Анализ рисунка ребенка 4 лет. Определяем психологическое состояние ребенка по цветам

Жизнь детей наполнена различными эмоциями и чувствами. Однако для ребенка проблематично правильно высказывать их, здесь на помощь приходит арт-терапия. В процессе рисования ребенок полностью раскрывает свой внутренний мир и на листке выражает свои чувства, переживания и другие эмоции. Основной задачей родителей является научиться правильно и регулярно «читать» художества своего малыша, это позволит более хорошо познать ребенка и при необходимость вовремя обратиться за помощью к специалистам.

Что говорит детский рисунок о ребенке и его отношении к окружающим?

Во время рисования дети не контролируют свои эмоции, они создают «шедевр» душой, а не разумом. Поэтому очень важно обращать внимание на все детали рисунка, ведь это позволяет сделать определенные выводы о психологическом состоянии ребенка и об его отношении ко всему, что его окружает. Рассмотрим ниже, как по некоторым особенностям и деталям детского рисунка можно понять, что думает и чувствует ребенок.

Выбор цвета

Каждый ребенок очень тонко чувствует и сопоставляет свои ощущения с определенным цветом. Для точного тестирования важно, чтобы у малыша был максимальный набор цветов для создания рисунка.

О чем говорит преобладающий цвет на рисунке?

Цвет Какими чертами характера обладают дети, предпочитающие определенный цвет? О чем говорит преобладание или отсутствие данного цвета на рисунке?
Красный Агрессивность, сила воли, вспыльчивость, возбудимость, эксцентричность, повышенная активность и решительность. Преобладание красного оттенка на рисунке указывает на открытость и активность. Такой ребенок непоседливый, непослушный, возбудимый, часто ломающий игрушки.

В будущем такие дети стремятся добиться признания, успехов, похвалы на фоне напористости и эгоистичности.

Отсутствие данного цвета может свидетельствовать о комплексе неполноценности и стремлению к уединению. Чаще всего это дети, воспитываемые в семье с частыми скандалами между родителями.

Розовый Утонченность, нежность, сентиментальность, слабость, жалостливость, робость и оптимизм. Имеется зависимость от окружающих, ищет постоянной поддержки, нуждается в проявлении любви со стороны родителей и постоянном тактильном контакте.
Желтый цвет Ребенок любознательный и оптимистичный, непосредственный и общительный, положительно эмоциональный, но зависимый и ревнивый. Любовь к желтому свойственна творческим личностям. Мечтательность и сказочность, оригинальность и инакомыслие отличают ребенка выбирающего данный цвет. Он предпочитает одиночество и абстрактные игрушки (палочки, камешки и т.д.) Всегда во что-то верит и надеется. Могут проявиться безответственность и непрактичность.

Если цвет не нравится ребенку, значит он несколько замкнут и сосредоточен на своем внутреннем мире.

Оранжевый Основные качества ребенка: жизнерадостность, богатая фантазия, мечтательность энергичность и хорошая интуиция. Повышенная возбудимость, не имеющая выхода, веселье, шалости и крики без причины – признаки характеризующие состояния малыша. Насторожить должно чрезмерное использование данного цвета.
Зеленый Символизирует упрямство и настойчивость, независимость и уравновешенность, высокие интеллектуальные способности, стремление к безопасности и духовное напряжение. Применение данного цвета в больших количествах говорит о нехватке материнской любви и чувстве заброшенности.

В будущем развивается консерватизм и боязнь перемен. Ребенку требуется ощущать себя защищенным и испытывать чувство надежности.

Синий Ребенок отличается концентрацией и сосредоточенностью на проблемах своего внутреннего мира, ищет покой и удовлетворение, спокойствие и верность, он часто прибегает к самоанализу. Преобладающие эмоции юного «художника», который любит рисовать синим, — спокойствие и уравновешенность, склонность к самопожертвованию. Выбор этого цвета говорит о том, что ребенок в данный момент нуждается в покое.
Голубой Частая смена образа жизни, необязательность, беспечность и беззаботность характерны для любителей голубого цвета. Если на рисунке много голубого, то это говорит об уравновешенности и спокойствии ребенка в момент рисования.
Сине-зеленый Сила воли, серьезный нрав, педантизм, забота к окружающим и принципиальность. Преобладание на рисунке сине-зеленого оттенка характеризует особое состояние нервной системы, а точнее ее перевозбуждение. Ребенку требуется больше свободы и поощрений, возможно даже снижение предъявляемых требований.
Фиолетовый Свойственен детям с богатой фантазией, отличной интуицией, чувствительным и ранимым, обладающих богатым внутренним миром, а также незрелостью и интеллектуальной, и эмоциональной. Впечатлительны, ранимы, возбудимы, внушаемы, нуждаются в поддержке — эти характеристики подходят к детям, на рисунках которых преобладает фиолетовый.
Лиловый Дети любящие данный цвет слабы, нежны, одиноки и беззащитны, честны, часто замкнуты в себе и музыкальны. Ребенок использует данный цвет, когда погружен в себя, ощущает себя одиноким, слабым и беззащитным.
Коричневый Медлительность, дискомфорт, отрицательное эмоциональное состояние. Много коричневого на рисунке сигнализирует о слабом здоровье, неурядицах в семье, пережитых драматических событиях, умственной неполноценности.
Серый Безразличие, рассудительность, уход от тревог, отстраненность. Много серого цвета на рисунке говорит об ощущении беспросветности, рутины, бедности и отторжения. Ребенок отличается замкнутостью и несмелостью. Возможно, ребенок просто устал.
Черный Подавленность, разрушения и протест. Черный рисунок свидетельствует о том, что ребенок переживает стресс, он не уверен в себе и несчастлив. Этот цвет символизирует преждевременное созревание сложной психики.
Белый Ребенок честный и чистоплотный, часто страдающий от одиночества и пустоты. Ребенок использует белый цвет для рисования, когда чувствует себя одиноким, переживает нервное перенапряжение и душевное беспокойство. У малыша отсутствует жизненная энергия и любознательность.

Яркие радужные цвета говорят о хорошем настроении и положительных эмоциях ребенка, а бледный рисунок с преобладанием мрачных цветов свидетельствует о сниженном эмоциональном состоянии или плохом настроении, возможно ребенку нездоровится.

Изображения людей, выражения лиц

В раннем возрасте дети рисуют людей в виде головоногих кругов с палками вместо рук и ног. В этом случае обращают внимание на цвета и силу нажатия карандаша, пропорциональность каждого героя относительно друг друга. В более старшем возрасте дети начинают прорисовывать голову и лица, руки и ноги.

  • В норме ребенок чаще всего рисует людей своего пола, в противном случае можно говорить о внутренних разладах.
  • Размер головы символизирует об умственном развитии и способностях, а наличие головного убора показывает, что ребенок нуждается в защите.
  • Наличие лица и четкость его черт говорит об открытости малыша и его общительности.
  • Чем хуже прорисовано лицо, тем «закрытей» характер ребенка.
  • Расспросите ребенка об эмоциях и настроении изображенных персонажей, это позволит поразмышлять над ситуацией с точки зрения ребенка.
  • Наличие ушей является показателем получения информации посредством слуха и умению прислушиваться.
  • Рот и зубы прорисовывают детки с агрессивным настроем, а глаза больших размеров указывают на детские страхи, особенно если прорисованы зрачки.
  • Размер рук является показателем физического развития, а спрятанные — говорят о неуверенности ребенка.
  • Руки поднятые вверх рисуют агрессивно настроенные малыши, а широкий размах говорит о готовности действовать.
  • Ноги длинные указывают на независимость ребенка, а широкая постановка говорит о самоуверенности малыша.
  • Непропорциональное туловище маленького размера рисуют дети с чувством неполноценности.
  • Демонстративность и выражение агрессии в рисунках деток старше 4-х лет проявляется через изображение половых органов.

Размеры фигур

Чем важнее для ребенка человек или предмет, тем крупнее он их изображает и наоборот. На рисунке изображаются наиболее значимые персонажи в жизни малыша.

Часто проявлением агрессии или же защитной формой поведения является изображение больших кулаков, прорисованных ногтей и зубов, наличие угрожающей позы и даже оружия.

Контуры линий

  • Четкие, жирные и ровные линии, нарисованные уверенно и без сомнений, свидетельствуют об уверенности в себе ребенка и о том, что он счастлив.
  • Слабое нажатие говорит о нерешительности юного «художника», его быстрой утомляемости, эмоциональной чувствительности и неустойчивой психике.
  • Сильное надавливание и частое ломание грифеля свойственно агрессивным детям.
  • Разная сила нажатия во время рисования говорит о частой смене настроения.
  • Мягкий по характеру малыш использует извилистые и плавные линии, а при наличии волевого характера на рисунке преобладают углы и прямые четкие линии.
  • Признаком импульсивности являются не доведенные до конца линии или же размашистая небрежная манера письма.
  • Самоисправления, особенно если они не привели к улучшению изображения, говорят о повышенной тревожности малыша, об этом свидетельствует и штриховка.

Компоновка рисунка на листе

Неуверенность в себе у детей проявляется в компоновке рисунка. Они располагают его сжато в какой–то части листа, а не на всей его площади. Наблюдается частое стирание деталей, сомнения ребенка в правильности изображения, граница (черта) земли или пола прорисована выше нижней границы листа.

Рисунок своей семьи

  • Дети начинают рисовать семью с самого значимого для них человека, причем чем крупнее он прорисован, тем авторитетнее он для «художника». Он лучше прорисован и украшен.
  • Если с кем-то у ребенка плохой контакт, то его ребенок не рисует, либо изображает его схематично.
  • Семья у ребенка дружная, если все держаться за руки, и, наоборот, если каждый занят своим делом.
  • Если между людьми имеются разделяющие предметы (например, дерево), значит ребенок чувствует наличие проблемы в общении.
  • Изображение игры говорит о наличии соперничества в семье. Если кто-то нарисован с поднятыми вверх руками, значит от него исходит агрессия, либо он нуждается в помощи.
  • Наличие на рисунке недостоверной информации (умершие или несуществующие люди) говорит о дискомфорте ребенка, его стремлении изменить ситуацию.
  • Если юный «художник» изобразил себе крупнее взрослых, значит он чувствует себя уникальным и значимым. А вот об при ощущении себя лишним говорит отсутствие самого дитя на картинке.

Как расшифровать детский рисунок: 5 примеров

Следует помнить, что ребенок переносит на бумагу в виде рисунка то, что он чувствует и переживает в данный момент. Для правильной оценки психоэмоционального состояния малыша требуется несколько рисунков, сделанных в различное время.

Может быть, что ребенок в целом положителен, открыт и все у него в порядке, однако в момент рисования он был в ссоре или находился под воздействием не очень приятного момента, естественно, что и на рисунке появиться негатив, но ведь это только сейчас. А возможно ребенок изо дня в день рисует «крик о помощи», а родители не понимают.

Примеры расшифровки детских рисунков

Рисунок №1.

О чем говорит рисунок №1?

Несколько хаотичный, но в тоже время яркий и динамичный рисунок. Ребенок выделяет маму как эмоциональный центр семьи, украшает ее платье и располагает рядом солнце (символ тепла), себя и собаку. Себя автор изображает на равных со взрослыми, но в тоже время недостающей до земли – скорее всего она импульсивная, боевая девочка с мальчишеским характером. Уровень самоконтроля невысок, об этом свидетельствует размашистая манера письма с сильным нажимом.

Рисунок №2.


О чем говорит рисунок №2?

Рисунок характерен для деток старше 6 лет, следовательно ребенок развивается с опережением. Семья изображена динамично, ярко и в тоже время неспокойно. Цветовая гамма предполагает половую идентификацию «художника» с отцом, однако ближе он все-таки к маме. Судя по рисунку можно предположить, что мальчику не хватает места, он не твердо стоит на ногах. При этом фиолетовый цвет говорит о возможной психоэмоциональной нестабильности и частой смене настроения. Крупные и угловатые фигуры свидетельствуют о прямолинейности в общении и склонности к конфликтам. Прорисованные зрачки и наличие штриховки указывают на имеющуюся скрытую тревогу.

Рисунок №3.

О чем говорит рисунок №3?

Общая композиция указывает на то, что все счастливы и ребенок растет в доброжелательной атмосфере. Автор сгруппировала всех членов семьи, детей и кошек справа, а взрослых слева от дерева, это говорит о четкой иерархии, папа с мамой и бабушка пользуются большим авторитетом, настораживает только изображенный покойный дедушка, а наличие между ним и бабушкой дерева говорит о разделении их непреодолимой преградой.

Рисунок №4.

О чем говорит рисунок №4?

Девочка изобразила свой прототип. Следует обратить внимание на крупный и яркий рисунок, однако расположенный в верхней части листа, это говорит о позитивной самооценке, активности и эмоциональности, высоком уровне самоконтроля, общительности и развитом интеллекте на фоне неуверенности и недостаточной устойчивости (маленькие ножки и явный акцент на линию земли). Такая ситуация наблюдается в семьях, где уделяют много внимания ребенку, что лишает его возможности проявить самостоятельность.

Рисунок №5.

О чем говорит рисунок №5?

Изображение на рисунке свидетельствует о позитивном восприятии мира. Папа с мамой нарисованы вместе, хотя они разведены. Папа несет цветы, что говорит о надежде мальчика на то, что родители вновь будут вместе. Изображенные птицы, как символ надежды, только подтверждают данное предположение. Мальчик хочет быть похож на отца, об этом свидетельствует схожие цвета одежды папы и сына.

Позволяйте ребенку чаще рисовать, ведь так он может выплеснуть свои эмоции, а вы сможете лучше познать своего малыша, главное правильно читать послания детского подсознания. Также понять своего ребенка можно при помощи , о которой вы можете прочитать на нашем сайте.

01.12.2008 Рейтинг: 0 Голосов: 0 Комментариев: 99

С помощью детского рисунка можно лучше понять ребенка, окунуться в его внутренний мир и узнать о его восприятии окружающего мира. По рисункам ребенка можно определить его отношение к семье, к каждому из близких, к детскому саду, узнать о беспокойствах и страхах, о наличии агрессивности, о чем мечтает малыш.

На сегодняшний день существует ряд серьезных диагностических методик и тестов, базирующихся на изучении рисунков. Провести глубокий анализ детского рисунка, определить полную картину психологического состояния и развития ребенка, конечно, может только специалист. Но основы рисуночных методик довольно просты, и самостоятельно проанализировать детские рисунки могут сами родители, воспитатели и педагоги. По-моему, уметь расшифровывать детские рисунки важно для каждого родителя. Если в результате такой «предварительной диагностики» возникли подозрения на какие-то скрытые проблемы, тревоги, нужно обязательно обратиться к детскому психологу. Очень хорошо, если есть возможность проконсультироваться у психолога занимающегося диагностикой рисунков. К сожалению, квалифицированных специалистов в этой области не так много, так как, по мнению самих детских психологов, учение читать детское творчество приходит только после анализа нескольких сотен, а то и тысячи и более рисунков.
Я полностью разделяю мнение специалистов, которые считают рисунок самым достоверным источником информации о внутреннем мире ребенка.

Самый популярный тест «Рисунок семьи» (для маленького ребенка окружающий мир - это прежде всего семья), как и большинство других методик, можно проводить с ребенком старше 3-4 лет, который уже рисует «осознанно». Когда ребенок рисует человека уже не в виде «головоногих» (шарик с ручками и ножками), а отдельно изображает туловище и голову.

Важно для проведения теста:
1. Для рисования лучше всего предложить ребенку карандаши, которые позволяют при анализе рисунка учесть линии, силу нажима и штриховку. Для сюжетного анализа и анализа цветовой гаммы можно рисовать красками.

2. Предложите ребенку порисовать в обычный день, когда у ребенка «ровное» настроение. То есть не стоит тестировать ребенка, если он эмоционально перевозбужден, например, после праздничного дня или после посещения поликлиники, или если в семье произошла конфликтная ситуация. Такой рисунок может отражать ситуативное эмоциональное состояние.

3. Не стоит делать выводов по одному рисунку и отдельному элементу, не связанному с другими элементами на рисунке. Каким бы информативным ни казался рисунок, тестирование желательно повторить два-три раза с разницей в 1-2 недели. Определенные выводы можно делать, если настораживающие вас элементы рисунка - это стиль рисования ребенка.
Например, папа уехал в командировку и ребенок на рисунке семьи не нарисовал его. В этом случае естественно, что ребенку не хватает папы. И не стоит делать вывод о каких-то проблемах в отношениях, если обычно папа всегда присутствует на рисунках.

4. Во время рисования взрослый должен присутствовать, но, не вмешиваться в процесс рисования: не предлагать что-то или кого-то нарисовать, не задавать вопросы и не комментировать детский рисунок. Взрослый нужен для того, чтобы наблюдать за процессом создания картинки, чтобы увидеть, кого и что ребенок нарисовал сначала, в каком порядке, обратить внимание, если какие-то элементы не уместились, почему. Например, самые маленькие детки, если им предложить нарисовать свободный рисунок начинают рисовать маму, но потом могут начать рисовать всю семью и себя. В этом случае мама получается большая, а все остальные члены семьи значительно меньше. Конечно, для 3х летнего ребенка мама зачастую самый главный человек, но в этой ситуации большое значение имеет неумение соблюсти пропорции, и другие возрастные особенности.

5. После того, как ребенок закончил рисовать, попросите рассказать, что нарисовано на картинке и кто есть кто. Ребенок может дать логичное объяснение многим непонятным или настораживающим деталям рисунка.

Что не стоит делать:
1. Не стоит анализировать «шаблонные» рисунки: выполненные на детских занятиях и уроках рисования, картинки, срисованные с книжек и других образцов.
2. Не стоит пытаться интерпретировать непонятные для взрослых элементы, чтобы избежать ложных выводов.
3. Не стоит «расшифровывать» и обсуждать рисунки при ребенке, делать ему замечания при анализе выводов и задавать ребенку вопросы «почему ты так нарисовал?».

Первые возрастные стадии в развитии рисования.
Исследователи детских рисунков выделили возрастные стадии, последовательно сменяющие друг друга. Соответствие определенной стадии в определенном возрасте позволяет оценивать развитие ребенка.
Я согласна с мнением тех специалистов, которые считают, что не всегда несоответствие возрастной стадии свидетельствует о задержке в развитии ребенка. Ребенок должен «вырисоваться», чтобы перейти от одной стадии к другой. Так, если малыш рисует каракули, не стоит держать руку ребенка и учить его рисовать «правильные» рисунки, чем больше ребенок будет рисовать сам, тем быстрее перейдет к следующей стадии рисования.

(названия стадий условные, в литературе используются различные названия)
1. Стадия каракулей, примерно до 2х лет. Ребенок учится держать в руке карандаш, кисть, фломастер, мелок. Малыш рисует первые штрихи, линии, точки, спирали, иногда получаются случайные фигуры. Ребенок иногда даже не смотрит на лист бумаги, на котором рисует, ему неважен цвет, которым он рисует. Самое главное для малыша это сам процесс творения, что от движения его руки остается след на листе бумаги.

2. Ассоциативная стадия (образного мышления), примерно до 3х лет. Ребенок начинает связывать, то, что он изображает, с окружающим миром. Сначала малыш рисует те же самые каракули, но объясняя: это я, это папа, это машина. Постепенно фигуры и предметы начинают приобретать отчетливые образы. Фигуры людей изображаются в виде головоногих - шарик с ручками и ножками, глазами, ртом, носом, иногда волосами и ушами.

3. Стадия рисунков с примитивной выразительностью, примерно до 5 лет. Ребенок рисует уже осознано, стараясь изобразить фигуры и предметы такими, какие они есть. Рисуя силуэты, ребенок изображает туловище и голову. Отличительная особенность этой стадии от последующих, ребенок изображает все, что видит, в т.ч. рисует движение, например, как дует ветер и как бежит человек - в виде спиралей на рисунке. В этом возрасте дети чаще всего рисуют «по памяти».

Дети старше 5 лет уже могут схематично представлять свои рисунки и рисовать с натуры.

Перед тем как рассказать о возможностях рисуночных тестов, хочу обратить внимание на то, что существуют разные рекомендации по проведению такого тестирования и интерпретации рисунков, иногда они даже немного противоречат друг другу. В этой статье описываются основные моменты, которые помогут помочь родителям понять детский рисунок.

Цветовая гамма рисунка.
Первые домашние тестирования по цветовому решению рисунков можно провести ближе к 3 годам, когда ребенок начинает старательно выбирать цвета для своих рисунков. С помощью цвета можно охарактеризовать эмоциональное состояние ребенка. Предложите ребенку нарисовать любую красивую картинку и дайте максимально большое количество карандашей или красок, чтобы ребенку было из чего выбирать.
Теплые тона: желтый, оранжевый, розовый, и спокойные холодные цвета: зеленый, синий и голубой, считаются цветами положительного эмоционального настроения и часто преобладают в детских рисунках. Если ребенок часто рисует красным цветом и закрашивает им большие участки рисунка - это может свидетельствовать об эмоциональном перенапряжении и даже рассматриваться как символ агрессии. Но руководствоваться этим одним признаком не стоит. У каждого ребенка свои любимые цвета. Подвижные и эмоциональные дети любят яркие краски, например ярко-малиновый.
Часто присутствие на рисунках насыщенного фиолетового цвета в большом количестве свидетельствует о каком-то напряжении, которое испытывает автор, и должно насторожить родителей.
Темные и бледные цвета, а также серый и черный часто выбирают скромные, тихие «серьезные» дети, поэтому не стоит сразу пугаться такого цветового выбора ребенка. Однако если черный цвет значительно преобладает в рисунках , ребенок рисует жирными линиями в сочетании с сильным нажимом, на рисунках присутствуют элементы, часто заштрихованные черным цветом, то нужно обратиться к детскому психологу. Эти признаки свидетельствуют о подавленности и тревоге, которые испытывает ребенок.
В возрасте 3-4х лет яркие цвета дети используют для всего «красивого» - разукрашивают им любимых людей. Темные наоборот используются для рисования того, что меньше всего заслуживает внимание ребенка.

Анализируем детали: расположение предметов и силуэтов на листе, их размер и другие элементы.
Лист бумаги сравнивается с миром ребенка. Большинство детей старается рисунком занять как можно больше места на листе - это хорошо и нормально, так как ребенок чувствует себя «центром» своего мира. Если ребенок изображает мелкие рисунки, оставляя значительную часть листа пустой - это свидетельствует о заниженной самооценке. Такой ребенок может ощущать себя очень слабым, например, из-за того, что кто-то из взрослых очень строг с ним.
Солнце, цветы, птицы - светлые положительные элементы рисунка, свидетельствующие о душевном покое и позитивном эмоциональном настрое.

Большое количество мелких деталей на рисунке может свидетельствовать о том, что ребенок скрывает свои эмоции и многое держит в себе, о важности для ребенка соблюдать установленные правила и порядок.
Закрытые шкафы, закрытые замки и другие закрытые элементы рисунка рассматриваются психологами, как секреты и запреты к которым ребенок не допускается.

Фигуры и предметы, которые нарисованы крупнее других - это наиболее значимые в понимании ребенка люди и предметы, но не обязательно любимые. Так, на рисунки семьи мама, папа или бабушка может быть значительно больше других членов семьи, а также на рисунке может присутствовать большой автомобиль или телевизор.
Существует также закономерность восприятия важности человека и предмета и расположениях их на рисунке в вертикальной плоскости. Так, если ребенок рисует себя ниже всех членов семьи, значит он считает, что его мнение никому не важно. Например, мама и телевизор, нарисованные выше других элементов рисунка говорит об их авторитете.
Самых близких и дорогих для себя людей ребенок рисует рядом с собой, хорошо, если руки людей протянуты друг другу и соприкасаются - это означает сплоченность и дружбу.
Ребенок рисует людей так, как воспринимает их, если он считает людей близкими друг другу, он располагает их на рисунке рядом. Например, мальчик может нарисовать сестер рядом друг с другом, а себя на другой стороне листа. Удаленность фигур свидетельствует о разобщенности, отсутствии психологического контакта.
Любимых людей ребенок часто рисует таким же цветом, как и себя, их одежда может выделяться наличием мелких деталей - украшений, то есть быть красивее, чем у других.
Если на рисунке изображены вымышленные персонажи , нужно расспросить ребенка о них подробнее - ребенок в чем-то чувствует себя обделенным. С помощью них можно узнать чего ребенку не хватает в реальной жизни.

Анализируя детский рисунок нужно внимательно рассмотреть части тела рисованных персонажей.
Глаза
- очень важный элемент фигур. Глаза выражают печаль, с помощью глаз люди плачут. Поэтому если малыш постоянно рисует людей с большим глазами - это, скорее всего, свидетельствует о внутренних тревогах и страхах. Взрослые как бы должны заметить эти большие глаза и защитить ребенка. Когда ребенок рисует с большими глазами только определенного человека - это означает, что, по мнению ребенка, он нуждается в помощи.

Губы выражают настроение персонажей: улыбку, грусть. Если герои рисунков: сам ребенок, родители, друзья - улыбаются, это показатель гармонии и позитивного настроя у ребенка. Если у нарисованного персонажа сильно выделен рот или вокруг рта нарисованы множественные линии - признак того, что этого человека ребенок воспринимает как словесного агрессора, такой человек не обязательно много говорит, он может, например, делать колкие замечания.
А если взрослый часто ругает ребенка, он может оказаться на рисунке вообще безо рта. Отсутствие любой части тела, если она есть у других персонажей, должна насторожить.

Голова для детей это символ ума, самые умные герои рисунков изображаются с большой головой.

Уши не всегда рисуется дошкольниками, поэтому отсутствие ушей у всех персонажей ни стоит никак рассматривать. Ушами люди слушают мнение других людей о себе. Поэтому, если у всех фигур есть уши, а у одного персонажа нет - он может не слушать критику о себе. Персонажи с очень большими ушами - должны больше слушать мнение окружающих.

Руки - это символ общения, ими люди держаться, и взаимодействуют с окружающими. Хороший признак, когда нарисованные фигуры протягивают друг другу руки и соприкасаются. Это означает, что ребенок воспринимает отношения дружественными. Иные изображение указывают на отсутствие сплоченности и взаимодействия.
Маленькие, короткие, спрятанные ручки - символ слабости - «ничего не могу сделать, ничего не могу изменить в этом мире». Замкнутые необщительные дети могут нарисовать себе такие руки.
Большие руки и множество пальцев - символизируют силу изображаемого персонажа.
Многие психологи считают поднятые вверх руки нехорошим признаком. Так может изображаться ссора. Ребенок изображающий себя в такой позе хочет, чтобы его боялись.

Ноги нужны людям для ходьбы, насколько хорошо человек передвигается, зависит от опоры. Если рисованные фигуры полностью опираются на твердую поверхность (пол, дорогу, землю, ковер) - это хороший признак, ребенок который себя изображает твердо стоящим - уверен в своих силах.

Хорошо прорисованные острые элементы - могут быть символами агрессии. Это зубы и ногти, шипы и острые углы на заборе. На агрессивность указывают устрашающие позы фигур, враждебное выражение лиц, кулаки и оружие в руках. Однако, для того, чтобы сделать вывод, ребенка обязательно нужно подробно расспросить, для чего он это нарисовал, может быть, он так защищается от чего-то, например, от своих страхов.

Некрасивые, страшноватые фигуры символизируют, что ребенок себя чувствует неуютно в мире и нуждается в поддержке взрослых.

Характер нажима, штрихи, контуры.
Четкие контуры, относительно правильные пропорции (в 4-6 лет восприятие пропорций у ребенка минимально), при разукрашивании штрихи немного заезжают за контур - такие рисунки не вызывают вопросов у психологов.
Слабые нечеткие прерывистые линии, штрихи при закрашивании не доходят до контура - признак нерешительности, заниженной самооценки и повышенной тревожности у ребенка.
Люди, которых ребенок рисуют сильным нажимом на карандаш или обводя несколько раз по контуру, или сильно заштриховывая, вызывают у него тревожность в реальном мире. Частые исправления во время рисования, неаккуратный контур и штриховка говорят о каких-то беспокойствах малыша.
На предметы и фигуры, которые ребенок рисует очень слабыми, тоненькими линиями, как бы боясь изобразить, следует обратить внимание.

С 3,5-4х лет помимо свободного рисунка , который помогает увидеть предпочтительную цветовую гамму, соответствие определенной возрастной стадии и общее развитие моторики, ребенку можно предложить нарисовать:
- человека или себя (если так захочет сам ребенок);
- свою семью;
- себя в детском саду (или другом учреждении, где ребенок проводит много времени)
Дошкольникам 5-6 лет можно предложить нарисовать семью животных (из разных животных) и несуществующее животное.
Рисуя животное ребенок отображает свой образ.
Направленность рисунка семьи животных не явна для ребенка, поэтому рисунок может быть информативнее. Если ребенок по какой-то причине не хочет рисовать свою семью, можно предложить ему нарисовать животных. Такой тест можно провести и в 4х летнем возрасте, но с фигурами людей родителям чаще легче. У животных могут быть дополнительные элементы, с которыми будет сложно разобраться (перья, панцирь…), а в 4 года ребенок рисует еще не очень понятно.

Когда ребенок рисует себя (или просто человечка) следует особо обратить внимание, насколько хорошо прорисованы черты лица: глаза, нос, рот. Лицо рассматривает как символ социальной сферы, показатель самоуважения и адаптации в обществе. Я не раз обращала внимание на то, что когда совсем маленьким деткам (1-2 года) даешь в руку карандаш и рисуешь перед ними человечка, они тут же стараются закрасить его лицо. Возможно главная причина таких действий - отсутствие осознания своего собственного «я», себя как отдельной личности.

Тест-рисунок «Моя семья»
На таких рисунках важна последовательность - в каком порядке ребенок рисует членов семьи. Как правило, дети сначала рисуют себя - это хороший признак, т.к. ребенок рисует, прежде всего, себя в своем мире. Иногда ребенок рисует первым самого авторитетного в семье человека, потом себя, а последним наименее важного члена семьи. Плохо, если ребенок последним нарисует себя, т.к. это признак заниженной самооценки.
Считается, что эгоист, рисуя свою семью, нарисует только себя, но не знаю, бывают ли такие детские рисунки, сложно представить.
Если ребенок не нарисовал себя среди членов семьи - это следствие трудностей в отношениях с близкими, ребенок чувствует себя всеми отвергнутым.
На рисунках семьи также особое внимание следует уделить расположению фигур в вертикальной плоскости. Все дети считают себя уже почти большими, поэтому вполне нормально, когда все члены семьи нарисованы почти на одной линии. Если ребенок нарисовал себя значительно ниже других, скорее всего у него не получается проявлять свою индивидуальность и он чувствует себя излишне зависимым от взрослых.
Провести общий анализ.

Тест-рисунок «В детском саду»
На таких рисунках в первую очередь нужно разобрать, что нарисовал ребенок.
Если на таком рисунке присутствует сам автор, другие дети, воспитатель, игровая площадка и игрушки - это хорошие знаки. Скорее всего, ребенку хорошо в детском саду, он дружит с детьми, для него важны отношения с воспитателем, ему интересно и для него значимо происходящее там.
Но конечно, надо провести общий анализ, рассмотреть: цветовую гамму, проанализировать мимику и руки фигур, их расположение и прочее.
Если ребенок рисует только здание детского сада без людей - это означает, что он испытывает дискомфорт от пребывания там. В этом случае детский сад воспринимается ребенком неуютным и безликим, ему не интересно происходящее там и он не отожествляет себя с этим местом.

Воображение, интуиция и желание понять своего ребенка обязательно помогут вам!

Комментарии:












Лаззат
05.02.2016 - 00:00
Рейтинг: 0 Голосов: 0
Здравствуйте! Дочке 2 года 8 месяцев. В последние пару недель рисует только красным маркером на доске. Она может закрасить полдоски красным цветом, при этом нажимая на маркер с такой силой, что потом у нее болит рука. Она может молча это делать целый час. Я предлагаю ей другие цвета, но она отказывается. Меня это сильно беспокоит. Спасибо за ответ. ОТВЕТ: многим маленьким девочкам нравится красный и розовый цвет. Красный, черный, синий - яркие, хорошо видны на белом листе, с четким контуром. Ничего удивительного и ничего страшного в том, что малышка рисует ПОКА одним - любимым цветом.



Гая
18.11.2015 - 00:00
Рейтинг: 0 Голосов: 0
Здравствуйте, при прохождении теста в школе раннего развития, мой 3-х летний ребенок нарисовал семью в виде травы, что это значит? ОТВЕТ: Гая, разрешите ответить вам с юмором: это значит, что вашему ребенку только 3 года. Какой м.б. тест в клуб общего развития? Я бы своего ребенка из такого клуба срочно забрала!!! Они уже показали свою некомпетентность. А то, что ребенок нарисовал травку или цветочки означает, что он рисовал то, что умеет или хочет в тот момент, когда рисовал. Это говорит о том, что с ребенком работал неграмотный психолог (если вообще психолог) и он с ним не разговаривал. Малыш бы нарисовал человека, если его об этом попросили правильно. "Молодец, красивая травка. А теперь давай нарисуем человека, только человека, но так, как тебе хочется..."





Дюша
07.12.2014 - 00:00
Рейтинг: 0 Голосов: 0
Здравствуйте, моя дочка(3,9 года) нарисовала рисунок "моя семья". Слева направо: дочка, мама, сестренка(в животике мамы), вымышленный мальчик, папа. Рисовала она справа налево, т е первым нарисовала папу(улыбается)- ему самую большую голову, но самые короткие руки из всех персонажей. Сверху над его головой(и головой мальчика) - вертикальные линии- колючки(как она описала). Маму выделила песочным цветом(желтый,оранжевый- их не было, поэтому не знаю к какому из общих цветов определить песочный), а всех остальных персонажей-красным. На вопрос "что это за мальчик? откуда он появился? кто его пригласил?" ответы неоднозначные- сам пришел, как-то, не знаю и тд...Мамино(лицо грустное, или даже немного грозное) и папино лица повернуты к мальчику(или друг к другу). У всех персонажей руки протянуты друг другу слегка вниз. не соприкасаются. у вымышленного мальчика руки протянуты вверх.также на рисунке присутствуют птицы и цветы.ВЕсь формат А4 заполнен фигурами. расстояние между фигурами оптимальное, но рисунок можно схематично поделить на 2 зоны. 1- мама,дочка,сестренка. 2-папа и мальчик.Ситуация семьи: живем с мужем в "гражданском браке" раздельно. В последнее время ссоры бывают(но они никак не касаются ребенка- она не видит этих ссор,только иногда последствия- ну т е слезы, например)Вопрос: как можно интерпретировать состояние ребенка, его отношение?



Татьяна
09.09.2014 - 00:00
Рейтинг: 0 Голосов: 0
Здравствуйте. Мой сын Виталик,первоклассник, сегодня принес из школы такой рисунок: зеленая трава, на ней слева направо - сестра Вера 1 год, папа,я (мама), а он сам нарисован над мамой как будто он висит на канате, который привязан к ветке дерева (на рисунке только ветка), то есть ему в горизонтали места не хватило и он нарисовал себя на свободном месте. на рисунке присутствует синее небо и желтое солнце с лучами. папа нарисован в синей одежде, Вера в красном платье, он сам в зеленом, а маму не разрисовал вообще. все улыбаются, при этом у Веры и папы на лице присутствует нос, а у Виталика и мамы на лице только рот и глаза. Отношения у Виталика с отцом натянутые, по моему мнению, отец считает, что он добытчик и Виталик уже достаточно большой, чтобы обходиться без его внимания.


Татьяна
05.07.2014 - 00:00
Рейтинг: 0 Голосов: 0
Ребёнок 7 лет(девочка). Попросила нарисовать семью, нарисовала себя, меня, и мужа. Все на одной линии, себя с моей стороны мужа через меня, У ВСЕХ НА ГОЛОВАХ КОРОНЫ! Что это??? И Мужу(мы с ним в разводе) зарисовала лицо. ОТВЕТ: Татьяна, если дочка зачеркивает лицо папы с особым усилием, злостью, агрессией... то в этом случае вам стоит обратиться к детскому психологу. Заочная консультация - это плохие советы. Если же вы такого не заметили, то в общем считайте, что вы уже сами ответили на свой вопрос - вы с мужем в разводе, он удалился от семьи. А зарисовка лица может означать много что. Вы спрашивали у дочки? М.б. это просто маска, он стал другим, стал чужим.







Ольга
13.04.2013 - 00:00
Рейтинг: 0 Голосов: 0
В конце марта 2013 г. моей дочке исполнилось 6 лет. В своих рисунках она на большем кол-ве рисунков всегда рисует меня с короной на голове, себя, также с короной на голове и папу (который трагически погиб 3,5 г. назад, но не у нее на глазах. Ей сказали, что папы больше нет)иногда тоже с короной, и кота (он живет с нами). Рисунки, когда яркие, а когда черно-белые, но короны разукрашенные. По высоте, она маму и папу рисует почти одинаково, а себя ниже, объясняя это тем, что она же еще маленькая. Помогите разобраться - у моей дочери нет мании величия или она тоскует, что у нее нет полной семьи, как у других детей? Спасибо.

Катерина
12.03.2013 - 00:00
Рейтинг: 0 Голосов: 0
Добрый день! Помогите расшифровать рисунок. Доче только исполнилось 5 лет, нарисовала двустороннюю открытку папе на 23-е февраля. На первой стороне: квадратный домик с треугольной крышей, маленькое окошко и такая же дверь. Дом нарисован черным карандашом (контур), раскрашен красным, крыша голубая. От дома тянется дорожка (ощущение домика на ножках). Возле дома с двух сторон растет трава (зеленая с черным контуром) и красные цветы. Наверху красные облака с двух сторон и красные птицы, а также яркое солнце (желтое) с левой стороны дома. Под домом нарисованы слева на право:я (т.е. мама) доча и папа. Я и доча голубого цвета, практически одного размера. У меня есть голова, большие уши, волосы, и глаза. Рот и нос отсутствует! Есть руки и ноги, а также пупок)) У дочи есть рот, нос, глаза, волосы, но нет ушей. Руки и ноги и пупок тоже есть. Руки у нас протянуты друг к другу. Папа - Огромный, больше дома, нарисован с правой стороны. У него есть: голова (глаза, нос, рот - улыбается, уши, волосы) - все это в красно-розовых тонах, волосы - голубые. Есть туловище (салатового цвета), пупок, ноги и руки. Руки очень длинные, растянуты горизонтально на всю ширину листа.С другой стороны листа: Дом, квадратный с треугольной крышей (крыша раскрашены коричневым цветом 2-х оттенков, в стиле инь-янь). Есть окно и дверь, очень маленького размера. Длинная дорожка от дома (оранжевая). Внизу крупная зеленая трава, слева от крыши дома - солнце (желтое), облака и птицы (черного цвета - не раскрашены, просто контур). с двух сторон дома стоим мы - папа и дочь - слева, я - справа. Все нарисованы коричневым цветом, я и дочь одного размера, папа - огромный на всю страницу, с огромными руками, которые охватывают все: дом, меня и дочь. Как будто обнимает??? У меня и у папы отсутствует рот, у дочери есть все части и тела и головы, даже шея. На всех рисунках она улыбается... Помогите разобраться, я в недоумении.... Спасибо заранее... ОТВЕТ: Катерина, ваша дочка замечательно рисует, и, думаю, у вас в семье все хорошо. Вы очень подробно все описали, но я не занимаюсь индивидуальными консультациями по данному вопросу и тем более заочно.



Лия
19.02.2013 - 00:00
Рейтинг: 0 Голосов: 0
Здравствуйте. Пожалуйста, помогите расшифровать рисунок 6-летней девочки. Описание рисунка: это кот с огромной коричневой головой (голова - самый крупный элемент рисунка), туловищем оранжевого цвета, "по -человечески" стоящим на ногах. Глаза миндалевидные, большие, с малиновыми белками, есть только верхние ресницы, носа нет, также отсутствует нижняя губа, есть только фиолетовая крупная верхняя губа, уголки рта приподняты. По бокам от глаз нарисованы черные ушки очков (стекол очков нет). Острые треугольные ушки на голове, зеленого цвета. На макушке синий фонтанчик, наподобие китового, от этого фонтанчика наверх нарисована желтая решетка-лестница, с загибающимися подручнями, также пространство между ушами зарисовано желтым цветом. Руки желтого цвета, с малиновым контуром, по пять малиновых пальцев, две широко расположенные маленькие зеленые ноги - это самый мелкий элемент всего тела. ОТВЕТ: красивый получился рисунок, присылайте на admin@сайт девочка использовала много разных цветов и у нее замечательная фантазия!!!



Юлия
12.11.2012 - 00:00
Рейтинг: 0 Голосов: 0
моему ребенку 3 года,у нас есть и второй ребенок разница между ними 2,4.обе девочки! старшая дочь всегда была плаксивой, а с появлением сестренки вообще стала не управляемая: постоянно плачет, пакостит, ругается-присутствуют признаки агрессии. сестренку очень любит, но меня первое время отвергала, со мной оставалась после сада всегда с плачем. раньше рисовала все яркими цветами("мазала"),а вот не так давно нарисовала в центре листа "черную мазню"- меня это насторожили, я у нее спросила что она нарисовала, она ответила, что это мама, папа, Элька (младшенькая)и Карина(старшая).стоит ли на это обращать внимание??? ОТВЕТ конечно стоит обратить внимание)) выделите время для общения со старшим ребенком наедине, без маленькой, девочка всеми способами просит внимания родителей




Ирина
03.09.2012 - 00:00
Рейтинг: 0 Голосов: 0
Моей дочери 6лет и 9 мес,2 месяца назад появился на свет ее братишка мой сын.Она стала рисовать рисунки про нашу семью Мы я и муж с начало нарисованы потом стерты и заново нарисованы, мой муж всегда держит сына на руках, я с мужем держусь за руки а дочь рядом со мной стоит маленькая меньше братишки но не она не братик не исправлены как я и папа. ОТВЕТ: скорее всего, малышка чувствует себя очень неуверенно, ей кажется, что братик ближе к маме и папе. Она может чувствовать себя обделенной вниманием. Вы пробовали попросить дочку прокомментировать ее рисунки? Уделяйте больше времени, в смысле не подготовкой к школе, а играйте вместе. Иногда надо давать возможность ребенку побыть наедине с мамой и папой (без братика), например, папа может сходить с ней в кино, а мама в парк. Всего вам доброго






ТатьянаЛ
05.04.2012 - 00:00
Рейтинг: 0 Голосов: 0
Забыла сказать, что ей 5 лет. Нет, она очень хорошо рисует и делает это постоянно с удовольствием (всегда приносит из сада несколько рисунков), ее хвалят. Но почему то пейзажи стали пустыми. ОТВЕТ: Татьяна, думаю у вашей дочки все хорошо. Попросите, чтобы она нарисовала семью или детский сад, если ей нравится рисовать, дочка обязательно выполнит вашу просьбу и вам станет спокойнее (если она нарисует птичек и объяснит, что вы большая птица, а она маленький птенчик – тоже хорошо). А почему пейзажи стали пустыми, во-первых, могли задания были такими, во-вторых, ребенок в этом возрасте уже может начать искать для себя форму выражения. Мб. на следующей неделе она начнет рисовать море, потом цветы, а затем снова людей)))





natalyjune
14.03.2012 - 00:00
Рейтинг: 0 Голосов: 0
моей дочке 6 лет, когда нарисовала семью - мне все понравилось, все одного роста, твердо стоят на земле, цвета очень разнообразные и яркие, солнышко, цветочки, рисунок полностью заполнен, первую нарисовала себя, потом меня (мама), дальше папу и маленького братика (5 месяцев). Братик был с машинкой, я собирала цветочки, только меня смутила одна вещь и я совсем не знаю как ее интерпретировать - она нарисовала пирамидку, которую она построила до самого неба и этой пирамидкой была как-бы "отгорожена" от нас (мама, папа, братик, но потом она "отгородила" и маленького братика нарисовав дерево между ним и папой..Папа срывает я фрукты с дерева в корзинку..я бы подумала, что с братиком вышло из-за нехватки места, но себя то она "отрезала" с самого начала и намеренно..что это значит?



Катя
01.03.2012 - 00:00
Рейтинг: 0 Голосов: 0
мой воспитанник 6 лет нарисовал семью сиреневым цветом: мама - 2 параллельные линии, три точки нос и глаза, рот - горизонтальная линия, руки две палочки слегка приподняты вверх, к туловищу не прикасаются, папа - большая голова, три точки линия - лицо, руки, как и у мамы, родители держатся за руки. себя он нарисовал "у мамы в животике" - малюсенькая копия папы, только голубым фломастером. небо вертикальные штрихи, земля желтая полоска под ногами, ник то не стоит на ней, ниже речка - кривая линия. И цветочек желтый с прямоугольными лепестками в воздухе, над ним солнце большое, желтое. ОТВЕТ: таланты художника в нем еще не проснулись:)) позанимайтесь с ним рисованием

Нана
09.02.2012 - 00:00
Рейтинг: 0 Голосов: 0
Здравствуйте! Моему сыну 3,5 года, в саду воспитатель показала два рисунка (т.е. раскраску, с елочками, чебурашкой и домиком вроде), один лист разукрашен весь черными штрихами, и где-то маленькие участки красного. Я ужаснулась от такого рисунка, и воспитатель сказала, что это рисунок моего сына. Причем за закрашенным черным листом, видно, что предметы первоначально были аккуратно закрашены....возможно, что чей то рисунок похвалили, и он решил свой спрятать за черным цветом? П.С. рисунки его не всегда черные ОТВЕТ: Нана, может и так, мало ли, что в садике произошло. Я думаю, из-за одного рисунка не стоит заниматься глубоким анализом.







Когда ребенок рисует, то передает нам сообщение, зашифрованное в образах. Изображая самых обычных людей, предметы, пейзажи, он бессознательно отражает и свое отношение к ним, выражает переживания, показывая и скрытые черты характера. Но, конечно, нужно понимать, что интерпретация рисунков не безусловно однозначна. Не стоит, обнаружив 1–2 один настораживающих признака («О, ужас, он нарисовал солнце черным!»), делать выводы и искать решение «страшных проблем». (Кстати, многие юные художники предпочитают черный, потому что он очень четкий и контрастный). Для непрофессионального психолога детский рисунок может стать только ориентиром, сигналом понаблюдать за особенностями поведения, присмотреться к определенным склонностям.

Рука мастера

На какие характерные особенности манеры рисования полезно обращать внимание родителям, чтобы лучше понимать своего ребенка?

Нажим: ровный и умеренный говорит об уравновешенности, гибкости, самообладании, склонности обдумывать свои действия. Сильный - о напряжении, воле, напористости, высоком уровне энергии, стремлении преодолевать сопротивление (иногда это могут быть и действия назло или вопреки). А вот слабый указывает на общую нерешительность, неверие в свои силы, . Малыш нуждается в поддержке и одобрении.

Но! Если ребенок долгое время находится в условиях, когда ему приходится сдерживать свою активность («быть хорошим и правильным» в садике), то через сильный нажим в рисунке он может «скидывать» накопившуюся энергию.

Размер: большие крупные элементы часто означают эгоцентризм, стремление к экспансии, активность, даже агрессивность. А маленькие человечки, домики - признак робости, тревожности, ощущение собственной незначимости, сдержанности в проявлении чувств, зажатость.

Но! Большой размер фигур может быть связан и со значимостью персонажа для ребенка, и с проблемами со зрением.

Расположение на листе: если малыш обычно рисует в центре, значит, ему комфортно, он благополучен. Картина смещается вправо - интерес к будущему, к переменам. Влево - признак инфантильности. Сверху листа будет рисовать фантазер и оптимист, снизу - пессимист.

Но! Такая интерпретация работает, только если ребенок правша. К тому же очень многое зависит от сюжета картины.

Палитра: если обычно используется 1 цвет, это указывает на боязнь проявить себя; от 2 до 5 - ребенок открыт для нового, гибок, уверен в себе; более 7 цветов означает эмоциональную подвижность (неустойчивость). Преимущественно темные цвета говорят о склонности к отрицательным эмоциям, подавленности. Яркие - на активность, жизнерадостность.

Но! Выбор цвета зависит от настроения в конкретный момент. К тому же в возрасте около 6 лет дети начинают разделять цвета по «половому признаку» (розовый - «девчачий»), выбирая для рисунка «свою» палитру. А вот став постарше, многие, наоборот, старательно избегают такого разделения и не используют надоевшие цвета.

Обсуждайте с детьми их рисунки: это научит их лучше разбираться в своих чувствах

Тест-картинка «Человек под дождем»

Этот тест помогает узнать, как ребенок реагирует на стрессовую ситуацию. Ведь модель поведения закладывается еще в детстве. Поэтому родителям дошколенка полезно понять, как малыш адаптируется к новым обстоятельствам, как реагирует на неудачи - и какие качества необходимо развить, чтобы он научился быстро справляться с неприятностями.

Что нужно: Два альбомных листа; карандаши (не менее 12 штук разного цвета); ластик.

Задача: Дайте ребенку первый лист, расположив вертикально. Предложите нарисовать человека, затем попросите на втором листе изобразить того же персонажа под дождем.

Манера рисования

Четкие линии рисунка говорят о склонности детально анализировать происходящее, оценивать ситуацию, порой слишком уходя в себя.

Непостоянные контуры (где-то прорисованы, где-то - нет) указывают на импульсивность, подверженность эмоциям в сложных обстоятельствах.

Штриховка - напряжение, тревожность, боязнь сделать что-то не так (страх наказания). Тонкие эскизные линии - ребенок отличается повышенной впечатлительностью и мнительностью.

Изображение примитивное («палка, палка, огуречик») - малыш ищет одобрения, поддержки.

Цветовая гамма

Очень яркие оттенки - склонность преувеличивать значение неприятных событий.

Темные тона - боязнь осуждения в сложной ситуации, плохие предчувствия.

Четкое цветовое разграничение персонажа и непогоды - осознание и понимание ребенком стрессовой ситуации, способность увидеть ее возможные причины, оценить и себя, и свое состояние.

Радуга, солнце, цветы, растущие под дождем грибы - стремление к лучшему, малыш внутренне готов преодолевать трудности

Антураж

Чем больше капель дождя , тем сильнее ребенок боится трудностей; редкие струйки - малыш не переживает: проблемы скоро уйдут.

Тучи - угроза больших неприятностей, наказания. Небо затянуто - упадническое настроение.

Лужи указывают на чувствительность, ранимость, способность долго переживать из-за проблем.

Зонт - символ связи с родителями; раскрытый - ожидание помощи от мамы, закрытый - от отца.

Отсутствие зонта, крыши - инфантильность, нежелание принимать решения самостоятельно.

Образ персонажа

Пол указывает на модель поведения в стрессовой ситуации: мужской характеризует решительность, активные действия в поиске выхода; женский - пассивность, доминирование интуиции. «Смена пола» во втором рисунке указывает на изменение стиля поведения. Если изображен герой противоположного пола, значит, ребенок перенимает чужую модель поведения (кого-то из родных).
Возраст символизирует уровень качеств, помогающих принимать решения: взрослый человек - рассудительность, ребенок - потребность в опоре.

Большая голова - высокий интеллект, изобретательность; маленькая говорит о низкой оценке умственных способностей.

Крупный торс - символ неудовлетворенности (хотелось бы быть супергероем, завоевать восхищение); слишком маленький - ощущение недооцененности, униженности. Покатые плечи говорят об унынии, отчаянии.

Лицо: плохо прорисовано - нежелание замечать проблемы и бороться с трудностями. Изображено детально - активность, значимость отношений с другими людьми.

Руки: разведенные в стороны - открытость; спрятанные за спиной - неготовность к компромиссам, негибкость. Прижатые к телу - символ скованности.
Действия персонажа (убегает, радуется, сидит в луже) напрямую отражают реальное поведение ребенка в стрессе.

Масштаб, положение

Чем крупнее персонаж , тем лучше дети справляются с неприятностями. Маленькая фигурка говорит о желании переложить ответственность на других. Огромная же, не умещающаяся на листе, - ребенок фокусируется на эмоциях и не может здраво оценить происходящее.

Рисунок сверху листа - растерянность, уход в мир фантазий. Внизу - подавленность, ощущение безысходности и невозможности изменить ситуацию. В центре - готовность решать проблемы.

Смещение влево - надежда, что мама придет на помощь. Вправо - привязанность к отцу, стремление произвести на него впечатление своим поведением в сложных обстоятельствах.

Фигура в профиль , со спины - ребенок уходит в себя, отсюда сложности в налаживании контактов.

Герой повернут влево - малыш сосредоточен на себе, не очень решителен.
Повернут вправо - активен, оптимистичен, думает о будущем и готов развиваться.

! Важно!

Если на рисунках много негативных элементов, предложите ребенку составить рассказ по картинке и придумать неожиданный поворот: «Что будет, если выглянет солнце?». Добавьте второго героя («помощника»), - подскажите новые способы поведения в стрессе.

Изучаем шедевр

Фигура заметно выросла на втором рисунке. Значит, ребенок чувствует себя старше при столкновении с трудностями, и это доставляет ему удовольствие. Хоть он и использует привычную модель поведения - помощь и поддержку со стороны мамы (слегка повернут влево), она уже изжила себя, и он внутренне готов «отделиться» и действовать сам. Правда, пока он не видит, как это сделать, оглядываясь в прошлое и без опоры на мужской образец. Самое время вместе подумать, как можно действовать в трудных ситуациях («развернуть» ножки вправо, в будущее).

Рисунок, созданный ребенком без помощи и вмешательства взрослых членов семьи, – редкая возможность увидеть реальное состояние формирующейся психики.

Расшифровка детских рисунков дает возможность проводить мини-анализ и принимать меры, обнаруживая тревожные симптомы. Ребенок даже не обратит внимание на проводящуюся работу, а значит будет избавлен от очередного стресса.

Рисуночная диагностика показывает:

  1. соответствие уровня личностного развития фактическому возрасту;
  2. симпатии и антипатии в семье и детском коллективе;
  3. приоритеты и фундамент формирующегося характера;
  4. страхи и скрываемые переживания;
  5. тайные желания.

Психология детских рисунков – наука, овладев которой можно научиться понимать своего ребенка без слов.

Как определить уровень развития ребенка через рисунок

Каждому возрасту, если речь не идет о гениальных детях, соответствуют характерные изобразительные приемы и черты. Оценка качества первых шедевров дает возможность соотнести уровень развития малыша с его возрастом. Рисование, как один из любимых всеми детьми видов деятельности, прекрасная возможность развивать навыки и словарный запас ребенка, тут же оценивая эффективность занятий.

Обязательным условием является невмешательство в процесс рисования. Психология детских рисунков не искажена только в случае полного отсутствия у юного художника внешних подсказок. Получив задание нарисовать дерево, ребенок не должен ориентироваться ни на аналогичные иллюстрации в книге, ни на советы взрослых, ни на схемы и пошаговые инструкции. Даже от прямого ответа на вопрос о том, как нарисовать тот или иной объект, лучше тактично уйти. Достаточно предложить ребенку «придумать» этот элемент самостоятельно. Рисунок должен стать отражением именно его личности, тогда и результаты анализа будут корректными.

  • Рисунок ребенка до 3-х лет чаще всего состоит из цветовых пятен и линий. Именно цвет и становится основным объектом расшифровки для психолога. К трем годам элементы обретают характерные контуры, а при изображении близких людей даже детали фигуры. Изображение семьи может выглядеть как набор «огурчиков» и палочек, но ноги и руки у героев уже явно отражены.
  • Сюжет характерен для возраста 4-5 лет. Ребенок способен рассказать, что именно он изобразил, а также предысторию нарисованного. Затруднения с передачей сюжета должны навести родителей на мысль о необходимости больше времени уделять развитию речевых навыков. К 5 годам на рисунках появляются лица, члены семьи получают характерные черты, их одежда и сопутствующие предметы обрастают деталями. Именно детали и их пропорции становятся объектом изучения и анализа.
  • Рисунок ребенка 6-7 лет отражает уже не только его фантазию, но и навыки. В ход идут всевозможные схемы рисования. Вычленить собственное «Я» из изображения семьи в виде любимых мультяшных пони уже значительно сложнее. Расшифровка детского рисунка спотыкается о копирование почерка подружки или педагога. Для получения корректных результатов необходимо оценить картину в целом, учесть и расстановку объектов, и их размеры, и их взаимоотношения в рамках иллюстрации. Относительная пропорциональность объектов и их элементов характерна только 7-8 летнему возрасту.

Расшифровка скрытого смысла в детских рисунках

Анализ рисунков ребенка похож на разгадывание головоломки. Детально провести его может только квалифицированный психолог, но элементарные принципы расшифровки обязан освоить каждый родитель.

Цвет

Первый изобразительный прием и наиболее важный. Малыши редко смешивают краски, поэтому анализ основывается на основных цветах. Преобладание одного тона во всей картине говорит об озабоченности малыша каким-либо событием или явлением. Обилие красок – о разносторонних интересах и отсутствии занимающей все помыслы проблемы.

  • Темный рисунок с обилием черноты, серого и бордо, получившийся таким не в силу отсутствия других красок, говорит депрессии и мучающих страхах.
  • О хорошем настроении сигнализирует насыщенность желтым и оранжевым.
  • Красный – символ быстрой возбудимости и даже агрессии, но делать вывод о таких склонностях надо только после анализа остальных деталей.
  • Синий и его оттенки выдают погруженную в себя личность, а зеленый – признак скуки. Регулярно пользующегося травяными оттенками дошкольника явно стоит отдать в секцию, даже если какую-либо он уже посещает.
  • Фиолетовый – цвет фантазеров.
  • Коричневый – признак беспокойства и проблем с самооценкой.

В то же время, психология детского рисунка не так проста. Многие мамы, начитавшись книг, в ужасе тащат ребенка к психологу, заметив в его творчестве преобладание черного. Да, этот цвет считается признаком тревожности, но он же и говорит о стремлении контрастом выделить значимый объект.

Графика – не признак проблем, а проявление тяги к дисциплине, особенно, если других оснований для беспокойства нет.

Композиция

Взаимоотношения объектов внутри рисунка ребенка – зеркало его мыслей. Члены семьи, плотно прижавшиеся друг к другу, символизируют взаимопонимание. Родителям, обнаружившим себя в уголке рисунка ребенка, стоит задуматься о выделении большего времени для общения.

В центре и наиболее крупно всегда будет изображен самый значимый человек.

Пустой центр говорит о заниженной самооценке и внутренней опустошенности. Изображение на этой позиции неодушевленных предметов говорит об обеспокоенности материальным положением. Фантазера выдает привычка рисовать фигуры не закрепленными на твердой поверхности. Избыточно прорисованная линия земли говорит о неуверенности в своих силах.

Члены семьи, изображенные крупно и детально, имеют на ребенка большее влияние. Отсутствие кого-то из родственников на изображении говорит о конфликте. Подсознательно ребенок пытается выкинуть этого члена семьи из своей головы и жизни. Сцепленные руки нарисованных говорят о близости и доверии.

Часто подтекст детского рисунка понятен интуитивно. О состоянии комфорта говорят размеры деталей относительно предложенного полотна. Эгоистичную натуру выдаст заполненность пространства автопортретом. На рисунке внутренне одинокого ребенка и его «аватар» будет одиноким и маленьким, возможно зажатым в угол.

Тоненькие ручки и ножки демонстрируют понимание обеспокоенность собственной физической слабостью. Большая голова на рисунке ребенка – признак погруженности в себя. Излишняя нарядность собственной фигуры предупреждает родителей, о важности оценки окружающих для конкретного юного художника.

Манера изображения и характерные черты

С техниками рисования дети практически не знакомы, поэтому манера письма отражает внутренний мир не меньше, чем цвет и композиция. Уравновешенный малыш покрывает бумагу равными по нажиму штрихами, его линии спокойны. Прерывистость, неравномерность нажима, поломки карандаша и скачки с одного объекта на другой говорят о тревожности и гиперактивности. Капризный малыш и вовсе может не закончить рисунок, игнорируя все уговоры.

Изображение членов семьи выдает восприятие каждого из них ребенком. Строгость папы проявится в жесткой параллельной штриховке, легкомысленность сестры – в прорисовывании ее кудряшек, даже если в действительности у нее прямые волосы.

Тревожные сигналы в рисунке ребенка

Психология детского рисунка – лакмус для родителей, возможность быстро заметить проблему и отреагировать.

  • Преобладание коричневых цветов может говорить о проблемах со здоровьем ребенка, которые еще не дали о себе знать, возможно, что он чувствует слабость, часто устает.
  • Тщательно изображенные большие глаза говорят о скрытых страхах. Их отсутствие, как и отсутствие рта, предупреждает о проблемах в общении.
  • Члены семьи, которых ребенок помещает на противоположную от своей фигуры сторону листа, должны задуматься о восстановлении доверия.
  • Фантастические миры с эльфами и внеземными существами, которые так умиляют родителей, часто говорят о дискомфорте в реальном мире.
  • Появление животных с четко прорисованными клыками и когтями – признак подавляемой агрессии.
  • Самый тревожный признак – отсутствие самого ребенка в картине с изображением семьи. Он не находит себе места в родном доме, что и отражает подсознательно на картине.

В заключение

Корректность информации, полученной от расшифровки детских рисунков, обеспечивается выполнением нескольких условий.

  1. Ребенку предоставляется максимум цветов и лист бумаги большого размера;
  2. Рисунок выполняется карандашами, дающими возможность оценить нажим;
  3. Ребенку не дается каких-либо подсказок во время работы, он предоставлен самому себе.

Обсуждение с ребенком нарисованного также поможет членам семьи больше узнать о его душевном состоянии.

Самые маленькие «художники» (до 3-х лет) выводят на листке бумаги, казалось бы, бессмысленные линии и круги.

Чуть позже (к 4-5 годам) появляется замысел рисунка – маму, папу, животных, дом. Как он рисует человека, какие цвета при этом использует – все это может дать психологу достаточную информацию для интерпретации детского рисунка.

Специалист, используя детские психологические тесты по рисункам, может почувствовать настроение малыша, выявить причину страхов, уловить скрытое напряжение и даже серьезные проблемы психического развития. Получить представление о душевном состоянии крохи могут и родители, не обладающие профессиональными навыками в психологии детского рисунка. Для этого достаточно попросить ребенка нарисовать семью, предоставив ему карандаши или фломастеры всех возможных цветов.

Психология творчества: о чем говорят детские рисунки

Интерпретация рисунка по цвету

Взгляните на творение малыша и попробуйте догадаться, о чем говорит детский рисунок по основному цвету. Психология трактует цвета следующим образом.

  • Преобладание в рисунке пастельных оттенков (голубой, розовый, лиловый) говорит о гармонии и свободе личности. «Розовым» малышам важны тактильные ощущения, обнимайте их почаще, целуйте.
  • Преобладание красного свидетельствует об открытости и активности ребенка. Как правило, такой малыш возбудим, непоседлив и часто непослушен. Однако беспокоиться не о чем, ведь это лишь его индивидуальная особенность. Такие дети полны энергии. Повзрослев, они смогут добиться успеха в жизни.
  • Если детский рисунок выполнен в синем цвете , в психологии это признак уравновешенности. Такие дети более спокойны и неторопливы.
  • Зеленый – цвет упрямства и настойчивости. Светло-зеленый говорит о необходимости защиты. Темно-зеленый должен насторожить родителей – ребенку не хватает внимания и любви. Такие дети вырастают замкнутыми, поэтому с самых малых лет в них нужно воспитывать открытость и вселять уверенность в защищенности.
  • Согласно психологии детского рисунка, желтый – цвет мечтательного малыша с живой фантазией и хорошо развитым воображением. Такие малыши любят играть в одиночестве, используя при этом абстрактные игрушки (различные веточки, камешки и пр.).
  • Если дитя нарисовало оранжевое небо, оранжевую маму – это признак возбуждения, которое не имеет выхода. Таких малышей сложно успокоить, поэтому их энергию лучше направлять в помощь родителям по дому. Совсем хорошо, если среди этих дел найдется такое, которое вызовет у ребенка интерес.
  • Превалирование фиолетового – показатель высокой чувствительности. Это творческая натура с богатым внутренним миром. Это ранимые дети, нуждающиеся в ласке и поощрении больше других.

Однозначно вызвать беспокойство должно преобладание темных оттенков на детском рисунке. По этому поводу психология говорит следующее.

  • Коричневый: отрицательные эмоции, проблемы со здоровьем, переживание семейных неурядиц.
  • Серый: бедность, отторжение, замкнутость.
  • Черный: стресс, угроза и даже психологическая травма.
  • Темно-красный (бардовый с оттенками черного): депрессия, тревожное состояние.

Преобладание этих цветов говорит о проблемах, с которыми лучше сразу обратиться к психологу.

Нажим на карандаш

Слабый нажим говорит о робости и пассивности. Если малыш постоянно стирает линии резинкой, это признак неуверенности и тревожности. Сильный нажим – свидетельство эмоциональной напряженности. А если нажим такой силы, что бумага рвется, это говорит о конфликтности и .

Положение и размер рисунка

Изображение в верхней части листа – признак высокой самооценки или мечтательности. Расположение мелкого рисунка в нижней части страницы – эмоциональное неблагополучие, низкая самооценка, депрессия.

Если рисунок получился настолько крупным, что малыш приклеил к нему другой листок, чтобы дорисовать недостающее, это показатель тревожного состояния. Также такие рисунки часто рисуют гиперактивные дети.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист "«Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!" Скачайте его и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

Анализ детского рисунка

Интерпретацией рисунка человека в психологии занимаются арт терапевты, психологи, социальные работники. Интерпретируя детский рисунок, важно учитывать возраст малыша. Люди у трехлеток получаются «головоногими», это нормально. Однако о психологии детского рисунка с точки зрения психоэмоционального состояния «художника» все же лучше судить, когда малышу 4, 5 или 6 лет.

Безрадостные лица на рисунке или их отсутствие, угрожающая мимика и жесты – могут свидетельствовать об эмоциональном неблагополучии ребенка. Однако специалисты успокаивают: по одному рисунку судить не стоит. Совсем другое дело, когда все рисунки ребенка, созданные в разные дни и месяцы, имеют схожую тенденцию к мрачности.

Анализируя детский рисунок, стоит обратить внимание на его структуру , сравнив реальный состав семьи с изображенным на бумаге. Например, девочка Оля не нарисовала среди прочих членов семьи свою младшую сестренку. Налицо ревность к младшей сестре, ощущение недостатка внимания. О том же говорит и то, если Оля рисует свою сестру крупнее по размеру, чем себя.

Если малыш не изобразил себя, это признак одиночества и серьезный повод задуматься об отношениях в семье.

Также заметьте, в каком порядке ребенок рисует людей . Персонаж, нарисованный первым - главный для ребенка. Член семьи, изображенный боком или спиной, в напряженных отношениях с автором рисунка или в ссоре с ним.

Во время психологической расшифровки детских рисунков посмотрите, чем заняты изображенные на нем члены семьи. Когда они вместе занимаются каким-то делом, нарисованы близко друг от друга, все это признак семейного благополучия. А вот разрозненность персонажей говорит о разладе в семье.

Детские психологические тесты по рисункам

Специалисты в своей работе часто используют детские психологические тесты по рисункам для детей, в которых просят ребенка нарисовать семью, такую же девочку, такого же мальчика или другие ситуации. По рисунку оценивается психоэмоциональное состояние и личностное развитие крохи. Рассмотрим на примерах.

Психологический анализ детского рисунка с примером.

Скачайте чек-лист «Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!

Что такое «творческий беспорядок» - знает любая мама, бороться с ним бесполезно. Как же помочь своему ребёнку развиваться и при этом тратить меньше времени на уборку?​ Следуйте советам из чек-листа и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!