообще я тоже заметила, что совестливому, порядочному человеку, правдолюбцу, не привыкшему подстраиваться под всех, живется намного сложнее в этом мире. Он как будто болеет за всех, видит зло вокруг, борется с несправедливостью, но тем самым только вызывает гнев и неприятие, непонимание остальных, чего, мол, вечно суется?

    Пенсионер: Это точно! Я однажды в трамвае сделал замечание молодым людям, которые матерились и сам был уже не рад: чуть не вытряхнули из трамвая.

    Бизнесмен : А я заступился за девушку, к которой два подонка приставали.

    Учитель : Тогда извечный вопрос: что делать? Как быть в этой жизни правдолюбцу, честному, порядочному человеку, «лучу света в темном царстве»?

    Ученица: Как что делать? Надо стараться всем быть порядочными.

    Домохозяйка: Надо беречь таких людей.

    Деловая женщина: В итоге-то к чему мы пришли? Сегодня гадалки, колдуньи, ведуньи и прочие не считаются людьми неординарными, это обычное явление. А вот человек порядочный, нравственный, который не может принять каких-то аморальных законов общества – по-прежнему явление исключительное. И как и 19 веке, так и в 21-ом судьба такого человека складывается порой драматично. Совершать нравственные, благородные поступки иногда нелегко, но обязательно нужно. Иначе общество точно деградирует. А как противостоять негативным его явлениям, этому нас учит русская литература.

    Учитель: Давайте на этой оптимистичной ноте закончим и предоставим слово экспертам.

    Эксперты высказываются.

    Оценочная таблица для экспертов

    Участники дискуссии

    Говорит четко, полными предлож

    Говорит убедительно, аргументированно

    Внимательно слушает других

    Говорит по теме

    Побуждает всех участвовать

    Приводит интересные факты

    Манера держать себя

    Хорошо знает предмет разговора, компетентен

    Бизнесмен

    Деловая женщина

    Пенсионер

    Ученик 11 класса

    Психолог

    Домохозяйка

    Учитель: а сейчас я прошу выступить участников дискуссии с тем, что бы они изменили в ходе своей беседы.

    Изменилось ли ваше мнение за время дискуссии?

    Ученица: Для меня 3 проблема раскрылась глубже, видение ее предстало в ином – истинном свете. Наверное, мы поняли то, что действительно хотел сказать Куприн.

    Учитель: Что нового вы узнали, что поняли? Благодаря кому вы это поняли? Что дала вам дискуссия?

    Тема "Олеси" Куприна - бессмертная тема сердечных взаимоотношений и пылающих страстей. Она ярко и искренне для своего времени показана в трогательном рассказе Куприна, написанном в самом центре природы на Полесье.

    Столкновение влюбленных из различных социальных групп обостряет их отношения оттенком жертвования собой, собственными жизненными принципами и оценками их другими людьми.

    Анализ "Олеси" Куприна

    Загадочная девушка, родившаяся в окружении природы, вобрала в себя все неподдельные и непорочные черты кроткого и простого характера, сталкивается с совершенно непохожей личностью - Иваном Тимофеевичем, который считается эффектным представителем общества в городе.

    Начавшиеся трепетные отношения между ними предполагают совместную жизнь, где как заведено, женщина обязана приспособиться к новой окружающей атмосфере быта.

    Олеся, привыкшая к своему сказочному обитанию в спокойном,любимом лесу с Мануйлихой, весьма тяжело и мучительно воспринимает перемены в ее жизненном опыте, фактически поступаясь собственными принципами, чтобы быть вместе со своим возлюбленным.

    Предчувствуя непрочность отношений с Иваном, она в безжалостном, отравленном бездушием и непониманием городе идет на совершенное самопожертвование. Однако до тех пор отношения молодых прочны.

    Ярмола описывает Ивану образ Олеси и ее тети, доказывает ему уникальность того, что в мире обитают маги и чародейки, побуждает его чрезвычайно увлечься загадкой простой девушки.

    Особенности произведения

    Очень красочно и естественно писатель рисует место обитания волшебной девушки, что нельзя не заметить при анализе "Олеси" Куприна, ведь пейзаж Полесья подчеркивает исключительность проживающих в ней людей.

    Нередко говорится, что истории рассказов Куприна написала сама жизнь.

    Очевидно, большинству молодого поколения будет сперва непросто понять смысл рассказа и то, что хочет передать автор, однако позднее, после чтения некоторых глав, они смогут заинтересоваться этим произведением, открыв для себя его глубину.

    Главные проблемы "Олеси" Куприна

    Это превосходный писатель. Ему удалось выразить в собственном творчестве самые тяжелые, высокие и нежные человеческие эмоции. Любовь — есть чудесное чувство, которым испытывается человек, словно пробным камнем. Умение по-настоящему и с открытым сердцем любить имеют отнюдь не многие. Это судьба волевой личности. Как раз подобные люди интересуют автора. Люди правильные, существующие в гармонии с собой и окружающим миром, являются образцом для него, собственно такую девушку создает в рассказе "Олеся" Куприн, анализ которого мы разбираем.

    Обычная девушка обитает в окрестностях природы. Она прислушивается к звукам и шелесту, разбирает крики разных существ, весьма довольна своей жизнью и независимостью. Олеся самостоятельна. Ей достаточно той сферы коммуникации, какая у нее имеется. Обступающий со всех сторон лес она знает и разбирает, девушка отлично чувствует природу.

    А вот встреча с человеческим миром сулит ей, к несчастью, сплошные неприятности и горе. Горожане думают, что Олеся и ее бабка - ведьмы. Они готовы свалить все смертные грехи на этих несчастных женщин. В один прекрасный день гнев людей уже согнал их с теплого места, и отныне у героини одно лишь желание: чтобы от них отвязались.

    Однако бездушный людской мир не ведает помилования. В этом и кроются ключевые проблемы "Олеси" Куприна. Она по-особенному разумна и сообразительна. Девушка отлично осознает, что предвещает ей встреча с городским обитателем, "панычом Иваном". Она не подходит для мира вражды и ревности, выгоды и фальши.

    Непохожесть девушки, ее изящество и самобытность вселяют в людей злобу, боязнь, панику. Абсолютно во всех невзгодаз и несчастьях горожане готовы винить Олесю и бабкеу. Их слепой ужас перед "колдуньями", которыми они нарекли их, разжигается расправой без всяких последствий. Анализ "Олеси" Куприна дает нам понять, что появление девушки в храме — это не вызов жителям, а стремление понять человеческий мир, в котором обитает ее любимый.

    Главными героями "Олеси" Куприна являются Иван и Олеся. Второстепенные - Ярмола, Мануйлиха и остальные, в меньшей степени важные.

    Олеся

    Молоденькая девушка, стройная, высокая и очаровательная. Ее вырастила бабушка. Однако невзирая на то что она неграмотна, в ней есть естественный разум столетий, фундаментальные знания людской сущности и любопытство.

    Иван

    Молодой литератор, разыскивая музу, прибыл из города в деревню по должностным делам. Он интеллигентный и умный. В селе отвлекается с помощью охоты и знакомства с деревенскими жителями. Независимо от собственного происхождения он ведет себя обычно и без высокомерия. "Паныч" добродушный и чуткий парень, знатный и слабохарактерный.