Традиции и обычаи якутов. Якутские песни

ИССЛЕДОВАТЕЛИ XIX ВЕКА О ЯКУТСКОМ ХАРАКТЕРЕ

Национальный характер... В нем, как и в футболе, разбираются все. Вот и я навскидку назову кавказцев вспыльчивыми, немцев - педантичными, украинцев - расчетливыми... Возможны, разумеется, и другие варианты. А на деле их самооценка может быть другой. Ведь любой народ видит себя добрым, отзывчивым, терпеливым, духовным.

В Якутии национальный характер стали изучать в позапрошлом веке. Сибирский купец и золотопромышленник Иннокентий Сибиряков выделил 20 тысяч рублей на организацию научной экспедиции в Якутию. В те времена это была солидная сумма. В 90-х годах XIX века в Якутске бутылка водки стоила рубль.

"МНЕ ВАЖНО ЗНАТЬ..."

Состав экспедиции, состоящей в основном из политических ссыльных, выглядит внушительно: Вацлав Серошевский, Эдуард Пекарский, Владимир Иохельсон, Владимир Богораз, Николай Виташевский, Сергей Ястремский, Дмитрий Клеменц, Лев Левенталь, Иван Майнов... Они написали фундаментальные работы. Чего стоят "Якуты" Вацлава Серошевского, капитальный словарь якутского языка Эдуарда Пекарского...

Широкому кругу неизвестно, что члены этой экспедиции составили уникальное методическое пособие по изучению национального характера. Эта работа так и называется: "Программа для собирания сведений о нравах и национальном характере якутов". 110 лет назад (1894 год) начала работу эта первая комплексная экспедиция по изучению народов, которые населяли территорию нашей республики. Вызывает уважение искреннее желание сибирского купца и золотопромышленника Иннокентия Сибирякова узнать больше о Якутии. "Мне важно, - говорил он, - чтобы экспедиция, насколько возможно, выяснила исторический ход инородцев. Для выяснения характера народа важны сказки, поверия, исследование обычного права..."

А-ЛЯ МАСЮК

И в XIX веке в Якутии хватало залетных людей, которых соблазняли "жареные" факты. Владимир Трощанский дал прямо-таки убийственные характеристики якутов: "У них отсутствуют всякие понятия, которые действительно можно бы было отнести к категории понятий нравственных, регулирующих поведение человека" , "Им даже неизвестно, что такое добродетель, в языке их совсем нет слов для выражения моральных понятий". Даже в книге сибирского писателя Николая Щукина "Поездка в Якутск" есть такое описание якутского нрава: "Якуты - народ хитрый, пронырливый и коварный, злопамятны и мстительны... Ябедничества и жалобы столь обыкновенны между якутами... Леность их чрезвычайна... Страсть к воровству и картежной игре повальна... Плут и мошенник почитается человеком умным... Ни стыда, ни вежливости не знают". А в официальном сборнике "Народы России" в разделе "Якуты" можно прочесть: "Главные черты якутского характера: мстительность, сутяжничество, необходительность и скрытность".

О ГОВОРУНАХ И ЖИВЧИКАХ, ТО ЕСТЬ О ЯКУТАХ-САНГВИНИКАХ

Исследователь Ричард Маак по типу темперамента определил якутов сангвиниками, то есть людьми, отличающимися живостью, быстрой возбудимостью, ярким проявлением эмоций. Итак, характеристика от Ричарда Маака: "Невзгоды жизни сделали якута мало впечатлительным к влияниям холода и жара... Способны переносить голод, но при изобилии пищи в состоянии уничтожить неимоверные ее количества. Вообще весьма характерная черта якута - приспособляться к условиям посещающих его или в соседстве с ним живущих народностей... Молчаливых якутов я встречал редко... Между здоровыми якутами молчаливых я, по крайней мере, не встречал... Ни у одного из коренных племен Восточной Сибири не развита так словоохотливость, как у якутов".

"КАЖДЫЙ ПРИБАВИТ ПИКАНТНОЕ..."

Те исследователи , которые старались глубоко "пахать" , понимали, что не могут охватить все и вся из жизни якутов. Не все были "масюками" XIX века. Так широко цитируемый всеми нашими учеными Ричард Маак в своей работе признался: "Об умственных и нравственных способностях и образе жизни населения я могу сообщить только поверхностные и, конечно, далеко не полные сведения".

Член Сибиряковской экспедиции Николай Виташевский, изучавший юридический быт якутов, тоже признал несовершенство научного подхода: "Конечно, далеко то время, когда социолог в состоянии будет по одному какому-нибудь факту из жизни того или иного народа восстановить всю эту жизнь во всех ее подробностях". Такие ученые "глубокой вспашки" , знакомясь со всеми предыдущими описаниями жизни якутов, быстро разбирались, что к чему. Так, составивший фундаментальнейший словарь якутского языка Эдуард Пекарский выразил такое мнение: "Несмотря на сравнительное богатство литературы о якутах, верные сведения о них мало распространены среди обыкновенной читающей публики, которая в большинстве случаев вынуждена довольствоваться так называемыми научно-популярными изданиями, наполненными неизвестно на чем основанными измышлениями по адресу этого интересного племени".

Завершу эту подборку фразой автора очерков юридического быта якутов Д. Кочнева: "Каждый приезжий в Якутскую область считает своим долгом написать что-нибудь о якутах и, не зная ни жизни, ни языка якутов, пользуется предыдущими сочинениями и повторяет все, что было написано раньше, да еще и сам прибавит что-нибудь пикантное, не поняв смысла наблюдаемого явления".

КАЖДЫЙ ЯКУТ -ТАЛЕЙРАН

Но все же позитива было много, ведь в большинстве случаев за дело брались думающие люди, знающие, что такое истинная человеческая цивилизация. Тот же Александр Миддендорф, "обозвавший" якутов сибирскими евреями, считал их развитым народом из-за занятия скотоводством и не соглашался с теми, кто ставил их в один ряд с аборигенами Северной Америки.

А сибиряковец Владимир Иохельсон "обозвал" якутов "талейранами" , имея в виду их способность быстро сходиться с людьми. Он же сделал заключение: "Якуты имеют все задатки для прогресса как по своим природным способностям, так и по отсутствию у них в некоторой степени духа косности и консерватизма... В якутской массе находим много добродетелей и достоинств, каких не найдем в низших классах многих культурных народов".

И Вацлав Серошевский отмечал, что в общем "якутов нужно считать за племя здоровое, закаленное, легко приспособляющееся и при лучшем питании, при улучшении санитарных и гигиенических условий обещающее быстро превратиться в сильный, рослый, работящий народ". Известный этнограф Сибири Дмитрий Клеменц был также высокого мнения о якутах, говоря, что они народ интеллигентный, стойкий и мужественный.

В заключение приведу слова автора научно-популярной книги "Якуты" А. Голиковой: "Образование научит якутов экономнее тратить свои силы в борьбе с природой, оно научит их остерегаться болезней и лечиться полезными медицинскими средствами, оно научит их многим полезным изобретениям, которые уже известны нам, русским, и которые помогут якутам лучше устроить свою жизнь".

БРОКГАУЗЪ И ЕФРОНЪ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ (189О-1907)

ЯКУТЫ. Их коммерческие наклонности облегчают им эксплуатацию легкомысленных и беспечных соседних инородческих племен, а нередко даже и русских. Как ремесленники, якуты быстро успевают во всех мастерствах, обнаруживая значительную ловкость в ручных работах. Якуты неохотно идут в работники и при малейшей возможности устраиваются самостоятельно. По якутским понятиям, каждый приезжий имеет право войти в любой дом во всякое время дня и ночи и расположиться там пить чай, варить пищу или ночевать. Грабежей и воровства внутри рода не существовало вследствие общности имущества. Убийство было явлением исключительным; за убийство вне рода виновные терпели родовую месть или платили виру. Родовая вражда, прежде возбуждавшая родовые войны, теперь выражается в интригах, доносах, сплетнях, судбищах. К наукам якутские дети прилежны и понятливы; в якутской гимназии, особенно в низших классах, они идут впереди русских. Разговорный якутский язык меток, звучен и живописен. Я. любят остроумные обороты, каламбуры, красные словца, прибаутки и сравнения. Красноречие у них в большом почтении.

Федор РАХЛЕЕВ ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА. // Якутск вечерний (Якутск).- 08.10.2004

Во-первых, нужно принимать во внимание то, что «Известия» (кроме достоверного интервью) домысливают определённые детали, порой врут, гиперболизируют часть моментов и тем самым усугубляют негативную окраску всей статьи.

Про саму возможность существования «Саха омук» все мы понимаем и иллюзий не питаем на тот счёт, что любой народ России имеет право на национализм, только Русских за него сразу клеймят «фОшЫздами». Моё похожее рассуждение на эту тему:

Фильм про Чингисхана снимается из бюджета самой Якутии уже несколько лет, так что Юра может успокоиться. Эти деньги так же призрачны для нас, как и нефтедоллары, воруемые жидо-украми «юлечкой и шелудивым чудовищем». Я надеюсь, что фильм получится более-менее хорошим, ибо все последние творения местной киностудии – такая туфта...

Про оговорку или злонамеренную пакость Ондрюшки Борисова:

Борисов: ...Съемки фильма мы решили вести во всех тюрко-монгольских государствах мира, в том числе и в нашем .

Корр.: В России?

Борисов: Нет, в Якутии.

Скажу, что Ондрюшка человек ещё той николаевско-сепаратистской закваски и ожидать от него такого – вполне возможно. Хотя, возможно под Россией он мог понять Русские области... хотя я сам в это мало верю.

Посмевший сказать, что "у Гитлера можно заимствовать идеи"(при этом признавая Гитлера врагом), то натыкается на вой "в стране, победившей фашизм...". А откровенное восхвалеие ордынцев, уничтожавших Русь-"нормально" .

Юра, не забывай при какой системе мы живём, тут уже удивляться нечему.

Но про «Хазарский каганат» ты сказал не плохо. Почти так и есть, только Святослав должен прийти из народа, а не со стороны.


Перейдём к истории:

И якуты поняли, что с верховья идут какие-то серьезные люди, у которых есть топоры. А значит, с ними надо дружить.

Не знаю - не знаю... откуда он это взял, а я это впервые слышу. Вообще-то, многие не испугались и пороха. В 1630м году Казаки (Тобольские и Енисейские) в своих экспедициях по присоединению новых земель и введению «ясака» для местных жителей получали отпор:

« В Якутии одновременно оказалось сразу два казачьих отряда: Антона Добринского из Тобольска и Ивана Галкина из Енисейска. Задачи были одинаковы - собирать ясак и приводить инородцев под “высокую руку” московского государя. Оба атамана встретили сопротивление. Отряд Добринского был на полгода осажден в поставленном им на Лене острожке, не слишком хорошо шли дела и у Галкина...»

В годы освоения территории Якутии у них были две наиболее крупные и влиятельные «силы», так скажем:

Легендарный (усиленно легендаризированный при Николаеве, хотя так и не понятно – был ли это реальный человек, или это звание или эпический собирательный образ «вождя всея Якутии») Тыгын, возглавлявший, достаточно много «объединённых» им улусов и наслегов, номинально будучи кангаласцем (долина Лены,вверх по течению от Якутска, примерно на 300 км вдоль реки и менее 50кмвниз по течению от Якутска)*, и Лёгёй от борогонцев (долина Алдана, около 125 км вверх по течению о впадения в Лену)*. Первый, до полного «объединения» якутов не мог одолеть лишь второго.
* - всё приблизительно.

В 1632 году на Лену пришёл енисейский сотник Пётр Беке тов с казаками и договорился с одним(кангаласским)жадным тойоном(глава наслега; предположительно это был князец Мамык) о том, что построит острог на площади в одну медвежью шкуру(тойон не хотел, видеть не далеко от своих владений чужого острога и всячески отказывал)...он посмеялся над таким предложением, но согласился... казаки по велению Бекетова располосовали шкуру медведя на то-о-оненькие полосочки и выложил ими периметр будущего острога. Тойон был зол из-за такой хитрости, на которую попался, но слово - есть слово и острог строился без опасности нападения.

Далее(то ли ещё сам Тыгын, то ли уже его дети) осаждали острог, но все попытки взять были отбиты и осада самоснялась через несколько месяцев. Происходили столкновения с воинственными кангаласцами, в которых не числом, но качеством побеждали казаки. Борогонский же лидер – Лёгёй «не поддержал кангаласцев и в дальнейшем добровольно согласился принять подданство Белого царя ». Многие кангаласцы ушли на север, вытесняя более слабых эвенков и эвенов(именно тогда, а не ранее, якуты «освоили» более северную Якутию!).

В конце сентября 1682 г. в местности Хоруол Тумус произошло последнее восстание х(к)ангаласских якутов под предводительством князца Дженника против «гнета казацкого воеводы». Якутский гарнизон быстро об этом узнал и выслал отряд казаков на перехват повстанцев. Атака была внезапной, а бой - быстрым и безпощадным. После поражения восставших, на месте сражения казаками был воздвигнут деревянный крест. Так как время было под Покров день, крест назвали Покровским, затем и местность стали называть Покровском.(Так начал свое зарождение поселок городского типа Покровск – центр Хангаласского улуса. 26 сентября 1997 г. он преобразован в город республиканского типа.)

После подавления этого восстания якутский народ в улусах и понял, что лучше не бесить нового «Старшего брата», иначе будет хуже, а так – живи, как жил при своём князце, который с тебя налог брал, только теперь лояльные князцы и сами платили «ясак» в Ленский острог(на правом берегу), а затем в Якутск(острог, перенесённый на левый берег в 1643г.).

В районе 1801-1870 жил в Якутии Василий Фёдоров «Манчары ». Известен он был тем, что бандитствовал на вроде Робин Гуда. Грабил богатых тойонов, князцов, иногда и Русских купцов и делился награбленным с народом. За такую помощь ему помогали скрываться в деревнях. Был несколько раз схвачен и отправлен в Иркутскую тюрьму, но постоянно убегал оттуда и возвращался назад, продолжая заниматься своим ремеслом. В конце-концов, отсидев в кандалах сколько-то лет в Якутской тюрьме вышел и остепенился, женился, детишек завёл.

О нём написаны легенды, даже мистические. Всё бы ничего, но в 90х презик Николаев и его свита, вознесли Манчары, как героя Якутского народа! Улица, спорткомплекс, памятник «на Родине героя», празднование юбилея... и всё это бандиту-налётчику, хоть и делившемуся частью деньжат с народом...

Ну, вот. С историей, вроде бы всё. Про историю гражданской войны расскажу отдельно.

Про глупость связанную с "суверенитетом" 90х. в статье почти всё верно, кроме того, что этот "праздник" всё ещё так называется. Администрация Штырова всё тихо сгладила и назвала праздник - "День республики". Всё красиво и безконфликтно!

" Здесь жил и работал великий якутский начальник ЖЭКа"

Чушь. Ни разу не видел ни "начальника ЖЕКа" ни, тем более "начальника транспортного цеха"! Тут автор завирается.
Да, много табличек одним и тем же деятелям искусства/поэтам/политикам/ rэволюционеrам Якутии(или работавших какое-то время в Якутске) по разным поводам, типа тут жил, тут работал/концертировал... есть таблички и с Русскими выдающимися людьми Сибирского масштаба.

"Кругом непролазная грязь. Старые бараки, построенные прямо на мерзлоте, выглядят так, как будто их долго бил ногами какой-то гигантский Валуев. Дороги даже не фронтовые, а вражеские: покупая автомобили, люди сразу снимают оба бампера, потому что все равно они в первую же неделю езды превратятся в труху."
Слова дурака и истерички, причём, без образования.
Внутридворовые проезды города крайне запущенном состоянии - факт. Не выделяет правительство денег на нормальный ремонт, а только завозит каждый год во дворы по два-три камаза ЗЕМЛИ. Не удивительно, что не ушедшая после растаивания снега/дождей, смешиваясь с песком образет грязь, а "озёра" во дворах ни куда не деваются - промёрзшая земля не может впитать много воды сразу.
Бараки строены давно, но постепенно сносятся и вместо них строятся неплохие жилые дома/комплексы. Генеральные проекты застройки города выработаны уже давно - были бы деньги! И они, по-тихоньку, выделяются.
Дороги, тротуары... это просто бич. И всё из-за тех же проблем:
1) Мерзлота, гуляние почв, проседание грунта, вследствии таяния мерзлоты... карёжит дороги строенные наскоряк и старые дороги...
2) ГорДорМостСтрой, за исключением недавнешней неплохой новой улицы(Пояркова), занимается только чмошным ямочным ремонтом. Некоторые дороги(чаще выводящие к окраинам) выглядят, как "заплатка на заплатке"...там, где коммунальные службы проложили трубы под дорогой - почти навечно поселяется характерная выбоина во всю ширину дороги. Её латают - машины раздавливают и растаскивают "заплатку" - и так постоянно.
3) Тротуары теперь часто делаются чурками и с нарушением технических норм. Всё та же новая улица, точнее её тротуары в страшном виде. Такие разломы и провалы образуются в "мозаичном"(лёгкий камень забивается резиновыми молотками)тротуаре и такие лужи в них, что смотреть страшно, а ходить не приятно!
Плюс ко всему - "пеньки". Из-под давно положенного асфальта "вырастают"(на самом деле выталкиваются мерхлотой) пеньки давно срубленных деревьев, сверх которых и клали асфальт!... это позорное упущение постепенно исправляется раскопками и выдиранием этих пней.

Автомобили с низкой посадкой менее популярны, чем высокие, ибо по тем самым "фронтовым" дорогам можно всё брюхо машины оставить на ухабах. Про бамперы - ложь. Их отсутствие может свидетельствовать только о том, что машина стукалась об машины/столбы, количество машин без бамперов не превышает показатели в среднем по стране.
Помимо деревянных пеньков есть ещё и металлические "пеньки". Их происхождение не понятно(в таких местах, где ничего и быть-то не должно), но они сливаются с внутридворовой грязью и гробят брюха машин, несведущих водителей.

Театр имени Пушкина. Подтверждаю то, что когда-то на фасаде на месте прежней надписи, появились щиты с одной заменой "Академический театр им. Пушкина". Это да. Но на таличках у входа он всё так же "Русский драматический театр им. Пушкина".

Саха Театр - шикарное, большое здание!..в, котором постановки только на якутском языке. Это, несомненно, удручающий и возмутительный факт, ибо даже в театре им. Пушкина бывают спектакли по народным мотивам на Якутском языке. Но, никому до этого дела нет.

Процент Русского населения Якутска, действительно, постепенно падает. Это несомненная заслуга первого презика "суверенной" Якутии - М.Е.Николаева. И плоды его деятельности мы до сих пор пожинаем.
Большая часть якутов его обожает. В заслугу ставит "возвышение национального духа Саха"...угу, за счёт унижения Русских. И ещё строительство современного медцентра и центра материнства и детства(причём, постоянно фигурирует формулировка "подарил городу", как буд-то на свои деньги постороил!). Но все удивлённо лупают глазами, когда разговор заходит о том, что он за время своего правления так обогатился, что входил в статистику самых богатых людей мира!
Разговоры на эту тему якуты не любят. Ибо то, что в 90е делалось хорошо для них имело негативные последствия для нас и мы этим, ясно дело, не довольны.
Юра обмолвился о том, что Николаев - сахаляр(полу-русский, полу-якут). Вроде бы, это так, но на сколько можно видеть и судить - он подавил в себе Русскую часть.

ЯГУ - Якутский Государственный Университет. Что ж, аффтар статьи почти прав - Русских там крайне мало. Универ-то хороший, несколько новых, красивых корпусов построили в последнее время, студгородок. Но всё это "не про нашу честь". Дискриминация существует и скрывается слабо...естественно - пожаловавшийся Русский, наверняка фашист!
Знакомые рассказывали о вопиющих случаях...один из таких это, когда преподша математеки в рассуждениях переходит на якутский язык и, забываясь, продолжает на нём, хотя Русские в аудитории есть! Русские возмущаются, преподша огрызается: "Вы здесь родились - учите якутский!"...но возобновляет лекцию на Русском...
Сильна проблема мамбетов (неотёсанных деревенщин из улусов). Их не любят, как Русские, так и городские якуты. В толпе их можно отличить либо по вычурно-модной одежде в безвкусных сочетаниях(детки богатых улусных/наслеговых шишек, приехавшие в большой город учиться), либо по задрырпанной одёжке(пролетарии). Оба вида - придурки, но если первые "не мытьём, так катаньем" поступают в ЯГУ, то вторые зачастую пополняют/создают самую отмороженную гопоту(возможно и ОПГ), которая кидается на любую цель оказавшуюся "не в том месте днём" или "не в том количестве вечером/ночью".
Один, опосредованно знакомый, якут дрыщинского телосложения рассказывал, что Русский "Ильюша Муромец" спас его от безславной кончины, в каком-то переулке. "Ильюша" прогуливался с девушкой, но увидев наезд поспешил помочь и в одиночку раскидал 3х не маленьких мамбетосов.
Лет 5 назад был случай, который гремел на всю республику: Русские студенты и городские якуты-студенты махались с мамбетами в общем количестве 100чел(точно не помню, но по-моему не 100 на 100, а всего 100) , а причиной всему был банальный отъём степухи. Событие единогласно окрестили "Ледовым побоищем", ибо события происходили зимой и на льду одного из городских озёр(по-моему оз.Тёплое). Мамбетосы получили по соплям и число отъёмов степенидй сократилось.

Алкоголизм северного народа. Да, и расологи это могут подтвердить. Нет у них фермента, ужираются в говоно с крепкого пива(х"сахалярство" части якутов даёт им кусочек фермента)! Это уже смешная традиция, мамбеты с Балтикой №9, как гопники остальной России с сЭмачками... правда этот прикол стал устаревать, т.к. сейчас больше ходу "Медовое", "Эллэй"(вроде бы, достоверный предок якутов, который "переворачивается в гробу" от "такой чести") и непременно 2х-литровка! Спиваются они легко.
Ещё жёстче эвенам и эвенкам, которые почти не смешивались с Русскими - дуреют, буквально одной стопки водки! Срывается стоп-кран, крыша сьезжает и если у него есть какое-либо оружие(они в большинстве охотники), то лучше дёргай по-быстрее! %)

даже во многих школах преподавание ведется на языке саха
По крайней мере, во время моего школярства таких школ было не "много". Другое дело, что и в каждой обычной школе обязательно есть якутский класс... вот в этом и проблема. Они всегда отличались от нас, даже от якутов из обычных классов. С якутским классом нашей школы всегда были натянутые отношения(начиная со среднего звена). В том числе и разборки за "короля школы" были в основном между обычным классом и якутским. На наше счастье королём стал и оставался(пытались оспорить! ;-)) нормальный Русский парень.
Мне кажется, что их учителся усиленно вбивали им в головы "Николаевские" постулаты о суверенитете и "титульной нации", по крайней мере нас они не уважали...даже разговаривали "через переводчика"(совсем о*уеть было от такого!).

Про клубы не скажу, ибо не "клубился". Но под "последним временем" имеется ввиду где-то 1999-2000.

...при Николаеве, когда местные правоохранительные органы возглавляли нацкадры, якутские банды прицельно охотились на улицах за русскими, а милиция все списывала на обычную "хулиганку".
Трудно сказать так ли было, ибо не те проблемы были у школьника. НО, то что столкновения часто носили национальную подоплёку - правда. Впрочем и сейчас порой бывают такие пристрастные выходки ментов...

...часто приходится читать в местных газетах публицистические статьи на тему "нам, якутам, надо еще крепче сплотиться, чтобы, в случае если Россия снова ослабеет, обрести полную независимость".
Не отрицаю, может быть. Сам не видел, в основном замечаю мелкое гавканье и завывание по поводу того "как же всё хорошо было при Николаеве" и "как мы обмельчали!(по ставнению с ярым нациком Николаевым)" .

Хочу ещё остановиться на казачестве. Я его презираю. Многие поддались искушению расового ублюдства и теперь едва похожи на Русских! Один раз видел такого у часовеньки: стоит цунар-цунаром в казачьей форме - пиzдец!...правда этот вообще какой-то полу-таджик, нахрен, был... но и сахаляры-казаки не вызывают у меня восторга, только негодование и отвращение.

По поводу памятника "Русско-якутской дрючьбе ":

Ненавижу этот памятник расовому ублюдству!

Всё же, как отмечалось в статье, есть умные, интеллигентные городские якуты, которые абсолютно понимают неразрывность Якутии и России. Именно таким человеком был основоположник якутской литературы А.Е. Кулаковский-Ексекюлях. В окончании, хочу процитировать его мудрые слова, по поводу России и Якутии...надеюсь народ Саха, всё же, воспримет слова своего мудрого сына:
"Передаваться Америке, Японии, Китаю? Нет - эти номера не пройдут: те нас быстро задавят в борьбе за существование, а белоглазый, большеносый нууча (Русский по-якутски), не говоря уже о даровании нам православной веры, гораздо ближе нам, милее и родственнее их ."



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Якуты (самоназвание саха ; мн. ч. сахалар ) – тюркоязычный народ, коренное население Якутии. Якутский язык принадлежит к тюркской группе языков. По результатам Всероссийской переписи населения 2010 года в России проживало 478,1 тыс. якутов, главным образом, в Якутии (466,5 тыс.), а также в Иркутской, Магаданской областях, Хабаровском и Красноярском краях. Якуты являются наиболее многочисленным (49,9 % населения) народом в Якутии и самым крупным из коренных народов Сибири в границах РФ.

Ареал распространения

Расселение якутов по территории республики крайне неравномерно. Около девяти их сосредоточено в центральных районах – в бывших Якутском и Вилюйском округах. Это две основные группы якутского народа: первая из них несколько больше по численности, чем вторая. «Якутские» (или амгинско-ленские) якуты занимают четырехугольник между Леной, ниж­ним Алданом и Амгой, таежное плоскогорье, а также прилегающее левобережье Лены. «Вилюйские» якуты занимают бассейн Вилюя. В этих коренных якутских районах сложился наиболее типичный, чисто якут­ский быт; здесь он в то же время, особенно на Амгинско-Ленском плато, лучше всего изучен. Третья, значительно меньшая группа якутов рас­селена в районе Олекминска. Якуты этой группы более обрусели, по своему быту (но не по языку) стали ближе к русским. И, наконец, последняя, самая малочисленная, но широко расселенная группа яку­тов – это население северных районов Якутии, т. е. басейнов рр. Ко­лымы, Индигирки, Яны, Оленека, Анабара.

Северные якуты отличаются совершенно своеобразным культурно- бытовым укладом: в отношении его они больше походят на охотничье-рыболовческие малые народы Севера, на тунгусов, юкагиров, чем на своих южных соплеменников. Этих северных якутов местами даже и называют «тунгусами» (например, в верховьях Оленека и Анабары), хотя по языку они якуты и сами себя называют саха.

История и происхождение

Согласно распространенной гипотезе, предками современных якутов является кочевое племя курыканов, жившее до XIV века в Забайкалье. В свою очередь, курыканы пришли в район озера Байкал из-за реки Енисей.

Большинство учёных полагает, что в XII-XIV веках н. э. якуты несколькими волнами мигрировали из области озера Байкал в бассейн Лены, Алдана и Вилюя, где они частично ассимилировали, а частично вытеснили эвенков (тунгусов) и юкагиров (одулов), живших здесь ранее. Якуты традиционно занимались скотоводством (якутская корова), получив уникальный опыт разведения крупного рогатого скота в условиях резко-континентального климата в северных широтах, коневодством (якутская лошадь), рыбной ловлей, охотой, развивали торговлю, кузнечное и военное дело.

Согласно якутским легендам, предки якутов сплавлялись вниз по Лене на плотах со скотом, домашним скарбом и людьми, пока не обнаружили долину Туймаада – пригодную для разведения крупного рогатого скота. Сейчас на этом месте находится современный Якутск. Согласно тем же легендам возглавляли прародителей якутов два предводителя Эллэй Боотур и Омогой Баай.

По археологическим и этнографическим данным, якуты сформировались в результате поглощения южными тюркоязычными переселенцами местных племен среднего течения Лены. Предполагают, что последняя волна южных предков якутов проникла на Среднюю Лену в XIV–XV веках. В расовом отношении якуты принадлежат к центральноазиатскому антропологическому типу североазиатской расы. По сравнению с другими тюркоязычными народами Сибири, они характеризуются наиболее сильным проявлением монголоидного комплекса, окончательное оформление которого происходило в середине второго тысячелетия нашей эры уже на Лене.

Предполагается, что некоторые группы якутов, например, оленеводы северо-запада, возникли сравнительно недавно в результате смешения отдельных групп эвенков с якутами, выходцами из центральных районов Якутии. В процессе переселения в Восточную Сибирь, якуты освоили бассейны северных рек Анабара, Оленька, Яны, Индигирки и Колымы. Якуты модифицировали оленеводство тунгусов, создали тунгусо-якутский тип упряжного оленеводства.

Включение якутов в состав Русского государства в 1620–1630-е годы ускорило их социально-экономическое и культурное развитие. В XVII–XIX веках главным занятием якутов было скотоводство (разведение рогатого скота и лошадей), со второй половины XIX века значительная часть стала заниматься земледелием; охота и рыболовство играли подсобную роль. Основным типом жилища был бревенчатый балаган, летним – сделанная из жердей ураса. Одежду шили из шкур и меха. Во второй половине XVIII века большая часть якутов была обращена в христианство, однако сохранялись и традиционные верования.

Под русским влиянием среди якутов распространилась христианская ономастика, почти полностью вытеснив дохристианские якутские имена. В настоящее время, якуты носят как имена греческого и латинского происхождения (христианские), так и якутские имена.

Якуты и русские

Точные исторические известия о якутах имеются, только начиная со времени их первого соприкосновения с русскими, т. е. с 1620-х гг., и присое­динения к Русскому государству. Якуты не составляли в то время единого политического целого, а делились на целый ряд независимых друг от друга племен. Однако родоплеменные отношения уже разлагались, и имелось налицо довольно резкое классовое расслоение. Царские воеводы и служи­лые люди использовали межплеменную рознь, чтобы сломить сопротивле­ние части якутского населения; они использовали также и классовые про­тиворечия внутри него, поведя политику систематической поддержки господствующего аристократического слоя – князьцов (тойонов), которых они и превратили в свою агентуру по управлению Якутским краем. С этого времени классовые противоречия среди якутов начали все более обо­стряться.

Положение массы якутского населения было тяжелым. Якуты вы­плачивали ясак соболиными и лисьими мехами, несли ряд других повин­ностей, подвергаясь вымогательствам со стороны царских служи­лых людей, русских купцов и своих тойонов. После неудачных попы­ток восстаний (1634, 1636–1637, 1639–1640, 1642 гг.), после перехода тойонов на сторону воевод якутская масса могла реагировать на притес­нения только разрозненными, изолированными попытками сопротивле­ния и бегством из коренных улусов на окраины. К концу XVIII в., в результате хищнического хозяйничанья царских властей, обнаружи­лось истощение пушных богатств Якутского края и его частичное запустение. Одновременно якутское население, по разным Причинам пере­кочевавшее из Ленско-Вилюйского края, появилось на окраинах Якутии, где ранее его не было: на Колыме, Индигирке, Оленеке, Анабару, вплоть до бассейна Нижней Тунгуски.

Но уже и в те первые десятилетия соприкосновение с русским народом оказало благотворное влияние на экономику и культуру якутов. Русские принесли с собой более высокую культуру; уже с середины XVII в. на Лене появляется земледельческое хозяйство; русский тип построек, русская одежда из тканей, новые виды ремесла, новые предметы обстановки и быта постепенно стали проникать в среду якутского населения.

Чрезвычайно важно было то, что с установлением русской власти в Якутии прекратились межплеменные войны и грабительские набеги тойонов, что раньше составляло большое бедствие для якутского населения. Было пресечено и своеволие русских служилых людей, не раз враждо­вавших между собой и втягивавших в свои распри якутов. Установив­шийся уже с 1640-х годов в Якутской земле порядок был лучше преж­него состояния хронической анархии и постоянных усобиц.

В XVIII в., в связи с дальнейшим продвижением русских на восток (присоединение Камчатки, Чукотки, Алеутских островов, Аляски), Яку­тия играла роль транзитного пути и базы для новых походов и освоения дальних «землиц». Приток русского крестьянского населения (особенно по долине р. Лены, в связи с устройством почтового тракта в 1773 г.) создавал условия для культурного взаимовлияния русского и якутского элементов. Уже в конце XVII и в XVIII в. среди якутов начинает, хотя вначале и очень медленно, распространяться земледелие, появляются дома русского типа. Однако количество русских поселенцев оставалось даже в XIX в. сравнительно небольшим. Наряду с крестьянской колонизацией в XIX в. большое значение имела отправка в Якутию ссыльно-поселенцев. Вместе с уголовными ссыль­ными, имевшими отрицательное влияние на якутов, во второй половине XIX в. в Якутии появились политические ссыльные, сначала народ­ники, а в 1890-х годах и марксисты, которые сыграли большую роль в культурном и политическом развитии якутских масс.

К началу XX в. в экономическом развитии Якутии, по крайней мере, центральных ее районов (Якутский, Вилюйский, Олекминский округа), наблюдались большие успехи. Был создан внутренний рынок. Рост эко­номических связей ускорял развитие национального самосознания.

Во время буржуазно-демократической революции 1917 г. движение якутских масс за свое освобождение развернулось глубже и шире. Оно вначале находилось (особенно в г. Якутске) под преобладающим руковод­ством большевиков. Но после отъезда (в мае 1917 г.) большинства полити­ческих ссыльных в Россию в Якутии одержали верх контрреволюционные силы тойонства, вступившего в союз с эсеровско-буржуазной частью рус­ского городского населения. Борьба за советскую власть в Якутии затянулась на долгое время. Только 30 июня 1918 г. власть советов была впервые провозглашена в Якутске, и лишь в декабре 1919 г., после ликвидации колчаковщины во всей Сибири, в Якутии окончательно установилась советская власть.

Религия

Быт их связан с шаманством. Возведение дома, рождение детей и многие другие аспекты жизни не проходят без участия шамана. С другой стороны, значительная часть полумиллионной популяции якутов исповедует православное христианство или вовсе придерживается агностических убеждений.

У этого народа есть своя традиция, до вступления в государство России они исповедовали «Аар Айыы». Эта религия предполагает веру в то, что якуты это дети Танара – Бог и Родственники Двенадцати Белых Айыы. Ещё с зачатия ребёнок окружён духами или как их называю якуты – «Иччи» а ещё есть небожители, которые тоже окружает ещё народившееся дитя. Религия задокументирована в управлении министерства юстиций РФ по республике Якутия. В 18 веке Якутия подверглась всеобщему христианству, но народ относится к этому с надеждой определённых религий от государства России.

Жилье

Якуты ведут родословную от кочевых племён. Поэтому живут в юртах. Однако, в отличие от монгольских войлочных юрт, круглое жилище якутов возводится из стволов небольших деревьев с конусообразной стланой кровлей. В стенах устраивается множество окон, под которым на разной высоте располагаются лежаки. Между ними устанавливаются перегородки, образующие подобие комнат, а в центре утраивается мазаный очаг. На лето могут воздвигаться временные берестяные юрты – урасы. А с XX века некоторые якуты селятся в избах.

Зимние поселения (кыстык) располагались вблизи покосов, состояли из 1-3 юрт, летние – у пастбищ, насчитывали до 10 юрт. Зимняя юрта (балаган, дьиэ) имела наклонные стены из стоячих тонких брёвен на прямоугольном бревенчатом каркасе и низкую двускатную крышу. Стены обмазывались снаружи глиной с навозом, крыша поверх бревенчатого настила устилалась корой и землёй. Дом ставился по сторонам света, вход устраивался в восточной стороне, окна – в южной и западной, крыша была ориентирована с севера на юг. Справа от входа, в северо-восточном углу, устраивался очаг (осох) – труба из жердей, обмазанных глиной, выходившая через крышу наружу. Вдоль стен устраивались дощатые нары (орон). Наиболее почётным был юго-западный угол. У западной стены находилось хозяйское место. Нары слева от входа предназначались для мужской молодёжи, работников, справа, у очага, – для женщин. В переднем углу ставились стол (остуол) и табуреты. С северной стороны к юрте пристраивался хлев (хотон), часто под одной крышей с жильём, дверь в него из юрты находилась позади очага. Перед входом в юрту устраивался навес или сени. Юрта была окружена невысокой насыпью, часто с заборчиком. У дома ставилась коновязь, часто украшенная резьбой. Летние юрты мало отличались от зимних. Вместо хотона поодаль ставились хлев для телят (титик), навесы и др. Встречалась коническая постройка из жердей, покрытых берестой (ураса), на севере – дёрном (калыман, холуман). С конца 18 века известны многоугольные срубные юрты с пирамидальной крышей. Со 2-й половины 18 века распространились русские избы.

Одежда

Традиционная мужская и женская одежда – короткие кожаные штаны-натазник, меховой набрюшник, кожаные ноговицы, однобортный кафтан (сон), зимой – меховой, летом – из конской или коровьей шкуры шерстью внутрь, у богатых – из ткани. Позднее появились тканевые рубахи с отложным воротником (ырбахы). Мужчины подпоясывались кожаным поясом с ножом и огнивом, у богатых – с серебряными и медными бляшками. Характерен женский свадебный меховой длинный кафтан (сангыйах), расшитый красным и зелёным сукном и золотым позументом; нарядная женская меховая шапка из дорогого меха, спускающегося на спину и плечи, с высоким суконным, бархатным или парчовым верхом с нашитыми на него серебряной бляхой (туосахта) и другими украшениями. Распространены женские серебряные и золотые украшения. Обувь – зимние высокие сапоги из оленьих или конских шкур шерстью наружу (этэрбэс), летние сапоги из мягкой кожи (саары) с голенищем, покрытым сукном, у женщин – с аппликацией, длинные меховые чулки.

Пища

Основная пища – молочная, особенно летом: из кобыльего молока – кумыс, из коровьего – простокваша (суорат, сора), сливки (кюэрчэх), масло; масло пили растопленным или с кумысом; суорат заготавливали на зиму в замороженном виде (тар) с добавлением ягод, кореньев и др.; из него с прибавлением воды, муки, кореньев, сосновой заболони и др. приготавливалась похлёбка (бутугас). Рыбная пища играла главную роль для бедняков и в северных районах, где не было скота, мясо употреблялось в основном богатыми. Особенно ценилась конина. В 19 веке входит в употребление ячменная мука: из неё делали пресные лепёшки, оладьи, похлёбку-саламат. В Олёкминском округе были известны овощи.

Промыслы

Основные традиционные занятия – коневодство (в русских документах 17 века Якуты назывались «конными людьми») и разведение крупного рогатого скота. За лошадьми ухаживали мужчины, за рогатым скотом – женщины. На севере разводили оленей. Скот держали летом на подножном корму, зимой в хлевах (хотонах). Сенокошение было известно до прихода русских. Якутские породы скота отличались выносливостью, но были малопродуктивны.

Было развито также рыболовство. Ловили рыбу в основном летом, но также зимой в проруби; осенью устраивалась коллективная неводьба с разделом добычи между всеми участниками. Для бедняков, не имевших скота, рыболовство было основным занятием (в документах 17 века термин «рыболов» – балыксыт – употребляется в значении «бедняк»), на нём специализировались также некоторые племена – так называемые «пешие Якуты» – осекуи, онтулы, кокуи, кирикийцы, кыргыдайцы, орготы и другие.

Охота была особенно распространена на севере, составляя здесь основной источник пропитания (песец, заяц, северный олень, лось, птица). В тайге к приходу русских была известна как мясная, так и пушная охота (медведь, лось, белка, лисица, заяц, птица и др.), в дальнейшем из-за снижения численности зверей её значение упало. Характерны специфические приёмы охоты: с быком (охотник подкрадывается к добыче, прячась за быка), конная гоньба зверя по следу, иногда с собаками.

Существовало собирательство – сбор сосновой и лиственничной заболони (внутренний слой коры), заготавливавшейся на зиму в сушёном виде, кореньев (сарана, чекана и др.), зелени (дикий лук, хрен, щавель), из ягод не употреблялась малина, считавшаяся нечистой.

Земледелие (ячмень, в меньшей степени пшеница) было заимствовано у русских в конце 17 века, до середины 19 века было развито очень слабо; его распространению (особенно в Олёкминском округе) способствовали русские ссыльные поселенцы.

Была развита обработка дерева (художественная резьба, раскраска ольховым отваром), бересты, меха, кожи; из кожи делали посуду, из конских и коровьих шкур, сшитых в шахматном порядке, – коврики, из заячьего меха – одеяла и др.; из конского волоса ссучивали руками шнуры, плели, вышивали. Прядение, ткачество и валяние войлока отсутствовали. Сохранилось производство лепной керамики, выделявшей Якутов среди других народов Сибири. Были развиты плавка и ковка железа, имевшие товарное значение, плавка и чеканка серебра, меди и др., с 19 века – резьба по мамонтовой кости.

Якутская кухня

Она имеет некоторые общие черты с кухней бурятов, монголов, северных народов (эвенков, эвенов, чукчей), а также русских. Способы приготовления блюд в якутской кухне немногочисленны: это либо отваривание (мясо, рыба), либо сбраживание (кумыс, суорат), либо заморозка (мясо, рыба).

Из мяса в пищу традиционно употребляется конина, говядина, оленина, пернатая дичь, а также потроха и кровь. Широко распространены блюда из сибирской рыбы (осётр, чир, омуль, муксун, пелядь, нельма, таймень, хариус).

Отличительной чертой якутской кухни является максимально полное использование всех компонент исходного продукта. Весьма типичным примером является рецепт приготовления карасей по-якутски. Перед приготовлением счищается чешуя, голова не отрезается и не выкидывается, рыба практически не потрошится, делается небольшой боковой надрез, через который аккуратно удаляется желчный пузырь, отрезается часть толстой кишки и прокалывается плавательный пузырь. В таком виде рыба варится или жарится. Аналогичный подход используется и по отношению практически ко всем остальным продуктам: говядине, конине и проч. Активно используются практически все субпродукты. В частности, большой популярностью пользуются супы из потрошков (ис миинэ), кровяные деликатесы (хаан) и т. д. Очевидно, такое бережливое отношение к продуктам – результат народного опыта выживания в суровых полярных условиях.

Конские или говяжьи ребра в Якутии известны под названием ойогос. Из замороженных мяса и рыбы делается строганина, которая употребляется в пищу с острой приправой из колбы (черемши), ложечника (подобие хрена) и саранки (луковое растение). Из говяжьей или лошадиной крови получается хаан – якутская кровяная колбаса.

Национальным напитком является популярный у многих восточных народов кумыс, а также более крепкий коонньоруу кымыс (или койуургэн ). Из коровьего молока готовят суорат (простокваша), кюэрчэх (взбитые сливки), кобер (масло, сбитое с молоком до образования густого крема), чохоон (или чехон – масло, сбитое с молоком и ягодами), иэдьэгей (творог), суумэх (сыр). Из муки и молочных продуктов якуты варят густую массу саламат.

Интересные традиции и обычаи народа Якутии

Обычаи и обряды якутов тесно связаны с народными верованиями. Им следуют даже многие православные или агностики. Структура верований весьма схожа с синтоизмом – каждое проявление природы имеет своего духа, а общаются с ними шаманы. Закладывание юрты и рождение ребёнка, заключение брака и погребение не обходится без камланий. Примечательно, что до недавнего времени якутские семьи были полигамны, каждая жена одного мужа имела собственное хозяйство и жилище. Видимо под воздействием ассимиляции с русскими якуты всё же перешли к моногамным ячейкам общества.

Важное место в жизни каждого якута занимает праздник кумыса Ысыах. Разные обряды призваны задабривать богов. Охотники славят Бая-Баяная, женщины – Айыысыт. Венчает праздник всеобщий танец солнца – осоухай. Все участники берутся за руки и устраивают огромный хоровод. Огонь обладает сакральными свойствами в любое время года. Поэтому каждая трапеза в якутском доме начинается с угощения огня – бросания в костёр пищи и орошение его молоком. Кормление огня – один из ключевых моментов любого праздника и дела.

Наиболее характерное культурное явление – стихотворные повести олонхо, которые могут насчитывать до 36 тысяч рифмованных строк. Эпос передаётся из поколения в поколение между мастерами-исполнителями, а совсем недавно эти повествования были внесены в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Хорошая память и высокая продолжительность жизни – одни из отличительных черт якутов. В связи с этой особенностью возник обычай, согласно которому умирающий пожилой человек призывает к себе кого-нибудь из молодого поколения и рассказывает ему обо всех своих социальных связях – друзьях, недругах. Якуты отличаются социальной активностью, даже несмотря на то, что их поселения представляют собой несколько юрт, расположенных на внушительном расстоянии. Основные социальные сношения происходят во время больших праздников, главным их которых выступает праздник кумыса – Ысыах.

Традиционная культура наиболее полно представлена амгинско-ленскими и вилюйскими Якутами. Северные Якуты близки по культуре эвенкам и юкагирам, олёкминские сильно аккультурированы русскими.

12 фактов про якутов

  1. В Якутии не так уж и холодно, как все думают. Почти на всей территории Якутии минимальная температура в среднем -40-45 градусов, которые не так уж и страшны, так как воздух очень сухой. -20 градусов в Питере будет пострашнее, чем -50 в Якутске.
  2. Якуты едят сырое мясо – жеребятину в замороженном виде, настроганное стружками или порезанное брусочками. Мясо взрослых лошадей тоже едят, но оно не настолько вкусное. Мясо это чрезвычайно вкусное и полезное, богатое витаминами и прочими полезными веществами, в частности – антиоксидантами.
  3. В Якутии также едят строганину – настроганное толстыми стружками мясо речной рыбы, в основном чира и омуля, больше всего ценится строганина из осетра и нельмы (все эти рыбы, за исключением осетра – из семейства сиговых). Всё это великолепие можно употреблять, макая стружки в солью с перцем. Некоторые делают также разные соусы.
  4. Вопреки распространенному мнению, в Якутии большинство населения никогда не видели оленей. Олени водятся в основном на Крайнем Севере Якутии и, как ни странно, в Южной Якутии.
  5. Легенда о ломах, становящихся хрупкими как стекло на сильном морозе – правда. Если при температуре ниже 50-55 градусов ударить чугунным ломом по твердому предмету – лом разлетится на куски.
  6. В Якутии прекрасно вызревают за лето почти все зерновые, овощи и даже некоторые фрукты. Например, недалеко от Якутска выращивают прекрасные, вкусные, красные, сладкие арбузы.
  7. Якутский язык относится к тюркской группе языков. В якутском языке очень много слов, начинающихся с буквы «Ы».
  8. В Якутии дети даже в 40-градусный мороз едят мороженое прямо на улице.
  9. Когда якуты едят медвежатину, они перед едой издают звук «Хук» или подражают крику ворона, тем самым как бы маскируясь от духа медведя – это не мы едим твоё мясо, а вороны.
  10. Якутские лошади – очень древняя порода. Они круглый год пасутся сами по себе без никакого присмотра.
  11. Якуты очень работящие. Летом, на сенокосе могут запросто работать 18 часов в день без перерыва на обед и после этого еще выпить вечером хорошенько и после 2 часов сна снова за работу. Могут работать 24 часа и после этого пропахать за рулем 300 км и там поработать еще часов 10.
  12. Якуты не любят, когда их называют якутами и предпочитают называться «саха».