Добропорядочные люди... Добропорядочные люди – это попросту те, кто не подвергался достаточно сильному искушению… Внутри нас таится нарушитель всех законов, готовый выскочить наружу при первой возможности…
Асейдора Дункан.
«Моя жизнь».
...И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою
.
Сергей Есенин,
«Чёрный человек».
«Трагическая смерть Айседоры Дункан после столь же трагической кончины Сергея Есенина, изощренную жестокость которой невозможно забыть, снова напомнила мне, в какой драматической атмосфере постоянно жила эта чудовищно парадоксальная чета», - так писал через месяц после гибели Дункан в парижской газете бельгийский поэт и переводчик Элленс, который несколько лет в тесной близости наблюдал взаимоотношения этой супружеской пары.
«Шок - это по-нашему!» - такие слова могли быть девизом короткой совместной жизни Дункан и Есенина.
Ко времени знакомства ей было 44 года, а ему 26... Она никогда по принципиальным соображениям не вступала в «законный брак», а он к тому времени был уже дважды женат. Она потеряла троих детей: в 1913 двое погибли в автокатастрофе, в 1914 она родила сына, который прожил всего несколько часов. У Есенина же трое детей (есть версия, что четверо). Она не знала русского языка, но стремилась общаться по-русски.
А он не знал ни одного иностранного языка и не хотел учить.
Все его многочисленные друзья и приятели ненавидели её, называли «старухой». Её же окружение презрительно называло его «дикарём», «табунщиком», «альфонсом». Никто никогда не знал и не узнает, какими они были на самом деле. Потому что правды нет. Есть оценки, мнения друзей и врагов, есть мемуары.
Но, согласитесь, ведь это тоже интересно.
Подруга Айседоры, Мэри Дести, вспоминает: «День перед отъездом в Россию выдался для нас в высшей мере беспокойным, но всё же мы нашли время посетить гадалку...» Гадалка рассказала, что Айседора едет в длительное путешествие, что у нее будет много неприятностей и злоключений. Айседора только смеялась: «Само собой, я еду в страну, где идёт гражданская война, а я ничего не боюсь. Русские меня ждут, моё искусство им нужно». Но когда гадалка сказала: «Вы выйдите замуж, и года не пройдет», Айседора разозлилась: «Чушь! Мне 44 года, я не была замужем и не буду!»
Нужно сказать, что вызывает удивление восторженность зрелой женщины в отношении предстоящей поездки в новую Россию. Перед отъездом она дала множество интервью европейским и американским газетам. Вот, что она заявила французским репортерам: «Я ищу духовного убежища. Я не могу больше работать в Париже. Советы - единственная власть, которая в наше время проявляет заботу об искусстве и о детях. Я горю желанием убедиться, что в мире есть место, где не ставят коммерцию выше, чем духовное и физическое развитие детей».
Ей говорили, что в России после Гражданской войны остались беспризорными десятки тысяч детей, что многие из них были свидетелями гибели и унижения своих отцов и матерей: «О какой школе античного танца вы мечтаете? Это утопия!» Её ответ был таким: «Вы русских не любите и не понимаете. Может быть, им есть нечего, но они богаты духовной пищей».
Вот в таком настроении летом 1921 г. всемирно известная танцовщица приезжает в Россию. Да, на Западе у неё были проблемы, но никто и никогда не осуждал её за то, что она делает. Обвиняли её только в том, что она говорит.
Советское правительство, как ни странно, не очень было готово к открытию школы. Предсказание гадалки сбывалось. В конце концов, для работы Дункан был выделен экспроприированный у знаменитой русской балерины особняк. Школа античного танца открылась. Правда, Дункан мечтала о тысяче девочек, а правительство выделило деньги только на 25. Да и отапливать классы дров не было. Айседора постепенно переходила на систему самообеспечения. Она нервничала, худела, но не сдавалась: была полна замыслов и энергии. Занятия начинались и заканчивались пением Интернационала. Она стала самой модной женщиной Москвы 1921 г.
Фото: Американская танцовщица и хореограф Айседора Дункан с ученицами, одна из которых её дочь, во время урока танцев.
Дункан, выступая перед правительственной элитой, удивлялась: «И зачем только они затевали такую кровавую революцию? Отобрали у дворян дворцы и бриллианты. Поселились во дворцах сами, бриллианты носят их неэлегантные женщины. Получилось всё то же, что было. Только хуже».
Айседоре было гораздо интереснее с людьми искусства. Она с удовольствием окунулась в богемную жизнь, каждый вечер где-нибудь танцевала в тунике с шарфом и босиком. Такой и увидел её Сергей Есенин в первый раз. Вспоминает Анатолий Мариенгоф: «Красный, мягкими складками льющийся хитон, красные с отблеском меди волосы, большое тело, ступающее легко и мягко. Она обвела комнату глазами, похожими на блюдца из синего фаянса, и остановила их на Есенине.
Маленький нежный рот её улыбнулся. Изадора легла на диван, а Есенин у её ног. Она окунула руку в его кудри и сказала:
- Solotaja golova! - Потом поцеловала его в губы». Под утро они уехали вместе.
Есенин поселился в студии Айседоры. Через несколько месяцев она стала его законной женой. Брак был зарегистрирован в Москве, супруги Дункан-Есенины сразу отбыли в Германию.
Айседора хотела, вероятно, показать своему юному мужу настоящую жизнь. Думала, что Есенин будет изумлен и счастлив, попав из дикой России в прекрасную Европу. Она мечтала показать ему музеи и театры, а он сбегал с друзьями и пускался в загул по злачным местам или скрывался в маленьких пансионатах. Она разыскивала его.
Он друзьям говорил: «Пристала. Надоела, - и тут же, - она очень добрая баба, моя Изадора, только чудная. Не пойму я её».
Скандалы начались ещё в России. В её окружении почти все считали Есенина сумасшедшим, но хитрым сумасшедшим: он пользуется любовью, добротой и деньгами наивной богатой женщины.
Фото: commons.wikimedia.org/public domain
Больно читать воспоминания Горького о встрече с четой Дункан-Есениных в Берлине в 1922 г.: «Эта знаменитая женщина, прославленная тысячами эстетов Европы, тонких ценителей пластики, рядом с маленьким, как подросток, изумительным рязанским поэтом являлась совершеннейшим олицетворением всего, что ему было не нужно… Когда она плясала, он, сидя за столом, пил вино и, краем глаза посматривая на неё, морщился. Может быть, именно в эту минуту у него сложились в строку стиха слова сострадания: „Излюбили тебя, измызгали…“
И можно было подумать, что он смотрит на свою подругу, как на кошмар, который уже привычен, не пугает, но всё-таки давит…
Потом Дункан, утомлённая, припала на колени, глядя в лицо поэта с вялой, нетрезвой улыбкой. Есенин положил руку на плечо ей, но резко отвернулся».
Почему-то никто из современников не верил, что Есенин питает какие-то искренние чувства к Айседоре, но вот, что она его любит - видели все. Правда, оценивали её любовь к Есенину по-разному: одни с презрением и насмешкой (Горький, Мариенгоф), а другие...
«Я имел также возможность с некоторым смущением наблюдать этот союз молодого русского поэта и уже клонившейся к закату танцовщицы, показавшийся мне сначала, как я уже говорил, почти чудовищным. Я думаю, что ни одна женщина на свете не понимала свою роль вдохновительницы более по-матерински, чем Айседора.
Она увезла Есенина в Европу, она, дав ему возможность покинуть Россию, предложила ему жениться на ней. Это был поистине самоотверженный поступок, ибо он был чреват для нее жертвой и болью.
У неё не было никаких иллюзий, она знала, что время тревожного счастья будет недолгим, что ей предстоит пережить драматические потрясения, что рано или поздно маленький дикарь, которого она хотела воспитать, снова станет самим собой и сбросит с себя, быть может, жестоко и грубо тот род любовной опеки, которой ей так хотелось его окружить.
Айседора страстно любила юношу-поэта, и я понял, что эта любовь с самого начала была отчаянием», - представляет нам Айседору уже после её гибели вышеупомянутый бельгийский поэт Ф. Элленс.
Несомненно, Айседоре не давал покоя её неутолённый материнский инстинкт. Потеряв своих детей, она стремилась нести добро, красоту и гармонию в мир детства. Не надо быть знатоком трудов Зигмунда Фрейда, чтобы догадаться, что solotaja golova Есенина напоминала ей кудри её погибшего сына Патрика. Поэтому она любила погружать свои пальцы в волны светлых волос Сергея. Поэтому многое могла простить ему, когда Есенин вёл себя как хулиган-подросток.
Пожалуй, самые трогательные воспоминания о встрече с этой «парадоксальной четой» оставила русская поэтесса, экс-супруга Алексея Толстого, мать его детей, Наталья Крандиевская-Толстая: «Она еле скользнула по мне сиреневыми глазами и остановила их на Никите, которого я вела за руку. Долго, пристально, как бы с ужасом, смотрела она на моего пятилетнего сына, и постепенно расширенные атропином глаза её ширились всё больше, наливаясь слезами.
Сидора! - тормошил ее Есенин. - Сидора, что ты?
Oh, - простонала она, наконец, не отрывая глаз от Никиты. - Oh, oh!.. - И опустилась на колени перед ним, прямо на тротуар.
Перепуганный Никита волчонком глядел на неё. Я же поняла всё. Я старалась поднять её. Есенин помогал мне. Любопытные столпились вокруг. Айседора встала и, отстранив меня от Есенина, закрыв голову шарфом, пошла по улицам, не оборачиваясь, не видя перед собой никого, - фигура из трагедий Софокла. Есенин бежал за нею в своем глупом цилиндре, растерянный.
Сидора, - кричал он, - подожди! Сидора, что случилось?
Никита горько плакал, уткнувшись в мои колени. Я знала трагедию Айседоры Дункан. Её дети, мальчик и девочка, погибли в Париже, в автомобильной катастрофе, много лет тому назад. В дождливый день они ехали с гувернанткой в машине через Сену. Шофёр затормозил на мосту, машину занесло на скользких торцах и перебросило через перила в реку. Никто не спасся.
Мальчик был любимцем Айседоры... Его портрет на знаменитой рекламе английского мыла известен всему миру. Белокурый голый младенец улыбается, весь в мыльной пене. Говорили, что он похож на Никиту, но в какой мере он был похож на Никиту, знать могла одна Айседора. И она это узнала, бедная...»
Бесконечные скандалы, в которых Айседора престала уступать Есенину в экстравагантности и темпераменте, измотали обоих.
Их не хотели принимать в дорогих отелях, так как уже знали: эти симпатичные господа за два-три вечера перебьют столько посуды и зеркал, сломают столько мебели, что гостиницу придётся закрыть на капитальный ремонт. Пусть даже мадам всё оплатит, всё равно не хочется. И не все жильцы любят слушать оглушительный русский мат даже в английском исполнении. Особенно по ночам.
Супруги устали друг от друга, и каждый для себя решил, что покинет «свою половину», как только они вернутся в Москву. В 1923 г. Дункан-Есенины вернулись в Россию и расстались.
Айседора узнала о смерти Сергея Есенина в декабре 1925 года. Это известие ввергло её в состояние шока. Она писала подруге: «Бедный Серёженька, я столько плакала о нем, что в глазах больше нет слёз». Она отправила в Россию матери Есенина телеграмму со словами скорби и сочувствия.
Айседора Дункан трагически погибла 14 сентября 1927 г. в Ницце. Её шарф попал в нижнее колесо гоночного автомобиля и после нескольких оборотов затянулся на шеё несчастной женщины в смертельную петлю.
Странно, но причина её смерти и причина смерти Есенина определяется одним словом - «асфиксия» (удушение).
Лариса Михайлова
Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?
А йседора Дункан в своем творчестве пренебрегла устоявшимися правилами и канонами и создала собственный стиль и пластику. Ее «танцы босоножек» стали основой модернистского направления в танцевальном искусстве.
Танцующая Бетховена и Горация
Анжела Айседора Дункан родилась в Сан-Франциско в 1877 году в семье банкира Джозефа Дункана. Отец вскоре ушел из семьи, и матери, Мэри Айседоре Грей, пришлось много работать, чтобы содержать четырех детей. Однако она часто говорила: «Без хлеба обойтись можно, а без искусства нет». В их доме всегда звучала музыка, в семье много читали, разыгрывали античные трагедии. Маленькая Айседора начала танцевать уже в два года. А в шесть лет она открыла первую «школу танца» для соседских детей: учила их движениям, которые придумывала сама. В 12 лет, давая уроки, юная танцовщица уже могла подрабатывать. Спустя год она бросила школу и посвятила все свое время танцам, изучению музыки, литературы и философии.
В 1895 году семья переехала в Чикаго. Дункан работала в театре, выступала в ночных клубах. Ее видение танца отличалось от классических представлений. Балет, по мнению танцовщицы, был лишь комплексом механических движений тела, не передающих душевных переживаний. В ее танце тело должно было стать проводником ощущений.
«Нет такой позы, такого движения или жеста, которые были бы прекрасны сами по себе. Всякое движение будет только тогда прекрасным, когда оно правдиво и искренне выражает чувства и мысли».
Айседора Дункан
Айседору вдохновляла античность. Ее идеалом стала танцующая Гетера, изображенная на греческой вазе. Дункан заимствовала ее образ: выступала босиком, в полупрозрачной тунике, с распущенными волосами. Тогда это было ново и необычно, многие восхищались и стилем танцовщицы, и оригинальностью ее пластики. Движения Дункан были довольно простыми. Но она стремилась станцевать всё - музыку, картины и стихотворения.
«Айседора танцует всё, что другие говорят, поют, пишут, играют и рисуют, она танцует Седьмую симфонию Бетховена и «Лунную сонату», она танцует «Primavera» Боттичелли и стихи Горация» .
Максимилиан Волошин
Танец будущего
В начале XX века семья переехала сначала в Лондон, потом в Париж. В 1902 году актриса и танцовщица Лои Фуллер предложила Айседоре отправиться в турне по Европе. Вместе они создавали новые композиции: «Танец серпантин», «Танец огня». «Божественная босоножка» - Дункан стала очень известной в европейской культурной среде.
Айседора Дункан. Фото: biography-life.ru
Айседора Дункан. Фото: aif.ru
Айседора Дункан. Фото: litmir.net
В 1903 году она ездила в Грецию, где обучалась древнегреческому пластическому искусству, а потом переехала жить в Германию. В Грюневальде Дункан купила виллу и набрала воспитанников, которых учила танцевать и фактически содержала. Эта школа проработала до Первой мировой войны .
«Я не собираюсь учить вас танцам. Я просто хочу научить вас летать, как птицы, гнуться, как молодые деревца под ветром, радоваться, как радуется под майским утром бабочка, дышать свободно, как облака, прыгать легко и бесшумно, как серая кошка».
Айседора Дункан
У Дункан появились собственные философские взгляды. Она считала, что учить танцевать нужно всех, чтобы это стало для людей «естественным состоянием». Под влиянием философии Ницше Дункан написала книгу «Танец будущего».
В 1907 году Айседора выступала в Санкт-Петербурге. Ее концерты посещали члены императорской семьи, Михаил Фокин, Сергей Дягилев , Александр Бенуа , Лев Бакст , артисты балета, литераторы. Тогда же танцовщица познакомилась с Константином Станиславским . Позже в своей книге он вспоминал ее слова: «Прежде чем идти на сцену, я должна положить себе в душу какой-то мотор; он начнет внутри работать, и тогда сами ноги, и руки, и тело, помимо моей воли, будут двигаться».
Айседора Дункан. Фото: livejournal.com
Айседора Дункан. Фото: lichnosti.net
Айседора Дункан. Фото: diletant.media
Айседора Дункан вдохновляла многих своих современников: художников Антуана Бурделя, Огюста Родена, Арнольда Роннебека. Позировала для Эдварда Мейбриджа, который сделал серию динамичных фотографий танцующей Дункан. Известная балерина Матильда Кшесинская говорила, что у этой танцовщицы не будет последователей, но ее танец станет частью современного балета. В отношении классических танцев она была права: движения рук в балете вскоре стали более свободными под влиянием «дунканизма».
Дункан-Есенины
Вспоминая неудавшуюся семейную жизнь родителей, Дункан не стремилась выйти замуж. У танцовщицы был недолгий роман с режиссером Гордоном Крэгом, который стал отцом ее дочери Дейдры. Потом она родила сына Патрика от Париса Юджина Зингера (наследника Исаака Зингера, производителя швейных машин). В начале 1913 года маленькие дети Дункан трагически погибли. От самоубийства танцовщицу удержали воспитанницы ее школы в Германии: «Айседора, живите для нас. Разве мы - не ваши дети?»
В 1921 году Айседору Дункан пригласили в Москву, где она организовала школу танцев для детей из пролетарских семей. Тогда же танцовщица впервые встретилась с Сергеем Есениным . «Он читал мне свои стихи, – рассказывала потом Айседора. – Я ничего не поняла, но я слышу, что это музыка и что стихи эти писал гений!» Поначалу они общались через переводчиков: она не знала русского, он - английского. Вспыхнувший роман стремительно развивался. Они называли друг друга «Изадора» и «Езенин».
Ирма Дункан (приемная дочь танцовщицы), Айседора Дункан и Сергей Есенин. Фото: aif.ru
Айседора Дункан и Сергей Есенин. Фото: aif.ru
Вскоре Есенин переехал в дом Дункан, на Пречистенку. Их отношения были бурными: вспыльчивый Есенин ревновал Айседору, мог оскорбить ее или ударить, уходил, но потом возвращался - раскаивался и клялся в любви. Друзья Дункан возмущались тем, что она позволяет себя унижать. А танцовщица считала, что у Есенина временное нервное расстройство и ситуация рано или поздно наладится.
«Есенин впоследствии стал ее господином, ее повелителем. Она, как собака, целовала руку, которую он заносил для удара, и глаза, в которых чаще, чем любовь, горела ненависть к ней. И все-таки он был только партнером, он был как кусок розовой материи - безвольный и трагический. Она танцевала. Она вела танец».
Анатолий Мариенгоф
В 1922 году Дункан и Есенин поженились, чтобы иметь возможность вдвоем поехать за границу. Они оба стали носить двойную фамилию: Дункан-Есенины. Пробыв некоторое время в Европе, пара отправилась в Америку, где Айседора занялась поэтической карьерой Есенина: организовала перевод и публикацию его стихотворений, устраивала поэтические чтения. Но в Америке Есенин страдал депрессией, все чаще устраивал скандалы, попадая на первые полосы газет. Пара вернулась в СССР, вскоре Айседора уехала в Париж. Там же она получила телеграмму: «Я люблю другую женщину, женат, счастлив».
Спустя два года жизнь поэта трагически оборвалась в гостинице «Англетер». Еще через полтора года в Ницце погибла Айседора Дункан: она была удушена собственным шарфом, который попал в колесо автомобиля. Прах Айседоры Дункан захоронили на кладбище Пер-Лашез в Париже.
14 мая 1877 умерла всемирно известная танцовщица и возлюбленная великого российского поэта Сергея Есенина Айседора Дункан. Американская деятельница искусства скончалась в возрасте 50 лет в Ницце.
Дора родилась 27 мая 1877 в Сан-Франциско. С детских лет своенравную Айседору обучали грамоте и счету, однако девочка при первой же возможности сбегала с занятий и уже в 11 лет окончательно бросила школу. В это время ее отец оставляет семью, и у многодетной матери не хватает времени заниматься образованием Доры. Будущая звезда начинает серьезно увлекаться танцами и проводит все свободное время за этим занятием. Как только Айседоре исполнилось 18 лет, она переезжает в Чикаго, где начинает выступать с экзотической программой в ночных клубах. Не только движения танцовщицы, но и ее наряды вызывали бурю эмоций у публики. Кто-то считал ее сумасшедшей, кто-то гениальной, но все без исключения приходили к выводу о том, что она неповторима. И, действительно, Дункан стала основательницей свободного танца, доселе несуществующего стиля.
Айседора Дункан стала быстро завоевывать популярность и совсем скоро толпы фанатов по всему миру ожидали ее приезда. Во время очередных гастролей танцовщица познакомилась с режиссером Эдвардом Крэгом, от которого родила своего первенца, дочку Дердри. Их роман был бурным, но недолгим, и вскоре очаровательная Дункан отправилась на поиски нового возлюбленного. Им оказался влиятельный бизнесмен Парис Зингер, от которого Дора родила своего второго ребенка, сына Патрика. Отдельную страницу в истории всемирно известной танцовщицы занимает ее брак с великим русским Поэтом Сергеем Есениным. Молодые люди познакомились в Москве и моментально влюбились друг в друга. Все, кто знали эту пару, отзывались о них, как о двух противоположностях, которые находятся в постоянном противостоянии. Двум творческим людям было сложно уживаться вместе, и вскоре этот непостоянный союз распался.
Айседора Дункан была одной из самых известных женщин 20-го века. Она будоражила умы и приковывала к себе взгляды. Ее жизнь была полна удивительных моментов и ярких событий. Всеобщее одобрение и восхищение сопутствовали ей, куда бы она ни держала путь. Однако смерть настигла эту великую женщину в самый неожиданный момент. 14 мая 1877 года Дора прогуливалась по улочкам Ниццы в приятной компании. На ней было надето легкое модное платье и длинный шелковый шарф. Дункан выглядела ослепительно. Вдруг мимо промчался автомобиль, и резкий порыв ветра подхватил край шарфика и отправил его прямо в спицы одного из колес. Водитель не успел вовремя отреагировать и остановить машину, и модный аксессуар плотно затянулся на шее танцовщицы. В тот же миг Дора умела от удушения. Похоронена Айседора Дункан в Париже на кладбище Пер-Лашез.
659 Просмотров«Этот ребенок не может быть обычным. Еще в моей утробе она прыгала и скакала»- именно эти слова произнесла Мэри Дункан 27 мая 1878 г., как только Айседора появилась на свет. И действительно, девочка оказалась очень подвижной. В 13 лет она решила оставить школу, заявив, что это никчемное занятие, и сделала выбор в пользу музыки и танцев. В 18 юная американка отправилась покорять Чикаго. Стиль ее танца был легким, грациозным, свободным. Она танцевала босиком, в легкой и укороченной тунике, напоминавшей древнегреческую. Однажды Станиславский спросил у Дункан «Кто научил вас так танцевать?», улыбнувшись, Айседора гордо ответила «Терпсихора».
Дочь Дейдре
Изящная танцовщица не могла не привлекать мужчин, у нее было немало поклонников. Судьбоносной оказалась встреча с Гордоном Крегом театральным режиссером из Германии. Забеременев, Айседора продолжала танцевать, чтобы иметь средства к существованию. В 1906 г. у Дункан рождается дочка Дейдре. Как можно скорее Айседора, возвращается на сцену.
Айседора Дункан с новорожденной дочерью.Во время очередного спектакля она теряет сознание, что лишает Гордона финансирования его очередного проекта. Вскоре они разводятся.
Сын Патрик
После одного выступления в Париже в дверь танцовщицы постучался Парис Зингер, наследник изобретателя швейной машинки. Мужчина делал ей ценные подарки, окружал заботой и вниманием, но был очень ревнив. В 1910 г. у Айседоры рождается сын Патрик.
Айседора Дункан с детьми.Выйти замуж за Зингера Дункан категорически отказалась, поскольку очень дорожила своей независимостью. «Меня нельзя купить»- заявила она и продолжила флиртовать с другими мужчинами.
Дети Айседоры - дочь Дейдре и сын Патрик.Однако за талант и популярность приходится платить. Диву мучили ужасные предчувствия и видения смерти. Ей мерещился похоронный марш, перед глазами стояли два детских гробика в снегу. Те же ощущения не покидали ее и во сне.
Фото аварии, в которой погибли двое детей Айседоры Дункан.
Айседора переехала с детьми в тихое местечко Версаль, неподалеку от Парижа. Однажды, находясь вместе с детьми в столице, у нее возникли неотложные дела. Дункан пришлось отправить детей и гувернантку в Версаль с шофером. По дороге автомобиль сломался - заглох двигатель. Водитель покинул машину, чтобы осмотреть его и разобраться в причине поломки. Машина резко сдвинулась с места, двери заклинило. Автомобиль упал в Сену. Дети пали жертвой автомобильной катастрофы вместе с няней.
Жизнь после потери
Несмотря на душераздирающую трагедию, Айседора Дункан нашла в себе силы выступить на суде на стороне шофера, ведь дети были и у него. Однако оправиться от потери она не смогла: ее постоянно преследовали галлюцинации. Однажды ей показалось, что она видит своих детей в реке. Танцовщица бросилась на землю и зарыдала, склонившийся над ней юноша предложил помощь. «Спасите меня, подарите мне ребенка!»- умоляла она. Молодой человек был помолвлен, их отношения продлились недолго. Родившийся ребенок прожил лишь несколько дней.
Айседора со своими усыновлёнными воспитанницами.
Айседора Дункан со своими воспитанницами.
Одна из 6 удочеренных девочек, Ирма Дункан, продолжила деятельность своей попечительницы, судьбы остальных неизвестны. Ирма была из бедной и многодетной семьи. Мать привела ее к Айседоре в возрасте 8 лет, во время набора учениц в первую школу танца под Берлином. Девочка всегда сопровождала Дункан во время ее гастролей, вместе с ней приехала в Москву.
Айседора Дункан с Сергеем Есениным и приёмной дочерью Ирмой.После отъезда Айседоры в Европу в 1924 г. Ирма продолжила руководить школой танца в России. Стала женой журналиста И.И. Шнейдера. После смерти Айседоры Ирма развелась с мужем. В 1929 г. открыла танцевальную школу в Нью-Йорке, которой руководила многие годы. Московская танцевальная школа прекратила свое существование в 1949г. Ирма стала заниматься живописью и литературой, стала женой юриста Шермана Роджерса. Она написала книги, посвященные технике танцев Айседоры, методике их преподавания. В 1977г. Ирма Дункан скончалась в Калифорнии в возрасте 80 лет.
Айседора Дункан – американская танцовщица, основоположница свободного танца, супруга русского поэта .
Айседора Дункан родилась 26.05.1877 г. в Сан-Франциско. Урожденная Дора Энджела была младшей из четырех детей Джозефа Чарльза Дункана (1819-1898), банкира, горного инженера и известного ценителя искусства, и Мэри Айседоры Грей (1849-1922). Вскоре после рождения Айседоры глава семейства обанкротился, и семья некоторое время жила в крайней бедности.
Родители Дункан развелись, когда той не было и года. Мать переехала с детьми в Окленд и устроилась швеей и преподавателем фортепиано. Денег в семье было мало, и вскоре юная Айседора бросила школу, чтобы вместе с братьями и сестрами зарабатывать уроками танцев для местных детей.
Танцы
Айседора с детства воспринимала танцы иначе, чем другие дети – девочка «следовала своей фантазии и импровизировала, танцуя так, как ей вздумается». Мечты о большой сцене привели Дункан в Чикаго, где она безуспешно ходила на прослушивания в разные театры, а затем и в Нью-Йорк, где в 1896 году девушка устроилась в театр известного критика и драматурга Джона Августина Дэйли.
В Нью-Йорке девушка некоторое время брала уроки у знаменитой балерины Мари Бонфанти, но, быстро разочаровавшись в балете и почувствовав себя недооцененной в Америке, Айседора переехала в 1898 году в Лондон. В столице Великобритании Айседора начала выступать в богатых домах – неплохие заработки позволили танцовщице арендовать студию для занятий.
Из Лондона девушка направилась в Париж, где произошла ее судьбоносная встреча с Лои Фуллер. Лои и Айседора имели сходные взгляды на танец, рассматривая его как естественное движение тела, а не жесткую систему отработанных движений, как в балете. В 1902 году Фуллер с Дункан отправились в танцевальный тур по европейским странам.
Много лет своей жизни Дункан ездила с выступлениями по Европе и Америке, хотя она вовсе не была в восторге от гастролей, контрактов и прочей суеты – Дункан считала, что это отвлекает ее от истинной миссии: обучения молодых танцовщиков и создания чего-то прекрасного. В 1904 году Айседора открыла свою первую танцевальную школу в Германии, а затем еще одну в Париже, но она вскоре была закрыта из-за начала Первой мировой войны.
Популярность Айседоры в начале 20 века не подвергается сомнению. В газетах писали, что танец Дункан определяет силу прогресса, изменений, абстракции и освобождения, а ее фото, на которых представлено «эволюционное развитие танца», каждое движение которого рождается из предыдущего в органической последовательности, стали знаменитыми на весь мир.
В июне 1912 года французский модельер Пол Пуаре устроил в шикарном особняке на севере Франции один из самых знаменитых вечеров «La fête de Bacchus» (воссоздание «вакханалий» Людовика XIV в Версале). Айседора Дункан, одетая в греческое вечернее платье, сшитое Пуаре, танцевала на столах среди 300 гостей, которые за несколько часов успели выпить 900 бутылок шампанского.
После очередных гастролей в США в 1915 году Айседора должна была плыть обратно в Европу – выбор пал на роскошный лайнер «Лузитания», но из-за ссоры с кредиторами, которые грозились не выпустить девушку из страны, пока та не выплатит $12,000, Дункан в итоге пришлось сесть на другой корабль. «Лузитания», торпедированный германской субмариной, затонул недалеко от берегов Ирландии, унеся жизни 1198 человек.
В 1921 году политические симпатии Дункан привели танцовщицу в Советский Союз. В Москве нарком просвещения РСФСР А.В. Луначарский предложил американке открыть танцевальную школу, пообещав финансовую поддержку. Однако в итоге большую часть расходов по содержанию школы Айседора выплачивала из своих собственных денег, переживая при этом голод и бытовые неудобства.
Московская школа быстро разрасталась и набирала популярность. Первое выступление учащихся заведения произошло в 1921 году на сцене Большого театра в честь годовщины Октябрьской революции. Айседора вместе с учениками исполнила танцевальную программу, в которую, помимо прочих, вошел танец «Варшавянка» под мелодию польской революционной песни. Программа, во время которой революционное знамя подхватывалось из рук павших борцов полными сил бойцами, имела успех у зрителей.
Впрочем, впечатлены были не все. Некоторых озадачило, что эта «пожилая женщина» рискнула выйти на сцену чересчур голой. Невысокая (168 см), с дряблыми полными ляжками и уже не столь упругим бюстом, Дункан не могла быть столь же легкой и изящной, как в юности – годы брали свое.
Танцовщица прожила в советской России 3 года, но различные неурядицы заставили Айседору покинуть страну, оставив управление школой на одну из своих учениц, Ирму.
Личная жизнь
В своей профессиональной и личной жизни Айседора нарушала все традиционные устои. Она была бисексуалкой, атеисткой и настоящей революционеркой: во время своего последнего тура по США на последних аккордах концерта в бостонском Симфони-Холл Айседора стала размахивать над головой красным шарфом, выкрикивая: «Это красный! И я такая же!».
Дункан родила двух детей вне брака - дочь Дердри Беатрис (1906 г.р.) от театрального режиссера Гордона Крейга и сына Патрика Августа (1910 г.р.) от Париса Зингера, одного из сыновей швейцарской магната Айзека Зингера. Дети Айседоры погибли в 1913 году: автомобиль, в котором малыши находились со своей няней, на полном ходу рухнул в Сену.
После гибели детей Дункан впала в глубокую депрессию. Ее брат и сестра решили отвезти Айседору на несколько недель на остров Корфу– там американка подружилась с молодой итальянской феминисткой Линой Полетти. Теплые отношения девушек вызывали множество сплетен, однако подтверждений того, что дамы состояли в романтических отношениях, нет.
В своей автобиографии «Моя жизнь. Моя любовь», опубликованной в 1927 году, Дункан рассказала, как из-за отчаянного желания завести еще одного ребенка она умоляла молодого итальянского незнакомца - скульптора Романо Романелли - вступить с ней в интимную связь. В итоге Дункан забеременела от Романелли и родила 13 августа 1914 года сына, который умер вскоре после родов.
В 1917 году Айседора удочерила шесть своих подопечных, Анну, Марию-Терезу, Ирму, Лизель, Гретель и Эрику, которых она обучала еще в школе в Германии. Коллектив юных талантливых танцовщиц прозвали «Isadorables» (игра слов от имени Isadora и «adorables» («очаровательные»).
После окончания школы, в которой позже преподавала сестра Айседоры Элизабет (Дункан постоянно была в разъездах), девушки стали выступать с Дункан, а затем и отдельно, имея огромный успех у публики. Несколько лет спустя коллектив распался – каждая девушка пошла своим путем. Эрика была единственной из шести девушек, не связавшей свою дальнейшую жизнь с танцами.
В 1921 году в Москве Дункан познакомилась с поэтом Сергеем Есениным, который был на 18 лет младше ее. В мае 1922 года Есенин и Дункан стали мужем и женой. Танцовщица приняла советское гражданство. Поэт больше года сопровождал Дункан в ее турне по странам Европы и США, не стесняясь тратить ее деньги на престижное жилье, дорогую одежду и подарки родным. При этом Есенин испытывал сильную тоску по России, о чем он указывал в своих письмах друзьям.
После двух лет общения без знания языков (Айседора знала едва ли больше 30 слов по-русски, а Есенин – и того меньше по-английски) между супругами начались трения. В мае 1923 года поэт покинул Дункан и вернулся на родину.
Прямых посвящений Айседоре в стихах Есенина не содержится, однако образ Дункан четко прослеживается в поэме «Черный человек». Стихотворение «Пускай ты выпита другим..» посвящено актрисе Августе Миклашевской, хотя Дункан утверждала, что эти строки поэт посвятил именно ей.
Позже Дункан завела роман с американской поэтессой Мерседес де Акоста – об этих отношениях узнали из писем, которые девушки писали друг другу. В одном из них Дункан признавалась:
«Мерседес, веди меня своими маленькими сильными руками, и я пойду за тобой - на вершину горы. На край света. Куда бы ты ни пожелала».
Смерть
В последние годы жизни Дункана мало выступала, накопила множество долгов и была известна скандальными интимными историями и любовью к выпивке.
В ночь на 14 сентября 1927 г. в Ницце Айседора вышла от своей подруги Мэри Дести (матери Престона Стёрджеса, режиссера фильма «Странствия Салливана») и села в автомобиль «Амилкар» к франко-итальянскому механику Бенуа Фальчетто, с которым американку, вероятно, связывали романтические отношения.
Шарф и колесо автомобиля - причина смерти Айседоры Дункан
Когда машина резко тронулась, ветер поднял в воздух края длинного, расписанного вручную шелкового шарфа танцовщицы, и опустил за борт машины. Шарф тотчас запутался в спицах колеса, женщину вдавило в борт автомобиля, а затем выбросило на мостовую.
Дункан погибла мгновенно от перелома позвоночника и разрыва сонной артерии. Тело Дункан было кремировано; урну с пеплом поместили в колумбарии на парижском кладбище Пер-Лашез. Машина, погубившая американскую танцовщицу, была продана за огромную по тем временам сумму – 200 000 франков.