Сочинение: описание картины В. Г

Тема труда и горя в жизни простого народа для Перова не была новой. Его полотна, такие как «Проводы », наполнены отчаянием и безысходностью, которой так часто была пропитана тогдашняя жизнь России на изломе эпох. Отмена крепостного права, зарождение капитализма – все это будоражило деревню, жившую веками по традициям. Появилось и новое явление – детский труд. Если раньше дети занимались тяжелыми физическими работами весьма редко, то распространение «отходничества» привело к появлению понятия «ребенок-рабочий». Именно об этом и повествует картина Перова, которая является наиболее масштабной во всем его творчестве. Она написана в 1866 году.

Описание

Центральный план картины – три ребенка (мальчик и две ), волочащие по снегу сани, на которых стоит бочка с водой. В этом и заключается ирония произведения. Если обычно тройкой называют трех лошадей в , то здесь роль лошадей досталась детям. Они бледны и истощены, одежда прохудилась и требует давно уже починки. Судя по корке льда на бочке, стоит сильный холод, от которого детей не спасает их ветхая одежда. Сзади бочку подпирает взрослый мужчина, на чью долю работа выпадает не меньшая. Но он уже достаточно зрел, а вот дети надрываются на подъеме – лица измучены, а мальчик уже почти на пределе сил тащит свой груз. Рядом бежит собака. На их фоне стены некоего Кремля, а сзади виднеется церковь. Картина выдержана в серых тонах, что делает обстановку еще более мрачной и неуютной. Ледяным ветром дует с холста. Эта горка, наверное, лишь одна из числа тех препятствий, что надо будет преодолеть этой скорбной процессии. Но и она вытягивает силы их своих покорителей. Как знать, сколько еще они таким трудом.

История создания

История, связанная с созданием картины, также наполнена трагизмом. Натуру для написания женских персонажей Перов нашел достаточно быстро. К тому моменту, как был найден прототип мальчика, картина была почти готова. Прототипом героя стал крестьянский сын Вася, чью мать Перов встретил случайно. Поняв, что Вася – это его герой, он отвел их в мастерскую и показал картину, попросив разрешения списать портрет мальчика для роли. Разрешение он получил.

Вася был единственным ребенком у несчастной женщины, похоронившей до этого двух детей и мужа. И его мать вскорости лишилась и последнего сына. Придя через четыре года после смерти сына к Перову, она взмолилась о покупке картины, предлагая всё то нехитрое добро, что смогла собрать. Перов объяснил, что картина уже куплена Павлом Третьяковым, и единственное, чем он может помочь, так это отвести ее в Третьяковскую галерею и показать полотно. Увидев образ, точно повторенный кистью художника, женщина упала на колени, начав молиться на картину. Позже крестьянка получила подарок – портрет Васи руки Перова.

Мало кто знает, как русский художник Василий Перов писал свою картину «Тройка (Ученики мастеровые везут воду)». Он долго не мог подобрать образ центрального персонажа, а после того, как все же сумел его выбрать, стал участником настоящей драмы в простой крестьянской семье.

Василий Перов уже долго работал над картиной. Была написана большая ее часть, не хватало только центрального персонажа, художник не мог найти нужный типаж. Однажды Перов прогуливался в окрестностях Тверской заставы и рассматривал лица мастеровых, которые после празднования Пасхи возвращались из деревень обратно в город на работу. Тут-то и увидел художник мальчика, который будет в последствие приковывать взгляды зрителей к его картине. Он был родом из Рязанской губернии и шел с матерью в Троице-Сергиеву лавру.

Художник, возбужденный от того, что нашел «того самого», стал эмоционально упрашивать женщину разрешить ему нарисовать портрет сына. Испуганная женщина не понимала в чем дело и попыталась ускорить шаг. Тут Перов предложил ей пройти в его мастерскую и пообещал ночлег, т. к. узнал, что путникам негде остановиться.

В мастерской художник показал женщине неоконченную картину. Она испугалась еще больше, мол, грех это – людей рисовать: одни от этого чахнут, а другие умирают. Перов уговаривал ее, как мог. Он приводил в пример царей, архиереев, позировавших художникам. В конце концов, женщина согласилась.
Пока Перов писал портрет мальчика, мать рассказывала о своей нелегкой доле. Ее звали тетушкой Марьей. Муж и дети умерли, остался лишь один Васенька. Она в нем души не чаяла. На следующий день путники ушли, а художник вдохновлено заканчивал свое полотно. Оно получилось настолько проникновенным, что тут же было приобретено Павлом Михайловичем Третьяковым и выставлено в галерее.

Четыре года спустя на пороге мастерской Перова снова появилась тетушка Марья. Вот только была она без Васеньки. Женщина в слезах рассказала, что ее сынок за год до этого заболел оспой и умер. Позже Перов написал, что Марья не винила его в смерти мальчика, но его самого не оставляло чувство вины за произошедшее.
Тетушка Марья сказала, что проработала всю зиму, продала все, что у нее было, лишь бы купить картину, где изображен ее сынок. Василий Перов ответил, что картина продана, но на нее можно посмотреть. Он отвел женщину в галерею к Третьякову. Увидев картину, женщина упала на колени и зарыдала. «Родной ты мой! Вот и зубик-то твой выбитый!» - причитала она.

Несколько часов стояла мать перед изображением своего сыночка и молилась. Художник уверил ее, что отдельно напишет портрет Васеньки. Перов исполнил обещанное и отослал портрет мальчика в золоченой раме в деревню к тетушке Марье.

Ты себя в счастливцы прочишь,
А при Грозном жить не хочешь?
Не мечтаешь о чуме
Флорентийской и проказе?
Хочешь ехать в первом классе,
А не в трюме, в полутьме?
Кушнер.

Много раз эта картина в школе меня спасала от отчаяния. Репродукция висела на стене рядом с моей партой. Несколько лет паренёк в центре тройки был моим другом.

«Тебя унизила училка? Это не страшно, взгляни на нас.
Сейчас состоится педсовет, и тебя будут выгонять в третий раз из школы? Это не страшно, взгляни на нас.
Тебя на крыльце поджидают трое самых бандитских рож школы, чтобы заставить подчиняться им? Это не страшно, взгляни на нас»
И я смотрел. И мне становилось не страшно. Спасибо вам, мои друзья из прошлого. Спасибо тому, кто повесил картину рядом именно с моей партой. Ведь моя жизнь могла пойти по иному пути…


И только много позже я узнал, что картина Перова называется не просто Тройка, а «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» (1866).
«Кто из нас не знает «Тройку» Перова,— писал В. В. Стасов,— этих московских ребятишек, которых заставил хозяин таскать по гололедице на салазках громадный чан с водой. Все эти ребятишки, наверное, деревенские родом и только пригнаны в Москву на промысел. Но сколько они намучились на этом «промысле»! Выражения безысходных страданий, следы вечных побоев нарисованы на их усталых бледных личиках; целая жизнь рассказана в их лохмотьях, позах, в тяжелом повороте их голов, в измученных глазах...»

Перову никак не давался образ центрового мальчика, всё было не то. Но однажды он встретил женщину с ребёнком, которые шли из рязанской деревни в монастырь на поклонение. Её звали тётушка Марья, а сынка Васенькой.

Перов с трудом уговорил старушку позволить ему написать ее сына: она долго ничего не могла понять, все боялась и говорила, что это великий грех. После долгих уговоров, она наконец согласилась, и Перов повел их в свою мастерскую, показал неоконченную картину и объяснил, что ему нужно. Мальчик сидел спокойно; Перов писал горячо, быстро, а старушка, которая при ближайшем рассмотрении оказалась гораздо моложе, тихо рассказывала о том, как похоронила мужа, детей и остался у нее только сын Васенька - единственная ее радость.

И картина получилась! Да так, что её купил Третьяков, а Перову дали звание Академик… Картина «разрывала сердца», как говорили современники. А мне давала силы !

Прошло четыре года, и к Перову явилась снова тётушка Марья. В узелке были деньги, которые она выручила, продав всё: дом, живность, скарб… Она хотела купить эту картину. Её сын Васенька умер.

Перов отвёл её к Третьякову.

Родной ты мой! Вот и зубик-то твой выбитый! - вскрикнула тетушка Марья и опустилась на колени перед картиной.

Перов пообещал тетушке Марье написать для нее портрет Васи. Он исполнил обещание и послал ей в деревню портрет в позолоченной раме.

Сам Перов вспоминает :
«Придя в ту комнату, где висела картина, которую старушка так убедительно просила продать, я предоставил ей самой найти эту картину,- писал Перов в рассказе «Тетушка Марья».- Признаюсь, я подумал, что она долго будет искать, а быть может, и совсем не найдет дорогие ей черты; тем более это можно было предположить, что картин в этой комнате было очень много. Но я ошибся. Она обвела комнату своим кротким взглядом и стремительно пошла к той картине, где действительно был изображен ее милый Вася. Приблизившись к картине, она остановилась, посмотрела на нее и, всплеснув руками, как-то неестественно вскрикнула: «Батюшка ты мой! Родной ты мой, вот и зубик-то твой выбитый!» - и с этими словами, как трава, подрезанная взмахом косца, повалилась на пол».
Много времени провела мать у картины, никто ее не тревожил, и только дежурный, стоявший у двери, полными слез глазами смотрел на нее".

Равнодушно слушая проклятья
В битве с жизнью гибнущих людей,
Из-за них вы слышите ли, братья,
Тихий плач и жалобы детей?
Николай Алексеевич Некрасов. 1860

На Руси пели: "Мать плачет, как река льется, сестра плачет, как ручей течет, жена плачет, как роса падет. Взойдет солнышко - росу высушит".

Картина «Тройка» - это одно из самых значительных произведений художника В.Г. Перова. На ней изображены дети бедняков, везущие бочку воды по обледенелой дороге. Со времени ее написания прошло много лет. И у современников картины, и у сегодняшних зрителей работа мастера вызывает слезы на глазах и высокое чувство сострадания к людям. Автор картины «Тройка» с помощью попытался воссоздать атмосферу мрачной обреченности, царившей в мире нищих и обездоленных. В настоящее время данное произведение искусства находится в Третьяковской галерее в Москве.

Несколько слов об авторе полотна

Картина «Тройка» - это, пожалуй, одно из самых эмоциональных и известных произведений художника Василия Григорьевича Перова. Он родился в городе Тобольске. Когда его родители переехали в будущий великий мастер поступил на обучение в Арзамасское уездное училище. Там же он с перерывами учился в художественной школе, закончить которою Василию так и не удалось. Зато позже будущий художник получил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. За свою жизнь мастер написал множество замечательных картин. Среди них такие работы, как «Приезд станового», «Мальчик-мастеровой», «Плач Ярославны» и многие другие.

Картина «Тройка»: описание

Данное произведение было написано автором в 1866 году. Это было сложное для России время. Крепостное право уже отменили, но это не поправило бедственного положения русского крестьянства. Жизнь его по-прежнему была нищей и обездоленной. Многих мастеров искусства тогда волновала тема бесправия и бедноты крестьян, принуждения платить «слезинкой ребенка» за некие жизненные блага.

Это и отразил в своей В центре нее изображены трое детей (учеников мастеровых), везущих огромную обледенелую бочку воды. Это два мальчика и девочка. На дворе зима, смеркается, на дороге - гололедица. Резкий холодный ветер раздувает их плохонькую одежонку. Выливающаяся из бочки вода тут же превращается в сосульки. Как холодно детям, должно быть, в такой мороз!.. Видно, что они совершенно выбились из сил. Какой-то помогает им втащить бочку на пригорок. Повозку сопровождает собака, которая бежит немного справа перед детьми. Картина написана в мрачных серо-коричневых тонах. Даже снег вокруг темный. Тем самым мастер желал показать зрителю всю серость, безысходность и ужас ситуации, когда малолетние дети вынуждены выполнять такую черную работу. Обстановку также нагнетает заледенелая пустынная улица. С чем ассоциируются герои картины у зрителей? Само название ее говорит о том, что труд этих ребятишек можно сравнить с работой лошадей. У публики рассматриваемое произведение вызывает острую жалость к бедным деткам, на долю которых выпала такая нелегкая участь.

Основная идея

Автор картины «Тройка» здесь обращается к теме детского труда в России тех лет. Сейчас нам сложно представить ситуацию, когда это было вполне законным и абсолютно нормальным, с точки зрения существовавшего тогда строя, явлением. Сколько же горечи и боли в названии произведения! Нам более привычно называть тройками группу резвых лошадей, несущихся с большой скоростью по широким бескрайним просторам России. А тут бедные и измученные дети, вынужденные тянуть непосильную ношу в морозный день. Многие городские мастеровые тогда нагружали своих учеников подобной тяжелой работой. Дети в таких адских условиях часто болели и умирали. Глядя на картину, можно живо представить себе всю безысходность ситуации. Именно на это хотел обратить внимание общества художник. Произведение никого не оставит равнодушным, заставит быть добрее к людям и не позволит пройти мимо и не увидеть рядом с собой обездоленности и нищеты.

Натурщики

Автор произведения долго искал натурщиков для своей работы. Для фигур девочки и крайнего левого мальчика он их нашел. А вот для изображения центрального героя художник никак не мог «присмотреть» подходящего ребенка. Картина «Тройка» уже была написана более, чем наполовину, когда Перов встретил однажды на улице крестьянку с сыном, которые шли из рязанской деревни в монастырь. Когда он увидел мальчика, то сразу понял, что это именно та центральная фигура, которой не достает на полотне. Разговорившись с женщиной, мастер узнал, что зовут ее тетушкой Марьей, а ее сына - Васей. Судьба ее нелегка. Она похоронила всех своих детей и мужа, умерших от болезней и нужды. Двенадцатилетний Вася - ее единственная надежда и утешение. Выслушав горькую историю, Перов предложил женщине нарисовать ее сына. Та согласилась. Так на картине появился новый персонаж.

Судьба главного героя

История эта имеет продолжение. Однажды, спустя четыре года после написания картины, к Перову пришла старушка в полушубке и грязных лаптях. В ней мастер с трудом узнал ту самую тетушку Марью. Она протянула ему небольшой узелок с яичками. «В подарок», - так объяснила женщина. Со слезами на глазах крестьянка рассказала художнику, что ее Васенька умер в прошлом году, тяжело заболев. Оставшись совершенно одна, женщина продала весь свой скарб, работала всю зиму, и, скопив немного деньжонок, пришла к Перову, чтобы на свои нехитрые сбережения выкупить у него картину, на которой изображен ее любимый сынок. Мастер объяснил бедной матери, что картина «Тройка» находится в галерее, что приобрести ее невозможно. Зато можно ее увидеть. Когда женщина оказалась перед картиной, она упала на колени и, горько заплакав, начала на нее молиться. Тронутый этой сценой, художник обещал матери нарисовать портрет ее сына. Свое обязательство он выполнил и отправил в деревню женщине свое произведение в золоченой раме.

В этой статье дано описание картины «Тройка» Перова, а также рассказано об авторе и фактах, связанных с ее созданием. Надеемся, информация будет интересна широкому кругу читателей.

Картина "Тройка" Василия Перова - одна из самых драматичных, печальных и эмоциональных картин русской живописи. Она была написана в 1866 году и посвящена нелегкому детскому труду. Другое название картины - "Ученики мастеровые везут воду".

В те тяжелые времена народ в своей массе был беден, практически не имел никакого выбора. Голод, холод, нужда - вот что ожидало большую часть детей. Во многих семьях детей попросту не могли прокормить, даже если ребята трудились наравне со взрослыми. Считалось большой удачей, если находилась возможность отдать ребенка в подмастерье к ремесленнику в город: там ребенок получал жилье, еду, он помогал мастеровому в работе и таким образом овладевал профессией, которая впоследствии могла его прокормить.

На самом деле многие мастеровые нагружали детей таким адским трудом, что они просто не выживали, болели и умирали от адской работы. Один из таких примеров мы видим на картине художника.

Раннее морозное утро, город покрыт густым серым туманом, по снежной улице трое изможденных детей тянут на санях бочку с водой. Видно, мастер пораньше разбудил их и отправил на речку за водой.

День только начинается, но дети уже уставшие. Они продрогли, их одежда плохо защищает их от холода, но деваться некуда - надо тянуть сани. Мальчик, который впрягся с левой стороны, уже почти падает. Мороз такой, что вода, выплескиваясь, сразу замерзает в сосульки, это только подчеркивает, как замерзли юные работники. Они тянули свои сани в гору, видно, было так тяжело, что какой-то прохожий решил им помочь, подтолкнуть повозку сзади. Дальше дорога идет под горку, будет легче.

Рядом бежит собачка, но и она не добавляет радостных чувств в картину. Все написано серо-тусклыми красками, даже снег. Все подчеркивает безысходность ситуации. У этих детей явно нет будущего, они обречены.

Эта обреченность подтверждается реальной историей, связанной с картиной. Художник искал натурщиков - детей, которые ему позировали для этого произведения. В качестве натурщика для фигуры среднего мальчика, художник пригласил крестьянского мальчика Васю, крепкого и смышленого - на картине он выглядит самым сильным. Этот мальчик, натурщик, умер через несколько лет после написания картины - суровая жизнь не пощадила и его.

Картина "Тройка" - не просто произведение искусства, она - суровое свидетельство истории, правдиво рассказывающее о жизни народа. Смотреть на нее грустно, немного страшно, дети вызывают жалость, сострадание.