Не помогает николай чудотворец. Святые места, носящие имя святого Николая

30/05/2017 - 06:58

Нашумевшим событием в Москве является прибытие мощей Николая Чудотворца в Храм Христа Спасителя, сопровождаемое особыми почестями и соответствующим ажиотажем вокруг него. Вот только не все православные знают, что такое мощи Николая Чудотворца и в чем они могут помочь? Для тех, кому интересно, предлагаем разобраться вместе с нами в материале сайт

Мощи Николая Чудотворца: чем помогают?

В православии Николай Чудотворец считается самым почитаемым святым. К нему обращаются с просьбами и молитвами как обычные люди, так и ученые. Известны даже случаи, когда к святому обращались даже мусульмане или буддисты.

Святой Николай как никто другой был знаком с самыми разными человеческими бедами. При этом он всегда приходил на помощь к людям в сложных ситуациях, которые казались им безвыходными. За многочисленные добрые дела его прозвали чудотворец.

Многие христиане знают, что стоит только помолиться святому Николаю и рассказать ему о своих болезнях или сложностях в семье, как может произойти чудо. А уж о чуде прикосновения к мощам Святого, и говорить не нужно.

Святитель Николай считается покровителем моряков и путешественников, а также оберегает детей. Православные мамы, отдавая ребенка в садик или школу, просят святого присмотреть за ним. Если же с ребенком случилась сложная ситуация и он начал принимать алкоголь или наркотики, то в этом случае также с мольбами о помощи взывают к Николаю Чудотворцу.

Мощи Николая Чудотворца хранятся в Италии, в городе Бари. Многие христиане, приезжающие туда специально, рассказывают о чудесах исцеления, которые происходят прямо там.

В настоящее время мощи Святого Николая находятся в Москве, в Храме Христа Спасителя. Для посещения они доступны с 22 мая и по 12 июля. Ежедневно к мощам выстраивается огромная очередь. Но паломники, сумевшие попасть к мощам, рассказывают, что ожидание длительной очереди стоило того.

Как следует обращаться к Николаю Чудотворцу? Какие молитвы?

Николая Чудотворца называют: Наставник, Святой чудотворец, заступник, угодник Божий. Что касается молитв, то вот они:

«Наставник наш и заступник великий, батюшка Николай! Прими молитву мою, от всего сердца моего грешного, убереги меня и близких моих от зла извне и от неразумности моей. Научи меня, как поступить правильно в этой ситуации (…). Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

«Святитель Николай, чудотворец Мирликийский, помоги мне со слабостью моей душевной справиться – избавиться от грусти и тоски, не дай впасть в тяжкий грех уныния, научи радоваться жизни в любую минуту, веры в милосердие Господне и твое заступничество не терять. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Если вам понравилась эта публикация,

Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских, прославился как великий угодник Божий. Всё об этом почитаемом святом Вы узнаете из данной статьи! Дни памяти Николая Чудотворца:

  • 6 (19) декабря - день праведной кончины;
  • 9 (22) мая - день прибытия мощей в город Бари;
  • 29 июля (11 августа) - рождество святого Николая;
  • каждый будничный четверг.

Святитель Николай Чудотворец: житие

Он родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв ко Господу бездетных родителей, младенец Николай со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей.

С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих.

Постоянно труждаясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пасомым, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим. Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния.

Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой святому Николаю, который и исполнял послушание с тщанием и любовью. Когда епископ возвратился, тот, в свою очередь, испросил благословение на путешествие в Святую Землю. По дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого диавола, вшедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умирил своей молитвой морские волны. По его молитве был поставлен здравым один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.

Достигнув древнего города Иерусалима, святой Николай, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Ночью на Сионской горе сами собой отверзлись запертые двери церкви перед пришедшим великим паломником. Обойдя святыни, связанные с земным служением Сына Божия, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину.

Возвратившись в Ликию, святой, стремясь к безмолвному житию, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Однако Господь снова возвестил об ином пути, ожидающем его: “Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое”. В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богоматерь – омофор.

И действительно, по кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий – святой Николай. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям.

Это было особенно дорого для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане (284-305). Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым. По воцарении святого равноапостольного Константина святитель Николай был возвращен к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника.

Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностным и дерзновенным воином Церкви Христовой. Ратоборствуя с духами злобы, святитель обходил языческие капища и храмы в самом городе Миры и его окрестностях, сокрушая идолов и обращая в прах капища. В 325 году святитель Николай был участником I Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры, и ополчался со святыми Сильвестром, папой Римским, Александром Александрийским, Спиридоном Тримифунтским и другими от 318 святых отцов Собора на еретика Ария.

В пылу обличения святитель Николай, пламеневший ревностью ко Господу, даже заушил лжеучителя, за это он был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили святого во епископа, подав ему Евангелие и омофор. Отцы Собора, уразумев, что дерзновение святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в святительском сане. Вернувшись в свою епархию, святитель принес ей мир и благословение, сея слово Истины, пресекая в самом корне неправомыслие и суетное мудрствование, обличая закоренелых еретиков и врачуя падших и уклонившихся по неведению. Он был поистине свет миру и соль земли, ибо житие его было светло и слово его было растворено солью премудрости.

Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую известность доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли на .

Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотых монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.

Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу († 345-351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бари, где почивают и поныне (22 мая н.с., 9 мая с.с.).

Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма.

Во имя святителя Николая Чудотворца был крещен святым Патриархом Фотием в 866 году Киевский князь Аскольд, первый русский князь-христианин († 882). Над могилой Аскольда святая равноапостольная Ольга (память 11 июля) воздвигла первый в Русской Церкви храм святителя Николая в Киеве. Главные соборы были посвящены святителю Николаю в Изборске, Острове, Можайске, Зарайске. В Новгороде Великом один из главных храмов города – Николо-Дворищенская церковь (XII), ставшая позже собором.

Прославленные и чтимые Никольские храмы и монастыри есть в Киеве, Смоленске, Пскове, Торопце, Галиче, Архангельске, Великом Устюге, Тобольске. Москва славилась несколькими десятками храмов, посвященных святителю, три Никольских монастыря находились в Московской епархии: Николо-Греческий (Старый) – в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский. Одна из главных башен Московского Кремля называется Никольской.

Чаще всего ставились храмы святителю на торговых площадях русскими купцами, мореходами и землепроходцами, почитавшими чудотворца Николая покровителем всех странствующих на суше и на море. Иногда они получали в народе именование “Николы Мокрого”. Множество сельских храмов на Руси посвящено чудотворцу Николаю, свято чтимому крестьянами милостивому предстателю перед Господом о всех людях в их трудах. И святитель Николай не оставляет своим заступничеством Русскую землю. Древний Киев хранит память о чуде спасения святителем утонувшего младенца. Великий чудотворец, услышав скорбные молитвы родителей, потерявших единственного наследника, ночью вынул младенца из воды, оживил его и положил на хорах храма святой Софии перед своим чудотворным образом. Здесь и был найден утром спасенный младенец счастливыми родителями, прославившими со множеством народа святого Николая Чудотворца.

Много чудотворных икон святителя Николая явилось в России и пришло из других стран. Это и древний Византийский поясной образ святителя (XII), привезенный в Москву из Новгорода, и огромная икона, написанная в XIII веке новгородским мастером.

Два изображения чудотворца особенно распространены в Русской Церкви: святителя Николая Зарайского – в рост, с благословляющей десницей и Евангелием (этот образ был принесен в Рязань в 1225 году византийской царевной Евпраксией, ставшей супругой рязанского князя Феодора и погибшей в 1237 году с мужем и младенцем-сыном при нашествии Батыя), и святителя Николая Можайского – тоже в рост, с мечом в правой руке и городом в левой – в память чудесного спасения, по молитвам святителя, города Можайска от нападения вражия. Невозможно перечислить все благодатные иконы святителя Николая. Каждый русский город, каждый храм благословлен такой иконой по молитвам святителя.

Иконы, фрески и мозаика с образом Николая Чудотворца

Священное Предание, частью которого является и церковное искусство, точно сохраняло на протяжении веков портретные черты святителя Николая Чудотворца. Его внешний облик на иконах всегда отличался ярко выраженной индивидуальностью, поэтому даже не искушенный в области иконографии человек без труда узнает образ этого святого.

Местное почитание архиепископа Мир Ликийских Николая началось вскоре после его кончины, а почитание на территории всего христианского мира оформляется на протяжении IV - VII веков. Однако, в связи с иконоборческими гонениями, иконография святого складывается достаточно поздно, только в X - XI веках. Древнейшее изображение святого в монументальной живописи находится в римской церкви Санта Мария Антиква.

Свт. Николай с житием. 1-я половина XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай

Икона из Свято-Духова монастыря. Серед.XIII в. Новгород. Русский музей, СПб.

Никола. 1-я половина XIV в. Ростов. ГТГ, Москва

Икона, вложенная в 1327 г. сербским царем Стефаном III (Урошем) в базилику св.Николая. Бари, Италия

Роспись на Никольской башне Московского Кремля. Кон.XV – нач.XVI в.

Никола Зарайский с клеймами жития. 1-я половина XVI в. Вологда. Вологодский областной краеведческий музей

Никола Можайский. Пелена. 2-я половина XVI в. Русский музей, СПб.

Никола Дворищский со св. Саввой и Варварой. Кон. XVII века. Москва. Государственный исторический музей, Москва

Дни памяти святителя Николая Чудотворца - 22 мая, 19 декабря в 2019 году

Вы прочитали статью Святитель Николай Чудотворец: житие, иконы, чудеса . Обратите внимание на другие материалы сайта “Православие и мир”:

Николай Чудотворец - один из главных святых православной веры. Место его образов на иконостасе - рядом с Девой Марией и Иисусом Христом. Христиане очень уважали епископа Мирликийского при жизни и продолжают его почитать по прошествии многих веков после приставления.

После крещения Руси Святоникольские храмы занимали первое место по количеству после церквей, посвященных Богоматери. Примерно так же дела обстоят с иконами - их создавалось огромное множество. Точное количество не подсчитать - многие старинные образы уничтожены, другие проданы за границу советской властью, часть вернувшихся на родину находятся у частников. Но то, что по сей день Николай Угодник - одна из самых уважаемых личностей христианской истории, остается бесспорным фактом.

Личность святого

Николай родился в обеспеченной семье, в городе Патаре. С детства проявлял интерес к богослужению, все свободное время посвящал изучению святого писания или молитвам. Священник местной церкви, дядя Николая, заметил его тягу к Господу, сделал сначала чтецом своего храма, а позже священником.

После смерти родителей Чудотворец унаследовал приличное состояние. Сразу он раздал его нуждающимся. Сам отправился учиться в Александрию. После путешествия ушел в монастырь, чтобы посвятить всю свою жизнь молитве. Но Бог явился во сне к Николе, сказал, что он должен служить ему по-другому, уйти из монастыря, чтобы проповедовать, помогать нуждающимся, наставлять на духовный путь, защищать слабых.

Вскоре Никола стал епископом Миры Ликийской. Есть две версии того, как именно он получил столь высокий сан:

  • Совет не мог выбрать достойного, стал молиться, чтобы Господь указал им на человека, который должен занять этот пост. Тогда Святой Дух явился во сне к одному из епископов и сказал, чтобы назначили первого Николая, который войдет в храм. Им оказался Никола Угодник.
  • Он стал им благодаря своим деяниям, известности в православном мире в качестве благочестивого христианина, проповедника, божьего угодника.

Историки не исключают ни одну из версий. Сказать, какая из них истинная, на основании существующих документов также не могут.

Иконография

Иконография Николая насчитывает множество разных образов. Основное деление списков проводят по способу изображения святого:

  • поясные - изображен по пояс;
  • ростовые - показан во весь рост;
  • житийные – по центру нарисован Никола (полностью или по пояс), обрамление представляет собой сцены из жизни святого, его деяний, сотворенных чудес, становления в церковной иерархии.

Чаще всего Чудотворца показывают так: в левой руке держит открытое или закрытое евангелие, правой благословляет. Но существуют исключения, которые приведены чуть ниже.

На многих святынях на фоне или сверху, внутри медальонов, художники помещали Иисуса и Деву Марию, которые возвращают Николе атрибуты архиерейских полномочий - Евангелие и омофор. Именно возвращают, так как после Никейского Собора святого лишили сана и воли. Поэтому значение изображений растолковывают так: Николу осудили несправедливо, сам Господь велел исправить это. В церковной истории возвращение епископского сана Николаю Угоднику известно, как «Никейское чудо».

Примеры разных икон и их описание

Самая древняя из сохранившихся икон Николая содержит его изображение и изображение святых Синайского монастыря святой Екатерины. Значение жеста, который делает Никола правой рукой, - не благословляющий, как на большинстве образов. Его толкуют, как указывающий на Евангелие, то есть призыв к изучению Слова Божьего, проведению молитвенных обрядов. Некоторые уверены, что это жест речи, а Угодник запечатлен читающим проповедь, ссылающимся при этом на священное писание.

Епископа Мирликийского изображали не только на иконах. Он есть в декорациях множества древних храмов. Художники помещали святого как отдельно, так и в композициях «Святительский чин». Фрески и мозаики сохранились в соборе Святой Софии (Константинополь), Софийском соборе (Киев), церкви Успения (Дафни), Георгиевском Соборе (Старая Ладога).

Все изображения типичны: правой рукой Николай благословляет, левой держит Евангелие. Из облачения - фелонь, омофор, риза, поручи.

До наших дней сохранился уникальный чудотворный образ. По преданию, новгородскому князю Мстиславу, который тяжело заболел, во сне было явление. Никола Угодник велел перенести свой образ, написанный на круглой доске, из Киева в Новгород. Князь удивился, ведь подобных икон не было в Киевских церквях, соборах и монастырях. Значение сна стало непонятным, загадочным. Тем временем российские послы причалили к острову Липно, пережидая шторм, бушевавший на Ильмен-озере (западная часть современной Новгородской области). На четвертый день стоянки они заметили проплывающую икону, точно соответствующую описанию, данному во сне. После чудесного исцеления князя образ оставили в Никольском соборе, на Ярославовом дворище. Так прижилось название иконы - «Никола Дворищский». На озере Липно основали монастырь.

С XV века на Руси появляются иконы Николы Можайского. Они повторяют деревянную статую, которая покровительствовала Можайску. Легенда гласит, что во время набега на город врагам явился Никола. Он стоял в воздухе, держал в руках поднятый клинком к небу меч и модель храма. Нападающие убежали, испугавшись показавшего им предупреждение святого, а жители создали резную статую своего защитника. Сегодня скульптура хранится в Третьяковской галерее.

О чем просят Николая?

Никола - защитник слабых, оклеветанных, покровитель детей, моряков, солдат, путешественников. Этот святой всегда откликается на искренние просьбы, помогает в, казалось бы, безвыходных ситуациях. Чаще всего к Николаю Чудотворцу обращаются со следующими проблемами:

  • Опасность в пути. Если человек едет в дальнюю дорогу, неизвестно, какие неприятности с ним могут случиться. Нужно обязательно молиться за путешественника Николе, чтобы Чудотворец присматривал и помог в беде.
  • Проблемы в учебе. Епископ Мирликийский всю жизнь учился. Страсть к познанию Божьего Слова была с ним с раннего детства до глубокой старости. Поэтому он всегда готов помочь тем, кому сложно учиться.
  • Несправедливое осуждение. Николу несколько раз заточали в темницу. И каждый из них - несправедлив. Однажды он пострадал за проповедование христианства, потом церковный суд приговорил его к заключению. Ещё при земной жизни Николай запомнился, как ярый заступник невиновных.

Николай Чудотворец поможет вернуться на истинный путь заблудшим, найти правильное решение в сложной ситуации. Важно искренне молиться ему, во время произношения святых слов откинуть все дурные, греховные помыслы.

Родился Николай Угодник в Ликии в городе Патары (Турция) 26 сентября 258 года утром в 4 часа 30 минут.

Его родители, отец Феован и мать Нонна, были семьёй богатой. Отличались своей добротой и всегда помогали всем нуждающимся. В семье было две дочери, но Феован очень мечтал о наследнике. Через их город проходил караванный путь. В доме Феована и Нонны часто останавливались путешественники и странники. Никогда никому не отказывая в ночлеге и пище, гостеприимные хозяева не брали с путников денег, а лишь просили, чтобы те за них помолились своим богам - пусть пошлют им мальчика-наследника.

Сами родители Николая поклонялись Богу Солнца - Митре, как и большинство их земляков-ликийцев, которые пришли ещё в древности с Тибета, чтобы заселить эти земли. Христианство распространялось в те времена очень медленно, постоянно подвергаясь сильным гонениям. До тех пор, когда христианскую веру признают государственной религией, было ещё очень далеко.

Святитель Николай (икона из монастыря Святой Екатерины, XIII век)

Когда Феовану исполнилось 50, а Нонне 48 лет, у них родился сын, имя которому дали Николас. Впоследствии его стали называть Николай. Мальчик рос очень ласковым и добрым ребёнком. Та атмосфера добра, любви, сострадания к людям, которая царила в доме его родителей, с детства накладывала отпечаток на формирование характера ребёнка. Николас мог часами слушать рассказы о разных странах, необыкновенных людях, всевозможных подвигах и добрых делах. Его отец стал рано заниматься мальчиком. В два года Николас знал все буквы, а в три года уже умел читать по слогам. Своего учителя ребёнок выбрал себе сам. В одно из воскресений они с отцом гуляли по городу, и их путь пролегал мимо площади, на которой шла торговля рабами. Четырёхлетний Ник подошёл к помосту, где стояли рабы, взял одного из них за руку и подвёл к отцу. Онемевшая толпа стояла открыв рот, и никто не мог пошевелиться. В те времена если ты приближался к рабу на расстояние одного метра, то считалось, что этим ты уже сильно осквернил себя. Поэтому указания своим работникам хозяин давал, только стоя на крыльце дома на расстоянии не менее трёх метров от них. Рабы выполняли тяжёлые работы за пределами дома. Внутри дома работали только бедные вольнонаёмные граждане.

Когда Николас подвёл к отцу раба со словами: «Он будет мой учитель», Феован сначала немного растерялся. Но в глазах его сына было столько мольбы, его лицо сияло такой блаженной улыбкой, что любящий отец не смог отказать своему сыну. Как оказалось, выбранный раб был сыном богача из Сирии, был обучен грамоте и знал три языка. Он ушёл из дома в 17 лет, много путешествовал. Примкнул к первым христианам, принял крещение, получив новое имя - Иоанн. Когда община подверглась гонениям и была разгромлена, его продали в рабство.

Именно у этого учителя Николас впервые услышал об Иисусе, об Ангелах-хранителях, которые нас оберегают. Рассказ произвёл на мальчика неизгладимое впечатление. И тогда Николас рассказал своему учителю под большим секретом, что когда ему было три года, он убежал от своей мамы и спрятался от неё в кустах недалеко от пруда, а когда стал выбираться оттуда, то поскользнулся и упал в воду. Он стал тонуть, как вдруг два человека во всём белом и с крыльями подхватили его под руки и вынесли из воды. Очнулся он уже на берегу пруда, когда к нему подбежали его мама и отец.

Когда Николасу исполнилось 12 лет, в доме его родителей остановился странник с большой белой бородой. Этот человек о чём-то долго беседовал с вечером с учителем. На следующее утро учитель дал Николасу прочитать рукопись, но попросил никому об этом не говорить. Николас, оставшись один, начал читать эти листы, на которых было написано Евангелие от Матфея. Прочтя его, он почти два дня не выходил из своей комнаты, заставив всех своих близких поволноваться. На утро третьего дня Николас вышел из комнаты и подошёл к учителю. Первыми словами его были: «Я хочу служить Иисусу Христу!»

Он попросил учителя найти и указать ему тех, кто уже принял веру Христову. Поскольку вера подвергалась гонениям, христиане старались без особой надобности не собираться группами. Лишь изредка они проводили свои встречи в условиях полной секретности и конспирации. Николасу пришлось ждать два месяца, пока он смог попасть на тайную сходку христиан и принять крещение. 28 мая 270 года Николаса крестили. Обряд крещения в те времена проходил не так, как сейчас. Крестили по одному человеку, и приходилось ждать своего часа, стоя по колено в воде. Пять часов ждал своей очереди Николас. В момент крещения ему послышалось пение с небес, как будто солнце в этот момент засияло для него ещё ярче. В этот же день покрестились и Феован с Нонной. Всю свою дальнейшую жизнь Николас посвятил учёбе, помощи людям и служению Богу и Сыну Его Иисусу.

Он очень много молился. Делать это любил в одиночестве, особенно в лесу, под старым могучим деревом. Николас часто путешествовал, и тоже в полном одиночестве. И хотя в те времена христианская вера не требовала безбрачия от священников, Николас был первым, кто решил посвятить свою жизнь только служению Богу, не имея семьи. Так как семейные узы не позволили бы ему в полной мере заниматься тем, что он любит больше всего на свете,- помогать людям.

Николас приметил одну девочку ещё ребёнком, когда им было всего по 10 лет. Эливия была прекрасна! Огромные в пол-лица зелёные глаза, длинные чёрные ресницы и волнистые волосы, доходившие почти до колен. И несмотря на природную стеснительность и застенчивость Николаса, из всей толпы поклонников она выбрала именно его. Они ничего друг другу не обещали, ни в чём не признавались, просто каждый из них был уверен, что, когда придёт время, они обязательно соединятся и вечно будут вместе. Эливия была дочерью мелкого разорившегося ремесленника, которому нечем было кормить свою семью. Отчаявшись, отец Эливии взял кредит у ростовщик, за который впоследствии не смог рассчитаться. И тогда ростовщик предложил выгодную сделку - если ему отдадут в жёны 16-ти летнюю Эливию, то он простит долг и ещё даст отцу деньги на новое дело. Отец Эливии был вдовцом и поэтому самолично решал судьбу своей дочери. Лично он сам никаких препятствий для свадьбы не видел и даже то, что жених старше его дочери на 30 лет.

Эливия как могла уговаривала отца, но тот был непреклонен и стоял на своём. Отчаявшись, девушка бросилась со скалы в озеро. Почти весь город пришёл проводить в последний путь это милое юное создание. Когда кладбище опустело, Николай Угодник опустился на колени и до утра простоял неподвижно, прощаясь с любимой, со своей несбывшейся мечтой. Николас дал клятву на могиле любимой, что никогда больше не создаст семьи.

Наутро он объявил родителям, что отправляется странствовать по свету, чтобы лучше познать этот жестокий и несправедливый мир. Так началось его первое путешествие. Путь его лежал на восток, на родину Иисуса. Именно его голос услышал он над могилой любимой, когда его посетила мысль уйти вслед за ней: «Мужайся. Это не выход, ты должен идти на восток, там я приду к тебе и укажу дорогу. Это говорю тебе я - Иисус!»

В далёкую дорогу он отправился вместе с караваном торговцев, направлявшихся в Персию. Но уже через 3 недели Николас решил продолжить путешествие самостоятельно. Неспешно продолжая свой путь, молодой человек останавливался ненадолго во многих селениях, наблюдая за жизнью местных жителей. И только через четыре месяца Николас достиг своей конечной цели - города Иисуса Христа. Узнав у местных жителей, где находится гора Фавор, он, не отдыхая, направился к ней. Трое суток провёл Николас на горе, которую так любил Иисус, где провёл он много дней и ночей, молясь и проповедуя. На третью ночь под утро Николаса разбудил яркий свет. Свечение начиналось у земли и уходило далеко в небо. Сначала он даже не понял, что это, а когда окончательно проснулся, то его сердце забилось так сильно, что казалось, ещё немного, и оно выскочит из груди. Прямо перед ним стояли Иисус Христос, Божья Матерь и ученики Иисуса.

Николас ещё не успел закончить мысль: «Я сплю и вижу чудесный сон»,- как Иисус заговорил с ним. Разговор был необычный, он не слышал голоса Иисуса, но его мысли как будто пронизывали всё тело Николаса и проникали в его сердце и душу. 15 минут продолжалось видение, а казалось, что прошла целая вечность. И за это время Николас увидел всю жизнь Иисуса, понял все его мысли и чувства, узнал, к чему именно он стремился и к чему призывал людей. После беседы Николас свалился обессиленный и проснулся лишь к обеду. Но чувство голода у молодого человека отсутствовало, а в душе было лишь могучее желание идти вперёд.

Трое суток Николас провёл в дороге, останавливаясь лишь ненадолго передохнуть и испить воды. К концу третьего дня он остановился и осмотрелся, дорога привела его на окраину святого города. Николас поднялся на невысокую возвышенность. Через несколько минут он вдруг почувствовал непреодолимую боль в кисти правой руки, затем заныла левая кисть, через некоторое время боль пронзила правую ногу, затем левую ногу, а когда страшный удар невидимого копья ткнул его под ребро с левой стороны, Николас потерял сознание. Юноша очнулся лишь к вечеру следующего дня. Воспоминания нахлынули на него, в голове пронеслось всё, что произошло с ним за последние годы. И Николас понял, что таким образом Иисус показал ему, какие именно мучения он перенёс в этом самом месте. Около двух месяцев провёл он на этом холме в молитвах. Место, где он почувствовал муки Иисусовы, Николас отметил большим валуном, чтобы потом вернуться сюда.

Местной христианской общине стало известно о видении пришельца, и сначала с некоторым сомнением, но затем всё с большей верой люди стали приходить на это место, чтобы почтить память об Иисусе Христе, молясь и прося его о помощи.

Во время видения на горе Фавор Иисус не только говорил с ним, но и наделил юношу невероятной целительной силой и даром прозорливости. Николас мог слышать призывы о помощи за сотни и тысячи километров. Он мог оказать эту помощь, находясь от просящего на другом краю земного шара.

Приданое для трёх девиц (Джентиле да Фабриано, ок. 1425).

В 20 лет Николас потерял отца, через год мать. Смерть родителей святой принял спокойно, зная, что рано или поздно их души встретятся на том свете. Получив богатое наследство, Николас начинает заниматься благотворительностью. В городе Патаре жил один богач, имевший трёх дочерей-красавиц. Этот богач разорился и решил заставить своих дочерей заняться блудом, чтобы раздобыть денег на пропитание. В это время Николас проходил мимо дома богача и прочитал его мысли, так как в душе отца было столько горечи и безысходности, что не почувствовать это было просто невозможно. Помня, почему погибла его любимая, Николай, чтобы спасти девушек от бесчестья, подкрался ночью к их дому и незаметно забросил в окно узел с золотом. Отец девушек, проснувшись утром, был несказанно обрадован такому счастью и на полученные деньги выдал дочерей замуж. Благодаря этой истории и возник обычай делать подарки на Новый Год и Рождество. Святой Николай (в переводе на голландский язык - Санта-Клаус) должен незаметно проникать в дом и оставлять под ёлкой узелок с подарком, пока его никто не видит. И с того времени Николай Угодник стал почитаться, как покровитель детей.

В 26 лет Николай получил сан просвитера, а в 30 - архиепископа. Через 2 года он решает посетить Галлию (Франция) и отправляется туда на корабле. Спустя неделю после отправления ему было видение, и Николас предупредил капитана о надвигающейся буре, и тот смог, изменив маршрут, обойти бурю стороной. Так весь экипаж спасся от неминуемой гибели. В этом путешествии один моряк упал с мачты и сильно разбился. Он поломал себе руки и ноги и неделю не приходил в себя. Николас занялся его лечением, и уже через две недели моряк смог ходить, а ещё через месяц честно нёс свою службу на корабле в полную силу.

Николай занимался лечением людей, возвращал подвижность парализованным, восстанавливал зрение слепым и давал силы немощным повсюду, куда он только не приезжал. Сотни тысяч исцелённых этим человеком молились за него, прося у Бога для него здоровья и долгих лет жизни.

Николай спас Миры от голода (явился во сне купцу, везшему морем хлеб для продажи, и уговорил его направить корабль к Мирам). Проснувшись, купец нашёл у себя в руках три золотые монеты. Он привёл свой корабль в Миры, и жители города смогли запастись хлебом и избежали голодной смерти.

Византийский император хотел казнить трёх оклеветанных воевод. Воеводы стали молиться Николаю Угоднику, и тот во сне явился к императору и потребовал освободить невинных, угрожая в ином случае поднять восстание, грозящее гибелью императору. Проснувшись, напуганный император освободил воевод.

При императоре Диоклетиане Николай попал в темницу, где провёл два года, стойко вынося все лишения, выпавшие на его долю. В 311 году он был освобождён из тюрьмы. Николая Угодника не обошли стороной те гонения, которым подвергались все другие христиане, служители церкви и Бога.

В 325 году Николай был приглашён на Никейский собор. Он ревностно защищал учение Иисуса Христа от еретиков. И когда главный из них, по имени Арий, предложил убрать многое из Нового Завета, якобы для лучшего понимания и толкования учения, Николай, не сдержавшись, ударил его по щеке, за что был заключён другими епископами в башню и лишён сана. Всего одну ночь провёл в башне Николай Угодник. В эту же ночь сразу семи епископам во сне явились Иисус Христос и Дева Мария. Наутро, посоветовавшись, епископы решили выпустить на свободу Николая и вернуть ему сан архиепископа.

Узнав об этом случае, мать императора Константина святая Елена решила познакомиться поближе с этим человеком. Они просидели, беседуя, около шести часов, не заметив, как быстро пролетело время. Беседа с Николаем развеяла последние сомнения Елены, и она окончательно решила отправиться на родину Иисуса.

В 330 году Николай Угодник побывал второй раз в Иерусалиме. Там он посетил храм Воскресения и приложился к спасительному древу Креста.

Николай Угодник дожил до глубокой старости и умер седовласым стариком в возрасте 94 лет. Он был похоронен в церкви в Мирах (Турция) 6 (19) декабря 352 года.

Современное состояние церкви Святого Николая в Демре

Внутренний вид церкви Святого Николая в Демре

Саркофаг, в котором был похоронен святой Николай

После смерти Николай Угодник был причислен к лику святых. Его культ широко распространился во всём христианском мире, а мощи стали одной из самых чтимых христианских святынь.

9 (22) мая 1087 года мощи Николая Угодника из-за частых турецких набегов были перенесены из Мир в город Бари (Италия), в базилику Св. Николая, где находятся и по сей день.

БАЗИЛИКА Св. НИКОЛАЯ

Базилика Святого Николая Угодника в Бари

Алтарь и киворий

Епископский трон

Базилика Святого Николая (итал. Basilica di San Nicola) - базилика в городе Бари (Италия). Построена для хранения мощей святителя Николая Мирликийского, перенесённых в 1087 году из города Миры.

Когда 22 мая 1087 года мощи святого Николая привезли в город, то его герцог Рожер I Борса и архиепископ Урсон были в Риме на коронации папы Виктора III. Мощи были отданы на хранение аббату бенедиктинского монастыря Илье. По возвращении архиепископ попытался овладеть реликвией, начались народные волнения. Илья смог убедить Урсона отказаться от своих намерений и аббату было поручено возвести храм для хранения мощей.

Место для строительство храма было выбрано в центре города на территории «катапенальской цитадели» (место для проведения официальных мероприятий и церемоний). Земля была подарена церкви герцогом Рожером. В 1089 году базилика была освящена, мощи святого Николая разместили в её крипте. Вскоре после постройки церковь стала местом крупных исторических событий: в 1095 году Пётр Амьенский выступил в ней с проповедью Первого Крестового похода; в 1098 году в базилике прошёл церковный собор под председательством папы Урбана II по вопросу объединения Западной и Восточной церквей, который не увенчался успехом.

Строительные работы продолжались по 1105 год. В 1156 году во время захвата города Вильгельмом I Злым базилика пострадала и была восстановлена в 1160 году.

Базилика была придворной капеллой императора Фридриха II, при Анжуйской династии имела статус дворцового храма.

Крупные реставрационные работы были проведены 1928 - 1956 годы. В ходе их под алтарём базилики был найден саркофаг-реликварий с мощами Николая Чудотворца (1951 г.). Он выполнен в форме небольшого каменного оссуария с отверстием для сбора мира.

C 1969 года, с учётом экуменистической политики II-го Вселенского Собора Ватикана, в знак дружбы, уважения и глубокого союза с православными, православным предоставляется право совместно служить в крипте базилики.

Базилика имеет три нефа длиной 39 метров, сводчатый трансепт длиной 31,5 метр, нефы завершаются апсидами. Ширина центрального нефа 12,5 метров, боковых - 6,5. Снаружи апсиды закрыты прямыми стенами с ложными аркадами, что придаёт храму прямоугольную форму. Фасад разделён на три части пилястрами, по бокам имеет две башни между которыми возвышается центральное прясло. Входной портал украшен резьбой на тему евхаристии (начало XII века). Портик портала поддерживают колонны, опирающиеся на фигуры быков, в люнете помещён рельеф с солнечной колесницей и триумфатором, символизирующим Иисуса Христа. Фронтон увенчан крылатым сфинксом.

Базилика украшена скульптурным декором, часть которого (рельефы, капители, карнизы) были заимствованы от более древних византийских построек. Около 1130 года были созданы престол и киворий (украшен капителями и ангелами), в середине XII века появился епископский трон, вырубленный из цельного куска мрамора.

Гробница святителя Николая Возле этих мощей исцеляется множество людей. Время от времени они источают благоуханное миро, которое обладает целебной силой.

Немало происходило и происходит чудес и после его смерти.

1 марта 2009 года Храм в честь святителя Николая (построен в 1913 - 1917 годах) вместе с Подворьем Русской православной церкви в Бари переданы РПЦ. Символические ключи от подворья принял президент России Дмитрий Медведев.

Статую святого рядом с храмом изваял Зураб Церетели

В 2009 году группа из Манчестерского университета (University of Manchester, Unit of Art in Medicine) под руководством Кэролайн Вилкинсон (Caroline Wilkinson) составила по рентгеновским снимкам и краниологическим измерениям профессора Мартино реконструкцию лица Николая.

Антропологическое исследование мощей свидетельствует о том, что великий святой не ел мяса, а употреблял только растительную пищу. Определен и рост Николая Чудотворца - 167 сантиметров.

Николай Угодник является Ангелом-хранителем младенцев мужского пола, родившихся в середине декабря и наречённых именем Николай.

Он помогает морякам, путешественникам, детям и тем, кто находится в заключении. Он помогает всем, кто обращается к нему за помощью.

Великорецкая икона Николая Чудотворца

По преданию, икона была обретена в 1383 году крестьянином Семеном Агалаковым на берегу реки Великая Вятского Края - рядом с деревней Крутицы. От иконы исходило сияние. После исцеления иконой одного из жителей деревни, который не мог ходить, к иконе начинается паломничество. На месте обретения - на берегу реки Великая строится деревянная часовня.

Великорецкое

С ростом популярности иконы, её переносят в столицу Вятского Края -; град Хлынов и размещают в главном Храме города, построенного во имя святого Прокопия Устюжского. Перенос иконы из деревни Крутицы в град Хлынов получает название Первого Великорецкого крестного хода. С тех пор Великорецкий крестный ход проходил ежегодно - по возвращению иконы к месту её славного явления. Вскоре в честь иконы в Хлынове построили Никольский собор, ставший главным храмом города.

В 1554 году большой пожар уничтожил многие здания в Хлынове, погорел и Никольский собор, где находилась Великорецкая святыня. Но икона чудом осталась невредимой.

В 1555 году икона впервые доставляется Крестным Ходом в Москву, в Успенский собор «по приказу Ивана Грозного» через Казань, Нижний Новгород и Коломну. В это же время иконой освящается начало строительства Храма Василия Блаженного. Сам митрополит Московский и всея Руси Макарий поновлял Вятскую святыню. Возвращение иконы было через Вологду, где впоследствии она будет спрятана при нашествии татар. После изгнания татар из Вологды, на месте где была икона спрятана, по указу царя строится Александро-Невская церковь, в которой размещается список с иконы, а сама икона возвращается на Вятку.

Вид из-за реки Вологды на Архиерейский двор. Слева Александро-Невская церковь

Икона имеет несколько списков, в честь иконы построено множество храмов и монастырей.

В трудное для России время, в 1614 -1615 годах икона вновь посещает первопрестольную столицу, теперь по просьбе царя Михаила Феодоровича. Первый Вятский архиерей епископ Александр, прибывший на новую Вятскую кафедру в 1668 году, издал указ о праздновании явления Великорецкой иконы 24 мая (по ст. стилю). С тех пор ежегодно 24 мая (6 июня) на берегах реки Великой собирались тысячи паломников. Они приплывали туда по рекам Вятке и Великой на плотах и специальных стругах, так как крестный ход вначале совершался водным путем. Преосвященный Лаврентий, епископ Вятский, в 1778 году усмотрел, что крестный ход может быть сухопутным, тогда в нем сможет принять участие больше паломников. Великорецкий крестный ход был и остается самым продолжительным крестным ходом в православном мире и одним из самых многолюдных в России.

В 1917 -1918 годах политическая обстановка в России изменилась. Крестные ходы были запрещены, но паломники, следуя древней традиции, продолжали ходить на место явления чудотворной иконы святителя Николая. Хранителем древней святыни был Троицкий кафедральный собор в Вятке, но в 1935 году его взорвали, а икона бесследно исчезла. Икона таинственно явилась и таинственно исчезла.

Паломничество на реку Великую жестоко преследовалось, было принято специальное постановление о его запрещении. В год празднования Тысячелетия крещения Руси отношения Церкви и государства кардинально изменились и уже в 1989 году на берегах реки Великой вновь зазвучали песнопения Божественной литургии. А еще через год, в 1990 году крестный ход был полностью возрожден.

МОЛИТВА

О всеблагий отче Николае, пастырю и учителю всех, верою притекающих к твоему заступлению и теплою молитвою тебе призывающих! Скоро потщися и избави Христово стадо от волков губящих, и всяку страну христианскую огради и сохрани святыми твоими молитвами от мирскаго мятежа, труса, нашествия иноплеменников и междоусобный брани, от глада, потопа, огня, меча и напрасныя смерти. И якоже помиловал еси триех мужей, в темнице седящих, и избавил еси их царева гнева и посечения мечнаго, тако помилуй и мене, умом, словом и делом во тьме грехов суща, и избави мя гнева Божия и вечныя казни, яко да твоим ходатайством и помощию, Своим же милосердием и благодатию, Христос Бог тихое и безгрешное житие даст ми пожити в веце сем и избавит мя шуияго стояния, сподобит же деснаго со всеми святыми.

Прошу тебя Угодник Божий

Святой великий Николай!

Враги повсюду окружают,

Мне преграждают все пути.

Моей погибели желают,

И чтоб в блаженство не войти.

Но ты заступник мой Великий

Для всех желанный и родной

Прошу тебя Угодник Божий

Умилосердствуй надо мной.

Ты ведь щедротами своими

Спасаешь в море корабли

Прошу тебя угодник Божий

Прошу, в скорбях мне помоги.

Ты до конца для всех таился

И узелочек злата положил

Николай Чудотворец, наверное, самый почитаемый из святых после Богородицы. Он совершал при своей земной жизни и до сих пор совершает чудеса, помогает людям, откликается на разные мольбы и просьбы о помощи.

Божий Угодник Николай помогает путешествующим (когда-то святитель с помощью молитв смог на море, чуть не потопившую корабль).

Святителя просят об удачном замужестве дочерей ( — он тайно пожертвовал их отцу деньги для приданого, тем самым оказал ему огромную помощь- спас семью от позора).

Святой был избавителем от напрасной смерти, мирил врагов, защищал невинно осужденных людей ().

Святой Божий Угодник Николай помогает в исцелении от болезней, ему молятся о благополучии и сохранении мира в семье, о заступничестве детей. Он оказывает помощь в избавлении от бедности и во многих трудных жизненных ситуациях.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ— ИССЛЕДОВАНИЕ О ЖИТИИ

В 1953-1957 гг. проводились радиологические исследования останков мощей Николая. Оказалось, что иконографический образ святого соответствует его портретному изображению, которое было реконструировано по черепу из Барской гробницы. Также стало возможным определить рост Николая – 167 см.

В интернете очень много информации о Николае Чудотворце. Но, к сожалению, после проведенных исследований выяснилось, что житие святого архиепископа ошибочно переплетается с житием другого святителя, которого звали Николай Пинарский (VI век). Оба святых жили в Ликии, но в разной время. Например, приписываемое Божиему Угоднику двухчасовое стояние в купели при крещении, осуществил святитель Николай Пинарский, и это у него был дядя-епископ, а не у Чудотворца.

Более подробно о житии самого известного святого можно узнать из книги «Святитель Николай архиепископ Мирликийский Великий Чудотворец», в которой представлены наиболее точные факты после исследований А.В. Бугаевского и архимандрита Владимира Зорина. Издательство СКИНИЯ, Москва 2001г.

ЖИТИЕ СВЯТОГО УГОДНИКА

Точного времени появления Николая на свет, нет. Исследователи считают, что святой родился в 260 году в Ликии в городе Патаре (сейчас это провинции Анталья и Мугла на территории современной Турции).

Сразу же после рождения, со святым стали происходить необычные для младенцев вещи — по средам и пятницам он принимал материнское молоко всего один раз в сутки. И затем, всю жизнь святитель проводил среду и пятницу, по христианским обычаям, в строгом посте.
Когда Николай подрос и начал учиться, то в нем обнаружились способности к наукам, но особенная любовь у него проявилась к познанию Божественного Писания. Предположительно можно сделать выводы, что Николаем Чудотворцем Божии Законы изучались частным образом, у одного из священников. В те времена империя была еще языческой, и маловероятно, что тогда могли существовать христианские школы. Они стали открываться во время правления императора Константина Великого (306-337 гг.), когда возраст святителя Николая уже был около 40 лет.
Святой Николай всегда слушал своих богобоязненных родителей, все привычки, присущие молодым людям его возраста, были чужды для Николая Чудотворца. Он уклонялся от праздных бесед со своими сверстниками, не принимал участие в различных весельях и развлечениях, которые были несовместимы с добродетелью. Навсегда из своей жизни Николай исключил театральные зрелища. Ведь тогда многие театральные представления были непристойного характера, а актрисы, по римскому законодательству, приравнивались к блудницам.
Епископ города Патара знал и уважал благочестивого юношу Николая и способствовал его рукоположению в священники. После принятия сана он стал относиться к своей жизни еще строже.
После того, как умерли родители святителя, он унаследовал от них большое состояние. Но богатство не приносило ему той радости, какой было общение с Богом, поэтому Чудотворец просил Его указать, как лучше распорядиться своими деньгами.

Известно, что при помощи архиепископа Николая, его сосед спас от позора себя и трех своих дочерей. Еще недавно эта семья была обеспеченной, но обстоятельства привели к тому, что этот сосед стал нищим и он даже стал думать о том, чтобы его дети начали заниматься любодеянием и эти заработать на жизнь. Случайно святому удалось узнать об этом, и он решил оказать помощь этой семье.

Но свое благодеяние он решить сделать тайно, как написано в Евангелие:

«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас» (Мф.6,1).

Ночью Николай Чудотворец тайно положил в окно соседа мешочек с деньгами, и когда бедняк нашел золото, он сразу же подумал о Божией помощи. Эти деньги пошли на приданое старшей дочери, которая вскоре вышла замуж.
Вскоре святой Николаи решил помочь средней дочери своего соседа и снова подбросил ему узелок с деньгами. Когда несчастный отец опять нашел деньги, он стал молиться Господу, чтобы он открыл ему спасителя. Когда бедняк справил вторую свадьбу, он понял, что Господь подаст ему помощь и для брака третьей дочери. И вот однажды Божий угодник в третий раз решил помочь соседу и снова подкинул тому деньги. Но в этот раз хозяин догнал ночного гостя, узнал о том, что это был святой Николай Чудотворец, и припал к его ногам, долго благодарил святителя, который попросил не говорить никому о том, что это была его помощь, чтобы никто не узнал об этом добром деле.


От этого поступка в христианском мире пошла традиция, по которой детки в рождественское утро находят подарки, тайно привезенные ночью Николаем, которого на западе называют Санта-Клаус.

Прошло время, прихожане полюбили Николая. Правящий архиерей, при людях, рукоположил его в пресвитеры, сказав такие слова:

«Братья! Я вижу новое солнце, восходящее над землей. Блаженно то стадо, которое удостоится иметь его своим пастырем, ибо он упасет души заблудших, насытит их на пажити благочестия и явится милосердным помощником в бедах и скорбях».

После того, как святитель Николай стал пресвитером, во многих источниках описывается поездка Чудотворца к гробу Господню. Но по , можно сделать вывод об ошибке, на самом деле эта история про Николая Пинарского.

Вскоре умер предстоятель Церкви в Ликии. Почивший владыка вел праведную жизнь, был очень любим своей паствой, его почитали за святейшего, поэтому на его место искали такого же, который не уступал ему в благочестии. Один из архиереев на Соборе предложил попросить у Бога помощи и сказал, что по их молитвам Господь поможет найти нового предстоятеля.
После этого решения одному из участников Собора было ночное видение, в котором Господь подсказал, что архиепископом нужно назначить того, человека, кто первым окажется утром в храме. У этого человека будет имя– Николай. По первым в притворе храма утром увидели человека, который на вопрос епископа о своем имени, ответил:

«Имя мое Николай, я раб твоей святости, владыка».

Такое смирение и кротость очень понравились епископу и он с радостью представил будущего архиепископа духовенству и народу.
Сначала святитель Николай пытался отказаться от такой чести, но узнав об откровении свыше, усмотрел в этом Божью волю и согласился. При этом он, понимая какую ответственность взял на себя перед людьми и Господом, говорил себе, что теперь ему необходимо было жить для спасения других, а не только себя.

Николай Чудотворец был избран архиепископом города Миры приблизительно в 300 году. Невзирая на высокую должность, он все равно оставался для своей паствы образцом смирения, кротости и любви к людям.
Одежда святого была простой и скромной, никаких украшений святитель Николаи не имел, постную еду принимал раз в сутки, при этом нередко прерывая или отменяя свою простую трапезу, чтобы помочь кому-нибудь, кто нуждался в его советах или помощи.
Во время начала служения Николая Чудотворца в архиерейском сане, в 302 году, Римская империя устроила уничтожение христиан. По приказам правителей Диоклетиана и Максимиана христиане должны были отречься от веры и стать идолопоклонниками. Конечно же, святитель Николай не сделал это и поэтому, прожив на земле около 50 лет, оказался в темнице, где он подвергался мучениям на дыбе и другим пыткам.
Жестокость к христианам не привела к желанным результатам и потихоньку, начиная с 308 года, гонения стали ослабевать. В 311 году, незадолго до смерти императора Максимиана, был обнародован указ о запрете преследований христиан.
В результате радиологических исследований мощей святителя Николая, были обнаружены костные нарушения, характерные для людей, которые долго находились под влиянием сырости и холода. Это подтверждает, что святителя Николая долго, скорее всего не один год, содержали под стражей. Но Господь хранил Своего избранника потому, что ему предстояло за его деяния и чудотворения стать светилом и великим столпом Церкви.
Когда Николая Чудотворца освободили из темницы (около 311 года), святитель снова вернулся к своему служению Господу в город Миры, где уже как мученик, снова продолжил исцеление людских страстей и болезней.
Но еще не раз в Ликии возобновлялись гонения на христиан, которые продолжались вплоть до 324 года, когда Великий равноапостольный царь Константин окончательно не победил правителя Ликиния и объединил разделенное прежде государство в могучую империю.

В Мирах, как и во всей Римской империи осталось много языческих святилищ, которым по привычке поклонялась некоторая часть горожан. Святитель Николай, пользуясь благоволением царя Константина к Христовой Церкви, начал вести с язычеством непримиримую борьбу. В те времена это требовало немалых сил и мужества, ведь тогда еще много оставалось поклонников язычества, которое не мог запретить даже император Константин из-за риска государственного мятежа.
Кроме этого, враг рода человеческого попытался испытать христианскую Церковь еще одной напастью – арианской ересью. Пресвитер Арий создал свою теорию, по которой Христос был меньший Бог, чем Бог Отец и имел другую сущность, а Святой Дух был Им подчинен. Кроме этого, возникло еще несколько сект и течений, таивших в себе опасность для христиан и поэтому император Константин решил созвать в 325 году Первый Вселенский Собор в Никее, на котором были приняты главные положения православной веры и появился на свет Символ веры. Также была предана проклятию арианская ересь.